Народные приметы на август. Народные приметы августа. Приметы о животных и птицах

Август замыкает лето, но на лето он уже мало похож. Ночи становятся прохладными, а дни не такие жаркие. В народе про августовскую природу говорят: «Ночь длинна, вода холодна». Главным занятием людей в августе уже не одно столетие является сбор урожая. Недаром август прозвали густарем, густоедом, щедрым хлебосолом. И сегодня фермеры заботятся о своевременной уборке зерновых.

В этой теме:


Огородники радуются урожаю томатов, а садоводы наслаждаются видом наливных яблок. Всем, кто связан с сельскохозяйственным трудом, помогут приметы августа, которые ненавязчиво дают наставления, связанные со сбором урожая и подготовкой земли к следующему сезону. Многие народные приметы по августу позволяют узнать погоду осенью и даже зимой.

Традиции августа

Август — пора уборки

У последнего месяца лета было много работы для земледельца. Начинали жатву зерновых, копали раннюю картошку, собирали лекарственные травы, ягоды, грибы, проводили второй сенокос, сеяли озимые. Каждый шаг кормил весь год.

Промедление могло привести к голоду зимой. Поэтому и старались всей семьей, привлекая к хозяйственным делам всех членов семьи. Каждый православный праздник вносил свои коррективы в жизнь.

Приметы о погоде и природе

Зная народные приметы августа о погоде и природе, можно заранее подготовиться к сюрпризам, которые готовят осень и зима. Большой популярностью пользуются следующие приметы, дающие предсказания погоды:

Приметы о животных и птицах

Многие приметы погоды на текущий август основывались на поведении животных, птиц и даже насекомых.

  • Журавли стараются покинуть родные места – к быстрому наступлению зимних морозов.
  • Перед дождем певчие птицы замолкают.
  • Пчелы начинают активно жужжать в улье – перед хорошим, ясным днем.
  • Комары группируются и летают кучами, кузнечики громко стрекочут в погожие дни.
  • Если дождливо, пасмурно, а совы начали кричать, значит, установится сухая погода.
  • Если под дождем куры ведут себя спокойно и не пытаются спрятаться, а пауки спокойно продолжают плести паутины, значит, осадки скоро прекратятся, и установится несколько дней ясной погоды.
  • Лягушки выскакивают из воды перед дождем.

В прошлом сем бла известно: голуби прячутся под укрытием, кукушка летает низко, чайки проводят все время за купанием – тоже к дождю.

Приметы по дням

Знания, собранные народом, распределены по дням календаря. Каждому дню соответствует какой-либо церковный праздник, установленный православной церковью или пришедший из более древних, языческих времен. Такое сочетание сделало земледельческий календарь частью православного, который упоминает всех Святых и дни их почитания. Народ всегда чтил традиции почитания Святых, умело совмещая в своем сознании молитвы к Святым о помощи и задабривание Домового, Леших, Овинника.

Ниже перечисляются основные традиции каждого дня августа и народные приметы, которые соблюдались в этот день.

  1. Макриды. Макринин день. Он знаменовал окончание летних работ и начало осенних. По погоде на Макриды судили о погоде на все дни августа. Дождливая погода пугала ненастным августом. Зато обещала урожай ржи на будущий год.
  2. Илья Пророк. Множество примет связано с днем Ильи. Перестают купаться в водоемах, наблюдают за погодой, начинают жатву. Илья устанавливает погоду на полтора месяца.
  3. День Онисима. Сеяли озимые, проводили обряд «запускания кошек в избы», цель которого избавиться от грызунов. Обильные росы в это время были плохим знаком, не обещавшим хорошего урожая льна.
  4. Мария Магдалина, Ягодница. Цветоводы традиционно на Марию убирают луковицы цветов из почвы. Шли в лес по ягоду – красную и черную смородину, чернику. Приметы августа про 4 число считали, что утренний туман обеспечивал господство безветренной погоды до вечера.
  5. Феофил, Трофим, День 13 мучеников, Калинники-малинники. У этого периода много названий. Если утреннее солнце в короткое время прекращало свое сияние, в течение суток стояла ветреная погода.
  6. Борис и Глеб. Грозовые дожди обычно шали работать в поле в этот период месяца. Грозы сопровождались молниями, поэтому крестьяне пытались не выходить в поле и отложить уборку хлеба. Продолжали собрать смородину, черемуху. Из ягоды варили варенье, делали сок. Шла активная заготовка березовых веников для бани.
  7. Анна Холодница. Утро холодное на Зимоуказательницу – к морозной зиме. Состояние погоды до обеда указывало на особенности погоды до Нового года. Послеобеденное время предвещало морозы или спокойную зиму на период, когда пройдет праздник Новый год.
  8. День Ермолая. Начинался сбор яблок, но их только срывали и складывали, употреблять в пищу их было нельзя. Ведь Яблочный Спас еще не наступил. Из раннего картофеля нового урожая жарили оладьи, добавляли его в винегрет, окрошку, которая была незаменимым блюдом в страдную пору. Народные традиции советовали начинать сбор лекарственных трав, которые в этот период месяца накапливали много полезных веществ.
  9. Пантелеймон Целитель. Это зажнивный праздник. Занимались уборкой овса, сбором трав, собранные колосья освящали в церквях. Освященные колоски хранили в доме.
  10. Смоленская. Пармен и Прохор. 10 августа многие приметы и пословицы основывались на прославлении кузнецов. От мастерства которых зависела результативность труда земледельца. День в целом считался негативным, поэтому старались не уезжать из дома, не устраивать ярмарок. Люди потихоньку работали на огородах, собирали груши в садах.
  11. Калинник. Начинали сбор калины, сушили ее, готовили разные блюда. Нередко утром начинались первые заморозки. Чтобы мороз не уничтожил посевы, люди просили послать им вместо мороза мороки – туманы. Считалось, что если туман появится вечером, значит. В это время начали расти грибы в лесах.
  12. Сила и Силуян, Иоанн — воин. От Силы надеялись получить силы для работы поле. Чем больше работаешь в это время, тем сильнее станешь. Поэтому каждый старался изо всех сил. Сеяли озимую рожь. Пасмурная погода на Силу никак не была связана с дождями. От боли в ногах суеверия советовали избавляться прикладыванием к больным местам трех лопухов, сорванных с трех кустов.
  13. Евдоким. Подготовка к Успенскому посту. Если ночь накануне Евдокима была безветренной, будет стоять хорошая погода. А вот днем услышать частый стук дятла – к ненастью.
  14. Маковей. Медовый Спас. Начинают срезать соты. Мед освещали в церкви. Из свежего сбора готовят угощение и накрывают праздничный стол. угощали всех, включая нищих. Начинался Успенский пост, но людям голодать не приходилось, ведь овощей, хлеба и грибов было в изобилии. В церкви поминали мучеников Маковеев. На Маковея крестным ходом шли на реки и освящали воду. А потом купались сами и купали скот, защищаясь от болезней и сглаза на год. 14 августа все приметы советовали по погоде дня определить погоду 28 декабря. Ласточки начинают улетать в теплые края.
  15. Степан Сеновал. В середине месяца начинали косить на второй раз отросшую после первого сенокоса траву. Первое, что делали в предсказании зимней погоды – смотрели на 15 – 19 августа. Погода в эти дни схожа с погодой в середине января.
  16. Антон Вихровей, Исаакий. Первое, что предвещал день – буйные ветры и вихревыми потоками. Если такое происходило, пугались зимы со стужей и метелями. Также определяли погоду 19 октября, которая совпадала с этим днем. По ветру узнавали зимнюю погоду. Каждый ветер имел свое значение. Северный ветер обещал лютую зиму, южный – мягкую.
  17. Авдотья Огуречница, Малинница. Хозяйки собирали последние огурцы в году. А девки отправлялись в лес за малиной. Если ее удастся много собрать, на следующий год получится порадоваться урожаю хлеба. Начавшиеся дожди могут погубить сено.
  18. Евстигней Житник. Практиковался обряд закликания жнив. Люди в поле обращали к земле просьбы о помощи. Петь в поле запрещалось, чтобы не отвлекать землю. Дома ели хлеб с солью, из напитков можно было употреблять квас, отдавая дань уважения ниве. Первое замешивание теста из свежей муки было ритуальным. Выпеченный из нее хлеб хранили до весны как оберег.
  19. Яблочный Спас. Время сбора яблок, их освящения. приметы на Спас 19 августа до этого времени не разрешали есть плоды, а на Второй Спас разговлялись освященными яблочками и встречали осень.
  20. Марина. Малина полностью заканчивалась. По аистам судили, какой будет осень. Их отлет знаменовал холодные осенние дни.
  21. Мирон Ветрогон. Холода активно проявляли себя. По погоде на Мирона судили о январе.
  22. Матфей. Дождь уже не похож на летний, больше напоминает осенний. Коров не выпускали из дома, чтобы змеи не высосали из них кровь.
  23. Лаврентий Зоречник. В полдень наблюдали за водой. Если она спокойна, то осень простоит ровно, спокойно, да и зима порадует мягкостью.
  24. Евпатий Коловрат, Федор и Василий. Болота в эту пору считались местом разгула нечисти, поэтому туда не ходили. Пить алкоголь было запрещено, ведь пьяный человек – первое желание для нечисти, потому что пьяных очень просто одолеть.
  25. День Святого огня. Фотя Поветенный. Нужно навести порядок на поветях. Ведь приближалась пора смены упряжи, уборки орудий труда на хранение до весны. Поэтому первое. Что нужно сделать – убрать мусор, все отсортировать, разложить по местам.
  26. Тихон Страстной. Организовывали уборку в сараях, погребах, сенях. Чтобы изгнать нечисть, использовали заговоры. Со «Страстной» иконой обходили дом, а Святому Тихону молились об избавлении от несчастий.
  27. Михей Тиховей. Почитались каменщики и другие строители, которые участвовали в возведении церквей и храмов. В конце месяца по ветрам определяли погоду осени. Разгул ветров обещал ветреную осень.
  28. Успение. Провожали лето, праздновали сбор урожая. День еще называли Дожинками. В избу заносили венок, сплетенный из последних колосьев. Заканчивался Успенский Пост.
  29. Ореховый (Хлебный) Спас. Поспевали орехи, их собирали и освящали в церкви вместе с колосьями. Из свежего урожая делали пироги. С этого дня начинали продавать холсты и зерно, чистить колодцы.
  30. Мирон. Начало листопада. Приметы на Мирона 30 августа говорили, что к этой поре следует заканчить сев озимых. Есть и другое название – «Вдовьи помочи». Каждый старался по возможности помочь вдовам, одарить их детей. Чтобы понять будущую погоду, смотрели в печную трубу. Если в ней сажа отваливается кусками. Значит, впереди ненастье.
  31. Фрол и Лавр. Лошадиный праздник. Поскольку Святые Угодники Фрол и Лавр могут изображаться на иконах только вместе с лошадьми. В этот день этим животным уделяли особое внимание. Их никуда не впрягали. Лошадки должны были отдыхать. Их усиленно кормили, давали что-нибудь вкусненькое. Тщательно чистили, купали. По поверьям, это защитит коней от болезней. В таком отношении были и логические причины: закончился сельскохозяйственный сезон, теперь лошадки могли отдохнуть.

Август - последний месяц лета. В это время активно ведутся полевые работы, сбор урожая, заготовка продуктов на зиму, подготовка детей к школе. Ночи становятся прохладней. Недаром говорят: «В августе до обеда — лето, после обеда — осень». В простонародье этот месяц имеет название «жнивень». Помимо поговорок, существуют также народные приметы августа, с помощью которых по природным явлениям, поведению животных можно определить предстоящую погоду.

Приметы о погоде в августе

  • Если в первую неделю августа стоит постоянная погода, то зима будет долгой и снежной.
  • Туман долго не рассеивается - к ясной погоде.
  • Август без дождя - к теплой и сухой осени.
  • Выпал иней в августе - знак ранней, студеной зимы.
  • Много гроз в августе - к длительной осени.

Приметы о природе в августе

  • Если в августе на деревьях, особенно на березе, появляется много желтых листьев, то осень будет ранняя.
  • Теплый и сырой август - к урожаю грибов.
  • Если журавли в конце августа собираются стаями и летят на юг, то будет ранней и зима.
  • В августе дуб желудями богат - к урожаю.

1 августа. Мокрина. Мокрина считается указательницей осени. На Мокрину сухо - осень будет сухая, дождь - мокрая. "На Макриду дождь - на следующий год будет урожай на рожь". Полетел пух с осины - время идти за подосиновиками.

2 августа. Ильин день. На Ильин день до обеда лето, после обеда - осень. С Ильина дня вода студена, купаться нельзя. На Ильин день выпекают колоба и пышки из нового урожая.

3 августа. Симеон. Сильные росы - к плохому урожаю льна. В этот день тропа в росе до полудня.

4 августа. Марья-суровица, росная оконница. В этот день на работу в поле не выходят: градом побьет, грозой убьет. "Коли гроза - сена будет за глаза".

5 августа. Трофим Бессонник. На Трофима - калинники-малинники. Пора страды. В страду одна забота - не стояла бы работа. Если идет работа - спать неохота. "Хорошему хозяину день мал".

6 августа. Борис и Глеб Летник. Борис и Глеб - поспел хлеб. Но на Бориса и Глеба - паликопна (гроза жжет копны), поэтому в поле старались не выезжать, за полевые работы не браться.

7 августа. Анна Зимоуказательница. Какова погода на Анну до обеда, такова зима до декабря; какова погода после обеда, такова погода после декабря. Можно начинать сбор ягод черемухи.

8 августа. Марьев день. Осенние марева по травам идут, целебную мощь травам дают. Утром прохлада росяная листья наполняет, пыль омывает, а в полдень рождается в травах целительная сила.

9 августа. Пантелеймон. Никола Качанов. "Вилки в кочаны завиваются". Пантелеймон - пали копны. "Палий спалит двор того, кто возит в этот день копны на гумно".

11 августа. Калинов день. Если спелый овес во второй раз зазеленеет - осень будет ненастной. "На Калинника туман - жди холода".

12 августа. Силантий. На Силу ветреная погода и заморосил дождь - к долгой мокроте. Сила хлеб силит. На Силу и Силуяна рожь бывает пьяна (полна зерном и клонится к земле).

14 августа. Медовый Спас. С этим праздником связывают окончание лета. Пасечники заламывают в ульях первые медовые соты, только с этого дня разрешается есть мед.

15 августа. Степан Сеновал. В этот день косили отаву - отросшую траву. На Степана лошадей поят, положив что-нибудь серебряное в воду - считается, что это придает им силу и красоту, оберегает от напастей и нечистой силы. Каков Степан, таков и сентябрь.

16 августа. Антон Вихровей. Каков Антон, таков и октябрь. На Антона сильный холодный ветер - к морозной зиме; южный, теплый - к мягкой и снежной. К этому дню поспевают лесные орехи.

17 августа. Авдотья Огуречница. По Авдотье определяли ноябрь. Авдотья Огуречница семь дождей несет.

18 августа. Евстигней Житник. На Евстигнея едят сырой лук с хлебом, солью и квасом, отчего бывают здоровы и имеют свежий вид. В комнатах развешивают связки луковиц - чтобы воздух очищался.

19 августа. Преображение, Яблочный Спас. На Яблочный Спас сухой день - к сухой осени, дождливый - к сырой, а ясный - к суровой зиме. Начинается уборка яблок скороспелых сортов - спасовских.

20 августа. Марина. Если аисты готовятся к отлету, осень будет холодной. В день Марины - сошла вся малина.

21 августа. Мирон Ветрогон. Каков Мирон - таков и январь. На Мирона всему час: держи рукавички про запас.

22 августа. Матфей. Осенний дождь летний перебивает. Считалось, что в этот день змеи могут высосать из коров всю кровь, поэтому их не выгоняли на пастбище.

23 августа. Лаврентий Зоречник. Коли вода в полдень не волнуется - осень будет тихой, а зима без злых метелей. Красное зарево в этот день - к ветреной погоде на семь суток.

24 августа. Евпатий Коловрат. Считалось, что в этот день нельзя употреблять алкоголь. А также стоит избегать болотистых местностей, поскольку в этот день на болоте творились "чудеса": "бывают слышны песни, а никого нет".

25 августа. День Святого огня. Идет посев озимых. Ранний иней в этот день - к урожаю будущего года. Если в этот день дождливо - бабье лето будет коротко, теплая и ясная погода - жди урожая белых грибов.

26 августа. Тихон Страстной. В этот день прибирались в сараях и погребах, чтобы к зимним хранилищам не привились осенние гнили.

28 августа. Успение Пресвятой Богородицы. Завершение Успенского поста. День проводов лета и окончания уборки урожая - дожинки. Начало молодого бабьего лета (до 11 сентября).

29 августа. Третий Спас, хлебный. Ореховник (поспевают орехи). "Третий Спас - хлеба припас". Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно.

30 августа. Мирон. Начало листопада. Первой начинает ронять лист береза, за ней липа, вяз, черемуха. Если утром туман и роса - погода будет хорошая.

31 августа. День Фрола и Лавра. Эти великомученики считались покровителями лошадей. На Фрола и Лавра не выжигают тавра. Фрол и Лавр до рабочей лошади добр. Начало осенних утренников и заморозков.

Вот и настал самый щедрый и любимый многими месяц в году. По утрам ощущается холод, но вечера продолжают оставаться теплыми и солнечными.

Наши предки не просто наблюдали за августом, а определяли по нему осеннюю погоду. Календарь примет на август подскажет, какая погода установится в конце грядущего года.

Неделя с 1 по 7 августа

Предки наблюдали за явлениями природы и делали выводы о том, какая будет осень. Они считали, что дождь сулил ненастную осень, а сухая погода предвещала солнечное бабье лето.

Народ представлял Илью суровым, подчиняющим себе сильные грозы. А на самом деле Илья обладает широкой душой и заботится о земле, посылая на нее плодородие.

В народе считают, что с Ильина дня берет начало настоящая осень. Дождь 2 августа свидетельствовал о том, что грядущий год будет богат на урожай.

В этот день люди отдыхали дома и не работали в огороде, дабы умилостивить пророка.

Также после Ильина дня, как гласит одна из главных примет августа, нельзя купаться. Объясняется это тем, что после дождей вода становится очень холодной.

Согласно народной примете на август считалось, что гроза обещает много сена на грядущий год. Как и в предыдущий день, сегодня запрещено работать в огороде.

В этот день сушат и копают луковицы цветов.

Предки работали, не жалея себя.

Предки отмечали, что грозы уничтожали все сено у тех, кто не щадил себя в поле. Они вязали веники из березы и собирали черемуху.

В народе делали выводы о том, какая будет январьская погода.

Холодное утро предвещало раннюю зиму, которая будет в «колючих» морозах. А если с утра на улице тепло и светит солнце, то зима будет приятная и снежная.

Читайте также:

Как подобрать подарок по знаку Зодиака

Какая погода царит первую часть дня, такая зима будет до конца года. Какая погода установится после обеда, такая зима и будет с нового года.

Неделя с 8 по 14 августа

С 9 августа на всей территории России устанавливаются утренние холода. Ботва картофеля становится бурой и наступает время выкапывания клубней.

Считалось, что кто работает, тот лишается всего урожая.

У предков запрещалось решать важные дела и меняться друг с другом вещами. Считалось, что можно обмануться.

Предки определяли то, какая будет осень, используя популярную примету августа о погоде. Прохладный день предвещает хорошую и теплую осень. А коль день душный и насекомые сильно атакуют, то осень будет мокрой.

Последний день, когда можно питаться «полноценно». Впереди Пост.

Данный праздник люди связывают с Крещением Руси. Освещается вода и не забывают люди про мед.

Предки наблюдали и установили, что пчелы завершают выработку меда. Пасечники собирают мед и ломают соты.

Неделя с 15 по 21 августа

Предки прекращали сенокосную деятельность.

Примета месяца гласит: какая погода в этот день августа – такой будет второй осенний месяц.

Свое название месяц получил в честь римского импе-ратора Октавиана Августа. На Руси его называли серпень, хлебосол, припасиха-собериха, жнивень, зарев (так как в это время бывают яркие и холодные зори), разносол, густоед; густарь.

ПРИМЕТЫ АВГУСТА

Август — венец лета, страды государь.

Август — закат лета.

Август — разносол, всего вдоволь.

Август — месяц птичьих стай.

В августе мужику три заботы: и косить, и пахать, и сеять.

В августе серпы греют, вода холодит.

Овцы да льны в августе смотри.

В августе всего в запасе: и дождь, и ведро, и серпогодье.

В августе лето навстречу осени вприпрыжку бежит.

Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь.

На зимний стол август готовит разносол.

В августе зима с летом борются.

Август запасает хлеб на год: у зимы огромный рот.

Август устали не знает — все собирает, припасает.

Август придет — свои порядки заведет. Греет спину, холодит грудь.

Кто в августе спит, тот спит на свою голову.

В августе солнце греет по-летнему, веет ночь про-хладой.

Лето переломилось — позже занимается рассвет, раньше смеркается.

Приметы августа:

Утренняя заря скоро потухает — будет ветер.

Красные облака до восхода солнца — к ветру.

Ветер полосами, порывами — к тихой погоде.

Ненастье более бывает при верховом (южном) ветре.

Если далеко видно по горизонту — к ведру.

Золотистый цвет зари и фиолетовая окраска горизон-та — к хорошей погоде.

Хорошая погода сохранится, если ночью ясно.

Сильное мерцание звезд на рассвете предвещает через два-три дня дождь.

Хорошая погода сохранится, если в низких местах вече-ром и ночью образуется поземный туман, рассеивающийся после восхода солнца.

Будет скоро сильный ветер, если высокие (перистые) облака вытягиваются узкой и длинной полосой.

Ночная роса не высыхает — к грозе.

Коль пошел парной туман над лесом — идти по грибы.

Зацвела сосна — зернистый масленок появился.

Полетел пух с осины — идти за подосиновиками.

Уж выползает на дорогу греться — перед дождем.

Муравьи спешно среди дня заделывают входы — будет дождь.

Если идет дождь, но пауки начинают ткать паутину — небо скоро прояснится.

Паук ткет паутину колесом — к ведру.

Полетела паутина — жди длительной солнечной по-годы.

Перед сухой погодой мухи просыпаются рано и начи-нают гудеть, перед дождем же сидят тихо и смирно.

1 августа

Макридин день. Оводы кусаются по-следний день. Заканчиваются летние работы, начинаются осенние.

Смотри осень по Макриде.

Коли на Макриду дождь — на следующий год уродится рожь.

Макрида мокра — и осень мокра: суха — и осень тоже.

Паутина летает — к безденежью.

Грибов мало — к мокрой и снежной зиме.

Кто на Макриду поссорится, того весь год ждут склоки.

2 августа

Ильин день . Илья-пророк — распоряди-тель самых могучих сил природы, разъезжающий по небу на своей огненной колеснице и посылающий на землю молнии, гром и дождь.

Этот божественный образ постепенно вытеснил из религиозных представлений славян бога Перуна, которого считали главным небесным распорядителем в дохристи-анские времена. Илья-пророк нетерпим ко грешникам и к нечистой силе, которая, спасаясь от его гнева, в Ильин день превращается в зверье. В это время начиналась жатва и сбор других сельскохозяйственных культур, и Илью-пророка благодарили в обрядовых песнях:

Илюшка накормил,

И накормил, и напоил,

А Петрушка было

С голоду не уморил.

Здесь Ильин день противопоставляется Петрову дню (25 июня) — голодному времени, когда старые запасы уже давно закончились, а новый урожай еще не созрел.

Рано-рано Илья жито зажинает,

Золотым серпом поле выметает.

Поле выметает, колос высыпает.

Где раз резнет, там сноп кладет,

Где горушечки, там конопушечки,

Где лужок, там снопочек.

По дворам ходили славильщики:

Илья-пророк по межам ходит,

По межам ходит, рожь зажинает,

Рожь зажинает, ярь наливает.

Часты, густы звезды в небесах,

Чаще того копны в полях;

Ясен, красен мак в садах,

Ясней, красней снопы в полях.

На этих полях добра много!

За этим же, хозяинушка,

Живи здорово, богато и долго!

Подари ты нас, певцов —

Каждому певцу по красному яйцу,

Спевальщикам — по калачикам.

Не томи много, дари скоро!

К этому дню крестьяне спешили завершить сенокос, так как он редко обходился без грозы. А дожди, начавшиеся с Ильина дня, бывали затяжными:

До Ильи и поп дождя не намолит, а после Ильи и баба фартуком нагонит.

Если в Ильин день сухо, то шесть недель будет сухо, если в этот день дождь, идти ему шесть недель.

На Ильин день дождь — в закрома, а после Ильина дня — на закрома.

Сгребешь сено в кучи — так и не страшись тучи.

Дождевая вода, собранная в Ильин день, хорошо по-могает от сглаза и порчи.

Начиная с Ильина дня запрещалось купаться в водо-емах.

Считалось, что вода холодеет от того, что одна из ло-шадей, несущих огненную колесницу Ильи, теряет свою подкову и та падает в воду. Еще говорят, что Илья бро-сает в воду кусочек льда, что лось обмакивает в нее свои рога...

До Ильи мужик купается, а после Ильи с рекой про-щается.

Чтобы не рассердить ненароком грозного библейского пророка, в этот день не работали — грех! — и не выго-няли скота. Принято было выпекать хлеб нового урожая. Старший мужчина в семье — «батюшка-пахарь» — бла-гословлял новый хлеб, «новину», разламывал и раздавал членам семьи. Есть его нужно было молча, бережно, не роняя ни крошки.

С Ильина дня погода поворачивает к осени, хотя жара может продержаться еще долго.

Илья лето кончает.

На Илью до обеда лето, а после обеда осень.

С Ильина дня ночь длинна и вода холодна.

С Ильина дня ночь длинна: работник высыпается, а кони наедаются.

Петр и Павел на час день убавил, а Илья-пророк — два уволок.

Придет Петрок — отщипнет листок, придет Илья — отщипнет и два.

На Ильин день дождь — будет мало пожаров, ведро — пожаров много.

Комары кусаются последний день. Колодцы рыть нель-зя — вода в них будет плохая. В этот день первое ведро в колодец нужно опустить с мятой — это понравится колодезнику, и он будет хранить колодец.

3 августа

Лошадей работать не заставляют, весь домашний скот кормят сытно и вкусно. Считали зерна в сорванном огурце: четное количество — к благу и при-были.

4 августа

День Марии Магдалины , в который опа-сались молнии и не выходили в поле. В остальном же день считался счастливым.

Марья — добрый день.

Коли на Марью гроза — сена будет за глаза.

Если огурцы засаливаются плохо, не будет ни дождей, ни гроз. Молоко быстро скисает — к грозам.

5 августа

День Трофима-бессонника. С этого дня разрешается спать днем. Пора собирать малину и калину.

На Трофима калинники-малинники.

Лес — что купец пузатый: всяким харчем, всяким товаром торгует.

Найти в этот день хлебную матку — жирный стебель пшеницы или ржи с 12 колосьями — почти то же самое, что найти цветок папоротника в купальскую ночь: при-валит необыкновенное счастье, исполнится сокровенное желание.

6 августа

День Бориса и Глеба . Пора собирать черемуху. В этот день опасались грозы и не собирали копны — молнией подожжет:

На Глеба и Бориса за хлеб не берися.

Борис и Глеб — поспел хлеб.

7 августа

День Анны-холодницы , зимоуказатель- ницы.

Какова погода до обеда, такова и зима до декабря; ка-кова погода после обеда — такова зима после декабря.

Если утренник холодный, и зима холодная.

7 августа (25 июля по старому стилю) называют также «Макарьев день» — время открытия знаменитой нижего-родской ярмарки. Первоначально она происходила у стен Макарьевского монастыря под Нижним Новгородом, чем и объясняется ее название. С перенесением ярмарки в го-род изменились сроки ее проведения (раньше в Макарьев день она уже заканчивалась). «Суета всякого рода, общее стремление к торговле, движение огромных капиталов, утонченный обман в оборотах, заготовление всего на всю Россию, словом, центр всех купеческих расчетов. Вот что такое Макарьевская ярмонка» (И.М.Долгорукий. «Жур-нал путешествия из Москвы в Нижний» 1813 года).

Торговля на русских ярмарках традиционно сопро-вождалась всевозможными развлечениями. Неизменным успехом у публики пользовались так называемые раеш-ники, которые привозили большой деревянный ящик с прорезанными в нем отверстиями — раек. В него были встроены два валика, на которые наматывалась широкая бумажная лента с нарисованными на ней картинками — некое подобие фотопленки, поделенной на кадры. Раешник поочередно показывал картинки и сопровождал зрелище увлекательным рассказом. Первоначально основной темой таких представлений была жизнь Адамы и Евы в раю, отсюда и название устройства — раек. Со временем те-матика расширилась: раешники стали иллюстрировать и иронически, с шутками и прибаутками комментировать последние новости, ярко, с выдумкой изображать произо-шедшие события: «Посмотрите, поглядите, вот большой город Париж, в него въедешь — угоришь, а вот большая колонна, на нее посадили Наполеона. А вот в двенадца-том году наши солдатики были в ходу, на Париж идти уладились, а французы взбудоражились». Рядом с райком располагались торговцы сладостями, здесь же зрителям предлагались и лубочные картинки, повторяющие наи-более яркие сцены представления. Таким образом, пло-щадка вокруг райка становилась самым бойким местом на ярмарке.

Непременными участниками ярмарочных гуляний были и скоморохи — странствующие самодеятельные артисты. Первоначально они являлись действующими лицами язы-ческих обрядов, в дальнейшем их функция стала чисто развлекательной, а со временем скоморошьи представ-ления приобрели остро сатирическую, политизированную окраску. Это вызвало недовольство властей, и в XVIII веке скоморошество запретили. Тем не менее образ скомороха остается одним из самых ярких в русском фольклоре.

8 августа

Пора идти в лес по грибы. Если тропинки покрылись плесенью — грибов будет много.

Гриб-грибовой,

Унесу тебя с собой!

Волнушки — в кадушки,

Сморчки — в бурачки,

Опенки — в бочонки,

Грузди — в кузовки,

Боровички — в сундучки,

Масленки — в ведерки.

Уж ты, бор-борок!

Дай нам ягод коробок.

Грибов кузовочек,

Орехов мешочек!

В гнезда клали монетки — на счастье и прибыль. Пасечников задаривали подарками, а меда не ели вплоть до медового Спаса. По берегам рек раскладывали новые льны и холсты, чтобы все женские работы шли как по маслу.

9 августа

День Николы Кочанского . Капуста на-чинает завиваться в кочаны, поспевает голубика.

Ельник-березник — чем не дрова, хлеб да капуста — чем не еда!

Без капусты брюхо пусто.

В некоторых местностях это был день Пантелеймона Зажнивного — предосенний сбор лекарственных трав.

10 августа

День Прохора .

Кто сегодня продает, меняет — все потеряет.

Прохоры и Пармены — не затевай мены.

11 августа

Калинник . В этот день крестьяне опа-сались заморозков:

Пронеси, Господи, Калинника мороком (туманом), а не морозом!

Если овес опять зазеленел — будет плохая осень. Муравьи увеличили кучи — к морозной зиме.

12 августа

День Силы и Силуяна . Лучший срок сева озимых:

Рожь, посеянная на Силуяна, родится сильно.

Святой Сила прибавит мужику силы.

На Силу и Силуяна рожь бывает пьяна (колосья кло-нятся к земле).

Девки крестят кукушку, ведьмы воруют молоко. Ро-дившийся в этот день будет счастливым купцом, сильным умом и телом.

13 августа

День Евдокима , заговенье, последний день перед Успенским постом.

Успенский пост — не голодный.

Пекут маленькие блинцы — охранные. Их кладут в каждый угол дома, чтобы нечисть не заходила. Часть блинцов нужно съесть, обходя дом, лавку, магазин — для прибытка и отвращения воров. Собранные в этот день ягоды черемухи — прекрасное лекарство от заболеваний желудка. .

14 августа

Медовый Спас , первые смотрины резуль-татов крестьянского труда (всего в календаре три Спаса). Этот день — проводы лета, первая встреча осени. Пчелы перестают носить мед, пчеловоды начинают выламывать соты. Первый мед приносили в церковь для освящения и поминали родителей. Мед после этого для становится лечебным. По-другому этот праздник называли Спасов-ка-лакомка.

На первый Спас и нищий медку попробует.

В этот день устраивали крестный ход к воде (еще одно его название — Мокрый Спас), а после водосвятия ку-пались сами и в последний раз в году купали лошадей. Полагалось освящать колодцы и обсеивать избы семенами дикого мака — считалось, что он отпугивает ведьм. От-цветают розы, падают хорошие росы. Начинается отлет в теплые края перелетных птиц — ласточек и стрижей.

Ласточка весну начинает, осень накликает.

В этот день можно пойти на перекресток дорог, начер-тить крест, приложить ухо и послушать: если покажется, что кто-то тяжелый едет — быть богатым в этот год; если едет налегке — к бедности.

15 августа

Степан-сеновал . Окончание сенокосных работ.

Каков Степан, таков и сентябрь.

Чтобы домашние птицы и животные были здоровы, их нужно поить с серебра.

16 августа

День Антона-вихровея .

Каков Антон-вихровей, таков и октябрь.

Если ветер с вихрями — ожидай снежную зиму.

Завихрит со всех сторон — будет злющая зима с тол-стым снегом на дома.

Пыльный день — много хлеба.

17 августа

День Авдотьи-малиновки, огуречницы.

Какова Авдотья, таков и ноябрь.

Пора собирать малину — сегодня она особенно це-лебна, а также огурцы, лук и чеснок. Опасались дождя: если в этот день мокро, то все сено сгниет. Второй отлет ласточек. В этот день предпринимали пост на луке, квасе, хлебе и соли.

18 августа

День Евстигнея-житника .

Каков Евстигней, таков и декабрь.

Жатва в разгаре. Жать хлеб издревле считалось сугубо женским занятием. Женщины пели за работой особые жатвенные песни, способствующие ритмичным движениям серпа. Каждая строчка заканчивалась возгласом «У!» — выше на октаву:

Пора же, мати, жито жати,

Ох и колосок налился — у!

Колосок налился — у!

Пора же, мати, дочку дати — у!

Возвращаясь домой, пели:

И говорило, и говорило

Ржаное жито:

Не хочу я в поле стояти,

Не хочу я колосом махати,

А хочу я во пучок завязаться,

В засенку ложиться,

А чтоб меня, ржаное жито,

Во пучок вязали,

Из меня рожь выбирали.

Много желудей на дубе — к прибыли и хорошему урожаю.

19 августа

Яблочный Спас (или «Спас на горе», так как этот день совпадает-с праздником в честь Пре-ображения Господня на горе Фавор).

Пришел Спас — ушло лето от нас.

С этого дня начинается уборка яблок и разрешается употреблять в пищу плоды и фрукты. Существовало пове-рье, что в этот день в Царствии Небесном раздают яблоки детям — но не всем, а только тем, чьи родители устояли перед искушением попробовать яблочко до Спаса. Поэто-му взрослые, причем не только родители умерших детей, считали за великий грех съесть яблоко, не дождавшись Спаса. На первых сорванных яблоках загадывали:

Думу крепкую надумываю, думу трудную заклинаю, по второму по Спасу да сбудется, а этой осенью — не минуется.

Яблоки приносили в храм для освящения, раздавали бедным.

На второй Спас и нищий яблочко съест.

Вечером ходили в поле и с песнями провожали закат солнца, встречали осенины. Уборка урожая идет полным ходом:

Пришел Спас — всему час.

Начинается отлет журавлей, погода портится:

Пришёл Спас - бери рукавицы про запас, второй Спас шубу припас.

Сухой день предвещает сухую осень, мокрый - мокрую, а ясный - суровую зиму.

Горох в этот день — лечебный.

20 августа

День Пимены-Марины .

Каковы Пимены, таков и январь.

Ягодная пора прошла.

Пимены-Марины — не ищи в лесу малины.

Если в этот день улетают аисты — осень будет хо-лодной.

21 августа

День Мирона-ветрогона . Время со-бирать опят.

Коли грибовно — так и хлебовно.

Ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету.

Иней на траве — к хорошему будущему урожаю.

23 августа

День Лаврентия .

Осень и зима хорошо живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик.

Ти хая вода — к хорошей рыбалке осенью.

В полдень вода в реках и озерах тиха — осень будет тихая, а зима без вьюг и злых метелей. Если сильная жара или сильные дожди, то будет так долго — всю осень.

Урожай еще не собран, но судить о нем можно по множеству примет:

В августе дуб желудями богат — к урожаю.

Много сосновых шишек — к урожаю ячменя.

Урожай сморчков — к урожаю проса и гречихи.

Гречиха плоха — овсу пороет.

Урожая орехов два года подряд не бывает.

В этот день перестают петь птицы. Кто шумит — кли-ка ет на свой дом беду.

24 августа

День Евпла . По поверьям, в ночь на мученика Евпла привидения ищут встречи с людьми. Росы становятся целебными — росу собирают на год.

25 августа

Читали заговоры на урожай и прибыль.

26 августа

День Тихона Задонского . К нему об-ращались с молитвой об избавлении от греха уныния.

27 августа

День Михея-тиховея . Начинается ли-стопад.

Михеев день с бабьим летом бурей-ветром перекли-каются.

Михей с бурей — к ненастному сентябрю.

На Михея дуют ветры-тиховеи — к ведренной осени.

Если журавли полетят, то к середине октября мороз, а нет — зима позже придет.

28 августа

Успение , окончание жатвы («дожин-ки»). Из последних оставшихся в поле колосьев жницы устраивали «козу» — связывали их в пучок наподобие шалаша и клали внутрь ломоть хлеба, посыпанный солью. Женщины обращались к Богу с благодарностью за благо-получное завершение жатвы, а затем гадали: старшая из них садилась на землю спиной к «козе», остальные по-давали ей серпы, а та бросала их назад через голову. Чем ближе серп оказывался к «козе», тем более счастливое будущее ожидало его владелицу. Серп, который воткнулся в землю, предвещал несчастье.

Ниву сажали,

Страду пострадали,

Гибкими спинами,

Острыми серпами.

Слава Богу,

До Нового году.

Оставленную на поле горсть несрезанных колосьев «за-вивали в бороду» — перевязывали лентой, приговаривая: «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!» Эту «бороду» предназначали Велесу — покровителю домаш-него скота, или Илье-пророку, или Николаю-чудотворцу. Считалось, что вместе с несрезанными колосьями на поле остается плодоносящая сила зерна, которая пригодится для будущих урожаев.

Последний, «дожиночный» сноп наряжали в сарафан или обвивали яркими платками и несли на пир честной, ко-торый устраивали вскладчину. Его называли именинником и сохраняли до Нового года, приписывая ему магическую силу. Соломой из этого снопа лечили заболевших живот-ных, а зерно подсыпали в решето, начиная новый сев.

Уставшие жницы ложились в поле на последнюю сжатую полосу и просили землю вернуть им потраченные силы:

Нива, нива,

Дай мою силу на другую ниву.

Я тебя жала, силу потеряла!

Домой жницы возвращались, надев на головы венки, сплетенные из колосьев. Особой удачей считалось найти «жнивную матку» — колос с очень крупными зернами, и «спорыш» — двойной колос.

Окончание полевых работ отмечали пиршеством с обя-зательным выпеканием караваев из муки нового урожая. Женщин-тружениц воспевали в песнях.

В поле жито я дожала,

Пять стогов наметала,

А шестой ячменю —

На утеху свою.

Я всю нивку прошла,

Под межой венок нашла.

Покатился венок с поля,

Прикатился до покоя.

Кто веночек выкупит —

Бочку меда выкатит.

Ваня венок выкупил,

Бочку меда выкатил —

Чтобы жнеек угощать,

Угощать, величать,

В хороводе примечать!

Дожали, дожали,

Спожинки дожали.

Зерно гребли,

Каравай пекли.

Гостей угощали,

Нивку поминали.

Житушко, расти-расти!

Времечко, лети-лети!

До новой весны,

До нового лета,

До нового хлеба!

Этот день — последний срок отлета ласточек. Начина-ются холодные утренники. С Успенья начинается и «мо-лодое бабье лето», продолжающееся до 11 сентября:

Молодое бабье лето начинается, а солнце засыпается. Если молодое бабье лето ведренное — жди ненастья в старое.

На Успенье вода тиха — осень и зима тихи.

В разгаре сезон домашних заготовок:

Хороши огурцы, на Успенье засоленные!

29 августа

Третий Спас, или Спас на полотне , праздник в честь Нерукотворного образа Спасителя. Он называется также хлебным, ореховым, холщовым: пекутся пироги из но-вого хлеба, поспели орехи, открываются ярмарки. Покупают льняные изделия — долгие будут в носке.

Первый Спас — на воде стоят; второй Спас — яблоки едят; третий Спас — на зеленых горах холсты продают.

Три августовских Спаса — дни подведения итогов крестьянского труда. По прошествии их погода, как пра-вило, меняется. После третьего Спаса улетают последние ласточки и стрижи.

Если журавль отлетает к третьему Спасу, то на По-кров будет мороз.

30 августа

День Мирона . Начало листопада. Первой начинает ронять лист береза, за ней липа, вяз, черемуха.

Если утром туман и роса — погода будет хорошая.

Нужно сытно кормить домашних животных, чтобы на протяжении года были здоровы.

31 августа

Фрол и Лавр , лошадники. Конский празд-ник. Лошадям давали отдохнуть от работы. Их выводили на луг, чистили, с ладони закармливали овсом, гривы и холки убирали лентами. Хозяйки пекли особое печенье с изображением конского копыта и отдавали его священ-никам. Для табунщиков устраивали мирское угощение, пекли им пироги, потчевали медовухой.

Если умолил Фрола и Лавра — жди лошадям добра.

Начинаются осенние утренники, заморозки и сентябрь-ские туманы, очень вредные для здоровья. Из дома стара-ются не выходить, особенно в безветренные дни. Фролов день считался концом основных полевых работ. К этому дню старались управиться с озимым севом, и этот день назывался досевками.

Коли до Фрола не отсеешься, Фролы и родятся (цве-точки).

Смотрели у полыни корни: если корни толсты — сле-дующий год будет урожайным.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: