Объединение намазов путника в городе вне пути. Намаз путника по сунне: как сокращать, совмещать намазы, кто считается путешественником. Расстояние с которого разрешается сокращать намазы

. Законность сокращения намаза в пути
. Можно ли не сокращать намаз в пути. Что лучше сокращать или делать целиком?
. Нужно ли делать дополнительные намазы?
. Что считается путем?
. Свойства пути
. Когда начинается сокращение
. Намерение
. Когда остановка (в пути) перестает быть путем (женитьба)?
. Джамаат
. Узаконенность соединения намазов

______________________________


Законность сокращения намаза в пути


2) От Яъла бин Умайя: Я спросил Умара: " Разве Аллах не сказал о намазе путника следующее: " А когда вы в пути, то нет на вас греха, чтобы вы сокращали молитву, если вы опасаетесь, что неверные могут подвергнуть вас испытанию. Поистине, неверующие - для вас явный враг! " -(Женщины, 101). Теперь же все пребывают в спокойствии ". Тогда Умар сказал: " Я тоже удивился как и ты, поэтому спросил это посланника (с.а.в.). Он сказал: " Это есть милостыня Аллаха, поэтому принимайте ее " - (Бухари, Муслим, Ахмад, Абу Дауд, Насаи)



6) Ибн Аббас передает: Посланник Аллаха отправился в путь из Мадины по направлению к Мекке. Ему не было чего опасаться кроме господа миров. (Но несмотря на это) он совершал намазы по два ракята (сокращая четырехракятные). - (Тирмизи и Насаи)
7) Ибн Умара спросили: " Аллах сказал: "нет на вас греха, чтобы вы сокращали молитву, если вы опасаетесь, что неверные могут подвергнуть вас испытанию". Сейчас же спокойно и никакой опасности нет. Сокращать ли нам намаз? ". Ибн Умар прочитал аят: " По истине в посланнике для вас есть прекрасный пример ". - (Ибн Джарир передал от Абу Муниба аль-Джарши)
8) От Аиши: В Мекке намаз был фардом как два ракята. Когда посланник (с.а.в) пришел в Мекку к двум ракятам добавилось еще два ракята. Только к вечернему добавилось не два а один, ибо вечерний намаз - дневной витр (нечетный). К утреннему намазу вообще ничего не добавилось, ибо его къираат (чтение корана) длинен. Когда посланник (с.а.в.) был в пути он делал намаз два ракята как и в Мекке. - (Ахмад, Байхаки, Ибн Хиббан, Ибн Хузайма. Ибн Хузайма сказал, что хадис достоверен)
________________________________________
Эти и последующие хадисы доказывают узаконенность сокращения намаза в исламском праве. В разрешенности этого среди ученых ахлюс-сунны разногласий нет.

Можно ли не сокращать намаз в пути. Что лучше сокращать или делать целиком?

1) " А когда вы в пути, то нет на вас греха, чтобы вы сокращали молитву, если вы опасаетесь, что неверные могут подвергнуть вас испытанию. Поистине, неверующие - для вас явный враг! " - (Женщины, 101)

3) От ибн Аббаса: Аллах, языком посланника (с.а.в.) два ракята сделал фардом для путника; четыре ракята для остающихся (не путников); и один ракят для тех, кто в опасности. - (Муслим)
4) От Умара: " Намаз путника два ракята, праздничный намаз два ракята; пятничный намаз два ракята. И это не сокращенные, а как это и определилось словами Мухаммада (с.а.в.) цельные намазы ". - (Ахмад, Насаи)
5) От Аиши: В начале в намазе фардом было два ракята. Затем для остающихся (не путников) намаз был увеличен до четырех ракятов. Для путников же намаз так и остался как раньше два ракята. - (Бухари, Муслим)
6) От Аиши: Несомненно, что в пути посланник (с.а.в.) иногда делал сокращенные, иногда цельные намазы. Иногда держал пост, иногда не держал. - (Привел Даракутни и сказал, что хадис достоверный)

8) От Аиша: Она делала умру с посланником (с.а.в.) и когда они пришли в Мекку, она сказала: "О посланник Аллаха, (Иногда) я делала намазы сокращенными, (иногда) по четыре ракята. Некоторые дни я держала пост, некоторые не держала". Когда я это ему сказала, он не упрекнул меня, а сказал: "Хорошо сделала, Эй Аиша " - (Насаи, Даракутни, Байхаки; Даракутни сказал, что хадис хороший)

В этом вопросе ученые разделились на три группы:
1) Сокращать намаз обязательно (фард). Намаз путника состоит из двух ракятов и не может быть больше. Если кто-то сделает больше двух, то все ракяты, что больше двух не засчитываются, а переходят в нафиля (дополнительные). Этого мнения придерживаются Умар, Али, Ибн Масъуд, Ибн Аббас, Ибну Умар, Джабир, Умар б. Абдуль-Азиз, Къадъи (судья) Исмаил, Хаммад б. аби Сулайман, Абу Ханифа и его последователи (ханафиты). Также это одно из слабых мнений в маликитском мазхабе.
2) Сокращать намаз очень сильная сунна так, что если человек сделает намаз в четыре ракята, то ему лучше переделать намаз. Если у путника нет имама путника, то ему лучше делать намаз одному, ибо если он будет делать с имамом, то ему придется делать четыре ракята. Одно из сильных мнений в маликитском мазхабе.
3) Человек свободен между выбором делать два или четыре ракята. Этого мнения придерживаются некоторые Маликиты, Ханбалиты и Шафииты. Причем Маликиты, Ханбалиты и одно из направлений Шафиитов сокращение считают более добродетельным, чем делание целиком. Некоторые из шафиитов совершение намаза целиком принимают лучше, чем сокращение.
Доказательства групп:

1) Первая группа как доказательство взяла хадисы
3) От ибн Аббаса: Аллах, языком посланника (с.а.в.) два ракята сделал фардом для путника; четыре ракята для остающихся (не путников); и один ракят для тех, кто в опасности. - (Муслим)
4) От Умара: " Намаз путника два ракята, праздничный намаз два ракята; пятничный намаз два ракята. И это не сокращенные, а как это и определилось словами Мухаммада (с.а.в.) цельные намазы ". - (Ахмад, Насаи)
5) От Аиши: В начале в намазе фардом было два ракята. Затем для остающихся (не путников) намаз был увеличен до четырех ракятов. Для путников же намаз так и остался как раньше два ракята. - (Бухари, Муслим)

Остальные хадисы следует понимать, что в намазе путника обязательной частью намаза является два ракята, но это не означает, что делать два ракята обязательно. В аяте говорится, что нет греха сокращать намаз, То есть основное это не сокращать:
1) " А когда вы в пути, то нет на вас греха, чтобы вы сокращали молитву, если вы опасаетесь, что неверные могут подвергнуть вас испытанию. Поистине, неверующие - для вас явный враг! " - (Женщины, 101)
Кроме того тот факт, что путник за имамом делает четыре ракята также служит дополнительным доказательством:



Но вместе с этим более достоверным и сильным мнением является то, что сокращать намазы лучше чем не сокращать, ибо это сунна посланника и милостыня Аллаха:
2) От Ибн Умара: Посланник сказал: " Аллах любит, когда пользуются, предоставленными им, облегчениями в религии. Точно также, он не любит, когда совершается то, что он определил как грех ". - (Ахмад)
7) От Яъла бин Умайя: Я спросил Умара: " Разве Аллах не сказал о намазе путника следующее: " А когда вы в пути, то нет на вас греха, чтобы вы сокращали молитву, если вы опасаетесь, что неверные могут подвергнуть вас испытанию. Поистине, неверующие - для вас явный враг! " -(Женщины, 101). Теперь же все пребывают в спокойствии ". Тогда Умар сказал: " Я тоже удивился как и ты, поэтому спросил это посланника (с.а.в.). Он сказал: " Это есть милостыня Аллаха, поэтому принимайте ее " - (Бухари, Муслим, Ахмад, Абу Дауд, Насаи)
Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: Когда бы ни предлагали посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, на выбор одно из двух дел, он неизменно выбирал более легкое из них, если только не являлось оно греховным, а если было в нем что-то греховное, то он держался от него дальше любого из людей. - (Аль-Бухари; Муслим)
7) Ибн Умара спросили: " Аллах сказал: "нет на вас греха, чтобы вы сокращали молитву, если вы опасаетесь, что неверные могут подвергнуть вас испытанию". Сейчас же спокойно и никакой опасности нет. Сокращать ли нам намаз? ". Ибн Умар прочитал аят: " По истине в посланнике для вас есть прекрасный пример ". - (Ибн Джарир передал от Абу Муниба аль-Джарши)

Нужно ли делать дополнительные намазы?
1) От Ибн Умара: Я делал намаз вместе с посланником (с.а.в.) и не видел, чтобы в пути он делал дополнительные намазы. - (Шесть имамов в хадисе)
2) В другом предании (от ибн Умара) говорится: Я совершал путешествие с посланником (с.а.в.), абу Бакром, Умаром, Усманом. Все они делали намазы по два ракята и не совершали дополнительных намазов ни перед, ни после фарда. Если бы я делал дополнительный намаз, то вместо этого я бы лучше делал полностью фарды (по четыре ракята) - (Хадис привел Тирмизи и сказал, что хадис хороший)
3) От Салима: Когда Ибн Умар торопился в пути, он читал къамат, делал три ракята вечернего намаза, немного ждал, затем читал къамат для ночного намаза и делал ночной намаз в два ракята. При этом он не делал никаких дополнительных намазов ни перед, ни после намазов. До самой ночи, он не делал никаких дополнительных намазов. - (Бухари, Муслим)
4) Нафиъ рассказывает, что Ибну Умар видел как его сын Убайдуллах делает в пути дополнительные намазы и не порицал его. - (Мууаттаъ Малика, 1/150)
5) От Бара: Я целых 18 раз совершал путешествие с посланником (с.а.в.) и не видел, чтобы он покинул два ракята перед обед(енным намаз)ом, когда солнце склоняется. - (Абу Дауд, Тирмизи)

Дополнительные намазы, упоминающиеся в первых двух хадисах это не абсолютные дополнительные, а придаточные (рауатъиб - придатки к фардам: 2 перед утренним намазом; 2 или 4 перед обеденным, 2 после обеденного намаза, 2 после вечернего, 2 или 4 перед и 2 после ночного намаза) дополнительные намазы. Их то и покидал Ибну Умар. Что касается абсолютных дополнительных намазов (не привязанных к фардам: витр, послеутренний и др.), то, как это и передает имам Науауи, между учеными нет разногласия в том, что делать абсолютные нафиля в пути разрешено. Даже сам Ибну Умар, как это мы видим из 3 хадиса, делал такие нафиля. Разногласие только в том, можно ли делать придаточные к фардам намазы. Большинство ученых, опираясь на другие хадисы, считает это разрешенным и добродетельным. То, что Ибну Умар не видел, это не означает еще, что посланник (с.а.в.) не делал. Имам Науауи говорит: " Посланник (с.а.в.) делал дополнительные намазы возле своего коня, ибо дополнительные намазы желательно делать у себя дома, поэтому Ибну Умар не видел этого. А может посланник (с.а.в.) хотел показать, что в пути дополнительные намазы можно не делать ".
Ибн Къудама объединив все хадисы говорит: " Хадис Ибн Умара показывает, что нет греха в том, чтобы не делать, а другие хадисы показывают, что нет греха в том, чтобы делать дополнительные намазы в пути ".
Что считается путем?



Этот хадис устраняет колебания Шуъбы и уточняет первый хадис, что имеется ввиду расстояние в три мили.
3) Ибн Умар сказал: " Если я выйду в путь длиной в одну милю, я сокращу намаз " - (Ибн Аби Шайба с достоверной цепочкой, Ибн Хазм привел в "Мухалла" и сказал, что хадис достоверен)

5) От Анаса: В Мадине я сделал обеденный (зухр) намаз с посланником Аллаха (с.а.в.) в четыре ракята. Он отправился в Мекку и когда дошел до зуль-Хулайфы, то послеобеденный (аср) намаз сделал в два ракята. - (Шесть хадисоведов (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Насаи, Тирмизи, Ибну Маджа), кроме Малика)









15) Али сказал, что посланник (с.а.в.) установил для путника, что он протирает обувь три дня и ночи, а для остающегося, что он протирает один день и ночь. - (Муслим, Насаи)

В определении пути, при котором возможно сокращение намаз, существует очень много мнений и подходов. Ибн Мунзир перечислил 20 разных мнений на эту тему. Существует два основных подхода в этом вопросе:
1) Подход, берущий во внимание время пути.
2) Подход, берущий во внимание длину пути.
Первый подход берут на вооружение ученые ханафитского толка, хотя из других мазхабов, хоть и мало, встречаются те, кто используют временной подход. Эти ученые говорят, что сокращать намазы можно только тогда если путь будет длиться не меньше трех дней (согласно Абу Юсуфу можно чуть меньше трех дней). Необязательно совершать путь в течение всего дня. От одного дня отнимается время на сон, еду, намазы и отдых. По расчетам для Египта это составляет чуть меньше семи часов. То есть трехдневный путь по длине должен занимать около 21-ого часов. В течении одного дня необязательно идти семь часов. Достаточно семичасовой путь (средней ходьбой) проделать на транспорте более короткое время. но в целом путь должен длиться три дня.
Длина пути во внимание не принимается. Например если путь очень затруднен и за три дня можно пройти всего один километр, то сокращать можно. С другой стороны если на самолете совершить кругосветное путешествие за меньше чем три дня, то намаз сокращать нельзя. На данный момент редкие путешествия длятся три дня. Поэтому по ханафитскому мазхабу на сегодняшний день сокращение намазов почти прекратило свое существование.

Доказательства ханафитов:
13) "Посланник (с.а.в.) сказал: " Не дозволено мусульманке без близких совершать путешествие, длящееся три дня ". " - (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Ахмад)
14) " Путник протирает обувь (масх) три дня и три ночи ". - (Насбур-рая, 2/183)
15) Али сказал, что посланник (с.а.в.) установил для путника, что он протирает обувь три дня и ночи, а для остающегося, что он протирает один день и ночь. - (Муслим, Насаи)
Ханафиты говорят, что в этих хадисах определены свойства путешествия, которое можно считать шариатским путем (т.е. при котором можно сокращать). Это свойство - длиться три дня. Поэтому все путешествия не обладающие этим свойством, шариатским путем не считаются и сокращать намаз в них нельзя.
Но подавляющее большинство ученых ахлюс-сунны, опираясь на методологию салафа, в определении пути во внимание принимают не продолжительность, а длину

Вот как они отвечают на доводы ханафитов:
Во первых на человека, который проделал длинный путь (например 200 км), пусть хоть и в короткое время, в арабском языке говорят, что он путник. Быстрота пути не лишает путника того, что он путник. Причиной сокращения намазов является не сложность пути или опасность или срочная необходимость, как это и следует из вышеприведенных хадисов. Причиной сокращения намазов является только само явление пути. Если установлено, что данный человек путник, то установлено, что он может сокращать намазы.
Во вторых из приведенных ханафитами хадисов не следует, что путь это только путешествие длящееся три дня, ибо есть другие подобные хадисы, где продолжительность пути, упоминается как два или один день:
9) Умар сказал: " Намаз сокращается при пути, длящимся один целый день " - (Тафсир Рази)
10) Ибн Аббас сказал: " Если путь превысит один день ночь, то намаз сокращается " - (Зуркани, Тафсир Рази)
11) "Посланник (с.а.в.) сказал: " Не дозволено мусульманке без близких совершать путешествие, длящееся один день и ночь - (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Ахмад)
12) Посланник (с.а.в.) сказал: " Не может мусульманка без мужа или близких делать путешествие два дня " - (Муслим)
В третьих целью хадисов не являлось дать определение пути. Так нампример хадис " Али сказал, что посланник (с.а.в.) установил для путника, что он протирает обувь три дня и ночи, а для остающегося, что он протирает один день и ночь. - (Муслим, Насаи) " задается целью определить продолжительность протирания обуви, а не пути. Что касается хадисов
11) "Посланник (с.а.в.) сказал: " Не дозволено мусульманке без близких совершать путешествие, длящееся один день и ночь - (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Ахмад)
12) Посланник (с.а.в.) сказал: " Не может мусульманка без мужа или близких делать путешествие два дня " - (Муслим)
13) "Посланник (с.а.в.) сказал: " Не дозволено мусульманке без близких совершать путешествие, длящееся три дня ". " - (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Ахмад)
, то как это и говорит маликитский ученый Ибн Араби, это скорее всего не есть самостоятельные хадисы ставящие целью установить длину пути. Это есть ответы на заданные вопросы. Так на вопрос: " Может ли мусульманка без близких совершать путь, длящийся три дня? ", посланник (с.а.в.) ответил: " Не дозволено мусульманке без близких совершать путешествие, длящееся три дня ". " - (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Ахмад)
Точно также обстоит дело с остальными двумя хадисами. В противном случае получится так, что хадисы противоречат друг-другу в вопросе определения пути.
Если даже и брать хадисы о днях, то дни в них, это просто один из способов определения длины пути. Главным же здесь является длина пути. Так например имам Аузаи, Зуркани, Ал-Лайс, Исхакъ, Шафии и последователи, Малик и последователи, имам Ахмед бин Ханбаль и другие, за основу берут хадисы, где упоминается один день:

11) "Посланник (с.а.в.) сказал: " Не дозволено мусульманке без близких совершать путешествие, длящееся один день и ночь - (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Ахмад)
9) Умар сказал: " Намаз сокращается при пути, длящимся один целый день " - (Тафсир Рази)
10) Ибн Аббас сказал: " Если путь превысит один день ночь, то намаз сокращается " - (Зуркани, Тафсир Рази)
Правда по некоторым преданиям от Малика, Шафии и имама Ахмада, они за основу берут два дня, как доказательство беря хадис:
12) Посланник (с.а.в.) сказал: " Не может мусульманка без мужа или близких делать путешествие два дня " - (Муслим)
Но хадисы, где упоминается один день, более ясны и конкретизированы для определения пути.
Как бы там ни было в любом случае три мазхаба (Ханбалиты, Шафииты, Маликиты) за основу берут хадисы, задающие длину пути в 4 барида. Что касается хадисов с упоминанием дней, то они говорят, что 4 барида можно пройти за один или два дня, поэтому в некоторых хадисах вместо 4 баридов, указывается 1 или 2 дня. Но главным является расстояние в четыре барида. Даже если это расстояние проделается в один час, то все равно сокращать намаз можно:
4) Малик сказал: До меня дошло, что ибн Аббас сокращал намаз до двух при таких длинах пути как расстояние между Меккой и Таифом, Меккой и Усфаном, Меккой и Джиддой, а это равняется примерно четырем баридам. - (Муваттаъ Малика, без цепочки)
6) От Ибн Аббаса: Посланник (с.а.в.) сказал: " Эй жители Мекки не сокращайте намаз, когда выходите в путь длиной меньше, чем в четыре барида - расстояние между Меккой у Усфаном - (Даракутни, Также передано как просто слова ибн Аббаса)
7) От Ибн Аббаса: Когда Ибн Аббас и Ибн Умар совершали путь длиной в 4 барида, они сокращали намазы и не держали пост. - (Бухари)
8) Ата спросил ибн Аббаса может ли сокращать намаз тот, кто отсюда отправляется на Арафат. Он ответил: "Нет". Ата спросил во второй раз: " А тот, кто идет в Марруз-захран?". Ибн Аббас ответил: "Нет. Намаз может сокращать тот, кто идет (например) в Джидду, Усфан, Таиф. - (Передал имам аш-Шафии)
Итак большая часть трех мазхабов единогласна в том, что намаз можно сокращать если общая длина пути достигнет четырех баридов, независимо от времени продолжительности пути.

Но в определении баридов, как единицы пути, между мазхабами имеются некоторые разногласия:
Так нампример нет разногласия в том, что один барид это четыре фарсаха, а один фарсах это три мили.
Но что касается мили, то здесь есть серьезные расхождения:
По ханафитскому мазхабу одна миля равняется 4000 зираъ. Согласно ханбалитам и шафиитам одна миля это 6000 зираъ. Маликиты говорят, что одна миля это 3500 зираъ. Одна зираъ это расстояние от кончиков пальцев до локтя, что составляет 6 къабда. Къабда это ладонь - четыре пальца, кроме большого. Итак одна зираъ это 24 пальца. Правда по ханбалитскому мазхабу одна зираъ состоит из 28 пальцев, но 24 ближе к истине, ибо анатомически локоть по длине в среднем состоит из 24 пальцев. Один палец состоит из шести ячменных зерен приставленных к друг другу, а одно ячменное зерно из шести хвостовых волосков мула.
Если проделать эксперименты с волосками и ячменными зернами, то будет видно, что шесть средних зерен ячменя образуют от 18 до 20 миллиметров. По ханафитскому счету в среднем 19.25 мм. Для надежности возьмем 20 мм, то есть два сантиметра. Тогда одна зираъ сделает 48 см. Теперь стоит вопрос сколько зираъ брать в одной миле. Если следовать ханафитскому толку (4000 зираъ), то в итоге 4 барида сделают чуть меньше чем 90 км. Но ни ханафитские, ни ханбалито-шафиитские ученые не проводили экспериментов для определения количества зираъ в миле. Необходимые измерения провел маликитский ученый Ибн Абдиль-Барр, поэтому большинство последующих ученых приняли его сведения, т.е. 1 миля = 3500 зираъ. Если проводить расчеты исходя из этих данных, то получится, что 4 барида это чуть меньше чем 81 км.
Принимая во внимание расхождения в определении длины мили, проще всего воспользоваться современными данными о расстоянии между Меккой и Таифом; и Меккой и Джиддой.

Все три мазхаба единодушны в том, что при этих переходах сокращать намазы можно:
4) Малик сказал: До меня дошло, что ибн Аббас сокращал намаз до двух при таких длинах пути как расстояние между Меккой и Таифом, Меккой и Усфаном, Меккой и Джиддой, а это равняется примерно четырем баридам. - (Муваттаъ Малика, без цепочки)
8) Ата спросил ибн Аббаса может ли сокращать намаз тот, кто отсюда отправляется на Арафат. Он ответил: "Нет". Ата спросил во второй раз: " А тот, кто идет в Марруз-захран?". Ибн Аббас ответил: "Нет. Намаз может сокращать тот, кто идет (например) в Джидду, Усфан, Таиф. - (Передал имам аш-Шафии)
По сведениям каталога, выпущенным министерством печати Саудовской Аравии расстояние между Меккой и Таифом составляет 88 км, а между Меккой и Джиддой 75 км. Итак если взять самое малое упомянутое расстояние - 75 км - то можно сделать вывод, что если если длина пути достигнет 75 км, то по трем мазхабам намаз сокращать можно.
Теперь перейдем к мнению ученых, которые в основу определения пути берут хадисы:
1) Анас передает, что когда посланник (с.а.в.) выходил в путь длиной три мили или фарсаха (здесь Шуъба заколебался - миля или фарсах), то совершал двух-ракятные намазы (сокращая 4-ракятные). - (Муслим, Ахмад, Байхаки, Абу Дауд, Ибн Хаджар сказал, что этот хадис самый ясный и самый достоверный из всех хадисов, переданных на эту тему)
2) От Абу Саъида: " Когда посланник (с.а.в.) делал путь длиной в один фарсах (три мили), он сокращал намаз " - (Хадис передал Саъид бин Мансур, Ибн Хаджар упомянул его в своей книге "Талхис" и своим молчанием показал, что принял этот хадис)
3) Ибн Умар сказал: " Если я выйду в путь длиной в одну милю, я сокращу намаз " - (Ибн Аби Шайба с достоверной цепочкой, Ибн Хазм привел в "Мухалла" и сказал, что хадис достоверен)

Первый хадис, ка это и сказал ибн Хаджар, самый достоверный хадис из переданных на эту тему. Согласно первым двум хадисам путь длиной в три мили дает возможность сокращать намазы. Три мили по ханафитскому толку: 3*1,848км = 5,554 км; по маликитскому: 3*1,680 = 5,04 км. То есть если для надежности округлить, то при длине пути в 6 километров сокращение намаза возможно.
Минимальное расстояние при котором возможно сокращение намаза, как это и следует из третьего хадиса, это одна миля, для круглого счета 2 километра. Если путь меньше одной мили сокращение запрещено.
Хоть это мнение и не было поддержано большинством ученых, оно опирается на достоверные хадисы. Одним из самых больших ученых ханбалитского толка Ибн Къудама говорит:
" Ограничения пути (4 барида), приведенное ими также противоречит буквальному выражению корана:
" А когда вы в пути, то нет на вас греха, чтобы вы сокращали молитву "
Из аята следует, что сокращение намаза имеет место для всякого пути, без каких то ни было ограничений. Также это ограничение противоречит сунне: Анас передает, что когда посланник (с.а.в.) выходил в путь длиной три мили или фарсаха (здесь Шуъба заколебался - миля или фарсах), то совершал двух-ракятные намазы (сокращая 4-ракятные) ".
...
В заключение Ибн Къудама говорит: " Итак, доказательства свидетельствуют о том, что правы те ученые, которые разрешают сокращение намаза для каждого путника. Единственное, что может опровергнуть это суждение - иджма об обратном ". - (Мугъни, 2/257)
Свойства пути
3) Ибн Аббас передает: Посланник Аллаха отправился в путь из Мадины по направлению к Мекке. Ему не было чего опасаться кроме господа миров. (Но несмотря на это) он совершал намазы по два ракята (сокращая четырехракятные). - (Тирмизи и Нас
аи)

Когда начинается сокращение

Намерение

Когда остановка (в пути) перестает быть путем (женитьба)?
5) Другое предание (от Анаса): Мы вышли с посланником (с.а.в.) из Мадины в Мекку. Пока мы не вернулись в Мадину, мы делали намазы по два ракята. А сколько вы оставались в Мекке. Он (Анас) сказал: В Мекке мы оставались один (лунный) месяц. - (Бухари, такъсъирус-салят)
От ибн Аббаса: Посланник (с.а.в.) оставался в Мекке 19 дней и все это время намазы делал по два ракята. И мы тоже когда будучи путниками, оставались 19 дней, то делали намаз как путники. Но если оставались больше, то делали целиком не сокращая. - (Бухари, такъсъир ас-салат; Абу Дауд, 1230; Тирмизи,549; Абу Яъла, 2368; Даракутни, 1/387; Байхаки, 3/150)

Тоже самое, но у Насаи проходит как 15 дней. - (Насаи, такъсъир ас-салят; Табарани, муъджам аль-Кабир, 10735)
Вариант Абу Дауда: "В день Фатха он остался 15 день, и намазы делал сокращенными. - (Абу Дауд, 1231; Ибну Маджа, 1076; Тахауи, 1/417; Байхаки, 3/151)
В другом варианте Абу Дауда вместо 15 дней проходит 17. - (Абу Дауд, 1232; Имам Ахмад, 1/303, 315; Ибн Саъд, 2/143; Табарани, 11672; Байхаки, 2/151)
От Имрана б. Хусайна: Я вышел воевать вместе (не против) с посланником (с.а.в.). После победы я был с ним в Мекке. Он остался в Мекке 18 дней, и все это время делал намазы сокращенными; жителям же он сказал: "Эй жители города, вы делаете намазы по четыре ракята, потому, что мы путники" - (Абу Дауд, 1229; Тирмизи, 545)
Малик передает: Ибн Умар оставался в Мекке 10 дней и намазы делал сокращенными, кроме тех случаев когда делал намаз за имамом. Тогда он следуя имаму, делал намазы целиком. - (Малик, Къасър ас-Салят, 17)
От Харисы бин Уахба: В Мине мы, как никогда ранее, были многочисленны и в безопасности. Посланник Аллаха (с.а.в.) делал с нами сокращенные намазы. - (Шесть имамов - хадисоведов)
От ибн Умара: Посланник Аллаха (с.а.в.) пребывая в Мине делал намазы по два ракята. Абу Бакр тоже по два ракята. И Умар тоже. Усман же, при своем халифате, делал сначала по два, затем по четыре ракята. Поэтому ибн Умар, когда делал намаз с имамом (Усманом), делал четыре. Когда же делал сам, то по два ракята. - (Имам Ахмад, 2/140; Бухари, Муслим, Насаи)
От ибн Аббаса: Ему был задан вопрос: " Как мне делать намаз, когда я в Мекке и намаз делаю не с имамом, а сам?". О н ответил: " Делай два ракята, ибо это сунна посланника (с.а.в.). - (Муслим, Насаи)
Усман начал делать намазы в Мине по четыре ракята потому, что решил там поселиться. - (Абу Дауд)
Причиной того, что Усман делал в Мине четыре ракята состоит в том, что в то время на хадждж пришло много бедуинов и Усман (опасаясь, что они неправильно выучат кол-во ракятов), решил показать им, что на самом деле намазы по четыре ракята. - (Абу Дауд)
От Абдур-Рахмана бин аби Зубаба: Когда Усман начал в Мине делать намаз по четыре ракята, то джамаат возразил. Тогда Усман сказал: "Эй джамаат, Я поженился в Мекке. Я слышал как посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: " Кто поженится в каком-нибудь месте, пусть делает намаз там, как постоянный житель "". - (Ахмад, Абу Яъла)

От Анаса: Когда посланник Аллаха отправлялся в путь и солнце еще не доходило до зенита, то он отсрочивал обеденный намаз, до послеобеденного, давал перерыв и соединял их вместе. Если же солнце переходило зенит, то он делал сперва обеденный намаз и затем отправлялся в путь.
Другой вариант: Если он торопился, то откладывал обеденный намаз до послеобеденного и делал их вместе, точно также откладывал вечерний до ночного и делал их вместе. - (Оба предания переданы с одной цепочкой. Ахмад, 3/247; Бухари, Муслим, Абу Дауд, Насаи, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, Байхаки)
От ибн Аббаса: Когда посланник торопился, он отправлялся в путь до времени обеденного намаза, и откладывал его до начала послеобеднного намаза. Затем совершал их вместе. Затем он откладывал вечерний намаз, до захода вечерней зари и соединял вечерний намаз с ночным. - (Табарани)
От Муаза: Во время похода на Табук, если посланник (с.а.в.) отправлялся в путь после того, как солнце перевалило за зенит, то он к обеденному намазу присоединял послеобеденный. Если же он выходил в путь, когда солнце не доходило до зенита, то откладывал обеденные намаз до послеобеденного и делал их вместе. Точно также он поступал с вечерним намазом. Если при отправлении в путь солнце было зашедшим, то ночной намаз он брал вперед и присоединял его к вечернему. Если же он выходил в путь когда солнце еще не село, то он откладывал вечерний намаз до входа ночного и делал их вместе - (Тирмизи, Абу Дауд, Муслим, Насаи, Ибну Маджа)
От ибн Аббаса: Если когда посланник (с.а.в) делал привал в пути и солнце уже склонилось в сторону запада (перешло зенит), то он соединял обеденный и послеобеденный намазы. Если же солнце еще не переваливало за зенит, то он не ждал времени входа обеденного намаза и отправлялся в путь, откладывая обеденный намаз до времени послеобеденного.
Точно также если в привале заходило время вечернего намаза, то он вечерний и ночной намазы делал вместе. Если же он отправлялся в путь то входа времени вечернего намаза, то он откладывал вечерний намаз, до входа времени ночного и тогда делал их вместе. - (Имам Ахмад, Муснад аш-Шафии)
От Али: Он (Али) отправляясь в дорогу, продолжал путь пока хорошенько не стемнеет. Затем он делал привал, совершал вечерний намаз, приказывал принести ужин. Затем сделав ночной намаз, отправлялся в путь дальше. При этом он поговаривал: "Вот и посланник (с.а.в.) делал также. - (Абу Дауд)
От ибн Умара: Посланник соединял вечерний и ночной намазы, тогда когда на это была необходимость. - (Бухари)
Подобное предание есть и от ибн Аббаса
Аузаи толкуя эти предания сказал: "Соединять намазы может только тот, у кого есть для этого уважительная причина"
В другом предании ибн Умар говорит: Вместе с посланником (с.а.в.) мы сделали в пути обеденный намаз в два ракята, затем еще два ракята. - (Хадис привел Тирмизи и сказал, что хадис хороший)

Находящимся в поездке (сафар) мусульманам разрешается сокращать 4-ракаатные (обеденный, предвечерний и ночной) намазы и совершать вместо них по 2 ракаата. Сокращение намаза допускается при наличии следующих условий (шарт):
1) дорога должна быть длиною не менее суточного (24 часа) или двухдневного пешего хода (примерно 83 км, даже если вы преодолеваете это расстояние за короткое время с помощью транспортного средства);
2) путешествие должно быть целевым. К примеру, если вы просто вышли из дома, не зная куда идете, то сокращение намазов не допускается;
3) при вступлении в намаз необходимо иметь намерение (ният) сократить или перенести его;
4) тот, кто намерен сократить намаз, не должен следовать за имамом, который совершает намаз без сокращения; в таком случае следует совершить намаз полностью;
5) в течение всего намаза следует сохранять намерение сократить намаз. Если, например, в течение намаза вознамеритесь совершить его полностью, то после этого уже нельзя его совершать сокращенно;
6) нахождение в пути во время совершения сокращенного намаза. Если совершаете сокращенный намаз на корабле и до окончания намаза доплыли до места постоянного проживания, то намаз следует совершить полностью (4 ракаата);
Если прибыли в какое-то место, где намерены пробыть 4 и более дня (без учета дней прибытия и отбытия), то в этом месте молитвы сокращать нельзя.
Если заранее не знаете, сколько времени (меньше 4-х дней или больше) пробудете в данном месте с надеждой на то, что вот-вот решится вопрос или проблема, из-за которой вы находитесь на данной территории, то до истечения 18 дней можно совершать сокращенный намаз (в случае задержки из-за того, что не удалось вовремя решить возникшие вопросы).
7) необходимо знать, когда и как можно совершать сокращенный намаз.
Во время поездки, при наличии всех условий, необходимых для сокращения намаза, разрешается также перенос намаза (кроме утреннего). Обеденный намаз можно перенести и совершить вместе с предзакатным и, наоборот, предзакатный можно перенести на время обеденного и совершить вместе с ним. Вечерний намаз можно перенести и совершить вместе с ночным и, наоборот, ночной можно перенести на время совершения вечернего.
Если предзакатный намаз переносится к обеденному или ночной к вечернему, то необходимо соблюдать следующие условия (шарт):
1) обеденный намаз необходимо совершать раньше предзакатного, а вечерний – раньше ночного.
2) необходимо в первом намазе сделать ният о том, что вы намереваетесь перенести и совместить оба намаза (лучше в начале намаза).
3) совершение намазов подряд, без перерыва. По завершении первого намаза читают камат и сразу совершают второй. Недопустимо, чтобы между намазами прошло время, достаточное для двухракаатного намаза. В этом случае второй намаз совершают в свое время. Если обеденный намаз переносится к предзакатному или вечерний к ночному, то до истечения времени обеденного или вечернего намаза необходимо иметь соответствующее намерение (ният) перенести намаз, в противном случае намаз считается пропущенным.

Каждому, кто вышел в дальний путь необходимо знать все, что связано с объединением намазов и их сокращением.

Намаз можно сократить, вместо четырех ракаатов совершая два. Сокращаются обеденный, послеобеденный и ночной намазы, а вечерний и утренний – не сокращаются. При вступлении в намаз в намерении совершить намаз добавляют еще и слово «сокращая». Для того, чтобы разрешалось сокращать намаз, путь должен быть не менее 92 (есть версия что и 85) км. Если путник совершает намаз за непутником или за тем путником, который не намерен сокращать намаз, то ему сокращать свой намаз нельзя. Если путь превышает 138 км., то сокращать намаз предпочтительнее, чем совершать его полностью
.

Сокращение намазов.

Допускается, человеку сокращать 4-х ракаатные намазы и совершать их по два ракаата. Например, обеденный, предвечерний и ночной намазы можно сократить на 2 ракаата. Но утренний и вечерний намазы не сокращаются, а делаются как обычно. Для того, чтобы допускалось такое сокращение, необходимо быть в наличие 9 – ти условий:

1) Расстояние должно быть не менее 85 км. Но некоторые алимы говорят, что необходимо 92 км. И не имеет разницы, за какой промежуток времени вы пройдете это расстояние.

2) Человек должен знать о дозволенности сокращения намаза. Если же он сократил или объединил, не зная о его дозволенности, то его намаз не считается.

3) Чтобы сафар его не был грешным. Если же на этот сафар, побудил его какой – либо грех, то уже не дозволяется сокращать намаз. Но если он в середине поездки искренне покается, то в таком случае ему можно сокращать, если до его цели осталось 85 км. В противном случае ему не разрешается сокращать.

4) Путешествие должно быть целевым. Если же человек бродит сам не зная куда, или к примеру, жена следит за мужем и не знает на какое расстояние они идут, то в таком случае намаз нельзя сокращать (т.е. этому бродячему и жене).

5) Намерение для сокращения намаза должно быть во время вступительного такбира.

6) Должен остерегаться от того, что портит намерение для сокращения. Например, если появились сомнения, делал ли он намерение для сокращения или нет, то необходимо полностью совершить 4 ракаата.

7) Чтобы не следовал за тем, кто совершает все 4 рааката.

8) Нахождение в пути во время совершения сокращенного намаза.

9) Чтобы он вышел из того населенного пункта, где он проживает. Если село ограждено чем-либо, то начало сафара будет с этих оград. Если же не ограждено, то рассматриваются строения и постройки. Т.е. в таком случае началом сафара будет оставление за собой этих построек.

Если будет отсутствовать хоть одно из выше перечисленных 9-ти условий, то намаз нельзя сокращать.

Если прибыл в какое-либо место, где намерены остаться на 4 дня (не учитывая дня прибытия и выезда оттуда) и более, то сокращать намаз в этом месте нельзя. А если вы не знаете, на сколько дней там останетесь и каждый раз думаете, что вот-вот решится проблема, по которой вы приехали, то вам можно сокращать намаз (?) дней.

Объединение намаза.

Можно в сафаре объединить обеденный с предвечерним и вечерний с ночным намазами.

Для того, чтобы объединить, перенося предвечерний на обеденный и ночной на вечерний, необходимо 4 условия:

1) Обеденный намаз необходимо совершить раньше предвечернего, а вечерний раньше ночного.

2) Наличие намерения перенести в первом намазе.

3) Непрерывность меду этими намазами, т.е. после 1-го сразу совершить второй намаз. Если же удлинился промежуток времени между этими намазами (даже если по причине), то 2-й намаз необходимо совершить в свое установленное время.

4) Продолжительность сафара до вступления во 2-й намаз. Если же он прибыл до вступления во 2-й намаз, то его необходимо совершить в свое время.

Условий для переноса обеденного на предвечерний и вечернего на ночной намазы 2:

1) Наличие намерения на перенос до завершения времени первого намаза (и время должно быть таким, которое ему хватит для совершения этого первого намаза).

2) нахождение в пути, пока не завершится 2-й намаз. Если он прибудет к своей цели во время 2-го намаза, то первый будет считаться как возмещенный.

Многие из мусульман работают или вахтенным методом или часто ездят в командировки. И вот тут возникают проблемы с намазом. Как совершать намаз в поездке? Многие не зная ответ на этот вопрос, просто перестают делать намаз. А ведь это не правильно. Для тех, кто находится в пути, существуют правила выполнения намаза, по которым путешествующий должен сокращать намазы.

«Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих. Воистину, неверующие являются вашими явными врагами .» (сура Ан-Ниса аят 101)

Какие намазы нужно сокращать путнику

Сокращаются только фард намазы, состоящие из 4-х ракатов. Это Зухр, Аср и Иша намазы. Эти намазы нужно делать в 2 раката, так же как делается Фаджр. Фаджр и Магриб, а так же Витр намазы читаются полностью.

Ибн Аббас передал: «Устами вашего пророка Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) повелел вам дома совершать четыре ракаата, в путешествии — два ракаата, а в состоянии страха — один ракаат» (Муслим).

Передают, что Анас, да будет доволен им Всевышний Аллах, также рассказывал : «Мы отправились в поездку из Медины в Мекку вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он совершал намазы по два рак‘ата до тех пор, пока мы не вернулись в Медину» (Аль-Бухари и Муслим)

Имамл абу Ханифа считал, что сокращение обязательное, а имамы Малик, Шафии и Ахмад говорили о том, что лучше сокращать, но что можно и совершать молитву без сокращения.

Довод абу Ханифы: От Я"ля ибну Умайа передается, что он спросил у Умара ибнуль-Хаттаба о аяте: "не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих" - "Мы ведь в безопасности сейчас?!", на что ответил ему Умар ибнуль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах: "Я так же как и ты удивился этому и спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на что он ответил: "Это садака, которую дал Аллах вам, так примите же эту садаку (подарок)" ". (Муслим, 686)

Расстояние с которого разрешается сокращать намазы

Если путь составляет больше 81 километра, то это расстояние считается сафаром. И человек, преодолевающий это расстояние называется мусафиром. Но если человек выезжает в другую местность и расстояние до конечного пункт будет меньше 81 километра, то этот путь сафаром не считается и намазы сокращать нельзя. Анас, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал:

«Мы отправились в поездку из Медины в Мекку вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он совершал намазы по два рак‘ата до тех пор, пока мы не вернулись в Медину».( аль-Бухари и Муслим).

Кого считать путником (мусафиром)

Человек, который выехал из своего дома по делам или в путешествие или к родственникам и его путь до конечного пункта будет составлять более 81 километра будет считаться путником (мусафиром). Это расстояние только в один конец. Если мусульманин решил съездить в соседний город и до города всего 50 км, то считается только путь туда, а не туда обратно 100 км. Поэтому человек совершающий такую поездку не считается мусафиром.

С какого момента нужно сокращать намазы путнику

Намаз можно сокращать как только покинули границы своего населенного пункта. И многие ученые придерживаются мнения, что эти границы можно определять по дорожным указателям. Хотя, другие ученые считают, что должны закончится все постройки следующие за населенным пунктом.

Можно ли совмещать намазы в дороге мусафиру

Еще один важный вопрос: «Как делать намаз в путешествии? Объединять или нет?» Ученые разных мазхабов расходятся во мнениях по этому вопросу.

Некоторые ученые считают, что возможно объединять Зухр намаз и Аср, а так же Магриб и Эша. При этом в зависимости от возможности передвигать Зухр к Аср намазу и наоборот, но соблюдать последовательность выполнения намаза. Так же можно поступать с Магриб и Эша намазом. Приводят следующий хадис

Со словами Ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими ):«Находясь в пути, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда объединял полуденную молитву с послеполуденной, а закатную — с вечерней» (Аль-Бухари).

Ученые ханафиты, считают, что нельзя объединять намазы, но можно откладывать намз на конец времени, а второй совершать в самом начале его времени. Об этом говорится в хадисах. Один из таких хадисов передает слова Ибн Мас"уда (радиаллаху анху ): «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) объединял два намаза, будучи в пути. Он объединял магриб и иша, задерживая магриб до того момента, когда оставалось совсем немного времени до окончания положенного для него времени, и совершал иша сразу после начала его времени». («Мусаннаф Ибн Аби Шайба», 2:458)

Сколько дней можно сокращать намазы во время путешествия

Ученые всех мазхабов согласны, что если человек собирается вернуться домой, но при этом не знает сколько дней продлится его поездка, то он сокращает намазы.

Ученые ханафиты считают, что если человек останавливается сроком на 15 дней и меньше, то он совершает молитву мусафира, если количество дней больше 15, то выполняются намазы полностью.

Ученые шафииты считают, что оставаясь на 4 дня, не считая дороги, нужно сокращать намазы. Сверх этого срока - намазы сокращать нельзя.

Некоторые ученые считают, что в силу своей профессии летчики, машинисты, проводники, водители и т.д. находятся все время в путешествии и должны сокращать намазы. Но лучше уточнить у имама своей мечети по этому вопросу. Так как другие ученые считают, что таким людям намаз сокращать нельзя.

Как читать намаз в поезде, на корабле или в самолете

«Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) однажды спросили как совершать намаз на корабле и он сказал: «Молитесь на нем стоя в том случае, если не боитесь утонуть»( 87 Аль-Баззар (68), ад-Даракутни, Абдул Гани аль-Макдиси в «ас-Сунан» (82/2). На достоверность хадиса указал аль-Хаким, и с ним согласился аз-Захаби.

Если путешествие происходит на своей машине, то лучше остановить ее и прочитать намаз по всем правилам, выполняя все действия намаза. Если это общественный транспорт, поезд, самолет, корабль, то выполнять намаз в соответствии с возможностями. Есть возможность стоять - делается намаз стоя, нет - то сидя и по возможности повернувшись в сторону Каабы (если возможно определить ее направление).



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: