Какие чувства испытывает автор напиши жигулин. V. Работа над стихотворением «Родине. Что мы Родиной зовём

Анатолий Жигулин родился 1 января 1930 в с. Подгорное Воронежской области. Отец будущего поэта Владимир был выходцем из крестьян, почтовым служащим. Длительное время он страдал открытой формой чахотки.

Поэтому основные заботы о трёх детях лежали на плечах матери, женщины образованной и любившей поэзию. Она часто читала детям стихи. И пела им песни. Мать была правнучкой участника Отечественной войны 1812 поэта-декабриста Владимира Федосеевича Раевского, принадлежавшего к радикальному крылу Рылеева .

В доме деда, куда переехала семья Жигулиных в 1937 году, уцелела библиотека семьи Раевских, в том числе и фамильные альбомы нескольких поколений. Дом вместе с библиотекой сгорел во время бомбардировок Воронежа в 1942, но вся семья уцелела. Воронеж и область в течение 8-ми месяцев были во фронтовой зоне, семья была разъята, и поэтому не участвовавший в войне по малолетству Анатолий полной чашей испил голод и лишения войны и жизнь в полуразрушенном городе в послевоенное время. Позднее тема родного города, детства и войны отчётливо зазвучит в творчестве Жигулина.

Мальчик подрастал в условиях нарастающего сталинского террора. Другая, ростовская, ветвь семьи Раевских, была либо истреблена в годы гражданской войны, либо погибла в застенках чека. Поэтому родители боялись рассказывать ему о том, что по матери он происходит из древнего и свободолюбивого дворянского рода. Однако пытливый мальчик листал тома библиотеки и фамильные альбомы, из которых узнавал о славных деяниях своих предков. Как эстафету, воспринял мальчик слова своего прапрадеда в письме из Сибири дочери, что он передаёт своё дело в её руки и через неё - в руки потомства и требует помнить о муках людей, угнетённых рабством, и о том, «…Кто их сковал железною рукой, И заклеймил и рабством и позором». Проникновенные слова позднее поэт посвятил не только родителям, но и своей родословной в стихотворении .

Стольники и воеводы… Генерал… И декабрист У него в лихие годы - Путь и страшен, и тернист

Уже ретроспективно Жигулин воспринял свою судьбу, как естественное продолжение судьбы Раевских. И на новом витке истории события повторяются:

И легко мне с болью резкой Было жить в судьбе земной. Я по матери - Раевский. Этот лебедь - надо мной.

В старших классах Толя начинает писать стихи, пока, в основном, это изложенные в стихах школьные сочинения. Но постепенно его строки набирают силу, и весной 1949 в воронежской газете появляется первая публикация. Толе Жигулину 19 лет, и он собирается поступить в лесотехнический институт. Почему в лесотехнический? Это было тяжкое послевоенное время, в семье было ещё двое младших: брат и сестра и нужно было получать профессию дома. К тому же отлично учившийся юноша любил и технику, и природу.

Зимой 1946 группа воронежских школьников - старшеклассников, совершила лыжный поход по Воронежской области в родную деревню одного из участников похода, Юрия Киселёва. В числе участников похода был и Борис Батуев, сын второго секретаря Воронежского обкома партии. Опухшие от голода колхозники потрясли неординарного юношу. Слишком явной была разница между оглушительной пропагандой и реальной жизнью. Это подтолкнуло Бориса углублённо заняться изучением истории революции. Прочитанным Борис делился со своими ближайшими друзьями. Под влиянием Бориса они пришли к выводу, что Сталин извратил ленинизм, и что необходимо начать борьбу за восстановление ленинского облика партии, причём исключительно мирными средствами.

Так была создана в 1947 КПМ - Коммунистическая Партия Молодёжи, куда в качестве члена бюро вступил в 1948 и Толя. Вскоре хорошо конспирированная организация насчитывала около 60 человек. Вовлечение в организацию велось по многоступенчатой схеме, однако, несмотря на это, в сентябре 1949, когда члены КПМ из школьников превратились в студентов, начались аресты. Следствие велось 9 месяцев и сопровождалось жестокими избиениями и многочасовыми бессонными допросами. Тщательная конспирация позволила уберечь от ареста половину участников движения, но остальные получили полной мерой. В июне 1950-го решением Особого совещания Жигулин был осуждён к 10-ти годам лагерей строгого режима. Пребывание в тюрьме во время предварительного следствия, жизнь в тайшетском лагере и на Колыме подробно описаны в широко известной повести Жигулина «Чёрные камни» и в его многочисленных стихах.

Справедливо отмечено в одной из статей, посвящённых поэту, что тема Гулага, тема неволи - это тот фундамент, на котором построено всё творчество Жигулина.

Нужно отметить, что ведущие члены КПМ оказались несравненно выше по своему уровню, чем большинство населения страны в понимании происходившего. В 1962, когда Жигулин принёс Ал. Твардовскому своё стихотворение , Твардовский выразил сомнение в верности того, что школьники могли назвать Сталина «живым богом на земле» и решили бороться со сталинским режимом.

Быть может трепетно, но ясно Я тоже знал в той дальней мгле, Что поклоняются напрасно Живому богу на земле. Вина! Она была, конечно Мы были той виной сильны. Нам, виноватым, было легче, Чем взятым просто без вины.

Таков был пресс тоталитарной власти, сталинская диктатура вселяла такой ужас, что людям, жившим в советской действительности (даже Твардовскому !) трудно было представить себе, что кто-то может восстать против этой власти.

Другие будущие славные поэты России, Борис Чичибабин и Наум Коржавин , также получили свой «срок», и получили они его не за участие в антисталинском кружке, а только за стихи. Однако, тема сталинских лагерей нашла достойное и полное поэтическое отражение только в творчестве Анатолия Жигулина, «последнего певца колымских лагерей» по выражению одного из критиков.

В 1954 Жигулину удаётся выйти на свободу по амнистии, а в 1956 наступила полная реабилитация. В 1960 он закончил лесотехнический институт, но ещё за год до этого в Воронеже в 1959 вышла первая, тоненькая книжка его стихов [«Огни моего города»], а в 1963 увидела свет первая московская книга стихов «Рельсы». В этом же году Жигулин поступил на Высшие литературные курсы. С этого времени Жигулин жил в Москве и вёл жизнь профессионального литератора. В 1964 в Воронеже тиражом всего в 3 тысячи вышла книжка стихов Жигулина, вызвавшая восторженный отклик со стороны прессы. Борис Слуцкий в журнале «Юность» писал, что «В Воронеже вышла книга замечательных стихов. Её написал Анатолий Жигулин». Ещё выразительнее отозвался об этой книжке в журнале «Новый мир» известный литературный критик В. Лакшин: «Эта книга попадёт к вам в руки разве что по счастливой случайности - она издана в местном издательстве тиражом всего в три тысячи экземпляров. А жаль! Открыв её, вы услышали бы голос, исполненный достоинства и спокойной сосредоточенности».

Важной вехой в жизни поэта стало его знакомство в 1961 с Твардовским . Следует отметить большое влияние на поэзию Жигулина наряду с творчеством Кольцова , Клюева и Есенина творчества Твардовского .

В некоторых даже поздних стихах поэта всё ещё угадывается влияние Есенина . Вот, например, строки из стихотворения «Храм белел сквозь чёрные деревья…» :

Лето, лето! Молодость и сила. И слеза живицы на сосне. Слава Богу, - всё когда-то было. И осталось памятью во мне.

Жигулин был по природе очень добрым человеком. Таким он и остался, несмотря на все ужасы его лагерной жизни. Да и потом ему приходилось нелегко. Выйдя из неволи, в какой-то мере он оказался человеком надломленным, и несколько раз попадал в психиатрическую больницу. И это тоже нашло своё отражение в его пронзительно-искренней поэзии:

Ничего не могу и не значу. Словно хрустнуло что-то во мне. От судьбы получаю впридачу Психбольницу - К моей Колыме.

Жизнь в лагерях не только оставила глубокий след в его жизни, но и в его поэтическом творчестве. Настолько, что некоторые его стихотворения повторяют до мелочей опыт его лагерных злоключений.

Всю жизнь Жигулин возвращался к лагерной теме, считая своим долгом рассказать о том, что видел и испытал. Даже в застойное время он отвергал здесь компромиссы.

Бунтарь и справедливец, Жигулин - тонкий лирик есенинского толка. Изумительна его любовная поэзия, с её тихой меланхолической прелестью. Не зря столько прекрасных песен создано на его стихи.

Вот стихотворение, посвящённое жене:

*** Ирине Она одна меня поймёт. Друзья давно в могиле. Давно ушли от всех невзгод, Отжили, отлюбили… А мне дана ещё судьба О них поведать миру. Писать стихи, сходить с ума Над горестною лирой. Писать который год подряд И верить доброй сказке, Что рукописи не горят И не тускнеют краски… Мой верный друг - моя жена. Хоть верьте, хоть не верьте - Она до смерти мне нужна, И даже после смерти. Она простит мои грехи, Развеет боль сомнений И сохранит черновики Моих стихотворений. (1980)

© Эллан Пасика , Мельбурн (из статьи «Праведник слова»)

ЖИГУЛИН, Анатолий Владимирович (р. 1.I.1930, Воронеж) - русский советский поэт. Член Коммунистической партии с 1963. Окончил Воронежский лесотехнический институт (1960). Печатается с 1949. Раннюю лирику Жигулина (сборники «Рельсы», 1963; «Память», 1964; «Полярные цветы», 1966) определили суровые жизненные впечатления: работа на лесозаготовках и рудниках Крайнего Севера. Жигулин пишет о людях, которые сохраняют достоинство в трудных условиях. С середины 60-х годов выявляется близость поэзии Жигулина к традициям И. А. Бунина , С. А. Есенина и А. Т. Твардовского . Приметы его стиля - ясность, сдержанная интонация, нередко окрашенная светлой печалью. Основной жанр - короткое лирическое стихотворение, философский пейзаж, преимущественно осенний. Основная художественная коллизия - сопоставление «равнодушной» и вечной природы и преходящей жизни человека, пронизанной тревогой и болью, - выражает напряжённость психологической жизни современника, ощущающего органическую связь с природой и миром.

Соч.: Огни моего города, Воронеж, 1959; Прозрачные дни, М., 1970; Свет предосенний, М., 1972; Полынный ветер, М., 1975; Стихотворения, М., 1976; Горящая береста, М., 1977.

Лит.: Абрамов А., Деловито, честно, всерьёз, «Новый мир», 1963, № 10; Слуцкий Б. , В Воронеже вышла книга…, «Юность», 1965, № 4; Аннинский Л., Проба истины, «Наш современник», 1970, № 3; Голубков Д., Душа - победительница, «Мол. гвардия», 1971, № 7; Михайлов Ал., О родине, о России, «Москва», 1971, № 8; Михайлов О., Строгая мера, «Наш современник», 1971, № 10; Марченко А., Дар «долгой» памяти, «Лит. газета», 1974, 6 марта; Лазарев В., Чувство пути. Заметки о поэзии А. Жигулина, «Наш современник», 1978, № 2.

Л. А. Аннинский

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 9. - М.: Советская энциклопедия, 1978

В.Новиков.

Чистый звук (Анатолий Жигулин)

В жизни поэзии есть такой парадокс. Казалось бы, стихи пишут для того, чтобы передать мысли, выразить чувства. Но и мысль и чувство здесь переходят в совершенно новое качество. В итоге читается либо меньше, либо больше того, что хотел сказать автор. И только то, где сказалось больше, становится подлинной поэзией.

Таинственно-пронзительное смещение между буквальным значением фразы и ее настороженной, слегка вопросительной интонацией - таков поэтический почерк Жигулина.

Ветер свистит в сухом камыше
Близким посвистом зимних вьюг.
Больше того, что есть в душе,
Мы-увы! -не напишем, мой друг.

Ошибется тот, кто прочтет здесь однозначную проповедь «задушевности» как гарантии истинной поэзии. Ведь то, что есть в душе,- тайна и для самого поэта. И талант тоже ведь часть души, отнюдь не одинаковая у всех. У иных есть в душе целый мир, своя бесконечность, больше которой, естественно, быть ничего не может. Ну а стремиться к полноте самовыявления - право и долг каждого.

Какая-то свободная недоговоренность скрыта в этом прерывистом дольнике, в этом чуть- чуть ироничном «увы». Не улыбка, не усмешка даже, а едва заметное движение в уголках губ. Жест Жигулина.

Лирический герой стихов Жигулина отчетлив, открыт и вместе с тем странноват, загадочен. Вроде бы ничего не скрывает он от собеседника-читателя, но каждая встреча-стихо творение оставляет ощущение неуловимой таинственности. Что это за человек все-таки? Кажется, все в нем понятно, но попробуй обобщить свое впечатление в словах - и выйдет совсем не то.

Может быть, в том дело, что автор этих стихов сам до сих пор не перестает задаваться тем же вопросом, стремясь через музыку слова понять самого себя. Перефразируя известную тыняновскую формулу, хочется сказать, что Жигулин - главная лирическая тема Жигулина. Пусть не испугают эти слова тех, кто вспомнит, что подобный парадоксальный ход мысли у Тынянова возник в связи с поэзией Блока. Самому быть своей темой позволено не только классикам, это удел определенного склада поэтов-лириков по признанию и способу мирочувствования.

Попробуем же, взяв в руки том стихов Жигулина, разобраться в собеседнике-поэте. За метим сразу, что условия диалога здесь не сколько жестки: в жигулинских стихах не сто ит искать прямою ответа на свои, читатель ские вопросы. Поэт сам всегда определяет предмет разговора, неизменно уводя русло бе седы в одну и ту же сторону, концентрируя внимание на главном для себя. Что ж, порой полезнее бывает просто послушать и подумать. А Жигулину есть о чем рассказать. И даже в чем-то повторяясь, он делают это не зря: часто способ рассказа оказывается не менее важным, чем его буквальное содержание.

В стихах Жигулина отразился особый, ни с чьим не схожий житейский опыт. Ранняя зрелость, высокая степень умудренности резко отличают Жигулина от других поэтов, вступивших в литературу в шестидесятых годах и черпающих ресурсы поэтичности в мироощущении, в общем-то, молодого человека. Такова, видимо, историческая доля почти всех поэтов первого не воевавшего поколения. Лирический герой Жигулина не молод, нет-в нем скорее можно видеть что-то детские, ибо до сих нор и нем живет «растрепанный радостный мальчик»,-но в главном своем это человек подчеркнуто взрослый, взросший в ус-ловиях повышенной трудности. Он хорошо знает цену своего биографического пути, неповторимого сюжета своеи жизни:

Только я не жалею об этом.
Все по правилам было тогда -
Как положено русским поэтам-
И любовь., и мечта, и беда.

Биографический опыт поэта сразу задал строгие требования его поэтической работе: очень рано «жизнь открылась до самых глубин», прояснились неуязвимые и неоспоримые ценности. То, что для многих остается сильным словцом, патетическим иносказанием, для Жигулина в юные годы повернулось буквальной, вещественной стороной. Одно дело - рассуждать о трудностях, которые «легли на плечи», и совсем другое-перенести на своих плечах многотонную магистраль в самом что ни на есть прямом смысле (стихотворение «Рельсы», 1959). Одно дело-декларативное отречение от материальных благ, другое дело, когда слова: «Что нам золото?»-произнесе ны человеком, который в сибирской тайге «самородки большие, желтые отдавал на табак и хлеб» («Золото», 1963). Вот «в сквозном лесу, растоптанном войной», двое мальчишек ишут землянику, но ярко-красные пятна оказываются каплями крови на листьях («Земляника», 1958). Вот красные флажки-«частицы сердца», которыми шоферы на Севере отмечают путь для идущих за ними грузовиков («Флажки», 1961). Сами простые названия этих стихов показывают, как тема находила свое слово или слови перерастало в тему.

Мудрая муза Жигулина живет ощущением единого, неделимого времени. Прошлое не обретает у него застывших, окончательных форм. оно постоянно растет, преобразуется, поскольку «даже то, что позабыто, живет невидимо в душе». Воспоминания-не мертвый капитал, они всегда вложены в работу, а потому дают углубленный взгляд на настоящее.

Есть среди недавних стихотворений поэта рассказ о том, «как древние книги сжигали в начале тридцатых годив». Начинается он этаким повествовательным, балладным ладом, но не выдерживает рассказчик несвойственной ему позы летописца ипрямо, по-человечески взывает к виновникам жуткого неразумия:

Да что ж вы наделали, братцы!
Да как же вы это смогли?

Без всякой назойливой сверхзадачи мысль здесь из прошлого перебрасывается в будущее. Даже как-то неудобно дидактически разъяс-нять, что поэт учит своих современников от- ветственности за сохранение памятников куль туры: это читателю передается как чувство, как прочное ощущение.

Следуя своему призванию говорить о на стоящем с поправкой на прошлое, а о прош лом-с позиций нынешнего дня, Жигулин до стигает какой-то особенной лирической досто верности в своих исторических раздумьях. Единой щемяще-пронзительной нотой звучит поэма «За други своя»-о сражении под Плевной. Автор расставил но ее ходу фрагменты исторической прозы, чтобы взять эти прегра ды змоциональным порывом и перемахнуть вместе с читателями столетний хронологиче ский барьер.

Жигулинские гусли-это струны, натяну тые временем, напряжением между прошлым и будущим. В древнем Суздале взгляд поэта останавливается не на музейном, а на живом и вечном:

И этот с клена
Желтый лист
Не из десятого ли века?

И в свою родословную, в историю кресть-янского рода Жигулиных и славной семьи Раевских, поэт углубляется не для самоутверждения, а для расширения взгляда, для того, чтобы говорить по праву памяти и своей, и народной.

Смысл прошлого открывается только тому, кто серьезно и ответственно всматривается в грядущее. Страстная вера в будущее стала в юные годы стержнем характера поэта. Потому так чуждо ему всякое заигрывание с прошлым, фетишизация старины. Элегические мотивы лирики Жигулина неизменно завершаются нотой мужественной надежды. Вот размышляет он о покинутой деревне. Это высокая грусть сильного человека, чуткого к красоте и твердо знающего, что подлинно прекрасное никогда бесследно не исчезнет, а всегда возродится- пусть в совершенно новых формах:

Ничего. Ты все равно прекрасна.
Пусть шуршит под ветром лебеда.
Никакому тленью не подвластна
Этих далей тусклая слюда.

И такой точной, ошеломляюще простой и неподдельной нотой надежды завершается стихотворение:

Ничего, на этом грустном месте
Кто-нибудь поселится опять.

Это мужество укреплено многолетними раздумьями о жизни и смерти. Казалось бы, все уже сказано об этом великими русскими лириками: «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Выхожу один я на дорогу...», «Не жалею, не зову, не плачу...» Что можно еще добавить к этому ряду, что нового можно сказать о диалектическим единстве жизни н смерти, о бес-страшии человека перед бесконечностью бытия? Но эта цепь идей не передается простым пониманием. «Бессмертие»- философско-поэ-тический символ, расшифровку которого продолжают по мере сил и наши современники. Одни усиливают заботу о собственном здоровье и с волнением читают брошюры о «жизни после смерти». Другие по старинке стремятся сделать каждое мгновение жизни живым и осмысленным:

О, если б все-таки оставить
В грядущей неизбежной мгле
Пускай не жизнь,
Хотя бы память
Об этой жизни на земле!

Речь здесь, конечно, идет не о посмертной славе. Здесь желание не у будущего что-то ухватить для себя, а себя отдать будущему. Эта память не столько нам сегодняшним нужна, сколько тем, которые придут на смену ныне живущему поколению.

Вновь и вновь возвращаясь памятью к временам своей суровой юности, Жигулин пришел к нравственно-фнлософскому и художественному открытию, освоив болезненно-острый материал с совершенно новой стороны. Он сумел почувствовать себя ни в чем не обделенным, пережить радость своей трудной судьбы и уверенную гордость ею: «Пусть нам завидуют счастливцы, кто жил легко, писал легко...»

Это чувство постепенно получало все более глубокую, более поэтичную разработку. Жанровые зарисовки, рассказы и очерки в стихах обретали тонкий смысловой подтекст.

Твердость устоев жизни-залог ее вечности. Это надо не просто понять, но и пережить. И свидетельство индивидуального опыта порой оказывается полезнее абстрактных разговоров. Тяжело было жить, когда и труд и хлеб отмерялись жесткой мерой. Кто станет с этим спорить? Но вот вспоминает Жигулин те времена, когда особенно резко проступала «прямая связь: работа--хлеб», и видится ему здесь принцип не только суровый, но и высокий:

Та связь, наверное, издревле
Была началом всех начал...

Это не смиренная покорность, не умиротворенный квиетизм. Это честный взгляд на вещи. Взгляд человека, всегда предпочитающего правду реальности отвлеченной норме. Поэтому-то и веришь автору, его спокойному, непоказному бесстрашию:

И нечего просто бояться.
Какая там боль впереди?
Пусть даже опять повторятся
Мои роковые пути.

Рядом со словом «судьба» у Жигулина стоит «Родина». В его стихах диалог с Родиной ведется спокойно, без малейшей патетики:

В годы печали и зла
Ты обо мне не забыла,
Поле мое сохранила,
Душу мою сберегла.

Тема России размещается не на каких-то отдельных страницах, а пронизывает всю работу поэта, весь тридцатилетний период поисков слова, равноценного судьбе. Любовь к Родине-это даже не тема, а черта характера жигулинского лирического героя.

С дерзостной наивностью, эмоционально мотивированной и в данном контексте необходимой, поэт готов обсуждать с Родиной не традиционный круг вопросов, а весь объем своих жизненных впечатлений:

Все, чем живу и дышу,
Знаю, а может, не знаю,-
Только тебе доверяю,
Только тебе расскажу.

Жигулин хорошо знает счет своим главным ценностям. Что берет он с собой и в жизнь, и в поэзию? Воспоминания, точные маршруты странствий, тесный семейный круг, старых и надежных друзей. И каждый человек, каждый предмет, оказавшийся в этом поэтическом мире, одарен самым пристальным и светлым вниманием. Вспомним стихотворение «Бурундук» с его символически- выразительным сюжетом, в котором слышится эхо пушкинской «Птички». Классическое «когда хоть одному творенью я мог свободу даровать» нашло своеобразное продолжение в современных разговорных словах:

А весной, повздыхав о доле,
На делянке под птичий щелк
Отпустили зверька на волю.
В этом мы понимали толк.

В то же время бурундук у Жигулина нс просто материал для аллегорического построения, но существо, дорогое и близкое само по себе. Если представить поэтическую систему ценностей Жигулина как некую эмблему, герб, то сибирский зверек неппременно оказался бы здесь рядом с заветной лирой, с дорогими реликвиями времени, с тонкими узорами русской природы.

Жигулинская лирика живет движением от точных, конкретно-интимных реалии к широким обобщениям. А это дается лишь тому, кому ведомо острое чувство границ. Когда мир поэта действительно отвечает его человечески-определенному «образу и подобию», тогда он становится необходимым отражением большого и общего мира. Сосредоточенность, сфокусированность поэтического взгляда вдруг может дать ощущение пространства и простора.

В критике распространена тенденция сво дить сущность поэтики Жигулина к безыскус- ности, к покорной верности традиционным и надежным канонам. Но слишком многое объ- ективно отличает поэта от тех, кто исповедует «прозрачные размеры, обычные слова». Для Жигулина характерно переживание слова как чего-то необычного. Так он подает, например, точные названия растении, не очень привыч ные для читателей, а потому значимые скорее в звуковом, музыкальном смысле. Колымский стланик, болиголов, лох, кукушкин лен, чебрец, дрок--эти слова в лирической системе Жигулина равноценны метафорам и символам. Они и в стихе стоят на заметном месте как слова заветные. Так же необычно звучат тяжеловес ные, грозные, определяющие тон стиха и важ ные для автора географические названия: Усть-Омчуг, Бутугычаг,-да и технико-произодственные термины, даваемые без комментария.

Стих, выпячиваюший свою традиционность, всегда отдает напыщенностью, натужностью. У Жигулина же в самой интонации всегда при- сутствует легкая ироничность, присущая на шему с вами сегодняшнему мышлению, нашей сегодняшней речи. Искренность всегда само критична. Поэт достигает читательского дове рия без нажима, убеждая в высоких истинах индивидуальным примером, мудрым и живым взглядом на мир,

Жигулин не подыскивает к смыслу готовый ритм, а доверяется музыкальной стихии: «И с первых минут пробуждается смутно упругой струною звенящая мысль...» Мысль здесь подчиняется стихии музыки. Логика замысла, как струна, прогибается, подчиняясь ритмическому напору,-и рождаются новые, рискнем так выразиться, музыкальные смыслы, которые порой далеко уходят от логического подстрочника. Вникая в «тонкое и странное, что не изучено людьми», поэт стремиться продлть в стиховой мелодии такие мимолетные и хрупкие ощущения, которые просто не фиксируются на шкале логического смысла, да и в привычном поэтическом «реестре» эмоций еще не имеют определении:

Неощутимое, невнятное,
Неразличимое почти,
Как та звезда голубоватая,
Едва мелькнувшая в ночи.

Ее как будто бы и не было,
Но, догоревшая дотла,
В холодном мраке, в черной небыли
Она ведь все-таки была.

Этот промежуток между былью и небылью доступен разуму и чувству лишь тогда, когда их ведет свободная стихия стиха. «Все, чем живу и дышу, знаю, а может, не знаю...» Признавая ценность и значительность того, что входит в понятие «не знаю», Жигулин достигает чистоты звука, которая сулит читателям возможность открытия новых эмоциональных и смысловых оттенков.

Доверие к жизни, умение ценить ее и в самом суровом обличье, видеть реальные события в их смысловой полноте-эти качества рельефно проявляются в сюжетных стихотворениях Жигулина, таких, как «Кострожоги», «Воспоминание», «Я был назначен бригадиром...». Повествовательная форма даст возможность показать добро как житейскую необходимость и как реальную влиятельную силу. Каждый такой эпизод звучит гораздо убедительнее множества нравственных проповедей. Жигулин-рассказчик со своей непред-убежденностью и свободным взглядом на вещи принадлежит к той просторной и живой традиции, которая основана Некрасовым и продолжена Твардовским в «Василии Теркине».

Лирика Жигулина - открытая книга. Ее мелодические ходы не исчерпаны, они ищут своего продолжения, новых, быть может, поворотов и оттенков.

Больше того, что скажет судьба,
Разве мы сумеем сказать?..

Но судьба ведь не только прошлое. Это и настоящее, и будущее.

Урок литературного чтения по теме «А. В. Жигулин «О, Родина!»»

Цели:

Познакомить с жизнью и творчеством А.В.Жигулина;

Обучить выразительному чтению стихотворений;

Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину.

Оборудование: выставка книг Жигулина, портрет поэта, аудиоприложение к учебнику, мультимедийный проектор, презентация показа слайдов, карточки со стихами других поэтов.

Ход урока

    Организационный момент

    Эмоциональный настрой на урок

Представьте, что ваша ладошка - это зеркало, посмотрите на неё и улыбнитесь. А теперь поздоровайтесь друг с другом и улыбнитесь, и давайте попробуем сохранить это радостное чувство в течение всего урока.

    Прослушивание песни «Здравствуй, Родина», определение темы и целей урока.
    Белые птицы над Белою Русью
    Радость от встреч, расставания с грустью
    Светлые лица, родные морщинки
    В детство свое не забыты тропинки
    Небо как море, озера как небо
    В стужу тепло нам от запаха хлеба
    Припев:
    Здравствуй, солнышко мое ласковое
    Здравствуй, утро ты мое радостное
    Здравствуй, облачко легкокрылое
    Здравствуй, родина моя милая

II . Работа по теме урока

1.Работа в группах по карточкам «Разбор стихов разных поэтов»:

б) передать смысл произведения;

в) ответить на вопрос «Можно ли включить их в наш раздел, почему?

2. Знакомство с автобиографией А.В.Жигулина (презентация)

А.В.Жигулин родился 1 января 1930 года в Воронеже в крестьянской семье. Отец работал почтовым служащим и страдал открытой формой чахотки. Поэтому детьми (их кроме Анатолия в семье было ещё двое - младшие брат и сестра) занималась в основном мать. Она любила поэзию и часто читала детям стихи). Воронеж и область в течение 8-ми месяцев были во фронтовой зоне и не участвовавший в войне по малолетству Анатолий полной чашей испил голод и лишения войны и жизнь в полуразрушенном городе в послевоенное время. Позднее тема родного города, детства и войны отчётливо зазвучит в творчестве Жигулина.

III . Физкультминутка

IV . Продолжение работы по теме урока. Работа над стихотворением «О, Родина!»

    Прослушивание стихотворения в аудиозаписи. (Учитель использует аудиоприложение к учебнику)

Какие чувства вы испытали, когда слушали стихотворение?

Какие чувства испытывает поэт? (нежность, любовь к Родине)

    Словарная работа:

«Проселки» - грунтовая дорога между небольшими поселками
«Перелески» - небольшой редкий лес, отделенный полянами
«Жнивьё» - поле, где сжали злаки
«Я взором трепетным ловлю» - поэт с волнением смотрит на картину, которая расстилается перед ним.

    Анализ стихотворения А.В. Жигулина

Как вы думаете, что значит «Любить без памяти»? (любить очень сильно).

Назовите, что он любит? (Шорох рощи белоствольной)

О какой белоствольной роще идёт речь? (березовой)

Почему ржавый крест? (Церковь старая, заброшенная)

О каком холмике со звездой говорится в стихотворении? (о могиле солдата)

Перечислите ещё раз своими словами, что особенно дорого автору.

А почему обиды и прощения пройдут? (потому что он на родине)

Что видит в своей родине поэт? (Утешение и исцеление) Почему?

Закройте глаза. Я сейчас прочитаю строки, а вы скажите мне, кому бы вы посвятили эти строки?

В тебе одной – и утешенье
И исцеление мое….

(Образ матери. Мама любит своего ребенка, защищает и оберегает его от всех бед и несчастий).

В чем поэт находит утешенье, силу и энергию, чтобы жить и творить? (В родине, как в матери)

Вспомним пословицы, где рядом стоят слова «Родина» и «мать».

Родина мать – умей за неё постоять.

V . Работа в группах «Проба пера» (на листочках дано начало стихотворения, дети сочиняют продолжение)

Я возьму карандаш, нарисую ……

VI . Рефлексия

Вы все знаете, что символом России является белоствольная берёза. Такую берёзу приготовила и я. Вот только на ней нет листвы. У каждого из вас имеется по 2 листочка - зелёный и жёлтый. Если вы довольны своей работой на уроке и у вас хорошее настроение, то прикрепите к дереву зелёный листок, а если считаете, что не всё удалось, и настроение не очень хорошее, то листок должен быть жёлтым. Прошу…

Я тоже вместе с вами прикреплю свой листочек.

Тема:
Цель:
Н. Носов «Заплатка».научить работать над правильным и выразительным чтением, через развитие понимания содержания и понимания эмоционального настроения; учить делить текст на части и составлять план рассказа; воспитывать трудолюбие, умение преодолевать трудности; прививать интерес к чтению.
Ход урока
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Рассказ детей о Н. Н. Носове и выставка книг, которые они прочитали.Николай Николаевич Носов - детский писатель. Родился в городе Киеве в семье актера. Прежде чем стать писателем, он был продавцом газет, землекопом, возчиком бревен, чернорабочим. После окончания института кинематографии, он почти 20 лет работал режиссером, поставил немало научных и мультипликационных фильмов. Он писал рассказы о детях вашего возраста. Они рождают веселое настроение и заставляют задуматься о своем поведении.
Николай Николаевич Носов не собирался становиться писателем. Он работал в кино. Но однажды он сочинил для сына-дошкольника и его друзей маленькие забавные рассказы. Детям нравились эти рассказы, и с этого времени он стал служить литературе.
Книги Николая Николаевича Носова называют энциклопедией детской жизни.
Посмотрите на выставку книг. В этих книгах живут фокусники и фантазеры, изобретатели и простофили. Мягким юмором проникнуты рассказы «Живая шляпа», «Огурцы», «Клякса»,«Бобик в гостях у Барбоса» и другие.
III. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Одна из книг писателя так и называется "Заплатка". С этим замечательным произведением мы познакомимся сегодня на уроке.
А что такое заплатка? (Лоскут ткани, пришиваемый на порванное место.)
Вы когда-нибудь пришивали заплатку? А как вы думаете, легко ли это сделать?
IV. Ознакомление с текстом
1 Чтение рассказа учителем.2 Беседа по тексту.
Понравился ли вам рассказ? О чем узнали прослушав его?
На сколько законченных частей вы разделили бы текст? Обоснуйте свой ответ.
3 Чтение рассказа детьми.4 Работа над текстом
5 Словарная работа
Заплатка - в основе слова лежит древнерусское слово плат, что означает кусок материи, от этого слова образовались слова плавок, платье, заплатка.
Защитный цвет - цвет серовато-зеленый (военная форма).
Чернильный карандаш- карандаш, который при смачивании пишет как чернила.
Досада - чувство раздражения, недовольствия вследствие неудачи, обиды.
6 Составление плана
сейчас мы с вами будем читать по частям и озаглавливать каждую часть.
1 часть:
Почему зеленые штаны так нравились мальчику? (Ни у кого таких штанов не было.)
Как можно озаглавить? («Замечательные штаны».)
часть:
Какое настроение было у Бобки, когда он порвал штаны?
Как встретила его мама? Почему?
Что решил делать Бобка? Как озаглавим? («Дырка».)
часть:
Как Бобка вел себя с ребятами?
Кого он винил во всем?
Почему же Бобке стало стыдно?
Как озаглавим эту часть? («Бобке стало стыдно».)
часть:
Как Бобка пришил заплатку в первый раз?
С чем сравнивает автор?
Почему Бобка стал переделывать?
Как это может охарактеризовать Бобку?
Как выглядела заплатка во второй раз?
Назовите эту часть. («Нелегкое дело заплатка».)
часть:
Почему ребята похвалили мальчика?
Понравилось ли Бобке все делать самому?
Как назовем эту часть? («Хорошая работа».)
План рассказа
Замечательные штаны.
Дырка.
Бобке стало стыдно.
Нелегкое дело заплатка.
Хорошая работа.
Какой вывод можно сделать? (Ценят тех людей, которые умеют делать все самостоятельно, хорошо и красиво, а не кое-как.)
7 Физкультминутка
V СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ
Работа в группах
группа: составьте пиктограммы к плану текста.
группа: подберите пословицу, которая подходит по смыслу к содержанию рассказа.
группа: подберите слова, характеризующие Бобку в начале рассказа и в конце.
VI ИТОГ УРОКА
Чему учат рассказы Носова? (Ответы учащихся.)
(Учащиеся подводят итог урока, дополняя предложения.)
Мне понравилось...
За что бы я себя похвалил...












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: постановка учебной задачи

Цель деятельности учителя : создать условия для ознакомления с основными сведениями биографии и творчества А.В. Жигулина; способствовать развитию умений сравнивать стихотворения разных поэтов; осуществлять поиск главной мысли; обучать выразительному чтению стихотворений; воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину; развивать память, мышление, речь.

Планируемые образовательные результаты:

Метапредметные: познавательные: умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, видеть картины Родины. Регулятивные : формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют её на протяжении всего урока, читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно).Коммуникативные: находить нужную информацию через беседу со взрослыми, учебные книги, словари; осмысление правил взаимодействия в паре.

Личностные: ценят и уважают поэта, выражающего свои чувства к Родине через художественное слово.

Методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы: Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка М., “ЛадКом” – 2013; аудио приложение к учебнику, раздаточный материал.

Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, проектор; презентация.

Сценарий урока

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

(Слайд 2). Вам светит яркое солнышко, оно смотрит на вас и протягивает свои лучики к вашим щёчкам. Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее! А теперь представьте себе, что ваши ладошки - это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе- вы видите, какие вы симпатичные и умные! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно!

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

– С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (С произведением С. Дрожжина “Родине”)

– Прочитайте стихотворение С. Дрожжина “Родине”.

2. Индивидуальная работа по карточкам.

– Составьте из данных частей предложений пословицы. Объясните их смысл.

3. Речевая разминка, дыхательная гимнастика.

  • “Свеча” - глубоко вздохнуть через нос, остановиться и медленно выдохнуть через рот, дуя на воображаемое пламя свечи.
  • “Погаси свечу” - вдох глубокий, затем интенсивный, прерывистый выдох (фу-фу-фу).
  • “Проколотая шина” - вдох через нос и медленный выдох на звук “с”.
  • “Надоедливый комар” - продолжительный выдох на звук “з” с хлопком в конце.

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока.

(Слайд 3). “Братские могилы”

Посмотрите внимательно на слайд. Как вы думаете, чему посвящен урок? (Учащиеся выдвигают предположения.)

(Слайд 4). Откройте учебник на с. 138. Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова.

  • Мы познакомимся с...
  • Мы узнаем.......
  • Мы вспомним....
  • Мы будем уметь......
  • Мы сможем поразмышлять....

– Да, сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией А.В. Жигулина и его произведением “О, родина!..”

IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией А.В. Жигулина.

1 января 1930 году в Воронеже, в семье крестьянина, родился Анатолий Владимирович Жигулин. Летом 1942 года Великая Отечественная война пришла в Воронеж. Будущему поэту и его младшему брату пришлось несколько месяцев беспризорно скитаться во фронтовой полосе, жить в деревнях и лесах. Об этих месяцах поэт позже написал в автобиографии:

(Слайд 6. Слова автора читают учащиеся) “Я не просто видел войну. Я её пережил. Моё сердце болело живой болью. Я видел врагов не в кино, а живыми. Они стреляли в меня. Это тоже опыт, тоже судьба...Во время этих скитаний во мне окрепла зародившаяся ещё в детстве любовь к земле, к природе, к деревне.

Я узнал, увидел и принял в сердце многие дорогие мне обычаи и понятия, картины средней, степной России”

В 1949г. стихи молодого поэта появились в воронежских газетах. Но вскоре после этого он был осуждён по ложному обвинению как “враг народа”. И с 1949 по 1954 годы находился в заключении в Сибири - строил железную дорогу, работал на золотых и урановых рудниках. В 1954 Жигулин был освобожден по амнистии, а в 1956 полностью реабилитирован. В 1960 он закончил Воронежский лесотехнический институт. В 1959 вышла первая, тоненькая книжка стихов Жигулина “Огни моего города”, затем сборник “Костер-человек” (1961), а в 1963 увидела свет первая московская книга стихов “Рельсы”. В этом же году Жигулин поступил на Высшие литературные курсы и переселился в Москву став профессиональным литератором.

Образ России - один из главных в поэзии А.В. Жигулина. Он вместе с такими поэтами, как В.Н. Соколовым, Н.М. Рубцовым, помогал сохранить в сознании современников традиционный облик святой Руси и выразил чувства горечи, вызванное утратой многих духовных ценностей.

(Слайд 7). В начале 90-х гг. А.В. Жигулин создал цикл из 12 стихотворений “Тревожное время России”, где нашли отражение основные темы жигулинского творчества: ответственность перед прадедами за целостность Отечества, память о “колымском конвое”, любовь, неподвластная времени, защита исторической правды. Стихи цикла объединяет пронизывающая боль и скорбь поэта – он рисовал картину разрушения родины.

V. Работа над содержанием стихотворения А.В. Жигулина “О, Родина!..”

Первичное чтение стихотворения. Организует прослушивание текста из аудио приложения, предварительно осуществив целевую установку.

– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артиста Большого театра Диомида Виноградова. (Слайд 8).

Работа с толковым словарём.

– Объясните значение слов, записанных на доске. Проверьте свои ответы по словарю.

Трепетный - взволнованный, выражающий трепет.

Просёлок - грунтовая дорога между небольшими населёнными пунктами.

Перелесок - небольшой лес, отделённый полянами от других лесных участков.

Жнивьё - солома, оставшаяся на корню после жатвы.

– О чём это стихотворение? (О Родине, и о том, что ему очень дорого

– Как можно его озаглавить?

– Какое чувство при чтении возникло: радость, восторг, сожаление, грусть?

– Найдите слова - антонимы.

Физкультминутка (Слайд 9).

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке,
И по этой же дорожке
Скачем мы на правой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнём
И домой пешком пойдём.

VI. Повторное чтение и анализ произведения.

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

– Прочитайте первое четверостишие. Что здесь главное? Какая мысль? (Признание в любви к родине)

– Перечитайте второе четверостишие. О чём здесь повествует Жигулин? (Он перечисляет всё, что ему дорого, что он вкладывает в смысл “родина”)

– Прочитайте третье четверостишие. Какой смысл вложен в эти слова? (Поясняет, почему автор любит родимый край)

– О чём упоминает поэт в строчке: “И низкий холмик со звездой...”? (Слайд 10. Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен)

– Объясните, почему поэту дорога могила? (Это вечная добрая память о людях, защищавших родину от врагов. О них необходимо помнить. Ведь благодаря их мужеству живём мы, и история движется дальше)

– В каких словах заключена главная мысль стихотворения? Почему? (В тебе одной - и утешенье, //И исцеление моё” Эти строки проникнуты ощущением единства, цельности природы, народной истории и человека).

Разбор языковых средств.

– Как поэту удаётся подчеркнуть, что он любит свою родину без громких слов? (Эпитеты: белоствольные рощи, синий дым, пустой дали, ржавый крест, низкий холмик, неяркий блеск.

Сравнение: “обиды и прощенья сгорят, как старое жнивьё”.)

Работа по карточкам.

Проводит работу в парах. Раздаёт карточки с заданиями: 1 - 2, 3 - 4.

* – карточка для сильных учащихся.

– Вспомните изученные ранее произведения С. А. Есенина и постарайтесь восстановить стихотворение поэта, вставляя подходящие, на ваш взгляд эпитеты.

И стоит берёза
В сонной тишине
И горят снежинки
В золотом огне.

Черёмуха (душистая)
Развесившись стоит.
А зелень (золотистая)
На солнышке горит.

*Загорелась зорька красная
В небе тёмно-голубом
Полоса явилась ясная
В своём блеске золотом.

Синее небо, цветная дуга
Тихо (степные) бегут берега
Тянется дым, у (малиновых) сёл
Свадьба ворон облегла частокол.

– Сравните есенинские эпитеты с эпитетами А.В. Жигулина. (Эпитеты А.В. Жигулина в стихотворении “О, родина!” Неяркие, блёклые. А у С.А. Есенина наполнены удивительными красками)

– Подумайте, почему такие блёклые определения у А.В. Жигулина и яркие – у С.А. Есенина? (Слайд 11. С.А. Есенин - поэт рязанский. Поэт края, богатого палитрой, сочной природой. А.В. Жигулин - поэт воронежский. Природа этого края богата плодами земли, а не красками природы. Поэтому эпитеты “неяркие”, как пишет сам поэт).

Самостоятельная работа.

– Прочитайте текст самостоятельно, “про себя”

– Отметьте места, где надо делать короткие паузы.

– Прочитайте стихотворение по парам, обращаясь друг к другу.

VII. Домашняя работа.

VIII. Рефлексия. Итог урока. Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам.

(Слайд 12. Тихо звучит музыка). С каким стихотворным произведением познакомились на уроке?

Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало?

– Что вспомнили? Чему научились?

Проводит упражнение “Украсить торт”.

  • Я доволен своей работой на уроке - красный цвет.
  • Я хорошо работал на уроке, но умею ещё лучше - зелёный цвет.
  • Работа не получилась, недоволен собой - синий цвет.


Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: