Скор на слышание медлен на слова. Цитаты про добро. Прп. Никодим Святогорец

Святой Церковью читается Послание Иакова. Глава 1, ст. 19–27.

19. Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев,

20. ибо гнев человека не творит правды Божией.

21. Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.

22. Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.

23. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале:

24. он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он.

25. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.

26. Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие.

27. Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.

(Иак. 1, 19 – 27)

Такой пространный отрывок, дорогие братья и сестры, где апостол Иаков продолжает свои наставления. Как мы говорили, они достаточно конкретные, простые, возможно, незамысловатые по сравнению с витиеватым, сложным и подчас парадоксальным богословием апостола Павла. Однако не всем людям быть одинаковыми, и здесь мы тоже находим множество прекрасных наставлений, мыслей.

Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией. Очень важные слова, братья и сестры, несмотря на их простоту. Апостол Иаков призывает человека быть скорым на слышание, а на слова и гнев – быть медленным. Современная цивилизация подталкивает нас, скорее, к противоположному поведению. Мы крайне плохо умеем слушать друг друга, тем более вслушиваться в книгу, даже если это Книга Священного Писания. Информации вокруг очень много, она несется мимо нас, иногда засоряет наш ум чем-то ненужным, но, по сути, мы не слышим каких-то важных вещей, обращенных к нам. Даже в диалоге часто человек не слышит, что ему говорят, он начинает сразу говорить о своем, а другой человек – о своем, и диалог не может состояться. Это очень важное назидание, ведь чтобы взаимопонимание между людьми было возможным, нужно уметь слушать друг друга, а говорить медленнее и меньше, стараясь выбирать нужные, подходящие слова, чтобы правильно высказать свою мысль, никого не обидеть, не оклеветать. Слово, как говорится, не воробей, вылетит – не поймаешь. Сказал то, что не надо было говорить, а потом уже очень трудно изменить ситуацию. Это очень актуальное наставление, братья и сестры, будем с вами скоры на слышание и медленны на слова и гнев, который часто выражается у нас с помощью слов. Если мы успели промолчать, притормозить, то, возможно, гнев бы не излили, не наговорили бы множество слов.

Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души. Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Это тоже очень конкретные и по-своему интересные наставления апостола Иакова о том, что нужно слушать слово Божие и стараться реализовывать услышанное на практике. Если мы не будем этого делать, то будем похожи на тех людей, которые посмотрели на себя в зеркало, отошли и забыли. Возможно, некоторые люди так долго смотрят в зеркало, что хорошо запоминают самих себя, но здесь мысль именно в том, что человек, посмотрев на себя, тут же забывает отражение, и так же мимолетом, услышав слово Божие, пропускает его мимо ушей, не реализовывает услышанное в своей жизни.

Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии. Вот противоположная ситуация: если кто-то слушает и вникает в закон совершенный, закон свободы, тот блажен будет в своем действии. Очень интересное словосочетание: закон совершенный, закон свободы. Слово совершенный, по-гречески τέλειος, переводится как «достигающий своей цели». Конечно, христианское учение, христианская весть – то, что дает человеку возможность достигнуть своей цели. В некотором смысле это можно назвать законом, принципом, помогающим человеку в достижении цели.

Далее в словосочетании вновь используется слово закон, но оно особо не меняет смысла. Закон свободы звучит несколько парадоксально, ведь человек, будучи под законом, в некотором смысле должен ограничить свою свободу. Конечно, в юридическом, формальном смысле слова мы не можем сказать о христианстве и христианских принципах, что это закон. Часто говорят «закон Божий», «закон христианский», и мы допускаем эти формулировки по привычке, потому что удобнее называть какое-то учение законом. Строго говоря, правильнее было бы говорить «христианская весть», «христианские принципы», возможно, даже «христианские ценности», «христианские заповеди», а «христианский закон» или «закон свободы» – словосочетание противоречивое.

Тем не менее, если слово «закон» мы поймем именно как принцип, учение, ценность, принесенную христианством, то получится так: если кто вникнет в этот христианский принцип свободы (данной нам во Христе как свобода от греха, смерти, бремени закона), ведущий нас к достижению цели, исполнению воли Божией, тот будет блаженным в своем действии. Действительно, христианское слово, христианское учение нужно стараться понять всем своим существом, вникнуть в него. Оно не является законом в том смысле, что никогда не давит, никогда не пытается сломать человека, но преображает его постепенно: день за днем, капля за каплей. Тогда человек, оставаясь в своей свободе и, даже наоборот, получая более качественное состояние свободы, оказывается исполнителем Божией воли, совершает добрые, благие дела, причем совершает даже не он сам, а Дух Святой через него.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Иак 1:19 « Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, »

Что значить быть медленным на слова, которые мы слушаем. Почему люди записывают, кто-то вообще стенографирует. Стенографист может ничего не слушать, он думает, что потом прочитает. Надо уметь слушать и записать интересную мысль. Все мы учились писать изложения в школе, и порой слушали одно, а писали другое. Человеку нужно учиться этому все больше и больше, чтобы уметь правильно слушать, иначе он просто будет недоразвит. А мы должны быть прогрессивными людьми, которые не только умеют слушать, но еще и информацию на 360 градусов вокруг воспринимать.

Что значит быть медленным на слова? Чтобы слушать и верно понимать, для нас каждое слово должно быть важным. Дальше написано: « медлен на гнев » . Это самые сильные эмоции у человека. Человек легко справляется со смехом. Совсем уже неуважительно смеяться, когда все спят. У некоторых действует генетическая, кровная месть, которую подпитывают их отцы, традиции, структура их эмоций, и они гнев свой не просто до вечера держат, они держат его всю жизнь, а другие еще делают это из поколения в поколение. Это страшно, потому что все эмоции наши записываются в нашем организме, все эти эмоции фиксируются. Поэтому полезно смеяться, быть в хорошем настроении, улыбаться, петь хорошие песни. Полезно для человека, для его физиологии иметь хорошие эмоции, потому что наше эмоциональное состояние вызывает химические реакции в нашем теле. И чем больше человек имеет положительных эмоций, тем он здоровее, тем лучшее у него развивается иммунитет. Если человек имеет эмоции, которые не нужны в жизни, а ему не нужны в жизни эмоции раздражения, злости, приступа ярости, хандры или плохого настроения, эти эмоции накапливаются как никотин, или алкоголь и человек становится предрасположенным к таким проявлениям, или даже зависимым. Так же и здесь эмоции химически накапливаются и потом постоянно живут в нас. Поэтому и сказано: « Будьте медленны на гнев » , - здесь имеется в виду на всякие негативные эмоции. Сказано, что гневаясь не согрешайте. Но в то же время мы не должны быть без эмоций. Если нам что-то не нравится, мы можем кому-то что-то жестко сказать, разные ситуации бывают в жизни.

Если у вас в доме пожар, вы постараетесь побыстрее всех выпроводить на улицу, может и пинками, потому что объяснять и вежливо улыбаться у вас нет времени. Чтобы спасти, вам потребуется просто выволакивать человека так, как это делают только плохие люди, вы можете в такой ситуации ради спасения дать волю эмоциям.

Некоторые люди не могут даже злу сказать нет, потому что они политкорректны во всем. Написано, чтобы мы следили, чтобы это было медленно, потому что это фиксируется и записывается нашим организмом. Это не сгорит к вечеру или за время сна, и вы не проснетесь новым человеком, но с каплей горечи, которая останется. Это серьезная работа над собой, над своим характером. Привычка выражать отрицательные эмоциям будет мешать вам в молитве. Вам придется неоднократно пережить обрезание чтобы стать человеком улыбающимся, радующимся, всегда иметь хорошее настроение.

Говорят, что хорошо там, где нас нет. Это действительно так, но лучше на эту истину посмотреть с позитивной точки зрения: « хорошо там, где я есть ».

Хорошо везде, в России в Америке, где угодно, потому что у вас внутри есть рай от слышания Бога. И эмоциями, и вашими ощущениями, и, конечно же, мыслительным процессом. Иисус сказал: « Кто имеет уши слышать да слышит ». На эту тему есть много проповедей, целые учения. Слово Бога нужно слушать всей крепостью своею, всем разумением своим. Нужно так мобилизовывать себя, чтобы максимально получать от Бога, и тогда ваша жизнь измениться.

Давайте медленно слушать и медленно говорить. Я бывает разговариваю с людьми и вижу, что собеседник не слушает меня, но ждет он, когда сможет сказать свое, просто ожидает пока я выговорюсь, потому что он не пришел меня слушать. Так чудесно когда мы на самом деле приходим в церковь в воскресенье! Это останавливает нашу жизнь, но нам нужно иметь ухо востро, чтобы понимать то, что мы слышим. Дьявол хочет, чтобы живое слово не останавливалось даже в воскресенье в церкви. Когда вы пролетаете эту жизнь и не слышите Бога даже в воскресенье, вы должны понимать, что можете проскочить и Бога, проехать эту станцию, пролететь, проскочить, потому что это перезагрузочная станция, здесь надо остановиться и надо напитаться, чтобы подкрепиться

Благодарим тебя, Господь, что ты учишь нас быть медленными и в первую очередь в взаимоотношении с Тобой, внимательно относиться к Слову Божьему. Быть внимательными к тому, что мы едим. Господь, благослови чтобы мы увидели смысл в том, что нам нужно еще в себе раскусить. Может быть, у нас есть много-много залежей, и мы что-то знаем как само собой разумеющееся, но не достаточно усвоили жизнь в Тебе. Любить Бога - это значит действительно насыщаться иметь удовольствие, потому что любовь - это удовольствие. Все другие удовольствия жизни будут контролироваться этим удовольствием от любви к Богу. Они никогда не смогут выйти из под контроля, потому что чувство к Богу и Сам Бог - превыше всего. Благослови, Господь, чтобы в этих словах мы нашли действительно пищу, силу и жизнь. Ты сказал: примите и едите, Ты - хлеб жизни! Мы благодарим Тебя, Господь, что мы познаем Тебя, и Ты открываешься нам в премудрости, и удивляемся жизнью, которую Ты сотворил. Благослови нас трудиться, действовать для других людей, но в первую очередь, чтобы мы не забыли наш источник жизни, во имя Иисуса Христа. Аллилуйя. Аминь.



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Костромской государственный технологический университет

Кафедра культурологии и филологии

А.В. Зябликов

РИТОРИКА

100 тестов с ответами и пояснениями

Кострома

УДК 82.085 (075)

Зябликов А.В. Риторика. 100 тестов с ответами и пояснениями: методическое пособие для самостоятельной работы студентов юридических специальностей. Кострома: Издательство Костромского государственного технологического университета, 2009.

Пособие написано в соответствии с образовательными стандартами нового поколения. Предложенные тесты охватывают содержание вузовского курса риторики. В пояснениях раскрываются основные риторические категории, комментируются практические задания.

Пособие предназначено для самостоятельной работы студентов юридических специальностей, а также всех интересующихся теорией, мастерством и искусством красноречия.

Рецензенты:

Кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой русского языка Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова И.Ю. Третьякова ;

Кандидат философских наук, доцент В.Н. Тарковский

© Зябликов А.В., 2009

© Костромской государственный технологический университет, 2009

Выполните задания, выбрав один вариант ответа из четырех предложенных.

После завершения работы сверьте результаты с правильными ответами.

ТЕСТЫ

1. Что изучает риторика?


  1. теорию и практику судопроизводства

  2. нормы правописания

  3. жизнеописания великих людей

  4. теорию и искусство красноречия

2. Что считается родиной риторики?


  1. Древний Египет

  2. Древняя Индия

  3. Древняя Греция

  4. средневековая Европа

3. Вопросы, способствующие выяснению и установлению истины, в риторике принято называть


  1. сократическими

  2. платоновскими

  3. риторическими

  4. гомерическими

4. Кто сформулировал первые постулаты красноречия?


  1. Еврипид

  2. Платон

  3. Аристофан

  4. Перикл

5. Кто является автором приведенного наставления Александру Македонскому: «Старайся же быть скор на добрые дела и медлителен на гнев: первое царственно и милостиво, второе отвратительно и свойственно варварам. Впрочем, делай что считаешь правильным, не презирая полезных мнений»?


  1. Цицерон

  2. Сократ

  3. Дионисий Галикарнасский

  4. Аристотель

6. Что такое софистика ?


  1. учение о мудрости Божией

  2. искусство церковной проповеди

  3. применение в споре или доказательствах умозаключений, ложных по существу, но формально кажущихся правильными

  4. применение к отдельным частным случаям общих догматических положений в богословии и средневековой юриспруденции

  1. Анаксагор

  2. Цицерон

  3. Аристотель

  4. Софокл

8. Кто стал руководителем первой школы риторов, созданной при участии государства?


  1. Квинтилиан

  2. Зенон

  3. Гораций

  4. Ювенал

9. Ярким образцом древнерусского эпидейктического (торжественного) красноречия является


  1. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина

  2. «Повесть о Шемякином суде»

  3. «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона

  4. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма

10. Ярким примером древнерусского дидактического красноречия является


  1. «Слово о полку Игореве»

  2. «Поучение» Владимира Мономаха

  3. «Задонщина»

  4. «Повесть о разорении Рязани Батыем»

11. Из какого древнерусского литературного источника взят приведенный отрывок? «Следует мужьям поучать жен своих с любовью и примерным наставлением; жены мужей своих вопрошают о строгом порядке, о том, как душу спасти, Богу и мужу угодить и дом свой хорошо устроить, и во всем покоряться мужу; а что муж накажет, с тем охотно соглашаться и исполнять по его наставлению: и прежде всего иметь страх Божий и пребывать в телесной чистоте…».


  1. «Повесть временных лет»

  2. «Домострой» Сильвестра

  3. «Житие протопопа Аввакума»

  4. «Моление» Даниила Заточника

12. Когда появилась первая русская «Риторика»?


  1. XVI в.

  2. XVII в.

  3. XVIII в.

  4. XIX в.

  1. А.П. Сумароков

  2. В.К. Тредиаковский

  3. А.Д. Кантемир

  4. М.В. Ломоносов

  1. М.М. Сперанский

  2. Н.Ф. Кошанский

  3. К.П. Зеленецкий

  4. П.Е. Георгиевский

15. Один из главных риторических постулатов гласит:


  1. нужно обезоружить оппонента доводом

  2. не нужно отвечать вопросом на вопрос

  3. собеседник не должен знать ваших подлинных намерений

  4. позиция слушающего является приоритетной

16. Какой из четырех законов риторики отвечает за логичность и последовательность речи?


  1. закон удовольствия

  2. закон гармонизирующего диалога

  3. закон продвижения и ориентации адресата

  4. закон эмоциональности

17. Естественным средством коммуникации не является


  1. звучащее слово

  2. письменность

  3. сигнатура (тембр)
18. Инвенция – это

  1. работа над замыслом речевого произведения

  2. работа над композицией речи

  3. воплощение мыслей в слова

  4. исполнение речи

19. Что такое хрия ?


  1. схема рассуждения

  2. схема повествования

  3. положение, принимаемое за непреложную, непререкаемую истину

  4. двухсложный стихотворный размер

20. Искусственную хрию часто называют


  1. классической

  2. аристотелевской

  3. дедуктивной

  4. обратной

21. Часть строгой хрии, представляющая собой изъяснение темы, – это


  1. дефиниция

  2. парабола

  3. приступ (пропозиция)

  4. парафразис

22. В строгой хрии за частью «причина» следует

1. пример

2. подобие

3. противное

4. свидетельство

23. Каждая мысль в процессе данного рассуждения сохраняет одно и то же определенное содержание, сколько бы раз эта мысль ни повторялась. Так гласит закон


  1. непротиворечия

  2. тождества

  3. исключенного третьего

  4. достаточного основания

24. Иллюстрацией какого логического закона является диалог Дмитрия Рудина и Африкана Пигасова – героев романа И.С. Тургенева «Рудин»?

Прекрасно! – промолвил Рудин. – Стало быть, по-вашему, убеждений нет?

Нет и не существует.

Это ваше убеждение?

Да.

Как же вы говорите, что их нет. Вот вам уже одно, на первый случай.

1. непротиворечия

2. тождества

3. исключенного третьего

4. достаточного основания

25. Аргумент – это


  1. иллюстрация мысли

  2. слово или выражение, заимствованное из речи социально замкнутой группы

  3. логический довод, служащий основанием доказательства

  4. цитата из авторитетного источника

26. Какой вид аргумента использует Л.Д. Троцкий в статье «Об интеллигенции» (1912)?

Что мы всесторонне бедны накопленной тысячелетней бедностью, этого нет нужды доказывать. История вытряхнула нас из своего рукава в суровых условиях и рассеяла тонким слоем по большой равнине. Никто не предложил нам другого местожительства: пришлось тянуть лямку на отведенном участке. Азиатские нашествия – с востока, беспощадное давление более богатой Европы – с Запада, поглощение государственным левиафаном чрезмерной доли народного труда – все это не только обездоливало трудовые массы, но и иссушало источники питания господствующих классов.

1. к смыслу

2. к обстоятельствам

3. к прецеденту

4. к норме

27. Выведение суждения из других суждений – это


  1. посылка

  2. амплификация

  3. умозаключение

  4. эмфаза

28. Сокращенный силлогизм , в котором одна из частей лишь подразумевается, – это


  1. энтимема

  2. антоним

  3. аппликация

  4. догма

29. Как называется порядок аргументации, при котором сильные доводы даются в начале и в конце речи, а более слабые – в середине?


  1. гомерический

  2. свободный

  3. нисходящий

  4. восходящий

30. Частью софистической аргументации является


  1. индуктивное умозаключение

  2. обращение к факту

  3. демагогия

  4. апелляция к человеку

31. Элементом контраргументации (критики) не является


  1. пример

  2. сведение к абсурду

  3. ловля на слове

  4. выявление умолчания

32. В риторике для обозначения состава, связи и последовательности доводов пользуются термином


  1. схема

  2. редукция

  3. внешний топ

  4. внутренний топ

33. При дедуктивном рассуждении


  1. делается общий вывод обо всем классе предметов на основании знания лишь некоторых однородных предметов данного класса

  2. делается общий вывод на основании знания обо всех без исключения предметах этого класса

  3. явление рассматривается на основании уже имеющегося общего положения

  4. смысловые части располагаются хаотично, свободно

34. Дайте характеристику суждению, высказанному бельгийской журналисткой Сильвией Чиз.

Подкова приносит счастье, если, конечно, ты не лошадь.


  1. атрибутивное утвердительное

  2. атрибутивное отрицательное

  3. реляционное

  4. модальное

35. Определите цель приведенного высказывания Зигмунда Фрейда.

Бесконечно многие культурные люди, которые отшатнулись бы в ужасе от убийства или инцеста, не отказывают себе в удовлетворении своей алчности, своей агрессивности, своих сексуальных страстей, не упускают случая навредить другим ложью, обманом, клеветой, если могут при этом остаться безнаказанными, и это продолжается без изменения на протяжении многих культурных эпох.


  1. ассертивная

  2. аксиологическая

  3. директивная

  4. декларативная

36. Как называется раздел риторики, изучающий применение универсальных смысловых моделей?


  1. эстетика

  2. топика

  3. топонимика

  4. гомилетика

37. Какая смысловая модель предполагает выявление характерных признаков, функций и действий предмета?


  1. «целое – части»

  2. «род и вид»

  3. «обстоятельство»

  4. «свойство»

38. Какую смысловую модель использует А.Ф. Кони в начале обвинительной речи по делу об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем (слушалось 12 декабря 1872 года в Петербургском окружном суде)?

Господа судьи, господа присяжные заседатели! Вашему рассмотрению подлежат самые разнообразные по своей внутренней обстановке дела, где свидетельские показания дышат таким здравым смыслом, проникнуты такой искренностью и правдивостью и нередко отличаются такой образностью, что задача судебной власти становится очень легка. Остается сгруппировать все эти свидетельские показания, и тогда они сами собою составят картину, которая в вашем уме создаст известное определенное представление о деле. Но бывают дела другого рода, где свидетельские показания имеют совершенно иной характер, где они сбивчивы, неясны, туманны, где свидетели о многом умалчивают, многое боятся сказать, являя перед вами пример уклончивого недоговаривания и далеко не полной искренности. Я не ошибусь, сказав, что настоящее дело принадлежит к последнему разряду…


  1. «свидетельство»

  2. «причина и следствие»

  3. «сопоставление»

  4. «пример»

39. Какую смысловую модель применяет Хосе Ортега-и-Гассет в приведенном отрывке из трактата «Восстание масс» (1930)?

Толпа – понятие количественное и визуальное: множество. Переведем его, не искажая, на язык социологии. И получим «массу». Общество всегда было подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство – совокупность лиц, выделенных особо; масса – не выделенных ничем. Речь, следовательно, идет не только и не столько о «рабочей массе». Масса – это средний человек. Таким образом, чисто количественное определение – «многие» – переходит в качественное.

2. «целое – части»

3. «дефиниция»

4. «предыдущее – последующее»

40. Дискурсом в риторике называют


  1. поток речи, сопровождаемый жестово-мимическим поведением

  2. академическую речь

  3. обсуждение какого-либо спорного вопроса

  4. утверждение, не подкрепленное доказательствами

41. Какой тип дискурса имеет целью соблюсти речевую традицию, приличие?


  1. эпидейктический

  2. гедонистический

  3. аргументирующий

  4. ритуальный

Когда прилучитца тебе съ другими за столомъ сидеть, то содержи себя въ порядке по сему правилу: въ первых обрежъ ногти, да не явится яко бы оныя бархатом обшиты. Умои руки и сяди благочинно, сиди прямо, и не хватаи первои въ блюдо, не жри как свиния, и не дуи в ушное чтобъ везде брызгало, не сопи егда яси.

1. художественный

2. информирующий

3. агитирующий

4. эвристический

43. Диалогическую речь также называют

1. компилятивной

2. контекстуальной

3. компаративной

4. коммутативной

44. Обязательным элементом провокационной речи является


  1. скрытая угроза

  2. насмешка

  3. вопросительная конструкция

45. К какому роду относится застольная речь?

1. социально-бытовая

2. социально-политическая

3. академическая

4. судебная

46. Диспозиция – это раздел риторики, отвечающий за

1. исполнение речи

2. замысел речи

3. построение речи

4. запоминание речи

47. Как называется заключительная часть речи оратора?

1. катахреза

3. клаузула

4. контроверза

48. За исполнительскую часть ораторского мастерства отвечает раздел, называемый


  1. меморио

  2. акцио

  3. элокуция

  4. инвенция

49. Определите тип речи.

Не только содержание, но и форма речей А.Ф. Кони свидетельствовала о его выдающемся ораторском таланте. Его речи всегда были просты и чужды риторическим украшениям, хотя были насыщены образами, сравнениями, обобщениями и меткими замечаниями, придававшими им жизнь и красоту. Они подтверждали верность изречения Паскаля о том, что истинное красноречие смеется над красноречием как искусством, развивающимся по правилам риторики. (В. Смолярчук).


  1. повествование

  2. рассуждение

  3. описание

  4. все типы

50. Определите тип речи.

В самый день моего приезда сюда я имел свидание с начальником секретного Ватиканского архива гр. Мариино-Марини и на другой день рассматривал у него списанные для меня акты. Получив потом письменное дозволение от кардинала статс-секретаря Бернетти осмотреть секретный архив и хранящиеся в нем рукописи, я отправился туда с Марино-Марини и провел несколько часов в рассмотрении сей сокровищницы европейской и всемирной истории (А.И. Тургенев).


  1. повествование

  2. рассуждение

  3. описание

  4. все типы

51. Самый напряженный момент повествования – это

1. кульминация

2. развязка

3. экспозиция

4. завязка

52. Укажите черту, не характерную для анекдота как риторического жанра.

1. парадоксальный финал, противоречащий привычной логике

2. развернутость суждений

3. афористический язык

4. небольшой объем

53. Риторический этос – это


  1. категория убеждения

  2. категория эмоциональности

  3. категория возражения

  4. категория доверия

Центр Костромы – след не отягощенного трезвостью фурсовского таланта. Полет этой русской поэзии явственно ощутим на Сусанинской площади и вокруг.

Вдали над Пряничными рядами высится Ленин, уже на расстоянии удивляя блатной позой: живот выпячен, все расстегнуто, рука в кармане. Иван Сусанин на Молочной горе над Волгой, напротив, обтекаем так, что выглядит продолжением круглого постамента (П. Вайль).


  1. натуралистический

  2. романтический

  3. сентиментальный

  4. иронический

55. Как называется тип общения, ориентированный на оказание прямого психологического воздействия на собеседника и состоящий из реакций, выражающих собственные оценки и стремления?


  1. принижающе-уступчивый

  2. директивный

  3. понимающий

  4. защитно-агрессивный

56. Соблюдение правила релевантности


  1. быть лаконичным

  2. быть вежливым

  3. говорить то, что имеет отношение к теме разговора

  4. быть правдивым

57. Соблюдение правила такта состоит в способности оратора

1. минимизировать личную выгоду

2. быть позитивным в оценке собеседника

3. уважать границы личной сферы собеседника

4. избегать двусмысленности

58. Условием компетентности оратора не является


  1. внешний вид

  2. техника аргументации

  3. владение словом

  4. практический опыт

59. В умении оратора быть самим собой заключается его

1. артистизм

2. объективность

3. обаяние

4. принципиальность

60. Какой ораторский тип высмеивает А.П. Чехов в рассказе «Оратор»?

Запойкин, как известно многим читателям, обладает редким талантом произносить экспромтом свадебные, юбилейные и похоронные речи. Он может говорить когда угодно: спросонок, натощак, в мертвецки пьяном виде, в горячке. Речь его течет гладко, ровно, как вода из водосточной трубы, и обильно; жалких слов в его ораторском словаре гораздо больше, чем в любом трактире тараканов. Говорит он всегда красноречиво и длинно, так что иногда, в особенности на купеческих свадьбах, чтобы остановить его, приходится прибегать к содействию полиции.


  1. «виноватый оратор»

  2. «отшельник»

  3. «оракул»

  4. «актерствующий краснобай»

61. Какой ораторский прием использует Д.С. Лихачев в приведенном отрывке?

Школьником я был на Севере у поморов. Они поразили меня своей интеллигентностью, особой народной культурой, культурой народного языка, особой рукописной грамотностью (старообрядцы), этикетом приема гостей, этикетом еды, культурной работы, деликатностью и пр., и пр.


  1. драматизация

  2. апелляция к личному опыту

  3. экспрессия

  4. прогнозирование

62. Какой ораторский прием использует архимандрит Рафаил (Карелин) в приведенном отрывке?

Схиигумен Савва терпеть не мог многословия. Он учил своих чад говорить как можно более кратко. Некоторым он давал правило произносить в день не более определенного количества слов. Старец стремился сохранить от рассеяния внутреннюю молитву, поэтому он предпочитал, чтобы духовные чада записывали свою исповедь – не более одной или двух страниц. Они должны были обдумать ее, выбрать самое главное и отбросить второстепенное. <...>. Чем меньше слов, тем понятнее дело, тем более правильный ответ может дать духовник».

2. сопоставление всех «за» и «против»

3. экспрессия

4. гипербола

63. Вам предстоит выступать с лекцией о необходимости борьбы с курением. Как предпочтительнее сформулировать тему?


  1. «О вреде курения».

  2. «Страшная привычка».

  3. «Никотин – яд!».

  4. «Как мне удалось бросить курить».

64. Выберите наиболее приемлемый вариант завершения телефонного разговора со словоохотливым собеседником.

1. «Извините, я очень занят, мне некогда».

2. «Ваше предложение меня не очень интересует».

3. «Простите, меня вызывает начальник».

4. «Был рад общению с вами. Сейчас меня ждут дела, но мы обязательно вернемся к нашему разговору».

65. Выберите наиболее приемлемый вариант возражению оппоненту в ходе дискуссии.


  1. «То, что вы говорите, не имеет никакого отношения к истине».

  2. «Ваша мысль интересна, хотя…».

  3. «Вы заблуждаетесь на сей счет».

  4. «Вы мелете вздор…».
66. В ходе дискуссии ваш оппонент муссирует непринципиальные мелочи, забыв о сути разговора. Как предпочтительнее поступить?

1. попытаться свернуть разговор.

2. уточнить у оппонента цель дискуссии

3. упрекнуть оппонента в уходе от существа проблемы

4. прокомментировать каждый из предложенных собеседником пунктов

67. На официальном приеме вы должны обратиться с речью к губернатору. Как вы начнете?


  1. «Уважаемый…»

  2. «Глубокоуважаемый…»

  3. «Господин…»

  4. «Ваше Сиятельство…»

68. Дайте характеристику замечанию, которое философ Диоген обратил к своему оппоненту.

А я ругать тебя не буду, вовсе нет. Я даже похвалю твои волосы за то, что они с дурной твоей головы повылезли.


  1. компрометирующее

  2. обструкционистское

  3. угрожающее

  4. ироническое

69. При эмпатическом слушании мы


  1. переживаем те же чувства, что и наш собеседник

  2. показываем собеседнику, что его точка зрения нам неинтересна

  3. активно размышляем над сказанным и уточняем его содержание

  4. только делаем вид, что слушаем

70. Эмоция, связанная с правильной догадкой, относится к числу


  1. рациональных

  2. этических

  3. эстетических

  4. физиологических

71. Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

Приведенный отрывок есть яркий образец


  1. юридического красноречия

  2. духовного красноречия

  3. военного красноречия

  4. академического красноречия

72. Определите стиль речи.

Уважаемый Александр Сергеевич!

Ваше заявление с просьбой сообщить о судьбе Вашего деда – Флоренского Павла Александровича рассмотрено.

В соответствии с имеющимися в Управлении архивными материалами Флоренский Павел Александрович 1882 года рождения …был арестован органами ОГПУ 25 февраля 1933 года и без достаточных оснований обвинялся в «контрреволюционной агитации и пропаганде и организации контрреволюционной деятельности», т.е. в совершении преступлений, предусмотренных ст. 58-10-11. . Определением Архангельского областного Суда от 5 марта 1959 года… дело прекращено за отсутствием состава преступления. .

1. разговорный

2. публицистический

3. официально-деловой

4. научный

73. Признаком научного стиля не является

1. информативная насыщенность

2. стандартизованность

3. объективность

4. экспрессивность

74. Троп – это


  1. средство организации речи

  2. слово или выражение, употребленное в переносном значении

  3. фигура умолчания

  4. соединение двух и более стихов, составляющих единое ритмическое и интонационное целое

75. Какой троп используется в предложении?

Перед нами Знаменская площадь и вокзал Петербургско-Московской железной дороги, за постепенной постройкой которого в конце сороковых годов с жадным вниманием и сочувствием следил Белинский, живший на берегу Лиговки близ Невского, в небольшом деревянном доме, выходившем окнами на строящееся здание (А.Ф. Кони).


  1. эпитет

  2. метонимия

  3. литота

  4. перифраз

76. Какое стилистическое средство не является разновидностью метонимии?


  1. антономасия

  2. прономинация

  3. синекдоха

  4. апофазия

77. Какую стилистическую фигуру использует А.А. Блок в приведенном отрывке из статьи «Интеллигенция и революция» (1918)?

Русской интеллигенции – точно медведь на ухо наступил: мелкие страхи, мелкие словечки. Не стыдно ли издеваться над безграмотностью каких-нибудь объявлений или писем, которые писаны доброй, но неуклюжей рукой? Не стыдно ли гордо отмалчиваться на «дурацкие» вопросы? Не стыдно ли прекрасное слово «товарищ» произносить в кавычках?

1. анафора

2. плеоназм

3. парцелляция

4. градация

78. Какое стилистическое средство используется в предложении?

Громада поднявшегося и еще продолжающего подниматься на защиту отечества воинства русского уходит на Запад (Василий Розанов).


  1. оксюморон

  2. эллипс

  3. метафора

  4. тавтология

79. Какое стилистическое средство не используется в предложении?

Тертуллиан – боевая натура, не имеющая себе равных, борец беспощадный, видящий свою победу лишь в полном поражении противника; язык его – словно сверкающее острие меча, с жестоким мастерством направленное на врага. (К. Юнг).

1. эпитет

2. сравнение

3. инверсия

4. эпифора

80. Какая стилистическая фигура используется в предложении?

Сколько различных искусств, веществ, орудий употребляет разумный человек, чтобы насытить несмысленное свое чрево! (о. Филарет Московский).


  1. риторический вопрос

  2. риторическое обращение

  3. риторическое восклицание

  4. эналлага

81. Дело в том, что таланты наши как-то связаны с пороками, а добродетели – с бесцветностью (В.В. Розанов).

Это суждение содержит в себе


  1. сарказм

  2. парадокс

  3. хиазм

  4. панегирик

82. Потом граф уехал, прихватив с собой векселя и оставив в интересном положении горничную Эмму.

Это предложение содержит в себе


  1. эвфемизм

  2. гиперболу

  3. прозопопею (олицетворение)

  4. изоколон

83. Формой существования языка не является


  1. жаргон

  2. просторечие

  3. диалект

  4. анахронизм

84. Укажите лексическое значение слова богема .

1. представители высшего света, аристократическое общество

2. коренные уроженцы Богемии

3. нонконформисты-художники (музыканты, поэты), ведущие беспорядочную и неопределенную жизнь

4. деловая элита общества

85. Что такое деликт ?

1. обходительность, вежливость

2. конституционное правонарушение

3. международный договор

4. выборный или назначенный представитель общества, организации, коллектива

86. Какой вопрос можно назвать сакраментальным ?

1. традиционный

3. наводящий

4. не имеющий отношения к теме разговора

87. Что такое абсентеизм ?

2. алкогольная зависимость

3. постановление суда об освобождении подсудимого от наказания

88. В каком предложении допущена речевая ошибка?

1. Вопреки мнению общественности строительство завода было начато.

3. Согласно постановлению суда ООО «Голубая лагуна» обязано выплатить гражданину Петрову А.А. денежную компенсацию.

4. Во избежание ошибок и разночтений прошу еще раз проверить текст документа.

89. Укажите предложение без речевого недочета.


  1. Версия о самоубийстве осталась неподтвержденной.

  2. Показания потерпевшего сыграли огромное значение для установления истины.

  3. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которой направлены на насильственное изменение основ конституционного строя.

  4. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

90. Дайте характеристику приведенному высказыванию.

Состоявшиеся переговоры будут содействовать делу укрепления международного сотрудничества.


  1. афоризм

  2. публицистический штамп

  3. деловое клише

  4. окказиональное выражение

91. Укажите грамматически неверный вариант.

1. Матильда и Гертруда Фишбах

2. Билл и Хиллари Клинтон

3. сёстры Джонс

4. муж и жена Джексон

92. В каком слове ударение поставлено неправильно?

1. возбужденО (дело)

2. осуждЕнный

3. средствА

4. приговОр

93. В каком слове ударение поставлено неправильно?

1. дебИтор

2. некрофилИя

3. граждАнство

4. обесцЕнение

94. В каком слове ударение поставлено неправильно?

1. нАнятый

2. фенОмен

3. увЕдомленный

4. принудИть

95. В каком слове ударение поставлено неправильно?

1. разместИт (3-е лицо)

2. укрАинский

3. растамОжение

4. премировАние

96. В каком слове ударение поставлено неправильно?

1. жАлюзи

2. экспЕрт

3. ходАтайство

4. договОр

97. Что не является элементом техники речи?


  1. владение голосом

  2. дикция

  3. речевое дыхание

  4. владение эмоциями

98. Указующий перст есть

1. жест-аффектор

2. жест-иллюстратор

3. жест-адаптер

4. жест-эмблема

99. Скрещенные на груди руки есть жест

1. ожидания

2. разочарования

3. отрицания

4. неуверенности

100. Собеседник прикрывает рот рукой во время разговора. Это скорее всего означает, что собеседник

1. полностью уверен в своей правоте

2. сомневается в чем-либо или чего-то недоговаривает

3. старается контролировать себя

4. очень расположен к вам

Учитесь молчать,

когда другие говорят

Итак, братья мои возлюбленные,

всякий человек да будет скор на слышание,

медлен на слова, медлен на гнев.

Иакова 1:19

Когда нужно молчать, а когда говорить - это один из самых важных жизненных уроков,

который необходимо усвоить. Например, если ваш начальник вам что-то говорит, вы

должны молчать и внимательно слушать. Если одновременно вы будете и слушать, и

говорить, то вы, может быть, и уловите саму суть разговора, но упустите важные факты и

«Итак, братья мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на

слова, медлен на гнев» (Иакова 1:19). Греческое слово tachus - «скорый», можно отнести к

бегуну, который бежит изо всех сил, чтобы первым прибежать к финишу. Его цель -

выиграть забег, поэтому он, сосредоточившись только на финишной черте, устремляется

вперёд, чтобы занять первое место.

Учитывая значение слова tachus, первую часть стиха можно перевести так:

«Итак, братья мои возлюбленные, сосредоточенно слушайте то, что вам говорят,

слушайте так внимательно, будто вы участвуете в соревновании на лучшего

слушателя...»

Иаков говорит, что мы должны быть чемпионами по слушанию. Может быть, вам придётся

приложить некоторые усилия, чтобы внимательно выслушать собеседника и постараться

понять его, а не перебивать его или не думать в это время о чём-то своём. Это бывает

трудно тем, у кого мысли постоянно чем-то заняты, тем, кому приходится каждый день

продумывать множество всяких деталей. Приведу в пример себя. Если я не оставлю свои

мысли и не сосредоточусь на беседе с человеком, я упущу многое из того, что он мне

говорит. Я всё время о чём-то думаю: о своей церкви, служении, телевизионных

программах. Я путешествую и проповедую по всему миру. Пишу много книг. Кроме всего

прочего, я муж и отец. В редкие моменты я не думаю обо всём этом. И однажды я понял:

мне нужно научиться слушать. Ведь люди надеются, что я их внимательно слушаю, а на

самом деле в своих мыслях я могу быть очень далеко от них. То, что я смотрю им в глаза,

ещё не значит, что я их слушаю. Если я хочу услышать и понять, что они мне говорят, я

должен перестать думать о своём и сосредоточиться на их словах. Я решил так: раз человек

посчитал нужным и важным сказать мне что-то, я должен считать нужным и важным

выслушать его, даже если я с ним не согласен. А делать вид, что слушаешь, - это, по

меньшей мере, неприлично.

Не один год ушёл у меня на то, чтоб научиться быть внимательным слушателем. Желая

убедиться, что я всё правильно понял и ничего не упустил, я обычно переспрашиваю

собеседника:

* Вы сейчас сказали то-то и то-то. Я вас правильно понял?

* Суть вопроса в том-то, не так ли?

* Из нашего разговора я понял то-то, я не ошибаюсь?

* Вы хотите, чтобы я сделал то-то, да?

* Есть ли ещё что-то, что мне нужно знать по теме нашей беседы?

Если в ходе разговора я упустил что-то

Обращаюсь к вам словами святого апостола Иакова: .

Как редки ныне умные люди, умеющие слушать! Чрезвычайно много иных, скорых на болтовню, которые, не выслушав, что им говорят, не вникнув в заданный вопрос, немедленно, не обдумав, отвечают. Язык их неудержимо рвется поскорее говорить.

Когда люди даже просто беседуют между собой, то редко слушают друг друга, каждый спешит показать свой ум, блеснуть своим красноречием, оба не слушают, а только говорят, ибо не умеют быть медленными на слова.

Мало людей, которые взвешивают свои слова, прежде чем их произнести. Трудно найти таких, которые заботятся о том, чтобы сказанное им было исполнено сдержанности, скромности, смирения и полезно для слушающих. Для того, чтоб быть такими, надо стяжать ум Христов, надо быть глубоко сосредоточенными на важнейшем на святом. А у огромного большинства из нас этого качества совсем нет,– язык неудержим, люди не хотят и не умеют молчать. Особенно среди женщин много таких, которые с утра до ночи болтают, не сознавая, что этим утомляют слушающих, мешают им.

Еще меньше людей, которые медленны на гнев, раздражение, почти никто не умеет сдерживать себя. Вспыхивают, как порох, от всякого слова не только обидного, но даже неприятного, сейчас же отвечают резкостями и бранью. Удерживать гнев умеют те, кто не лишен мудрости, чтобы укротить свои страсти, кто стяжал мир душевный, в чье сердце вселился Дух Святой. Премудрый Соломон очень глубоко верно сказал, что гнев гнездится в сердце глупых (Еккл. 7:9) .

Псалмопевец Давид сокрушается: Смятеся от ярости око мое (Пс. 6:8) ,– от ярости, раздражения я потерял способность различать добро от зла, ибо гнев закрывает глаза на все, что свято, и чисто, и истинно.

Премудрый Соломон еще наставлял: гнев губит и разумных (Притч. 15:1) , то есть тех, которые, стяжав разум, еще не научились владеть своими страстями, сдерживать себя, когда сердце готово вспыхнуть от гнева. И далее: кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость (Притч. 15:1) . Вспыльчивый в момент может сделать глупость (Притч. 14:17) . Действительно, как много глупых дел люди творят в состоянии вспыльчивости и раздражения: отвечают грубо и дерзко, обидными словами, принимают дурные решения, а когда вспышка гнева уляжется, стыдятся своих резких слов и неразумных решений.

Еще в Ветхом Завете сказано, что человек в ярости неблагообразен (см. Сир. 13:31). Все видели людей, объятых яростью,– какой отвратительный и отталкивающий у них вид: глаза налиты кровью, сверкают гневом, язык изрыгает проклятия, движения резки, грубы, они, кажется, готовы растерзать своего врага.

Следите за собой; когда найдет на вас гнев, вспомните, какой ужасный и неблагообразный вид у гневающихся. Стремитесь быть скорыми на слушание, медленными на слова, тем более на гнев. Поставьте себе целью победить свою плоть, а дух освободить от власти плоти. Да поможет вам Бог в этом великом и святом деле. Аминь.

Евангельское злато. Проповеди на темы Апостольских посланий. Слово на Послание св. ап. Иакова.

Прп. Никодим Святогорец

Темже, братие моя возлюбленная, да будет всяк человек скор услышти, (и) косен глаголати , косен во гнев

Поскольку брат Божий выше сказал о догматах, и какую славу подобает нам иметь у Бога, теперь украшает слово нравственным учением и говорит, да будет каждый христианин быстр слушать советы и душеполезные слова других. Эта быстрота должна быть практической и действенной, т.е. готовность не только слушать поверхностно, но и делать те душеполезные дела, которые он слышит. Потому что брат Божий знал, что тот, кто с радостью и готовностью слушает, тот готов дать себя в дело услышанного. Также и наоборот он знал, что кто мешкает в какой либо вещи, тот может быть воспрепятствован совершенно начать дело. Поэтому для божественного поучения и для душеполезных слов, повелевает, чтобы проявляли христиане быстроту, готовность и послушание, в вещах же опасных и вредных повелевает медлить.

А то, чтобы кто-то говорил и гневался, или говорил в ярости – не будет иметь доброго конца. Поэтому-то один богомудрый отец сказал, что тот, кто много говорил раскаялся в этом, а тот кто молчал об этом не пожалел. Сказал же и блаженный Давид «гневайтеся и не согрешайте » (Пс. 4:5) , т.е. если случится вам разгневаться, братья, не мстите. С этими словами Давида о гневе согласен и брат Господень, потому что должен замедлять эти движения человек и совершенно не мстить.

Премудрый же Митрофан это изречение так толкует: «Каждый человек пусть будет скор слушать, медлен же говорить, ускоряя слух свой к говорящему и зовущему, положив устам своим хранение и дверь ограждения , не говоря ничего неподобающего и неполезного. Но со многим исследованием и рассуждением всегда говорить то, что подобает, к созиданию и пользе слушающих».

Как говорит Приточное слово «иже отвещает слово прежде слышания, безумие ему есть и поношение » (Притч. 18:14) и ещё «уста же непокровенна творят нестроение » (Притч. 26:28) и паки «за грех устен впадает в сети грешник » (Притч. 12:13) .

Говорит же божественный Павел «слово гнило да не исходит из уст ваших, но точию еже есть к созданию веры » (Еф. 4:29) .

Смотри возлюбленный, что божественный Иаков не сказал – да будет всяк человек безмолвен абсолютно, но «косен глаголати », т.е. пусть говорит, но да не торопится этого делать, с рассуждением и те слова которые подобает, и когда подобает. Также не сказал - да будет всяк человек безгневен абсолютно, но гневается, хотя лучше и не спешит этого делать, на грех и на дьявола. Согласно же это учение апостола с учением Господа, который воспрепятствовал неразумному гневу, и не благословил, говоря «гневаяйся на брата своего всуе » (Матф. 5:22) , как и далее мы скажем об этом в сноске «гнев бо мужа правды Божия не соделовает ».

Поэтому и авва Нисферой сказал, к вопросившему его авве Иосифу: «если тебе случится с кем беседовать, то более слушай нежели говори». И один премудрый сказал «что, поэтому и природой даны нам два уха и один язык, чтобы от этого учился человек, больше слушать и меньше говорить». И не без причины, по Приточнику: «От многословия не избежиши греха » (Притч. 10:19) . И по Екклесиасту, неведение показывает тот, кто много говорит: «безумный умножает словеса » (Еккл. 10:14) . Сказал же и один от внешних, Секст Эмпирик так: «непредусмотрительное слово и необдуманный гнев, не делают благ». Это же изречение брата Божия, приводит и преподобный Иоанн Карпафский говоря: « И одно недоброе слово заградило Моисею вход в землю обетованную. Не будем же почитать языкоболие малою болезнию; ибо злоречевые и суесловые заключают для себя Царствие Небесное… Добре сказал некий мудрый муж, что лучше упасть с высоты на землю, нежели от языка. Надлежит нам потому послушаться Св. Иакова, который пишет: «да будет всяк человек скор услышати и косен глаголати ». Сказал же и Великий Василий: «поскольку наша природа имеет нужду в слышании слова, то соответственно и имеем мы два уха и один язык» (О девстве).

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Темже, братие моя возлюбленная, да будет всяк человек скор услышати, и косен глаголати, косен во гнев

Скорым нужно быть на слышание не простое, но деятельное, возбуждающее прилагать выслушанное к делу, ибо известно, что кто слушает прилежно и внимательно, тот готов будет и исполнять слышанное, а кто, напротив, медленно располагается к чему-нибудь и откладывает то, тот впоследствии может и совсем отстать от предприятия. Посему относительно изучения Божественных предметов апостол заповедует скорость, а относительно того, совершение чего соединено с опасностью, медленность. Таковы слова, гнев. Ибо говорливость в гневе не оканчивается добром. Посему один богомудрый муж часто раскаивался в том, что он говорил, а в том, что молчал, никогда не раскаивался. Так и блаженный Давид заповедует: гневайтеся, и не согрешайте (Пс. 4,5) , то есть не гневайтесь скоро и не впадайте от гнева в бешенство. Подобна этой и настоящая заповедь о словах и о гневе, особенно о гневе, который, быв допущен до безрассудства, лишает правды Божией. Почему и говорит апостол: гнев правды Божия не соделовает (ст. 20).

Толкование на соборное послание апостола Иакова.

Блаж. Августин

Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев

Ведь истину безопасней выслушивать, чем проповедовать, поскольку, когда ее выслушивают, сохраняют смирение, а когда проповедуют, едва ли в ком из людей не закрадывается пусть крохотное, а самодовольство, в котором, запятнавшись, обязательно увязают стопы.

Трактат на Евангелие от Иоанна.

Беда Достопочтенный

Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев

Иаков совершенно справедливо призывает скорее учиться, нежели учить, поскольку было бы глупо желать учить тому, кто не учился у других. Следовательно, тому, кто стремится к мудрости, необходимо просить Бога об этом даре, смиренно учиться у достойного учителя и, между тем, обуздывать свой язык, чтобы не говорить ничего пустого, но проповедовать истину, которую только что принял от других.

О семи Кафолических посланиях.

Вам хорошо известно, говорит апостол, что вы могли окончательно погибнуть, однако вас просветил Господь. Это произошло благодаря предваряющей вас небесной благодати, а не по вашим заслугам. Всякий человек да будет скор, чтобы слушать, а медлен, чтобы говорить . Далее апостол даёт слушателю нравственные наставления. Прежде всего, он призывает как можно скорее настроить слух к научению, а потом уже раскрывать рот для обучения [других]. Ибо глупцом является всякий, кто желает проповедовать другим то, чему сам не был научен. Любящий мудрость, пусть прежде просит её у Бога, как указал выше апостол, а затем, как смиренный ученик, пусть ищет учителя истины. Во время же обучения, пусть он со всей осмотрительностью удерживает свой язык не только от праздных речей, но также от проповеди самой истины, которой научился. По этой причине Соломон о различии времён говорит в Писании: время молчать, и время говорить (Еккл. 3:7) . По этой причине пифагорейцы, руководящие обучением естественной науке, определяют своим ученикам хранить молчание в течение пяти лет и только так допускают [их] к проповеди. Ибо безопаснее слушать истину, чем её проповедовать. Потому что при слушании сохраняется смирение, а при проповеди едва ли возможно, чтобы кому-нибудь из людей не вкралась хотя бы малая часть тщеславия. По этой причине Иеремия, описывая жизнь хорошо наставленного юноши, относит благоразумное молчание к числу главных упражнений в добродетели. Он говорит: благо человеку, когда понесёт он ярмо от юности своей. Он будет сидеть уединённо и молчать (Плач Иер. 3:27–28) . И медлен на гнев . Совершенная мудрость приобретается лишь в спокойствии духа. Ибо написано: гнев покоится в сердце глупца (Еккл. 7 – СП; 7 – Vlg.). Апостол порицает быстроту на гнев не для того, чтобы одобрить медлительность на гнев. Этим он скорее советует нам быть осторожными, чтобы во время душевного беспокойства и споров к нам не вкрался гнев. А если гнев всё же проникнет, то сдержим его приступ в ограде уст, и после того, как минует опасность, вовремя удалим его из нашего сердца, чтобы нам было легче [возвратиться] к прежнему состоянию. Верно и другое: апостол наставляет нас быть медлительными на гнев, чтобы без видимой причины, по любому поводу, мы не превращали своего спокойного лица в угрюмое. Если, к примеру, мы увидим, что ближние, особенно вверенные нам, не могут быть исправлены иначе, то проявим к ним строгость в слове или даже в более суровом порицании, памятуя о том, что человек многое сносит с покорностью, когда мы пребываем в спокойном состоянии духа. Хотя, как мне известно, Финеес, Самуил, Илия и Пётр и были медлительны на гнев, однако же они умертвили грешников кто мечём, а кто словом. Даже Моисей, будучи кротчайшим человеком, вышел весьма разгневанным от фараона, видя его упорство, [и] угрожал тому карой, которую [потом] и наслал.

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.

Экумений

Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев

Слово быстр относится не просто к слушанию, а к слушанию действенному, которое побуждает к исполнению услышанного. [Апостол] знает, что тот, кто сразу склоняет ухо к речам, проявит готовность и к осуществлению сказанного, а тот, кто воспринимает медленно, отложит дело, а то и вовсе от него откажется.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: