Пророк Аюб – предводитель терпеливых. Испытания Пророка Аюба (мир ему)

Аллах посылал пророков и посланников (мир им) к народам, племенам и всему человечеству в целом. Если не уверовать хоть в одного из пророков (мир им и благословение), вера человека не действительна.

Пророк Аюб (мир ему) являлся одним из великих и почтенных пророков (мир им). Он был богат, у него было много детей, имущества. Но Аллах Всевышний решил испытать Своего пророка (мир ему) и возвеличить в степенях, если тот пройдёт испытание.

Нет ни одного аята и достоверного хадиса, что Аюб (мир ему) был наказан за грехи или ослушания Аллаху, как некоторые пытаются внушить мусульманам это. Потому как Сам Аллах сказал в Коране:

إِنَّا وَجَدْنَاهُ صَابِرًا نِعْمَ الْعَبْدُ إِنَّهُ أَوَّابٌ

Смысл: «Мы (Аллах) нашли его (пророка Аюба) терпящим (бедствия). Как же прекрасен раб, возвращающийся (подчиняющийся) к Аллаху » («Саф», аят 44). Аллах хвалит Аюба (мир ему) за его терпение и за самообладание. Испытания пророка (мир ему) были для повышения его в степени, или как пример терпения для всех, или же для другой цели, которую знает Сам Всевышний.

Он был испытан тем, что всё потерял: богатство, детей, имущество, земли, а некоторые учёные говорят, что его тело постигли различные болезни, болезнь поразила всё тело, кроме сердца и языка, которыми Аюб (мир ему) поминал Аллаха.

Про то, что Аюб (мир ему) был испытан лишением всего, нет разногласий, однако есть разногласия в том, что был ли он испытан болезнью, сколько она длилась и что эта была за болезнь?

1. Те, кто говорит, что пророк Аюб (мир ему) был испытан бедами, лишением имущества, смертью детей, и в том числе болезнями, однако болезни не были из числа отталкивающих людей и унижающих пророка (мир ему), такие как проказа или другие кожные тяжёлые болезни, как утверждает некоторая группа учёных. Данное мнение приводится у следующих учёных.

Ибн Касир (да смилуется над ним Аллах) пишет, передавая от Ибн Исхака: «Он, Аюб, сын Амусы, сына Азиха, сына Авса, сына Исхака, сына Ибрахима (мир ему и благословение), был человеком, известным своей терпеливостью в проблемах и благодарностью Всевышнему за блага, он бы испытан Аллахом бедствиями... Аллах в Коране сказал:

وَأَيُّوبَ إِذْ نَادَى رَبَّهُ أَنِّي مَسَّنِيَ الضُّرُّ وَأَنْتَ أَرْحَمُ الرَّاحِمِينَ*فَاسْتَجَبْنَا لَهُ فَكَشَفْنَا مَا بِهِ مِنْ ضُرٍّ وَآتَيْنَاهُ أَهْلَهُ وَمِثْلَهُمْ مَعَهُمْ رَحْمَةً مِنْ عِنْدِنَا وَذِكْرَى لِلْعَابِدِينَ

Смысл: «И воззвал Аюб к Своему Господу: “Поистине, настиг меня вред (беды), а Ты –Самый Милостивый” и Мы (Аллах) ответили Ему и удалили от него вред и дали ему семью и подобное этому, проявив милость и как напоминание поклоняющимся » («аль-Анбия», аяты 83-84) …»

Также многие толкователи Корана и историки писали: «…Аюб (мир ему) был испытан болезнью всего тела, кроме языка и сердца, которым он поминал Аллаха…» («Кисас аль-анбия» Ибн Касир, стр. 247).

Имам в науке «тавхид» (единобожие) аль-Баджурий (да смилуется над ним Аллах) пишет: «…и как сумасшествие, проказа, потеря сознания и другие вещи, отталкивающие людей, не охватывают Пророка никогда и нет достоверного [предания] о том, что Шуайб ослеп, и о том, что Якуб ослеп от долгого плача, и [нет достоверного предания] о том, что Аюб был прокажен и, что он был между кожей и костями (т.е. истощился и стал худым), и другие известные истории, которые отталкивают людей, они все ложные…» («Тухфат аль-мурид», стр. 246).

Аль-Джурданий (да смилуется над ним Аллах) пишет: «…у него (Аюба) было много детей, большая семья, но он лишился всего этого, так же он подвергся телесным испытаниям (болезням), однако он проявил терпение во всём…» («Фатх аль-Аллям»). В примечании этой книги пишется к данной цитате: «…то, что Аюб (мир ему) болел тем, что выходили черви из-под кожи и другими мерзкими болезнями, которые отпугивают людей, то такие болезни не подобает статусу пророка (мир ему), это выдумки прежних народов израильтян…». Такого же мнения придерживаются имам акыды ас-Санусий и другие ученые сунны.

2. Те, которые говорят, что пророк Аюб (мир ему) был испытан банкротством и лишением мирского имущества и детей, а также и страшными болезнями как проказа и гниение организма, кроме сердца и языка, которыми он поминал Аллаха.

Это мнение приводит Ибн аль-Арабий от имама аль-Куртуби в книге «ат-Тафсир», что пророк Аюб (мир ему) был поражён болезнью так сильно, что у него сползала кожа и мясо (стал дряхлым) с костей и черви выходили из кожи.

Шейх аш-Шаъравий (да смилуется над ним Аллах) пишет:

ثم ابتُلي أيوب عليه السلام في جسده بمرض الجذام في سائر بدنه ولم يبق منه سليم سوى قلبه ولسانه يذكر بهما الله سبحانه

Ибн Касир (да смилуется над ним Аллах) приводит, что некоторые сказали, что Аюб (мир ему) болел проказой:

يذكر تعالى عن أيوب، عليه السلام، ما كان أصابه من البلاء، في ماله وولده وجسده ، وذلك أنه كان له من الدواب والأنعام والحرث شيء كثير، وأولاد كثيرة، ومنازل مرضية. فابتلي في ذلك كله، وذهب عن آخره، ثم ابتلي في جسده - يقال:بالجذام في سائر بدنه، ولم يبق منه سليم سوى قلبه ولسانه، يذكر بهما الله عز وجل، حتى عافه الجليس، وأفردَ في ناحية من البلد

Смысл: «…упоминается об Аюбе (мир ему) и о том, что постигла его (мир ему) из бед, связанных с имуществом, детьми и телом. И были у него верховые животные, скот, пастбища, и детей было много, но настигла беда всего этого (перечисленного), все ушло. Потом он был испытан телесными болезнями, как говорят: «Эта болезнь – проказа на всем теле и не осталось уцелевшего органа, кроме сердца и зыка, которыми он поминал Аллаха… »

Также Ибн Касир пишет: «Ас-Садий (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Спадала его (пророка) кожа, да такой степени, что остались кости и сухожилия…» (Ибн Касир. «Кисас аль-анбия», стр. 248).

Ещё Ибн Касир передает, что известный толкователь Корана Муджахид пишет: «Это первый человек, у которого была «ветрянка» (кожная сыпь, покрытие кожи водяными пузырьками) »» (Ибн Касир. «Кисас аль-анбия», стр. 248).

Ибн Хатим (да смилуется над ним Аллах) передаёт, что от Аюба (мир ему) исходил такой запах, что люди не могли приблизиться к нему. Такое мнение приводят и другие ученые сунны. Факт, что по каждому мнению можно найти очень много высказываний.

Некоторые утверждают, что данное мнение пришло от бану Исраиль, что это рассказы от прежних народов и руководствоваться ими нельзя. А другие же, исходя из аятов и хадисов, вынесли решение, что все-таки Аюб (мир ему) болел вышеуказанными болезнями, и народ отвернулся от него.

У обеих сторон есть свои убедительные доводы и чётко выраженная позиция в данном вопросе. И одна сторона не имеет права обвинить другую в чем-то, потому как, даже среди учёных есть разные мнения в этом вопросе.

Тот, кто захочет узнать более подробно, пусть посмотрит книгу «Кисас аль-анбия» известного ученого, толкователя Корана, имама Сунны Абу аль-Фида Исмаиля ибн Касира, да смилуется над ним Аллах.

Следование слабому слову

Большинство учёных говорят, что разрешается следовать слабому мнению в целях рели-гиозного блага, целесообразности (масляха).

Учёный Шафиитского мазхаба имам Такиюдин ас-Субкий (да смилуется над ним Аллах) сказал:

إذا قصد المفتي الأخذ بالقول المرجوح مصلحةً دينية جاز

«Если муфтий (учёный, выносящий решение) в целях религиозной целесообразности руководствуется слабым словом, то это дозволено ».

Ханафитский ученый, имам Ибн Абидин (да смилуется над ним Аллах) сказал:

إنه إذا اتفق أبو حنيفة وصاحباه على جواب لم يجز العدول عنه إلا لضرورة

«Когда едины (во мнениях) Абу Ханифа и его два последователя (Абу Юсуф и Мухаммад аш-Шабаний), то нельзя переходить на другое слово (противоположное, слабое), кроме как по необходимости ».

Маликитский учёный Ибн Будран (да смилуется над ним Аллах) сказал:

إن المفتي المقلد لمذهب له أن يفتي عند الحاجة بقول مرجوح في مذهبه

«Поистине, муфтий (учёный, выносящий решение), который следует мазхабу (т.е. мукаллид), имеет право вынести решение, взяв за основу слабое слово в своём мазхабе (правовая школа), если есть нужда ».

Большинство учёных всех мазхабов согласны, что руководствоваться слабым словом можно в случае необходимости и целесообразности.

Ибн Мухаммад

– праведный раб Аллаха, которого ставят в пример как образец стойкости и терпения. Его историю приводят, дабы утешить попавших в беду, тех, кто пострадал, потерял близких или лишился имущества. Аюб был здоровым – и заболел, был богатым – и обнищал, у него была большая семья и много детей, но Аллах забрал его семью и детей. Аюб терпел всё это, и прекрасным было его терпение. Он не жаловался, не роптал на волю Всевышнего. Испытание его затянулось на долгие годы, но его решимость с достоинством нести свою долю нисколько не ослабла. И пришло к нему утешение и избавление от Аллаха, когда он помолился и попросил Его о помощи. Всевышний исцелил его тело и вернул ему вдвойне имущество и детей. История Аюба осталась притчей, которую люди рассказывают друг другу. Это история божьего пророка Аюба, предводителя терпеливых.

Текст хадиса

Сообщается со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину, беда Аюба продолжалась восемнадцать лет. От него отказались все, дальние и близкие, кроме двух человек из числа его братьев, они часто навещали его.

Однажды один из них сказал другому: „Знаешь ли, клянусь Аллахом, я думаю, что Аюб совершил такой грех, которого никто в мире ещё не совершал”. Его товарищ спросил: „Почему ты так думаешь?” Тот ответил: „Уже восемнадцать лет как Аллах не милует его и не избавляет от такого положения!”

Когда они вновь пошли к Аюбу, то этот человек не сдержался и высказал ему то же самое. Аюб сказал: „Я не знаю, о чём таком вы говорите, но, клянусь Великим Аллахом, Он знает, что даже пройдя мимо двух спорящих людей, которые в споре поминали Аллаха, я, вернувшись домой, совершил искупление за них обоих, потому что мне ненавистно, когда Аллаха поминают не ради истины”.

Если Аюб выходил из дома, чтобы справить нужду, когда ему необходимо было это сделать, жена вела его до места, держа за руку. В один из дней он задержался, и ему было ниспослано Откровение: „Топни ногой! Вот прохладная вода для купания и питьё” . Жена, не дождавшись его, пошла в его сторону, но, увидев мужа, уставилась на него, не узнавая, он же направился к ней. Аллах полностью избавил его от недуга, сделав внешность лучше, чем прежде. Когда она увидела его, то сказала: „Эх, да благословит тебя Аллах, не видел ли ты здесь пророка Аллаха, того, который мучается? Клянусь Аллахом, я действительно ни разу не видела никого, более похожего на него, чем ты, когда он был здоровым”, он же ответил: „Это я и есть”».

Аюб был прямым потомком Ибрахима (мир ему), Всевышний сказал:

«Мы даровали ему (Ибрахиму) Исхака и Якуба. Мы повели их обоих прямым путём. Еще раньше Мы повели прямым путём Нуха, а из его потомства – Дауда, Сулеймана, Аюба, Юсуфа, Мусу и Харуна» .

Об истории Аюба Аллах поведал нам в двух местах своей Книги:

1) В суре «Аль-Анбия» («Пророки»):

«Помяни также Аюба, который воззвал к своему Господу: „Воистину, меня коснулось зло, а ведь Ты – самый Милостивый из милостивых”.

Мы ответили на его мольбу, устранили постигшее его зло и даровали ему его семью и вдобавок ещё столько же в качестве милости от Нас и в назидание тем, кто поклоняется» .

2) В суре «Сод»:

«Помяни раба Нашего Аюба. Он воззвал к своему Господу: „Сатана причинил мне вред и мучения! ”

Ему было сказано: „Топни ногой! Вот прохладная вода для купания и питьё”.

Мы даровали ему его семью и ещё столько же вместе с ними по Нашей милости и как напоминание для обладающих разумом.

„Возьми в руку пучок, ударь им жену и не преступай клятвы”. Воистину, Мы нашли его терпеливым. Как прекрасен был этот раб! Воистину, он всегда обращался к Аллаху» .

Пророческая сунна ещё больше раскрывает суть истории пророка Аюба и добавляет подробности. Из аятов Корана и хадисов Пророка (мир ему и благословение Аллаха) мы можем воссоздать целостную картину. Пророк Аюб (мир ему) до того как его коснулась беда жил прекрасной жизнью, всего у него было в достатке, Аллах наделил его богатством и детьми, у него была большая семья и много родственников. Затем Аллах пожелал испытать Аюба, лишив его богатства и детей и поразив его тело тяжёлой болезнью. От него ушли все те, кого рядом с ним удерживала выгода, а близкие и дальние друзья и родственники охладели к нему, все его бросили. Добрыми к нему остались только жена и два ближайших друга, которые навещали его, чтобы развеять его печаль.

Один из двух мужчин стал размышлять над положением Аюба, о том, как долго длится его болезнь, в которой он провёл долгие восемнадцать лет, а Аллах так и не избавил его от мучений. И вот ему в голову пришло, что, видимо, эта беда настигла их друга за некий великий грех, который совершил Аюб. Мужчина рассказал об этом другому другу, а тот не стерпел и выложил всё Аюбу. Это доставило Аюбу большие страдания. Он поведал друзьям, каким было его положение и каково было его отношение к грехам. Однажды, когда он ещё был в добром здравии и жил в благополучии, он проходил мимо двух человек, которые спорили и бранились, поминая при этом имя Аллаха, но по прибытии домой он раздал милостыню от имени этих двух человек, дабы искупить их грех. Аюб ненавидел, когда имя Аллаха поминают не ради истины. Он боялся и переживал даже за чужие небольшие грехи. Это его признание опровергло те слова, которые ему сказали два его товарища.

Тогда Аюб вознёс молитву Аллаху с просьбой освободить его от постигшей его беды и сказал: „Воистину, меня коснулось зло, а ведь Ты – самый Милостивый из милостивых . Сатана причинил мне вред и мучения!”

Аллах ответил на его мольбу и избавил от бедствия, воистину, Он Мощен над всем сущим, и если Он что-то пожелает, то это обязательно произойдёт, ничто не может помешать Ему ни на земле, ни на небе.

Когда Аюб хотел справить нужду, то, по своему обыкновению, он выходил за пределы поселения, а жена сопровождала его, держа за руку, потому что он, будучи ослаблен недугом, с трудом передвигался. Когда они доходили до определённого места, она оставляла его, и дальше он удалялся самостоятельно. Затем он возвращался, и она вновь брала его за руку, помогая ему вернуться домой.

В тот день, когда Аюб молился Аллаху об избавлении, он, отправившись по нужде, задержался дольше обычного. Аллах велел ему ударить своей ослабевшей ногой по земле, и из того места, по которому он ударил, забил источник. Аллах велел своему пророку попить этой воды и искупаться в ней. По воле Аллаха вода унесла все его болезни, внутренние и внешние, к нему сразу же вернулись сила и бодрость. Он стал абсолютно здоровым и сильным, словно хворей и недугов никогда и не было.

Он вернулся к жене свежим и полным сил, таким, каким он был до болезни. Когда она увидела его, то не узнала, но обратила внимание на сходство со своим мужем, каким он был в те далёкие годы, когда ещё был здоров. Она спросила этого мужчину о своём муже – о том самом пророке-страдальце, о котором все были наслышаны. При этом она упомянула об их внешнем сходстве. Она никак не ожидала, что всё может исправиться, и что болезнь может уйти так быстро. Какова же была её радость, каким было её счастье, когда она поняла, что перед ней – её любимый муж! Она видела эту милость Аллаха наяву – и не могла поверить своим глазам, что Всевышний вернул её мужу здоровье и полностью его исцелил!

Аллах вернул ему не только здоровье, Он вернул ему его богатство и детей, всё в двойном размере. Аллах (Велик Он и Славен) послал два облака, которые несли в себе не воду, а золото и серебро. У Аюба было два гумна, одно для пшеницы, а второе для ячменя, одно облако высыпало всё своё содержимое в гумно для пшеницы, а второе – в гумно для ячменя, пока те не наполнились золотом и серебром.

Во время болезни Аюба случилось так, что он разгневался на жену и поклялся, что если Аллах исцелит его, то он высечет её сотней ударов. Но когда он исцелился, оказалось, что ему тяжело претворить в жизнь эту клятву, ведь не мог же он воздать жене за её терпение и заботу ударами и розгами! И в то же время ещё более сложным для него было не выполнить клятву, данную именем Аллаха. Тогда по своей милости Аллах подсказал ему выход из затруднительного положения: Он повелел Аюбу взять пучок из сотни ячменных стеблей и ударить жену этим пучком один раз. Так Аюбу было позволено выполнить свою клятву, не опечалив при этом жену. Аллах сказал Аюбу: «Возьми в руку пучок, ударь им жену и не преступай клятвы».

В связи с этим имам Ахмад считал, что если человек, совершивший прелюбодеяние, или тот, кто обвинил непорочную женщину в прелюбодеянии , болен до такой степени, что не в состоянии выдержать порки и может от неё умереть, то к нему разрешается применить такой же способ, какой был позволен Аюбу в исполнении им его клятвы. Это подтверждается и хадисом от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который велел высечь больного человека, совершившего прелюбодеяние со служанкой. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) распорядился один раз ударить его вязанкой из сотни прутьев от пальмовых веток .

Пророк Аюб (мир ему) был человеком с лёгким приятным характером, с добрым чувством юмора, в котором не было лжи. В хадисе, который приводится у аль-Бухари и ан-Насаи, сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Когда Аюб купался голым, на него вдруг посыпалась стая саранчи, сделанной из золота, он начал сгребать её в свою рубаху.

И воззвал к нему его Господь: „О, Аюб, разве Я не обогатил тебя так, что ты не нуждаешься в том, что видишь?!” Аюб сказал: „Конечно, Господь мой, но всё-таки нет у меня столько достатка, чтобы я не нуждался в Твоей благодати (баракат)”» .

Возможно, ты представил себе эту отчасти забавную картину, когда пророк Аюб купается голым, и вдруг на него начинает сыпаться золото в виде маленьких фигурок саранчи, и он сразу же кидается собирать их и складывать в свою рубаху. И Всевышний Господь воззвал к нему: «О, Аюб, разве Я не обогатил тебя так, что ты не нуждаешься в том, что видишь?!» Ведь Аллах подарил ему две тучи, которые наполнили два гумна серебром и золотом. И получил от своего праведного раба такой ответ: «Конечно, Господь мой, но всё-таки нет у меня столько достатка, чтобы я не нуждался в Твоей благодати (баракат)».

История Аюба (Иова) в Библии

Если человек прочитает историю Аюба в Коране и достоверных хадисах, а затем прочтёт то, что об этом говорится в Танахе , то ему станет ясно, что одна из целей повествования о жизни этого пророка в Книге Аллаха и сунне Пророка заключается в том, чтобы разоблачить выдумки и искажения, содержащиеся в израильских преданиях, и оправдать божьего пророка Аюба, защитить его честь и достоинство ото лжи, которую возводят на него беззаконники и обманщики.

Первое, что следует исправить, так это библейское утверждение, что Аюб был просто праведным человеком, а не пророком.

Второе: в Библии говорится, что Аюб злился на Аллаха во время своего бедствия. Его недовольство и неправедный ропот подробно изложены в длинном диалоге Аюба с тремя друзьями. Несмотря на то, что он обладал крепкой Верой в Господа и полагался на Него, в беседе со своими товарищами он, якобы, много жаловался на данное ему испытание от Аллаха, при этом вроде бы оставаясь праведным, стойким и добродетельным человеком.

Цель авторов этого длинного диалога заключается в том, чтобы раскрыть определённый вопрос идеологического плана, а именно: каковы причины того, что Аллах низводит испытания своим богобоязненным рабам, которые жили праведно. Этот диалог содержит в себе много философских рассуждений, стилистика текста высоко пафосная, поэтому книгу Иова иудеи почитают как одну из книг великой мудрости.

Удивительно то, что Аюб в Танахе представлен как человек, который беспрестанно ропщет на своё положение, произносит дерзкие речи. По Библии выходит, что Аюб был человеком далёким от здравомыслия и благоразумия, он не смирился перед волей Аллаха и предписанной ему судьбой. Друзья же, которые навещали его, напротив, размышляли более разумно: они старались наставить и вразумить Аюба, дабы он отказался от своих неправедных и резких слов, и всячески пытались вернуть его на путь смирения перед Аллахом.

Коран и сунна раскрывают эту ложь и повествуют о том, что Аюб (мир ему) был терпеливым, безропотно и стойко переносил беду, которая выпала на его долю. Но случилось так, что в сердце одного из близких друзей Аюба проникли злые мысли, и он посчитал, что такая долгая болезнь спровоцирована каким-то великим грехом, который совершил Аюб, и именно поэтому его мучения длятся столь долго. Вот тогда Аюбу стало действительно больно, и он опроверг эти выдумки, напомнив о своей праведности и богобоязненности в дни, когда он был здоровым и жил в благополучии.

Хадис подтверждает праведность пророка Аюба (мир ему), который обладал пониманием, знанием и богобоязненностью, а сомнения и скверные помыслы исходили не от него, а от навещавших его товарищей.

К тому же в итоге библейской истории говорится, что Аюб всё осознал, покаялся, и Господь почтил его, но всё, о чём говорилось выше, – как он гневался, жаловался и как он пал духом, – всё это не имеет никакого отношения к истине.

В Танахе, так же как и в Коране, говорится, что Аллах исцелил Аюба и вернул ему богатство и детей в двойном размере, но Танах утверждает, что Аллах восстановил ему богатство посредством подарков, которые сделали ему родственники после выздоровления. Из пророческого хадиса мы знаем, что Аллах осыпал Аюба богатствами с небес, послав ему тучи с золотом и серебром, а это доказывает, что источником богатства Аюба были не подарки друзей и родственников, а непосредственная милость Аллаха.

Польза хадиса и уроки, изв лекаемые из него

  1. Хадис говорит о достоинствах пророка Аллаха Аюба (мир ему), о том, как стойко и мужественно он терпел испытание, данное ему Всевышним. Его поразила мучительная и долгая болезнь, он потерял всё: детей, имущество, близких, от него отвернулись люди, но Вера (Иман) осталась в его сердце непоколебимой.
  2. Терпение всегда оборачивается добром как в этой жизни, так и в Следующей. Аллах исцелил Аюба от мучительной болезни, вернул ему здоровье и благополучие, дал ему обильное богатство и праведных детей.
  3. Сердце Аюба переполняла любовь к Аллаху, он так возвеличивал своего Господа, что совершал искупление за посторонних людей, когда слышал, что в споре или перепалке они поминают имя Аллаха, потому что Аюб не мог слышать, когда имя Всевышнего поминалось напрасно, а не ради истины.
  4. Жена Аюба была очень предана своему мужу, она оставалась благочестивой и доброй к нему во все дни его болезни. Также и те два друга, которые не бросили Аюба и постоянно его навещали. Правильно говорят, что люди познаются в трудностях. Несмотря на то, что искренних, чистых душой и преданных друзей бывает не много, по воле Аллаха они есть в разных уголках земли и во все времена.
  5. Аллах Всемогущий, Творец, для Него нет никаких затруднений, он исцеляет от любых болезней и избавляет от любых напастей и бед. Он вернул Аюбу семью, богатство и здоровье в мгновение ока, и это нисколько Его не затруднило.
  6. Аллах может одарить своих рабов такими способами, о которых они никогда прежде не знали. Всевышний осыпал Аюба большими богатствами с неба, послав ему тучи, из которых падало золото и серебро, а также послал на него стаи саранчи, сделанной из чистого золота.
  7. Аллах дал Аюбу выход из затруднительного положения. Когда он был болен, то поклялся Аллахом, что высечет жену сотней ударов, если исцелится, но прошло много времени, прежде чем он исцелился, и гнев исчез, ему стало тяжело от мысли, что придётся высечь жену, которая была так добра к нему и терпелива. Аллах помог ему выполнить клятву, не огорчив при этом преданную жену.

Ибн аль-Кайим (да одарит его Аллах своей милостью) говорил, что в Шариате Мусы не было такого понятия, как искупление клятвы в случае её неисполнения, потому что если бы искупление (каффара) было в их Законе, то Аюб просто выполнил бы необходимое искупление клятвы, и не было бы никакой нужды бить жену. В их Законе все клятвы без исключений были обязательными для исполнения, подобно тому как в нашем Шариате наказания преступникам (худуд) являются обязательными и не могут быть отменены, даже если преступник покается за них перед Аллахом. Но как в Шариате Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) есть послабление во время выполнения наказаний в исключительных случаев, так же и Аюбу было дано послабление, потому что у его жены были оправдания её поступку. Ведь она не знала, что тот человек, который беседовал с ней, на самом деле был шайтаном . Она хотела сделать доброе дело и потому не заслуживала суровой кары. Тогда Аллах дал указания Аюбу, чтобы он обращался с ней, как с человеком, который имеет право на символическое наказание, учитывая то, что она была добра к нему, всегда помогала и была преданной. Таким образом, Аллах помог ему сохранить свою клятву и быть добрым к своей жене, которая, по большому счёту, и не заслуживала порки от мужа.

  1. Этот хадис ограждает пророка Аюба от тех небылиц, которые приписывают ему иудейские писатели. Данный хадис исправляет все их искажения и домыслы, которые они вписали в биографию великого пророка Аюба (мир ему).

Из книги «Достоверные пророческие рассказы»
Перевод: Абу Ясин Руслан Маликов
Корректор текста: Р.Г. Тамкин
Каноническая редакция: М. Каримов
Для сайта «Почему Ислам» -

Жизнь наша соткана из трудностей. Некоторых они ломают, а других делают сильнее. Исход зависит от человека. Он решает прогнуться ему или принять их как часть замысла Аллаха и попытаться решить их. Самым достойным примером того, как преодоление трудностей делают нас сильнее, набожнее и успешнее, является жизнь пророков. Они постепенно решали все проблемы, трудности, сопутствующие пророческой жизни, преодолевая и обращаясь к Всевышнему с молитвой.

Молитва пророка Мухаммда (мир ему)

Пророк Мухаммад (мир ему) является примером для каждого мусульманина. Его уроки - самые ценные, а его пример - самый достойный.

После того, как покинули мир дядя Пророка (мир ему и благословение) Абу Талиб и жена Хадиджа, курайшиты стали еще сильнее притеснять и преследовать Посланника (мир ему и благословение).

Разочаровавшись в них, он отправился в Таиф с надеждой, что они уверуют в религию Аллаха.

Прибыв в Таиф, Пророк (мир ему и благословение) призвал к Исламу, но жители ответили очень агрессивно. Они забросали пророка камнями так, что ноги у него были в крови. Пророка Мухаммада (мир ему) сопровождал Зайд сын Хариса. Он как мог прикрывал пророка своим телом, и получил несколько ранений в голову. Им пришлось уйти из Таифа. Они дошли до сада Утбата. Уставший и ослабевший от ран, Пророк (мир ему) сел под деревом, поднял голову и прочитал дуа:

«О Милостивый из всех милостивых! Ты Господь слабых, Ты и мой Господь. На кого Ты меня оставляешь: на врага, который смотрит на меня со злобой, или на врага, который властвует надо мной? [все связывается со Всевышним. Не то чтобы кто-то виноват] Если Ты не разгневался на меня [эти трудности и проблемы - как часть жизни, через, что нужно достойно пройти, а не проявление твоего гнева], тогда никаких проблем [ это все я пройду], однако то, что ты даешь жизненные силы - выше всего. Сиянием Твоего величия, осветившим темень, которым улучшились мирские и ахиратские дела, я ищу защиты от Твоего гнева надо мной, и от ниспослания его на меня, нет силы и мощи, кроме как от Тебя».

В очень тяжелый момент, когда количество сподвижников исчислялись всего лишь десятками, когда любимые люди покинули этот мир, когда люди отталкивали от себя истину, забрасывая камнями и выкрикивая слова унижения, пророк не стал сетовать, заклинать тех нехороших безбожников, насылая на них тысячи бед и проклятий, а всего лишь сказал: "Если Ты не разгневался на меня [эти трудности и проблемы - всего лишь часть жизни, через, что нужно достойно пройти, а не проявление твоего гнева], тогда никаких проблем [ это все я пройду]".

Пророк (мир ему) не стал искать виновников, не стал тратить сил на обвинения. Он знал, что все от Аллаха. И ему в этот момент было важно знать только одно - Аллах не разгневан на него. Для него страшен только гнев Аллаха, а не камни, брошенные язычниками.

Молитва пророка Аюба

Пророк Аюб (мир ему) был очень богатым, набожным, щедрым и добрым. У него была прекрасная большая семья: преданная жена и 14 прекрасных детей (7 мальчиков и 7 девочек). Всевышний очень любил его и всячески расхваливал перед ангелами. Из-за этого Иблис (шайтан) возненавидел Аюба и говорил, что Аюб не служил бы Аллаху так верно, если был бы нищим.

«Если все его имущество передадут мне, я уверен, он перестанет поклоняться Ему» , - говорил Иблис.

Тогда Всевышний сказал Иблису: «Я даю тебе власть на его имущество» . Иблис тут же поспешил на поля. Он уничтожил весь скот, поджег все посевы, которые попадались на его пути. Затем он пришел к Аюбу (мир ему) сообщить о том, что Всевышний сжег все его владения. Но тот сдержанно ответил:

Тогда Иблис решил, что Аюб отвернется от Всевышнего как только потеряет свое главное богатство - семью. И тут Всевышний дал Иблису власть над детьми Аюба. Шайтан подошел к дому, в котором были дети Аюба (мир ему), и тряхнул его так, что обрушилась крыша, и все, кто был в доме, оказались под завалом. И тут он поспешил к Аюбу с сообщением, о том, что Всевышний убил всех его детей. И тут Аюб ответил лишь:«Хвала Аллаху, Он забрал то, что Сам дал».

Но Иблис не остановился на этом и попросил у Всевышнего власть над телом Аюба. И на этот раз Аллах дал ему разрешение. Тогда Иблис навел на пророка такую болезнь, которая истощила его и сделала абсолютно бессильным.

После всех этих несчастий все родственники, друзья и последователи Аюба отвернулись от него. Осталась с ним только его верная жена. И эти тяготы и трудности продолжались у Аюба (мир ему) в течение 7 лет. И на пике всех этих трудностей пророк Аюб в обращении к Аллаху сказал лишь:

«Воистину, меня коснулось зло, а ведь Ты – Милосерднейший из милосердных».

(Св. Коран 21:83)

Задумайтесь над этой молитвой!!! Он лишился всего, что имел: богатства, детей, авторитета и влияния в обществе. И после всех этих лишений Аюб произносит лишь: "Воистину, меня коснулось зло, а ведь Ты – Милосерднейший из милосердных".

Какой же верой, набожностью, терпением, мудростью нужно обладать, чтобы произнести эту молитву на пике тягот и лишений.

Мы спешим в молитвах пожаловаться Всевышнему о том, как нам тяжело, слезно просим у него разрешить эту, эту, эту и эту ситуацию. В деталях и подробностях описываем наши тяготы, будто Всевышний не знает о них. Какая же убежденность должна быть у человека в Мудрости и Всеосведомленности Всевышнего, чтобы сказать лишь: «Воистину, меня коснулось зло, а ведь Ты – Милосерднейший из милосердных».

После 7 лет трудностей и тягот Всевышний дал ему выздоровление и вернул семью и богатство.

Мы ответили на его мольбу, устранили постигшее его зло и даровали ему его семью и вдобавок еще столько же в качестве милости от Нас и в назидание тем, кто поклоняется.

(Св. Коран 21:84)

Поистине, мы полностью принадлежим Аллаху и, поистине, все мы к Нему возвращаемся. Всевышний, дай нам жизненной энергии, мудрости и терпения. Аллах, ты стираешь и утверждаешь то, что пожелаешь, если Ты предопределили мне несчастья, помоги мне справиться с ним, или замени его счастьем.

Расскажите об испытаниях, которые постигли пророка Айюба (мир ему) и о том, с каким дуа он обратился к Аллаху

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Айюб (мир ему) был пророком Всевышнего Аллаха, который жил во время между пророками Якубом и Мусой (мир им обоим), это примерно 1300-1500 гг. до нашей эры (1).

Некоторые ученые полагают, что он был по происхождению греком из рода Ибрахима (мир ему), а другие считают, что он был арабом. Также отмечают, что его мать была дочерью пророка Лута (мир ему) (2). Аллах благословил его обильным богатством – у него было много земли, скота, рабов и много детей.

Однако потом Аллах испытал Айюба (мир ему), забрав у него все, что он имел, даже здоровье. Ученые пишут, что все части его тела были затронуты болезнью, кроме языка и сердца, которыми он поминал Аллаха.

Его трудности усилились до такой степени, что люди прекратили свое общение с ним из-за его болезни, и ему пришлось уйти и жить за городом. Единственный человек, который был с ним и поддерживал его, была его жена, Рахма бинт Ибрахим.

Несмотря на все трудности, Айюб (мир ему) был терпеливым, стойким и благодарным Аллаху (3). Он все время был занят поминанием Аллаха. После многих лет испытаний и трудностей жена его наконец сказала ему: «О Айюб, почему бы тебе не обратиться к Аллаху за помощью?» Он ответил: «Я семьдесят лет жил в достатке, почему же я не могу еще семьдесят лет потерпеть ради Аллаха?» Именно после этого Айюб сделал следующее дуа, которое записано в Коране (4):

وَأَيُّوبَ إِذْ نَادَى رَبَّهُ أَنِّي مَسَّنِيَ الضُّرُّ وَأَنْتَ أَرْحَمُ الرَّاحِمِينَ

«(И) вот он [Аййуб] воззвал к своему Господу: «Поистине, меня коснулся вред, а Ты (о, Аллах) – милостивейший из милосердных! (Так удали же от меня этот вред)!»» (21, 83).

Аллах упоминает в Коране о том, как Айюб (мир ему) был исцелен:

ارْكُضْ بِرِجْلِكَ هَذَا مُغْتَسَلٌ بَارِدٌ وَشَرَابٌ

وَوَهَبْنَا لَهُ أَهْلَهُ وَمِثْلَهُمْ مَعَهُمْ رَحْمَةً مِنَّا وَذِكْرَى لِأُولِي الْأَلْبَابِ

«(И Аллах Всевышний сказал ему откровением): «Топни своей ногой (по земле) (и выбьется для тебя источник)! Это – холодная вода для купания и питья. (Пей из него и мойся и уйдёт твоя болезнь и беда)».

И даровали Мы ему [пророку Аййубу] семью его и столько же ещё вместе с ними по милости от Нас и как напоминание для обладателей (здравого) разума, (чтобы они знали, что терпение приводит к благому итогу)» (38,42-43).

Какие уроки мы можем извлечь из истории пророка Айюба (мир ему)?

1. Всевышний Аллах испытывает даже своих приближенных рабов, чтобы понять их уровень и увеличить награду.

2. Легко сказать «слава Аллаху» во время радости и процветания, но если человек сумеет быть благодарным Аллаху и помнить о Нем во время трудностей, он будет наиболее любимым для Аллаха и обретет Его милость.

3. Независимо от ситуации никогда не следует отчаиваться в милости Аллаха.

4. Быть благодарным и смиренным во время процветания и стойким и терпеливым во время трудностей – это великих дара, которые человек может иметь и воспитывать в себе. (5)

Проверено и одобрено муфтием Ибрахимом Десаи

قصص القران مولانا حفظ الرحمان سهاروى ص557 دار الاشاعت

عن أبي عبيدة بن حذيفة، عن عمته، قالت: أصاب رسول الله صلى الله عليه وسلم، حمى شديدة فأمر بسقاء فعلق بشجرة ثم اضطجع تحته فجعل يقطر على فؤاده قال: «إن أشد الناس بلاء الأنبياء، ثم الأمثل فالأمثل (النسئي-7440(

عن عائشة رضي الله عنها، قالت: «ما رأيت أحدا أشد عليه الوجع من رسول الله صلى الله عليه وسلم»(بخارى-5646(

إِنَّا وَجَدْنَاهُ صَابِرًا نِعْمَ الْعَبْدُ إِنَّهُ أَوَّابٌ(سورة ص-44)

البداية و النهاية ص262 دار ابن كثير

قصص القران مولانا حفظ الرحمان سهاروى ص566 دار الاشاعت

Согласно риваятам, когда Айюб (а.с.) заболел, соплеменники прогнали его из города. И он стал ходить из одной деревни в другую.

У Айюба (а.с.) была жена по имени Рахима, которая была дочерью Афраима, сына пророка Юсуфа. Она продолжала помогать своему мужу. Когда Айюб пытался встать на ноги, он держался за ее длинные волосы. Иногда Рахима побиралась, стараясь накормить Айюба.

Однажды шайтан, обернувшись мужчиной, явился к народу пророка Айюба и сказал им:

- Эта женщина - жена прокаженного, не давайте ей ничего, прогоните ее из вашего селения. Или же дайте ей кое-что в обмен на ее волосы.

Когда в следующий раз Рахима пришла попросить чего-нибудь, одна женщина ей сказала:

- Если ты отрежешь свои волосы и отдашь их мне, то я дам тебе, чего ты захочешь.

Рахима была вынуждена сделать то, что они сказали, и ей за это кое-что подали.

Шайтан снова явился к Айюбу, обернувшись мужчиной, и сказал ему:

- Твоя жена изменила тебе. Ее поймали и отрезали ей волосы.

Пророк Айюб (а.с.) сказал:

- Если это так, то когда выздоровею, я накажу ее сотней ударов палкой.

Когда пришла Рахима, Айюб (а.с.) хотел встать, держась за ее волосы, и увидел, что волосы отрезаны.

- О, Рахима! Кто дал тебе эти продукты? - спросил он. Рахима рассказала все, как было.

Пророк Айюб (а.с.) сказал:

- О, Рахима! Мне сказали, что ты совершила прелюбодеяние, тебя поймали и сбрили тебе волосы. И я поклялся, что если выздоровею, то накажу тебя, ударив сто раз палкой.

Рахима сказала в ответ:

- О, Айюб! Главное, чтобы ты выздоровел. Если захочешь наказать меня сотней ударов палкой, накажи. Только знай, что я не совершала прелюбодеяния. Аллах мне свидетель.

Пророк Айюб взмолился:

- О, величайший из великих, Аллах мой! Какой грех я совершил, что так отдалился от Тебя? Йа, Рабби! Умертви меня, лучше умереть, чем жить. Меня одолели эти несчастья. Однако Ты милостивейший из милосердных.

Аллах Всевышний ответил ему так:

- О, Айюб! Я услышал тебя. Если бы Я не подверг тебя этим бедам, и если бы ты не был столь терпелив перед всеми напастями, то Я не смог бы одарить тебя кое-чем. Так знай же, что Я доволен Рахимой, ибо она сказала, что ее положение поймет только Аллах. Она - из обитателей Рая.

Услышав эти слова, пророк Айюб успокоился.

Даже друзья оставили пророка из-за болезни. Досточтимый Айюб причитал, устремив глаза к небесам:

- Йа, Рабби! Верни мне мое здоровье хотя бы на одно мгновение. Враги покрывают меня хулой, злословят обо мне. Йа, Рабби! Не отворачивайся от меня, я же никогда не отвернусь от Тебя. Мое тело изъедено, мясо отпадает лоскутами, даже кости обнажились. Лицо мое почернело, отовсюду течет гной. Те, кто раньше угощали меня, теперь насмехаются надо мной. Мои родные отвернулись от меня. Мои страдания не выдержат и горы.

Когда пророк Айюб закончил свои причитания, на небе появилась одна черная туча. Послышались звуки, похожие на звуки грома. И Аллах Всевышний возвестил:

- О, Айюб! Я велик и ты велик. Коли хочешь, приди, поборемся. А хочешь, Я усилю твою болезнь? Эх, Айюб, Айюб! Измерил ли ты длину и ширину сотворенного Мною мироздания? Сосчитал ли ты, сколько капель в дожде, падающем с неба? О, Айюб! Как видишь, Я сотворил небеса без опор, сотворил Солнце, Луну и звезды, сотворил человека, а затем умертвил, и снова сотворю его, воскресив. Знаешь ли ты количество всех сотворенных Мною? Я создал Арш, Хранимую Скрижаль и Престол Славы. Известна ли тебе их величина? Можешь ли ты познать все сокровищницы дня и ночи, безграничность Моей милости и тяжесть Моего наказания? Охватил ли ты взором все уровни Рая и все глубины Ада? Узнал ли продолжительность твоей жизни и величину твоего удела?

Пророк Айюб лишь промолвил в ответ:

- О, мой великий Господь! Я долго боролся, но оказался в безвыходном положении, остался в полном бессилии. Язык мой перестал меня слушаться, и я потерял рассудок. Нет сомнения в том, что у Тебя на все хватит сил и могущества. Ни перед чем Ты не окажешься в бессильном положении. Для Тебя нет ничего сокрытого, неизвестного. Я говорил так из-за своего бессилия и беспомощности. Ведь Ты - Прощающий, прости же меня. Я смиренно и с покаянием ищу Твоей помощи и защиты.

Всевышний изъявил Свою благую волю:

- Моя милость превзошла Мое наказание. Мне известно, что в твоем сердце нет сомнений, поэтому Я отвел от тебя все твои беды и страдания. Ты должен хорошо осознать, что нельзя выходить за пределы Моих повелений. Вернись к своему народу и призывай их к истине и праведности. Вели им покаяться, а если они не станут каяться в грехах, то пусть знают, что их ждут мучения.

Черви, которые изъели все тело пророка Айюба, захотели еще больше мяса. У Айюба уже оставались лишь сердце, язык, глаза и уши. И тогда святой пророк сказал:

- Йа, Рабби! У меня ничего не осталось. Остался лишь мой язык, чтобы поминать Тебя. Восхваляю Тебя моим сохранившимся языком, а в сердце ношу любовь к Тебе.

Аллах Всевышний изрек:

- О, Айюб! И твой язык, и твое сердце принадлежат Мне. Эти черви и эти беды тоже Мои. А раз так, что же означает твоя жалоба?

Айюб воззвал к своему Господу: «Воистину, меня коснулось зло, а ведь Ты - Милосерднейший из милосердных» (Сура «Пророки», аят 83).

Когда Айюб обратился с такой молитвой, Аллах исцелил его от всех болезней. Червь, изъедавший его язык, упал в воду и превратился в пиявку, а нападавший на его сердце стал пчелой. Так они стали тварями, полезными для людей.

Пророк Айюб произнес дуа:

- О, мой Аллах! У чужестранца нет своего дома, обнищавшему нечем питаться, у вдовы нет мужа, а у сироты нет никого. Я в более бедственном положении, чем они. Если Ты окажешь мне милость, буду благодарен за это. Если же решишь меня наказать, на то воля Твоя. Аллах мой! Прости и помилуй меня!

Аллах Всевышний благоволил:

- О, Айюб! Я простил тебя. Возвращаю тебе твою семью и имущество. Все несчастья и беды, которые тебе пришлось испытать, пусть станут назидательным примером для будущих поколений. Если Я на кого-то нашлю беды и он стойко их перенесет, того Я вознагражу, очищу его от грехов.

Из книги "Анваруль-ашикын"



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: