Зефиров Михаил. Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО. Власовец от истории С. Дроздов о Берии Зенитная ракетная система "Беркут"

Свастика над Волгой [Люфтваффе против сталинской ПВО] Зефиров Михаил Вадимович

Глава 11 Очередная реорганизация ПВО

Очередная реорганизация ПВО

В июне 1943 г. система противовоздушной обороны страны прошла еще один серьезный экзамен, который снова не выдержала. Возникла необходимость своевременного наращивания системы ПВО на театрах военных действий в ходе наступления. Требовалось более тесное взаимодействие войск противовоздушной обороны страны с ПВО сухопутных войск. Наконец-то Верховному командованию в лице Сталина стало понятно, что нельзя ослаблять оборону крупных промышленных центров в глубине страны. Налеты германской авиации на города Поволжья показали, что немцы еще способны наносить массированные удары по тыловым объектам.

Между тем практика свидетельствовала, что командованию войск ПВО страны и его штабу, осуществлявшему непосредственное руководство большим количеством соединений, стало сложно обеспечить эффективное управление своими силами. Уделяя большое внимание прикрытию прифронтовой полосы и защите столицы, они не имели возможности организовать четкое руководство войсками, оборонявшими тыловые районы. Это ослабило внимание к их боеготовности, а также привело к самоуспокоенности отдельных командиров, которые действовали в духе старой русской пословицы: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Вся эта расхлябанность весьма отрицательно сказалась во время отражения налетов Люфтваффе на города Поволжья в июне 1943 г. Было необходимо приблизить органы управления к войскам. В военных кругах возникло мнение, что новые условия требовали создания новых форм управления войсками ПВО.

Вместо того чтобы усилить руководство и штаб противовоздушной обороны, несколько изменить структуру системы управления, не лишая при этом войска ПВО управления из единого центра, был сделан не очень продуманный шаг, как всегда, «из лучших побуждений». 29 июня ГКО принял постановление № З660сс «О мерах по улучшению управления войсками ПВО». Суть его состояла в создании двух фронтов ПВО: Западного, со штабом в Москве, и Восточного, со штабом в Куйбышеве. Первый возглавил генерал-лейтенант М. С. Громадин, второй – генерал-лейтенант Г. С. Зашихин. Граница между фронтами прошла с севера на юг по линии Архангельск – Кострома – Краснодар.

Западный фронт ПВО должен был прикрывать Москву, Московский и Ярославский промышленный районы, Мурманск, а также прифронтовые объекты и коммуникации действующей армии. В его состав вошла и Московская армия ПВО, которая вышеуказанным постановлением была создана на базе бывшего Московского фронта ПВО. Авиация расформированного фронта была сведена в 1-ю воздушную армию ПВО в составе четырех авиадивизий под командованием генерал-майора А. В. Бормана. Всего в Западный фронт ПВО вошли 11 корпусных и дивизионных районов, а также 14 авиадивизий. Восточному фронту ПВО, в состав которого вошли Закавказская зона ПВО, семь корпусных и дивизионных районов и восемь авиадивизий, была поручена оборона важных объектов Урала, Среднего и Нижнего Поволжья, Кавказа и Закавказья.

По замыслу руководства, разделение войск ПВО на два фронта должно было облегчить управление войсками и позволить более успешно решать задачи оперативного характера, планировать по единому плану в масштабе фронта ПВО защиту важнейших объектов и районов страны, а также коммуникаций действующей армии.

Вскоре было расформировано Главное управление командующего войсками ПВО. Контроль за действиями войск противовоздушной обороны, комплектованием войск рядовым и начальствующим составом, боевой техникой и вооружением был возложен на командование артиллерии Красной Армии, при котором были сформированы Центральный штаб ПВО, Центральный штаб ИА ПВО, управление боевой подготовки, Главная инспекция ПВО и Центральный пост ВНОС.

Вся эта болезненная ломка аппарата управления была произведена в разгар боевых действий! Передача войск противовоздушной обороны под крыло командующего артиллерией РККА оказалась совершенно неожиданной для Н. Н. Воронова, занимавшего этот пост. Потом он вспоминал, что о расширении круга своих обязанностей узнал из телефонного разговора со Сталиным. Верховный совершенно безапелляционно заявил своему главному пушкарю: «Ставка приняла решение подчинить вам ПВО страны. Заместителем будет Громадин. Вам ясно? Вопросов нет? Вот и хорошо!» Никаких вопросов у крайне удивленного Воронова просто еще не успело возникнуть, т.к. решение Ставки было принято без его вызова и предварительных переговоров. Видимо, Сталин не забыл, что Воронов в 1941 г. в течение короткого времени уже занимал вышеуказанную должность, да и фигура его, как опытного военного руководителя, выполнившего многие ответственные поручения Ставки, была намного более масштабной и весомой, чем у Громадина. Конечно, Воронов предполагал, что успешные немецкие удары по тыловым городам были расценены Ставкой как слабость руководства ПВО. Он понимал, что за все неудачи войск противовоздушной обороны ему, на чьи плечи и так было возложено множество различных обязанностей, теперь придется нести ответственность в полном объеме, что никак не вдохновляло опытного генерала.

Попытки что-либо изменить к лучшему в системе ПВО страны предпринимались и ранее. Так, на заседании ГКО еще 16 июня кто-то из партийных бюрократов предложил создать координационный комитет по противовоздушной обороне. Предложение мгновенно приняли. Председателем комитета был назначен начальник Генштаба А. М. Василевский, а членами этого бесполезного новообразования – главком ВВС А. А. Новиков, командующий АДЦ А. Е. Голованов, а также М. С. Громадин и Д. А. Журавлев, и без того обремененные множеством обязанностей. Комитет оказался мертворожденным органом, созданным с помощью бюрократических уверток партийного руководства, и просуществовал недолго. Он не смог в короткие сроки оказать какое-либо влияние на улучшение боевой деятельности ПВО. Фактически комитет во время продолжающихся воздушных налетов лишь заседал, регистрируя многочисленные недостатки, теряя время в пустых словопрениях. Журавлев впоследствии вообще утверждал, что данный «комитет» провел лишь одно-единственное заседание 26 июня, т.е. в момент, когда Люфтваффе уже сворачивали свою операцию против Поволжья. После этого его функции перешли к Управлению ПВО.

На следующий день после нового назначения в кабинет Воронова прибыли Громадин, теперь его первый зам по ПВО, и начштаба ПВО Н. Н. Нагорный. Сразу же всплыло множество организационных и оперативных проблем. Пришлось срочно решать вопросы по оснащению войск противовоздушной обороны боевой техникой и укреплению их кадрового состава. Воронов отмечал, что они втроем работали согласованно. Понятно, что ему крупно повезло с заместителями, и в дальнейшем он твердо полагался на них.

На основе боевого опыта были срочно разработаны важные мероприятия по улучшению системы противовоздушной обороны и организации четкого взаимодействия истребительной авиации с зенитной артиллерией, что являлось больным вопросом на протяжении двух лет войны. Воронову пришлось сильно поволноваться, потому что продолжавшиеся неудачи войск ПВО приносили множество огорчений и неприятностей из-за конфликтов с Генштабом и Наркоматом путей сообщений. На тот момент казалось, что создание фронтов существенно улучшило руководство боевой деятельностью войск в условиях развернувшегося наступления Красной Армии. Западный фронт, в который входили все прифронтовые соединения противовоздушной обороны, обеспечивал наращивание системы ПВО и отвечал за организацию тесного взаимодействия своего первого оперативного эшелона с войсковой ПВО.

Во всей этой реорганизации просматривался явный акцент на улучшение защиты от ударов с воздуха сухопутных войск. Тем не менее многим уже тогда было ясно, что эта «реформа», по сути, стала шагом назад. Во-первых, был нарушен принцип централизованного управления войсками, во-вторых, Восточный фронт ПВО практически бездействовал во время наступления Красной Армии на запад. В-третьих, у командующего артиллерией хватало дел и по своим прямым обязанностям, и к тому же он был еще и представителем Ставки. Воронов просто был не в состоянии «по совместительству» руководить еще и многочисленными войсками противовоздушной обороны, и ему оставалось лишь полагаться на заместителей. Так что упразднение должности командующего войсками ПВО территории страны было явной ошибкой, принятой под воздействием внезапных массированных ударов Люфтваффе.

Позднее, к концу 1943 г. руководству страны стало ясно, что распределение задач между фронтами ПВО по глубине не оправдало себя и не обеспечивало эффективности противовоздушной обороны страны. Выяснилось, что, во-первых, командование Западным фронтом ПВО оказалось не в состоянии управлять боевой деятельностью войск, разбросанных на огромной территории от Мурманска до Керчи. Во-вторых, установленные границы между фронтами ПВО параллельно линии советско-германского фронта в значительной мере ограничивали возможности маневра силами и средствами ПВО по глубине, который был крайне необходим. В-третьих, при таком характере распределения задач между фронтами войска Западного фронта обороняли объекты в прифронтовой полосе с большим напряжением, в то время как соединения Восточного фронта практически бездействовали. Таким образом, опять вышло, что «хотели как лучше, а получилось как всегда» .

Внедрение новой техники

В 1943 г. руководством страны были предприняты определенные меры по оснащению войск противовоздушной обороны. В течение года число боевых экипажей в ИА ПВО возросло в 1,8 раза, зенитных орудий среднего калибра – в 1,4 раза, МЗА – в 4,7 раза, прожекторных станций – в 1,5 раза. Наряду с количественным ростом повышалась и качественная составляющая. В авиадивизиях стали преобладать более современные самолеты «Харрикейн» Мк.П и Ла-5, появились первые Як-7 и Як-9. По сравнению с устаревшими Як-1 и ЛаГГ-3 они имели лучшие скоростные характеристики и мощное вооружение. Правда, так и не удалось найти замену высотному перехватчику МиГ-3, и последние по-прежнему оставались одними из основных истребителей ПВО. В кабинах появились новые авиагоризонт АГТ, магнитный компас КИ-11, а также радиополукомпас РПК-10. В конце 1943 г. на всех новых самолетах устанавливались уже и радиоприемники и передатчики, что позволяло наконец поддерживать в воздухе двустороннюю связь.

Получали новую технику и зенитчики. Старые 76-мм орудия образца 1914 г. и 1930 г. были наконец списаны. В части поступали модернизированные 8 5-мм пушки с механической установкой взрывателя и броневыми щитами. К 1944 г. они были в основном оснащены 4-метровыми стереоскопическими дальномерами Д-5 и более совершенными приборами ПУАЗО-3. Последний обладал достаточно высокими характеристиками по горизонтальной и высотной дальности и был приспособлен для ведения огня по данным РЛС. Однако эта техника оставалась еще достаточно сложной в эксплуатации. Поправки для стрельбы должны были учитывать температуру, плотность и влажность воздуха, направление и скорость ветра на различных высотах и даже техническое состояние орудий.

В конце года в зенитно-прожекторные части поступили первые «радиопрожекторы» РАП-150, чей искатель работал на радиолокационном принципе. Их РЛ С обеспечивали дальность обнаружения цели до 25 км и дальность точного пеленга 12-14 км. При хорошей настройке и корректировке освещение цели производилось непосредственно в момент включения прожектора.

В 1943 г. на вооружение была принята новая РЛС «Редут-43». Она теоретически могла определять азимут, дальность, курс и скорость воздушных целей в радиусе до 120 км. Кроме того, к ней были разработаны т.н. высотные приставки для определения высоты полета цели, а также приборы для опознавания самолетов. Число РЛС в войсках ПВО непрерывно росло. К концу года войска ВНОС имели уже около 200 станций разных типов. Одновременно с этим создаются первые четыре радиобатальона ВНОС, наблюдательные посты которых были полностью оснащены радиосредствами.

Качественный, а в большей степени количественный рост войск ПВО привел к некоторому повышению их эффективности. Однако все эти, с потугами достигнутые, успехи наметились в момент, когда активность Люфтваффе на Восточном фронте стремительно падала. Многие эскадры и группы были переброшены на Запад, а оставшиеся действовали в основном над линией фронта. Удары по промышленным целям больше не наносились, и с осени 1943 г. единственными стратегическими задачами германской авиации были удары по железным дорогам и станциям. В районах восточнее линии Архангельск – Шуя – Армавир за все второе полугодие постами ВНОС были отмечены всего 182 самолето-пролета противника. Это были лишь дальние разведчики и транспортники с диверсантами.

Таким образом, сложилась следующая картина. Люфтваффе постепенно теряли ударную мощь, а войска ПВО территории страны крепчали, но защищать им приходилось либо развалины заводов в Поволжье, либо объекты, до которых немецкие бомбардировщики долететь уже не могли. Паника, охватившая сталинское руководство после июньских налетов, привела к тому, что огромные силы были скованы в глубоком тылу и не использовались на фронте. Достаточно сказать, что в Горьковском корпусном районе ПВО к 1944 г. имелись 15 зенитных артполков, два зенитно-пулеметных полка, два прожекторных полка, 15 отдельных артдивизионов, два отдельных пулеметных батальона, пять отдельных батальонов ВНОС, два дивизиона аэростатчиков и четыре истребительных авиаполка.

Из книги XX век танков автора

Из книги Броненосцы типа «БОРОДИНО» автора Мельников Рафаил Михайлович

Достройка кораблей и реорганизация системы казенного судостроения Отстав в сроках спуска кораблей на воду от Балтийского завода, казенные верфи в очередной раз проявили свою неспособность конкурировать с частным предприятием. И как прежде, это отставание

Из книги Спецназ ГРУ: самая полная энциклопедия автора Колпакиди Александр Иванович

Первая реорганизация В конце августа 1941 года ОС преобразовали в Отдельные диверсионные пункты (ОДП). Задачи пунктов остались прежними – ведение в тылу противника разведывательно-диверсионных действий, развертывание массовой партизанской борьбы. Учитывая предыдущий

Из книги ВЗЛЁТ 2012 11 автора Автор неизвестен

Реорганизация Разведупра В январе 1942 года, в период битвы за Москву, Государственный Комитет Обороны рассмотрел деятельность военной разведки по итогам первых месяцев войны и отметил следующие недостатки деятельности Разведуправления Генштаба РККА:– не

Из книги Разведка - это не игра. Мемуары советского резидента Кента. автора Гуревич Анатолий Маркович

В Индию отправлена очередная пятерка Ан-32RE 4 октября украинская сторона передала ВВС Индии после модернизации очередную, четвертую партию транспортных самолетов Ан-32ВЕ. В ее состав вошли пять машин с бортовыми номерами К2668, К2682, К2687, К2692 и К2724. Работы по модернизации

Из книги Житейская правда разведки автора Антонов Владимир Сергеевич

Из книги Россия в Первой Мировой. Великая забытая война автора Свечин А. А.

РЕОРГАНИЗАЦИЯ СОВЕТСКИХ СПЕЦСЛУЖБ Откровенно милитаристский курс Берлина, угрожавший самому существованию Советского Союза, потребовал коренной реорганизации советских спецслужб, в первую очередь внешней разведки органов государственной безопасности. В начале 1932

Из книги Секретный фронт Генерального штаба. Книга о военной разведке. 1940-1942 автора Лота Владимир Иванович

Е. И. Мартынов. Реорганизация армий и современное их устройство Крупные изменения в военном искусстве, то есть в стратегии и тактике, всегда вызывают соответствующие перемены и в устройстве армий. Со второй половины прошлого века (XIX век. - Примеч. ред.) под влиянием

Из книги «Венгерская рапсодия» ГРУ автора Попов Евгений Владимирович

Глава шестая. Реорганизация продолжается… В начале 1942 года Главное разведуправление планировало создать в тылу противника 158 разведывательных групп общей численностью 780 разведчиков. Планировалось выбросить на оккупированную противником территорию СССР в апреле -

Из книги Фиаско 1941 [Трусость или измена?] автора Верхотуров Дмитрий Николаевич

Реорганизация советской военной разведки Член Военного совета Воронежского фронта корпусной комиссар Федор Федотович Кузнецов вернулся из штаба фронта и, не раздеваясь, с порога сказал, обращаясь к своему помощнику майору Вдовину: «Федор, собирайся, полетим в Москву.

Из книги Танковые войны XX века автора Больных Александр Геннадьевич

Глава шестая. Великая танковая реорганизация Во всей этой дискуссии один из наиболее важных моментов состоит в том, могла ли Красная Армия летом 1941 года выполнить какие-либо наступательные задачи. Если для нее наступление в момент начала войны было несбыточной мечтой, то

Уважаемый Юрий Альбертович, с большим интересом просмотрел я серию передач с Вашим участием на тему «Защищая небо Родины. История отечественной ПВО» 21÷23 ноября и повторно 26 ноября сего года по ТВ-каналу «Звезда».

С окончанием 2-ой мировой войны и агрессивным стремлением наших бывших союзников разгромить СССР (У. Черчилль, март 1946 г., Фултон США), в том числе с помощью захваченного немецкого ракетного оружия, средств его производства и доведения до межконтинентальной дальности, И.В. Сталин серьёзно рассматривал вопрос о создании противоракетной обороны страны, тем более, что имелся опыт английской ПВО против немецких ракет . Однако принятию практических решений помешали два обстоятельства: во-первых, существующие ракеты ещё не могли взять на борт атомную бомбу той массы и габаритов, которые она имела в то время; во-вторых, дальность действия этих ракет ещё была недостаточной, чтобы нанести удар по большинству жизненно важных крупных объектов на территории СССР.

В то же время весьма реальной была угроза со стороны стратегической авиации США и Великобритании.Их стратегические бомбардировщики (В-36 и В-50) по дальности полёта, массе и габаритам полезного груза были вполне способны нести атомные бомбы, что и показали бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Если ранее, во время Великой отечественной войны, прорыв одного-двух немецких бомбардировщиков даже к столице не представлял собой сверх серьёзной опасности, то теперь прорыв даже одного самолёта, но с атомной бомбой, был катастрофичен. В связи с этим по решению И.В. Сталина в 1948г. войска ПВО выводятся из подчинения начальника артиллерии Советской армии, и образуется самостоятельный род войск – Войска ПВО страны, командующим которыми с одновременным исполнением должности Заместителя Военного министра СССР был назначен Маршал Советского союза Леонид Александрович Говоров . Передовые пункты ВНОС были вынесены значительно на запад на территории стран народной демократии, на юг - к границам СССР и на восток - за Урал.

Я был направлен в войска ПВО в этом же 1948 году в приёмный радиоцентр узла связи Главного штаба войск ПВО страны на должность начальника смены. В 1949 году я был назначен начальником этого радиоцентра. Радиобюро (узловой пункт приёмного радиоцентра, служащий для приёма радиограмм и управления передатчиками) размещалось на командном пункте Командующего ПВО страны в его личном помещении, занимавшем весь отсек с собственным лифтом (Фрунзенская набережная, д.22, 3-ий подъезд) в здании Министерства обороны СССР от первого до последнего этажа. Само радиобюро размещалось непосредственно рядом с планшетным залом командного пункта и обслуживало его планшетный комплекс. Такое размещение радиобюро в непосредственной близости от планшетного зала было обусловлено острой необходимостью предельно сократить время доставки радиограмм в планшетный комплекс. Достаточно сказать, что радиограммы серии «Воздух» об опасном пересечении границ СССР чужим летательным аппаратом должны были доходить от пункта ВНОС до планшетного комплекса за время не более 2-х минут, в целях обеспечения Командующему ПВО страны необходимого времени для принятия решения об ответных действиях. В ходу в наших средствах массовой информации был такой вид ответа на запросы зарубежных газет и радио о судьбе самолёта, пересекшего границу СССР: «Самолёт удалился в сторону моря». У нас в ПВО страны это означало: самолёт засекли пункты ВНОС, в радиобюро приняли радиограмму, доложили Командующему, он обсудил меры с руководством страны и нарушитель был сбит. В случаях ошибочного полёта чужих самолётов и их предупреждения они меняли курс и уходили к себе от линии пунктов ВНОС.

Параллельно с этими преобразованиями войск ПВО и усовершенствованием системы оповещения и связи по инициативе И.В. Сталина была начата разработка новой системы ПВО СССР с применением зенитно-ракетного оружия . С этой целью И.В. Сталин вызвал к себе доктора технических наук профессора П.Н. Куксенко (начальника кафедры радиоприёмных устройств и радиоразведки Военной Краснознамённой академии связи им. С.М. Будённого (ВКАС им. С.М. Будённого)) и емукак будущему директору КБ-1 и главному конструктору системы ПВО Московского промышленного района (МПР) поручил разработать структуру этой системы, состав её средств, предложения по преобразованию СБ-1 в головную научно-конструкторскую организацию (КБ-1), по составу соисполнителей разработчиков этих средств и обеспечению создаваемых организаций необходимыми специалистами. Технические решения предполагалось принять на основе дипломного проекта Серго Лаврентьевича Берии на тему: «Поражение средств морского флота противника с помощью управляемых ракет, запускаемых с самолёта- носителя», выполненного во ВКАС им С.М. Будённого под руководством П.Н. Куксенко. Проект был реализован в промышленности, его промышленный образец был испытан в море, где роль американского авианосца играл крейсер «Красный Кавказ», и был принят на вооружение авиации Военно-морского флота СССР. С.Л. Берия и П.Н. Куксенко были удостоены Сталинской премии. С.Л. Берия (кандидат технических наук в 1947г., доктор технических наук в 1952г.) был назначен вторым главным конструктором системы ПВО МПР в КБ-1. Начальником опытного, а затем серийного производства был назначен Амо Сергеевич Елян, бывший директор завода, выпускавшего пушки В.Г. Грабина марки «ЗИС», где впервые в мировой практике была разработана и применена технология их поточного производства. За годы Великой отечественной войны этим заводом было выпущено более 100 000 орудий. Сам А.С. Елян был удостоен звания Героя Социалистического труда.

Как вспоминал впоследствии П.Н. Куксенко, вся работа по реализации указаний И.В.Сталина и подготовке постановления СМ СССР закрутилась с необыкновенной быстротой.

«Беркут» - такой шифр получила первая советская зенитная ракетная система. День её рождения 9 августа 1950г. (Постановление СМ СССР № 3389-1426 СС/ОП 09.08.1950г.). Согласно этому постановлению было образовано Третье главное управление СМ СССР (3 ТГУ СМ СССР), выступившее заказчиком системы, создавшее собственную военную приёмку, свой зенитно-ракетный полигон в районе Капустина Яра и в последующем войсковые формирования для боевой эксплуатации круговой ПВО Москвы. Куратором всей работы был назначен Лаврентий Павлович Берия, бывший в то время Заместителем Председателя СМ СССР И.В. Сталина.

Система ПВО «Беркут» была предназначена не только для защиты столицы, но и более размерного Московского промышленного района от единичного (один самолёт), массового (до 1000 самолётов) и звёздного (массовый налёт со всех сторон) налёта, при которых ни один самолёт не смог бы её преодолеть.

Одновременно с этим командованию ПВО страны И.В.Сталиным были поручены подготовка и проведение ответного удара по территории США, по городам их восточного побережья. В целях выполнения этих указаний И.В. Сталина и для тренировки Командующим ПВО страны Маршалом Советского союза Л.А. Говоровым были организованы и проведены общевойсковые учения ПВО и дальней бомбардировочной авиации. В качестве объекта для отработки ответного удара по восточному побережью США был выбран г. Сталинград. Город, который протянулся вдоль берега Волги более чем на 60 км. Этим своим расположением он прекрасно имитировал североамериканский восточный берег. В план учений входил реальный полёт эскадры дальней бомбардировочной авиации с отработкой нанесения удара по Сталинграду (условно) атомными бомбами на всём его протяжении с перекрытием на его севере и юге. Для бомбардировщиков была запланирована дозаправка в воздухе, а также возврат бомбардировщиков и дозаправщиков на свои ближайшие аэродромы. Все этапы учений: заход на бомбометание, сброс бомб, отработка заправки в воздухе - прошли успешно. Связь с эскадрой, управление боевыми действиями осуществлялись командованием ПВО страны по радио через радиобюро, упомянутое выше. Проект радиобюро, его установка и монтаж проходили по проекту, под руководством и с непосредственным участием начальника дециметрового радиоцентра узла связи ПВО страны капитана Попова Виктора Емельяновича. Я, как будущий начальник смены радистов радиобюро, был привлечен к монтажу рабочих мест и коммутаторов. После взрыва экспериментального ядерного заряда под Семипалатинском, а особенно после этих общевойсковых учений "с нанесением ответного удара по городам восточного берега США" накалих агрессивных намерений резко упал, что даже мы это почувствовали на своём дежурстве. Число сообщений о нарушении наших рубежей резко снизилось. США поняли, что СССР лучше не задевать!

Разработка системы «Беркут» шла своим чередом. Вся система включала в себя: А-100. Стационарная РЛС кругового обзора «Кама»10 см диапазона, на базе которой определялись два кольца радиолокационного обнаружения: ближнее (25-30 км от Москвы) и дальнее (200 -250 км). Главный кон структор Л.В. Леонов. НИИ – 244 (ныне ЯРТИ); Б-200. РЛС наведения зенитных ракет от двух колец: ближнего (24 объекта) и дальнего (32 объекта). Ведущий конструктор В.Э. Магдесиев. Разра ботка приёмного, передающего, фидерных трактов, антенн и приёмоот ветчика на зенитной ракете см диапазона - автор и ведущий конструк тор Г.В. Кисунько. Участник разработки М.Б. Заксон. Все из КБ-1. В-300. Зенитные управляемые ракеты, размещаемые на стартовых позициях в непосредственной близости от РЛС наведения. Генеральный конструк тор С.А. Лавочкин. ОКБ-301. Стартовое оборудование для пуска этих ракет – Главный конструктор В.П. Бармин. ГСКБ ММП. Г-400. Самолёты - перехватчикиТу-4 с ракетами Г-300 класса «воздух – воз дух». Главный конструктор Л.И. Корчмарь.ОКБ-301. Разработка пере хватчикабыла прекращена на ранней стадии из-за сложной увязки с наземными комплексами и малой эффективности. Д-500 . Самолёты дальнего радиолокационного обнаружения на базе Ту-4. Однако до реального применения их в системе «Беркут» не дошло. Е-600. Модификации различного типа ракет В-300 с осколочно-фугасной боевойчастью с радиусом поражения не менее 75 метров. Конструкто ры Н.С. Жидких, В.А. Сухих, К.И. Козорезов. КБ НИИ-6 МСХМ. Дирек тор НИИ-6 МСХМ Расторгуев.

Аппаратура станций наведения ракет для определения координат целей, ракет и подачи команды на подрыв боевой части была разработана коллективом немецких специалистов, находившихся в СССР в качестве военнопленных, под руководством Айценбергера.

Комплекс Б-200 обеспечивал сопровождение до 200 целей по 200 стрельбовым каналам с автоматическим (ручным) сопровождением целей и одновременным наведением 1 – 2-х ракет на каждую цель. В целом система «Беркут» могла защитить Московский промышленный район от налета более 1000 бомбардировщиков. Постановлением СМ СССР система «Беркут», поименованная в 1953г. как С-25, была принята на вооружение 7 мая 1955г. Интересно заметить, что этот день уже 10 лет отмечался в СССР как «День Радио», и ему исчислялось 60 лет со дня открытия радио русским учёным А.С. Поповым, когда он впервые в мире передал по радио телеграмму « Heinrich Hertz » в честь немецкого учёного, впервые доказавшего справедливость электромагнитной теории английского учёного James Clerk Maxwell ´ a о возможности самостоятельного существования и распространения радиоволн.

В ходе эксплуатации проходило совершенствование системы ПВО С-25 с заменой её элементов на новые. Модернизированная система С-25М была снята с вооружения в 1982 году с заменой её комплексами зенитной ракетной системы средней дальности С-300П. Главный конструктор В.Д. Синельников зам. генерального конструктора ЦКБ «Алмаз». Комплексы С-300 поставлялись в трёх ва-риантах: С-300П для войск ПВО страны, С-300В для Сухопутных войск и С-300Ф для Военно-морского флота.

В последующем из ПВО страны, сохранившей свои особенности, выросла система противоракетной обороны (ПРО), комплексы которой были приняты на вооружение в 1978 году. Это система А-35, Генеральный конструктор Григорий Васильевич Кисунько, КБ-1.

Прилагаю к своему письму ксерокопию моей статьи, посвящённой этому великому человеку и 40-летию первого в мире безъядерного поражения противоракетой боевой части баллистической ракеты, состоявшегося 04 марта 1961 года, на 23 года раньше США!

Ныне в силу очень большой научно-технической сложности и громадных материальных затрат только две страны в мире способны обладать и обладают системами ПРО. Это Россия и США.

Литература.

Системы ПРО. 44 Ракетный полк, в/ч 89503. http:// rocketpolk44. narod. ru/ kosm- v/ PRO. htm

Большая Советская Энциклопедия, Третье издание, том 5, стр.200. «Войска противоздушной обороны», 1971г.

Кисунько Г.В. «Секретная зона. Исповедь Генерального конструктора» - Москва.: «Современник», 1996г. – 510с., илл.

Ганин С. «Первая отечественная зенитная ракетная система ПВО Москвы С-25 «Беркут»,Невский бастион, №2, 1997г.

PS . Юрий Альбертович, выражаю надежду, что при написании сценария следующих показов сериала «Защищая небо Родины. История отечественной ПВО» Вы учтёте фактические данные, представленные в моём письме к Вам. Главным образом о людях, создавших ПВО страны. На мой взгляд, это сделать не трудно, не увеличивая время сериала, так как он перенасыщен часто повторяющимися, почти одинаковыми данными о технике и её фотографиями.

Примите мои поздравления с 70-летием контрнаступления наших войск под Москвой и разгромом немецко-фашистских войск.

С уважением,

доктор технических наук, профессор Трошин Г.И.

декабрь 2011 года.




Директор СБ-1, он же главный конструктор, Павел Николаевич Куксенко имел обыкновение работать в своем служебном кабинете до глубокой ночи, просматривая иностранные научно-технические журналы, научно-технические отчеты и другую литературу. Такой распорядок диктовался тем, что в служебном кабинете Павла Николаевича был кремлевский телефон, а Сталин если звонил, то всегда именно глубокой ночью и именно по кремлевской "вертушке". В таких случаях дело не ограничивалось телефонным разговором, и Павлу Николаевичу приходилось выезжать в Кремль, куда у него был постоянный пропуск. По этому пропуску он всегда мог пройти в приемную Сталина, где верным и бессменным стражем у входа в сталинский кабинет сидел Поскребышев .

Но на этот раз Павла Николаевича, прибывшего по вызову Сталина в два часа ночи, офицер охраны проводил в квартиру Сталина. Хозяин квартиры принял своего гостя, сидя на диване в пижаме, просматривал какие-то бумаги. На приветствие Павла Николаевича ответил

"Здравствуйте, товарищ Куксенко" - и движением руки с зажатой трубкой указал на кресло, стоявшее рядом с диваном. Потом, отложив бумаги, сказал:

Вы знаетэ, когда нэприятельский самолет последний раз пролетел над Москвой? - Десятого июля тысяча девятьсот сорок второго года. Это был одиночный самолет-разведчик. А теперь представьте себе, что появится над Москвой тоже одиночный самолет, но с атомной бомбой. А если из массированного налета прорвется несколько одиночных самолетов, как это было двадцать второго июля тысяча девятьсот сорок первого года, но теперь уже с атомными бомбами? После паузы, в которой он словно бы размышлял над ответом на этот вопрос, Сталин продолжал:

"Но и без атомных бомб - что осталось от Дрездена после массированных ударов авиации наших вчерашних союзников? А сейчас у них самолетов побольше, и атомных бомб хватает, и гнездятся они буквально у нас под боком. И выходит, что нам нужна совершенно новая ПВО, способная даже при массированном налете не пропустить ни одного самолета к обороняемому объекту. Что вы можете сказать по этой архиважной проблэме?

Мы с Серго Лаврентьевичем Берия внимательно изучили трофейные материалы разработок, проводившихся немцами в Пенемюнде по управляемым зенитным ракетам Вассерфаль , "Рейнтохер" , "Шметтерлинг" . По нашим оценкам, проведенным с участием работающих у нас по контракту немецких специалистов, перспективные системы ПВО должны строиться на основе сочетания радиолокации и управляемых ракет "земля-воздух" и "воздух- воздух", - ответил П.Н. Куксенко. После этого, по словам Павла Николаевича, Сталин начал задавать ему "ликбезные" вопросы по столь непривычному для него делу, связанному с радиоэлектроникой, каким являлась в то время техника радиоуправляемых ракет. А Павел Николаевич не скрывал, что еще и сам многого не понимал в зарождающейся новой отрасли оборонной техники, где воедино должны слиться и ракетная техника, и радиолокация, и автоматика, точнейшее приборостроение, электроника и многое другое, чему еще и названия не существует.

Он подчеркивал, что научно-техническая сложность и масштабность проблем здесь не уступают проблемам создания атомного оружия. Выслушав все это, Сталин сказал:

"Есть такое мнение, товарищ Куксенко, что нам надо незамедлительно приступить к созданию системы ПВО Москвы , рассчитанной на отражение массированного налета авиации противника с любых направлений. Для этого будет создано при Совмине СССР специальное Главное управление по образцу Первого Главного управления по атомной тематике.

Новый главк при Совмине будет иметь право привлекать к выполнению работ любые организации любых министерств и ведомств, обеспечивая эти работы материальными фондами и финансированием по мере необходимости без всяких ограничений. При этом главке необходимо будет иметь мощную научно-конструкторскую организацию - головную по всей проблеме, и эту организацию мы предполагаем создать на базе СБ-1, реорганизовав его в Конструкторское бюро * 1 . Но для того чтобы все это изложить в постановлении ЦК и Совмина, вам, как будущему Главному конструктору системы ПВО Москвы, поручается прояснить структуру этой системы, состав ее средств и предложения по разработчикам этих средств согласно техническим заданиям КБ-1. Подготовьте персональный список специалистов человек на шестьдесят, - где бы они ни были, - для перевода в КБ-1. Кроме того, кадровикам КБ-1 будет предоставлено право отбирать сотрудников для перевода из любых других организаций в КБ-1. Вся эта работа по подготовке проекта постановления, как впоследствии вспоминал Павел Николаевич, закрутилась с непостижимой быстротой.

В этот период и даже после выхода постановления Сталин еще несколько раз вызывал к себе П.Н. Куксенко, - главным образом, пытаясь разобраться в ряде интересовавших его "ликбезных" вопросов, - но особенно дотошно допытывался он о возможностях будущей системы по отражению "звездного" (то есть одновременно с разных направлений) массированного налета и "таранного" массированного налета.

Впрочем, вопросы, которые задавал Сталин Павлу Николаевичу, лишь отчасти можно назвать "ликбезными". Похоже, что Сталин лично хотел убедиться, что будущая система ПВО Москвы действительно сможет отражать массированные налеты вражеской авиации, а убедившись в этом, уже не считал нужным вызывать Павла Николаевича для личных бесед, предоставив "Беркута" на полное попечение Л.П. Берия .

В постановлении ЦК КПСС и Совмина СССР система ПВО Москвы получила условное наименование - система "Беркут" . Ее главными конструкторами были назначены П.Н. Куксенко и С.Л. Берия .

Система была засекречена даже от Министерства обороны. Проект постановления был завизирован министром обороны А.М. Василевским , минуя все подчиненные ему инстанции. Заказчиком создаваемой системы было определено вновь созданное ТГУ (Третье Главное управление при Совмине СССР) . Для этого в ТГУ создавалась своя собственная военная приемка, свой зенитно-ракетный полигон в районе Капустин Яр , а по мере создания объектов системы - и подчиненные ТГУ войсковые формирования для боевой эксплуатации этих объектов. Короче говоря, систему "Беркут" предполагалось передать в Министерство обороны готовой к боевому дежурству, с техникой, войсками и даже с жилыми городками.

«Ставка приняла решение подчинить вам ПВО страны. Заместителем будет Громадин. Вам ясно? Вопросов нет? Вот и хорошо!» Никаких вопросов у крайне удивленного Воронова просто еще не успело возникнуть, т.к. решение Ставки было принято без его вызова и предварительных переговоров. Видимо, Сталин не забыл, что Воронов в 1941 г. в течение короткого времени уже занимал вышеуказанную должность, да и фигура его, как опытного военного руководителя, выполнившего многие ответственные поручения Ставки, была намного более масштабной и весомой, чем у Громадина. Конечно, Воронов предполагал, что успешные немецкие удары по тыловым городам были расценены Ставкой как слабость руководства ПВО. Он понимал, что за все неудачи войск противовоздушной обороны ему, на чьи плечи и так было возложено множество различных обязанностей, теперь придется нести ответственность в полном объеме, что никак не вдохновляло опытного генерала.
Попытки что-либо изменить к лучшему в системе ПВО страны предпринимались и ранее. Так, на заседании ГКО еще 16 июня кто-то из партийных бюрократов предложил создать координационный комитет по противовоздушной обороне. Предложение мгновенно приняли. Председателем комитета был назначен начальник Генштаба А. М. Василевский, а членами этого бесполезного новообразования – главком ВВС А. А. Новиков, командующий АДЦ А. Е. Голованов, а также М. С. Громадин и Д. А. Журавлев, и без того обремененные множеством обязанностей. Комитет оказался мертворожденным органом, созданным с помощью бюрократических уверток партийного руководства, и просуществовал недолго. Он не смог в короткие сроки оказать какое-либо влияние на улучшение боевой деятельности ПВО. Фактически комитет во время продолжающихся воздушных налетов лишь заседал, регистрируя многочисленные недостатки, теряя время в пустых словопрениях. Журавлев впоследствии вообще утверждал, что данный «комитет» провел лишь одно-единственное заседание 26 июня, т.е. в момент, когда Люфтваффе уже сворачивали свою операцию против Поволжья. После этого его функции перешли к Управлению ПВО.
На следующий день после нового назначения в кабинет Воронова прибыли Громадин, теперь его первый зам по ПВО, и начштаба ПВО Н. Н. Нагорный. Сразу же всплыло множество организационных и оперативных проблем. Пришлось срочно решать вопросы по оснащению войск противовоздушной обороны боевой техникой и укреплению их кадрового состава. Воронов отмечал, что они втроем работали согласованно. Понятно, что ему крупно повезло с заместителями, и в дальнейшем он твердо полагался на них.
На основе боевого опыта были срочно разработаны важные мероприятия по улучшению системы противовоздушной обороны и организации четкого взаимодействия истребительной авиации с зенитной артиллерией, что являлось больным вопросом на протяжении двух лет войны. Воронову пришлось сильно поволноваться, потому что продолжавшиеся неудачи войск ПВО приносили множество огорчений и неприятностей из-за конфликтов с Генштабом и Наркоматом путей сообщений. На тот момент казалось, что создание фронтов существенно улучшило руководство боевой деятельностью войск в условиях развернувшегося наступления Красной Армии. Западный фронт, в который входили все прифронтовые соединения противовоздушной обороны, обеспечивал наращивание системы ПВО и отвечал за организацию тесного взаимодействия своего первого оперативного эшелона с войсковой ПВО.
Во всей этой реорганизации просматривался явный акцент на улучшение защиты от ударов с воздуха сухопутных войск. Тем не менее многим уже тогда было ясно, что эта «реформа», по сути, стала шагом назад. Во-первых, был нарушен принцип централизованного управления войсками, во-вторых, Восточный фронт ПВО практически бездействовал во время наступления Красной Армии на запад. В-третьих, у командующего артиллерией хватало дел и по своим прямым обязанностям, и к тому же он был еще и представителем Ставки. Воронов просто был не в состоянии «по совместительству» руководить еще и многочисленными войсками противовоздушной обороны, и ему оставалось лишь полагаться на заместителей. Так что упразднение должности командующего войсками ПВО территории страны было явной ошибкой, принятой под воздействием внезапных массированных ударов Люфтваффе.
Позднее, к концу 1943 г. руководству страны стало ясно, что распределение задач между фронтами ПВО по глубине не оправдало себя и не обеспечивало эффективности противовоздушной обороны страны. Выяснилось, что, во-первых, командование Западным фронтом ПВО оказалось не в состоянии управлять боевой деятельностью войск, разбросанных на огромной территории от Мурманска до Керчи. Во-вторых, установленные границы между фронтами ПВО параллельно линии советско-германского фронта в значительной мере ограничивали возможности маневра силами и средствами ПВО по глубине, который был крайне необходим. В-третьих, при таком характере распределения задач между фронтами войска Западного фронта обороняли объекты в прифронтовой полосе с большим напряжением, в то время как соединения Восточного фронта практически бездействовали. Таким образом, опять вышло, что «хотели как лучше, а получилось как всегда» .

Внедрение новой техники
В 1943 г. руководством страны были предприняты определенные меры по оснащению войск противовоздушной обороны. В течение года число боевых экипажей в ИА ПВО возросло в 1,8 раза, зенитных орудий среднего калибра – в 1,4 раза, МЗА – в 4,7 раза, прожекторных станций – в 1,5 раза. Наряду с количественным ростом повышалась и качественная составляющая. В авиадивизиях стали преобладать более современные самолеты «Харрикейн» Мк.П и Ла-5, появились первые Як-7 и Як-9. По сравнению с устаревшими Як-1 и ЛаГГ-3 они имели лучшие скоростные характеристики и мощное вооружение. Правда, так и не удалось найти замену высотному перехватчику МиГ-3, и последние по-прежнему оставались одними из основных истребителей ПВО. В кабинах появились новые авиагоризонт АГТ, магнитный компас КИ-11, а также радиополукомпас РПК-10. В конце 1943 г. на всех новых самолетах устанавливались уже и радиоприемники и передатчики, что позволяло наконец поддерживать в воздухе двустороннюю связь.
Получали новую технику и зенитчики. Старые 76-мм орудия образца 1914 г. и 1930 г. были наконец списаны. В части поступали модернизированные 8 5-мм пушки с механической установкой взрывателя и броневыми щитами . К 1944 г. они были в основном оснащены 4-метровыми стереоскопическими дальномерами Д-5 и более совершенными приборами ПУАЗО-3. Последний обладал достаточно высокими характеристиками по горизонтальной и высотной дальности и был приспособлен для ведения огня по данным РЛС. Однако эта техника оставалась еще достаточно сложной в эксплуатации. Поправки для стрельбы должны были учитывать температуру, плотность и влажность воздуха, направление и скорость ветра на различных высотах и даже техническое состояние орудий.
В конце года в зенитно-прожекторные части поступили первые «радиопрожекторы» РАП-150, чей искатель работал на радиолокационном принципе. Их РЛ С обеспечивали дальность обнаружения цели до 25 км и дальность точного пеленга 12-14 км. При хорошей настройке и корректировке освещение цели производилось непосредственно в момент включения прожектора.
В 1943 г. на вооружение была принята новая РЛС «Редут-43». Она теоретически могла определять азимут, дальность, курс и скорость воздушных целей в радиусе до 120 км. Кроме того, к ней были разработаны т.н. высотные приставки для определения высоты полета цели, а также приборы для опознавания самолетов. Число РЛС в войсках ПВО непрерывно росло. К концу года войска ВНОС имели уже около 200 станций разных типов. Одновременно с этим создаются первые четыре радиобатальона ВНОС, наблюдательные посты которых были полностью оснащены радиосредствами.
Качественный, а в большей степени количественный рост войск ПВО привел к некоторому повышению их эффективности. Однако все эти, с потугами достигнутые, успехи наметились в момент, когда активность Люфтваффе на Восточном фронте стремительно падала. Многие эскадры и группы были переброшены на Запад, а оставшиеся действовали в основном над линией фронта. Удары по промышленным целям больше не наносились, и с осени 1943 г. единственными стратегическими задачами германской авиации были удары по железным дорогам и станциям. В районах восточнее линии Архангельск – Шуя – Армавир за все второе полугодие постами ВНОС были отмечены всего 182 самолето-пролета противника. Это были лишь дальние разведчики и транспортники с диверсантами.
Таким образом, сложилась следующая картина. Люфтваффе постепенно теряли ударную мощь, а войска ПВО территории страны крепчали, но защищать им приходилось либо развалины заводов в Поволжье, либо объекты, до которых немецкие бомбардировщики долететь уже не могли. Паника, охватившая сталинское руководство после июньских налетов, привела к тому, что огромные силы были скованы в глубоком тылу и не использовались на фронте. Достаточно сказать, что в Горьковском корпусном районе ПВО к 1944 г. имелись 15 зенитных артполков, два зенитно-пулеметных полка, два прожекторных полка, 15 отдельных артдивизионов, два отдельных пулеметных батальона, пять отдельных батальонов ВНОС, два дивизиона аэростатчиков и четыре истребительных авиаполка.

Глава 12
Сто дней

Заводы лежали в руинах, и советская военная промышленность переживала глубокий кризис. И все это в преддверии грандиозного немецкого наступления на Курской дуге, до которого оставались считанные дни. Нужно было принимать срочные меры по восстановлению производства. В первую очередь внимание руководства было приковано к Горьковскому автозаводу. Специалисты дали заключение, что для его полного восстановления потребуется около двух лет! Однако Сталина никоим образом не устраивали подобные перспективы. Было решено реанимировать завод в кратчайший срок и привлечь для этого все имеющиеся ресурсы.
Уже 24 июня ГКО постановил разрешить Наркомату среднего машиностроения вести строительно-монтажные работы на ГАЗе без проектов и смет по единым расценкам, израсходовать на оказание помощи пострадавшим во время воздушных налетов работникам ГАЗа и их семьям 2 млн рублей. Одновременно с этим комитет обязал Госплан СССР предусмотреть в III квартале для восстановления ГАЗа 100 млн рублей. Наркомат обороны должен был до 1 июля мобилизовать и отправить на восстановление завода 2500 военнообязанных, негодных к строевой службе. Вместе с тем ГКО возложил ответственность за восстановление Горьковского автозавода на Вознесенского, Первухина, Микояна, Косыгина, СНК, всех наркомов и начальников ГУ при СНК СССР! Необходимые для восстановления цехов и пуска производства, фондируемые и планируемые материалы, изделия, металлы, оборудование должны были выделяться преимущественно перед всеми без исключения потребителями с внеочередной поставкой. Кроме того, госкомитет обязал смежников поставить ГАЗу в июле комплектно все детали и изделия по установленной кооперации на 2000 автомашин и 500 танков Т-70.
Восстановление цехов автозавода первоначально планировалось завершить к 15 июля – 15 августа. Однако эти сроки оказались заведомо невыполнимыми. Одно дело – написать постановление, другое – его выполнить и обеспечить всеми необходимыми ресурсами.
Как уже было отмечено, возродить из пепла Горьковский автозавод поручили особой строительно-монтажной части (ОСМЧ) – тресту «Стройгаз» № 2. В помощь ему в Горький были срочно направлены работники объединений «Стальконструкция», «Центрэлектромонтаж» и др., фактически ставшие субподрядчиками треста. Активные работы по восстановлению автозавода начались сразу после начала операции «Цитадель». 5 июля немецкие группы армий «Центр» и «Юг» наконец нанесли давно ожидаемые удары по сходящимся направлениям по Курскому выступу. На земле завязались ожесточенные бои с применением тысяч танков и орудий. С воздуха в работу включились все наличные силы авиации. В этих условиях стало ясно, что немцы в ближайшее время не смогут возобновить налеты на тыловые объекты.
Однако восстановительные работы поначалу не заладились. Уже 8 июля директор ГАЗа И. К. Лоскутов в письме начальнику УНКВД В. С. Рясному отмечал «срыв первоочередных поставок необходимого для восстановления металла, срыв плана ремонта электромоторов». Наблюдалась тенденция под предлогом выполнения государственной программы и др. объективным причинам уклониться от внеплановых поставок автозаводу. В частности, этим нагло занимались Кулебакский металлургический завод и «Красное Сормово». Лоскутов писал: «Налицо желание некоторых заводов затянуть организацию и выполнение заказов для автозавода, дождаться окончания месяца, квартала и считать свои обязательства по поставкам утратившими силу (Выкса), сослаться на отсутствие у себя постановления (Наркомчермет) и т.п.».
Таким образом, выполнение плана поставок составило лишь 23%. Особые трудности представлял ремонт электрооборудования. Руководству завода пришлось организовать новые цеха, укомплектовать их малоквалифицированной рабочей силой и приступить к выпуску сложной электроаппаратуры и электроремонту. Из-за отсутствия специалистов, нехватки шарикоподшипников и роликоподшипников работы шли очень медленно и некачественно. В итоге план по ремонту электрооборудования был исполнен лишь на 27%.
Несмотря на то что с момента первых разрушений прошел почти месяц, руководство «Стройгаза» не развернуло подготовительные и восстановительные работы в темпах, обеспечивающих выполнение решений Государственного и Городского комитетов обороны. Согласно постановлениям, трест должен был развернуть работы сразу на 24 объектах, однако руководство ОСМЧ считало первоочередными объектами лишь пять (механосборочный и литейный корпуса, колесный и прессово-кузовной цеха и главный магазин смежных деталей), а подготовительные работы, которые шли совершенно неудовлетворительно, в основном вело лишь в механосборочном и литейном корпусах и колесном цехе. Часть работ начали 30 июня – 1 июля (по цехам №№ 5, 8, прессово-кузовному и ТЭЦ). В общей сложности на 1 июля в распоряжении треста и его субподрядчиков имелись 9756 рабочих.
В литейном корпусе нужно было установить 47 ферм, но фактически к началу июля успели смонтировать только пять (участок № 1). Из 15 400 кв. м кровли было сделано 4640. Особые трудности представляла расчистка завалов на площади 13 000 кв. м в механосборочном корпусе. К началу июля ее удалось выполнить менее чем на треть. Разрушенную кровлю корпуса площадью 62 500 кв. м только начали ремонтировать, сделав 2700 кв. м. Были установлены всего 24 из 528 прогонов, демонтированы 272 металлоконструкции из 600.
Организация работ находилась на низком уровне: отмечались самовольные уходы и простои. Так, 27 июня в колесном цехе на участке плотничных работ из 14 рабочих фактически работали четверо. Работы в цехе еще только начинались, хотя он лежал в руинах уже три недели. Рабочий день формально составлял 12 часов, но строительство было слабо обеспечено сварочными аппаратами, инструментом для газорезки, не хватало лебедок, рукавиц и костюмов. Для огромной массы людей, привлеченных для восстановления, не хватало самого элементарного: столов, табуреток, кипятильников, бачков для воды и кружек. Часть людей на участке № 1 работала вообще разутыми.
Директор ГАЗа Лоскутов постоянно констатировал срыв поставок и графиков работ. В отчаянии он буквально завалил письмами начальника УКВД Рясного. В очередном послании Лоскутов писал: «Водный транспорт: не только внеочередная, но и вообще доставка грузов, следующих в адрес автозавода, не обеспечена. Большинство грузов разгружается на участке горьковского порта, а не автозавода. В настоящее время имеется 1000т необходимого металла. Мало того что эти грузы преступно задерживаются, завод вынужден платить большие суммы за их хранение в порту.
Завод № 92 не выполняет обязательства по восстановлению к 15.07 производственных корпусов кузницы №3и паровой. Облегпром ничего не выдал из спецодежды: ботинки, лапти и т.д. Завод Ленина игнорирует прокладку кабеля на автозавод. Директор стеклозавода Артемьев из запланированных ему на июнь 80 тыс. кв. мина июль 120 тыс. кв. м стекла на 7.7 выдал 28 тыс. кв. м».
Плохо обстояло дело и с топливом. 6 июля из Астрахани отплыла баржа «Анадырь» с мазутом для заводов №№ 92,112,176 и автозавода. Однако до потребителей груз так и не дошел. Без ведома Главнефтеснаба судно было остановлено в Камском устье, 6000 т «забрал» себе речфлот, остальное направили в Молотовскую (Пермскую) область. В результате все указанные заводы остались без топлива.
У руководства треста «Стройгаз» № 2 было свое видение, как надо вести восстановительные работы. Представители обкома фактически предлагали возрождать завод по-стахановски, методом штурмовщины сразу на всех участках. Однако на это не было ни необходимых людских ресурсов, ни техники и стройматериалов. Поэтому по окончании безотлагательных аварийных работ, обеспечивших нормальную работу отдельных цехов завода с оставшимся неповрежденным оборудованием, строители приступили к восстановительным работам на первоочередных объектах.
В контуре каждого корпуса первой очереди была установлена очередность производства строительно-монтажных работ по отдельным цехам. Так, механосборочный корпус № 1 с находящимися в нем четырьмя основными цехами был разбит на четыре очереди: 1-я – моторный цех № 2, 2-я – термический цех, 3-я – главный конвейер, 4-я – цех шасси. Это дало возможность концентрировать людские и материальные ресурсы на узком участке работ и обеспечить введение в эксплуатацию отдельных цехов и агрегатов последовательно, по частям, не дожидаясь окончания работ по всем корпусам в целом.
Учитывая необходимость быстрейшего восстановления завода и отсутствие возможности вести строительно-монтажные работы развернутым фронтом по всем подлежащим восстановлению объектам, в первую очередь производились работы только по восстановлению производственных площадей. Ремонтные работы на участках цехов, имеющих вспомогательные, бытовые и служебные функции, проводились во вторую очередь.
Основная задача строителей в первый период восстановления заключалась в обеспечении защиты цехов от атмосферных осадков и устройству промразводок, связанных с работой технологического оборудования. При этом использовалась следующая очередность:
1) общестроительные работы, в т.ч. восстановление и монтаж основных несущих конструкций перекрытий с устройством кровли;
2) электромонтажные работы, в т.ч. восстановление цеховых подстанций и подводок к ним электроэнергии;
3) промвентиляция: монтаж воздуховодов к печам, вытяжки;
4) сантехмонтаж и промразводки (нефтепровод, паропровод, ливневая канализация, отопление, фекальная канализация).
Минимальный рабочий день составлял 11 часов, во многих случаях строители работали по 14-15 часов, а зачастую оставались ночевать прямо на стройке с тем, чтобы с рассветом приняться за выполнение срочного задания.
Однако сроки работ не устраивали начальство. 13 июля на бюро обкома ВКП(б) обсуждался вопрос о выполнении постановления ГКО от 19 июня по восстановлению цехов ГАЗа. Участники совещания констатировали, что «работы идут неудовлетворительно». К 9 июля из 24 объектов 1-й очереди строительные работы были организованы только на пяти. График выполнялся с большим отставанием, имели место массовые простои и невыполнение норм. Обкомовские работники отмечали: «Партийное и хозяйственное руководство ОСМЧ „Стройгаз № 2“ не приняло мер к развороту строительных работ, не умеет координировать управление и руководство с субподрядными организациями, допустило путаницу в распределении объектов… По решению ГОКО кровля кузнечного корпуса должна быть восстановлена к 15 июля, но на 10 июля ведутся лишь подготовительные работы (демонтаж: поврежденных металлоконструкций). По колесному цеху срок окончания работ установлен 25 июля, на 10.07проведены работы по восстановлению несущих ж/б элементов здания. Объем металлоконструкций составляет 597тонн, восстановлено на 8.07– 5тонн».
По решению горкомитета обороны и местных организаций за период 20 июня – 7 июля в ОСМЧ «Стройгаз» № 2 для восстановительных работ на ГАЗе прибыли в общей сложности 8159 рабочих. Наркоматом среднего машиностроения на площадку были направлены аварийно-восстановительные отряды, а работающие здесь конторы спецтрестов были резко усилены. В целях проверки хода работ и оказания необходимой помощи в июле автозавод посетил народный комиссар по строительству С. 3. Гинзбург.
Однако оформление и размещение рабочей силы велось неудовлетворительно. Группа, прибывшая 25 июня из Арзамасского района, к работе не приступила до начала июля, другая группа, из Павловского района, прибыв 22 июня, приступила к работе лишь 1 июля.
При этом бараки для проживания рабочих построены не были. Большое количество людей было размещено в недостроенных бараках Ново-Западного поселка, где спали прямо на кучах строительного мусора или на досках. Общежития и бараки находились в антисанитарном состоянии. Не хватало еды, постельных принадлежностей, спящих рабочих атаковали вши и клопы. В столовых не хватало ложек и тарелок. Рабочие, приехавшие на ГАЗ из разных уголков страны, были поражены созданными здесь «условиями». В итоге туркмены, работавшие на строительном участке № 2, написали в Верховный Совет Туркменской ССР письмо о плохом культурно-бытовом и медицинском обслуживании: «…питание было организовано одноразовое, т.е. горячий обед один раз в сутки, общежитие не подготовлено к жилью, грязь, темно и т.п.». Письмо вскоре возымело действие, и туркмены были помещены в благоустроенное общежитие (двухэтажный деревянный дом), обеспечены постельными принадлежностями, одеждой и др. инвентарем. Предметом особой гордости автозаводцев за своих коллег из Азии являлось наличие в общежитиях портретов вождей, лозунгов и плакатов.
Оптимистические графики работ были безнадежно сорваны, и 26 июля приказом по Наркомату среднего машиностроения ранее установленные сроки восстановления цехов (15 июля – 15 августа) были отодвинуты на более поздние.
Наиболее авральные работы на Горьковском автозаводе пришлись на конец июля – сентябрь 1943 г. Осуществлению строительных работ была подчинена работа центрального бетонного завода, арматурного цеха, цеха сборных железобетонных плит, лесопильного завода, деревообрабатывающего цеха, цеха алебастро-опилочных плит и др. предприятий треста. Трест «Стройгаз» № 2 производил работы, руководствуясь принципом одновременного ведения строительных, монтажных и специальных работ, что давало возможность ускорить сдачу объектов в эксплуатацию.
Разбор разрушенных зданий производился экскаваторами, передвижными кранами, инструментом, бензорезами, тракторами и вручную. На расчищенных площадях немедленно начинались восстановительные работы. Нередко они были связаны с большими трудностями и сложными техническими решениями. Например, в колесном цехе монтаж металлоконструкций выполнялся при помощи огромной мачты и нескольких качающихся мачт. 24-метровый пролет был восстановлен с помощью специально смонтированного двухпролетного кабель-крана со средней качающейся мачтой, изготовленного силами объединения «Стальконструкция» прямо на месте за 12 дней и смонтированного в течение 10 дней. Фермы собирали вне цеха, с двух торцов, перевозили кабель-краном к месту установки и опускали на железобетонные колонны. Срок монтажа составил всего 25 рабочих дней.
При восстановлении механосборочного корпуса из-за нехватки металла пришлось многие фермы и прогоны выправлять с помощью гидравлических и механических прессов. Просевшие фермы поднимали до прежнего положения соединительными стойками, домкратами, а при большой высоте – специальными металлическими башнями и закрепляли. Деформированные части вырезали и вместо них вставляли новые элементы. Исправление колонн, деформировавшихся в нижней части, производилось путем замены поврежденной части новым отрезком колонны. Во время замены примыкающая часть стены поддерживалась стойками и подкосами, а с колонн снималась нагрузка.
Большие трудности представлял ремонт литейного цеха № 1. На шихтовом дворе разрывом бомбы две соседних колонны были втянуты в воронку, все конструктивные элементы получили осадку до 0,5 м по вертикали, а колонна искривилась до 0,4 м. Невозможность правки колонны на месте и подъема всей конструкции в целом заставила применить следующий способ: подкрановые балки были подняты на консолях, а влияние кривизны колонн было устранено путем устройства мощной решетки между соседними колоннами и превращением всей системы в стержневую, с угловыми вирнарами в местах перегиба колонн.
При восстановлении склада песка в этом же цехе на мостовом кране были выложены шпальные клетки, на которых установлены песочные домкраты. Металлические фермы пролетом 24 м поднимались при помощи 30-метровой мачты, установленной в торце склада, и путем оттяжки тросов устанавливались на песочные домкраты. Устойчивость ферм на домкратах обеспечивалась установкой жестких боковых связей из уголков, по три с каждой стороны фермы. В таком положении мостовой кран с установленной на нем фермой передвигался при помощи ручных лебедок на место установки фермы. Опускание фермы на опоры производилось песочными домкратами, что обеспечивало точную и плавную посадку фермы. После опускания фермы мостовой кран передвигался теми же лебедками в торец здания к подъемной мачте, и цикл работ повторялся. Подготовительные работы провели за шесть дней, а все фермы установили за пять дней. Полный монтаж связей прогонов и рифленого настила был выполнен за четыре дня.

Как я и обещал, выкладываю документ о создании системы ПВО "Беркут" (ему исполнилось ровно 60 лет).
Будете читать постановление, обратите внимание на методику поставовки задач, назначения ответственных, сроки, стимулы и проч.

Из архивных документов концерна "Алмаз-Антей"

Комментарий к документу с грифом "Совершенно секретно" (из материало концерна).

ПО РЕШЕНИЮ И. СТАЛИНА

60 лет назад под грифом «совершенно секретно» вышло Постановление Совета Министров СССР о создании первой системы противовоздушной обороны страны.

9 августа 1950 года вышло (лишь недавно рассекреченное) Постановление Совета Министров СССР № 3389-1426 за подписью И. В. Сталина о создании суперсовременной эффективной системы противовоздушной обороны городов и стратегических объектов под шифром «Беркут».

Она должна была строиться на основе принципиально нового класса оружия -
зенитных управляемых ракет. Но уникальность проекта заключалась не только в этом. Текст Постановления свидетельствует о дальновидности политического и военного руководства СССР, его умении прогнозировать развитие событий, предвосхищать их.

Всего лишь пять лет назад закончилась Великая Отечественная война. Некоторые города еще в руинах, а в разгаре уже новая «холодная» война - США шантажируют Советский Союз атомными бомбардировками с воздуха. В этих условиях страна находит силы и средства на создание оружия ПВО, основанного на новых радиолокационных средствах управления.

Проблема заключалась еще и в том, чтобы найти организацию, способную возглавить этот гигантский проект. Необходим был новый мощный разработчик, которым стало Конструкторское бюро № 1 (ныне ГСКБ «Алмаз-Антей» имени академика А. А. Расплетина). Руководство проектом поручалось созданному под это Специальному комитету при Совете Министров СССР и лично JI. П. Берии.

К решению сложных научно-технических задач в радиолокации, реактивной и авиационной технике данным Постановлением привлекались лучшие научно-исследовательские и конструкторские организации, предприятия различных министерств и ведомств. Под это закладывались крупные материальные ресурсы, премиальные фонды.

Только коллективу КБ № 1 на эти цели выделялось более миллиона рублей, а основным руководителям разработки системы «Беркут» присваивались звания Героя Социалистического Труда и лауреатов Сталинской премии. Впечатляют сроки реализации этого дерзкого проекта, которые и по сегодняшним меркам кажутся просто невероятными: 2 года и 4 месяца.

«Считать необходимым иметь к ноябрю 1952 года для обеспечения ПВО г. Москвы полный комплект входящих в систему «Беркут» радиолокационных установок, управляемых снарядов-ракет, стартовых устройств и самолетов- носителей», - говорилось в 5-м пункте Постановления.

Эти сроки были выдержаны. А в течение последующих двух лет для системы С-25 «Беркут» завершено возведение двух колец ПВО вокруг Москвы. Каждый из 56 зенитных ракетных комплексов готов был поразить одновременно 20 целей 20-ю ракетами. Налажено производство комплектующих, обучены солдаты и офицеры.

Все это - свидетельство экстраординарного системного мышления научного руководителя - А. А. Расплетина, высочайшего профессионализма коллектива разработчиков, менеджерских способностей руководителей проекта, умения мобилизовать лучшие инженерные силы на решение грандиозных задач. Система С-25 «Беркут» вместе с системами С-75 (1957 г.), С-125 (1961г.), С-200 (1967г.) в конечном итоге позволили стране успешно решать геополитические задачи. И это не может не вызывать восхищения современной России, стоящей перед необходимостью нового технологического рывка в XXI веке - создания системы воздушно- космической обороны России.

И ЕЩЕ ОДИН КОММЕНТАРИЙ ВЕТЕРАНА КОНЦЕРНА:

Вызывает уважение скорость принятия решения на уровне Правительства СССР. Попав на стол Сталина 3-го августа, проект документа был им отправлен Л. Берии с пометкой «За, с поправками». 8 августа последний докладывал, что документ доработан, все правки внесены. Уже на следующий день, 9 августа 1950 года, все члены Совета Министров поставили свои подписи, в т.ч. министр вооружений Д.Ф. Устинов, министр промышленности и средств связи Г.В. Алексеенко. На документе стоят подписи и разработчиков, которым поручалось создание системы «Беркут» - главных конструкторов Конструкторского бюро №1 П.Н. Куксенко и С. Берии.

Примечательно, что с предложениями о разработке противосамолетных снарядов- ракет и новейших радиолокационных средств управления ими с целью создания современной системы ПВО выступило КБ-1. Эти предложения и вылились в это эпохальное Постановление 50-го года прошлого века.

ТАК ВЫГЛЯДИТ ПЕРВАЯ СТРАНИЦА ДОКУМЕНТА С АВТОГРАФОМ СТАЛИНА И ЗАПИСЬЮ БЕРИИ.

А ВОТ ТАК ВЫГЛЯДЕЛА ПЕРВАЯ СТРАНИЦА ДО ТОГО, КАК НА НЕЙ РАСПИСАЛСЯ СТАЛИН



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: