Конспект логопедического занятия (при ффнр) "дикие животные наших лесов". Конспект логопедического занятия "дикие животные наших лесов" план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему Конспект логопедического занятия на тему

На занятии дети учатся составлять описательные рассказы о диких животных леса с опорой на мнемосхемы, расширяется и акимвизируется словарный запас по теме, закрепляется навык образования притяжательных прилагательных. Сюрпризный момент и используемые приемы сказочного перевоплощения поддерживают у детей познавательный интерес и внимание в течение всего занятия. Кроме достижения основной цели - развития связной речи у дошкольников, решаются задачи развития общей и мелкой моторики, включены упражнения на изменение силы голоса, на развитие восприятия, мыслительных процессов анализа и синтеза. У детей воспитывается бережное отношение к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие для детей старшей группы с ОНР

Тема «Дикие животные»

Цель: учить составлять описательные рассказы о диких животных леса, используя план-схему.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • расширить знания детей о диких животных;
  • активизировать словарь по теме;
  • учить отвечать на вопросы;
  • учить составлять описательный рассказ;
  • закрепить навык образования притяжательных прилагательных;

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать восприятие, внимание, память, мышление;

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: картинки с изображением диких животных, их жилищ, мяч, шапочки-маски (заяц, лиса, медведь, волк, белка, еж, лось), игрушка-бегемотик, разрезные картинки, следы диких животных, схема для рассказывания, обруч.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Дети входят в группу.

Загадки о диких животных.

Логопед кидает мяч, ребенок отгадывает и получает маску дикого животного.

Рыжая плутовка, хитрая головка,

Хвост пушистый, краса.

А зовут ее … (лиса )

Летом серый, а зимой белый . (заяц )

Серый, злой, зубастый

По лесу рыщет, добычу ищет . (волк )

Рыжий, маленький зверек

По деревьям скок-поскок . (белка )

Сердитый недотрога живет в глуши лесной.

Иголок очень много, а ниток ни одной . (ёж )

Он в берлоге безмятежно

Спит зимой под крышей снежной . (медведь )

  1. Сюрпризный момент

Логопед:

А у нас сегодня гость.

Появляется игрушка-бегемотик , здоровается.

Бегемотик:

Ребята, я приплыл из жаркой Африки, никогда не видел животных, которые живут в вашем лесу.

3. Описательные рассказы о диких животных

Логопед:

Давайте расскажем бегемотику о наших диких животных. Нам поможет план-схема.

План рассказа

  1. Как называется животное (его внешний вид, части тела, чем покрыто тело)?
  2. Где живет (нора, дупло, логово, берлога)?
  3. Чем питается (на кого охотится)?
  4. Как зовут детеныша?

Логопед дает пример описательного рассказа.

Это лось , большой зверь. Тело покрыто шерстью коричневого цвета.

У лося большая голова, на голове огромные рога. Длинные ноги, на ногах копыта. Хвостик короткий

Дома нет, спит под деревом.

Лось – травоядное животное, летом ест траву, а зимой веточки и кору деревьев.

Детеныш лося – лосенок.

Дети рассказывают с помощью логопеда о своих диких животных по плану-схеме.

Это лиса. Шерсть рыжая, пушистая. У лисы длинный хвост.

Лиса живет в норе, весной у лисы появляются лисята.

Лиса – хищное животное . В основном, охотится на мышей, сусликов, реже на зайцев. Лиса хитро ловит ежей. Она катит ежа к воде, он расправляет в воде свои колючки и плывет к берегу. Тут – то лиса его и поджидает.

Детеныш лисы – лисенок.

Это белка, маленький зверек . Летом белка рыжая, а зимой серая. Ушки у нее с кисточками. У белки острые коготки. Это помогает ей быстро забираться на дерево. Пушистый хвост служит белке парашютом.

Белка – грызун. Она питается орехами, ягодами, грибами, шишками.

Белка живет в дупле, утепляет свое гнездо пухом. Зимой белка почти все время спит и мало выглядывает из дупла. Белка запасливая хозяйка. Она заготавливает на зиму орехи, сушит грибы на ветках деревьев. Весной у белки появляются бельчата.

Это волк – большой, серый. У волка острые зубы. Живут волки в логове, чтобы вырастить волчат. Волчата появляются весной.

Волки живут стаей. Стая – это волчья семья. Волк - хищный зверь. Охотятся волки почти всегда за больными и слабыми животными. Охотятся волки ночью.

Это медведь, большой, бурый. Шерсть густая, лохматая . Хвостик маленький . Медведь с виду неуклюжий, но легко лазает по деревьям и быстро бегает. Называют косолапым.

Медведь на зиму строит себе берлогу из веточек, поваленных деревьев, мха. Медведь - всеядное животное. Он любит есть мед, ягоды, рыбу, муравьев, корешки. Если с осени медведь мало накопил жира, то просыпается зимой и ходит по лесу голодный. За это медведя прозвали шатуном.

Зимой у медведицы появляются медвежата.

Это заяц . Заяц зимой – белый, а летом – серый. Это помогает ему прятаться от хищников. Еще от врагов зайца спасают длинные, быстрые лапы. Заяц в гору бежит бегом, а с горы кувырком. Живет заяц летом под кустиком, а зимой выкапывает норку в снегу. Весной у зайчихи появляются зайчата.

Заяц– грызун. Питается заяц травой, листьями, корой кустарников, грибами, корешками. Зимой грызет кору деревьев. Может забраться в огород и полакомиться морковкой и капустной кочерыжкой.

Это ежик . Тело покрыто иголками, которые спасают от врагов. Может сворачиваться в клубок. Ножки маленькие, но бегает ежик быстро.

На зиму ежик сгребает листья и спит в них до самой весны. Питается еж ящерицами, жучками, личинками, грибами. Детеныш ежика – ежонок.

Бегемотик :

Спасибо вам, ребята. Очень интересно вы рассказали. А вот бы самим побывать в лесу.

4. Путешествие в зимний лес

Логопед:

Ребята вы хотите оказаться в лесу?

Какое сейчас время года?

Давайте с вами отправимся в зимний лес и узнаем, как зимуют дикие животные.

Логопед предлагает пройти через обруч:

Кто через обруч волшебный пройдет.

Тот в зимний лес попадет.

Звучит музыка.

Логопед:

Какая звучит музыка? (нежная, красивая, спокойная)

Что вы представляете под звуки этой музыки?

(Кружатся снежинки, потрескивает мороз, шумят деревья)

Мы пришли в зимний лес!

Сколько здесь вокруг чудес!

Справа березка в шубке стоит,

Слева елка на нас глядит.

Снежинки на небе кружатся

И тихо на землю ложатся.

Вот и зайка проскакал-

От лисы он убежал.

Это серый волк рыщет,

Он себе добычу ищет.

Все мы спрячемся сейчас!

Не найдет тогда он нас!

Лишь медведь в берлоге спит,

Так всю зиму и проспит.

Дети кружатся под музыку.

Упражнение «Следы зверей»

Логопед:

Чьи это следы? (Зайца, лося, белки, волка)

Как сказать по-другому?

(Следы зайца – заячьи следы,

следы лося – лосиные следы,

следы белки – беличьи следы,

следы волка – волчьи следы)

Упражнение «Кто где живет»

Логопед:

Заячьи следы привели нас на полянку. А вот и зайчики . Что они делают?

(Зайцы грызут веточки и кору деревьев)

Логопед :

А где дом у белки ?

(У белки домик дупло)

Чем питается зимой белка? (Белка делает запасы на зиму, она сушит грибы и ягоды, собирает орехи. В дупле устраивает кладовую.)

Открывается клапан , и дети видят запасы белки.

Лось убежал. Наверное, волка испугался. И волка не видно. Может быть, убежал в свой дом? Как он называется?

(Дом волка называется волчье логово.)

Чьих следов на снегу мы не увидим зимой?

(Мы не увидим следов медведя , потому что медведь всю зиму спит.)

Бегемотик:

На этой полянке очень большой сугроб.

Дети:

Это и есть дом медведя.

Бегемотик:

А я не вижу никакого домика.

Дети:

Под этим сугробом и есть медвежья берлога – его дом.

Открывается клапан, и дети видят, как спит медведь.

Логопед:

Только не шумите, чтобы не разбудить медведя. Голодный, не впавший в спячку, медведь очень опасен.

Динамическая пауза – фонологическое упражнение

(Дети произносят текст, выполняя движения руками и приседая, а также изменяют интонацию и силу голоса.)

Как на горке снег, снег

И под горкой снег, снег.

И на елке снег, снег,

И под елкой снег, снег.

А под елкой спит медведь –

Тише, тише – не шу-меть.

Пальчиковое упражнение «Есть у каждого свой дом»

Логопед:

Чтобы бегемотик хорошо запомнил, как называются домики диких животных, давайте расскажем ему стихотворение.

Есть у каждого свой дом.

Всем тепло, уютно в нем.

У лисы в лесу густом

Есть нора – надежный дом.

Белочке в дупле на ели

Не страшны зимой метели.

И у зайчика есть дом –

В снег зарылся под кустом.

Спит в берлоге косолапый ,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом.

Всем тепло, уютно в нем.

Логопед:

Нам пора возвращаться в детский сад.

Через обруч волшебный мы пройдем.

В детский сад обратно попадем.

5. Упражнение «Составь картинку из частей»

Дети садятся за столы и собирают картинки диких животных из частей.

6. Итог

Бегемотик:

Спасибо вам, ребята, за рассказы о диких животных – лесных жителях, за путешествие в зимний лес. Мне очень понравилось.

Логопед:

А вам понравилось? (Дети отвечают)

Бегемотик:

Я в зимнем лесу зачерпнул волшебный снег, и он превратился в сладкое угощение. Это вам, а это я отвезу в Африку своим друзьям: крокодилам, слонам и жирафам.


Коррекционно – образовательные цели. Обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные». Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Совершенствование синтаксической стороны речи. Автоматизация правильного произношения и дифференциации сонорных звуков в игровой деятельности.

Коррекционно – развивающие цели. Развитие связной речи и навыков общения, речевого слуха, общих речевых навыков, памяти, мышления, артикуляционной и общей моторики, развитие зрительного восприятия.

Коррекционно – воспитательные цели. Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества, бережного отношения к природе.

Оборудование. Мольберт, мелодия «Звуки леса», зашумленная картинка с изображением диких животных, звуковые схемы слов с названием животных и их «домами» и маленькие картинки животных, рассказ А. Клыкова «Медведь», мелодия плясовой для игры «Мишки», слайды с изображением диких животных, зеркала по количеству детей для артикуляционной гимнастики, «светофорчики» и фишки, игрушечный паровозик с тремя вагончиками, маленькие игрушки диких животных.

Ход занятия.

1. Организационный момент. (Сообщение темы занятия, создание положительного эмоционального фона, развитие зрительного восприятия).

Дети входят в зал под мелодию «Звуки леса». Садятся на свои места.

Логопед помещает на доску зашумленное изображение с изображением диких животных.

Посмотрите внимательно на картинку и скажите какие животные спрятались на этой картинке? (белка, лиса, волк, лось, медведь, заяц).

Какие это животные? (Дикие).

Молодцы! Скажите, а вы любите путешествовать?

Мы сегодня с вами отправимся в путешествие в лес к диким животным. Согласны? А теперь закройте глаза и произнесем волшебные слова:

Влево, вправо повернись
И в лесу ты очутись.

Вот мы с вами и очутились в лесу. Скажите как надо себя вести в лесу?

Скажите каких животных мы можем встретить в лесу, назовите их.

2. Игра «Найди дом для животного». (Развитие умения соотносить звукобуквенную схему со словом).

На мольберте выставляется изображение «домиков» для животных, а под ними выложена звукобуквенная схема названия животного и маленькие картинки диких животных (лиса, белка, волк, еж, медведь).

Ребята, животные заблудились. Надо правильно их расселить в домики. Нужно поселить животных в домики согласно схеме.

(Нора лисы, дупло белки, логово волка, нора ежа).

3. Чтение логопедом рассказа А. Клыкова «Медведь». Беседа по тексту. Словарная работа. (Обобщение и систематизация знаний о диких животных и их образе жизни. Развитие речевого слуха, развитие диалогической речи).

Кто остался без домика? (медведь).

Давайте прочитаем рассказ о медведе.

Медведь.

К осени у медведя заканчивается период линьки, его мех становится густым, длинным, пышным. Зимой мех защищает медведя от лютых морозов.
За осень медведь нагуливает много жира.
С наступлением холодов он выбирает место для устройства берлоги, нагребает туда мху, опавшей листвы, забрасывает сверху ветками.
Когда падают первые снежинки, медведь уже в берлоге.

Вы послушали рассказ о жизни медведя осенью. Вы запомнили, когда у него заканчивается период линьки?

Как вы понимаете слово линька ?

Почему мех медведя должен стать более теплым?

А как вы понимаете выражение медведь нагуливает много жира ?

Что делает медведь с наступлением холодов?

Когда же медведь впадает в зимнюю спячку?

Вы очень хорошо слушали и поэтому смогли ответить на все вопросы.

4. Физминутка «Мишки». (Развитие речи с движением).

Продолжаем наше путешествие. Представьте, что мы с вами превратились в медвежат.

Мишки по лесу гуляли,

Идем вперевалочку

Мишки ягоды искали.
Вот так, вот так.

Ставим одну руку под бочок – это «Корзинка»

Мишки ягодки искали.
Сладку ягодку малинку
Положили всю в корзинку
Вот так, вот так.

Собираем ягоды и складываем в корзинку

Положили всю в корзинку.
Как малинкой угостились,
Все на травке развалились
Вот так, вот так.

Гладим себя по животику

Все на травке развалились,
А потом мишки плясали
Лапки кверху поднимали
Вот так, вот так.

Выставляем ножки на пятку, поднимаем руки вверх.

- Молодцы! Присаживаемся на свои места.

5. «Четвертый лишний». (Развитие мышления).

Давайте посмотрим на слайды (на слайдах картинки животных).

Кто здесь изображен?

Какое животное лишнее и почему?

Лиса – белка – корова – лось.
Барсук – волк – жираф – медведь.
Еж – кабан – петух – заяц.
Белый медведь – еж – заяц – лиса.

Молодцы! Продолжаем наше путешествие.

6. Артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики).

Сейчас послушаем сказку о веселой белочке. Слушайте внимательно и выполняйте артикуляционные упражнения вместе с белочкой.

Маленькая веселая белка

Спала в теплом дупле

«Лопатка»

Потом она проснулась

Коснуться кончиком языка альвеол.

Радостно улыбнулась

«Улыбка»

Белка выглянула из дупла

«Лопатка»

Быстро поглядела по сторонам

«Болтушка»

Белка была очень аккуратная, она умылась

Круговые движения языка по губам

Почистила зубки

Круговые движения языка за сомкнутыми губами

Потом белка пошла гулять. Она прыгала по веткам вверх – вниз.

Движения языка вверх – вниз с упором на верхние, потом на нижние зубы, поочередно.

Язычком белка цокала

«Цоканье» в сомкнутые зубы

Грибы собирала

«Грибок»

После прогулки белочка вернулась в дупло и уснула крепким сном.

Широко открыт рот, язык расслаблен.

7. «Светофорчики». (Развитие фонематических представлений, фонематического слуха).

На мольберте выставляется «светофорчик» и фишки – магниты.

Сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадаете и в отгадке определите где вы слышите звук [л], [л’]; в начале, середине или в конце слова. Вам необходимо определить какой это звук твердый или мягкий и взять соответствующую фишку.

Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую… (лису).

И в лесу мы, и в болоте,
Нас везде всегда найдете -
На поляне, на опушке.
Мы зеленые… (лягушки).

Заяц зайцу говорит:
- Нам бы волчий аппетит!
- В аппетите мало толку,
Нам бы зубы как у …(волка).

Очень хорошо, вы справились и с этим заданием, продолжаем путешествие дальше.

8. Пальчиковая игра «Апельсин». (Развитие мелкой моторики).

Мы делили апельсин

Дети разламывают апельсин на дольки

Много нас,

Показывают 10 пальцев

А он один

Показывают 1 палец

Эта долька для ежа,

Загибают большой палец левой руки

Эта долька для стрижа,

Загибают указательный палец левой руки

Эта долька для утят,

Загибают средний палец левой руки

Эта долька для котят,

Загибают безымянный палец левой руки

Эта долька для бобра,

Загибают мизинец левой руки

А для волка – кожура.

Бросательное движение правой рукой

Он сердит на нас – беда!!!

Сжимают кулаки и прижимают к груди

Разбегайтесь кто куда.

«Бегут» пальцами по столу.

9. Игра «Покатаем животных». (Развитие умения делить слова на слоги).

Выставляется паровозик с двумя вагончиками и маленькие игрушки диких животных.

Наши лесные животные любят кататься на паровозике. Давайте мы их прокатим. В первом вагончике поедут животные, в названии которых 1 слог, во втором вагончике поедут животные, в названии которых 2 слога.

Волк, медведь, еж, лиса, заяц, лось.

10. Окончание занятия. (Подведение итогов занятия. Оценка работы детей).

Вот и закончилось наше путешествие по лесу. Давайте произнесем волшебные слова:

Влево, вправо повернись
Снова дома очутись.

Кого мы встретили в лесу?

Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Группе (ОНР) на тему:

«Обитатели наших лесов»

(по лексической теме «Дикие животные»)

Провела логопед:

МБДОУ № 24

Альметьевск, РТ

Задачи занятия

1. Расширение и активизация номинативного и глагольного словаря детей, закрепление в речи названий диких животных наших лесов, их детенышей, частей тела, жилищ.

2. Закрепление умений правильно употреблять предлоги «в», «с», «у», «от» при составлении предложений.

3. развитие мышления на материале описательных загадок.

4. Формирование умения образовывать притяжательные прилагательные от существительных.

5. Развитие зрительного и слухового восприятия тактильных ощущений.

6. Закрепление умения составлять рассказ по опорным картинкам.

7. Развитие общей и мелкой моторики пальцев рук.

Для занятия потребуются:

Панно «Лес»;

Фланелеграф;

Наборное полотно;

Силуэтные и предметные картинки с изображением диких животных;

Макет жилищ диких животных;

Дидактические игры: «Чей хвост, чья голова», «Лесная поляна», «Чудесный мешочек».

Вступительная часть

Раздается стук в дверь.

Логопед: Кто там?

Появляется почтальон Печкин с письмом.

Печкин: Это я, почтальон Печкин, принес вам письмо от кота Матроскина и Шарика.

Логопед: Спасибо тебе, Печкин!

Отгадывание загадок

На наборном полотне выложены силуэтные фотографии животных. Логопед предлагает детям расположиться на ковре и раскрывает конверт, в котором находятся загадки и отгадки в виде уже цветных изображений. Ребенок, отгадавший загадку, получает это изображение и выставляет его на наборное полотно, совмещая с соответствующим силуэтом.


Логопед: Хвост пушистою дугой,

Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать.

(Белка.)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Хвост пушистый – краса.

Кто же это? (Лиса.)

Хозяин лесной

Просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой

(Медведь.)

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц.)

Кто зимой холодной

В лесу ходит серый, злой,

голодный? (Волк.)

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (Ёжик.)

Составление предложений с предлогом «в»

Логопед: Какие это животные? (Лесные, дикие.) Где живут эти животные?(В лесу.) Правильно, все эти животные живут в лесу, но у каждого из них есть свой дом, как и у людей. Давайте сейчас поиграем.

Игра «Кто где живет»

На столах у детей предметные картинки. На столе логопеда – пособие с изображением жилищ животных.

Логопед: Где живет медведь» (В берлоге.) Где живет волк? (В логове.) Где живет белка? (В дупле.) Где живут лиса, ёж? (В норах.) Где живет заяц? (Под кустом.)

Отвечая на вопрос, ребенок должен взять картинку с изображением животного и поместить ее на изображение жилища, в котором оно живет. Логопед хвалит детей за правильные ответы.

Образование притяжательных прилагательных от существительных: дидактическая игра «Чей хвост, чья голова?»

На фланелеграфе за елочками спрятаны рисунки частей тела диких животных (хвосты, уши, лапы). На втором фланелеграфе – изображение диких животных, у которых этих частей не достает. Дети должны взять изображение частей части тела и присоединить его к рисунку животного, у которого она отсутствует. Выполняя задание, дети отвечают на вопросы.

Логопед: Чей это хвост у тебя? (Лисий хвост, беличий хвост.) Чье ухо у тебя? (Медвежье ухо, заячье ухо.) Молодцы, вы правильно назвали части тела животных.

Физминутка с элементами пальчиковой гимнастики

Дети выполняют движения под музыку и стихи, которые читает логопед.

Логопед: А теперь поиграем в «Теремок».

Дети открывают теремок: разводят руки в стороны.

Стоит в поле теремок, теремок,

Поднимают руки над головой.

Он не низок, не высок.

Приседают и поднимаются на мысочки.

На двери висит замок.

Пальцы рук складывают в замок.

Кто его открыть бы смог?

Делают движения запястьями вперед-назад.

Слева – зайка, справа – мишка –

Поворачивают голову.

Отодвиньте-ка задвижку!

Пробуют потянуть замок в стороны.

Слева – ёжик, справа – волк –

Делают повороты головой.

Нажимайте на замок!

Сжимают, разжимают запястья.

Зайка, мишка, ёжик, волк

Открывают теремок.

Разводят руки в стороны.

Составление предложений с предлогом «у»:

дидактическая игра «Помоги детенышам найти свою маму»

Дети должны запомнить названия животных и их детенышей.

Логопед: Животные со своими детенышами гуляли на лужайке, малыши заигрались и потерялись. Ребята, помогите детенышам найти своих мам и назовите их!

Лисенок (лисята) – у лисицы;

Зайчонок (зайчата) – у зайчихи;

Бельчонок (бельчата) – у белки;

Ежонок (ежата) – у ежихи;

Волчонок (волчата) – у волчицы;

Медвежонок (медвежата) – у медведицы.

Молодцы, помогли детенышам найти своих мам!

Составление рассказа по опорным картинкам на фланелеграфе

Логопед предлагает детям послушать рассказ «Охотник» и пересказать его по опорным картинкам, которые он вывешивает на фланелеграфе.

Логопед: Однажды охотник пошел в лес. Взял с собой ружье. Идет, идет, вдруг видит медвежью берлогу. В ней медведица с медвежатами спит. А рядом на дереве беличье дупло. Там живет белка с бельчатами. Идет охотник дальше. Увидел волчье логово. Там живет волчица с волчатами. Еще немного пошел и увидел лисью нору. В ней живет лисица с лисятами. Только у зайца нет жилища. Заячий дом – под кустом. Никого не потревожил охотник, потому что в руках у него было не охотничье ружьё, а фоторужьё. Это он делал снимки зверей на память.

Дети пересказывают рассказ по цепочке и целиком.

Развитие тактильных ощущений:

дидактическая игра «Подарки от зверей»

Логопед предлагает детям найти под елкой чудесный мешочек, в котором звери оставили подарки. Дети должны на ощупь отгадать, что лежит в мешочке, и сказать, от кого этот подарок. Например, орехи от белочки. В чудесном мешочке лежат орехи, морковь, капуста, бочонок меда, яблоки, ягоды.

В конце подводится итог занятия.

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ

ПО ТЕМЕ "ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ"

Тема занятия: Дикие животные наших лесов.

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о диких животных.

Задачи:

Образовательные:

Упражнять в образовании существительных именительного падежа единственного и множественного числа, существительных в родительном падеже множественного числа (много чего);

Согласование существительного с числительными 2 и 5;

Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (образование названий детёнышей животных);

Упражнять в образовании сложных прилагательных, притяжательных прилагательных, существительных с суффиксом ИЩ.

Развивающие:

Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме;

Способствовать развитию просодической стороны речи;

Способствовать развитию фонематического восприятия;

Развитие навыка связной речи;

Развитие мелкой моторики.

Воспитательные:

Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества;

Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

Коробка-сундучок, домик, Пальчиковые куклы, предметные карточки «Дикие животные», «Детёныши животных».

Ход занятия:

Организационный момент. (Формирование положительной установки детей на участие в занятии. Объявление темы занятия.)

Логопед: Сегодня необычный день, друзья, а потому что Маша к нам пришла, загадки принесла и попросила, чтоб мы их разгадали и сказочных героев из сундучка достали. (Логопед показывает детям пальчиковую куклу Машу, затем достаёт из коробки конверты с загадками.)

Кто ломает бурелом,

Подкрепляется медком?

Очень просто мне ответь –

Кто зимою спит? ...

(Медведь)

Кто зимой холодной

В лесу ходит злой, голодный!

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет.

Сестрица волка, хитрая, ловкая,

В рыжей шубке-обновке,

Охотница за зайцами, курами, яйцами,

Проделки её сплетены небылицами.

Зимой беленький,

А летом серенький,

Никого не обижает,

А сам всех боится.

До ушей зеленый рот.

В камышах она живет.

И в болоте хохотушка

Громко квакает....

(Лягушка)

Сама с вершок!

Влезла ночью на мешок.

Позвала к себе детей.

Пусть крупою пошуршат!

Пошуршать бы пошуршали!

Только кошки помешали…

Логопед: Теперь, когда загадки отгадали, зверюшек в руки взяли, пришёл черёд дрессировать лесной народ.

Логопед проводит пальчиковую гимнастику:

МЕДВЕДЬ

Бурый мишенька зимой

Крепко спал в берлоге.

Весною он проснулся,

Зевнул и потянулся:

«- Здравствуй, серенький волчонок!

Здравствуй, беленький зайчонок!

Здравствуй, рыжая лисичка!

Здравствуй, зелёная квакушка!

Здравствуй, мышка-норушка!»

Кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.

Проделать то же самое с левой рукой.

Логопед: Ну вот, друзья, зверюшки наши все готовы, послушаем мы Машу снова:

В день рожденья Маша всех друзей к себе позвала, пригласила и сказала: «Приходите в дом ко мне, постучите в дверь извне. Кошка выйдет на порожки, подскажите ей немножко, как ответить на вопросы, на загадки, на стихи, что оставил гномик Пи. Если мы узнаем, все ответы отгадаем, значит праздник мы справляем и сюрпризы получаем.

Логопед: В путь-дорогу мы идём в дверь стучимся, ждём.

1-ый ребёнок (Мышка): Стучится в дверь домика (тук-тук).

Возле дверей логопед ставит кошку.

Логопед: В дом пущу тогда, если назовёте дом лисы, волка, медведя, зайца, мышки и лягушки. Где живут в лесу зверушки?

Дети отвечают (поочерёдно каждый за своего зверька): Лиса живёт в норе, волк – в логове, медведь – в берлоге, заяц – под кустом, мышка – под полом, лягушка – на болоте.

2-ой ребёнок (Лягушка): Стучится в дверь домика (тук-тук).

Логопед: В дом пущу тогда, если скажете зверь один и звери, много зверей мне стучатся в двери.

Дети: лиса – лисы – много лисиц, волк – волки – много волков, медведь – медведи – много медведей, заяц – зайцы – много зайцев, мышка – мышки – много мышей, лягушка – лягушки – много лягушек.

3-ий ребёнок (Заяц): Стучится в дверь домика (тук-тук).

Логопед: В дом пущу тогда, если назовёте 2 ежа и 5 ежей, каждый всех своих зверей.

Дети: 2 мыши, 5 мышей, 2 лягушки, 5 лягушек, 2 зайца, 5 зайцев, 2 лисы, 5 лисиц, 2 волка, 5 волков, 2 медведя, 5 медведей.

4-ый ребёнок (Лиса): Стучится в дверь домика (тук-тук).

Логопед: В дом пущу тогда, когда назовёте ласково зверят – мышку и лягушку, зайку и волка, медведя, лису и всю у зверят детвору.

Дети: Мышь - мышка, лягушка - лягушечка, заяц - зайчик, лиса- лисичка, волк - волчонок, медведь – мишка.

У мышки – мышонок, у лягушки – лягушонок, у зайца – зайчонок, у лисы – лисёнок, у волка – волчонок, у медведя – медвежонок.

5-ый ребёнок (Волк): Стучится в дверь домика (тук-тук).

Логопед: Л: В дом пущу тогда, если угадаете, чьи это лапы, уши, хвосты, скажу вам одно они не мои.

Дети: Лапы мыши – мышиные, лягушки – лягушачьи, уши зайца – заячьи, хвост лисы – лисий, волка – волчий, уши медведя – медвежьи.

6-ой ребёнок (Медведь): Стучится в дверь домика (тук-тук).

Логопед: В дом пущу тогда, когда назовёте вы эти сложные слова.

Дети: Если у мыши хвост тонкий, то она – тонкохвостая,

У лягушки брюхо жёлтое – желтобрюхая,

У зайца уши длинные – длинноухий,

У лисы хвост рыжий– рыжехвостая,

У волка зубы острые – острозубый,

У медведя короткий хвост – короткохвостый.

Если у мыши – хвост, хвостище, у мышонка – хвостик,

то у лягушки – лапы, у жабы – лапищи, у лягушонка – лапки.

у зайчихи – уши, у зайца – ушищи, у зайчонка – ушки.

у лисицы - хвост, хвостище, у лисёнка – хвостик.

у волчицы - усы, у волка – усищи, а у волчонка – усики.

у медведицы - лапы, у медведя – лапищи, у медвежонка – лапки.

Логопед: Ну вот и открылись нам двери, достигли мы нашей цели. День Рождения пришёл вот и Машин дом. Звери весело гуляли, пели, ели, танцевали. Много радости, ребята, получили все зверята. Потому благодарят и спасибо говорят.

Коррекционно-образовательные цели: формировать словообразовательную функцию речи на основе упражнения детей в образовании и практическом употреблении притяжательных прилагательных; учить детей согласовывать притяжательные прилагательные с существительными; закрепить умения детей в образовании родственных слов; закрепить навыки звуко-слогового анализа и синтеза слов.

Коррекционно-развивающие цели: развивать зрительное и слуховое внимание и память детей, умственные способности детей.

Коррекционно-воспитательные цели: воспитывать в детях усидчивость, доброжелательность, бережное отношение к природе, животным.

Предварительная работа: звуко-слоговой анализ слов по теме «Дикие животные»; разучивание игры-драматизации «Где мой домик?»; заучивание загадок о диких животных; обведение трафаретов фигур диких животных.

Оборудование: предметные картинки с изображением диких животных и их детенышей, карточки для чтения, карточки со звуковыми схемами слов, карточки с силуэтами животных, черно-белая сюжетная картинка, карточки-голова медведя, портрет Чебурашки-художника, конверт, кукла Буратино, маски-ободки диких животных, диск со звуками весеннего леса, доска- наборное полотно, указка.

Ход занятия

1. Оргмомент (дети читают на карточках названия диких животных)

Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? Правильно, о диких животных наших лесов
Игра «Цепочки слов» (Называем детенышей диких животных)

2. Повторение ранее изученного.

а) дети загадывают загадки о диких животных
б) чтение логопедом стихотворения под звуки весеннего леса (Л.Аг рачева. АУ!)
Весело аукнула из лесу весна.
Ей медведь откликнулся, проурчав со сна.
Поскакали зайки к ней, подлетел к ней грач.
Покатился ёжик вслед, как колючий мяч.
Всполошилась белочка, глянув из дупла,
Дождалась пушистая света и тепла!
Гордо приосанился посветлевший бор,
На ветвях коричневых грянул птичий хор.
Улыбнулся радостно весь прозрачный лес.
И мороз за елками, заворчав, исчез!

Какое время года наступило в лесу? - Правильно, весна. И вот однажды весенним утром звери проснулись в своих жилищах.
Упр. «Где проснулись звери?» (Ответы детей: Медведь проснулся в берлоге. Волк проснулся в логове. И т.д.)

Звери проснулись в своих жилищах и разошлись по весеннему лесу…

Игра «Прятки» (Выставляю черно-белую картинку с изображением весеннего леса и виднеющимися среди веток различными частями тела животных) Кого вы увидели? Кто здесь спрятался?

3. Изучение нового материала.

Вы увидели на картинке только части тела животных.
а) Игра «Назови по-другому» (морда медведя - медвежья морда, уши лисы - лисьи уши, рога оленя -, колючки ежа-, рога лося-, мордочка барсука-, голова волка-, лапки белки-, уши зайца- и т.д.)

б) Игра «Подбери родственные слова»

Скажите, как называются слова, похожие по звучанию и по смыслу друг на друга? Например: белка, бельчата, беличья… Правильно, родственные слова. К нам пришел Буратино. Он вместо школы попал в кукольный театр и поэтому не учился. Вот как он подобрал родственные слова к слову МЕДВЕДЬ. Возьмите в руки силуэт медведя (у каждого на столе) и поднимайте, если услышите родственные слова к слову МЕДВЕДЬ. (медаль, медведица, медуза, медпункт, мед, медвежонок, медвежатник, медицина, медвежья, медуница, медведик). Вот видишь, Буратино, ты не совсем правильно подобрал родственные слова. Оставайся с нами и посмотри, как занимаются наши ребята. (Дети подбирают родственные слова к названиям диких животных на своих картинках).



4. Физкультминутка.

У нас слав ная осанка, мы свели лопатки.
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята, и как мишка косолапый.
И как заинька-трусишка, и как серый волк-волчишка.
Вот свернулся ёж в клубок, потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся. Ёжик сладко потянулся.
(Дети идут по кругу, имитируя повадки зверей).

5. Закрепление нового материала.

Посмотрите, ребята, здесь у нас лежит конверт. Кто же его прислал? Здесь портрет Чебурашки и какие-то рисунки. Чебурашка вырос в Африке, и он не совсем хорошо знает диких животных наших лесов. Вот как он их нарисовал.

а) Игра «Путаница»
Дети: Неправильно. У волка заячьи уши. У кабана лисий хвост. У белки оленьи рога. И т.д.

б) Игра «Любознательный»
- Чебурашка прислал нам и вопросы о диких животных. Давайте мы ответим на них.
- Чей вой раздается ночью в лесу? (волчий)
- Чьи запасы лежат в дупле?
- Это чья привычка лакомиться мёдом?
- Чьи уши длиннее?
- Чьи рога ломают ветки кустарника?
- Чьи л апы тихо ступают? (рысьи)
- Чья морда с клыками? (кабанья)
- Чьи уши с кисточками?
- Чьи глаза не закрываются во время сна? (заячьи)
- Чей рёв пугает птиц и зверей в лесу?
- Чья хитрая мордочка выглядывает из-за куста?
- Чья шубка летом рыжая, а зимой серая?
- Чья нора самая глубокая? (барсучья)

в) Игра «Кто кого ищет?»
-Весной у диких животных появляются детеныши. Они могут потеряться в незнакомом им мире. И тогда их ищут родители.
Дети: Это ежонок. Его ищут ежиха и еж. (также и о других животных).

г) Игра- драматизация «Где мой домик?»
(в пособии В.В.Коноваленко, С.В. Коноваленко. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. Москва 1998, стр. 152-153)
- Однажды в лесу потерялся лисенок. Сегодня мы своим гостям покажем сказку «Где мой домик?» (Дети надевают маски-ободки диких животных и находят свои « домики», обозначенные звуко-слоговыми схемами.).

6. Итог занятия.

Ребята, вы настоящие артисты, и занимались вы сегодня отлично. Что нового вы узнали? Какие игры и задания вам больше всего понравились? Спасибо вам! Вы молодцы!



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: