Правила кантовки груза двумя подъемами. Как осуществляется кантование грузов кранами. Требования «Правил», предъявляемые к установке стреловых кранов перед началом работы


1. Изготовление, маркировка, осмотр тары.
Изготовление грузозахватных приспособлений и тары должно производиться в соответствии с норматив­ными документами и технологическими картами. В слу­чае применения сварки в проектной документации долж­ны содержаться указания по ее выполнению и контролю качества.

Маркировка на таре: дата изготовления, наименование, собственная масса, грузоподъемность, знак завода изготовителя.

В процессе эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений и тары владелец должен периоди­чески производить их осмотр в следующие сроки:

траверс, клещей и других захватов и тары - каждый месяц;

стропов (за исключением редко используемых) - каж­дые 10 дней;

редко используемых съемных грузозахватных приспо­соблений - перед выдачей их в работу.

Осмотр съемных грузозахватных приспособлений и тары должен производиться по инструкции, разработанной специализированной организацией и определяющей поря­док и методы осмотра, браковочные показатели. Выявлен­ные в процессе осмотра поврежденные съемные грузозахватные приспособления должны изыматься из работы. При отсутствии инструкции браковку стропов производят в соответствии с приложением 15.

Результаты осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары заносятся в журнал осмотра гру­зозахватных приспособлений.
^ 2. При обнаружении каких неисправностей на кранах приостанавливается его эксплуатация и принимаются меры по немедленному их устранению?
Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин не должен допускать их работу, если при проверке он установил, что:
1) обслуживание грузоподъемной машины ведется не аттестованным крановщиком, оператором, машинистом подъемника, стропальщиком;
2) не назначены инженерно-технические работники, ответственные за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии и за безопасное производство работ кранами;
3) истек срок технического освидетельствования грузоподъемной машины или специального обследования машины, отработавшей нормативный срок службы;
4) не выполнены выданные им или органами Госгортехнадзора предписания по обеспечению безопасной эксплуатации грузоподъемных машин;
5) на грузоподъемной машине выявлены технические неисправности: трещины или деформации металлоконструкций, ослабление креплений в соединениях металлоконструкций, неисправность приборов и устройств безопасности, неисправность системы управления, недопустимый износ крюков, канатов, цепей, неисправность механизмов и тормозов, неисправность кранового пути, неисправность заземления или электрооборудования;
6) отсутствуют соответствующие массе и виду перемещаемых грузов съемные грузозахватные приспособления и тара или они неисправны;
7) работы ведутся без проектов производства работ, технологических карт, нарядов-допусков;
8) не выполнены мероприятия по безопасному ведению работ, изложенные в проектах производства работ, технологических картах, нарядах-допусках;
9) отсутствуют, утеряны паспорт грузоподъемной машины или сведения о ее регистрации в органах Ростехнадзора;
10) работы с применением грузоподъемных машин ведутся с опасными нарушениями правил и инструкций, что может привести к аварии или травмированию людей.
^ 3. Порядок кантовки грузов краном.
Кантовка грузов кранами должна производиться на кантовальных площадках или в специально отведенных местах. Выполнение такой работы разрешается только по заранее составленной технологии, определяющей последо­вательность выполнения операции, способ строповки гру­за и указания по безопасному производству работ.
^ 4. Шаговое напряжение. Способы выхода из под шагового напряжения.
Шаговое напряжение возникает на поверхности земли при соприкосновении фазового провода с землей или металлоконструкцией находящихся под напряжением и характеризуется разностью потенциалов в точках разно удаленных от места контакта с землей. Выходить из зоны шагового напряжения необходимо мелкими шагами не отрывая ноги от земли.

2. Меры безопасности при погрузке (разгрузке) железнодорожных полувагонов (платформ) грузоподъемными машинами.

3.Оказание первой помощи пострадавшему при ожогах.

4. В чем должен убедиться стропальщик перед подачей сигнала "поднять груз".

5. Способы кантовки грузов. Меры безопасности при выполнении работы.


1. Обязанности стропальщика при производстве работ грузоподъемными машинами.

Обязанности стропальщика состоят в соблюдении установленного порядка работ и требований безопасности, указанных в инструкции стропальщика, картах погрузки-разгрузки, схемах строповки, картах складирования и других технологических регламентах с которыми стропальщика руководитель работ должен ознакомить по роспись.

2. Меры безопасности при погрузке (разгрузке) железнодорожных полувагонов (платформ) грузоподъемными машинами.

Согласно карт погрузки-разгрузки. Под руководством ответственного лица за безопасное производство работ. с применением навесных лестниц, эстакады. Нахождение людей в полувагоне при загрузке и разгрузке не допускается. Укладку грузов производят в соответствии с нормами МПС России.

3.Оказание первой помощи пострадавшему при ожогах.

Термических ожоги степени тяжести делятся на 3 группы: 1,2,3, начиная от легкого покраснения до тяжелого омертвления обширных участков кожи.Обоженную поверхность следует перевязать как обычную рану. После этого

следует направить пострадавшего в лечебное учреждение. При ожогах запрещается: вскрывать пузыри; чем – либо смазывать; отрывать приставшую одежду или мастику.

При химических: крепкими кислотами (серной азотной соляной) пораженное место должно быть промыто под струей воды в течении 10 мин. Далее промывают раствором марганца 5% или 10% питьевой соды (1 ч.л. на стакан воды) после этого покрыть марлей с льняным или оливковым маслом и известковой воды. Щелочами: промыть под струей воды в течении 10 мин. После этого промыть слабым раствором уксусной или борной кислоты(1 ч.л. на стакан воды) Пораженное место покрыть марлей.

4. В чем должен убедиться стропальщик перед подачей сигнала "поднять груз".

Убедиться, что груз не "мертвый"(ничем не удерживается), проверить отсутствие на поднимаемом грузе незакрепленных деталей и инструмента. Перед подъемом труб проверить отсутствие в них льда, камней и др. предметов. Убедиться в отсутствие людей возле поднимаемого груза выйти самому из "опасной" зоны.

5. Способы кантовки грузов. Меры безопасности при выполнении работы.

Кантовка это операция связанная с переворачиванием груза.

Крупногабаритные и единичные грузы переворачивают с применением грузоподъемных машин тремя способами – на весу(плавное переворачивание груза), на упор(Деталь краном опускается на край подставки –упор так, чтобы центр тяжести пришелся вне опоры. При опускании крюка крана деталь переворачивается) и на бросок(переворачивание со свободным падением).

Кантовка должна выполняться на кантовальных площадках или в специально отведенных местах. Выполнение такой работы разрешается по заранее составленной технологии, определяющей последовательность выполнения операции, способ строповки груза и указания по безопасному выполнению работ.

При кантовке стропальщик должен находиться сбоку от груза на расстоянии высота груза + 1 метр.

Ручное кантование . Грузы весом до 300 кг обычно кантуют с помощью такелажного лома, монтировки, захватных рычагов и специальных подкладок. Чтобы изменить положение груза (например, перевернуть), под него подсовывается лом, и устанавливается подкладка. Затем лом используется в качестве рычага для переворачивания груза в нужном направлении.

Механизированное кантование . Груз весом более 300 кг проблематично перевернуть или переместить вручную, поэтому для его кантования такелажники используют механизированные приспособления. Например, вокруг продольной оси массивные объекты могут поворачиваться с помощью домкрата или стропа и лебедки, а вокруг вертикальной с применением такелажной тележки.

Кантование краном . Мощные грузоподъемные машины привлекаются для перемещения особо тяжелых и негабаритных объектов. При кантовании кранами на первый план выходят стропальные работы, от них зависит эффективность и безопасность операций. Кантование груза может быть: плавным (такелажники осторожно переворачивают груз на весу); рывками (кран используется наподобие лебедки); броском (со свободным падением). Способ кантования выбирается в зависимости от веса, формы, размера, объекта, наличия удобных мест для строповки. Но в любом случаи эти работы связаны с грузами значительной массы и стоимости, поэтому их должны выполнять опытные и квалифицированные грузчики, стропальщики и такелажники с соблюдением необходимых мер безопасности.

Условие :

Составляется технологическая карта на погрузочные или разгрузочные работы , с которой стропальщик знакомится под роспись.

Общие правила безопасности :

1. Машина должна устанавливаться на ровной площадке (по возможности).

2. Машина должна быть установлена на стояночный тормоз.

3. Под колёса с двух сторон должны быть установлены противооткатные упоры для устойчивости автомашины.

4. В кабине не должны находиться люди! (во время загрузки или выгрузки).

5. Стропальщик должен для погрузки подготовить место в кузове.

6. Во время загрузки – выгрузки стропальщику запрещается находиться в кузове. Он должен находиться на стационарно установленной эстакаде или на навесной площадке.

7. Запрещается перемещать груз над кабиной машины!!!

8. При необходимости поворота или разворота груза пользоваться крючком или оттяжкой.

9. Погрузка – разгрузка должна выполняться равномерно.

10. Вес груза не должен превышать грузоподъёмность машины, что имеет значение при погрузке автомашины.

11. Когда груз уложен, стропальщик должен подняться в кузов, закрепить груз, если это необходимо, и выполнить расстроповку груза.

Кантовка грузов.

Кантовка (кантование) груза - это переворот груза из одного положения в другое.

При кантовании груза с помощью ПС (крана) стропальщик должен находиться сбоку или торца (по диагонали) груза на расстоянии – не менее, высота груза + 1 м.

При кантовании стропальщику запрещается : находиться напротив и сзади кантуемого груза.

Виды и способы кантовки .

Виды :

1. Ручное кантование – это кантование грузов вручную, вес которых до 100 кг с помощью специальных кантовальных приспособлений.

2. Механическое кантование – это кантование грузов весом более 100 кг специальными механическими кантователями.



Например: вагоноопрокидыватель.

3. Кантование подъемным сооружением (краном) – при кантовании груза с помощью крана стропальщик должен руководствоваться проектом производства работ - ППР (схемой или технологической картой кантовки груза).

Производить кантовку «тяжелых» грузов и грузов сложной конфигурации только в присутствии и под руководством специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением подъемных сооружений .

«Тяжелые грузы » в данном случае считаются, те масса, которых составляет 75% и более от грузоподъемности подъемного сооружения, а «грузы сложной конфигурации » - грузы со смещением центра тяжести.

Способы :

а). кантование на весу – плавное переворачивание груза.

б).кантование на бросок – переворачивание груза со свободным падением.

в). кантование на упор – переворачивание груза с упора.

Кантование основано на принудительном смещении центра тяжести груза.

Кантовальные площадки.

Кантование грузов кранами должно осуществляться только на кантовальных площадках .

Кантовальные площадки – это участки с амортизирующей поверхностью, которые необходимы для смягчения ударов при падении переворачиваемых грузов и для предохранения их от поломки.

1) Досчатая – для грузов весом до3 тонн.

2) Насыпная – для грузов весом от 3 до 6 тонн.

3) Бревенчатая – для грузов весом от 6 до 10 тонн.

4) Ямозасыпная – для грузов весом от 10 до 100 тонн.

5) Ямозасыпная с виброгасительным поясом – для грузов весом свыше 100 тонн.

Все кантовальные площадки должны быть по ширине на 1 – 3 метра больше ширины груза , а по длине в 2 раза больше длины груза . Это минимальные рекомендуемые размеры кантовальных площадок.

Кантовальные площадки, как правило, не огораживаются, т.к. ограждения мешают работать и могут служить причиной несчастных случаев.

Грузы, которые нельзя поднимать, без определенных действий, подъемным сооружением.

(грузоподъемным краном).

1. «Мёртвые» грузы.

2. Грузы, вес которых превышает грузоподъёмность одного ПС (крана).

3. Крупногабаритные.

4. Грузы, которые находятся в близи ЛЭП, т.е. ближе 30м.

5. Редко поднимаемые грузы, на которые не разработаны схемы или технологические карты.

6. Груз, который находится в неустойчивом положении (его сначала необходимо скантовать).

7. Груз, который находится в мёртвой зоне крана , т.е. в стороне от крана. Потому что возникает косое натяжение (косая чалка) грузовых канатов крана.

8. Грузы, у которых нарушены места строповки.

9. Грузовыми кранами нельзя перевозить людей.

Грузы, которые поднимают в присутствии и под руководством специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением подъемных сооружений .

1. Вблизи ЛЭП, ближе 30м.

2. Грузы, которые перемещают двумя подъемными сооружениями (кранами).

3. Редко поднимаемые грузы, на которые не разработаны схемы или технологические карты.

4. Грузы, у которых отсутствует маркировка с весом груза.

5. Особо ценные грузы.

6. Погрузка – разгрузка полувагонов.

7. Грузы, у которых нарушены места строповки.

8. Кантовка «тяжелых» грузов и грузов сложной конфигурации.

И другие работы, предусмотренные технологическими картами или ППРк.

Знаковая сигнализация.

Знаковая сигнализация для подъемных сооружений (кранов) общего назначения (крюковых), которая применяется стропальщиком при работе с крановщиком (оператором).

Для мостового крана :

1). Передвинуть мост в левую сторону – лицом к кабине машиниста крана, прямой правой рукой на уровне плеча, ладонью по направлению требуемого движения моста.

2). Передвинуть мост в правую сторону – лицом к кабине машиниста крана, прямой левой рукой на уровне плеча, ладонью по направлению требуемого движения моста.

3). Передвинуть тележку к кабине машиниста крана.

4). Передвинуть тележку от кабины машиниста крана.

3,4 – боком к кабине машиниста крана, согнутыми в локте руками, ладонью по направлению требуемого движения тележки.

Для стрелового крана:

1). Поднять стрелу – прямой рукой, предварительно опущенной до вертикального положения вниз, ладонью вверх.

2). Опустить стрелу – прямой рукой, предварительно поднятой до вертикального положения вверх, ладонью вниз.

3). Повернуть стрелу в левую сторону – согнутой в локте правой рукой, ладонью по направлению требуемого поворота стрелы.

4). Повернуть стрелу в правую сторону – согнутой в локте левой рукой, ладонью по направлению требуемого поворота стрелы.

5). Передвинуть кран в левую сторону – прямой правой рукой на уровне плеча, лицом к кабине машиниста крана, ладонью по направлению требуемого движения крана.

6). Передвинуть кран в правую сторону – прямой левой рукой на уровне плеча, лицом к кабине машиниста крана, ладонью по направлению требуемого движения крана.

Для всех кранов :

1). Поднять груз или крюк – согнутой в локте рукой, ладонью вверх, прерывистое движение руки снизу вверх.

2). Опустить груз или крюк – согнутой в локте рукой, ладонью вниз, прерывистое движение руки сверху вниз.

3). «СТОП » или остановка(прекращение какого-либо движения крана ) – одной рукой, согнутой в локте, ладонью вниз, движение руки в горизонтальной плоскости в левую и правую сторону.

4). Осторожно (200-300мм ) – руки подняты вверх, ладони друг напротив друга на небольшом расстоянии.

В производственной инструкции по ОТ для стропальщиков должны быть оговорены команды для подъемных сооружений специального назначения, только в том случае, если стропальщики будут работать с такими кранами.

При возведении зданий и сооружений высотой более 36м должна применяться двусторонняя радиопереговорная связь , которая должна быть тоже внесена в производственную инструкцию.

При выполнении некоторых работ допускаются сигналы голосом или головой, но должно быть оговорено в местной инструкции для стропальщиков.

Кантованием называют операцию переворачивания, повертывания груза из

одного положения в другое. Кантование (рис. 5.11) чаще всего вызывается

технологией процессов производства. В металлургическом производстве - это

разливка металла из печей в ковши, из ковшей в миксера, печи, изложницы и т.

п. На машиностроительных предприятиях кантование необходимо производить

при изменении операции обработки. Прибегают к кантованию изделий при

проведении ремонтов, монтаже и демонтаже оборудования. Иногда кантование

груза применяют в связи с необходимостью поставить или уложить груз в

требуемое положение: из транспортного в рабочее, и наоборот.

В зависимости от площади цеха, его оснащенности, формы и массы деталей

и от массовости производства существует следующие виды кантования:

 ручное;

 механизированное;

 грузоподъемными кранами.

Рис. 5.11. Кантование грузов:

а, б - прямоугольной детали с помощью лома; в, г, д - профильного проката и труб с

помощью кантовальной скобы

Ручное кантование деталей массой до 100 кг выполняют с помощью

монтировки

(специального

подкладок.

подсовывают загнутую часть лома, приподнимают ее и подкладывают брусок,

затем переворачивают деталь другим концом лома (см. рис. 5.11, а, б) .

Профильный металл и трубы можно кантовать специальным инструментом,

напоминающим гаечный ключ (см. рис. 5.11, в, г, д).

Ручные кантователи (захватные рычаги) часто используют для разворота

деталей и узлов, когда их поднимают не вручную, а кранами.

Механизированное кантование деталей массой более 100 кг осуществляют

специальными механическими кантователями (рис. 5.12). Поворачивание

продольной

горизонтальной

выполняют

кантователями, которые навешивают на крановые крюки, и клещевыми

кантователями - манипуляторами. Поворот деталей вокруг вертикальной оси

выполняют с помощью роликов, тележек, поворотных кругов, столов станков и

Кантование груза кранами (рис. 5.13) - это ответственная и трудоемкая

операция, выполнение которой доверяют только опытным стропальщикам,

такелажникам и крановщикам. Правильная организация и выбор наиболее

эффективного способа кантования влияют на повышение производительности

труда. Кантование деталей может выполняться как одним краном, так и двумя

спаренными, работающими на одних путях или на разных, в ярус, т.е. друг под

другом, что часто встречается в современных высоких цехах.

Рис. 5.12. Кантователи пневматический (а) , подвесной с электродвигателем (б) и

приспособления (в, г) для кантования деталей на 90°:

1 , 4 - столы; 2 - ось; 3 - упор; 5 - пневматический цилиндр

Рис. 5.13. Кантование груза кранами:

а - закрепленного в верхней точке; б - простым обхватом в верхней точке; в - крюком в

верхней точке; г - высоких и неустойчивых деталей с помощью угольника; д - деталей

типа валов, барабанов по наклонной плоскости до упора; е - вращением в роликовых

призмах; ж - на плоскости (I...III - позиции кантования); Q - вес груза, т

В процессе переворачивания груза очень важную роль играет положение его

центра тяжести. Когда он расположен в пределах площади опоры, деталь

находится в положении покоя (см. рис. 5.13, а) .

В момент подъема, когда центр тяжести выходит за пределы опорной

поверхности, деталь переворачивается и падает на другую плоскость.

Следовательно, кантование основано на принудительном смещении центра

тяжести груза.

Кантование можно производить плавно (см. рис. 5.13, б, в) ; ударом (см.

рис. 5.13, г); рывками.

Выбор способа кантования зависит от массы и размеров груза, его формы,

наличия мест захвата и возможностей крепления к стропам.

Наиболее распространенными способами являются:

 кантование на весу (плавное переворачивание груза);

 кантование на бросок (поворачивание со свободным падением);

 кантование на упор (деталь краном опускается на край подставки (упор)

так, чтобы центр тяжести оказался вне опоры. При опускании крюка

крана деталь станет поворачиваться вокруг ребра подставки и

кромкой встанет на поверхность площадки (см. рис. 5.13, а) . Если

центр тяжести детали окажется за точкой опоры, то при дальнейшем

опускании крюка деталь сама встанет на торец.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: