Производственная цепочка бумаги. Как делают тетради. Из чего делали книги и бумагу в древности

Изготовление бумаги в домашних условиях

1. Введение

Бумага своими руками... Можно ли её изготовит в домашних условиях? Этим вопросом задались авторы предлагаемого проекта. Изучив литературу по данному вопросу, мы пришли к выводу, что невозможного в этом случае не бывает. Нами было найдено два способа изготовления бумаги в домашних условиях, испробовав оба, мы несколько изменили их и предлагаем свой.

Таким образом, цель данного проекта : научиться изготавливать бумагу самостоятельно.

Задачами проекта стали:
Сбережение лесных ресурсов (как ни громко это звучит);
Научиться применять вторичное сырьё;
Развитие творческих способностей участников проекта (и их родителей).
В наши дни изделия ручной работы ценятся очень высоко, ведь они хранят тепло человеческих рук и не имеют аналогов. То же можно ска–зать и о бумаге ручного отлива: интерес к ней растет с каждым днем, так что, по прогнозам, мастерам бумажного дела скучать не придется.

2. Основная часть

2.1 Бумага из вторичного сырья.

“Рукотворная” бумага не похожа на бумагу машинной выделки, и с точки зрения технических стандартов она хуже: неравномерная по толщине, обычно менее гладкая, подчас слишком хрупкая - такая бумага отнюдь не всегда подойдет для печати. Но бумага ручного изготовления обладает одним неоспоримым достоинством, которое заставляет забыть все ее недостатки, - абсолютной эксклюзивностью. Мастера бумаги давно заметили одну закономерность: даже если при литье двух листов используются одни и те же материалы и технология изготовления остается неизменной, все равно они хоть немного, но будут отличаться друг от друга. Эффект неожиданности - вот что больше всего ценят мастера бумаги; может быть, именно он превращает изготовление бумаги из ремесла в искусство.

Ручное изготовление бумаги освоили в Китае: почти 2000 лет назад (в 153 году н. э.) некий Цай–Лунь, министр земледелия, рекомендовал своим согражданам применять для письма бумагу “ши”, изготовленную из волокон древесины растения, которое впоследствии получило название бумажного деревца. Процесс получения бумаги из этой древесины был следующим. Кору толкли в воде, чтобы отделить волокна, и выливали полученную смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на пластины из бамбука и старые тряпки. Видимо, из–за того что для сушки использовалось тряпье, китайская бумага имела одну особенность - она была настолько рыхлой, что краска на ней довольно сильно растекалась. Впрочем, впоследствии это качество китайской бумаги высоко оценили японские каллиграфы, которые использовали для своей работы именно китайскую бумагу.

В Японию секрет производства бумаги привез корейский монах в 610 году. За несколько столетий японцы модифицировали китайскую технологию и создали собственные способы производства бумаги. Китайцы выливали размоченные в воде волокна, на специальные сетчатые щиты–формы и давали воде медленно стечь, просочиться сквозь мелкие ячейки. Японцы же, напротив, энергично трясли форму, чтобы волокна хорошенько переплелись между собой. Кроме того, они стали добавлять клейкий растительный экстракт, который способствовал более плотному и прочному соединению волокон. Древние японцы ценили бумагу не только за ее практические качества, но и за красоту. Она славилась своей тонкостью, почти прозрачностью, что вовсе не лишало ее прочности. Традиционная японская бумага ручного изготовления получила название “васи”. Со временем она приобрела популярность, особенно при императорском дворе в период Хайэн (794–1185). В те времена лучшие сорта японской бумаги ценились на вес золота. Такая бумага и в современной Японии - один из наиболее популярных подарков. Однако мастера каллиграфии все же предпочитали китайскую бумагу, на которой тушь слегка расплывалась, что позволяло добиваться большей выразительности письма. Японцы долго пытались сымитировать это качество, но используемое сырье (в основном применялся тутовый луб) и японская технология не давали такого эффекта.

Интересно, что традиция производства бумаги из вторичного (уже ис–пользованного) сырья берет свое начало именно в Японии. В VIII веке после смерти императора из династии Хайэн Сэйва одна из придворных дам сделала из писем императора новые листы бумаги и написала на них буддийскую сутру, как бы прикоснувшись к его душе. Получается, что макулатуру начали применять для производства бумаги вовсе не из практических соображений, как можно подумать, а по причинам религиозным. Восстановленная бумага называлась “усудзумигами” - из–за ее голубоватого оттенка, получавшегося от остатков туши на старых рукописях. Хотя в действительности она была скорее сероватой вследствие недостатков технологии отбеливания. Но японцы и не стремились к особой белизне, считая, что сероватый цвет больше подходит для выражения их чувств к умершим. В отличие от современной европейской бумаги, которая производится из древесной пульпы с длиной волоконцев всего 2–3 мм, васи изготавливается из волокон длиной до 10 мм. Эти длинные волокна переплетаются довольно плотно, обеспечивая прочность бумаги скорее за счет физических факторов, нежели химических, как в бумаге европейской.

От китайцев секрет изготовления бумаги переняли не только японцы, но и арабы. Они и привезли его в Испанию, а уже оттуда искусство делать бумагу распространилось по всему миру. Ранние европейские бумаги делались из переработанной хлопковой и льняной ткани, поэтому стала бурно развиваться торговля ветошью и хлопковым полотном. Интересно, что по одному из предположений чума проникла в Англию из Европы как раз в старых тряпках. Вскоре, однако, этот источник получения сырья для бумаги стал недостаточным, и люди начали применять для производства бумаги новые, порой весьма экзотические материалы. Зафиксирован случай, когда в качестве сырья для упаковочной бумаги была использована... египетская мумия! Менее экстравагантные экспериментаторы пускали в дело солому, капусту, кожу животных, шерсть и даже гнезда ос! Оказывается, в слюне ос есть клей, поэтому, когда оса сгрызает молодые побеги для строительства гнезда, во рту у нее образуется клейкая масса, по составу сходная с бумагой: клетчатка древесины или соломы и клей.

В 1828 и 1861 годах выходили любопытные руководства по производству бумаги - “Manuel de papeterie” Луи Пите, к которым были приложены сотни образцов бумаги, выработанной из различных веществ, даже из кожи и торфа. Таким образом, для изготовления бумаги годятся любые растительные волокна, обладающие гибкостью, но что же все–таки отличает бумагу от других писчих материалов?

2.2. Изготовление бумаги в домашних условиях

МЕТОД I

Вам понадобится:
Большая кастрюля
Листы использованной бумаги
Миксер или кухонный комбайн
Вода
Растворимый крахмал (две чайные ложки)

Что делать:
Разорвите бумагу на мелкие кусочки (не больше, чем 2х2 см) и поместите их в кастрюлю. (Если Вы используете кухонный комбайн, просто положите в него порванную бумагу, налейте немного воды и взбивайте, пока бумага не распадется на волокна. Затем вылейте полученную массу в кастрюлю с водой и переходите к пункту 4)
Налейте в кастрюлю воды (лучше теплой). Если хотите использовать крахмал, то добавьте его в воду сейчас (две чайные ложки).
Дайте бумаге постоять минут 10, а затем взбивайте миксером до тех пор, пока волокна бумаги не разделятся и масса не станет мягкой.
Опускайте постепенно кусок марли в кастрюлю одним краем, держа ее за другой край. Полностью погрузите ее в массу, а затем осторожно выньте.
Дайте воде стечь обратно в кастрюлю
Накройте марлю промокательной бумагой и переверните, но осторожно, чтобы полученная “целлюлоза” не распалась.
Аккуратно удалите марлю и накройте оставшуюся “целлюлозу” вторым листом промокательной бумаги и прокатайте.
Высушите с помощью утюга
Аккуратно удалите промокательную бумагу. Получившийся лист не трогайте 24 часа до полного высыхания.

МЕТОД II

Вам понадобится:
Ступка и пестик
Литровая стеклянная мензурка
Горелка
Кастрюля
Кусок марли с мелкими отверстиями
Ненужная бумага
Два листа промокательной бумаги (или газета)

Что делать:
Разорвите бумагу на мелкие кусочки (не больше, чем 2х2 см) и поместите их в мензурку.
Добавьте немного воды, так чтобы она покрыла бумагу. Поместите мензурку над горелкой и нагревайте 10 минут.
Перелейте полученную массу в ступку и хорошо растолките пестиком.
Добавьте эту массу в кастрюлю с водой.

МЕТОД III

Инструменты:
Для работы потребуются специальные рамки с сеткой для процеживания жидкости. Они деревянные, размером листов A4 и A5. Для работы достаточно иметь по две каждого размера. Сетка мелкозернистая, похожа на сито, она применяется в строительстве. Сетка прикреплена к рамке небольшими гвоздиками. Верхняя рамка без сетки не обязательна, но желательна. Она дает возможность набрать больше массы и легче разровнять ее на сетке.
Также мы используем блендер и утюг для ускорения процесса (можно вполне обойтись и без них).

Материалы:
Для работы можно брать самую различную бумагу: документы, прошедшие уничтожение в специальных машинах (шредерах), старые газеты, яичные лотки, туалетную бумагу. Авторы использовали обрезки полей газет, которые не имели на себе типографской краски.
На изготовление 2-3 листов бумаги надо приблизительно 3-4 литра массы. Чем тоньше бумагу хотим получить в итоге, тем больше воды берем в начале.
Для окраски можно использовать любые краски, начиная с гуашевых.

Процесс:
1. Собранная для работы бумага рвется на мелкие кусочки, заливается водой и помещается в блендер, где измельчается до состояния однородной массы. Можно добавить краситель. Когда бумажная масса готова, она наносится на рамку с сеткой, сверху накрывается рамкой без сетки. Некоторое время нужно, чтобы дать воде стечь.
2. Снимается верхняя рамка (без сетки).
3. Переворачиваем рамку сеткой к верху и с помощью губки удаляем всю лишнюю влагу. После этого осторожно удаляем рамку с сеткой и оставляем высыхать в течении нескольких часов.
4. В конце проглаживаем получившуюся бумагу утюгом через тонкую тряпку или газету.

Из полученной бумаги можно сделать совершенно удивительные и неповторимые поделки. Мы изготовили из них муляжи для кабинета технологии.

3. Заключение

Таким образом, цель, поставленная авторами работы в самом начале, была достигнута: нами были освоены два описанных в литературе способа изготовления бумаги в домашних условиях и предложен свой метод.
Кроме того, что это занятие оказалось увлекательным, оно, безусловно, полезное. Нами было собрано 38 килограммов макулатуры: основная её часть была сдана в школьную библиотеку для последующего её обмена в пункте вторсырья на книги. Обрезанные поля собранных газет были нами использованы для изготовления бумаги. Сами изготовленные образцы мы можем представить. Поделки, изготовленные из вторсырья, мы подарили учащимся группы продлённого дня нашей школы.
Надеемся, что данная маленькая работа принесла пользу природе.
Ведь это и было главной нашей задачей.

Бумага – это материал для письма, печатания, рисования, упаковки, гигиенических нужд и т.п. Обычно бумагу делают в виде листов или рулонов. Сырьём служит целлюлоза, которую в свою очередь получают из растительного материала или вторсырья (тряпьё, макулатура).

Само слово "бумага" предположительно происходит от итальянского "bambagia", либо татарского "бумуг" - хлопок. Хотя всем известно, что изобрели бумагу китайцы. Китайские летописи приписывают это изобретение Цай Луню. Он якобы первый растолок волокна шелковичного дерева, древесную золу, пеньку и тряпки, смешал с водой и выложил на бамбуковое сито. После того, когда эта масса высохла на солнце, получились прочные листы, которые Цай Лунь выровнял под каменным прессом.

Однако археологические раскопки (1957 год) "состарили" бумагу, по меньшей мере, лет на 200-300, именно так датируются находки в одной из гробниц пещеры Баоця. Справедливости ради всё же скажем, эта пещера находится на севере того же Китая, так что археологические исследования пока никак не оспаривают приоритета китайцев в этой области. Существовала ли бумага до этого? Да, - её делали из бракованных шёлковых коконов, которые не годились на производство высококачественного прославленного китайского шёлка.

Так или иначе, постепенно, а точнее – очень постепенно, спустя несколько веков, бумага приходит в другие страны Азии, а позже и к арабам. Только в средние века она заменяет животный пергамент в Европе! И хотя спрос на неё растёт, особенно с появлением в 15-16 веках книгопечатных станков, процесс изготовления бумаги остаётся таким же примитивным. Сырьевую массу размалывают вручную деревянными молотками, а затем вычерпывают сетчатыми формами.

Наконец, в середине 17 века изобрели размалывающий аппарат – , но отлив оставался ручным. Большим недостатком такой бумаги было и то, что на ней оставались следы сетки. Приблизительно к 1770 году этот недостаток был устранён благодаря введению новой бумажной формы, это заслуга известного английского фабриканта Д. Ватмана. В его честь до сих пор так называют белую высокосортную бумагу для рисования и черчения.

Чуть позже – в 1806 году было запатентовано изобретение копировальной бумаги, в 1856 изобретён гофрированный картон, а всего через год, в 1857 появилась технология изготовления бумаги из древесины. Однако ещё раньше, в 1799году во Франции была изобретена первая бумагоделательная машина. Процесс отлива был механизирован благодаря непрерывно движущейся отливочной сетке.

Патент у автора машины Н.Л.Робера приобрели англичане, братья Фурдринье. Они усовершенствовали механизацию отлива и в 1816 году запатентовали свою машину. Уже через несколько десятков лет она превратилась в сложный непрерывно работающий полуавтоматический агрегат.

В 20-м веке производство бумаги стало крупнейшей высокомеханизированной и высокотехнологичной отраслью промышленности многих стран. Она отличается собственным производством сырья, мощными теплоэлектростанциями и с непрерывно-поточной технологией производства.

Для гигиенических целей бумага также применялась сначала лишь в Китае. Впервые о таком применении мы читаем в записках китайского чиновника и учёного Яна Житуи, датированных 589 годом. Промышленное производство туалетной бумаги началось в середине 19 века в Нью-Йорке, это были расфасованные листы, пропитанные соком алоэ. С 1884года туалетная бумага начала выпускаться в рулонах.

Среди особых видов бумаги - библьдрук (сверхлегкая офсетная бумага, которая используется для объемных словарей, библий и т.п.) и бумага для производства банкнот. Похоже, пионерами в этой области тоже были китайцы, до наших дней сохранилось китайское клише 12 века, которое применялось для такого производства.

Сегодня для изготовления бумажных денег применяют специальную высокосортную бумагу, важнейшие требования к которой: сопротивление разрыву, излому, износоустойчивость. Особое значение имеют водяные знаки, и другие методы защиты банкнот от подделки.

Для производства бумаги нужны материалы, с достаточно длинными волокнами, которые способны, смешиваясь с водой, давать однородную, пластичную массу. Сегодня в качестве полуфабрикатов для бумажного производства применяют:

Древесную целлюлозу (массу);
- целлюлозу однолетних растений (конопли, риса, соломы, тростницы, и т.п.);
- полуцеллюлозу;
- макулатуру;
- тряпичную полумассу (хлопок, идёт на лучшие сорта бумаги).

Для изготовления специальных видов бумаги могут использовать такие материалы как шерсть, асбест и др. Большую часть целлюлозных волокон для бумажного производства даёт всё же дерево. По расположению бумажной фабрики можно сразу определить, из чего делают бумагу и каково её качество.

Хвойные леса (сосна, например), дают мягкую древесину, которая идёт на изготовление немного грубой, но прочной бумаги. Из более твердой древесины широколиственных пород деревьев получают бумагу менее прочную, но более гладкую. Часто для изготовления бумаги используют смесь древесных волокон из мягкой и твёрдой древесины.

Делать бумагу из древесной целлюлозы, начинают со снятия коры с дерева. Само дальнейшее производство состоит из следующих процессов:

  1. размол, смешение компонентов бумажной массы, проклейка, наполнение, окраска;
  2. разбавление водой, очистка от загрязнений;
  3. отлив, прессование и сушка бумаги, первичная отделка;
  4. каландрирование (окончательная отделка), резка;
  5. сортировка бумаги и упаковка.
Чтобы придать бумаге гидрофобные свойства, сделав её пригодной для письма, в бумажную массу вводится канифольный клей, парафиновая эмульсия, глинозём и другие вещества, способствующие слипанию, так называемые проклейки.

Для повышения жёсткости и прочности нужно укреплять связи между волокнами, с этой целью добавляют крахмал, животный клей. Для предохранения от размокания - меламино и мочевино-формальдегидные смолы. Такие минеральные наполнители, как каолин, мел, тальк улучшают печатные свойства бумаги, её белизну, гладкость и мягкость. Также для повышения белизны и для придания бумаги цвета применяются анилиновые красители (иногда минеральные).

Для производства некоторых типов бумаги, такой как впитывающая, электроизоляционная, проклейка и наполнители не нужны. Рисовая бумага и бумага из конопляной массы белее той, что из древесной целлюлозы, и зачастую дополнительного отбеливания химическим путём не требует.

Бумага представляет собой волокнистый материал с содержанием минеральных добавок в виде листов, изготавливаемый из целлюлозы растений, а также таких видов вторичного сырья как макулатура и тряпье, основным предназначением которых является использование для письма, рисования, упаковки чего-либо и прочее.

Несмотря на то, что данный материал был изобретен более чем 2000 лет назад, в данное время он остается одним из самых распространенных и востребованных материалов, производство которого, начиная с 1803 года, осуществляется посредством специальных бумагоделательных агрегатов. Востребованность бумаги обусловливается не только ее применением для письма и печати, так как данный материал используется не только для печатания газет, журналов и книг, но и является исходным материалом для создания декоративных обоев, а также служит в качестве упаковочного материала и даже предмета туалета. При этом достойной альтернативы бумаге пока что человечеством не найдено.

Технология производства бумаги предусматривает использование в качестве исходного материала растительных веществ с достаточно длинным волокном, необходимых для образования однородной пластичной бумажной массы при смешивании с водой.

В качестве исходного сырья для изготовления бумаги могут служить такие материалы как:

  1. Целлюлоза однолетних растений (рис, конопля, тростница, солома и прочие);
  2. Целлюлоза или древесная масса;
  3. Макулатура;
  4. Полуцеллюлоза;
  5. Тряпичные отходы.

Также в качестве исходного сырья для производства специальных сортов бумаги могут быть использованы такие материалы как:

  • различные виды шерсти;
  • другие текстильные волокна;
  • асбест.

Этапы производства бумаги

Производственная технология изготовления бумаги предусматривает следующую поэтапность:

  1. Изготовление бумажной массы посредством таких методов как: размельчение и смешение всех составляющих, проклеивание наполнение и окраска бумажной массы;
  2. Обработка бумажного сырья на бумагоделательном агрегате посредством таких процедур как: разведение бумажной массы водой с последующей очисткой от различных инородных примесей, слив, прессование и сушка сырья, а также его первичная отделка;
  3. Окончательная отделка сырья посредством каландрирования и резки;
  4. Сортировка и упаковка готовой продукции.

Размол волокон до необходимых размеров и придание им требуемых физических свойств осуществляется посредством таких агрегатов непрерывного и периодического действия как:

  • конические и дисковые мельницы;
  • роллы;
  • рафинеры и прочее.

Для придания бумаге гидрофобных свойств делающих ее пригодной для письма, в состав бумажной массы вводят такие вещества, способствующие слипанию или проклейке, как:

  • парафиновая эмульсия;
  • канифольный клей;
  • глинозем и прочее.

Для повышения уровня прочности бумаги к механическим воздействиям, а также жесткости, в бумажную массу вводят такие вещества:

  • животный клей;
  • крахмал.

Улучшение уровня прочности бумаги во влажном состоянии обеспечивается за счет введения в состав бумажной массы мочевинных и меламино–формальдегидных смол.

Для повышения таких качеств бумаги как: гладкость, белизна, мягкость и непрозрачность, делающих бумагу пригодной для печати, в бумажную массу добавляют такие минеральные наполнители:

  • тальк;
  • каолин;
  • анилиновые и в некоторых случаях минеральные красители.

Бумага, изготовленная из риса или конопля, обладает более высоким уровнем белизны, чем ее аналог, изготовленный из древесной целлюлозы, поэтому данный материал не нуждается в дополнительном химическом отбеливание волокон.

Подготовленная бумажная смесь с уровнем концентрации в пределах от 2,5 до 3,5% подается из подготовительного отсека посредством специального насоса в мешательный бассейн с последующей подачей на бумагоделательный агрегат. На промежуточном этапе бумажная масса разбавляется оборотной водой до уровня концентрации максимум 0,7% и фильтруется через такие очистительные устройства как: центробежные и вихревые очистители, узлоловители и песочницы.

Состав оборудования для производства бумаги

В данное время самым широковостребованным и распространенным считается так называемый «столовый» бумагоделательный агрегат, оснащенный плоской сеткой и состоящий из таких частей как: сеточная, прессовая, сушильная, а также накат и каландр.

Изготовление бумаги выглядит следующим образом: бумажная смесь непрерывным потоком подается на замкнутую в кольцо, постоянно движущуюся сетку бумагоделательного агрегата посредством которой и выполняется отлив, обезвоживание и уплотнение бумажного полотна с его последующим обезвоживанием и уплотнением в образуемой несколькими вальцовыми прессами, прессовой части агрегата, с помощью которых бумажное полотно транспортируется цельным сукном на протяжении всего процесса изготовления, выполняющим функцию эластичной прокладки.

Окончательное удаление воды из материала выполняется в специальной сушильной части агрегата, где оно попеременно соприкасается своими поверхностями с поверхностями специально обогреваемых изнутри паром сушильных цилиндров, стоящих в шахматном порядке на двух уровнях. Гладкость поверхности готовой бумаги обеспечивается за счет того, что во время прохождения через сушильные цилиндры она соприкасается с их поверхностью как верхними, так и нижними сукнами. Изготавливаемое бумажное полотно формируется в рулоны на накате, который представляет собой оснащенный прижимным валиком принудительно вращаемый цилиндр. После чего бумага обрабатывается в суперкаландре, представляющем собой батарею из 8ми вертикально стоящих цилиндров, основным предназначением которого является придание бумажному полотну большего уровня гладкости посредством выравнивания и уплотнения полотна по всей длине.

Технология производства бумаги, видео:

Бумага - это одно из самых важных изобретений человека, позволяющая качественно обмениваться информацией. Ее используют в различных отраслях народного хозяйства.

Особое внимание при этом следует уделить школьным тетрадям, которые являются необходимым элементом при обучении каждого человека. Узнать, как правильно выбрать эту продукцию можно на сайте www.masteroffice.com.ua/tetradi-shkolnye/ .

Получение бумаги

Бумага - это основной компонент любой тетради. Поэтому начинается производство таких изделий именно с получения качественных заготовок. Этот процесс можно описать такими последовательными шагами:

  • измельчение древесины. Для таких целей используют только дерево без коры. Поэтому предварительно со стволов ее удаляют. После этого специальные механизмы измельчают материал;
  • варка. Бумага для тетрадей отличается высоким качеством. Чтобы получить такую целлюлозу, дерево поддают воздействию различных химических веществ. Перед этим измельченный материал тщательно сортируется и перебирается. После этого осуществляется варка целлюлозы в различных кислотах;
  • приготовление. Когда все компоненты подготовлены, в них добавляют несколько видов клея и различных смол. Чтобы придать бумаге белый цвет, в раствор также добавляют каолин. После этого смесь подается на специальные станки, где она сушиться и отжимается. Формирование бумаги осуществляется специальными прокаточными машинами.

Технология изготовления

Тетради представляют собой небольшое подобие книги, только с небольшим количеством листов. Сегодня на рынке представлено множество разновидностей такой продукции. Но вся она изготавливается по примерно одной и той же технологии. Этот процесс можно разбить на несколько шагов:

  • печать. Данный этап предполагает использование специальных печатных машин. Обратите внимание, что здесь важно не только напечатать внутренние листы, но и предварительно разработать дизайн обложки. Поэтому этому шагу уделяют большое внимание. Все операции производятся отдельно на больших листах. После печати они разрезаются на определенные заготовки;
  • скрепление. Этот процесс может осуществляться согласно различным технологиям. Самым простым вариантом является скрепление листов с помощью скрепок. Машина просто пробивает стопку бумаги и загибает проволоку. Но сегодня очень часто грубые тетради прошивают своеобразными пружинами.

Изготовление тетрадей - это сложный и длительный процесс, требующий наличия специального оборудования и навыков работы с ним.

В Китае в 105 году нашей эры, однако в середине ХХ века обнаружили более древние гробницы, где нашлись небольшие обрывки.

В те давние времена её делали из шелка, пуская на производство отбракованные коконы тутового шелкопряда. Сейчас такие дорогие материалы, конечно, не используют – годится все, что содержит длинные волокна, а это целлюлоза, тряпье, уже использованная бумага, некоторые виды текстиля. Смешиваясь с водой, они образуют пластичную массу – сырье.

История развития технологии создания бумаги

Итак, первый этап создания бумаги – это подготовка бумажной массы. У изобретателя технологии Цай Луня это была смесь шелковых волокон, золы, пеньки и тряпок, тщательно растолченная и смешанная с водой. Её он выложил на форму и высушил на . Долгое время такой ручной способ производства оставался единственным – менялись только ингредиенты.

В XVII веке изобрели ролл – механизм, который размалывал сырье автоматически и потому мог производить намного больше бумажной массы. Но сами листы формировали все равно вручную, зачерпывая формами, поэтому объемы получаемой продукции оставались все равно низкими.

Наконец, в самом конце XVIII века, в 1799 году, во Франции догадались, как сделать отлив бумаги автоматическим – Н. Робер применил для этих целей движущуюся сетку. Еще через семь лет в Англии запатентовали полноценную бумагоделательную машину. С этого времени масштабы производства заметно увеличились.

Этапы производства бумаги

Как и много веков назад, производство бумаги начинается с

1) Приготовление бумажной массы.

Сюда входит не только размол компонентов ролами (рафинерами, мельницами) и их смешивание. В современную бумагу для улучшения её свойств добавляют множество вспомогательных веществ.


Происходит так называемая проклейка – добавляются средства для того, чтоб волокна лучше слипались, а сама бумага не так боялась воды. Это глинозем, канифольный клей, парафиновая эмульсия.

Чтобы увеличилась жесткость, в массу вводят крахмал, формальдегидные смолы, животный клей. Минеральные наполнители вроде мела или талька помогают сделать бумагу более гладкой. Анилиновые красители прибавляются для отбеливания. Состав и количество дополнительных присадок определяется тем, для каких целей будет использоваться конечный продукт.

2) Выработка бумажной массы.

Когда бумажная масса готова, её нужно очистить от загрязнений и разбавить водой. С этим справляется специальное оборудование - очистители вихревые и центробежные, песочница. Из подготовительного отдела насос закачивает её в мешательный бассейн, и уже оттуда она поступит в бумагоделательную машину.

Сырьевая масса льется непрерывным потоком на сетку. В этой части машины полотно отливается, обезвоживается и начинает уплотняться. Но воды еще очень много, она продолжает удаляться в прессовой части.

Окончательно жидкость исчезает из листов в сушильной части, испаряясь, когда полотно прижимается к нагретым цилиндрам. После этого она поступает на механизмы наката, где сматывается в огромные рулоны. Бумага готова к следующей стадии.

3) Окончательная обработка.

Полученное бумажное полотно еще не совсем однородно по толщине. Чтобы выровнять его, сделать более гладким и плотным, его пропускают через каланды, то есть металлические валы. Вот теперь бумагу можно сортировать, резать и упаковывать – она полностью готова.


Вот так истолченная древесная кора, обрезки и опилки дерева, обрывки бумаги, тряпки и солома – вещи не самые красивые и выглядящие, прямо скажем, не слишком эстетично, передаваясь от одного цеха к другому, от узла к узлу, от машины к машине, превращаются в гладкие белые листы.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: