Развитие характера человека: особенности, условия и основные факторы. Понятие и формирование характера

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

“Ковровская государственная технологическая академия им. В.А. Дегтярёва”

Кафедра ОП и А

РЕФЕРАТ ПО ПСИХОЛОГИИ

Тема: Формирование характера

Руководитель: Е.А. Муравьева

Исполнитель: О.Т. Огарева

ст. гр. МС - 105

Ковров 2007

1. Общие сведения о характере

1.1 Понятие “характера

1.2 Структура характера

1.3 Типология характеров

2. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера

2.1 Акцентуация характера

2.2 Классификация акцентуаций характеров у подростков Личко

3. Формирование характера

Заключение

Список использованной литературы

1. Общие сведения о характере

1.1 Понятие “характера”

Обычно, когда пытаются оценить или охарактеризовать конкретного человека, говорят о его характере (от греч. charakter - печать, чеканка). В психологии понятие “характер” означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.

Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям.

Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому, по мере того как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера.

Характер наряду с темпераментом является одной из наиболее значительных форм проявления личности. Но если темперамент обусловливает динамическую сторону личности, то характер - содержание личности. Каждый человек обладает своеобразным характером. Характер накладывает печать на все поступки, мысли и чувства человека. По этим проявлениям мы и судим о характере той или иной личности. Однако характерными следует считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые.

Характер - это подструктура личности, образуемая индивидуально своеобразной совокупностью устойчивых личностных особенностей, выражающая его отношение к действительности и обуславливающая типичный для данной личности способ поведения.

Характер человеческой личности всегда многогранен.

В частности, выделяют группу черт, в которых проявляется отношение человека к окружающим его людям и к обществу в целом. Это могут быть коллективизм, общительность, чуткость, преданность, доброта, честность, правдивость, искренность и другие: это положительные черты данной группы. Но встречаются и отрицательные качества - эгоизм, черствость, лживость, лицемерие и т. д.

Следующая группа качеств личности включает черты характера, в которых выражаются отношение человека к самому себе ,самооценка личности. Такая личность, сравнивая себя с другими, наделяет себя совокупностью определенных качеств. В зависимости от самооценки личность может быть довольна сама собой или осуждать себя, соглашаться с собой или находиться в состоянии внутренней борьбы. Как правило, преобладает реалистичная самооценка своих личностных качеств. Но довольно часто возникает и завышенная самооценка, которая служит основой для конфликта личности с окружающими ее людьми. Случается и другое - человек бывает излишне строг к себе, недооценивает себя. Это порождает неуверенность в своих силах, самоощущениях, застенчивость.

Другой группой черт характера являются те, которые характеризуют отношение человека к деятельности . При этом имеется в виду не только отношение человека к конкретному виду выполняемой работы, но и деятельности вообще. Главное условие образования характера - наличие жизненных целей. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Черты характера, связанные с отношением к деятельности, находят свое выражение и в устойчивых интересах человека. Причем поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека. И наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Однако сходство интересов не предполагает сходства особенностей характера. Так, среди людей с близкими интересами могут быть веселые и грустные, скромные и навязчивые, эгоисты и альтруисты. Более того, люди со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к достижению целей, используя для этого свои, особенные приемы и способы. Это несходство определяет и специфику характера личности, которая проявляется в ситуации выбора действий или способов поведения.

Существует достаточно много классификаций черт характера. В отечественной психологической литературе чаще всего встречаются два подхода. В одном случае все черты характера связывают с психическими процессами и поэтому выделяют волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты . При этом к волевым чертам характера относят решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, активность, организованность и др. К эмоциональным чертам характера относят порывистость, впечатлительность, горячность, инертность, безразличие, отзывчивость и др. К интеллектуальным чертам относят глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность и др.

В другом случае черты характера рассматриваются в соответствии с направленностью личности. Причем содержание направленности личности проявляется в отношении к людям, деятельности, окружающему миру и себе. Например, отношение человека к окружающему миру может проявляться или в наличии определенных убеждений, или в беспринципности. Эта категория черт характеризует жизненную направленность личности, т. е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т. д. Направленность личности определяет цели, жизненные планы человека, степень его жизненной активности. В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждений. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет.

Все черты личности человека можно условно разделить на мотивационные и инструментальные . Мотивационные побуждают и направляют деятельность, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер может проявляться в выборе цели действия, т. е. как мотивационная черта личности. Однако когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т. е. определяет средства достижения поставленной цели.

Необходимо также подчеркнуть, что характер является одним из основных проявлений личности. Поэтому черты личности вполне могут рассматриваться и как черты характера. К числу таких черт в первую очередь необходимо отнести те свойства личности, которые определяют выбор целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества. Во-вторых, в структуру характера включают черты, которые проявляются в действиях, направленных на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и др. В этом случае характер сближается с волей человека. В-третьих, в состав характера входят, инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом, например экстраверсия-интроверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, переключаемость- ригидность и др.

Все черты или качества личности значимы для нее. Но у каждого конкретного индивида среди черт характера, некоторые выступают как основные , ведущие, задающие общую направленность всего комплекса проявлений. Наряду с этим существуют второстепенные черты, которые в одних случаях определяются основными, а в других могут и не гармонировать с ними. Таким образом, черты характера не существуют изолированно, отдельно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру характера.

1.2 Структура характера

Структура характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами. Психологи с помощью факторного анализа на большом числе испытуемых установили, какие черты личности коррелируют между собой (положительно или отрицательно), а какие слабо коррелируют. Положительно коррелирующие черты - это те, которые чаще сочетаются в одном человеке. Например, в исследовании У. Шелдона было установлено, что если человек обнаруживает любовь к комфорту, то он сбольшой вероятностью будет отличаться хорошим аппетитом, приветливостью, контактностью, жаждой похвалы и одобрения. Повышенной тревожности, как правило, у него не будет. Любовь к комфорту и тревожность дают высокую отрицательную корреляцию. Такая же отрицательная корреляция, например, существует между трусостью и инициативностью. Если человек трус, то ему не свойственны решительность и самостоятельность в принятии решений, характерных для инициативности, поскольку принятие решений предполагает личную ответственность. Трус боится такой ответственности, всячески избегает ее.

Однако отрицательная и положительная корреляция черт характера не абсолютна. Поэтому в жизни часто встречаются как противоречивые, так и цельные характеры. Цельный характер - это характер, в котором преобладает положительная корреляция его черт.Существование цельных характеров обусловливает возможность среди громадного разнообразия характеров вычленить их определенные типы, наделенные общими чертами. В психологии существует ряд типологий характеров, построенных на различных основаниях.

ПСИХОЛОГИЯ

1 . Характер в структуре личности

Еще в глубокой древности философы, врачи, а затем и психологи обратили внимание на то, что у каждого человека проявляются свои специфические особенности в работе, общении и особенно в стиле или манере поведения, то есть каждый человек отличается от других своими особыми приметами. Сочетание особых примет, свойственных данному индивиду назвали характером. В переводе с греческого языка слово характер означает «чеканка», «примета». И, несмотря на то, что еще за тридцать веков до новой эры древневавилонский мудрец Аккадер построил первую типологию характеров, исследования этого разностороннего, многоаспектного явления продолжаются до сих пор.

В современной психологии характером понимается совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения .

Устойчивые отличительные особенности личности, относящиеся к ее характеру, называют чертами характера. Разнообразие и разносторонность характера как психического свойства личности, может быть описано большим количеством черт. Так, например, английский психолог Р. Кеттел для исследования феномена личности на базе словаря из 18 тыс. слов выбрал 4,5 тысячи слов, обозначающих черты личности и поведения. В настоящее время для обозначения характерологических черт личности в русском языке используется около 1500 наименований.

Для описания характера каждая его черта может быть представлена как шкалированный параметр, имеющий в крайних пределах отрицательное и положительное значение. Например: жадность – щедрость, замкнутость – общительность, леность – трудолюбие и т.д.

Характер – это не простая совокупность черт. Характер человека получает наиболее явное выражение в его поступках, действиях и поведении. Алгоритм формирования характера человека и значение его поступков лаконично выражено в известной восточной поговорке: «Посей поступок – пожнешь привычку, посей привычку – пожнешь характер, посей характер – пожнешь судьбу». Поступки, которые человек неоднократно повторяет, становятся его привычками, затем усваиваются как особенные, отличительные его черты и составляют существо его характера. Комплекс взаимосвязанных привычных действий и поступков личности составляют фундамент ее характера.

Привычными действиями и поступками для индивида становятся те, которые являются важными и значимыми в его жизни, посредством которых ему неоднократно удавалось успешно решать важные для него задачи. Только такие действия и поступки усваиваются личностью и становятся устойчивыми в своих проявлениях. Именно сочетание таких устойчивых особенностей и составляет характер данной личности.

Важнейшими факторами формирования характера являются проявления личности в системе отношений к окружающей действительности , в том числе и к самому себе как к другому. Эта система включает:

У индивида применительно к каждому типу отношений могут сформироваться как положительные, так и отрицательные черты характера. Какая черта характера будет свойственна конкретной личности, зависит от тех условий и факторов, под влиянием которых она формировалась. К ним относятся: темперамент, семья, школа, социальные группы и характер деятельности. Рассмотрим влияние каждого из перечисленных факторов на формирование и развитие характера.

Некоторые черты характера обнаруживаются уже в раннем возрасте. Некоторые из них обусловлены особенностями природной организации человека и в основном типом нервной системы. Особенности темперамента могут как способствовать, так и тормозить развитие определенных черт характера. В итоге свойства темперамента и характера образуют прочный сплав, обуславливающий динамическую сторону характера. Такие природно обусловленные черты характера являются достаточно устойчивыми и малоизменяемыми с возрастом.

В семье характер ребенка формируется и развивается в общении с окружающими людьми . Путем прямого научения через подражание и эмоциональное подкрепление ребенок усваивает формы поведения взрослых. Способы обращения взрослых с ребенком, манера общения взрослых друг с другом в его присутствии, действия матери и отца по отношению к нему, быт, материальные условия и моральная обстановка могут вызвать различный психологический эффект воздействия, существенным образом повлиять на качество формирования черт характера. В семье в первую очередь закладываются такие черты как общительность – замкнутость, щедрость – жадность, отзывчивость – черствость, человеколюбие – мезантропия (человеконенавистничество).

В дошкольном возрасте у детей формируются деловые качества, так как в этот период они включаются в посильный домашний труд, деловые игры, выполняют трудовые поручения, как дома, так и в детском саду. В характере подкрепляются и сохраняются те черты, которые постоянно получают одобрение со стороны взрослых. Считается, что именно в этот период закладываются «деловые» черты: трудолюбие – лень, добросовестность – недобросовестность, ответственность – безответственность и т.д.

С началом обучения в школе сфера общения ребенка с окружающими расширяется. В начальных классах в первую очередь закрепляются те черты характера, которые получают поддержку и одобрение в школе. Чаще всего они сохраняются в течение всей дальнейшей жизни. Другие черты характера, которые ребенок приобрел дома, могут не получать поддержки ни у сверстников, ни у взрослых. В этих случаях начинается ломка характера, которая, как правило, сопровождается эмоциональной напряженностью, внешними и внутренними конфликтами. Правильное и согласованное применение приемов воспитания учителями и родителями может привести к частичному изменению черт характера или формированию компромиссного поведения. Возможна и временная маскировка (сокрытие) определенных черт характера.

С развитием и закреплением волевых и эмоциональных черт характера в подростковом возрасте и основных нравственных и мировоззренческих качеств в ранней юности заканчивается в основном становление характера личности.

Большое влияние на становление характера оказывают социальные группы (компании друзей, группы сверстников, субкультура групп, религиозные общины и организации), микросоциум (двор, квартал, микрорайон, деревня, поселок). Формирование черт характера осуществляется на стадии индивидуализации личности, когда обостряется противоречие между потребностями «быть как все» и «стать самим собой». В зависимости от того, что является нормой для данной группы, и как разрешается это противоречие, могут сформироваться такие черты, как открытость или скрытность, смелость или трусость, честность или лживость, принципиальность или конформность, твердость или слабохарактерность. В социальной группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные условия для развития и закрепления лучших черт характера.

Содержание и характер деятельности, в которую включается субъект, могут оказать существенное влияние на развитие и формирование характера. Деятельность и поведение определяются мотивами, целями, а также направленностью личности. В зависимости от преобладающих мотивов, потребностей и целей могут сформироваться различные черты характера. Так у одного человека основу деятельности составляют материальные потребности, а у другого – духовные. Один человек живет и работает для того, чтобы есть, другой ест для того, чтобы жить и работать. Есть люди, которые становятся рабами вещей, другие всецело поглощены творчеством. Кто-то любит и может преодолевать трудности на пути, а кто-то плывет по течению. В зависимости от направленности личности могут сформироваться такие черты как нравственность или безнравственность, целеустремленность или бесцельность, оптимизм или пессимизм, тактичность или бестактность.

Характер во многом результат самовоспитания – относительно позднего приобретения онтогенеза. Когда личность достигает определенного уровня самосознания и способности к самоопределению, самовоспитание становится значительной силой формирования, изменения и корректировки различных черт характера. Каждый человек, используя приемы самовоспитания - самоприказ, самоодобрение, самовнушение - в состоянии корректировать и чеканить свой характер в процессе адаптации к реальному миру.

Из приведенного выше становится очевидным, что структура характера представляет собой сложное образование. В структуру характера входят отдельные черты и группы черт, которые не изолированы друг от друга, а взаимосвязаны и образуют единое целое. Среди черт можно выделить такие, которые являются ведущими, основными, и такие, которые выступают как второстепенные. При этом последние могут определяться основными, а могут и не гармонировать с ними. В соответствии с этим в жизни встречаются как личности с цельным, так и с противоречивым характером.

Наличие большого количества характерологических черт личности привело к необходимости классификации (типологизации) характеров.

Изучением проблемы типологизации характеров занимается специальная отрасль психологии – характерология , имеющая такую же длительную историю, как и сама психология. На протяжении всей истории характерологии неоднократно предпринимались попытки построить типологию характеров, используя для этого различные признаки: положение звезд (Птолемей), строение души (Платон), наличие в организме определенного гумора (Гиппократ), космогонические факторы (Парацельс), тип телосложения (Кречмер), душевные наклонности (А.Ф. Лазурский), динамические особенности структуры характера (Л.С. Выготский) и др. Все эти классификации построены на основе результатов наблюдений и их обобщения, поэтому не являются научно обоснованными.

Наиболее развитыми классификациями признаны классификации, разработанные немецким психологом и психиатром К. Леонгардом и отечественным психиатром А.Е. Личко. Признаками их классификации являются проблемы психопатий в общении человека с другими людьми и его отношение к трудовой деятельности. Эти классификации построены на концепции «акцентуированной личности».

Акцентуация характера – это крайний вариант нормы как результат усиления отдельных черт. Если представить какую-либо черту характера в виде шкалированного параметра, то количественная выраженность крайней границы нормы и будет акцентуированной чертой. Акцентуация характера делает человека уязвимым по отношению к определенного рода воздействиям и, как правило, на некоторое время затрудняет адаптацию личности в социальной группе. Наиболее ярко и тотально акцентуация проявляется в подростковом возрасте. По мере взросления у большинства людей происходит сглаживание акцентуированных черт. При этом в характере сохраняются «слабые места», наиболее чувствительные к тем или иным условиям. Нельзя, однако, утверждать, что акцентуация – это диагноз, и что это всегда плохо. Чрезмерность той или иной черты характера может нести как отрицательный, так и положительный эффект. Существует несколько классификаций акцентуаций характера.

А.Е. Личко предложил классификацию характеров, включающую одиннадцать их типов: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый и конформный. Классификация немецкого ученого К. Леонгарда включает двенадцать типов акцентуаций: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый, гипертимный, дистимный, циклоидный, лабильный, экзальтированный, тревожный, эмотивный, экстравертированный, интровертированный.

Так как описания акцентуированных черт по А.Е. Личко и К. Леонгарду во многом идентичны, ниже приводятся краткие описания акцентуаций характера согласно К. Леонгарду.

Говоря об индивидуальных различиях людей, в частности об особенностях характера, необходимо помнить, что в каждом из нас есть хорошее и плохое, удобное и неудобное для окружающих. Общаясь с представителем той или иной ярко выраженной акцентуации характера, нужно учитывать его слабые и сильные места, приспосабливая к ним свои индивидуальные качества. Только в таком случае общение с окружающими людьми может быть бесконфликтным и продуктивным.

2 . Способности в структуре личности

Каждый человек в своей жизни сталкивается с тем, что один виды деятельности ему удается освоить быстро и легко, а другие – с большим трудом. В одних видах деятельности успех достигается непринужденно и без особых усилий, а в других даже упорная и длительная работа не приносит желаемого результата. Для понимания и объяснения этих фактов в психологии используется понятие способности .

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности .

Способность обнаруживается в том, насколько индивид легко и быстро, надежно и основательно получает знания, приобретает умения и овладевает навыками, составляющими основу организации и осуществления того или иного вида деятельности.

В большом разнообразии человеческих способностей можно выделить различные виды. Так, способности можно разделить на природные и специфические человеческие.

Природные способности , или естественные, в основе своей биологически обусловлены. К ним относятся элементарные формы восприятия, памяти, мышления и взаимодействия на уровне экспрессии.

Специфические человеческие способности имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают личности жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные способности .

Общие способности проявляются во всех видах деятельности. В эту группу входят мнемические, умственные, речевые, коммуникативные способности и т.д. Специальные способности определяют успешность в специфических видах деятельности. В их число входят математические способности, музыкальные, спортивные, литературные, технические, лингвистические и ряд других. Если человек обладает некоторой совокупностью общих и специальных способностей, то говорят о наличии у него разносторонних способностей. Качественно своеобразное сочетание высокоразвитых общих и специальных способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности обозначается термином одаренность.

Различают также теоретические и практические способности. Способности, которые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, называют теоретическими . Успехи в конкретных, практических действиях обеспечиваются практическими способностями. В структуре личности теоретические и практические способности, как правило, друг с другом не сочетаются.

Кроме этого, различают способности учебные и творческие . Успешность обучения и воспитания, усвоение человеком знаний, умений и навыков определяется учебными способностями. Творческие способности обеспечивают разработку новых идей, изобретений и открытий в различных областях человеческой деятельности, создание предметов материальной и духовной культуры.

Любая способность имеет сложную структуру, являясь совокупностью психических качеств. Так, например, структура способности к общению включает: способности правильного построения речи; способности вхождения в контакт с различными людьми и расположение их к себе; способности межличностного восприятия и оценивания общающихся людей, оказания на них необходимого влияния; способности социально-психологической адаптации к различным условиям, ситуациям и обстоятельствам; способности убеждать других и добиваться взаимопонимания и т. д.

Успешность в осуществлении того или иного вида деятельности не может быть обеспечена одной отдельной способностью: она является следствием определенного сочетания нескольких способностей. При этом способности оказывают влияние друг на друга, компенсируя недостающую способность другими, высокоразвитыми способностями. Эта важнейшая особенность психики человека открывает перед ним широкие возможности: упорный труд и настойчивое развитие компенсаторных способностей делают возможным достижение мастерства.

Формирование и развитие способностей обусловлено рядом факторов как биологического, так и социального характера. Биологически обусловленными предпосылками для развития способностей являются задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга и организма в целом. Задатки составляют природную основу развития способностей. Это только одно из условий формирования способностей. Так, гибкость и высокий рост человека являются лишь задатками, но не спортивными способностями.

Задатки проявляются в склонностях – стремлении заниматься той или иной деятельностью, легкости усвоения привлекательного материала и умении конструировать новое.

Основой формирования способностей является активность человека, которая, в свою очередь, обусловлена культурной средой и особенностями обучения и воспитания. Превратятся ли задатки в способности, а способности – в практические знания умения и навыки, зависит от того, насколько адекватно социальная среда стимулирует познавательную, трудовую и социальную активность личности. Способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Если человек на практике перестает пользоваться данной способностью, то со временем эта способность теряется. При постоянном проведении человеком специальных занятий и упражнений способности могут стать высокоразвитыми.

Уровень развития способностей выражается понятиями талант и гениальность . Талант – это сочетание способностей, дающее личности возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность. Структура таланта, как правило, включает совокупность специальных способностей. В качестве важных благоприятных условий развития таланта выступают насущные потребности общества, государства, эпохи. Талант предполагает осуществление интенсивного напряженного труда, в процессе которого накапливается специфический жизненный опыт, приобретается необходимый комплекс умений и навыков, составляющий основу реализации таланта, превращая его из возможности в действительность. Проявление и реализация таланта в действительности составляет подлинное мастерство . Талант – это предпосылка мастерства, а мастерство – это возможность проявления таланта, ставшая действительностью.

Наивысшим уровнем развития способностей является гениальность , которая выражается в творческих результатах, достигнутых в ряде областей и составляющих эпоху в развитии культуры и жизни общества.

Для достижения успеха в деятельности кроме наличия способностей и склонностей необходимы такие качества личности, как трудолюбие, организованность, целеустремленность, настойчивость. Самокритичность, требовательность к себе, скромность являются теми чертами характера, которые способствуют дальнейшему развитию способностей. Уверенность в своей исключительности, питаемая похвалами и восторгами, часто губительна для способностей.

В переводе с греческого, слово «характер» означает «печать, чеканка». То есть, конкретное для человека определение его социальных качеств. Отношение к окружающим людям, основанное на психическом стержне личности, проявляется в поведении, особенно в ситуациях, близким к экстремальным.

В основном формирование характера человека обусловлено генетически, фактор воспитания имеет мощную силу, но она не является решающей. В раннем детстве детей в основном холят, исполняют все их желания, используют систему поощрений и наказаний. Какие-то навыки закрепляются на уровне безусловных рефлексов: что-то делать нельзя, а что-то, наоборот, нужно. Но формирование характера ребенка не ограничивается воспитательным фактором. То, что для одного малыша не значит ровным счетом ничего, для другого – представляет собой трагедию. В отношении к миру важнейшими факторами являются врожденные безусловные рефлексы, так называемые инстинкты:

  • Пищевой;
  • Оборонительный;
  • Ориентировочный;
  • Родительский.

Степень проявления инстинктивной деятельности человека влияет на формирование характера, причем независимо от темперамента. Добрые люди не всегда толстые, также и худые не обязательно должны страдать язвенной болезнью.

Насколько выражены инстинкты, настолько и развиты рефлексы безусловные, которые целиком и полностью находятся под контролем коры больших полушарий.

Факторы формирования характера

Формирование характера, как это ни странно, начинается во внутриутробном периоде развития и зависит от состояния здоровья матери. На поведении плода сказывается общий гормональный фон будущей мамы. Главные гормональные факторы формирования характера зависят от количества синтезируемого адреналина. Это гормон стресса, выделение которого в кровь, естественно, влияет на развитие ребенка. Ночные смены, занятия спортом, интенсивная физическая нагрузка до периода родов способствуют значительному количеству стрессового гормона. Ребенок рождается не всегда закалённым, но часто уставшим от бурных эмоций задолго до своего рождения.

Обратная ситуация, когда беременная весь срок вынашивания ребенка находится в полусонном, пассивном состоянии, плод получает гормоны, направленные на переваривание пищи, сон и покой. Разумеется, подобное состояние плода обязательно скажется на формировании характера ребенка.

В первые месяцы жизни человек подражает своим родственникам. Поступки и формы поведения малыша зависят от психологических реакций родителей, бабушек, дедушек. От двух до десяти лет формирование характера проходит особую, сенситивную (чувственную) стадию. Ребенок воспринимает и перенимает стиль поведения окружающих:

  • Взрослых людей между собой;
  • Взрослых с детьми;
  • Детей между собой.

В этом возрастном периоде формирование характера человека переживает стадию закладки основных нравственных установок. У малыша появляется чувство критичности к действиям окружающих людей. К двенадцати годам жизни сформировывается основное ядро характера, включающее отношение к истине. Насколько правильно ребенок понимает «правду», настолько «воспитанным» он станет впоследствии.

Период так называемого «переходного возраста» знаменуется обостренным чувством справедливости, которую дети воспринимают по-разному. Тем не менее, реакции негативизма характерны почти для всех подростков. Проявления их разнятся. В этом возрасте формирование характера практически завершается. Ни образование, ни дальнейшее воспитание, ни смена окружения – практически ничто уже не влияет на развитие качеств характера человека. Ядро личности не претерпевает кардинальных изменений до конца жизни.

Однако такие факторы формирования характера, как поощрение и наказание (в гораздо меньшей степени), продолжают оказывать корректирующее влияние на поведение человека. Личностные реакции во взрослом периоде жизни зависят от внешнего информационного поля, включающего следующие виды:

  • Мнение людей об индивидууме;
  • Поступки окружающих;
  • Идеология общества;
  • Художественные персонажи: их мысли, суждения, поступки;
  • Кино;
  • Средства массовой информации, включая сеть интернет.

И у взрослых людей, можно сказать, происходит дальнейшее формирования характера при условии переоценки собственного поведения. Самовоспитание способно смягчить проявления агрессии, пассивности, неприятия мнения окружающих. Тем не менее, в экстремальных жизненных обстоятельствах снова проявляются инстинктивные проявления натуры. Поэтому люди, активно занимающиеся самовоспитанием, как правило, избегают подобных жизненных ситуаций.

Особенности формирования характера

Черты характера человека предопределяются его наследственностью. Основной эмоциональный фон психических функций закладывается во внутриутробном периоде развития плода. Ребенок в это время получает точно такую же по составу кровь, которая циркулирует в организме матери. Впоследствии, при грудном вскармливании, малыш получает те же самые гормоны с материнским молоком. В этом периоде жизни особенности формирования характера во многом зависят от эмоционального настроя кормящей женщины.

Ядром личности человека является его отношение к окружающему миру и внешними проявлениями: поступками, эмоциями, активными или пассивными действиями. Воспитательный фактор играет немаловажную роль в формировании характера, но не является определяющим. Система поощрений и наказаний способствует развитию и закреплению условных рефлексов, которые находятся под контролем коры больших полушарий головного мозга. Чем выше у человека интеллект, тем сильнее срабатывает тормозная система, отменяющая неблаговидные в обществе поступки.

Тем не менее, не следует забывать, что истинные черты характера видны только в экстремальных ситуациях, когда проявляются врожденные рефлексы.

Как было отмечено, характер является прижизненным образованием. Это означает, что он формируется после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни. Можно констатировать, что примерно к 2 - 3 годам ребенок имеет свой характер. Однако первые проявления характера еще не являются убедительным доказательством того, что характер ребенка полностью сформировался. Они, скорее, выступают лишь как начало его формирования. В дошкольном возрасте только закладываются основы характера. Развитие характера продолжается еще как минимум 10 - 15 лет после того, как признаки первых черт характера стали реально проявляться в поведении ребенка.

Факторов, под влиянием которых складываются черты характера несколько.

Весьма важны для становления характера ребенка стиль общения взрослых друг с другом, а также способ обращения взрослых с самим ребенком. В первую очередь это относится к обращению родителей, и особенно матери, с ребенком. То, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым и обзаведется собственной семьей.

Вначале на формирующийся характер ребенка оказывает влияние то, как обращаются с ним взрослые.

Сензитивным периодом для становления характера можно считать возраст от двух-трех до девяти-десяти лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для закрепления нужных форм поведения.

Если ухаживающие за ребенком люди часто общаются с ним, общение это эмоционально положительное, а основные потребности ребенка постоянно и полностью удовлетворяются, то с раннего детства в нем начинают формироваться положительные черты характера, такие, например, как открытость и доверие к людям. Если взрослые люди, которые ухаживают за младенцем, не уделяют ему должного внимания, редко общаются с ним, не проявляют при этом положительных эмоций, не полностью удовлетворяют его основные потребности, то у ребенка могут формироваться противоположные черты характера, такие, как замкнутость и недоверие к людям.

Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества -- эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования этих черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется тем, как мать обращается с ребенком.

В дальнейшем, когда ребенок овладеет речью и научится точно определять, за что он получил то или иное поощрение или наказание, одобрение или неодобрение со стороны окружающих людей, решающее влияние на формирование характера начинает оказывать система поощрений и наказаний, применяемых в процессе воспитания. Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде -- трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, - складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. Сильное влияние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка стимуляция со стороны взрослых. В характере ребенка сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное подкрепление со стороны окружающих его взрослых людей) . Те психологические качества и свойства, за проявление которых ребенок наказывается, обычно исчезают вскоре после их первого проявления.

С возрастом (в начальных классах школы) оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, а также учителей. Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних условиях, получает в школе поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в течение всей дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками и учителями не подтверждает как правильные те формы поведения, которые ребенок приобрел дома, то начинается постепенная ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными внутренними и внешними конфликтами. Происходящая при этом перестройка характера не всегда приводит к положительному результату. Чаще всего имеет место частичное изменение черт характера и компромисс между тем, к чему приучали ребенка дома, и тем, что от него требует школа.

В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а в ранней юности формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности. На развивающийся характер старшего школьника кроме взрослых, начинают влиять и средства массовой информации: печать, радио, телевидение, Интернет. К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.

Следует отметить, что характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. По мере того, как формируется определенный образ жизни, формируется и сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека.

Общие факторы, влияющие на характер человека, определяют типичные изменения, которые с возрастом могут происходить и реально происходят в характерах всех без исключения людей. Специфические жизненные обстоятельства, индивидуальные и своеобразные для данного человека, определяют свойственные лично ему изменения в характере, которые не наблюдаются у большинства других людей.

Характер не является фатально предопределенным. Хотя он и обусловлен объективными обстоятельствами жизненного пути человека, сами эти обстоятельства изменяются под влиянием поступков человека. Поэтому после окончания учебного заведения характер человека продолжает формироваться или видоизменяться. На данном этапе человек сам является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, убеждений и привычек нравственного поведения, которые вырабатывает у себя человек, от дел и поступков, которые он совершает, от всей его сознательной деятельности. Этот процесс в современной психологической литературе рассматривается как процесс самовоспитания.

Наиболее эффективным средством формирования характера является труд. Сильными характерами обладают люди, ставящие перед собой большие задачи в работе, настойчиво добивающиеся их решения, преодолевающие все, стоящие на пути к достижению этих целей препятствия, осуществляющие систематический контроль за выполнением намеченного. Поэтому мы вправе утверждать, что характер, как и другие черты личности, формируется в деятельности .

Обычно под характером понимается совокупность различных устойчивых личностных черт, которые оказывают влияние на все стороны поведения индивида. Именно характер является фактором, который обуславливает устойчивое отношение человека к миру, своеобразие его личности, которое проявляется в стиле деятельности и в процессе общения.

Факторы, влияющие на развитие черт характера в рамках различных теорий

В целом на процесс формирования характера личности оказывают влияние различные факторы, имеющие внутреннюю и внешнюю природу - это наследственность, деятельность личности, среда, а также воспитание. Каждый из перечисленных факторов вносит свой вклад в формирование личности, и при этом данные условия оказывают влияние друг на друга. В различных теориях понятие характера отличается. Существуют различные концепции формирования черт личности, в каждой из которых ведущая роль отводится тому или иному фактору. В современной западной психологии по отношению к данной проблеме можно выделить несколько различных подходов:

  • Конституционно-биологический. Его основоположником традиционно считается Э. Кречмер. Согласно данной теории, характер и проявления темперамента человека напрямую зависят от его физической конституции. В рамках данного направления различают астенический, пикнический и атлетический типы характера.
  • Типология Э. Фромма. В ее основе лежат взаимоотношения человека, а также его нравственные качества. Фромм рассматривал потребности человека в контексте текущей политико-экономической обстановки, которая и оказывает ведущее влияние на процесс формирования качеств личности.
  • Психоаналитический. Его основатели - З. Фрейд, К. Г. Юнг, А. Адлер. Формирование характера происходит исходя из неосознаваемых влечений.
  • Концепция Отто Ранка. В процессе образования черт характера ведущую роль играет сила воли человека. Волевой процесс является некой оппозиционной силой, которая возникает в ответ на принуждение извне. Помимо воли, личность формируется под влиянием чувственных переживаний, эмоций.

Влияние темперамента

Темперамент нередко путают с характером, в то время как эти понятия имеют существенные различия. Характер обладает социальной природой (иными словами, формируется под влиянием общества), в то время как темперамент обусловлен биологически. Если характер может, хотя и с трудом, меняться на протяжении жизни, то темперамент остается стабильным.

При этом темперамент оказывает существенное влияние на выраженность черт характера. Есть такие свойства темперамента, которые будут способствовать проявлению тех или иных качеств; есть и те, что будут их тормозить. Например, раздражительность будет намного сильнее проявляться у холерика, нежели у сангвиника. С другой стороны, с помощью качеств характера могут сдерживаться свойства темперамента. Например, с помощью тактичности и сдержанности холерик может сдерживать проявления данного типа темперамента.

Что определяет характер?

Формирование характера происходит на протяжении всего жизненного пути. Образ жизни человека влияет на его образ мышления, эмоциональные переживания, чувстав, мотивацию во всем их единстве. Именно поэтому по мере того как формируется образ жизни, которого придерживается человек, образуется и его характер. Существенную роль в жизни человека играют общественные установки, конкретные жизненные обстоятельства, через которые приходится проходить человеку. Характер в значительной степени образуется под влиянием поступков и деяний личности.

При этом непосредственно формирование характера происходит в различных социальных группах (семья, трудовой коллектив, учебный класс, спортивная команда). В зависимости от того, какая именно группа будет являться для человека референтной, у него будут формироваться те или иные качества характера. Во многом они будут зависеть от места человека в коллективе. Развитие личности происходит в коллективе; в свою очередь, личность оказывает влияние на группу.

Различают разные способы формирования характера. Данный процесс можно сравнить с накачиванием мышц, формированием хорошо сложенной фигуры. Если человек прикладывает усилия, регулярно занимается - мышцы растут. И наоборот - отсутствие нужных нагрузок вызывает атрофию мускулатуры. Это хорошо наблюдается, когда мышцы долго находятся без движения - к примеру, в гипсе. Данный принцип работает и для процесса формирования характера личности. Честность, целостность, оптимизм, уверенность, общительность - все это те черты, для развития которых необходимы упорные тренировки. Правильные действия всегда ведут к независимости, умению принимать верные решения. Человек с сильным характером прекращает идти на поводу у общества, он обретает себя.

Влияние взрослых на формирование личности ребенка

К концу младшего школьного возраста это желание переносится и на сверстников - теперь уже школьнику необходимо слышать одобрение и от товарищей. Во время обучения в школе у ребенка возникает больше прав и обязанностей, он активно взаимодействует с социумом. Большую роль также играет и мнение учителя, а стремление к получению одобрения от матери и отца проявляется уже не так ярко.

В подростковом возрасте характер во многом формируется под воздействием группы. Одно из важнейших стремлений подростка - занять определенную нишу в среде себе подобных, завоевать некий авторитет у товарищей. Поэтому подростки стремятся соответствовать тем требованиям, которые установились в социальной группе. Общение со сверстниками приводит к тому, что подросток начинает познавать и себя. У него возникает интерес к своей личности, особенностям своего характера и возможностям скорректировать эти особенности.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: