Н п огарев краткая биография. Огарёв, Николай Платонович. Русский по-эт, пуб-ли-цист, ре-во-люционный дея-тель

Есть имена, которые судьба и история связали незримыми нитями. В этом ряду - Маркс и Энгельс, Сартр и Камю, Герцен и Огарев. И это - при весьма непростых личных взаимоотношениях. Крепкая дружба и единомыслие нередко оказывались выше личных пристрастий или антипатий. И даже когда фигура одного заслоняла фигуру другого - что ж, талант дается человеку от Бога или от природы. Герцен, конечно, был куда талантливее Огарева, хотя и, по язвительному замечанию , как будто сразу родился эмигрантом. А Николай Платонович последовал за верным другом туда же, в Англию…

Биография Николая Огарева

Николай Огарев был выходцем из богатой дворянской семьи, родился он 24.11.(6.12.) 1813 года. Получил прекрасное домашнее воспитание и образование. Впрочем, его детство было омрачено трагедией - в два года он потерял мать. Мальчик рос натурой сентиментальной и впечатлительной. Чтение входило в круг его любимых занятий. Благодаря дядьке-гувернеру произошло судьбоносное знакомство Огарева с Герценом, продолжавшееся, как говорится, до гробовой доски. Притянулись полюса: один - энергичный и деятельный, другой - рассудочный и мечтательный. Сильнейшее впечатление на обоих оказало выступление декабристов.

Юноши возомнили себя продолжателями дела первых дворянских революционеров, даже дали клятву никогда не изменять своим идеалам. Несмотря на то, что оба были еще в «младых летах», а молодости вообще свойственно горячо откликаться на все, что кажется честным и справедливым, и Огарев смогли пройти раз выбранным путем до конца, что уже само по себе вызывает уважение. Огарев постигал азы наук на правах вольнослушателя в Московском университете. Там возник студенческий кружок, настроенный оппозиционно по отношению к монархической власти в России.

Вскоре последовали репрессии. Обоих друзей подвергают сначала аресту, затем административной высылке. Так Огарев оказывается в Пензе, подле тяжело больного отца. Там же он знакомится с первой женой - Марией Львовной, ставшей одним из главных проклятий его жизни - слишком уж несхожими по характеру они окажутся. В 1856 году Огарев навсегда покидает Россию и воссоединяется с Герценом. Вскоре следует очередная семейная драма - вторая жена Огарева, Наталья Алексеевна, уходит именно к самому преданному другу - Герцену. Огарев ни словом, ни намеком никогда не упрекнул ни ее, ни друга - таков уж он был по характеру: мягкий, добрый, прощающий, даже когда невыносимо больно.

Одиночество Огарева скрасила Мэри Сатерленд, женщина из самых низов английского общества. Умер Огарев в 1877 году.

Творчество Николая Огарева

У Огарева, пожалуй, нет того самого одного стихотворения или даже нескольких строчек, строф, которые прославили бы его имя и поставили в один ряд с первоклассными русскими поэтами. Да, писал он по преимуществу лирические стихотворения, которые навеяны были романтическими увлечениями юности. В каком-то смысле Огарев оказался «литературным старовером», опоздавшим родиться, ибо эпоха романтизма уже заканчивала свой век. Многое из написанного - дань увлечению немецким романтизмом. Отчасти Огарев заново переписывает , ибо почти нигде любовь у него не выражена в настоящем времени: она уже прошла, отбушевала, но еще тревожит душу, питает ее сладким ядом воспоминаний.

Благодаря» советским критикам Огарев снискал репутацию самого мрачного русского поэта. Огаревым написано несколько поэм. Наиболее известная из них - «Юмор». В эмиграции он много занимался публицистикой, издал сборник русской «потаенной» литературы, снабдив его пространным предисловием. Активно сотрудничал как в «Колоколе», так и в «Полярной звезде».

  • В марте 1966 года прах Николая Огарева был доставлен в Россию и захоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
  • На Кавказе Огареву посчастливилось познакомиться с некоторыми из боготворимых им декабристов. Наиболее сильное впечатление на него произвел Александр Одоевский.

Николай Платонович Огарев (1813-1877)

Русский революционер, публицист, поэт, друг и соратник А. И. Герцена. Родился в дворянской семье. Рано лишился матери. Первоначальное образование получил дома. В 1830 г. поступил в Московский университет, где в то время уже учился А. И. Герцен. Хотя Н. П. Огарев числился вольнослушателем юридического факультета, он посещал также и лекции на физико-математическом и словесном факультетах. Интересы к естествознанию и философии роднили его с Герценом.

Мировоззрение Н. П. Огарева формировалось главным образом под воздействием движения декабристов, а также идей Великой французской революции, поэзии А. С. Пушкина, К. Ф. Рылеева, произведений Ж.-Ж. Руссо, Ф. Шиллера, идей западноевропейского утопического социализма. Вокруг Н. П. Огарева и А. И. Герцена возник студенческий кружок, в котором преобладали политические интересы. В 1834 г. Н. П. Огарев вместе с А. И. Герценом и некоторыми другими участниками кружка был арестован и после 9 месяцев тюрьмы сослан в Пензенскую губернию.

Педагогические идеи Н. П. Огарева возникли вместе с его проектами улучшения форм хозяйствования помещиков. Так, в 1837 г. Огарев задумал учредить губернские комитеты сельского хозяйства. Ими должны были руководить лучшие хозяева-помещики. В ведении этих комитетов должны находиться и сельские училища («училища сельского хозяйства»), где преподавались бы грамота, закон божий и теория агрономии с возможными применениями на опыте.

После смерти отца (1838) Н. П. Огарев освободил от крепостного состояния своего первого учителя, а в начале 1839 г. им были отпущены на волю крестьяне с. Верхний Белоомут Рязанской губернии с обязательством уплатить ему выкуп за землю.

Во время поездки на Кавказ с разрешения пензенского губернатора (1838) Н. П. Огарев познакомился с поэтом-декабристом А. И. Одоевским. Эта встреча описана им в рассказе «Кавказские воды». После окончания срока ссылки (1839) Н. П. Огарев вернулся в Москву, где сблизился с В. Г. Белинским и Т. Н. Грановским. В идейной борьбе 40-х гг. вместе с Белинским и Герценом он стоял во главе зарождавшегося революционно-демократического направления.

1841-1846 годы Н. П. Огарев провел за границей. Длительное путешествие по Европе (Париж, Рим, Вена, Берлин и другие города) обогатило его новыми впечатлениями о разных сторонах жизни народов Франции, Италии, Австро-Венгрии, Германии. За границей Н. П. Огарев встретился с В. Ф. Одоевским (1842), изучавшим постановку обучения в сельских начальных школах. В эти же годы Н. П. Огарев познакомился с произведением Л. Фейербаха «Сущность христианства» (1841) и понял разрушительную силу этой книги для христианства.

После возвращения в Россию Н. П. Огарев переехал в одно из своих имений - Старое Акшено Пензенской губернии (1846-1851). При посещении с. Верхний Белоомут, куда он попутно заехал, чтобы посмотреть, как живут прежние его крепостные, он понял, что многие попали в новую неволю: богатые крестьяне взяли на себя немалую долю выкупа вместо неимущих, а за это пользовались их наделами и личным трудом. Огарев задумал превратить помещичью усадьбу в показательную ферму и открыть заводы и фабрики -- винокуренные и сахарные. Но крестьяне не поняли Огарева, по вековечной привычке не доверяя барину.

Н. П. Огарев пришел к выводу о необходимости распространения грамотности в народе. Он составил проект «Народной политехнической школы», чтобы с ее помощью преодолеть косность и невежество, возбудить интерес к знаниям и подготовить крестьян к овладению рациональными формами сельскохозяйственного труда. Крепостничество выработало привычку к рабству, слепое повиновение, «нехотение постоять за свое право открыто». Эту психологию крестьянина Огарев намеревался изжить школьным воспитанием, призванным активизировать его личность, сделать способным к решительным действиям, к борьбе за право на человеческую жизнь.

Проект Н. П. Огарева представляет большую теоретическую ценность как одна из первых попыток использования общего образования народа для улучшения крестьянского труда и быта. Огарев считал «Народную политехническую школу» едва ли не главным средством переделки психологии крестьян. Заслугой его несомненно является то, что он обосновал новый тип школы для народа, хотя и неосуществимый в то время.

При вторичном аресте Н. П. Огарева (1850) жандармы нашли черновики его статьи «Рассуждения об основах народного образования», содержавшие положения проекта и другие мысли о том, каким он представлял себе школьное дело для народа.

Последующее хозяйствование Н. П. Огарева в Симбирской губернии с целью внедрения «очеловеченного» вольнонаемного труда (на Тальской писчебумажной фабрике) окончилось крахом (фабрика сгорела). Этот период (1851-1855) промышленных поисков Огарева, вероятно, убедил его, что идеальные представления сначала об образцовой ферме, а потом об образцовой фабрике по переделке психологии «русского мужика» в духе Р. Оуэна требуют серьезных поправок. В 1856 г. он уехал в Англию. В Лондоне возобновилась его литературно-публицистическая деятельность. Совместно с А. И. Герценом он руководил Вольной русской типографией, издавал газету «Колокол», сотрудничал в «Полярной звезде», был неутомимым пропагандистом революционных идей, участвовал в подготовке и создании общества «Земля и воля».


Русский букварь для обучения чтению. Собственность департамента народного просвещения. Спб., 1846. В противоположность прекрасно изданным азбукам для домашнего обучения в дворянско-помещичьих семьях официальный букварь, утвержденный департаментом народного просвещения, был маленькой, в 28 страниц, книгой без иллюстраций, отпечатанной на плохой бумаге. В течение двух десятков лет он был одним из основных пособий для начального обучения. Этот букварь последовательно проводит официальное указание о том, что "закон божий - единственно твердое основание всякому полезному учению". Сохраняя устаревшую методику преподавания, пособие обучает церковной и гражданской азбукам. Более половины текстов и примеров религиозного содержания набраны кириллицей. Небольшое количество гражданских нравоучительно-назидательных текстов учит детей покорности, благонамеренности. Букварь ярко иллюстрирует, каким было просвещение для народа в самодержавно-крепостнической России

ОГАРЕВ, НИКОЛАЙ ПЛАТОНОВИЧ (1813–1877), русский поэт, публицист, революционный деятель. Родился 24 ноября (6 декабря) 1813 в Петербурге, из старинного дворянского рода. Рано потерял мать, детство провел в имении отца (Пензенская губ.), которое для болезненного мальчика (Огарев страдал эпилепсией) на всю жизнь осталось «местом романтической привязанности». С 1820 жил в Москве. К 1826 относится начало его многолетней дружбы с А.И.Герценом , дальним родственником и единомышленником в восторженном приятии либерально-освободительных и антидеспотических идей декабризма. Летом 1826 (или 1827) на Воробьевых горах друзья поклялись посвятить свои жизни борьбе за свободу народа. В 1829 Огарев, получивший прекрасное домашнее образование, поступил вольнослушателем на физико-математическое отделение Московского университета, посещал также лекции словесного и нравственно-политического (юридического) отделения, куда перешел в 1832 (оставил в 1833), одновременно начав службу в Московском архиве коллегии иностранных дел. Сложившийся вокруг друзей (Герцен также учился в университете) студенческий кружок способствовал интенсивной умственной работе Огарева, особенно увлеченного в эти годы идеями французских социалистов-утопистов. В 1834 был арестован за распевание «пасквильных» стихов, порочащих царскую фамилию; с лета 1834 по весну 1835 пробыл в одиночном заключении, затем сослан в имение отца. Был определен в канцелярию гражданского губернатора А.А.Панчулидзева, на племяннице которого М.Л.Рославлевой женился в 1836. В 1838, во время лечения на кавказских минеральных водах (Пятигорск), сблизился с А.И.Одоевским и другими ссыльными декабристами.

После смерти отца (1838) занялся освобождением части своих крестьян (соответствующий договор утвержден Николаем I в 1842) и (во второй половине 1840-х годов) воплощением «индустриальных» проектов – организацией вольнонаемного труда крепостных. К 1839 относятся разрешение Огареву переезда в Москву, знакомство с В.Г.Белинским и споры с ним, как и с другими гегельянцами (в т.ч. с давним другом, известным историком-«западником» Т.Н.Грановским), о роли живого чувства, любви в эволюционном развитии человечества. Годы 1841–1846 Огарев провел (с перерывами) в Германии, Швейцарии, Италии, Франции, активно поддерживая дружеские и литературно-философские связи с соотечественниками в России и за рубежом. Сложные отношения с женой, не разделявшей ни его радикализма, ни философских и поэтических исканий, привели к разрыву. По возвращении на родину Огарев, несмотря на разочарование от результатов произведенного им эксперимента с освобождением крепостных (малоимущих закабалили богатые крестьяне), продолжает задуманные реформы: строит в своих селах суконную фабрику, сахарный и винокуренный заводы, покупает писчебумажную фабрику, начинает лесные промышленные разработки, постройку речных судов, открывает школы, больницы и т.п., сам увлеченно занимаясь при этом медициной, фармакологией, педагогикой, экономикой и статистикой.

Хозяйственная деятельность Огарева не принесла желаемого успеха, о чем, в частности, не без самоиронии рассказано в автобиографических строках поэмы Огарева 1840-х годов Деревня (незавершена, опубл. 1908) и стихотворной повести Господин (опубл. 1857), и в 1848 он был почти разорен. К этому же времени относится начало истории его любви к Н.А.Тучковой (дочери уездного предводителя дворянства, бывшего члена декабристского Союза благоденствия), осложненное доносом отца жены Огарева на «безнравственность», «вольнодумие» и участие в создании «коммунистической секты», в связи с чем Огарев находился несколько месяцев в заключении, был отдан под надзор полиции и лишен права выезда за границу.

Оформив после смерти первой жены (1853) отношения с Тучковой (будущей мемуаристкой, известной по публикациям как Тучкова-Огарева; с 1857 – гражданская жена Герцена), Огарев вместе с ней в 1856 покинул Россию. Поселившись в Лондоне, жил либо в доме Герцена, либо по соседству с ним. Начиная с 3-го номера совместно с Герценом выпускает оппозиционный антикрепостнический и антицаристский альманах «Полярная звезда»; с 1857 – газету «Колокол» с приложением «Общее вече», серию сборников «Голоса из России», ставшие влиятельной политической силой в России (куда доставлялись тайно) и Европе (так, в «Колоколе» печатались Дж.Гарибальди, В.Гюго, Ж.Мишле). Много сил отдал Огарев изданию Дум К.Ф.Рылеева, сборников Русская потаенная литература XIX столетия , Свободные русские песни , помощи Бернской типографии, печатавшей радикально-обличительную литературу, Гейдельбергскому кружку передовой молодежи, участию в разработке плана русской подпольной организации «Земля и воля».

Совместно с Н.Н.Обручевым в июле 1861 Огарев пишет прокламацию Что нужно народу ? В ряде статей «Колокола» и «Полярной звезды» критикует буржуазный парламентаризм Европы, капиталистические процессы в Европе и Америке. Народнические утопии Огарева находят выражение в апологии русской земельной общины и возлагаемых на нее социальных надеждах. В 1865 Огарев и Герцен переезжают в Швейцарию, куда в то время переместился центр русской эмиграции. В отличие от Герцена, не принимавшего неразборчивости в средствах т.н. «молодой эмиграции», Огарев пытается наладить контакты с ней, в т.ч. с анархистом М.А.Бакуниным и террористом-заговорщиком С.Г.Нечаевым, участвуя в его издании нового «Колокола» (1870).

С 1875 в Англии, где изгоняемый швейцарским правительством Огарев поселился вместе с «англичанкой простого звания» Мэри Сатерленд, в 1858 поднятой им с лондонского «дна» и ставшей до конца дней его преданным другом, сближается с известным революционным народником П.Л.Лавровым , выступая в редактируемом последним периодическом двухнедельном обозрении «Вперед!» с собственными статьями и подборками материалов о России в заграничной прессе.

Поэтическое и публицистическое творчество Огарева составляет существенную часть истории отечественной литературы 19 в. В его публицистику вошли трактат Profession de foi (Исповедание веры , 1916), отразивший глубокие религиозные искания молодого Огарева, социально-экономические изыскания конца 1840-х годов (Замечания на статью... , 1847, и др.), пламенно-обличительные статьи и прокламации 1850–1870-х годов Русские вопросы (1856–1858), Правительственные распоряжения (1858), Московский комитет (1858–1859), Под суд ! (1859, совместно с Герценом), Разбор нового крепостного права (1861), а также концептуальные статьи Памяти художника (1859), посвященная судьбе А.А.Иванова, критике теории «искусства для искусства», порожденной «эпохой общественного падения», и призывающая творческую молодежь отражать в своих произведениях «общественные страдания и все элементы живой общественной жизни»; Первый ответ и Второй ответ старому другу (обе 1869), отстаивающие, в духе бакунинского анархизма, необходимость тотального разрушения всех существующих институтов; Главные основы будущего общественного строя (1870) и др.

Начав в 1823 с элегических стихов, в зрелые годы Огарев наиболее ярко заявил о себе гражданской лирикой некрасовского накала и широкого социального спектра, нередко агитационно-пафосной, иногда философско-медитативной, порой задушевно-ностальгической, неизменно ясной по мысли и стилю, композиционно и ритмически четко организованной, отмеченной характерным для русской демократической поэзии 1860–1870-х годов сплавом разговорной, даже фольклорно-просторечной лексики и «газетной» декламационности (стихотворения Деревенский сторож , 1840; Кабак , 1841; Дорога , положено на музыку автором, Изба , оба 1842, и др., где с сочувствием изображены типы сельских неудачников; На смерть поэта , посвященное А.С.Пушкину, 1837, опубл. 1931, На смерть Лермонтова , 1841, опубл. 1937; ставшее солдатской песней Арестант , 1850, опубл. 1869; Свобода , 1858, стало революционной песней; Памяти Рылеева , 1859; Михайлову , 1862, заключительная часть которого – «Закован в железы, с тяжелою цепью» – также стала революционной песней; Памяти Герцена , 1870, и имитирующие народный раешник и речитатив Песня русской няньки у постели барского ребенка , Размышления русского унтер-офицера перед походом , поэмы Гой, ребята, люди русские !, Восточный вопрос в панораме , обе 1869, и др.). Созданные в эмиграции социально-критические поэмы распространялись в России в списках (Юмор , 1840–1841, опубл. 1857; С того берега , Тюрьма , обе 1857; Рассказ этапного офицера , Матвей Радаев , 1859, полностью 1866); частично незавершенные, иногда они распадались на отрывки, популярные в подпольном репертуаре (песня казака из поэмы Дон , заключительные строки поэмы Забытье и др.).

Романтические стихи первого периода творчества Огарева разнообразны по философской ориентации (от Сен-Симона до Г.В.Ф.Гегеля), нередко насыщены религиозно-мистическими мотивами («Я видел вас, пришельцы дальних стран», 1838) и одухотворены поиском абсолютной истины и справедливости, метафорой которых для поэта нередко выступает христианство (стихотворения Иисус , Христианин ). В рефлективной лирике цикла Монологи (1844–1847), вызвавшей критику сторонника активных форм протеста Белинского, Огарев создает образ одинокого человека, страдающего комплексом «гамлетизма», неверием в свою способность изменить мир. Позднее в стихотворной повести Господин Огарев разоблачил тип «лишнего человека» и либерала во дворянстве. Амплуа поэта-борца, с которым он вошел в литературу, отразилось и на любовной лирике Огарева, этом своеобразном дневнике «утаенной любви», нередко перемежающемся гражданскими раздумьями (На наш союз святой и вольный... , 1850–1852, и др.). Задушевны многие бытовые и пейзажные поэтические зарисовки Огарева, с тонкой музыкальностью передающие динамику настроения автора, философским психологизмом отмечена поздняя лирика поэта. Автор стихотворных циклов Воспоминания детства (1856–1861), Настоящее и думы. Письма к Герцену (1863, опубл. 1953) и др., сатирических стихов и эпиграмм, переводов из Г.Гейне, Фр.Шлегеля, незавершенных драматических сцен Исповедь лишнего человека .

Умер Огарев после эпилептического припадка в Гринвиче близ Лондона 31 мая (12 июня) 1877; в 1966 прах был перезахоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

В семье богатого помещика - поэт, публицист.

Раннее детство прошло в пензенской деревне отца, где он общался с крепостными крестьянами. В автобиографических «Записках русского помещика» (70-е гг.) Николай Платонович писал, что он воспитывался на чувстве «ненависти крепостного человека к барству».

В 1841-42 и 1842-46 Николай Платонович Огарёв выезжал за границу.

С осени 1846, почти безвыездно жил в пензенском имении Старое Акшено, а затем на купленной им Тальской писчебумажной фабрике (Симбирская губерния).

В середине 40-х гг. отпустил на волю своих крепостных - белоомутских крестьян.

Романтические мотивы раннего творчества Огарёва, созвучные развитию всей прогрессивной литературы 30-х гг., и прежде всего лирике Лермонтова , отвечали настроениям передовых людей его времени, болезненно переживавших поражение декабристского движения и наступление реакции. В стихотворениях поэта конца 30-х гг. в то же время ощутимы сильные тенденции к реалистическому изображению действительности, показу простых, обыденных явлений жизни. Здесь и яркие бытовые зарисовки:

«Моя лампада», 1838;

«Ночь», 1839,

и правдивые картины родной природы

«Осеннее чувство», 1839,

и образы, почерпнутые из устной народной поэзии

«Песня», 1839.

В 1840 в «Отечественных записках» и «Литературной газете» впервые появились стихотворения Огарёва:

«Старый дом»,

«Кремль»,

«Деревенский сторож»,

переводы из Гейне) и сразу обратили на поэта внимание читателей и критики. Ранние реалистические стихотворения Огарёва высоко оценил Белинский , усматривая в них залог будущего идейного развития поэта. «В душе этого человека есть поэзия»,- восклицал критик под впечатлением стихотворения «Деревенский сторож» (1840).

Глубокое воздействие на поэзию Николая Платоновича оказало поэтическое наследие декабристов, и прежде всего Рылеева . Живой всесторонний интерес к деятельности дворянских революционеров 20-х гг. был присущ поэту на протяжении всей его жизни. Как и Герцен, он рано осознал себя наследником декабристских традиций. Тема декабризма стала одним из основных мотивов его поэзии - от раннего стихотворений

«Я видел вас, пришельцы дальних стран...» (1838)

до стихотворения Огарёва-эмигранта

«Памяти Рылеева» (1859),

«И, если б мне пришлось прожить еще года...» (1861),

«Героическая симфония Бетховена» (1874) и другие.

Вольнолюбивый пафос передовой русской поэзии 20-30-х гг. XIX в., гражданские мотивы творчества Пушкина , Рылеева, Одоевского, Лермонтова органически определили ведущие, основные принципы эстетики Огарева. Весьма характерно в этом отношении его стихотворение «На смерть поэта» (1837), вызванное гибелью Пушкина и близкое своей страстной обличительной силой, как и яркой эмоциональной окрашенностью, знаменитому стихотворению Лермонтова.

Отзвуки гражданской поэзии декабристов слышны в ранней поэме Огарёва «Дон» (1838-39, опубликовано в 1888). В поэзии поэта отразился важнейший исторический момент в развитии русской революции - кризис первого, дворянского периода и затем наступление периода разночинского, или буржуазно-демократического. Подобно Герцену, он не видел тогда революционного народа в России и не мог верить в него. Ощущение безнадежности борьбы передового русского общества, чувство бессилия, доходящего порой до полного отчаяния,- эти настроения романтической и философской лирики молодого Огарёва, тесно переплетаясь с мотивами протеста и обличения существующего строя, отражали тягостное сознание поэтом своей оторванности от народа, одиночества.

Проявления этого «гамлетовского» направления в поэзии Огарёва решительно осуждал Белинский. Однако настроения тоски и обреченности в поэзии Огарёва, ее отвлеченно-философские, условные образы преодолевались поэтом.

В идейно-политической борьбе 40-х гг. Николай Платонович, вслед за Белинским и Герценом, решительно размежевался с буржуазно-дворянскими либеральными кругами, отстаивал передовые общественные идеи, выстраданные демократическими кругами России под гнетом царизма, в напряженной борьбе с реакцией.

Почетное место принадлежит Огарёву в развитии русской материалистической философии. Философские искания поэта после кратковременного увлечения идеалистическими и мистическими учениями завершились стройной материалистической системой взглядов на природу. «Разум взял свое,- писал Огарёв еще в начале 40-х гг.,- мистицизм растаял, как воск на свечке» (письмо к М. Л. Огаревой, 1841). Поэт оценил революционное значение диалектического метода: в поэме «Юмор» (1840-41) он писал о передовых философских идеях, что, «если б понял их народ, наверно б был переворот». Непосредственное участие Огарёва в общественно-политических исканиях русской передовой мысли 40-х гг. явилось могучим источником социального оптимизма его поэзии, принимавшей ярко выраженный реалистический характер. Правдивые, реалистические зарисовки жизни русской деревни, образы крепостных крестьян в стихотворениях и поэмах Николая Платоновича этого периода предвосхищали поэзию Некрасова . «Сколько реализма в его поэзии и сколько поэзии в его реализме!» - говорил о стихотворениях Огарёва Герцен. Стихотворения:

«Деревенский сторож»,

«Кабак» (1841),

«Дорога» (1841),

«Изба» (1841-42) и многие другие показывают, что социальные и эстетические искания Огарёва уже в начале 40-х гг. не только не замыкались в кругу романтически абстрактных проблем его ранней философской лирики, но решительно вели поэта к широким реалистическим обобщениям. В своих стихотворениях поэт отразил напряженную идейную борьбу, активным участником которой он был, мучительные поиски передовой русской общественной мыслью правильной революционной теории («Монологи», 1844-47; «Искандеру», 1846; «Друзьям», 1840-41, и другие).

О несомненном углублении реализма в творчестве Николая Платоновича Огарёва, связанном с ростом его революционных настроений, свидетельствовали его поэмы 40-50-х гг.: начальные части

повести в стихах «Деревня» (1847),

«Господин» (конец 40-х гг.),

Поэма «Юмор» проникнута патриотической верой в свою страну и народ, культом юношеской дружбы, любовью к родным пейзажам, знакомым с детства образам родины. Но гнев и ненависть поэта вызывают картины бесправия народа, «аристократов рабский круг», весь «политический быт» николаевской России. Через всю поэму проходит призыв к революционному действию. Выдающийся памятник революционных настроений русской интеллигенции прошлого, поэма «Юмор» поныне сохраняет свое большое историческое и художественное значение.

В стихотворной повести «Деревня» поэт рассказал о своих неудачных попытках хозяйственных «преобразований» на основе утопических проектов организации фабрики с вольнонаемным трудом крепостных крестьян. Убедившись в невозможности в условиях крепостнического строя осуществить свои планы, герой поэмы Юрий, по существу, приходит к мысли о революционной эмиграции.

Резкое сатирическое изображение «лишнего человека», русского помещика Андрея Потапыча, содержала повесть в стихах «Господин». Как бы предваряя по своему характеру поэму Некрасова «Саша», повесть «Господин» свидетельствовала о растущем критическом отношении Огарёва к дворянской интеллигенции.

Глубоко правдивыми картинами народного быта была отмечена поэма «Зимний путь», имевшая большой успех в русских литературных кругах.

Реакционные и либеральные буржуазно-дворянские критики стремились представить Огарёва поэтом «безвременья», наступившего после поражения декабристского движения, как «чистого лирика», чуждого общественной жизни и политической борьбы своего времени.

Против явного искажения места поэзии Огарёва в развитии русской литературы выступил Чернышевский на страницах «Современника» (1856). Статья Чернышевского, посвященная сборнику стихотворений Огарёва, глубоко анализировала историческое значение поэзии и всей деятельности поэта. Жизнь и произведения Огарёва, писал Чернышевский, принадлежат истории. Чернышевский ставит в своей статье задачу показать в поэзии Огарёва «отпечаток школы, в которой воспитывался его талант». Произведения поэта рассматриваются им как отражение идейной жизни передового русского общества 30-40-х гг. Высокая оценка поэзии Николая Платоновича тесно связывалась Чернышевским с признанием больших революционных заслуг Герцена и Огарёва перед русской литературой и освободительным движением. Он называет поэта «одним из представителей своей эпохи»; именно поэтому ему «принадлежит почетное место в истории русской литературы - слава, которая суждена очень немногим из нынешних деятелей».

Усиление реакции после поражения революции 1848 в Западной Европе привело к новым преследованиям поэта со стороны царского правительства.

В феврале 1850 Огарёв по доносу пензенского губернатора был арестован по обвинению в участии в «коммунистической секте» и доставлен в Петербург; «обвинение в коммунизме не подтвердилось», как было сказано в отчете III отделения, но за поэтом был снова установлен полицейский надзор.

Весной 1856 Николай Платонович навсегда уехал из России и присоединился в Лондоне к Герцену. Он принимает самое горячее участие в деятельности Вольной русской типографии. В. И. Ленин видел великую революционную заслугу Герцена в организации вольной русской прессы за границей. Поэт с полным правом делит с Герценом эту заслугу. Именно ему принадлежала мысль о создании «Колокола», стихами поэта открывался первый лист знаменитой газеты (1857); по инициативе Огарёва выходило приложение к «Колоколу» - «Общее вече» (1862-64).

В начале 60-х гг. Николай Платонович деятельно участвовал в организации тайного революционного общества в России, играл видную роль в создании и деятельности «Земли и воли» 60-х гг. Он настойчиво искал возможности совместной работы с «молодыми эмигрантами» из революционных разночинцев. Период жизни в эмиграции ознаменовался в идейном развитии Огарёва переходом на позиции революционной демократии.

Стихотворения, поэмы и публицистические статьи поэта содержали резкую критику буржуазно-мещанских отношений на Западе. В буржуазном строе он усматривает «новый вид рабства, при котором для большинства народонаселения гражданская свобода равна нулю» («Русские вопросы. Крестьянская община», 1858). Буржуазия, по мысли Николая Платоновича, развивалась «на счет народа», «противопоставив свою власть капитала его нищенству». Свобода труда, свобода приобретать, широко рекламировавшаяся буржуазной пропагандой, «оказалась больше насмешкою, чем правом». Буржуазное развитие, приходит он к выводу, «привело человеческое общество к нечеловеческому образу» («Русские вопросы. Крестьянская община»). Наблюдая картины буржуазной действительности в ряде европейских государств, поэт-демократ вынес из своих впечатлений глубокое убеждение в великом предназначении родного народа. Однако вера поэта в революционную силу народных масс России вскоре после отъезда в эмиграцию приобрела ярко выраженный народнический характер. Именно утопическая теория «русского социализма», одним из создателей которой, наряду с Герценом, был Огарёв, должна была, по его мысли, указать России путь избавления «от всех страданий западного развития». «Внутреннюю ткань» русского народа, в силу которой Россия могла бы прийти к «свободному устройству», то есть к социализму, Огарёв Н.П. усматривал в крестьянской общине и в общинном землевладении.

Историческое значение революционной проповеди поэта определялось боевым демократизмом, которым была пронизана вся деятельность поэта-эмигранта. Вслед за Герценом он разоблачает грабительский характер прославляемого либералами «освобождения крестьян» и так называемой крестьянской реформы. «Старое крепостное право,- писал Огарёв в «Колоколе»,- заменено новым. Вообще крепостное право не отменено. Народ царем обманут!» («Разбор нового крепостного права», 1861). Известия о жестоком усмирении крестьянских волнений в России вызывают у поэта гневную характеристику Александра II как «убийцы и палача». «Разрыв с этим правительством,- утверждает Огарёв,- для всякого честного человека становится обязательным». Борьба Огарева Н.П. на страницах «Колокола» с «робкой», «золотушной» мыслью русских либералов была отмечена в статье В. И. Ленина «Памяти Герцена»».

Стихотворения и поэмы Огарёва Николая Платоновича периода его эмиграции призывают к решительной борьбе с самодержавием, причем важнейшей движущей силой этой борьбы поэт начинает рассматривать революционный протест самого народа.

В конце 50-х - начале 60-х гг. поэт пишет поэму «Забытье», завершавшуюся популярной впоследствии песней о народном восстании в России.

Тема борьбы революционного народа в поэзии и публицистике Огарёва 60-70-х гг. занимает ведущее место. Его поэтические послания к революционной молодежи «Михайлову», 1862;

«Сим победиши», 1863, и другие),

Стихотворения

«Свобода» (1858),

«До свиданья» (1867),

«За новый год» (1876), обращения к Герцену-Искандеру получали широкое распространение в России, в частности в русском революционном подполье, нередко печатались в виде листовок и оказали значительное влияние на демократическую поэзию 60-х гг.

Большое художественное значение имели поэмы Огарёва Николая Платоновича лондонского периода:

«Сны» (1857),

«Ночь» (1857),

«Тюрьма» (1857- 58),

Патриотический пафос поэзии поэта, органическое единство его поэтической и революционной биографии обусловили художественное своеобразие творческого наследия поэта. В реалистических картинах его стихотворений и поэм запечатлен путь русского освободительного движения 40-70-х гг. XIX в. Его излюбленными жанрами были стихотворения-послания, обращения или поэма-исповедь, рассказ характерны самые названия:

«Другу Герцену»,

«К друзьям»,

«Грановскому»,

«Монологи»,

«Раздумье»,

«Исповедь лишнего человека»,

«Рассказ этапного офицера» и другие.

Своеобразие этих жанров открывало перед ним возможность непосредственного разговора с читателем, усиливая тем самым агитационно-пропагандистское звучание его поэзии. Из прозы Огарёва Н.П. наиболее значительны сохранившиеся отрывки из повестей 40-х гг.

«Гулевой»,

«История одной проститутки»,

«Саша», написанных в стиле «натуральной школы», и автобиографические записки, относящиеся к 50-70-м гг. и написанные под явным воздействием мемуаров Герцена «Былое и думы». В лучших своих страницах - «Кавказские воды», фрагменты из «Моей исповеди», «Записки русского помещика» и других - воспоминания Огарёва стали исповедью поколения, яркой летописью его идейных исканий.

Большое значение имела литературно - критическая деятельность Огарёва Развернувшаяся в годы его революционной эмиграции, она отвечала задачам борьбы русской демократии за идейное, целенаправленное искусство. Статьи-предисловия Огарёва к лондонскому изданию «Дум» Рылеева (1860) и к сборнику «Русская потаенная литература XIX столетия» (Лондон, 1861), статья «Памяти художника» («Полярная звезда» на 1859 г., кн. V), написанная в связи со смертью А. А. Иванова, содержали развернутое изложение его эстетических воззрений и взглядов на русский: историко-литературный процесс. Продолжая традиции передовой русской эстетической мысли, Николай Платонович глубоко связывал развитие литературы, возникновение великих произведений искусства с общественными условиями. Он верил в великое будущее передовой русской литературы, неразрывно связавшей свою судьбу с революционным движением народных масс.

В апреле 1865 Огарёв Н.П. переехал в Женеву, куда была перенесена деятельность Вольной русской типографии. Здесь прошло около десяти лет его жизни, исполненной напряженной издательской работы, составлению многочисленных прокламаций, брошюр и листовок.

В сентябре 1874 Николай Платонович Огарёв возвращается в Англию. Поэт занял почетное место в истории русской литературы и общественной мысли как крупный деятель освободительного движения нашего народа, талантливый поэт и публицист русской революционной демократии, философ - материалист.

В 1913 столетие со дня рождения поэта большевистская «Правда» писала: «Огарев ценен как поэт, у которого наряду с грустной лирикой столько бодрых призывов и веры в несомненно грядущую яркую, свободную, счастливую жизнь для всех людей».

Умер 31.V(12.VI).1877 г. в Гринвиче в Англии.

(6.12 (24.11).1813, г. Петербург - 12.06 (31.05).1877, г. Гринвич, Великобритания),

поэт, публицист, философ, политический деятель. Происходил из среды родовитой помещичьей и чиновной знати. Детство прошло в родовом имении Старое Акшено Инсарского уезда Пензенской губернии (ныне Республики Мордовии). В 1820 г. семья переехала в Москву. Н.П. Огарёв получил домашнее образование, учителя И.Ф. Волков и В.П. Запольский приобщили его к либеральным взглядам. В круг его чтения входили , К.Ф. Рылеев (списки их запрещённых стихов привозил сын приятеля отца Ф. Левин), Ф. Шиллер, Ж.Ж. Руссо, Дж. Байрон. В 1823 г. Огарёв начал писать элегические стихи. К февралю 1826 г. относится начало дружбы Огарёва с А.И. Герценом, дальним родственником. На формирование их мировоззрения решающее влияние оказало восстание декабристов. Летом 1827 г. на Воробьёвых горах они поклялись посвятить себя борьбе за свободу народа. В 1829 г. Н.П. Огарёв и А.И. Герцен поступили в Московский университет. Огарёв становится вольнослушателем физико-математического отделения. Посещая лекции на словесном и нравственно-политическом (юридическом) отделении, в 1832 г. он становится действительным студентом этого отделения, одновременно, по настоянию отца, поступив в Московский архив коллегии иностранных дел. В Московский университет Огарёв и Герцен пришли с твёрдой решимостью основать здесь тайное общество с целью продолжения дела декабристов. Вскоре вокруг них складывается кружок вольнолюбивой молодёжи. Летом 1833 г. за сбор денег в пользу арестованных членов кружка Н.П. Сунгурова за Огарёвым был установлен негласный полицейский надзор. В июле 1834 г. он вместе с друзьями был арестован по обвинению в распевании «пасквильных» стихов, порочащих царскую фамилию, но спустя 3 дня освобождён, затем арестован вновь и подвергнут девятимесячному одиночному тюремному заключению. Воспоминания об этом времени нашли отражения в его поэме «Тюрьма» (1857-1858). Приговорённый к ссылке, Н.П. Огарёв в середине апреля 1835 г. с жандармским конвоем был доставлен в Пензу под надзор местных властей и наблюдение отца. В мае 1838 г. Огарёву была разрешена поездка из Пензы на лечение в Пятигорск, о чём позднее он рассказал в автобиографическом очерке «Кавказские воды» (1860-1861). В Пятигорске Огарёв знакомится с ссыльными декабристами Н.И. Лорером, В.Н. Лихаревым, М.М. Нарышкиным, А.Е. Розеном, А.И. Одоевским, с которым особенно сблизился. О своём преклонении перед подвигом «людей 14 декабря» Огарёв рассказал в ряде своих произведений. Среди них - стихотворение «Я видел вас, пришельцы дальних стран…» (1838) и статья «Разбор книги Корфа» (впервые опубликована в сборнике «14 декабря и император Николай». Лондон, 1858).

После смерти отца (1838) Огарёв получил в наследство большое помещичье хозяйство. В 1839 г. начал хлопоты по освобождению от крепостной зависимости крестьян с. Верхний Белоомут Рязанской губернии. Вслед за этим предполагались меры по улучшению крестьянского быта в его пензенских владениях. Однако начатая работа была прервана годами заграничных странствий (1841-1846). Путешествие предпринималось и с целью изучения «опыта Европы», возможности его применения в России. Огарёв побывал в Германии, Италии, Франции, Швейцарии. За эти годы поэт создал много поэтических произведений. Среди них - стихотворный цикл «BuchderLiebe» («Книга любви»), посвящённый Евдокии Сухово-Кобылиной.

С ноября 1846 г. Н.П. Огарёв живёт в Старом Акшене. В следующем году, осенью 1847 г., осмотрел и затем приобрёл Тальскую писчебумажную фабрику в Карсунского уезда Симбирской губернии (ныне Инзенского района). По делам купленной фабрики поэт стал часто бывать здесь, а через некоторое время и совсем переселился в Проломиху. В Симбирской губернии происходит знакомство с композитором В.Н. Кашперовым, М.Н. Островским - братом драматурга, А.Н. Татариновым и др. Решив здесь начать осуществлять свои социально-экономические преобразования, Огарёв оснастил фабрику новыми импортными машинами, ввёл для крестьян паспорта, открыл школу, больницу. Деятельность Н.П. Огарёва по улучшению жизни рабочих фабрик и крестьян вызвала недовольство окрестных помещиков и, по одному из доносов, утром 24 февраля 1850 г. (ст. стиля) он был арестован в Симбирске по обвинению «в коммунизме». В середине марта 1850 г. Н.П. Огарёв был освобождён и вместе с женой Н.А. Тучковой вернулся на Тальскую фабрику, где находился до конца 1855 г. Он активно занимался литературным трудом, музыкальным творчеством, написал десятки публицистических и поэтических произведений, делал переводы с немецкого, французского и английского, переписывался с А.И. Герценом и другими выдающимися людьми. Н.П. Огарёв вновь продолжил свою преобразовательскую деятельность, но вскоре в его настроениях произошёл перелом - он убедился в бесплодности своих социально-утопических экспериментов. В результате неудачных финансовых операций и пожаров разорился, фабрика перестала существовать.

В начале 1856 г. Н.П. Огарёв уезжает в Лондон, где начинает заниматься интенсивной политической деятельностью профессионального революционера. На страницах альманаха «Полярная звезда», издаваемого совместно с Герценом, Н.П. Огарёв печатает свои стихи, а также статьи о жгучих проблемах жизни России. В этом же году в издательстве К.Т. Солдатенкова вышел в свет первый сборник стихотворений поэта. По инициативе Н.П. Огарёва в 1857 г. было начато издание «Колокола» — первой русской бесцензурной газеты. За «Колоколом» последовало «Общее вече» — бесцензурная газета, предназначавшаяся для русского крестьянства. На страницах этих и других изданий Вольной типографии Огарёв опубликовал многие десятки публицистических статей, прокламаций и поэтических произведений. В канун реформ 1860-х гг., Н.П. Огарёв активно участвует в создании первой в России нелегальной партии «Земля и воля». Годы революционной эмиграции (1856-1877) были самыми плодотворными в литературной деятельности Огарёва. В особенности - первое десятилетие. Свыше трёхсот художественных и публицистических произведений было опубликовано им в это время на страницах «Полярной звезды», «Колокола», «Общего веча», в различных сборниках Вольной типографии. Через всё поэтическое творчество Огарёва заграничного периода прошёл образ родины, России.

Около полувека продолжалась художественно-творческая и революционная деятельность Н.П. Огарёва. Его поэзия явилась связующим звеном между Пушкиным и Лермонтовым, с одной стороны, Некрасовым и поэзией революционного народничества - с другой. В 70-х годах Н.П. Огарёв постепенно отходит от активной политической жизни. Тяжёлая болезнь часто и надолго приковывала его к постели. Он жил в крайней нужде, медленно угасая. Н.П. Огарёв умер 12 июня (31 мая) 1877 г в предместье Лондона - Гринвиче. Через 89 лет, в феврале 1966 г., урна с прахом поэта была возвращена на родину и торжественно захоронена на Новодевичьем кладбище в Москве. в Заволжском районе г. Ульяновска названы в честь русского революционера, поэта, публициста, друга и соратника Герцена Николая Платоновича Огарёва. 10 декабря 2014 г. в кинотеатре «Заря» г. Инзы прошёл городской праздник, посвящённый присвоению имени Николая Платоновича Огарёва Инзенской межпоселенческой центральной библиотеке.

Библиография:

Блохинцев А. Н. Дом в Проломихе // Памятники Отечества: ил. альм. — М. : Памятники Отечества. - 1998. — Вып. 41(5-6). : Века над Венцом: в 2-х ч. : Ч. 1. — С. 141-144: ил. - (Вся Россия). - Симбирск-Ульяновск-Симбирск: 350 лет.

Волоскова Н. К. Н.П.Огарёв в Проломихе // Есть в России малиновый край: к 70-летию Инзенского района Ульяновской области. — Ульяновск, 1999. — С. 114-122.

Воронина Н. И. Огарёв и музыка . - Саранск: Морд. кн. изд-во, 1981. - 176 с. : нот., ил.

Гриценко Н. П. Н. П. Огарёв на Тальской фабрике в 1848-1855 гг. : обзор архивных материалов // Краеведческие записки / Ульян. обл. краеведч. музей. — Ульяновск, 1953. - Вып. 1. - С. 181-203.

Н. П. Огарёв в воспоминаниях современников / вступ. статья, сост. С. С. Конкина; коммент. С. С. Конкина и Л. С. Конкиной. - М. : Худож. лит. 1989. - 543 с. : ил. - (Серия литературных мемуаров).

Решетилова И. В. В святой тиши воспоминаний : по материалам лирики и писем Николая Огарёва. - М. : Современник, 1990. - 229, c.

Судакова Н. «Я музыкою полн…» // Мономах. - 2003. — № 4. - С. 8-10: фот.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: