М 30 артиллерийская 122 мм гаубица образца. Военная история, оружие, старые и военные карты. Конструктивные особенности и изменения в ходе производства

ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение)
Д-30 / 2А18
Д-30А / 2А18М
Д-30А-1 / 2А18М -1


122-мм гаубица. Разработана в конце 1950-х годов ОКБ-9 под руководством Ф.Ф.Петрова. Предположительно при создании орудия использованы германские наработки времен Великой Отечественной войны. Гаубица принята на вооружение и серийно производится с начала 1960-х годов артиллерийским заводом №9 (г.Екатеринбург, ныне - ОАО "Завод №9"). Одно из самых массовых послевоенных артиллерийских орудий. К 1994 г. производство базовой модели гаубицы в России прекращено.


Гаубица Д-30А / 2А18М с выставки RAE-2013, г.Нижний Тагил, 25-28 сентября 2013 г. (фото - Илья Крамник, http://legatus-minor.livejournal.com/).



Конструкция - лафет трехстанинный, обеспечивает круговое наведение орудия в горизонтальной плоскости. Орудие оснащено небольшим щитом. Транспортное положение гаубицы - стволом вперед. Гаубица буксируется за ствол.

Модификация Д-30А отличается использованием двухкамерного дульного тормоза вместо щелевого.

Штатный тягач в ВС России (2000-е годы) - Урал-4320.

Для движения по глубокому снегу гаубица оснащается лыжной установкой. Стрельбы с лыжной установки невозможна.


ТТХ гаубицы :

Д-30 / 2А18 Д-30А / 2А18М
Расчет 7 чел 7 чел
Калибр 121,9 мм 121,9 мм
Длина орудия в походном положении 5400 мм 5400 мм
Длина ствола 4875 мм (38 калибров)
Ширина орудия в походном положении 1950 мм 1950 мм
Углы наведения по вертикали от -7 до +70 град от -7 до +70 град
Углы наведения по горизонтали сектор 360 град сектор 360 град
Масса при буксировке 3400 кг
Масса боевая максимальная 3150 кг
Дальность стрельбы максимальная - 15400 м (ОФС)
- 21900 м (АРС)
- 15300 м (ОФС, )
Скорость снаряда начальная 690 м/с
Время перевода из транспортного положения в боевое 1.5-2.5 мин 1.5-2.5 мин
Скорострельность боевая 6-8 выстр/мин 6-8 выстр/мин ()
Скорость буксировки по асфальту или бетону 80 км/ч 80 км/ч

Боеприпасы :
- осколочно-фугасный снаряд (ОФС).

Активно-реактивный снаряд (АРС).

Осколочный снаряд (ОС) - основной тип боеприпасов гаубиц (боекомплект гаубицы ).
Масса - 21.76 кг

Бронебойный кумулятивный снаряд (БКС) БП-463 может применяться из гаубицы. Практически использовался крайне редко (боекомплект гаубицы ).
Бронепробиваемость - 200 мм на дальности 630 м

Дымовой снаряд (ДС).

Осветительный снаряд (ОСС).

Агитационный снаряд (АГС).

Специальный химический снаряд - по состоянию на 1994 г. на вооружении нет.

Модификации :
- Д-30 - базовая модель гаубицы.

Д-30А / 2А18М - модернизированный вариант гаубицы, последняя серийная модель, производится как минимум с 1978 г. По состоянию на 2006-2013 г.г. - в производстве ().

Д-30А-1 / 2А18М-1 - вариант гаубицы Д-30А с полуавтоматическим досылателем снаряда. По состоянию на 2006-2013 г.г. может быть произведена для заказчика заводом-производителем ().

САУ 2С1 - самоходная артиллерийская установка с орудием, созданным на базе гаубицы Д-30.

Статус : СССР / Россия
- 1979-1989 г.г. - гаубица активно и эффективно использовалась во время войны в Афганистане.

2013 г. - состоит на вооружении ВС России.

Экспорт : всего за всё время на экспорт было поставлено не менее 3600 ед.

Венгрия - была и возможно есть на вооружении.

Вьетнам - была и возможно есть на вооружении.

ГДР - была на вооружении.

Египет - гаубица Д-30 выпускалась серийно. Для армии Египта американо-английским консорциумом предлагалась САУ на базе гаубицы Д-30.

Ирак - гаубица Д-30 выпускалась серийно под названием Saddam.

Китай - гаубица Д-30 выпускалась серийно, к ней выпускалось оригинальное семейство боеприпасов. Так же серийно выпускалась САУ 122-мм Тип 85.

КНДР - гаубица Д-30 производится и состоит на вооружении как минимум с 1970-х годов (или ранее).
- 2013 г. 27 июля - на параде в Пхеньяне показаны САУ с гаубицей Д-30 на шасси БТР Мод.1973, известного как VTT-323 ().


Ливан:
- 1992 г. - есть на вооружении в числе 90 орудий всей ствольной полевой артиллерии;

Монголия - была и возможно есть на вооружении.

Польша - была и возможно есть на вооружении.

Румыния - была и возможно есть на вооружении.

Сирия:
- 1970-1980-е годы - первые поставки
- 2015 г. - есть на вооружении, применяется войсками Башара Асада.


Солдаты армии Башара Асада ведут бои около города Морек в Сирии, 07.10.2015 г. (фото - AP Photo/Alexander Kots, http://tass.ru).


Судан:
- 2013 г. февраль - на выставке вооружений и военной техники IDEX-2013 в Абу-Даби суданское государственное военно-промышленное объединение Military Industry Corporation (MIC) представило материалы по разработанной ими 122-мм самоходной гаубице Khalifa GHY02. Данная система представляет собой открытую установку качающейся части 122-мм буксируемой гаубицы Д-30 на платформе модифицированного 10-тонного автомобиля КамАЗ-43118 с колесной формулой 6х6, оснащенного также специально разработанной бронированной кабиной. Общая боевая масса САУ составляет 20,5 тонн, перевозимый боекомплект - 45 выстрелов, расчет - пять человек. Заявляется оснащение установки системой управления огнем. Серийность самоходной гаубицы Khalifa GHY02 неизвестна ().


Чехословакия - была и возможно есть на вооружении.

Эстония - гаубицы Д-30 остались на вооружении эстонской армии после выхода страны из состава СССР.
- 2014 г. - Д-30 есть на вооружении.


Гаубица Д-30 на показе военной техники в Валга в честь эстонского праздника, 23.06.2014 г. (фото - Jassu Hertsmann, http://rus.delfi.ee/).


Югославия - гаубица Д-30 выпускалась серийно под названием D-30Y.

Источники :
Артиллерийский завод №9. 2006 г. ().
О"Мэлли Т.Дж. Современная артиллерия: орудия, РСЗО, минометы. М., ЭКСМО-Пресс, 2000 г.
Памятники Москвы. Гаубица Д-30. Сайт http://dervishv.livejournal.com , 2011 г.
Юрчин В. Вооруженные силы Ливана. // Зарубежное Военное Обозрение. № 5 / 1993 г.

122-мм гаубица образца 1938 года М-30


По мнению некоторых артиллерийских экспертов, М-30 входит в число лучших конструкций советской ствольной артиллерии середины XX века. Оснащение артиллерии РККА гаубицами М-30 сыграло большую роль в разгроме нацистской Германии в Великой Отечественной войне.

Полевые гаубицы дивизионного звена, состоявшие на вооружении РККА в 1920-е годы, достались ей в качестве наследия от царской армии. Это были 122-мм гаубица образца 1909 года и 122-мм гаубица образца 1910 года, спроектированные соответственно немецким концерном «Крупп» и французской фирмой «Шнейдер» для Российской империи. Они активно использовались в Первой мировой и Гражданской войнах. К 1930-м эти орудия явно устарели. Поэтому уже в 1928 году в «Журнале артиллерийского комитета» поднимается вопрос о создании новой дивизионной гаубицы калибра 107-122 мм, приспособленной к буксированию механической тягой. 11 августа 1929 года было выдано задание на разработку такого орудия.

В 1932 году начались испытания первого экспериментального образца новой гаубицы, а в 1934 году это орудие было принято на вооружение как «122-мм гаубица обр. 1934 г.». Как и орудия периода Первой мировой войны, новая гаубица монтировалась на однобрусном лафете (хотя в то время уже появились лафеты более современной конструкции с раздвижными станинами). Другим существенным недостатком орудия был его колёсный ход (металлические колёса без шин, но с подрессориванием), ограничивавший скорость буксировки величиной 10 км/ч. Орудие было выпущено в 1934-1935 годах небольшой серией в 11 единиц. Серийное производство 122-мм гаубицы обр. 1934 г. было быстро прекращено. Она была слишком сложна по устройству для условий серийного выпуска на предприятиях оборонной промышленности.

С середины 1930-х годов ГАУ оказалось в центре дискуссий о будущем советской дивизионной артиллерии. В частности, в качестве альтернатив или взаимодополняющих решений рассматривались лёгкая 107-мм полевая гаубица, «традиционная» 122-мм гаубица, а также 107-мм гаубица-пушка в качестве дуплексного дополнения к дивизионной гаубице. Решающим аргументом в споре вполне мог стать опыт использования русской артиллерии в Первой мировой и Гражданской войнах. Исходя из него, калибр 122 мм считался минимально достаточным для разрушения полевых фортификационных сооружений, а кроме того, был наименьшим позволяющим создание для него специализированного бетонобойного снаряда. В итоге проекты дивизионных 107-мм лёгкой гаубицы и 107-мм гаубицы-пушки так и не получили поддержки, а всё внимание ГАУ сосредоточилось на новой 122-мм гаубице.

Уже в сентябре 1937 года отдельная конструкторская группа Мотовилихинского завода под руководством Ф.Ф. Петрова получила задание на разработку такого орудия. Их проект имел заводской индекс М-30. Практически одновременно, в октябре 1937 года, по собственной инициативе, но с позволения ГАУ, за эту же работу взялось КБ завода № 92 (главный конструктор - В.Г. Грабин, индекс гаубицы Ф-25). Годом позже к ним присоединился и третий конструкторский коллектив - всё то же задание было также дано КБ Уральского завода тяжёлого машиностроения (УЗТМ) 25 сентября 1938 года по его инициативе. Гаубица, спроектированная в КБ УЗТМ, получила индекс У-2. Все проектируемые гаубицы имели современную конструкцию с раздвижными станинами и подрессоренным колёсным ходом.

Гаубица У-2 вышла на полигонные испытания 5 февраля 1939 года. Гаубица испытаний не выдержала из-за возникавшей во время стрельбы деформации станин. Доработка орудия была признана нецелесообразной, поскольку по баллистике оно уступало альтернативному проекту М-30, хотя по кучности огня превосходило конкурента.

Проект гаубицы Ф-25 поступил в ГАУ 25 февраля 1938 года. Ф-25 успешно прошла заводские испытания, но на полигонные испытания не поступила, поскольку 23 марта 1939 года ГАУ постановило:

«122-мм гаубица Ф-25, разработанная заводом № 92 в инициативном порядке, для ГАУ в настоящее время интереса не представляет, так как уже закончены полигонные и войсковые испытания гаубицы М-30, более мощной, чем Ф-25».

Проект гаубицы М-30 поступил в ГАУ 20 декабря 1937 года. Несмотря на требование ГАУ оснастить новую гаубицу клиновым затвором, М-30 была оснащена поршневым затвором, заимствованным без изменений от 122-мм гаубицы обр. 1910/30 гг. Колёса были взяты от пушки Ф-22. Опытный образец М-30 был закончен 31 марта 1938 года, однако заводские испытания затянулись из-за необходимости доработки гаубицы. Полигонные испытания гаубицы проходили с 11 сентября по 1 ноября 1938 года. Хотя, по заключению комиссии, орудие полигонные испытания не выдержало (за время испытаний дважды ломались станины), было, тем не менее, рекомендовано направить орудие на войсковые испытания.

Доработка орудия шла тяжело. 22 декабря 1938 года три доработанных образца были представлены на войсковые испытания, снова выявившие ряд недостатков. Было рекомендовано доработать орудие и провести повторные полигонные испытания, а новые войсковые испытания не проводить. Тем не менее, летом 1939 года войсковые испытания пришлось провести повторно. Только 29 сентября 1939 года М-30 была принята на вооружение под официальным наименованием «122-мм дивизионная гаубица обр. 1938 г.».

Хотя официального документа, детально описывающего преимущества М-30 перед Ф-25, не существует, можно предположить следующие доводы, повлиявшие на окончательное решение ГАУ:

  • Отсутствие дульного тормоза, так как отклонённые дульным тормозом отработанные пороховые газы поднимают с поверхности земли клубы пыли, которые демаскируют огневую позицию. Помимо демаскирующего действия наличие дульного тормоза приводит к более высокой интенсивности звука выстрела сзади орудия по сравнению со случаем, когда дульный тормоз отсутствует. Это в некоторой степени ухудшает условия работы расчёта.
  • Использование в конструкции большого количества отработанных узлов. В частности, выбор поршневого затвора улучшил надёжность (в то время имелись большие трудности с производством клиновых затворов для орудий достаточно большого калибра). В ожидании предстоящей крупномасштабной войны возможность производства новых гаубиц с использованием уже отлаженных узлов от старых орудий становилась очень важной, особенно с учётом того, что практически все созданные в СССР с нуля новые образцы вооружений со сложной механикой имели низкую надёжность.
  • Возможность создания на лафете М-30 более мощных образцов артиллерийских орудий. Лафет Ф-25, заимствованный у дивизионной 76-мм пушки Ф-22, по своим прочностным свойствам был уже на пределе возможностей - 122-мм ствольную группу потребовалось оснащать дульным тормозом. Этот потенциал лафета М-30 был задействован впоследствии - он был использован при постройке 152-мм гаубицы обр. 1943 г. (Д-1).

Характерными особенностями гаубицы являются лафет с раздвижными станинами, большие углы возвышения и горизонтального обстрела, высокая подвижность при механической тяге.

Ствол гаубицы состоит из трубы, кожуха и навинтного казенника. Помещенный в казеннике затвор - поршневой, с эксцентрически расположенным отверстием для выхода бойка ударника. Закрывается и открывается затвор поворотом рукоятки в один прием. Взвод и спуск ударника производятся также в один прием оттягиванием курка спусковым шнуром; в случае осечки спуск ударника может быть повторен, так как ударник всегда готов к спуску. После выстрела гильза удаляется выбрасывающим механизмом при открывании затвора. Такая конструкция затвора обеспечила скорострельность 5-6 выстрелов в минуту.

Как правило, стрельба из гаубицы ведется при разведенных станинах. В отдельных случаях - при внезапном нападении на походе танков, пехоты или конницы, или если местность не позволяет развести станины - допускается стрельба при сведенных станинах. При разведении и сведении станин автоматически производится выключение и включение пластинчатых рессор ходовой части. В раздвинутом положении станины фиксируются автоматически. Благодаря этим особенностям переход из походного в боевое положение занимает всего 1-1,5 мин.

Прицельные приспособления гаубицы состоят из прицела, независимого от орудия, и панорамы системы Герца. В годы войны применялись прицелы двух типов: с полунезависимой линией прицеливания и с независимой линией прицеливания.

Гаубицу можно перевозить как механической, так и конной тягой (шестеркой лошадей). Скорость перевозки механической тягой по хорошим дорогам до 50 км/ч, по булыжным мостовым и проселочным дорогам до 35 км/ч. При конной тяге гаубицу возят за передком; при механической тяге ее можно перевозить непосредственно за тягачом.

Вес гаубицы в боевом положении 2450 кг, в походном без передка - около 2500 кг, в походном с передком - около 3100 кг.

Заводское производство гаубиц М-30 началось в 1940 году. Первоначально оно велось двумя заводами - № 92 (г. Горький) и № 9 (УЗТМ). Завод № 92 выпускал М-30 только в 1940 году, всего это предприятие выпустило 500 гаубиц.

Кроме выпуска буксируемых орудий, выпускались стволы М-30С для монтажа на самоходно-артиллерийских установках (САУ) СУ-122.

Серийное производство орудия продолжалось до 1955 года. Преемником М-30 стала 122-мм гаубица Д-30, принятая на вооружение в 1960 году.

Гаубица являлась дивизионным орудием. По штату 1941 года в стрелковой дивизии имелось 16 122-мм гаубиц. В этом штате советские стрелковые дивизии прошли всю войну. В гвардейских стрелковых дивизиях с декабря 1942 года имелось 3 дивизиона по 2 батареи 76-мм пушек и одной батарее 122-мм гаубиц в каждом, всего 12 гаубиц. С декабря 1944 эти дивизии имели гаубичный артполк (5 батарей), 20 122-мм гаубиц. С июня 1945 года на этот штат перевели и стрелковые дивизии.

В моторизованной дивизии имелось 2 смешанных дивизиона (батарея 76-мм пушек и 2 батареи 122-мм гаубиц в каждом), всего 12 гаубиц. В танковой дивизии имелся один дивизион 122-мм гаубиц, всего 12 шт. В кавалерийских дивизиях до августа 1941 года имелось 2 батареи 122-мм гаубиц, всего 8 орудий. С августа 1941 года дивизионная артиллерия из состава кавалерийских дивизий была исключена.

До конца 1941 года 122-мм гаубицы были в стрелковых бригадах - одна батарея, 4 орудия.

122-мм гаубицы также входили в состав гаубичных артиллерийских бригад резерва Верховного Главнокомандования (РВГК) (72-84 гаубицы).

Это орудие серийно выпускалось с 1939 по 1955 год, состояло или до сих пор состоит на вооружении армий многих стран мира, использовалось практически во всех значимых войнах и вооружённых конфликтах середины и конца XX века. Этим орудием были вооружены первые советские крупносерийные самоходные артиллерийские установки Великой Отечественной войны СУ-122.

В годы Второй мировой войны гаубица использовалась для решения следующих основных задач:

уничтожение живой силы как открытой, так и находящейся в укрытиях полевого типа;

уничтожение и подавление огневых средств пехоты;

разрушение ДЗОТов и других сооружений полевого типа;

борьба с артиллерией и мотомеханизированными средствами;

пробивание проходов в проволочных заграждениях (при невозможности использовать минометы);

пробивание проходов в минных полях.

Заградительный огонь батареи М-30 осколочно-фугасными снарядами представлял определённую угрозу и для бронетехники противника. Образующиеся при разрыве осколки были способны пробить броню до 20 мм толщиной, что было вполне достаточно для поражения бронетранспортёров и бортов лёгких танков. У машин с более толстой бронёй осколки могли вывести из строя элементы ходовой части, орудие, прицелы.

Для поражения танков и самоходок противника при самообороне использовался кумулятивный снаряд, введённый в 1943 году. При его отсутствии артиллеристам предписывали стрелять по танкам осколочно-фугасными снарядами с установкой взрывателя на фугасное действие. Для лёгких и средних танков прямое попадание 122-мм фугасного снаряда во многих случаях было фатальным, вплоть до срыва башни с погона. Тяжёлые «Тигры» были гораздо более устойчивой целью, но в 1943 году немцами был зафиксирован случай нанесения тяжёлых повреждений танкам типа PzKpfw VI Ausf H «Тигр» при боевом столкновении с советскими САУ СУ-122, вооружёнными гаубицами М-30.

В начале Великой Отечественной войны значительное количество (несколько сотен) М-30 было захвачено вермахтом. Орудие было принято на вооружение вермахта как тяжёлая гаубица 12,2 cm s.F.H.396(r) и активно использовалось в боях против Красной армии. С 1943 года для этого орудия немцы даже развернули массовое производство снарядов. В 1943 году было произведено 424 тыс. выстрелов, в 1944 и 1945 гг. - 696,7 тыс. и 133 тыс. выстрелов соответственно. Трофейные М-30 использовались не только на Восточном фронте, но и в оборонительных сооружениях Атлантического вала на северо-западном побережье Франции. В некоторых источниках также упоминается использование немцами гаубиц М-30 для вооружения САУ, созданных на базе различной трофейной французской бронетехники.

В послевоенные годы М-30 экспортировалась в ряд государств Азии и Африки, где до сих пор состоит на вооружении. Известно о наличии таких орудий в Сирии, Египте (соответственно, это орудие принимало активное участие в арабо-израильских войнах). В свою очередь, часть египетских М-30 была захвачена израильтянами. М-30 поставлялась также в страны-участницы Варшавского договора, например, в Польшу. Китайская Народная Республика развернула своё собственное производство гаубицы М-30 под названием Тип 54.

Финская армия в 1941-1944 гг. захватила 41 орудие этого типа. Захваченные М-30 под обозначением 122 H/38 финские артиллеристы использовали в лёгкой и тяжёлой полевой артиллерии. Орудие им очень понравилось, никаких изъянов в его конструкции они не нашли. Оставшиеся после войны финские М-30 использовались в качестве учебных гаубиц или находились в мобилизационном резерве на складах финской армии вплоть до середины 1980-х годов.

Относительно ее боевых качеств известно высказывание маршала Г.Ф. Одинцова: «Лучше ее уже ничего не может быть».

Окончательно снаряжённый артиллерийский выстрел раздельно-гильзового заряжания для 122-мм гаубицы
обр. 1938 г. состоит из снаряда с взрывателем или дистанционной трубкой, метательного заряда из основного пакета и нескольких равновесных пучков двух видов с бездымным пироксилиновым порохом в металлической гильзе с капсюльной втулкой. В качестве опциональной компоненты выстрела предусмотрен пламегаситель. Рассмотрим более подробно компоненты артиллерийских выстрелов для 122-мм гаубицы М-30, применявшихся в Великую Отечественную войну.
Снарядами основного назначения для системы являлись осколочно-фугасные и осколочные гранаты 462-го семейства. В 1942 г. к ним добавился «бронепрожигающий» (кумулятивный) снаряд БП-460А.
Осколочно-фугасную дальнобойную стальную гранату ОФ-462 разработали в Артиллерийском научно-исследовательском институте (АНИИ) в середине 1930-х гг. Ее составными частями являются корпус, ведущий поясок и разрывной заряд из тринитротолуола (ТНТ) массой 3675 г. Для последнего использовались и другие взрывчатые вещества, чаще всего аммотол. Корпус имеет аэродинамически выгодную заостренную (оживальную) форму с запоясковым конусом-обтекателем, а также два шлифованных центрующих утолщения для лучшего совмещения оси снаряда с осью канала при выстреле и увеличения кучности боя как следствие. Граната снаряжалась взрывателями типов РГ-6, РГМ или РГМ-2, которые могли быть установлены на мгновенное (осколочное) действие, малое замедление и фугасное действие. При установке на осколочное действие граната с взрывателем типа РГМ обладала преимуществом перед гранатой с взрывателем РГ-6. С 1942 г. её можно было использовать вместе с дистанционным взрывателем Д-1 или взрывателем ГВМЗ. В послевоенное время боеприпас получил железокерамический ведущий поясок вместо медного и, соответственно, новый постфикс в наименовании — ОФ-462Ж.
Установка взрывателя гранаты ОФ-462 на осколочное действие используется для стрельбы по открыто расположенной живой силе противника, по его огневым точкам и артиллерии, а также по танкам с закрытых позиций. При этом после разрыва образуется около 1000 осколков различной массы и формы. Из них 400-500 являются убойными, разлетающимися со скоростями до 1 км/с. Площадь действительного поражения (вероятность попадания осколка в ростовую фигуру 50%) указывалась в 60 м по фронту и 20 м
в глубину. Площадь сплошного поражения (вероятность попадания в ростовую фигуру 90%) оценивалась прямоугольной областью 18×8 м. Для упрощения позднее приводились примерные характеристики осколочного поражения — 40×8 м. Отдельные осколки сохраняют своё убойное действие на расстояниях до 250-300 м. При стрельбе с использованием «малого замедления» боеприпас успевает несколько углубиться в преграду. Это свойство учитывается при стрельбе по фортификационным сооружениям полевого типа, включая блиндажи и ДЗОТы, по прочным деревянным постройкам, а также по танкам прямой наводкой, если нет кумулятивных снарядов. При попадании в грунт средней плотности после разрыва гранаты ОФ-462 с этой установкой взрывателя образуется воронка глубиной до 1 м, диаметром до 2,8-3 м и объёмом 2,0-2,25 м3. Установка взрывателя на замедленное фугасное действие, когда снаряд ещё более заглубляется в препятствие, применяется при разрушении более прочных полевых укрытий, каменных и кирпичных построек, а также для стрельбы на рикошетах.

Осколочная граната сталистого чугуна О-462А была разработана АНИИ также в 1930-1935 гг., как более технологичный и дешёвый вариант уже запущенной в производство стальной гранаты ОФ-462. До 1941 г. она также считалась осколочно-фугасной и имела обозначение ОФ-462А. Наружные формы этих снарядов являются идентичными, а различаются они толщиной стенок и материалом корпуса. Как следует из названия, граната О-462А изготавливалась литьём из сталистого чугуна; её стенки существенно толще по сравнению с ОФ-462, а разрывной заряд уменьшен по массе до 3 кг. При разрыве она даёт осколки несколько иной формы, чем стальная граната, и меньшего размера, но в большем количестве. Стрельба гранатой О-462А дозволена на первом или менее мощных зарядах. Взрыватели использовались те же, что и в случае ОФ-462, но при стрельбе по твёрдому грунту нельзя устанавливать их на замедленное действие. Из-за меньшей прочности корпуса по сравнению со стальным снарядом О-462А при этом просто расколется без
взрыва. К снарядам основного назначения (в сегодняшнем понимании; в годы Великой Отечественной войны под ними подразумевали только гранаты) также относился «бронепрожигающий» (кумулятивный) снаряд БП-460А с взрывателем мгновенного действия В-229. Он был разработан в 1942 г. При попадании снаряда в цель детонация разрывного заряда из взрывчатого вещества с выемкой конической формы приводит к формированию из газообразных продуктов взрыва и части материала металлической облицовки выемки высокоскоростной (до 10-12 км/с в головной части, около 2 км/с — в хвостовой) и высокотемпературной струи (газы — до 3500° С, металл — до 600° С), обладающей значительной пробивной способностью — до 120 мм брони при попадании по нормали.
Кроме того, снаряд БП-460А отличался эффективным осколочным действием, а образующаяся при его разрыве сильная ударная волна могла затекать через открытые люки, амбразуры или иные
отверстия с большой площадью внутрь боевой машины или фортификационного сооружения, нанося дополнительное баротравматическое поражение экипажу или гарнизону Однако 122-мм гаубица обр. 1938 г. не лучшим образом смотрится в качестве противотанкового орудия из-за невысокой начальной скорости самого кумулятивного снаряда (проблемы с чувствительностью взрывателя вынуждали вести огонь только на четвёртом заряде) и отсутствия специализированного прицела для стрельбы прямой наводкой. К этому можно добавить достаточно высокое рассеивание снарядов и необходимость высокой выучки наводчика, чтобы учесть кривизну его траектории и необходимое упреждение. Крест в поле зрения панорамы гаубиц ранних выпусков ничем не мог в этом помочь, но с введением прицельных марок-уголков задача
стала несколько проще. Хорошей иллюстрацией этому служат тестовые стрельбы из М-30 по неподвижному трофейному танку с дистанции 500 м, проведённые в 1943 г. Из пятнадцати выпущенных
снарядов в цель не попал ни один. С другой стороны, в боях было зафиксировано и успешное применение кумулятивного снаряда БП-460А расчётами буксируемых М-30 и самоходных артиллерийских установок (САУ) СУ-122 против бронетехники противника. Также стоит заметить, что и без кумулятивных снарядов попадание обычной осколочно-фугасной гранаты в лёгкий или средний танк противника являлось в большинстве случаев фатальным, а тяжёлый танк при этом имел значительный шанс получить серьёзные повреждения, вплоть до утраты боеспособности. В качестве примера можно упомянуть эпизод лета 1943 г., когда у попавшего под обстрел нескольких СУ-122 «Тигра» оказалась проломанной 80-мм бортовая броня башни.
Снаряды специального назначения для 122-мм гаубицы обр. 1938 г. включали в себя агитационные, дымовые и осветительные боеприпасы.
Стальной дымовой снаряд Д-462 (разработан АНИИ до 1935 г. как под- вид химических боеприпасов) имел
корпус с привинтной головкой и взрыватель типа КТМ-2, который должен был устанавливаться обязательно на мгновенное действие (колпачок снят). При ударе о преграду небольшой разрывной заряд из прессованных шашек ТНТ раскрывает корпус снаряда в его головной части и распыляет в окружающую среду 3580 г дымового состава (белый фосфор). Сгорая в атмосферном кислороде, фосфор даёт плотное низкое непрозрачное облако белого дыма высотой 10-15 м и шириной 6-8 м. В зависимости от силы и направления ветра оно держится 5-10 мин, а затем рассеивается. Эффективность поражения живой силы противника осколками корпуса и горящим дымовым составом, а также зажигательное действие снаряда Д-462 были низкими. Расход дымовых 122-мм снарядов для постановки на фронте шириной около 500 м дымовой завесы, удерживающейся в течение 5 мин, составлял, в зависимости от направления и силы ветра, от 15 до 100 шт. Позже на вооружение приняли цельнокорпусный вариант Д-462 и дымовой снаряд сталистого чугуна Д-462А. Последним нельзя было стрелять на полном заряде вследствие повышенной хрупкости его корпуса. В ходе Великой Отечественной войны дымовые боеприпасы для 122-мм гаубиц снаряжали также взрывателями типа КТ-2.

По своему устройству агитационный снаряд А-462 и осветительный парашютный снаряды С-462 являлись похожими. Они были разработаны в самом конце 1930-х гг., имели недальнобойную форму, причём первым из них нельзя было стрелять на полном заряде. Под действием небольшого вышибного заряда, воспламеняющегося от дистанционной трубки типа Т-6, из их корпуса сзади выбрасывается либо факел с парашютом, либо агитационный материал, чаще всего листовки. Соответственно, у снарядов А-462 имелся доступ к их каморе посредством отделяемого от корпуса днища для закладки листовок перед стрельбой. Установки для стрельбы осветительным снарядом С-462 рассчитывались таким образом, чтобы трубка срабатывала на высоте около 500 м. Его факел даёт в течение 45 с силу света в 400 000 кандел. Для агитационных боеприпасов срабатывание трубки задаётся на высоте 100-150 м и при отсутствии ветра, осадков и восходящих потоков воздуха листовки разбрасываются в полосе от 15 до 50 м в ширину
и длиной от 300 до 600 м. Особняком в семействе 122-мм гаубичных боеприпасов стоят химические снаряды. По соображениям секретности информация о них не приводилась в руководствах службы и таблицах стрельбы, однако они изготовлялись так, чтобы их баллистические свойства мало отличались от штатных осколочно-фугасных гранат или дымовых снарядов. С последними химические снаряды были сходны по конструкции, поскольку у них было общим назначение — высвобождение в окружающую среду дымовой рецептуры или отравляющего вещества (ОВ).
122-мм гаубица обр. 1938 г. мо-гла стрелять химическими снарядами типов ХС-462 и ХН-462 (баллистически эквивалентны дальнобойной гранате ОФ-462) и осколочно-химическими снарядами ОХ-462. Литеры «С» и «Н» в номенклатуре соответствуют стойким и нестойким ОВ. Химические артиллерийские боеприпасы с индексом ХН межвоенного времени снаряжались фосгеном — агентом удушающего действия, с индексом ХС — люизитом, относящимся к кожно-нарывным и общеядовитым ОВ. В один 122-мм гаубичный снаряд вмещалось до 3,3 кг ОВ. Стойкость заражения фосгеном зимой — до нескольких часов, летом — до часа. Как следует из классификации, этот параметр у люизита намного выше, и для дегазации зараженной им местности необходимо применять особые меры, даже спустя дни и недели после использования.
По принятой в 1938 г. инструкции АУ все гранаты и снаряды окрашивались в серый цвет, за исключением шрапнелей и агитационных снарядов. Первые имели корпус жёлтого цвета, а вторые — красного. Тип снаряда обозначался цветными полосами на оживальной части. В военное время предусматривалось отсутствие окраски боеприпасов вообще, а их защиту от коррозии полагалось делать смазкой пушечным салом.
Однако по ходу Великой Отечественной войны была введена окраска в промежуточный между тёмно-серым и защитным цвет для всех снарядов и обозначение ряда их типов цветными полосами на цилиндрической части корпуса. Например, гранаты сталистого чугуна маркировались чёрной полосой, а осветительные снаряды — белой. Завершив обзор снарядов для М-30, кратко упомянем используемые в них типы взрывателей. Гранаты ОФ-462 и О-462А до 1939 г. снаряжались головными взрывателями предохранительного типа РГ-6, РГМ и устаревшим УГТ-2. Первые два обеспечивали мгновенное действие, а также срабатывание с малым и большим замедлением (выбор посредством установки крана и свинчивания колпачка),последний — мгновенное или «обыкновенное» действие (колпачок снят или надет). В годы Великой Отечественной войны к ним добавился взрыватель РГМ-2 того же типа с аналогичными режимами действия, взрыватель Д-1 дистанционного и ударного действия, а также взрыватель типа ГВМЗ, которым полагалось стрелять обязательно без колпачка (т. е. установка только на осколочное действие). С дымовыми снарядами применялись взрыватели полупредохранительного типа КТ-2 и КТМ-2, для которых, как и для ГВМЗ, требовалось свинчивать колпачки перед ведением ими огня. Агитационные и осветительные боеприпасы комплектовались трубкой Т-6 двойного действия (срабатывание после определённого времени и при ударе), основным назначением которой была комплектация шрапнельных выстрелов, не предусмотренных для М-30. Для кумулятивного снаряда разработали высокочувствительный головной взрыватель В-229 мгновенного действия. Остановимся подробнее на устройстве и характеристиках метательных зарядов для 122-мм гаубицы обр. 1938 г. Они размещались в латунной или стальной гильзе (индекс ГАУ Г-463) внутренним диаметром 127,5 мм. Латунная цельнотянутая гильза массой лакировалась изнутри для защиты от коррозии, а при отсутствии трещин после использования и последующего переобжатия в матрицах она могла повторно применяться несколько раз. Стальная гильза была свёртной, и для неё также допускалось повторное применение, но меньшее число раз по сравнению с латунной. В гильзу устанавливалось средство воспламенения - капсюльная втулка №4, выдерживающая давление до 3100 кгс/см2.
Её можно было использовать до двух раз после реставрации, но давление в канале ствола в таком случае допускалось не более 2350 кгс/см2. Метательный заряд (индекс ГАУ — Ж-463) изготовлялся из бездымного пироксилинового пороха, который представлял собой трубки из прожелатинированной массы, получаемой после обработки пироксилина спиртоэфирной смесью. Трубки могли иметь один или несколько каналов вдоль своей оси и различные толщины одномоментно горящих поверхностных слоев (т. е. последующий слой загорался только после сгорания предыдущего). Толщина слоя и число каналов указывались в марке пороха в виде дроби — в числителе первый параметр в десятых долях миллиметра, в знаменателе — второй. Например, порох из зёрен в форме трубки с одним каналом вдоль оси и толщиной горящего слоя 0,4 мм имел марку 4/1, а из зёрен в форме цилиндрика с семью канальцами вдоль оси и толщиной горящего
слоя 0,7 мм — марку 7/7. При эксплуатации системы требовалось строго соблюдать температурные
и влажностные режимы хранения боеприпасов, поскольку из-за улетучивания остатков спиртоэфирной смеси из пороха или его отсыревания не достигалась табличная начальная скорость снаряда. В качестве штатной меры для решения этой проблемы предусматривалась герметизация гильзы картон- ной усиленной крышкой, залитой парафином, а также ввёртыванием капсюльной втулки на лаке. В 1938 г. для той же цели ввели специальный резиновый колпачок, закрывающий гильзу.Конструктивное исполнение метательного заряда включало вложенные в гильзу:
. основной пакет с порохом марки 4/1 массой 355 г и воспламенителем из дымного ружейного пороха массой 30 г;
. четыре нижних равновесных пучка с порохом марки 9/7 массой 115 г каждый;
. четыре верхних равновесных пучка с порохом марки 9/7 массой 325 г. каждый;
. размеднитель — моток свинцовой
проволоки массой 20 г;
. нормальную и усиленные крышки.
Все вместе они составляли заряд «полный». Путём последовательного удаления из него сначала верхних и потом нижних равновесных пучков получались заряды с первого по восьмой. Имелась опциональная возможность использования добавок-пламегасителей, которые представляли собой инертные соли (на-
пример хлорид калия) в картузах в виде колец, повышающие при выстреле температуру возгорания пороховых газов.
Как следствие, не возникало световой вспышки при их истечении из ствола
после выстрела. Днём пламегасители применять запрещалось, т. к. они давали повышенную дымность и демаскировали орудие. Кроме того, при своём использовании они сильно загрязняли ствол, и его требовалось банить чаще обычного. При ведении беспламенной стрельбы
на зарядах с полного по шестой требовалось учитывать уменьшение начальной скорости на 0,5%.
Наименее мощные седьмой и восьмой заряды предназначались для осколочных и осколочно-фугасных гранат 462-го семейства с взрывателями типа РГ-6, выпуск которых был прекращён после окончания Великой Отечественной войны. Эти типы боеприпасов ещё в ходе
боевых действий стали комплектоваться менее чувствительными взрывателями типов РГМ и Д-1, а в послевоенное время — их усовершенствованными вариантами РГМ-2 и Д-1-У. При стрельбе на седьмом и восьмом заряде давление пороховых газов не обеспечивало взводимости взрывателей семейств РГМ и Д-1, что приводило к отсутствию разрывов при попадании снарядов в цель или препятствие. В таблицах стрельбы дополнительно имеется упоминание о том, что эти взрыватели могли не срабатывать при стрельбе и на шестом заряде. Поэтому после войны была введена переиндексация заряда Ж-463М, чтобы показать отсутствие в нем зарядов №7 и 8. Однако физически они в комплектации имелись, поскольку двое нижних равновесных пучков просто пришивались к основному пакету. Это исправили в заряде нового устройства Ж11 для гаубицы М-30 (введён в 1960-х гг.), в котором имелось четыре верхних равновесных пучка, два нижних равновесных пучка и основной пакет с воспламенителем. Марки пороха остались неизменными по сравнению с зарядом состава Ж-463. Таким образом, заряд Ж11 исключал намеренное составление седьмого и восьмого зарядов. Давление пороховых газов в канале ствола при стрельбе гранатой ОФ-462 варьировалось от 2350 кгс/см2 (полный заряд) до 530 кгс/см2 (заряд №8). Наставления для расчётов и командного состава предписывали с целью сбережения ресурса ствола гаубицы использовать наименьший возможный заряд по мощности для решения боевой задачи. При стрельбе полным зарядом ствол выдерживает около 7500 выстрелов, при стрельбе на заряде №3 износ падает в 3,2 раза, а на заряде №6 — в 8,4 раза.
Эти величины являются достаточно высокими, т. к прошедшие всю Великую
Отечественную войну гаубицы М-30 дали её время в среднем от 5,5 до 8 тыс. выстрелов на орудие.
Выстрелы укладывались по два в полностью комплектную укупорку в виде деревянного ящика с крышкой и перегородками. Складами боеприпасов производилась комплектация выстрелов с четвёртым (для кумулятивного снаряда БП-460А), первым (для гранат и снарядов сталистого чугуна) и полным зарядами.
Имелась возможность ведения огня выстрелами от 122-мм гаубицы обр. 1910/30 гг. с зарядами состава Ж-462. Все необходимые для этого сведения приводились в полных таблицах стрельбы с индексом 146/140, при этом полный заряд состава Ж-462 соответствовал заряду №2 состава Ж-463.
Однако поступать таким образом разрешалось лишь в исключительных случаях, поскольку из-за более короткой гильзы у выстрела для 122-мм гаубицы обр. 1910/30 гг. происходил разгар каморы М-30 недалеко от запоясковой части снаряда. При последующих стрельбах из-за этого гильза штатного
выстрела для М-30 туго экстрагировалась: её попросту вдавливало в углубления, образовавшиеся в передней части каморы.
Выстрелы от 122-мм гаубиц обр. 1938 г. использовались только с ними, но осколочно-фугасной гранатой ОФ-462 можно было стрелять из полевых, танковых и самоходных орудий с баллистикой 122-мм пушки обр. 1931 г. Гильза и метательный заряд у такого пушечного выстрела с гаубичным снарядом были полностью не совместимыми с М-30. В послевоенное время продолжалось совершенствование боеприпасов для
122-мм гаубицы обр. 1938 г. — на вооружение были приняты новый осколочный снаряд сталистого чугуна О-460А, осветительный снаряд дальнобойной формы С-463 и кумулятивный снаряд БП1 с повышенной бронепробиваемостью.
Всеми этими снарядами дозволялось вести огонь на полном заряде. С разработкой новых типов выстрелов для наследницы М-30 — 122-мм гаубицы Д-30 (2А18) — в СССР не забыли сделать их варианты и для заслуженного ветерана. Например, в 1980-х гг. 122-мм гаубица обр. 1938 г. обрела возможность стрельбы осколочно-фугасным снарядом повышенного могущества 3ОФ24 с новыми типами взрывателей и снарядом со стреловидными готовыми поражающими элементами 3Ш1.

Сложнее всего рассказывать об орудиях, которые долгое время были на слуху. В предвоенный период по этому показателю первое место надо отдать, не задумываясь, 122-мм дивизионной гаубице образца 1910/30 годов.

Наверное, нет военного конфликта того времени, где бы не засветились эти гаубицы. Да и на кадрах хроники Великой Отечественной эти орудия - постоянные герои сражений. Причем увидеть их можно с обеих сторон фронта. Команда "огонь" звучит на русском, немецком, финском, румынском языках. Не брезговали противники пользоваться трофеями. Согласитесь, это достаточно важный показатель надежности, качества и хороших боевых характеристик орудия.

Прежде всего следует пояснить историческую необходимость появления именно этого орудия. Мы уже рассказывали о проблемах РККА того времени. Как и о проблемах всего СССР. Изношенность орудий, отсутствие возможностей производства качественных запасных частей, моральное и техническое устаревание вооружения.

Добавьте к этому отсутствие инженерных и конструкторских кадров в промышленности, устаревание технологий производства, отсутствие многого из того, что уже использовалось в оборонной промышленности западных стран.

И все это на фоне откровенно враждебного окружения страны. На фоне откровенной подготовки Запада к войне с Советским Союзом.

Естественно, в руководстве РККА и СССР прекрасно понимали, что без принятия срочных мер по перевооружению Красной Армии страна в достаточно скором будущем окажется не только в аутсайдерах мировых артиллерийских держав, но и вынуждена будет тратить огромные средства на закупку заведомо устаревших западных артиллерийских систем. Современная артиллерия нужно была здесь и сейчас.

На вооружении РККА в 20-е годы находилось сразу две 48-линейные (1 линия = 0,1 дюйма = 2,54 мм) полевые гаубицы: образца 1909 и 1910 годов. Разработки фирм «Крупп» (Германия) и «Шнейдер» (Франция). В середине 20-х годов, после окончательного перехода к метрической системе именно эти орудия и стали 122-мм гаубицами.

Сравнение этих гаубиц не входит в задачу авторов этой статьи. Поэтому ответом на вопрос о том, почему для модернизации была выбрана именно гаубица образца 1910 года, озвучим лишь с одним комментарием. Эта гаубица была более перспективна и имела больший потенциал для дальнейшей модернизации в части дальнобойности.

При равных, а иногда лучших (например, по массе тяжелой фугасной гранаты - 23 кг против 15-17 у западных образцов) показателях гаубица прилично проигрывала в дальности стрельбы западным образцам (немецкой системе 10,5 cm Feldhaubitze 98/09 или британской Royal Ordnance Quick Firing 4.5 inch howitzer): 7,7 км против 9,7 км.

В середине 20-х годов понимание скорого возможного отставания советской гаубичной артиллерии трансформировалось в прямое указание развернуть работу в этом направлении. В 1928 году КБ Пермского орудийного завода (Мотовилихинского) было дано задание модернизировать гаубицу и увеличить её дальнобойность до уровня лучших образцов. При этом преимущество в весе гранат необходимо сохранить.

Руководителем конструкторской группы стал Владимир Николаевич Сидоренко.

Чем же отличается гаубица образца 1930 года от гаубицы 1910 года?

Прежде всего новая гаубица отличается каморой, которую удлинили путем расточки нарезной части ствола на один калибр. Сделано это для того, чтобы обеспечить безопасность стрельбы новыми гранатами. Необходимую начальную скорость тяжелой гранаты можно было получить только путем увеличения заряда. А это, в свою очередь, увеличило длину боеприпаса на 0,64 калибра.

А дальше простая физика. В штатной гильзе либо не оставалось места для всех пучков, либо не было достаточно объема для расширения образующихся при сгорании пороха газов, если использовался увеличенный заряд. В последнем случае попытка выстрела приводила к разрыву орудия, поскольку из-за отсутствия объёма для расширения газов в каморе сильно возрастали их давление и температура, а это приводило к резкому увеличению скорости химической реакции сгорания пороха.

Следующее изменение в конструкции вызвано приличным усилением отдачи при выстреле новой гранатой. Усилили противооткатные устройства, подъемный механизм и сам лафет. Старые механизмы не выдерживали стрельбы дальнобойными боеприпасами.

Отсюда появилась и следующая модернизация. Увеличение дальности потребовало создания новых прицельных приспособлений. Тут конструкторы изобретать велосипед не стали. На модернизированную гаубицу установили так называемый нормализированный прицел.

Такие же прицелы устанавливались в то время на все модернизированные орудия. Отличия заключались лишь в нарезке дистанционной шкалы и креплениях. В современном варианте прицел бы назывался единым или унифицированным.

В результате всех модернизаций несколько увеличилась общая масса орудия в боевом положении - 1466 килограммов.

Модернизированные гаубицы, которые сегодня находятся в различных музеях мира, можно узнать по маркировке. На стволах обязательны выбитые надписи: "Удлиненная камора". На лафете - "упроченный" и "обр. 1910/30 г." на веретене, регулирующем кольце и задней крышке отката.

Именно в таком виде гаубица и была принята в 1930 году на вооружение РККА. Производилась на том же заводе в Перми.

Конструктивно 122-мм гаубица обр. 1910/30 гг. (основной серии по чертежам «литер Б») состояла из:
- ствола из трубы, скрепленной кожухом и надульником или ствола-моноблока без надульника;
- поршневого затвора, открывавшегося вправо. Закрывание и открывание затвора производилось поворотом рукоятки в один приём;
- однобрусного лафета, включавшего люльку, противооткатные устройства, собранные в салазках, станок, механизмы наведения, ходовую часть, прицельные приспособления и щитовое прикрытие.

Буксировка орудия осуществлялась конной (шестерка лошадей) или механической тягой. Обязательно использовался передок и зарядный ящик. Скорость транспортировки была всего 6 км/ч на деревянных колесах. Рессоры и металлические колеса появились уже после принятия на вооружение, соответственно, скорость буксировки возросла.

Есть ещё одна заслуга модернизированной 122-мм гаубицы. Она стала "мамой" советской самоходной гаубицы СУ-5-2. Машина была создана в рамках конструирования триплекса дивизионной артиллерии. На базе шасси танка Т-26 были созданы установки СУ-5.

СУ-5-1 - самоходная установка с 76-мм пушкой.
СУ-5-2 - самоходная установка с 122-мм гаубицей.
СУ-5-3 - самоходная установка со 152-мм мортирой.

Машина была создана на заводе опытного машиностроения имени С. М. Кирова (завод №185). Прошла заводские и государственные испытания. Была рекомендована для принятия на вооружение. Было построено 30 самоходок. Однако использовались они для решения совершенно несвойственных им задач.

Легкие танки предназначались для наступательных действий. Значит, танковым частям необходимы не гаубицы, а штурмовые орудия. СУ-5-2 использовалась как орудие артиллерийской поддержки. А в этом случае исчезала необходимость быстрых перемещений. Возимые гаубицы были предпочтительнее.

Тем не менее, эти машины, даже при такой малочисленности, боевые. В 1938 году пять самоходных гаубиц дрались с японцами у озера Хасан в составе 2-й механизированной бригады, отзывы командования бригады были положительные.

В походе на Польшу 1939 года СУ-5-2 также приняли участие. Но сведений о боевых действиях не сохранилось. Скорее всего (учитывая, что машины входили в состав 32-й танковой бригады), до боев дело не дошло.

А вот в первый период Отечественной войны СУ-5-2 воевали, но особой погоды не делали. Всего в западных округах было 17 машин, 9 в Киевском округе и 8 в Западном особом. Понятно, что к осени 1941 года большинство из них были уничтожены, либо взяты в качестве трофеев вермахтом.

А как воевали "классические" гаубицы? Понятно, что любое вооружение лучше всего проверяется в бою.

В 1939 году модернизированные 122-мм гаубицы применялись во время событий на Халхин-Голе. Причем количество орудий постоянно увеличивалось. Вызвано это во многом прекрасными результатами работы советских артиллеристов. По оценкам японских офицеров, советские гаубицы превосходили всё, с чем они встречались раньше.

Естественно, новые советские системы стали предметом "охоты" японцев. Заградительный огонь советских гаубиц напрочь отбивал у японских солдат желание наступать. Итогом такой "охоты" стали достаточно ощутимые потери РККА. Было повреждено или потеряно безвозвратно 31 орудие. Более того, японцам удалось захватить и достаточно большое количество трофеев.

Так, в ходе ночной атаки позиций 149 стрелкового полка, в ночь с 7 на 8 июля японцы захватили батарею лейтенанта Алешкина (6-я батарея 175 артиллерийского полка). При попытке отбить батарею командир батареи погиб, а личный состав понес значительные потери. В дальнейшем японцы использовали эту батарею в собственной армии.

Звездным часом 122-мм гаубиц образца 1910/30 года стала советско-финская война. По различным причинам именно этими орудиями была представлена гаубичная артиллерия РККА. По некоторым данным, количество гаубиц только в составе 7-й армии (первый эшелон) тогда доходило почти до 700 (по другим 624) единиц.

Точно так же, как это случилось на Халхин-Голе, гаубицы стали "лакомым куском" для финской армии. Потери РККА в Карелии по разным оценкам составили от 44 до 56 орудий. Часть этих гаубиц так же вошла в состав финской армии и в дальнейшем использовалась финнами достаточно эффективно.

К началу Великой Отечественной войны описываемые нами орудия были самыми распространенными гаубицами в РККА. По разным оценкам, общая численность таких систем доходила до 5900 (5578) орудий. А укомплектованность частей и соединений была от 90 до 100%!

На начало войны только в западных округах находилось 2752 122-мм гаубицы образца 1910/30 годов. А вот на начало 1942 года их осталось менее 2000 штук (по некоторым оценкам, 1900; точных данных нет).

Такие чудовищные потери сыграли негативную роль в судьбе этих заслуженных ветеранов. Естественно, что новое производство создавали под более совершенные орудия. Такими системами были М-30. Они и стали основными гаубицами уже в 1942 году.

Но все равно на начало 1943 года гаубицы образца 1910/30 годов составляли более 20% (1400 шт.) общей численности такого вооружения и продолжали свой боевой путь. И дошли-таки до Берлина! Устаревшие, посеченные осколками, многократно ремонтируемые, но дошли! Хотя увидеть их на победной хронике сложно. А потом ещё засветились на советско-японском фронте.

Множество авторов утверждает, что 122-мм гаубицы образца 1910/30 годов устарели уже к 1941 году. И использовались РККА "по бедности". Но возникает простой, но логичный, вопрос: а какие критерии используются для определения старости?

Да, эти гаубицы не могли соперничать с той же М-30, о которой будет наш следующий рассказ. Но орудие достаточно качественно выполняло поставленные задачи. Есть такой термин - необходимая достаточность.

Так вот, эти гаубицы имели именно необходимую эффективность. И во многом возможности увеличения парка М-30 в РККА способствовала героическая работа этих стареньких, но мощных гаубиц.

ТТХ 122-мм гаубицы образца 1910/30 годов:

Калибр, мм: 122 (121,92)

Максимальная дальность огня гранатой ОФ-462, м: 8 875

Масса орудия
в походном положении, кг: 2510 (с передком)
в боевом положении, кг: 1466

Время перевода в боевое положение, сек: 30-40

Углы обстрела, град.
- возвышения (макс): 45
- снижения (мин): -3
- горизонтальный: 4,74

Расчет, чел: 8

Скорострельность, выстр/мин: 5-6

Выражаем свою благодарность Музею отечественной военной в Падиково за предоставленную информацию.

Знаменитая 122-мм гаубица Д-30 снята с вооружения Сухопутных войск российской армии по распоряжению министра обороны Сергея Шойгу. Разговоры о снятия этой пушки с вооружения велись с начала 2000-х, но решение принято только сейчас, когда в войсках практически не осталось этих исправных орудий.

Гаубица Д-30 с 1960-х годов стоит на вооружении многих стран мира и принимала участие в большинстве современных конфликтов. Это орудие используется для церемониального полуденного выстрела в Санкт-Петербурге.

В Главном ракетно-артиллерийском управлении (ГРАУ) Минобороны сообщили, что глава военного ведомства распорядился передать все имеющиеся в бригадах Сухопутных войск гаубицы Д-30 на базы хранения до конца 2013 года. Взамен войска получат буксируемый вариант самоходной гаубицы «Мста» или самоходные артустановки «Акация» калибра 152-мм. Гаубицы Д-30 останутся только в частях ВДВ и в одной из десантно-штурмовых бригад Южного военного округа, сообщает газета «Известия» .

Производство Д-30 прекращено в начале 1990-х годов. Находящиеся в войсках орудия сильно изношены, требуют капитального ремонта и восстановления. Проще их списать и перейти на единый артиллерийский калибр 152 мм, - заявил представитель ГРАУ.

Он пояснил, что 122-мм снаряд слабее, чем 152-мм, и этот фактор не может компенсировать более высокая кучность огня Д-30 чем у «Мста» и 2С3 «Акация». В современных условиях на поле боя много бронированных и хорошо защищенных целей, против которых требуется большой калибр.

Большинство иностранных армий перешло на калибр 155 мм. США недавно приняли на вооружение буксируемую, а также транспортируемую вертолетом гаубицу М-777. Новые пушки данного калибра есть у Израиля, Франции, Великобритании и других.

Однако в войсках считают, что Д-30 рано списывать, так как у нее есть ряд неоспоримых преимущество - высокая транспортабельность, в том числе на внешней подвеске вертолета Ми-8. Гаубицу легко десантировать с парашютом, а вот «Мсту» невозможно. Д-30 весит 3,2 т, «Мста-Б» - более семи. Грузоподъемность Ми-8 на внешней подвеске до 3,5 т. Подцепил гаубицу, и вперед, - пояснил «Известиям» офицер ВДВ. Этим в первую очередь и объясняется сохранение Д-30 в десантных частях.

Эксперт по современным вооруженным конфликтам Вячеслав Целуйко пояснил изданию, что кучность боя у Д-30 одна из самых высоких в истории Вооруженных сил. «Снаряды 122 мм, конечно, слабее 152 мм, но ведь для них тоже есть адекватные задачи. Во многих ситуациях выгоднее с точки зрения снабжения применять 122-мм орудия. Например, если на решение одной задачи надо три грузовика 122-мм снарядов или четыре 152-мм. Лучше, конечно, выбрать первое», - пояснил Цулуйко.

По мнению эксперта, Д-30 это пушка легких сил - ВДВ и отдельных десантно-штурмовых бригад, а мотострелковым бригадам они не нужны.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: