Александр абдулов мастерски скрывал от жены свои измены. История любви александра абдулова и ирины алферовой Сколько лет прожили абдулов с алферовой

Самые красивые пары советского кино Раззаков Федор

Александр Абдулов и Ирина Алферова Красивая сказка эпохи «застоя»

Александр Абдулов и Ирина Алферова

Красивая сказка эпохи «застоя»

Одна из самых красивых пар советского кино шла друг к другу весьма непросто, начав этот путь из разных концов страны. Александр Абдулов родился в Тобольске 29 мая 1953 года, а Ирина Алферова появилась на свет в Новосибирске на два с лишним года раньше – 13 марта 1951 года. И, как это принято у красивых пар, перед встречей друг с другом они успели испытать не одну любовь. Иной раз даже не менее страстную, чем их собственная. Особенно это касалось Абдулова, который еще в школьные годы оказался под пристальным вниманием слабого пола.

По воспоминаниям самого Александра, первая женщина появилась у него, когда ему было всего 16 лет. По строгим советским меркам это очень рано. При этом отметим, жил на тот момент наш герой не где-нибудь, а в пуританской Средней Азии – в городе Фергане. Но факт остается фактом. По его же словам: «Она была взрослой женщиной, ей исполнился 21 год. Тогда мне казалось, что это жуткое количество лет. Она меня соблазнила. Но я оказался не на высоте. Правда, я был безумно горд, даже наклюкался потом по этому поводу. Пил, кажется, портвейн «Агдам»…»

В старших классах Абдулов был влюблен в одну из своих одноклассниц – Наташу Несмеянову. По ее воспоминаниям: «Саша был обычный мальчишка. Симпатичный, хулиганистый, эдакий рубаха-парень. Но в его выходках не было злой агрессии, поэтому на него невозможно было обижаться, и все ему сходило с рук.

Учился он в основном на тройки, но из-за оценок особо не переживал, наоборот, с юмором говорил, что ему двух баллов не хватило до золотой медали…

Мы дружили с Сашей с 6?го класса. Вначале просто школьной компанией возвращались домой после уроков. В восьмом классе более внимательно стали приглядываться друг к другу. Он оказывал мне знаки внимания, мог портфель донести. Все это было невинно, по-детски. А в 9?м классе поссорились и почти не разговаривали год, хотя глазами в сторону друг друга постреливали. Зато когда перешли в 10?й класс, как увидели 1 сентября наших парней, так девчонки и ахнули. Абдулов?красавец – в брюках клеш. Его лучший друг Саша Сиднихин – косая сажень в плечах… Он дружил с другой одноклассницей – Ольгой Федюниной. Но, кроме невинных поцелуев, ничего и не было. Времена были другие, целомудренные…

Он сделал мне предложение перед экзаменами в 10?м классе. Но это тоже были его детские фантазии, о чем я ему тут же сказала…»

Итак, первая любовь Абдулова не ответила ему взаимностью. Однако, будь иначе, судьба нашего героя сложилась бы совсем по-другому и советское искусство не приобрело бы такого актера, как Александр Абдулов. Финальная точка в этом романе была поставлена во время выпускного вечера летом 1970 года. Когда одноклассники Александра задумали устроить в школе танцы, Абдулов вызвался сбегать домой, чтобы принести уникальные записи – катушку с песнями «Битлз» (буквально накануне выпускного, в апреле, «битлы» заявили о своем официальном распаде). Он мог бы и не делать этого, поскольку дефицита музыки на танцах не было. Но Абдулов с помощью «битлов» хотел покорить сердце Натальи Несмеяновой. Короче, он вскочил на велосипед и рванул домой за записями. Но на обратном пути случилась беда. Дорога шла в гору, и, когда Александр что есть мочи нажимал на педали, катушка с пленкой, которую он засунул под рубашку, упала на землю и понеслась вниз, разматываясь по дороге. В итоге, пока наш герой ее догнал, пока возился с намоткой ленты обратно на бобину, минуло больше двух часов. Поэтому, когда он приехал в школу, танцы уже заканчивались, а его любимая девушка ушла с другим. Уязвленный этим, Александр через несколько дней уехал в Москву, чтобы поступить в театральный институт и навсегда вычеркнуть свою первую любовь из сердца. Однако та попытка завершилась провалом – в вуз его не приняли. Абдулов вернулся обратно в Фергану и не стал мудрствовать лукаво: с первого же захода поступил в педагогический институт, на факультет физкультуры. А спустя год снова отправился в Москву, где со второй попытки поступил-таки в ГИТИС. Без театральных подмостков он себя попросту не мыслил, поскольку родился-то в театральной семье – его отец был режиссером в Ферганском драмтеатре, а мама трудилась там же гримером.

Так получится, но в институте Абдулов станет одним из любимых учеников педагога Иосифа Моисеевича Раевского. И останется таковым до последнего дня его жизни – Раевский умрет, когда Александр будет учиться на втором курсе (23 сентября 1972 года). В том самом году, когда будущая жена Александра Абдулова – Ирина Алферова – оканчивала тот же самый ГИТИС, поступив туда по настоянию своей мамы, которая очень хотела, чтобы ее дочь выбилась в люди.

Несмотря на то, что учились молодые люди в одном институте, однако друг друга они тогда не знали, хотя наверняка встречались в длинных коридорах ГИТИСа. Но внимания друг на друга не обращали, увлеченные совсем другими людьми. Так, Ирина, например, завела знакомство с сыном болгарского посла в Москве Бойко Гюровым, с которым она познакомилась в самом начале 70?х на вечере национальной культуры в посольстве Болгарии. Причем поначалу за ней ухаживал его приятель, Иван Жулев, но Ирине больше понравился Бойко. Какое-то время их отношения были чисто дружескими, ни к чему не обязывающими, но потом…

Их роман закрутился в самом начале 1973 года, когда Ирина уже оканчивала учебу и прошла успешные пробы в сериал Василия Ордынского на одну из главных ролей – роль Даши Булавиной. Отметим, что на тот момент за плечами Ирины уже были две небольшие кинороли: в телефильме «Алексеич» (1971) Людмилы Солдадзе она сыграла роль сельской учительницы Марьи Александровны (премьера – июль 1971 года) и в фильме «Учитель пения» ленинградского режиссера Наума Бирмана актриса исполнила роль дочери главного героя – Тамары (премьера – 1973 год).

Вспоминает И. Алферова: «Бойко учился в МГИМО, участвовал в автогонках, которые проходили в разных городах. Отношения, тогда возникшие между нами, были только дружескими. Но однажды, вернувшись с очередных проб в «Хождении по мукам», я нашла у себя в комнате записку: «Позвони мне, пожалуйста. Бойко». Позвонила. Не объясняя ничего, Бойко попросил приехать к нему в посольство. Когда вошла в комнату, то увидела его всего в гипсе: во время очередной автогонки он попал в аварию. Я стала навещать больного друга. И как-то Бойко спросил: «Ты станешь моей женой?» Я растерялась от столь неожиданного вопроса: «Как же так? Ты ведь меня совсем не знаешь». В ответ услышала: «Я тебя люблю, а остальное неважно».

Вскоре я потеряла голову от любви. Каждые выходные летела к любимому в другой город. Деньги на билет где-то находила. Но в понедельник в 9 утра была в институте. Преподаватели очень меня за это уважали…

На нашей шумной свадьбе в посольстве, в красивом особняке, где мы с Бойко и жили, гулял весь мой курс. А буквально на следующий же день я уехала на съемки. Конечно, Бойко злился, требовал, чтобы я осталась. Но я не могла, да и не хотела. Зато после работы над первой частью картины у меня очень удачно образовался перерыв. Я была в положении, мы уехали в Болгарию, где и родилась наша дочка Ксения (это случилось 24 мая 1974 года. – Ф. Р. ). Отец Бойко очень любил внучку и невероятно мне помогал. По утрам сам поднимал, кормил, гулял с ней. Часто читал сказки на болгарском и писал с ней математические формулы – ведь сам был известным математиком. Когда я с улыбкой удивлялась: «Зачем? Она же ничего не понимает», он убедительно отвечал: «Что-нибудь обязательно останется и запомнится»…

Со стороны все казалось замечательным. Мы жили в огромной квартире в 350 квадратных метров, в полном благополучии. В семье мужа ко мне прекрасно относились. Я всем сердцем полюбила Болгарию и обрела там преданных друзей на всю жизнь. Мы до сих пор общаемся с бывшими родственниками. Но я плакала каждый день в течение целого года. И как ни старалась принять ту жизнь, ничего не получалось. Начались съемки продолжения «Хождения по мукам», я уехала в Москву. И там отчетливо осознала, что только здесь, и больше нигде, я – дома и мне хорошо и спокойно. Вернувшись в Болгарию, сказала Бойко, что ухожу от него и возвращаюсь в Россию…

Нелегкий у нас вышел разговор, не сразу Бойко смирился с моим решением, но понял, что я не передумаю. Для окружающих мой поступок выглядел полным безумием – бросить комфортную, благополучную заграницу! Многие мечтают о такой жизни, а я распрощалась с ней без всякого сожаления. В Москве у меня не было ни жилья, ни прописки, ни денег… Но я летела туда буквально на крыльях. Первое время было непросто. Я снимала углы (одно время Ирина даже жила в мастерской художника Ильи Глазунова, который писал с нее портреты. – Ф. Р. ), Ксюшу пришлось отправить к маме, но при всем при этом я чувствовала себя счастливой! Счастье все-таки удивительная вещь. Порой для него никакие блага мира не нужны…»

В это же самое время пытался пробиться в кинематографе и Александр Абдулов. Однако в течение двух лет ему перепадали лишь безликие роли в массовке. Пока наконец в 1973 году сразу два режиссера не обратили на него внимание. Речь идет о Хасане Бакаеве с «Мосфильма» и Михаиле Пташуке с Одесской киностудии. Причем оба они доверили Абдулову роли военных: у Бакаева Александр сыграл молодого моряка («Возле этих окон»), а у Пташука – морского пехотинца («Про Витю, про Машу и морскую пехоту»).

Что касается не киношной жизни, то она для Абдулова складывалась на редкость бурно. Под это понятие входят и коллективные возлияния, и драки, и приводы в милицию, и, конечно же, любовные похождения. В первой половине 70?х у Абдулова случилось сразу несколько любовных историй, каждая из которых оставила свой след в его судьбе. Например, его первой девушкой в Москве была некая Таня – медсестра из роддома на Таганке. Она снабжала Александра липовыми медицинскими справками, которые помогали ему… прогуливать занятия в ГИТИСе. А вскрылись эти махинации неожиданно. Однажды староста группы Володя Григорьев попросил Абдулова принести очередную справку, чтобы отнести ее в деканат. И там какой-то дотошный канцелярист обратил наконец внимание на то, что на справке стоит печать… роддома. Так «лавочка» Абдулова закрылась.

Другая любовная история нашего героя едва не закончилась трагедией. Он тогда сильно влюбился в очередную девушку, а она предпочла ему другого – студента того же театрального вуза. Узнав про это, Абдулов пришел в общежитие, закрылся в своей комнате и… вскрыл себе вены. Он уже терял сознание, и жизнь медленно уходила из него, стекая тоненькими струйками в эмалированный таз, когда судьбе было угодно послать ему спасение в лице соседа по комнате. Тот раньше времени вернулся в общагу и, почувствовав неладное, взломал дверь комнаты, где истекал кровью несчастный влюбленный. Приятель вызвал «Скорую» и уговорил врачей не сообщать куда следует о попытке суицида. В противном случае на актерской карьере Абдулова можно было бы ставить крест – ведь неудавшегося самоубийцу должны были поставить на учет в психоневрологический диспансер. А клеймо психа перекрывало дорогу наверх.

В 1975 году Абдулов учился на четвертом курсе ГИТИСа и довольно успешно сыграл в дипломном спектакле «Бедность не порок» роль Гордея Торцова. Именно в этой роли его заметил один из ассистентов режиссера Театра имени Ленинского комсомола и пригласил в театр для проб на роль лейтенанта Плужникова в спектакле «В списках не значился…» по Б. Васильеву (речь в произведении шла о защитниках Брестской крепости). Абдулов, естественно, пришел и сразу произвел впечатление на нового главрежа театра Марка Захарова (он возглавил «Ленком» в 1973 году). В итоге именно студент Абдулов был утвержден на роль Плужникова.

Как ни странно, но если в театре Абдулов играл роль героическую, то на широком экране ему в те годы приходилось воплощать в жизнь несколько иных героев. Например, в 1975 году он снялся в истерне (или вестерне по-советски) под названием «Золотая речка». Этот фильм снял на Киностудии имени Горького Вениамин Дорман (это было продолжение фильма «Пропавшая экспедиция», 1975), и в нем Абдулову досталась роль хоть и положительная, но не совсем героическая. Александр играл очкастого юношу-доктора, влюбленного в главную героиню фильма, роль которой исполнила Евгения Симонова. Между тем никаких особенных романтических сцен между Абдуловым и Симоновой в этом фильме не было, но они очень скоро появятся в другом их совместном фильме – «Обыкновенное чудо», о котором речь пойдет чуть ниже.

Раз уж дело коснулось любви, то заметим, что на момент работы в «Золотой речке» (а фильм снимался в июле – ноябре 1975 года, и получил за него наш герой 1025 полновесных советских рублей) сердце Абдулова было занято другой женщиной. Причем была она иностранкой – гражданкой США, которая работала в Москве вице-президентом крупного банка. Их отношения зашли настолько далеко, что в один прекрасный день Абдулова вызвали на Лубянку. Он не на шутку испугался, однако, как оказалось, чекисты не собирались его трогать. Вместо этого они стали просить его не бросать свою возлюбленную, а, наоборот, еще теснее сблизиться с ней. «Но зачем?» – искренне удивился Абдулов. «После этого нам с вами будет легче работать вместе, – объяснили ему чекисты. – Ведь ваша любовница – шпионка. Мы давно за ней наблюдаем. Теперь к этому делу присоединитесь и вы. Нам важно знать о ней буквально все – с кем встречается, кто ее навещает, о чем они говорят».

Отметим, что это была стандартная ситуация, когда красивых актеров спецслужбы использовали на ниве шпионажа за иностранцами. Например, много позже широкая общественность узнает о том, что знаменитый советский актер Михаил Козаков был завербован КГБ в 1956 году именно для такого рода спецопераций – его тоже склонили «закрутить» роман с американкой Колетт Шварценбах. Причем агентом КГБ Козаков прослужит долгих 30 лет, о чем он сам и поведает общественности уже на склоне своей жизни. Что касается Абдулова, то, по его же словам, у него отношения с КГБ сложатся не самым лучшим образом. Якобы он уже после первой же встречи с чекистами начнет от них скрываться, чтобы, не дай бог, не стать их агентом. А те, в свою очередь, не отставали: звонили ему в театр, требовали новых встреч с американкой, угрожали неприятностями. Но актер нашел в себе силы разорвать отношения с гражданкой США, после чего эту женщину выслали из страны. Когда она уезжала, в ее глазах стояли слезы. То ли она действительно любила нашего героя, то ли скорбела по тому, что ее разоблачили как шпионку.

Однако, расставшись с американкой, Абдулов (кстати, в узком дружеском кругу его называли Абдулой) не прекратил своих амурных похождений, поскольку это было против его любвеобильной натуры (заметим, что он родился в год Змеи, а эти люди чаще всего большие ветреники). В этом деле ему составил компанию его коллега по Ленкому актер Владимир Долинский. Именно с ним герой нашего рассказа часто попадал в разного рода истории. Об одном из таких случаев Долинский вспоминает следующим образом:

«Идем мы как-то с ним вечером, веселые, по Тверской. Саша в длинной импортной дубленке и копеечной кроликовой шапке. У «Националя» нас останавливают роскошные красотки и начинают что-то лепетать по-английски, показывая почему-то при этом на свои груди. Быстрее сориентировался я, толкнул Сашку в бок и, процедив сквозь зубы «Сними кролика!», широко улыбнулся: «Пардон, мадам. Же ву за при, сильву пле, антанде и орэ-вуар». Девушки явно обрадовались заморским клиентам и потащили нас в машину. Саша, сидя впереди, только широко улыбался и периодически громко вставлял: «Ейс, оф коз», при этом почему-то изображал, что стреляет в прохожих из автомата. Видимо, хотел продемонстрировать, что он Джеймс Бонд. Девки просто плавились от счастья: «Глянь, ну фирма!»

В квартиру с нами поднялся их шофер и расположился на кухне, приготовившись ждать окончания банкета. В наши планы это не входило. Пришлось действовать: я достал бордовые корочки театрального пропуска и издали показал сутенеру Толе: «Мы из 9?го отдела. Чтоб духу твоего здесь не было!» Он мгновенно испарился. Банкет набирал силу, мы изображали загулявших фирмачей, играли этюды, доставая из аквариума рыбок и закусывая ими водку, хором пели на ломаном русском «Подмосковные вечера». Случайно я наступил на собачку и выругался было: «Бля…» – но тут же спохватился и продолжил: «Бляремонд де парти, не спа?» Минут через пятнадцать зазвонил телефон. Вдруг в комнату входит одна из девушек и говорит другой: «Представляешь, Толя от любви к тебе совсем с ума сошел, утверждает, что они – менты!» Через какое-то время мы, конечно, же раскололись, но, самое интересное, спустя много лет к Саше на каком-то фестивале подскочила девушка и завопила: «Саша, помнишь, как вы с Долинским нас на Тверской сняли?» Вот была умора…»

То, что советские путаны не смогли распознать в Абдулове киноактера, можно было объяснить только одним: его имя в ту пору еще не было широко известным, и толпы поклонниц его пока не осаждали. Но это время было уже не за горами, а пока наш герой продолжал крутить «амуры» с красивыми женщинами. Среди последних была и известная в ту пору танцовщица Татьяна Лейбель (1946), которая выступала в паре с Владимиром Никольским. По ее словам:

«У нас с Сашей была потрясающая любовь! Такая любовь, что вся Москва завидовала и сходила с ума! Такие сумасшедшие были отношения!..

В 70?х годах я была знаменитой танцовщицей, а Саша – еще неизвестным актером. Я купалась в любви публики, а он только боролся за внимание зрителей. Мы познакомились в компании. Был Жора Мартиросян (с ним Абдулов познакомился и подружился на съемках «Золотой речки» в 1975 году. – Ф. Р. ), другие актеры. И Саша с Жорой соревновались: кто произведет большее впечатление на меня. Все это было смешно. Но, когда Саша взял гитару и спел «Свеча горела на столе, свеча горела…», это его любимый романс, он мне понравился. Потом начались наши встречи, он ездил ко мне на гастроли, в театр приглашал…

Он мог прилететь для того, чтобы привезти мне какое-то огромное яблоко, то арбузы дарил, цветы полевые… Я ездила с ним на гастроли, он ездил ко мне в Питер… Неожиданно дарили друг другу цветы на сцене… Было здорово. Потом он позвал переехать к нему в общежитие, сказал: «Я перед твоим приездом всю комнату обил голубым ситцем…» Я приезжаю, и правда вся комната в голубом ситце в цветочек. У меня таких красивых отношений больше никогда не было. Это, наверное, бывает раз в жизни.

Запомнились его поступки. Носил он меня на плечах по всей Одессе, когда мы отдыхали. Творил безумства! Летал в разные города за мной, а я много гастролировала по стране, – это же безумство! Он, не предупредив, мог нагрянуть и звонил: «Я прилетел!»…

По природе своей Саша был романтиком. Он в принципе увлекался многими женщинами… Любил – не знаю. Но увлекался – да. Наверное, это нормально. Уезжал от меня взволнованный очередным увлечением. Но ему быстро надоедало, и он возвращался. Я его понимала. А однажды уехала в Югославию на гастроли, и был такой момент ревности с его стороны!

Ну а потом случилась ситуация, когда я поняла, что мне надо его оставить, уйти. Так будет правильно…»

У этой «ситуации» были имя и фамилия – Ирина Алферова.

Встреча будущих супругов произошла осенью 1976 года. Отметим, что тот год для Абдулова оказался весьма успешным как в личном плане, так и в творческом. Например, именно тогда он начал активно сниматься в кино, записав на свой счет две кинороли: одна выпала на художественный кинематограф, другая на телевизионный. Назовем эти фильмы: «72 градуса ниже нуля» (главная роль – Ленька Савостиков) и т/ф «Двенадцать стульев» (роль – инженер Эрнест Павлович Щукин). Несмотря на то, что в первом случае это была главная роль, а во втором второстепенная – громче всего суждено будет прогреметь именно последней.

Абдулов и Алферова познакомились в начале сентября, когда Ирина поступила на службу в труппу Ленкома. Причем Абдулов на нее тогда произвел не самое хорошее впечатление. Почему? Вот как она сама вспоминает об этом:

«Нашу первую встречу с Сашей я до сих пор помню до мельчайших подробностей. В то сентябрьское утро у меня было какое-то фантастическое настроение – я бежала на свой первый сбор труппы в Ленкоме. Видимо, счастье настолько меня переполняло, что люди оборачивались вслед. Возле кинотеатра «Россия» какой-то молодой человек спросил: «Простите, а можно с вами встретиться?» Я ответила, сияя: «О чем вы?! Неужели вы не понимаете, я иду в Ленком! У меня сейчас первый сбор труппы!» Здесь же, у кинотеатра, какая-то женщина торговала астрами. Парень схватил все цветы из ее ведра и вручил мне.

С огромным букетом я впорхнула в театр и вдруг столкнулась с… Абдуловым. Он с ходу что-то начал мне рассказывать, а у меня в голове проносится мысль: вот что мне в жизни точно не грозит, так это роман с ним! Саша показался таким нескладным, некрасивым, волосы какого-то нелепого рыжего цвета. Но тем не менее я стояла рядом, не уходила, слушала, хотя Абдулов нес сущую несуразицу. В этот момент к нам подошел Янковский. Посмотрел на меня, потом на Абдулова… слегка нагнул голову и, показав на меня рукой, заговорщицки так сказал ему: «О! Твоя жена!» Вообще, вспоминая Олега, до сих пор поражаюсь его прозорливости и интуиции, мудрости…»

Итак, в момент первого знакомства Абдулов был в самое сердце поражен стрелой Амура, хотя у него в то время была возлюбленная – Татьяна Лейбель, с которой он жил в комнате московского общежития больше года. Однако стрела Амура не пронзила тогда сердце Алферовой. Но слова, сказанные Янковским, стали пророческими. Абдулову хватило всего лишь нескольких месяцев, чтобы отбить всех ухажеров Ирины (как в стенах Ленкома, так и вне его) и завоевать ее сердце. И летом 1977 года, во время десятидневных гастролей Ленкома в столице Армении городе Ереване, неприступная крепость по имени «Алферова» пала к ногам Абдулова. Именно там он сделал ей предложение руки и сердца, которое девушка практически сразу же и приняла. Правда, поставила перед кавалером одно условие: он должен был пронести ее на руках через весь парк, где они в тот момент гуляли. И Абдулов поднял Ирину на руки и пронес до самого выхода. Так гласит легенда, которую чуть позже расскажут в СМИ сами герои этой истории. Впрочем, рассказывать будут не только они, но и некоторые другие свидетели тех событий. Например, Татьяна Лейбель – возлюбленная Абдулова.

В те дни, узнав о том, что у ее возлюбленного появилась новая пассия, она предпочла им не мешать. Собрала вещи и тихо покинула их общаговскую комнату, когда Абдулов находился на съемках в Ленинграде. Причем он звонил ей оттуда, просил не делать необдуманных поступков и даже обещал: «Я приеду, и мы все обсудим». Но Татьяна ничего не хотела обсуждать – видимо, понимала, что она для Абдулова уже отрезанный ломоть. Хотя сам он так не считал и какое-то время решал дилемму, кого выбрать – Татьяну Лейбель или Ирину Алферову? В итоге выбрал последнюю. Почему? Вот что об этом рассказывает Т. Лейбель:

«…Вечером сидим с Сашей на кухне. И я решаюсь наконец спросить его: «Что происходит?» «А что происходит?» – отвечает вопросом на вопрос Саша. Ну не могла же я признаться, что читала чужое письмо? (речь идет о любовном послании Алферовой Абдулову, найденном Татьяной в шкафу. – Ф. Р. )

– Толя сказал, что ты ухаживаешь за Ириной. А мне кажется, ты стал ее любовником…

– Но у тебя ведь тоже была связь в Югославии?

А потом Саша произносит совершенно дикую фразу: «Понимаешь, Ира сейчас снимается в «Хождении по мукам». Она такая красавица! Фильм выйдет на экраны, и наутро она проснется звездой!» (премьера фильма состоится 7 ноября 1977 года. – Ф. Р. ) – «А ты, значит, будешь рядом со звездой…» – «Ну да… А что такого?»

Меня словно ударили шашкой, и голова покатилась с плеч… Ну что ж… Против лома нет приема. Я даже не стала ничего говорить. Объяснять что-то про Югославию, оправдываться… Смысл? Видимо, Саше кто-то из нашей группы успел доложить, что в Загребе за мной ухаживал один артист балета, красавец-югослав. Мне не в чем было оправдываться: ну сходила с ухажером в кино, в ресторан… Причем не вдвоем, а большой компанией. Саша очень хорошо знал меня: я была преданной подругой, впрочем, такой и осталась до его последней минуты. Он это всегда ценил…

А потом он ушел. Я опять осталась одна в нашей комнатке. Мы здесь счастливо прожили больше двух лет. А теперь все кончилось. Вот тогда я сказала себе: «Таня, пора искать квартиру…»

Вспоминает мама Абдулова Людмила Александровна: «Когда Саша ушел от Тани, она звонила, плакала, просила, чтобы я как-то повлияла на его решение. Она мне нравилась, и я попробовала: «Мам, я ничего не могу с собой поделать, – ответил сын. – В театр пришла новая актриса, Ирина Алферова. Как только увидел ее – пропал»…

Как-то летом звоню в Москву из Конюхово. К тому времени у Саши уже появилась своя жилплощадь и телефон – театр выхлопотал ему двухкомнатную квартиру в Сокольниках. Сын радостно так чуть не кричит: «Мам, приезжайте, я женюсь на Ире Алферовой! У нас дочка Ксюша». Так и сказал «у нас», хотя Ксюша – Ирина дочь от первого брака. Мы с мужем купили большую куклу и поехали. Ира нас очаровала: чистая, открытая, искренняя. И главное, она сильно любила Сашу, а он – ее. Это бросалось в глаза…»

В итоге спустя какое-то время Лейбель уехала в Ленинград, а Абдулов остался в Москве. Но вскоре они снова встретились. Дело в том, что Абдулова утвердили на главную роль в фильме Тофика Шахвердиева «Двое в одном доме», съемки которого проходили в Ленинграде. В нем Абдулов играл главную роль – молодожена Сергея Кононова, а у Лейбель была небольшая роль женщины по имени Яна. Далее послушаем ее собственный рассказ:

«Мы встретились с Сашей в Питере, и он говорит: «Мы должны поговорить». А я снималась на «Ленфильме» в картине, куда меня Саша протежировал. Директриса картины позвала меня на дачу, я поехала и попала в ДТП. Меня привезли в больницу в Сестрорецк с разбитыми коленями, ранами на голове… И получился такой казус. Саша приехал. И мой новый мужчина приехал. Каждый назвался мужем. Врач приходит: «Больная, вы разберитесь в своих мужьях!»

Потом, когда меня увозили в Москву, мы ехали в одном вагоне. Просто через стенку. Саша пришел ко мне: «Я тебя заберу». Я говорю: «Забери». Я была не против, чтобы он меня забрал. Но он не приехал меня забирать. Приехал другой человек и меня забрал. Саша видел, когда меня несли на руках. Я не могла ходить. У меня были шины на ногах…»

После этого случая стало окончательно ясно, что роман Абдулова и Лейбель закончился – Александр остался с Алферовой. А спустя несколько лет Татьяна узнала, что стало причиной такого выбора со стороны ее бывшего возлюбленного. Вот ее рассказ:

«Я тогда работала в «Москонцерте». И вот однажды раздается звонок: «Татьяна Абрамовна? Вас приглашает к себе руководитель отдела Кислицкий». Прихожу на прием. «Здравствуйте, – пожимает мне руку незнакомый мужчина. – Вы меня не помните? А я вас, Татьяна Абрамовна, хорошо знаю… Между прочим, когда-то вмешался в вашу судьбу…» – «Каким образом? Я вас не знаю!» – «Я был директором театра, когда вы жили с Абдуловым. И в принципе мы с Марком Захаровым сыграли в вашей жизни большую роль… Мы хотели создать красивую театральную пару, а вы нам мешали. Саше и Ирине на свадьбу мы подарили двухкомнатную квартиру. Надеюсь, вам все понятно?»

Так вот что хотел мне тогда сказать Саша! Его брак – ширма, это был всего лишь огромный мыльный пузырь. Когда квартира была получена, Алферова, видимо, ему стала неинтересна, и понеслись измены… Через полгода после женитьбы он уже жил своей жизнью. Правда, надо отдать ему должное, растил Ксению как родную дочь».

По поводу измен Лейбель не соврала. Например, вот какая история случилась с Абдуловым во время съемок все того же фильма «Двое в одном доме». Роль Нелли – молодой жены Сергея Кононова (Александр Абдулов) – исполняла Мария Соломина. На тот момент она уже восемь лет как была замужем за актером Виталием Соломиным, и у них уже росла 5?летняя дочка.

Конечно, полноценной изменой этот случай назвать нельзя, но кто знает, как бы сложились эти отношения дальше, если бы Виталий Соломин не вышел гулять с собачкой.

Итак, в 1978 году Абдулов сыграл в кино молодожена и в том же году стал молодоженом в реальной жизни, взяв в жены Ирину Алферову. Свадьба была из разряда «скромнее не придумаешь» – на ней присутствовали всего… четыре человека: жених с невестой и два свидетеля. Этой компанией был отмечен и поход в ЗАГС. Скромность сия объяснялась просто – новобрачные в то время получали в «Ленкоме» всего по 80 рублей. Однако после свадьбы Захаров поднял молодоженам зарплату, а также помог им через Моссовет получить отдельную двухкомнатную квартиру в Сокольниках (ту самую, про которую рассказала Лейбель). Видимо, правда в словах последней все-таки есть. Марк Захаров всегда был коммерчески ориентированным режиссером и вполне мог додуматься до того, чтобы создать в своем театре звездную пару. Тем более эта идея лежала на поверхности, поскольку такие пары уже были в некоторых московских театрах: у «Таганки» это были Владимир Высоцкий и Марина Влади, Валерий Золотухин и Нина Шацкая, у Театра имени Маяковского – Александр Лазарев и Светлана Немоляева, у «Современника» – Олег Табаков и Людмила Крылова, Олег Ефремов и Алла Покровская и т. д.

Тем временем именно после того, как Абдулов и Алферова стали жить вместе, к ним и пришла настоящая актерская слава. Причем к Алферовой она пришла чуть раньше, о чем я уже упоминал. В начале ноября 1977 года по ЦТ состоялась премьера 13?серийного телефильма «Хождение по мукам», где Ирина сыграла одну из главных ролей – Дашу.

У Абдулова такой звездной роли пока не было, но таковая была уже на подходе. Весной 1978 года он начал сниматься у Марка Захарова в телефильме, который прославит его на всю страну – в «Обыкновенном чуде», где он исполнил роль Медведя, влюбленного в принцессу (эта роль досталась Евгении Симоновой, с которой Абдулов уже играл любовь в фильме «Золотая речка»).

В том же 1978 году Абдулов и Алферова имели все шансы прославиться как супружеская пара, снимись они тогда в главных ролях в мини-телесериале (три серии) «Д’Артаньян и три мушкетера». Ей досталась роль Констанции Бонасье, ему – самого Д’Артаньяна. Однако в итоге в этом проекте осталась одна Алферова, а Абдулова исключили из списка в самый последний момент, когда он уже был утвержден и примерял костюмы (дорогу ему, как известно, перебежал Михаил Боярский, который, без всяких сомнений, был буквально рожден для этой роли, в отличие от Абдулова). Впрочем, в качестве актера-эпизодника Абдулов в этом проекте все-таки остался, сыграв две крохотные рольки: любопытствующего зеваки-плотника за спиной господина Бонасье и раненого гвардейца кардинала, лежащего на земле после стычки возле монастыря Дешо. Судя по всему, эти рольки возникли в период приездов Абдулова к своей жене в Одессу и во Львов, как дань уважения Юнгвальд-Хилькевича в адрес актера. Самое интересное, по отношению к Ирине Алферовой режиссер испытывал несколько иные чувства. Уже в наши дни Юнгвальд-Хилькевич выскажет мнение относительно своего давнего сотрудничества с Алферовой, причем это мнение будет разным: в первом случае вполне благожелательным, во втором – критическим.

Итак, вот отрывок из его книги «За кадром», которая вышла в свет в 2000 году: «Ирину Алферову мне навязали. И это меня очень раздражало. Алферова нравилась руководству телевидения, потому что хорошо снялась в «Хождении по мукам». Я хотел утвердить Женю Симонову, но мне не дали. Ира не знала этого. У нас были нормальные отношения, и она осталась довольна своей ролью. Но ей было трудно на съемках. Были проблемы с музыкальностью. Ей было тяжело танцевать и петь одновременно. Она немного сутулая. Бонасье Жени Симоновой была бы более изысканно-хитрой, лукавой, ускользающей. А Ирина Алферова – глубоко славянский тип. И французская легкость ей просто несвойственна. Я же не изменил своего замысла по прочтению этого образа и натаскивал Иру на то, что с легкостью могла бы сделать Симонова. Вот за это я чувствую перед Алферовой неловкость. Мне надо было идти от ее способностей, ее дарования. От ее грубоватого голоса (в фильме роль озвучила Анастасия Вертинская. – Ф. Р. ). Бонасье могла быть и такой – с низким голосом, как у самой Алферовой. Надо было построить на этом комедию, ведь из всего можно смех выжать… Но я «подтаскивал» индивидуальность Иры под свою идею образа. После «Мушкетеров» я подобного никогда больше не допускал.

Актеры Иру поддерживали. Они очень порядочные люди и высоко держат марку своего клана…

Теперь я знаю о том, что после просмотра фильма огромное количество народу фантастически влюбилось в госпожу Бонасье, а значит, и в Алферову. Так что оказалось неважным то, какими средствами достигнуто создание образа. Главное, результат был тот, который и должен быть в кино. Художественный…»

А вот что рассказал режиссер в интервью журналу «Караван историй» двенадцать лет спустя – в июне 2012 года:

«Чтобы Боярский стал Д’Артаньяном, мне пришлось снимать Ирину Алферову. И это стало моей личной катастрофой и бедой для фильма. Но из ЦК КПСС давили жестко: «Боярский будет играть, если возьмешь Алферову». Не знаю доподлинно почему, но она пользовалась особыми привилегиями, получила квартиру и была назначена в «Ленком». Насколько мне известно, за двадцать или тридцать лет Марк Захаров не занял ее в своих спектаклях ни в одной главной роли. Не сговариваясь, мы оба оскорбились действиями совковых чиновников, и наше к ним отношение срикошетило в Алферову. А если принять во внимание, что и актрисой хорошей я ее не считал, можно представить мою к ней «любовь».

Она была замужем за болгарским дипломатом, вернулась из Болгарии с дочкой, сыграла в «Хождении по мукам» (отметим: замечательно сыграла, что весьма странно в свете утверждений, что она бесталанна. – Ф. Р. ). Как раз с этой картиной Алферова в компании работников ЦК ездила в Германию. Поездка сблизила их настолько, что Лапин, возглавлявший Гостелерадио, вынужден был подчиниться указаниям сверху. И это несмотря на то, что на Констанцию уже была утверждена фантастическая актриса Женя Симонова в паре с Игорем Костолевским в роли Бэкингема. Костолевский из солидарности, по праву сочтя меня предателем, отказался играть, и я потерял этих людей навсегда, они перестали со мной общаться. Теперь понимаю: не надо было прогибаться перед начальством… Ну что, расстреляли бы меня за то, что я не снимаю Алферову? Но тогда, каюсь, не ошибочка, а прямо несчастье вышло.

Оскомина до сих пор. Эта Констанция мне всю картину испортила, она же типичная кухарочка из приличного дома, хорошенькая, но вовсе не приближенная фрейлина королевы Франции. Актриса Алферова, по-моему, никакая. Она, например, не могла, танцуя, петь, то есть рот открывать. Пела за нее Дриацкая из питерского театра оперетты. Балетмейстер фильма – великий Юлий Плахт, промучившись с Алферовой около двух часов, написал заявление о расторжении договора и отказался от дальнейшей работы на фильме. Еле уболтали продолжать. В результате она только танцует в картине. А рот не открывает! Ну, не смогла. Плах называл ее «инвалидом 1812 года». Может, я и стал для Боярского папой Карло, но не знаю, кем надо быть, чтобы из такого полена, как Алферова, что-нибудь вытесать. Говоришь ей: «Помаши, уходя, рукой Д’Артаньяну, но незаметно для господина Бонасье, – она пальчиками перебирает. – Ну чего пальчиками-то? Ручкой помаши вот так, чуть-чуть», – показываю как. Не может! Это тоже осталось в фильме. Ей, конечно, тяжело: не своей профессией занимается. Поэтому мне, в отличие от многих, Алферова красивой не кажется. И мне понятно, почему Абдулов изменял ей на всех углах…»

Вот такие два, в общем-то, разных мнения об Алферовой прозвучало из уст одного режиссера. Скажем прямо, спорное мнение, поскольку актерский талант у Алферовой, безусловно, есть. Об этом говорит и ее роль в 13?серийном (!) сериале «Хождение по мукам», да и в «Мушкетерах» она «обедни» не испортила. Это, кстати, и сам Юнгвальд-Хилькевич признал в первом отрывке о ней – в книге «За кадром». Да и в других тогдашних ролях она была на высоте: взять, к примеру, роль в фильме «С любимыми не расставайтесь» (1980), о которой у нас еще пойдет речь чуть ниже.

1 января 1979 года Абдулов и Алферова стали триумфаторами. Почему? Дело в том, что именно в тот день одновременно вышли на экран два фильма, где они исполняли главные роли. Правда, триумф Абдулова был все-таки покруче. Надеюсь, читатель догадался, о каком именно фильме с его участием идет речь. Об «Обыкновенном чуде», премьера которого прошла по ЦТ в первый день нового года. Именно на следующий день после этого показа Александр Абулов и проснулся знаменитым. С этого момента и начала свой отсчет его звездная слава, растянувшаяся на четверть века.

Отметим, что затем в течение года на экраны страны выйдут еще четыре фильма с участием Абдулова: «Двое в одном доме» (июль), «Все решает мгновение» (июль), т/ф «Место встречи изменить нельзя» (Жженый) (ноябрь), т/ф «Красавец-мужчина». Скажем прямо, внушительный набор, говорящий о том, что Абдулов сумел выбиться в одного из самых снимаемых молодых актеров советского кино.

Что касается Алферовой, то она в споре с супругом брала не «крутизной», а частотой – в течение первых трех месяцев 1979 года на экраны страны вышло сразу три фильма с ее участием: «Черная береза» («Беларусьфильм», режиссер В. Четвериков; главная роль – Татьяна), «Ссыльный № 011» («Арменфильм», режиссер Л. Вагаршян; роль – Алиса Варламцева), «Осенние колокола» (Киностудия имени Горького, режиссер В. Гориккер; главная роль – Царица).

Самым популярным в списке фильмов с участием Алферовой суждено было стать мини-сериалу «Д’Артаньян и три мушкетера», премьера которого состоялась в самом конце декабря 1979 года. Фильм стал настоящим бестселлером, собрав у экранов чуть ли не всю страну. Впрочем, за месяц до этого то же самое случилось с другим сериалом – пятисерийным фильмом С. Говорухина «Место встречи изменить нельзя», где у Абдулова, как мы помним, была роль одного из бандитов – Жженого. Роль небольшая, да еще «обезображенная» (Абдулову пришлось делать грим – наносить ожог на половину лица), но фильм тоже стал безоговорочным хитом.

Что касается театра, то там предпочтительнее было положение Абдулова. В то время как Алферова бегала в массовке или играла роли второстепенные, ее звездный супруг имел несколько больших ролей. Это были: лейтенант Плужников (главная роль) в «Списках не значился» Б. Васильева (1975; за эту роль Абдулов был удостоен премии «Театральная весна»), Хоакин (главная роль) в «Звезде и смерти Хоакина Мурьеты» (1976) А. Рыбникова, Марцелл в «Гамлете» В. Шекспира (1977; спектакль быстро сошел со сцены), Никита в «Жестоких играх» (1979) А. Арбузова.

Итак, если в театре Абдулов был «круче» своей супруги, то в кино их творческий спор в какой-то мере шел на равных (однако уже очень скоро супруг заметно обгонит свою вторую половину в этом плане). Об этом говорит и то, что именно в 1979 году Абдулов и Алферова были утверждены в свой первый совместный фильм, где они играли, по сути, себя самих – молодых супругов. Речь идет о фильме «С любимыми не расставайтесь», снятом режиссером Павлом Арсеновым на Киностудии имени Горького (премьера – апрель 1980 года). Сюжет: молодожены Катя и Митя разводятся – с обидой, разочарованием, ревностью. Но все дело в том, что их развод – это дурь, глупость и на самом деле они по-прежнему любят друг друга, только не могут перешагнуть через собственную гордость. Финал фильма буквально разрывает душу зрителей напополам. Катя попадает в больницу, Митя ее навещает, и там с женщиной случается истерика: она кричит «Митя, я скучаю по тебе!» с такой болью, что слезы наворачиваются на глаза. Эпизод длится больше двух минут и является одним из лучших в фильме. Кто еще не видел эту картину, советую посмотреть – может, поможет избежать ошибок в семейной жизни.

Между тем в самом начале 80?х Абдулов и Алферова пережили не киношные, а самые настоящие личные трагедии – они потеряли своих отцов. Первым это пережил Александр, отец которого, Гавриил Данилович, ушел из жизни 24 февраля 1980 года от инфаркта. Причем смерть его настигла на следующий день после дня рождения старшего сына Владимира (1947), который, в свою очередь, пережил отца всего… на два месяца. Владимира убили неизвестные в местном парке с целью ограбления – при нем был фотоаппарат. Преступников так и не нашли.

Отец Алферовой ушел из жизни в 1981 году. Причем Ивану Кузьмичу Алферову на момент смерти было едва за шестьдесят – мог бы еще жить и жить. Однако сказались болезни, которые он приобрел вследствие своей пагубной привычки – алкоголизма.

В начале 80?х только в двух фильмах Абдулов и Алферова снимались вместе: в фильме «Предчувствие любви» режиссера Тофика Шахвердиева с «Мосфильма» (премьера – 18 декабря 1982 года) и телефильме «Суббота и воскресенье» Константина Апрятина (премьера – 1982 год). В обеих лентах наши герои играли возлюбленных.

Но если говорить о популярности супругов, то здесь Абдулов был в явном фаворе – на его счету было целых три блокбастера, покорившие миллионы: «Карнавал» Татьяны Лиозновой (премьера – июнь 1982 года, 9?е место в прокате, 30,4 млн зрителей, роль – Никита) и два телефильма – «Чародеи» Константина Бромберга (премьера – 31 декабря 1982 года, роль – Иванушка Пухов) и «Ищите женщину» Аллы Суриковой (премьера – 1 января 1983 года, роль – Робер де Шаранс). У Алферовой таких «нетленок», увы, не было. Хотя лично мне нравится ее роль в детективе на материале гражданской войны «Без видимых причин» режиссера Е. Татарского (премьера – август 1982 года), где Алферова исполнила отрицательную роль: ту самую преступницу, которая почти весь фильм мастерски водит за нос сыщиков из ЧК.

Таким образом, в начале 80?х годов Абдулов уже по праву считался одним из самых популярных молодых актеров советского кино. Театр имени Ленинского комсомола, в котором он работал, именно благодаря таким актерам, как Абдулов, пользовался огромной любовью зрителей. Особенный успех выпал тогда на долю двух музыкальных спектаклей: «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Юнона и Авось», в которых Александр исполнил ведущие роли – Хоакина Мурьету и Еретика. После каждого из этих спектаклей толпы поклонниц осаждали служебный выход Ленкома в надежде увидеть своего кумира или прикоснуться к нему. Однажды такое прикосновение едва не стоило Абдулову здоровья. Когда он вышел на улицу и увидел толпу девиц, он опытным глазом сразу выделил среди них некую особу, которая была на удивление спокойна и держала правую руку за спиной. Едва он приблизился к своему автомобилю, эта девица бросилась к нему и с криком «Не доставайся никому!» плеснула в него из стакана соляную кислоту. Опередив маньячку на какую-то долю секунды, Абдулов сумел пригнуться, и только поэтому кислота не задела его. Как говорится, повезло.

Еще об одном похожем случае рассказывает мама Абдулова Людмила Александровна: «Однажды с Севера заявился мужчина, от которого ушла жена с ребенком. Он почему-то вбил себе в голову, что произошло это из-за Саши! Приехал в Москву, вскрыл их с Ирой квартиру (интересно, от кого он узнал их адрес, ведь в «Мосгорсправке» адреса известных актеров никому не давали? – Ф. Р. ) и спрятался там. А когда Саша вернулся домой, бросился на него, размахивая топором и крича «Верни мне сына и жену!». Саша стал сопротивляться, он мог за себя постоять, но и мужик оказался не слабым и все-таки ударил топором сына по плечу. Он долго ходил потом с перевязанной рукой. Друзья звали его «Леннон недобитый»…»

Стоит отметить, что в те годы Абдулов пользовался спросом не только среди девиц-поклонниц, но и в среде… комсомольской номенклатуры. Как вспоминает сам актер:

«Я бывал в комсомольских банях, когда секретари гуляют. Я там такого насмотрелся! Представьте себе, сидят интеллигентные люди, говорят умные, правильные вещи – срабатывает сдерживающий фактор: присутствие постороннего человека, то есть меня, артиста. Выпивают стакан. Еще стакан. Сдерживающие факторы перестают срабатывать – ты уже становишься своим. «Неужели у тебя нет премии Ленинского комсомола? Ну, старик, ты даешь! Петя, – обращается старший комсомолец к младшему, – завтра же организуй Абдулову премию…» Еще стакан. И понеслось. И уже девочки. И все остальное. А наутро эти люди тебя даже не узнают…»

Фильмы, где Абдулов и Алферова снимались вместе, все же не имели той популярности, которая могла бы вознести эту супружескую чету на вершину зрительской любви. Это сделало телевидение в январе 1983 года, когда на голубых экранах был показан «Новогодний аттракцион» – эстрадная передача, снимавшаяся в цирке на Цветном бульваре. В том выпуске этого супершоу Абдулов и Алферова, гарцуя на двух прекрасных скакунах, спели дуэтом песню «Рассвет, закат» (Ю. Маликов – В. Пресняков). Вот как об этом вспоминает один из создателей этого шоу и его ведущий иллюзионист Игорь Кио:

«Не назвал бы Сашу Абдулова с Ирой Алферовой профессиональными наездниками. Но задумано было, что песню свою они исполняют на скаку. Страх они (особенно Ирина), конечно, испытывали. Тем не менее выглядели настолько лихо, что поклонникам Алферовой и Абдулова легко было поверить в их цирковое предназначение…»

Александр Абдулов Ходит Саша гусаком Из Ленкома да в Ленком, Презирая все интриги. Все, кто писал кипятком, Нынче чешут языком, А иные пишут

АЛЕКСАНДР АБДУЛОВ. НАРОДНЫЙ АРТИСТ И странная все же вещь - природа актера. Всеобщие любимцы, глашатаи судеб, чревовещатели сокрытой от глаз мудрости мира - и вот, пойди же, при всем том, в какие-то там Средние века их, к примеру, даже запрещали хоронить на кладбищах. Только

Александр АБДУЛОВ А. Абдулов родился 29 мая 1953 года в городе Тобольске в актерской семье. Его отец - Гаврила Абдулович - прошел всю войну, сидел в немецком концлагере, откуда чудом сумел бежать. Вернувшись с фронта, поступил во ВГИК, после окончания которого был направлен

Александр АБДУЛОВ По словам самого актера, первая женщина появилась у него, когда ему было 16 лет (в то время он с родителями и старшим братом жил в Фергане): «Она была взрослой женщиной, ей исполнился 21 год. Тогда мне казалось, что это жуткое количество лет. Она меня

АБДУЛОВ Александр АБДУЛОВ Александр (актер театра, кино: «Золото» (1970; партизан), «Про Витю, про Машу и морскую пехоту» (десантник), «Москва, любовь моя» (жених) (оба – 1974), т/сп «Капитанская дочка» (1976; главная роль – Петр Гринев), т/ф «12 стульев» (инженер Эрнест Павлович

Ирина Родника и Александр Зайцев Из всех моих спортсменов Роднина и Зайцев, безусловно, самые знаменитые. Начать о них разговор - что я уже сделала с первых страниц - и не закончить его, наверное, было бы неправильно, потому что эти две фамилии знал каждый человек в

11. 1939-40 гг. Война с финнами. Защита диплома. Клиники Алферова, Цимхеса. В конце 1939 года началась война с Финляндией. Конечно, устроили представление: "Финны обстреляли пограничников": Мы - ультиматум -"отодвиньте границу". Всё врут: сами напали, хотели обезопасить Ленинград, а

РЕФОРМАТОР ЭПОХИ ЗАСТОЯ Эта книга - о Николае Анисимовиче Щёлокове, пятидесятом министре внутренних дел в истории ведомства и тринадцатом - в советской истории.МВД называли в XIX веке «самым близким к населению правительственным органом». Щёлоков возглавлял его 16 лет -

Глава 21. Писатель, философ Александр Зиновьев: «В сороковом году я пустил шутку: Гитлер – это такой бандит сталинской эпохи…» Представляю фрагменты из интервью с писателем, философом Александром Зиновьевым, одним из самых ярких мыслителей ХХ века, которое проходило в

КРАСИВАЯ ЖЕНЩИНА Несмотря на это существовавшее напряжение (а оно в сильной степени присутствует в моих воспоминаниях о детстве), даже сейчас, когда я думаю о матери, меня наполняет ощущение огромной любви и счастья. Мне кажется, что, по современным стандартам, ее не сочли

8. Александр Абдулов Александр Абдулов родился в Тюменской области в актерской семье. Впервые вышел на сцену в 5 лет – вместе с отцом, игравшим в спектакле Ленина. Ребенком был увлечен не только театром, но и спортом, музыкой. Стал мастером спорта по фехтованию и даже

АЛЕКСАНДР АБДУЛОВ Ходит Саша гусаком Из Ленкома да в Ленком, Презирая все интриги. Те, кто писал кипятком, Нынче чешут языком, А иные пишут

Сказка о злом компьютерном волшебнике или Новая сказка о потерянном времени Жил-был злой компьютерный волшебник Глюк. Его давно обижало, что реальность, в которой он жил, называли противным словом «виртуальная». А почему виртуальная? Да потому, что нет никаких измерений,

С первого взгляда на этого высокого красавца с немного печальными глазами Ирина Алферова была уверена — с ним у нее точно ничего не получится. Через много лет она поняла, что первое впечатление было верным. Но тогда влюбленный Абдулов сумел ее переубедить.

Носил на руках


Он блистал на сцене Ленкома, она покорила страну своей ролью в «Хождении по мукам». Оба были молоды, талантливы, красивы — и казались друг для друга идеальной парой. Но выйти замуж за Александра Абдулова Алферова долго не соглашалась. Предложение руки и сердца он сделал на гастролях в Ереване, во время прогулки в парке. И получил ответ: «Сможешь пронести меня на руках через весь парк — соглашусь».

Абдулов смог. 23-летнего актера не смущало ни то, что Ира была старше, ни то, что у нее уже была дочь от короткого первого брака. «Он мог сделать праздник. Я вхожу в квартиру и кругом орхидеи. Отовсюду орхидеи. Сверху, снизу, слева, справа», — будет вспоминать потом Алферова жизнь с Абдуловым. Ее Ксюшу он считал родной дочерью, и эта красивая семья вскоре стала восприниматься как образцовая. Они не стеснялись демонстрировать свое счастье: втроем вели на телевидении утреннюю детскую передачу «Будильник», с удовольствием позировали фотографам в домашней обстановке. Но когда дверь за журналистами закрывалась, сказка уступала место реальной жизни.

«Он — для всех»


Александр Абдулов был человеком-праздником. Друзья, вечеринки, капустники, ночные посиделки значили для него очень многое. Его энергии хватало на всех, он обожал радовать и радоваться, любил, когда его любили. Живя много лет в этой атмосфере вечного праздника, Ирина устала. Атмосфера в театре тоже давила: с самого начала ее брак с главной звездой Ленкома та восприняли как ее способ пробиться к главным ролям. И она терпела, довольствовалась ролями в массовке, но мужу не жаловалась.

Кризис наступил в начале 90-х. Спустя 17 лет брака Алферова узнала, что Абдулов ей изменял — и это стало последней каплей. «Понимаете, Саша очень много в жизни натворил, но он ТАКОЙ! И я его понимаю. Просто мне в жизни нужно совсем другое, но я его понимаю, зачем он все это делал. Саша нужен всем! Всем женщинам! Он для всех!», — оправдывала он бывшего мужа. Абдулову же развод будто открыл глаза. Все мелкие интрижки остались в прошлом, ему нужна была только Ира — но Ира от него ушла. Он зарекся от женитьбы и долгие годы действительно жил холостяком, пока не встретил Юлию Мешину. В их брак многие не верили, но в 2006 году Абдулов все же решился на второй штамп в паспорте. А в 53 года впервые стал отцом: Юлия родила ему дочь Женю.

Казалось, что история с Ириной Алферовой навсегда осталась в прошлом. Но судьба вновь свела бывших супругов.

«Часть моей семьи»


Позвать разведенных Абдулова и Алферову играть роли мужа и жены было смелой идеей режиссеров сериала «Капкан». Поначалу это казалось нереальным, но когда у Абдулова спросили напрямую, не против ли он сыграть с Ирой, тот с надеждой спросил: «А она согласилась?»

Алферова отреагировала так же. Пикантности в ситуацию добавляло то, что по сценарию герои участвовали в постельной сцене. «В итоге в кадре они выглядели очень органично. У всех нас создалось тогда впечатление, что, если бы мы со своими камерами куда-то вдруг испарились, оставив их вдвоем, они бы не остановились…», — рассказывал режиссер сериала Владимир Краснопольский. Но если это еще можно было списать на высокий профессионализм, то «химию», мгновенно возникавшую между бывшими супругами на площадке, ничем другим, кроме сохранившихся взаимных чувств объяснить было нельзя. В присутствии Ирины Абдулов шутил особенно громко, а она хохотала, словно влюбившаяся шестнадцатилетняя школьница.

Уже женатый к тому времени на Юлии, Абдулов никогда не приводил супругу на съемочную площадку, когда там была его «бывшая». А если Юля звонила по телефону, и рядом была Ирина, у актера делался немного виноватый вид — и разговор он сворачивал поскорее. «У меня по отношению к этой женщине нет никаких обид или угрызений совести. И я всегда рад ее видеть», — признавался Абдулов. «Ира с Ксюхой — это часть моей семьи и останутся ею, пока я жив». …Практически сразу после съемок в «Капкане» Александру Абдулову поставили страшный диагноз: рак легкого, четвертая стадия. На похоронах обе жены актера сидели рядом — обе почерневшие от горя. На девятый день Ирина пришла к бывшему мужу на могилу, чтобы еще раз попрощаться. Как и у него, у нее не осталось к нему никаких обид — только благодарность за их большую и не проходящую любовь.

«Любовь - это то, что не понимается мозгами. Как только она становится разумной, расчетливой - это уже нечто другое. Любовь - сумасшествие, безумие и все, что хотите. Со временем она перерастает в привычку, жизнь идет, и все. А вначале это неземное состояние, когда ты не ходишь, а летаешь, когда от прикосновения руки можешь сойти с ума - совершенно неконтролируемый процесс».

Из интервью с Александром Абдуловым.

Для Ирины Алферовой еще с юности фраза: «Умри, но не давай поцелуя без любви» - являлась правилом поведения. Она не мучила поклонников, не играла с ними, как кошка с мышками, и никого не выделяла. Некоторые мамы юных страдальцев откровенно недоумевали: мол, кого ж ей надо-то? Неужто принца на белом коне?! «Я помалкивала и знала про себя, что нужен мне один-единственный. И ждала, когда судьба подарит мне эту встречу», - позднее вспоминала актриса.

Она ждала - и дождалась. Молодой Александр Абдулов, тогда еще просто Саша, оказался вылитым принцем из сказки. Высокий, широкоплечий, с грустными глазами и улыбкой на красивом лице. Они казались созданными друг для друга.

Принц по имени Александр Абдулов

А ведь они могли и не встретиться. В то время Ирина Алферова бедствовала: жизнь с первым мужем, болгарским бизнесменом Бойко Гюровым, не задалась. Ни квартиры, ни прописки, ни денег… А на руках - полуторагодовалый ребенок. На работу Алферову не брали - кому нужна неопытная актриса, не проработавшая на сцене ни дня? Говорят, Ирине помогали друзья: кто-то снял комнатку в коммуналке, кто-то время от времени подкидывал деньги. Она уже хотела вернуться к родителям в Новосибирск. Сколько же ей мучиться самой и мучить маленькую Ксюшу?! Уехать, только уехать!

Не уехала. Судьба наконец-то наградила ее за терпение: однажды, случайно попав на репетицию в Ленком, Ирина Алферова отважилась на разговор с главным режиссером - Марком Захаровым, и ее приняли в труппу. Там она и встретила своего принца. Его звали Саша Абдулов.

…Театр был на гастролях в Ереване. В свободное время влюбленные гуляли по парку: шуршащая под ногами листва, пронзительная синь небес - прекрасные декорации для романтического свидания. Александр спросил: «Возьмешь меня в мужья?» «Пронесешь на руках через весь парк - отвечу!» Он подхватил ее и не выпускал своей драгоценной ноши и тогда, когда парк остался далеко позади. Вернувшись в Москву, они поженились.

«У нас с Ириной Алферовой была гениальная свадьба: нас было двое. Мы были в загсе, потом в церкви, потом мы пришли в общежитие и отмечали там свадьбу», - позднее вспоминал Абдулов. Молодожены поселились в общежитии, а позже, благодаря хлопотам Евгения Леонова, они получили квартиру. Александр нашел общий язык с двухлетней Ксюшей, которая стала называть его папой. (Он до последних своих дней переживал за нее, радовался на ее свадьбе и, словно настоящий отец, ревновал Ксению к другим мужчинам).

Ирина Алферова и Александр Абдулов. О чем не пишут сказки

Сказки часто закачиваются словами: «После свадьбы они жили долго и счастливо». В жизни самой красивой пары страны все обстояло, увы, не так. Александр оказался ведущим актером Театра им. Ленинского комсомола, любимцем режиссера Марка Захарова - актер был, что называется, нарасхват. Репетиции, премьерные показы, гастроли. Съемки, съемки, съемки. Кое-кто даже считал, что у него «нездоровая популярность».

Пока муж блистал, Ирина прозябала в массовке. Александр хлопотать за жену не собирался: «Моя Ирка - очень красивая и талантливая. Ее и без меня возьмут!» А вот не брали. Да еще все вокруг - и зрители, и журналисты - будто сговорившись, восторгались ее неземной красотой, но никто почему-то не восклицал: «Господи, до чего ж она талантлива! Как потрясающе, как проникновенно играет!». Уйти из театра Алферова не осмеливалась, все ждала настоящей, большой роли, но ее так и не было. А когда, по совету Евгения Леонова, Ирина попросила режиссера ввести ее вторым составом в «Оптимистическую трагедию», то получила решительный отказ.

А тут еще эти постоянные звонки от поклонниц мужа… И злые, и якобы сочувствующие: муж вам прямо-таки напропалую изменяет, ах-ах! Как. Ирочка, вы этого не знали? Ох, бедная же вы, бедная… наивная. Красота ведь еще ни одного мужчину от измены не удержала!

Впоследствии Абдулов честно признавался в своей любви к женщинам: «Да бабник я, бабник. Слава Богу, что не голубой». К чести актера, он никогда не щеголял подробностями, считая что «утверждаться в женских «тиражах» - не по-мужски».

С любимыми не расставайтесь

Да, не создан был тогдашний Саша Абдулов для тихой семейной жизни. Как говорят в народе, на нем просто «шкура горела» - обожал собирать вокруг себя шумные компании, проводить время в ресторанах, ездить на рыбалку. Уходить от Ирины он и не собирался. Куда уходить? Зачем? От любимой женщины, объекта нежности и бесконечного восхищения?! Как это могло сочетаться с его бесконечными увлечениями? Да вот могло - мужская любовь совсем иная.

Ирина ничего от него не требовала, всячески избегала выяснения отношений - и не умела, и не хотела. А когда она снялась в клипе певца Александра Серова, поползли слухи об их якобы романе. Зрители, как это часто бывает, перепутали экранную сказку с жизнью. Романа не было, да и быть не могло: несмотря на обилие поклонников, Алферова не разменивалась на интрижки, по-прежнему любила мужа.

Да, любила, но жить с ним уже не могла. В 1993 году супруги расстались. Позднее, в одном из интервью, она признается: «Понимаете, Саша очень много в жизни натворил, но он такой! И я его понимаю. Просто мне в жизни нужно совсем другое. А он нужен всем! Всем женщинам!»

Звездная пара Ирина Алферова и Александр Абдулов. Жизнь после любви

На съемочной площадке фильма «Звезда шерифа» актриса познакомилась с Сергеем Мартыновым. Тот оказался не амбициозным и, несмотря на внешнюю красоту (не зря в семидесятые и восьмидесятые годы прошлого века играл и сказочных царевичей, и белогвардейских офицеров), абсолютно равнодушным к лести поклонниц. Сергей стал для Ирины не только мужем - ангелом-хранителем.

Но и старая любовь не ржавеет: еще десять лет после их развода Абдулов говорил журналистам: «У меня была одна жена - Ирина Алферова». Он пригласил ее в свой антрепризный спектакль, они снимались в одном фильме («Капкан»). Редко кому удается сохранить теплые, родственные отношения после разрыва. Они - сохранили. Тяжелую, страшную болезнь Александра Абдулова, его смерть Ирина Алферова переживала, как способен переживать лишь близкий, родной человек. Наверное, не разведись они тогда - прожили бы вместе вплоть до последних его дней. Как жаль, что история не знает сослагательного наклонения. Как жаль…

"Если мы сегодня так близки, кто сказал, что это навсегда?.." - эти строчки из песни "Рассвет - закат", которую фееричным дуэтом исполняла самая популярная кинопара страны, стали пророческими. Развод Александра Абдулова и Ирины Алфёровой после 15 лет брака стал шоком для многих поклонников. Что же случилось? Кто стал инициатором разрыва отношений и можно ли было этого избежать?

Они встретились в 1976 году в первый рабочий день Ирины в театре "Ленком". В то утро она столкнулась с Абдуловым в дверях, спеша на сбор труппы. Он, как признавался потом, влюбился c первого взгляда. А вот Ирина своего принца разглядела не сразу. Саша показался ей нескладным, некрасивым, с волосами нелепого рыжего цвета. В этот момент к ним подошёл Олег Янковский, посмотрел на Алфёрову, потом на Абдулова и, показав на Ирину рукой, сказал Саше: "О, твоя жена!"

Ухаживания Абдулова Ирина поначалу отсекала, не верила в серьёзность его намерений. Возможно, холодность актрисы только подстегнула Александра. В конце концов он растопил сердце красавицы и, когда театр был на гастролях в Ереване, сделал предложение руки и сердца. На что Ирина сказала: "Если ты донесёшь меня на руках от театра до гостиницы через парк, то я выйду за тебя замуж". Александр такого ответа не испугался и пронёс будущую супругу намного дальше. Вернувшись в Москву, они поженились. Свадьбу сыграли на общей кухне театрального общежития родного "Ленкома". Торжество стало ярким примером праздника времён застоя и тотального дефицита и было крайне скромным. Не было костюма жениха и подвенечного платья невесты. Оба приезжие - он из Ферганы, она из Новосибирска. Начинающие актёры получали в театре всего по 80 рублей и ни о каких шикарных гуляниях думать не могли.

Они прожили вместе 15 лет. Никто и не подозревал, что у самой красивой пары Советского Союза есть проблемы. Тайное стало явным, только когда коллеги из "Ленкома" заметили, что Абдулов несколько дней подряд ночует в своей гримёрке. Тогда-то и выяснилось: они с Алфёровой расстались. Одни были уверены, что Ирина ревновала Александра к его сумасшедшему успеху в кино и театре, ведь актриса снималась гораздо меньше, и настоящей звездой в семье был Александр. Другие говорили, что Ирина не могла больше терпеть страсти мужа к казино. Нашлись и те, кто утверждал, что во всём виновата сама актриса, которая закрутила роман с известным певцом. Но большинство было уверено, что пара развелась из-за постоянных измен Абдулова.

Что могло стать истинной причиной развода? Почему не сложился семейный пасьянс Ирины Алфёровой и Александра Абдулова? Об этом в программе рассказывают друзья и коллеги актёров - Татьяна Догилева, Отар Кушанашвили, Александра Яковлева, Александра Захарова, Георгий Мартиросян, Александр Лазарев, Константин Кошкин, Всеволод Шиловский, Дмитрий Астрахан, экстрасенс Ирина Храменкова, художник Данила Фёдоров и другие.

Мария Феоктистова

Ирина родилась в Новосибирске в семье юристов. Первым серьезным ударом для нее стало несчастье с отцом – возвращаясь с дня рождения друга, он попал под поезд. Став инвалидом, запил… Увечья отца, брань и перегар, мамины слезы вынуждали Иру стесняться. Она замкнулась в себе. Старшая сестра Таня подбила ее на участие в местном конкурсе красоты, а потом и отъезд в Москву. Ира поступила в ГИТИС с первой попытки, но никому об отце не рассказывала.

Фото legion-media.ru

Холодной красавице несли цветы и студенты, и преподаватели, дети дипломатов. Самым настойчивым оказался сын болгарского посла Бойко Гюров. С ним она уехала в Болгарию, родила дочь Ксению и писала домой письма о том, что все хорошо. На деле жизнь напоминала ад – семья мужа ее терпеть не могла. В одной из ссор с матерью Бойко Ирина не сдержалась, повысила голос и получила от мужа пощечину. Не стерпев обиды, она забрала дочь и сбежала в Москву.

Жить месяцами приходилось в гостях у подруг, без денег. Пойти и устроиться в театр самостоятельно ей мешала нерешительность, но знакомые это принимали за гордость:

Даже в смысле фигуры я стала очень сутулиться и стеснялась себя. Все время ходила, занавесившись волосами, вся такая неинтересная!

Вскоре подруга буквально силой притащила ее на просмотр в театр Марка Захарова «Ленком», и Ирина прошла отбор. Там она десять лет провела в массовке, не решаясь требовать большего. Хотя многие коллеги считали, что все дело в конкуренции для дочери Захарова – Александры. Вдобавок приглянувшийся режиссерской дочке Александр Абдулов приметил скромную красавицу из массовки… Ирина его взглядов не замечала, ей ведь приходилось выживать. Но однажды он буквально взял ее в осаду:

Подошел Абдулов, стал что-то там такое говорить, уже не помню. Вокруг меня какие-то выделывать шаги. Подошел Олег Янковский, с которым они дружили, посмотрел на меня и сказал: «О, это твоя жена!» А я так увидела, мне показалось, что он не очень образован, и подумала, что вот это мне в жизни точно не грозит.

Фото legion-media.ru

Разлад в семье начался в 1978 году – Александра пригласили на роль д’Артаньяна в «Трех мушкетерах», они с Ириной поехали вместе. Но ему роль не дали, а Констанция сделала супругу знаменитой на всю страну. Популярность была безумной – поклонники бросались на нее на улице, вламывались домой. Ирине пришлось поехать в Новосибирск, хоронить отца. Там же она узнала, что зависимой от алкоголя стала вечно позитивная старшая сестра. Ирина поняла, что не справится, и уехала.

Переживания держала в себе, муж стремительно отдалялся.

Я плакала каждый день, мне что-то хотелось узнать, а ему было некогда, – вспоминает актриса.

Она даже снялась в скандальном клипе Александра Серова «Ты меня любишь», чтобы напомнить мужу, что и в сорок является привлекательной. Эффект получился другим – пошли слухи о романе музыканта с актрисой, Абдулов это воспринял всерьез. Самая красивая пара СССР разошлась из-за недопонимания.

15 лет он будет пытаться забыть ее. А Ирина так и не успеет признаться, что любила Абдулова до самой его смерти. Дочь Ксюша не знала, что он не ее отец. Узнала из дневников мамы, после чего молча собрала вещи и ушла из дома. Они долго не общались. Ирина Алферова заболела от переживаний, но встретила актера Сергея Мартынова и сердце оттаяло… Вскоре умерла бывшая жена ее нынешнего мужа, и Ирина предложила забрать двух ее детей, став многодетной матерью.

На этом тяжелые моменты не закончились – сначала скончалась сестра Ирины, а вскоре умер от рака легких Александр Абдулов. Многие считали именно ее причиной болезни народного любимца, поэтому на кладбище она не поехала. Сейчас у нее есть все, что нужно: любимая работа, большая семья, хорошие отношения с дочерью и с приемными детьми, которых у нее трое. Впоследствии она забрала к себе Сашу, сына своей любимой сестры, которой так и не смогла помочь…



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: