Женщины Павла I. Константин Павлович Романов, сын Павла I и Марии Фёдоровны

Вчера (15.04.2015 г.) я написал пост под названием "Почему русские царевны замуж не выходили?" (его можно найти в моем блоге по тэгу "монархизм" ). На этот пост я получил вопрос от моего американского ЖЖ-френда, постоянного читателя моего блога Вадима akatov99 , который мне показался весьма интересным.

Вот этот вопрос: "Сергей, познавательно. Но как был решен религиозный вопрос после Петра? Русские царевны переходили в протестатизм или их женихи переходили в православие?"

Ответ на этот вопрос дошел до размеров отдельного поста, который я и предлагаю вниманию всех любителей истории.

После смерти Петра I в Российской империи надолго наступила эпоха женского правления.
Короткие царствования Петра II и Петра III в данном случае в расчет можно не принимать: первый внук Петра Великого - Петр II Алексеевич (1727 - 1730), не доживший и до 15 лет, наследниц не оставил, а единственная дочь ещё одного внука первого российского императора Петра III Федоровича (1761 - 1762) - Анна, умерла во младенчестве, так что замуж выйти никак не могла успеть.

Поэтому переходим сразу к правнуку Петра I - императору Павлу I Петровичу (1796 - 1801) , оставившему большое потомство из 10 детей.

Портрет императора Павла I в одеянии гроссмейстера
Ордена святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийского ордена)
работы художника Сальваторе Тончи

Среди десяти детей императора Павла шесть были женского пола, и пять из них вышли замуж (исключением является цесаревна Ольга Павловна, умершая в младенческом возрасте).

При этом все российские цесаревны - дочери Павла I были выданы замуж в западноевропейские государства, то есть за представителей иных христианских конфессий (прежде всего лютеран).

Пришлось ли им при этом менять веру?

Цесаревна Александра Павловна (1783 - 1801)
(портрет работы В. Л. Боровиковского)

В 1799 году была выдана замуж за брата австрийского императора Франца эрцгерцога Стефана,
стала палатиной Венгрии, но в католицизм не перешла, сохранив православную веру.

Цесаревна Елена Павловна (1794 - 1804)
(В. Л. Боровиковский)

В 1799 году выдана замуж за герцога Фиридриха-Людвига Мекленбург-Шверинского.
Сохранила православную веру.

Цесаревна Мария Павловна (1784 - 1859)
(В. Л. Боровиковский)

Была выдана замуж за за герцога Карла-Фридриха Саксен-Веймар-Эйзерхайского в 1804 году.
Несмотря на свою долгую жизнь в Германии, сохранила православную веру.

Цесаревна Екатерина Павловна (1788 - 1819)
(портрет работы Франца Стирнбранда, 1819 г.)

К младшей сестре Александра I через Талейрана в 1808 г. сватался Наполеон Бонапарт,
могла она стать и супругой овдовевшего австрийского императора Франца.
Но была выдана в 1809 г. замуж за герцога Георга Ольденбургского, а после его смерти (в 1812 г.) -
в 1816 г. - за Вюртенбергского короля Вильгельма.
Сохранила православную веру.

Цесаревна Анна Павловна (1795 - 1865)
(портрет работы Жана-Батиста Ван дер Хальста, 1837 г.)

Анна была еще одной сестрой императора Александра I, к которой сватался Наполеон
(на этот раз через посла Коненкура в 1809 г.).
Бонапарт снова получил отказ от русского императора, но главной противницей брака своих
дочерей Екатерины и Анны была их мать - вдовствующая императрица Мария Федоровна
(до брака с Павлом I и принятия православия носившая имя
София-Мария-Доротея-Августа-Луиза Вюртебергская).
В итоге цесаревна Анна была в 1816 г. выдана замуж за принца Оранского,
став впоследствии королевой Нидердандов и великой герцогиней Люксембургской.
Как и все дочери Павла I она до конца жизни оставалась верной православию.

Прежде чем перейти к выводам, будет несправедливо по отношению к матери дочерей Павла I - императрице Марии Федоровне, не привести её портрет, особенно если в начале поста помещен портрет их отца.

Императрица Мария Федоровна (1759 - 1828)
(портрет работы Жана-Луи Вуаля, 1796 - 1797 гг.?)


Как видим, в отличие от реалий XVII века, когда вопросы вероисповедания при определении будущей судьбы русских царевен были основополагающими, к концу XVIII - началу XIX в. они отошли на второй план перед политическими (лучше сказать, геополитическими) интересами.
Правда и в это новое время "просвещенного абсолютизма" мнением цесаревен по поводу их замужества никто особенно не интересовался.
Но все-таки, заставлять их женихов в обязательном порядке переходить в православие русские монархи перестали (предлагали, да, но в случае отказа, разрыва брачного договора не следовало: ну, не хочешь, не надо...).

При этом, выходя замуж за католиков и протестантов, русские цесаревны неизменно сохраняли свою православную веру. И европейцы с этим вынужденно мирились.
Только не надо сейчас рассказывать о том, что религиозная терпимость была свойственна европейцам уже двести лет назад. Дело не в пресловутой толерантности, а исключительно в политических интересах. Слишком уж сильна стала Российская империя в это время, и спорить с ней мелкие европейские государства вроде Мекленбурга или даже Нидерландского королевства просто не решались.

А вот различные немецкие принцессы, выходившие замуж за русских цесаревичей, в обязательном порядке принимали православие. Германские государства неспроста были злыми языками прозваны "племенной конюшней дома Романовых". И все эти молодые "кобылки", переезжая в Россию превращались из Доротей-Луиз и Фридерик-Август в Екатерин Алексеевных и Марий Федоровных.

Однако, необходимо отметить, что необходимость сохранения православия русскими цесаревнами не означала того, что они должны в новых для себя странах отстаивать исключительно русские национальные традиции.
Наиболее хорошо это видно, если посмотреть на имена детей , родившихся в браках русских цесаревен с европейскими герогами и прочими курфюрстами.

Раз уж этот пост посвящен дочерям Павла I, то на именах их детей пока и остановимся.

Дети Елены Павловны: Пауль-Фридрих и Мария-Луиза.
Дети Марии Павловны: Мария-Луиза, Августа, Павел-Александр и Карл-Александр.
Дети Екатерины Павловны: Фридрих-Павел-Александр, Петр, Мария, София.
Дети Анны Павловны: Виллем, Александр, Генрих, Эрнст-Казимир, София.

Как видим, имена не только русские, но и привычные для западноевропейского уха (Фридрих, Пауль, Луиза, Карл, Августа, Виллем). Но при этом, соверненно очевидно, что Пауль - это Павел (т. е. в честь отца, а часто встречающееся имя Александр - в честь брата.

Впрочем, эта традиция была заложена давно. Так, к примеру, родившийся в 1728 году в Голштинии сын Анны Петровны и герцога Карла-Фридриха Гольштейн-Готторпского, будущий российский император Петр III Федорович, был назван при рождении Карлом-Петером-Ульрихом (судя по всему, Карлом в честь шведского короля Карла XII, внучатым племянником которого он являлся, а Петером - в честь своего деда Петра I. Почему Ульрих? Не знаю, наверно, прихоть отца...).

В общем, тема довольно интересна и достойна дальнейшего изучения.
А пока всё.

Если будут вопросы, то постараюсь ответить на них в комментариях.

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.

Император Павел I вошел в историю России как странный император, император чудак. На самом деле это не так, но оставим политику и просто обратимся к жизни семейной Романовых того времени. Царская семья в XVIII веке была немногочисленной, а к XIX веку настолько разрослась, что насчитывала более сотни человек и все это потомки императора Павла и его жены, Марии Федоровны. Мария Федоровна родила мужу 10 детей. Двое сыновей Павла I стали императорами и оба при не совсем обычных обстоятельствах. Дочери же тоже получили короны тех или иных государств. У каждого была своя судьба, но всему этому предшествовало воспитание, которое было лучшим в Европе.

ГЕРАРД ФРАНЦ ФОН КЮГЕЛЬХЕН.(Gerard von Kugelgen) Император Павел I с семьей

Императорская семья изображена на фоне Павловского парка. Справа на заднем плане виден фасад Павловского дворца, обращенный к реке Славянке. На картине слева направо изображены: великий князь Александр Павлович в мундире Лейб-Гвардии Семеновского полка, опирающийся на пьедестал с бюстом Петра I, рядом с ним стоит великий князь Константин Павлович в мундире Лейб-Гвардии Конного полка; дальше прислонился к коленям матери-императрицы Марии Федоровны маленький великий князь Николай Павлович. За фигурой сидящей императрицы стоит великая княжна Екатерина Павловна, а в центре композиции, за арфой изображена великая княжна Мария Павловна. За ней в тени деревьев находится колонна с бюстом умершей в младенчестве великой княжны Ольги Павловны. Далее, опершись на колени императора Павла I (в мундире Преображенского полка), стоит младшая дочь - великая княжна Анна Павловна. У подножия кресла на земле сидит ребенок - великий князь Михаил Павлович. У правого края картины стоят великие княжны Александра и Елена Павловны. Колористический фон и личности портретируемых полны изысканности и обаяния. На полотне царит атмосфера теплой родственности и уюта, гармония семейных отношений. Кюгельген работал над портретом в 1799-1800г.г.

Мария Федоровна никогда не забывала, что растит не просто девочек, но будущих королев. В воспитательницы им она выбрала прибалтийскую немку Шарлотту фон Ливен, очень дисциплинированную. Да и сама подавала пример немецкой дисциплины своим дочерям. Девочек будили в шесть утра, после чего они под руководством матери навещали оранжерею (наглядный урок ботаники), птичник (урок зоологии и, в какой-то степени, скотоводства). Прогулки по парку Павловского дворца, уроки языков, танцев, музыки. А также, по возможности, и серьезных наук. Мальчики обучались военному делу, стратегии и тактике, изучали матемактику и другие точные науки. Подъем ранним утром, пешие и верховые прогулки, обеды, ужины, начинавшиеся в одно и то же время, спектакли и вечерние собрания - все это подчинялось строгому этикету и шло по раз и навсегда установленному императором порядку.

Дети Павла I получили блестящее воспитание, традиционное для XVIII в. Важнейшую роль в становлении каждого из царственных отроков сыграло стремление приблизить к ним в качестве воспитателей умных и неординарных людей: Н.И.Салтыкова, М.И.Муравьева, Ф.Лагарпа, М.И.Ламздорфа». С их портретами тоже знакомят посетителей, так же как и с ученическими работами их воспитанников. В витринах ученические тетради детей по русскому языку и математике, журналы с записью педагогов, записки учеников к учителю с извинениями за нерадивость и желанием исправиться. Наказание за плохо сделанное задание по прописи - на странице прописи многократно повторяется одно и то же словосочетание. В зале большой глобус тех времен для изучения географии.

Особенностью семейного мира этой царственной четы были художественные увлечения. Мария Федоровна сама недурно рисовала и увлекалась резьбой по камню, в этом убеждают ее работы, представленные на выставке. В качестве преподавателей к детям были приглашены известные художники - А.Греков, И.Акимов, В.Шебуев, О.Кипренский и гравер Н.Уткин. Сам великий князь Павел Петрович в детстве тоже занимался рисованием. За выполненную им работу «Женская голова в тюрбане с эспри» получил Диплом на звание Почетного любителя художеств, выданный ему Академией художеств 8 июля 1765 г.

Каждый из его детей тоже стремился овладевать мастерством рисования. Папка «Опыты упражнений их высочеств в художествах приняты на хранение в Академию художеств» знакомит посетителей спустя более двух столетий с представленными царственными отпрысками работами на суд академиков. Выданные им Дипломы убеждают в добросовестности учеников и объективности экзаменаторов.

Особая любовь к рисованию и талант карикатуриста наряду с пристрастием к военному искусству ознаменовались у великого князя Николая Павловича целой галереей рисунков мундиров для различных родов войск, которая, возможно, представляет особый интерес для исследователей военного обмундирования. Информационное сопровождение выставки сообщает, что «Пять дочерей Павла I - «гатчинские принцессы» - также были отменно воспитаны и стали желанными невестами для знатных европейских женихов. Они стали достойными наследницами Екатерины Великой и сыграли важную роль в дипломатии и политике тех стран, куда их привели династические браки. http://www.ug.ru/archive/7904

Павел Первый.

20 сентября (1 октября) 1754, Летний дворец Елизаветы Петровны, Санкт-Петербург
- 12 (24) марта 1801, Михайловский замок, Санкт-Петербург

Дети Павла I и Марии Федоровны:

Император Александр I (1777 – 1825)
Цесаревич Константин, наместник Царства Польского (1799 – 1831)
Александра, палатина Венгерская (1783 – 1801)
Елена, наследная принцесса Мекленбург-Шверинская (1784 – 1803)
Мария, Великая герцогиня Саксен-Веймар-Эйзенах (1786 – 1859)
Екатерина, герцогиня Ольденбургская и королева Вюртембергская (1788 – 1819)
Великая княжна Ольга (1792 – 1795)
Анна, королева Нидерландов (1795 – 1865)
Император Николай I (1796 – 1855)
Великий князь Михаил (1797 – 1849)

Екатерина Павловна

Михаил Павлович

Мария Павловна

Анна Павловна

Елена Павловна

Александра Павловна

Николай Павлович

Константин Павлович

Мария Федоровна

Мари́я Фео́доровна; до перехода в православие - София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская (Sophia Marie Dorothea Augusta Luisa von Württemberg) (14 октября 1759, Штеттин - 24 октября 1828, Павловск) - российская императрица (с 1796, с 1801 - вдовствующая)

Алмазные шифры-монограммы императрицы Марии Федоровны, жены императора Павла I (21); императрицы Елизаветы Алексеевны, жены императора Александра I в сочетании с вензелем вдовствующей императрицы Марии Федоровны (22); императрицы Марии Федоровны, жены императора Александра III (24)

Родители Семена Афанасьевича Великого - император Павел I (1754 - 1801) и фрейлина Софья Степановна Чарторыжская (урожд. Ушакова; 1746 - 1803).

Семен (Симеон) Афанасьевич Великий ( , Петербург - 13 августа ) - капитан-лейтенант российского флота (), внебрачный сын Павла I .

Биография

Стал служить на корабле «Не тронь меня» под началом капитана Травкина. Участвовал в войне со шведами. После морского сражения 22 июня года Семёна Великого послали с донесением к Екатерине II . 1 июля года императрица произвела Семёна Великого в капитан-лейтенанты флота. (См. "Материалы для истории русскаго флота", Веселаго, Ф. Ф., Санкт-Петербург : Типография Морского министерства, год, том 14.) 17 октября года вышел указ Адмиралтейств-коллегии, по которому С.A. Великий вместе с группой морских офицеров отправлялся в Лондон, к чрезвычайному послу графу С. Р. Воронцову для поступлению на службу в английский флот. (См. "Материалы для истории русскаго флота", Веселаго, Ф. Ф., Санкт-Петербург : Типография Морского министерства, год, том 14.)

Николай Иванович Греч так описывал эту историю в своих воспоминаниях:

"...Перед вступлением в первый брак императора Павла I дали ему для посвящения его в таинства Гименея какую-то деву. Ученик показал успехи, и учительница обрюхатела. Родился сын. Его, не знаю почему, прозвали Семёном:Ивановичем Великим и воспитали рачительно. Когда минуло ему лет восемь, поместили в лучшее тогда петербургское училище, Петровскую школу , с приказанием дать ему наилучшее воспитание, а чтоб он не догадался о причине сего предпочтения, дали ему в товарищи детей неважных лиц. C ним наравне обучались Яков Александрович Дружинин, сын придворного камердинера; Фёдор Максимович Брискорн , сын придворного аптекаря; Григорий Иванович Вилламов , сын умершего инспектора классов Петровской школы ; Христиан Иванович Миллер, сын портного и Илья Карлович Вестман, не знаю чей сын. По окончании курса наук в школе, государыня Екатерина II повелела поместить молодых людей в Иностранную коллегию, только одного из них, Дружинина, взяла секретарём при своей собственной канцелярии. Великий объявил, что желает служить во флоте, поступил, для окончания наук, в

РОМАНОВЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 2 - ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ ЕЛЕНА ПАВЛОВНА, ДОЧЬ ПАВЛА I)

Великая княжна, герцогиня Мекленбург-Шверинская Елена Павловна - дочь императора Павла I и его супруги Марии Фёдоровны.

1784,Санкт-Петербург - 1803, Шверин

И.Б.Лампи Портрет Вел.княжны Елены Павловны 1792 г.

Дмитрий Левицкий Портрет Вел.княжны Елены Павловны 1796 г.

Родилась в Петербурге 24 декабря 1784 года.
В 1799 году вышла замуж за герцога Фредерика Мекленбург-Шверинского и переехала в Шверин.
В 1800 году у нее родился сын Пауль-Фридрих, а в марте 1803 - дочь Мария.
Крепким здоровьем Елена Павловна не отличалась, а вторая беременность подорвала ее здоровье еще сильнее, и 24 сентября 1803 года Елена Павловна скончалась.

Владимир Боровиковский Портрет Вел.княжны Елены Павловны

Владимир Боровиковский Портрет Вел.княжны Елены Павловны 1796 г.

Великая княжна Мария Павловна - дочь императора Павла I, великая герцогиня Саксен-Веймар-Эйзенахская.

16.02.1786 г. Павловск- 23.06.1859 г. Веймар

Родившись студеною петербургскою зимой, она почти сразу привлекла внимание царственной бабушки силою своего характера: мало кричала и хорошо перенесла страшащую многих в те времена, но – необходимую - прививку ветряной оспы, которую ей сделали в 1787 году. Императрица называла внучку «маленький драгун». Екатерина писала барону Мельхиору Гриму: «Вот этой надо было родиться мальчиком: привитая ей оспа совсем ее изуродовала, все черты лица погрубели. Она ничего не боится, мало плачет, все ее склонности и игры мужские, не знаю, что из нее выйдет».

Дмитрий Левицкий Портрет Великой княжны Марии Павловны 1790е

Прошло совсем мало времени, и художник Дмитрий Левицкий написал прелестный портрет семилетней княжны Марии Павловны, на котором изображен одухотворенный лик с глубокими внимательными глазами, наполненными недетскою серьезностью. Черты лица слегка удлиненны, но очень пропорциональны, безупречно красива линия носа и лба, округло - нежны прелестные, юные руки княжны с пианистичеки длинными пальцами. Она очень походила на своего отца – замкнутостью, сдержанностью, и - одновременно – пылкою нервностью натуры и способностью все чувствовать до крайней болезненности. Маленькая Мария была от природы и усердных занятий блестящею музыкантшей, и по желанию ее матери и бабушки, и в Павловске, и в Царском селе, и в Гатчине, и в Зимнем дворце часто устраивались музыкальные и танцевальные вечера в которых принимала участие маленькая пианистка.
Домашние концерты вскоре прекратились – в ноябре 1796 года Екатерина Вторая скончалась и на трон взошел ее сорокадвухлетний сын Павел, долго ждавший этого мига.

В 1800 году Марии, средней дочери, его любимице, исполнилось целых четырнадцать лет. Тогда впервые встал вопрос о ее возможном браке со старшим сыном владетельного герцога небольшого Саксен – Веймарского княжества. Для ведения брачных переговоров в Санкт - Петербург из Веймара приехал посланник герцога Карла – Августа, барон Вильгельм фон Вальцоген. В 1804 г. сочеталась браком с наследным принцем саксен-веймарским Карлом Фридрихом (1783-1853), сыном Карл Августа, вступившим на престол в 1828 г.
Веймарская чета покинула Россию через девять месяцев после помолвки, объявленной в Санкт – Петербурге первого января 1804 года, и через три месяца после роскошной свадьбы, назначенной на двадцать второе июля 1804 года.
Проведя эти девять томительных месяцев в непрерывной чреде празднеств, обедов, балов, концертов, прогулок, пикников, молодая наследная чета выехала в Веймар лишь 25 сентября 1804 года.

Неизвестный художник Портрет Великой княжны Марии Павловны

Приезд русской принцессы в этой скромной, маленькой земле, был важен для всех.
Встречать, приехавшую в начале ноября в Веймар молодую наследницу короны, пришли толпы людей, почти все княжество.
Неугомонный, светлый и пылкий духом Ф.Шиллер посвятил Марии Павловне последний взлет своего пера: пьесу – кантату «Приветствие искусств», где в аллегорически - изящной форме, выразил восхищение красотою и благородством будущей герцогини и высказал доброе, быть может, и несколько наивно – романтическое пожелание, найти в преданной любви и восхищении новой Отчизны силы для того, чтобы трудиться душою и сердцем ей на благо.

Деревце страны иной,
Пересаженное нами,
Вырастай, примись корнями,
В этой почве, нам родной..
Быстро сплетаются
Нежные узы любви,
Наше Отечество будет да там,
Где мы делаем счастье людское!

Владимир Боровиковский Портрет Великой княжны Марии Павловны 1804 г.

Владимир Боровиковский Портрет Великой княжны Марии Павловны (вариант) 1804 г.

По всей стране она организует ссудные кассы для неимущих, работные дома, ремесленные училища, выставки новинок промышленности, курсы садоводства, дома для сирот. Во все это вкладывает немалые личные средства.

Одаренная природным умом, а по словам Шиллера - и «большими способностями к живописи и музыке и действительной любовью к чтению», Мария Павловна много делала для своей «второй родины».
В Йенском университете герцогиня прослушала около десятка курсов лекций по разным дисциплинам. Ее преподавателями и собеседниками на ее вечерах были профессор А. Гумбольдт, историк Мейер, философ и педагог Керстнер.
В 1852 году, уже будучи вдовствующей герцогиней, Мария Павловна основала «Общество истории», всячески поощрая изучение реликвий и документов Веймарского края и соседних с ним княжеств.
Она то и дело учреждала поощрительные стипендии, музыкальные конкурсы с фондами премий, на ее личные пожертвования был основан знаменитый на всю Европу Институт Фалька, с приютом для беспризорных детей на двести мест.

Джордж Доу Портрет Великой княгини Марии Павловны 1822 г.

Трудами Марии Павловны создался музей, посвященный памяти Гёте, Шиллера, Виланда и других, прославивших Веймар своей литературной или художественной деятельностью. Ей же первой пришла в 1842 г. мысль привлечь в Веймар Листа, что снова подняло славу небольшого города.
Гёте, принадлежавший к числу друзей Марии Павловны, называл её одной из лучших и наиболее выдающихся женщин нашего времени.
У Марии Павловны был сын Карл Александр (1818-1901), следующий великий герцог Веймарский, и дочь Августа (1811-1890), германская императрица и королева Пруссии, супруга Вильгельма I.
Таким образом, Мария Павловна была бабкой кайзера Фридриха III и прабабкой Вильгельма II.

Неизвестный художник Портрет Великой княгини Марии Павловны 1851 г.

2 марта 1855 года веймарская семья получила страшное известие из России: скончался брат Марии Павловны, Император Николай Первый. Она тяжело перенесла это известие, и на этот раз ее сдержанность и сила характера оказалась для нее губительна, подорвав жизненные силы и здоровье. Однако она нашла в себе дух, чтобы ехать в Москву на коронацию племянника Александра, ставшего императором Александром Вторым. Она будто знала, что это долгое путешествие будет ее последним свиданием с Родиной.
23 июня 1859 года великая княгиня Мария Павловна неожиданно скончалась от приступа сердца в 5 часов 15 минут пополудни.

Веймар погрузился в глубочайший траур, но уныния не было, было лишь искреннее сожаление, будто ушел в мир иной человек, достойный чего то более Светлого и Лучезарного, чем грешная и цветущая земля маленького Веймара, человек близкий здесь всем и каждому.
Двадцать седьмого июня 1859 года прах великой герцогини Саксен Веймарской и Эйзенахской Марии Павловны, урожденной русской Цесаревны Романовой нашел успокоение в великогерцогской усыпальнице, на протестанском кладбище.
Толпа провожавшая герцогиню к месту ее последнего пристанища растянулась на несколько километров, усыпанных цветами и лепестками роз.

Использованы материалы ВИКИПЕДИИ и
статьи Светланы Макаренко «Прелестный лебедь «Павлова гнезда» и Веймарской короны украшенье» с сайта «Peoples History»

О жизни Марии Павловны в Веймаре в статье:
http://www.senat.org/integ3/txt15.htm

Великий князь Константин Павлович - второй сын императора Павла I и Марии Фёдоровны.

Памятный знак, выпущенный Екатериной II в честь рождения Константина.

Неизвестный художник Портрет великого князя Константина Павловича 1787 г.

Имя Константин дано внуку Екатериной II с перспективой возвести его на константинопольский престол восстановленной Византии. Константин рос непослушным, скверным мальчишкой. Он не хотел учиться. Педагоги неоднократно сообщали императрице, что дитя, конечно, весьма добросердечное и невероятно одаренное, но мало выказывает усердия к учению. Однажды главный учитель Лагарп начал настаивать на прилежании и великородное дитя укусило бедного швейцарца. Повзрослев, Константин сломал руку престарелому воспитателю генералу Штакельбергу.

Неизвестный художник Портрет великого князя Константина Павловича конец 18 века

Владимир Боровиковский Портрет великого князя Константина Павловича 1795 г.

С 1799 цесаревич (титул присвоен Павлом в обход его собственного Положения об императорской фамилии 1797). Когда пришло время жениться, бабушка предоставила ему выбор из трех очаровательных Саксен-Кобургских принцесс.
В 1796 г. в Петербурге Константин женился на Юлиане Генриете Ульрике, третьей дочери герцога Саксен-Кобург-Заальфельдского Франца Фридриха Антона (в православии Анна Фёдоровна).
Свою первую и законную супругу Константин терроризировал почти с садистской изощренностью. Поступки великого князя могли подчас навести на мысль о его безумии. Он являлся в апартаменты жены в шесть часов утра и заставлял ее до завтрака играть на клавесине военные марши, аккомпанируя ей на барабане. Он был груб и нежен одновременно, то целуя, то ломая жене руки.
Даже пребывая в благодушном настроении, он любил пугать присутствующих, стреляя в коридоре Мраморного дворца из пушки, заряженной живыми крысами. Доставалось не только супруге, но и всем окружающим Константина. Во дворце находилась специальная холодная комната, куда по его приказу сажали провинившихся придворных. Отношения между супругами продолжали ухудшаться, и дело было уже не в мальчишеских проказах великого князя.
Брак не задался, и через пять лет Анна Федоровна совершила решительный поступок, сбежав от своего грубого, малопривлекательного мужа на родину. Официальный развод состоялся через двадцать с лишним лет - 1 апреля 1820 г.

Великие князья Александр и Константин Павловичи (камея) 1791 г.

И.Б.Лампи Великие князья Александр и Константин Павловичи 1797 г.

Был замечен Константин и в нескольких не совсем в скромном обращении с женским полом, а когда ему отказывали, мог поступить и бесчеловечно. Рассказывали, что предмет его вожделений, жена придворного ювелира Араужо, отвечала на его недвусмысленные предложения презрением, и это плохо для неё обернулось.
10 марта 1802 года госпожу Араужо обманом посадили в карету и привезли в Мраморный дворец - резиденцию великого князя.
Придворные лакеи извлекли драгоценную добычу из экипажа и на руках отнесли в комнаты, где ее ждал великий князь Константин. Он был пьян, возбужден и нетерпелив.
Константин даже не смог как следует насладиться своей победой - Араужо, пребывающая в полуобморочном состоянии, не вызвала в нем особых желаний. Он быстро вышел из кабинета и удалился в свои апартаменты. Красавица была отдана на поругание адъютантам, лакеям и солдатам, бывшим на карауле при дворце.
На другой день несчастная скончалась.
Александру I осторожно доложили об инциденте и неблаговидной роли во всей истории его младшего братца. Александр I был вынужден назначить строжайшее следствие. Замешанных в деле немедленно посадили в крепость, а великий князь Константин оказался под домашним арестом.
Мужу дали много денег и попросили срочно покинуть Россию, дело было замято.

Александр Орловский Портрет великого князя Константина Павловича 1802 г.

Луи де Сент-Обен Портрет великого князя Константина Павловича

В битве под Аустерлицем в 1805 командовал гвардейским резервом. Участник Отечественной войны 1812 и Заграничного похода, где показал себя достаточно прилично (в лейпцигской Битве народов 1813 командующий резервных частей, участвовавших в бою). Главнокомандующий польскими армиями в 1815 г. После этого преимущественно жил в Варшаве, будучи фактически наместником своего брата Александра I в образованном после Венского конгресса Царстве Польском. Самое невероятное заключалось в том, что этот странный, нелепый, некрасивый, непредсказуемый, взбалмошный человек полюбил Польшу и поляков.

Питер Эрнст Рокштул Портрет великого князя Константина Павловича в профиль 1809 г.

Константин вошёл в историю, прежде всего, как несостоявшийся (хотя и провозглашённый) император, чей необычно оформленный отказ от престола привёл к политическому кризису. На протяжении 16 дней, с 27 ноября (9 декабря) по 13 (25 декабря) 1825 г., официальные учреждения в Петербурге и Москве под присягой признавали его императором и самодержцем Всероссийским Константином I, хотя фактически он никогда не царствовал и своего вступления на престол не признал.
В 1801, после гибели отца, Константин стал в соответствии с Актом Павла I 1797 г. наследником своего бездетного брата, но царствовать Константин не хотел и прибавлял: «Меня задушат, как задушили отца».
В 1823 Константин, ссылаясь на морганатический брак и неспособность к государственному управлению, отрёкся от престолонаследия. Это отречение было оформлено в виде манифеста Александра I от 16 (28 августа) 1823, который следовало огласить после его кончины. В силу этого решения наследником престола становился следующий брат, великий князь Николай Павлович. Николай был в курсе этих планов как минимум с 1819 года.

Джордж Доу Портрет великого князя Константина Павловича 1834 г.

После получения известия в Москве, а затем и в Петербурге о кончине Александра I в Таганроге 19 ноября (1 декабря) 1825 г. посмертный манифест был вскрыт и оглашён.

Однако большиство членов Государственного совета и сам Николай Павлович присягнули императору Константину I, к присяге была приведена армия, была отчеканена монета с его профилем - знаменитый редчайший константиновский рубль (вскоре засекреченный).
Константин, находившийся в Варшаве, потребовал соблюдения манифеста 1823 г. и дважды подтвердил отречение. После этого 13 (25) декабря 1825 г. Николай Павлович провозгласил себя императором Николаем I, причём цесаревич Константин с официальной точки зрения никогда не царствовал.
На другой день, 14 (26 декабря) 1825, произошло восстание декабристов, формальным поводом которого был отказ от переприсяги Николаю и защита прав Константина.
Есть одно обстоятельство, которое сыграло роль в агитационных речах декабристов, обращенных к простым солдатам – в Польше солдаты служили восемь лет, а не двадцать пять. Соответственно, легко было убедить солдат, что вошедший на трон Константин сократит срок службы в России до восьми лет, а это серьезный аргумент.
После отказа от престола Константин до конца жизни продолжал титуловаться цесаревичем, хотя из очереди престолонаследия был исключён.

Л.И.Киль Портрет великого князя Константина Павловича у камина 1830 г.

Неизвестный художник Портрет великого князя Константина Павловича

Ф.Сливицкий Портрет великого князя Константина Павловича

24 мая 1820 г. в Варшаве Константин женился повторно (морганатически) на дочери графа Антония Грудзинского и Марианны Дорповской, Иоанне (Жаннете), получившей от Александра I титул ее светлости принцессы Ловицкой (Лович).
Законных детей у Константина не было. Но он имел двух внебрачных сыновей - Павла Константиновича Александрова (получившего фамилию по крестному отцу - Александру I), впоследствии генерала русской армии, и Константина Ивановича Константинова, также генерала русской армии.

Т.Райт Портрет великого князя Константина Павловича (с оригинала Дж.Доу) 1833 г.

С.Корделли Портрет великого князя Константина Павловича

Неизвестный художник Портрет великого князя Константина Павловича 19 век

Польское восстание 1830-1831 началось с нападения на Бельведерский дворец - варшавскую резиденцию Константина, сам он спасся бегством из города. В следующем году он умер в Витебске от холеры.

В 1783 году принадлежавшая Г.Г. Орлову живописная гатчинская мыза с величественным дворцом и парком была приобретена в казну, а затем подарена великому князю Павлу Петровичу, сыну Екатерины II. С этого момента любимой резиденцией будущего императора стала именно Гатчина, которой по восшествии на престол Павел I присвоил статус города. Таким образом, с 1796 года вплоть до революции 1917-го Гатчинский дворец являлся собственностью императорской фамилии Романовых: сюда приезжали с супругами и детьми Павел I, Николай I, Александр II, Александр III и Николай II.

В XVIII веке, во времена Павла I, императорская семья обычно приезжала в Гатчину в начале августа и оставалась здесь до осенних холодов, а в Петербург возвращалась в конце ноября или начале декабря. Камер-фурьерские журналы и свидетельства современников дают представление о придворной жизни и доносят до нас дыхание павловской эпохи, полной условностей и насыщенной неукоснительным соблюдением регламента, следовать которому надлежало всем без исключения - как взрослым, так и детям. Подъем ранним утром, пешие или верховые прогулки, обеды, ужины, начинавшиеся в одно и то же время, спектакли и вечерние собрания - все это подчинялось строгому этикету и шло по раз и навсегда установленному императором порядку.

День начинался рано. Ровно в семь утра император вместе с великими князьями уже выезжал верхом на прогулку навстречу войскам. Затем наследник престола Александр и великий князь Константин присутствовали на учениях гатчинских войск и парадах, которые проходили ежедневно на огромном плацу перед дворцом и заканчивались разводом караула.

Великие княжны прогуливались чуть позже - как правило, в экипажах, вместе с императрицей и в сопровождении свитских дам. В 13.30 подавали обед. При хорошей погоде столы накрывали на воздухе, в саду под шатром. С родителями обедали и ужинали только три старшие великие княжны - Александра, Елена и Мария. Великие князья Александр и Константин, к тому времени уже имевшие жен, в загородных дворцах получали бесплатно только жилые апартаменты, а придворный штат, прислугу, стол и конюшни должны были содержать «на свой счет». Если верить современнику (воспоминания графа Головкина), то великому князю Александру Павловичу удавалось «пообедать только в те дни, когда был приглашен к императорскому столу».

В пять часов всей семьей отправлялись на дневную прогулку: пешком по саду, либо в «каратайках» или линеях по парку и Зверинцу, где дети особенно любили бывать. Там в специальных вольерах содержались дикие звери: олени, лани, цесарки, фазаны и даже верблюды. У лесничего Гундиуса подавали закуску. В шести верстах от Гатчины в небольшом селении Пудость находилась «каменная ломка» - здесь добывали прославленный пудостский известняк, из которого архитектор Бренна в Гатчинском парке возводил арочные мосты и монументальные ворота. Там же в Пудости находилась мельница. У ее хозяина, мельника Штакеншнейдера (отец знаменитого архитектора А.И. Штакеншнейдера), в небольшом кофейном домике, облицованном желтым камнем, обыкновенно пили кофе.

В первых числах сентября начинались осенние маневры с участием великих князей. Что же касается княжон, то они непременно выступали в роли наблюдательниц и живо обсуждали все передвижения войск. Один из таких маневров описал в своих воспоминаниях польский король Станислав-Август Понятовский, приехавший в Гатчину в 1797 году: «Военный маневр выполнен 7600 людьми различных родов оружия... Участвовавшие в деле войска были разделены на четыре части. Маневр продолжался около трех часов, в течение которых заняли и укрепили небольшой лес. Кавалерия произвела несколько очень живых атак. Пехота заслужила особое одобрение своими переходами, развертыванием и равнением. Отличился здесь также и отряд легкой артиллерии. Умеренное солнце и отсутствие дождя и ветра сделали этот день удачным во всех отношениях». Конечно, не всегда природа была так снисходительна; случались и ветер, и дождь со снегом, но ничто не могло отменить назначенного военного учения или вахтпарада.

В первые годы совместной жизни в Гатчине для старших великих князей служба в гатчинских войсках была внове и доставляла радость. Через некоторое время прелесть новизны исчезла и они стали тяготиться несвободой, однако выказывать неудовольствие государю-отцу ни Александр, ни Константин не решались.

В Гатчинском дворце был очень хороший театр: спектакли являлись любимым развлечением всех его обитателей; они начинались в семь часов вечера. Представления давались русской, французской и итальянской труппами. Так, во время пребывания в Гатчине Понятовского в 1797 году, пьесы, оперы или балет шли каждый день, а особенно понравившиеся даже повторялись. Музыку к пьесам писал Д.С. Бортнянский, театральным декоратором был знаменитый П. Гонзаго. Из младших детей на спектакли допускалась только одна Екатерина Павловна.

Когда спектаклей не было, великие князья с супругами и четыре старшие дочери вместе с августейшими родителями присутствовали на вечернем «собрании», где императрица и великие княгини - жены великих князей - играли в карты, чаще всего в пикет.

По праздникам устраивали балы «для приезжих из Санкт-Петербурга кавалеров и для дам и фрейлин, живущих при дворе». По этому случаю кавалеры являлись во дворец в нарядных кафтанах, а дамы обязательно надевали «русское платье». Во время вечерних «собраний» бывали и так называемые «маленькие балы», которые организовывались экспромтом в кругу близких. В тогдашней танцевальной моде самым популярным считался менуэт, французский или польский. Им открывала бал императрица, «прохаживаясь в польском» с великими князьями. Однажды в танцах приняли участие двухлетняя Анна Павловна и великий князь Николай Павлович, которому в то время исполнился год. Балы длились недолго и заканчивались не позднее девяти часов вечера, затем следовало «вечернее кушанье». В десять все удалялись в свои комнаты. Таков был распорядок дня придворной жизни в Гатчине.

Младшим детям деревенская жизнь вряд ли казалась скучной, ведь, по словам современника, «все увеселения Версаля и Трианона по волшебству... перенесены в Гатчину». К тому же, несмотря на многочисленные церемонии, они чаще чем обычно видели своих родителей - императора-отца, который их нежно любил, называл «барашками», «овечками», подавал выпавшие из крошечных ручек игрушки и даже - к неудовольствию Марии Федоровны - свободно разговаривал с няньками, «ослабляя в их пользу» придворный этикет. Воспитательницей мальчиков и девочек была статс-дама и светлейшая княгиня Шарлотта Карловна Ливен. Ей поверяли немудреные детские тайны и называли бабушкой. Дочери августейшего монарха были красивы и считались одними из самых образованных принцесс Европы. Они знали иностранные языки, много читали и переводили, прекрасно разбирались в музыке и унаследовали от матери-государыни способность к рисованию и лепке из воска. Красавица Александра уже в тринадцать лет опубликовала два перевода с французского. Грациозная и прелестная Елена отличалась особыми успехами в танцах, а княжна Мария обладала множеством самых разных талантов, за что в семье ее называли «жемчужиной». По мнению государыни-матери, каждая женщина должна была быть «совершенная швея, ткачиха, чулочница и кухарка» и признавать «свою слабость и преимущество мужа во всяком случае», чтобы заслуживать его «любовь и приязнь скромностью и покорностью». Эти взгляды, наверняка, были переданы дочерям.

Все члены царской фамилии принимали участие в наиболее значимых парадных церемониях: днях тезоименитства и днях рождения. Осень 1799 года в Гатчине оказалась едва ли не самой блестящей по количеству и пышности различных торжеств. Начало им было положено 30 августа: тезоименитство наследника престола совпало с празднованием дня святого благоверного князя Александра Невского. Цесаревич Александр Павлович принимал поздравления в собственном Тронном зале, а стол в этот день был сервирован на 53 куверта Орловским и Гатчинским сервизами. Из женщин за столом находилась лишь императрица Мария Федоровна.

12 октября 1799 года в Гатчине начались свадебные торжества: император выдавал замуж двух дочерей. Вероятно, к этому празднику была приурочена передача русскому царю, принявшему в 1798 году титул Великого магистра Ордена святого Иоанна Иерусалимского, христианских реликвий: нетленной Десницы Иоанна Предтечи, Части Голгофского Креста Господня и иконы Божией Матери Филермо, написанной евангелистом Лукой. На 12 октября назначили свадьбу великой княжны Елены Павловны с принцем Фридрихом Мекленбургским. Невесте исполнилось пятнадцать лет, она была второй по старшинству дочерью. По окончании церемонии начали стрелять пушки: всего прозвучал 101 выстрел.

19 октября венчалась еще одна дочь, шестнадцатилетняя Александра. Ее жених - австрийский эрцгерцог Иосиф был католиком, поэтому в Белом зале было проведено бракосочетание еще и по католическому обряду. Император благословил обеих дочерей мальтийскими святынями. Маленькие дети тоже присутствовали на венчании. Николай Павлович, будущий император Николай I, вспоминал: «...меня посадили в кресло на хорах; раздавшийся пушечный выстрел меня сильно испугал, и меня унесли». Ярким впечатлением этих дней для маленького великого князя осталось «катание» на шлейфе супруги его брата-наследника.

С особой праздничностью прошел бал-маскарад для дворянства и купечества. 8 ноября, в день тезоименитства великого князя Михаила Павловича, церемония выхода в церковь была столь великолепна, что поразила современников. Кавалеры российских орденов и дамы, пожалованные орденом святой Екатерины, явились в орденских одеяниях (царские дочери этот орден получали при святом крещении).

11 ноября в Гатчине состоялось заседание Правительствующего Сената, на котором Павел I высказал следующее повеление: «...я хочу, чтобы наследник мой занимал первое по мне место в Сенате». Балы, торжества, веселые катания на санях продолжались в течение целого месяца. Однако, тень грусти уже опустилась над Гатчиной: Павел, обожавший дочерей, волновался, предчувствуя разлуку. К тому же, он не любил Австрию и потому твердил, что «отдает великую княжну Александру в руки врагов и больше никогда ее не увидит». Предчувствия не обманули государя. Обе его дочери, для которых с такой роскошью были устроены свадебные торжества, уехав за границу, тосковали по родине. Об их ранней смерти несчастный император так и не узнал: сообщение о кончине его любимицы Александры пришло в Россию уже после убийства Павла I в Михайловском замке; Елена Павловна пережила свою старшую сестру всего на два с половиной года. Нужно сказать, что все дети Павла и Марии Федоровны были очень привязаны друг к другу и на всю жизнь сохранили самые нежные воспоминания о своем отце.

Потеряв мужа, вдовствующая императрица Мария Федоровна продолжала приезжать на осенние месяцы в Гатчину. Впрочем, две зимы в 1809 и 1810 годах она также провела в любимой загородной резиденции супруга. Здесь великие князья усиленно изучали латинский язык, но их больше привлекали математика, артиллерия и инженерная наука. Пребывание «в окружении чудесной природы» предполагало занятия сельским трудом: великие князья и княжны вскапывали грядки, сеяли горох, ловили сетью рыбу.

В их присутствии суровый замок, а вслед за ним и Гатчина, вновь оживали, но... лишь отдаленно напоминали о том блеске и пышности, что некогда здесь царили.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: