Статуя зевса и его храм в олимпии

Одной из главных и самых популярных достопримечательностей Афин, несомненно, является Храм Зевса Олимпийского или, так называемый, Олимпейон. Руины некогда величественно храма лежат примерно в 700 м к югу от площади Синтагма и всего в полукилометре от легендарного афинского Акрополя.

Строительство храма началось около 520 года до н.э. в эпоху тирании Писистрата. Храм Зевса Олимпийского должен был стать самым грандиозным сооружением античного мира и превзойти знаменитый Герайон на острове Самос и одно из семи чудес света - Храм Артемиды в Эфесе. В оригинальном проекте храм предполагалось возвести в дорическом ордере, на колоссальных размеров фундаменте (41х108 м) с окружающей целлу двойной колоннадой (по 8 и 21 колонн). В качестве строительного материала использовали местный известняк. В 510 году до н.э. режим тирании был свергнут, а строительство храма остановлено. К этому времени был возведен фундамент и лишь частично колонны.

Строительство храма возобновили только в 174 году н.э. по указу сирийского царя Антиоха IV Эпифана. Под руководством римского архитектора Децимуса Коссутиуса был разработан новый проект, который существенно отличался от первого – в передней и задней части храма в новом проекте располагалось три ряда колонн (по 8 колонн в ряд), а на флангах – два ряда по 20 колонн. Дорический ордер был заменен на коринфский, а вместо известняка решено было использовать более дорогой, но качественный пентелийский мрамор. Храм был построен лишь наполовину, когда строительство, после смерти Антиоха IV в 164 году до н.э., вновь остановилось.

Достроен храм был уже в начале 2-го века н.э. по указу римского императора Адриана в рамках инициированного им же масштабного строительства в Афинах. Торжественное открытие храма состоялось в 132 году во время второго визита императора Адриана в Афины. В знак уважения и благодарности жители Афин за свой счет заказали колоссальную статую самого императора, которая была установлена позади храма. Но больше всего впечатляла статуя Зевса, выполненная из золота и слоновой кости, и располагавшаяся в центральной части целы (к сожалению, не сохранилась до наших дней).

В 425 году император Феодосий II запретил служение римским и греческим богам, и храм постепенно пришел в упадок. В течение следующих столетий храм систематически разрушался, как вследствие природных бедствий, так и благодаря людям, которые активно использовали различные архитектурные фрагменты для строительства новых сооружений. К концу византийского периода храм был фактически разрушен. До наших дней сохранился лишь 15 прямостоящих огромных украшенных коринфской капителью колонн, высота которых составляет примерно 17 м, а диаметр – 2 м, и одна поваленная колонна, упавшая предположительно в 1852 году во время сильного урагана.

Храм Зевса Олимпийского является важным историческим и архитектурным памятником и находится под охраной государства.

Храм Зевса Олимпийского был самым большим храмом в Греции, на строительство которого ушло более семи столетий. Строительство Олимпейона началось в шестом столетии до нашей эры, во время Архаического периода. Но храм был окончательно достроен лишь во втором веке нашей эры, в период Римской эры. Строительство началось в 515 до н.э по приказу тирана Писистрата, но прекратилось всего пять лет спустя, когда сын тирана был свергнут. В последующий демократический период храм считался символом притеснения, и работа была остановлена.

История Храма Зевса

Строительство возобновилось в 175 году до н.э, когда правил король Антиох IV Эпифан. Он нанял римского архитектора Коссуция для проектировки самого большого храма в мире. К сожалению, спустя 10 лет (в 164 году до н.э) Антиох умер, и работа прекратилась в очередной раз. В 132 н. э., во время своего второго визита в Афины, император Адриан решил достроить храм и посвятить его Зевсу Олимпийскому.


Храм Зевста стал центром нового района под названием Адрианополис. Олимпейон был самым большим храмом в Древней Греции, превышая по размерам даже Парфенон. Сооружение было первоначально задумано в дорическом стиле, с двумя рядами из восьми широких колонн в ширину, и двумя рядами из 21 колонны в длину. Коссуций значительно изменил оригинальный проект. Он добавил коринфские пилястры, а также изменил расположение колонн, при этом сохранив из оригинальное количество. Император Адриан решил выбрать этот дизайн и четко за ним следовать.


На сегодняшний день сохранилось лишь пятнадцать из более чем сотни больших колон 17.25 метров высотой. Шестнадцатая колонна была разрушена во время ужасной бури в 1852 году, но ее руины все еще лежат на месте падения. Колонны диаметром в два метра были построены из мрамора с каменоломни Пентелик. Они окружали целлу, в который были помещены две больших статуи: статуя Зевса из золота и слоновой кости и статуя Императора Адриана. Статуя Зевса являлась точной копией статуи Зевса, созданной известным греческим скульптором Фидием в Олимпии. К превеликому сожалению, ни одна из статуй не сохранилась до наших дней.

Арка Адриана

В 131 нашей эры афиняне построили закрытую арку в честь Императора Адриана. Арка высотой в восемнадцать метров расположена к северо-западу от храма. На ней нанесена гравировка с двумя предложениями. Надпись со стороны Акрополя гласит "Это - Афины, древний город Тесея". Другая сторона арки выходит на храм и построенную Адрианом часть города, а надпись указывает, что "Это - город Адриана, а не Тесея". Надписи относятся к основателям нового и старого города Афины: арка символично разделила старый город (основанный мифическим героем Тесеем) и новый город Адрианополис, основанный римским императором Адрианом.


Несколько других сооружений в комплексе Храма Зевса были обнаружены во время раскопок в Олимпейоне, включая римские термы 130-х годов и несколько храмов того же периода.

Римляне жили шикарно и их размах в строительстве порой удивляет очень сильно. Чего стоит только Храм Зевса Олимпийского — удивительное сооружение массивных размеров. Храм расположился по центру старой улицы, старинного города и является самой большой постройкой Пелопоннеса. Храм Зевса Олимпийского является главным показателем исторической архитектуры.

История постройки

Существует множество легенд насчет постройки Храм Зевса Олимпийского, самая распространённая говорит что постройкой занимался Адриане.

Адриане — император Рима 117-138 года, являлся огромным фанатом греческой культуры. Известны такие факты что с императором всегда в путь отправлялись художники, их главным делом было писать архитектурные строения и памятники, которые попадались на пути. Греция во 2 веке считалась провинцией Риса, но провинция эта родила немало художников, писателей, скульпторов и зодчих. При правлении Адриане, Афины начали строиться. Были возведены чудесные арки, построены больших размеров храмы и театры. В эти времена и был построен легендарный Храм Зевса Олимпийского — этот храм был образцом искусства, античный пример мастерства.

Если верить легенде, то храм был возведен на том месте где раньше находилось святилище Девкалиона, который был праотцем народа Греции. Демократии Афин отчасти было все равно на храм. Так Фемистокл во время греко-католической войны использовал храм для обороны и он достаточно сильно пострадал. Его принялись восстанавливать и в 132 г. он был официально открыт во второй раз.

Что посмотреть

Храм состоит из террасы с тремя ступенями размеры которых достигли 107.7 на 41.1 метров. Постройка выполнена из местного материала известняка, который покрыт гипсом. Размеры храма были 64,12 на 27,68 метров, он построен из 6 колон в торце и 13 по бокам. Но это все было давно, сейчас же можно увидеть только руины, которые остались от храма. Только чудом остались в живых несколько статуй и мастерская Фидия.

1. В храме ни один грек не посмел поднять меч на другого грека.
2. Храм был возведен на прямоугольной платформе, на которую было установлено 30 больших колон, державших крышу.
3. Полностью все святилище было украшено мрамором.
4. Входные двери были десяти метровой высоты и сделаны из бронзы.
5. Статуя Зевса была в высоту больше 13м, в ширину почти 7м.
6. Основным материалом для статуи были металлические листы и слоновьи кости.
7. У ног Зевса был бассейн с водой и оливковым маслом.
8. Статую периодически протирали оливковым маслом для того, чтобы слоновая кость не трескалась.
9. У статуи были золотые сандалии, борода и накидка.
10. В давние века статуе поклонялись и приносили дары.
11. В 4 веке нашей эры статуя Зевса присутствовала на олимпийских играх.
12. В 5 веке статуи Зевса не стало, так как ее перевез Феодосий 1 в Константинополь в поместье, которое вскоре сгорело вместе с ней.
13. Храм Зевса Олимпийского считался самым большим пока на земле греков, пока не возвели Парфенон.
14. Статуя является третьим чудом света.
15. Зевс был единственной скульптурой, которая располагалась под крышей.
16. Если взвесить все золото со статуи Зевса, то его вес достиг бы 200 кг.
17. Глаза Зевса выполнены из драгкамней размером с мужской кулак.

Как добраться

Располагается храм недалеко от центра Афин, в 500 метрах от Акрополя. Точный адрес храма: Греция, Афины, Vassilissis Olgas Street, 105 57. Можно добраться на общественном транспорте на трамваях 2, 4, 10, 11 или 206 и 550 автобусах.

Известный как Храм Зевса Олимпийского, был самым большим в Греции, размерами 96 метров в длину и 40 метров в ширину. Потребовалось почти семь столетий, чтобы завершить это массивное сооружение. Его строительство началась в шестом веке до нашей эры, во время архаической эпохи и окончательно было завершено во втором веке нашей эры, во времена Римской эпохи.

Строительство храма

Начато строительство в 515 г. до н.э. по приказу тирана Писистрата, и остановилось всего пять лет спустя, когда тирания был свергнута. В последовавшем демократическом периоде храм рассматривали как символ угнетения, и поэтому работа была прервана.

Тем не менее, работы по восстановлению храма возобновились в 175 г. до н.э., когда царствовал царь Антиох Епифан IV. Он нанял римского архитектора Коссутиуса, чтобы создать дизайн для крупнейшего храма в мире. К сожалению, Антиох умер в 164 году до нашей эры и работа опять остановилась.

В 132 г. н.э., во время второго визита в Афины, проэллинский император Адриан решил завершить храм, посвятив его Зевсу Олимпийскому.

Архитектура

Храм Зевса Олимпийского был крупнейшим в Древней Греции, даже больше, чем . Первоначально он был задуман как храм дорического ордена, с запланированными восемью колоннами в ширину и двадцать одной колонной в длину с обеих сторон.

Коссутиус значительно изменил оригинальный дизайн. Он добавил его коринфскими капителями и спланировал три ряда по восемь колонн на фронтах храма и два ряда по двадцать одному столбцу в длину. Адриан в основном следовал этому плану.

Сегодня остались только пятнадцать из 104 массивных колон из пентеликонского мрамора, высотой 17.25 метра и диаметром 2 м. Шестнадцатая была повалена бурей в 1852 году и остается на том же месте.

Колонны окружали Селлу (внутренний зал), в которой были помещены две большие статуи: одна из золота и слоновой кости — статуя Зевса (копия статуи, созданной в Олимпии знаменитым греческим скульптором Фидием), и вторая — статуя императора Адриана. Ни одна из них до сегодня не сохранилась.

В 131 г. н.э. афиняне воздвигли большую арку в честь императора Адриана. Восемнадцатиметровая арка расположена к северо-западу от храма и имеет две разные надписи. Со стороны Акрополя написано: «Это Афины, древний город Тезея». Другая сторона, смотрящая на храм, говорит: «Это город Адриана, а не Тесея».

Афинский храм Зевса Олимпийского – сооружение уникальное во многих аспектах. Рекорд по длительности сооружения, вдвое меньший период процветания и минимум оставшегося на обширной огороженной площади, и все это в самом центре греческой столицы. Многие скажут, что там нечего смотреть, но это вовсе не так – это историческое сердце Греции.

При первом, беглом взгляде немного странно видеть практически свободную от построек территорию размером в несколько футбольных полей. Однако сохранившееся основание храма и особенно полтора десятка высоченных колонн выглядят внушительно.

Устоявшие колонны соединены перемычками, все конструктивные элементы изготовлены из добытого поблизости мрамора. Месторождение на горе Пентеликон обеспечило поделочным камнем не только храм Зевса Олимпийского, из него построена и арка Адриана, и восстановленные трибуны стадиона Панатинаикос, где прошли первые Олимпийские игры в современной истории.

Среди божеств Древней Греции Зевс был верховным богом, повелевающим всем сущим на земной тверди. Морскими водами и их обитателями повелевал его брат Посейдон, еще один брат Аид ведал царством умерших. У Зевса было многочисленное потомство как от жены Геры, так и от других богинь и смертных женщин. Его дочь Афина олицетворяла мудрость, покровительствовала художникам и ремесленникам.

Она была и покровительницей Афин, где ей посвящен храм Парфенон на горе Акрополь. Однако храм Зевса Олимпийского намного превосходил все прочие святилища, вместе с прилегающей территорией только немного уступая площади всей скалы Акрополя.

Для ориентации будущих посетителей Афин в обзоре приводится схема основных сооружений, размещенных в районе храма. Ясно просматривается замысел создателей святилища сделать храм центром притяжения взглядов всех посетителей этого священного сооружения.

Вокруг храма оставлено достаточно места, чтобы рассмотреть его с достаточного удаления, ведь вблизи видны детали, но теряется ощущение величественности.

На схеме обозначены как сооружения, построенные в одно время с храмом и позднее, так и гораздо более ранние, еще за 400 с лишним лет до нашей эры. Именно в это время началось и строительство храма Зевса, но затянулось на долгих шесть веков.

Спецификация к приведенной схеме называет все окрестные сооружения и приводит даты окончания их строительства. Из таблицы видно, что самыми древними являются стена Фемистокла, дворец Аполлона Дельфийского и развалины древнего здания суда.

Обозначены и арка Адриана, около которой и проходит большинство направляющихся к храму Зевса Олимпийского, и другие постройки времен Адриана – римские бани, еще одно святилище Зевса, жилой поселок и более поздний дворец Кроноса и Реи, родителей Зевса.

По легенде, Кронос съедал своих детей из-за предсказания своей матери Геи о лишении ими власти своего отца. Однако Рея ребенка утаила, и предсказание сбылось.

С территории храма Зевса Олимпийского прекрасно просматривается величественный Акрополь, построенный за 5 веков до нашей эры, то есть раньше даже первых попыток строительства описываемого храма. При этом расположенные на неприступной скале культовые сооружения хотя и имеют повреждения, но сохранились достаточно полно по сравнению с несколькими колоннами на большом основании храма Зевса Олимпийского.

Длительность строительства храма Зевса Олимпийского объясняется неоднократными остановками из-за смены правителей либо смерти архитектора. Самая большая пауза произошла в период внедрения Римом христианской религии, что повлекло неприятие всех иных верований. Только приход к власти веротерпимого императора Адриана позволил закончить грандиозный долгострой.

Жемчужиной храма была гигантская статуя сидящего на троне Зевса, копия работы великого Фидия для храма с городе Олимпия, который с афинским часто путают, и осталось от него немного из-за пожара. Статуя Зевса считалась древними греками одним из семи чудес света и разделила судьбу большинства из них – ведь до наших дней из них сохранились только египетские пирамиды.

Описывают произведение Фидия как чудо из слоновой кости и золота (якобы драгоценного металла понадобилось 200 кг). Статуя была около 15 метров в высоту, при 17-метровых колоннах Зевс почти доставал головой перекрытие.

Разрушение храма произошло не из-за древности или ошибок строителей, это в основном дело человеческих рук. Сооружение имело большой запас прочности, в чем можно убедиться и в наши дни, осмотрев мощное основание из громадных толстых плит в несколько слоев.

Колонны по 2 метра в диаметре установлены на дополнительные подкладки, предусмотрены скрытые крепежные детали. Тем не менее из более чем сотни колонн осталось только то, что видят посетители во время экскурсии.

Древнейшие варианты строения разбирали для сооружения укреплений, защищающих Афины от набегов, а после воцарения римлян властители, имеющие обыкновение использовать сокровища покоренных стран для украшения собственных сооружений, демонтировали нужные им детали.

Когда Константин Великий в 300-х годах нашей эры фактически легализовал христианство, запрета на иные обряды и верования он не вводил, но Феодосий это сделал, что поставило храм вне закона и лишило государственной защиты.

Высокая сейсмическая активность и расхищения быстро превратили уникальное строение в руины.

В верхней части колонны оканчиваются декоративными капителями, одновременно служащими опорой горизонтальных соединительных балок. Эти конструктивные элементы соединяли колонны в продольном и поперечном направлении, обеспечивая жесткость всего сооружения.

Одновременно верхние горизонтальные балки служили опорой архитравам – главным элементам перекрытий и кровли зданий. Капители кроме их декоративного назначения несли и инженерные функции передачи нагрузок между составными частями зданий.

В храме Зевса Олимпийского применены капители коринфского ордера, сочетающие прочность и изящество.

Каменная ограда обозначает территорию храма, на которой не велось никакое другое строительство. Возле стен собраны различные составные части, найденные на месте разрушенного здания. Здесь находятся разной степени обработки элементы конструкций и заготовки для них, которые отображены на подборке слайдов.

Каменные блоки вытесывались древними каменотесами вручную, с использованием простейшего инструмента. Представленная коллекция показывает разные стадии обработки камня, от грубого придания формы до чистовой обработки, обеспечивающей плотное прилегание друг к другу без применения связующего раствора.

Конечная стадия выполняется камнерезами, способными воплощать в твердом материале плавные формы.

Помимо основной группы колонн, связанных верхними перемычками, которые посетители рассматривали в восточной оконечности храма Зевса Олимпийского, в его западной части чудом устояли две одиночные колонны и одна лежит, рассыпанная на составляющие элементы. Становится понятной конструкция, состоящая из отдельных дисков, соединяемых затем в вертикальное изделие. Подробности нужно рассматривать, подойдя ближе.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: