Как читать намаз если ты в дороге. Сафар (ахкамы сафара). Расстояние с которого разрешается сокращать намазы

Всевышний Аллах говорит (смысл): «…и Он не сделал для вас никакого затруднения в религии » (сура «Хадж», аят 78). То есть Аллах не предписал среди норм религии ничего, что приводит к изнурению и затруднению и ставит человека в затруднительную ситуацию. И где бы мусульманин ни оказался в затруднительной ситуации, Аллах облегчает ему положения религии, так что Его предписания всегда остаются приемлемыми и переносимыми.

Путешествие – это трудность, в которой человек остаётся без привычной для себя обстановки и комфорта, какими бы ни были средства передвижения и дела, по причине которых человек отправился в путь. Поэтому Всевышний Аллах облегчил путнику многие положения религии. К этим положениям относится и намаз. В сегодняшней статье мы поговорим о форме облегчения намаза, его условиях и о том, каким образом можно им воспользоваться.

Каким бывает намаз путника

Аллах установил в намазе путника два облегчения:

1) уменьшение числа совершаемых в намазе ракатов, которое называется «сокращение»;

2) совмещение двух намазов при совершении, посредством которого путник получает больше свободного времени, которое называется «объединение между двумя намазами».

1. Сокращение

Сокращение заключается в том, что четырёхракатные намазы, такие как обеденный (зухр), послеобеденный (аср) и ночной (иша), совершаются в два раката вместо четырёх. Утренний (фаджр) и вечерний (магриб) намазы не сокращаются.

Аллах говорит (смысл): «Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов » (сура «Женщины», аят 101). Пользоваться облегчениями путешествия является дозволенным, независимо от наличия или отсутствия в пути трудностей.

Для того чтобы сокращение намаза было действительным, необходимо соблюдение следующих условий:

1. Сокращать намаз дозволено, когда человек находится в пути (сафар). Об условиях, которым такой путь должен соответствовать, будет сказано ниже.

2. Путник должен выехать за пределы зданий города. Если человек просто намерился отправиться в путь, но не выехал из города, ему нельзя сокращать и объединять намазы, поскольку такой человек ещё не является путником.

3. Путник не должен иметь намерения оставаться четыре дня, не считая дня приезда и дня отъезда, в месте, в которое он отправляется.

Если же у него будет такое намерение, то город, в который он отправляется, станет подобным его родине и месту его проживания. И ему не будет дозволено сокращать в нём намаз. В таком случае право на сокращение намаза остаётся у путника лишь непосредственно в пути.

Если же он намеревается оставаться в городе, в который отправляется, менее четырёх дней, или же он не знает, сколько дней в нём проведёт, как, например, если он должен сделать там работу, срок завершения которой ему не известен, то в первом случае он сокращает намаз, пока не вернётся в пределы своего города, а во втором – сокращает намаз в течение 18 дней, не считая дня приезда и дня отъезда.

4. Путник, сокращающий намаз, не должен следовать в нём за местным жителем (в качестве имама), совершающим его в полной форме.

Если же путник совершает намаз за местным жителем, то ему необходимо следовать за ним в форме намаза, совершая его полностью (в четыре раката). В таком случае путнику не дозволено сокращать намаз.

Если же ситуация обстоит наоборот, когда путник является имамом в намазе для местного жителя, то для сокращения намаза нет препятствий, и путник имеет на это право. В такой ситуации после завершения двух ракатов и приветствия человеку желательно сразу сообщить молящимся за ним о том, что он является путником, и им необходимо завершить намаз.

2. Объединение

Смысл объединения уже был разъяснён выше.

Ибн Аббас сказал: «Посланник Аллаха (ﷺ) объединял обеденный (зухр) и послеобеденный (аср) намазы, если находился в пути. Также он объединял вечерний (магриб) и ночной (иша) намазы » (Аль-Бухари).

Также передаётся, что Пророк (ﷺ) объединял намазы в пути, когда он вышел в поход на Табук: он объединил обеденный и послеобеденный намазы, а также вечерний и ночной. Саид бин Джубейр сказал: «Я спросил Ибн Аббаса: “Что подвигло его на это?” Он ответил: “Он хотел не создавать затруднений для своей уммы” ».

Объединение намазов делится на два вида:

Объединение, при котором второй намаз переносится на время первого; и объединение, при котором первый намаз переносится на время второго.

Передаётся, что «Пророк (ﷺ) шёл в поход на Табук, и, когда он выдвигался до того, как солнце поднимется к зениту, он откладывал обеденный намаз, чтобы объединить его с послеобеденным и совершить их вместе. Если же он выдвигался после того, как солнце отклонилось от зенита, то сначала совершал обеденный и послеобеденный намаз вместе, после чего выходил в путь. Также, если он выдвигался до захода солнца, то откладывал вечерний намаз, чтобы совершить его вместе с ночным, если же он выдвигался после захода солнца, то переносил ночной намаз и совершал его с вечерним».

Намазы, которые дозволено объединять

Из сказанного выше становится ясным, что объединять дозволено обеденный (зухр) и послеобеденный (аср) намазы, а также вечерний (магриб) и ночной (иша). Не дозволено объединять утренний намаз с намазами, которые совершаются до и после него. Также не дозволено объединять послеобеденный намаз (аср) с вечерним (магриб).

Помимо этого для каждого из обоих видов объединений наличествуют условия, которые необходимо соблюдать. Далее мы упомянем условия каждого из них.

Условия объединения, когда второй намаз переносится на время первого

1. Соблюдение очерёдности между ними.

То есть сначала необходимо совершать первый намаз, время которого идёт в настоящий момент, а затем – после него – второй.

2. Намерение на объединение намазов должно быть у молящегося до того, как он закончит совершать первый намаз. Желательным же (сунна) является наличие намерения на объединение до вступления на первый намаз.

3. Намазы необходимо совершить друг за другом. То есть ко второму надо приступить сразу по окончании первого, после приветствия. Намазы нельзя разделять зикром, другим желательным намазом или чем-то ещё. Если молящийся разделит их, совершив между ними что-то, что займёт время, которое будет считаться длительным по обыкновению, или же просто отложит второй намаз, не занимаясь ничем, объединение станет недействительным. В таком случае второй намаз будет необходимо совершить в его основное время. Это условие взято из практики Пророка.

Аль-Бухари передал от Ибн Умара, что он сказал: «Я видел, что, когда Пророк (ﷺ) торопился, находясь в пути, он откладывал обязательный вечерний намаз и совершал его в три раката, после чего отдавал приветствие. Затем он почти без задержки приступал к ночному намазу и совершал его в два раката, после чего отдавал приветствие ».

4. Путешествие должно продолжаться до тех пор, пока молящийся не приступит ко второму намазу. Таким образом, если он достигнет своего города во время совершения второго намаза, это не повредит действительности объединения.

Условия объединения, когда первый намаз переносится на время второго

1. Намерение на объединение намазов должно быть у молящегося до окончания основного времени первого. Если же, например, время обеденного намаза завершится, и молящийся не имел намерения на его объединение с послеобеденным, то обеденный намаз станет для него пропущенным, который необходимо возместить. Также человек в таком случае несёт грех за откладывание намаза от его времени.

2. Сафар (путешествие) должен продолжаться до тех пор, пока молящийся полностью не завершит совершение обоих намазов. Если же он достигнет своего города до того, как завершит оба намаза, то второй намаз будет считаться восполненным.

В данном случае не является условием определённый порядок совершения намазов. То есть молящийся может начать с любого из них. Также не является обязательным условием такого объединения совершать их подряд, без паузы между ними. Это является в данном случае лишь желательным (сунна).

Условия сафара (путешествия), при котором дозволяется сокращение и объединение намазов:

1. Расстояние, на которое выезжает путник, должно достигать 81 километра. Если расстояние будет меньше этой длины, то в таком путешествии сокращать и объединять намазы нельзя.

Аль-Бухари передал следующее сообщение, связав его с главой о расстоянии сафара, при котором сокращается намаз: «Ибн Умар и Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) сокращали намаз и не держали пост (в месяц Рамадан), когда выезжали на расстояние четырёх бурдов». Четыре бурда равны шестнадцати фарсахам, что приблизительно равняется 81 километру. Как сказали исламские правоведы, подобные действия совершаются только по причине знания, полученного от Пророка.

2. Путник, отправляясь в путь, должен намереваться достичь определённого места. Таким образом, если человек просто скитается, не направляясь куда-то конкретно, или же если он следует за кем-то и не знает, куда направляется, то его путь не будет считаться сафаром, в котором дозволено сокращать и объединять намаз.

Это касается ситуации, когда путник ещё не преодолел необходимого расстояния сафара. Если же он преодолеет его, то ему будет дозволено сокращать намаз, поскольку в таком случае он убедится в том, что его путь достигает необходимого расстояния.

3. Целью путешествия не должен быть грех. Если же человек отправляется в путь, чтобы совершить грех, то в таком случае ему нельзя сокращать намаз. Как, например, если человек выезжает в путь для торговли опьяняющими напитками, для ростовщичества, совершения прелюбодеяния или разбоя. Поскольку сокращение намаза является шариатским облегчением, которое не призвано облегчать грех.

Также стоит отметить, что сокращать намаз в пути является более предпочтительным, чем совершать его полностью, поскольку Всевышний Аллах любит, когда пользуются Его облегчениями, как это передаётся в хадисе от Его посланника (ﷺ).

Статья подготовлена на основе материалов книги «Аль-фикху ль-манхаджи аля мазхаби ль-имами Аш-Шафии».

Намаз в сафаре.

Каждому, кто вышел в дальний путь необходимо знать все, что связано с объединением намазов и их сокращением.

Сокращение намазов.

Допускается, человеку сокращать 4-х ракаатные намазы и совершать их по два ракаата. Например, обеденный, предвечерний и ночной намазы можно сократить на 2 ракаата. Но утренний и вечерний намазы не сокращаются, а делаются как обычно. Для того, чтобы допускалось такое сокращение, необходимо быть в наличие 9 – ти условий:

1) Расстояние должно быть не менее 85 км. Но некоторые алимы говорят, что необходимо 92 км. И не имеет разницы, за какой промежуток времени вы пройдете это расстояние.

2) Человек должен знать о дозволенности сокращения намаза. Если же он сократил или объединил, не зная о его дозволенности, то его намаз не считается.

3) Чтобы сафар его не был грешным. Если же на этот сафар, побудил его какой – либо грех, то уже не дозволяется сокращать намаз. Но если он в середине поездки искренне покается, то в таком случае ему можно сокращать, если до его цели осталось 85 км. В противном случае ему не разрешается сокращать.

4) Путешествие должно быть целевым. Если же человек бродит сам не зная куда, или к примеру, жена следит за мужем и не знает на какое расстояние они ини идут, то в таком случае намаз нельзя сокращать (т.е. этому бродячему и жене).

5) Намерение для сокращения намаза должно быть во время вступительного такбира.

6) Должен остерегаться от того, что портит намерение для сокращения. Например, если появились сомнения, делал ли он намерение для сокращения или нет, то необходимо полностью совершить 4 ракаата.

7) Чтобы не следовал за тем, кто совершает все 4 рааката.

8) Нахождение в пути во время совершения сокращенного намаза.

9) Чтобы он вышел из того населенного пункта, где он проживает. Если село ограждено чем-либо, то начало сафара будет с этих оград. Если же не ограждено, то рассматриваются строения и постройки. Т.е. в таком случае началом сафара будет оставление за собой этих построек.

Если будет отсутствовать хоть одно из выше перечисленных 9-ти условий, то намазнельзя сокращать.

Если прибыл в какое-либо место, где намерены остаться на 4 дня (не учитывая дня прибытия и выезда оттуда) и более, то сокращать намаз в этом месте нельзя. А если вы не знаете, на сколько дней там останетесь и каждый раз думаете, что вот-вот решится проблема, по которой вы приехали, то вам можно сокращать намаз (?) дней.

Объединение намаза.

Можно в сафаре объединить обеденный с предвечерним и вечерний с ночным намазами.

Для того, чтобы объединить, перенося предвечерний на обеденный и ночной на вечерний, необходимо 4 условия:

1) Обеденный намаз необходимо совершить раньше предвечернего, а вечерний раньше ночного.

2) Наличие намерения перенести в первом намазе.

3) Непрерывность меду этими намазами, т.е. после 1-го сразу совершить второй намаз. Если же удлинился промежуток времени между этими намазами (даже если по причине), то 2-й намаз необходимо совершить в свое установленное время.

4) Продолжительность сафара до вступления во 2-й намаз. Если же он прибыл до вступления во 2-й намаз, то его необходимо совершить в свое время.

Условий для переноса обеденного на предвечерний и вечернего на ночной намазы 2:

1) Наличие намерения на перенос до завершения времени первого намаза (и время должно быть таким, которое ему хватит для совершения этого первого намаза).

2) нахождение в пути, пока не завершится 2-й намаз. Если он прибудет к своей цели во время 2-го намаза, то первый будет считаться как возмещенный.

«Сафарийлик» означает путешествие, нахождение в дороге; нахождение в пути определенной длины. В исламской терминологии этот термин имеет особое значение и означает путешествие на определенное расстояние. Это расстояние измеряется трехдневным походом, умеренным шагом, то есть расстояние, которое пешком можно было бы преодолеть за восемнадцать часов. То есть это расстояние, которое требует трех ночлегов.

Есть два разных мнения по поводу того, когда наступает состояние сафарийлик :

1- Первая группа считает, что основополагающим условием является расстояние. Согласно этой точке зрения при путешествии на расстояние более чем 90км, человек становится сафарий и начинает совершать намазы в сокращенной форме.

2- Вторая группа считает, что основополагающим является не расстояние, а время. Согласно этой точке зрения при путешествии на более чем трое суток, человек становится сафарий. Соответственно намазы совершаются в сокращенной форме только при таком сроке путешествия и не могут сокращаться, основываясь на расстоянии.

По ханифитскому мазхабу человек должен совершать четырехракатные сафар-намазы в сокращенном виде – в виде двухракатных намазов. Однако даже если он совершит намаз в виде четырех ракатов, то и этот намаз будет считаться действительным. Согласно шафиитскому мазхабу даже в пути будет лучше совершать намаз в несокращенной форме. Даже если действительно все предпосылки для совершения сокращенного сафар-намаза присутствуют, то совершение полного намаза не сделает его недействительным. С другой стороны, если таких предпосылок нет, то сокращенно исполненный намаз не зачитается как действительный. Поэтому, по нашему мнению в целях предосторожности было бы правильней читать намаз в несокращенном виде. Вместе с этим важно постоянно придерживаться одного и того де подхода в этом вопросе, и не критиковать других верующих, поступающих по иному.

Предписания состояния сафарий

В состоянии сафарий верующим дозволены некоторые облегчения и разрешения. Во время рамадана, путешествующему разрешается не соблюдать пост. Путешествующему дозволено совершать намазы в сокращенном виде, а именно вместо четырех ракатов фардов совершать два раката. Такой сокращенный намаз называется «касры сал’ат».

Практика сокращения четырехракатных намазов во время нахождения в пути разрешается Кораном, Сунной и мнением ученых.

Всевышний Аллах сообщает следующее: «Когда вы находитесь в пути, то не будет грехом для вас укоротить сал’ат (намаз), если вы опасаетесь угрозы со стороны неверных. Воистину, неверные - ваши явные враги.» (Сура Женщины, аят 101) То, что в этом аяте сокращение намаза привязывается к внешним угрозам, поясняется тем, что путешествия Пророка (меиб) не были лишены опасностей. Однажды один из сподвижников Пророка (меиб) Яъла бин Умайя (мир ему) спросил у Умара: «Почему мы совершаем намазы в сокращенной форме? Ведь нам не сулит никакая опасность». В ответ на это Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «И я спрашивал об этом Пророка (меиб), на что он мне ответил: «Это является облегчением, дарованным вам Аллахом, и вам следует принять этот дар»» (Муслим, Мисафир, 4; Тирмизи, Тахаре, 4, 20; Насаи, Таксир, I).

Существуют неопровержимые предания о том, что достопочтенный Пророк (меиб) совершал намазы в сокращенном виде при путешествиях во время хаджа, умры или при условиях войны. Абдуллах ибн Умар (да будет доволен им Аллах) сообщил следующее:

«Однажды я был попутчиком Пророка (меиб). Он при путешествиях не совершал намазы более чем в два раката. Также поступали и Абу Бакр, Умар и Осман.» (Ибн Мадже, Икаме, 75). Есть предания о том, что Умар сообщил следующее: «Намаз путника, как было сказано Пророком, в несокращенном виде является равным двум ракатам» (Бухари, Таксир, 11; Кусуф, 4; Ибн Мадже, Икаме, 73, 124).

Возникает вопрос- Является сокращение четырехракатного фард намаза для путника обязательным или же все же он вправе выбирать сам между сокращением или несокращением?

По Ханифитскому мазхабу, сокращение намаза путником является ваджибом и проявлением тщательности в соблюдении религии. А сознательное совершение фард намаза более чем два раката является макрухом. Вместе с этим если путник после совершения двух ракатов и чтения ташаххуда, совершит еще два раката, то это будет приравнено к исполнению двух ракатов фарда, и продолжению в виде двух ракатов нафиля намаза. Единственный минусом в таком поступке, будет откладывание саляма, который должен был быть дан после двух ракатов, на самый конец намаза. Однако если человек не исполнил ташаххуд после второго раката, то двухракатный фард намаз не будет считаться исполненным. Ведь такое же правило так же присутствует во время утренней и пятничной молитвы. Есть предание о том, что Аиша (да будет доволен ей Аллах) сообщила следующее: «Намаз был сделан фардом в виде двух ракатов, а затем был увеличен до четырех для находящихся дома, а для путников продолжил оставаться двухракатным. (Бухари, Сал’ат,1; Муслим, Мисафирин, 1; Абу Давуд, II, 3). Следующие слова по преданию были сказаны Ибн Аббасом (да будет доволен им Аллах): «Всевышний Аллах назначил фард намаз для находящихся дома четырехракатным, а для путников двухракатным» (Муслим, Мисафирин, 5,6; Абу Давуд, Сафар, 18; Насаи, Хавф,4; Ибн Мадже Икаме, 75).

По маликитскому мазхабу, совершение намаза в пути в сокращенном виде, является несомненной сунной, а по шафиитскому и ханбалитскому мазхабам это является дозволенным делом, предоставленным свободному выбору каждого. Находящийся в пути вправе выбирать между сокращением или обычным исполнением фард намаза. Тем не менее, по ханбалитскому мазхабу сокращенное исполнение намаза является более предпочтительным, потому что так поступали Пророк (меиб) и его четыре халифа.

Совершать намаз в сокращенном виде дозволяется для всех видов путешествий независимо от того, проделывается ли путешествие в религиозных целях, для коммерции или для чего-то греховного. Например, если человек находится в пути для греховного развлечения, или грабежа, или же исполнения другого харамного дела, он может воспользоваться правом совершения намаза в сокращенном виде. Ведь об этом даже сообщается в аяте: «Когда вы находитесь в пути, то не будет грехом для вас укоротить намаз » (Сура Женщины, аят 101), который не делает различия между путниками в зависимости от цели их путешествия. (Ибнуль-Хумам, a.g.e., I, 405.; Ибн Абидин, Раддуль Мухтар, I, 733, 736).

По мнению большинства муджтахидов вне ханифитского мазхаба, все облегчения, предусмотренные в религии для путников (такие как сокращение намаза, объединение намазов, совершение нафиля намазов верхом на средстве передвижения), не будут оставаться в силе, если целью поездки является что-то греховное. Например, если человек находится в пути для совершения разбоя, пьянства или для неразрешенной торговли, то он не может прибегнуть к вышеперечисленным облегчениям, предусмотренным для путников. Ведь в таких случаях человек находится в пути для проявления непокорности Аллаху. Правило в религии гласит «Разрешенные облегчения не могут быть использованы для совершения зла и греха». В аяте сообщается: «Воистину, [Аллах] запретил Вам [есть] мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что заколото без произнесения имени Аллаха. Если же кто-либо вынужден съесть это по необходимости, не будучи нечестивцем и преступающим свой долг, то нет на нем греха. » (Сура Корова, аят 173). Необходимо обратить внимание, что все это разрешено, только если человек не превышает своих полномочий и не преступает свой долг перед Аллахом. Поэтому совершение греховных дел не может быть основанием для воспользования религиозными облегчениями/разрешениями (Ибн Кудаме, аль-Мугни, Кахире 1970, II, 261; Зухайли, II, 323; Ибн Рушд Бидаетуль Муджтахид, I, 163) так как здесь не соблюдается условие проявления покорности Аллаху.

Если путник намеревается находиться на новом месте пятнадцать или более дней, то он уже не будет считаться путником, и соответственно, ему уже не положено совершать намазы в сокращенной форме. Если же человек планирует оставаться в определенном месте пребывания менее пятнадцати дней, то он будет считаться путником и совершать намазы в сокращенной форме. Это правило является одинаковым с правилом, согласно которому период освобождения от исполнения религиозных обязательств для женщин во время менструации не может превышать пятнадцать дней. Несмотря на ее состояние менструации по прохождению пятнадцати дней женщина должна возобновить исполнение поста и намазов. Основанием для назначения такого срока для путников являются следующие слова, переданные нам Ибн Аббасом и Ибн Умаром (да будет доволен ими Аллах): «если ты являешься путником и намереваешься пробыть в определенном месте пребывания пятнадцать дней, то тебе надлежит совершать намазы в несокращенной форме. Если же ты не знаешь, сколько тебе нужно пробыть в этом месте то исполняй намазы сокращенно» (аз-Зухайли, аль-Фикхуль-Ислами ва Адиллатух, Дамаск 1405/1985, II, 323).

Если путник находится в определенном месте для решения какой-либо своей нужды, то ему положено совершать все намазы в сокращенной форме, даже если его пребывание продлится на годы. Ведь он сам не намеревается остаться более пятнадцати дней и соответственно его статус путника продолжает оставаться в силе. Кстати сам Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) пробыл в Азербайджане шесть месяцев и за это время исполнял намазы в сокращенной форме. Есть сообщения, что и другие сахабы поступали так же.

Если речь идет о военном походе армии, то солдатам положено совершать намазы в сокращенной форме, даже если они сделали остановку в месте пребывания, где они намереваются быть более пятнадцати дней. Все это обусловлено тем, что, несмотря на намерения солдат, окончательный срок их пребывания все же зависит от внешних обстоятельств, и они могут покинуть место раньше из-за поражения или других обстоятельств.

По шафиитскому и маликитскому мазхабам, если путник намеревается пробыть в определенном месте пребывания четыре или более дней, то он должен совершать намазы в полной форме. Потому, что в сунне говориться о том, что пребывание менее четырех дней не отменяет положение путника. Достопочтенный Пророк (меиб) сообщил: «Паломник пребывает три дня после завершения процедур паломничества (хаджа).» Ведь и сам Пророк (меиб) во время совершения умры пробыл в Мекке три дня и за это время совершал намазы сокращенно» (аш-Шавкани, Найлуль-Автар, III, 207).

По ханбалитскому мазхабу, если путник намеревается пробыть в определенном месте более четырех дней или же период времени, который включает в себя более двадцати намазов, то ему надлежит совершать намазы в полной форме. Иначе, он совершает их в сокращенной форме.

Во время совместного пребывания в пути, решающим является не состояние подчиненного, а состояние ведущего. Поэтому положение солдата, касательно того, может ли он прибегнуть к разрешениям/облегчениям в религии для путников или нет, будет, зависит от положения его командующего; для служащего от его работодателя; для учащегося от положения его наставника; для жены от положения ее супруга.

В этом вопросе правила религии, предусмотренные для путников, не распространяются на несовершеннолетних детей. А по шафиитскому мазхабу, если несовершеннолетний ребенок уже достиг умственной зрелости, то он в пути может совершать намазы сокращенно.

Если человек находится в пути в качестве подчиненного и не знает или не может узнать, куда его предводитель направляется, и на какой срок, то он в течение первых трех дней будет совершать намаз в несокращенном виде, а далее будет совершать в сокращенной форме.

При совершении намаза с джамаатом, имамом может быть как человек находящийся в состоянии путника, так и человек, постоянно проживающий в этой местности. Если имамом стал человек в состоянии путника, то после двух ракатов он делает салям, а стоящий позади него человек, не путник, продолжит намаз без чтения вслух и восполнит его до полной формы. При этом считается мустахабом (т.е. желательным) для имама предупредить джамаат до начала намаза, что он является путником и чтобы, джамаат довел намаз до конца самостоятельно. Если же путник стал совершать намаз позади имама непутника, то он совершит его также как и имам в несокращенной форме. Однажды когда у Ибн Аббаса спросили, почему путник в индивидуальном порядке совершает намазы в сокращенной форме, а в качестве джамаата за имамом непутником совершает его в полном виде, он ответил, что это является сунной. (Аз-Зухайли, a.g.e., II, 335).

Если человек хочет совершить четырехракатный каза намаз, пропущенный во время путешествия, то он не может совершить его позади имама, не являющегося путником. Ведь пропущенный намаз должен будет быть совершен как двухракатный намаз.

Нельзя совершать два отдельных намаза в объединенной форме по причине путешествия, дождя или снега. Такое объединение разрешается только во время паломничества (На Арафате для зухр и аср намазов; в Муздалифе для магриб и иша намазов) для совершения джамаатом. (смтр. времена молитв)

В остальных трех мазхабах, кроме ханифитского, разрешается объединить зухр и аср, или же магриб и иша, если на то есть уважительные причины. Например, можно во время намаза зухр совершить объединенный намаз за аср, или же во время иша намаза совершить объединенный намаз, включающий в себя и магриб намаз. Хотя все три мазхаба, кроме ханифитского, предусматривают возможность объединить намазы, все же подчинено строгим условиям.

Совершение каза намазов (т.е. пропущенных намазов) зависит от того, когда они были пропущены. Если человек совершает намаз, который был пропущен во время нахождения в пути, то он должен совершить каза намаз также сокращенно, даже если он уже не является путником. Аналогичным образом, совершение намаза, который был пропущен в обычное время, должно быть в полной форме, даже если в текущий момент человек находится в пути. То есть, каза намазы совершаются всегда в такой форме, в которой они должны были быть исполнены в свое время.

Завершения путешествия:

Когда человек возвращается на свою основную родину, то его состояние нахождения в пути заканчивается. При этом, не важно собирается ли он оставаться там более или менее пятнадцати дней. А когда речь идет о возвращении не на основную родину, а на место постоянного проживания, то разрешенность сокращения намазов зависит от срока его пребывания.

В общем, понятие родины разделяется на три:

1. «Основная родина (ватан асли)»: это то место где человек родился, либо женился и решил остаться на постоянно, либо решил остаться на постоянно, не желая переехать куда-либо в другое место.

2. «Родина проживания» (ватан икама): это место, которое не является «основной родиной» человека, и где человек всего лишь намеревается остаться на жительство на срок более чем пятнадцать дней. Например, когда человек по военной службе, учебе, работе и т.д. пребывает в месте, где он не намеревается остаться навсегда, но все же пробудет более пятнадцати дней, то это место будет его «родиной проживания».

3. «Краткосрочная родина» (ватан сукна): это место пребывания, где путник намеревается пробыть менее пятнадцати дней. В этом случае, конечно же, это пребывание не меняет ни основную родину, ни родину проживания. Такой человек будет считаться как на протяжении пути, так и во время краткого пребывания, путником (т.е. сафарий). А человек, который находится в пути к своей основной родине или родине проживания, считается сафарий только во время пути, но не по прибытию. Как только он достигает своей цели, то он сразу же перестает быть сафарий.

Если человек возвращается, откуда-либо на свою «родину проживания», то он по достижению цели тут же перестает быть сафарий. Аналогичным образом, если человек из своей «родины проживания» или «краткосрочный родины» возвращается на «основную родину», он также по достижению цели тут же перестает быть сафарий.

Если человек из места своего постоянного проживания переселяется на другое место для постоянного жительства, то уже новое место будет считаться его «основной родиной». Потому, что достопочтенный Пророк (меиб) при посещении Мекки действовал как сафарий и сообщил окружающим «Мы являемся сафарий» (аш-Шавкани, III, 270).

Если человек, имея семью в одном городе, переселяется в другой город без своей семьи и женится там, то оба города становятся для него «основной родиной». В каждом из них он не будет считаться сафарий.

Исламская энциклопедия

С наилучшими пожеланиями…...

А — Понятие «сафара»

«Сафар» переводится как «путешествие», «переезд из одной местности в другую». В религиозной терминологии данное слово означает путешествие на определенное расстояние, которое при спокойном пере движении длится три дня, или 18 часов. Это расстояние обозначается также термином «три мархаля».

В свою очередь, «спокойное передвижение» – это передвижение пешим ходом или караваном на верблюдах. Для тех, кто совершает путешествие морским путем, сафар состоит из 3-х дней пути парусного судна.

Таким образом, перемещение людей пешим ходом по суше и прохождение парусного судна в благоприятных условиях по водному пространству в течение 18 часов считается «периодом сафара». При этом учитывается лишь расстояние до конечного пункта назначения. Путь туда и обратно во внимание не берется. Если во время путешествия путник совершил быстрый переход, например, используя современные средства передвижения, он считается путником в любом случае и имеет полное право совершать намазы в сокращенной форме. То, что за путешествие принимается 3 дня пути, объясняется тем, что для путника был определен 3-дневный срок действия масихов, о чем Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:

«Срок действительности масха для для мукыма составляет день и ночь, а для путника – трое суток». (Этот хадис передал ибн Абу Шайба со слов благородного Али. Зайлаи, Насбур-Рае, 2/183).

Человек, постоянно проживающий в определенной местности, называется «мукым», а тот, кто вышел в путь на расстояние, которое длится самое малое 18 часов, называют «мусафиром» (путником).

Как обычно, любое путешествие сопряжено с различными трудностями, и поэтому для путников законами Ислама предусмотрены значительные облегчения. Разумеется, никто не передвигается день и ночь, без остановки. Всегда возникает необходимость в отдыхе. Поэтому, по религиозным положениям, дневным переходом считается путь, проделанный за 6 часов. Если считать, что в час можно пройти 5 км, то расстояние, которое можно преодолеть за 3 дня, или 18 часов пути, будет около 90 км.

Факт, что в наши дни люди могут совершать путешествия на большие расстояния в комфортных условиях, без особых сложностей, не имеет значения, поэтому они пользуются всеми облегчениями, касающимися путников, ибо религиозные положения разработаны не для отдельных случаев. С другой стороны, ханафиты считают, что основой для предоставления облегчения путникам является путешествие. А трудности и сложности путешествия в некоторых случаях и являются основной причиной льгот.

По мнению большинства ученых, за исключением ханафитов, для того чтобы иметь право на льготы для путников, необходимо, чтобы путь до конечного пункта назначения составлял два дня, или при переходе с тяжелым грузом (верхом или пешим ходом) до конечного пункта назначения была необходимость в двух ночевках.

Некоторые алимы утверждают, что период сафара – путешествие в 18 фарсахов. (1 фарсах – 3 мили, 1 миля – 1848 метров). В 1 фарсахе 12 000 шагов, а в 1 миле – 4000 шагов. Вместе с тем, время преодоления расстояния в 1 фарсах зависит от рельефа местности.

Например, на равнине расстояние длиной в один фарсах можно пройти за один час, тогда как в горной местности это расстояние пройти за один час невозможно. Поэтому, в данном случае, фарсах, как мера, не берется во внимание. Но если все-таки принять фарсах как меру длины, то это поможет решить многие вопросы.

Например, во время путешествия на поезде или самолете расстояние учитывается в фарсахах. Если преодолели необходимые 18 фарсахов, то в силу вступает положение сафара. При этом скорость движения транспортного средства (наземного или морского) не имеет значения.

За исключением ханафитов, все три имама за меру длины взяли фарсах. По мнению Имама Малика и Ахмада бин Ханбаля, сафаром считается расстояние в 16 фарсахов, то есть в 48 миль. Одна миля – это 6000 локтей.

По мнению Имама Шафии, сафаром считается 48 миль, это день и ночь. Если путешествие может проходить как по земле, так и по морю, то учитывается способ передвижения. Поэтому, если путь куда-либо длится 12 часов морским путем, а по земле – 18 часов, те, кто совершает путь по земле, считаются путниками, а те, кто по морю, – нет.

Также касается это и случая, если по направлению к пункту назначения ведут две дороги. Льготами имеют право пользоваться лишь те, которые идут по дороге, по которой время пути составляет 18 часов. Считается, что отсчет пути начинается с того момента, как путник проходит (или проезжает) последние дома города или села, где он постоянно проживает, при этом у него должно быть намерение побыть в пути не меньше 3-х дней. Поэтому, пока путник не пройдет все населенные места на окраинах города, пригородные села, а также кладбище, ток (элеватор) или гумно, которые еще называют «финаи мыср», он не будет полноценно считаться путником.

Что касается фабрик и заводов, производственных цехов и мастерских, садов и огородов, животноводческих ферм и хозяйств, расположенных за городом, они не считаются городскими строениями.

Б — Религиозные положения, касающиеся путешествия

Всем лицам, находящимся в пути, позволено пользоваться льготами и облегчениями при совершении религиозных предписаний. Например, тем, кто вышел в путь во время месяца Рамадан, разрешается отложить пост; период действия масихов для путника составляет три дня и три ночи. Путник может сократить 4-х ракаатные намазы до 2 ракаатов. Это называется «каср салят». Рассмотрим подробнее этот вопрос.

Сокращение намазов во время путешествия основано на положениях Корана, сунны и иджма. В Коране Аллах повелевает:

«Когда вы находитесь в пути, то не будет грехом для вас укоротить молитву, если вы опасаетесь угрозы со стороны неверных» . (Сура ан-Ниса, 4/101)

В этом аяте, как мы видим, поставлено условие для сокращения намазов – существование опасности, но это для того, чтобы дать полноту картины событий тех далеких времен. Известно, что, хотя в большинстве случаев Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) находился в пути в полной безопасности, он сокращал намазы.

Однажды один из благородных сахабов, Йала бин Умаййя (радиаллаху ‘анху) спросил у Умара (радиаллаху ‘анхума): «Почему мы совершаем намазы в сокращенном виде, ведь кругом нас мир и покой?» Тот ответил: «Я тоже как-то задал этот вопрос Пророку (салляллаху ‘алейхи уа саллям), и он ответил мне:

«Это милость, оказанная вам Аллахом! Примите садака Аллаха!» . (Муслим, Мусафирин, 4; Тирмизи, Тахара, 4, 20; Насаи, Таксир, 1; ибн Маджа, Икама, 73).

Все сообщения о том, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), совершая путешествие с целью «умры», хаджа или для ведения военных действий, сокращал намазы, имеют степень «таватура» (степени высшей достоверности).

Ибн Умар (радиаллаху ‘анхума) рассказывал:

«Мы однажды сопровождали в пути Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям). Он в пути не совершал намазы больше, чем в два ракаата. Также поступали Абу Бакр, Умар и Усман (радиаллаху ‘анхум) ». (Ибн Маджа, Икама, 756).

Ученые приводят следующие слова Умара (радиаллаху ‘анху): «Как говорил Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям):

«Путники должны совершать 2-х ракаатные намазы» . (Бухари, Таксир, 11; Кусуф, 4; ибн Маджа, Икама, 73, 124).

Вопрос: Обязательно ли путникам сокращать 4-х ракаатные фард намазы? Или каждый свободен в своем выборе?

По мнению ханафитов, сокращенное выполнение намазов для каждого путника является ваджибом и в тоже время «азиматом» (т.е отвергнуть многое из харамов, макрухов и мубахов).

Намеренное совершение намазов полностью, находясь в пути, является макрухом. Но, вместе с тем, если, совершить два ракаата и, посидев в ташаххуде, встать и совершить ее два ракаата, этот намаз считается действительным, а последние два ракаата засчитываются в «нафиль». Однако за задержку выполнение «саляма» такие действия считаются нежелательными. Если кто-то не совершит первый ташаххуд или в первых 2-х ракаатах пропустил кыраат, данный намаз будет считаться не действительным. Данное положение относится к намазам субх и джума. Доказательством является высказывание Айши (радиаллаху ‘анха):

«Сначала намаз был предписан в два ракаата. Затем были добавлены еще два ракаата (когда люди находятся у себя на родине), а что касается тех, кто находится в пути, то для них предписания остались прежними». (Бухари, Салят, 1; Муслим, Мусафирин, 1; Абу Дауд, 2/3)

Ибн Аббас (радиаллаху ‘анхума) передал:

«Всевышний Аллах устами нашего пророка повелел совершать обязательные намазы в 4 ракаата, а в пути – 2 ракаата». (Муслим, Мусафирин, 5, 6; Абу Дауд, Сафар, 18; Насаи, Хавф, 4; ибн Маджа, Икама, 75).

По мнению маликитов, сокращение намазов в пути является «сунной муаккада», тогда как шафииты и ханбалиты предоставляют своим последователям полную свободу в этом вопросе. Человек, находящийся в пути, может совершать намазы как полностью, так и в сокращенном виде. Однако, по мнению ханбалитов, сокращение намазов гораздо предпочтительнее, чем совершение их полностью, так как так это традиция Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и четырех праведных халифов. Если человек вышел в путь для богоугодного дела, с благой целью, или даже с целью совершения преступления, ему позволяется сокращать намазы. Например, кто-то вышел в путь, чтобы заняться разбоем на дорогах или предаться запретным наслаждениям, или совершить другой запретный поступок, в любом случае, он может воспользоваться предписанием шариата.

Доказательством является аят Корана, имеющий прямое отношение к нашей теме и носящий обобщающий характер: «Нет ничего зазорного в том, если сократить намазы, когда вы находитесь в пути». В аяте не содержится каких-либо четких разграничений между тем, кто выходит в путь с благой целью, и тем, кто выходит с дурными намерениями. (Ибн Хумам, 1/405; ибн Абидин, 1/733, 736; Зайлаи, Тыбьянуль-хакаик, 1/215).

По мнению большинства алимов, за исключением ханафитов, если кто-то вышел в путь с такими дурными помыслами, как разбой, торговля спиртными напитками или другими запрещенными вещами, то есть, когда речь идет о нарушении божественных законов, ему запрещается сокращать намазы, как обычным путникам, объединять намазы, не держать пост в месяц поста, три дня делать масх поверх обуви и совершать намазы-нафиль, находясь верхом. Этот запрет объясняется тем, что в данном случае человек вышел в путь для противления воле Аллаха.

Правило по этому вопросу следующее: «Разрешение на льготы не может служить основанием для совершения негативных поступков». Кроме того, известно, что Аллах позволил употреблять мясо павших животных тем, кто попал в тяжелое положение, но при условии:

«Воистину, [Аллах] запретил Вам [есть] мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что заколото без произнесения имени Аллаха. Если же кто-либо вынужден съесть это по необходимости, не будучи нечестивцем и преступающим свой долг, то нет на нем греха» . (Сура аль-Бакара, 2/173)

(См. Ибн Рушд, 1/163; аш-Ширбини, 1/268; ибн Кудама, 3/261; аз-Зухайли, 2/323).

Как только путник решит остаться в каком-либо населенном пункте более 15 дней, он будет считается мукымом (постоянным жителем), и теперь обязан совершить намазы полностью. Если же он решит остаться меньше, чем на 15 дней, его положение путника будет сохраняться. Ученые при этом опираются на доказательство, где состояние путника сравнивается с периодом очищения у женщин. Как известно, во время менструального цикла женщины не обязаны совершать намаз и соблюдать пост, но очищение означает возобновление обязанностей. Так и путник, решивший долго остаться в одной местности, должен полностью выполнять свои обязанности правоверного, от которых он был временно освобожден по причине пребывания в пути.

Как период очищения женщин ограничивается 15 днями, так и самый малый срок проживания в одной местности был определен в 15 дней. Это мнение основано на высказывании ибн Аббаса и ибн Умара (радиаллаху ‘анхум):

«Если во время путешествия зайдете в какой-либо город и решите там остаться 15 дней, намазы совершайте полностью. Если же не знаете, когда покинете это место, выполняйте намазы в сокращенной форме!» (аз-Зухайли, 2/323).

Если путник будет вынужден оставаться в городе и ждать решения какого-либо вопроса, и это ожидание будет длиться годы, он может все это время совершать намазы в сокращенном виде. Так как этот человек в течение длительного времени не может принять окончательного решения о проживании в этой местности, его статус путника будет сохраняться. Передано, что Ибн Умар (радиаллаху ‘анхума) 6 месяцев оставался на одном месте, совершая путешествие, и все это время совершал намазы в сокращенном виде. Сообщают, что так же поступали и многие из сахабов.

Если какое-либо воинское подразделение войдет в город и решит остаться там больше, чем на 15 дней, то в любом случае воины могут совершать намазы в сокращенной форме, так как армия может потерпеть поражение и отступить, поэтому никакие намерения не могут иметь законной силы.

Шафииты и маликиты считают, что если путник собирается остаться где-то больше, чем на 4 дня, он должен совершать намазы в полной форме, так как по сунне проживание в одной местности меньше 4 дней не приостанавливает действие положения о путешествии. Как-то Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:

«После завершения всех религиозных обрядов мухаджир (букв. переселенец, но в терминологии Ислама обычно так называют первых мусульман, которые переехали из Мекки в Медину) может остаться (в Мекке) 3 дня».

Когда Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) совершал умру (малый хадж) и оставался в Мекке 3 дня, он совершал намазы в сокращенной форме. (аш-Шавкани, 3/207).

Ханбалиты считают, что если кто-то намеревается остаться в каком либо населенном пункте больше 4-х дней или на период времени, в течение которого можно совершить 20 намазов (с обусловленным временем), он должен совершать намазы полностью. Если же путник решил остаться на меньший срок, то в этом случае он может сокращать намазы.

При выполнении намаза действительно намерение того, за кем следуют, а не того, кто следует. Например, солдат становится путником или мукымом (т.е постоянный житель определенной местности) в зависимости от намерения командира; работник – от намерения работодателя; ученик – от намерения учителя; женщина – от намерения супруга.

Что касается детей, не достигших совершеннолетнего возраста, положения о путниках на них не распространяются. Шафииты считают, что намерения маленьких детей имеют силу, и они могут совершать намазы в сокращенной форме.

Если подчиненный не знает, куда направляется, и не в курсе действительных намерений того, кому подчиняется, и не получил ответа на заданный вопрос, то в этом случае он должен в течение 3-х дней совершать намазы полностью и только после этого выполнять их в сокращенной форме.

Если правитель страны, предварительно не делая намерений, совершит поездку по своей стране, он должен совершать намазы полностью, если же он сделает намерение ездить по стране в течение периода сафара, то может совершать намазы в сокращенной форме.

Када намазы мукыма остаются на его совести, даже если он выехал куда-либо. Также нужно восполнить пропущенные намазы и путнику, когда он прибудет в конечный пункт назначения. Поэтому, находясь в пути, он должен совершать пропущенные намазы в 2 ракаата. Если путник решит восполнить када намазы (пропущенные дома) в пути, он должен совершать их в 4 ракаата.

Мукым может следовать в намазе за мусафиром, который, в свою очередь, может следовать в намазе за мукымом. Если в намазе мусафир отдаст «салям» после 2-го ракаата, мукым должен встать и (без кыраата/чтения Корана) завершить намаз. Если же он допустит ошибку, он может не делать сажда саху, так как его состояние подобно состоянию лахика (т.е того, кто застал имама до окончания руку’ первого рака’ата, но в середине или в конце намаза перестал следовать за имамом, например, в 4-х или 3-х рака’атом намазе, на первом ташшахуде уснул или у него испортилось малое омовение). Желательно, чтобы имам, который находится в пути, перед началом намаза громко объявил: «Я нахожусь в пути, вы сами завершите свой намаз!»

Путник может следовать за мукымом, только когда наступает время предписанного намаза. Поэтому, когда совершают 4-ракаатный намаз, путник, как и тот, за которым он следует, должен выполнить 4 ракаата.

Как-то у ибн Аббаса (радыяллаху анхума) спросили: «А что вы можете сказать о путнике, который, когда совершает намаз один, совершает 2 ракаата, а когда следует за имамом, совершает 4 ракаата?» Он ответил: «Делать так является сунной!» (аз-Зухайли, 2/335).

Нафи говорил: «Когда ибн Умар находился в пути, он вместе с имамом совершал 4 ракаата, но когда оставался один, совершал 2 ракаата» . (аз-Зухайли, 2/335).

Мусафир не может выполнять намаз када вслед за имамом, ибо пропущенный намаз должен выполняться в 4 ракаата. Запрещается объединять намазы в пути даже при ненастной погоде. Алимы считают, что разрешено объединять намазы зухр и аср в долине Арафат, намазы магриб и иша в Муздалифе, и выполнять эти намазы джамаатом.

За исключением ханафитов, имамы 3-х мазхабов считают, что при определенных обстоятельствах разрешается объединять намазы зухр и аср, магриб и иша путем «такдим» или «тахир». Например, намазы зухр и аср можно совершать после наступления времени намаза зухр или после наступления времени намаза аср.

В — Завершение путешествия

После возвращения путника домой заканчивается его право на льготы, которые он имел. При этом не имеет значения: намеревается он быть здесь длительное время или собирается дальше путешествовать. Что касается «ватану икамат», то нужно сделать отдельное намерение.

Понятие «Ватан» (родина) делится на три вида:

  1. «Ватану асли»: это место, где человек появился на свет и вырос, обзавелся семьей и где собрался жить постоянно.
  2. «Ватану икамат»: это место, где человек не рождался, не женился и не намеревался поселиться для проживания. Это место, где он собрался остаться на период больше, чем 15 дней.
  3. «Ватану сукна»: место, где какой-либо путник решил остаться меньше, чем на 15 дней. Но ватану сукна не играет особой роли, так как от пребывания в данной местности не меняется ни ватану аслы, ни ватану икамат.

Положение путника в этих местах может нарушиться нахождением в таких же точно местах, а если эти места ниже по своему статусу, то его положение остается неизменным. Например, человек, пребывающий в «ватану икамат», после возвращения в «ватану аслы» никак не может считаться путником. Также человек, прибывший на место своего рождения, или на место, где проживает его супруга, не может считаться путником, но, если это место находится далее 90 километров, он становится путником во время следования. Но, когда он доберется до места назначения, его положение путника меняется, и он становится мукымом.

Если кто-то выехал с места, где он родился и вырос, и направился в другое с целью постоянного проживания, новое место становится «ватану аслы», а прежнее место проживания меняет свой статус. Когда Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) приехал в Мекку, он сказал о себе:

«Мы мусафиры!» . (аш-Шавкани, 3/207).

«Ватану аслы» не меняется после прибытия в «ватану икамат». Если он направился с целью обучения, отбытия воинской повинности или для работы с места, где родился и вырос, или с места, где проживает его супруга, в другое место, его «ватану аслы» остается прежним. Когда он возвращается домой (даже если он приехал во временный отпуск), он уже не может считаться путником, так как пребывание в «ватану икамат» не меняет «ватану аслы».

Если кто-то, постоянно проживая со своей семьей в одном городе, обзавелся семьей и в другом городе, то оба города будут считаться для него «ватану аслы». Куда бы он ни направился, он будет считаться мукымом. Что касается «ватану икамат», то стоит ему поехать в другой «ватану икамат» или в другое место, или к себе на родину, и «ватану икамат» теряет свое положение. То есть, если человек, убывший из «ватану икамат», через некоторое время опять вернется туда с намерением остаться на срок меньше 15 дней, то он будет считаться мусафиром.

«Ватану сукна», где человек остается меньше 15 дней, особой роли не играет. Любой здесь считается путником. Один ватан не меняет статус другого. Стоит кому-нибудь выехать за пределы города и отправиться в путь сроком меньше 5 дней, но на расстояние около 90 километров, как он везде, куда бы ни заехал, будет считаться мусафиром. И этот статус будет сохраняться до тех пор, пока он не вернется к себе на родину.

Если во время коллективного намаза мукым встал за мусафиром, мусафир дает «салям» после 2-го ракаата, а мукым, не давая «салям», должен завершить намаз сам. Завершив намаз в 4 ракаата, мукым ничего не читает, так как первую часть намаза он совершил вместе с имамом, и тем самым выполнил обязательное предписание о кыраате.

4 года назад 7863 34

Ассалам алейкум! У меня есть несколько вопросов относительно намаза -молитвы, совершаемого путником.

1) Сделавший намерение и отправившийся в дорогу, расстоянием в 200 км, с какого времени обретает статус путника и может начать читать намаз в сокращенном виде?

2) Путешествуя автобусом,в пути мы вынуждены пользоваться общественным туалетом. Если в таких случаях обувь была испачкана нечистотами, следует ли разуваться человеку, читающему намаз в транспорте?

3) Если путник читает намаз вместе с джамагатом в каком-либо городе, ему положено следовать за имамом, ведущим намаз, то есть выполнять его полностью. Однако как быть, если путник вошел в мечеть, когда джамагат уже начал читать намаз, а он начал молиться лишь с 2-го или 3-го ракаата? Нужно ли ему восполнять его до 4-х?

4) Предположим, путник возвращается в родной город или село. До дома осталось километров 10, однако, до того, как он доедет до дома, возможно, что время намаза пройдет. Может ли он прочитать намаз в сокращенном виде? И до какого времени он считается путником? Заранее благодарю. Конысбек.

Уалейкум ассалам, Конысбек! Постараемся дать ответ на каждый вопрос по отдельности.

- Сделавший намерение и отправившийся в дорогу, расстоянием в 200 км, с какого времени обретает статус путника и может начать читать намаз в сокращенном виде?

Человек, отправившийся в путь, обретает статус путника, как только покидает зону своего постоянного проживания. (Фәтхул Ъиная - 1/376 стр). Согласно данным, приведенным в сборнике хадисов «Мусаннаф» Ибн АбиШайба Посланник Аллаха выходя из города Басра, прочитал зухр намаз в четыре ракаата, после которого сказал: «Если бы мы миновали это строение, то прочитали бы зухр намаз в сокращенном виде».

- Путешествуя автобусом, в пути мы вынуждены пользоваться общественным туалетом. Если в таких случаях обувь была испачкана нечистотами, следует ли разуваться человеку, читающему намаз в транспорте?

- В случае загрязнения обуви нечистотами (к примеру, уриной, затронув объем с ладонь), нужно помыть и очистить. Если же помыть и почистить возможности нет, нужно при чтении намаза снять обувь. В хадисе, дошедшем от сахабы Абу Сагида аль-Худри говорится: «Однажды пророк (с.г.с), читая намаз вместе с сахабами, снял свою обувь и положил ее слева от себя. Увидев это джамагат тоже начал снимать обувь. После намаза Посланник Аллаха (с.г.с) спросил: «Зачем вы сняли обувь?» Они ответили: «Мы разулись потому что вы сняли свою обувь». Тогда пророк сказал: «Во время намаза ко мне пришел Джабраил и предупредил, что на обуви есть нечистоты. Каждый из вас входя в мечеть внимательно осматривайте свою обувь. Если же вы видите нечистоты на ней, приступайте в к молитве лишь после того, как почистите ее». [Абу Дауд - №650 хадис.] .

- Если путник читает намаз вместе с джамагатом в каком-либо городе, ему положено следовать за имамом, ведущим намаз, то есть выполнять его полностью. Однако как быть, если путник вошел в мечеть, когда джамагат уже начал читать намаз, а он начал молиться лишь с 2-го или 3-го ракаата? Нужно ли ему восполнять его до 4-х?

- Путник, присоединяющийся к имаму, который путником не является, читает намаз, не сокращая его. Поэтому, если путник начал молиться лишь со 2-го или 3-го ракаата, опоздав на начало молитвы, он должен после того, как имам закончит, восполнить его до 4-х ракаатов. Аллаху алим!

- Предположим, путник возвращается в родной город или село. До дома осталось километров 10, однако, до того, как он доедет до дома, возможно время намаза пройдет. Может ли он прочитать намаз в сокращенном виде? И до какого времени он считается путником?

Путешественник до того, как он въедет в зону своего постоянного проживания, считается путником. (Аль-Фатуа аль-Хиндия). Поэтому если путник, (вышедший из дома с намерением совершить путь длиной в 200 км), будет читать намаз в десяти километрах от своего родного города или села, то он будет читать его в сокращенном виде.

Перевод с казахского Зарины Нокрабековой



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: