Жизнь животных осенью. Дошколёнок - развитие ребенка, подготовка к школе в киеве Какие животные бывают осенью

Осенью дни становятся короче, а ночи — длиннее. После теплых августовских дней наступают прохладные сентябрьские. Осеннее солнце поднимается уже не так высоко, как летом, поэтому его лучи уже не прогревают землю. Температура воздуха становится холоднее.

Растения осенью
Основное изменение в неживой природепохолодание — влечет за собой изменения в живой природе.
С приходом осени листья растений меняют окраску. Деревья подготавливаются к зимним холодам. Желтеют листья клена, березы, осины. Краснеют листья рябины, вишни, черемухи. Становятся бронзовыми листья дуба. Старые деревья меняют окраску листьев раньше, чем молодые.
Постепенно начинается листопад . Раньше других деревьев сбрасывают листья липы и старые тополя. Затем опадают листья кленов и рябин. До глубокой осени сохраняются листья сирени и березы, а листья некоторых дубов не опадают даже зимой.
Желтеет и вянет трава. Только кое-где цветут ромашка, чистотел, подорожник, фиалка, клевер. Все чаще небо заволакивают темные тучи. Все чаще идет мелкий моросящий дождь. В дождливые дни небо кажется серым и низким. В реках, озерах и прудах вода становится холодней. Над водоемами часто поднимается туман.

Птицы осенью
Летом птицы не голодают. Но осенью жучки, бабочки, мошки и комары прячутся в щелочках, трещинах стен, под корой деревьев. Муравьи закрывают все входы в муравейниках и готовятся к зимнему сну.
Уже в начале осени увядают растения, уменьшается количество плодов и семян. Спасаясь от голода и холода, многие птицы готовятся к отлету в теплые края.
Первыми улетают певчие птицы, которые питаются, в основном, насекомыми. Это кукушки, соловьи, иволги, ласточки, стрижи.
Собираются в стаи и улетают водоплавающие птицы — утки, гуси, кулики, лебеди.
Все птичьи стаи летят в те же знакомые теплые страны, куда улетали они зимовать в прошлые годы.
Вместе с птицами улетают на зиму в теплые края и многие насекомые. Перелеты совершают стрекозы, божьи коровки и некоторые виды бабочек.

Звери осенью
Звери тоже готовятся к зиме. Мыши полевки, кроты, хомяки, крысы вырыли зимние кладовые. Мыши и хомяки заполняют их зерном. В одной такой кладовой может оказаться до пяти килограммов зерна. Кроты и крысы носят с полей картофель, бобы, морковь, зерна и семена.
Белки развешивают на ветках деревьев грибы, а орешки и шишки прячут в гнезде. Одна белка запасает примерно 15 килограммов орехов, грибов и различных семян.
Еж готовит себе на зиму теплое уютное гнездо, в котором проспит всю зиму. Змеи, лягушки, жабы, улитки, ящерицы спрятались в укромных местах.
Барсуки запасают семена и корни растений, высушенных лягушек, желуди. У многих зверей к зиме отрастает пушистая, густая шерсть. Ежи, барсуки, медведи откладывают под кожей много жира. Осенью барсуки увеличивают свой вес до шести килограммов. Жир для этих животных — зимний запас пищи.
В середине осени у зайцев, белок, песцов изменяется окраска меха. У зайца она становится белой, у белки — серой, а у песца серо-голубой. Такие изменения окраски и густоты меха называются линькой.
Многие звери и птицы могут найти пищу зимой — это лисы, волки, зайцы, лоси, сороки, вороны, воробьи. Они активны в любое время года.

Домашние животные осенью
Домашние животные осенью продолжают пастись на пастбищах, но с приходом холодов и дождей их переводят в специальные помещения и дают подкормку — силос, сенаж, солому.
Домашним животным нужен особый уход. Они боятся сквозняков, поэтому все щели в коровниках и свинарниках тщательно закрывают. Помещения изнутри белят известью. Это делает их более светлым и уютным, и, кроме того, известь убивает болезнетворные бактерии.

Труд людей осенью
Осенью продолжается уборка урожая. Хлеба убирают специальными машинами — комбайнами.
Осенью убирают картофель, капусту, морковь, свеклу.
Земледельцы знают, как важно на убранное поле внести удобрения. Затем поле вспахивается.
Зимой вспаханная почва хорошо промерзнет, в ней погибнут семена сорняков и вредные насекомые, спрятавшиеся на зиму.
Но осень не только пора сбора урожая. На вспаханные поля высевают семена ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.
В городских парках и скверах осенью тоже много работы. В это время высаживают молодые деревья и кустарники. Нижнюю часть деревьев красят известью, чтобы обезвредить насекомых. Побеленные стволы деревьев не будут грызть зайцы.
Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают. Это помогает деревьям перенести зимние морозы и дать на будущий год хороший урожай.

МОУ «Амвросиевская школа №6»

Амвросиевского районного совета Донецкой области

Предмет: Окружающий мир

Урок - сказка

(по мотивам русской народной сказки «Рукавичка»)

Осенние явления в жизни животных? Звери осенью. Как меняется осенью жизнь зверей? Подготовка зверей к зиме.

Тема: Звери осенью. Как меняется осенью жизнь зверей?

Подготовка зверей к зиме

Цель урока: Обобщить и закрепить знания, умения и навыки учащихся; выявить объем и качество знаний о подготовке к зимнему периоду диких животных и птиц. Совершенствовать умения учащихся делать логические выводы. Показать связь изменений в жизни животных осенью с изменениями в неживой природе и в мире растений. Развивать мышление, устную речь, память и внимание младших школьников. Воспитывать бережное отношение к природе

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Иллюстрации, сюжетные картинки, сорока (чучело), плоды рябины, семена, шишки, текст сказки.

Ход урока

Организационный момент.

Прозвенел уже звонок.

Начинаем мы урок.

Только мне напомнить нужно,

Что работаем мы дружно.

Как, ребята, вы согласны?

Ну, садитесь, все прекрасно.

Приветствие. Повернемся друг к другу. Улыбнемся, подмигнем: как идешь? Как бежишь? Как шалишь? Как грозишь? Как живешь?

Создание позитивной эмоциональной атмосферы. Настроимся на сегодняшний урок. В моем мире все прекрасно. Я человек, часть природы. Я люблю мир природы: растения, животных, птиц и все что меня окружает. Я живу в гармонии с этим миром. Мы все единое целое. Нам хорошо всем вместе.

Актуализация опорных знаний и умений и их коррекция

Беседа

Какое время года сейчас?

Сколько зимних месяцев?

Какие вы знаете зимние месяцы?

Какой месяц сейчас? Вспомним пословицы о зимних месяцах.

Январь - году начало, зиме - середина.

Февраль - месяц лютый: Спрашивает как обуты.

Декабрь - году конец, а зиме начало.

(отметка о погоде сегодня, в тетрадях).

алендарь - что это такое?

Календарь - расписание работы солнышка на весь год. Декабрь - хвостик года. Январь - носик года.

Мотивация обучающей и познавательной деятельности.

Ожидания. Мы сочиним свою сказку. Она будет непростая, а поучительная. Узнаем много нового о подготовке к зиме птиц и животных, и, помогут нам в этом герои украинской народной сказки «Рукавичка». Ведь сказка - это интересно, увлекательно и познавательно. И так, мы отправляемся в путешествие.

Сообщение темы и цели урока.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит. (А. С. Пушкин «Зимнее утро»)

Покажите сигнальчики. С каким настроением вы отправляетесь в это путешествие.

Вступительная беседа.

Пришла календарная зима. Да и погода нас радует. Снег и мороз.

Сегодня мы поговорим о том, как звери и птицы подготовились к зиме. Работы у нас много.

А для этого мы мысленно отправимся на экскурсию в уже заснеженный лес. Белым и сверкающим пришел на землю декабрь.

(Репродукция картины «Зима в лесу» И. И. Шишкин, 1877).

А поможет нам всё разузнать одна жительница леса. Она всё знает, что делается в лесу. Кто она?

Загадка:

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока)

Сорока:

Ты бывал в лесу зимой?

Если нет, скорей за мной!

Много знает зимний лес

И загадок и чудес….

Сорока, конечно, очень любит лето. Летом у неё много говорливых подружек - соседок.

Жалуется сорока, что много птиц-соседей сегодня мы не встретим в лесу.

Почему? Какие улетели первыми?

Почему? Какие улетели последними?

Почему? Как называют птиц, которые улетают на зиму, а потом возвращаются?

Где мы об этом читали? Как называется эта сказка?

А все ли птицы улетают в тёплые края? Как называют птиц, которые остаются? Что происходит с ними?

Справка: Из 10 синиц только 2 встречают весну (Опиши синицу).

Сорока хорошая хозяйка и очень любит встречать гостей.

Что это за гости? Откуда они летят к нам?

Вот что сорока запасла для них: ягоды рябины, семена, шишки, семечки.

Какие птицы выводят птенцов у нас? Почему?


Справка:

Мы видим у себя снегиря только в снежное время. С первым снегом прилетают к нам снегири. А весной они улетают на север, в родные края. (Опиши снегиря).

А как мы можем и должны помочь птицам?

Физкультпауза.

Как под горкой снег, снег,

И на горке снег, снег,

И на елке снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Тише! Тише! Не шуметь!

Продолжение.

Что-то наша сорока забеспокоилась. Ах вот, оно, что! Идет по лесу дед, да не один, а со своей верной собакой. Полетит сорока, оповестит весь лес. Обронил дед рукавичку да пошел дальше.

Что за сказка? Как называется?

Попробуем рассказать сказку.

Бежит мышка - норушка.

Загадка: Маленькие зверьки, серенькие шубки.

Черненькие глазки, остренькие зубки.

(Мышь)

Как это животное готовится к зиме? Какие еще маленькие животные впадают в спячку? Расскажите о них.

Кто прибежал следующим?

За ней зайка - попрыгайка.

Загадка: Зимой белый, летом серый

Прыгает ловко, любит морковку.

Угадайте, что за шапка?

Меха целого охапка.

Шапка бегает в бору,

И стволов грызет кору.

(Заяц)

Есть ли у него свой дом? Как зайка подготовился к зиме? Какие еще животные меняют цвет шерсти? Почему зайца ноги спасают, а пятки выдают? Когда выводят зайчат?

Кто прибежал следующим?

Лисичка-сестричка бежит.

Загадка: Рыжая хозяйка

Из лесу пришла

Всех кур пересчитала

С собою унесла.

(Лиса)

Что вы знаете о ней? Что значит «лиса мышкует»? Что это такое?

Кто прибежал следующим?

Волчик-братик бежит.

Загадка: Серовато, зубовато по полю рыщет

Телят, ягнят ищет.

(Волк)

Что это за зверь? Чем он питается? Как мы его называем?

Кто прибежал следующим?

Идет медведь-батюшка.

Загадка: Хозяин лесной

Просыпается весной

А зимой под вьюги вой

Спит в избушке снеговой.

Он зверь мохнатый, косолапый

Он сосет в берлоге лапу.

(Медведь)

Что делает зимой медведь? Почему он сосет лапу? Когда рождаются медвежата?

Кого бы вы еще хотели пригласить в рукавичку? Послушайте письмо, которое нам пришло. И вы узнаете, что это за зверь. (Чтение письма).

Письмо:

«Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты»

Угадай, кто я? Я ем жуков и муравьёв!

Я подумал и твердо сказал: Дятел!

Вот и не угадал! Ещё я ем ос и шмелей.

Ага! Ты птица-осоед!

Не осоед! Ещё я ем гусениц и личинок!

Дрозд-птица.

А я не дрозд! Ещё я грызу сброшенные лосем рога.

Тогда ты, наверное, лесная мышь.

И вовсе я не мышь. Бывает, я сама ем мышей!

Мышей? Тогда ты, конечно, кошка.

То мышка, то кошка! И совсем не угадал.

Покажись!

Покажусь, если признаешь себя побежденным!

Иногда я ем ящерицу. А изредка рыбу.

Может ты цапля?

Не цапля. Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца.

Похоже, что ты куница.

Не говори мне про куницу. Куница мой старый враг. А ем я еще почки, орехи, семена елок и сосен, ягоды и грибы.

Скорее всего, ты - свинья! Ты лопаешь все подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на елку!

Сдаешься?!

А чтобы вам было легче узнать это животное, отгадайте загадку.

Осенью дни становятся короче, солнце греет слабо. Большинство птиц готовится к отлету в теплые края. Перед этим они заканчивают осеннюю линьку. Перелетные птицы к осени начинают жиреть, так как предстоит дальний путь, на который надо затратить много сил и энергии. Скворцы, грачи и другие птицы соби­раются в стаи. Сначала стаи кочуют, а затем покидают родные места и летят в теплые кран. Первыми улетают насеко­моядные птицы: стрижи, ласточки, соловьи, так как резко сокращается количество насекомых; бабочки забираются в щели, где перезимовывают до весны; засыпают жуки, стрекозы, надеж­но спрятаны у насекомых гусеницы и личинки. Как только замерзают водоемы, в путь трогаются водоплавающие птицы.

Чтобы хорошо наблюдать птичий перелет, надо знать, как летят птицы. Выделяют следующие основные формы птичьих стай: углом и клином (журавли, гуси); шеренгой, а так­же гуськом (гуси, утки, чирки); скученной стаей (сквор­цы, свиристели); беспорядочной стаей (кулики, мелкие воробьиные). Некоторые птицы летят в одиночку (кукушки, козодои).

Поздней осенью прилетают зимние пернатые гости. С первой порошей появляются снегири, за ними чечетки, свиристели. Для них средняя полоса является теплым краем, да и пищи хватает, так как они основном питаются ягодами и семенами сорных рас­тений. Птицы очень доверчивы и близко подпускают к себе лю­дей, вероятно, потому, что их родина - север - зовется «краем непуганых птиц». Прилетающие в среднюю полосу с севера птицы очень красивы. Румяными яблочками красуются на ветках серо-красные птицы с черными козырьками. Это снегири. Разноцветным пером щеголяют щеглы, на рябинах красуются нежно-розовые с желтыми оторочками на хвостах хохлачи-свиристели, а на можжевельниках - ярко-красные щуры. Очень легко отличить по форме клюва среди других птиц клеста.

Однако очень много птиц остается в средней полосе зимовать, прежде всего дятел, поползень, пищуха, которые ловко достают насекомых и их личинки из-под коры деревьев. Повсюду встретишь синиц, оживляющих осенний лес своим щебетанием. Воробьи (полевые), галки, вороны перебираются поближе к человеческому жилью. Птиц, которые живут в данной местности круглый год, называют оседлыми. Зимой им приходится трудно, так как не хватает корма, поэтому школьники должны в начале осени позаботиться о них. Заготовить ягоды рябины, калины, бузины, боярышника для дроздов, свиристелей, снегирей, семена березы, ольхи для чечеток, чижей и семена арбузов, дынь, тыквы для синиц, шишки репейника и веники из лебеды для щеглов.

Число насекомых осенью уменьшается, а вот пауков встречается очень много. В ясные дни можно наблюдать летающую паутину, на которой сидит маленький паучок. Он перед этим забирается на кончик ветки, жерди и начинает выпускать паутину, которая становится все длиннее и длиннее, затем паучок перекусывает паутину, ветер ее подхватывает и уносит далеко. Так молодые пауки расселяются на новые территории.


С охлаждением водоемов начинают собираться к местам своих зимовок рыбы, и только налим радуется зиме. Он становится очень подвижным, поднимается к верховью рек и среди гальки и песка откладывает икру.

Прудовая и зеленая лягушки опускаются на дно водоемов и, зарывшись в ил, перезимовывают, а травяная и остромордая (а также жаба) могут зимовать на дне глубоких ям и под кам­нями, в норах. Змеи, собравшись по нескольку десятков вместе, спят в сухих ямах или под пнями; ящерицы прячутся за отстав­шую кору.

У зверей происходит смена шерсти, она становится более гу­стой и теплой. Всех животных можно разделить в связи с зимов­кой на следующие группы: животные, которые зимой спят (бурый медведь, барсук, енотовидная собака), в их организме главным образом наступает торможение жизненных процессов - вялое состояние, снижение реакций на раздражители. Перед тем как залечь в берлогу, медведь усиленно питается, объедается ягода­ми, обсасывает метелки овса. И при этом жиреет. Барсук не толь­ко отъедается желудями, но и делает запасы. В его норках мож­но найти сушеных лягушек, жуков и даже грибы. Норку же, где он спит, барсук утепляет листьями, тщательно вычищает. Это очень чистоплотный зверь.

Вторая группа животных (еж, суслик, хомяк) характеризует­ся настоящей зимней спячкой. Беспозвоночные переносят моро­зы, впадая в оцепенение (анабиоз). Если взять в руки находящуюся в таком состоянии лягушку, то создается впечатление, что она погибла. На самом деле жизнь в ее организме едва-едва теплится. Стоит внести в теплую комнату, как через несколько часов она оживает.

Третья группа животных делает себе на зиму запасы. У гры­зунов, питающихся зерном, находили в норах до 6 кг зерна. В сильные морозы эти животные впадают в сон, особенно когда пищи не хватает для поддержания нормальной жизнедеятельности. Даже звери, ведущие активный образ жизни, на зиму делают себе запасы корма, Ласки и горностаи собирают по 20-30 поле­вок и мышей, черные хори прячут подо льдом лягушек, норки - рыбу, бобры создают запасы веточного корма и т.д.

Четвертая группа животных ведет активный образ жизни (волк, лиса, заяц, лось и др.). Заяц питается зимой корой деревьев. Волк зимой почти всегда голоден, поэтому он пробегает десятки километров, прежде чем ему удается выследить кого-нибудь. Зимой он не побрезгует даже мышью, птицей и падалью, хватает зазевавшихся собак около жилья человека. Лисица охо­тится на мышей. Опустив низко голову, она бегает мелкой трус­цой по снегу, прислушиваясь, не пискнет ли полевка. Заслышав писк, делает бросок в снег и хватает добычу. Лиса ловит куро­паток, ночующих под снегом. Часто крадется в селение за домаш­ними птицами.

Зимой жизнь как бы замирает. В лесу не услышишь пения птиц. Попрятались звери. Однако холод им не страшен, так как теплая шубка согревает зверя, а у птиц пух защищает от морозов. Зато зимой животным трудно достать пищу, а ведь голодный и в небольшой мороз зябнет. Среди птиц только дятел не уныва­ет. У дятлов все приспособлено для того, чтобы успешно находить пищу и зимой: длинный крепкий клюв (у некоторых до 14 см), липкий, с острыми, твердыми шипами язык, на который накалы­ваются насекомые и их личинки, короткие и сильные ноги устроены так, что ему легко передвигаться по стволам деревьев. Дятлы, отковыривая кусок коры, часто помогают таким образом синицам и поползням находить себе пропитание. У дятла есть и своя «куз­ница». Это расщелина в дереве, куда он носит долбить шишки. Зимой можно встретить и другую птицу, которая отлично себя чувствует зимой и даже в зимнюю стужу выводит птенцов. Это клесты. Верхняя и нижняя половинки клюва клеста перекрещи­ваются на конце, это приспособление помогает им ловко лущить шишки. Клесты выкармливают своих птенцов семенами хвойных растений, размягченными в зобу матери или отца. Ранней весной, когда чешуйки на шишках отгибаются, птенцы могут сами до­ставать семена. Питаясь семенами хвойных, клесты настолько пропитываются смолистыми веществами, что после смерти их трупы сохраняются 15-20 лет (бальзамируются).

Зимой земля покрывается белым покрывалом, на котором легко можно увидеть следы животных. Снежная грамота - это дневник природы, который расскажет о жизни пернатых обитателях и о пушных зверях. Вот дорогу переходил какой-то крупный зверь, и раздвоенные копыта оставили характерные «коровьи» мины. Это лось. А вот тянется вереница маленьких следов-точек. Это землеройки. Следы полевки похожи на следы землеройки, но крупнее и глубже. Следы зайца легко отличить от других: ямки рядом побольше и две другие одна за другой поменьше позади. У русака отпечаток задней правой лапы заметно впереди левой задней, да и след у него более узкий и глубокий. У белки след - две широкие продолговатые ямки сливаются в одну большую. Лисий след похож на след небольшой собаки - те же четыре пальца с тупыми когтями, те же подушечки пальцев: два передних впереди и два боковых сзади. Но след лапы лисы стройнее собачьего, более вытянут и главное подушечки двух передних пальцев у лисы выдвинуты дальше, чем у собаки. Ее следы почти всегда вытянуты будто по линеечке. Волчий след очень похож на след большой собаки, но так как волк держит лапу боль­ше в комке, то след его гораздо продолговатее и резче отпечатывается на снегу. Так как волк идет шагом или трусцой, каждый раз в след правой передней ноги ступает левой задней, то его следы тянутся лентой.

Около жилья можно на снегу отчетливо различить следы раз­личных птиц: ворон, сорок, голубей.

В феврале чувствуется приближение весны. Звучит протяжная мелодия юркой синички, ее песенку подхватывает овсянка. В оттепельные дни на снегу можно увидеть живых насекомых - снежных блошек и снеговых пауков. В водоемах наблюдается оживление среди ершей, окуней и щук.

Все живое ждет тепла, природа готовится к встрече весны, Чтобы начать новый сезон в своей жизни.

ЖИВОТНЫЕ ЛЕСА ОСЕНЬЮ
(беседа)

З а д а ч и: способствовать углублению представлений о лесе: живут разные животные (звери, птицы, насекомые); установлению причинно-следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания; воспитывать у детей интерес к жизни леса в осенний период, понимание необходимости сохранения его целостности; обучить умениям вести себя в лесу.

П р е д в а р и т е л ь н а яр а б о т а.

– Беседы с детьми.

– Рассматривание иллюстраций, книг о животных леса.

– Работа в экологической комнате (лес).

– Отгадывание загадок.

– Работа с моделями (звери, птицы, насекомые) и др.

– Изготовление природоохранительных и запрещающих знаков.

Ход занятия

1. Ч т е н и ес т и х о т в о р е н и я«Осень-художница»:

Повязала осень пестрый фартук

И ведерки с красками взяла.

Ранним утром, проходя по лесу,

Листья позолотой обвела.

2. Б е с е д а.

– Каких зверей можно встретить в лесу осенью?

– Кто укладывается спать на всю зиму?

– Кто меняет на зиму шубку?

– Кто делает запасы на зиму?

– Кто зимует под листвой, в щелях, в коре деревьев?

Дети отвечают на вопросы и находят картинки животных, которых называют.

3. Р а с с к а звоспитателя о подготовке зверей к зиме.

Чтобы встретить суровую зиму, лесные звери начинают приготовления еще ранней осенью. Строят себе норы, делают запасы. Белки и зайцы начинают линять – шубки менять с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет более подходит к зимней природе.

Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи, желуди, нагуливает на зиму жирок.

Кроты и мыши запасаются колосками. Барсук собирает коренья и грибы. Просушивает их возле своей норы, раскладывая на стволах деревьев.

Белочка делает запасы в дуплах, в расщелинах коры и под кореньями деревьев. Волк и лиса зимой не спят и запасов осенью не готовят, они охотятся.

Поздней осенью тихо и пустынно в лесу. Почему? Не слышно звонких птичьих голосов. Попрятались в норы и дупла лесные обитатели.

4. О б с у ж д е н и ер а с с к а з а.

– Медведь что делает? (Залез в берлогу.)

– Кто попрятался в норы? (Ежик, барсук, полевая мышь.)

– А что же делает белочка? (Она не любит холодную, дождливую погоду, поэтому спряталась, сидит в своем дупле и грызет шишки и орехи.)

– Удобно ли зайчишке в белой шубке, когда еще не выпал снег? Почему?

5. О т г а д ы в а н и ез а г а д о к.

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка.)

Загорелись, как пожар,

На рябине кисти,

Катится навстречу шар

Из осенних листьев.

Ты его не узнаешь?

Приглядись-ка! Это… (еж).

Кто осенью спать ложится, а весной встает? (Медведь.)

Кто в лесу голодный рыщет,

Под кустом зайчишку ищет? (Волк.)

Что за беленький клубочек

Под кустом на землю лег? (Заяц.)

Первый снег прилег на крыши,

Опушил мехами сад.

Птичница в шубейке рыжей

6. С о с т а в ьр а с с к а з - з а г а д к у о любимом или понравившемся лесном звере. Остальные дети отгадывают.

лариса минина
Конспект занятия «Дикие животные осенью»

Конспект занятия «Дикие животные »

(средняя группа)

Образовательные задачи :

Закреплять у детей знания о жизни диких животных в осенней природе ;

Упражнять в называние детёнышей диких животных ;

Закрепить умение образовывать формы единственного и множественного числа существительных – названий детёнышей;

Развивающие задачи :

Развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми;

Формировать эмоциональную отзывчивость;

Воспитательные задачи :

Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому ;

Предварительная работа :

Беседа с детьми о диких животных ;

Наблюдение за осенними изменениями в природе на прогулке;

Чтение стихов об осени ;

Рассматривание картинок и иллюстраций;

Разучивание стихотворений о диких животных .

Оборудование : письмо, картинки с дикими животными (лиса, белка, заяц, медведь, волк, ёж, мяч, д\и «Чей малыш?» , «Кто, где живёт?» , «Кто, чем питается?»

Ход занятия

*Организационный момент.

«Здравствуй друг»

Подойди ко мне дружок.

Соберёмся все в кружок.

Мы за руки все возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Здравствуй друг, здравствуй друг.

Здравствуй весь наш дружный круг.

*Сюрпризный момент.

Воспитатель : К нам сегодня в детский сад принесли письмо. Как вы думаете от кого оно? Чтобы узнать, надо письмо прочитать.

Письмо : Здравствуйте ребята. Осенью вся живая природа готовиться к зиме. Осенью в лесу очень интересно и красиво. Приезжайте к нам в лес. Зайчик

Воспитатель : Предлагаю вам совершить прогулку в осенний лес .

*Физ. минутка «В путь» .

В лес осенний мы шагаем (дети маршируют)

Ноги выше поднимаем.

(дети идут и топают ногами) .

(дети идут на носочках) .

Друг за дружкой побежали, в лес осенний прибежали (дети бегут на носочках) .

*Беседа с детьми.

Воспитатель : Вот мы пришли в лес. В лесу живут дикие животные . Каких диких животных вы знаете ?

Дети : один ребёнок называет (Заяц, волк, лиса, медведь, ёж, белка) и выставляет животного , а другой читает стихотворение о животном .

Воспитатель : Почему они называются диким ? Что с животными происходит осенью ?

Дети : они живут в лесу, сами добывают себе пищу, строят жильё. Осенью животные меняют летние шубки на зимние. Готовят себе жильё для зимы, припасы.

Воспитатель : Какие звери меняют шубки осенью ?

Дети : заяц, белка.

Воспитатель : Какие из этих зверей в конце осенью впадут в спячку ?

Дети : медведь, ёж.

Воспитатель (обратить внимание детей на зайца, сидящего под деревом) : Вот и заяц. Он предлагает нам поиграть в игру.

*Игра с мячом «Назови детёныша» .

У белки – бельчонок – много бельчат

У зайчихи – зайчонок – много зайчат

У лисы – лисёнок – много лисят

У медведицы – медвежонок – много медвежат

У волчицы – волчонок – много волчат

У ежихи – ежонок – много ежат

Воспитатель : Зайчик просит помочь найти каждой маме малыша.

*Д/и «Чей малыш?»

*Заключительная часть.

Воспитатель : Пора нам возвращаться в детский сад.

*Физ. минутка «В путь» .

В детский сад мы шагаем (дети маршируют)

Ноги выше поднимаем.

Топают ножки по прямой дорожке (дети идут и топают ногами) .

По узенькой дорожке пойдут тихонько ножки (дети идут на носочках) .

Друг за дружкой побежали, в детский сад мы прибежали (дети бегут на носочках) .

Воспитатель : Вам понравилась прогулка в осеннем лесу ?

Кто живёт в лесу? Давайте поиграем : Д/и «Кто, где живёт?» , «Кто, чем питается?»



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: