Развитие коммуникативных навыков. Как отразить коммуникативные навыки в резюме

Развитие коммуникативных навыков требуется каждому человеку на планете, только если он не живет отшельником в пещере. Даже несмотря на то, что сейчас многие мнят себя полностью независимыми, взаимодействовать с другими людьми так или иначе приходится каждому. В этой статье вы найдете несколько упражнений, игр, методик и книг, которые пригодятся для того, чтобы прокачать свои .

Как передается сообщение?

Это важный вопрос для тех, кто испытывает проблемы в одной из этих ситуаций:

  • Вас неправильно понимают.
  • Вы неправильно трактуете слова других людей.

Что делать в этих случаях? Начать стоит с анализа процесса передачи и восприятия информации: так вы сможете понять, на каком этапе возникает проблема. Сообщение передается при помощи:

  1. Возникновение причины или сказать что-либо.
  2. Композиция сообщения (внутренняя и техническая разработка того, что вы хотите выразить).
  3. Кодирование сообщения (речь, жесты).
  4. Передача кодированного сообщения в виде последовательности сигналов.
  5. Источники шума, такие как природные звуки, могут повлиять на качество сигнала и то, как собеседник воспримет ваше сообщение.
  6. Прием сигнала реципиентом (вашим собеседником).
  7. Расшифровка собеседником вашего сообщения.
  8. Интерпретация вашего сообщения.

Если на каком-то этапе произойдет сбой, ваше сообщение будет неправильно интерпретировано. То же самое справедливо и когда реципиент вы. И это мы еще не учли невербальные сигналы, которыми могут быть: прикосновения, жесты, язык тела, выражения лица, зрительный контакт, одежда. Речь (помимо слов) также содержит невербальные элементы, такие как ритм, интонацию, темп и многое другое.

Самая главная причина того, что нас не понимают или мы не понимаем – наличие барьеров в коммуникации.

Пять основных барьеров

На самом деле количество коммуникативных барьеров поистине огромно, но, пожалуй, стоит начать с пяти основных. Если вы преодолеете их, то существенно повысите свои навыки общения.

Судить другого человека

Если вы судите собеседника, то, во-первых, совершенно перестаете понимать суть того, о чем он говорит (на это попросту не остается времени и внимания), а, во-вторых, начинаете навешивать ярлыки.

Не проявлять интереса к словам собеседника

Интерес и любопытство – это во многом процессы сознательные. Дейл Карнеги, когда писал о необходимости проявлять искренний интерес к другим людям, имел в виду как раз это: не притворяться, а быть осознанным в общении с другими людьми, выйти из режима автопилота.

Во многих ситуациях вы должны работать над тем, чтобы вам стало интересно.

Использовать технический или непонятный язык

Мало того, что это выглядит снобистски и раздражает, так еще и полностью портит взаимопонимание и диалог. Научитесь выражать свои мысли простыми словами. Однако если видите, что собеседник полностью считывает ваши сообщения, можете поднять профессиональный уровень своей речи.

Давать непрошенные советы

Они плохи тем, что коммуникативные барьеры появляются уже у вашего собеседника. Он перестает думать о вашем сообщении и испытывает раздражение, выражающееся мыслью «Почему он лезет не в свое дело?».

Совершенно не имеет значения, насколько хороши были ваши советы. Научитесь их давать в правильное время и в правильных ситуациях.

Не проявлять эмпатию

Каждый человек имеет проблемы и заботы, будь то бездомный или королева Великобритании. Вы должны (опять же – искренне) проявлять интерес к ним. Помните, что для человека даже его мизерные проблемы намного важнее, чем все наводнения, войны и пожары вместе взятые.

После того, как вы поняли, чего не надо делать, давайте обсудим, что делать нужно. Вернее, какие коммуникативные навыки стоит развить.

Пять основных навыков коммуникации

За один день вы не станете . И за месяц тоже. Но шаг за шагом, осваивая отдельные навыки, вы сможете значительно повысить свой уровень.

Активное слушание

Чтобы научиться , нужно придерживаться, как минимум, одного правила: слушать в два раза больше, чем говорить.

Второе правило: научитесь «слушать» всем своим телом. То есть задействуйте мимику, жестикуляцию, глаза. Третье правило: уточняйте, что хотел сказал собеседник.

Невербальная коммуникация

Кто такие гармоничные, цельные люди? Это те, у которых речь не конфликтует с телом и невербальными сигналами. Они говорят именно то, что чувствуют, поэтому тело правильно реагирует на слова.

Сначала будет сложно, ведь нужно будет обращать внимание на язык тела больше, чем на содержание информации. Но если решать проблему постепенно – сначала с руками, потом с ногами, зрительным контактом, мимикой – то через какое-то время вы и сами станете гармоничным человеком, который хорошо освоил навыки коммуникации.

Задавание вопросов

Прежде всего, стоит обратить внимание на качество вопросов, которые вы задаете. Если они закрытые, то нужно полностью изменить подход и начать задавать открытые:

  • Каким образом?
  • Почему?
  • Сколько?
  • Как часто?

Задавать вопросы может показаться трудным поначалу. Но как только вы начнете проявлять искреннее любопытство к людям, этот навык будет развиваться сам по себе.

Прояснение

Это важно, когда вы слушаете собеседника. Старайтесь всегда уточнять, что конкретно он хотел сказать. Данный подход убивает двух зайцев:

  • Позволяет вам полностью понять цели и мотивы собеседника.
  • Показывает, что вы действительно его слушаете.

Осознанность

Осознанность является основой любого навыка, потому что требует отказаться от привычки и постоянно за собой наблюдать.

Например, при помощи осознанности вы прекратите критиковать и осуждать собеседника, будете заинтересованы в том, чтобы разобраться в его словах, мыслях, чувствах, научитесь применять разные подходы вместо того, чтобы просто вести разговор как умеете.

Игры на развитие коммуникационных навыков

Существует много упражнений-игр, которые развивают навыки общения. Вот некоторые из них.

Коммуникационные оригами

Это быстрое и легкое упражнение, которое показывает, как одни и те же инструкции интерпретируются разными людьми, и подчеркивает важность четкой коммуникации. Игра, скорее, демонстрационная, со своей моралью.

Для прохождения упражнения требуется от трех человек.

  1. Дайте каждому по листу А4.
  2. Сообщите группе, что вы начнете давать инструкцию, как складывать бумагу, чтобы создать форму оригами.
  3. Скажите группе, что, пока вы даете им инструкции, они должны держать глаза закрытыми и не могут задавать вопросы.
  4. Начните давать группе инструкции, согласно которым им нужно будет сложить и разорвать свой лист несколько раз, а затем попросите их развернуть и сравнить вид.

Подчеркните, что каждый лист бумаги выглядит по-разному, хотя вы давали всем совершенно одинаковые инструкции. Спросите у своей группы, были бы результаты намного лучше, если бы они иногда открывали глаза или задавали вопросы.

Открыть глаза = слушать и понимать.

Задавать вопросы = уточнять.

Эффективная коммуникация – это нелегко, ведь мы все интерпретируем информацию так, как умеем и хотим. Поэтому очень важно задавать вопросы и слушать собеседника.

Угадайте эмоцию

Данная игра-упражнение также проводится в компании, но она забавнее и увлекательнее, чем предыдущая.

Цель игры в том, чтобы ее участники научились лучше «считывать» чувства и эмоции друг друга. Компания разделяется на команды и каждый игрок по очереди показывает эмоции, такие как отвращение, привязанность, страх, беспокойство, смущение, гнев, решительность, а общая группа попытается угадать, что это за эмоция. Впрочем, на этой стадии правила могут меняться вами – в зависимости от того, как вам будет интереснее.

Инструкция:

  1. Разделитесь на две команды.
  2. Положите на стол колоду эмоций, на каждой из карт которой написано название эмоции.
  3. Попросите участника из группы A взять верхнюю карту (или несколько карт) со стола и показать пантомиму для своей группы. Это должно быть сделано за определенное время (например, минуту или две).
  4. Если эмоция угадывается, группа А получает 10 очков.
  5. Теперь то же самое должна проделать группа Б.
  6. Через несколько кругов подведите итоги.

Сценка

Игра на двоих. Правила очень просты. Можно сказать, что вы сами их придумываете.

Для начала подумайте относительно темы, вокруг которой будет завязан диалог. Это может быть:

  • Служба поддержки (трудный клиент).
  • К продавцу-консультанту обращается разгневанный клиент.
  • Спор двух людей о том, нужно ли колонизировать Марс.

Перед тем, как начать сценку, вы должны четко прописать конфликт. Концовка может быть случайной.

Язык тела

Порой язык тела говорит больше, чем любые слова, которые вы можете произнести. Как сознательно, так и подсознательно тело показывает собеседнику, что действительно с вами происходит.

  1. Объясните группе, что вы собираетесь дать им ряд инструкций, которые они должны скопировать как можно быстрее.
  2. Произносите вслух следующие указания для группы, и в то же время выполняйте их:
  • Прикоснитесь пальцем к носу.
  • Хлопайте руками.
  • Расставьте руки.
  • Прикоснитесь указательными пальцами к плечам.
  • Скрестите руки.
  • Положите руку на живот – но во время этих слов коснитесь пальцем кончика носа.
  1. Обратите внимание на количество людей, которые скопировали то, что вы сделали, а не то, что сказали.

Язык тела может укрепить вербальное общение, однако оно также может быть сильнее, чем словесное общение – важно знать о нем, чтобы четко понимать, что проецируем правильное сообщение.

Книги

Детальнее разобраться в теме коммуникаций можно, прочитав следующие книги.

  • «Никогда не ешьте в одиночку» Кейт Феррацци
  • «Как разговаривать с кем угодно» Марк Роудз
  • «Наука общения. Как читать эмоции, понимать намерения и находить общий язык с людьми» Ванесса Эдвардс
  • «Я слышу вас насквозь» Марк Гоулстон
  • «Эмоциональный интеллект» Дэниел Гоулман
  • «Мастерство общения. Как найти общий язык с кем угодно» Пол МакГи
  • «Как побороть застенчивость» Филип Зимбардо
  • «Сила убеждения. Искусство оказывать влияние на людей» Джеймс Борг
  • «Секреты общения. Магия слов» Джеймс Борг

Желаем вам удачи!

В эпоху компьютерных игр, супермаркетов и социальных сетей мы все чаще сталкиваемся с проблемой социализации и развития коммуникативных навыков у детей и взрослых. Когда все контакты можно уместить в окошко чата, нам становится все сложнее формировать круг общения, знакомиться, заводить друзей, вести переговоры с посторонними людьми.

Но при этом крайне важным элементом успешности остаются навыки коммуникативной деятельности. Мы должны разговаривать с людьми каждый день, чтобы приобретать товары и услуги, договариваться с партнерами и клиентами, получать необходимые эмоции от общения с друзьями. Неумение правильно общаться сильно усложняет нам жизнь как в личных отношениях, так и в попытках строить карьеру или вести собственный бизнес.

Но что это такое - коммуникативные навыки и умения?Это поведенческий комплекс, благодаря которому мы можем:

  • установить контакт с незнакомым человеком;
  • заинтересовать собеседника в последующем общении;
  • поддерживать теплые отношения с окружением;
  • отстоять и аргументировать свою позицию, защитить свои интересы;
  • сводить к минимуму последствия конфликтов;
  • осознанно использовать невербальные способы общения;
  • распознавать и предотвращать попытки манипуляции;
  • понимать других людей, причины их поступков и реакции на те или иные действия и слова собеседника.

Основное формирование коммуникативных навыков происходит еще в детстве, поэтому мы не можем полностью перекроить себя и в мгновение превратиться из замкнутого и застенчивого человека в душу компании. Для разрешения особенно трудных ситуаций существуют специальные тренинги. На этих занятиях рассматриваются типичные ситуации, участники в игровой форме примеряют на себя различные модели поведения, обсуждают ошибки и удачные решения. Польза таких тренингов в том, что человек не несет ответственность за промахи, поэтому не боится экспериментировать и искать новые пути.

Но далеко не все нуждаются в подобных тренингах. Коммуникативные умения и навыки – настолько обширная сфера человеческой деятельности, что иногда нам всего лишь недостает теоретической базы для дальнейшего развития и совершенствования своей личности в плане общения.

Например, мы можем быть прекрасными собеседниками, открытыми и интересными для других людей, но при этом не умеем противостоять эмоциональной агрессии или психологическому давлению. Чтобы манипуляторы и наглецы не могли выбить нас из колеи, будет полезно освоить способы и приемы психологической защиты .

Отдельная и довольно серьезная тема – деловое общение. Не каждый обладает врожденным талантом ведения переговоров, поэтому для бизнесменов существует множество литературы о том, как выстраивать контакты с партнерами и клиентами.

Существуют правила делового этикета , о которых обязательно нужно знать и помнить. Этикет есть не только в личном общении, но и в письменном: изучите особенности деловой переписки . Грамотное применение этого искусства добавит вам бонусов.

Важным этапом в усовершенствовании мастерства заключения сделок станет устранение типичных ошибок в переговорах . Не помешает ознакомиться также с правилами ведения жестких переговоров – не только для того, чтобы пользоваться ими, но и чтобы оппонент не мог применять эти уловки против вас самих.

Выйдя на международный уровень, каждый бизнесмен сталкивается с тонкостями культур разных стран. Чтобы наладить контакты с зарубежными партнерами, недостаточно знания языка или присутствия переводчика. Нужно знать, как приветствовать собеседника, какие привычные в нашей стране жесты или темы неприемлемы у иностранцев. Так, изучая особенности переговоров с китайскими партнерами , вы узнаете, что жители Поднебесной никогда не ругают начальство, не выражают эмоций и всегда отказывают потенциальному компаньону при первой встрече.

Коммуникации – это не только инициирование общения, но и реакции на поведение других людей. Если мы знаем, как отвечать на некорректные вопросы или как ответить на оскорбление , то вооружены против подобных нападок в будущем. Получив достойный отпор, противник в следующий раз хорошо подумает прежде, чем попытается задеть вас.

Огромный пласт межличностных коммуникаций приходится на невербальные средства общения - с их помощью мы передаем до 60% всей информации. Это наши жесты, взгляды, интонации.

Как видите, развитие коммуникативных навыков включает много различных приемов и методов. Но главный вопрос, интересующий людей – как стать общительнее ? Вы найдете полезные советы в статье с одноименным названием. Сегодня же мы поделимся с вами рекомендациями, которых в ней нет.

Секреты коммуникабельного человека:

  1. Не стесняйтесь первыми идти на контакт. В мире много стеснительных людей, и если все будут стесняться, то общаться будет не с кем! Конечно, нужно различать, когда возможный собеседник просто не умеет первым вступить в разговор, а когда он не настроен общаться вовсе. Не путайте инициативность с навязчивостью. Но если вы все же научитесь переступать через внутренние страхи («А вдруг этот человек не захочет со мной разговаривать?») и начнете сами идти на контакт, то сможете обзавестись большим количеством скромных, но хороших друзей.
  2. Будьте в процессе общения постоянно. Это значит, что отрывочные попытки инициативности в общении не выведут нас из состояния внутренней зажатости. Паровоз трудно сдвинуть с места, но когда он уже разогнался – его трудно остановить. Если постоянно стремиться к общению, заговаривать с незнакомыми людьми на улице, первыми звонить друзьям, чтобы просто поболтать, то со временем это будет даваться все легче и легче, а постоянное общение с людьми превратится в гармоничное дополнение к жизни.
  3. Отбросьте ожидания и страхи – выстраивайте свое общение сами. Мы идем на встречу с другом, чтобы весело провести время, а он оказывается грустным и неразговорчивым. Начальник вызвал в свой кабинет – и мы тут же начинаем трястись от ужаса. А может, он хотел предложить повышение, но увидел испуганные глаза и передумал, решив, что вы не справитесь с новой должностью? Не ожидайте определенного результата от предстоящего контакта, учитесь импровизировать. Мы никогда не можем наперед знать реакций и слов наших собеседников, поэтому не должны загонять себя в рамки сценариев.
  4. Будьте открыты и не стесняйтесь своих эмоций. Часто мы становимся чрезмерно застенчивыми и замкнутыми оттого что слишком много думаем об уместности наших чувств и эмоций. Не бойтесь – показывайте себя. Когда смешно – смейтесь, когда грустно – грустите, когда любите – любите от всей души. Высказывайте свое мнение и делитесь необычными наблюдениями. Всегда найдутся люди, которые не поймут вас – и это нормально. Зато так вы сможете окружить себя настоящими единомышленниками.
  5. Получайте удовольствие от общения. Вы тут же спросите меня – а как я могу заставить себя получить удовольствие от общения? Не нужно себя заставлять – учитесь искать позитивные моменты и выбрасывать из головы негатив. Вместо того, чтобы думать о каком-то своем неудачном ответе, лучше вспомните, сколько интересного вы узнали из разговора или как смеялись над анекдотом. Когда вы будете уделять больше внимания хорошему, то и результат от общения будет позитивным.

Общение – это искусство, в котором мы нуждаемся. Говорят, что мы не любим делать то, чего не умеем – и это правда. Научившись плодотворному и гармоничному общению, мы сумеем любить его и получать пользу от ежедневных разговоров с людьми.

Общительность, умение контактировать с окружающими - необходимая составляющая самореализация человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности к нему окружающих людей. Формирование этой способности является одним из важных условий нормального психологического развития ребенка, а также, одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

ДЕТЕЙ

Наша жизнь буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – это одна из самых важных человеческих потребностей. Общение является главным условием и основным способом жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в этом мире.

В последнее время широкое распространение получил термин «коммуникация», наряду с термином «общение». Коммуникация - это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Она включает в себя: передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой передается информация и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности. В словаре русского языка С.И. Ожегова «коммуникация» растолковывается как сообщение, общение. В словаре синонимов понятия «коммуникация» и «общение» характеризуются как близкие синонимы, что позволяет нам считать эти термины эквивалентными.

Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений и навыков в развитии ребенка дошкольного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности разработанная А.А. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожцем и др. Основываясь на ней, М.И. Лисина, А.Г. Рузская рассматривают общение как коммуникативную деятельность. В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень его деятельности (Д.Б. Эльконин).

Развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности и важнейшим направлением социально-личностного развития.

М.А. Виноградова, Л.В. Июдина изучали общение как показатель коммуникативного поведения, как необходимое условие формирования коммуникативных навыков.

Общение - это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений, достижения общего результата.

Навык –это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, возникающие в результате упражнений, упрочившиеся способы действий. Говоря же о коммуникативных навыках, имеются ввиду автоматизированные коммуникативные компоненты речевой деятельности, формированию которых способствует пример общение со сверстниками, с педагогами, родителями, пример взрослых.

Е. Кормильцевой и Л.Г. Соловьевой считают, что любой коммуникативный навык подразумевает, прежде всего, распознавание ситуации, после чего в голове выплывает меню со способами реакции на эту ситуацию, а затем выбирается из списка наиболее подходящий и удобный способ для дальнейшего применения.

Своевременному формированию всех коммуникативных навыков способствует общение и конечно пример старших. Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает как субъект. Общение это не просто действие, а именно взаимодействие - оно осуществляется между участниками, каждый из которых равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.

В дошкольной педагогике преобладает точка зрения М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, А.Г. Рузской, исходя из которой «общение» и «коммуникативная деятельность» рассматриваются как синонимы. Ими отмечается, что развитие общения дошкольников со сверстником, взрослым, предстает как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности. М.И. Лисиной в структуре общения как коммуникативной деятельности выделены следующие компоненты:

1. Предмет общения - другой человек, партнер по общению как субъект.

2. Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью - к самопознанию и самооценке.

3. Коммуникативные мотивы - то, ради чего предпринимается общение. Мотивы общения должны воплощаться в тех качествах самого человека и других людей, ради познания и оценки которых данный индивид вступает во взаимодействие с кем-то из окружающих.

4. Действия общения - единица коммуникативной деятельности, целостный акт адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект. Две основные категории действий общения - инициативные акты и ответные действия.

5. Задачи общения - цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Мотивы и задачи общения могут не совпадать между собой.

6. Средства общения - это операции, с помощью которых осуществляются и действия общения.

7. Продукты общения - образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.

Таким образом, коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия, через выработку общего смысла передаваемой и воспринимаемо информации. В более широком философском смысле коммуникация рассматривается как «социальный процесс, связанный с общением, либо с обменом мыслями, сведениями, идеями и так далее, либо с передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем» .

Способность человека к коммуникации определяется в психолого-педагогических исследованиях как коммуникативность (Н.В. Клюева, Ю.В.Касаткина, Л.А. Петровская, П.В. Растянников). Для того, чтобы обладать коммуникативностью человек должен овладеть определенными коммуникативными умениями.

Опираясь на концепцию общения, выстроенную М.М Алексеевой, можно выделить комплекс коммуникативных умений, овладение которыми способствует развитию и формированию личности, способной к продуктивному общению:

1. межличностной коммуникации;

2. межличностного взаимодействия;

3. межличностного восприятия.

Первый вид умений включает в себя использование невербальных средств общения, передача рациональной и эмоциональной информации и т.д. Второй вид умений представляет собой способность к установлению обратной связи и к интерпретации смысла в связи с изменением окружающей среды. Третий вид характеризуется умением воспринимать позицию собеседника, слышать его, а также импровизационным мастерством, что включает в себя умение без предварительной подготовки включаться в общение, организовывать его. Владение этими умениями в комплексе обеспечивает коммуникативное общение.

Владение перечисленными умениями, способность устанавливать контакт с другими людьми, поддерживать его была определена как коммуникативная компетентность рядом исследователей (Ю.М. Жуков, Л.А. Петровский, П.В. Растянников и др.).

При организации коммуникативного процесса важную роль играет учет личностных и возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Этот период является чрезвычайно благоприятным для овладения коммуникативными навыками. Процесс становления у детей первой функции речи, овладения речью как средством общения, в течение первых лет жизни проходит несколько этапов:

  1. ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладению речью в последующем- это довербальный этап.
  2. осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова- это этап возникновения речи.
  3. охватывает все последующее время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими взрослыми- это этап развития речевого общения.

Aнализ поведения детей раннего возраста показывает, что ничто в их жизни и поведении не делает для них необходимым употребление речи, лишь присутствие взрослого, постоянно обращающегося к детям со словесными высказываниями, требующего адекватной на них реакции, в том числе речевой («Что это?», «Ответь», «Назови», «Повтори»), заставляет ребенка овладевать речью. Следовательно, что только в общении со взрослым перед ребенком встает особая разновидность коммуникативной задачи: понять обращенную к нему речь взрослого и произнести вербальный ответ.

Именно поэтому при рассмотрении каждого из трех этапов генезиса речевого общения, особое внимание уделяется исследованию коммуникативного фактора, как решающего условия появления и развития у детей речи.

Коммуникативный фактор влияет на развитие речи у детей в ее межличностной функции на всех трех этапах становления- в довербальный период, в момент возникновения и в дальнейшем ее развитии. Но такое влияние неодинаково проявляется и сказывается на каждом из этапов. И это связано в первую очередь с тем, что сам коммуникативный фактор изменяется у детей в разные периоды дошкольного возраста.

Предметом общения как деятельности является другой человек, являющийся партнером по совместной деятельности. Конкретным предметом деятельности общения служат каждый раз те свойства и качества партнера, которые проявляются при взаимодействии. Отражаясь в сознании ребенка, они постепенно становятся продуктами общения. Одновременно ребенок познает и себя. Представление о себе, о некоторых выявившихся во взаимодействии своих качествах и свойствах, также входит в продукт общения.

В дошкольном возрасте происходит одно из важных «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии- круг его общения расширяется. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя и мир сверстников. Он осознает, что другие дети «такие же, как он». Это не означает, что он не видел и не замечал их раньше, но восприятие сверстника приобретает особое качество – осознанность. Происходит, как говорят психологи, идентификация себя со сверстниками, это коренным образом меняет отношение к нему. Если в раннем детстве ребенок существовал «рядом», «параллельно» со сверстником, то в дошкольном возрасте они попадают в общее коммуникативное пространство.

Результатом взаимодействия со сверстниками является возникновение особых межличностных отношений, от качества которых зависит и социальный статус ребенка в детском сообществе, и уровень его эмоционального комфорта. Отношения между детьми динамичны, они развиваются, в старшем дошкольном возрасте становятся конкурентными, чему способствует осознание ребенком общественно значимых норм и правил. Так постепенно усложняется и обогащается коммуникативное поведение ребенка, формируются его новые формы.

Таким образом, общение характеризуется особой потребностью, несводимой к другим жизненным потребностям ребенка. Она определяется через продукт деятельности как стремление к оценке и самооценке, к познанию и самопознанию.

На каждом этапе развития потребность в общении конституируется как потребность в таком участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения ребенком основных для его возраста задач.

Общение ребенка – это не только умение вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать и слышать, использовать мимику и жесты для более экспрессивного выражения своих мыслей.


Что такое коммуникативные навыки? Почему сейчас как никогда важно умение общаться с людьми? Какие приемы эффективного общения можно существуют?

В современном технократичном мире, где знания упакованы в цифры, и любую информацию можно легко получить, задав вопрос мировой сети, умение общаться становится всё более ценным навыком. Давайте же посмотрим, что можно сделать со своими навыками, чтобы их развить, но для начала изучим немного теорию.

Коммуникативные навыки: это

Коммуникативные навыки — это способность человека правильно взаимодействовать с окружающими. То есть, понятно выражать свои мысли и интерпретировать полученную информацию от других. Простыми словами, это наша способность общаться.

Развитая коммуникабельность – это эффективный инструмент, помогающий успешно решать текущие задачи: продавать товары, вести переговоры, выступать перед публикой, понимать собеседника и быть понятым им. Плюс, это полезный навык, важный для личностного развития, так как он определяет успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми и самим собой. В частности, от того, насколько развиты наши коммуникативные способности, зависит успешность в социальной, профессиональной, личностной и других областях жизни.

Коммуникативные навыки: откуда они берутся

Коммуникативные способности каждого человека формируются индивидуально и в течении всей жизни. Влияющими факторами здесь являются взаимоотношения с родителями, сверстниками, позже с руководством и коллегами по работе. В целом наше осознание собственной социальной роли диктует нам «правила» поведения и общения в окружающей среде.

Во многих ситуациях мы поддаёмся наработанным нами в течение жизни стереотипам поведения, и продолжаем за них держаться, даже когда они перестают работать. Потому что когда-то, в аналогичной ситуации это сработало. Мы уверены в собственной правоте. Нам так комфортно — думать, что мы правы, делать, что умеем, отстаивать то, в чем уверены. И это действительно срабатывает…, но не всегда. Частота побед в общении напрямую зависит от коммуникативных возможностей, которыми мы располагаем. В случаях отсутствия нужного знания или опыта мы получаем недоверие и конфликты, а наши коммуникации становятся неэффективными.

Что с этим делать

Итак, если мы придерживаемся мнения, что в любом направлении человеческого развития всегда есть место для совершенствования, давайте попробуем, хотя бы на секунду отказаться от мысли, что мы правы. Этот критический взгляд на самих себя позволит расширить количество вариантов сказанного и интерпретаций услышанного. И как бы нам не хотелось переложить всю ответственность на собеседника, попробуем дать оценку собственным коммуникативным навыкам и пересмотреть свой арсенал приемов общения.

Удивительно, что при всем богатстве выбора известных человечеству коммуникативных навыков, в большинстве своем мы используем лишь их треть, отдавая предпочтение все тем же «старым трюкам». А что с остальными «полезными ископаемыми» наших возможностей, где они, почему не работают?

Трудности в общении возникают потому что эти самые возможности еще не раскрыты. Но хорошая новость заключается в том, что их можно развивать в любом возрасте. Если мы используем только треть наших возможностей, то представьте, как повысится наша эффективность, если мы начнем использовать половину или больше.

Как улучшить свои навыки

Развить свои коммуникативные навыки поможет прохождение специализированного тренинга, где отработка моделей жизненных ситуаций, даже в случае ошибки, не повлечет за собой непоправимых последствий, как это бывает в жизни. Профессиональные наставники помогут научиться сглаживать конфликты, развить убедительную речь, приобрести навыки эффективной самопрезентации и повысить доверие к вашим словам.

В группе единомышленников есть возможность творчески подходить к решению коммуникативных задач, апробировать различные способы влияния на собеседника, использовать различные роли и проигрывать необходимые ситуации. Обучающий курс дает спектр методик и упражнений, которые можно применять в конкретных ситуациях.

Когда вы получите первые результаты от методов в реальной жизни, переходите к более сложным и изощренным вариантам коммуникаций. Для достижения большей эффективности, упражняться в умении строить коммуникацию можно в компании друзей и близких.

Для практики

А пока прохождение тренинга в планах, вот несколько приемов эффективного общения для повседневной практики:

  1. Правило трех «да». Постарайтесь в начале беседы выстроить свои фразы или вопросы таким образом, чтобы собеседник трижды согласился с вами или ответил «да». В этом случае, вам будет легче переубедить его или склонить в нужную сторону.
  2. Не используйте в своей речи негативные и агрессивные слова, которые подсознательно оттолкнут от вас собеседника: должен, нужно, ужасно, страшно, неудача, провал, задавить и т.д. Используйте более мягкие их формы: хотел бы, небольшие трудности, немного тревожно, предпочел бы, сдержать.
  3. Старайтесь не говорить громко и эмоционально, если это связано с негативным описанием ситуации. Обращайте внимание на реакцию собеседника вызванную вашими жестами и движениями. И наоборот, не скупитесь на проявление эмоций в позитивных рассказах.
  4. Следите за тоном голоса. Понимание станет затруднительным, если любое объяснение будет проводиться на повышенных тонах. Научитесь правильно расставлять акценты во время разговора.
  5. Во время общения с агрессивными или негативно настроенными людьми, представьте вокруг себя стеклянную стену, которая не пропускает давление и пессимизм собеседника.
  6. Чтобы вам было легче настроиться на позитивное общение или удержаться от ответных выпадов, представьте своего собеседника, тем человеком, которого вы безгранично уважаете или любите. Вы захотите его понять и сделаете все, чтобы он понял вас.
  7. В спорах задействуйте сравнения, если уверены, что сможем отстоять свою точку зрения. Этот прием так же придаст беседе насыщенность.
  8. Обратите внимание на главное «орудие нападения» вашего собеседника. Отзеркальте его поведение или фразеологию и используйте против него самого.
  9. Чтобы быть убедительным, используйте цифровые примеры, статистические данные, опирайтесь на общеизвестные факты и авторитетные источники.
  10. Во все времена самым сильным приемом как зарождения симпатии, так и выхода из конфликта было и остается чувство юмора. Прокомментировав шуткой заявление или выпад собеседника, сделайте разговор приятным и эмоционально ярким, и вас не забудут.

Итого

Осознавая и меняя привычные реакции, мы учимся смотреть на ситуацию под другим углом, даем себе свободу выбора ответного действия. Отточенные практикой и доведенные до автоматизма новые схемы поведения принесут желаемые результаты успешного общения. Совершенствуйте свои коммуникативные навыки и помните, общение - это инструмент достижения целей. Владеющий словом владеет ситуацией!

Понятие коммуникативных навыков

Определение 1

Коммуникативные навыки представляют собой способность одного человека взаимодействовать с другими, при этом правильно интерпретируя получаемую информацию и передавая ее.

Известные отечественные психологи, такие как Выготский Л., Запорожец, Леонтьев, Лисина, Рубинштейн, Эльконин, считали общение одним из основных условий развития человека, важным фактором формирования человеческой личности. Оно выполняет ряд важных функций в жизни человека:

  • организация совместной деятельности;
  • обеспечение психологического комфорта личности;
  • управление поведением и деятельностью;
  • удовлетворение потребности в общении;
  • самоутверждение.

Коммуникативная компетентность подразумевает знание правил и норм общения, владения технологией общения. Обладая необходимым уровнем коммуникативной компетентности, человек превращается в персонифицированный субъект общения.

Данные навыки имеют важное значение в обществе, при необходимости ежедневно взаимодействовать с широким кругом людей. Определенные профессии, где основным методом работы служит общение, предъявляют особые требования к наличию у человека этих навыков, например, журналистика, педагогика, социология, психология. При этом коммуникативные навыки важны для любого человека для общения, психологического удовлетворения и социальной реализации. Людям, принебрегающим их освоением труднее реализовать себя.

Понятие синонимичное коммуникативным навыкам в психологии – это коммуникативная компетентность.

Определение 2

Коммуникативная компетентность – это совокупность умений человека, адекватных для определенной социальной среды и включающих в себя знание культурных норм в общении, традиций и обычаев, владение этикетом, воспитанность, грамотное использование коммуникативных средств.

Эти умения приобретаются вместе с социальным опытом человека, при помощи дополнительного изучения различных наук. Определенную информацию мы получаем в процессе воспитания. Но для успешного налаживания коммуникативного взаимодействия этого недостаточно, необходимо соответствовать параметрам, ожидаемых другими участниками взаимодействия.

Коммуникативные навыки и способности

Существуют определенные способности, в совокупности обеспечивающие индивиду коммуникативную компетентность:

  • умение прогнозировать социально-психологические особенности ситуации общения;
  • программирование общения, которое подразумевает, что человек умеет направлять разговор в необходимое ему русло, зависящее от цели разговора, а также личных предпочтений;
  • управление общением, позволяющее получить ответы на вопросы, о которых собеседник не хочет говорить;
  • умение принимать и оказывать знаки внимания;
  • умение реагировать на критику;
  • умение реагировать на провоцирующее поведение собеседника;
  • умение просить;
  • способность отвечать отказом на чужую просьбу;
  • умение оказывать сочувствие и поддержку;
  • правильно принимать сочувствие и поддержку от окружающих людей;
  • контактность;
  • правильно реагировать на попытки вступить в контакт.

Коммуникативные правила

Существуют универсальные правила для любых условий и типа общения:

  • сообщаемая мысль должна быть абсолютно понятна тому, кто желает ее озвучить;
  • собеседники должны быть готовы к взаимопониманию и наиболее понятным способом стараться сообщать свои позиции;
  • озвученные фразы не должны подразумевать нескольких смыслов, быть точными и конкретными;
  • следует уделять внимание невербальным знакам в процессе общения, то есть мимике, жестам, интонации, соответствующим сообщаемой информации.

При соблюдении этих правил, будут совершенствоваться коммуникативные навыки и общение превратится в способ между людьми психологических барьеров.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: