Вампиры: история происхождения, легенды. Вампиры. Правда и мифы о вампирах

Вампиры. Правда и вымысел

Вера в сверхъестественных созданий, питающихся кровью, была присуща людям с давних пор. А в последнее время возник целый «вампирский» культ, включающий особый, готический стиль одежды и макияжа, а также многочисленные книги и фильмы о вампирах, на любой читательский и зрительский вкус. Но являются ли вампиры исключительно фольклорными персонажами?

Самое интересное, что имеются официально задокументированные случаи появления вампиров. Так, в 1721 году в Восточной Пруссии скончался 62-летний Петер Благоевич. После кончины он якобы повадился навещать своего сына. Вскоре сына нашли мертвым. Впоследствии покойный напал также на нескольких соседей и пил их кровь, отчего они тоже умерли.

Несколько лет спустя скончался некий Арнольд Паоле из Сербии, при жизни утверждавший, что на него во время сенокоса напал вампир. После его смерти скончалось еще несколько его односельчан, и начали поговаривать, что это Паоле стал вампиром и охотится на людей...

Эти два эпизода расследовались властями. Однако сведения все же собирались со слов местных жителей, веривших в вампиров. Тем не менее, поднялась паника, и селяне принялись раскапывать могилы тех, в ком они подозревали вампиров.

Меж тем «эпидемия» вампиризма распространилась и на другие страны. В 1892 году в Род-Айленде (США) умерла 19-летняя Мерси Браун. После этого кто-то из ее близких заболел туберкулезом. Посчитав, что во всем виновата Мерси, ее отец и семейный доктор два месяца спустя после кончины девушки вытащили труп из гробницы, вырезали сердце и сожгли его...

Вера в вампиров сохранилась и по сей день. В 2002-2003 годах «вампирской» истерией оказалась охвачена африканская страна Малави. Местные жители попытались забить камнями нескольких человек, подозреваемых в том, что они вампиры. Один из них был забит насмерть. Кроме того, малавийцы обвиняли правительство в... сговоре с вампирами!

В феврале 2004 года родные покойного Тома Петре, опасаясь, что он превратился в вампира, вытащили его труп из могилы, вырвали сердце, сожгли его и, смешав пепел с водой, выпили этот «коктейль».

Пожалуй, первую попытку дать научное объяснение феномену «вампиризма» сделал в 1725 году исследователь Майкл Ранфт в своей книге «De masticatione mortuorum in tumulis». Он написал, что смерти при контакте с «вампиром» могли происходить из-за того, что «контактеры» заражались трупным ядом или тем заболеванием, от которого страдал при жизни этот человек. Помимо этого, у впечатлительных близких «вампира», верящих в его «воскрешение», мог начаться бред, в результате чего им казалось, что умерший выходит из могилы, общается с ними и проч.

Только во второй половине XX столетия была открыта болезнь под названием порфирия. Она встречается у одного на 100 тысяч человек, но при этом носит наследственный характер. При порфирии организм не может производить красные тельца, являющиеся основным компонентом крови. В результате в крови возникает дефицит кислорода и железа, нарушается пигментный обмен, и под воздействием ультрафиолета начинается распад гемоглобина - отсюда и миф о том, что вампиры боятся солнечного света.

Кожа у больных порфирией приобретает коричневый оттенок, истончается и на солнце покрывается шрамами и язвами. Из-за того, что кожа вокруг губ и десен высыхает и становится жесткой, обнажаются резцы, и создается эффект оскала, что порождает, в свою очередь, легенды о «вампирских клыках». Зубная же эмаль может стать красноватой или красновато-коричневой. Наконец, порфирики не могут есть чеснок, так как содержащаяся в нем сульфоновая кислота усугубляет недуг. В отдельных случаях заболевание сопровождается и психическими расстройствами.

Предполагается, что порфирией страдал валашский воевода Влад Цепеш по прозвищу Дракула, ставший прототипом героя знаменитого романа Брэма Стоукера. Имеются сведения о том, что около 1000 лет назад порфирия была распространена в небольших деревушках Трансильвании, где, скорее всего, совершалось много близкородственных браков.

Зачастую стоят правдивые истории, полные боли и страданий. Страшные преступления, совершенные в далеком прошлом, обрели форму легенды или истории, рассказанной у костра. Кто такие вампиры? История рассказывает нам о разных событиях, связанных с ними. Одни события остались неизменными, а другие навсегда утратили былой вид. И потому так сложно отличить правду от вымысла.

Вампиры Древнего Египта

Кто такие вампиры? История Древнего Египта рассказывает о вернувшихся из мира мертвых людях, чья смерть была настолько позорной, что они не смогли попасть в Загробный мир. Одна из них, датированная ІІІ в. до н. э., повествует о юноше по имени Азенет, который сбежал с поля боя, бросив свой пост. Враги настигли его и изрубили тело, бросив гнить в песках. Через некоторое время Азенет стал являться своим родственникам, требуя, чтобы его пустили в дом. Жертвой этого духа стала невеста предателя, которая сама вышла к нему. Эту историю археологи обнаружили на стенах усыпальницы бедной девушки, на черепе которой отсутствовала нижняя челюсть.

Дочери Темной луны

Если направить пристальный взгляд в прошлое, истории о жаждущих крови прослеживаются от самой Древней Греции. На греческом слово «вампир» звучит как «эмпуса». Упоминание об этих существах можно встретить в трудах некоторых философов. Так, например, Филострат в своей работе «Жизнь Аполлония из Тианы» описывает историю, произошедшую с ликийцем Мениппом.

Согласно этому повествованию, во время путешествия юноша встретил прекрасную незнакомку, которая настолько овладела его фантазиями, что Менипп был готов на ней жениться. Каждую ночь ученик философа стал проводить на развалинах, в которых, как он утверждал, находятся покои его любимой. Лишь вмешательство его учителя спасло ликийца. Апполоний изгнал призрака, а все случившееся описал в своих трудах.
История вампиров могла произойти в реальности.

Известно, что с V по ІІІV века до н. э. на территории Греции и Рима существовал культ поклонников Гекаты. До наших дней сохранились протоколы расследований с упоминанием кровавых ритуалов, в которых жрицы пили кровь. Возможно, именно эти истории стали частью легенд о вампиризме.

Легенды Древней Европы

Жители Европы искренне верили в существование вампиров. Зачастую эта вера была основана на страхе средневековых жителей перед множеством болезней, которые искажали тела. Бушевавшие эпидемии не только уносили тысячи жизней, они заполняли сознание фактами о неразлагающихся быстро останках, столбняке и внешних уродствах.

Наверное, по этой причине современные ученые находят так много могил со свидетельствами ритуального захоронения уличенных в вампиризме. Так, на раскопках в графства Дорсет были обнаружены странные ритуальные захоронения, среди них оказался труп женщины, тело покоилось на останках животных, повторявших контуры ее тела. Шейные позвонки были перебиты, и голова отделена от тела, ноги покоились на звериных конечностях. По итогам исследований ученые пришли к выводу, что женщина была убита в период, когда жители покидали деревню.

Вампиризм - порождение чумы

Кто такие вампиры? История рассказывает о том, что в 2009 году итальянским ученым-археологом Маттео Боррини было обнаружено захоронение вампира в окрестностях города Венеции. На исторический период, к которому относят останки, пришлась эпидемия чумы. Ужасные события того времени отразились во многих источниках. На почве массовой истерии вера в потусторонние злые силы толкала людей на отчаянные поступки. Пожилая женщина была похоронена в массовом могильнике. Ей в рот вложили кусок кирпича, что, согласно поверьям, не позволяло вампиру нападать на живых.

Одно из преданий того периода рассказывает о состоятельной даме, жившей в XVI столетии. Ее звали Беатриче Дандоло, она вела свою замужнюю жизнь в родовом поместье недалеко от Пизы. Женщина славилась красотой, ее супруг не жалел средств на наряды и украшения, чтобы хвастаться перед соседями. Когда чума начала забирать жизни, супруг Беатриче стал одной из первых жертв. Женщина, боясь потерять красоту и здоровье, заперлась в одном из крыльев замка. Она отдала приказ замуровать вход. Ее добровольное затворничество породило много легенд о том, что на самом деле женщина связалась с темной магией и проводила обряды на крови, желая спасти себя.

Впоследствии историю Беатриче Дандоло использовали для создания сюжетной линии кинофильма «Братья Гримм». Создавая наряд для образа Зеркальной Королевы, костюмеры частично опирались на портреты Беатриче.

Вампир из Вюрцбурга

Кто такие вампиры? История легенды 30-х годов XIX века рассказывает о том, что на территории Баварии тоже происходили связанные с вампирами. В городе Вюрцбурге проживал доктор Генрих Шпатц. Это был всеми уважаемый достойный человек. Как практикующий врач он выпустил несколько работ по медицине, которые вошли в мировую практику. Но вот некоторые факты его жизнеописания наталкивают на мысль о его причастности к роду Носферату.

Согласно данным, доктор имел свою лечебную практику и отвечал за госпиталь для бедняков. Долгое время семейная пара Шпатц не привлекала к себе особого внимания. Но после того как доктор свернул работу и уехал из города, в полицию поступило тревожное известие о пропавших людях. Бывшие ассистенты доктора заявили, что могут доказать причастность врача к пропаже Иохима Фебера, бывшего привратником в госпитале. После обыска бывшей лечебницы было найдене много тел, одно из них имело характерную особенность, по которой опознали пропавшего Фебера. Найти доктора так и не удалось. Зато, согласно протоколам, один из донесших на него ассистентов умер при загадочных обстоятельствах.

Кровавые тайны Болгарии

Кто такие вампиры? История болгар, их верования тоже не менее интересные. Согласно народным легендам, вампиром становится очень злой человек. Причем касалось исключительно мужчин, подозреваемых в колдовстве. После смерти такому человеку протыкали сердце стальным прутом или

Кто такие вампиры? История происхождения говорит о том, что они действительно существовали. Об этом свидетельствуют раскопки, проведенные учеными недалеко от церкви "Свети Николай Чудотворец". В каменной могиле обнаружили скелеты двух мужчин, чьи грудные клетки были пронизаны стальными прутьями. Подобные странные могилы находили и раньше, но в этом случае удалось более полно восстановить всю картину благодаря хорошей сохранности останков.

Мифы о вампирах Сибири

Кто такие вампиры? История возникновения этих существ актуальна и на сибирских землях. В 1725 году крестьянин Петр Плогоевиц скоропостижно скончался и был похоронен в родной деревне Кизилова. Спустя некоторое время односельчане Петра стали уходить из жизни. Встревожил местные власти тот факт, что на предсмертной исповеди все они рассказывали, будто причиной их недуга являлись постоянные посещения сибирского вампира.

Из-за давления со стороны населения деревни было принято решение вскрыть могилу крестьянина. Каково же было удивление инспектора, прибывшего проследить за процедурой эксгумации, когда оказалось, что тело покойного почти не претерпело изменений. Эти факты были изложены в донесении инспектора. Жители деревни приняли меры, вонзив кол в сердце Петра, а тело его предав огню.

Проклятие черного континента

История вампиров - это порождение не только Жители Африки тоже хранят в своем эпосе немало аналогов. В их фольклоре присутствует существо под названием «фифоле». Оно является отвергнутой душей, которая скитается среди мира людей, нападая на слабых и младенцев. Многие из племен Африки хранят предания о том, как ведьма прокляла человека за его проступки, заставив пить кровь близких. Эти суеверия они вывезли с собой в Америку, будучи рабами.

Кто такие вампиры? История появления говорит об одном из документальных упоминаний о таком сотворенном вампире, которое относится к 1729 году. Случай произошел в штате Верджиния на вилле Грегори Уотстока, богатого землевладельца. По распоряжению его супруги одного из малолетних слуг сильно выпороли за Из-за тяжести наказания ребенок скончался. Его мать слыла могущественной ведьмой среди чернокожих рабов. Якобы она наложила проклятие на всю семью плантатора.

В ту пору распространенным заболеванием была чахотка, которая вскоре унесла жизнь миссис Уотсток. Через некоторое время загадочным образом скончалась ее старшая дочь. А младший сын пожаловался священнику, что перед смертью сестру посетила их усопшая мать. После этого заявления родственники посетили кладбище и сожгли трупы, что было задокументировано преподобным отцом.

Кто такие вампиры? История создания очень интересная и захватывающая. Но в современном мире образ вампира во многом изменился. Ему предали нотку пикантности и лоска. Но не стоит забывать, что за всей мишурой скрывается совершенно непривлекательное содержание.

На сегодняшний момент существует большое количество разнообразных легенд о различных мифических существах. К этому числу человечество стало относить мифы и легенды о вампирах и вампиризме в целом. Только вопрос о том, существовали ли на самом деле вампиры, до сих пор остаётся открытым.

Научное обоснование

Как у любого другого или предмета, у вампиров также есть научное обоснование появления на свет различных фольклорных произведений с их участием. По мнению большинства исследователей, слово «вампир» и сведения о всех его свойствах начали появляться в низшей мифологии европейских народов. Стоит также обратить внимание на тот факт, что люди-вампиры есть в других культурах практически по всему миру, но имеют свои названия и индивидуальные описания.

Вампир - это мёртвый человек, который в ночное время выбирается из своей могилы и начинает пить кровь у Иногда нападает на бодрствующих жертв. Эти существа предстают перед жертвой в виде человека, практически ничем не отличающегося от простых людей, и в образе летучей мыши.

Древние народности считали, что вампирами становились люди, за свою жизнь сотворившие большое количество зла. К этому контингенту относились преступники, убийцы, самоубийцы. Также ими становились люди, которые умерли насильственной преждевременной смертью, и после того момента, когда был произведён укус вампира.

Литературные представления и кинообразы

В современном мире люди-вампиры стали широко известны общественности благодаря созданию многочисленных мистических фильмов и книг. Только стоит обратить внимание на один немаловажный факт - мифических образ немного отличается от литературного.

Наверное, сначала стоит сказать несколько слов о произведениях Александра Сергеевича Пушкина «Вурдалака» (стихотворение) и Алексея Константиновича Толстого «Семья Вурдалаков» (ранний рассказ писателя). Стоит обратить внимание, что создание этих произведений относится к XIX веку.

Известные вышесказанные писатели воссоздали ужасы про вампиров немного в ином образе - внешности вурдалака. В принципе, вурдалаки ничем не отличаются от своих прародителей. Только этот образ пьёт кровь не любых людей, а только родных и самых близких. В результате такой, если можно так это назвать, привередливости в еде, вымирали целые деревни. Также он обгладывает кости убитых или умерших естественной смертью людей.

Наиболее правдоподобный образ смог воплотить в своем герое Брэн Стокер, создав Дракулу. Можно обратиться к истории создания образа и истории мира одновременно - собирающим образом для произведения писателя стал реально живший человек. Этим человеком был Влад Дракула, правитель Валахии. Исходя из фактов истории, это был довольно кровожадный человек.

Характерные черты художественных вампиров

Как уже было сказано ранее, художественное описание вампира отличается от мифологического. А далее будут рассмотрены существа, какими их изображают в литературе и кино.

Характерные черты:


Аналоги вампира в других народностях

Ужасы про вампиров существовали не только в фольклоре народов Европы, но и в других древних культурах. Только они имеют другие названия и описание.

  • Даханавар. Это название возникло в древнеармянской мифологии. Исходя из мифологических данных, этот вампир живёт в горах Ултиш Альто-тэм. Стоит обратить внимание, что этот вампир не трогает людей, которые живут на его территории.
  • Веталы. Эти существа относятся к индийским рассказам. Вампироподобные создания вселяются в умерших.
  • Хромающий труп. Китайский аналог европейского вампира, только первый питается не кровью, а эссенцией жертвы (ци).
  • Стрикс. Птица, бодрствующая в ночное время и в качестве пищи употребляющая человеческую кровь. Римская мифология.

Также вопрос о том, существовали ли на самом деле вампиры, поднимались в разные времена у разных народов.

Споры о вампирах

В истории были случаи, когда объявлялась охота на вампира. Это происходило в XVIII веке. На территории начиная с 1721 года, начали появляться жалобы жителей на нападения вампиров. Причиной были странные убийства местных жителей. Самое интересное было то, что тела у убитых были обескровлены.

После этих случаев известный учёный Антуан Августин Кальме в своих книгах поднял вопрос о том, существовали ли на самом деле вампиры. Он собрал необходимую информацию и написал трактат о данных случаях. Многие учёные начали задаваться данным вопросом, стали вскрывать могилы. Всё закончилось запретом императрицы Марии-Терезии.

Современные вампиры

Существует большое количество народных рассказов, мифов, фильмов о вампирах. Всем известно, что это выдумки, но влияние и мифологии, образно говоря, подарило кровь вампира некоторым современным людям. Эти представители являются участниками одной из многочисленных субкультур современности - вампиризма.

Люди, считающие себя вампирами, ведут себя наподобие выдуманных кровососущих существ. Одеваются в черную одежду, устраивают собственные мероприятия, а также пьют человеческую кровь. Только последнее действие не относится к убийствам. Обычно жертва самостоятельно отдаёт часть себя, чтобы современные вампиры, если можно так сказать, смогли подкрепиться.

Энергетические вампиры

Вопрос о том, существовали ли на самом деле вампиры,задаётся многими людьми. С большей степенью вероятности можно сказать о существовании настоящих вампиров с энергетической точки зрения. Иначе говоря, о существовании энергетических вампиров.

Этими существами являются люди, которые питаются энергетической силой других людей. Обычный человек пополняет запасы энергетики доступными способами: еда, развлечения, просмотр фильмов и т. п. А энергетическим вампирам этого не хватает, они также питаются энергетикой других людей, ухудшая состояние своих жертв.

Заключение

Можно долго разговаривать на данную тему, но всё это останется неподтвержденным. В этом мире множество фактов остаются за гранью современной науки и данные мифы и рассказы также будут всего лишь предположениями и догадками. Современному человеку остаётся только читать интересную мистическую литературу и смотреть фильмы, размышляя над этими вопросами.

by Записки Дикой Хозяйки

Вера в сверхъестественных созданий, питающихся кровью, была присуща людям с давних пор. А в последнее время возник целый «вампирский» культ, включающий особый, готический стиль одежды и макияжа, а также многочисленные книги и фильмы о вампирах, на любой читательский и зрительский вкус. Но являются ли вампиры исключительно фольклорными персонажами?

Существуют вампиры или нет?

Самое интересное, что имеются официально задокументированные случаи появления вампиров. Так, в 1721 году в Восточной Пруссии скончался 62-летний Петер Благоевич. После кончины он якобы повадился навещать своего сына. Вскоре сына нашли мертвым. Впоследствии покойный напал также на нескольких соседей и пил их кровь, отчего они тоже умерли.

Несколько лет спустя скончался некий Арнольд Паоле из Сербии, при жизни утверждавший, что на него во время сенокоса напал вампир. После его смерти скончалось еще несколько его односельчан, и начали поговаривать, что это Паоле стал вампиром и охотится на людей...

Эти два эпизода расследовались властями. Однако сведения все же собирались со слов местных жителей, веривших в вампиров. Тем не менее, поднялась паника, и селяне принялись раскапывать могилы тех, в ком они подозревали вампиров.

Меж тем «эпидемия» вампиризма распространилась и на другие страны. В 1892 году в Род-Айленде (США) умерла 19-летняя Мерси Браун. После этого кто-то из ее близких заболел туберкулезом. Посчитав, что во всем виновата Мерси, ее отец и семейный доктор два месяца спустя после кончины девушки вытащили труп из гробницы, вырезали сердце и сожгли его...

Современные вампиры

Вера в вампиров сохранилась и по сей день. В 2002-2003 годах «вампирской» истерией оказалась охвачена африканская страна Малави. Местные жители попытались забить камнями нескольких человек, подозреваемых в том, что они вампиры. Один из них был забит насмерть. Кроме того, малавийцы обвиняли правительство в... сговоре с вампирами!

В феврале 2004 года родные покойного Тома Петре, опасаясь, что он превратился в вампира, вытащили его труп из могилы, вырвали сердце, сожгли его и, смешав пепел с водой, выпили этот «коктейль».

Пожалуй, первую попытку дать научное объяснение феномену «вампиризма» сделал в 1725 году исследователь Майкл Ранфт в своей книге «De masticatione mortuorum in tumulis». Он написал, что смерти при контакте с «вампиром» могли происходить из-за того, что «контактеры» заражались трупным ядом или тем заболеванием, от которого страдал при жизни этот человек. Помимо этого, у впечатлительных близких «вампира», верящих в его «воскрешение», мог начаться бред, в результате чего им казалось, что умерший выходит из могилы, общается с ними и проч.

Вампиризм - это болезнь?

Только во второй половине XX столетия была открыта болезнь под названием порфирия. Она встречается у одного на 100 тысяч человек, но при этом носит наследственный характер. При порфирии организм не может производить красные тельца, являющиеся основным компонентом крови. В результате в крови возникает дефицит кислорода и железа, нарушается пигментный обмен, и под воздействием ультрафиолета начинается распад гемоглобина - отсюда и миф о том, что вампиры боятся солнечного света.

Кожа у больных порфирией приобретает коричневый оттенок, истончается и на солнце покрывается шрамами и язвами. Из-за того, что кожа вокруг губ и десен высыхает и становится жесткой, обнажаются резцы, и создается эффект оскала, что порождает, в свою очередь, легенды о «вампирских клыках». Зубная же эмаль может стать красноватой или красновато-коричневой. Наконец, порфирики не могут есть чеснок, так как содержащаяся в нем сульфоновая кислота усугубляет недуг. В отдельных случаях заболевание сопровождается и психическими расстройствами.

Предполагается, что порфирией страдал валашский воевода Влад Цепеш по прозвищу Дракула, ставший прототипом героя знаменитого романа Брэма Стоукера. Имеются сведения о том, что около 1000 лет назад порфирия была распространена в небольших деревушках Трансильвании, где, скорее всего, совершалось много близкородственных браков.

Наконец, существует психическое расстройство под названием «синдром Ренфилда» (в честь еще одного персонажа Брэма Стоукера), при котором больного тянет пить кровь людей или животных. Им страдали некоторые серийные маньяки, например, Петер Кюртен из Германии и Ричард Трентон Чейз из США. Они убивали своих жертв и пили их кровь.

Пожалуй, лишь такие личности действительно заслуживают звания «вампиров». А вот поверья о бессмертных существах, поддерживающих свою жизненную силу за счет чужой крови - не что иное, как вымысел.

ПРАВДА И МИФЫ О ВАМПИРАХ

Дракула. У миллионов людей это имя связано с образом легендар- ного вампира из мрачной и загадочный страны Трансильвании - днем он притворяется безжизненным телом, а ночью выходит на охоту - со- вершает убийства, наводя ужас на людей, начиная аж с 1897 года. Именно в тот год он стал главным действующим лицом имевшего ошеломляю- щий успех романа ужасов Брэма Стокера. Но не все знают, что имя бессмертного персонажа Стокера позаим- ствован у настоящего Дракулы, жившего в реальной Трансильвании за четыре века до этого. И хотя тот Дракула не был вовсе кровопийцей в прямом смысле этого слова, он стяжал себе сомнительную славу как кро- вавый тиран, чьи жестокости стали самым, пожалуй, ярким примером садизма. Настоящий Дракула родился в 1430-м или 1431 году в старом Трансиль- ванском городке Сигишоара и был вторым сыном Влада II князя Вала- хии Унаследовав власть отца, он стал Владом III, хотя больше был изве- стен как Влад Цепеш, то есть Сажатель-на-Колья Отца его звали Дракул, «дьявол» - может, от того, что он был неустрашимым бойцом или же из- за того - и это вернее всего, - что являлся членом католической секты Орден дракона, а в тех областях дракон был синонимом дьявола. Во вся- ком случае, Влад III нарек себя Дракулой, сыном Дракула. Сам по себе он был храбрым воином, но подчас трудно было по- нять, чью сторону он занимал в той или иной схватке между восточными и западными государствами, церквями и культурами, смешавшимися в его империи. То он склонялся к туркам, то к венграм, от римской като- лической церкви переходил к ортодоксальной, воевал под знаменами ис- лама на стороне османов. В политическом хаосе той эпохи он никогда твердо не стоял на ногах. Трижды терял и вновь приобретал Валахию - часть Южной Румынии, включающую и области Трансильвании. Впервые он оказался на валахском троне в 1448 году, на который его посадили турки, после того как отец и старший брат пали от рук венгерс- ких шпионов. Напуганный турками, которые одно время покровитель- ствовали ему, он бежал, но вернулся на трон в 1456 году, уже при поддер- жке венгров. Следующие шесть лет его правления отмечены жестокостя- ми. В те времена пытки и убийства политических противников были обыч- ным делом - XIV-XV века остались в истории как столетия неслыхан- ных зверств и преступлений. Но Влад, ставший впоследствии примером для Ивана Грозного, превзошел все зверства даже тех лет. Число его жертв не поддается счету. По одной из легенд, он заманил в засаду отряд турок, с которыми должен был провести мирные переговоры. Он пригласил их в город Тирговиште, содрал одежду, посадил на колья и сжег живьем. На все времена Дракула останется синонимом вампиризма - в пе- реносном смысле этого слова. А что в буквальном? Сербский крестьянин Петер Плогоевиц умер в 1725 году и был по- гребен в родной деревне Кизилова. Чуть менее двух месяцев спустя другие девять крестьян - молодые и старые - скончались в течение недели. На смертном одре все они заявили, что Плогоевиц явился к ним во сне, ложился на них и высасывал из них кровь. То есть он, вместо того чтобы мирно спать в могиле, превратился в вампира. Жена, вернее, вдова его только подлила масла в огонь, поведав соседям в доверительной беседе, что ее бывший муж являлся к ней за сапогами. А позже она вообще сбе- жала из Кизиловы жить в другую деревню. В те времена эта часть Сербии находилась под австрийским имперс- ким правлением. Чиновники-бюрократы наводнили сербские земли, со- здавая видимость напряженной работы. Один из таких «деятелей» был направлен в Кизилову, чтобы присутствовать на вскрытии могилы Плого- евца и засвидетельствовать таинственные превращения. Имперскому инспектору Градишского района совсем не хотелось заниматься эксгумацией, но жители были непреклонны Они заявили, что если им не позволят обследовать злосчастное тело, они бросят деревню прежде, чем злой дух уничтожит их всех. Так что бюрократу в компании со священником пришлось участвовать во вскрытии могилы Плогоевица и засвидетельствовать следующее: «Тело, за исключением носа, частично провалившегося, абсолютно свежее. Волосы и борода, а также ногти, ста- рые из коих обломились, продолжают расти; старая кожа отслоилась, а новая появилась под ней. Не без удивления обнаружил я кровь на его рту, которую, по наблюдениям, он высасывал из убиенных граждан...» Эти детали, свидетельствовавшие о том, что тело не подверглось тле- нию, «доказывали», что оно принадлежит вампиру. Подгоняемые стра- хом, крестьяне быстро вырезали деревянный кол и вогнали Плогоевицу прямо в сердце, при этом из груди его, ушей и рта полилась свежая кровь. Тело было сожжено, а пепел развеян. Плогоевицу довелось жить в эпоху, когда в Восточной Европе вовсю гуляли легенды и мифы о вампирах. В XVII-XVIII веках здесь повсемес- тно верили в то, что покойники обретают бессмертные души и нападают на живых, и лишить их жизни можно было только определенными мето- дами. Но представления об этих жутких созданиях и их кошмарной стра- сти к крови были далеко не одинаковы в разных уголках Европы. Это началось задолго до того, когда жил Плогоевиц, и продолжалось еще века. Даже в 1912 году один венгерский фермер был убежден, что умерший 14-летний мальчик посещает его по ночам. Если верить сообще- нию английской газеты «Дейли телеграф», перепуганный крестьянин и его друзья выкопали тело несчастного, положили ему в рот три дольки чеснока и три камешка, а затем пригвоздили колом к земле, воткнув его прямо в сердце. А полиции заявили, что совершили это, чтобы навсегда прекратить ночные визиты. Страхи эти и сегодня ютятся на задворках подсознания. Вот почему вампиры так часто появляются на страницах современных книг и в филь- мах. В них живет неизбывный эротический элемент, они приходят под покровом ночи, вгрызаются в шеи жертв, парализованных страхом и же- ланием... Но невзирая на образ графа Дракулы, порожденный богатым вооб- ражением романиста Брэма Стокера и ставший моделью для многих ки- норежиссеров, увлекающихся темой вампиризма, далеко не все вампиры встают из гробов и превращаются в летучих мышей, чтобы перелетать с места на место. (Вероятно, форма летучей мыши - изобретение самого Стокера. До него, по фольклору, вампиры обращались в каких угодно животных, но только не в летучих мышей!) Есть и живые люди, которые считали себя вампирами (и даже сегодня отождествляют) и которые му- чают и убивают безвинных жертв, справляя свою кровавую тризну. Во всяком случае, в любой форме вампиризм владел умами на протяжении столетий. По мере того как христианство распространялось по Европе, мно- жились и рассказы о вампирах. Книга «Молот ведьм», впервые опублико- ванная в 1481 году, описывает процедуры выявления и наказания вамли- ров и иных паранормальных существ. Вампиров безжалостно выкапыва- ли и обезглавливали. Такие истории пополняли фольклор народов всего мира на протяжении столетий. Но сообщения о вампирах, какими мы представляем их сегодня, похоже, впервые появились в XVI веке в Вос- точной Европе, там, где сегодня находятся Венгрия и Румыния. В 1526 году турецкий султан Сулейман Великий нанес поражение в битве вен- герскому королю. Венгрия была поделена на три части: одной правили сами турки, другая досталась Габсбургам, а третья, независимая Трансиль- вания, управлялась мелкими удельными князьками. Именно в этих от- даленных областях и расцвели буйным цветом предрассудки, связанные с вампиризмом. Трансильвания - земля, где то и дело шли кровопролитные бои и знать строила мрачные замки на пологих склонах Карпат, - всегда счи- талась достаточно таинственным местом. Поросшие лесом горы населя- ли глубоко религиозные крестьяне, которые свято верили, что душа мо- жет отлетать от тела еще при жизни и путешествовать по миру аки птица или любое другое животное. В «Дракуле» Стокер наглядно описывает эту ситуацию: «Среди населения Трансильвании четко выделяются четыре на- родности: саксы на юге и смешанные с ними валахи (румыны), которые являются потомками даков; мадьяры на западе и шекели на западе и севе- ре. Я где-то читал, что самые глубокие предрассудки рождаются в предго- рьях Карпат, как в центре воображаемого водоворота». Жизнь в центре такого водоворота была сущим адом для трансиль- ванских крестьян, зависевших от своих земельных наделов. Эпидемии, зарождавшиеся здесь, молниеносно распространялись по округе и опус- тошали целые города. Эти страшные события только усиливали веру B) вампиров, на которых часто возлагали ответственность за любую смерть.; Беспомощные перед эпидемиями, жители закапывали покойников немедленно после смерти, к сожалению, нередко до того, как человек умер и пребывал в состоянии каталепсии, при которой дыхание может прерываться. Несчастные жертвы просыпались в могилах и пытались выб- раться наружу. Позднее грабители или обычные жители, встревоженные мыслями о том, что похороненными могут оказаться вампиры, выкапы- вали их и с ужасом обнаруживали скрюченные тела тех, кто безуспешно пытался выбраться из могильного плена. Зная уровень образования тех людей, нетрудно предположить, ка- кой ужас охватывал их, когда они вскрывали захоронение и видели кровь под ногтями или в разинутом в последнем крике рту трупа. И, конечно же, становилось ясно, что отрыт очередной вампир. А уж если гроб от- крывали, как говорится, вовремя, когда тело еще подавало призраки жиз- ни, все показатели вампиризма были налицо, и кол, воткнутый в грудь, завершал все мучения несчастного. Считалось, что полнокровный человек может быстрее оказаться жертвой вампира и сам превратиться в такового, ибо укус влечет за собой обращение (как в случаях с бешеными собаками), но в европейском фоль- клоре сохранились предания о том, что некоторые люди проявляли боль- шую склонность к вампиризму, чем другие. К тем, кто жил «на дне» об- щества, всегда относились с подозрением, и именно их подозревали в воз- вращении из могилы. Еще подозревали рыжих, родившихся в «сорочке» младенцев, появившихся на свет в Рождество, и вообще всех, родившихся при необычных обстоятельствах, или, например, с заячьей губой, дефор- мацией черепа или конечностей, а еще тех, чье поведение было отлично от общепринятого. В Греции, где люди в основном темноглазые, те, кто с голубыми глазами, считались вампирами. Самоубийцы были первыми кан- дидатами на возрождение в качестве кровососов, потому что их отлучила от себя церковь. Древние греки хоронили покойников с оболом (греческая монета) во рту. Она мешала войти через рот злым духам. А в XIX веке греки похо- жим образом препятствовали проникновению вриколкас, закрепляли на устах погибшего восковой крест. Венгры и румыны хоронили трупы с серпами у шеи, на тот случай, если труп захочет подняться из могилы: он сам срежет себе голову. Не- которые наиболее рьяные жители клали еще и серп у сердца - специ- ально для того, кто никогда не был женат и поэтому подвергался риску превратиться в стригоя, или вампира. Финны, например, связывали руки и ноги у трупов или же втыкали в могилы колья, чтобы пришпилить тело к земле. Иногда с вампирами пытались бороться истинно детскими способа- ми. В Восточной Европе вывешивали на окнах и дверях крушину и боя- рышник - последний считался кустарником, которым был украшен ве- нец Иисуса, - вампир напорется на его колючки и не пойдет дальше. Зерна проса, по преданию, также должны были отвлечь внимание вос- ставшего из гроба вампира ~ он бросится собирать их возле могилы и забудет о своей жертве Считалось, что дыхание вампира зловонно, но и сами вампиры не выносят сильных запахов, например, чесночного, поэтому в могилы час- то опускали головки чеснока, вешали вязанки его на шею умершего. И, как и прочие злые духи, вампиры всегда боялись серебряных изделий и изображений креста, который вешали на дверях и воротах для недопуще- ния бессмертных душ. Люди спали, держа под подушками острые предме- ты. Доходило даже до того, что, боясь ночных визитов вампиров, раскла- дывали человеческие фекалии на своей одежде и даже клали их себе на Фудь. Если по какой-либо причине тела были неправильно похоронены "ли амулеты оказывались бесполезными, живые искали виновных - тех, ^то преодолел барьер смерти и вернулся назад, - и убивали их. В некото- рых культах сохранялась стойкая вера в то, что лошадь не переступит могилу вампира. Для этой процедуры обычно подбирали одноцветную лошадь, черную или белую, а управлял ею юный девственник. В Сербии могилами вампира считались любые провалившиеся от старости захоронения. Охотники за вампирами эксгумировали многие тела и обследовали их на предмет принадлежности к вампирам - по тому, насколько они разложились. Независимо от метода обнаружения, сред- ства убиения вампиров были весьма разнообразны и включали не только осиновый кол, но и сожжение, обезглавливание или же сочетание все> трех способов. В странах Восточной Европы в старину вскрывали могила подозреваемого в вампиризме, набивали ее соломой, протыкали тело ко- лом, а потом все вместе поджигали. Часто трупу отрубали голову, исполь- зуя для этого лопату могильщика. Голову затем размещали у ног покой- ника или возле таза и для надежности отгораживали от остального телг валиком из земли. Болгары и сербы помещали возле пупка ветки боярыш- ника и брили все тело, за исключением головы. Кроме того они разрезал! подошвы ног и клали ноготь позади головы. Когда кол протыкал тело вампира, свидетели часто отмечали неки звуки, чаще всего хрипы, а также изливание темной крови. Звуки возника- ли обычно из-за того, что выходил оставшийся в легких воздух, но эт(воспринималось иначе - значит, тело было живо и оно принадлежит вам- пиру! Раздутое тело в гробу и следы крови во рту и в носу сегодня счита ются обычными признаками разложения примерно через месяц посл смерти - как раз именно в этот период большинство тел подвергалосі эксгумации на предмет выявления вампиров. Вера в оживших мертвецов оказалась настолько сильной и настоль ко глубоко укоренились в памяти людей ужасные предания, что образо^ ваннейшие умы той эпохи стали записывать конкретные рассказы. Карл- Фердинанд де Шару написал книгу «Магия постхума», она вышла в Чехии в 1706 году. Де Шару рассматривал вопрос вампиризма с точки зрения юриста и предлагал законные средства борьбы с таинственными суще- ствами. Он пришел к выводу, что закон позволяет сжигать трупы. Много фактов о вампирах в тот период собрал Дом Августин Калмэ | (Калмет), французский монах-бенедектинец и библиограф, опублико-Г вавший в 1746 году книгу под названием «Диссертация о появлении анге-^В лов, демонов и призраков, а также о проявлениях вампиров в ВенгрииЦ Богемии, Моравии и Силезии». Английское издание появилось 13 лет^и спустя и нашло широкий отклик, поскольку было проникнуто духом^И христианской веры. (Фрагменты из русского перевода книги мы приво дим ниже.) Калмэ, добивавшийся решения вопроса о вампиризме, отнесся і вопросу о реальности этого явления со всей ответственностью. «Те, кто верят в них, обвинят меня в поспешных и надуманных вы- водах, втом, что я выражал сомнения или же подвергаю насмешкам сам факт существования вампиров; другие заявят, что я понапрасну трачу время на пустяки, которые якобы выеденного яйца не стоят, - писал он. - Но что бы об этом ни думали, я все равно буду заниматься этой темой, кото- рая представляется мне весьма важной с религиозной точки зрения». Дом Калмэ попытался объяснить наиболее загадочные стороны вам- пиризма - как, например, тело может покинуть могилу, плотно засы- панную полутора-двухметровым слоем земли? Или в теле в самом деле есть дух, покидающий труп? Что придает трупам такую дьявольскую силу? Почему трупы такие свежие? Калмэ поведал историю о солдате, стоявшем на довольствии в од- ном крестьянском хозяйстве на границе Венгрии, который обычно са- дился за стол обедать с хозяевами поместья. Однажды с ними сел какой- то мужчина, которого солдат раньше никогда не видел, и он очень напу- гал всех, главным образом, хозяина. Солдат не знал, что ему делать. На следующий день хозяин поместья умер, а когда солдат спросил, что же случилось, ему объяснили, что этот странный человек - отец хозяина, умерший более десяти лет назад, и на этот раз он принес сыну известие о его скорой смерти. Отец, ясное дело, был вампиром. Когда солдат поведал эту историю своему командиру, тот - а это был граф Кабрерский - приказал расследовать случай. Вместе с хирур- гом, нотариусом и несколькими офицерами он навестил этот дом и услы- шал ту же историю об отце. Селяне выкопали его тело, и «оно было в таком состоянии, будто его только что зарыли, и кровь была как у живо- го». Граф приказал отрубить ему голову, а тело сжечь. Комиссия обследовала останки других вампиров, включая человека, похороненного более 30 лет назад. Тела всех троих подвергли той же риту- альной церемонии. Собрав всю полученную информацию, в том числе свидетельства графа Кабрерского, Калмэ пришел к заключению: «Обстоятельства, упо- мянутые в отчете, настолько уникальны, а также весомы и прилежно за- документированы, что невозможно во все это не поверить». Но он выка- зал и долю скепсиса, предположив, что поспешное захоронение человека, находящегося в состоянии комы, транса или паралича, тоже может выз- вать такие удивительные последствия. И он назвал практику умерщвле- ния и сжигания таких тел порочной и ошибочной и дивился тому, как власти могут давать на это разрешение. Более чем через сто лет после того, как Дом Агустин Калмэ сфоку- сировал внимание на том, как вампиры могут выбираться из могил, француз Адольф д"Ассье, член бордосской Академии наук, пришел к заключению, что тела вампиров наполнены некой жидкой субстанцией, «которая от- ветственна за некоторые функции». В своем труде о призраках, датиро- ванном 1887 годом, д"Асье писал, что призрак вампира становится но ным мародером по воле своего повелителя. «Борьба за существование продолжается в могилах с тем же ожест чением, жестокостью и цинизмом, как и среди живых людей». Д"Асье у верждал, что кровь, которую высасывает призрак, поступает в органы, предупреждая разложение, обеспечивая свежесть кожи и членов и крас- новатый цвет мягких тканей. «Смертельный цикл может быть нарушен только посредством выкапывания трупа и сжиганием последнего». Известный своей эксцентричностью английский исследователь Монтегю Саммерс посвятил значительную часть жизни изучению «ужас- ных вещей, что лежат на самом дне цивилизации», в том числе и вам- пиризму. Саммерс до сих пор считается лучшим специалистом по этой теме благодаря двум своим работам «Вампир и его родня» и «Вампир в Европе». По своей сути работа Саммерса представляла собой исследование любых превращений как таковых. Его интерес к вампиризму, а также к ликантропии и колдовству был настолько велик, что он оставил англи- канскую церковь, к которой принадлежал, будучи дьяконом, и стал при- верженцем римской католической церкви. Ему нужна была строгая магия католических ритуалов изгнания дьявольских сил. Являясь авторитетом в литературе периода реставрации, Саммерс завоевал уважение коллег, не- смотря на свою экстравагантную привычку носить странные одеяния, старые туфли и пурпурного цвета калоши XVII века. Завитые волосы его больше напоминали парик. С собой он всегда носил трость из слоновой кости с серебряной рукояткой, которая при ближайшем рассмотрении оказывалась исключительно нескромным изображением Зевса в форме лебедя, похищающего красотку Леду. Саммерс родился в 1880 году, 10 апреля, в глубоко религиозной ce- мье в Клифтоне, пригороде Бристоля, что на юго-западе Англии. С лите- ратурой XVI-XVII веков он познакомился в прекрасной библиотеке Тел- лисфорд-Хауса. Учась в Клифтонском колледже, много читал о мистике,- стал интересоваться католицизмом, несмотря на то, что семья была про- тестантской. В 1899 году окончил Тринити-колледж в Оксфорде, в кото-s ром за свой вспыльчивый нрав получил кличку Характер. Продолжал обу- чение в Личфилдском теологическом колледже, был возведен в сан дья- кона в 1908 году и получил приход в бристольском пригороде Биттоне, но, недолго работал там, поскольку был уличен в гомосексуальной связи с- другими служителями церкви. , Покинув Биттон, Саммерс полностью отдался изучению темных сторон сознания, в частности вампиризма; перешел в католичество в 1909 году. Теперь он называл себя не иначе как преподобный Альфон Джозеф-Мария Август Монтегю Саммерс и содержал дома частную мо- лельню. Читатели его «Колдовства и демонологии», писал один из рецен- зентов, несказанно удивлялись, узнав, что автор верит в дьявола как выс- шего вершителя всего зла, в том числе и колдовства, и разделяет все сред- невековые предрассудки. Саммерс переводил и издавал многие ранние работы по колдовству, две из которых были конфискованы полицией. Из- дателя обвинили в непристойном поведении. Тираж его книги в 1934 году было приказано уничтожить. Хотя тональность книг Саммерса всегда была вполне нормальной, его стали обвинять в участии в черной мессе в 1913 году. Он проводил много времени во Франции и Италии «по состоянию здоровья», однако считалось, что он занимается там оккультизмом. Вплоть до самой смерти в 1948 году он тихо и мирно жил в разных городах Англии, писал книги и собирал библиотеку литературы обо всем странном и необъяснимом. В Оксфорде, где он какое-то время работал в Болдеанской библиотеке, местные жители прозвали его доктором Фаус- тусом. В Оксфорде шептались, что или Саммерс прогуливается со своим секретарем, или секретарь с собакой, или Саммерс с собакой, но никогда все трое не ходили вместе - и это явно неспроста. Это колдовство или еще что похуже... На самом же деле вся жизнь Монтегю Саммерса была удивительной смесью горячей веры в учение католической церкви и увле- чения и поклонения дьявольским силам. Саммерс на основании длительных исследований пришел к выводу, что далеко не все истории о вампирах выглядят так уж традиционно. В темных анналах истории, как, впрочем, и в газетах новой эры, сохрани- лись сведения о живых, современных нам людях, которые становятся вам- пирами из-за непреодолимой тяги к человеческому мясу и крови. В эту особую категорию вампиров Саммерс включил 14-летнюю девочку из Франции, которая любила пить кровь из свежих ран, итальянского банди- та Гаэтано Маммоне, у которого была «привычка припадать губами к ра- нам своих несчастных пленников», а также каннибалов всех времен и народов. Сюда же относятся те, кто питает аналогичное пристрастие к трупам, а не к живым людям. «Вампиризм, - говорил Саммерс, - пред- ставляется в более ярком свете, это вообще какое-либо осквернение тру- пов, и нет преступления более ужасного и отталкивающего». Последняя сентенция равным образом относится и к живым вампи- рам, и к тем, кто выкапывает тела, подозреваемые в вампиризме. А что же происходит в наши дни? Если предположить, что сегодня среди вампиров существует такая же иерархия, как и среди обычных людей, то с Кейн Пресли может срав- ниться разве что граф Дракула. После того как госпожа Пресли дала ин- тервью автору нашумевшей в США книги о вампирах «В крови что-то есть», ей буквально не дают прохода на улочках ее родного города Эль- Пасо, расположенного в Техасе. Более того, к ней приходят целые горы писем от журналистов из Аргентины, Венесуэлы, Мексики, Франции, Англии и Австралии, которые умоляют вампиршу поговорить с ними. Интерес репортеров к Пресли подофевает и то, что, согласно приведен- ным в книге данным, в Америке сегодня живет около 8 тысяч вампиров. «Я никак не ожидала, что стану то ли звездой, то ли пугалом», - говорит 38-летняя госпожа Пресли, вампирский стаж которой составил уже без малого 30 лет. «Все интересуются примерно одним и тем же: сплю ли я в гробу и есть ли у меня клыки», - рассказывает она. И хотя клыков у нее нет и не было, многие полагают, что в ее внешности есть что-то «вампирское» - например, тонкое, бледное лицо, обрамленное черны- ми волосами. Образ вампирши дополняет темная одежда и губная помада кроваво-красного цвета. По словам госпожи Пресли, ей ежедневно необходим «как воздух» один-другой стаканчик крови. Свою потребность она удовлетворяет сле- дующим образом: либо предлагает мужчинам секс в обмен на их кровь, либо обращается к местной молочнице, которая дает ей немного коровь- ей крови. Годами Пресли стеснялась своего пристрастия и не говорила о нем никому, кроме ближайших друзей. Однако один из ее приятелей не смог держать язык за зубами, и тайна стала известна всем знакомым Пре- сли. Некоторые из них отвернулись от нее, однако многие отнеслись к этому спокойно. Несмотря на ажиотаж, который начался вокруг Пресли, она отнюдь не тяготится вниманием публики. «Я хочу пояснить людям, что мы вовсе не убийцы, а просто жаждем крови», - говорит она. По ее словам, во время «трапезы» она слегка надрезает руку «донора» с внутренней сторо- ны и сосет кровь крайне осторожно, чтобы не купировать вену. «Это на- много приятнее секса и гораздо более интимно. Причем не только для меня. Люди, отдающие свою кровь, сильно привязываются ко мне», - утверждает госпожа Пресли. Среди писем, которые получает вампирша, есть и предложения от добровольных доноров. Однако весьма значительная часть почты прихо- дит от недоброжелателей. Так, например, один человек из Огайо пообе- щал приехать и, как положено, воткнуть в вампиршу кол. Она кротко ответила ему: «Попробуйте!» ...ФБР объявило Пола Мерриота одним из самых опасных преступ- ников Америки. Он совершил 38 нападений на молодых девушек и выса- сывал у них кровь. «Я понимаю, что это напоминает фильмы ужасов, - говорит сотрудник ФБР Джон Стоктен. - Но, к сожалению, опасность, которую он представляет, вполне реальна. Мерриот - свирепый хищ- ник, которого ничто не может остановить в его неукротимой жажде кро- ви. Жертвами его нападений уже стали жители 11 штатов. Но ни у кого из нас пока нет сведений о местонахождении чудовища». По данным специалистов, Мерриот страдает редким генетическим заболеванием, вызывающим жажду человеческой крови, что, по любым медицинским определениям, делает его вампиром. ФБР удалось выяснить, что преступник говорил своим жертвам, будто он родом из Джорджии и ночует в гробах. Первое преступление он совершил в Нью-Йорке в янва- ре 1994 года. С тех пор путешествовал по всей стране, время от времени нападая на молодых девушек. В сентябре он был арестован за многократ- ное нарушение правил дорожного движения в маленьком городке в Ала- баме, но сбежал из-под стражи через несколько часов. Больше его никто не видел. Из протокола, который был составлен при аресте, известно, что Мерриоту 42 года, его рост - 188 сантиметров, вес - 86 килограммов. Поймать его пока не удается. Быть может, еще и потому, считают специ- алисты из ФБР, что, как известно, вампиры боятся дневного света и на охоту выходят только ночью.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: