Сура читающая в пятницу. Дуа и деяния в ночь с четверга на пятницу. Напоминание о Конце

На странице: 16 32 64 100

Сортировка: По умолчанию Наименование (А -> Я) Наименование (Я -> А) Цена (по возрастанию) Цена (по убыванию) Рейтинг (по убыванию) Рейтинг (по возрастанию) Модель (А -> Я) Модель (Я -> А)

Показано с 1 по 1 из 1 (всего 1 страниц)

Тюбетейка может многое рассказать о владельце, например: определить откуда ее владелец родом и чем занимается, нужно всего лишь прочитать узор и распознать форму тюбетейки. Есть много разновидностей тюбетеек: тюбетейки татарские, тюбетейки таджикские, тюбетейки узбекские и другие. Они отличаются друг от друга не только орнаментом, но высотой, составом, качеством материала и качеством изготовления. Тюбетейки появились в Средней Азии задолго до возникновения там исламской религии. К примеру, на бадахшанских тюбетейках раньше вышивали символ древних ариев.

Само название - Тюбетейка произошло от тюрского слова "тюбе", что означает верхушка. Родина тюбетейки подлинно не известна. Некоторые ученые происхождение тюбетейки связывают с подшлемниками древних войнов, которые они надевали, чтобы избежать прямого соприкосновение металического шлема с головой, так сказать для смягчения возможных ударов. В России тюбетейка появилась в следствии монголо-татарского влияния.

Какую практичную функцию несет в себе тюбетейка? Известно, что климат в Средней Азии довольно жаркий и тюбетейки из хлопчатобумажной ткани замечательно защищают голову от солнца, и эта функция была единственной до того времени, когда в Средней Азии наступило время ислама, и именно тогда предназначение тюбетейки немного изменилось. Теперь, по священному писанию, мусульманину стало запрещаться появление в общественных местах без тюбетейки. Таким образом, она превратилась в часть мужского религиозного костюма. Поэтому если спросить старцев "Зачем носить тюбетейку", то можно услышать от них ответ: "Чтобы шайтан в голову не залез". Орнамент отличается многообразием, а также служит своеобразным выражением местного колорита, рисунок на рюбетейке часто может рассказать историю определенного времени.

Тюбетейки надевали и примеряли многие Российские политические деятели среди них: Сталин, Ельцин, Путин и Медведев. Посмотрите фотографии на которых главы России сфотографированы в тюбетейках на голове.

Головной убор, раньше, указывал на статус и принадлежность к определенным слоям общества. Например, золотошвейные тюбетейки носили только лишь представители аристократического сословия, а также люди, удостоенные такого подарка. Также, отличался узор, который вышивался по-своему в различных местностях. До сих пор памирские мастерицы, используют арийскую символику. По сочетанию зеленого, красного, белого и синего цветов в геометрическом орнаменте можно узнат бадахшанские тюбетейки. На севере Таджикистана тюбетейки отличаются квадратной формой и являются золотошвейными, обычно на них вышивают птиц, чаще сказочных. А в соседних с Таджикистаном странах самым популярным является белый миндаль, вышитый на черной тюбетейке. Татарские тюбетейки чаще всего делают из бархатной ткани.

Не все мусульмане носят тюбетейки, но бывают моменты когда она для истинно верующего человека является обязательной, например: на похоронах, во время молитвы в мечети и дома, в дни священных праздников. Этот мусульманский головной убор могут носить как мужчины так и женщины.

На протяжении многих веков казахский национальный костюм отличался простотой, удобством и некоторыми чертами, присущими исключительно ему. Сегодня мы познакомимся с ним поближе.

Общая характеристика

Для населения всех слоев была характерна общность формы и кроя наряда. К примеру, верхняя мужская одежда выглядела практически так же, как женская. Отличить дамский костюм от мужского можно было разве что по расцветке и отдельным незначительным элементам. Идентифицировать социальное положение и возраст владельца одежды удавалось лишь по некоторым деталям. В данной статье будет приведено описание казахского национального костюма с рассмотрением его отдельных составляющих.

Казахи всегда высоко ценили кожу и мех животных. Шуба из шкуры называлась тоном, а из меха - шашем. Шубу из енота называли жанат тон, из лисицы - кара тулки тон, из верблюжонка - бота тон, и так далее. Бобровую шапку назвали камшат борык. Довольно много разновидностей одежды казахи шили из войлока. Его, как правило, производили из белой шерсти. Больше всего ценился пух с шеи овцы.

Вместе с материалами, которые ткали на примитивных домашних станках, в обиход вошли шелковые, шерстяные и хлопчатобумажные полотна, привезенные из-за границы. Их в основном покупали феодалы. Простые же люди довольствовались кожаными, меховыми и шерстяными самодельными предметами одежды.

На заре ХХ века казахи обычно шили одежду из фабричных хлопчатобумажных тканей, таких как ситец, бязь, кумач, миткаль и коленкор. Те, кто мог себе позволить, покупали бархат, шелк, атлас, тонкое сукно и парчу. Кроме того, широко применялись среднеазиатские ткани: мата, адрас, бекасаб, падшаи и прочие.

Женский головной убор

Как и у многих других народов, головной убор казахских женщин не только согревал голову, но и указывал на семейное положение. Замужние дамы в зависимости от родоплеменной группы могли носить разные его варианты, но девичий головной убор был практически одинаковым на всей территории страны. Девушки носили тюбетейки или теплые меховые шапки. Последние имели по околышу меховую отделку из выдры, бобра или лисицы. Меховая шапка, которую казахи называли бориком, считалась атрибутом зажиточных девушек. А тюбетейку (такыи) могли себе позволить все. Ее со стороны макушки украшали перьями филина, которые служили в качестве оберега.

Немного позже для украшения начали применять кисти из канители, серебряные монеты или позумент. Богатые девушки также носили тюбетейки. Только делали их не из дешевых материалов, а из бархата. Расшивали такие головные уборы золотом. На верхушке тюбетейки располагалась широкая вышитая лопасть из ткани, закрывающая всю верхушку и спускающаяся вниз.

После рождения первого ребенка женщина начинала носить кимешек - головной убор замужней казашки. В зависимости от возраста и региона отдельные детали кимишека могли отличаться, но он всегда состоял из двух частей. Нижняя была похожа на платок. А верхняя представляла собой тюрбан, который наматывался поверх платка. Обе части делались из белого материала. Кимешек можно встретить и сегодня на голове у пожилых казахских женщин.

Свадебный головной убор

Отдельно стоит отметить саукеле. Это женский свадебный головной убор, который представляет собой шапку конусовидной формы высотой порядка 70 сантиметров. Цена такого головного убора могла достигать и сотни отборных коней. Данный атрибут был обязательной составляющей приданого и подготавливался родителями задолго до вступления дочери в брак. Невеста надевала саукеле на свадьбу и последующие несколько лет носила его по важным праздникам. Он отличается ажурным металлическим навершием, височными подвесками, украшениями подбородка и диадемой, которую в богатых семьях делали из золота. В нем могли также присутствовать вставки из самоцветов, ниток жемчуга, кораллов и прочего. Корпус саукеле покрывали тканью. На него пришивали металлические накладные бляхи, к которым присоединяли камни. В богатых семьях они были драгоценными, а в бедных - полудрагоценными или вовсе отсутствовали. На затылочной части саукеле наносилось изображение головы рыбы, которое испокон веков считалось символом благоденствия. По спине от затылка спускалась лента из драгоценной ткани, которую обшивали золотистой бахромой.

В процессе изготовления саукеле участвовали различные мастера: вышивальщицы, закройщики, и даже ювелиры. Они применяли чеканку, литье, штамповку филигрань и прочие техники. Один головной убор невесты мог изготавливаться больше года. В дополнение к нему в обязательном порядке шли жактау - длинные подвески, которые крепились к саукеле по бокам и достигали пояса. По материалам, из которых изготавливали свадебный головной убор, можно было определить социальное положение невесты и ее семьи. Бедные делали его из сукна и украшали стеклянными аксессуарами, а богатые старались украсить столь знаменательный атрибут максимально дорого. Без саукале не был бы таким колоритным казахский национальный костюм. Сшить этот головной убор было настоящей честью для мастера.

Мужские головные уборы

Мужской головной убор казахов также был представлен в большом разнообразии. Представители сильного пола носили тюбетейки и всяческие шапки. Летний головной убор назывался колпаком. Он изготавливался из тонкого войлока. В основном он был белым и имел интересный старинный покрой. Зажиточные казахи украшали свои колпаки вышивкой ярких цветов. Зимние шапки казахских мужчин имели круглую форму и меховую опушку. В холодное время года популярностью пользовалась также шапка-ушанка. Назатыльник для нее делали из лисьего меха.

Еще один старинный головной убор казахов, башлык, делался сначала из верблюжьего сукна, а потом из верблюжьей ткани. Его можно было надевать прямо на другие не толстые головные уборы. Башлык защищал казаха от пыли, дождя и навязчивых солнечных лучей. Мужская шапка, имеющая меховую опушку, называлась также как и у женщин, бориком. А зимний меховой головной убор прозвали тымаком.

Теперь рассмотрим непосредственно казахский национальный костюм.

Женский наряд

В прошлом казашки ездили верхом так же, как и мужчины, поэтому женский костюм в обязательном порядке включал в себя штаны. Их делали из домотканого сукна, овчины, и хлопчатобумажных видов ткани. Штаны могли быть верхними (шалбар) и нижними (дамбал). Женские модели были укороченными (чуть ниже колен), широкими в верхней части и зауженными книзу.

В качестве главной верхней одежды казашек выступал шапан - широкий халат. Он имел прямой крой и длинные рукава. В теплое время года носили легкий халат, а в холодное - с шерстяной подкладкой, которая простегивалась вместе с верхом. Первые казахские шапаны имели открытый ворот, а более современные - отложной воротник.

Зимой женщины носили так называемую купе, которая обычно была на лисьем меху. Наиболее популярным был мех с лисьих лопаток. Широко использовались козлиные шкуры, но чаще всего - мерлушки. Богатые дамы могли себе позволить шубу из выдры и других ценных зверей. Для верхней части купе использовали сатин или хлопчатобумажные ткани. Изнутри купе обшивалась тканью только по краям, а снаружи ее обычно окаймляли выдровым или лисьим мехом. Дорогие купе украшались бархатным или позументными полосками. Казахский национальный костюм для девочки был таким же, как и женский.

Свадебный женский костюм

Обязательной частью приданого был свадебный халат, который заготавливали заранее. Такие наряды делали из дорогих видов ткани (плис, бархат, сукно, шелк, атлас). Обычно выбирали материал красного цвета. Иногда брали черный или полосатый шелк из Средней Азии. Халат шился по туникообразному покрою. Он имел длинные рукава и открытый ворот, без воротника. В южной и восточной частях страны халат набрасывали на голову, а на остальных территориях - на плечи. В начале двадцатого века в Семиречье отменили обычай одевать невесту в свадебный халат. В этих краях ходить в таком халате выпадала честь женщине, которая приглашала гостей на свадьбу. В нем она ездила по аулу и звала гостей. Такую женщину называли той.

До девятнадцатого века мужчины носили распашные нательные рубахи, которые назывались жейде. Позже они сменились на нераспашные рубахи туникообразного кроя. Последние имели отложной воротник. На ноги казахские мужчины надевали легкие нижние штаны. А поверх них надевались более теплые штаны из сукна, овчины, замши или плотных хлопчатобумажных видов ткани. Зажиточные казахи носили верхние штаны из бархата или замши, которые вышивались орнаментом. Поверх рубахи мужчины, как и женщины, надевали камзолы, которые могли быть как с рукавами, так и без них. Как правило, они имели закрытый ворот и стоячий воротник. Основным видом мужской верхней одежды был халат.

Казахи часто дарили друг другу халаты. Этим обуславливается богатство их украшения и орнамента, который часто служил оберегом. Социальные различия в мужской одежде проявлялись так же, как и в женской. Их можно было рассмотреть по качеству материала и отделке. В холодное время года казахские мужчины носили купе из овечьей или верблюжьей шерсти, крытую шубу (ишык) или тулуп из овчины (тон). Также они иногда надевали плащи из сукна.

Казахский национальный костюм не был бы полноценным без пояса из ткани или кожи. Обеспеченные люди носили пояса из шелка или бархата. Казахский национальный костюм для мальчика практически не отличался от мужского.

Обувь

Казахский национальный костюм дополняла обувь, которая у женщин и мужчин практически не отличалась. Кочевой образ жизни внес свои поправки в гардероб местного населения. Как правило, они носили сапоги, которые подходили для любого сезона. Обувь пожилых людей отличалась от обуви молодых высотой каблука. У вторых она могла достигать восьми сантиметров, а у первых была гораздо меньше. Еще одним распространенным видом обуви были ичиги - легкие сапожки без каблука, которые обтягивали ногу. Поверх них надевались кебис - кожаные колоши. При входе в дом их снимали.

Зимние сапоги были высокими и имели широкое голенище. Их надевали сверху на войлочные чулки. У самых первых моделей казахских сапог были загнуты носки. Молодые девушки украшали свою обувь вышивками и аппликациями. Более бедные казахи носили сапоги из войлока с кожаной подошвой. А самые бедные ограничивались сандалиями, которые представляли собой кожаную подошву с ремешками.

Декор

Казахский национальный костюм не был бы таким колоритным без украшений. Самыми распространенными из них являлись вышивки и аппликации. Их наносили на одежду, головной убор и обувь. Также женщины носили золотые, серебряные, медные, бронзовые, жемчужные перламутровые и стеклянные украшения. Из этих материалов делали подвески, серьги, кольца и браслеты. Особое внимание казахи уделяли украшению пояса. На него нашивали серебряные бляхи и декорировали орнаментом. Вид украшений обычно зависел от возраста и семейного положения владельца. Также были изделия, характерные той или иной территориальной группе населения.

Заключение

Вот мы и познакомились с национальной одеждой казахов. Напоследок стоит отметить, что в доме современной семьи может стоять разве что кукла в казахском национальном костюме. Сами же люди давно уже сменили одежду. Современные казахские национальные костюмы надеваются разве что на торжества. Наряды в традиционном виде можно встретить в аулах и у представителей старших поколений.

Ночь с четверга на пятницу наступает вместе с закатом солнца (азаном на намаз магриб) в четверг и завершается с началом утреннего намаза пятницы.

Посланник Аллаха (С) сказал: “Аллах каждую ночь отправляет ангела на нижние небеса в ее последнюю треть, а в ночь пятницы – в начале ночи. И Аллах повелевает ему, дабы он взывал (от имени Аллаха): ‘Есть ли просящий, чтобы Я дал ему? Если ли кающийся, чтобы Я принял его покаяние? Есть ли тот, кто ищет прощения, чтобы Я простил его? О, ищущий блага, подойди! О, ищущий зла, остановись!‘ И так он не прекращает взывать, пока не настанет рассвет. Когда же наступает рассвет, он возвращается на свое место из царства небес”. Мне рассказал об этом мой отец от моего деда от Посланника Аллаха (С)».

(«Таухид», хадис 251).

В ночь на пятницу желательно совершить следующие деяния:

اَللَّهُمَّ مَنْ تَعَبَّا وَتَهَيَّا Аллахумма ман таАбба ва тахайа О Аллах, кто-то может приготовиться
وَاعَدَّ وَٱسْتَعَدَّ ва аАдда ва стаАдда и стоять готовым
لِوِفَادَةٍ إِلَىٰ مَخْلُوقٍ ли-вафаадатин иля махлуки для надежды на творения,
رَجَاءَ رِفْدِهِ раджаа рифдихи полагаясь на их помощь
وَطَلَبَ نَائِلِهِ وَجَائِزَتِهِ ва талаба нааилихи ва джаизатихи и прося у них свой дар и награду.
فَإلَيْكَ يَا رَبِّ تَعْبِيَتِي وَٱسْتِعْدَادِي фа илейка йа рабби таАбийати ва стиАдаади Что же до меня, о Господь мой, то моя готовность -
رَجَاءَ عَفْوِكَ раджаа Афвика в надежде на Твоё прощение,
وَطَلَبَ نَائِلِكَ وَجَائِزَتِكَ ва талаба нааилика ва джаизатика в испрашивании дара Твоего и награды.
فَلاَ تُخَيِّبْ دُعَائي фаля тухайиб дуАаи Так не оставляй мою мольбу!
يَا مَنْ لاَ يَخِيبُ عَلَيْهِ سَائِلٌ йа ман ля йахиибу Алейхи сааиль О Тот, Кто не оставляет просящих,
وَلاَ يَنْقُصُهُ نَائِلٌ ва ля йанкусуху нааиль и взывающий ничего не убавит от Него!
فَإنّي لَمْ آتِكَ ثِقَةً بِعَمَلٍ صَالِحٍ عَمِلْتُهُ фа инни лам аатика сиката би-Амали саалихи Амильтуху Ибо я пришёл к Тебе не уверенным в праведных делах, что совершал,
وَلاَ لِوِفَادَةِ مَخْلُوقٍ رَجَوْتُهُ ва ля ли-вифаадати махлууки раджаутуху и надежда моя была не на помощь творений.
اتَيْتُكَ مُقِرّاً عَلَىٰ نَفْسِي بِٱلإسَاءَةِ وَٱلظُّلْمِ атайтука мукирран Аля нафси биль-исаати ва ззульм Нет, но я пришёл к Тебе, признавая Своё зло и несправедливость, что совершал,
مُعْتَرِفاً بِانْ لاَ حُجَّةَ لِي وَلاَ عُذْرَ муАтарифан биан ля худжжата ли ва ля Аузр понимая, что нет у меня ни довода, ни извинения.
اتَيْتُكَ ارْجُو عَظِيمَ عَفْوِكَ атайтука арджу Азыма Афвика Я пришёл к Тебе, надеясь на величие Твоего прощения,
ٱلَّذِي عَفَوْتَ بِهِ عَنِ ٱلْخَاطِئينَ аллази Афаута бихи Ани ль-хаатиин которым прощаешь Ты грешников,
فَلَمْ يَمْنَعْكَ طُولُ عُكُوفِهِمْ عَلِي عَظِيمِ ٱلْجُرْمِ фа лам йамнаАка таулю Аукуфихим Аля Азыми ль-джурм и продолжительность их упорства в своих преступлениях
انْ عُدْتَ عَلَيْهِمْ بِٱلرَّحْمَةِ ан Аудта Алейхим би-ррахмати не удерживает Тебя от того, чтобы повернуться к ним с милостью.
فَيَا مَنْ رَحْمَتُهُ وَاسِعَةٌ фа-йа ман рахматуху ваасиА О Тот, Чья милость всеобъемлюща,
وَعَفْوُهُ عَظيمٌ ва Афвуху Азым а прощение велико!
يَا عَظيـمُ يَا عَظيـمُ يَا عَظيـمُ йа Азыму йа Азыму йа Азым О Великий, о Великий, о Великий!
لاَ يَرُدُّ غَضَبَكَ إِلاَّ حِلْمُكَ ля йарудду газабака илля хильмука Ничто не может отвратить Твой гнев, кроме Твоего снисхождения,
وَلاَ يُنْجِي مِنْ سَخَطِكَ إِلاَّ ٱلتَّضَرُّعُ إِلَيْكَ ва ля йунджи мин сахатика илля ттазарруА илейка и ничто не спасёт от Твоей ярости, кроме преклонения пред Тобой!
فَهَبْ لِي يَا إِلٰهِي فَرَجاً фа хаб ли йа иляхи фараджан Так даруй мне избавление, о мой Бог,
بِٱلْقُدْرَةِ ٱلَّتِي تُحْيِي بِهَا مَيْتَ ٱلْبِلاَدِ биль кудрати ллати тухии биха майта ль-биляд той силою, которой Ты оживляешь мёртвые земли,
وَلاَ تُهْلِكْنِي غَمّاً حَتَّىٰ تَسْتَجِيبَ لِي ва ля тухликни гамма хатта тастаджиба ли и не дай мне погибнуть от скорби, прежде чем Ты ответишь мне
وَتُعَرِّفَنِي ٱلإِجَابَةَ فِي دُعَائِي ва туАррифани ль-иджаба фи дуАаи и даруешь мне знамения Твоего ответа в моих мольбах!
وَاذِقْنِي طَعْمَ ٱلْعَافِيَةِ إلَىٰ مُنَتَهَىٰ اجَلِي Ва зикни таАма ль-Афияти иля мунтаха аджали Дай мне вкусить сладость благополучия до конца моего срока,
وَلاَ تُشْمِتْ بِي عَدُوِّي ва ля тушмит би Адувви не позволяй моим врагам одержать верх,
وَلاَ تُسَلِّطْهُ عَلَيَّ ва ля тусаллитху Алейя не наделяй их властью надо мной
وَلاَ تُمَكِّنْهُ مِنْ عُنُقِي ва ля тумаккинху мин Аунуки и не давай мою шею им под ярмо!
اَللَّهُمَّ إِنْ وَضَعْتَنِي فَمَنْ ذَا ٱلَّذِي يَرْفَعُنِي Аллахумма ин вазаАтани фа ман за ллази йарфаАуни О Аллах, если Ты унизишь меня, то кто возвысит меня?
وَإِنْ رَفَعْتَنِي فَمَنْ ذَا ٱلَّذِي يَضَعُنِي ва ин рафаАтани фа ман за ллази йазаАуни Если Ты возвысишь меня, то кто унизит меня?
وَإِنْ اهْلَكْتَنِي فَمَنْ ذَا ٱلَّذِي يَعْرِضُ لَكَ فِي عَبْدِكَ ва ин ахлактани фа ман за ллази йаАризу лака фи Абдик И если Ты погубишь меня, то кто заступится пред Тобой за меня - Твоего раба -
اوْ يَسْالُكَ عَنْ امْرِهِ ау йас-алака Ан амрихи и кто спросит Тебя обо мне?
وَقَدْ عَلِمْتُ انَّهُ لَيْسَ فِي حُكْمِكَ ظُلْمٌ ва кад Алимту аннаху лейса фи хукмика зульмун Знаю я, что нет угнетения в Твоём решении,
وَلاَ فِي نَقَمَتِكَ عَجَلَةٌ ва ля фи накаматика Аджаля и нет спешки в Твоём отмщении.
وَإِنَّمَا يَعْجَلُ مَنْ يَخَافُ ٱلْفَوْتَ ва иннама йаАджалу ман йахаафу ль-фаут Ибо спешит тот, кто боится поражения,
وَإِنَّمَا يَحْتَاجُ إِلَىٰ ٱلظُّلْمِ ٱلضَّعِيفُ ва иннама йахтааджу иля ззульми ззаАиф а в угнетении нуждается слабый.
وَقَدْ تَعَالَيْتَ يَا إِلٰهِي عَنْ ذٰلِكَ عُلُوّاً كَبِيراً ва кад таАалейта йа иляхи Ан залика Аулувван кабиран Ты же, о Господь мой, выше этого великим вознесением!
اَللَّهُمَّ إِنِّي اعُوذُ بِكَ فَاعِذْنِي аллахумма инни аАузу бикя фа-Аизни О Аллах, я прибегаю к Тебе - так надели меня защитой!
وَاسْتَجيرُ بِكَ فَاجِرْنِي ва стаджииру бикя фааджирни Я ищу Твоей помощи - так помоги мне!
وَاسْتَرْزِقُكَ فَٱرْزُقْنِي вастарзикука фа-рзукни Я ищу у Тебя удела - так даруй мне удел!
وَاتَوَكَّلُ عَلَيْكَ فَٱكْفِنِي ва атаваккалу Алейка факфини Я прибегаю к Тебе - так стань мне опекой!
وَاستَنْصِرُكَ عَلَىٰ عَدُوِّي فَٱنْصُرْنِي вастансирука Аля Адувви фансурни Я прошу у Тебя помощи против моих врагов - так помоги мне!
وَاسْتَعينُ بِكَ فَاعِنِّي вастаАину бикя фаАинни Я прошу у Тебя поддержки - так поддержи меня!
وَاسْتَغْفِرُكَ يَا إِلٰهِي فَٱغْفِرْ لِي вастагфирука йа иляхи фагфир ли Я прошу Тебя о прощении, о Господь мой, - так прости меня!
آمِينَ آمِينَ آمِينَ амина амина амин Амин! Амин! Амин!


~ П я тница (Д жума) в ж изни м усульман
~


1. Каждого мусульманину надо приготовиться к пятнице с четверга. После намаза-"аср (икинды) в четверг рекомендуется много читать истигфар (дуа о прощении). Посланник Аллаhа (соллаллаху "алейхи ва саллаям) сказал: “Лучший день недели - день джума. Ночь джума - ночь с четверга на пятницу - наиболее благословенна, и день джума - наиболее благословенен”.

2. Пятница - лучший среди дней;

3. Пятница - Ид (праздник) для мусульман;

4. Среди семи дней недели, пятница - это день, когда Аллаh дарит особенное благословение. Это день встречи, который позволяет мусульманам приветствовать друг друга, и в это день Всевышний увеличивает вознаграждение. Множество величайших событий произошло в этот день. В этот день был создан Пророк Адам ("алейhис-саллям). Он вошел в Рай тоже в пятницу. И Конец Света тоже произойдет в пятницу. Ибн Умар (рады Аллаху анху) передал слова Посланника Аллаhа (соллаллаху "алейхи ва саллаям): “Кто умирает в пятницу (или в ночь с четверга на пятницу), тот будет сохранен от наказания в могиле”.
(передал Бухари в “Сахих”)

Абу Хурейра (рады Аллаху анху) передал: “По пятницам Ангелы находятся у дверей в мечетях и записывают, кто из верующих пришел первыми, а кто позже. Но когда выходит Имам, Ангелы сворачивают свои свитки (записи) и слушают хутбу”. (Бухари)

Посланник Аллаhа (соллаллаху "алейхи ва саллаям)сказал: “По пятницам есть такое определенное время, что если мусульманину или мусульманке посчастливится попросить Аллаhа о чем-либо дозволенном, то Аллаh обязательно исполнит эту просьбу”. Сказав это, Посланник Аллаhа (соллаллаху "алейхи ва саллаям) объясняюще показал рукой, и слушающие его подумали, что Посланник Аллаhа (соллаллаху "алейхи ва саллям) этим хотел обозначить, насколько коротко это время. (Бухари)

Усама (рады Аллаху анху) передал хадис: “Пропустивший три пятничных намаза - лицемер”. (передал ибн Хаббан)

Анас рады Аллаху анху) передал: “Кто в пятницу читает тысячу раз дуруд-шариф (т.е. салятуль-ибрахимия - то, что читается в последнем ракаате намаза после тахията, тот еще при жизни увидит свое место в Раю”.


~ В П ятницу Р екомендуется ~

2. Читать суры “Ясин” и “Духан” (особенно в ночь на пятницу). Посланник Аллаhа (соллаллаху "алейхи ва саллаям) сказал: “Кто читает суру “Духан” в ночь на пятницу, то до утра 70 тысяч ангелов будут просить прощения за этого человека”.

4. Аль-Исбахани передал со слов ибн Аббаса (рады Аллаху анху): “Кто выполнит 2 ракаата после намаза-магриб (акшам) в ночь с четверга на пятницу, читая в каждом ракаате суру “Аль-Фатиха” один раз и суру N99 “Изя зульзиля” пятнадцать раз, тому Аллаh облегчит момент смерти (сакаратуль-маут), сохранит его от наказания в могиле и сделает легким для этого человека прохождение по мосту Сырат в Судный День (а мост Сырат будет острее бритвы и тоньше волоса!).

5. Будут прощены все маленькие грехи того человека, который с искренностью прочтет в пятницу перед намазом-фаджр (иртэнге) следующее дуа: “Астагфируллаhиллязи ля иляhа илля hуваль-хаййюль-къаййюму ва атубу иляйh” что означает: “Я прошу прощения у Аллаhа. Нет бога, кроме Него, вечно Живого, Самосущего, и перед Ним я раскаиваюсь”.

6. Читать суру N 18 “Кахф” (Пещера). Желательно прочесть всю суру. В хадисах говорится, что чтение данной суры станет особым светом для читающего, и протяженность этого света будет от земли до небес. Это станет источником света в Судный День. Все маленькие грехи, совершенные с предыдущей пятницы будут прощены. Читающий данную суру станет защищен от фитны на 8 дней. А за выученные наизусть первые или (и) последние 10 аятов данной суры Аллаh даст защиту от Даджаля (Антихриста). В одном из хадисов говорится, что тот, кто часто читает первые три аята суры “Кахф” будет защищен от фитны Даджаля.

7. После совершения намаза-джума прочитать суры “Аль-Фатиха” 7 раз, “Аль-Ихлас” 7 раз, “Аль-Фалякъ” 7 раз и “Ан-Нас” 7 раз. Прочитавшего это Аллаh защитит от зла до следующей пятницы, инша-Аллаh.

8. Кто после намаза-джума до того, как встать с места молитвы, прочитает следующее дуа 100 раз, то Аллаh простит 100 тысяч (большое количество) маленьких грехов этого человека и 24 тысячи маленьких грехов родителей этого человека.

Это Дуа:
СубханАллаhи ва бихамдиhи, субханАллаhиль-"Аз ыым ва бихамдиhи, астаг фируллаh” .
Что означает: “Аллаh чист от недостатков, припивываемых Ему неверными (кяфирами) и слава Ему. Всевышний Аллаh чист от недостатков, припиcываемых Ему неверными (кяфирами), и слава Ему.
Я прощу прощения у Аллаhа”.

10. Посетить кладбище (мусульманское).

Для того, кто выполнял джума-намаз, посещал больных, держал уразу, совершал джаназу (погребальную молитву) и посетил никях в этот день, для такого человека Рай становится ваджибом. В пятницу есть такой момент, когда дуа сразу принимаются, но знание о времени этого момента скрыто. По мнению большинства ученых это является временем между намазами аср и магриб (икенде и ахшам). Некоторые ученые говорят, что это промежуток времени между двумя хутбами. Другие же ученые придерживаются мнения, что этот момент может быть в любое время между восхождением Имама на мимбар и до начала намаза-джума. Приближается месяц, в котором есть такая ночь, благословения в которой больше, чем от тысячи месяцев ибадата. И кто пропустит эту ночь, тот будет лишен огромного вознаграждения от Всевышнего и Его Благословения. Так что у кого нет желания оказаться среди неудачников - тот приложит все усилия не пропустить эту Ночь - Аль-Кадр.

Э тика П ятничной М олитвы


Знай, что пятница - праздник для правоверных и Хадж для бедных. И этот день очень почетен для АЛЛАГЬА. И АЛЛАГЬ, велик Он и славен, наделил этим днем общину (Умму) МухIаммада (Да благословит его АЛЛАГЬ и приветствует). В этом дне есть никому неизвестный отрезок времени. И ни один из верующих рабов АЛЛАГЬА, встретивший его случайно, и, пребывая в нем о чем-то просивший ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАГЬА не останется без Его ответа.

Этика пятничного Джума-намаза включает в себя семь пунктов:
1. Начинай подготавливаться к нему (Джума-намазу) уже с четверга, очищая свою одежду и многократно говоря: “СубхIаналлагь” (Хвала АЛЛАГЬУ) и прося у АЛЛАГЬА прощения грехов вечером с четверга на пятницу.

Поистине, преимущество указанной ночи приравнивается к неизвестному отрезку времени пятницы.

Намеревайся поститься в пятницу, но связывай этот день с четвергом или субботой, потому что Пророк (Да благословит его АЛЛАГЬ и приветствует) запрещал поститься отдельно в пятницу.

2. В момент восхода солнца искупайся, так как “пятничное купание необходимо для каждого зрелого человека”. (Приводят Аль-Бухари и Муслим).

3. Затем нарядись белым одеянием, ибо это самая любимая для ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАГЬА одежда. Используй самые приятные из имеющихся у тебя благовоний*. Старайся полностью очистить свое тело посредством бритья лобка и подмышек, укорачивания лишних волос, стрижки ногтей, чистки зубов (сиваком), других форм внешнего очищения и нанесения на бороду, лицо, руки ароматических веществ, не содержащих в себе спирта (например: мускус, розовое масло и др.)*.

* - (относится только к мужчинам, так как женщинам нельзя источать аромат духов вне дома, особенно при посторонних мужчинах!!!)

4. Затем надо отправляться в Джума-мечеть медленно и спокойно. Ведь Пророк (Да благословит его АЛЛАГЬ и приветствует) сказал: “Кто пойдет в Джума-мечеть в первом часу (после зари), то это приравнивается к приношению им в жертву одного верблюда; а тому, кто пойдет туда во втором часу - к принесению им в жертву коровы; кто в третьем часу - барана; в четвертом - курицу; в пятом - яйцо”. Затем он сказал: “И когда придет имам, чтобы читать ХутIба (проповедь на кафедре), ангелы закрывают книги и откладывают перья, которыми они записывали имена, прихожан, собираются возле кафедры и слушают имама”. (Приводит Аль-Бухари). Еще говорится, что степень приближения людей к созерцанию ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАГЬА в Судный день соответствует тому, насколько они спешили на пятничный намаз.

5.Затем, когда ты зайдешь в мечеть, постарайся занять место в первом ряду.

6.Если там собралось много людей, то ни в коем случае не перешагивай через их головы.

7.И не проходи перед ними, если они молятся, и сам садись близко к стене или к столбу, чтобы они не прошли перед тобой. И не садись, пока не совершишь “Тахиййат-намаз” в два ракаата. А лучше совершить четыре ракаата и в каждом из них после Альхама прочитать суру “аль-Ихлас” пятдесять раз (если располагаешь временем), так как в хадисе говорится, что “Кто сделает так, не умрет до тех пор, пока не увидит или ему не покажут свое будущее пристанище в Раю”. (Приводит Аль-Хатиб). Не оставляй не совершенным “Тахиййат-намаз”, даже, если имам читает проповедь.

Суннатом в четырех ракаатах “ТахIиййат” является чтение следующих сур: “Аль-Анъам”, “Аль-Кагьф”, “Та’ха” и “Ясин”. Если у тебя нет возможности их прочитать, то прочитай суры: “Ясин”, “Ад-Духан”, “ас-Сажда” и “аль-Мульк”. И не оставляй чтение этих сур вечером на пятницу, потому что в их чтении содержатся большие преимущества. А те, кто не в состоянии хорошо читать эти суры, пусть много раз читают суру “аль-Ихлас” (Къулгьу).

И произноси побольше салават Посланнику АЛЛАХА (Да благословит Его АЛЛАХ и приветствует), особенно в пятничный день.
И как только имам придет в мечеть, прекрати свои речи и молитвы и займись ответами (на призывы) муэдзина, затем слушай проповедь и поучайся. И во время проповеди не разговаривай, так как в хадисе говорится: “Если кто-либо во время проповеди скажет своему соседу: “Молчи”, то он выговорил пустословие (так как он мог дать ему знак рукой), а пятничная молитва того, кто выговорит пустословие в ходе проповеди, не будет считаться полноценной” (приводит аль-Бухари); так как его слово “молчи” является ненужным, и другому лицу следует делать ему замечание знаками, а не словами.

Затем при совершении намаза следуй за имамом точно так же, как это было указано выше. И как только завершишь молитву и дашь “салам” до того, момента, пока не начнешь разговаривать, прочитай по семь раз “АльхIам”, “аль-Ихлас”, обе суры “аль-Фалакъ”, и “ан-Нас”. Эти суры сохранят тебя от всего зла, начиная от этой пятницы до следующей. Кроме того, они служат защитой от шайтана.

После этого сделай дуа: “О АЛЛАХ! О Тот, кто ни в ком не нуждается, а Тот, кто похвалы достоин, о Создатель, о Тот, кто способен жизнь восстановить, о Милосердный, о Тот, кто рабам Своим добро желает. Избавь меня от того, что Ты запретил, наделив тем, что Ты разрешил, и избавь от непослушания Тебе, сделав служащим Тебе, и одарив Милостью Твоей, упаси от надежды на Милость другого, кроме Твоей”.
Затем после пятничной молитвы соверши два ракаата сунната, или четыре, или же шесть по два ракаата. Все это передано нам от Посланника АЛЛАХА (да благословит его АЛЛАХ и приветствует) через разные источники.

Затем пребывай в мечети до момента наступления времени вечерней или послеобеденной молитвы. И постарайся не пропустить тот почитаемый отрезок времени, который скрыт в течении всего дня, ибо, возможно, встретишь его в том положении, когда ты преклоняешься АЛЛАХУ смиренно и благоговея.

В Джума-мечети ты присутствуй не в тех местах, где собираются люди для разговоров, а также в кругу рассказчиков разных историй, а включись в круг для изучения полезных знаний. И эти знания должны усиливать твою боязнь перед ВСЕВЫШНИМ АЛЛАХОМ, и подавлять твое стремление к “богатству” этого мира. Ведь науку (какую бы то ни было), не объясняющую ничтожность грешного мира, не призывающую к вечной райской жизни (Ахирату), - лучше вообще не знать. Поэтому проси у АЛЛАХА сохранить тебя от бесполезных знаний.

Старайся делать много дуа при восходе и заходе солнца и когда оно в зените, при непосредственном призыве к молитве, при восхождении проповедника на кафедру, даже в момент, когда люди встанут на молитву. В один из указанных промежутков времени, возможно, ты встретишь почетный час.

В этот день (пятницу) постарайся раздать милостыню чем можешь, если даже очень малым. И вследствие этого ты совместишь молитву, пост, Милостыню, чтение Корана, упоминание АЛЛАХА, пребывание в мечети и ожидание в ней после завершения одной молитвы до следующей. Этот особенный день недели ты целиком посвяти специально тому свету, (Ахирату), и не исключено, что он послужит средством искупления грехов, совершенных тобою в другие дни недели.

عَن ابن عُمَر رَضِيَ اللهُ عَنْهُمَا قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللهِ صلى الله عليه وسلم:

مَنْ قَرَأَ سُوَرَةَ الْكَهْفِ فِي يَوْمِ الْجُمُعَةِ ؛ سَطَعَ لَهُ نُورٌ مِنْ تَحْتِ قَدَمِهِ إِلَى عَنَانِ السَّمَاءِ يُضِيءُ لَهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ ، وَغُفِرَ لَهُ مَا بَيْنَ الْجُمُعَتَينِ

رواه أبو بكر بن مردويه في تفسيره بإسناد لا بأس به

Со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен ими обоими Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Кто прочитал суру «Пещера» в день пятницы, того осенит свет, который в Судный день от ног его будет достигать вершин небес, и послужит это ему искуплением грехов, совершенных между двумя пятницами».

Хафиз аль-Мунзири сказал: «Этот хадис передал Абу Бакр ибн Мардавайх в своём тафсире с неплохим иснадом». См. «ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 1/354.

Шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут назвали хадис достоверным.

Чтение суры «Пещера» (аль-Кахф) в пятницу является желательной Сунной, на что указывают многие хадисы.
В каждой версии хадисов о чтении в пятницу суры «аль-Кахф» есть слабость, однако множество версий этих хадисов усиливают друг друга, и многие имамы считали из-за этого их достоверными и опирались на них.
Сообщается от Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто прочитает суру “Пещера” в день пятницы, того будет освещать свет между двух пятниц». аль-Хаким 2/399, аль-Байхакъи 3/249. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, хафиз Ибн Хаджар в «Тахридж аль-Азкар», шейх Ибн аль-Къаййим в «Задуль-ма’ад» 1/375 и шейх аль-Альбани в «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 6470.
Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто прочитает суру “Пещера” в ночь на пятницу, того будет освещать свет, который будет между ним и Священным домом (Кабой)». ад-Дарими 3450, аль-Байхакъи 2444. Достоверность хадиса подтвердили хафиз ас-Суюты и шейх аль-Альбани.
Но даже если и допустить, что хадисы о чтении суры «аль-Кахф» в пятницу являются слабыми в форме марфу’, т.е. непосредственно от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), зато они однозначно являются достоверными в форме маукъуф, т.е. от сподвижника, а именно версии от Абу Са’ида аль-Худри. Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Даже если и есть разногласие в слабости хадиса от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то что касается этого хадиса в форме маукъуф, то нет никаких сомнений в том, что он достоверный!” См. “Тальхыс аль-хабир” 1/102, “Натаидж аль-афкар” 1/247.
А то, что подобное говорит сподвижник, ясно указывает на то, что этот хадис даже если иснадом и маукъуф, то по положению он подобен марфу’, т.е. тому, что передается от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), поскольку сподвижники о таких вещах не могут знать, кроме как от него.

Имам ад-Думьяты говорил: “Даже если это сообщение в форме маукъуф (от сподвижника), то все равно это подобно тому, что передается от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), поскольку такие вещи не говорят на основании своего мнения”. См. “аль-Матджуру-ррабих” 1/48.
Но учитель Ибн Хаджара — хафиз Ибн аль-Муляккъин говорил: «Я видел слова ад-Даракъутни и ан-Насаи, что правильным является то, что хадис этот маукъуф, а не марфу’. На это тебе следует сказать: «А где довод на то, что маукъуф является правильным, а марфу’ — ошибкой? Передавшие версию в форме маукъуф и являются теми, кто передал её в форме марфу’. А истина ин ша-Аллах в том, что форма марфу’ является достоверной!» См. «аль-Бадр аль-мунир» 2/292.
Имам аль-Хатыб аль-Багъдади говорил: “Разногласие между двумя версиями хадиса, один из которых в форме раф’ (от пророка), а другой — вакъф (от сподвижника), не указывает на слабость хадиса! Может быть так, что сподвижник один раз передает хадис от самого Пророка (мир ему и благословение Аллаха), а другой раз передает это в виде фатва и не приписывает этих слов Пророку (мир ему и благословение Аллаха). Хадис может передаваться двумя путями. Суфьян ибн ‘Уйейна так часто поступал, иногда он передавал хадис в форме марфу’, а иногда в форме маукъуф, и это не влияет на слабость хадиса, поскольку одна версия не опровергает другую. Однако в таком случае брать версию марфу’ (от Пророка) важнее, поскольку в этом дополнение!” См. “аль-Кифая” 586.
Среди ученых, которые подтвердили достоверность хадиса о чтении в пятницу суру аль-Кахф:
аль-Хаким, аль-Мунзири, ад-Думьяты, Ибн аль-Муляккъин, Ибн Хаджар, Ибн аль-Къаййим, аль-Бухути, ас-Суюты, аль-Мунави, Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб, аль-Албани, Ибн Баз, Абдуль-Къадир аль-Арнаут, Шу’айб аль-Арнаут и др. См. “аль-Матджуру-р-рабих” 1/48, «аль-Бадр аль-мунир» 2/292, «Задуль-ма’ад» 1/375, «Кашшаф аль-къина’» 2/43, «Сахих аль-джами’» 6470, “Фатава Ибн Баз” 12/415.
Что же касается непосредственного чтения этой суры в пятницу, то это правомочно как в ночь на пятницу, т.е. в четверг после вечерней молитвы, так и днем, как на это указывают различные версии этих хадисов. Имам аль-Мунави сказал: «Желательно читать эту суру в день пятницы, а также и в ночь на пятницу, как об это говорил аш-Шафи’и». См. «Файдуль-Къадир» 6/198.
Имам аш-Шафи’и говорил: “В ночь на пятницу и днем в пятницу я предпочитаю чтение суры «аль-Кахф» по причине того, что передается в отношении этого”. См. “аль-Умм” 1/355.
Имам аль-Мардави сказал: “Следует читать суру «аль-Кахф» в пятницу, и так считают большинство наших сторонников (ханбалитов), и на это указывал имам Ахмад”. См. “аль-Инсаф” 5/281.
Вряд ли бы имам аш-Шафи’и и имам Ахмад опирались бы на эти хадисы, не имей они достоверную основу.
Аллаху а’лям.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: