Кого потеряла российская авиация на ближнем востоке. Не вернулись из Алеппо: почему был сбит российский вертолет в Сирии Ютуб сбитый российский вертолет в сирии

Минобороны сообщило о потере еще одного вертолета Воздушно-космических сил в рамках операции против боевиков в Сирии. По данным ведомства, 1 августа военно-транспортный вертолет Ми-8, возвращавшийся на авиабазу Хмеймим после доставки гуманитарной помощи в Алеппо, был обстрелян с земли в сирийской провинции Идлиб. Ранее телеканал Al-Jazeera сообщил, что на юге провинции Алеппо упал некий вертолет, сбитый оппозицией.

«На борту вертолета находились три члена экипажа и два офицера российского Центра примирения враждующих сторон в Сирии. Судьба российских военнослужащих выясняется по всем доступным каналам», — говорится в сообщении Минобороны.

Оппозиционное информагентство Shahba Press передало, «что все члены экипажа погибли. В Кремле сообщили, что точной информации о числе погибших в результате инцидента «пока нет».

«Те, кто были в вертолете, по информации, поступившей из Министерства обороны, погибли. Погибли героически, потому что пытались увести машину, с тем чтобы минимизировать жертвы на земле. В Кремле глубоко соболезнуют всем близким наших погибших военнослужащих», — сообщил журналистам пресс-секретарь президента .

В Генштабе пытаются прояснить местонахождение российских военнослужащих. Начальник Вооруженных сил России генерал-лейтенант сообщил, что «по имеющейся информации, вертолет был сбит с земли над районом, находящимся под контролем вооруженных формирований и примкнувшим к ней отрядам так называемой «умеренной оппозиции». Он квалифицировал произошедшее как террористический акт.

«Сегодня совершен террористический акт в результате которого был сбит российский военно-транспортный вертолет Ми-8, возвращавшийся после выполнения гуманитарной миссии по доставке продовольствия и медикаментов жителям города Алеппо», — сказал генерал.

— Eliot Higgins (@EliotHiggins) August 1, 2016

Журналист агентства MENA Бьёрн Штрицель также разместил в Twitter фото блока ракет с подписью: «В советской России 57 мм ракеты считаются гуманитарной помощью».


Аналитик Международного стратегического института IISS, редактор издания The Military Balance Джозеф Демпси в своем микроблоге обращает внимание на детали винтокрылой машины, называя модель Ми-8 АМТШ (транспортно-штурмовая модификация). В частности, на размещенный в хвостовой части вертолета контейнер с, предположительно, комплексом радиоэлектронной борьбы «Президент-С».


Напомним, что Центр по примирению враждующих сторон в Сирии создан 22 февраля 2016 года на авиабазе Хмеймим для содействия переговорному процессу о примирении между представителями сирийских властей и оппозиции, за исключением запрещенных в России и других странах группировок «Исламское государство» (ИГ), «Джебхат ан-Нусра» и иных организаций, признанных Совбезом ООН террористическими, а также для заключения соглашений о прекращении огня и организации доставки гуманитарной помощи.

На минувшей неделе Россия совместно с правительством Сирии начала новый этап гуманитарной операции в Сирии — в осажденном городе Алеппо открыли четыре гуманитарных коридора: три — для мирных жителей и один — для боевиков с оружием и техникой. С тех пор количество присоединившихся к перемирию населенных пунктов в САР достигло 327. Только за последние сутки заключены соглашения о примирении с представителями 17 населенных пунктов в провинциях Эс-Сувейда и Латакия.

По данным центра, режим прекращения боевых действий в течение последних суток соблюдали в большинстве провинций.

Тем не менее в провинции Дамаск за сутки зафиксировали четыре нарушения, еще два — в Латакии.

«Формирования причисляющей себя к оппозиции группировки «Джейш аль-Ислам» обстреляли из минометов населенные пункты Джаубар, Арбил, Дума и Хараста провинции Дамаск. В провинции Латакия вооруженными формированиями «Свободной сирийской армии» обстреляны населенные пункты Тубал и Зуайкат», — говорится в бюллетене.

В Сирии сбит российский вертолет Ми-8, возвращавшийся из Алеппо на авиабазу Хмеймим. Машина, на борту которой находились пятеро военнослужащих, упала в провинции Идлиб. С ноября 2015 года ВКС России при разных обстоятельствах потеряли в Сирии четыре вертолета и фронтовой бомбардировщик Су-24.

Турецкий цугцванг

Первая потеря случилась 24 ноября 2015 года. Пара фронтовых бомбардировщиков Су-24М выполняла боевое задание в провинции Латакия (район населенного пункта Кепир) - наносила бомбовый удар по позициям боевиков.

При повторном заходе на цель пара была атакована турецкими истребителями F-16. По утверждению Анкары, российские самолеты нарушили воздушное пространство Турции, по словам Москвы - все это время находились над сирийской территорией. Так или иначе, но самолет RF-90932 бортовой номер «83 белый» был сбит вдогон ракетой «воздух-воздух».

Летчики катапультировались над районом, контролируемым оппозиционными Дамаску боевиками. Командир экипажа подполковник Олег Пешков был расстрелян ими еще в воздухе, а штурман Константин Мурахтин сумел приземлиться и скрыться.

С базы Хмеймим отправили поисково-спасательную группу. Ее вертолет Ми-8АМТШ был поврежден огнем с земли и совершил вынужденную посадку. На борту погиб морской пехотинец Александр Позынич. Машину впоследствии уничтожили боевики ракетой противотанкового комплекса.

Ночное падение

В ночь на 12 апреля 2016 года в провинции Хомс разбился ударный вертолет Ми-28Н, возвращавшийся с боевого задания. Члены экипажа - Андрей Окладников и Виктор Панков, служившие до командировки в Сирию на авиабазе в Буденновске, - погибли.

По заявлению министерства обороны, вертолет не обстреливался с земли. Источник в промышленности предположил, что машина разбилась из-за столкновения с землей при пилотировании в сложных условиях.

Впоследствии сообщалось, что экипаж, выполняя полет в очках ночного видения, мог не справиться с управлением и машина столкнулась с каким-то препятствием. Источники в комиссии по расследованию в конце апреля 2016-го подтвердили этот вывод, назвав причиной человеческий фактор.

«Летчики Ми-28Н, выполняя полет темной ночью над безориентирной местностью со сложным рельефом, потеряли правильное пространственное положение, в результате чего произошло столкновение вертолета с землей», - отметил источник в комиссии.

Вертолет, которого не было?

8 июля 2016 года возле Пальмиры был сбит вертолет. На борту находились командир 55-го отдельного полка армейской авиации полковник Ряфагать Хабибуллин и летчик-оператор лейтенант Евгений Долгин, оба погибли.

Официальная позиция Министерства обороны России на сегодняшний день по-прежнему состоит в том, что сбит был сирийский вертолет Ми-25 (экспортная версия вертолета Ми-24Д) с российским экипажем. По утверждению Знаменки, это произошло, когда машина разворачивалась на обратный курс после нанесения удара. Анонимный источник в военном ведомстве, также отметив, что израсходовавшая боеприпасы машина легла на обратный курс, связал гибель вертолета с применением боевиками американского противотанкового комплекса TOW.

Однако опубликованная видеозапись не подтверждает эту версию. На кадрах отчетливо видна пара ударных вертолетов Ми-35М (такие машины используются российской авиагруппой в Сирии). Они находились на боевом курсе, а подбитая машина непосредственно перед поражением запускала неуправляемые ракеты.

Попадание в хвостовой винт, также зафиксированное на видеозаписи, не соответствует картине применения ракет комплекса TOW. В частности, об этом говорит отсутствие следа приближающейся ракеты, ограниченный характер разрушений, а также локализация попадания. Одна из реалистичных версий - применение боевиками зенитной артиллерии.

Возвращаясь из Алеппо

В конце июля российские военные объявили о масштабной гуманитарной операции в районе Алеппо. Успехи сирийской армии и союзных формирований (включая иранских и хазарейских добровольцев) привели к окружению в северо-восточной части Алеппо крупной группировки боевиков. 28 июля сообщили, что из города открываются три коридора для выхода мирных жителей и отдельный коридор для боевиков, решивших сложить оружие.

1 августа 2016 года в сирийской провинции Идлиб был сбит вертолет Ми-8АМТШ, возвращавшийся на авиабазу Хмеймим после доставки гуманитарной помощи в город Алеппо. Судя по многочисленным фотографиям обломков, опубликованным в сети, речь идет о машине RF-95585 (бортовой номер «212 желтый»), до начала сирийской кампании сфотографированной в расположении 562-й авиабазы армейской авиации в Толмачево (под Новосибирском).



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: