Тайна поднятия рук во время мольбы (дуа). Почему мы поднимаем руки в поклонении Богу? причины поднимать руки вверх

Следует ли поднимать руки при совершении поясного поклона – руку, возвращении в исходное положение после него, а также других действий во время молитвы?

Богословы ханафитской школы считают, что во время каких-либо действий в молитве, за исключением вступительного такбира, руки поднимать не следует. (Аш-Шибани Мухаммад Китабаль Асль Т1; с.37)В доказательство этого они приводят следующие аргументы:

1.Пророк Мухаммад (САВ), увидев однажды, как некоторые из его сподвижников поднимают руки во время молитвы, высказал им порицание: «Почему я вижу, как вы поднимаете руки, будто они хвосты упрямых лошадей?! Спокойно совершайте молитву». (Сб. Муслима, №430).

2.Однажды Ибн-Масуд сказал: «Не совершить ли мне для вас молитву (так как её совершал) Посланник Аллаха?» И совершил молитву, подняв руки только в первый раз (т.е. при произнесении вступительного такбира). (Сб. ат-Тирмизи, комментарии к № 256).

3. В хадисе аль-Бары ибн Азиба (РА) говорится: «Когда Пророк (САВ) начинал молитву, он поднимал руки близко к ушам и больше не возвращался к этому». (Сб. Абу-Дауда, №749).

4. Также сообщается, что Умар ибн аль-Хаттаб и Али ибн Абу-Талиб (РА) поднимали руки только при первом такбире молитвы и более не возвращались к этому. (Эти сообщения переданы ат-Тахави со слов, соответственно, аль-Асвада и Асыма ибн Кулейбы).

Впрочем, существуют хадисы, в которых говорится об обратном:

  1. Ибн-Умар (РА) сказал: «Я видел, что, когда Посланник Аллаха (САВ) вставал на молитву, он поднимал руки до тех пор, пока они не становились на уровне плеч, и делал это, когда произносил такбир для поясного поклона и когда поднимал голову с поясного поклона, но не делал этого в земном поклоне». (Сб. аль-Бухари, №736; Муслим, №390).
  2. Ваиль ибн Худжр (РА) повествует, что он видел, как Пророк (САВ), приступая к молитве, поднял руки напротив ушей, произнеся такбир, потом завернулся в одежду и положил правую руку на левую. Потом, когда захотел сделать поясной поклон, вынул руки из одежды, поднял их, затем произнёс такбир и сделал поясной поклон. Затем после фразы: «Самиа л-Лаху ли-ман хамида-х» снова поднял руки. И, совершая земной поклон, положил голову между ладонями. (Сб. Муслима, №390).

На эти хадисы ханафиты отвечают следующими аргументами:

  1. Али бин Абу-Талиб и Ибн Масуд (РА) стали сподвижниками раньше Ибн-Умара и Ваиля ибн Худжра (РА), они всегда стояли близко к Пророку (САВ), находясь в первых рядах во время молитвы, и поэтому имели лучшее представление о том, каким именно образом она совершалась. (Аш-Шибани Мухаммад Китабаль-худжжа Аля ахль-Мадина Т1; С;94.)
  2. Эти и подобные им хадисы отменены вышеприведёнными сообщениями.

Таким образом, сунной является поднятие рук только при произнесении вступительного такбира. Это касается как обязательных, так и дополнительных молитв, за исключением совершаемых в праздники Разговения и Жертвоприношения, в которых руки следует поднимать также при дополнительных такбирах, а также ночного намаза – витр, в котором руки поднимают ещё и для молитвы Кунут.

Из того удивительного, что приводит один из антропоморфистов в качестве довода для своего ложного мазхаба это поднятие рук к небесам в мольбе (дуа).

Данное утверждение не может быть принято, потому что небеса – кибла (направление) для мольбы (дуа). Смысл этого в том, что место ниспослания милости – это небо, которое является причиной различных видов даров. Мольба (дуа) также служит причиной отвергания различных видов бедствий.

Если бы дело обстояло так, как утверждает этот заблудший, то было бы более подходящим обратиться к небесам лицом. Но Установивший Шариат запретил нам это во время мольбы (дуа), чтобы не было сомнительных предположений, что Тот, к Кому обращаются , находится на небесах. Как на это указывают слова Всевышнего :

قال الله تعالى: "وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌ أُجِيبُ دَعْوَةَ الدَّاعِ إِذَا دَعَانِ..." (سورة البقرة/186)

«Я знаю, что делают Мои рабы. Когда Мои рабы тебя (о Мухаммад !) спрашивают: "Близок ли Аллах , к нам, чтобы Он знал, что мы скрываем, объявляем или оставляем?", – скажи им (о Мухаммад !), что Я ближе к ним, чем они могут себе представить. Доказательство этого – молитва просящего, доходящая до Меня сразу. И Я отвечаю молящемуся, когда он взывает ко Мне…» (смысл 186 аята суры «Аль-Бакара»).

قال الله تعالى: "...فَأَيْنَمَا تُوَلُّواْ فَثَمَّ وَجْهُ اللَّهِ..." (سورة البقرة/115)

«…Где бы мусульмане ни совершали молитву, везде довольство Аллаха (то есть кибла, которой Аллах доволен) , который принимает молитву мусульман…» (смысл 115 аята суры «Аль-Бакара»).

Упомянул шейх Абу Муин ан-Насафи, имам этой науки, то, что учёные утвердили: поднятие рук к небу во время мольбы (дуа) – чистое проявление набожности.

Комментатор алляма ас-Сагнаки сказал: это ответ рафидитам, перешедшим границы, иудеям, карамитам и всем антропоморфистам, которые придерживаются того, что Всевышний – на аль-Арше. Сказано, что аль-Арш сделан киблой для сердец во время мольбы (дуа), подобно тому, как Кааба сделана киблой для тел во время намаза. Поистине, также велено во время мольбы (дуа) повернуться лицом в сторону Каабы , подняв при этом руки к небесам и не поднимая лица вверх.

Хотя истинным является обращение к Создателю неба сердцем, но тонкость смысла поднятия рук к небесам в том, что они – клады уделов рабов. Как сказал об этом Всевышний :

قال الله تعالى: "وَفِي السَّمَاء رِزْقُكُمْ..." (سورة الذاريات/22)

«На небе находится ваш удел…» (смысл 22 аята суры «Аз-Зарият»).

Человек сотворён таким, что склонен к обращению в ту сторону, где осуществится его цель. Например, когда правитель обещает войску провизию, то они склонны к тому, чтобы обратиться в сторону складов, хотя убеждены, что сам правитель там не находится.

Мулла Али аль-Кари. «Равзат аль-Азхар шарх фикх аль-Акбар»

Подготовил Рашид Шамалаков
г. Ставрополь

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Вопрос связанный с достоверным хадисом, который передаётся в форме мутаватир, относительно поднятия рук до и после совершения поясного поклона в молитве.

Этот хадис достоверный и находится в «Сахихе» аль-Бухари, «Сахихе» Муслима и в «Сунане» Абу Дауда. Почему ханафиты не принимают этот хадис? В чём причина того, что они отвергают данный хадис?

Вопрос касающийся этой темы: Дошёл ли этот хадис в то время до имама Абу Ханифы, да помилует его Аллах?

Ответ:

Хвала Аллаху!

Этот хадис, на который указал спрашивающий, передали аль-Бухари (735) и Муслим (390) со слов ‘Абдуллы ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, о том, что, приступая к молитве, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда поднимал руки до уровня плеч и он делал то же самое, когда произносил слова «Аллах велик /Аллаху акбар/» перед совершением поясного поклона. И он поднимал руки после того, как поднимал голову после совершения поясного поклона.

Большинство учёных поступали в соответствии с этим хадисом, и они сказали, что тому, кто совершает молитву желательно/мустахаб/ поднимать свои руки в упомянутых в данном хадисе местах. Имам аль-Бухари, да помилует его Аллах, составил отдельную книгу по этому вопросу назвав его «Джузъ раф’уль-йадайн». В нём он доказывает поднятие рук в этих двух местах и сильно порицает тех, кто противоречит этому. И в нём передаётся от аль-Хасана (аль-Басри), что он сказал: «Сподвижники Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда поднимали руки во время молитвы, когда совершали поясные поклоны и когда поднимали голову после него». Аль-Бухари сказал: «И аль-Хасан не исключил никого (из сподвижников), и ни от одного из сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не подтверждено, что он не поднимал свои руки». Конец цитаты. См. «аль-Маджму’» ан-Навави 3/399-406.

Нам не известно, дошли ли до Абу Ханифы, да помилует его Аллах, хадисы о поднятии рук или нет, но они дошли до тех, кто следует за ним. Однако, они не действуют в соответствии с ними, так как они, по их мнению, противоречат другим хадисам и асарам, которые передаются относительно оставления поднятия рук, не считая вступительного такбира/такбиратуль-ихрам/. К ним относится тот, что передал Абу Дауд (749) со слов аль-Бары ибн ‘Азиба о том, что « обычно, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приступал к молитве, он поднимал руки ближе к ушам и больше не повторял (это действие)» .

Также к их числу относится тот (хадис), который передал Абу Дауд (748) со слов ‘Абдуллы ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Не совершить ли мне с вами молитву Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?» И он совершил молитву и не поднимал руки кроме как один раз”» . См. «Насбу-р-рая» аз-Зайля’и 1/393-407.

Эти хадисы называли слабыми имамы и хафизы в области хадисов . Хадис аль-Бары назвали слабым Суфйан ибн ‘Уйейна, аш-Шафи’и, аль-Хумайди — учитель имама аль-Бухари, Ахмад ибн Ханбаль, Яхйа ибн Ма’ин, ад-Дарими, аль-Бухари и другие. Что касается хадиса Ибн Мас’уда, то его назвали слабым ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак, Ахмад ибн Ханбаль, аль-Бухари, аль-Байхакъи, ад-Даракъутни и другие.

Так же и асары, которые передаются от некоторых сподвижников, относительно оставления поднятия рук — все они являются слабыми . Выше были приведены слова аль-Бухари: «Ни от одного из сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не подтверждено, что он не поднимал свои руки». Конец цитаты. См. «Талхыс аль-хабир» хафиза Ибн Хаджара 1/221-223.

И если доказана слабость хадисов и асаров относительно оставления поднятия (рук), остаются достоверные хадисы для их поднятия, не возражая им. По этой причине верующему не следует оставлять поднимание рук в тех местах, которые указываются в Сунне и стараться, чтобы его молитва походила на молитву Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Молитесь также, как на ваших глазах молюсь я» . Этот хадис передал аль-Бухари (631). По этой причине ‘Али ибн аль-Мадини, учитель имама аль-Бухари, сказал: «Мусульманам следует поднимать свои руки перед совершением поясного поклона и при поднятии головы из него» . Аль-Бухари сказал: «‘Али был самым знающим среди людей своего времени» . Конец цитаты.

Не разрешено никому, после того, как (для него) стала ясной Сунна, оставлять действие в соответствии с ней, слепо следуя за тем, кто сказал про это из числа учёных. Имам аш-Шафи’и, да помилует его Всевышний Аллах, сказал: «Учёные единогласны в том, что тому, для кого стала ясной Сунна Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, нельзя её оставлять из-за слов кого-то другого (человека)» . Конец цитаты. См. «Мадариджу-с-саликин» 2/335.

Если человек следует за Абу Ханифой, или Маликом, или аш-Шафи’и или Ахмадом, и он увидит, что в некоторых вопросах мазхаб другого является сильнее и последует за ним, то его действие будет прекрасным, и никак не очернит его религию и праведность, и нет в этом разногласий. Более того, это ближе к истине и любимее Аллаху и Его Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует. Конец цитаты. Об этом сказал шейхуль-Ислам, да помилует его Аллах, в «аль-Фатава» 22/247.

Учёные, которые говорили, что не следует поднимать руки, оправдываются, так как они являются муджтахидами и получат вознаграждение (от Аллаха) за своё усердие и поиски истины, как об этом сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Если судья вынесет решение, проявив усердие, и (его решение) окажется правильным, ему (полагается) двойная награда, если же он вынесет решение, проявив усердие, и ошибётся, то ему (полагается одна) награда» . Этот хадис передали аль-Бухари (7352) и Муслим (1716). См. «Раф’уль-малям ‘ан аимматиль-а’лям» шейхуль-Ислама Ибн Таймиййи.

Примечание:

Есть четвёртое место, где желательно поднимать руки во время молитвы, и это в то время, когда (человек) встаёт после чтения первого ташаххуда, для совершения третьего рак’ата. См. вопрос № 3267.

Да поможет Всевышний Аллах нам всем познать истину и следовать за ней! Аллах же Всевышний знает лучше всех! И благословение и мир нашему пророку Мухаммаду!

Иными словами, после того, как он выпрямлялся.

Шейх аль-Албани назвал хадис слабым.

То есть он поднял руки только при вступительном такбире/такбиратуль-ихрам/. Прим. Пер.

То есть, использовав в процессе поисков решения все свои знания.

Иначе говоря, соответствующим решению Аллаха и Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

Н а страницах Священного Писания мы встречаем людей, которые кланяются или простираются ниц, и тем не менее некоторые из нас сомневаются в том, прилично ли им поднимать руки во время прославления. Когда мы ощущаем подобный порыв, это ничто иное, как действие Святого Духа.

Мы чувствуем, что хотели бы совершить нечто, например поднять руки, но потом переводим взгляд на стоящих рядом друзей или членов своей семьи и начинаем беспокоиться: а как это будет выглядеть со стороны и сделают ли они то же самое? Нам хочется прославить Бога по-новому, но нам страшно. Нас мучает страх перед неизвестным и перед людьми.

Во время молитвы или прославления, вне зависимости от ситуации, вы можете поднять руки в хвале и восхищении перед Богом. Делая так, вы высвобождаете Святого Духа, показывая Богу, что любите Его, говоря тем самым: «Господь, моё сердце открыто для Тебя и Твоего присутствия» . Вы прославляете и превозносите Его за то, кем Он является, ведь Он — Царь царей и Бог Богов.

«Придем пред лицо Его с благодарением, с песнями будем Ему восклицать» (Пс.94:2). Слово «благодарение» («тода») согласно Еврейскому лексикону Стронга (номер 8426) является производным от слова «йада», что означает протягивать руку, особенно в знак почтения и благоговения или поклоняться с протянутыми, открытыми руками.

В разных местах Писания мы видим стихи, повествующие о силе, проходящей через наши пальцы, ладони и руки.

Пальцы

Пальцы являются символом власти и силы в молитве, хвале и поклонении. Смотрите, что Бог делал Своими пальцами. «Господь дал мне две каменные плитки, исписанные перстом (пальцем) Бога. На них были все повеления, которые Господь объявил вам из пламени на горе, в день собрания.» (Второзаконие 9:10). Бог начертал слова Своим пальцем на каменных скрижалях.

«Они спросили это, чтобы найти повод уловить Иисуса в чем-либо и обвинить Его. Иисус склонился и писал перстом (пальцем) на земле, как будто не слыша их.» (Иоан. 8:6). Иисус тем самым осуждает одних в их грехах, и освобождает женщину от её грехов.

«Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов (пальцев), на луну и звезды, которые Ты поставил» (Пс. 8:4).

«Храни заповеди мои и живи, и учение мое, как зрачок глаз твоих. Навяжи их на персты (пальцы) твои, напиши их на скрижали сердца твоего.» (Притчи 7:2-3)

Когда вы поднимаете руки, вы протягиваете свои пальцы. Бог дал народу заповеди посредством Своих пальцев. Что же вы высвобождаете в духовное окружение через поднятые руки и открытые ладони?

Ладони

Ладони являются очень важным инструментом в нашем христианском хождении. Мы закрываем или открываем их во время молитвы. Вы возлагаем ладони на других, чтобы исцелить болеющих, либо протягиваем их, чтобы поприветствовать или обнять брата или сестру во Христе. Бог также использовал Свои ладони, как видно из следующего отрывка: «Кто измерил пригоршней воды или ладонью вымерил небеса? Кто вместил земную пыль в мерный сосуд или взвесил горы на весах и на весовых чашах холмы?» (Исаия 40:12).

Нам известно, что Бог сотворил всё сущее Своими руками. «Благословен будь Господь, скала моя, обучающий мои руки войне и мои пальцы – битве.» (Пс. 143:1) Этот стих говорит о том, что Бог подготавливает наши руки к битве, и наши пальцы к сражению. Поднятые во время прославления или молитвы руки — это своего рода оружие для сражения с врагом.

Что если, поднимая руки в момент поклонения Богу, мы связываем врага и высвобождаем хвалу, отражая атаки противника? Что если, поднимая руки, вы могли бы снять с плеч все бремена и тяжесть этого мира и войти в присутствие Всемогущего Бога? Что ж, так и есть! Поднятие рук снимает бремя, высвобождает Божью славу против демонических атак и позволяет вам войти в Божье присутствие.

В книге пророка Исаии (19:16) вот что сказано о силе Божьей длани: «В тот день египтяне станут как женщины – задрожат они от страха перед поднятой рукой Господа Сил» . Враг дрожит от страха перед поднятой рукой Господа. Итак, если враг боится поднятой Божьей руки, стало быть он должен так же бояться моей поднятой руки, потому что Иисус Христос живёт во мне, так же как Он живёт в ВАС!

Бог использовал руки Моисея, чтобы Его народ победил в войне, описанной в книге Исход в 17 главе. (Исход 17:11). «Когда Моисей поднимал руки, израильтяне побеждали, но едва он опускал руки, побеждали амаликитяне, потому что руки у Моисея уставали. Тогда Аарон и Хур взяли камень, положили под него, и он сел. Они поддерживали его руки: один с одной стороны, другой – с другой, и руки до заката остались тверды» . Я люблю эти стихи. Руки Моисея стали орудием, приведшим Божий народ к победе в физическом и духовном мире. И мы сможем побеждать, если возносим наши ладони и руки к Богу в молитве и поклонении.

Руки

Когда мы направляем пальцы и ладони к Богу, мы также поднимаем и руки. Бог задумал так, чтобы всё работало вместе, и это также имеет глубокое значение! Об этом свидетельствует история Самсона, описанная в книге Судей (15:14): «Когда он подходил к Лехи, филистимляне с криками вышли ему навстречу. Дух Господа стремительно сошел на него, и веревки на его руках стали словно сгоревший лен и сами свалились у него с рук.» Из этого отрывка мы видим, что Дух Божий сошёл на Самсона.

Пророк Исайя провозглашает, что «На Нем будет покоиться Дух Господа…» (Исаия 11:2). Я жажду, чтобы Дух Господа покоился на мне и на вас!

Иисус брал детей на руки и благословлял их. «И, обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мар.10:16). Иисус использовал каждую часть Себя для благословения детей — Своё физическое тело, чтобы они могли обнимать Его; Свои дух и душу, эмоции и власть Своих слов, чтобы благословлять их.

Рукоплескания

Рукоплескания приятны Богу и не противоречат библейским принципам. Это прославление Бога за то, кто Он есть и за то, что Он совершил. Если мы аплодируем, подпрыгиваем и радуемся во время футбольных матчей или на концерте, почему же мы не можем делать того же по отношению к Всевышнему, создателю неба и земли?

Псалмопевец призывает нас: «Рукоплещите, все народы, вознесите Богу крик радости» (Пс. 46:2). Хлопайте в ладоши! Восклицайте! Радуйтесь и веселитесь! Словарь Стронга определяет глагол «хлопать» («така») как «греметь», «звенеть», «звучать», «хлопать» или «бить, ударять». Выходит, что и на небесах будет шумно. Если вы думали, что на небесах будет скучно и мрачно, вы глубоко заблуждаетесь. Ангелы воспевают весь день напролет: «Свят! Свят! Свят!» Разве это похоже на скуку или выглядит мрачным? Они делают это в знак хвалы и обожания к нашему небесному Отцу! Аллилуйя!

И снова мы видим рукоплескания и радость на страницах Писания: «Вы выйдете в радости, проводят вас с миром. Горы и холмы запоют перед вами песню, а все деревья в поле будут рукоплескать» (Ис. 55:12). Библия сама учит нас как поклоняться Богу. Мы должны приходить в радости, вознося руки, хлопая в ладоши, с песнями хвалы Господу, который даёт нам радость. Как можно оставаться мрачным и подавленным, когда ты поёшь, танцуешь, восклицаешь и рукоплещешь Царю царей и Богу богов?

Я не предлагаю вам отныне и всегда во что бы то ни стало поднимать руки во время прославления. Я призываю вас выйти из зоны комфорта и наслаждаться поклонением Богу и общением с Ним. Не бойтесь открывать свои ладони и позволить Святому Духу использовать их как проводник Своей силы. Пусть это происходит естественным образом.

Подписывайтесь:

Помню, как впервые почувствовал побуждение от Святого Духа поднять руки. Это было на собрании харизматической церкви, где все до одного так делали. Мне хотелось последовать их примеру, но я не мог решиться из-за страха. Поборол ли я свой страх? Да, и уже не мог после этого поступать иначе. Ведь всю ту любовь, честь и благоговение, которые я ощутил в тот момент, невозможно описать!



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: