Что такое ахура мазда. Ахура мазда кто это. Ахура Мазда и ведьма из Фраддама

Публикуем новое предсказание из книги Заратуштры , касающееся событий нашего времени. Стихотворная форма отрывка его и предшествующее вступление взяты из книги "Перекрестье" (анализ ее сделаем позже).

"Вот, пожалуйста, возьмём другой отдел библиотеки Шамбалы - Египетский, к примеру второй половины первого тысячелетия до нашей эры . Раздел Александрийской библиотеки… Часть её сгорела в сорок седьмом году до нашей эры, Слава Богу, Межане быстро отреагировали на эту очередную глупость человеческую в Аль-Искандрии. Так что самое ценное было спасено. Так вот, в этом отделе есть достаточно редкая книга пророчеств, писанная ещё рукой Заратуштры. Он жил в Бактрии при царе Виштаспу…

Это одно из многочисленных имён Ригдена Джаппо . Заратуштра его так называл. Ахура Мазда, в переводе с древнеперсидского означает «Владыка Мудрости», или «Владыка Всеведущий». Позже имя Ахура Мазда в греческом варианте уже звучало как Ормузд, Оромаз. В своих проповедях Заратуштра указывал на Ахура Мазда как на доброе начало, опирающееся на Дух огня, и правдивого порядка - Арта, обладателя воздействующего слова; Мудрого, окружённого сонмом благих, составляющих вместе с ним божественную семерицу «Амеша спента». «Бессмертно воздействующих», «Дарителей», гораздо позднее в переводе их стали называть «Святыми». Знания-то одни и те же, просто давались в разные времена разным людям. Кстати, Заратуштра называл владыку зла по имени «Друджа», что в переводе означает «Ложь». Позже имя «Друджа» в иудейской передаче звучало как «Ашмадай», а уже в древнегреческой - «Асмодей». Так что много чего было заимствовано у персов. Рукой же Заратуштры писана лишь одна книга, книга «Мудрости», которая чуть не сгорела при пожаре в Александрийской библиотеке. Очевидно, кому-то это было очень выгодно - уничтожить следы далёкого прошлого. Кроме того, ближайшими учениками Заратуштры, которых он послал в мир адаптировать знания науки Шамбалы для профанов, было написано семь книг . Впоследствии эти записи неоднократно искажались при переписке, заменялись различными взглядами власть имущих жрецов, которые, в конечном итоге, и трансформировали их в религию. Но, даже несмотря на такую значительную материализацию текста, идеи Заратуштры оказали значительное влияние на христианство, ислам, и до сих пор будоражат умы человеческие, находящиеся в поиске Бога. Почему? Потому что в них остались зёрна. А Заратуштра - это целое поле наливных колосков. Он проповедовал всё очень просто и ясно, так, как рассказывал ему Ригден Джаппо .

По существу нет ни положительных, ни отрицательных верховных божеств. Все они сыновья «Бесконечного времени», как называл Заратуштра в своей книге - бога Эрвана… И человек - это не игрушка в руках высших сил, а личность, обладающая свободой выбора, способная своей активностью повлиять не только на торжество мировой справедливости, но и на рост собственного духовного бессмертного индивида. Ну, и так далее… А по поводу предсказаний нашего времени, в книге Заратуштры есть достаточно любопытные пророчества. Правда, текст составлен в виде стиха на древнеперсидском. Поэтому в русском переводе его звучание, имеющее свою особую метрическую тональность на древнеперсидском, будет несколько иным. Главное - смысл.

О, хороший, лучший друг, Ахура Мазда!
Спрашиваю тебя, скажи мне правду.
Ты же ведаешь обо всём:
О свершившихся намерениях
Равно - дэвов и людей;
О делах, что лишь задуманы,
О словах, что ещё не сказаны,
О мыслях, ещё не обретших
Силу свою явную.
Передай ты мне из уст в уста
Слово мудрое о том,
Что грядёт в миру
Через тысячу, тысячу лет».
Тогда Ахура Мазда сказал
Такое правдивое слово:
«Говорю правду, высказываю истину.

Двуногие люди умножатся на земле
И будет их число двенадцать
Три раза в тысячи.
Столпятся во время уроченное все,
Раньше много раз рождённые.
Четыре пути перед их глазами предстанет.
Три из них ложных - приспешников Друджа,
Туда, в яму мрака дэвы толкают.
Четвёртый путь Арты - путь Духа и Правды,
Её тропа через пропасть ведущая.
Славные, смелые люди восславят себя,
Увидев тот путь, к спасенью ведущий.
Дарована будет людям удача.
И вскоре за смелость и правду
Награда ждёт их - богатство Души
И мощность вещей.
Мир на две части расколется.
Зломыслящие сзади останутся с дэвами,
Служителями Друджа.
В прах их повергнет природа
Большую часть. Они - конец конца.
Благомыслящие с славными шагнут,
Выбор свой сделав в мыслях, словах и делах.
Они положат от конца - Начало…
… Разве слабосильный нужен мне
Человек, чье слово - пыль и ложь?
Всемогущего Духом, славного желаю я,
Добро творящего миру.
Пусть грянет он, наконец,
Сила Арты будет в подмогу.
Мудр тот, кто в толпе стоящий на грани миров
Внемлет слову Ахура.
Выбор дан. Каждый сам изберёт
Свой жребий зла или жребий добра,
А вместе с добром и свободу».
И сказал я в ответ:
«Проницателен ты, Мудрый друг,
Да снизойдут щедроты твои, достойные нас,
Пусть Ахура воля да сбудется!"

Какие поверхностные выводы можно сделать? Заратуштра в свое время был знаком с Ригденом Джаппо, которого в те времена именовали Ахура Мазда. Рукой пророка Заратуштры писана всего лишь одна книга «Мудрости». Друдж, Ашмадай, Асмадей - одно из имен Аримана (о нем как-нибудь позже, уж больно обширная тема). Из приведенного отрывка книги "Перекрестье" можно логически связать два временных указателя: "Второй половины первого тысячелетия до нашей эры " (по тексту) и "Через тысячу, тысячу лет и ещё половину " (из предсказания Заратуштры). Каким образом? Если от нынешнего времени - начала XXI века - отнять второй указатель "Через тысячу, тысячу лет и ещё половину ", получится первый "вторая половина первого тысячелетия до нашей эры ".

- "Раньше много раз рождённые " - прямое указание на реинкарнации, перерождения, предшествующие жизни.

- "Четыре пути перед их глазами предстанет " - судя по всему, говорится о Четырех Сущностях человека в составе энергетической конструкции (Правой, Левой, Задней и Передней, подробнее о их характеристиках читайте в книге "АллатРа").

- "Три из них ложных - приспешников Друджа, Туда, в яму мрака дэвы толкают. " - Первые три из них - Животные Сущности, активирующие в человеке негативные, деструктивные эмоции и проявления. Они постоянно провоцируют и подталкивают человека к проблемам, неприятностям и бедам.

- "Четвёртый путь Арты - путь Духа и Правды, Её тропа через пропасть ведущая " - Передняя Сущность - выход в Духовный мир, помощник от Бога, упрощенно. Почему путь к ней ведет через пропасть, не совсем ясно.

- "Славные, смелые люди восславят себя, Увидев тот путь, к спасенью ведущий. Дарована будет людям удача. И вскоре за смелость и правду, Награда ждёт их - богатство Души и мощность вещей " - вероятнее всего, говорится о тех индивидуумах, кто примет Исконные Знания и начнет активно над собой работать, духовно развиваться с помощью изучения природы Животного начала и познания свой Души, посредством данных через книги знаний, практик, медитаций.

- "Мир на две части расколется. Зломыслящие сзади останутся с дэвами, Служителями Друджа. В прах их повергнет природа. Большую часть. Они - конец конца. " - в первом предложении говорится о разделении человечества на две части - ЖИВОЕ и МЕРТВОЕ, об этом Ригден Джаппо напрямую говорит в программе "Единение ". Большинство из людей, не принявших Знания, по всей видимости, погибнет из-за природных катаклизмов.

- "Благомыслящие с славными шагнут, Выбор свой сделав в мыслях, словах и делах. Они положат от конца - Начало… " - принявшие Знание разглядят в предстоящем общечеловеческом бедствии сокрытую суть вещей как реализацию "очистительного процесса", и сумев сдержать свое Животное наало, смогут пережить эти тяжелые времена, чтобы положить начало Новой цивилизации.

- "Мудр тот, кто в толпе стоящий на грани миров внемлет слову Ахура " - дословно можно перевести так, мудр тот, что услышит сегодня Ригдена Джаппо (И.М.Данилова). Три интервью и книги в подмогу.

- "Выбор дан. Каждый сам изберёт Свой жребий зла или жребий добра, А вместе с добром и свободу " - тут все понятно. В данную минуту каждый из нас выбирает свою последующую судьбу, как прижизненную, так и посмертную. Пресловутый выбор человеческий...

Есть дополнительно соображения? Милости просим, пишите в комментариях.

Подготовил Дато Гомартели (Украина-Грузия)

Ахура Мазда. То же что Ормузд или Маздео; бог Зороастра и парсов.

АХУРА МАЗДА (Зенд.) Олицетворенное божество, Принцип Всемирного Божественного Света парсов. От Ахура или Асура, дыхание, "духовное, божественное" в старейшей "Риг Веде ", низведенное ортодоксальными браминами в А-сура, "не-богов", - так же, как маздеяне разжаловали индусских Дэв (Богов) в Дэвов (Чертей).

ОРМАЗД или Ахура Мазда (Зенд.) Бог зороастрийцев или современных парсов. Будучи Светом Светов он символизирован Солнцем . Эзотерически, он есть синтез своих шести Амшеспентов , или Элохимов , и творящий Логос . В маздеянской экзотерической системе Ахура Мазда является верховым богом, и единым с верховным богом ведийского вена - Варуной , если читать "Веды " буквально.

Источник: Блаватская Е.П. - Теософский словарь

Фохат тесно связан с «Единою Жизнью». От Единого Неведомого, Беспредельной Совокупности исходит Единый Проявленный или периодическое Манвантарное Божество; и это есть Мировой Разум, который, будучи отделен от своего Источника, является Демиургом или Творящим Логосом западных каббалистов, и также Четверо-Ликим Брамою индусской религии. Рассматриваемый в своей совокупности в Эзотерической Доктрине с точки зрения проявленной Божественной Мысли, он является Воинством Высочайших Творцов – Дхиан-Коганов. Одновременно с эволюцией Всемирного Разума, Сокрытая Мудрость Ади-Будды – Единого Высочайшего и Вечного – проявляется, как Авалокитешвара (или Проявленный Ишвара), который и есть Озирис египтян, Ахура-Мазда Зороастра, Небесный Человек герметической философии, Логос платоников и Атман ведантистов . При воздействии Проявленной Мудрости или Махата – представляемой этими бесчисленными центрами духовной энергии в Космосе – Отражение Всемирного Разума, который есть Космическое Представление (мыслеоснова) и Разумная Сила, сопровождающая подобное Представление, становится объективно Фохатом буддийского эзотерического философа. Фохат, проходящий через все семь принципов Акаши, действует, как сказано выше, на проявленную Субстанцию или Единый Элемент и, дифференцируя его на различные центры энергии, пускает в ход закон Космической Эволюции, который в повиновении Представлению Всемирного Разума, вызывает к жизни все разнообразные состояния бытия в проявленной Солнечной Системе.

Если атрибуты Ахурамазды или Ормазда сильно походят на атрибуты еврейского Иеговы (хотя и более практичного), то не потому, что эти двое являют собою истинно «Мистическое Божество» – Непостижимое Все – но просто вследствие того, что оба суть человеческие идеалы, возникшие из одного и того же источника. Как Ормузд, происходя из Изначального Света, кото­рый сам эманировал из Высшей непостижимой сущности, именуемой «Зерван-Акарана» – Вечное или Бесконечное Время – является лишь третьим в божественной эволюции, так и Иегова в «Зогаре» является третьим из Сефиротов (к тому же, женскою пассивною силой), называемым «Разум» (Бина) и представленным под божественным име­нем Иегова и Аралим. Следовательно, ни один из них никогда не был ЕДИНЫМ «Вышним» Богом. Что касается Иеговы, то именно из Эйн Софа – Бесконечного, Единого, эманирует Аур – «Изна­чальный Свет» или «Изначальная Точка», которая, вмещая в себе всех Сефиротов, эманирует их од­ного за другим; совокупность их составляет Адама Кадмона – архетип человека. Иегова, стало быть – лишь десятая часть (седьмая каббалистически, ибо первые три суть Одно) Адама или интеллекту­ального мира, тогда как Ормузд есть глава семи Амешаспэнтов или их Духовная совокупность – следовательно, выше Иеговы, хотя и не Вышний.

АХУРАМАЗДА АХУРАМАЗДА

Ахура Мазда (авест.), Аурамазда (др.-перс.), Ормазд (пехл.), в иранской мифологии верховное божество зороастрийского и ахеменидского пантеонов (см. Амеша Спента ). Буквальное значение - «господь премудрый». Первоначально имя А. выступало в качестве замены запретного имени божества. Оба элемента имени употреблялись раздельно даже в поздних фрагментах «Младшей Авесты» (см. Мазда ). В ахеменидских текстах (6-5 вв. до н. э.) этот термин писался слитно, т. е. воспринимался как новое имя древнего божества. В западноиранской ономастике имя Мазда упоминается с 8 в. до н. э. «Авеста», в отличие от большинства родственных иранской мифологии индоевропейских традиций (хеттской, греческой, латинской, балто-славянской, ведийской), где верховным божеством выступал воин-громовержец (Зевс, Индра, Перун и т. д.), изображала А. жрецом, подчёркивая духовность его сущности и действий. Он творит мир усилием или посредством мысли («Ясна» 19, 1-6) и требует себе чисто духовного поклонения, молитвы перед священным огнём («Ясна» 43, 7). Из обычных форм жертвоприношения в честь А. допускалось только возлияние смеси сока хаомы с молоком («Ясна» 29, 6-7). Учение Заратуштры о функциях и поступках А. содержит новые для индоиранской традиции оттенки религиозного символизма: о личном избранничестве Заратуштры А. как посредника между небом и землёй, апокалиптические понятия о страшном суде, вершимом А. («Ясна» 47, 6 и др.), об абсолютной свободе воли А. (43, 1), о грядущей победе А. и его приверженцев над силами зла, об ответственности каждого живущего существа перед А. (30, 3-6, 44, 14 и др.). В «Ясне семи глав» образ А. более традиционен и натуралистичен. Видимым его проявлением, буквально «телом», назван огонь (Атар; 36, 6), небесные воды именуются его жёнами. «Яшт» (XVII, 16) величает А. отцом низших божеств Аши, Сраоши, Рашну. Митры и самой религии. Но во всех случаях, вплоть до сочинений пехлевийской эпохи, А. выводился идеальным прототипом жреческого сословия. Однако ахеменидские скальные надписи (6-4 вв. до н. э.) и сасанидские рельефы (3-7 вв.) трактуют его царём-миродержцем: он «всемогущ, велик, победоносен». Помимо этих двух основных трактовок, в «Авесте» сохранялись остатки архаических представлений: «Ясна» (30, 5 и 51, 30) и «Яшт» (XIII, 3) донесли раннеиндоираиский образ высшего божества как олицетворения небесной звёздной (ночной) тверди. Тот же «Яшт» (XIII, 80) приписывал А. личного гения - фраваши, что подразумевало знак его, А., сотворённости и, тем самым, вторичности. Показательно, что каноническая «Авеста» умалчивала о происхождении А. Почитатели бога времени Зервана считали Ормазда сыном этого божества и братом-двойником злого духа Ахримана (ср. Близнечные мифы ). В «Гатах» А. - отец святого духа Спента-.Майнью и духа зла Ангро-Майнью; в «Младшей Авесте» Спента-Майнью абсорбируется с А. Ахурамазда сотворил всё бытие («Ясна» 44, 4-5; поздние пехлевийские переводчики подставили отсутствующее в оригинале определение «благое»), облёк предшествовавшие духовные формы плотью, заранее предначертал все мысли, слова и деяния. Человек должен избрать благие мысли, слова и дела и тем усилить лагерь добра (30, 3-6, 31, 11) в его противоборстве с силами зла, возглавляемыми Ангро-Майнью. А. в «Гатах» стоит над этой борьбой, но в «Младшей Авесте» он лично в ней участвует, ищет сторонников среди младших божеств, обучает Заратуштру правилам жертвенных ритуалов («Яшт» XIV 50) и шаманскому искусству гадать на птичьих перьях («Яшт» XIV 35). Младоавестийский образ А. (греч. форма имени - Оромаздес) был известен Платону и Аристотелю (5-4 вв. до н. э.), что даёт хронологическую веху в истории почитания А. и с учётом ранних ассирийских и ахеменидских сведений служит одной из предпосылок для исторической реконструкции маздеизма в целом.
Лит.: Wesendonk О. G„ Zu altpersisch Auramazda, «Zeitschrift fur Indologie und Iranistik», Lpz., 1929; Hartman S., Der Name Ahura Mazdah, в кн.: Synkretismus im syrisch-persischen Kulturgebiet. Gott., 1975 (Abhandlungen der Akademie der Wissenschaften in Göttingen. Philologiech-Historische Klasse, Folge 3, № 96).
Л. А. Лелеков.


(Источник: «Мифы народов мира».)


Синонимы :

Смотреть что такое "АХУРАМАЗДА" в других словарях:

    АХУРАМАЗДА, верховный бог в зороастризме. Олицетворение доброго начала … Современная энциклопедия

    Верховный бог в зороастризме. Олицетворение доброго начала … Большой Энциклопедический словарь

    - (Ахура Мазда, Ормазд) в мифах древних иранцев верховное божество (его имя означает Господь мудрый) … Исторический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 1 бог (375) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Ахурамазда - АХУРАМАЗДА, верховный бог в зороастризме. Олицетворение доброго начала. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Верховный бог в зороастризме. Олицетворение доброго начала. * * * АХУРАМАЗДА АХУРАМАЗДА, верховный бог в зороастризме (см. ЗОРОАСТРИЗМ). Олицетворение доброго начала … Энциклопедический словарь

    Верховный бог в ряде древних и раннесредневековых иранских религий Передней и Ср. Азии (а также в древнеармянском пантеоне, некоторых эллинистических синкретических культах и пр.), в настоящее время у парсов (См. Парсы) и гебров (См.… … Большая советская энциклопедия

    Верховный бог в религии у зороастрийцев и маздеистов, культ к рого в древности и в раннем средневековье был распространен в Ср. Азии и Иране. В Авесте повествуется о вечной борьбе доброго бога А. со злым богом Анхра Майнью. Лит.: Струве В. В.,… … Советская историческая энциклопедия

    Верховное божество зороастризма. Творец всех противоборствующих сил. Сыновья близнецы Ахурамазды Спента Майнью (Дух святости) и Ангро Майнью (Дух зла). Посредниками между Спента Майнью и человечеством являются семь бессмертных духов Амеша Спента… … Религиозные термины

    - … Википедия

Душа и тело как одно зерно В тебе живут от самого рожденья. Она бела. Оно - черным-черно. Дай свету или мраку предпочтенье. Реши, слугой ли быть добра иль зла, И по какой из двух идти дороге. В конце же, рассмотрев твои дела Тебя получат дэвы или боги.

Мифы древних иранцев, потомками которых являются не только обитатели современного Ирана, но также Афганистана, южной части Средней Азии и Северного Кавказа, сохранились в одном из величайших памятников мировой литературы - «Авесте», складывавшейся так же, как и Библия, на протяжении целого тысячелетия. «Авеста» является священной книгой некогда широко распространенного религиозного течения - зороастризма, ныне почти полностью вытесненного с территорий его первоначального распространения исламом и христианством. Дошедший до нас текст «Авесты» состоит из трех главных книг - «Ясна», «Яшта» и «Видевдат». Выдержки из них составляют сборник повседневных молитв, так называемую «Малую Авесту». Судя по «Гатам», гимнам «Ясны», основателем зороастризма был Заратуштра (Зороастр), происходивший из незнатного рода Спитама. Его имя может быть переведено как «обладающий золотистым верблюдом» или «тот, кто ведет верблюда». Сообщается, что он был жрецом, имел жену и двух дочерей, был в тридцатилетнем возрасте осенен истинной верой, подвергся преследованию, бежал (нет пророка в своем отечестве) и нашел убежище у правителя Виштаспы. Время жизни основателя зороастризма неизвестно - примерно в промежутке от 1500 до 600 г. до н. э.

Подобно другим всемирным религиям (буддизму, христианству и исламу) зороастризм возник на почве более древней религии, верховным богом которой был Ахура-Мазда. Среди ее других богов выделялись Митра, олицетворение договора, защитник согласия между людьми, Анахита, богиня воды и плодородия, Варуна, бог войны и побед. Господствующим культом предшественницы зороастризма был культ огня.

«Авеста» излагала учение Заратуштры. Согласно ему, весь мир строго разделен на две сферы: добра и зла, света и тьмы, порядка и хаоса, - пребывающие в вековой борьбе. Миру добра служат благие боги, миру зла - злые боги и духи. Человек, обладающий душой и телом, принадлежит этим мирам и втянут в их борьбу, обладая возможностью свободного, сознательного выбора своего места в ней. Смысл зороастризма в том, чтобы облегчить этот выбор между добром и злом, направить каждого к добру, отвратить зло с помощью молитв и заклинаний.

Зороастризм, более чем какая-либо другая древневосточная религия, приблизился к единобожию в той его классической форме, которую выработал яхвизм. Приверженцы Заратуштры верили в существование высшего божества, «творца скота, воды и растений» Ахура-Мазды («Владыки Всеведующего»), рядом с которым находились его помощники Арту Вахишта и Boxy Ману, воплощающие благие материальные силы - огонь и скот. Они же мыслились как абстрактные понятия из духовной сферы - слово и дело. Ахура-Мазда, Арту Вахишта и Boxy Мана составляли троицу небесных богов, которым соответствовали духи, олицетворявшие определенные субстанции - металлы, землю, воду, растительность. Эта же троица в свою очередь мыслилась как совокупность социальных и моральных категорий: прочная власть, преданность, здоровье, жизненная сила.

Олицетворением и хранителем договора и согласия в авестийской мифологии являлся бог Митра. Митру чтили как защитника согласия между людьми, врага всяческих распрей и раздоров, выпрямителя границ, охранителя общественной стабильности. Отождествленный позднее с солнцем, он стал также богом, дарующим жизнь и дающим сыновей. Помощниками Митры считались «потомок Воды» Апат Напат (божество, родственное италийскому Нептуну), а также Бага, имя которого, употреблявшееся как синоним Ахура-Мазды и Митры, дало происхождение нашему слову «Бог».

Ахура-Мазде как верховному божеству и предводителю сил добра в авестийской мифологии противостоит Ахриман - космическое божество зла (Злая мысль). Он вторгается в пределы небосвода, создавая кометы и другие небесные тела, не подчиняющиеся регулярному движению небесных сфер и приносящие катастрофы. Ахриман оскверняет воды и приносит смерть. Он мыслился членом троицы зла, в которую кроме него входили Друджа («Злое слово») и Айшма («Злое дело»). Ему же был подчинен сонм злых духов - дэвов.

Присяга приверженца зороастризма, дошедшая до нас в позднем тексте, гласила: «Проклинаю дэвов... Доброму, исполненному блага Ахура-Мазде я приписываю все хорошее, и все лучшее - ему, носителю Арты, сияющему, наделенному благодатью. Его творение - скот, и Арта, и свет, чьими лучами наполнена обитель праведников. Я выбираю для себя святую, добрую Арамаити. Пусть она будет моею. Отрекаюсь от хищения и захвата скота, от причинения ущерба и разорения тех, кто чтит Ахура-Мазду. Отрекаюсь от сообщества с мерзкими, вредоносными, неартов-скими, злокозненными девами, самыми лживыми, самыми зловонными, самыми вредными для всех существ...» Именно так учил Ахура-Мазда Заратуштру на всех беседах, на всех встречах, на которых Азура-Мазда и Заратуштра говорили между собой.

Из этого символа веры проясняется место Заратуштры, во многом аналогичное месту библейских пророков: он общается с верховным божеством. Он посредник между ними и верующими. Но на этом кончается сходство и начинаются различия. Зороастризм не выделяет человека как венец творения. Материальная сторона не противопоставляется духовной. Ведь «скот» одновременно мыслится как божественное слово, родственное арте («правде»). Тот, кто заботится о скоте, привержен божественному слову. Зороастризм снимает противоречие между миром вещей и миром души.

Как уже говорилось, «Авеста» создавалась на протяжении целого тысячелетия. К счастью, ее древнейшая часть - «Гаты» - не были в полной мере отредактированы в духе поздних религиозных взглядов, как это случилось с библейскими псалмами. «Гаты» сильно отличаются по форме и содержанию от других-частей «Авесты». Они долгое время хранились в памяти и были записаны уже после падения державы персидских царей Ахеменидов.

О «Гатах» как произведениях VII в. до н. э., возникших не на Иранском плоскогорье, а на территории Средней Азии, говорит облик воссоздаваемого на их основании общества. Авторы «Гат» ничего не знают о городской жизни, имевшей на Иранском плоскогорье тысячелетнюю историю.

Заратуштра, а он, скорее всего, автор проповедей в стихотворной форме, обращается к пастухам и земледельцам. Но городская жизнь была достаточно развита и в Средней Азии, где глубокую древность имел, например, город Мараканда (Самарканд). Где же в Средней Азии была среда, породившая Заратуштру? Отвечая на этот вопрос, среднеазиатский иранист В.И. Абаев сравнил поучения Заратуштры с образом жизни и религией кочевников-скифов, народа иранского происхождения. Это сравнение позволило сделать вывод: Заратуштра - выходец из племенной периферии, окружавшей долины рек АМударьи и Сырдарьи. Таким образом, его врагами в Средней Азии оказалось городское ремесленное и торговое население. Но и в землях Ирана в период существования Мидийской и затем Персидской держав учение Заратуштры не могло встретить полной поддержки. Это ясно хотя бы из того, что во времена Ахеменидов производилось захоронение трупов, что считалось зороастрийцами величайшим грехом - осквернением земли. В то же время персидские цари объявляли себя противниками дэвов. Таким образом, во времена Ахеменидов ортодоксальный зороастризм не был господствующей религией. Он существовал в ослабленной, компромиссной форме, и лишь с падением Персидской державы Ахеменидов произошло возрождение зороастризма в его первоначальной форме, чему способствовала запись «Гат».

Заратуштра был реформатором ранее существовавшей религии, какими являлись за пределами Ирана Моисей, Будда, Христос. До Заратуштры иранские племена, называвшие себя ариями, имели свою «языческую мифологию». Остатки ее сохранились в первой книге «Авесты» - «Видевдат» («Кодекс, данный против дэвов»), а также в преданиях народов иранского происхождения - таджиков, афганцев и др.

Излагая языческие легенды, создатели «Видевдата» осуждают их героев. В проповедях Заратуштры языческий герой Йима - виновник грехопадения. Став пожирателем говядины, он открыл дорогу смерти, в результате чего был утрачен «Золотой век» и в мире воцарилось зло. Мифу о спасении живых существ от потопа придается зороастрийская теологическая окраска. Спасаются одни «чистые», люди и животные без всяких пророков и физических изъянов, которые для зороастрийцев служили метками злого духа Анхро-Манью.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: