Аль такфир валь хиджра. Международная исламистская группировка "ат- такфир валь-хиджра". Смыслы «Ат-Такфир ва аль-хиджра


«Ат-Такфир валь Хиджра»
(Condemnation and Migration) является арабским выражением. Слово «такфир» означает «объявить кого-либо безбожником». «Хиджра» - это уход от заблудшего общества к новому, исламскому обществу.
Таким образом, само название движения говорит о том, что оно считает других мусульман еретиками и объявляет о своем уходе от них.

В США «Ат-Такфир валь Хиджра» включена специальным судебным решением в число крайне опасных транснациональных террористических сетей, угрожающих национальной безопасности государства.
В сентябре 2010 года Верховный суд РФ вынес решение о признании экстремистским и запрете деятельности в России международного религиозного объединения "Ат-Такфир Валь-Хиджра".

1990-е гг. стали периодом усиления еще одного экстремистского течения в исламском мире - распространения идеологии такфиритов-салафитов. В это время начался процесс консолидации в деятельности различных исламистских групп, который развивался под влиянием салафитской тенденции, иногда называемой нео-ваххабизмом. Основным идеологическим принципом этой тенденции является так называемый «такфир» (обвинение в неверии) - представление о светском мусульманском обществе как о чем-то еретическом, в чем повинны главным образом правители арабских и других мусульманских государств. В связи с этим указанные светские правительства были обозначены салафитами в качестве целей постоянно ведущегося джихада.

Радикальная группировка «Ат-Такфир валь Хиджра» (At-Takfir wal Hijra) была основана в Египте Мустафой Шукри, последователем идеолога радикального ислама Сайида Кутба (1906-1966).

Саийд Кутб полагал, что мусульманские общества, подобно египетскому, отошли от ислама и погрязли в неверии. Однако Кутб не зашел настолько далеко, чтобы объявить египтян безбожниками, он просто считал их грешниками.

Идеологи «Ат-Такфир валь Хиджра» заявляют, что большинство мусульман - это безбожники, ставшие таковыми из-за своих грехов.
Течение такфиритов стало возрождаться в арабском мире в 1950-х гг. саудовскими религиозными центрами в попытке популяризировать принципы ваххабизма. Идеология такфира базируется на установках движения хариджитов из ранней истории ислама, на трудах Ибн Таймийи (XIII-XIV в.) и Мухаммеда Ибн аль-Ваххаба (XVIII в.). Организационные принципы течения те же, что и у участников движения аль-ихванийя (не путать с «Ассоциацией Братьев-мусульман») - радикальных экстремистов-выселенцев (отсюда термин «хиджра» в названии организации), направленных в 20-х и 30-х гг. прошлого века саудовскими властями на освоение приграничных районов и превратившихся в итоге в реальную угрозу для режима саудитов, и особенно для режимов в других странах.

«Ат-Такфир валь Хиджра» моделирует свою деятельность в соответствии с деяниями пророка Мухаммада, который в 622 г. отрекся от коррумпированного мекканского общества и совершил хиджру (переселение), покинув Мекку и обосновавшись в Медине. Шукри, по специальности агроном, подражая пророку, вместе с небольшой группой единомышленников создал своего рода «общину в изгнании» в пустынном районе неподалеку от Асьюта. Община занялась выращиванием зерновых культур и находилась на самообеспечении.

Философия , которой придерживался Шукри, базировалась на интерпретации в радикальном духе трудов Сайида Кутба, особенно его призыва к мусульманам «покидать» коррумпированные светские общества.

Наибольшего успеха приверженцы течения достигли в Египте в ходе борьбы «Братьев-мусульман» против насерского режима. Часть их лидеров в тот период нашли убежище Саудовской Аравии или в других арабских странах, куда для них поступала помощь от саудитов. Все это привело к восприятию ими салафито-ваххабитских идей в их наиболее экстремистском виде. Другие руководители, оказавшиеся в египетских тюрьмах, стали ярыми адептами учения Сайида Кутба, «отца» доктрины джихада, который обосновал легитимность «священной войны» против арабских правителей.

В начале 1970-х гг. такфириты действовали в 17 провинциях Египта, главным образом в условиях подполья, ведя борьбу с властями страны и не отказавшись от своей основной цели - создания «чисто исламского общества». Представители группы наладили тесные связи с экстремистскими организациями в Пакистане, Кувейте, Саудовской Аравии, Турции, Сирии, Иордании, Ливии, Судане, Тунисе, Ливане. В 1977 г. члены этой исламистской группы атаковали ночные клубы в Каире во время происходивших массовых волнений по поводу повышения цен на хлеб. Через несколько месяцев после этих событий боевики группы похитили исламского священнослужителя умеренного толка шейха Мухаммеда ад-Дхахаби и убили его. Вслед за этим были арестованы лидер группировки Мустафа Шукри и 400 ее членов. Мустафа был признан виновным и казнен. Под воздействием репрессий египетских властей (арест нескольких сот членов, казнь в 1978 г. М. Шукри и т.п.) сторонники группы в значительной мере свернули свою деятельность в Египте и инициировали ее в ряде других стран. Принимали участие в боевых действиях в Афганистане против советских войск.

В конечном итоге в такфире обозначились две группы исламистов:
Группы исламского джихада , включающие в себя «Египетский джихад» шейха Омара Абд аль-Рахмана и отдельные ячейки «Исламского общества» (А1-Gama"at al-Islamiyyah); различные группы «Палестинского исламского джихада», особенно организации шейха Асада Байюда аль-Тамими; Al-Tali"ah al-Islamiyyah в Сирии; Al-Tawhid в Ливане; Al-Jama"ah al-Islamiyyah в Сайде (Ливан); ряд организаций афганских моджахедов (под идеологическим руководством палестинца - д-ра Абдаллы Аззама; другие группы в арабских странах и Пакистане.

Группы такфира: египетская группа Jama"t al-Muslimin, больше известная под названием «Al-Takfir wal Hijrah». Она громко заявила о себе в 1978 г. в связи с похищением и убийством ее членами министра египетского кабинета Хасана аль-Дхахви. Участники группы восприняли идеи саудовских «Братьев-мусульман» в их полном экстремистском выражении, включая идею поселения в пустыне в целях основания чисто исламского общества - хиджра. В результате предпринятых против нее репрессий группа утратила свою роль в качестве самостоятельной структуры и была поглощена набиравшими силу в Египте группами джихада.

Из отколовшихся от групп такфира членов образовалось несколько новых филиалов.
Египетские салафитские группы: Al-Najoun min al-Nar (Survivors of the Fire/Hell), проявившая большую активность в Боснии, а позднее - в Албании. Небольшая ячейка их палестинских последователей все еще функционирует в секторе Газа. По словам лидера этой группы, его сподвижники в качестве своего главного противника рассматривают светские арабские режимы, а не Израиль. Они не приняли участия в восстании палестинцев, не поддерживают никаких связей ни с ХАМАС, ни с «Палестинским исламским джихадом». Последние рассматривают членов указанной группы в качестве уклона в исламской традиции.

Иорданские группы такфира. Часть салафитов обосновалась в Иордании, получая финансовую поддержку и политические инструкции из Саудовской Аравии. Ввиду своей террористической активности и из-за пребывания в оппозиции к властям Иордании они вынуждены регулярно менять места проживания и скрываться. Салафиты установили контакты с членами «Хизб ут-Тахрир» - еще одной транснациональной нелегальной воинствующей организацией, которая придерживается другой идеологии и занимает иное место в раскладе сил на «исламистской карте», но которая весьма активна в террористическом плане в таких странах, как Иордания, Египет, Турция, Ливан и Узбекистан. Салафиты в Иордании явились инициаторами создания иорданского такфира, который в последние годы обрел солидную базу из числа последователей - выходцев из разных стран, особенно из Египта. Например, в апреле 1996 г. египетские власти потребовали от иорданцев экстрадиции 57 членов «египетского такфира».

В мае 1998 г. в Аммане были арестованы шесть террористов - членов исламистской группы Harakat al-Islah wal-Tahaddi («Движение реформы и вызова»), заминировавших целый ряд объектов в иорданской столице. Главарь (амир) группы, Абд аль-Насир Шехада, руководил деятельностью «движения» на месте, получая указания по телефону из Лондона от Абу Омара, стоявшего у истоков создания группы. Ее финансирование осуществлял Маджид Тал"ат, имевший американский паспорт и преподававший на курсах группы идеологию такфира.

Члены египетских и иорданских такфиритских групп принимали участие в 1980-х и 1990-х гг. в боевых действиях в Афганистане, Боснии, Албании, Косово, Чечне и Дагестане.
Пакистанские боевики и Усама бен Ладен: группами, принадлежащими к течению такфира являются также пакистанское «Движение моджахедов» (Harakat ul-Mujahidin (HuM)) и «Комитет в защиту законных прав» (The Committee for the Defense of Legal Rights (CDLR)) в Саудовской Аравии. CDLR представляет собой политическое крыло «Аль-Каиды» и идеологически исповедует идеи д-ра Абдаллы Аззама.

«Алжирская вооруженная исламская группа» (Groupe Islamique Armee (GIA)) также может быть отнесена к течению такфир. Девять членов GIA, являвшихся специалистами в области контрабанды оружия и подделки документов, были арестованы в Италии в мае 1998 г. Все они, по сообщению итальянской полиции, принадлежали к группе такфир, проявлявшей активность в Европе, особенно во Франции и в Германии.

Йеменские исламские боевики: группа Islah gin the Yemen располагает базой в Лондоне, где она действует под названием Ansar al-Shari"ah (Supporters of Shari"ah); лидер - египтянин Абу Хамза аль-Масри (Abu Hamzah al-Masri). Осуществляет политическое сотрудничество с известной организацией Al-Muhajirun, которая была основана в результате раскола в «Хизб ут-Тахрир» (лидер - шейх Омар Мухаммед аль-Бакри).

В последние годы повышенной активностью отличалась созданная в Северном Ливане при содействии бен Ладена группа «Ат-Такфир валь Хиджра» со штаб-квартирой в Триполи. В ней объединились наиболее экстремистские элементы, принадлежавшие к организациям «Таухид» и «Джама"а исламийя», в числе объектов враждебных устремлений которых находятся и российские учреждения.

Летом 2002 г. в Марокко были арестованы 30 членов радикальных исламистских групп, обвиняемых в организации терактов. Аресты были произведены в Касабланке, Фесе и Танжере. Обвиняемые являлись членами радикальных групп «Салафийя джихадия» и «Такфир валь Хиджра». Среди них находились «духовный лидер» группы салафитов по кличке Дамир и ответственный за проведение операций Юсеф Фикри.

«Такфир валь Хиджра» в Марокко представляет собой одну из наиболее радикальных исламистских группировок. Приверженцы такфира проявляют нетерпимость к мусульманам, которых они считают «еретиками» . Группировка действует на северо-востоке Марокко. По оценке МСС, это крайне опасная экстремистская организация. Идеологической основой ее платформы действий является борьба за внедрение в марокканское общество «чистого ислама», установление законов шариата, «реисламизация» Марокко.

Привержена тактике «городского терроризма». Будучи конгломератом салафитских групп, ориентирующихся на маргиналов, «Такфир валь Хиджра» действует в кварталах бедноты в городах Марракеш, Фес, Касабланка, Танжер, Сале, Надор, Рабат. Насчитывает в своих рядах примерно 1 тыс. боевиков, имеет хорошо законспирированную сеть в крупных городах.

Поддерживает связь с «Аль-Каидой» , в которой много выходцев из Марокко, с алжирской ВИГ и чеченскими сепаратистами. Имеет группы поддержки в Англии, Германии, Франции, Скандинавских странах. Частично финансирует свою деятельность за счет доходов от наркобизнеса. Призывает местных мусульман принимать участие в рядах исламистских вооруженных движений, действующих в Афганистане, Ираке, Палестине, Югославии и России.

Смычка между двумя отмеченными течениями: джихадистами и последователями такфира - произошла в 1980-х и особенно в 1990-х гг., в первую очередь в Афганистане, а затем в Боснии, Албании, Косово, Чечне и Дагестане. Одним из последствий влияния, оказанного идеологией такфира на египетскую группу джихада, было привитие последнему ярого антиамериканского экстремизма, что завершилось организацией им ряда взрывов в США. «Ат-Такфир» также приняла участие в организации покушения на А. Садата.

По оценке западных аналитиков, под влиянием процессов в Афганистане (не обязательно под воздействием талибов) среди указанных групп развились особые отношения сотрудничества и взаимопомощи, подкреплявшиеся финансовой подпиткой со стороны Усамы бен Ладена, что усилило их борьбу на всех фронтах, в том числе против руководства тех арабских стран, которые, по их мнению, вступили в коллаборационистские отношения с безбожной западной культурой.

Одним из руководителей «Ат-Такфир валь Хиджра» является иорданец Ясин абу Джирад, имеющий каналы связи с «Аль-Каидой», с лондонским центром «Такфира» и европейскими ячейками этой организации.

«Ат-Такфир валь Хиджра» - движение, идеология и деятельность которого на современном этапе ассоциируются с именем Аймана аз-Завахири. Вначале движение было независимой самостоятельной структурой и не имело отношения к Аззаму и бен Ладену. Подобно последним, Завахири являлся последователем идей Сайида Кутба. Это обусловило сближение «такфира» с «Аль-Каидой» и превращение группировки в один из элементов террористической сети Усамы бен Ладена. Египетский филиал «Такфира» примыкает сейчас к группировке «Аль-Джихад».

«Ат-Такфир валь Хиджра» развернула в Европе целую сеть своих ячеек (Великобритания, Германия, Франция, Испания и др.), занимающихся подготовкой и обеспечением террористических акций как в европейских странах, так и в других районах мира.

В феврале 2000г. во время встреч руководителей радикальных исламских организаций Ливана «Аль-Ваххабия», «Асбат Аль-Ансар», «Таухид», «Джамаа Исламийя» и «Ат-Такфир валь-Хиджра» обсуждались вопросы создания «Армии исламского освобождения» (АИО). Создаваемая организация должна иметь единое командование и комплектоваться за счет добровольцев-мусульман. Практическая проработка формирования АИО в Ливане возложена на М. Хаммуда, который является одним из лидеров «Таухид» и Р. Аш-Шаххаля, возглавляющего «Аль-Вахабийя». Финансирование АИО должно осуществляться через благотворительные фонды Саудовской Аравии, Кувейта, ОАЭ, а также ряда частных лиц из Алжира, Йемена. Афганистана и Судана. По мнению создателей АИО, эта организация должна оказать помощь «чеченским борцам за свободу» .

Руководство и большая часть членов групп такфира, особенно боевики, воевавшие против ограниченного контингента советских войск в Афганистане, настроены антироссийски, поддерживают проведение джихада в Чечне и выступают в пользу оказания помощи всем исламистам на территории России. «Ат-Такфир валь Хиджра» может считаться организацией, представляющей потенциальную угрозу интересам безопасности Российской Федерации.

Исторически основным очагом зарождения и распространения религиозного экстремизма в форме салафизма-ваххабизма считается регион Ближнего Востока. Именно здесь выступили со своими доктринами Ибн-Ханбал, Ибн-Таймия, Абд-аль-Ваххаб, Хасан аль-Банна, Сайид Кутб, А. Аззам, Аз-Завахири и Усама бен Ладен. Разработанными ими идеологическими установками сегодня питаются многочисленные организации, примыкающие к салафито-ваххабитскому движению кутбистской направленности, «Аль-Каида», «Братья-мусульмане», деобандийцы, такфириты и другие участники глобального джихада.

«Исламская группа» - ИГ (Al-Gama"a al-Islamiyya) является радикальной суннитской исламистской организацией, действующей в Египте. Вначале группа в идеологическом плане ориентировалась на учение основателя ассоциации «Братьев-мусульман» Хасана аль-Банна, однако затем отошла от пропагандировавшихся им принципов и стала следовать доктрине, разработанной Сайидом Кутбом, который отдавал предпочтение вооруженному джихаду против светских правительств и решительно отвергал любые религиозные и политические системы, не основывающиеся на законах шариата.
Главной целью группы является свержение режима президента Хосни Мубарака и образование в Египте исламистского государства. Наиболее консервативно настроенная часть руководства ИГ, тесно сотрудничающая с Усамой бен Ладеном, преследует более широкие цели. ИГ, будучи одним из элементов сети «Аль-Каиды», выступает за то, чтобы сконцентрировать свои операции на американских и израильских объектах. Она подвергает критике США, в частности размещение американских войск в Саудовской Аравии, расценивая это в качестве символа американской гегемонии на Ближнем Востоке и оскорбления всей арабской нации.

ИГ располагала собственной базой в Афганистане, члены группы принимали участие в боевых действиях на стороне талибов, а также в конфликтах на Балканах и в Чечне. Представитель группы подписал известную фетву Усамы бен Ладена о создании фронта борьбы против евреев и крестоносцев. Группа поддерживает широкие международные связи. В круг ее партнеров входит большое число радикальных исламистских организаций, включая движение талибов, «Группу Абу Сайяфа», алжирскую GIA, Harakat ul-Mujahidin, Harakat ul-Ansar, «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ), «Салафитскую группу призыва и борьбы» (GSPC), уйгурские организации, чеченские террористические группы, ХАМАС и другие джихадистские и салафито-ваххабитские группировки кутбистской направленности.

Как отмечают российские аналитики по терроризму, идеология ИГ в условиях современного Северного Кавказа находит практически идентичное воплощение в практике ваххабитов.

Группа за время своего существования провела большое количество террористических акций, в том числе расстрел в Луксоре в 1997 г. 58 иностранных туристов, оказалась замешанной в подготовке покушения на президента Мубарака в Аддис-Абебе в 1999 г. и др.
В результате ударов, нанесенных египетскими органами безопасности по ИГ, значительное число ее членов были арестованы, другие рассеялись по различным странам.

«Аль-Гамаа аль-исламийя» в апреле 1999 г. заявила о прекращении вооруженной борьбы и обязалась воздерживаться от террористической деятельности в Египте. Однако совет «шуры» организации оказался не в состоянии контролировать всех своих боевиков. В настоящее время практически все активисты ГИ находятся в тюрьме, а потому участвовать в экстремистских акциях в связи с Ираком смогут лишь отдельные члены ГИ, примкнувшие к другим радикальным организациям. ГИ пытается показать властям, что готова стать умеренной исламистской организацией фундаменталистского толка по типу «Братьев-мусульман». Сейчас ИГ структурно состоит из мелких ячеек, зачастую действующих самостоятельно. Тем не менее, группа сохранила определенные возможности по дестабилизации обстановки в Египте.

Сходных с ИГ позиций придерживается организация «Египетский исламский джихад» или «Исламский джихад» (ИД), созданная бывшими членами религиозной организации «Братьев-мусульман» в 1974 г.

ИД представляет собой организацию радикальных суннитских исламистов, выступающих за создание в Египте исламистского государства. Они разделяют цели ИГ и «Аль-Каиды», афганских талибов, «Исламского движения Узбекистана», ряда палестинских и кашмирских террористических групп. В 1998 г. ИД присоединилась к альянсу экстремистских формирований, вошедших в Фронт джихада против евреев и крестоносцев, и участвует в реализации лозунгов Усамы бен Ладена, под которыми ведется борьба с США и Израилем.

«Исламский джихад» имеет ряд аффилированных с ней групп, таких как «Ат-Такфир валь Хиджра», «Новая группа джихада» (The New Jihad Group) и «Авангард завоевания» (Vanguards of the Conquest). «Ат-Такфир» осуществила значительное количество терактов, а «Авангард» организовал ряд покушений и взрывов, в том числе взрыв в 1995 г. в египетском посольстве в Исламабаде.
С 1999-2000 г. заметно укрепилось взаимодействие руководства ИД с бен Ладеном, в связи с чем английские эксперты по терроризму в настоящее время считают эту организацию элементом структуры «Аль-Каиды» .

Наследники Сайида Кутба не видят разницы между американцами, англичанами и русскими. Без помощи марксистов они нашли для своей «теории» три источника и три составные части.
Во-первых , Коран.
Во-вторых , «Фетвы татарам» философа XIII века Абу Аббаса ибн Таймийи.
В-третьих , фундаментальный труд самого Кутба – «Борьбу ислама с капитализмом». Именно писания ибн Таймийи, аль-Банны и Кутба, а вовсе не Мухаммада аль-Ваххаба, составляют сегодня «джентльменский набор» радикальных суннитов-кутбистов, привычно именуемых ваххабитами.
Сами они, кстати, обычно применяют к себе термин «салафиты».

Возрожденная Кутбом идея всемирного халифата не только осталась в повестке дня, но и стала высшим оправданием Великого Джихада. В идеологии нынешних «Братьев-мусульман» (и особенно их многочисленных учеников, возглавляющих «Аль-Джамаа аль-Исламийа», «Хизб ут-Тахрир» и ХАМАС) джихад, вопреки букве Корана, отнесен к столпам веры, а к «мушрикин» причисляются все соплеменники, покорные властям арабских государств, равно как и официальной, «переродившейся» исламской иерархии. Их службы недостойны посещения, равно как и их могилы; их влиянию следует противопоставлять свое; в особенности это касается суфийских шейхов и мюридов в тех частях мира, где созрели объективные и субъективные предпосылки революции. Эти части - Косово, Чечня, Палестина, Босния, в ближайшем потенциале, разумеется, Крым, в более отдаленном - Татарстан, Башкирия, Санджак, Синьцзян. И конечно, манящие богатством своих недр республики Средней Азии, «на счастье», граничащие с Афганистаном. На новый уровень революционная агитация вышла с освоением Интернета.

Концепция Сайида Кутба делила общество на два типа: исламское общество, в котором признается власть одного Аллаха и действует шариат, и общество джахилийи (доисламского язычества), в котором люди сами творят законы и нарушают главный принцип единобожия - единовластие Аллаха (хакимийя). Согласно такому выводу, языческим является большинство современных обществ, в том числе те, которые считают себя исламскими, но не живут по шариату. Отрицание хакимийи, по сути, означает вероотступничество, ввергающее в неверие. Ислам и джахилийя - это абсолютно несовместимые системы, между которыми невозможно какое-либо мирное сосуществование или постепенная трасформация джахилийи в ислам. Восстановить власть Аллаха на земле можно лишь после того, как силой будет уничтожена джахилийя, и участие в этой борьбе есть обязанность каждого мусульманина.

Сайид Кутб предложил следующую стратегию для исламского движения.
Во-первых , поскольку в джахилийском обществе вообще отсутствуют представления об исламе, бесполезно требовать введения шариатского правления или пытаться с этой целью совершить государственный переворот. Нужно начать с объяснения принципов ислама, и особенно - идеи единовластия Аллаха.

Во-вторых , те, кто принял этот призыв, как бы вновь приняли ислам и, следовательно, должны себя вести в соответствии с принципами «истинных» мусульман. Для этого таким верующим необходимо уйти из джахилийского общества, но не в буквальном смысле, а в плане «духовного разрыва», не исключающего контактов в жизненных и бытовых вопросах.

В-третьих , после того, как община «истинных мусульман» достигнет необходимого духовного и морального уровня, следует приступить к созданию исламской организации - своеобразного авангарда, призванного свергнуть джахилийю и установить на земле власть Аллаха.

В-четвертых , на начальном этапе такой деятельности следует избегать прямого столкновения с правящим режимом, так как это может привести к роковому удару по еще слабому исламскому движению.

В-пятых , когда исламское движение достигнет необходимой силы и мощи, следует начать джихад в его силовом, наступательном понимании, без всяких уступок и снисхождения.

В итоге делается вывод, что джихад становится обязанностью каждого мусульманина в следующих случаях:
- когда во главе государства стоит правитель-кяфир, поэтому необходимо вести борьбу за его свержение;
- джихад ведется с общиной, уклоняющейся от предписаний шариата. Под таковыми ныне понимаются сотрудники службы безопасности, полиции и прокуратуры;
- джихад необходим для установления власти халифа-мусульманина.

При этом несомненный приоритет в таком фронте отдается радикальным, «джихадистским» группировкам.
В феврале 1998 г. современному «террористу номер один» Усаме бен-Ладену удалось объединить вокруг ранее созданной им организации арабов-афганцев «Аль-Каида» ряд экстремистских исламских группировок, создав «Всемирный исламский фронт борьбы с иудеями и крестоносцами», получивший известность как «Мировой фронт джихада» (МФД). Помимо него учредителями «фронта» стали: руководитель египетской организации «Аль-Джихад» доктор Айман аз-Завахири; председатель консультативного совета «Гамаа Исламийя» Рифаи Ахмед Таха Муса (Египет); секретарь пакистанской исламской организации «Джамиат уль-Улема-е-Пакистан» («Ассоциация улемов Пакистана») шейх Мир Хамза; лидер пакистанского движения «Харакат аль-Ансар» Фазлуль ар-Рахман и лидер движения «Джихад» из Бангладеш Абд аль-Салям Мухаммед. В МФД также вошли пакистанская организация «Аль-Хадис», ливийская «Аль-Джамаа аль-Исламия», иорданская «Байат аль-Имам» («Присяга имама»), алжирская «Вооруженная исламская группа», йеменский «Джихад», ливанские «Асбат аль-Ансар», «Джамаа исламийя» и др.

Согласно теории Кутба предлагается сосредоточиться на следующих задачах.
Во-первых , следует концентрироваться на проведении широкомасштабных акциях с большим количеством жертв, важное значение имеют именно огромные людские потери. Такие акции впечатляют западное общество, и заставляют задуматься людей. Это единственный язык, который сегодня понимает Запад.

Во-вторых , при проведении боевых операций необходимо опираться на акции шахидов (камикадзе). Такие операции не требуют больших потерь со стороны мусульман, но наносят противнику большой урон.

В-третьих , акции следует тщательно подготавливать, нужно производить достоверный анализ вражеского потенциала, его возможностей и наиболее уязвимых мест.

В-четвертых , большое значение имеет выработка четкой стратегии и идеологии борьбы.

Идеологию, проповедуемую кутбистами, можно, не вдаваясь во все тонкости и подробности, свести к следующим пунктам:
1. Аллах - материальное физическое тело. Он имеет руки, лицо и другие части тела.
2. Коран и высказывания Пророка можно трактовать, руководствуясь своим собственным пониманием.
3. Непризнание огромного количества высказываний сподвижников Пророка и исламских богословов.
4. Отрицание мазхабов (религиозно-правовых школ) Ислама.
5. Тот, кто не следует учению Ибн Абд-уль Ваххаба, является кафиром.
6. В большинстве случаев совершавший тавасуль (просьба к Аллаху посредством кого-либо) является многобожником.
7. Посещение могилы Пророка и его сподвижников и праведных мусульман запрещено.
8. Все, что было внесено в ислам после смерти пророка, запрещено.
9. Секты на местах возглавляются руководителем (амиром), не избираемым мусульманами.
10. «Неверных» (включая мусульман, не примкнувших к их секте) можно убивать и вне рамок необходимой самообороны.
11. Традиционное исповедание ислама является «кяфирам» (неверием), суфизм не является исламским учением и духовной практикой.

Следует оговориться, что со всеми, кто не разделяет их убеждений, кутбисты считают необходимым вести войну. Они утверждают, что «их кровь и имущество дозволены». Это означает, что, тех, кто не разделяет убеждений Кутба можно убивать и грабить.

Как и многие другие экстремистские организации, отличающиеся негласностью своей деятельности, кутбисты распространяют свои идеи, проникают в необходимые для их жизнедеятельности социальные группы путем организации тайных ячеек.

Как правило, активистами или миссионерами в зарубежных странах бывают выходцы из Египта, Иордании, Судана, Пакистана и Афганистана, реже - из стран Персидского залива.

Основные лозунги или правила , которые могут пропагандировать представители кутбизма во время привлечения на свою сторону возможных кандидатов, являются:
1. Превосходство шариата над мышлением - научные открытия могут осуществляться лишь в рамках религии.
2. У каждого слова в Коране единственное значение - Коран подвергся толкованию (тафсиру) один раз и этого достаточно.
3. Оценка жизненных событий и осуществление каких-либо действий выполняются только лишь на основе Корана.

Внешними признаками, по которым можно отличить кутбистов от других мусульман, являются:
-беспорядочная борода (сейчас уже не всегда);
-усы сбриты или подстрижены тонкой полоской;
-среди кутбистов принято также поверх рубашки (не заправляющейся) надевать жилет или «журналистскую куртку» без рукавов с множеством карманов - распространенная одежда афганских моджахедов, среди которых находилось большое количество арабских исламистов (в зоне боевых действий жилет заменяется на бронежилет);
-посох или трость на манер пилигримов, собирающихся на хадж;
-часы не носятся или надеваются на правую руку.

Признаки поведения, по которым можно установить принадлежность лица к последователю кутбизма:
- частое употребление религиозных афоризмов во время разговоров даже на бытовые темы;
- избежание обсуждения религиозной тематики;
- после окончания молитвы восхваление Аллаха осуществляется шепотом так, что можно догадаться об этом только по губам говорящего, сопровождается в тот момент имитированием перебирания четок, которых, в действительности, молящийся не держит в руках;
- изменение собственных имен или же трансформация их в арабскую версию;
- соблюдение правила многоженства.

Как правило, члены кутбистских ячеек организуют собственные, несанкционированные властями, мечети.

Внешними признаками таких мечетей, являются:
- отсутствие минарета;
- отсутствие узоров и красивых каллиграфических текстов (или их крайняя ограниченность);
- ковер внутри мечети заменяется обыкновенной циновкой;
- кафедра муэдзина (менбер) возвышается не больше, чем на 3 ступеньки;
- наличие в мечети отдельной комнаты с библиотекой;
- наличие кассы для денежных пожертвований внутри мечети.

Муэдзин, оглашая азан, пытается это делать на манер саудоаравийских муэдзинов. Удлиняется пауза между азаном и самим совершением молитвы, экземпляры Корана собираются организованно, по «схеме вверх» в каждом ряду. Как правило, у кутбистов по пятницам дается один азан, а не два, как это принято в ортодоксальном исламе.

В религиозных сектах кутбистов установлена иерархическая система и жёсткая дисциплина. Членам общины предписывается неукоснительно соблюдать мусульманские обычаи и обряды, характерные для кутбистского направления, которые противоречат устоявшимся национальным традициям коренного населения, что создаёт предпосылки к возможному возникновению конфликтов на религиозной основе.

Организационная деятельность секты проходит в конспиративных условиях, каждому члену общины присваивается духовное имя, которым он пользуется внутри общины, вследствие чего многие рядовые члены не знают настоящих имен друг друга. Оперативным путем установлено, что структурное строение кубистской общины в целях сокрытия своей деятельности состоит из т.н. «джамаатов», включающих в себя несколько ячеек по 4-5 человек в каждой, возглавляемых т.н. «амирами». «Жума-намазы» кутбисты проводят небольшими группами на квартирах, по районам проживания.

Такфир, выводящий мусульманина из веры, – очень серьезное обвинение. В традиционном Исламе для обвинения в неверии требуются очень серьезные доводы. Однако среди мусульман существуют направления, в которых подобные приговоры выносятся очень своеобразно. На вопросы корреспондента «Islam today» ответил глава Совета улемов Российской ассоциации Исламского согласия Фарид хазрат Салман.

Фарид хазрат, каким образом возникают различные мусульманские секты, движения?

Большинство сект, группировок в Исламе выделяют какой-либо аспект в исламском мировоззрении, Богопонимании, исламском праве и начинают акцентировать на этом внимание, по-своему его истолковывать, доходя порой до абсурда. Сюда относятся ошибочное понимание Аллаха салафитами, борьба с нововведениями и язычеством вахабитами. «Хизбут тахрир» желает построить некий непонятный мифический халифат.

«Ат-Такфир ва аль-хиджра» (сами они называют себя «аль-Джама`а аль-Исламия» - исламское сообщество) - еще более «хариджитствующее» движение, чем сами первоначальные хариджиты. Для хариджитов основным вопросом было обвинение в неверии выходцев из Ислама. В наше время неправомочное использование понятия «такфир» приобрело новые разрушительные качества.

Как возникло движение «аль-Джама`а аль-Исламия»?

- «Ат-Такфир ва аль-хиджра» - «Обвинение в неверии и отъезд для спасения веры» - на сегодняшний день стало одним из самых радикальных мусульманских движений.

Все начиналось без каких-либо громких действий и заявлений: не отличающийся большой ученостью египетский студент-агроном Университета Асьюта Шукри Мустафа поставил себе целью иметь право обвинять в неверии других мусульман. Тогда Шукри был активистом радикального ответвления движения «Ихван-уль-муслимун» («Братья-мусульмане»), впитав в себя идеи насильственного захвата власти казненного в 1966 году радикального идеолога Саида Кутба. В 1965 году Шукри был арестован за распространение листовок и заключен в египетский лагерь в Абу Заабаль. Именно там были разработаны главные принципы его учения.

В чем суть учения «такфиритов»?

Вера по Исламу – комплекс действий, через которые человек благодарит Всевышнего Аллаха за те блага, которыми он обладает. Безверие – это проявление неблагодарности Творцу. Такфир с точки зрения Ислама – обвинение мусульманскими учеными после соблюдения определенных условий человека или группы людей в безверии, в вероотступничестве, в отходе от основ веры. «Такфириты» отличаются тем, что разрешают самим, самостоятельно выносить подобное обвинение. Члены движения «ат-Такфир ва аль-хиджра» проявили себя, создав проблемы, как в Египте, так и Саудовской Аравии. Они не делают различий между саудовскими, египетскими, татарскими, турецкими учеными и духовными деятелями, полагая, что все те, кто не разделяет их единственно правильные взгляды, являются безбожниками. Поэтому, «они - неверные, отступники, и их можно лишить жизни и имущества».

Как проявляют себя сторонники идей «такфиризма» в наше время?

В основе «ат-Такфир ва аль-хиджра» лежит хариджитская модель. Ее опасность заключается в том, что группы людей, порой целые страны, объявлялись неверными. Абдассалям аль-Фарадж развил теорию такфира, совместив ее с салафитской акыдой. Для объявления джихада первоначально выносится такфир правителю и государственным служащим, включая армию и правоохранительные органы. Все они объявляются неверующими, их правление признается незаконным. Сейчас стали частыми случаи обвинения в неверии глав государств, крупнейших мусульманских религиозны деятелей. Так, Шукри Мустафа объявил кяфиром и фактически приговорил к смерти бывшего министра по делам религий Мухаммада ад-Дахаби, устроил его похищение и убийство. После этого египетские спецслужбы вплотную занялись деятельностью «аль-Джама`а аль-Исламия». В июле 1977 года Шукри был арестован, а через полгода казнен. Объявление такфира сторонниками движения целых групп и большинства мусульман мира (в том числе России, стран категории «Дар аль-Ислам» - «Обитель Ислама»), происходит по очень простому принципу: в неверии обвиняются все, кто не разделяет их идей. Так как «такфиритами» предполагается, что все немусульмане и так являются «неверными», то «вышедшими из веры предателями» объявляются главным образом мусульмане, исповедующие традиционный Ислам. Именно они объявляются отошедшими от Ислама.

В названии движения есть понятие «хиджра». Какой смысл оно имеет применительно к обвинению в неверии?

Хиджра – переселение. Здесь - от зла к добру, из темноты к свету. Члены «Ат-Такфир ва аль-хиджра», выступают за полный разрыв с современным мусульманским обществом, погрязшим, по их мнению, в неверии. Шукри Мустафа обосновывал такие взгляды поступком пророка Мухаммада (с.а.в.), который оставил языческую Мекку и совершил переселение в Медину. Выход из их общины расценивается как измена, выход из Ислама и отступничество. Наказанием этому является только смерть «предателя». Является фактом, что наиболее одиозные лидеры этого движения нашли себе убежище не в Египте, не в Иордании (исторической Палестине), а на Западе. Современные российские «мухаджиры», считая, что в России нет места для настоящего Ислама, наивно собираются переехать в Саудовскую Аравию и создать там свой «Татаристан».

Против чего еще выступают сторонники «Ат-Такфир ва аль-хиджра»?

- «Такфириты» отвергают мазхабы, считают недопустимым чтение сур из Корана на кладбище, возле могилы усопшего. Они являются ярыми противниками празднования дня рождения пророка Мухаммеда – Маулид ан-наби, своих дней рождения, родителей и близких родственников. Светское государство и правитель объявляются идолами (тагутам) - объектами якобы религиозного поклонения. Сущность «такфиризма» – это подрыв политической системы государства, захват власти, создание государства на основе законов Ислама в их интерпретации.

«Ат-Такфир ва аль-хиджра» - это одно из античеловечных движений, имеющих исламскую окраску, и, очень похоже, выполняющих заказ неких геополитических центров. Это реальный инструмент внесения раздора в мировую исламскую общину, решения внешнеполитических и внутриполитических задач ряда западных специальных служб. С точки зрения традиционного Ислама, это псевдомусульманская секта, использующая мусульманскую терминологию, действующая среди мусульман. Невозможно выводить целые страны из Ислама. Только сам человек может своими действиями вывести себя из веры. Например, когда опровергает один из столпов веры словами: «Я мусульманин, но намаз читать не нужно».

Записал Али Хайдаров

Московская полиция задержала пятерых участников религиозной экстремистской организации «Ат Такфир валь-Хиджра». У задержанных изъяли экстремистскую литературу, огнестрельное оружие, гранаты и самодельные взрывные устройства, причём на одном из них был ремень для крепления к телу. Обозреватель «Известий» Орхан Джемаль рассказал ДОЖДЮ об этой организации.

Макеева: Вы, Орхан, название « Ат-Такфир валь-Хиджра» слышали, да?

Джемаль: Конечно, много раз. Вообще это загадочная организация в силу того, что она время от времени исчезает, а потом из небытия возникает заново. Появилась она в Египте, ее создатель был такой Шукри Мустафа. Просуществовала она недолго в Египте. В 77 году Мустафу арестовали, казнили за похищение и убийство министра по делам вакуфов - это министр, который занимается имуществом, принадлежащим исламской общине. Но прославились они не столько это акцией, сколько выглядели и позиционировали себя в качестве таких клоунов, заявляя, что все, что не было во времена пророка, это непозволительно. Мы должны жить в палатках как бедуины, мы не должны смотреть телевизоры и даже автоматами Калашникова не должны пользоваться, мы должны пользоваться луками, мечами, все должно быть, как тогда. Это была некая такая клоунская структура. Тем не менее, они занимались какими-то такими террористическими актами. Помимо Египта они отметились в Алжире, кое-что в Судане было, по мелочам везде. Вопрос о том, ка кони попали в Россию, это очень интересная вещь. Два горных района Дагестана - Цунтинский и Цумадинский - это территории, где ислам был принят позже всего, это вторая половина 19 века. Об этих местах Имам Шамиль, который воевал с русскими и исламизировал Кавказ в том числе, говорил, что они последние приняли, последние и оставят. Их уже в позднюю советскую власть переселяли на равнину с гор, на плоскость. И именно в таких колхозах, общинах переселенцев стало появляться это течение. Оно долгое время было абсолютно безобидное. Это люди, которые с крайним сектантским сознанием, сидели по домам, вместе со всеми не молились, их обвиняли в неверии. Никакого отношения к террористической деятельности не имели. Лидером их был Аюб Астраханский, то есть человек, который обосновался в Астрахани. В принципе на него пытались в 90-ые годы наезжать ФСБшники, которые тогда звались ФСКшники. Они говорили губернатору: «Что у вас тут такое? У вас тут ваххабит-разваххабит». Они говорили: «Ничего подобного, мы проверяли, это человек странный, но мирный», ему позволяли существовать. И в конце концов эта группа, которая комедийно, комично воспринималась, она почти вся вместе с Аюбом Астраханским эмигрировала в Бельгию, оставив после себя довольно много свободных радикалов в химическом понятии, людей с сектантским сознанием, которые свободно болтались в этом пространстве. И вот эти люди несколько лет назад стали фигурировать в различных сводках. То кого-то поймают с пистолетом, то еще что-то. Сейчас оружие, взрывчатка.

Макеева: То есть сейчас лук и стрелы уже нет?

Джемаль: Да, никаких уже луков и стрел. Конечно, когда у нас чекисты говорят: «МЫ поймали такфиристов с оружием», я могу сразу поверить, что они поймали с оружием, вряд ли они подбросили такое количество оружия. Но такфиристы ли это - это большой вопрос, потому что ярлыки у нас навешивают запросто кому угодно. А вообще такфиристы для внутри исламской среды - это комичное и однозначно вредное явление. Их называют людьми отпавшими, заблудшими. Они даже внутри радикала признаются крайними сектантами.

Казнин: Если говорить об этих пойманных людях, наверное, должна была долго вестись разработка, если взяли с таким количеством оружия.

Джемаль: Во-первых, несколько неделями раньше был задержан москвич с оружием, ну невинно - с пистолетом Макарова, это мелочь. До этого задерживали человека, который был якобы обвинен как вербовщик женщин, как бы с таким намеком, что, возможно, это и шахидки. Но какая-то группа явно находилась под наблюдением, разрабатывались ее связи и в итоге такое случилось. Но являются ли они такфиристами?

Казнин: В скольких шагах от теракта их остановили - вот еще что интересно. Ружье-то должно выстрелить.

Джемаль: Ружье должно выстрелить, да.

Казнин: То есть это была группа, которая так или иначе собиралась использовать это оружие? Это ведь не Дагестан, это Москва.

Джемаль: Подождите, что в Москве первый раз происходят теракты что ли? В Москве были страшные взрывы в Домодедово, в метро, до этого происходили различного рода теракты. Мы почему-то находимся в таком сознании, что Москва за скобками и не разделяет общий быт. Да ничего подобного. Разделяет, разделяет давно, разделяет, как минимум, лет 15 уже. В общем, ничего такого экзотического в теракте, который готовится и проводится в Москве, нет.

Казнин: Как часто задерживают такие группы?

Джемаль: Такую большую группу я не помню, чтобы задерживали в Москве. Нужно просто разобраться. Возможно, арсенал принадлежит двум-трем, а остальные являются окружением, непосвященным в суть дела, или знакомыми знакомых. Во всем нужно капаться. Но в любом случае вооруженные группы, готовящие теракты за пределами Кавказа по всей России, тут ничего такого экзотического нет.

Макеева: Насколько можно считать, что это своего рода пиар спецслужб? Классно отчитаться, что были задержаны люди, наверное, догадываются все, раз не только была граната, но и ремень для крепления к телу, какой-то намек на пояс смертника, нас спасли.

Джемаль: Важно не какое-то количество оружия, взрывчатки, важно, что они собирались сделать. Задержана некая группа людей. Допустим, где-то найдено оружие. Это оружие могло принадлежать одному-двум человекам, а задержали знакомых, знакомый знакомых, тогда это в чистом виде пиар. То есть мы ликвидировали, а на самом деле пойман человек с гранатой и пистолетом. Но это совсем необязательно может быть так. Что мы не знаем случаев, когда в Москве проводились большие теракты? Это не похоже на какую-то деятельность «Имарата Кавказ», который использует малое количество людей, в основном подрывы, по крайней мере, так, как это преподносится, будто готовилось какое-то нападение, чем «Имарат Кавказ» за пределами Кавказа не занимается. Но исключить, что такая группа имело место, почему нет? Она могла быть связана, в том числе с Доку Умаровым.

Казнин: То есть информации мало, с каким регионом они связаны?

Джемаль: Очень мало информации и оценки могут колебаться от того, что это пиар, пойман человек с гранатой и пистолетом, а дальше 15 его знакомых были объявлены его единомышленниками, вплоть до того, что действительно существовала такая группа.

Казнин: А в порядке бреда, это может быть организованная преступная группировка, у которой есть оружие для того, чтобы решать какие-то бизнес-вопросы?

Джемаль: Может, но одно дело - поймать каких-то рэкетиров, тоже хорошо. Но если это группа террористов, то это сразу звездочки, дырочки под ордена и прочее, тоже чести больше. Более того, такфиристы еще в 90-ые годы отличались тем, что были таким полем для агентуры. Скажем, такой бывший сотрудник, на данный момент уже бывший сотрудник правоохранительных органов Северной Осетии Феликс Цоков жаловался мне, что бродит среди мусульман-осетин такфирист, всех обвиняет в неверии, всех призывает к джихаду, мы жалуемся на него, арестуйте, задержите, ноль внимания. Оказывается, что товарищ сотрудничал. Был случай, когда в начале нулевых к ингушским джамаатам, то есть к таким партизанским структурам, примкнули несколько такфиристов. Были убиты самими джамаатчиками как провокаторы, были обвинены в том, что сотрудничают со спецслужбами. То есть это странно сектантское пространство является полем для оперативной работы тоже.

Макеева: Я хочу отметить, что сегодня новости распределялись определенным образом, какой поисковик, какое агентство не возьми, там есть топовые распределения новостей, можно посмотреть, что чаще всего люди смотрят. Это чемодан, как правило, в двух ипостасях, чемодан на Красной площади и только на третьем эта самая новость про задержание. Я тоже смотрю комментарии, комментарии делятся на две части. Одна, она меньшая - это спасибо вам большое, ФСБ, мужики, вы нас опять спасли. И вторая - это большая часть комментариев, экстремистские комментарии я отметаю, сколько еще таких людей ездит по Москве с полным снаряжением, а сообщают нам только о 15, да сейчас почти любого хватай на улице, обыскивай, может, найдешь то или иное оружие.

Джемаль: Я вам больше скажу: если еще 5-6 лет назад взрыв не в Москве, а в Махачкале, - это в любом случае вещь, которая попадала в топ новостей, ну по любому, то сейчас это вообще перестает быть новостью, на которую обращают внимание все. Это становится обыденностью, ну очередной взрыв в Махачкале.

Макеева: То ли дело чемодан на Красной площади.

Джемаль: Чемодан на Красной площади - это да, это очень гламурно. А сейчас даже на московские события обращают внимание, когда такой масштаб, 15 человек, самодельные бомбы, арсенал и так далее.

Казнин: Важно услышим ли мы продолжение, какие-то подробности.

Джемаль: Хотелось бы знать, хотелось бы знать мусульманскому сообществу России, потому что именно мусульмане России заинтересованы, чтобы ясность была внесена, кто это, что это, как это.


Организация «Ат-Такфир валь-Хиджра»

(Обвинение в неверии и уход)

Организация "Гамаат Аль-Муслимин", более известная как организация "Ат-Такфир валь-Хиджра" ("обвинение в безбожии и переселение") была основана в 1967 году небольшой группой, заключенных крепости Абу Зеъбель членов организации "Братья-мусульмане" во главе с Шукри Ахмадом Мустафой Абдель Аъалом. Эта организация открыто обвинила президента АРЕ Гамаля Абдель Насера и весь существующий строй в безбожии (такфир). Конечной целью организации было объявлено "установление исламского государства".

Шукри Ахмад Мустафа Абдель Аъал, который стал верховным эмиром, был арестован в 1965 году в качестве члена одной из ячеек "братьев". Через четыре месяца он был освобожден по всеобщей политической амнистии, объявленной А.Садатом. В ходе тюремного заключения он подвергся влиянию идеи такфира, пропагандируемого Сайидом Кутбом в книге "Вехи в пути". Под воздействием этих идей он отходит от организации «Братья-мусульмане». Он стал призывать к «эмиграции» из Египта и поселению в йеменских горах для установления исламского государства и объединения исламских государств.

Идея такфира упорядочивала важные политические вопросы и определяла позицию к существующему обществу, методы борьбы, тактические и стратегические цели. Такфировское направление в исламском движении является наиболее радикальным в учении С.Кутба. После выхода на свободу члены этой организации обвинили в безбожии даже организацию "Братья-мусульмане".

Идеология организации . Идеология организации отличается сильным традиционализмом и опирается на Коран и сунну (совокупности хадисов о высказываниях и делах пророка Мухаммада). Она основывается на идее такфира политического строя и всего общества, а также неизбежности столкновения с властями и правящей элитой с целью изменения существующего строя.

Идеология такфира общества и установления исламского государства оказывает воздействие, в основном, на людей средней и светской прослойки, имеющей ограниченные финансовые возможности и доходы. Основные идеи были сформированы под влиянием работ С.Кутба, Абуль Аъла Аль-Мавдуди, Али Шариати, Ибн Таймия, Мухаммада бен Абдель Ваххаба и Джамалиддина Аль-Афгани.

Общество, по мнению членов организации, управляется сатаной - идолом. Такфир общества и самоизоляция членов организации объясняется деяниями пророка Мухаммеда, который, переселившись из Мекки в Медину, сплотил вокруг себя массы верующих и вернулся в Медину. Там он создал силу, которая смогла установить мусульманское общество. Этот момент является краеугольным положением в идеологии организации "Ат-Такфир валь-Хиджра".

Терпение считается обязательным элементом установления исламского государства. Стратегия организации характеризуется поэтапностью. Первый этап заключается в необходимости «доведения до умов» или распространении своих идей и проведения религиозной агитации. Второй этап - хиджра, т.е. переселение (эмиграция). В ходе этого периода организация работает над строительством мусульманского общества и подготовкой к использованию оружия. На данном этапе члены организации отказываются от "немусульманских" традиций и обычаев, одежды и украшений, оставляют работу в государственных учреждениях и предприятиях, изолируются и иммигрируют из Египта. Третий этап - выход организации из подполья и изоляции для нового открытия неверных земель и установления исламского общества. Внешним врагом организации считается Израиль, а внутренним - египетское общество. Египет, по мнению членов организации, является "нечестивой" страной и "домом войны".

Несмотря на всю иллюзорность идей и стремлений организации, она смогла собрать вокруг себя тысячи последователей, которые по собственной воле оставляли учебу и работу с тем, чтобы удалиться от общества и жить в изоляции. Поэтапность в стратегии "Ат-Такфир валь-Хиджра" является основным отличием в сравнении с другими радикальными исламскими организациями Египта.

В июле 1977 года организация выкрала бывшего министра вакуфов шейха Аз-Захаби, который публично развенчал идеи этой организации, и потребовала освобождения своих членов. Однако ответа от правительства не последовало и шейх Аз-Захаби был убит. 4 июля 1977 года все члены организации были арестованы, а в ноябре 1977 года верховный эмир Мустафа Шукри и четверо других руководителей организации были казнены. Остальные члены получили различные меры наказания. После Мустафы Шукри руководство перешло к Мухаммаду Аль-Амину Абдель Фаттаху, а затем Вахиду Абу Салману.

После 1981 г. большинство членов организации, включая ее руководителя, перебрались за границу. Многие перебрались в Пакистан и Афганистан. Однако, те кто перебрался в Афганистан из-за разногласий с талибами вскоре были вынуждены покинуть страну и перебраться в Пакистан. Одной из причин противоречия между последователями радикальных исламских организаций и талибами стал вопрос лидерства. Как известно, лидер талибов именует себя «эмиром правоверных» в то время как руководители радикальных исламских организаций и групп также носят это звание.

В настоящее время основная часть организации сосредоточена в Судане, куда она перебралась после 1991 года. Члены организации проживают, в основном, в малолюдных местах в окрестностях городов и выходят в центр для разжигания религиозных споров и диспутов, которые в большинстве случаев кончаются драками и стычками с властями.

Финансирование организация осуществляет за счет грабежей богатых людей, ограблений ювелирных магазинов и благотворительных взносов, а также через международную сеть исламских организаций. Многие египетские исследователи считают, что организация "Ат-Такфир валь-Хиджра" является идейным продолжением школы С.Кутба.

Организационная структура организации . Ат-Такфир валь-Хиджра основывается на принципе «виноградной лозы». Во главе организации стоит верховный эмир, которому подчиняется вся организация. Руководящим органом организации является Консультативный совет, в который входят 9 членов - руководители девяти специализированных комитетов: религиозной агитации, административных вопросов, переселения, регулирования отношений между членами организации, размножения документов и материалов, связи и контактов, судопроизводства и брака.

Структурно организация состоит из маленьких групп. Каждая группа состоит из 5 или 6 человек. Во главе каждой группы стоит начальник- эмир, в задачу которого входит поддержание связи с верховным эмиром организации и доведение приказов до эмиров низших подразделений (провинции, города и квартала).

Кроме этих групп в организацию входят тайные ячейки, состоящие из нескольких человек. Члены ячеек не должны знать в лицо других членов организации, кроме членов своей ячейки. В целях конспирации они носят подпольные имена. Связь одной ячейки с другой осуществляется через руководство ячеек. Данная форма построения была лучшей для того, чтобы противостоять органам безопасности, а также для легкости географического распространения и передвижения.

Вербовка новых членов организации основывается в большинстве случаев, на родственных и личных связях. В основном, организация опирается на крепость "родственных связей". Членами организации, в основном, являются молодые парни – выпускники современных университетов, которые принадлежат к среднему слою общества, имеющих сельские корни.

1 Г.А.Белов. Политология. Учеб.пособ.-М.:ЧеРо, 1998.с.5.

2 Примеров этому можно привести не мало. Например, в Афганистане знаменем борьбы против советской экспансии стала религия, процессы исламизации в Алжире, Египте, Пакистане и др.

3 Еще на раннем этапе развития ислама, когда авторитет пророка Мухаммада и четырех праведных халифов был на устах свидетелей, еще тогда формы богослужений в мечетях стали изменяться. В ислам стали проникать древние религиозные формы.

4 Примечательно, что в данном документе рассказывается о нововведении, заключавшемся в прославлении культа богини Иштар, якобы помогавшей Хаттусили захватить престол.

5 Клич Папы Урбана II в 1095 году “на Восток”, с которого начались все крестовые походы, был воспринят христианами с пониманием. Всего за 200 лет (XI-XIII) было организовано более 10 крестовых походов на Иерусалим. Такая интенсивность негативно сказалась на религиозных чувствах христиан, что выразилось в постепенном охлаждении и безразличии к лозунгам о религиозном долге, выдвигаемых Папством. Постепенно эти лозунги подменялись политическими и экономическими интересами государств, участвовавших в этих походах. Их подлинный смысл заключался, конечно, не в религиозных побуждениях, а в политических мотивах Папской курии. Они заключались в стремлении церкви упрочить положение Рима в Европе и утвердить верховенство римско-католической церкви в религиозной и светской областях. Еще один немаловажный политический мотив крестовых походов заключался в стремлении западной католической церкви подчинить своему влиянию восточную православную церковь, отделение которой от Рима окончательно произошло в 1054 году.

7 Некоторые исследователи неоднократно задавались вопросом, “неужели Муавия вовсе не помышлял о своих интересах в ходе сирийской компании. Неужели Амр ибн ал-Ас, при своем внезапном вторжении в Египет, не предвидел возможности превратить эту страну в свое наместничество?”. Вероятно, что такие побуждения имели место.

8 “Наместник или халиф” являлся на мусульманском востоке избранником Аллаха, его посредником.

9 Процессу политизации религии способствуют различные факторы: политические, социальные, психологические, этнографические и др. Динамизация процесса политизации религии обычно происходит при нарушении внутреннего баланса в обществе, например, в результате кризиса социально-экономического положения и общего падения жизненного уровня населения.

5 ноября 2013 года в Москве сотрудники полиции и работники ФСБ задержали гражданина России, который вербовал женщин для участия в экстремистской организации "Ат-Такфир валь-Хиджра".

"Ат-Такфир валь-Хиджра" /Искупление и исход/ - одна из самых радикальных международных исламистских террористических группировок. Ее активисты проповедуют полный разрыв с современным мусульманским обществом, считая его "неверным". Члены группировки обязаны порвать все связи с обществом и государством, включая собственные семьи. Им запрещено фотографироваться, поддерживать отношения с лицами, признанными "неверными", оформлять какие-либо документы в официальных структурах.

Группировка "Ат-Такфир валь-Хиджра" создана в Египте в начале 1970-х годов Шукри Мустафой. В 1977 году запрещена египетскими властями после похищения и убийства членами группировки шейха Хусейна аз-Захаби, бывшего в то время министром по делам вакуфов Египта. Вскоре после этого египетским силам безопасности удалось арестовать всех членов "Ат-Такфир". Шукри Мустафа был казнен, а его сторонники приговорены к длительным срокам тюремного заключения. Часть членов группировки, предположительно, имела отношение к убийству в 1981 году президента АРЕ Анвара Садата.

После разгрома в Египте сторонники "Ат-Такфир" перенесли свою деятельность в другие арабские страны.

В феврале 1992 года в Алжире у арестованных членов группировки, которые ранее принимали участие в боевых действиях в Афганистане на стороне моджахедов, были захвачены оружие и план нападения на одну из казарм жандармерии.

В феврале-марте 1993 года в Алжире 9 членов "Ат-Такфир валь-Хиджра", в том числе главарь группировки Абденнур Алям, известный под именем эмир Нух, приговорены в смертной казни за нападения на полицейских и гражданских лиц.

В 1994 году "такфировцы" в Судане расстреляли в мечети 16 молившихся в ней людей.

В 1996 году в Судане сторонники "Ат- Такфира" устроили перестрелку с полицейскими, были убиты восемь человек.

В конце 1999 года в Ливане местная полиция напала на след "Ат-Такфир валь-Хиджра" после серии вооруженных нападений на христианские церкви в ливанском городе Триполи. Силовым подразделениям удалось ликвидировать тренировочный лагерь боевиков, который располагался в 45 км от Триполи, однако арестовать всех рассеявшихся по горам боевиков тогда не удалось. По сообщению ливанского правительства, боевики прибыли в Ливан из различных арабских и мусульманских стран и готовились после прохождения военной подготовки к отправке в Чечню.

В январе 2000 года ливанская армия провела несколько боевых операций против вооруженных исламистов. Погибли 11 ливанских военнослужащих и 18 террористов.

8 декабря 2000 года - в Хартуме (Судан) 20 человек убиты и 40 получили ранения, когда фанатик из "Ат-Такфир валь-Хиджра" Аббас аль-Бакер Аббас открыл стрельбу во время пятничной молитвы. В мечети молились сторонники другой исламской фракции - "Ансар аль-Сунна".

В 2002 году в Марокко были арестованы 9 активистов "Ат- Такфир" по подозрению в совершении примерно 30 убийств в Касабланке, Кенитре и Сале.

В сентябре 2002 года в Египте в различных провинциях страны арестованы 36 человек, подозреваемых в намерении возродить "Ат-Такфир валь-Хиджра".

В июне 2005 года в Марокко к смертной казни приговорены двое исламистов, еще 12 человек были осуждены на различные сроки тюремного заключения - от одного года до 20 лет за причастность к терактам 16 мая 2003 года в Касабланке, в результате которых погибли 45 человек и около ста получили ранения. Осужденным членам "Ат-Такфир" были предъявлены обвинения в "создании преступной группировки, целью которой являлось совершение терактов".

В 2005 году испанские власти выдали Марокко Мохаммеда Доху и двоих других его соотечественников - членов "Ат- Такфир валь-Хиджра". Они были арестованы в Испании при попытке приобрести 400 кг промышленной взрывчатки для организации терактов в Испании и Марокко. Ранее правоохранительные органы Марокко объявили его в международный розыск по подозрению в причастности к организации терактов в Касабланке в мае 2003 года.

15 сентября 2010 года Верховный суд РФ признал экстремистской и запретил на территории России деятельность религиозного объединения "Ат-Такфир валь-Хиджра".

В ноябре 2011 года в Египте арестованы трое боевиков "Ат-Такфир валь-Хиджра", подозреваемых в причастности к диверсиям на газопроводе на севере Синайского полуострова. Среди них - один из главарей местной ячейки экстремистов Мухаммед ат- Техи, который значился в списках наиболее разыскиваемых властями преступников.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: