Возникновение религии и искусства в первобытном обществе. Возникновение искусства и религиозных верований Зарождение искусства и религии в древности

Религия (лат. religio - благочестие, набожность, святыня, предмет культа) - специфическая форма общественного сознания, мировоззрение и мироощу­щение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «свя­щенного», т. е. той или иной разновидности сверхъесте­ственного.

По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего на­учному. Главный признак религии - вера в сверхъестественное, но это не значит, что религия и есть отношение, связывающее человека с богом, как её определяют обычно теологи. «…Всякая религия является не чем иным, как фанта­стическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседнев­ной жизни - отражением, в котором земные силы при­нимают форму неземных». В религии человека порабощают продукты его собственного воображения. Религия представляет собой не только специфическую форму общественного сознания, но и выполняет функцию регулятора общественного поведения.

Согласно современным научным данным, религия возникла, по-види­мому, в эпоху верхнего палеолита (каменный век) 40–50 тыс. лет назад на относительно высокой ступени развития первобытного общества. Памятники верхнепалеолитического искусства запечатлели зарождение культа животных и охотничьего колдовства. О наличии религиозных веровании свидетельствуют также верхнепалеолитические погребения, отличающиеся от более ранних обычаем хоронить умерших с орудиями труда и украшениями. Это говорит о зарождении представлений о посмертном существовании - о «мире мёртвых» и «душе», которая продолжает жить после смерти тела. Аналогичные представления и сопутствующие им обряды сохранились вплоть до нашего времени.

Возникновение религии связано с таким уровнем развития человеческого интеллекта, когда появляются зачатки теоретического мышления и воз­можность отрыва мысли от действительности (гносеологические корни религии): общее понятие отделяется от обозначае­мого им предмета, превращается в особое «существо», так что на основе отражения человеческим сознанием того, что есть, в нём могут появиться представления о том, чего в само́й реальной действительности нет. Эти воз­можности реализуются лишь в связи со всей совокуп­ностью практической деятельности человека, его общественных отношений (социальные корни религии).

На первоначальных ста­диях человеческой истории религия есть продукт ограниченности практического и духовного овладения миром. В первобыт­ных религиозных верованиях запечатлено фантастическое осозна­ние людьми их зависимости от природных сил. Не от­деляя ещё себя от природы, человек переносит на неё отношения, складывающиеся в первобытной общине. Объектом религиозного восприятия становятся именно те при­родные явления, с которыми человек связан в своей по­вседневной практической деятельности и которые имеют для него жизненно важное значение. Бессилие человека перед природой вызывало чувство страха перед её «таинственными» силами и непрестанные поиски средств воз­действия на них.


Кратко (В первобытном обществе религия существовала в формеполидемонизма илиязычества (поли - много, демон - название стихийной природной силы, которую в полном смысле слова еще нельзя назвать Богом, но, тем не менее, она обладала сверхъестественной силой). В содержательном отношении у разных народов были разные представления о богах и устройстве мира. Однако в рамках полидсмонизма можно выделить формы культа, которые встречаются у всех народов: анимизм, аниматизм, тотемизм, магия, фетишизм, шаманизм).

Простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад. Именно к этому времени относится появление человека современного типа (homo sapiens), который значительно отличался от своих предполагаемых предшественников физическим строением, физиологическими и психологическими характеристиками. Но самое главное его отличие состояло в том, что он был человеком разумным, способным к абстрактному мышлению.

О существовании религиозных верований в этот отдаленный период человеческой истории свидетельствует практика захоронения первобытных людей. Археологами установлено, что их хоронили в специально приготовленных местах. При этом предварительно осуществляли определенные обряды подготовки умерших к загробной жизни. Их тела покрывали слоем охры, рядом с ними помешали оружие, предметы домашнего обихода, украшения и т. п. Очевидно, в то время уже складывались религиозно-магические представления о том, что умерший продолжает жить, что наряду с реальным миром существует иной мир , где обитают умершие.

Религиозные верования первобытного человека отражены и в произведениях наскальной и пещерной живописи , которые были обнаружены в XIX-XX вв. в Южной Франции и Северной Италии. Большинство древних наскальных рисунков - это сцены охоты, изображения людей и животных. Анализ рисунков позволил ученым сделать вывод, что первобытный человек верил в особого рода связь между людьми и животными, а также в возможность воздействовать на поведение животных с помощью некоторых магических приемов.

Было установлено, что у первобытных людей имело широкое распространение почитание различных предметов, которые должны приносить удачу и отводить опасности.

Духовная культура, формируясь в течение веков и тысячелетий, ориентировалась на выполнение, по крайней мере, двух социальных функций – выявление объективных законов бытия и сохранение целостности социума. Иначе говоря, речь идет о познавательной функции, которую реализует в системе духовной культуры наука (отчасти и искусство), и функции общелогической, регулятивной, которую выполняют политическая, правовая и моральная культура, религия, искусство. Эти элементы духовной культуры осуществляют «теоретическое» и «практическо-духовное» освоение действительности. Какое место в этом освоении занимает религия? Ограничимся рассмотрением взаимодействия религии с искусством, моралью и наукой.

Религия – весьма многогранное, разветвленное, сложное общественное явление, представленное различными типами и формами, самыми распространенными из которых являются мировые религии, включающие многочисленные направления, школы и организации.

В истории культуры особое значение имело возникновение трех мировых религий: буддизма, христианства и ислама. Эти религии внесли существенные перемены в культуру, вступив в сложное взаимодействие с различными ее элементами и сторонами.

Термин «религия» латинского происхождения и означает «благочестие, святыня». Религия – это особое мироощущение, соответствующее поведение и специфические действия, основанные на вере в сверхъестественное, нечто высшее и священное. Она предстает такой формой отражения действительности, в которой преобладает психологический, иррациональный элемент – различные состояния души, настроения, грезы, экстаз. Однако основой религии является вера в бога, бессмертие души, потусторонний мир, т. е. мифы и догмы.

Религия и искусство

Во взаимодействии с искусством религия обращается к духовной жизни человека и по-своему интерпретирует смысл и цели человеческого бытия. Искусство и религия отражают мир в форме художественных образов, постигают истину интуитивно, путем озарения. Они немыслимы без эмоционального отношения человека к миру, без его развитой образной фантазии. Но у искусства существуют более широкие возможности образного отражения мира, выходящие за пределы религиозного сознания.

Исторически взаимодействие искусства и религии осуществлялось следующим образом. Для первобытной культуры была характерна нерасчлененность общественного сознания, поэтому в древности религия, представлявшая собой сложное переплетение тотемизма, анимизма, фетишизма и магии, была слита с первобытным искусством и моралью, все вместе они явились художественным отражением природы, окружающей человека, его трудовой деятельности (охоты, земледелия, собирательства). Сначала, очевидно, появился танец, представлявший собой магические телодвижения, имеющие целью задобрить или устрашить духов. Затем родилась музыка и мимическое искусство. Из эстетической имитации процессов и результатов труда постепенно развилось изобразительное искусство, направленное на умилостивление духов.

Огромное влияние религия оказала на античную культуру, одним из элементов которой явилась древнегреческая мифология. Из мифов мы узнаем об исторических событиях того времени, о жизни общества и его проблемах. Так, гомеровский эпос считается важным первоисточником в изучении древнейшего периода греческого общества, о котором нет других свидетельств.

Древнегреческие мифы послужили почвой для возникновения античного театра. Прообразом театральных представлений были празднества в честь очень популярного и любимого в Греции бога Диониса. Во время празднеств выступали хоры наряженных в козьи шкуры певцов, которые исполняли особые гимны – дифирамбы (от греч. dithyrambos – песня козлов). Из них и возникла позже греческая трагедия. Из сельских празднеств с шуточными песнями и плясками родилась трагическая комедия. Древнегреческая мифология оказала большое влияние на культуру многих современных европейских народов. К ней обращались Леонардо да Винчи, Тициан, Рубенс, Шекспир, Моцарт, Глюк и многие другие композиторы, писатели и художники.

Библейские мифы, в том числе главный миф о богочеловеке Иисусе Христе, были самыми притягательными в искусстве. Живопись веками жила трактовками рождества и крещения Христа, тайной вечери, распятия, воскрешения и вознесения Иисуса. На полотнах Леонардо да Винчи, Крамского, Ге, Иванова Христос представлен как высший идеал Человека, как идеал чистоты, любви и всепрощения. Такая же нравственная доминанта преобладает в христианской иконописи, фресках, храмовом искусстве.

Храм – это не только место богослужения, это – крепость, символ силы и независимости государства (города), исторический памятник. Так, самая древняя церковь в Ленинградской области-церковь св. Георгия в Старой Ладоге – была Построена в честь победы над шведами, осадившими Ладогу в 1164 г., и посвящена святому Георгию, покровителю ратных дел. Главный храм Пскова – Троицкий собор – был символическим выражением столичных функций Пскова как независимой вечевой республики. Памятник утверждения Киевского государства, главный христианский храм Киева Софийский собор был построен Ярославом Мудрым в XI в. на месте, где была одержана победа над печенегами. В роскошной обстановке, среди драгоценного убранства и художественных произведений мирового значения здесь происходили торжественные церемонии посвящения в великие князья и в высшие иерархические чины, приемы послов. Здесь находилась кафедра киевских митрополитов. В Софийском соборе была создана первая на Руси библиотека, велось летописание.

Таким образом, храмы, являясь культовыми сооружениями, имели большое культурное значение: в них воплотилась история страны, традиции и художественные вкусы народа.

Для каждого храма древнерусские мастера находили свое единственное архитектурное решение. Умея точно выбрать лучшее место в ландшафте, они добивались его гармоничного сочетания с окружающей природой, что усиливало выразительность храмовых сооружений. Примером может служить самое поэтичное творение древнерусского зодчества – церковь Покрова в излучине реки Нерли на Владимиро-Суздальской земле.

Религия, являясь богатым, многовековым пластом мировой культуры, оказала огромное влияние на литературу. Она оставила миру Веды, Библию и Коран.

Веды – это обширный фонд идей, ценнейший источник древнеиндийской философии и различных знаний. Здесь речь идет о творении мира, вводятся многие понятия (космология, теология, гносеология, мировая душа и др.), определяются практические пути преодоления зла и страдания, обретения духовной свободы. Отношение к Ведам определило авторитет, и разнообразие древнеиндийских философских школ (веданты, сакхи, йоги и др.). На почве Вед возникла и вся древнейшая индийская культура, подарившая миру Махабхарату и Бхагавадгиту – одну из наиболее популярных частей Махабхараты, где речь идет о нравственном аспекте индуизма, о внутренней свободе, о добре, зле и справедливости. Здесь же развивается учение о йоге как системе практического совершенствования тела, души и духа.

Библия является памятником древнееврейской литературы (Ветхий завет) и раннехристианской литературы (Новый завет). В Ветхий завет включены хроникально-законодательные книги, сочинения народных проповедников, а также собрания текстов, относящихся к различным поэтическим и прозаическим лаврам – религиозная лирика, размышления о смысле жизни (книги Иова и Екклезиаста), сборник афоризмов (книга Притчей Соломона), свадебные песни, любовная лирика (книга «Руфь» и книга «Есфирь»). В Библии нашли отражение жизнь народов Древнего Средиземноморья – войны, соглашения, деятельность царей и полководцев, быт и нравы того времени. Поэтому Библия является одним из крупнейших памятников мировой культуры и литературы. Без знания Библии многие культурные ценности остаются недоступными. Большую часть художественных полотен эпохи классицизма, русскую иконопись и философию невозможно понять без знания библейских сюжетов.

Коран включает в себя исламское учение о судьбах мира и человека, содержит собрание обрядовых и юридических установлении, назидательных рассказов и притч. В Коране представлены древнеарабские обычаи, арабская поэзия, фольклор. Литературные достоинства Корана признаны всеми знатоками арабского языка.

Роль религии в истории мировой культуры заключалась не только в том, что она даровала человечеству «священные» книги – источники мудрости, доброты и творческого вдохновения. Религия оказала немалое влияние на художественную литературу разных стран и народов. Возьмем, к примеру, христианство и русскую литературу. Потеряв ориентиры в суетном мире, в хаосе относительных ценностей, русские авторы издавна стали обращаться к христианской морали и позднее к образу Христа как идеалу этой морали. В древнерусской литературе (в житиях святых) подробно описывали жизнь святых, подвижников, праведников-князей. Христос еще не выступал в качестве литературного персонажа: слишком велики были священный трепет и благоговейное отношение к образу спасителя. В литературе XIX в. Христа тоже не изображали, но в ней появляются образы людей христианского духа и святости: у Ф. М. Достоевского – князь Мышкин в романе «Идиот», Алеша и Зосима в «Братьях Карамазовых»; у Л. Н. Толстого – Платон Каратаев в «Войне и мире». Как это ни парадоксально, литературным персонажем Христос впервые стал в советской литературе. А. Блок в поэме «Двенадцать» впереди объятых ненавистью и готовых на смерть людей поставил Христа, образ которого, очевидно, символизирует надежду людей на очищение и покаяние хотя бы когда-нибудь, в будущем. Позднее Христос появится в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» под именем Иешуа, у Б. Пастернака – в «Докторе Живаго», у Ч. Айтматова – в «Плахе», у А. Домбровского – в «Факультете ненужных вещей».

Писатели обратились к образу Христа как идеалу нравственного совершенства, спасителю мира и человечества. В образе Христа писатели увидели и то общее, что выпало на его долю и что переживает наша эпоха: предательство, преследование, неправый суд. В такой обстановке человек устал жить и изуверился. Обесценивая жизни, страх перед гибелью породили в его психике трусость, лицемерие, покорность, предательство.

Когда люди теряют духовные ориентиры, порывают с вечными ценностями и начинают жить только сиюминутными проблемами, заботясь о пище, одежде, жилье, тогда культура и общество неизбежно оказываются в кризисе. Так было на закате античности, так было в конце прошлого века, так происходит и сейчас. Выход из тупика – в нравственном возрождении людей, которое всегда совершалось на духовной, в том числе религиозной основе.

This entry was posted on Monday, January 5th, 2009 at 16:48 and is filed under . You can follow any responses to this entry through the feed. Both comments and pings are currently closed.

К древнейшим по своему происхождению формам религии относятся: магия, фетишизм, тотемизм, эротические обряды, погребальный культ. Они коренятся в условиях жизни первобытных людей.

Тотемизм - это вера в существование тесной связи между сородичами и их тотемом, которым мог быть какой-то вид животных, реже растений, предметов или явлений природы. Род носил имя тотема, например, кенгуру или луковицы, и верил, что находится с ним в кровном родстве. Считалось, что тотем помогает сородичам, поэтому его нельзя было убивать, причинять ему вред и употреблять в пищу. Тотемизм идеологически отражал связь рода с природной средой.

Анимизм - вера в сверхъестественные существа, заключенные в какие-либо тела (души) или действующие самостоятельно (духи). Анимистические верования связаны с одушевлением природы. Ученые подчеркивают тот факт, что представления о нематериальном (или раздвоении материального) свидетельствовало об относительном развитии абстрактного мышления у первобытного человека, а это длительный этап эволюции его интеллекта, накопления жизненного опыта. Поэтому исходными видами религиозных воззрений были вероятнее всего тотемизм и магия.

Фетишизм - вера в сверхъестественные свойства некоторых неодушевленных предметов, например, пещер, камней, деревьев, определенных орудий труда или предметов обихода, а позднее и специально изготовленных культовых предметов. Фетишем становилась спасшая людей от бури пещера, насытившее их после голодовки дерево, добывшее пищу копье и т.д.

Магия - вера в способность человека особым образом воздействовать на других людей, животных, растения, даже явления природы. Человек считал, что с помощью определенных действий и слов, он может помогать или вредить людям, обеспечивать добычу или неудачу в промысле, вызывать или прекращать бурю. Различают производственную или промысловую, лечебную, любовную и прочую магию. При этом магия может быть «белой» (охранительной) и «черной» (вредоносной).Со временем религиозные представления и культы усложняются, приобретают эклектичный характер. Они смешиваются между собой, образуя почитание одновременно семейно-родовых и племенных покровителей, аграрных и космических духов. Постепенно возникает иерархия объектов культа - от обычных духов до нескольких особенно могущественных божеств (космических, природных явлений, плодородия, войны). Новым этапом в духовной культуре человека становится утверждение политеизма, т.е. веры во множество богов и поклонение им.

Изобразительное искусство зарождается в период верхнего палеолита 40-35 тыс. лет назад. К числу археологически представленных памятников, сохранившихся с тех времен, принадлежат пластика, графика и живопись. В течение нескольких тысячелетий первобытное искусство переживало техническую эволюцию: от рисунка пальцем на глине и отпечатков рук - до многоцветной живописи; от царапин и гравировки - до барельефа; от фетишизации скалы, камня с очертаниями животного - до скульптуры. Оно закрепляло общественный опыт людей в эстетически опосредованной форме, в конкретных и реалистичных образах.

Основную массу сюжетов наскального искусства в эпоху палеолита составляли изображения животных, выполненные, как правило, в натуральную величину примитивными одиночными контурами: мамонта, носорога, дикой лошади, оленя, лани, быка, зубра, бизона, лося. Палеолитические рисунки сохранили также следы зачатков письменности в форме пиктографии. Геометрические фигуры (палочки, треугольники, трапеции), обозначая направление пути, число убитых животных или план местности, служили своего рода информационным дополнением к изображению. Для росписей применялись естественные и минеральные краски. Специально обжигалась железная руда для получения охры, которую затем смешивали с кровью или жиром. К мезолиту восходят выразительные пещерные фрески и многофигурные композиции охотничьего и бытового характера (охотничьи и военные сцены, пляски и религиозные церемонии). Первобытный художник учился обобщать, абстрагировать, приобретал навыки рационального распределения элементов рисунка на плоскости, экспериментировал с цветом и объемом. Свидетельством развития абстрактного мышления стал отход от принципа натурализма, схематизм и уменьшение размера изображений в период неолита. Главное назначение рисунков вытекало из практических потребностей людей и носило магический характер. Живопись должна была привлечь на территорию племени промысловых животных или способствовать их размножению, принести удачу на охоте и т.д.

В период неолита в связи с развитием керамического производства небывалого размаха получает искусства орнамента. Разным племенам присуща собственная специфика росписи керамический изделий, что позволяет ученым достаточно точно определять направление их миграции.

Пластическое искусство широко представлено скульптурными изображениями животных (или их голов), женских фигурок - так называемых палеолитических Венер, которые символизировали плодородие, женское начало земли. Монументальная скульптура - явление более позднее, отразившее социальную дифференциацию общества. Вождям и выдающимся воинам сооружали надгробные статуи Тайлор Э. Первобытная культура. М., 2009. С. 63..

С развитием общественных отношений, в частности, выделением ремесла связан расцвет прикладного искусства. Мастера создавали ювелирные изделия, дорогое оружие, домашнюю утварь, украшали одежду. Получили распространение художественное литье, тиснение, золочение металлических изделий, применение эмали, инкрустация драгоценными камнями, перламутром, костью, рогом и т.д. Знаменитые скифские и сарматские изделия, украшенные реалистическими или условными изображениями людей, животных, растений, свидетельствуют о высоком уровне художественной обработки металла.

К памятникам протоархитектуры относят известные уже в неолите мегалитические сооружения (от греч. - большой камень). Они воздвигались во многих регионах мира, имели различные формы и назначение. Монолиты-менгиры представляют собой отдельно стоящие камни высотой до 20 м, их параллельные ряды называются алиньеманы. Дольмен - это два или более крупных камня, перекрытых огромной плитой и образующих погребальную камеру. Самая сложная мегалитическая конструкция - кромлех - состоит из расставленных по кругу многотонных вертикальных камней, перекрытых тщательно обработанными камнями-перекладинами. В период разложения первобытнообщинных отношений возникает монументальная архитектура. Появляются сырцовые укрепления, храмы, усыпальницы, построенные, как, например, в Древней Месопотамии и Египте, для нужд крупных вождей. Уникальным мегалитическим сооружением является Стоунхендж.

Возникновение искусства и религиозных верований

Предпосылки

Осознание своей смертности и попытка примириться со своей смертной природой привели к возникновению веры в загробную жизнь. Стремление воздействовать на природные явления и события привели к возникновению магии и религии.

Первобытное искусство было частью религии. Оно было тесно связано с обрядами и ритуалами древних людей. Имело магическую функцию.

Искусство существовало уже в эпоху позднего палеолита (около 40-10 тыс. лет назад).

События

Появление веры в загробную жизнь. Об этом ученые делают вывод по раскопкам древних захоронений, в которых была найдена красная охра. Она символизировала кровь, а значит, жизнь (вера в жизнь после смерти).

Возникновение религиозных верований
. Анимизм : вера в одушевленность всех предметов, окружающих человека (вера в то, что все они имеют душу). Anima - лат. «душа».
. Тотемизм : вера в происхождение группы людей (рода) от какого-либо животного, растения или предмета.
. Фетишизм : поклонение неодушевленным предметам, которым приписывается сверхъестественные свойства. Фетиши (амулеты, обереги, талисманы) способны оберегать человека от беды.

Появление искусства
. Фигурки, вырезанные из мягкого камня, из бивней мамонта или вылепленные из глины.
. Наскальные рисунки: создавались в темных пещерах, ученые предполагают, что они не были предназначены для эстетического восприятия. Скорее всего, они играли какую-то роль в обрядах первобытного человека.

Заключение

В эпоху позднего палеолита впервые возникают религиозные верования, такие как анимизм, тотемизм, фетишизм. Религия первобытных людей была неразрывно связана с магией. Искусство, которое возникло в тот же период, не было отделено от магии и религии, не имело чисто эстетической функции.

Конспект

Долгое время ученые не знали, что среди первобытных людей были искусные художники, однако сделанные ими открытия говорили сами за себя. Рисовали древние художники не только для собственного удовольствия, но и чтобы «заколдовать» зверя. Как зародились религиозные верования? Каким культам поклонялись наши далекие предки? Об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.

Одним из главных проявлений духовной жизни человека является религия. Религиозные верования были у всех народов. Некоторые ученые считают, что религиозные верования появились еще у неандертальцев. Археологи находят погребения, в которых кроме останков находят предметы быта и орудия труда (рис. 1).

Рис. 1. Древняя могила ()

У неандертальцев существовал культ медведя. Черепа пещерных медведей служили объектами колдовских действий, из которых впоследствии развились религиозные верования и обряды.

Религиозные верования кроманьонцев были более сложными. В захоронениях рядом с их стоянками кроме предметов быта и орудий труда ученые находили охру, имевшую цвет крови — цвет жизни. Можно предположить, что у «человека разумного» зародилась вера в бессмертие души. Одушевление предметов, сил и стихий природы называется анимизмом .

В период появления родовых общин возникло религиозное представление о сверхъестественном родстве между членами рода и тотемом — мифическим предком. Чаще всего тотемами служили различные животные и растения, даже явления природы и неодушевленные предметы. У аборигенов Австралии и индейцев Северной Америки тотемизм является основой традиционного мировоззрения.

С тотемизмом связан и промысловый культ. Существовали колдовские обряды, связанные с охотой и рыболовством. Первобытные охотники боялись, что в лесах станет меньше зверей, мясом которых они питались, а в озерах исчезнет рыба. У людей возникла вера в то, что между животным и его изображением, созданным художником, существует связь. Если в глубине пещеры нарисовать бизонов, оленей или лошадей, думали люди, то живые звери окажутся заколдованными и не уйдут из окружающей местности (рис. 2). Если нарисовать раненое животное или поразить его изображение копьем, то это поможет добиться успеха на охоте. С удивительным мастерством древний художник рисовал мамонта с гибким хоботом, оленя с закинутыми назад ветвистыми рогами, медведя, израненного и истекающего кровью. Сохранились изображения смертельно раненого бизона и убитого им охотника. В некоторых пещерах нарисованы люди, изображающие животных. На голове у человека рога, сзади хвост; он как бы танцует, подражая движениям оленя.

Рис. 2. Человек заколдовывает зверя ()

Около ста лет назад испанский археолог обследовал пещеру Альтамиру, в которой жили в древности люди. Неожиданно он обнаружил на потолке пещеры изображения животных, написанные красками. Сначала ученые считали, что эти картины написаны совсем недавно; никто не верил, что древние люди умели рисовать. Но затем подобные изображения были обнаружены во многих пещерах. Археологи нашли также вырезанные из кости и рога фигурки людей и животных. Никто уже не сомневался, что картины и фигурки — произведения искусства далекого прошлого (рис. 3).

Рис. 3. Альтамира. Бизоны ()

Произведения искусства показывают, что «человек разумный» был наблюдателен, хорошо знал животных, а его рука проводила на камне и кости точные линии.

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953.

Дополнительные р екомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. История Древнего мира ().
  2. Чудеса и тайна природы ().
  3. История Древнего мира ().

Домашнее задание

  1. Что представляли собой древнейшие религиозные верования?
  2. В сказках рассказывается, что мальчик превратился в козленка, девушка — в иву, с какими верованиями связаны эти сказочные превращения?
  3. Какие предметы, найденные археологами при раскопке древних захоронений, подтверждают предположение о возникновении религиозных представлений у людей?
  4. Зачем первобытные люди изображали животных?

Тема соотношения религии и искусства очень важна как для атеистической теории, так и для практики атеистического воспитания.

Известно, что на протяжении длительной исторической эпохи искусство было тесно связано с религией. Его сюжеты и образы в значительной степени заимствовались из религиозной мифологии, его произведения (скульптуры, фрески, иконы) включались в систему религиозного культа. Многие защитники религии утверждают, что она содействовала развитию искусства, оплодотворяла его своими идеями и образами. В этой связи встает вопрос о подлинном соотношении искусства и религии, о характере их взаимодействия в истории культуры.

Даже в эпоху господства религии в духовной жизни общества искусство нередко выступало как сила, враждебная религии и противостоящая ей. История свободомыслия и атеизма неразрывно связана с историей искусства. Прогрессивное искусство прошлого и сейчас может быть с успехом использовано в системе атеистического воспитания трудящихся. Важную роль в формировании научного мировоззрения у тружеников развитого социалистического общества призвано играть советское искусство. Сила искусства - в его доходчивости, в его эмоционально-психологическом воздействии. С помощью искусства атеистические идеи могут проникнуть в самые различные слои населения. В формировании нового человека существенную роль играет развитие эстетического творчества масс, все более полное удовлетворение их эстетических потребностей. Отсюда вытекает важность изучения вопроса о роли искусства в системе атеистического воспитания.

У истоков религии и искусства

Научное понимание соотношения религии и искусства невозможно без изучения их генезиса. Проблема происхождения религии и искусства вызывала и вызывает в настоящее время острые дискуссии. Споры, ведущиеся между учеными разных специальностей (археологами, этнографами и т. п.) по вопросам происхождения искусства и религии, вызваны отчасти тем обстоятельством, что в распоряжении ученых находятся лишь отрывочные, разрозненные факты, относящиеся к первобытной эпохе, а также тем, что истолкование археологических источников (дошедших до нас наскальных изображений, предметов мелкой пластики, орнамента и т. п.) не является, как правило, однозначным и создает возможность нескольких гипотетических суждений. Однако это лишь одна сторона дела. Другая - и гораздо более важная -- состоит в том, что проблема происхождения религии и искусства была и остается ареной острой идеологической борьбы, борьбы идеализма и религии против научного, материалистического мировоззрения. Поэтому как методологические предпосылки, так и выводы многих буржуазных ученых определяются их общими философскими, мировоззренческими позициями, что неизбежно накладывает отпечаток на интерпретацию ими известных науке фактов.

Первобытное искусство было открыто лишь во второй половине XIX в. В археологии в это время существовало мнение о первобытном человеке как о "троглодите", который стоял на весьма низкой ступени развития культуры и чья жизнь ограничивалась лишь удовлетворением основных материальных потребностей. Поэтому первые находки в Европе гравюр на кости оленя с превосходно выполненными изображениями животных первоначально датировались исследователями началом нашей эры, в то время как в действительности они были созданы минимум на десять тысяч лет раньше. Открытие цветных изображений животных в испанской пещере Альтамире в 1879 г. было встречено с недоверием большинством археологов. Яркость, живость и совершенство первобытных изображений столь контрастировали с привычными представлениями о "троглодитах", что понадобилось четверть века (и открытие аналогичных изображений в ряде других пещер на юге Франции), чтобы признать подлинность альтамирской первобытной живописи. Лишь в начале XX в. было общепризнано, что первобытный человек эпохи верхнего палеолита активно занимался художественным творчеством и оставил нам ряд наскальных изображений, скульптур и гравюр, отличавшихся художественной зрелостью и совершенством. В этой связи возникал вопрос: каковы были мотивы, заставлявшие первобытного человека заниматься художественным творчеством?

Большинство зарубежных исследователей, опираясь на так называемую магическую концепцию возникновения искусства, считали, что наскальные изображения и скульптуры, найденные в пещерах, создавались первобытными людьми в магических целях. Вокруг этих изображений и скульптур устраивались магические обряды, которые призваны, были обеспечить успешную охоту на животных, а также их размножение, что гарантировало удачную охоту в будущем. Отсюда делался общий вывод, согласно которому искусство якобы вырастает из магии, из религии. Например, известный западногерманский исследователь первобытного искусства Герберт Кюн писал: "Живописные изображения были всегда связаны с культом, не только в ледниковую эпоху, но и позднее, в мезолитическую, в эпоху неолита, бронзы, и, наконец, на протяжении всех средних веков, вплоть до настоящего времени". Искусство, так же как и религия, по мнению Г. Кюна, есть "путь человека к раскрытию вечной тайны божества", есть один из способов приблизиться к богу.

Действительно, многие наскальные изображения в пещерах и скульптуры, найденные в них, создавались и использовались для магических целей.

Однако никак нельзя считать, что все первобытное искусство связано с магией. Известны многие произведения первобытного искусства (гравюры, статуэтки), которые выполнены на орудиях труда и предметах домашнего обихода. Так, например, найдены копьеметалки, на ручках, которых вырезаны изящные фигурки козлика, куропатки, других животных. Многие бытовые вещи эпохи палеолита украшены орнаментом. Все подобные предметы использовались для производственных или бытовых, но не культовых надобностей. Здесь эстетическое освоение мира не было связано с первобытной религией.

Но дело не только в этом. Сам факт связи первобытного искусства с магией отнюдь не свидетельствует о том, что оно возникло из магии. Как указывают многие исследователи, первобытное сознание носило синкретический, слитный, недифференцированный характер. В нем переплетались и сливались мифологические и магические образы и представления, зачатки эстетического освоения мира, первоначальные нормы, регулировавшие поведение людей, и, наконец, первые эмпирические знания об окружающих людей предметах и явлениях. Исследования советских ученых (А. П. Окладникова и др.) показали, что произведения искусства неразрывно связаны со всей жизнедеятельностью первобытных людей, что они полифункциональны, т. е. удовлетворяют одновременно несколько их жизненных потребностей. Слитность, недифференцированность, синкретизм первобытного сознания не означает, что одни его элементы (эстетические) возникли из других (магических). Следует, напротив, подчеркнуть, что общественные потребности, вызвавшие к жизни первобытное искусство и первобытную магию, не только отличны друг от друга, но и противоположны.

Эстетическое отношение к миру и его эстетическое освоение возникают на основе и в процессе трудовой, производственной деятельности людей. Процесс труда есть не только процесс присвоения человеком продуктов природы. Он есть вместе с тем, как показал Маркс, процесс "очеловечивания" природы, в ходе которого человек запечатлеваег в предметах труда свои цели, способности, опыт и умение. Используя свойства, закономерности природных вещей, человек преобразует, формирует эти вещи согласно своему замыслу, своей цели. Он выявляет их внутренние возможности, реализует их в нужном для него направлении и одновременно воплощает в предметах свои способности и силы. Создавая предметы для утилитарных целей, человек в то же время стремится реализовать в них "меру", заложенную объективно в каждом предмете, наилучшим образом выявить в них такие свойства, как симметрия, гармония, ритм. При этом человек наслаждается самим процессом творчества, способностью овладеть каждым предметом, подчинить его своим целям. Так, в процессе трудовой деятельности возникает впервые как сторона этого процесса эстетическое отношение к миру. В дальнейшем это отношение развивается, усложняется, охватывает все больший круг объектов и, наконец, отделяясь от утилитарного процесса производства, выступает как специфическая форма деятельности, самостоятельная форма освоения мира. Рождается искусство.

Таким образом, эстетическое освоение мира и его высшая форма - искусство -- появляются в процессе творческого, свободного труда человека, основанного на подчинении ему сил природы, в процессе все более полной реализации человеческих способностей, умений и знаний. Можно сказать, следовательно, что искусство есть одно из проявлений свободы человека.

Как известно, социальные истоки религии вообще и магии как одной из ее первых форм прямо противоположны. Религия возникает как порождение и отражение бессилия первобытных людей перед лицом природы, ее рождает страх перед неведомыми и чуждыми явлениями окружающего мира, неспособность овладеть ими. Первобытная магия тесно связана с процессом труда, но связь эта весьма своеобразная. Магия представляет собой совокупность фантастических, иллюзорных представлений и колдовских действий, с помощью которых первобытные люди пытаются Добиться практических результатов (удачной охоты, рыбной ловли, победы над врагами-иноплеменниками и т. п.) в тех случаях, когда у них отсутствует уверенность в возможности добиться этих результатов с помощью реальной практики. Английский этнограф Б. Малиновский удачно определил социально-психологическую почву магии, охарактеризовав ее как "колебания между надеждой и страхом". Предпринимая магический обряд, первобытные люди, с одной стороны, страшатся воздействия на их жизнь неведомых для них и неконтролируемых ими сил (например, исчезновения дичи в лесу, рыбы в реке или океане, внезапного массового заболевания сородичей, нападения врагов и т. п.), а с другой - надеются на то, что данный обряд предохранит их от бедствий и несчастий, которых они боятся. Отсюда ясно, что социальной основой первобытной магии является практическое бессилие людей, их зависимость от природных и социальных сил, которыми они не в состоянии овладеть и природы которых они не понимают. Следовательно, религия и магия как одна из ее форм представляют собой отражение и проявление несвободы людей.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: