Николай Гастелло (1907–1941). Николай францевич гастелло Герои все. А подвиг - Гастелло

Николай Францевич Гастелло родился 6 мая 1907 г. в Москве, в семье рабочего и белошвейки. В школу поступил в 1911 году. Первая учительница Николая Гастелло, помогая в составлении его биографии, вспоминала его как очень спокойного, уравновешенного мальчика, всегда старающегося достичь своих целей. По ее мнению, такие качества вполне способствовали тому, чтобы в будущем совершить подвиг во имя Родины.

В 1924 году семья Гастелло переехала жить в г. Муром, где отец будущего героя устроился на работу в паровозоремонтный завод вагранщиком. Николаю исполнилось в то время 17 лет, поэтому он стал также работать на том же заводе слесарем, одновременно обучаясь в общеобразовательной школе. В 1928 г. Николай Францевич Гастелло стал коммунистом, примерно в тоже время увлекся спортом и усиленно занимался им в свободное от учебы время. Его особенной страстью был футбол, Николай был центральным нападающим в команде и идейным вдохновителем группы комсомольцев, своими собственными силами построившими стадион «Локомотив». Кроме этого, молодой Гастелло отлично катался на коньках и лыжах, а также прыгал с парашютом. В 1930 г семья Николая Францевича вернулась в Москву, где молодой парень устроился работать слесарем-нормировщиком на машиностроительный завод.

Неизвестно, как сложилась бы дальше такая спортивная биография, если бы в 1932 г. Николай Францевич Гастелло не услышал призыв партии «Молодежь на самолеты!» и не поступил бы в Луганскую школу пилотов. Именно с нее началась военная лётная карьера героя. Далее с 1933 по 1941 гг, Николай Францевич Гастелло был командиром корабля тяжелобомбардировочной авиации дальнего действия в г. Ростов-на-Дону. В 1939 г -воевал на Халхин-Голе в качестве командующего эскадрильи, а в июне 1940 г. принимал участие в присоединении Северной Буковины и Бессарабии к СССР. В том же году ему дали звание капитана.

Великую Отечественную войну Н. Гастелло встретил в звании командира эскадрильи 207-го тяжелобомбардировочного авиаполка. До этого он успешно освоил управление самолетом ДБ-3ф и в самом начале сражений 24 июня 1941 года пополнил свою героическую биографию первым подвигом – сбил немецкий «Юнкерс». Ровно через 2 дня Николай Францевич Гастелло пошел еще на один величайший подвиг, стоивший ему жизни. Двадцать шестого июня, в 40-ка километрах от г. Минска он выполнял боевой вылет в составе четырех самолетов. Летчикам было приказано подвергнуть бомбардировке механизированные моточасти гитлеровцев, прорвавшихся в район Молодечино-Радошкевичи. На других воздушных суднах вместе с ним на задание вышли старший лейтенант Воробьев и штурман-лейтенант Рыбас, которые и стали очевидцами совершенного им подвига.

Подвиг Николая Гастелло

Достигнув вражескую колонну на Минском шоссе (часть немецких машин заправлялась на обочине), они открыли по ней огонь, нанеся большой урон противнику. Но немцы быстро спохватились и обрушили на советские самолеты зенитную артиллерию. Один из снарядов попал в бензобак судна Гастелло и стал быстро приближаться к кабине. Попытка спастись с парашютом означала плен. И тогда Николай Гастелло, Г. Н. Скоробогатый, А. А. Калинин и А. А. Бурденюк решились на последний в своей жизни подвиг – пошли на огненный таран автоколонны противника. Как позже сообщало Совинформбюро, взорвались десятки гитлеровских цистерн и машин, посеяв ужас и панику среди врага.

Огненный таран капитана Николая Францевича Гастелло - один из самых известных в истории ВОВ примеров подвига. Биография и героическая гибель летчика были широко растиражированы, и самоотверженному примеру стали следовать другие. Тех, кто шли на огненный таран называли в то время «гастелловцами». Отважному бойцу, обессмертившему себя в памяти потомков, сразу же дали звание Героя Советского Союза. В 1951 г. была организована комиссия по эксгумации останков экипажа. На месте гибели летчиков установили памятник. Существует и альтернативная версия подвига Николая Францевича Гастелло, ознакомиться с которой можно в Википедии.

Биографии и подвиги Героев Советского Союза и кавалеров Советских орденов:

Николай Францевич Гастелло. Родился 23 апреля (6 мая) 1907 года в Москве - погиб 26 июня 1941 года в Молодечненском районе Вилейской области (Белорусская ССР). Советский военный летчик, капитан. Совершил «огненный таран» механизированной колонны врага. Герой Советского Союза (26 июля 1941, посмертно).

Отец - Франц Павлович Гастелло (настоящая фамилия - Гастылло), родом из деревни Плужины (ныне Кореличский район Гродненской области Белоруссии), в 1900 году перебрался на заработки в Москву - там его фамилию стали произносить на московский манер «Гастелло». Работал вагранщиком в литейных мастерских на Казанской железной дороге.

Мать - Анастасия Семеновна Кутузова, русская, была белошвейкой.

Брат - Виктор Францевич (1913 - 28 сентября 1942 года), во время Великой Отечественной войны командовал батальоном, погиб в бою за деревню Дыбалово Ржевского района Тверской области, перезахоронен в воинское захоронение у деревни Кокошкино того же района.

Всего в семье было трое детей.

Семья Гастелло жила в районе Богородское, в двухэтажном бараке по 3-й Мещанской улице (позже - 3-я Гражданская улица).

В 1915-1918 годах Николай Гастелло учился в 3-м Сокольническом городском мужском училище имени А. С. Пушкина (ныне в этом здании располагается Пушкинский филиал гимназии № 1530 «Школа Ломоносова»).

В 1918 году из-за голода в составе группы школьников-москвичей был эвакуирован в Башкирию, но в следующем году вернулся в Москву и в свое училище, где проучился до 1921 года.

С 1923 года Николай Гастелло начал работать учеником столяра.

В 1924 году семья Гастелло переехала в Муром, где Николай поступил слесарем на Паровозостроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского - там работал и его отец. Параллельно Николай Гастелло окончил школу (ныне - средняя школа № 33).

В 1928 году вступил в ВКП(б).

В 1930 году семья Гастелло вернулась в Москву и Николай поступил на работу на Первый государственный механический завод строительных машин имени 1 Мая.

В 1930-1932 годах Николай Гастелло жил в поселке Хлебниково.

В мае 1932 года по специальному набору призван в Красную Армию. Отправлен на учебу в 11-ю военную авиационную школу пилотов в город Луганск, в которой проучился с мая 1932 года по декабрь 1933-го.

В 1933-1938 годах проходил службу в 82-й тяжелобомбардировочной эскадрилье 21-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады, базирующейся в Ростове-на-Дону. Начав летать вторым пилотом на тяжелом бомбардировщике ТБ-3, Николай Гастелло с ноября 1934 года уже самостоятельно пилотировал самолет, став командиром корабля.

В 1938 году, в результате реорганизации соединения, Николай Гастелло оказался в 1-м тяжелобомбардировочном авиаполку.

В мае 1939 года он стал командиром звена, а через год с небольшим - заместителем командира эскадрильи.

В 1939 году участвовал в боях на Халхин-Голе в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, которому была придана эскадрилья 1-го тяжелобомбардировочного авиаполка.

Участвовал в советско-финской войне 1939-1940 годов и операции по присоединению Бессарабии и Северной Буковины к СССР в июне-июле 1940 года.

Осенью 1940 года авиационная часть, в которой служил Гастелло, перебазируется к западным границам СССР, в город Великие Луки, а затем - в авиагородок Боровское под Смоленском. В 1940 году Николаю Гастелло присвоено звание капитана.

Весной 1941 года Николай Гастелло, пройдя соответствующую переподготовку, освоил самолет ДБ-3ф (Ил-4).

С первого дня Великой Отечественной войны участвовал в боях как командир 4-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиаполка.

24 июня 1941 года огнем крупнокалиберного пулемета со стрелковой турели стоящего на аэродроме ДБ-3ф Николай Гастелло сбил многоцелевой самолет «Люфтваффе» типа «Юнкерс-88».

«Огненный таран» Николая Гастелло

26 июня 1941 года экипаж под командованием капитана Гастелло в составе лейтенанта А. А. Бурденюка, лейтенанта Г. Н. Скоробогатого и старшего сержанта А. А. Калинина на самолете ДБ-3ф вылетел для нанесения бомбового удара по германской механизированной колонне на дороге Молодечно - Радошковичи в составе звена из двух бомбардировщиков.

Огнем зенитной артиллерии противника самолет Гастелло был подбит. Вражеский снаряд повредил топливный бак, что вызвало пожар на борту, и Гастелло совершил огненный таран - направил горящую машину на механизированную колонну врага. Все члены экипажа погибли.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1941 года капитан Николай Францевич Гастелло был посмертно удостоен звания Герой Советского Союза.

Согласно официальной версии, 26 июня 1941 года на боевой вылет в район Радошковичи - Молодечно вылетело звено под командованием капитана Н. Ф. Гастелло, состоящее из двух дальних бомбардировщиков ДБ-3ф. Вторым самолетом управлял старший лейтенант Федор Воробьев, в качестве штурмана с ним летел лейтенант Анатолий Рыбас (имена еще двух членов экипажа Воробьева не сохранились). Во время атаки скопления германской техники самолет Гастелло был подбит и загорелся. Согласно рапортам Воробьева и Рыбаса, горящий самолет Гастелло совершил таран механизированной колонны вражеской техники. Ночью крестьяне из близлежащей деревни Декшняны извлекли трупы летчиков из самолета и, обернув тела в парашюты, похоронили их рядом с местом падения бомбардировщика.

Подвиг Гастелло сразу же получил широкое освещение в советских средствах массовой информации. Впервые о нем было публично упомянуто 5 июля 1941 года в вечерней сводке Советского информбюро: «Героический подвиг совершил командир эскадрильи капитан Гастелло. Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолета. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолет на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолетом героя».

На основе сообщения Совинформбюро корреспондентами П. Павленко и П. Крыловым был написан очерк «Капитан Гастелло», который был опубликован в газете «Правда» 10 июля 1941 года.

Капитан Гастелло

На рассвете 6 июля на разных участках фронта летчики собрались у репродукторов. Говорила московская радиостанция, диктор по голосу был старым знакомым - сразу повеяло домом, Москвой. Передавалась сводка Информбюро. Диктор прочел краткое сообщение о героическом подвиге капитана Гастелло. Сотни людей - на разных участках фронта - повторили это имя...

Еще задолго до войны, когда он вместе с отцом работал на одном из московских заводов, о нем говорили: «Куда ни поставь, всюду - пример». Это был человек, упорно воспитывающий себя на трудностях, человек, копивший силы на большое дело. Чувствовалось, Николай Гастелло - стоящий человек.

Когда он стал военным летчиком, это сразу же подтвердилось. Он не был знаменит, но быстро шел к известности. В 1939 году он бомбил белофинские военные заводы, мосты и доты, в Бессарабии выбрасывал наши парашютные десанты, чтобы удержать румынских бояр от грабежа страны.

С первого же дня Великой Отечественной войны капитан Гастелло во главе своей эскадрильи громил фашистские танковые колонны, разносил в пух и прах военные объекты, в щепу ломал мосты. О капитане Гастелло уже шла слава в летных частях. Люди воздуха быстро узнают друг друга.

Последний подвиг капитана Гастелло не забудется никогда. 3 июля во главе своей эскадрильи капитан Гастелло сражался в воздухе. Далеко внизу, на земле, тоже шел бой. Моторизованные части противника прорывались на советскую землю. Огонь нашей артиллерии и авиация сдерживали и останавливали их движение. Ведя свой бой, Гастелло не упускал из виду и бой наземный.

Черные пятна танковых скоплений, сгрудившиеся бензиновые цистерны говорили о заминке в боевых действиях врага. И бесстрашный Гастелло продолжал свое дело в воздухе. Но вот снаряд вражеской зенитки разбивает бензиновый бак его самолета.

Машина в огне. Выхода нет.

Что же, так и закончить на этом свой путь? Скользнуть, пока не поздно, на парашюте и, оказавшись на территории, занятой врагом, сдаться в постыдный плен?

Нет, это не выход.

И капитан Гастелло не отстегивает наплечных ремней, не оставляет пылающей машины. Вниз, к земле, к сгрудившимся цистернам противника мчит он огненный комок своего самолета. Огонь уже возле летчика. Но земля близка. Глаза Гастелло, мучимые огнем, еще видят, опаленные руки тверды. Умирающий самолет еще слушается руки умирающего пилота.

Так вот закончится сейчас жизнь - не аварией, не пленом - подвигом!

Машина Гастелло врезается в «толпу» цистерн и машин - и оглушительный взрыв долгими раскатами сотрясает воздух сражения: взрываются вражеские цистерны.

Мы помним имя героя - капитан Николай Францевич Гастелло. Его семья потеряла сына и мужа, Родина приобрела героя.

В памяти навсегда останется подвиг человека, рассчитавшего свою смерть как бесстрашный удар по врагу.

Статья в «Правде» получила широкий резонанс.

25 июля 1941 года командиром 207-го дальнебомбардировочного авиаполка капитаном Лобановым и военным комиссаром полка полковым комиссаром Кузнецовым Н. Ф. Гастелло был представлен к званию Героя Советского Союза. В наградном листе сказано: «26 июня капитан Гастелло с экипажем: Бурденюк, Скоробогатый и Калинин - повел звено ДБ-3 бомбить зарвавшихся фашистов. По дороге Молодечно - Радошковичи у Радошковичи показалась вереница танков противника. Звено Гастелло, сбросив бомбы на груду скопившихся на заправку горючим танков и расстреливая из пулемета экипажи фашистских машин, стало уходить от цели. В это время фашистский снаряд догнал машину капитана Гастелло. Получив прямое попадание, объятый пламенем, самолет не мог уйти на свою базу, но в этот тяжелый момент капитан Гастелло и его мужественный экипаж были заняты мыслью не допустить врага на родную землю. По наблюдению старшего лейтенанта Воробьева и лейтенанта Рыбаса, они видели, как капитан Гастелло развернулся на горящем самолете и повел его в самую гущу танков. Столб огня объял пламенем танки и фашистские экипажи. Такой дорогой ценой заплатили немецкие фашисты за смерть летчика капитана Гастелло и смерть героического экипажа».

Уже на следующий день после представления капитану Гастелло Николаю Францевичу было присвоено звание Герой Советского Союза (посмертно). «Огненный таран» Гастелло стал одним из самых известных примеров героизма в истории Великой Отечественной войны и использовался для военно-патриотической пропаганды и воспитания молодежи как в ходе войны, так и в послевоенный период, вплоть до распада СССР.

Члены экипажа Гастелло - А. А. Бурденюк, А. А. Калинин и Г. Н. Скоробогатый - долгое время оставались в тени подвига своего командира. Но в 1958 году они были награждены орденами Отечественной войны I степени (посмертно).

Подвиг Николая Гастелло стал одним из самых известных в истории Великой Отечественной войны. «Гастелловцами» стали называть летчиков, совершивших «огненный таран». Всего за период Великой Отечественной войны было совершено 595 «классических» воздушных таранов (самолетом самолета), 506 таранов самолетом наземной цели, 16 морских таранов (в это число могут входить и тараны морскими летчиками надводных и береговых целей противника) и 160 танковых таранов.

В 1951 году, в канун десятилетия знаменитого «огненного тарана», для последующего торжественного захоронения была произведена эксгумация останков из предполагаемой могилы Гастелло. Его вещей в могиле не оказалось, но были найдены личные вещи сослуживцев Гастелло - командира 1-й эскадрильи 207-й дальнебомбардировочного авиаполка капитана А. А. Маслова и его стрелка-радиста младшего сержанта Г. В. Реутова. Экипаж Маслова считался пропавшим без вести в тот же день, в который Гастелло, как утверждается, совершил свой подвиг. Руководивший перезахоронением подполковник Котельников с санкции партийных органов провел секретное расследование, в результате которого выяснилось, что на месте предполагаемого тарана Гастелло потерпел крушение самолет Маслова. Экипаж Маслова без огласки перезахоронили на кладбище Радошковичей, фрагменты бомбардировщика Маслова - отправлены в музеи страны как останки самолета Гастелло (однако в настоящее время в минском Музее Великой Отечественной войны экспонируется блок цилиндров от двигателя М-88, применявшихся на ДБ-3ф, с подписью «Двигатель с самолета Маслова»). На месте гибели экипажа Маслова был установлен памятник-монумент, посвященный подвигу экипажа Н. Ф. Гастелло.

Данные об эксгумации предполагаемой могилы Гастелло не были обнародованы вплоть до эпохи гласности, когда они впервые проникли в средства массовой информации.

Минобороны РФ рассекретило доказательства «огненного» подвига Гастелло

В перестроечные годы на волне всевозможных «развенчаний мифов» и «переосмысления истории» была выдвинута альтернативная версия событий, связанных с подвигом Гастелло. Так, майор в отставке Эдуард Харитонов обнародовал данные об эксгумации предполагаемой могилы Гастелло в 1951 году. В связи с тем, что там были обнаружены останки экипажа Маслова, было выдвинуто предположение, что именно Маслов является автором приписываемого Гастелло «огненного тарана». В 1996 году указом президента Российской Федерации Маслову и всем членам его экипажа были присвоены звания Героев Российской Федерации (посмертно).

Достоверность рапортов Воробьёва и Рыбаса, описывающих подвиг Николая Гастелло, поставлена под сомнение. Также появились сообщения, что обломки подлинного самолёта Гастелло якобы находились недалеко от места гибели Маслова, в Мацковском болоте близ села Мацки. Самолёт около Мацки упал, согласно показаниям местных жителей, 26 июня 1941 года. Ими был найден обгоревший труп, в кармане гимнастёрки которого находилось письмо на имя Скоробогатой, (как предполагается, жены стрелка экипажа Гастелло - Г. Н. Скоробогатого), а также медальон с инициалами А. А. К. (возможно, стрелка-радиста Гастелло - А. А. Калинина). Но главное - здесь был найден обломок, однозначно идентифицируемый как часть самолёта именно Н. Ф. Гастелло - бирка от двигателя М-87Б с серийным № 87844.

Согласно свидетельским показаниям жителей села Мацки, один человек из предполагаемого подлинного самолёта Гастелло выбросился с парашютом с крыла падающего самолёта и был взят в плен немцами. Показания местного жителя подтверждаются документом «Список безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава 42-й авиадивизии с 22.06 по 28.06.41 г.» за подписью начальника cтроевого отделения штаба части старшины Бокова. В конце перечня перечисленных поимённо членов экипажа Гастелло приписка: «Один человек из этого экипажа выпрыгнул с парашютом, кто - неизвестно». В то же время не ясно, откуда появилась данная информация, ведь в рапорте Воробьёва и Рыбаса этот момент не отражён, а жители села Мацки к тому времени были уже на оккупированной территории. Конструктивной особенностью бомбардировщика ДБ-3ф является то, что с крыла прыгать может только пилот. Это дало сторонникам альтернативной версии повод утверждать, что Гастелло бросил гибнущие самолёт и экипаж ради собственного спасения.

В то же время стоит отметить, что героическая гибель Гастелло была отражена в рапортах Воробьёва и Рыбаса, в то время как свидетельств крушения самолёта Маслова не было и он считался «пропавшим без вести».

Ряд исследователей, включая сына Николая Гастелло - Виктора Гастелло - подвергли резкой критике факты, на которых построена альтернативная версия. Они отметили, что показания Воробьёва и Рыбаса являются главным и неопровержимым свидетельством подвига Гастелло. Во-вторых, доказательства того, что упавший в Мацковском болоте самолёт пилотировался Гастелло, несостоятельны, а обнаруженные останки Маслова и его экипажа свидетельствуют о том, что его самолёт не совершал таран, а врезался в землю на «бреющем» полёте (возможна и другая версия - Маслов попытался таранить вражескую колонну, но промахнулся - косвенным подтверждением такой гипотезы является обнаружение обломков самолёта Маслова на небольшом - всего 170-180 метров - расстоянии от дороги). Наконец, по их мнению, отсутствие останков Гастелло свидетельствует о том, что он действительно совершил «огненный таран» - в результате взрыва колонны с горючим и боеприпасами ни самолёт, ни останки экипажа невозможно идентифицировать.

Приказом министра обороны СССР капитан Н. Ф. Гастелло был навечно зачислен в списки лётного состава 2-й эскадрильи 194-го отдельного гвардейского Брянского Краснознамённого военно-транспортного авиационного полка.

Именем Николая Гастелло названы ряд населенных пунктов, учебных заведений. Многие улицы, площади, скверы в различных городах России и стран СНГ. Также во многих городах установлены памятники Николаю Гастелло: на шоссе Минск-Вильнюс - на месте, где, как считалось, совершил свой таран Н. Гастелло (1976); в Москве, в Сокольниках; в городе Муроме Владимирской области; в городе Починке Смоленской области; в городе Ростов-на-Дону Ростовской области; в городе Уфе; в городе Луганске (на территории бывшего Ворошиловградского высшего военного авиационного училища штурманов); в городе Одессе и др.

Мемориальная доска в память о Гастелло установлена в Ростове-на-Дону на доме офицерского состава по улице Таганрогская 133/2, где он жил.

Личная жизнь Николая Гастелло:

Жена - Анна Петровна Гастелло.

Сын - Виктор Николаевич Гастелло, летчик военно-транспортной авиации, полковник в отставке. Автор воспоминаний об отце.

Николай Гастелло и жена Анна (в центре)

Сын Виктор Гастелло вспоминал : "Я хорошо помню своего отца Николая Францевича Гастелло - в июне 41-го мне шел уже девятый год... Моя мать, Анна Петровна Гастелло, споро управлялась с домашним хозяйством и, неплохо зная немецкий, настойчиво репетировала с отцом этот язык... К лету 41-го я успел окончить первый класс. В Боровском мы жили третий месяц, и у нас была мечта съездить на экскурсию в Смоленск. В воскресенье 22 июня с утра мы решили поехать туда - до Смоленска всего-то 50 километров.

Утром я проснулся с ощущением пустоты в квартире, и горькая мысль, что меня обманули и мы не едем в Смоленск, заставила быстро вскочить с постели. Мать я нашел на кухне у окна. Она молчала и как-то напряженно всматривалась в сторону аэродрома. И тут меня поразил странный гул, доносившийся со "взлетки". Полеты и гул самолетных моторов - явление, конечно, привычное для военных аэродромов. Даже в выходной день. Но тут гул моторов был особый, мощный, такого гула я никогда не слышал. Чувствовалось, что работали двигатели одновременно множества самолетов, которые были на аэродроме. Необъяснимая тревога вдруг охватила меня, я подошел вплотную к маме. Мать всхлипнула и с какой-то неожиданной судорожной силой, не отрывая взгляда от окна, прижала к себе и, не сдерживая рыданий, начала целовать меня в голову: "Сынуля, что-то произошло, под утро прибегал посыльный, все на аэродроме".

Наскоро позавтракав, почти не слушая мать, я бросился к аэродрому. В это время один за другим начали взлетать самолеты. Это тоже было привычным, полеты - дело обычное. И все-таки что-то фатальное было в бесконечной веренице взлетающих самолетов.

Спустя некоторое время самолеты начали прилетать по одному, по два, реже звеном, и необычно было видеть, как вместо выполнения привычной посадочной коробочки некоторые самолеты с ходу плюхались на аэродром или садились один за другим почти вплотную, не соблюдая безопасного интервала. До самого позднего вечера над аэродромом стояла безконечная гудящая карусель - самолеты прилетали, подвешивали бомбы, заправлялись, снова выруливали на взлетную полосу... А женщины стояли, с надеждой всматриваясь в небо.

О начальном периоде Великой Отечественной войны написано много. Часто подчеркивалась мысль, что война застала нас врасплох, мы оказались совершенно неподготовленными... Однако в первый же день войны 207-й бомбардировочный авиаполк совершил удачный боевой вылет. Полк произвел точное бомбометание мотомехколонн в районе поселка Лептуны, несмотря на сильный зенитный огонь, отбомбился без потерь, и, улетая, пилоты видели горящую фашистскую бронетехнику и разбегающихся в панике немцев...

Было утро третьего дня войны, и я завтракал, поглядывая в окно. Неожиданно темный силуэт странного самолета на малой высоте появился из-за леса... Самолет на большой скорости скользил к аэродрому. Он казался очень необычным, и я невольно вскрикнул:

Мама, посмотри, какой самолет...

Наш, заходит на посадку...

Но невооруженным глазом были видны черные кресты на крыльях, зловещая фашистская свастика на хвосте самолета. Продолжая стрелять, самолет прошел над городком и скрылся за лесом.

Бросив завтракать и увернувшись от матери, я выскочил на улицу... Немецкий самолет не заставил себя долго ждать, вскоре на бреющем полете он снова выскочил из-за леса и, забирая правее, заходил теперь точно над аэродромом, возобновив стрельбу. Зенитчики не могли вести прицельный огонь, слишком низко летел немецкий самолет. Но вдруг, перебивая ровную немецкую очередь с самолета, длинно заработал наш крупнокалиберный пулемет. Несколько секунд они почти синхронно стучали, выводя страшную и непривычную еще мелодию войны. В следующее мгновение немецкий бомбардировщик Ю-88 уже уходил от аэродрома, но вдруг у него за хвостом пыхнули один, второй, третий шары светлого дыма. Уже над лесом самолет зачадил, задымил, оставляя за собой черный зловещий шлейф. Так он и скрылся, заволакивая кромку леса черным нарастающим дымом. Тут до меня дошло, что немецкий самолет подбит нашим стрелком и наверняка упал где-то за лесом.

Стало известно, что немецкий "Юнкерс-88" срезал пулеметной очередью с турельной установки с земли командир эскадрильи капитан Гастелло. Немцев захватили в плен и привезли на аэродром. Подбитый "Юнкерс" сел на вынужденную посадку на колхозное поле за лесом. Командиром экипажа оказался фашистский ас-подполковник, награжденный тремя Железными крестами. С ним были также майор, лейтенант и фельдфебель. По рассказам, немецкий летчик долго не мог прийти в себя, не веря, что сбит на третий день войны, перед этим победно пройдя пол-Европы...

На следующий день войны 207-й авиаполк снова вылетел на боевое задание. В месте бомбометания полк попал под плотный зенитный огонь, потом навалились десятки истребителей противника. Самолет командира эскадрильи капитана Гастелло был подбит и тяжело ранен штурман эскадрильи...

Аня, собирайся, завтра утром эвакуация, очередь нашей эскадрильи.

Меня поразили потемневшее лицо отца, сухой блеск его воспаленных глаз. Он обнял меня, больно и резко прижал к металлическим пуговицам на гимнастерке, так мы стояли несколько мгновений. Потом он пошел в другую комнату. Я посмотрел ему вслед, не предполагая, что вижу отца последний раз.

Пятый день войны, 26 июня, выдался по-летнему теплым, безоблачным и ясным. Мать с заплаканными глазами сидела на кухне и, кусая губы, смотрела в окно. Наверное, было известно, что ожидается воздушный налет, а потому нас очень торопили. Знакомый комендант охрипшим голосом кричал: "Быстрее, быстрее! - И едва машины загрузились, махнул рукой: - Поехали!.."

Спустя минут десять после нашего отъезда вдали послышались глухие взрывы, и там, где остался аэродром, застилая горизонт, поползли темные мрачные тучи. Немцы начали массированно бомбить авиагородок. Мы ехали, не ведая и не зная, что, возможно, в эти мгновения Николай Францевич уходил из жизни... Похоже, мать что-то предчувствовала: она безудержно плакала, и слезы, перемешанные с дорожной пылью, накладывали на ее лицо неровный и серый печальный след...".

Виктор Николаевич Гастелло - сын Николая Гастелло


Советский военный летчик. Участвовал в сражениях на Халхин-Голе (1939 г.), в Финской войне (1939-1940 гг.), первых сражениях Великой Отечественной войны. Погиб в бою 26 июня 1941 г. Посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Детство. Отрочество. Юность

Его отца звали Францем Павловичем Гастылло. Родом он был из Белоруссии из деревни Плужины. В 1900 г. Франц Павлович отправляется на заработки в . Вскоре его фамилия изменилась на Гастелло, возможно потому, что в таком виде она лучше воспринималась на новом месте жительства. Работал Франц Павлович в литейных мастерских при Казанской железной дороге.

В 1907 г. 6 мая (по новому стилю) супруга Франца Павловича - Анастасия Семенова, родила сына Николая. В 1914 г. Коля Гастелло поступает в 3-е Сокольническое городское мужское училище имени . В 1918 г. он, как и многие другие московские школьники, был эвакуирован в по причине начавшегося голода. Работать юноша начал в 1923 г. как ученик столяра. В 1924 г., после переезда семьи в , Николай Гастелло устроился слесарем на Паровозостроительный завод имени , где работал и его отец. К этому времени он закончил школу. В 1925 г. вступил в комсомол. А в 1928 г. стал членом ВКП(б). После возвращения семьи в Москву в 1930 г. трудовая биография Николая продолжилась на Первом государственном механическом заводе строительных машин имени 1 Мая.

Военный летчик

Весной 1932 г. Гастелло был направлен Московским комитетом партии по специальному набору в 11-е Луганское летное училище. Закончив обучение в декабре 1933-го, Николай сам попросил определить его именно в бомбардировочную авиацию.

Сначала Николай Гастелло получил назначение в 21-ю тяжелобомбардировочную авиационную бригаду, базировавшуюся в городе . Там он летает в составе 82-й эскадрильи. В 1938 г. происходит реорганизация части. Николая Францевича Гастелло переводят в 1-й тяжелобомбардировочный авиаполк. В мае 1939 г. он становится командиром звена. В этом качестве Гастелло участвует в боях под Халхин-Голом. Там он сражался в составе эскадрильи из своего полка, переданной в 150-ый скоростной бомбардировочный полк.

В одном полку с Гастелло служил и Михаил Анисимович Ююкин. Это был первый летчик, совершивший таран наземной цели в августе 1939 г. После возникновения «легенды о Гастелло» появились слухи о том, что Гастелло был штурманом в экипаже Ююкина, когда тот совершал свой подвиг. Однако это не так. Известно, что штурмана М. А. Ююкина звали Александр Морковкин. Он действительно спасся, выпрыгнув с парашютом перед самым тараном.

В 1940 г. Николай Гастелло принимает участие в Финской войне, потом в освободительном походе в Бессарабию и Северную Буковину. В этом же году он становится заместителем командира эскадрильи и получает звание капитана.

Весной 1941 г. Гастелло осваивает новый самолет. ДБ-3Ф, позже получивший название Ил-4, был на тот момент новейшей машиной. На таких самолетах советские авиаторы будут воевать еще в 1945 г. Те, кому будет суждено выжить.

В мае 1941 г. Николай Гастелло получил новое назначение - командир 4-й эскадрильи в составе 207-го дальнебомбардировочного авиаполка. Его новая воинская часть базировалась под в авиагородке . Летчику предстояло встретить Великую Отечественною войну в небе над Белоруссией. На направлении главного удара врага.

Дни свинцовых бурь

22 июня началась Великая Отечественная. Трагическое развитие событий заставило Красную Армию с первых же дней использовать свою дальнебомбардировочную авиацию для атак против наступающих немецких войск. Снова и снова самолеты, предназначенные для бомбежек объектов, расположенных глубоко в тылу, прорывались к наступающим немецким колоннам. Вражеские войска были надежно прикрыты зенитной артиллерией. В воздухе господствовали немецкие истребители. Выполняя боевые задания, бесстрашные экипажи советских самолетов прорывались к целям сквозь настоящие свинцовые бури.

Согласно воспоминаниям однополчанина Гастелло, Николая Лобанова, в первые же часы войны бомбардировщики под командованием капитана Гастелло атаковали немецкие войска в районе Брестской крепости. Сразу после этого их, в свою очередь, атаковали немецкие истребители. Самолет капитана Гастелло был подбит и получил серьезные повреждения. Командование приказало по радио покинуть машину. Однако штурман самолета был ранен и не смог бы выпрыгнуть с парашютом. Поэтому командир Гастелло принял самостоятельное решение: привести подбитый самолет обратно на аэродром. Ему удалось довести и посадить машину и сохранить жизнь его экипажу. По другой версии это произошло 24 июня под Ошмянами.

Вновь капитан Гастелло проявил себя как настоящий герой уже 24 июня. Аэродром, на котором находился самолет Гастелло, был атакован немецким Ю-88. При этом сам Николай находился в тот момент на аэродроме. Не растерявшись, он заскочил в свой самолет и открыл огонь из бортового пулемета по заходившему на новую атаку врагу. Ю-88 был подбит, его экипаж совершил вынужденную посадку и оказался в плену. Согласно воспоминаниям очевидцев, командир немецкого самолета, опытный летчик, прошедший с боями всю Европу и имевший высокие боевые награды, был чрезвычайно растерян тем, что его сбили уже на третий день войны с Советским Союзом. Капитана Гастелло представили к правительственной награде, но он так и не успел ее получить…

Другим летчикам из полка Гастелло везло меньше. В этот же день 24 июня все уцелевшие самолеты полка пришлось сводить в две эскадрильи. Николай был назначен командиром 2-й эскадрильи.

Шел лишь пятый день войны…

26 июня во второй половине дня звено бомбардировщиков ДБ-3Ф во главе с Гастелло вылетело для нанесения удара по наступающим на Минск немецким войскам в районе шоссе Молодечно-Радошковичи. Вместе с капитаном Гастелло, в одном экипаже в тот бой отправились лейтенанты Анатолий Бурденок и Григорий Скоробогатый, сержант Алексей Калинин. Второй самолет в звене шел под командованием старшего лейтенанта Федора Воробьева и штурмана лейтенанта Арсения Рыбаса. Имена других членов экипажа не известны. Необходимо отметить, что в том районе действовали и другие самолеты двух дальнебомбардировочных полков. В том числе утром из боевого вылета в этот же район не вернулся экипаж командира первой эскадрильи А. Маслова.

Самолет капитана Гастелло с задания не вернулся. Согласно рапорту Воробьева и Рыбаса бомбардировщик Гастелло был подбит и объятый пламенем совершил таран вражеской механизированной колонны. Была также получена информация о том, что крестьяне из деревни Дешканы похоронили останки членов экипажа, совершившего таран.

Легенда о Гастелло родилась 5 июля 1941 г., когда в советской прессе впервые была изложена официальная версия событий. 25 июля Гастелло был представлен к посмертному награждению званием Героя Советского Союза. Уже на следующий день капитану было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением Золотой Звезды и Ордена Ленина.

Первый таран наземной цели в первый же день Великой Отечественной войны - 22 июня, был совершен советским летчиком П. С. Чиркиным, но именно подвиг Гастелло стал известен всему Советскому Союзу и нашел широкое отражение и в народной памяти, и в искусстве. Летчики, совершившие «огненные тараны» - тараны на уже поврежденных машинах, получали название «гастелловцы». Всего, по данным большинства источников, за время войны советскими летчиками было совершено 605 таранов наземных целей.

Другие члены экипажа Гастелло, к сожалению, были забыты историей на длительный промежуток времени. Это послужило причиной распространения версии о том, что Гастелло в одиночку совершил таран на истребителе. Так этот подвиг изображался в ряде произведений, например - в пьесе «Гастелло» И. В. Штока. Только в 1958 г. Н. Г. Скоробогатого, А. А. Калинина и А. А. Бурденюка посмертно наградили орденами Отечественной войны I Степени.

Самому Гастелло было поставлено несколько памятников. На здании московской школы, где он учился, установили мемориальную доску. Именем капитана Гастелло назывались заводы и фабрики, колхозы и совхозы, улицы и пионерские дружины, шахта №30 в городе Пермской области и теплоход. Его навечно занесли в список личного состава одного из авиационных полков.

Конец легенды?

В 1951 г. была проведена эксгумация предполагаемого погребения Николая Гастелло, и там были обнаружены останки и личные вещи Александра Спиридоновича Маслова и стрелка-радиста из экипажа Маслова - Григория Васильевича Реутова. Эту информацию было решено скрыть. На месте катастрофы был сооружен монумент, посвященный подвигу Гастелло.

Когда началась эпоха гласности, информация о найденных останках экипажа Маслова стала достоянием общественности. Возникла версия, что на самом деле таран был совершен самолетом Маслова. В 1996 г. Маслову и членам его экипажа было присвоено звание Героя Российской Федерации. Расположение обломков самолета в стороне от шоссе послужило причиной появления слухов о том, что самолет таранил не автоколонну, а зенитную батарею или, возможно, все-таки колонну, но заправлявшуюся в стороне от дороги.

С версией о том, что таран был совершен экипажем Маслова, не согласен ряд исследователей, включая сына Николя Гастелло, полковника в отставке Виктора Гастелло. Они полагают, что именно то, что останки экипажа Маслова сохранились, исключает версию тарана или, по крайней мере, свидетельствует о том, что Маслов промахнулся. Кроме того, звено Маслова вело бой в этих местах несколькими часами ранее, а, следовательно, его таран не мог быть отражен в рапорте Воробьева и Рыбаса. Есть сведения о том, что советское командование послало на следующий день на место происшествия самолет-разведчик, который сфотографировал воронку от взрыва, окруженную сгоревшей вражеской техникой. Впрочем, согласно другим показаниям этот взрыв мог быть произведен бомбами, сброшенными с самолета непосредственно перед столкновением.

Возникло предположение, что на самом деле самолет Гастелло разбился в болоте около села Мацки в том же районе. Крестьяне, осматривавшие место падения, сообщили, что там было найдено обгорелое тело летчика, при котором обнаружили обрывок письма, адресованного Скоробогатой, вероятно, жене лейтенанта Скоробогатого. Там же находился медальон с инициалами А. А. К. Такие инициалы имел один из членов экипажа Гастелло - Алексей Александрович Калинин.

Еще одним косвенным свидетельством того, что в болото упал именно самолет Гастелло, служит обнаруженная там же бирка от двигателя М-87Б с выбитым серийным номером №87844. Эту версию отстаивал исследователь Эдуард Харитонов. Более того, основываясь на свидетельских показаниях, что из самолета перед его падением выпрыгнул один из летчиков, которого, по-видимому, схватили немцы, исследователь предположил, что это якобы мог быть сам капитан Гастелло. Остается загадкой, однако, из какого самолета выпрыгнул летчик: из погибшего у шоссе Молодчено - Радошковичи или из упавшего у деревни Мацки?

В этот же трагический день из боя не вернулось 15 самолетов, действовавших в районе Реутово. Упавший в болото самолет теоретически мог быть почти любым из них. Ряд историков выражает серьезные сомнения в том, что настоящий обрывок письма мог сохраниться в условиях болота. Непонятно также и кто, когда и как проводил экспертизу медальона, на котором прочли инициалы А. А. К. Что же касается бирки от двигателя, то, если это свидетельство соответствует действительности, оно показывает лишь то, что над болотом пролетал поврежденный самолет Гастелло, а не то, что он там разбился.

Погибший у деревни Мацки самолет, кому бы он ни принадлежал, по показаниям свидетелей событий действовал геройски. По рассказам очевидцев экипаж уже загоревшегося самолета продолжал обстреливать из пулеметов немецкие автомашины. Было выведено из строя 12 машин, включая штабной автобус. Кроме того, в момент падения самолет летел в сторону деревни Мацки, где концентрировались немецкие войска. Это заставляет предположить, что он шел на таран.

Обе версии гибели Гастелло - и классическая, и альтернативная, говорят о героической гибели самолета под его командованием. Вероятно, не столь уж важны подробности самых последних минут его жизни, главное, что его подвиг останется в веках.

Великая Отечественная война требовала от населения мужества и неописуемых жертв, на которые приходилось идти простому народу. Именно в эти тяжелые годы народ Советского Союза проявил храбрость и способность к самопожертвованию ради всеобщего блага – независимости Родины и уничтожения фашизма.

Ни техническое превосходство, ни тактика и стратегия ведения боевых действий не привела бы народ к Великой Победе, если бы не ежедневные подвиги отдельно взятых людей. Тысячи военнослужащих, независимо от национальности, пола, возраста и звания, восславили свои фамилии и весь народ СССР, а потомки увековечили героев.

Детство и юность

Николай Францевич Гастелло рожден в Москве 6 мая 1908 года (согласно некоторым источникам – в 1907 г.). Родители будущего героя принадлежали к рабочему классу. Отец Франц Павлович был родом из Белорусского села Плужыны, а фамилия его звучала как Гастылло. В 1900 г. мужчина покинул родную деревню и отправился в поисках работы в столицу, где и остался. В Москве-то Франца и переименовали в более привычное слуху Гастелло. Франц Павлович устроился рабочим-литейщиком на железную дорогу. В Москве Франц Павлович встретился с будущей супругой Анастасией Семеновной, работавшей швеей.


Николай стал первенцем в семействе Гастелло, а спустя пять лет появился его брат Виктор. Жили Франц с Анастасией и детьми в бараке на востоке Москвы. В шесть лет мальчик поступил на обучение в училище для мальчиков имени , где учился только два года. Голод 1918 г. стал причиной эвакуации Николая с другими школьниками в Приволжье, где он провел один год. Вернувшись в столицу, мальчик учился еще два года, а затем отправился осваивать профессию столяра в качестве подмастерья.


В 1924 г. семья покинула столицу. В Муроме 16-летний Николай и его отец устроились работать на завод «Муромтепловоз». Николай совмещал работу слесаря на заводе с учебой в городской школе №33. В 20 лет молодой человек вступил в ряды Коммунистической партии. В 1930 году семья вернулась в столицу, где юноша работал на машиностроительном заводе.

Военная служба

При специальном наборе Николая призвали в состав Красной Армии в 1932 году. В Луганске (Украина) молодой человек осваивал военную авиацию. А в конце 1933 года Гастелло уже в качестве летчика отправился в авиационную бригаду, местом дислокации которой являлся Ростов-на-Дону. За пять лет службы (период с 1933 по 1938 год) с должности второго пилота бомбардировщика перешел в командира корабля, самостоятельно управляющего самолетом.


В 1938 году прошла реорганизация подразделения, где служил Николай, в результате чего он перешел в первую тяжелобомбардировочную авиационную бригаду. Благодаря храбрости и верности советскому народу Николай уже спустя полтора года занял должность командира первичного тактического подразделения, а еще через год – замкомандира эскадрильи.

В 1939 году Гастелло участвовал в локальном необъявленном военном конфликте на границе СССР и Монгольской Народной Республики с Японией. Второй войной на счету Николая Францевича стала Советско-Финская в 1939-1940 годах. В июне 1940-го летчик участвовал в Бессарабской операции, в результате которой Бессарабия, Северная Буковина и область Герца вошли в состав Советского Союза. Операция длилась всего шесть дней, после чего Румыния приняла условия СССР.


Осенью 1940 года место дислокации части, где служил Николай, перенесли в Псковскую область – ближе к европейской границе Советского Союза, а затем под Смоленск, где Гастелло получил чин капитана. Весной 1941 года, накануне нападения Германии на Советский Союз, Николай прошел курсы переподготовки и освоил новую боевую машину – двухмоторный бомбардировщик Ильюшина.

Биография знаменитого героя СССР содержит интересный факт: 24 июня 1941 года Николай совершил свой первый подвиг, который тогда, правда, остался незамеченным. Молодой человек с помощью стрелковой турели сбил фашистский бомбардировщик «Люфтваффе» под шквальным огнем крупнокалиберного пулемета. Во время ведения боевых действий Гастелло показал себя мужественным, храбрым военнослужащим, способным быстро принимать стратегически важные решения.

Личная жизнь

О личной жизни летчика Николая Гастелло сведений практически не осталось. Известно, что Николай был женат. У Николая Францевича с Анной Петровной родились двое сыновей, которые так и не дождались отца с войны, но навсегда сохранили семейную память о герое.


До войны в свободное от работы и учебы время Николай занимался спортом (особенно любил футбол и лыжи) и прыгал с парашютом.

Смерть Николая Гастелло

26 июня 1941 года, в четвертый день Великой Отечественной войны, с советского аэродрома поднялся в воздух самолёт ДБ-3ф, на борту которого находился экипаж в составе четырех человек. Экипажем из штурмана А.А. Бурденюка, лейтенанта Г.Н. Скоробогатого и стрелка-радиста А.А. Калинина командовал капитан Николай Францевич Гастелло. Экипаж машины получил задание нанести авиаудар по колонне немецкой военной техники, которая двигалась по дороге Молодечно - Радошковичи.


В операции участвовало и второе звено, экипажем которого командовал Ф. Воробьев. Имена всех членов экипажа не сохранились в истории, но известно, что в кабине самолета находился также штурман А. Рыбас.

В процессе выполнения операции немецкая артиллерия открыла огонь по советским бомбардировщикам, в результате чего самолет Гастелло был подбит.


В результате повреждения вражеским снарядом топливного бака самолета произошло возгорание. 33-летний Николай Гастелло имел возможность спастись путем катапультирования, но принял решение идти на таран. Горящий самолет, врезавшись в колонну вражеской техники, сорвал спецоперацию фашистов ценой собственной жизни. В результате все члены экипажа героически погибли.

С наступлением ночи жители окрестных белорусских деревень собрали тела погибших героев, обернули их парашютом и похоронили. В тот же день командир второго звена Воробьев, совместно с Рыбасом подали рапорт, где описали обстоятельства гибели Николая Францевича Гастелло.

Память

Учитывая тяжелые потери, которые нес Советский Союз, каждый успех отдельно взятого подразделения предавался огласке в средствах массовой информации. Спустя неделю после гибели Николая информация о нем появилась в Совинформбюро, а еще через пять дней вышла заметка в газете «Правда». А 26 июля 1941 года Николай Францевич Гастелло получил звание Героя Советского Союза посмертно за совершенный им огненный таран. С тех пор обо всех летчиках, совершавших таран (а было их около 60 за годы Великой Отечественной войны), говорили, что они повторили подвиг Гастелло.


С тех пор именем Николая Францевича назван ряд населенных пунктов и географических объектов на территории СССР, на основе подвига Гастелло написаны литературные произведения и сняты фильмы.

По территории бывшего Советского Союза установлены 13 памятников капитану Гастелло, а на здании гимназии, в которой учился летчик, разместили мемориальную доску в память Николая Францевича с его фото.

Уже в 1990-х годах некие политические силы подвергли критике подвиг Гастелло. Поначалу выдвинули версию о том, что Гастелло – не герой, а трус, катапультировался и попал в немецкий плен, а вражескую колону протаранил летчик Маслов.

Эта версия подверглась критике, поскольку правительство фашистской Германии вряд ли умолчало бы о таком военнопленном, пока в СССР трубили о героической гибели летчика, а никакой официальной информации о пленном в архивах не найдено.

Следующая версия гласит, что Гастелло вместе с экипажем разбился в болоте неподалеку от места трагедии, как и Маслов со своим экипажем, а никакого огненного тарана не было вовсе. Однако и сегодня Николай Францевич Гастелло остается героем, огненный таран – его подвигом, а последователи зовутся гастелловцами.

Николай Францевич Гастелло, подвиг которого будет описан в данной статье, родился в 1907 году в городе Москва, а погиб в 1941-м. В данном обзоре будет сделана попытка кратко рассказать о самых значимых моментах жизни советского героя.

Кем были родители известного летчика?

Был советским военным летчиком, участником трех битв, командиром второй эскадрильи. Погиб в момент военного вылета. Гастелло - Данное звание присуждено Николаю Францевичу посмертно.

Кем были родители Гастелло, настоящего героя? Отца Николая звали Франц Павлович Гастелло. Он был русский немец. Родился в деревне Плужины. Когда начался 1900 год, прибыл искать работу в Москву, где стал трудиться на Казанской железной дороге в литейных мастерских. Мать Николая звали Анастасия Семеновна Кутузова. Она была русского происхождения, работала белошвейкой.

Так почему же Николай Гастелло подвиг совершил? Может, ответ в его биографии? Следует кратко рассмотреть жизненный путь Николая.

Юность Гастелло

С 1914 по 1918 год Николай обучался в третьем Сокольническом городском мужском училище имени А. С. Пушкина. Страшный голод 1918 года вынудил родителей на время переправить его из Москвы, поэтому вместе с группой школьников-москвичей он был отправлен в Башкирию.

В 1919 году Николай вернулся назад в Москву, где опять поступил в школу. Работать Николай принялся в 1923 году, стал учеником столяра. Позже, в 1924 году, семейство Гастелло переехало в город Муром, где молодой Николай стал слесарем на паровозостроительном заводе им. Дзержинского, на котором трудился также и его отец. Параллельно с работой он окончил школу (в сегодняшнее время школа существует под номером 33). В 1928 году поступил в ВКП. В 1930-м члены семьи Гастелло снова вернулись в Москву, и Николай начал трудиться в первом государственном машиностроительном заводе им. 1-го Мая. Николай проживал в поселке Хлебниково с 1930 по 1932 год.

Служба в Красной Армии

В 1932 году, в мае, по особому набору Николай был призван в Красную армию. И вследствие этого был направлен на обучение в авиационную школу летчиков в городе Луганск. Обучение проходило с мая 1932 по декабрь 1933 года.

Служил он в восемьдесят второй тяжелобомбардировочной эскадрилье двадцать первой тяжелобомбардировочной авиационной бригады, база которой была в городе Ростов-на-Дону, по 1938 год. Там он начал летать летчиком с правой стороны на тяжелом третьем бомбардировщике. А в 1934 году (с ноября) Николай уже самостоятельно управлял самолетом. Мог ли он подумать, что его в будущем совершенный подвиг - подвиг летчика Гастелло - навсегда останется в истории России?

Первые сражения Гастелло

Вследствие перестройки части, в 1938 году, Николай попал в первый тяжелобомбардировочный авиаполк. В 1939-м, в мае, он стал командиром, а примерно спустя год - заместителем командира эскадрильи. Принимал участие в сражениях на Халхин-Голе, вместе со сто пятидесятым быстрым бомбардировочным авиационным полком, которому была подчинена эскадрилья первого ТБАП. Также был участником в советской финской битве и принимал участие в процедуре по присоединению Бессарабии и Северной Буковины к Советскому Союзу с июня по июль 1940 года. Ближе к зиме этого же года авиационная часть переберется в Великие Луки, к западным границам, а потом в авиагородок близ Смоленска. А в 1940 году Николай был удостоен звания капитана. В 1941 году, весной, Николай прошел надлежащую переподготовку и получил в распоряжение самолет ДБ-3Ф. Тогда он был командиром четвертой эскадрильи двести седьмого дальнебомбардировочного авиационного полка.

Подвиг Гастелло совершил после повышения, будучи уже командиром второй эскадрильи этой же части.

Крушение

В 1941 году, а именно 26 июня, во главе с капитаном Николаем Францевичем в составе с лейтенантом Г. Н. Скоробогатым, А. А. Бурденюком и со А. А. Калинином на самолете ДБ-3Ф был совершен вылет для того, чтобы произвести бомбовый удар по немецкой механизированной веренице на пути Молодечно -Радошковичи. Вылет состоялся вместе со звеном из 2-х бомбардировщиков. Огнем зенитной артиллерии машина Николая Францевича была подстрелена.

Неприятельский снаряд нанес повреждение топливному баку. Николай устремил горящий самолет в центр механизированной колонны противника. Подвиг Гастелло (кратко) заключался в проведении огненного тарана. Все члены экипажа погибли.

По словам Воробьева и Рыбаса

26 июня 1941 года вылетел состав во главе с капитаном Николаем Францевичем Гастелло. Вместе с двумя тяжелыми бомбардировщиками ДБ-3Ф. Вторым самолетом управлял старший лейтенант Ф. Воробьев, в роли штурмана с ним полетел лейтенант Анатолий Рыбас. Как звали еще 2-х членов экипажа Воробьева, неизвестно. В момент атаки сосредоточения немецкой техники самолет Гастелло был подстрелен. Со слов Воробьева и Рыбаса, горящая машина Гастелло произвела таран механизированной колонны техники противника. Ночью крестьяне из близко находящейся деревни Декшняны вытащили мертвые тела летчиков из самолета, обернули трупы в парашюты и захоронили их около места крушения бомбардировщика.

Узнали все

В скором времени подвиг Гастелло получил широкое освещение в прессе. В 1941 году, 5 июля, вечером в сводке Советского информбюро первый раз было упомянуто о поступке Николая. Обозреватели П. Павленко, П. Крылов написали в кратчайшие сроки статью «Капитан Гастелло», которая была выпущена в газете под названием «Правда» утром 10 июля.

На рассвете 6 июля на различных площадках фронта летчики встретились у репродукторов. Информацию передавала московская радиостанция, голос диктора казался очень знакомым - тотчас всплыло воспоминание о доме, Москве. Диктор прочитал короткую информацию о том, какой подвиг совершил Гастелло. Множество людей на различных участках фронта повторили за диктором имя героя - капитана Гастелло.

Воспоминания

Еще задолго до войны, когда Гастелло совместно с отцом трудился на московском заводе, о Николае рассказывали, что, куда бы его не назначали, на какую бы работу не отправляли, повсюду он подавал пример и был образцом трудолюбия, стойкости и преданности делу. Это был человек, накапливавший силы на крупное дело.

Когда он стал боевым летчиком, это немедленно же оправдалось. Он не был знаменитостью, но стремительно шагал к популярности. Подвиг Гастелло, как вспоминали потом, должен был совершить. Почему? Да потому что человек он был такой! Каждый его день проходил в стремлении сделать что-то для своей Родины, каждый день службы был подвигом.

В 1939 году он бомбил белофинские военные заводы, доты и мосты, в Бессарабии выкидывал наши парашютные десанты, которые должны были воспрепятствовать разграблению государства. В дни Великой Отечественной войны Николай Францевич - главнокомандующий своей эскадрильей -- крушил фашистские танковые колонны, разбивал в пух и прах боевые объекты, в щепку сокрушал мосты. Уже тогда о капитане Гастелло распространялась известность в летных частях.

Поступок, ставший историческим

Финальный подвиг Гастелло не позабудется никогда в жизни. 3 июля под своим командованием капитан Николай Францевич воевал в воздухе. Отдаленно, внизу, на земле, тоже шло сражение. Моторизованные части неприятеля пробивались на советскую территорию. Удары нашей артиллерии и авиации удерживали и стопорили их ход. Выполняя свой бой, Гастелло не выпускал из виду и бой наземный.

В ходе битвы снаряд противника разносит бензобак его самолета. Самолет загорелся. Ситуация, по сути, безвыходная.

Капитан Гастелло не бросает пылающую машину. Вниз, к земле, к противникам летит, как огненная комета, его самолета. Огонь уже около летчика. Но земля уже близко. Глазам Гастелло горячо от пламени, но он не закрывает их, а опаленные руки по-прежнему тверды. Погибающий самолет еще повинуется рукам умирающего пилота.

Самолет Гастелло вклинивается в скопление цистерн и машин, и громоподобный взрыв с продолжительными раскатами сотрясает воздух битвы: взрываются цистерны противника. Таким образом завершается его жизнь - не позорным пленом, не крушением, а подвигом!

Дата, вошедшая в историю

Мы всегда помнили и будем помнить, как звали героя - капитан Николай Гастелло. Подвиг, который он совершил, лишил его семью сына и мужа, но подарил Родине героя и шанс победить.

В памяти навечно останется поступок человека, который принял свою смерть, сделав ее смертоносным оружием. Это событие произошло 3 июля, хотя утверждать об этом безоговорочно нельзя. Но именно 3 июля - дата, указанная в статье «Капитан Гастелло». Скорее всего, это число было названо в сообщении Совинформбюро, которое транслировалось 5 июля из репродукторов. Стоит отметить, что статья в «Правде» получила широкий резонанс, а подвиг Гастелло часто использовался в качестве примера в советской пропаганде. Николай стал одним из немногих главных и знаменитых образцов доблести. Его подвиг навсегда остался в анналах Великой Отечественной войны, а также широко использовался в качестве примера при проведении военно-патриотической пропаганды с целью формирования мировоззрения молодежи, причем как в период самой битвы с фашистскими захватчиками, так и в послевоенное время, вплоть до развала СССР.

Звание, полученное посмертно

В конце июля 1942 года командиру двести седьмого дальнебомбардировочного авиационного полка было присвоено звание Герой Советского Союза. Посмертно, к сожалению Н. Ф. Гастелло, подвиг которого будет жить в веках, был представлен к такому званию.

Указом министра обороны Советского Союза капитан Николай Францевич навсегда включен в список одного из авиационных полков. Долгое время это событие было засекречено. Поэтому и экипаж, в состав которого входили Скоробогатый Г. Н., Калинин А. А., Бурденюк А. А., долгий период времени находился в тени своего знаменитого капитана. Но все-таки награды был удостоен не только Н. Гастелло. Подвиг был совершен и его командой. В 1958 году все погибшие члены экипажа были удостоены орденов Отечественной войны I степени. Посмертно.

«Гастелловцы» - летчики совершившие «огненный таран»

Стараниями советской пропаганды подвиг Николая Гастелло стал одним из самых прославленных в истории Великой Отечественной битвы, а фамилия героя - знаменитой. «Гастелловцами» стали нарекать тех летчиков, кто повторил подвиг Николая. Так кто повторил подвиг Гастелло?

В общей сложности за момент войны 1941-1945 гг. было произведено пятьсот девяносто пять «классических» воздушных таранов, а именно самолетом самолета. Пятьсот шесть таранов самолетом наземной цели, шестнадцать морских таранов, к этому числу можно отнести и тараны морскими летчиками надводных и береговых мишеней врага, сто шестьдесят танковых таранов.

Имеются разные данные о количестве таранов

Необходимо подметить, что в источниках наблюдается определенное разночтение по поводу численности таранных атак. К примеру, в статье «Последователи Николая Гастелло» сообщается только о четырнадцати морских и лишь о пятидесяти двух танковых таранах, пятистах шести таранах самолетом наземной мишени, о шестистах атмосферных столкновениях.

А. Д. Зайцев в собственной книжке «Оружие сильных духом» описывает численность воздушных таранов в количестве больше чем шестьсот двадцать. Помимо этого, историки авиации констатируют тот факт, что: «в бумагах врага обозначено еще больше двадцати таранов, которые произвели советские летчики, повторившие подвиг Гастелло. Летчики до данного момента не идентифицированы».

Нет согласованности и в оценке численности собственно «огненных таранов». К примеру, в собственном произведении «Камикадзе: пилоты - смертники» отмечает количество таких столкновений, произведенных советскими пилотами с 1941 по 1945 год, «примерно триста пятьдесят».

В окончании этого пункта

Необходимо также заметить, что советские пилоты таранили противника много раз. Следует хотя бы примерно перечислить основные цифры, вошедшие в историческую хронику военных лет. Тридцать четыре летчика использовали воздушный таран 2 раза, 4 летчика - Николай Терехин, Леонид Хлобыстов - 3 раза, а Борис Ковзан - 4 раза. Это те, кто повторил подвиг Гастелло, поставив себе цель - любой ценой, пусть это цена - собственная жизнь, спасти Родину и подарить свободное будущее другим людям. Наш малый вклад в это - хранить память о тех, благодаря которым сейчас такая жизнь есть у нас!



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: