Правила определения предельной стоимости капремонта. Минстрой установил единую предельную стоимость работ по капремонту в регионах. Кто повышает тариф и где узнать, изменился ли он

На грани срыва оказался в Железногорске, что в Красноярском крае, план капитального ремонта 92 жилых домов. Все конкурсы на проведение работ закончились ничем, не поступило ни одной заявки ни от местных, ни от сторонних подрядных организаций. Руководители компаний заявили, что им невыгодно участвовать в торгах. "Предлагаемые условия могут привести к убыткам, ведь в сметах на 2017 год заложены расценки двухлетней давности", - пояснил представитель администрации Железногорска.

Подобная ситуация типична и для других территорий. Из-за заниженной стоимости работ сбились с ног в поисках подрядчиков, пожаловался глава комитета по ЖКХ Заксобрания Красноярского края Алексей Кулеш. Есть и другие примеры, когда, чтобы выиграть конкурс на проведение работ по капремонту, подрядчики хитрят, искусственно занижая стоимость работ. Выиграв торги, пытаются уложиться в заявленную смету за счет снижения качества и использования материалов низкого качества. В результате, например, в Омской области некоторые дома стояли без крыш по 5-6 месяцев. А в доме по улице 50 лет Профсоюзов в Омске после неудачного капремонта кровли появился грибок и стал рушиться фасад здания.

В начале октября Минстрой России утвердил правила определения стоимости капремонта, которые должны снять многие проблемы в регионах. По словам министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Михаила Меня, этот документ позволит избежать перекосов в стоимости одних и тех же работ в разных регионах. Правила должны, по сути, унифицировать расценки работ и материалов, используемых при капремонте. "Мы провели анализ расчета предельных расценок в регионах, выяснилось, что регионы формируют ее по-разному. Мы дали территориям единообразную методологию определения стоимости", - сообщил министр.

Предельная стоимость - это максимально возможная цена работ по каждому из видов капремонта (фасад, кровля, лифт, фундамент и т.д.), на оплату которых региональным оператором могут быть потрачены взносы собственников, рассказали "РГ" в минстрое. При этом стоимость договора с подрядчиком по капремонту не может превышать установленную максимальную планку. Методика содержит рекомендации по "набору" затрат, которые могут быть включены в смету при проведении капремонта, туда вошли, к примеру, стоимость трудозатрат рабочих-строителей, цена материалов, изделий и конструкций, накладные расходы, сметная прибыль и даже учтено зимнее удорожание и НДС. Причем все расценки по предельной стоимости работ устанавливаются субъектами РФ, сообщили в ведомстве.

Инспекторы "ЖКХ Контроль" назвали "РГ" регионы, где программы по капремонту не будут выполнены никогда

Изменит ли это сложившуюся ситуацию в регионах с проведением капремонта, вопрос. Ведь известно, что при проведении конкурса определяющим являются сроки выполнения и низкие цены. Как результат - ремонтом занимаются порой никому не известные компании, которые не имеют своей материально-технической базы и оборотных средств, к тому же испытывают недостаток в квалифицированных специалистах.

"Строительный рынок Архангельской области не в состоянии удовлетворить спрос на капитальные ремонты в достаточном объеме", - рассказал "РГ" директор Фонда капремонта Архангельской области Александр Бараев. Большинство представителей строительных компаний региона заявляют о том, что реальная ситуация на объекте и то, что описано в сметах, - две разные вещи.

Сейчас муниципальные образования и управляющие компании должны готовить акты готовности домов, на основании которых составляется дефектная ведомость, по которой работает подрядчик, - рассказывает директор одной из архангельских фирм Алексей Смирнов. - В итоге, выходя на объект, мы видим совершенно другую картину - проектно-сметная документация сделана неграмотно, стройматериалы нужны другие, а сам дом не подготовлен к работам.

На Ставрополье одна из частых жалоб - не хватает средств на проведение капитального ремонта из-за того, что жители не платят взносы. По этой причине план по капремонту в прошлом году был практически сорван. Однако, как сообщила "РГ" исполнительный директор "ЖКХ Контроль" Светлана Разворотнева, с собираемостью платежей за капремонт сейчас как раз все в порядке - она превышает 85 процентов. И проблема, на ее взгляд, в другом - в том, что взносы установлены ниже себестоимости. "Серьезное беспокойство вызывает реализация программы по капремонту в Краснодарском крае, где взносы с граждан собирают, но фактически их не тратят. Деньги лежат мертвым грузом и обесцениваются", - сообщила "РГ" Светлана Разворотнева.

С 1 июля 2017 года в Москве увеличены взносы на капитальный ремонт. Данная новость заставила нас разобраться – что это за взносы, куда они поступают, кто их платит и зачем? Начнем с истории введения взносов на капремонт. Сначала 25 декабря 2012 года президентом Российской Федерации Владимиром Путиным был подписан Федеральный закон № 271. Данным законом в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее – ЖК РФ) были введены региональные системы взимания взносов на капитальный ремонт жилых многоквартирных домов. В разных регионах страны взносы вводились на протяжении 2013-2015 годов. В соответствии с законом собственники квартир должны оплачивать денежный взнос, предназначенный на капремонт общего имущества многоквартирного дома. Данный взнос включается в квартплату и является обязательным.

Собственниками квартир в РФ уплачивается обязательный взнос, направляемый на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Минимальную сумму взноса определяют субъекты Российской Федерации и устанавливают в рублях с одного квадратного метра общей площади помещения, принадлежащего собственнику. В соответствии с этим, каждый собственник должен ежемесячно вносить платеж в установленном размере. В будущем образовавшиеся накопления будут израсходованы на проведение ремонтных работ в многоквартирном доме.

Размеры взноса на капремонт за один квадратный метр площади помещения могут отличаться в зависимости от регионов, а также от размера и типа помещения. Утверждаются они законодательными актами субъектов Федерации.

В Москве с 1 июля 2017 года установлен новый размер минимального взноса на капитальный ремонт, вместо 15 нужно будет платить 17 рублей за один квадратный метр.

Увеличение суммы минимального размера взноса на капремонт в Москве введено Постановлением Правительства Москвы № 851-ПП от 13.12.2016.


Кто должен их платить?

Еще на момент принятия ЖК РФ в 2005 году была определена обязанность собственников помещений в многоквартирных домах осуществлять расходы на проведение капремонта общего имущества. Однако тогда решение о введении платы на капитальный ремонт и ее размере собственники помещений принимали на своем общем собрании. Если такое решение не принималось, то и плата на капитальный ремонт в платежи собственников не включалась. Поэтому и были внесены в ЖК РФ изменения, обязывающие собственников помещений ежемесячно уплачивать взносы на капремонт общего имущества домов. Внесение взносов на капремонт вменено в обязанность всем собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме:

  • гражданам;
  • юридическим лицам;
  • собственникам государственных и муниципальных помещений.

Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ такие взносы включаются в структуру платы за коммунальные услуги и жилые помещения. Поэтому собственник не может сам исключить платеж или не доплатить по личным соображениям.


Нужно помнить, что долг по взносам для капитального ремонта общего имущества следует судьбе помещения. Это значит, что новый собственник помещения обязан погасить задолженность предыдущего собственника.

Часть 1 статьи 154 ЖК РФ предусматривает, что уплачивать взносы обязаны только собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах. Нанимателями государственных (и муниципальных) квартир взносы на капремонт не платятся, так как это обязанность собственников муниципального или государственного жилищного фонда.

Поддерживаете ли вы введение взносов на капитальный ремонт?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

Кого могут освободить от уплаты взносов?

Согласно части 2 статьи 169 ЖК РФ от уплаты взносов на капитальный ремонт могут быть освобождены собственники помещений:

– в многоквартирных домах, которые были признаны аварийными и ;

Цитата из статьи –

– в многоквартирных домах, по которым есть решение об изъятии для муниципальных или государственных нужд земельных участков, занимаемых данными домами.

Куда идут взносы на капитальный ремонт?

Если взносы собственников перечислены в специальный региональный фонд капремонта, то власти региона сами решают, какие дома отремонтировать за счет собранных средств. В случае, если по решению жильцов средства поступают на специальный банковский счет, все деньги расходуются на содержание конкретного дома. Согласно положениям ЖК РФ в состав капитального ремонта обязательно входит ремонт:

  • крыши, в том числе переустройство;
  • фасада, в том числе его утепление;
  • фундамента;
  • общих подвальных помещений;
  • инженерных внутридомовых систем, в том числе полная замена электропроводки и лифтов.

Решением собственников жилья или субъекта федерации данный список может быть расширен.

Какие существуют санкции за неуплату взносов?

Как уже отмечалось, взносы на капитальный ремонт установлены федеральным законом и включаются в платежные документы по коммунальному хозяйству. А раз так, то санкции за неуплату будут такие же, как при неуплате коммунальных платежей. Долги с учетом пеней с неплательщиков взыскиваются через суд. Разумеется, выселить собственника из единственного жилья, у которого накопилась крупная задолженность, нельзя, но к нему могут применяться другие санкции, например, .

Репортаж “Тарифы на капремонт проиндексируют летом 2017 года”

На страницах "Вестника Мэра и Правительства Москвы" опубликован официальный текст постановления Правительства Москвы от 27.02.2015г. №86-ПП «Об утверждении размеров предельной стоимости работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы, которые могут оплачиваться Фондом капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы ».

На основании этого постановления производится планирование расходов на осуществление работ (оказание услуг) на предстоящие годы согласно .

Публикуем официальный текст постановления Правительства Москвы от 27.02.2015г. №86-ПП.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЗМЕРОВ ПРЕДЕЛЬНОЙ СТОИМОСТИ РАБОТ И (ИЛИ) УСЛУГ ПО КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ОПЛАЧИВАТЬСЯ ФОНДОМ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ГОРОДА МОСКВЫ

Постановление Правительства Москвы от 27 февраля 2015 года 86-ПП

В соответствии со статьей 185, частью 4 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также частью 2 статьи 7 Закона города Москвы от 27 января 2010 г. № 2 «Основы жилищной политики города Москвы» Правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить размеры предельной стоимости работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы, которые могут оплачиваться Фондом капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы (приложение).

2. Установить, что:

2.1. Объем средств, который Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы (далее - Фонд) ежегодно вправе израсходовать на финансирование региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы (далее - региональная программа) (объем средств, предоставляемых за счет средств фондов капитального ремонта, сформированных собственниками помещений в многоквартирных домах, общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту в будущем периоде), определяется Департаментом капитального ремонта города Москвы в размере не более 90 процентов от общего объема взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы, поступивших в Фонд за предшествующий календарный год.

2.2. Объем средств, который Фонд в 2015 и 2016 годах вправе израсходовать на финансирование региональной программы, определяется Департаментом капитального ремонта города Москвы в размере не более 90 процентов от общего объема взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы, планируемых к поступлению в Фонд в каждом году.

2.3. Средства Фонда, сформированные за счет поступивших в Фонд в текущем году взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы и не использованные в течение этого года, могут быть использованы на проведение в следующем году капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюкова П.П.

Мэр Москвы С.С.Собянин


Размеры предельной стоимости работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества
в многоквартирных домах на территории города Москвы, которые могут оплачиваться Фондом капитального
ремонта многоквартирных домов города Москвы


п/п

Наименование работ и (или) услуг

Единица измерения для определения стоимости работ и (или) услуг

Размер предельной стоимости,
рублей

Ремонт фасада
Ремонт фасадов панельных / блочных неоштукатуренных
Ремонт фасадов кирпичной кладки с расшивкой швов и облицованным цоколем кв. м общей площади фасада дома без вычета проемов
Ремонт фасадов оштукатуренных кв. м общей площади фасада дома без вычета проемов
Ремонт фасадов, облицованных керамической плиткой кв. м общей площади фасада дома без вычета проемов
Ремонт балконов или лоджий кв. м площади балконов или лоджий
Ремонт или замена внутреннего водостока
Ремонт крыши
Ремонт крыш скатных (за исключением крыш с мягким наплавленным покрытием)
Ремонт крыш с мягким наплавленным покрытием кв. м общей площади застройки здания (по наружным обмерам стен дома)
Ремонт внутридомовых инженерных систем водоснабжения (горячего и холодного водоснабжения)
Ремонт внутридомовых систем холодного водоснабжения (стояков) кв. м общей площади помещений
Ремонт внутридомовых систем холодного водоснабжения (магистралей) кв. м общей площади застройки здания (по наружным обмерам стен дома)
Ремонт внутридомовых систем горячего водоснабжения (стояков) кв. м общей площади помещений
Ремонт внутридомовых систем горячего водоснабжения (магистралей) кв. м общей площади застройки здания (по наружным обмерам стен дома)
Ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения (канализации)
Ремонт внутридомовых систем канализации (стояков) кв. м общей площади помещений
Ремонт внутридомовых систем канализации (магистралей) кв. м общей площади застройки здания(по наружным обмерам стен дома)
Ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения
Ремонт внутридомовых систем отопления (стояков) кв. м общей площади помещений
Ремонт внутридомовых систем отопления (магистралей) кв. м общей площади застройки здания (по наружным обмерам стен дома)
Ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу собственников помещений кв. м общей площади подвального помещения
Ремонт фундамента

Определяетсяв соответствии с проектно-сметной документацией

Ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения кв. м общей площади помещений
Ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения
Ремонт (замена) внутридомовых разводящих магистралей системы электроснабжения и общедомовой системы освещения кв. м общей площади помещений
Ремонт (замена) поэтажных щитков системыэлектроснабжения штука
Ремонт (замена) вводно-распределительныхустройств (ВРУ) штука
Ремонт внутридомовой системы дымоудаления и противопожарной автоматики, ремонт пожарного водопровода
Ремонт системы дымоудаления (в многоквартирном
доме этажностью до 14 этажей) подъезд
Ремонт системы дымоудаления (в многоквартирном доме этажностью выше 14 этажей) подъезд
Ремонт пожарного водопровода кв. м общей площади помещений
Ремонт или замена мусоропровода этаж (в каждом подъезде)
Ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт
Замена лифта, установленного в каркасно-приставной шахте, в многоквартирном доме этажностью 6 этажей лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном домеэтажностью 4 этажей (грузоподъемность 400 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном домеэтажностью 5 этажей (грузоподъемность 400 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном домеэтажностью 6 этажей (грузоподъемность 400 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 7 этажей (грузоподъемность 400 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 8 этажей (грузоподъемность 400 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном домеэтажностью 9 этажей (грузоподъемность 400 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 10 этажей (грузоподъемность 400 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном домеэтажностью 11 этажей (грузоподъемность 400 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 12 этажей (грузоподъемность 400 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 13 этажей (грузоподъемность 400 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 14 этажей (грузоподъемность 400 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 15 этажей (грузоподъемность 400 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 16 этажей (грузоподъемность 400 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 17 этажей (грузоподъемность 400 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 18 этажей (грузоподъемность 400 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 19 этажей (грузоподъемность 400 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 21 этаж (грузоподъемность 400 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 22 этажа (грузоподъемность 400 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном домеэтажностью 23 этажа (грузоподъемность 400 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном домеэтажностью 24 этажа (грузоподъемность 400 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 25 этажей (грузоподъемность 400 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 7 этажей (грузоподъемность 630 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 8 этажей (грузоподъемность 630 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном домеэтажностью 9 этажей (грузоподъемность 630 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном домеэтажностью 10 этажей (грузоподъемность 630 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 11 этажей (грузоподъемность 630 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 12 этажей (грузоподъемность 630 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме
этажностью 13 этажей (грузоподъемность 630 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 14 этажей (грузоподъемность 630 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 15 этажей (грузоподъемность 630 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 16 этажей (грузоподъемность 630 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 17 этажей (грузоподъемность 630 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 18 этажей (грузоподъемность 630 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 19 этажей (грузоподъемность 630 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 20 этажей (грузоподъемность 630 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 21 этажей (грузоподъемность 630 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 22 этажа (грузоподъемность 630 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 23 этажа (грузоподъемность 630 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 24 этажа (грузоподъемность 630 кг) лифт
Замена пассажирского лифта в многоквартирном доме этажностью 25 этажей (грузоподъемность 630 кг) лифт
Замена пассажирского лифта 22 этажа с высокой грузоподъемностью (грузоподъемность 1000 кг) лифт
Замена 1 дополнительной остановки лифта(грузоподъемность 630 кг) остановка
Замена 1 дополнительной остановки лифта (грузоподъемность 400 кг) остановка
Проведение оценки соответствия лифтов требованиям технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011), утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 824 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» лифт
Разработка проектной документации

до 5% от стоимости работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме

Примечание. Стоимость капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определяется на основании разработанной проектной документации, в которой применяется базисно-индексный метод определения стоимости работ и (или) услуг по их видам на основе территориальных сметных нормативов для города Москвы ТСН-2001, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 14 ноября 2006 г. № 900-ПП «О порядке перехода на определение сметной стоимости строительства объектов в городе Москве с применением территориальных сметных нормативов в уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года».


Зададимся вопросом: в какой степени в первый год реализации Закона удалось решить вторую общегосударственную задачу - стимулировать собственников помещений проводить ремонты, изменяющие качество многоквартирного дома, повышающие его энергоэффективность? Речь, повторим, идет о комплексном капитальном ремонте с использованием современных эффективных строительных материалов и технологий, обеспечивающих качественное улучшение условий проживания в многоквартирных домах и повышение их энергоэффективности.
Параметром региональной (и, соответственно, муниципальной) программы, призванным обеспечить такое стимулирование, является размер предельной стоимости капитального ремонта многоквартирных домов (в расчете на 1 м2 помещений в доме).
Согласно методическим рекомендациям Фонда, назначение утверждаемого размера предельной стоимости капитального ремонта не в том, чтобы ограничить стоимость капитального ремонта (которая утверждается решением общего собрания собственников помещений), а в том, чтобы ограничить максимальный размер бюджетной поддержки в случае, если собственники помещений примут решение о проведении очень дорогого ремонта. Иными словами, если реальная стоимость капитального ремонта, одобренная общим собранием, будет равна или больше суммы, определяемой как произведение суммарной общей площади помещений собственников в многоквартирном доме и утвержденного региональной программой размера предельной стоимости капитального ремонта, то сумма финансовой поддержки будет определяться исходя из этой расчетной величины, а все, что сверх «расчетной стоимости», собственники помещений должны оплачивать сами (дополнительно к доле софи- нансирования стоимости капитального ремонта, рассчитанной по размеру предельной стоимости капитального ремонта).
Таким образом, собственники вольны принимать любое решение относительно стоимости капитального ремонта. Но, естественно, большинство будет стремиться не выходить за вышеозначенные

| Капитальный ремонт:
СТИМУЛИРОВАНИЕ
ИНИЦИАТИВ
СОБСТВЕННИКОВ
ЖИЛЬЯ

«пределы», чтобы не брать на себя дополнительное финансовое бремя. Поэтому важно, какой именно размер предельной стоимости капитального ремонта утверждается субъектом РФ и используется муниципальным образованием при формировании муниципальной программы.
Методические рекомендации Фонда советуют субъектам РФ при установлении этого показателя учитывать:
В какой степени в первый год реализации Закона удалось стимулировать собственников помещений проводить ремонты, изменяющие качество многоквартирного дома?
полный перечень работ по капитальному ремонту, установленный ч. 3 ст. 5 Закона, включая мероприятия по энерго-, ресурсосбережению, в том числе установку общедомовых приборов учета потребления коммунальных ресурсов и систем регулирования теплопотребле- ния в многоквартирном доме с наиболее сложными конструктивными и техническими параметрами в данном муниципальном образовании, обеспечивающими максимальный уровень благоустройства;
данные о среднем уровне рыночных цен, сложившихся в муниципальном образовании, на отдельные виды работ по капитальному ремонту с использованием современных эффективных строительных материалов и технологий.
Таким образом, Фонд рекомендует установить такой размер предельной стоимости капитального ремонта, который действительно позволял бы собственникам помещений принимать решения о комплексном капитальном ремонте, включая энергосберегающие мероприятия, и получать на такой ремонт бюджетную поддержку в размере, обусловленном долей участия в расходах самих собственников (не менее 5%).
Сколько же стоит комплексный (то есть включающий все виды работ, указанных в ч. 3 ст. 15 Закона) капитальный ремонт? Ответить на этот вопрос поможет изучение различных пилотных и демонстрационных проектов, которые осуществляются при поддержке международных спонсоров.
Например, в рамках одного такого проекта была разработана проектная документация для полной «санации» панельного девятиэтажного многоквартирного дома в Санкт-Петербурге (суммарная общая площадь квартир - 10 700 м2). Если подсчитать стоимость всех видов работ, на которые может быть получена бюджетная поддержка в соответствии с Законом, то стоимость капитального ремонта дома составляет 63 130 тыс. руб., или 5900 руб. на 1 м2 помещений собственников (в первой половине 2008 г.). Последняя цифра может использоваться в качестве ориентира, когда мы говорим о потребности в средствах на модернизацию многоквартирного жилищного фонда и о размере предельной стоимости капитального ремонта в рамках региональной (муниципальной) программы.
Итак, мы видим, что капитальный ремонт, направленный на повышение качества, энергоэффективности многоквартирного дома,

стоит дорого - на собственника условной двухкомнатной квартиры площадью 50 м2 в вышеописанном санкт-петербургском доме приходится 295 тыс. руб. (табл. 3). Хотя это несравнимо дешевле, чем купить квартиру в новом доме (и в том и другом случае собственники улучшают условия своего проживания), для большей части населения расходы на капитальный ремонт дома в таком размере совершенно непосильны. Именно поэтому возможность для собственника помещений оплатить до 95% стоимости ремонта за счет средств бюджетной субсидии, а именно такую возможность предоставляет ему Федеральный закон № 185-ФЗ, трудно переоценить.
В рассматриваемом примере, если субсидия составит 95% стоимости капитального ремонта, то финансовая нагрузка на собственника условной двухкомнатной квартиры уменьшится с 295 тыс. руб. до 14 750 руб. И хотя это тоже достаточно значимая для большинства семей сумма, собственники могут принять такой порядок ее внесения, чтобы ежемесячная плата была приемлемой. Например, если плата за капитальный ремонт будет выплачиваться в течение, скажем, года, то ежемесячный платеж составит 1229 руб.
Следовательно, возможность получения субсидии может стать хорошим стимулом для собственников жилья не бояться принимать решения о дорогостоящем комплексном капитальном ремонте. Но этот стимул работает только в том случае, если утвержденный размер предельной стоимости капитального ремонта действительно позволяет провести комплексный капитальный ремонт (соответствует суммарной реальной рыночной стоимости всех видов работ, указанных в Законе). Если же данный показатель программы, утвержденный субъектом РФ (или негласно установленный местной администрацией), невысокий, то, чтобы не выйти за его пределы, собственники вряд ли примут решение о проведении комплексного
ремонта, поскольку не смогут получить соответствующую его стои-
Таблица 3. Расходы на ^ ’ j j j j
финансирование капитального ремонта мости субсидию. В этом случае предельная стоимость капитального
общего имущества ремонта будет играть роль антистимула.
в многоквартирном доме (на примере 9-этажногс 3-подъездного панельного многоквартирного дома, общая площадь помещений - 10 700 м2)
Субъекты Российской Федерации (или муниципальные образования в регионах, где субъект РФ не устанавливал прогнозируемые параметры будущей региональной программы, а лишь зафиксировал в программе фактически сложившиеся в муниципальных обра-

СОБСТВЕННИКОВ
ЖИЛЬЯ

зованиях показатели) очень по-разному подошли к установлению размера предельной стоимости капитального ремонта. Немногие установили этот показатель на уровне 3-4 тыс. руб., то есть хотя бы приближенно к реальной стоимости комплексного капитального ремонта. Большинство заняли другую позицию: нам надо, чтобы помощь получили все, чтобы в максимальном количестве многоквартирных домов был сделан хотя бы один вид работ, - и выбрали низкое значение предельной стоимости капитального ремонта, не более 1 тыс. руб. В результате собственники помещений (или те, кто принимал решение за них) проголосовали за проведение 1-2 видов работ и за недорогой ремонт. Тем самым, по образному выражению руководителя одного из регионов, «размазали бюджетные деньги тонким слоем по большой территории».
На сайте Фонда, где размещена информация об одобренных заявках на предоставление финансовой поддержки для выполнения региональных программ по проведению капитального ремонта, нет сведений о размере утвержденных субъектами РФ показателях предельной стоимости капитального ремонта, но по данным, доступным для анализа, можно рассчитать такой интегрирующий показатель, как «средняя фактическая стоимость капитального ремонта многоквартирных домов в рамках региональной программы» (далее - средняя фактическая стоимость капитального ремонта), разделив общую стоимость капитального ремонта на общую площадь помещений многоквартирных домов, включенных в региональную программу.
По данным на 6 октября 2008 г., средства Фонда на финансирование программ по проведению капитального ремонта получили 67 субъектов РФ, из них на две программы - 19 регионов и на три программы - Тульская область. Только в 15 регионах средняя фактическая стоимость капитального ремонта превысила 1 тыс. руб. на квадратный метр, из них только в 7 регионах стоимость капитального ремонта выше 1400 руб./м2 (табл. 4).

Субъект РФ
Таблица 4. Максимальная средняя фактическая стоимость капитальных ремонтов многоквартирных домов в субъектах Российской Федерации
Средняя фактическая стоимость капитального ремонта, руб./м2

2031,46
1958,85
1710,83
1542,02
1472,26
1467,69
1417,61
1391.00
1117.01
Ханты-Мансийский АО Республика Башкортостан Республика Алтай Амурская область Республика Мордовия Самарская область Курганская область Тюменская область Рязанская область Еврейская автономная область:
1082,03
1303,77
1072,73
первая программа
вторая программа Республика Хакасия Пензенская область:
1072,59
1354,72
1056,75
1033,87
1011,68
первая программа
вторая программа Кабардино-Балкарская Республика Республика Дагестан Ставропольский край

В 21 субъекте РФ средняя фактическая стоимость капитального ремонта составила 500-900 руб./м2, а примерно в 20 регионах она меньше 400 руб./м2. Наиболее низкие показатели стоимости ремонта в девяти регионах, указанных в табл. 5.

Таблица 5. Минимальная средняя фактическая стоимость капитальных ремонтов многоквартирных домов в субъектах Российской Федерации
Субъект РФ Средняя фактическая стоимость капитального
ремонта, руб./м2

Саратовская область:
первая программа 256,03
вторая программа 148,77
Ярославская область 192,19
Алтайский край 221,78
Челябинская область:
первая программа 234,54
вторая программа 243,61
Владимирская область:
первая программа 234,40
вторая программа 524,31
Ленинградская область 250,85
Кировская область:
первая программа 254,07
вторая программа 332,82
Новгородская область 264,33
Костромская область:
первая программа 660,94
вторая программа 299,16

Можно ли серьезно говорить об улучшении условий проживания граждан в многоквартирных домах, если стоимость проведенного ремонта составила 149-250 руб./м2? Даже если это был только ремонт кровли, очень сомнительно, чтобы при этом использовались современные кровельные материалы с длительным сроком эксплуатации. Значит, проведенный ремонт не более чем видимость, и через пару лет собственникам помещений придется снова решать проблемы своего дома, но, вероятно, уже полностью за свой счет.
И это не единичные случаи: в Саратовской области в региональную программу со средней фактической стоимостью ремонта 149 руб./м2 вошел 1451 многоквартирный дом с общим числом проживающих 241,67 тыс. человек; в Челябинской области в две региональные программы со средней фактической стоимостью ремонта 234,54 и 243,61 руб./м2 в общей сложности вошли 2107 многоквартирных домов, в которых живут 394,4 тыс. человек. Скажут ли спасибо все эти люди за такой ремонт их домов?

| Капитальный ремонт:
СТИМУЛИРОВАНИЕ
ИНИЦИАТИВ
СОБСТВЕННИКОВ
ЖИЛЬЯ

Приложение
к приказу
Министерства строительства и
жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 07.09.2017 г. № 1202/пр

Методические рекомендации по определению размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе являющихся объектами культурного наследия

1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации по определению размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе являющихся объектами культурного наследия (далее - Методические рекомендации), определяют рекомендуемый общий порядок определения размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах (далее - МКД), который может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД.

1.2. Методические рекомендации разработаны в целях унификации и оптимизации деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по планированию реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества МКД, в том числе являющихся объектами культурного наследия, на установленные периоды, а также при подготовке нормативных правовых актов в соответствии с частью 4 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации.

1.3. Размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, в том числе являющихся объектами культурного наследия (далее - Размер предельной стоимости), установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации на конкретный календарный год, может учитываться:

При определении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на соответствующий год;

При составлении проекта краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в МКД на соответствующий год.

1.4. При определении Размера предельной стоимости рекомендуется учитывать сметные нормативы, включенные в федеральный реестр сметных нормативов, в том числе методик, необходимых для определения сметной стоимости, методик применения сметных норм, государственных элементных сметных норм, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве.

1.5. Размеры предельных стоимостей по видам работ рекомендуется разрабатывать на основе принципов унификации принятой номенклатуры объектов капитального строительства, конструктивных элементов зданий и сооружений и комплексов выполняемых работ, принятых единиц измерения, с учетом трех основных факторов:

Неизменный, нормативный перечень и нормы и нормативы расхода ресурсов в строительстве, установленные СНиП 82-01-95 «Разработка и применение норм и нормативов расходов материальных ресурсов в строительстве. Основные положения» в натуральных единицах измерения на выполнение каждого компонента из состава работ, суммирование которых дает расход ресурсов на выполнение одного вида работ;

Относительный, изменяемый во времени стоимостной показатель в текущем и прогнозном уровне цен (с учетом прогнозного индекса-дефлятора) по каждому из видов ресурсов, который определяется по исходным данным, указанным в разделе 3 настоящих Методических рекомендаций;

Практический, основанный на практике выполнения аналогичных видов услуг и работ на аналогичных (по типам) МКД за предшествующие один - три года с учетом индексов изменения стоимости услуг и работ в строительстве, а при их отсутствии - индексов потребительских цен.

Состав работ по каждому виду и требования к расходу ресурсов рекомендуется использовать для определения технологии производства работ, обеспечивающей надлежащий уровень качества работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД.

1.6. Размеры предельных стоимостей по видам работ рекомендуется разрабатывать с использованием Методических рекомендаций по формированию состава работ по капитальному ремонту общего имущества МКД финансируемых за счет средств фондов капитального ремонта, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

2. Термины и определения

При использовании настоящих Методических рекомендаций рекомендуется руководствоваться следующими положениями:

объект-представитель - объект капитального строительства, максимально точно отражающий технологическую специфику капитального ремонта, характерную для данного типа объектов, и выбранный из числа аналогичных объектов по принципу наиболее полного соответствия техническим характеристикам и условиям его территориального размещения;

техническое состояние - совокупность подверженных изменению в процессе производства или эксплуатации свойств объекта, характеризуемая в определенный момент времени признаками, установленными технической документацией на этот объект;

капитальный ремонт - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, в том числе несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов;

энергетическая эффективность - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу;

состав затрат на капитальный ремонт - затраты на капитальный ремонт общего имущества МКД, сгруппированные по элементам и статьям. Под элементами затрат понимаются затраты, однородные по своему экономическому содержанию, а под статьями - затраты, включающие один или несколько элементов затрат;

виды работ - виды услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, предусмотренные частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также виды услуг и(или) работ, установленные нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации дополнительно (далее - Виды работ);

состав работ - перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, составляющих Вид работ;

компонент - элемент, входящий в состав работ, принятый в соответствии с действующими нормами и нормативами по капитальному ремонту и государственными элементными сметными нормами (далее - ГЭСН);

ресурсный метод определения стоимости капитального ремонта - расчет в текущих (прогнозных) ценах и тарифах ресурсов (элементов затрат), необходимых для реализации капитального ремонта, на основе выраженных в натуральных измерителях потребности в материалах, изделиях и конструкциях, времени эксплуатации машин и их состава, затрат труда рабочих;

ресурсно-технологическая модель (РТМ) - унифицированный и агрегированный набор трудовых, технических и материальных ресурсов, сформированный на основе данных сметной документации по объектам представителям. Указанный набор ресурсов подлежит корректировке в случае изменения сметно-нормативной базы, санитарно-эпидемиологических требований, противопожарных норм, норм проектирования и иных обязательных требований, предъявляемых к данному типу зданий и сооружений.

Иные термины и определения, используемые в настоящих Методических рекомендациях, рекомендуется применять в значении, определенном законодательством Российской Федерации.

3. Определение размера предельной стоимости

3.1. Исходные данные, используемые при определении Размера предельной стоимости работ

3.1.1. В качестве исходных данных при определении предельной стоимости работ могут использоваться:

Типология МКД, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;

Перечень видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, определенному статьей 166 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - виды работ);

Техническая политика в отношении работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, принятая субъектом Российской Федерации;

Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, составляющих виды работ, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Источниками информации по объекту-представителю могут быть технический паспорт МКД, результаты мониторинга технического состояния МКЖ, порядок проведения которого утверждается органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации, проектная документация на МКД и другие.

За основу типологии может быть принят период постройки, конструктивная схема, материал стен, конструкция и покрытие крыши, тип фундамента, отделка фасада, степень оснащенности инженерным оборудованием, этажность зданий либо иные критерии или их сочетания, характерные для объектов жилищного фонда конкретного субъекта Российской Федерации.

В описание каждого из объектов-представителей рекомендуется включать визуальную информацию, которую можно легко получить и проанализировать при проведении натурных обследований объекта.

3.1.2 Для МКД, являющихся объектами культурного наследия, рекомендуется использовать отдельную типологию МКД, которую рекомендуется согласовать с региональным органом охраны объектов культурного наследия.

1) МКД, используемые как жилые многоквартирные, построенные до середины XIX века. Каждый объект, соответствующий данной категории, рекомендуется рассматривать в индивидуальном порядке;

2) МКД, построенные по индивидуальному проекту с середины XIX века, характеризующиеся наличием сложного декора, выполненного с применением большого перечня материалов и технологий, наличием капитальных конструкций из дерева, возведенные без применения индустриальных методов строительства;

3) МКД, построенные по индивидуальному проекту с конца XIX века, характеризующиеся наличием сложного декора, выполненного с применением большого перечня материалов и технологий, возведенные без применения индустриальных методов строительства. К данной категории рекомендуется относить здания, построенные в стиле «неорусский стиль», «модерн», «эклектика»;

4) МКД, построенные по индивидуальному или типовому проекту со второй трети XX века, характеризующиеся наличием сложного декора, возведенные с применением индустриальных методов строительства. К данной категории рекомендуется относить здания, построенные в стиле «сталинский ампир»;

5) МКД, построенные по индивидуальному или типовому проекту с первой трети XX века, характеризующиеся отсутствием сложного декора, возведенные с применением индустриальных методов строительства. К данной категории рекомендуется относить здания, построенные в стиле «конструктивизм».

Пример выбора объектов-представителей, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, приведен в Приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

При определении Размера предельной стоимости в случае выявления разницы значений менее 10 процентов для разных типов МКД рекомендуется для данных домов определить один тип и установить размер предельной стоимости по максимальному значению.

3.2. Перечень затрат, учитываемых при определении Размера предельной стоимости по виду работ

3.2.1. Сметную стоимость капитального ремонта МКД, осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в МКД, рекомендуется определять с обязательным применением сметных нормативов, внесенных в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

3.2.2. Размеры предельной стоимости для каждого вида работ и по каждому объекту-представителю рекомендуется рассчитывать с учетом состава работ как совокупность формирующих состав работ Компонентов в стоимостном выражении на основании сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов.

3.2.3. Стоимость Компонента может состоять из следующих элементов затрат:

Сметная стоимость прямых затрат, в том числе сметная стоимость материалов, изделий, конструкций (далее - материальные ресурсы), сметная стоимость трудовых ресурсов, сметная стоимость эксплуатации машин и механизмов (далее - технические ресурсы);

Накладные расходы;

Сметная прибыль;

Сметная стоимость инженерного оборудования;

Прочие и лимитированные затраты, необходимые для включения в сметную стоимость ремонтно-строительных работ объектов капитального строительства;

Налог на добавленную стоимость (НДС).

Накладные расходы учитывают затраты подрядных организаций, связанные с созданием условий производства, организацией и управлением выполнения ремонтно-строительных работ.

Сметная прибыль является нормативной частью стоимости строительной продукции и предназначена для покрытия отдельных (общих) расходов подрядных организаций на развитие производства, социальной сферы и материальное стимулирование и не относимых на себестоимость работ.

Затраты на строительство временных зданий и сооружений при производстве ремонтно-строительных работ;

Дополнительные затраты при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время;

Затраты, связанные с оплатой услуг организаций, осуществляющих деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов производства и потребления (строительного мусора и материалов от разборки строений, сооружений, непригодных для дальнейшего использования);

Затраты по перевозке автомобильным транспортом работников подрядных организаций до объекта;

Затраты, связанные с командированием рабочих для выполнения ремонтно-строительных работ;

Затраты на проведение пусконаладочных работ;

Затраты на подготовку проектной или иной технической документации, включая сметную документацию;

Затраты на проведение экспертизы проектной (в том числе сметной) документации;

Затраты на осуществление строительного контроля;

Иные прочие затраты, в том числе плата за подключение (технологическое присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения;

Непредвиденные работы и затраты.

Определение сметной стоимости ремонтно-строительных работ Компонента рекомендуется осуществлять с применением Государственных элементных сметных норм (далее - ГЭСН) и сметных цен строительных ресурсов, размещаемых в федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (далее - ФГИС ЦС).

До размещение в ФГИС ЦС сметных цен строительных ресурсов, определенных в соответствии с частью 5 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определение сметной стоимости ремонтно-строительных работ Компонента рекомендуется выполнять с применением федеральных единичных расценок (ФЕР-2001), Федерального сборника сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве (ФССЦ-2001), Федеральных сметных расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств (ФСЭМ-2001) и Федеральных сметных цены на перевозки грузов для строительства (ФССЦпг-2001).

Одновременно со сметными нормами, сметными ценами и единичными расценками при определении сметной стоимости могут использоваться показатели, которые отражают среднеотраслевые, технологически и экономически обоснованные затраты, учитываемые в составе сметной стоимости капитального ремонта Компонента. Эти показатели рекомендуется приводить в относительных величинах в виде процентов и коэффициентов:

Заготовительно-складские расходы;

Накладные расходы;

Сметная прибыль;

Сметные нормы затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений;

Сметные нормы дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время;

Отдельные виды прочих работ и затрат;

Коэффициенты, учитывающие условия производства работ;

Коэффициенты, учитывающие усложняющие факторы;

Коэффициенты, применяемые при расчете объемов работ;

Коэффициенты, учитывающие условия применения отдельных сметных норм (накладных расходов, сметной прибыли, сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений, сметных норм дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время и иного).

Структура и состав сборников сметных норм и единичных расценок приведены в соответствующих методических документах, сведения о которых содержатся в федеральном реестре сметных нормативов.

3.2.4. Для проверки и уточнения расчетов может использоваться средняя фактическая стоимость работ по аналогичному виду работ аналогичного объекта представителя.

, где

Средняя фактическая стоимость работ по аналогичному виду работ аналогичного объекта-представителя;

Фактическая стоимость работ первого аналогичного вида аналогичного объекта-представителя;

Фактическая стоимость работ второго аналогичного вида аналогичного объекта-представителя;

Фактическая стоимость работ следующего аналогичного вида аналогичного объекта-представителя;

Е - единица измерения по виду работ;

К - количество аналогов;

И - индекс изменения стоимости услуг и работ в строительстве, а при их отсутствии - индексов потребительских цен.

3.3. Методика расчета одного Компонента, применяемого в определении Размера предельной стоимости

3.3.1. Методика расчета одного Компонента Размера предельной стоимости может базироваться на принципе унификации расчетов стоимости капитального ремонта ресурсным методом в целях возможности управления этой стоимостью в зависимости от фактического состояния объекта капитального ремонта, качества ремонтных работ, стоимостных показателей.

Основой для расчета является формирование ресурсно-технологических моделей (далее - РТМ) по каждому из Компонентов, входящих в состав Вида работ для каждого из объектов-представителей.

РТМ может представлять собой максимально унифицированный набор трудовых, технических и материальных ресурсов, необходимых для выполнения комплекса работ по капитальному ремонту конструктивного элемента МКД, по принятой технологии производства работ, приведенных к одной единице измерения.

3.3.2. В соответствии с действующими нормами и правилами ценообразования в строительстве при использовании ресурсного метода возможно использование локального сметного расчета.

В первую очередь определяется вид работ в соответствии со сборником ГЭСН на основании состава работ.

3.3.3. Пример формирования локального сметного расчета при определении предельной стоимости отдельного конструктивного элемента приведен в Приложении 2 к настоящим Методическим рекомендациям. При формировании каждого Компонента по ГЭСН (ГЭСНр) или другим действующим государственным элементным сметным нормам рекомендуется определять:

Состав работ, соответствующий утвержденной технологической модели капитального ремонта (проектному решению);

Нормативный расход всех ресурсов, расход материальных ресурсов в соответствующих натуральных показателях и единицах измерения. Все ресурсы рекомендуется приводить с кодами согласно действующей системе кодирования. При отсутствии присвоенных кодов материальным ресурсам, в обосновании рекомендуется указывать «Прайс-Лист» и наименование поставщика материального ресурса.

3.3.4. Поскольку в таблицах ГЭСН содержатся перечень материалов и нормы расхода в расчете на единичный объем работ, учитываемый в нормах, объем работ для формирования Компонента рекомендуется принимать по проекту либо по описи работ с приложением подсчета объемов работ.

3.4. Формирование и актуализация стоимостного блока для расчета одного элемента Размера предельной стоимости капитального ремонта

3.4.1. После определения перечня количественных значений потребности в материально-технических и трудовых ресурсах рекомендуется определить их стоимость в текущих ценах (текущая стоимость), а затем и в прогнозных ценах путем применения индекса-дефлятора на соответствующий период времени.

Определение Размера предельной стоимости рекомендуется осуществлять ресурсным методом определения стоимости капитального ремонта в порядке, указанном в пункте 3.2 настоящих Методических рекомендаций.

3.4.2. Для определения текущей стоимости рекомендуется выполнять расчет отдельно для каждого элемента затрат:

Стоимость трудозатрат рабочих-строителей (при необходимости - с учетом усложняющих факторов, влияющих на условия производства работ);

Стоимость эксплуатации машин (при необходимости - с учетом усложняющих факторов, влияющих на условия производства работ);

Стоимость материалов, изделий и конструкций.

Стоимость всех вышеперечисленных ресурсов может быть определена путем умножения объема ресурса (количество трудозатрат рабочих-строителей, количество времени эксплуатации машин, количество материалов, изделий, конструкций) на его цену. Рекомендуется использовать источники получения исходных данных по цене ресурсов для проведения расчетов, указанных в пункте 3.2.3 настоящих Методических рекомендаций. Полученные стоимости ресурсов рекомендуется складывать в сумму прямых затрат ремонтных работ.

3.4.3. К сумме прямых затрат рекомендуется производить начисление сметных нормативов, перечисленных в пункте 3.2.3 настоящих Методических рекомендаций (накладные расходы, сметная прибыль, лимитированные затраты (в том числе зимнее удорожание, временные здания и сооружения, непредвиденные расходы).

3.4.4. Поскольку Размер предельной стоимости устанавливается на период не менее одного календарного года, при его определении рекомендуется учитывать уровень инфляции (изменение цены, как правило, в сторону удорожания) применительно к условиям, сложившимся в конкретном субъекте Российской Федерации.

В связи с этим результат вычислений, указанных в пункте 3.4.3 настоящих Методических рекомендаций, рекомендуется умножать на прогнозный индекс-дефлятор, утверждаемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, по отрасли «строительство» в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации. При выборе размера прогнозного индекса-дефлятора рекомендуется учитывать два параметра: месяц определения Размера предельной стоимости и месяц предполагаемого окончания выполнения работ (принимается декабрь календарного года, для которого производится определение Размера предельной стоимости).

3.5. Выбор измерителей показателей Размера предельной стоимости (один вид работ одного объекта-представителя)

3.5.1. Для соответствующего объекта-представителя в соответствии с видом, составом работ и объемом, принятыми по проектной документации либо описи работ, рекомендуется формировать локальную ресурсную смету для выбранного объекта капитального ремонта. В случае расчета стоимости работ по нескольким объектам из полученных данных рекомендуется выбирать максимальное значение по каждому виду работ.

3.5.2. При определении размера предельной стоимости в зависимости от вида работ в целях повышения точности такого определения приоритетным рекомендуется определять следующий принцип:

при определении предельной стоимости ремонта внутридомовых инженерных систем водоснабжения, водоотведения, центрального отопления полученную сметную стоимость ремонтных работ в рублях рекомендуется разделить на протяженность (в погонных метрах) заменяемого трубопровода (целесообразно разделить подвал/чердак (магистрали) и стояки);

при определении предельной стоимости ремонта внутридомовых инженерных систем электроснабжения полученную сметную стоимость ремонтных работ в рублях рекомендуется разделить на уборочную площадь мест общего пользования;

при определении предельной стоимости ремонта подвальных помещений полученную сметную стоимость ремонтных работ в рублях рекомендуется разделить на площадь подвала;

при определении предельной стоимости ремонта фундамента полученную сметную стоимость ремонтных работ в рублях рекомендуется разделить на единицу измерения основного показателя (скважины и иное);

при определении предельной стоимости ремонта фасада полученную сметную стоимость ремонтных работ в рублях рекомендуется разделить на площадь фасада;

при определении предельной стоимости иных отдельных конструктивных элементов и инженерного оборудования полученную сметную стоимость ремонтных работ в рублях рекомендуется разделить на единицу основного измеряемого показателя в расценке;

при определении предельной стоимости ремонта крыши полученную сметную стоимость ремонтных работ в рублях рекомендуется разделить на общую площадь покрытия кровли в данном МКД;

при определении предельной стоимости ремонта или замены лифтового оборудования локальные ресурсные сметы рекомендуется формировать на один лифт и группировать в зависимости от количества остановок. Кроме того, возможна дополнительная детализация размера предельной стоимости в зависимости от типа лифтовой шахты.

Натуральные показатели по объекту целесообразно принять на основании технического паспорта дома либо по фактически выполненным замерам.

В случае невозможности проведения расчетов по вышеуказанному принципу, при определении предельной стоимости капитального ремонта внутридомовых инженерных систем, ремонта подвальных помещений, ремонта фундамента, ремонта фасада полученную сметную стоимость ремонтных работ в рублях расчет может быть произведен путем деления на общую площадь данного МКД, определенную на основании технического паспорта дома.

Определение размера предельной стоимости видов услуг и (или) работ, установленных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации дополнительно к перечню видов услуг и (или) работ, определенных частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, рекомендуется производить с учетом оценки целесообразности приведения стоимости к одному квадратному метру общей площади данного МКД.

Стоимость работ по замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций многоквартирного дома и (или) инженерных сетей МКД рекомендуется определять в соответствии с разработанной проектной документацией.

м, пог. м, км,

шт., 10 шт., 100 шт.,

другие измерители, наиболее полно отражающие специфику того или иного вида работ.

3.6. Формирование сводной таблицы Размеров предельной стоимости

3.6.1. Расчеты элементов Размера предельной стоимости в порядке, указанном в пункте 3.4 настоящих Методических рекомендаций, рекомендуется проводить по всем видам услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, предусмотренных частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также видам услуг и (или) работ, установленных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации дополнительно к перечню видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту, предусмотренных частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, для каждого из типов МКД, принятых субъектом Российской Федерации.

3.6.2. Результаты проведенных расчетов всех элементов Размера предельной стоимости рекомендуется формировать в табличном виде. Наименования столбцов таблицы могут содержать наименования объектов-представителей, наименования строк таблицы соответствовать наименованиям видов работ, указанных в пункте 3.6.1 настоящих Методических рекомендаций. Дополнительно в таблице может быть введена детализация на подвиды работ. Например, ремонт и (или) замена лифтового оборудования в зависимости от количества остановок и грузоподъемности лифта, ремонт фасада в зависимости от типа отделки фасада и иного.

3.6.3. Результаты проведенных расчетов всех элементов Размера предельной стоимости для МКД, являющихся объектами культурного наследия, рекомендуется формировать в табличном виде в отдельном разделе или приложении. При наличии на территории субъекта Российской Федерации МКД объектов культурного наследия, значительно различающихся по сложности архитектурного декора, для работ по ремонту фасадов рекомендуется вводить детализацию работ в зависимости от категорий сложности фасадов. Примерная типология МКД, являющихся объектами культурного наследия, в зависимости от категории сложности объектов определена Приложением 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

Приложение 1
к Методическим рекомендациям
по определению размера
предельной стоимости услуг и
(или) работ по капитальному
ремонту общего имущества
в многоквартирных домах,
в том числе являющихся
объектами культурного наследия

Пример выбора объектов представителей, расположенных на территории субъекта Российской Федерации

№ п/п Наименование типа многоквартирных домов Основные характеристики многоквартирных домов
1 2 3
1 Многоквартирные дома типов "дореволюционной постройки, не прошедшие капитальный ремонт" и "дореволюционной постройки, прошедшие капитальный ремонт" Фундаменты - ленточные бутовые на сложном или цементном растворе; стены - особо капитальные, каменные (кирпичные при толщине 3,5-4,5 кирпича) и крупноблочные на сложном или цементном растворе; 3-7 этажей; перегородки - шлакобетонные, бетонные, кирпичные оштукатуренные, деревянные оштукатуренные; перекрытия - железобетонные сборные и монолитные, с кирпичными сводами и бетонным заполнением по металлическим балкам, деревянные по металлическим балкам; крыши - стропила и обрешетка деревянные, утепляющие слои совмещенных бесчердачных крыш вентилируемых (невентилируемых) из керамзита или шлака; покрытия крыш (кровля) - из оцинкованной (неоцинкованной, крашеной) стали; наружная отделка фасадов - штукатурка по кирпичу раствором сложным, окраска по штукатурке (по бетону) составами известковыми, покрытия поясков, сандриков и подоконников из кровельной стали оцинкованной, облицовка естественным камнем, лепные детали цементные; системы ХВС, ГВС, канализации, электроснабжения - централизованные, разводящая сеть, стояки, внутриквартирная разводка, запорная арматура
2 Многоквартирные дома типов "конструктивизм" постройки 1918-1930 гг.", "сталинские" постройки 1931-1956 гг.", "немецкие" постройки 1945-1948 гг." и "деревянные дома" Фундаменты - ленточные бутовые на сложном или цементном растворе; стены - особо капитальные, каменные (кирпичные при толщине 3,5-4,5 кирпича) и крупноблочные на сложном или цементном растворе; 4-7 этажей; перегородки - шлакобетонные, бетонные, кирпичные оштукатуренные, деревянные; перекрытия железобетонные сборные и монолитные, с кирпичными сводами и бетонным заполнением по металлическим балкам; крыши - стропила и обрешетка деревянные, утепляющие слои чердачных крыш вентилируемых из керамзита или шлака; покрытия крыш (кровля) - из оцинкованной стали; наружная отделка фасадов - штукатурка по кирпичу раствором сложным, окраска по штукатурке (по бетону) составами известковыми, покрытия поясков, сандриков и подоконников из кровельной стали оцинкованной, облицовка естественным камнем, лепные детали цементные; системы ХВС, ГВС, канализации, электроснабжения - централизованные, разводящая сеть, стояки, внутриквартирная разводка, запорная арматура
3 Многоквартирные дома типа "хрущевки" кирпичные постройки 1957-1970 гг." Фундаменты - ленточные бетонные и железобетонные; стены - каменные обыкновенные (кирпичные при толщине 2,5-3,5 кирпича); 3-5 этажей; перегородки - гипсовые, гипсоволокнистые; перекрытия - железобетонные сборные и монолитные, с бетонным заполнением; крыша - стропила и обрешетка деревянные, покрытия крыш (кровля) - из оцинкованной стали; наружная отделка, в том числе фасадов - кирпичный фасад, окраска по кирпичу составами известковыми, покрытия поясков, сандриков и подоконников из кровельной стали оцинкованной; системы ХВС, ГВС, канализации, электроснабжения - централизованные, разводящая сеть, стояки, внутриквартирная разводка, запорная арматура
4 Многоквартирные дома типа "хрущевки" панельные постройки 1957-1970 гг." Фундаменты - ленточные бетонные и железобетонные; стены - крупнопанельные однослойные из легкого бетона; 5 этажей; перегородки - гипсовые, гипсоволокнистые; перекрытия - железобетонные сборные и монолитные, с бетонным заполнением; крыша - стропила и обрешетка из сборных железобетонных настилов, покрытия крыш (кровля) - из рулонных материалов (в 3-4 слоя); наружная отделка, в том числе фасадов - окраска по фактурному слою, облицовка ковровой плиткой, герметизированные стыки - панелей наружных стен мастиками отверждающимися, покрытия поясков, сандриков и подоконников из кровельной стали оцинкованной; системы ХВС, ГВС, канализации, электроснабжения - централизованные, разводящая сеть, стояки, внутриквартирная разводка, запорная арматура
5 Многоквартирные дома типа "кирпичные постройки 1970-1980 гг." Фундаменты - ленточные бетонные и железобетонные; стены - каменные обыкновенные (кирпичные при толщине 2,5-3,5 кирпича); 7-12 этажей; перегородки шлакобетонные, бетонные, кирпичные оштукатуренные; перекрытия - железобетонные сборные и монолитные, с бетонным заполнением; крыша - стропила и обрешетка из сборных железобетонных настилов, покрытия крыш (кровля) - из рулонных материалов (в 3-4 слоя); наружная отделка, в том числе фасадов - кирпичный фасад, окраска по кирпичу составами известковыми, покрытия поясков, сандриков и подоконников из кровельной стали оцинкованной; системы ХВС, ГВС, канализации, электроснабжения - централизованные, разводящая сеть, стояки, внутриквартирная разводка, запорная арматура
6 Многоквартирные дома типа "панельные постройки 1970-1980 гг." Фундаменты - ленточные бетонные и железобетонные; стены - крупнопанельные однослойные из легкого бетона; 9-12-16 этажей; перегородки - шлакобетонные, бетонные, кирпичные оштукатуренные; перекрытия - железобетонные сборные и монолитные, с бетонным заполнением; крыша - стропила и обрешетка из сборных железобетонных настилов, покрытия крыш (кровля) - из рулонных материалов (в 3-4 слоя); наружная отделка, в том числе фасадов - окраска по фактурному слою, облицовка ковровой плиткой, герметизированные стыки - панелей наружных стен мастиками отверждающимися, покрытия поясков, сандриков и подоконников из кровельной стали оцинкованной; системы ХВС, ГВС, канализации, электроснабжения - централизованные, разводящая сеть, стояки, внутриквартирная разводка, запорная арматура
7 Многоквартирные дома типа "кирпичные "новое строительство" постройки после 1980 г." Фундаменты - ленточные бетонные и железобетонные, свайные; стены - каменные обыкновенные (кирпичные при толщине 2,5-3,5 кирпича); 9-12-16 и выше этажей; перегородки - гипсовые, гипсоволокнистые, шлакобетонные, бетонные, кирпичные оштукатуренные; перекрытия - железобетонные сборные и монолитные, с бетонным заполнением; крыша - стропила и обрешетка из сборных железобетонных настилов, покрытия крыш (кровля) - из рулонных материалов (в 3-4 слоя); наружная отделка, в том числе фасадов - кирпичный фасад, окраска по кирпичу составами известковыми, покрытия поясков, сандриков и подоконников из кровельной стали оцинкованной; системы ХВС, ГВС, канализации, электроснабжения - централизованные, разводящая сеть, стояки, внутриквартирная разводка, запорная арматура. 4.8. "Многоквартирные дома постройки после 1980 г. категории "Новое строительство, панельные"
8 Многоквартирные дома типа "панельные "новое строительство" постройки после 1980 г." Фундаменты - ленточные бетонные и железобетонные; стены - крупнопанельные однослойные из легкого бетона; 9-12-16 и выше этажей; перегородки - шлакобетонные, бетонные, кирпичные оштукатуренные; перекрытия - железобетонные сборные и монолитные, с бетонным заполнением; крыша - стропила и обрешетка из сборных железобетонных настилов, покрытия крыш (кровля) - из рулонных материалов (в 3-4 слоя); наружная отделка, в том числе фасадов - окраска по фактурному слою, облицовка ковровой плиткой, герметизированные стыки - панелей наружных стен мастиками отверждающимися, покрытия поясков, сандриков и подоконников из кровельной стали оцинкованной; системы ХВС, ГВС, канализации, электроснабжения - централизованные, разводящая сеть, стояки, внутриквартирная разводка, запорная арматура

Пример формирования локального сметного расчета

Капитальный ремонт мест общего пользования Замена окон в ценах 4 квартала 2016 года Наименование объекта представителя: Многоквартирные дома типа "хрущевки" панельные постройки 1957-1970 гг.". Общая площадь заменяемых окон 63,4 кв. м Проектное решение: Замена существующих деревянных окон на пластиковые. Единица измерения: 100 кв. м оконных переплетов
Состав работ: 1. Снятие оконных переплетов остекленных 2. Демонтаж оконных коробок 3. Установка блоков оконных с переплетами
№ пп Обоснование Наименование Ед. изм. Кол. Сметная стоимость в текущих T/з осн. раб. Т/з мех.
на ед. всего на ед. общая В том числе
Осн. З. Эк. Ма. З/пМе. Мат.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Раздел 1. Проемы
1 ГЭСНр56-2-2 Приказ Минстроя РФ от 30,01,14 № 31 /пр Снятие оконных переплетов остекленных 100 м2 Оконных переплетов 0,01 0,634/03,4 4881,3 48,81 46,86 1,95 1,13 0,46 0,01
2 ГЭСНр56-1-1 Приказ Минстроя РФ от 30,01,14 № 31/пр Демонтаж оконных коробок в каменных стенах с отбивкой штукатурки в откосах 100 коробок 0,0,03943 0,26/03,4 14091 55,56 52,56 3 1,03 0,51 0,01
3 ГЭСН 10-01027-03 Приказ Минстроя РФ от 12,11,14 № 703/пр Установка в жилых и общественных зданиях блоков оконных с переплетами: раздельными (раздельно-спаренными) в стенах каменных площадью проема до 2 100 м2 проемов 0,004282 0,2716/63,4 26DS05 1117,2 109,97 21,65 3,83 985,57 0,98 0,03
4 ГЭСН 10-01-027-04 Приказ Минстроя РФ от 12,11,14 № 703/пр Установка в жилых и общественных зданиях блоков оконных с переплетами раздельными (раздельно-спаренными) в стенах каменных площадью греема более 2 100 м2 проемов 0,005718 0,3625/63,4 280398 1603,3 99,02 22,6 3,63 1481,7 0,88 0,03
5 ГЭСН 10-01-034-01 Приказ Минстроя РФ от 12,11,14 № 703/пр Установка в жилых и общественных зданиях оконных блоков из ПВХ профилей глухих с площадью проема до 2 100 м2 проемов 0,0003 0,019/53,4 56429 16,93 5,69 0,83 0,05 10,41 0,05
6 СЦМ-101-0901 Скобяные изделия для оконных блоков с раздельными двойными переплетами жилых зданий двустворных (независимо от высоты) Компл, 0,157729 10/63,4 62,09 9,79 9,79
Итого прямые затраты по смете в текущее ценах 2851,6 314,1 50,03 9,68 2487,5 2,88 0,08
Итого прямые затраты по смете с учетом коэффициентов к итогам 2955,7 395,68 72,58 13,44 2487,5 3,6 0,11
Накладные расходы 347,9
Сметная прибыль 183,03
Итоги по смете:
Непредвиденные затраты 2% 69,73
Итого с непредвиденными 3556,4
НДС 18% 640,15
ВСЕГО по смете 4196,5 3,6 0,11

Обзор документа

Установлен рекомендуемый общий порядок определения размера предельной стоимости услуг и/или работ по капремонту общего имущества в многоквартирных домах (в т. ч. являющихся объектами культурного наследия), которая может оплачиваться региональным оператором за счет фонда капремонта, сформированного исходя из минимального взноса на капремонт.

Предельная стоимость устанавливается нормативным правовым актом региона на конкретный календарный год. Рекомендации разработаны для унификации и оптимизации работы региональных госорганов.

Перечислены используемые исходные данные, учитываемые затраты. Установлены правила формирования и актуализации стоимостного блока для расчета одного элемента размера предельной стоимости капремонта, порядок формирования сводной таблицы размеров предельной стоимости.

Приведены примеры выбора объектов представителей, расположенных на территории региона, и формирования локального сметного расчета.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: