Компоненты интонации. Интонация и ее элементы

Интонация - это совокупность действующих звуковых элементов устной речи, определяемая содержанием и целями высказывания.

Основные элементы интонации:

  • 1. Сила, определяющая динамику речи и выражаемая в ударениях;
  • 2. Направление, определяющее мелодику речи выражаемое в движении голоса по звукам разной высоты (мелодика);
  • 3. Скорость, определяющая темп и ритм речи и выражаемая в длительности звучания и остановках (паузах);
  • 4. Тембр (оттенок), определяющий характер звучания (эмоциональную окраску речи);

Значение интонации в выразительной речи очень велико. «Никакая живая речь без интонации невозможна», - говорят психологи. «Интонация есть высшая и самая острая форма речевого воздействия» , - утверждают мастера художественного слова. Она фонетически организует речь, расчленяя ее на предложения и фразы (синтагмы), выражает смысловые отношения между частями предложения, придает произносительному предложению значение сообщения, вопроса, приказания. Всякая речь ситуативна. Интонация - это ответ на ситуацию разговора. Она в известной мере непроизвольна. В процессе своей собственной речи человек не задумывается над ней. .

Элементы интонации по их совокупной роли в устной речи должны рассматриваться как неразделенное целое. Одна для удобства освещения приходится, несколько искусственно выделяя основные компоненты интонации, говорить о каждом отдельно.

· Ударение как компонент интонации; фразовое и логическое ударение.

Цельная синтаксическая интонационно-смысловая ритмическая единица носит название синтагмы или фразы. Синтагмой может быть одно слово или группа слов. От паузы до паузы слова произносятся слитно. Слитность эта диктуется смыслом, содержанием предложения.

Группа слов, представляющая синтагму, имеет ударение на одном из слов, большей частью на последнем. С конца августа | в воздухе начинает холодеть.

Одно из слов в группе выделяется: на него падает фразовое ударение: августа, холодеть.

Практически это достигается небольшим усилением или повышением голоса, замедления темпа произнесения слова, паузой после него.

От фразового нужно отличать логическое ударение. (Правда иногда эти виды ударения совпадают: одно и то же слово несет на себе и фразовое и логическое ударение). Главные по мысли слова в предложении выделяются, тоном голоса и силой выдыхания они выдвигаются на первый план, подчиняя себе другие слова. Эти выдвижения тоном голоса и силой экспирации слова на первый план в смысловом отношении и называется логическим ударением.

Логическое ударение очень важно в устной речи. Если логическое выражение выделить неверно, то смысл всей фразы может быть тоже неверно.

Вы сегодня будете в театре?

Вы сегодня будете в театре?

Вы сегодня будете в театре?

Вы сегодня будете в театре?

В каждом предложении нужно найти слово, на которое падает логическое ударение. Практика чтения и речи выработала ряд указаний, как следует ставить логические ударения. Эти правила изложены в известной книге Всеволода Аксенова «Искусство художественного слова».

1. Логическое ударение, как правило, ставится на именах существительных и иногда на глаголах в тех случаях, когда глагол является основным логическим словом и обычно стоит в конце фразы или когда имя существительное заменено местоимением.

В зале собрались зрители. Стол был накрыт.

2. Логическое ударение нельзя ставить на прилагательных и местоимениях.

Сегодня морозный день. Благодарю вас. Вы извините меня.

3. При сопоставлении постановка логического ударения этому правилу не подчиняется.

Мне нравится не синий цвет, а зеленый.

Мне нравится, а не тебе.

4. При сочетании двух существительных ударения всегда падает на имя существительных ударение всегда падает на существительное, взятое в родительном падеже и отвечающее на вопросы чей? кого? чего?

Это приказ командира.

5. Повторение слов, когда каждое последующее усиливает значение и смысл предыдущего, требует логического ударения на каждом слове с возрастающим усилением.

Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит.

6. Перечисление во всех случаях требует на каждом слове самостоятельного ударения.

Я встал, умылся, оделся и выпил чая.

  • 7. При объединении авторских слов с прямой речью логического ударения сохраняется на главном слове собственной речи.
  • - Да хорошо, по-моему, - сквозь зубы процедил Фёдор.

Механически применять эти или другие правила постановки логических ударений нельзя. Всегда следует учитывать содержание всего произведения, его ведущую идею, весь контекст, а также задачи, которые ставит себе учитель, читая произведение в данной аудитории. .

  • · Пауза, темп, ритм

Речевой поток разделяют паузы. При этом линейно расположенные элементы речевой последовательности объединяются и в то же время разграничиваются именно в точке перерыва между ритмическими отрезками речи - фразами.

По длительности паузы различны. Короткие паузы отделяют в предложении такты (фразы). Средние по длительности паузы отделяют предложения и носят название логические паузы. Логические паузы оформляют речь, придают ей законченность, стройность. Это как бы сигналы перехода от одного предложения к другому, от одной части целого текста к другой.

Иногда длительная пауза перерастает в психологическую, действующую как выразительное средство художественной речи и усиливающее содержание высказывания.

Особое место занимает ритмическая пауза в стихотворных текстах. В конце каждой стихотворной строчки обязательно соблюдается так называемая стиховая пауза. Стиховая пауза - короткая, если её не перекрывает логическая или психологическая паузы.

Паузы любой длительности и значения органически входит в ритмическую структуру речи. Речь занимает какое-то время. Мы произносим звуки разнообразной длительности. Звуки соединяют в слова, слоги, т.е. ритмические группы. Одни группы требуют краткого, отрывистого, другие растянутого, напевного произношения. Одни притягивают ударения, другие произносятся без ударения.

Между словами и сочетаниями слов делаются остановки - паузы, тоже разные по времени. Всё это вместе составляет темп и ритм речи - движение речи, скорость протекания ее во времени. Сюда относятся ускорение и замедление речи. Различают быстрый темп речи и медленный, плавный и прерывистый. Для быстрой речи характерно редуцирование гласных, пропуск некоторых звуков. Особенности речи медленной заключаются в том, что слова выступают в полных формах.

Ритмом называют равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости, подобного и различного в речи. Наиболее ощутимое выражение ритма мы находим в стихотворной речи. Ритм ощущается лишь в единстве с содержанием. Он переплетается с интонационным строем стиха.

· Мелодика речи

Движение голоса по звукам разной высоты составляет мелодику речи. От того, насколько легко переходит голос от средней, постоянно присущей чтецу высоте к более низкой или высокой, зависит одно из основных качеств речи - гибкость, музыкальность. Одновременно с повышением или понижением голоса изменятся и его сила. Повышение или понижение тона и силы голоса контролируется слухом и мышечным ощущением, мышечным чувством, точно так же, как и тембр голоса.

  • 1. Полная форма включает повышение, кульминационный пункт и понижение;
  • 2. Нисходящая форма - с понижением голоса к концу;
  • 3. Восходящая форма - с повышением голоса к концу;
  • 4. Монотонная форма - с незначительными повышениями и понижениями голоса (обычно на низком регистре).

При подготовке текста к произнесению вслух чтецу помогают авторские знаки препинания, которые выражают ритмо-мелодические особенности речи: точка, вопросительный и восклицательный знак, многоточие, точка с запятой, кавычки при прямой речи, скобки и тире при вводных словах и предложениях.

Мелодические изменения (подъем и падение тона) делят предложения на две части: кульминация подъема - ударный слог слова сирени. Предложение представляет полную мелодическую фигуру.

Следует сказать о роли мелодики в выразительности чтения отдельных частей произведения. Каждая часть стихотворения, рассказа, сказки отличается темой, содержанием, настроением. Соответственно этому чтец выбирает и средства словесного выражения.

Тембр голоса - это средство выразительности устной речи и чтения. Волнение, грусть, радость, подозрение - всё это отражается в голосе. В состоянии возбуждения, подавленности и др. голос меняется, отклоняясь от обычного звучания. Это отклонение называется эмоциональной окраской, тембром.

Только посредством анализа содержание текста возможно определить нужную окраску. Необходимо внимательно вчитаться в содержание произведения, понять замысел автора, его творческую задачу, идею произведения, поставить цель чтения. .

Слова делятся на слоги. Не все слоги имеют один. долготу и силу. Один из слогов в слове выделяется наиб. силой и длительностью произношения гласного звука. Он называется ударным. Русскому языку свойственно силовое ударение.

Ударение - это тот музык. тон, на кот. настраивается слово, тот "голос", по кот. мы узнаем слово. Все слова, явл. самост. частями речи, обычно имеют ударение. Усвоение прав. ударения сопряжено с рядом трудностей, объясн. его особенностями.

Первая состоит в том, что ударение в русских словах не прикреплено к опр. слогу в слове (как, например, в большинстве тюркских языков, во французском (где ударение падает на посл. слог), в польском (ударение - на предпосл. слоге), в чешском и венгерском (ударение - на первом слоге)). Такое ударение называют свободным , оно может быть на любом слоге слова.

Второй особенностью русского ударения является его подвижность, его способность менять свое место в зависимости от формы слова. Например, глагол пон`ять в неопр. форме имеет ударение на втором слоге, в прош. времени в мужском роде оно передвигается на первый слог - п`онял, а в женском роде - на последний - понял`а.

Большие группы слов, мен. ударения в зависимости от формы, есть и среди глаголов. Это глаголы жить, быть, вить, лить, дать, пить и их префикс. образования. Схема их ударения причудлива и к тому же со временем изменяется. Неизменной остается только форма женского рода прош. времени - с ударением на окончании.

Подвижность русского ударения приводит к необходимости вместе с образованием форм, склонением, спряжением слов быть внимательными и к ударению, кот., как видно, не остается постоянным. Это трудность языка, но и одна из его красок, когда слово в разных формах звучит по-новому.

Эти два свойства русского ударения учитываются в русском стихосложении, кот. основывается на количестве слогов и числе ударений, а также на соотношении ударных слогов с безударными. Такой стих называется силлаботоническим (слогоударным). В силлаботоническом стихосложении различают 5 осн. размеров: ямб, хорей, амфибрахий, дактиль, анапест.



Третьей особенностью русского ударения является его изменчивость с течением времени. Язык служит обществу, он развивается, улучшается, изменяется.

Любое высказывание произносится с какой-либо интонацией . Различия в интонации зависят от изменения 4х акуст. компонентов:

· интенсивности звучания;

· длительности звучания (чем больше звуков произносится в единицу времени, тем меньше их длительность, тем быстрее темп речи);

· степени отчетливости тембра, т. е. качества звуков.

Изменения этих перв. компонентов интонации улавливают на слух и более точно вычисляют на спец. аппаратуре: осциллографах, интонографах, сонографах.

Каждый говорящий имеет свой средний тон речи. Но в некоторых местах фразы происходит повышение или понижение тона. Такие движение тона вверх или вниз от среднего уровня называют интонацией . В научной лингвистике в понятие интонации включают также изменения интенсивности, длительности, тембра речевого такта и фразы.

В русском языке можно выделить 6 интонац. конструкций (сокращенно - ИК). Каждая из них имеет центр - слог, на кот. падает основное ударение (тактовое, фразовое или логическое), пред- и постцентровую части (они в ряде случаев могут отсутствовать). Та часть, кот. находится перед центром, обычно произносится на среднем тоне. Одну ИК от другой отличают направление движение тона в центре и после центра:

· первая ИК: на гласном звуке центра происходит понижение тона, тон посцентровой части ниже среднего;

· вторая ИК: гласные центра произносится почти так же, как и гласные в предцентровой части, а тон постцентровой части ниже среднего уровня;

· третья ИК: на гласном центра тон резко поднимается, а в постцентровой части он ниже среднего;

· четвертая ИК: на гласном центра тон резко восходит, тон постцентровой части также выше среднего;

· пятая ИК: имеет два центра: на гласном первого центра восходящее движение тона, на гласном второго центра или на следующем гласном - нисходящее, тон между центрами выше среднего, тон после центра - ниже среднего;

· шестая ИК: на гласном центра тон восходит, тон посцентровой части выше среднего.

Интонация различает предложения разных типов, отражает нейтр. или субъект. отношение говорящего к содержанию высказывания, передает разнообр. оттенки эмоций. Интонация тесно связана с пунктуацией, хотя, конечно, нельзя ставить знаки препинания, опираясь только на нее.

Например, в предложении: "Усталые дети быстро уснули", может быть поставлена запятая после слова усталые, если определению придать доб. обстоят. значение причины, и тогда его следует выделить интонационно.

Итак, любое высказывание произносится с интонацией. Интонация - явление сложное, она состоит из неск. компонентов:

1) в каждой фразе есть логич. ударение, оно падает на то слово, которое по смыслу самое важное во фразе. С помощью логич. ударения можно уточнить смысл высказывания, например:

а) Завтра мы поедем в театр (а не на следующей неделе);

б) Завтра мы (наш класс, а не другой) поедем в театр;

в) Завтра мы поедем в театр (а не пойдем);

г) Завтра мы поедем в театр (а не в цирк);

2) интонация состоит из повышений и понижений голоса - это мелодика речи. Она в каждом языке своя;

3) речь протекает ускоренно или замедленно - это образует ее темп;

4) интонацию характеризует тембр речи, зависящий от целевой установки;

5) пауза - остановка, перерыв в движении тона - бывает всегда на границе фраз, но может быть и внутри фразы.

Очень важно делать паузы в нужном месте, так как от этого зависит смысл высказывания: Как удивили его слова / брата! Как удивили его / слова брата! Паузы бывают логическими (смысловыми) ипсихологическими (диктуемыми чувствами).

Интонация - это совокупность ритмико-мелодических компо­нентов речи: мелодики (т.е. движения основного тона), интенсив­ности, длительности, темпа речи и тембра произнесения (указываю­щего на общую эмоциональную окрашенность речи). Интонация -одно из важнейших средств оформления высказывания, выявления его смысла. С помощью интонации, непрерывного тонового движе­ния происходит членение речевого потока на смысловые отрезки с дальнейшей детализацией их смысловых отношений. Поэтому ин­тонацию часто определяют как ритмико-мелодическую сторону ре­чи, являющуюся средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски высказывания. Интонация включает в себя целый комплекс элементов, среди которых:

1) мелодика речи: основной компонент интонации, она осу­ществляется повышением и понижением голоса во фразе (ср., на­пример, произношение вопросительных и повествовательных пред­ложений), именно мелодика речи организует фразу, расчленяя ее на синтагмы и ритмические группы, связывая ее части;

2) ритм речи: т.е. регулярное повторение ударных и безударных, долгих и кратких слогов. Ритм речи служит основой эстетической организации художественного текста - стихотворного и прозаи­ческого. Основная единица ритма речи - ритмическая группа, со­стоящая из ударного и примыкающего к нему безударного слогов;


3) интенсивность речи, т.е. степень ее громкости, сила или сла­бость произнесения высказывания (ср. разную интенсивность речи на митинге и в комнате);

4) темп речи, т.е. скорость произнесения ее элементов (звуков, слогов, слов), скорость ее протекания, длительность звучания во времени (например, к концу высказывания темп речи замедляется, отрезки, содержащие второстепенную информацию, произносятся быстрее, чем информативно-значимые отрезки, которые произно­сятся в замедленном темпе);

5) тембр речи, т.е. звуковая окраска речи, передающая ее эмо­ционально-экспрессивные оттенки (например, интонация недове­рия, игривая интонация и т.д.),

Интонация является существенным признаком предложения. В высказывании она выполняет следующие функции: 1) оформляет высказывание в единое целое (ср. интонацию законченности и неза­конченности предложения); 2) различает типы высказываний с точ­ки зрения их целенаправленности (ср. интонацию побуждения, воп­роса, повествования и т.д.); 3) передает синтаксические отношения между частями предложения или предложениями (ср. интонацию перечисления, вводности, пояснения, сопоставления и т.д.); 4) вы­ражает эмоциональную окраску (ср. восклицательную интонацию); 5) вскрывает подтекст высказывания; 6) характеризует говорящего и ситуацию общения в целом. В рамках текстов, принадлежащих разным стилям языка или литературным жанрам, интонация вы­полняет эмоционально-эстетическую и изобразительную функции (ср., например, разную интонационную окраску речи добрых и злых персонажей сказок).

Изучение интонаций отдельных языков свидетельствует о том, что многие языки в интонационном отношении различаются, на­пример, интонация в литовском языке имеет восходящий характер; в русском языке она может быть нескольких типов: нисходящей, восходящей, нисходяще-восходящей, восходяще-нисходящей.

Интонация является признаком не только предложения, но и слога, особенно в индоевропейских и праславянском языках. В ин­доевропейских языках, в частности, восстанавливаются два типа интонаций слога - восходящая (акут) и нисходящая (циркумфлекс). Эти интонации и сегодня существуют в некоторых языках (напри­мер, в словенском, сербском, хорватском). Следы их сохранились и в русском языке в полногласных сочетаниях -оро-, -оло-, -ере- (ср., например, восходящую интонацию в слове ворона и нисходящую в слове ворон).


Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в языкознание

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Связь языкознания с гуманитарными науками
Будучи наукой о человеческом языке, языкознание тесно связа­но с социальными научными дисциплинами, которые направлены на изучение человека и человеческого общества, а именно: с историей,

Связь языкознания с естественными науками
Языкознание связано не только с гуманитарными науками, но и естественными, а именно: с математикой, позволяющей разрабатывать статистическую теорию языка, вычислять статистические характер

Из истории языкознания
Языкознание как наука о языке зародилось в глубокой древно­сти (предположительно на Древнем Востоке, в Индии, Китае, Еги­пте). Сознательное изучение языка началось с изобретения пись­менности и поя

Сущность языка
История науки о языке свидетельствует о том, что вопрос о сущ­ности языка является одним из сложнейших в языкознании. Не слу­чайно он имеет несколько взаимоисключающих решений: - язык есть

Литературно-языковая норма, ее кодификация и распространение
Литературно-языковая норма -этотрадиционно сложившаяся си­стема правил использования языковых средств, которые признаны обществом в качестве обязательных. В сознании говорящих норма является своеоб

Перспективы развития языков в будущем
Вопрос о перспективах развития языков в будущем имеет не­сколько решений. Согласно одной точке зрения, будущее языков -за языковыми союзами: развитие языков, по мнению ученых, будет идти по пути их

Фонетика
Фонетика (< греч. phönetikos "звуковой") - раздел языкозна­ния, изучающий звуковые единицы языка, их акустические и арти­куляционные свойства, законы, по которым они образуются, пра­

Взаимодействие звуков в речевом потоке
В потоке речи артикуляция звуков подвергается изменениям. Модификации звуков могут быть двух видов: 1) комбинаторными; 2) позиционными. Комбинаторные изменения - это фонетические изменения

Фонема как единица языка
В каждом языке существует огромное разнообразие звуков. Но все многообразие звуков речи можно свести к небольшому числу единиц языка (фонем), участвующих в смысловой дифференциации слов или их форм

Ежедневно строя свою речь, мы не обращаем внимания на интонацию, говорим по наитию, как привыкли.

Но если решить целенаправленно построить выразительную речь, способную оказывать влияние на слушающих, удерживать внимание аудитории при публичном выступлении, то без проработки интонационной составляющей речи не обойтись.

Какую бы фразу мы ни произнесли, мы скажем её с определённой интонацией, которая зависит от четырёх акустических компонентов:

— основного тона вашего голоса;
— силы его звучания;
— длительности звучания (чем больше звуков вы произнесёте в единицу времени, тем меньше будет их длительность, соответственно, темп речи получится быстрым);
— отчётливости произносимой речи.

Зачем изучать эти элементы и как они влияют на сказанное нами? Интонация устной речи выполняет определённое число функций, которые описаны ниже.

Функции интонации

Какова , и для чего она вообще нужна? Давайте разберёмся:

  1. Интонация русской речи обеспечивает целостность фразы или её части на фонетическом уровне.
  2. Она необходима для разделения цельного текста на несколько фонетических частей: если прочитать, к примеру, отрывок книги без интонации, то слушатели вряд ли смогут уловить его суть.
  3. Именно интонация позволяет на слух уловить коммуникативные значения речи собеседника: мы понимаем, задаёт ли он вопрос, повествует или побуждает к чему либо.
  4. Интонация устной речи даёт нам возможность понять отношение собеседника к содержанию произносимой им речи: ведь все мы понимаем, когда человек говорит с сарказмом, злостью или возмущением, не так ли?
  5. Интонация русской речи позволяет нам навскидку определить эмоциональное состояние говорящего: подавленный ли у него голос или возвышенный - многое говорит о настроении собеседника.

Элементы интонации: эмоциональное воздействие на собеседника

Роль интонации в речи очень велика, с её помощью мы можем умело воздействовать на собеседника на эмоциональном уровне.

Давайте рассмотрим пример

Возьмём фразу «Послезавтра мы с моим мужем отправимся в кино». Именно особенности интонации при ее произношении позволяют нам по-разному воздействовать на собеседника. Вы можете сказать: «Послезавтра МЫ С МОИМ МУЖЕМ отправимся в кино» (то есть, пойдёте именно вы и ваш муж, и никто другой). Или так: «Послезавтра мы с моим мужем отправимся В КИНО» (не в кафе, бар или ресторан, а в кинотеатр). Ну, и напоследок: «ПОСЛЕЗАВТРА мы с моим мужем отправимся в кино» (не сегодня, не завтра, не через неделю, а конкретно послезавтра).

Элементы интонации: смысл всего высказывания зависит от того, как вы его произнесёте

Особенность интонации в устном общении также в том, что от неё зависит смысл всего высказывания. Возьмём в пример известную всем фразу: «Казнить нельзя помиловать». В письменной речи мы можем поставить запятую либо после «казнить», либо после «нельзя», отчего изменится её смысл и судьба того человека, которого вы хотите лишить жизни или же отпустить на волю. Но в устном общении нельзя сказать: «Казнить нельзя запятая помиловать», поэтому в вербальной коммуникации очень важно выдерживать правильную паузу. Либо «Казнить… нельзя помиловать», либо «Казнить нельзя… помиловать» - всё будет зависеть от того, насколько вы милостивый сударь/сударыня.

Интонация и темп речи

Представьте себе ситуацию: вам нужно совершить важный звонок, но на телефоне садится батарея. У вас есть ровно 30 секунд, чтобы сообщить собеседнику важную информацию. Вы же не будете час выдерживать паузы и заботится об эмоциональном окрасе каждого слова? Скорее всего, вы произнесёте речь как можно внятнее и быстрее, чтобы и успеть всё сказать, и донести суть до человека на том конце провода.

Основные элементы интонации

  1. (мы ставим его на конкретное, наиболее значимое слово речи, выделяя повышением голоса). Пример — ситуация с походом в кино с мужем.
  2. — повышение и понижение голоса, позволяет избежать монотонности речи и придает ей разнообразные оттенки.
  3. — насколько медленно или быстро мы говорим.
  4. — звуковая окраска голоса.
  5. Паузы. Своевременно поставленная пауза способна максимально воздействовать на публику, заставляя ее задуматься/вступить в полемику/выразить одобрение. Притом, важны для речи как логические, так и эмоциональные паузы.

Мы перечислили основные особенности и функции интонации. Разумеется, мало с ними просто ознакомиться — нужно ежедневно работать над интонационной структурой речи, чтобы сделать процесс говорения максимально эффективным. Надеемся, что статья была вам полезной, и вы будете больше внимания уделять тому, как вы строите свою речь!

Интонация - это совокупность ритмико-мелодических компо­нентов речи: мелодики (т.е. движения основного тона), интенсив­ности, длительности, темпа речи и тембра произнесения (указываю­щего на общую эмоциональную окрашенность речи). Интонация -одно из важнейших средств оформления высказывания, выявления его смысла. С помощью интонации, непрерывного тонового движе­ния происходит членение речевого потока на смысловые отрезки с дальнейшей детализацией их смысловых отношений. Поэтому ин­тонацию часто определяют как ритмико-мелодическую сторону ре­чи, являющуюся средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски высказывания. Интонация включает в себя целый комплекс элементов, среди которых:

1) мелодика речи: основной компонент интонации, она осу­ществляется повышением и понижением голоса во фразе (ср., на­пример, произношение вопросительных и повествовательных пред­ложений), именно мелодика речи организует фразу, расчленяя ее на синтагмы и ритмические группы, связывая ее части;

2) ритм речи: т.е. регулярное повторение ударных и безударных, долгих и кратких слогов. Ритм речи служит основой эстетической организации художественного текста - стихотворного и прозаи­ческого. Основная единица ритма речи - ритмическая группа, со­стоящая из ударного и примыкающего к нему безударного слогов;


3) интенсивность речи, т.е. степень ее громкости, сила или сла­бость произнесения высказывания (ср. разную интенсивность речи на митинге и в комнате);

4) темп речи, т.е. скорость произнесения ее элементов (звуков, слогов, слов), скорость ее протекания, длительность звучания во времени (например, к концу высказывания темп речи замедляется, отрезки, содержащие второстепенную информацию, произносятся быстрее, чем информативно-значимые отрезки, которые произно­сятся в замедленном темпе);

5) тембр речи, т.е. звуковая окраска речи, передающая ее эмо­ционально-экспрессивные оттенки (например, интонация недове­рия, игривая интонация и т.д.),

Интонация является существенным признаком предложения. В высказывании она выполняет следующие функции: 1) оформляет высказывание в единое целое (ср. интонацию законченности и неза­конченности предложения); 2) различает типы высказываний с точ­ки зрения их целенаправленности (ср. интонацию побуждения, воп­роса, повествования и т.д.); 3) передает синтаксические отношения между частями предложения или предложениями (ср. интонацию перечисления, вводности, пояснения, сопоставления и т.д.); 4) вы­ражает эмоциональную окраску (ср. восклицательную интонацию); 5) вскрывает подтекст высказывания; 6) характеризует говорящего и ситуацию общения в целом. В рамках текстов, принадлежащих разным стилям языка или литературным жанрам, интонация вы­полняет эмоционально-эстетическую и изобразительную функции (ср., например, разную интонационную окраску речи добрых и злых персонажей сказок).

Изучение интонаций отдельных языков свидетельствует о том, что многие языки в интонационном отношении различаются, на­пример, интонация в литовском языке имеет восходящий характер; в русском языке она может быть нескольких типов: нисходящей, восходящей, нисходяще-восходящей, восходяще-нисходящей.

Интонация является признаком не только предложения, но и слога, особенно в индоевропейских и праславянском языках. В ин­доевропейских языках, в частности, восстанавливаются два типа интонаций слога - восходящая (акут) и нисходящая (циркумфлекс). Эти интонации и сегодня существуют в некоторых языках (напри­мер, в словенском, сербском, хорватском). Следы их сохранились и в русском языке в полногласных сочетаниях -оро-, -оло-, -ере- (ср., например, восходящую интонацию в слове ворона и нисходящую в слове ворон).



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: