О ловушке для выезжающих за рубеж

12 января 1907 года (30.12.1906 по старому стилю), ровно 110 лет назад родился Сергей Павлович Королёв. Выдающийся конструктор и организатор. Человек, без преувеличения легендарный. Сергей Павлович направил вектор развития космонавтики в мирное русло, организовал работу ОКБ-1 так, что именно наш гражданин стал первым человеком, совершившим полёт в космическое пространство. Его современники, те, кто с ним работал лично описали его личностный портрет как организатора, как конструктора, как общественного деятеля, как человека. Мне кажется, именно личностные качества Сергея Павловича во многом определили вектор развития нашей страны. Здесь я бы хотел представить наиболее интересные очерки современников о Сергее Павловиче Королёве.

Иван Михайлович Черепанов - первый секретарь КГ КПСС г. Калининград (1964-1968)

Обком партии в декабре 1964 года дает Калининградской (ныне Королёв) городской партийной организации рекомендацию избрать меня первым секретарем городского комитета КПСС. Для меня это было испытание на прочность при высшем напряжении физических и духовных сил. В Калининграде — превеликая концентрация «оборонки», которой я ранее не занимался. Там был С. П. Королев! Дух захватывало на городской партийной конференции, где состоялись мои смотрины и именины. Нервничал, переживал, сокрушался. Мое состояние подметил С. П. - так тогда «конспиративно» коллеги нарекли Сергея Павловича Королева. В президиуме конференции нас разместили рядом. Случайность? Конечно, нет. Авторитет С. П. в городской парторганизации был по достоинству велик. Рядом с ним, значит его поддержка. Но я тогда этого, как следует, не понимал. Находился в состоянии «невесомости».

Вот в этот момент Сергей Павлович неожиданно предлагает вместе с ним выйти из президиума для короткой беседы. Опять же на виду у всех делегатов партийной конференции! Я лишь потом оценил этот шаг воистину великого человека. Зашли на задворки сцены Дворца культуры, где проходила конференция. Даже присесть негде. Остановились у концертного рояля. С. П. ошарашивает простейшим вопросом: «Как здоровье?». Отвечаю — болезни мне неведомы. Собеседник поясняет: не сомневайтесь, коммунисты города секретарем горкома партии вас изберут. Но какая это ответственность. Сколько сил потребуется на этом посту. Здоровье нужно иметь отменное. И далее — совет: «Не разбрасывайтесь в работе. С самого начала определите две-три самые крупные задачи и решите, обязательно решите их до конца».

Вернулся я в президиум конференции (опять же с С.П. Королевым) одухотворенным. Действительно, все состоялось для меня благополучно. Был избран членом горкома, а затем первым секретарем городского комитета КПСС. Но "пятиминутка» общения с Королевым оставила глубокий след. Возросло чувство ответственности за право возглавить многотысячный отряд коммунистов.

Как-то мы расположились рядом на одном из культурных мероприятий во Дворце культуры. Его сцену с одной стороны окаймлял мозаичный сюжет из сказок Бажова. Сергей Павлович поинтересовался, какое впечатление вызывает Данила-мастер, творящий сказочно красивую малахитовую вазу. Я хорошо знал, что Сергей Павлович душу вложил в создание великолепного Дворца, его архитектуру и оформление. Решил подыграть чувствам истинного творца нашего городского храма культуры. Отозвался, что и мастер Данила, и его творение в мозаичной картине выглядят великолепно. Последовал ответ: «Да вы всмотритесь в замах руки Данилы. Он сейчас разобьет свою вазу!». И действительно, замах молотка по резцу у творца был занесен «из-за плеча». Вот какова наблюдательность общей, хорошо исполненной картины! Мелочь? Не скажите. Это одно из достоинств разносторонне одаренного человека.

В этом же разговоре в перерыве выступлений участников художественной самодеятельности Сергей Павлович поведал мне, что увлекается сбором фотографий В. И. Ленина. Пояснил: скульптор, живописец, кинорежиссер не свободен от стилизации образа. «А я хочу видеть Ильича на фото, где он реален».

Тогда же поинтересовался у Сергея Павловича его любимым занятием в редкие часы отдыха. «Люблю порыться в книгах. К концу дня они из шкафов перемещаются на пол, а я, сидя на ковре, с наслаждением листаю и перечитываю свои книжные сокровища».

Запомнилась последняя встреча с Сергеем Павловичем. Незадолго до своей кончины он поздно вечером подъехал ко мне в горком партии. Интересовался работой бюро горкома, жизнью города. Для меня его интерес был понятен. Значительная часть его рабочего времени протекала и командировках.

Неожиданно озадачил меня своим намерением: «Посажу человека на Луну и перейду на академическую научную деятельность». В то время Королевым активно велась работа по созданию ракеты «Н-1» для доставки человека на ближайшую спутницу Земли. Специалисты знают, что это был, пожалуй, единственный незавершенный крупный королевский проект. Но, повторяю, работа по лунной программе интенсивно пелась и настрой главного конструктора вроде бы обретал реальные временные рамки. Однако в полной мере осознать суть затронутого вопроса, ради которого он, очевидно, и заглянул «на огонек» в горком, понять не мог. Решил чем-то обострить разговор на «заданную тему». Высказался в том смысле, что подобный поворот событий невероятен. Последовал вопрос: «Почему?». Ответил: «Сергей Павлович, такие одержимые люди, как Вы, свое дело не бросают. Да у Вас и надежного преемника нет». Последовало удивление: «Как нет, а Мишин?».

Не буду воскрешать весь этот вечерний разговор. Но когда через несколько недель пришла весть о кончине Королева, обожгла мысль: уж не завещание ли таким образом было им сделано на всякий случай. Сергей Павлович в то время решился на операцию и в его манере было предусмотреть любую нештатную ситуацию. Но, оговариваюсь, это всего лишь мое предположение. При рассмотрении кандидатур на его замену упомянутый разговор я довел до обкома и ЦК КПСС. Думаю, что он был принят во внимание.

С. П. Королеву всегда были понятны нужды города. Как-то в беседе с ним затронул острые общегородские проблемы, заметив, что возглавляемая им организация должна уделять этим проблемам больше внимания. Сергея Павловича сказанное явно задело. Он достал из кармана записную книжку и на первых ее страницах показал мне свои заметки. Они включали все крупные нужды города. «Вот, смотрите, товарищ секретарь, мою памятку о городе. Мне нужны определенные условия для постановки этих вопросов в соответствующих инстанциях. Эти условия наступают тогда, когда мой коллектив берется и решает крупные государственные задачи». Привел не дословный ответ главного конструктора космических систем, но смысл передаю точно. Вклад С. П. Королева в развитие города неоценим.

Памятно, как заместитель Главного конструктора по капитальному строительству Г. В. Совков появился у нас в Калининграде. Однажды ко мне последовал телефонный звонок от Сергея Павловича Королева:

— Иван Михайлович, мне крайне необходим предприимчивый, грамотный заместитель по капитальному строительству. Без него трудно решать многие вопросы на полигоне и на предприятии. Да и в городе такой человек будет полезен. У меня есть подходящая кандидатура».

Сергей Павлович, любую Вашу кандидатуру на указанный пост горком партии поддержит. Решайте, но предварительно познакомьте меня с Вашим избранником.

— Мне дал согласие работник «Академстроя» Георгий Васильевич Совков. Строитель сильный, но, Иван Михайлович, у него есть партийное взыскание...
— Хорошо, считайте, что и при этом Ваш выбор горком партии поддержит.
— Но Вы знаете, у него строгий выговор...
— Считайте, что и при этом обстоятельстве горком партии возражать против назначения товарища Совкова Вашим заместителем не будет.
— Но, Иван Михайлович, строгий выговор Совкову объявлен Комитетом партийного контроля при ЦК КПСС.

КПК при ЦК! Для меня — грозовое предупреждение. Если б знал, конечно, согласовывать такую кандидатуру на пост заместителя Главного конструктора себе ни в коем случае не позволил. Однако С.П. завел меня далеко и вспять дорогу перекрывало собственное самолюбие. Забрать ранее данное согласие, значило позорно смалодушничать. Не смог я себе позволить такое, поэтому ответил: "Сергей Павлович, коль скоро Вам такой Совков нужен, принимайте его со всеми хвостами. Согласие горкома партии подтверждаю».


Г.В. Совков на фото слева.

Александра Андреевна Пустовойтенко - председатель Исполкома горсовета Калининграда (1964-1975)

Встретил меня Сергей Павлович радостно, но, едва я начала излагать факты, он стал мрачнеть. Когда же перешла к перечислению нового оборудования, лежащего под открытым небом и неиспользуемого, то он просто взорвался: "Это же не просто бесхозяйственность, это варварство!" Тут же распорядился, чтобы немедленно навели порядок. А меня попросил передать благодарность товарищам, вскрывшим недостатки, и в дальнейшем помочь проконтролировать выполнение его распоряжений.

Впоследствии не раз приходилось мне убеждаться в бережном отношении Сергея Павловича к народному добру. Крупные средства, выделяемые правительством на решение научных проблем, он стремился до единой копейки расходовать по назначению и с пользой и поэтому был глубоко признателен народным контролерам за их работу, рассматривал ее как конкретную помощь ему - руководителю предприятия. Такое отношение, естественно, активизировало группу партийно-государственного контроля предприятия.

Хочу отметить постоянную заботу Королева о решении социальных вопросов. Он вникал в работу местного Совета депутатов трудящихся по организации обслуживания населения в городе, созданию условий для нормальной жизни людей. Такая позиция руководителя предприятия важна потому, что средства на развитие города выделялись и выделяются сейчас не горисполкому, а промышленным предприятиям, а горисполком обязан объединять и кооперировать работу предприятий в расходовании этих средств.

Я получила возможность узнать его ближе не только по четким и лаконичным выступлениям на заседаниях парткома при обсуждении различных вопросов, но и в личных беседах.

Такие беседы он любил и втягивал в них людей легко и как-то очень просто. Ему, кажется, было интересно все, что касается жизни и труда людей. Буквально светились в этом человеке доброта и сердечность. Когда наши места на заседании парткома оказывались рядом, он мог задать самые неожиданные вопросы, например: "Что нового произошло в классе?" (Моя младшая дочь, придя из школы, с юмором рассказывала некоторые "зарисовки из школьной жизни", и Сергей Павлович смеялся, когда я ему иногда их пересказывала.)

Очень внимательно слушал, когда я ему говорила о трудностях воспитания детей в раннем возрасте. Однажды он горько заметил: "Я, к сожалению, был лишен этих трудностей". Я попыталась перевести разговор на другую тему, но он не поддержал меня, а продолжал, но не в личном, а более широком плане. Высказал ряд мыслей о создании в школах и дошкольных учреждениях города условий для всестороннего воспитания детей.

Очень уважительно и, я бы сказала, сочувственно, говорил о труде учителя и воспитателя детского сада. О труде женщин были противоречивые высказывания, но о женщине-матери всегда говорил сочувственно и озабоченно. "А женщинам-матерям я бы считал возможным дать хотя бы второй выходной день и на один час короче рабочий день" (тогда не было еще пятидневной рабочей недели). Высказывал свои соображения о шефстве предприятий над школами: не сводить шефство к покраске полов и стен, а помочь учителю глубже познать каждого ребенка, выявить его склонности, таланты и помочь их пробудить и развить. Помочь выбрать профессию и определить свое место в жизни. Высказывался он и о внедрении в школьную работу технических средств, о необходимости увеличить число детских технических станций и привлечь в качестве инструкторов талантливых инженеров и умельцев из рабочих: "Мы должны вместе со школой готовить новое пополнение наших производственных коллективов. Полностью перекладывать эту работу на учителя нельзя. Надо считать школьного учителя почти прямым участником наших производственных дел и соответственно помогать ему и заботиться о нем". Говоря все это, Сергей Павлович упрекал работников подшефных школ, что они мало проявляют инициативы в постановке конкретных вопросов перед предприятиями.

Запомнились мне заседания парткома. Шел уважительный, но очень взыскательный разговор. Тон задавал Сергей Павлович. Мне кажется, у него не было чувства боязни, что кто-то обидится за критику. Говорил негромко, как будто вел доверительный разговор с сидящими в зале, мысли излагал четко, пробуждая в людях искреннее желание лучшим образом выполнить то, что им предлагалось.

Первым увлечением Сергея Королёва, связавшим его жизнь с полётом, стал аппарат под названием планёр. Впервые его построили во Франции в 1856 году. Планёр позволял человеку уподобиться птице: держаться в небе благодаря крыльям и потокам воздуха. Летом 1923 года тогда ещё 16-летнему Королёву, уже влюблённому в авиацию, пришла в голову мысль самому построить такой аппарат. Его последний школьный год прошёл под знаменем этого смелого проекта. Поддерживаемый руководством многочисленных авиационных кружков, Сергей Королёв создал чертёж аппарата, но до сборки дело так и не дошло. Сам он приехал в Киевский политехнический институт, где два года мечтал попасть на Всесоюзные планёрные соревнования в Крыму. Позже, в МВТУ имени Н.Э. Баумана в Москве, Королёв наконец создал свои первые летательные аппараты. Здесь же готовились его лучшие планёрные полёты; обучаясь в стенах этого заведения, он получил диплом пилота-парителя.

Венцом работы Королёва в качестве конструктора планёров стал СК-3 — «Красная звезда». Это был не просто аппарат в ряду сотен таких же, это была дерзкая мечта — планёр, на котором можно совершать фигуры высшего пилотажа.

«Это невозможно», — говорили Королёву друзья, но он решил проверить свою фантастическую идею расчётами. Цифры оказались куда более благосклонными к молодому дарованию. Королёв решил воплощать смелый план: представить работу на очередном Всесоюзном слёте планеристов, что оставляло ему на работу всего 47 дней. Королёв ездил по всему городу на мотоцикле, по крупицам собирая необходимые материалы. К работе подключались новые люди: кто-то оставался с ним надолго, кто-то уходил, но строительство не останавливалось.

  • Сергей Королёв сидит в кабине планера, слева - инженер Сергей Люшин, справа - лётчик Константин Арцеулов.
  • РИА Новости

Будущий главный конструктор нашёл и исполнителя своего фантастического плана — пилот Василий Степанчонок хотел сделать мёртвую петлю на планёре. Работа была закончена в срок — Королёв даже успел провести испытания и поправить руль. Перед слётом конструктор слёг с брюшным тифом и не смог увидеть свой триумф. А посмотреть там было на что: Степанчонок блестяще выполнил сразу три мёртвых петли на бездвигательном аппарате, стартовавшем с земли (справедливости ради стоит отметить, что до этого один пилот уже совершал фигуры высшего пилотажа на планёре, но его аппарат стартовал с помощью самолёта). Сам Сергей Ильюшин — отец знаменитых самолётов Ил — отметил это достижение Королёва.

Изобретения из неволи

Вектор деятельности Королёва изменило знакомство с трудами Константина Циолковского: он переключился на аппараты с реактивным движением, которые могли бы доставить человека в космос. Слово «космонавтика» в те годы можно было услышать разве что из уст энтузиастов. Официальной поддержки эта сфера практически не получала: правительства различных государств просто не понимали, зачем им могут понадобиться ракеты.

Реальность космических путешествий, описываемых в фантастических книжках, казалась не очень вероятной. Ни в авиации, ни в наземном транспорте применение ракетных двигателей не прижилось. Это было не удивительно: люди ещё не до конца разобрались с винтовыми двигателями, переход на следующий этап казался слишком быстрым.

Всё же интерес к ракетостроению можно было заметить и до Королёва: изобретатели в этой полуфантастической области появлялись в пугающих количествах, постоянно проходили лекции, выставки, выходили книги. Конструктора эта тема увлекла в 30-х годах XX века. Такой аккуратный и последовательный человек, как Королёв, не мог бросить дело планёров на полпути, и в ракетостроение он пришёл, когда понял, что нужно двигаться дальше.

Как ни странно, назвать резким этот переход нельзя: в планах конструктора поначалу фигурировал всё тот же планёр, только на этот раз с реактивным двигателем. Космонавтика в его представлении вообще была тесно связана с авиацией: космические корабли он видел как некие подобия самолётов. Но первыми появились баллистические ракеты привычной сейчас формы. Фактически их создала группка энтузиастов под руководством Королёва, которые работали в подвальном помещении без какого-либо денежного вознаграждения. Общество это называлось ГИРД, или Группа изучения реактивного движения. Но после успешных испытаний 1933 года правительство решило, что ракетостроение — действительно перспективное направление, и ГИРД стал официальной организацией под названием Реактивный НИИ. Королёв стал одним из её руководителей.

Научно-исследовательский институт приступил к разработке крылатых ракет, усовершенствованию жидкостного ракетного двигателя, готовил баллистические ракеты дальнего действия. Список достижений тех лет выглядит впечатляюще: 1935 год — начало разработки крылатых ракет; 1938 год — проекты ракет дальнего действия; 1939 год — первые полёты крылатой ракеты 212 — управляемой, в отличие от её предшественниц. В то же время Королёв стал жертвой политических игр и интриг, из-за чего провёл 6 мучительных лет в ссылках и тюрьмах. Летом 1938 года его арестовали, допрашивали, чуть не приговорили к расстрелу, а летом 1944 года по личному приказу Сталина освободили. Но работа над ракетами не прекращалась и в эти годы: СССР, находящемуся в состоянии войны, была необходима новейшая техника. Королёв улучшал характеристики боевых самолётов и работал над межконтинентальной ракетой Р-7, которую закончил в 1956 году, незадолго до своего главного триумфа.

Маленький шарик космического господства

У Р-7, помимо её основных боевых обязанностей, была ещё одна почётная миссия: помочь первому искусственному спутнику Земли добраться до орбиты. По плану Королёва и его коллег этот аппарат должен был стать насколько возможно маленьким и простым — отчасти для того, чтобы уменьшить время сборки и опередить американцев. Сама по себе нелёгкая задача усложнялась противостоянием с Академией наук: местные учёные, формально ответственные за спутник, планировали запустить в космос целую лабораторию, но с таким сложным проектом нечего было и думать о первенстве. Правительство же интересовал вопрос быстрой реализации проекта, поэтому подготовка королёвского спутника под кодовым обозначением ПС-1 (простейший спутник) шла полным ходом.

  • Подготовка к полёту первого искусственного спутника Земли.
  • РИА Новости

Королёв срывал все сроки: пора уже было запускать спутник, а его Р-7 ещё не умела летать. К тому же он всё время пытался внести изменения в конструкцию спутника, уже давно находившегося на стадии сборки. Маленький шарик, который должен был провозгласить господство СССР в космосе, казался ему слишком несерьёзным. Вздохнуть свободнее конструктор смог только 4 октября 1957 года в 22 часа 28 минут по московскому времени, когда спутник, выпущенный на орбиту, передал первый сигнал на Землю.

Началась космическая эра, но человечество ещё не подозревало, какое потрясение ему готовит никому не известный, засекреченный конструктор Сергей Королёв. Всего через месяц после первого спутника был запущен второй — теперь с живым существом на борту. Собака Лайка вылетела за пределы атмосферы 3 ноября 1957 года. Она прожила в космосе целую неделю.

Фотографии с обратной стороны Луны

На последнем предгагаринском рубеже Королёв нашёл поддержку в лице своего недавнего конкурента — академика Мстислава Келдыша. Тот был весьма романтической натурой, исследователем, увлечённым мыслью о том, чтобы «потрогать» скрытую от жителей Земли сторону Луны. Хрущёв, который добивался превосходства над американцами, тоже всеми силами поддерживал идею.

Конструктор отвёл своей команде два года на работу. Проблем было много: преодоление земного притяжения, учёт взаимного положения небесных тел, поддержка связи с Землёй. И всё-таки первая попытка состоялась раньше намеченного срока: «Луна-1» отправилась в свой неудачный полёт в начале 1959 года. Советское правительство не могло рассказать всему миру о промахе, поэтому газеты сообщали, что целью запуска ракеты было преодоление второй космической скорости — иначе говоря, испытание, по официальной версии, удалось.

«Луна-1», пролетевшая мимо цели, стала крохотным искусственным спутником Солнца. Её преемница, «Луна-2», со своей задачей справилась и доставила герб Советского Союза на естественный спутник Земли. Однако, достигнув космического тела, аппарат врезался в него на огромной скорости и превратился в пыль. Череду эпохальных полётов завершила «Луна-3», которая всё-таки сфотографировала обратную сторону спутника планеты.

Нечёткий и размытый снимок всё же стал фотографией века. Это случилось 27 октября 1959 года. До полёта Гагарина оставалось меньше двух лет.

Как рождалась легенда

В то время никто и подумать всерьёз не мог, что совсем скоро человек окажется за пределами земной атмосферы. Оставлять человека на орбите Королёв не планировал и работал над космическим кораблём «Восток-1», который сможет вернуться на Землю. В это время 20 лётчиков, не совсем понимающих, что их ждёт, готовились стать первыми в мире космонавтами.

Третья по счёту и первая удачная попытка пробного запуска состоялась в августе 1960 года. «Восток» с животными на борту (среди которых прославленные Белка и Стрелка) сделал несколько витков вокруг Земли и вернулся на планету, доставив всех своих пассажиров живыми. Но за успешными полётами последовали две неудачи. Один из пяти — с такой статистикой нельзя отправлять человека в космос. Работа продолжалась.

Начало 1961 года ознаменовалось ещё двумя удачными полётами. 3 апреля корабль был готов принять на борт первого в истории Земли космонавта. Но тогда, за девять дней до старта, ещё не было известно наверняка, кто именно полетит. Из двадцатки выделили шестерых лучших лётчиков, среди них лидерами считались Юрий Гагарин и Герман Титов. Почему же выбрали Гагарина? Сейчас существует множество версий. Говорят, что Гагарин нравился самому Королёву своим бравым оптимизмом. Возможно, дело решил тот факт, что Гагарин больше подходил на роль всемирно известного советского героя: простое деревенское лицо, понятное русское имя, крепкая семья с двумя детьми, жизнерадостность, открытость. Как бы то ни было, 9 апреля именно он был назван командиром корабля «Восток-1».

  • Юрий Гагарин и Сергей Королёв на космодроме Байконур 12 апреля 1961 года.
  • РИА Новости

Пока Королёв ходил хмурым и настороженным, первый космонавт радовался выпавшему шансу. Он поддерживал конструктора, пока тот беспокоился за участь испытателя, как за судьбу родного сына. Но полёт прошёл удачно: старший лейтенант Юрий Гагарин успешно сделал один виток вокруг земного шара и вернулся на поверхность планеты в звании майора и в статусе легенды.

«Полёт человека в космос был просто грандиознейшим событием. И, конечно, Сергей Павлович был очень счастлив. Но особенно он был счастлив тогда, когда Гагарин приземлился. Он осматривал спускаемый аппарат, подробно расспрашивал Гагарина, что и как было. Я думаю, что это событие является самым главным в его жизни, — рассказывала в интервью RT дочь конструктора Наталья Королёва. — Хотя, конечно, отец сам любил испытывать свои конструкции, ещё с молодости. Как-то он приехал домой и нам сказал: «Это я должен был лететь, но годы уже не те, да и не пустили бы меня». Но ему было всё интересно, и это было очень здорово».

При жизни Королёв легендой не стал. Пока весь мир чествовал Гагарина, человек, начавший космическую эру, оставался в тени. По словам Натальи Сергеевны, из-за секретности её отец дважды не получил Нобелевскую премию: первый раз — за спутник, второй — за Гагарина. Когда Нобелевский комитет обратился к советскому правительству, чтобы там назвали фамилию главного конструктора для его награждения, то Хрущёв сказал: «У нас создателем новой техники является весь народ».

Сам основоположник космонавтики свою засекреченность воспринимал нормально, главным для него была работа, а наибольшей ценностью он считал время.

Лишь 14 января 1966 года люди узнали, что именно Сергей Королёв открыл человечеству дверь в новую эпоху. 17 января, в день похорон, рядом с Домом Союзов собралась огромная толпа. Время, отведённое на прощание, пришлось увеличить из-за количества людей, которые хотели проводить великого конструктора.

30 июня 1908 года в земной атмосфере взорвался и упал загадочный объект, позднее названный Тунгусским метеоритом.

В земной атмосфере над Восточной Сибирью, в междуречье Лены и Подкаменной Тунгуски, некий объект, яркий, как солнце взорвался и пролетел пару сотен километров. Позже данный объект получил название Тунгусский метеорит. Раскаты грома были слышны в радиусе тысячи километров. Загадочный объект свой полет закончил на высоте 5 -10 километров над тайгой взрывом.

В результате взрывной волны лес, находящийся в радиусе 40 километров, оказался повален. Звери погибли, а люди пострадали. Во время взрыва мощь световой вспышки достигла такой силы, что вызвала лесной пожар. Именно он стал причиной опустошения всего района. В результате на территории огромного пространства стали происходить необъяснимые световые явления, в последствии названных «светлыми ночами лета 1908 года». Такой эффект возник в результате образовавшихся на высоте примерно 80 километров облаков. Они отражали солнечные лучи, создавая «светлые ночи». 30 июня ночь над территорией так и не наступила, небосвод светился таким светом, при котором можно было читать. Такое явление наблюдалось на протяжении нескольких ночей.

Падение и взрыв метеорита на много лет превратил тайгу, богатую растительностью, в мертвое кладбище погибшего леса. Когда настало время исследований данной катастрофы, результаты стали ошеломляющими. Энергия взрыва Тунгусского метеорита составила 10-40 мегатонн тротилового эквивалента. Это можно сравнить с энергией 2 тысяч ядерных бомб, сброшенных в 1945 году на Хиросиму. Многим позже стал заметен значительный рост деревьев. Такие изменения свидетельствуют о радиационном выбросе.

Тунгусский метеорит - теории возникновения.

До сих пор тайну Тунгусского метеорита не могут разгадать. Лишь в 20-х годах прошлого века начались исследования данного явления. По указу АН СССР были направлены четыре экспедиции, которые возглавлял минеролог Леонид Кулик. Даже по происшествию столетия все тайны загадочного явления так и не раскрыты.

Гипотезы были самые разные относительно происшествий в тунгусской тайге. Некоторые предполагали, что произошел взрыв болотного газа. Другие твердили о крушении инопланетного корабля. Выдвигались теории о метеорите с Марса; что на Землю упало ледяное ядро кометы. Теорий выдвигалось сотни. Майкл Риан и Альберт Джексон, американские физики, заявили о том, что наша планета столкнулась с «черной дырой». Феликс де Руа, исследователь оптических аномалий, астроном из Франции, выдвинул теорию о том, что в этот день Земля, со свей вероятностью могла столкнуться с облаком космической пыли. А некоторым исследователям пришла идея, что это мог быть кусок плазмы, оторвавшийся от Солнца.

Теория Юрия Лавбина (самая экзотическая)

Научно-исследовательская экспедиция Сибирского общественного фонда «Тунгусский космический феномен», которая была организованна в 1988 году, возглавляемая Юрием Лавбином, членом - корреспондентом Петровской академии наук и искусств, обнаружили металлические стержни неподалеку от Ванавары. И вот тут Лавбин и выдвинул свою собственную теорию: на планету Земля надвигается громадная комета. Какой-то развитой цивилизации из космоса стало известно о будущей трагедии и для предотвращения катастрофы инопланетяне отправили свой дозорный корабль. Его цель была расколоть гигантскую комету. Ядро кометы раскололось и некоторая часть осколков попало на нашу планету, а остальные пролетели мимо. Жители планеты были спасены от неминуемой гибели, но в результате один осколок повредил корабль инопланетян и он вынужден был совершить экстренную посадку на Землю. Экипаж инопланетного судна отремонтировал корабль и покинул нашу планету. Нам они оставили блоки, которые вышли из строя, впоследствии обнаруженные экспедицией.

Эти все предположения - всего лишь теории. Тайна Тунгусского метеорита так и остается неразгаданной. Ученые и исследователи до сих пор стремятся постичь тайну того, что же именно произошло в сибирской тайге 30 июня 1908 года.

Без Королева нашей стране вряд ли удалось бы стать космической державой. Человек с непростой судьбой сначала гонимый властью, потом ею же допущенный к стратегически важным проектам. Он запустил первый искусственный спутник Земли и впервые отправил человека в космос. При этом имя его рассекретили уже после смерти, а при жизни оно было известно только ближайшему окружению.

Знаменитые кадры первого полета человека в космос сняли уже после возвращения Гагарина на Землю, но не в центре управления на Байконуре, а в подмосковных Подлипках и спустя несколько дней после старта. Поэтому во время съемки Королев такой спокойный. Славу первого покорителя космоса вместе с Гагариным, казалось бы, должен был разделить и Сергей Павлович. Но тогда в 1961-м из-за секретности главный конструктор остался в тени. Пленку убрали на полку и отказались от Нобелевской премии.

«Когда комитет по Нобелевским премиям обратился к нашему правительству с вопросом, кому присудить премию, Хрущев сказал, что у нас создателем новой техники является весь народ. И вот это, конечно, было обидно. И обидно было Сергею Павловичу, потому что он эти деньги ни копейки не взял бы себе, а он потратил бы их на развитие космонавтики», - рассказывает Наталья Королева, дочь Сергея Королева.

В квартире Натальи Сергеевны Королевой все напоминает об отце - награды, подарки и десятки фотографий, в том числе и те, что сделаны в 38-м, когда молодого конструктора арестовали по ложному обвинению во вредительстве.

«Ему сломали обе челюсти, его избивали там, но он не хотел подписывать ложные показания. Но потом следователь применил такой психологический прием. Он сказал, что если ты сегодня не подпишешь, завтра будет арестована твоя жена, твоя дочь будет отправлена в детский дом. И он рассказывал потом о том, как он представил себе, что вот будет арестована его 30-летняя красавица-жена, моя мама была очень красива, а его дочка, мне было всего 3 года отправлена в детский дом. И он подписал», - рассказывает Наталья Королева.

В лагерях и тюрьмах Королев провел больше шести лет. И возвращаясь с Колымы, даже чуть не погиб. Спасла случайность. Он опоздал на пароход, который затонул во время рейса. Казалось бы, судимость должна была закрыть путь к звездам. Но когда стране понадобились инженеры для создания баллистических ракет, в список кандидатов Королева включили одним из первых.

Этот запуск первого спутника Земли был внеплановым. И уж тем более от шарика весом меньше ста килограммов никто не ожидал такого эффекта.

«Первый искусственный спутник, наш, русский, был для американцев как технический Пирл Харбор», - отмечает заведующая мемориальным домом-музеем академика С.П. Королева Лариса Филина.

Лариса Филина работает в мемориальном доме-музее Сергея Королева не одно десятилетие. Все вещи, которые здесь хранятся, объясняет она, подлинные, даже пластилин. Из него Королев лепил образцы будущих космических деталей. Или одежда, к которой у великого конструктора было свое отношение.

«Если в каком-то костюме у Сергея Павловича была удача, он этот костюм непременно надевал в следующий раз», - рассказывает Лариса Филина.

О его работоспособности и характере еще при жизни ходили легенды. Ведь это он в 64-м, за два года до первого успешного полета космического аппарата на Луну, положил конец спору о ее поверхности, заявив, что она твердая. И даже выдал инженерам вот справку за личной подписью.

«Он был требовательным, и в то же время человечным. Он иногда срывался, кого-то он мог уволить с работы за какие-то проступки, некоторых он увольнял по два раза, а потом приводил - и никаких гвоздей, как будто ничего не было. Но зато работа шла», - рассказывает летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза Борис Волынов.

Борис Волынов был среди тех, кто вошел в первый космический отряд Советского Союза, готовился вместе с Юрием Гагариным. Это было почти 60 лет назад - время, когда полеты в космос казались фантастикой, а Королев сделал их реальностью.

Во многом именно благодаря энергии Королева Советский Союз стал первым в космосе, хотя сам Сергей Павлович прекрасно понимал, что это лишь начало.

К 110-летию со дня рождения легендарного конструктора Первый канал приготовил две премьеры. В субботу в 14:45 фильм "Главный", а сразу после него в 16:50 - «Марсианская тетрадь Сергея Королева».

12.01.2017 15:06

110 лет со дня рождения Сергея Королёва

Сегодня, 12 января 2017 года исполняется 110 лет со дня рождения Сергея Павловича КОРОЛЁВА, ученого и выдающегося конструктора, основоположника практической космонавтики и организатора работ по созданию ракетно-космической техники в СССР. С.П.КОРОЛЁВ по праву считается первопроходцем основных направлений развития отечественных ракетного вооружения и ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей нашу страну ведущей ракетно-космической державой. За выдающийся вклад в оборону Родины и в развитие практической космонавтики академик КОРОЛЁВ дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда (в 1956 и 1961 годах), ему присуждена Ленинская премия (в 1957 году) и золотая медаль имени К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО.

Сергей КОРОЛЁВ родился 12 января 1907 года в Житомире (в то время территория Российской империи) в семье преподавателя русской словесности.

Ещё в школьные годы Сергей КОРОЛЁВ отличался исключительными способностями и неукротимой тягой к новой тогда авиационной технике. В 1921 году познакомился с лётчиками Одесского гидроотряда и активно участвовал в авиационной общественной жизни: с 16 лет как лектор по ликвидации авиабезграмотности, а с 17 - как автор проекта безмоторного самолёта К-5, официально защищённого перед компетентной комиссией и рекомендованного к постройке.

1 июня 1924 года КОРОЛЁВ подал просьбу о зачислении в Академию воздушного флота, но решение вопроса затянулось, и он поступил в Киевский политехнический институт на авиационное отделение, затем перевелся в Московское высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана. В это время С.П. КОРОЛЁВ проектировал и строил летательные аппараты: планеры «Коктебель», «Красная Звезда» и легкий самолет СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полета. Эти работы показали явные способности КОРОЛЁВА как авиационного конструктора. Научным руководителем его дипломного проекта по конструкции легкомоторного самолета СК-4 был А.Н. ТУПОЛЕВ. С 1927 г. работал на предприятиях авиационной промышленности, участвовал во Всесоюзных планерных состязаниях. С июня 1930 г. - старший инженер Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ).

В 1931 году совместно с Ф.А. ЦАНДЕРОМ организовал одну из первых в стране ракетных организаций - Группу изучения реактивного движения (ГИРД) при Центральном совете Осоавиахима, которую КОРОЛЁВ затем возглавил, став также председателем ее Технического совета. Уже с апреля 1932 года ГИРД стала по существу государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой были созданы и испытаны первые отечественные жидкостные баллистические ракеты «ГИРД-09» (конструкции М.К. ТИХОНРАВОВА) и «ГИРД-Х» (конструкции Ф.А. ЦАНДЕРА). Считается, что именно с первого пуска ракеты «ГИРД-09» 17 августа 1933 года началось развитие новой отрасли промышленности в нашей стране.

Затем была работа в Реактивном научно-исследовательском институте, где ему как руководителю отдела ракетных летательных аппаратов удалось довести до стадии испытаний крылатые ракеты: зенитную с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную с жидкостным ракетным двигателем.

В 1938 году КОРОЛЁВ С.П. был необоснованно репрессирован и осужден на 10 лет. Во время заключения он не оставлял конструкторскую деятельность - сначала работал под руководством А.Н.ТУПОЛЕВА в Московском Конструкторском Бюро при НКВД, где репрессированные авиационные специалисты создали фронтовой бомбардировщик Ту-2, а затем - в ОКБ НКВД СССР при Казанском заводе № 16, где под руководством В.П.ГЛУШКО велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации. Также КОРОЛЁВ занимается воплощением в жизнь идеи практического использования ракетных двигателей в авиации и своей давней идеей создания ракетоплана, оснащенного реактивным двигателем.

27 июля 1944 года на заседании Президиума Верховного Совета СССР принято постановление о его досрочном освобождении. А уже в сентябре 1945 года Сергей Павлович отбыл в Германию в качестве специалиста Технической комиссии по изучению трофейной ракетной техники. В Германии Сергей Павлович не только изучает немецкую ракету «Фау-2», но и проектирует более совершенную баллистическую ракету с дальностью полета до 600 км.

9 августа 1946 года КОРОЛЁВ был назначен Главным конструктором так называемого «изделия №1» - баллистической ракеты дальнего действия в НИИ-88 и начальником отдела №3 по разработке таких ракет. Занимаясь боевыми баллистическими ракетами, С.П.КОРОЛЁВ стремился к главной цели - покорению космического пространства и космическим полетам человека. В 1949 году Сергей Павлович совместно с учеными Академии Наук СССР начал исследования с использованием модификаций ракеты Р-1А путем регулярных вертикальных запусков на высоты до 100 км, а затем с помощью более мощных ракет Р-2 и Р-5 на высоты 200 и 500 км соответственно. Целью этих полетов были изучение параметров ближнего космического пространства, солнечных и галактических излучений, магнитного поля Земли, поведения высокоразвитых животных в космических условиях (невесомости, перегрузок, больших вибраций и акустических нагрузок), а также отработка средств жизнеобеспечения и возвращение животных на Землю из космоса - было произведено около семи десятков таких пусков. Это заложило серьезные основы для штурма космоса человеком.

В 1954 году Сергей КОРОЛЁВ обратился в ЦК КПСС с предложением о создании и выведении в космос при помощи ракеты Р-7 первого искусственного спутника Земли (ИСЗ). Инициатива была поддержана. В августе 1956 года ОКБ-1 выходит из состава НИИ-88 и становится самостоятельной организацией, главным конструктором и директором которой назначается С.П.КОРОЛЁВ.

4 октября 1957 года С.П.КОРОЛЁВ запускает на околоземную орбиту первый в истории человечества Искусственный спутник Земли. Его полет имеет ошеломляющий успех и создает нашей стране высокий международный авторитет.

Затем, КОРОЛЁВ руководит разработкой и выводом в космос геофизического спутника и парных спутников «Электрон» для исследования радиационных поясов Земли, подготовкой и запуском первых автоматических межпланетных станций «Луна-1», «Луна-2», «Луна-3». Последняя передала фотоснимки обратной невидимой стороны Луны. В дальнейшем С.П.КОРОЛЁВ начинает разработку более совершенного лунного аппарата для его мягкой посадки на поверхность Луны, фотографирования и передачи на Землю лунной панорамы.

12 апреля 1961 года КОРОЛЁВ снова одерживает победу, имеющую мировое значение. Создав первый пилотируемый космический корабль «Восток», его команда реализует первый орбитальный полет человека - Юрия Алексеевича ГАГАРИНА в космическом пространстве. Корабль с человеком на борту совершил один виток вокруг планеты и успешно возвратился на Землю. Далее следует череда запусков пилотируемых кораблей. А 18 марта 1965 года во время полета на корабле «Восход-2» с экипажем из двух человек космонавт Алексей ЛЕОНОВ совершает первый в мире выход в открытый космос в скафандре через шлюзовую камеру.

Развивая программу пилотируемых околоземных полетов, Сергей Павлович начал реализовывать свои идеи о разработке пилотируемой орбитальной станции. Ее прообразом явился принципиально новый, более совершенный, чем предыдущие, космический корабль «Союз», проект которого он утвердил. Параллельно с развитием пилотируемой космонавтики велись работы над спутниками научного, народнохозяйственного и оборонного назначения.

Преждевременная смерть Сергея Павловича прервала его творческий полет. Сергей Павлович КОРОЛЁВ скончался на шестидесятом году жизни 14 января 1966 года. Урна с его прахом установлена на Красной площади в Кремлевской стене.

Сегодня утром, 12 января 2017 года в Москве на Красной площади прошла торжественная церемония возложения цветов к местам захоронения праха С.П. Королёва и Ю.А. Гагарина, в которой приняли участие руководство Госкорпорации «РОСКОСМОС» и крупнейших предприятий ракетно-космической отрасли, дочь Сергея Павловича - Наталья Сергеевна КОРОЛЁВА, советские и российские космонавты.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: