Современные парусники мира. Самые большие парусные корабли в мире

В этой теме предлагаю вам совершить краткий экскурс в иторию раннего мореплавания, во времена парусных кораблей. Вы узнаете о том, как развивалось мореплавание и судостроительство в разных уголках мира

Исторический очерк развития мореплавания

  • Египет

Первые парусные суда появились в Египте приблизительно 3000 лет до н. э. Об этом свидетельствуют росписи, украшающие, древние египетские вазы. Однако родиной лодок, изображенных на вазах, является, повидимому, не долина Нила, а близлежащий Персидский залив. Подтверждение этому - модель подобной лодки, найденная в Обейдской гробнице, в городе Эриду, который стоял на берегу Персидского залива.

В 1969 г. норвежский ученый Тур Хейердал предпринял интересную попытку проверить предположение, что оснащенное парусом судно, сделанное из тростника папируса, могло совершать плавание не только по Нилу, но и в открытом море. Это судно, по существу плот, длиной 15 м, шириной 5 м и высотой 1,5 м, с мачтой высотой 10 м и единственным прямым парусом, управлялось рулевым веслом.

До начала использования ветра плавучие средства либо передвигались на веслах, либо их тянули идущие по берегам рек и каналов люди или животные. Суда позволяли перевозить тяжелые и громоздкие грузы, что было значительно более производительно, чем перевозка упряжками животных на суше. Массовые грузы также транспортировались главным образом по воде.


Исторически засвидетельствована большая военно-морская экспедиция правительницы Египта Хатшепсут, предпринятая в первой половине XV в. до н. э. Эта экспедиция, которую историки считают также торговой, проследовала через Красное море в древнюю страну Пунт на восточном берегу Африки (это приблизительно современное Сомали). Корабли возвращались тяжело нагруженные различными товарами и невольниками.

  • Финикия

При ближнем плавании финикийцы использовали преимущественно легкие торговые суда, имевшие весла и прямой рейковый парус. Значительно внушительнее выглядели суда, предназначенные для дальнего плавания, и военные корабли. Финикия, в отличие от Египта, имела очень благоприятные природные условия для строительства флота: вблизи побережья на склонах Ливанских гор росли леса, в которых преобладали знаменитые ливанские кедр и дуб, а также другие ценные породы деревьев.

Помимо усовершенствования морских судов финикийцы оставили еще одно примечательное наследие - слово "галера", которое вошло, вероятно, во все европейские языки.Финикийские суда отправлялись в плавание из больших портовых городов Сидона, Угарита, Арвада, Гебала и др., где находились также крупные судостроительные верфи.


Исторические материалы говорят также о плавании финикийцев в южном направлении через Красное море до Индийского океана. Финикийцам же приписывается честь первого плавания вокруг Африки в конце VII в. до н. э., т. е. почти за 2000 лет до Васко да Гамы.


  • Греция

Греки уже в IX в. до н. э. научились у финикийцев строить замечательные по тому времени суда и рано начали колонизацию окружающих территорий. В VIII-VI вв. до н. э. область их проникновения охватывала западные берега Средиземного моря, весь Понт Эвксинский (Черное море) и Эгейский берег Малой Азии.

Ни одно деревянное античное судно или часть его не сохранились, и это не позволяет уточнить представление об основных типах галер, сложившееся на основе письменных и других исторических материалов. Водолазы и аквалангисты продолжают обследование морского дна на местах древних морских сражений, в которых погибли сотни кораблей. Об их форме и внутреннем строении можно судить по косвенным признакам - например по точным зарисовкам расположения глиняных сосудов и металлических предметов, сохранившихся там, где лежал корабль, И все же при отсутствии деревянных деталей корпуса не обойтись без помощи кропотливого анализа и воображения.


Судно удерживалось на курсе при помощи рулевого весла, что по сравнению с более поздним рулем имело по крайней мере два преимущества: позволяло поворачивать неподвижное судно и легко производить замену поврежденного или поломанного рулевого весла. Торговые суда были широкими и имели обширное трюмное пространство для размещения грузов.


Корабль греческая боевая галера приблизительно V в. до н. э., так называемая бирема. С расположенными по бортам в два яруса рядами весел, она, естественно, обладала большей скоростью, чем корабль такой же величины с половинным числом весел. В этом же столетии получили распространение и триеры - боевые корабли с тремя "этажами" гребцов. Подобное устройство галер - вклад древнегреческих мастеров в конструиро-вание морских судов. Военные кинкеремы не были "длинными судами", они имели палубу, внутренние помещения для воинов и особенно мощный, окованный медными листами таран, расположенный впереди на уровне воды, которым во время морских сражений проламывались борта вражеских кораблей. Подобное боевое устройство греки переняли у финикийцев, применявших его в VIII в. до н. э.


Хотя греки были способными, хорошо подготовленными мореплавателями, морские путешествия были в ту пору делом опасным. Далеко не каждое судно достигало пункта назначения в результате то кораблекрушения, то пиратского нападения.
Галеры античной Греции бороздили почти все Средиземное и Черное моря, есть свидетельства об их проникновении через Гибралтар на север. Здесь они достигли Британии, а возможно, и Скандинавии. Пути их плаваний показаны на карте.

При первом большом столкновении с Карфагеном (в Первой Пунической войне) римляне поняли, что нельзя надеяться на победу, не имея сильного военно-морского флота. С помощью греческих специалистов они в короткое время построили 120 больших галер и перенесли на море свой метод ведения боя, который применяли на суше - индивидуальный бой воина против воина личным оружием. Римляне использовали так называемые "вороны" - абордажные мостики. По этим мостикам, которые острым крюком вонзались в палубу неприятельского корабля, лишая его возможности маневрирования, римские легионеры врывались на вражескую палубу и завязывали бой в присущей им манере.

Торговый парусник.


Римский флот, как и современный ему греческий, имел в своем составе два основных типа судов: "округлые" торговые и стройные боевые галеры

Определенные усовершенствования можно отметить в парусном вооружении. На главной мачте (грот-мачте) сохраняется большой четырехугольный прямой парус, который иногда дополняется двумя малыми треугольными верхними парусами. Появляется меньший четырехугольный парус на передней наклонной мачте - бушприте. Увеличение общей площади парусов увеличило силу, используемую для движения судна. Однако паруса продолжают быть дополнительным движителем, главным остаются весла, не показанные на рисунке.
Значение паруса, тем не менее, несомненно, возросло, особенно при дальних плаваниях, которые совершались вплоть до Индии. При этом помогало открытие греческого мореплавателя Гиппала: августовский юго-западный и январский северо-восточный муссоны способствовали мак-симальному использованию парусов и одновременно надежно указывали направление, как много позже компас. Дорога из Италии в Индию и обратный путь, с промежуточной переправой караванами и судами по Нилу от Александрии до Красного моря, продолжались приблизтельно год. Раньше путь на веслах вдоль берегов Аравийского моря был гораздо продолжительнее.


Во время торговых плаваний римляне использовали многочисленные средиземноморские порты. О некоторых из них уже упоминалось, однако на одно из первых мест следует поставить расположенную в дельте Нила Александрию, значение которой как транзитного пункта увеличивалось по мере роста торгового оборота Рима с Индией и Дальним Востоком.

  • Знаменитые парусные и гребные суда

Корабль Вильгельма Завоевателя

Более половины тысячелетия держали Европу в страхе рыцари открытого моря -викинги. Своей мобильностью и вездесущностью они обязаны дракарам - подлинным шедеврам судостроительного искусства
Hа этих кораблях викинги совершали далекие морские плавания. Ими открыты Исландия, южный берег Гренландии, задолго до Колумба побывали они в Северной Америке. Змеиные головы форштевней их кораблей видели жители Балтики, Средиземноморья и Византии. Вместе с дружинами славян обживали они великий торговый путь из варяг в греки.
Основным движителем дракара был рейковый парус, площадью 70 м2 и более, сшитый из отдельных вертикальных полотнищ, богато украшенный золотой тесьмой, рисунками гербов вождей или различными знаками и символами. Рей поднимался вместе с парусом. Высокую мачту поддерживали идущие от нее к бортам ванты и к оконечностям судна - штаги. Борта защищались богато расписанными щитами воинов. Силуэт скандинавского судна является единственным в своем роде. Он имеет много эстетических достоинств. Основой для воссоздания этого судна послужил рисунок знаменитого ковра из Бае, рассказывающий о высадке в 1066 году Вильгельма Завоевателя в Англию.


"Васа" шведский военный корабль

В начале XVII в. Швеция значительно упрочила свое положение в Европе. Основатель новой королевской династии Густав I Васа много сделал для того, чтобы вывести страну из средневековой отсталости. Он избавил Швецию от датского владычества, провел реформацию, подчинив государству ранее всесильную церковь.
Шла тридцатилетняя война 1618-1648 гг. Швеция, которая претендовала на роль одной из главенствующих стран Европы, стремилась окончательно закрепить свое господствующее положение на Балтике.
Основным соперником Швеции в западной части Балтийского моря была Дания которая владела обоими берегами Зунда и важнейшими островами Балтийского моря. Но это был очень сильный соперник. Тогда шведы все внимание сосредоточили на восточных берегах моря и после длительных войн захватили издавна принадлежавшие России города Ям, Копорье, Карела, Орешек и Иван-город, лишив таким образом русское государство выхода к Балтийскому морю.
Однако Густав II Адольф - новый король династии Васа (1611-1632) хотел достичь полного господства Швеции в восточной части Балтийского моря и начал создавать сильный военно-морской флот.
В 1625 г. Стокгольмская королевская кораблестроительная верфь получила крупный заказ на одновременную постройку четырех больших кораблей. Наибольший интерес король проявил к строительству нового флагманского корабля. Этот корабль получил имя "Васа" - в честь шведской королевсксй династии Васа, к которой принадлежал Густав II Адольф.
К строительству Васы были привлечены лучшие корабельные мастера, художники, скульпторы, резчики по дереву. Главным строителем был приглашен хорошо известный в Европе корабельных дел мастер голландец Хендрик Хибертсон.
Через два года корабль благополучно спустили на воду и отбуксировали к достроечному причалу, расположенному как раз под окнами королевского дворца.


Галион "Голден хинд" ("Золотая лань")

Cудно построено в 60-е годы XVI века в Англии и первоначально называлось "Пеликан". На нем английский мореплаватель Френсис Дрейк в 1577-1580 годах в составе эскадры из пяти кораблей предпринял пиратскую экспедицию в Вест-Индию и совершил второе после Магеллана кругосветное плавание. В честь прекрасных мореходных качеств своего корабля Дрейк переименовал его в "Золотую лань" и установил в носовой части судна фигурку лани из чистого золота.
Длина галиона 18,3 м, ширина 5,8 м, осадка 2,45 м. Это один из самых маленьких галионов.


Корабль короля Генриха VIII "Генри Грейс е"Дью"

Bоенное судно, построено в июне 1514 г. в Вольвиче (Англия) по приказу короля Генриха VIII. Судно имело очень богатое убранство. Передние две мачты несли по три прямых паруса, на двух других были латинские паруса, а на бушприте - блинд и бовен-блинд.
Длина главной палубы около 50 м, длина киля 38 м, ширина 12,5 м, водоизмещение 1500 т. Вооружение: 184 пушки, из них 43 - крупного калибра. Экипаж 351 человек, из них 50 комендоров. Кроме того, на борту находилось 349 солдат.
B 1535 - 1536 годах судно было перестроено. На нем установили 122 орудия и перевели в класс каракки.
B августе 1553 года корабль зашел на стоянку в Вольвич и от внезапно возникшего пожара сгорел.


Корабль Дж.Кука "Индевор"

Построено в Англии в 1762 году для перевозки угля. Первоначально имело название "Эрл оф Пемброк". При подготовке экспедиции Дж.Кука было переоборудовано и названо "Индевор". Парусное вооружение соответствовало типичному барку XVIII века. Площадь парусов: 700 кв.м. Длина 36 м, ширина 9,2 м. Вооружение: 10 пушек и 12 мортир.
B 1768 - 1711 годах Дж.Кук совершил на "Индеворе" свое первое кругосветное плавание.


Английский барк "Майфлауэр"

Трехмачтовый барк, построен в 1615 г. 6 сентября 1615 г. вышел из Плимута с 102 пассажирами на борту и через 67 дней пристал к американскому берегу в заливе Массачусетс, где была основана английская колония первых поселенцев. Длина 19,5 м, водоизмещение 180 т.
B 1947 г. Общество переселенцев начало воссоздание корабля как музея. В 1957 г. восстановленный барк "Майфлауэр" за 53 дня пересек Атлантический океан и стал на вечную стоянку в порту Провинстаун.


Английская каракка "Мэри Роуз"

Судно построено в 1536 году и является одним из самых больших и мощных военных кораблей короля Генриха VIII. Водоизмещение - 700 т. Судно отличает наличие трех сплошных палуб. Вооружение - 39 больших и 53 малых орудия.
11 июля 1545 года судно в составе английской эскадры готовилось к выходу из Портсмута. После подъема брамселей корабль начал крениться, затем лег на правый борт и через две минуты затонул. Из 700 находившихся на борту моряков и морских пехотинцев спаслись всего 40. Причиной катастрофы, очевидно, явилась плохая остойчивость судна из-за перегрузки артиллерией.
B 1982 году корабль по частям был поднят на поверхность. После восстановления на нем решено создать морской музей


Судно с полным парусным вооружением построено в 1783 в River Hull и первоначально называлось "Bethia".
1783 Закладка киля судна в доке No.2 в River Hull. 26 мая 1787 Куплен Военно-морским флотом Англии через банк Мейерса, Шарпа и Брайена за 2600 фунтов ст. Переведен на верфь в Дерфорде для дооснащения. 8 июня 1787 Переименован в HMS "Bounty".
16 августа 1787 Лейтенант Уильям Блай (William Bligh) назначен Адмиралтейством капитаном HMS "Bounty". 23 декабря 1787 Начало рейса на Таити.
23 марта - 21 апреля 1788 Попытка обогнуть мыс Горн не увенчалась успехом, взят курс на мыс Доброй Надежды.
24 мая - 28 июня 1788 Ремонт и пополнение продовольственных запасов в порту Фалзе Бей (False Bay). 20 августа - 3 сентября 1788 Пополнение запасов в Адвенчур Бей (Adventure Bay). 26 октября 1788 Судно достигло Матаваи Бей (Matavai Bay), на Таити. 4 апреля 1789 Судно покидает Таити и берет курс в Вест Индию. 29 апреля 1789 На судне вспыхивает мятеж под предводительством Кристиана Флетчера (Fletcher Christian). 23 января 1790 Bounty был сожжен на острове Питкерна (Pitcairn Island).


Американский фрегат "Constitution"

Kорабль был построен в Бостоне на верфи Едмонда Хартта в 1797 году и предназначался для защиты от пиратов американских судоходных путей в Карибском и Средиземном морях. Корпус фрегата сделан из очень твердого белого дуба, выдерживавшего попадание крупных ядер. Длина между штевнями 62,2 м, ширина 13,6 м, высота борта 6,85 м. Спроектированное на 44 орудия, судно нередко имело на своих двух палубах до 55 стволов, из них двадцать восемь 24-фунтовых и десять 12-фунтовых.Экипаж: 22 офицера, 378 матросов. Водоизмещение 2000 т. В 1844 - 1846 годах фрегат совершил кругосветное плавание за 495 дней. Фрегат находился на плаву 150 лет. С 1947 года поставлен на вечную стоянку у одного из причалов Бостона.


Корабль "Орел"

Kорабль заложен в ноябре 1667 года в селе Дединово на Оке, недалеко от Коломны, для охраны торгового судоходства с Персией на Каспийском море. Постройка закончена в 1669 году. Это первый военный корабль России. Представлял собой тип морского двухпалубного трехмачтового корабля длиной 25 метров, шириной 6,5 и осадкой 1,5 метра, вооруженного 22 пушками и ручными гранатами. Летом 1669 года "Орел" в составе небольшой флотилии перешел сначала в Нижний Новгород, а оттуда вниз по Волге в Астрахань. В 1670 году был захвачен восставшими крестьянами, возглавляемыми Степаном Разиным. После подавления восстания царскими войсками сыграть какую-либо полезную роль кораблю так и не удалось. По сохранившимся документам тех лет есть основания предполагать, что он в течение многих лет, простоял в бездействии в протоке Кутум, близ одной из астраханских слобод, пришел в полную негодность.


"ДЕДУШКА РУССКОГО ФЛОТА"

В 1688 году внимание юного Петра 1 привлек принадлежавший его двоюродному деду ботик. Будущий основатель русского регулярного военного флота на этом суденышке сначала на Яузе, а затем на Измайловском пруду и Переяславском озере делал свои первые шаги по изучению основ морского дела. На Переяславском озере им вскоре была создана целая "флотилия" подобных судов. С тех пор мысль о море и морских походах ни на минуту не покидала Петра.Что представляет собой этот бот? В XVII в. длина судов, даже самых малых, назначалась в целых футах, поэтому длина бота равна 20 футам (разумеется, с той точностью, с какой кораблестроители того времени смогли выдержать размеры), а точнее -6 м 5 см. Масса бота - около 1500 кг.


Парусно-гребной фрегат "Апостол Петр"

Азовский поход 1695 года окончательно убедил Петра I в том, что без наличия флота ему не овладеть даже сравнительно слабой приморской крепостью. Центром кораблестроения стал город Воронеж. Здесь на верфи в 15 верстах от впадения реки Воронеж в Дон в апреле 1696 года был спущен на воду 36-пушечный парусно-гребной фрегат "Апостол Петр".
Корабль строился по чертежам и при участии "искусного мастера галерных строений" датчанина Августа (Густава) Мейера, ставшего впоследствии командиром второго такого же 36-пушечного корабля "Апостол Павел".
Длина фрегата 34,4 м, ширина 7,6 м. Корабль был плоскодонным. Борта в верхней части корпуса заваливались внутрь, что затрудняло абордаж. Шканцы открытые, на срезанном баке оставались площадки для размещения абордажной команды. Корабль имел три мачты со стеньгами и бушприт с вертикальным утлегарем. Фоковую и гротовую парусность составляли нижние паруса и марсели. На бизань-мачте была только бизань. Кроме того, имелось 15 пар весел на случай безветрия и для маневра. "Апостол Петр" 14 лет довольно успешно служил в составе Азовского флота.
В 1712 году после неудачного Прутского похода Азовский флот прекратил свое существование. Судьба же корабля "Апостол Петр" неизвестна, хотя Петр I дал указание "сохранить его вечно в пример за первенство".


Фрегат "Петр и Павел"

С целью создания коалиции для борьбы против Турции за выход к Черному морю Петр 1 весной 1697 года направил "великое посольство" в Голландию, Англию и Венецию - морские державы той поры. Вместе с посольством было направлено более 100 человек для изучения кораблестроения и морского дела. В группу волонтеров под именем Петра Михайлова входил сам царь. Около пяти месяцев усердно трудился Петр, он изучил все, что только мог, узнал все хитрости сложной специальности. Царь участвовал в строительстве фрегата "Петр и Павел" от его закладки и почти до окончания работ.
Строительством руководил корабельный мастер Ост-Индской компании Гаррит Клас Поль. Основные размерения корабля: длина максимальная 32,85 м, длина по ватерлинии 27,3 м, ширина 7,2 м, осадка 2,75 м. На одной закрытой и на открытой палубах могло быть размещено до 40 пушек. По окончании работ на верфи мастер выдал Петру I аттестат, в котором отмечалось, что он "…был прилежным и разумным плотником … и не только корабельную архитектуру и черчение планов… изучил основательно, но и уразумел эти предметы в такой степени, сколько мы сами их разумеем".
Познание корабельной науки на верфях Голландии, а затем на верфях Англии позволило Петру I лично проектировать многие корабли и положительно сказалось на строительстве Российского флота.


Корабль "Крепость"

"Kрепость" - первый русский военный корабль, вышедший в Черное море и посетивший Константинополь.
Построен в Паншине, недалеко от устья Дона. Длина - 37,8, ширина - 7,3 метра, экипаж - 106 человек, вооружение - 46 орудий.
Летом 1699 года "Крепость" под командованием капитана Памбурга доставила в Константинополь посольскую миссию, возглавляемую думным советником Ем. Украинцевым. Появление русского военного корабля у стен турецкой столицы, а всей русской эскадры у Керчи вынудило турецкого султана пересмотреть свое отношение к России. Между Турцией и Россией был заключен мирный договор. Этот поход "Крепости" примечателен еще и тем, что русские моряки впервые произвели гидрографические промеры Керченского пролива и Балаклавской бухты, а также составили первые планы Крымского побережья. Во время стоянки в Константинополе на борту "Крепости" побывали многие турецкие и зарубежные специалисты, давшие высокую оценку русскому судостроению. В июне следующего, 1700 года, корабль "Крепость" с 170 русскими пленными возвратился из Турции в Азов.


Фрегат "Штандарт"

Северная война уже в начальный период убедила Петра I, что силами одной, даже хорошо подготовленной армии добиться завоевания побережья Балтийского моря невозможно. Решено было начать строительство флота. 24 марта (4 апреля) 1703 года на Олонецкой верфи на реке Свири амстердамский корабельный мастер Выбе Геренс заложил первый российский военный корабль Балтийского флота - фрегат.
Его длина 27,5 м, ширина 7,3 м, средняя осадка 2,7 м. Экипаж 120 человек. На закрытом деке, баке и юте корабль нес 28 пушек: 8-, 6- и 3-фунтовые.
1(12) мая 1703 года русские войска взяли штурмом шведскую крепость Ниеншанц, расположенную неподалеку от устья Невы. Путь к Балтийскому морю был свободен. В связи с этим событием в царский штандарт были внесены изменения: двуглавый орел теперь держал в лапах и клювах не три, а четыре карты - с очертаниями Белого, Каспийского, Азовского и Балтийского морей.
Спущенный на воду в 22 августа 1703 года фрегат получил имя "Штандарт", и 8(19) сентября того же года на его грот-брам-стеньге был поднят штандарт нового образца. Корабль под командованием капитана Петра Михайлова (Петр I) перешел Ладожское озеро во главе семи вновь построенных судов и стал на якорь на рейде крепости Шлиссельбург.
В последствии он принял активное участие в Северной войне. 6 и 10 июня 1705 года в составе эскадры вице-адмирала К.Крюйса под командованием капитана Я. де Ланга сражался со шведским флотом у острова Котлин. В 1711 тимберован в Санкт-Петербурге. Фрегат "Штандарт" находился в составе Российского флота более 25 лет и был разобран в 1729 году.


Учебный фрегат "Надежда"

Вскоре после вступления на российский престол Екатерина II говорила: "У нас в излишестве кораблей и людей, но нет ни флота, ни моряков". По инициативе императрицы были приняты неотложные меры для возрождения флота в духе Петра Великого. Одной из них была реорганизация обучения кадетов морского корпуса.
21 июня (2 июля) 1764 года Адмиралтейств-коллегия постановила: "Для обучения гардемарин и… кадетов содержать при корпусе трехмачтовую яхту, которую построить и снабдить всеми потребностями". Сомнений нет, что постройка судна состоялась, так как на постановлении категоричная резолюция Екатерины II: "Быть по сему!".
Трехмачтовый десятипушечный фрегат "Надежда" был заложен на верфи Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге 23 декабря 1765 года (3 января 1766 года), на воду спущен 4(15) июня 1766 года. Строителем фрегата был известный корабельный мастер Ламбе Ямес. Основные размерения судна: длина между перпендикулярами 23,77 м, ширина без досок обшивки 6,71 м, высота борта 3,1 м, глубина трюма 2,82 м, средняя осадка 2,34 м, водоизмещение 270 т, площадь основных парусов 445 м. Экипаж состоял из 28 человек, из них 17 матросов. Фрегат мог принимать на борт 25 кадетов. Плавал он в районе Финского залива. Однако из-за недостаточной выдержки строительного леса век судна был недолгим - в 1774 году корабль был "разобран по ветхости".
В истории Российского флота фрегат "Надежда" навсегда остался как первое отечественное учебное судно специальной постройки.


Линейный корабль "Слава Екатерины"

Генерал-цейхмейстер (командующий артиллерией) Черноморского флота И.А. Ганнибал 26 мая (6 июня) 1779 года заложил на Херсонской верфи два первых 66-пушечных линейных корабля. Головным из них стал "Слава Екатерины". Предположительно проект нового линейного корабля разработал корабельный мастер А. С. Катасонов. Строил его инженер И.А. Афанасьев. Длина судна по нижней палубе 48,77 м, ширина без обшивки 13,5 м, глубина трюма 5,8 м. Вместо полагавшихся по штату 30-фунтовых пушек посчитали возможным обойтись имевшимися в наличии 24-фунтовыми, которые «столь малую имеют разность, что с таковою же пользою в действии употребляемы быть могут». Строительство корабля шло медленно, лишь 16(27) сентября 1783 года в торжественной обстановке судно было спущено на воду.
Боевая служба "Славы Екатерины" пришлась на русско-турецкую войну 1787-1791 годов. Переименованный в 1788 году генерал-фельдмаршалом Г.А.Потемкиным в "Преображение Господне" корабль участвовал во всех крупных операциях русской эскадры, в том числе в победных морских сражениях под руководством адмирала Ф. Ф. Ушакова.
Заслуженная слава, добытая в жестоких морских баталиях, ставит этот корабль в один ряд с другими кораблями-героями отечественного флота.


Шлюп "Восток"

Судно было спущено на воду со стапеля Охтинской верфи в Санкт-Петербурге в 1818 году. Его длина 40 м, ширина около 10 м, осадка 4,8 м, водоизмещение 900 т, скорость до 10 узлов. Вооружение составляли 28 пушек. Экипаж 117 человек. 3 (14) июля 1819 года шлюп "Восток" под командованием капитана II ранга Ф.Ф.Беллинсгаузена, начальника кругосветной Антарктической экспедиции, и шлюп "Мирный" под командованием лейтенанта М.П.Лазарева вышли из Кронштадта и 16(28) января следующего года достигли берегов Антарктиды. После ремонта в Сиднее (Австралия) корабли исследовали тропическую часть Тихого океана, а затем 31 октября (12 ноября) 1820 года вновь взяли курс на Антарктиду. 10(22) января 1821 года шлюпы достигли самой южной точки: 69° 53" южной широты и 92° 19" западной долготы. 24 июля (5 августа) 1821 года, закончив труднейшее плавание, корабли прибыли в Кронштадт.
За 751 сутки они прошли 49 723 мили (около 92 300 км). Важнейшим итогом экспедиции стало открытие громадного шестого материка - Антарктиды. Помимо этого, на карту были нанесены 29 островов и выполнены сложные океанографические работы. В память об этом знаменательном плавании в России была выбита медаль.
В 1828 году шлюп "Восток" был исключен из списков флота и разобран. В наше время имена шлюпов "Восток" и "Мирный" носят две советские научные антарктические станции. По установившейся традиции название "Восток" перешло к крупнейшему научно-исследовательскому судну.


Клипер Катти Сарк

Катти Сарк был создан в золотой век парусного флота - эру клиперов. Тысячелетний опыт строительства и эксплуатации парусных судов, многие научно-технические достижения, накопленные к середине XIX в. - все это было синтезировано при постройке клиперов - высшем и последнем этапе парусного судостроения. Все в конструкции клипера было подчинено скорости: острый, очень вытянутый нос, обтекаемые обводы, громадные паруса, добротный корпус.
На трансатлантических линиях пароходы уже начали одерживать убедительные победы над парусниками, но на австралийских и дальневосточных океанских трассах протяженностью в половину земного шара все еще безраздельно господствовали клиперы - воплощение изящества, легкие, стремительные, и самым лучшим из них была Катти Сарк.

Отдыхают у причалов корабли,
смотрят в воду сонными клюзами,
притяженье матери-земли
чувствуя усталыми бортами.
Им, как людям, хочется порой,
после бурь и трудных плаваний
ощутить блаженство и покой
у причалов нашей Доброй, тихой Гавани…

Самый большой парусник в мире на данный момент – «Royal Clipper», построенный в 2000 году в Голландии. Это не просто самый большой парусник, но еще и самый быстрый среди пассажирских судов такого типа. «Royal Clipper» — круизный корабль с пятью мачтами – единственный представитель данного класса. Выглядит этот самый большой корабль парусник – достаточно впечатляюще, поражая своей мощью и величием.

Самый большой парусник в мире является и самым красивым круизным кораблем, вместимость которого составляет до 227 пассажиров. Принятый в эксплуатацию в 2000 году «Royal Clipper» был обновлен в 2006 году. При этом его оборудовали самыми современными системами навигации, а также удобствами, полезными для путешественников. Поэтому отправляясь в круиз на этом парусном гиганте, можно быть уверенным в комфортном и интересном отдыхе, сравнимом с путешествиями на самых комфортабельных и безопасных яхтах с безупречным сервисом и современными условиями.

Отдых на этом самом большом паруснике будет по достоинству оценен романтическими парами, одинокими любителями путешествовать и теми, кто любит морской отдых в небольшой, но дружной компании.

Достаточно простые каюты при своей простоте снабжены всем необходимым в путешествии, их размер обычно составляет 10 квадратных метров. Количество кают на судне – 114 штук. На борту парусного судна находится 1 ресторан, потолком которого является дно расположенного этажом выше бассейна, что делает пребывание в ресторане интересным и впечатляющим. Развлекательная программа всегда составляется и исполняется капитаном и командой. На корме имеется площадка со специальным инвентарем для всевозможных безмоторных видов морского спорта, использование которого включено в оплату круиза. Хотите поплавать на банане – пожалуйста! Освоить снорклинг или виндсерфинг – без проблем! Масса впечатлений на самом большом паруснике в мире обеспечена!

Технические характеристики судна

Внушительные основные размеры парусника – это длина в 133 метра и ширина 16,5 метров. Судно развивает максимальную скорость до 17 узлов, идя на 42 парусах, которые расположены на 5 мачтах. Этот самый большой парусник может посоревноваться по скорости с большими круизными лайнерами. Общая площадь парусов составляет более 17 тыс. квадратных метров. А мощность корабля в 22 тыс. л.с. развивается благодаря двум дизельным двигателям.

Особенности «Royal Clipper»

Уникальность этого самого большого парусника в мире – красота гигантской палубы. Она оборудована различными морскими атрибутами — колоколом, канатами, якорями и лебедками, создавая непередаваемую романтическую атмосферу. Со смотровой площадки, которая расположена на высоте около 18 метров над палубой, можно любоваться надводным миром. Иллюминаторы с подсветкой в клубе «Капитан Немо» станут отличным способом увидеть непередаваемую красоту подводного мира. Еще одной интересной особенностью путешествий на этом гиганте является возможность принять активное участие в процессе управления судном. Искусству ходить парусами и науку завязывания морских узлов всегда готовы рассказать и показать представители экипажа.

Какие еще парусники самые большие?

За всю историю человечества было построено немало парусных судов, размеры которых были довольно внушительными. Отдельного внимания заслуживают такие представители из самых больших парусников:

1. France II – французский пятимачтовый парусник, длиной 146 метров, спущенный на воду в 1911 году. Он успешно покорял моря между Европой и Новой Каледонией до 1922 года, пока не разбился о риф.

2. R. C. Rickmers – пятимачтовый гигант из Германии, пущен на воду в 1906 году. Кроме парусов он имел и паровой двигатель. Во время одного из путешествий был потоплен подводной лодкой.

3. Томас У. Лоусон – уникален наличием семи мачт. Был спущен на воду в 1902 году, а уже в 1907 году во время шторма был разрушен стихией.

4. Пруссен (1902-1910) – самый большой парусник начала 20 века. Затонул после столкновения с другим судном во время транспортировки груза.

5. Потоси – самый большой парусник в мире на 1895 год. После самовозгорания на борту, он затонул в 1925 году.

6. Четырехмачтовый барк «Седов» по праву считается самым большим парусником России. Построен он в 1921 и работает по настоящее время, отправившись в 2012 году в кругосветный круиз.

Можно еще перечислять самые большие парусники мира, описывая их характеристики и особенности, но все они либо уже не существуют, либо уже не самые большие на данный момент времени. Поэтому первенство в этой категории все же остается за современным и комфортным самым большим кораблем-парусником «Royal Clipper».

Предлагаем вашему вниманию рейтинг самых больших парусных кораблей в мире за всю историю человечества. Эти величественные суда продолжают поражать воображение и по сей день. Стоит задуматься над тем, сколько труда физического и интеллектуального было вложено в то, чтобы построить каждый из них.

Итак, согласно данным Википедии, парусные суда наши предки стали строить еще несколько тысяч лет назад. Парусное судно приводится в движение благодаря парусу и силе ветра. В своем классическом варианте судно состоит из четырех основных частей: корпуса, рангоута, такелажа и паруса. Судно может быть оснащено как прямыми (в форме трапеции), так и косыми (в форме треугольника) парусами.

Конечно, за окном 21 век и время парусных судов безвозвратно уходит – сейчас их используют в основном для экскурсионных целей, но не стоит забывать о той значительной роли, которую они сыграли в истории мореходства. Узнать что-то новое о парусных судах вы можете прямо сейчас, посвятив несколько минут нашему рейтингу самых больших парусных кораблей в мире.

Рейтинг «Самые большие парусные корабли»

1.Пароход Грейт Истерн (Great Eastern)

На первом месте рейтинга британский пароход Грейт Истерн(Great Eastern) – первоначальное имя Левиафан. Проект судна принадлежит Изамбарду Брюнелю. Грейт Истерн спустили на воду в 1858 году, и до самого конца 19 века это было не только самое большое парусное судно, которым, кстати, пароход является и по настоящий день, но и вообще самый большой корабль в мире. Грейт Истерн мог перевозить до 4000 пассажиров и в разы превосходил в размерах все существующие суда того времени.

Интересным фактом является то, что 6 матч корабля именовались в соответствие с днями недели – от понедельника до субботы.

Вторую строчку занимает парусное судно Клуб Мед 2 (ClubMed2). Корабль принадлежит французской туристической компанииClubMed. Пятимачтовое судно было спущено на воду в Гавре (Франция) в1992 году.

Клаб Мед 2 является одним из крупнейших парусных круизных судов в мире, он совершает круизы по Средиземному и Адриатическому морям в летнее и Карибскому морю в зимнее время.

3.Корабль Винд Сурф (WindSurf)

На третьем месте близкий родственник предыдущего судна – корабль Винд Сурф (WindSurf), который также называли Клаб Мед 1. Судно построено в 1989 году и работоспособно по сей день. Длина корабля составляет 188 метров.

Сухогруз Аква Сити (AquaCity), построенный на верфи Суруми в Японии для компании Aqua City Maritime, сегодня на четвертом месте. Длина корабля 180 метров, ширина – 26,30 метра. Судно было создано в 1980 году. С 1990 корабль несколько раз менял владельцев и переименовывался. Сейчас он называется Мерида.

Узуки Пайонер (UsukiPioneer) – японский сухогруз с комбинированным двигателем и парусами. Успешно работал с 1985 по 1995 год. Использовался для транспортировки древесины и зерновых. Длина корабля 162,5 метра.

В 1995 году парусный центр корабля был демонтирован из-за высокой стоимости технического обслуживания и необходимости частого ремонта.

На шестой строчке нашего рейтинга самых больших парусных кораблей расположился немецкий пятимачтовый корабль Преуссен (Preuben). Это был единственный корабль в своем классе, оснащенный пятью мачтами с шестью парусами на каждой из них. Построили Преуссен по заказу немецкой судоходной компании Laeisz в 1902 году.

По легенде стимулом для создания корабля послужили слова Вильгельма II, который при посещении барка Потоси этой же судоходной компании поинтересовался, когда же появится пятимачтовый корабль с полной оснасткой.

Почетное седьмое место сегодня занимает французский корабль с патриотичным названием Франция II (FranceII), построенный в 1911 году.

Это было чрезвычайно большое парусное судно. Корпус корабля и его пять мачт были выполнены из стали. Совокупная площадь парусов составляла 6350 м ², а длина судна была равна 146,5 метрам. Внутреннее убранство корабля могло бы удовлетворить даже самый взыскательный вкус: здесь был большой зал с фортепьяно, фотолаборатория, библиотека и несколько кают класса люкс. Помимо значительной грузоподъемности, корабль позволял обеспеченным пассажиром путешествовать с комфортом и роскошью.

В 1922 году корабль сел на мель на рифе Теремба, что в Новой Каледонии. Владелец отказался платить за буксировку корабля, и постепенно Франция II была разрушена.

РС Рикмерс(RC Rickmers) — пятимачтовый немецкий барк, построенный в 1906 году. Корабль был оснащен вспомогательным паровым двигателем, а его длина составляла 125 метров.

В 1914 году в ходе Первой мировой войны корабль был захвачен Великобританией и переименован в Хам (Hum). В марте 1917 гота потоплен немецкой подводной лодкой у берегов Ирландии.

На девятой строчке Томас У. Лоусон (Thomas W. Lawson) — семимачтовая шхуна со стальным корпусом. Длина корабля составляла 120 метров. Предварительно судно планировалось использовать как торговое, но затем оно применялось в основном для перевозки угля и нефти вдоль восточного побережья Соединенных Штатов Америки. Этот построенный в 1902 году корабль до сих пор является крупнейшей шхуной и крупнейшим парусным судном без вспомогательных двигателей из когда-либо построенных.

Томас У. Лоусон был разрушен вблизи необитаемого острова Аннет во время шторма в 1907 году. В катастрофе погибли практически все члены его экипажа. На корабле находилось 58000 баррелей нефти и его крушение привело к огромному разливу нефти, вероятно первому крупному разливу нефти в современной истории.

На почетном последнем месте рейтинга самых больших парусных судов расположилась деревянная шестимачтовая шхуна Вайоминг (Wyoming) – самая большая деревянная шхуна в мире. Корабль был построен в 1909 году в штете Мэн США. Длина корабля составляла 100 метров.

Свое имя шхуна получила в честь штата Вайоминг, губернатор которого был одним из основных инвесторов в ее строительство. Затонула шхуна в 1924 году, причины катастрофы доподлинно неизвестны.

Корабль «Royal Clipper » самое большое парусное судно в мире, которое при любой погоде пересекает океан. Корабль напоминает о славных днях рассвета великолепных клиперов. Владелец парусного судна «Royal Clipper » Michael Kraft.

Был построен в 2000 году. Владелец лично руководил постройкой, так как с детства его манили парусные . В польском порту Гданьск он увидел не законченный стальной корпус для учебного судна, но его строительство прекратилось, и он купил его. Началось переоборудование. Были изменены переборки для создания жилых помещений. Форштевень был оформлен в стиле древнего . После переделки, корпус был отправлен в Роттердам, где были установлены огромные мачты на шарнирах, чтобы можно было пройти под мостами в некоторых портах. А под палубой работали лучшие дизайнеры и декораторы с лучшими сортами дерева и ткани, собранными со всей Европы. Они создали роскошный интерьер, которого никогда не было на клиперах . Через 14 месяцев парусное судно превратилось в великолепный пассажирский лайнер. Это еще одно круизное судно с мачтами вместо труб. Мальчишеская мечта стала реальностью.

Свое первое плавание парусное судно совершило из Лондона в Монако. У пассажиров просыпаются особые чувства, поднявшись на борт. На одного человека стоимость круиза составляет 2500 долларов США в неделю. Он укомплектован лучшими моряками. В состав экипажа входят и несколько русских моряков, так как они имеют большой опыт, получивший при подготовке на Балтийском парусном флоте .

парусное судно «Royal Clipper»

парусное судно «Royal Clipper» с белоснежными парусами

«Royal Clipper» очень красивое парусное судно

пятимачтовое парусное судно

У этого корабля есть и сюрпризы, о которых прежде не знали парусные суда . Стальной корпус, такелаж из нержавеющей стали, палубы из тика и мачты высотой около 60 метров. При отсутствии ветра на корабле есть запасной , который позволяет двигаться, не выбиваясь из графика. Для чувства комфорта пассажиров, на борту предусмотрены опреснитель воды и система кондиционирования. Система против качки гарантирует амплитуду колебаний не ниже 11 градусов. В цистерны закачивается или откачивается необходимое количество воды с помощью помпы. Дымовая труба находится в двух мачтах. Интересные на парусном судне и винты, они изменяют угол наклона лопастей, вплоть до уровня ноль градусов, чтобы не мешать ходу.

на палубах огромного парусного судна

роскошные салоны парусного судна

атриум парусного судна

На все это создатели не жалели усилий, чтобы бросить вызов океанским ветрам и воссоздать атмосферу победного шествия по миру самых быстрых парусных кораблей . Парусное судно преодолевает 7000 миль за 10 дней во время . На пяти мачтах расположено 42 прямоугольных паруса. Их наполняют те же ветра, которые наполняли паруса судов везущих чай и специи из стран Дальнего Востока в города Европы и Северной Америки. Эти назвали клиперами , потому что им удавалось прийти в свой порт несколько дней раньше парусных судов другого типа.

Ритм жизни на борту остался таким же, как и сто лет назад: несение вахт, управление парусами и прочее. вручную убирает и ставит треугольные стаксели и два нижних прямоугольных паруса, а остальные, чтобы не посылать на мачты моряков, на парусном судне пользуются гидравлической системой, которая управляется одним человеком. На мачтах, паруса сворачиваются на специальных реях - это новинка в парусной технике. На каждой рее имеется маленький гидравлический мотор, он присоединен к брусу, который проходит сквозь рею. Эта система позволяет без участия человеческих рук свертывать и разворачивать паруса. Это очень удобно при изменении погодных условий и не занимает много времени. На мачте моряки бывают, когда нужно распутать парус или провести профилактические работы. Парусов на судне столько, что ими можно покрыть 13 баскетбольных площадок.

Парусное судно «Royal Clipper » по роскоши может по состязаться с . На борту имеются три бассейна, у одного из них стеклянное дно, через которое освещается атриум, встроенный между палуб судна. Проходя через три палубы, он освещает три уровня ресторанов. Самая дорогая каюта будет стоить 5000 долларов США в неделю. В других интерьер не хуже - есть веранда или балкон с видом на море. Номера тщательно убираются обслуживающим персоналом. Все контролируется менеджером отеля.

капитан парусного судна

Во время каждого капитан парусного судна «Royal Clipper » Juergen Mueller-Cyran дает «капитанский ужин». Это ряд изысканных блюд, но главные из них сочные хвосты лобстера или говядина по-велингтонски. На борту во время ужина выступают лучшие музыканты Карибских островов.

В качестве развлечений для пассажиров предлагается управление парусным судном , находясь за штурвалом или наслаждение морских пейзажей, стоя на мачте в специально оборудованном месте.

На парусном судне в корме есть платформа, которая открывается как аппарель и пассажиры могут отправиться на берег, когда «Royal Clipper » находится в миле от берега или песчаного острова. Отдыхающие обеспечиваются различным водным транспортом: надувными и моторными лодками, в сочетании с ними могут предоставляться шлюпка-банан и водные лыжи. Для любителей водных видов спорта предлагается серфинг и дайвинг. Отправившись на берег, на плоскодонном катере, можно отведать лучший барбекю на Карибском море.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: