Чеховский монастырь. Вознесенская давидова пустынь епархиальный мужской монастырь. Величие и упадок

С юного возраста будущий преподобный Давид чувствовал желание подвизаться в монастырской жизни. Даниил, такового было мирское имя святого, происходил из родовитой семьи Вяземских. Двадцатилетний молодой человек пришёл в Боровскую обитель. Этот монастырь основал преподобный Пафнутий в 1444 году. Игумен совершил над юношей обряд пострижения и дал ему имя Давид.

Вконтакте

Одноклассники

Вознесенская Давидова пустынь

После преставления святого Пафнутия руководство монастырём взял на себя его ученик преподобный Иосиф Волоцкий. Он стал духовным наставником Давида. Иосиф имел намерение устроить в скиту строгие правила монашеского жития, но натолкнулся на жёсткое противоборство со стороны братии. В 1479 году Иосиф решил создать новую пустынь в непроходимых чащобах. В этом ему помогали семь старцев.

История Давидовой пустыни

В Боровской обители отец Давид сорок лет служил Богу. После ухода Иосифа он некоторое время жил отшельником. Давид решил последовать примеру своего духовного наставника Иосифа и найти уединённое место, где можно было бы устроить святую обитель. В 1515 году преподобный покидает Боровск и отправляется в юго-восточном направлении на территорию нынешнего чеховского района. Его сопровождают четверо иноков. По берегу реки Лопасня они поднимаются на лесистый холм. Сотворив молитву перед , путники принимаются за работу.

Прежде всего они построили церковь Вознесения Господня и церковь Святителя Николая. Впоследствии были оборудованы монашеские кельи, и высажена липовая роща. Предчувствуя близкую кончину, в обитель приходил святой Иосиф, чтобы благочинной беседой укрепить иноков в их благом деле. Почти пятнадцать лет возглавлял пустынь отец Давид. Его жизнь является источником духовных сил для верующих. В 1529 году наставник монастыря скончался.

В течение пятисотлетнего существования Давидова Вознесенская пустынь претерпела множество невзгод и непорядков. В 1619 году монастырь захватили отряды литовцев и запорожских казаков, под командованием Петра Сагайдачного. После себя оккупанты оставили разорение и пепелище. Царь Михаил Фёдорович возобновил сожжённую грамоту, по которой монахам предоставлялись определённые льготы.

Однако скудные вотчины приносили небольшой доход, которого не хватало на содержание иноков и благоустройство церквей. По этой причине обитель приписывалась то к одному монастырю, то к другому. В 1764 году с введением монастырских штатов Давидова пустынь могла содержаться только за счёт собственных сбережений. В следующем году к монастырю были приписаны две часовни в Москве, поддержавшие её финансовое состояние.

В конце восемнадцатого столетия в пустыни вводится общежительный устав. Иеромонах Макарий с пятью собратьями приходят из Николо-Пешношского монастыря и начинают возрождение духовной и материальной жизни обители. Был произведён ремонт церквей и монашеских келий, обновились иконостасы и ризница. Службы стали проходить постоянно и с соблюдением всех правил. Это приводит к увеличению числа монашествующей братии. В девятнадцатом веке монастырь в состоянии щедро жертвовать средства на благотворительные дела епархии.

Когда в октябре 1917 года произошла революция , судьба Вознесенской пустыни совершает крутой поворот. Настоятель и монахи подвергаются репрессиям, разрушаются купола, сбрасываются кресты, иконы сжигаются на кострах. Давидов монастырь превращают в сельскохозяйственный техникум. Церкви переоборудуют под классы, спортивный зал и поселковый клуб. В подсобных помещениях разместили склады и гараж. Монашеские кельи становятся общежитием студентов.

С 1995 года, когда настоятелем монастыря назначается иеромонах Герман, начинается постепенное возрождение Давидовой пустыни. Помещения и территория приводятся в порядок, идёт подготовка к проведению церковных служб. Летом 1995 года отец Герман возведён в сан игумена монастыря. Нынешним настоятелем является игумен Сергий, определённый на эту должность Священным синодом 7 октября 2011 года.

Монастырские церкви

Давидова пустынь — монастырь со своеобразной архитектурой.



Реликвии святой обители

На территории Вознесенской пустыни хранятся более двухсот святынь, которым приходят поклониться прихожане и многочисленные паломники .

Духовные отцы монастыря

Многие настоятели обители внесли весомый вклад в её становление и развитие .

Интересную и полезную информацию о Вознесенской Давидовой пустыни можно почерпнуть в интернете. Мужской монастырь Вознесенская Давидова пустынь имеет свой официальный сайт, на котором подробно описана история обители, и указан её адрес. Здесь размещены рассказы об игуменах монастыря, о находящихся тут реликвиях, об истории монастырских храмов. На сайте представлено расписание ежедневных богослужений, а также распорядок на каждый день текущего месяца.

На странице, посвящённой делам милосердия, имеется подсказка, кому и как можно совершить пожертвования. На интернет-портале божьей обители есть возможность заказать основные требы. С помощью сайта паломники могут составить подробный план посещения пустыни. Этот мужской монастырь располагается в 24 километрах от города Серпухов на окраине села Новый Быт Чеховского района Московской области.

Известен как основатель монастыря Давидова Пустынь. Посещение русских монастырей благотворно влияет на душевное спокойствие человека. Но паломнические поездки не всегда излечивают физические недуги, об этом постоянно напоминают священники. Порой необходимо обратиться к квалифицированному специалисту за консультацией и помощью.
Чтобы из Талежа добраться до монастыря, придется сделать изрядный крюк – вернуться к Симферопольской трассе, пересечь ее в направлении Чехова и на развилке проехать прямо по указателю “Новый Быт”. Хотя, в последнее время, появились и знаки, указывающие на монастырь. По опыту, если вам нужно найти какой-то монастырь, а его местоположение известно лишь приблизительно, то следует ориентироваться на советские названия типа “Юность”, им. Коминтерна, “Льва Толстого” или, как в этом случае, “Новый быт”.

Дорога сделает петлю, вновь пересечет федеральную трассу М3 , но без развязки – в этом месте нельзя ни выехать на Симферопольское шоссе, ни съехать с него.И лишь примерно через 15 км мы доберемся до монастыря, стоящего на высоком холме над Лопасней.

Монастырь основал ученик знаменитого Иосифа Волоцкого, монах по имени Давид. Мирское имя его было Даниил, и был он родом из князей Вяземских. Давид был монахом Пафнутьева Боровского монастыря в течение 40 лет. В 1515 году он ушел из прежней обители дабы основать свой собственный монастырь.

Давид устроил обитель в соответствии с идеями своего духовного наставника Иосифа Волоцкого, создателя учения иосифлянства или “стяжательства”: суровый устав, немалое богатство, широкая благотворительная деятельность. По таким же принципам действовал и Иосифо-Волоцкий монастырь, основанный самим Иосифом в 1479 году. Иосиф Волоцкий обосновывал необходимость церковного богатства следующими словами: “Надобно храмы строити и церковные сосуды, и книги, и братию кормити. И нищим, сирым, убогим, мимоходящим давати и кормити”. В споре между иосифлянами и их противниками – нестяжателями победили первые.
Древнейшие храмы монастыря, построенные при Давиде, не сохранились до наших дней. Они были освящены во имя Вознесения, Успения Богоматери и св.Николы. Самым старым сооружением в монастыре является Вознесенский собор, строившийся в 70-80-е годы XVII века на месте более ранней каменной церкви, начатой во времена Ивана Грозного, но так и не достроенной.

Следующей церковью времен Давида, перестроенной в камне, стала надвратная Успенская церковь 1740 г. Врата как таковые уже не существуют – их арка заложена кирпичом. Сохранился узкий, забранный железной дверью проход, закрытый на здоровенный амбарный замок.

Теперь в монастырь заходят не с севера, а с запада через арку надвратной колокольни.

Монастырская колокольня была выстроена на месте прежней, разобранной “за ветхостию” в 1843-45 года. Массивная башня, возведенная в русско-византийском стиле, немного напоминает Ивана Великого. Высота колокольни около 70 метров, ее хорошо видно даже с трассы М3. К великому сожалению не сохранились колокола, отлитые в 1848 году весом 3,3 тонны, и в 1892 году весом 11,2 тонны.

Монастырский ансамбль являет собой весьма живописное зрелище благодаря разнообразной архитектуре и яркой окраске церквей.

Одна из старейших в Давидовой Пустыни Никольская церковь с трапезной была перестроена в 1804 году. Арочный переход соединяет ее с собором.

С запада к комплексу из Вознесенского собора и Никольской церкви примыкает храм Знамения, выросший из часовни, построенной над могилой прп Давида.Знаменская церковь розового цвета видна в центре фото.

Когда то за алтарем собора находилось монастырское кладбище. В советское время оно разделило участь всего монастыря. Но если храмы, пусть и оскверненные, все же сохранились, то от могильных плит ничего не осталось. Совсем недавно – в 2002 г – удалось обнаружить утерянную в 50-е гг. прошлого века могилу героя Отечественной войны 1812 г.генерала Дохтурова. Дмитрий Сергеевич Дохтуров, умер в 1816 году и был похоронен на монастырском кладбище.

Раз уж был затронут вопрос о могилах, то следует упомянуть о похороненных в монастыре бизнесмене, активно занимавшимся благотворительностью и убитым по заказу конкурентов, главе администрации Чеховского района, также умершем не своей смертью и найденном мертвым в своей келье архимандрите монастыря отце Германе (Хапугине). Снимать их роскошные надгробия я не стал, но в памяти всплыли разговоры о “бандитских деньгах”, на которые якобы восстанавливали монастырь.
Видно, что средства здесь были вложены немалые.Сквозь окна новой трапезной видна роскошная отделка главного зала,увенчанного вызолоченной главой церкви Всех Святых 1913 г.

Такое же благолепие и благочиние видно и в узорочных настоятельских покоях.

и в соседнем храме Всемилостивейшего Спаса, возведенном на рубеже позапрошлого и прошлого столетий в русско-византийском стиле.

Возможно все это выглядит несколько “зареставрированным”, но по моему монастырь от этого только выигрывает. Это куда лучше, чем “мерзость запустения”.

Вознесенская Давидова Пустынь отличается очень “душевной” атмосферой. Здесь нет суеты, толп паломников и любопытствующих, ряженых казачков на входе. Сюда люди приходят к Богу. Монастырь отличается тишиной, спокойствием и полным отсутствием негатива,который иногда ощущаешь в запретах на фото, косых взглядах и т.п. Южнее Лопасни течет речка Серпейка, впадающая в Нару. Серпейка дала имя нашей следующей цели к югу от Москвы – городу .

Большое спасибо Sapozhnik 1, выложившему в сети фото Давидовой пустыни 1987 года.

Вознесе́нская Дави́дова пу́стынь - мужской монастырь Московского Патриархата; расположен на высоком правом берегу реки Лопасни (приток р. Оки) на территории древней Хатунской волости рядом с нынешним посёлком Новый Быт Чеховского района Московской области.

История

Монастырь основан 31 мая (10 июня) 1515 преподобным Давидом (†19 (29) сентября 1529), о чём имеется запись в монастырском синодике 1602 года (из-за некоторых несоответствий в записи указанная дата основания вызывает сомнение в своей достоверности). Земли, на которых была основана пустынь, принадлежали князю Василию Стародубскому, куму Василия III.

В том же синодике указывается, что Давид посадил рядом с монастырём липовую рощу.

Согласно монастырскому преданию, 15 (25) августа 1515 братию посетил преподобный Иосиф Волоцкий, благословивший основание монастыря.

В смутное время в 1619 году монастырь был разорён литовцами и запорожцами под предводительством гетмана Петра Сагайдачного. Деятельность монастыря была возобновлена только 1 (10) апреля 1625 года, когда Михаил Фёдорович выдал грамоту, даровавшую монастырю льготы.

В 1657 была приписана Патриархом Никоном к Новоиерусалимскому Воскресенскому монастырю. В то время в пустыни проживали казначей, два иеромонаха, пять рядовых старцев, четверо слуг, конюх, хлебник и белец (церковный дьячок). Через 10 лет, в 1667 году, по указу Алексей Михайловича пустынь исключается из состава Новоиерусалимского монастыря. Последняя треть XVII века - наиболее благополучное время в истории Давидовой пустыни. У монастыря было подворье в Москве на улице Ордынка с 1664 года, а с 1689 года монастырская часовня у Арбатских ворот. Монастырские владения располагались в Московском и Коломенском уездах, Серпухове. Например в Московском уезде к 1700 году пустынь владела 95 крестьянскими дворами.

В XVIII веке расцвет сменился упадком. В результате петровских реформ доход монастырей поступал в государственную казну и только часть его возвращалась братии. В 1712 пустынь приписана к Чудову монастырю; с 1721 по 1727 - к Златоустовскому. В 1764, после введения монастырских штатов, пустынь стала заштатной, то есть содержалась на собственные средства, но уже без владений, забранных в казну. 17 марта 1767 к обители приписывают часовню Христа Спасителя (Всемилостивого Спаса) у Москворецкого моста в Москве (бывший дом 29 по Москворецкой улице); часовня была снесена в 1966 при завершении строительства гостиницы «Россия». В часовне находился особо почитаемый чудотворный образ Всемилостивого Спаса, потому часовня приносила немалый доход.

В 1792-1796 годах митрополит Московский Платон (Левшин) и настоятель Николо-Пешношского монастыря иеромонах Макарий (Брюшков) установили в Давидовой пустыни общежительный устав.

На монастырской территории были погребены: полководец генерал Д. С. Дохтуров († 1816), представители княжеских и дворянских фамилий Оболенских, Ромодановских, Васильчиковых, Головкиных и др.

В 1915 году в Москве и Серпухове праздновалось 400-летие монастыря, в ознаменование которого Давидовой пустыни был присвоен второй класс.

Окончательно обитель была закрыта в октябре 1929 года. Братия обители была частью репрессирована, частью разошлась.

В настоящее время

В 1992 году жителями посёлка Новый Быт была образована православная община, которой был передан собор во имя Всемилостивого Спаса.

В 1995 году, в первую субботу Великого поста, была совершена первая Литургия.

1 июня 1995 года Священный Синод принял решение об образовании монашеской общины; ранее назначенный настоятель иеромонах Герман (Вячеслав Николаевич Хапугин) был возведён в сан игумена.

Реликвии

В монастыре собрано более 200 частиц мощей угодников Божиих. В специально устроенном ковчеге в обители хранится частица Гвоздя Распятия Христова. В соборе, освященном в честь иконы Всемилостивого Спаса, в мощевиках находятся частицы Хитона Спасителя и частица Ризы Богородицы. Также здесь хранятся:

  • частицы мощей апостолов и евангелистов Марка, Луки и Матфея;
  • частица святых мощей преподобного Моисея Угрина, Киево-Печерского чудотворца;
  • частица главы святого благоверного князя Александра Невского;
  • частица мощей Германа Аляскинского;
  • частица мощей великомученицы Анастасии Узорешительницы;
  • частица мощей святителя Иннокентия, митрополита Московского;
  • мощи Исайи, епископа Ростовского;
  • мощи святого Димитрия Ростовского;
  • мощи преподобного архимандрита Авраамия Ростовского;
  • мощи святителя Игнатия, епископа Ростовского;
  • мощи святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского;
  • мощи преподобного Никиты Столпника, Переславльского чудотворца;
  • мощи преподобного Давида Солунского;
  • мощи святых Вифлеемских младенцев;
  • мощи священномученика Николая Любомудрова;
  • мощи преподобного Ферапонта Лужецкого, Можайского чудотворца;
  • честная глава одного из преподобномучеников Киево-Зверенецких;
  • частицы мощей иных святых мощей угодников Божиих, просиявших в древности и в новое время.

Этот монастырь находится в посёлке Новый Быт — и именно это название надо искать на карте. Доехать до него легко, но как-то запутанно. Мы прочитали один отзыв, в котором люди пытались проехать к нему через Талеж, но «там нет прямой дороги» и им «пришлось вернуться на Симферопольскую трассу». Я в связи с этим специально уточнила у экскурсовода в Мелихово, как доехать до Давидовой пустыни и она тоже подтвердила — возвращайтесь на Новую Симферопольскую дорогу (М2), езжайте в сторону Серпухова, примерно через 10 минут на правой стороне увидите кафе «Хуторок» (?) и заправку, сворачивайте к ним, объезжайте справа и там дорога к монастырю.

Мы всё нашли — оказалось там совершенно незаметный с шоссе выезд на дорогу на Новый Быт (после объезда заправки поворот — направо!) и через несколько км уже были у монастырских ворот.

Единственное, внесу одну ва-а-жную тонкость — а таким путём можно и не ехать:) …. В деревне Васьково на Т-образном перекрёстке мы видели два указателя: налево — Мелихово, а направо — Новый Быт. И эта дорога коротко и прямо выводит к монастырю. А мы своим путём подъехали как бы через круговой объезд (зачем?). Вот если бы люди не написали «надо выезжать на Симферопольское» — мы бы доверились бы своим глазам и внятному указателю J. Там, действительно нет прямого проезда через Талеж, но через Мелихово (Васьково) — есть.

Давидова пустынь оставила огромное впечатление.

Это очень неоднозначное место в плане истории (современной), но однозначно — хорошее.

Почему я так странно пишу? Потому что в мыслях активно не соглашаюсь с массой откликов: «религией и верой не пахнет», «не то место, где хочется открыть душу», «усыпальница братков».

Да, действительно, в настоящее время — Вознесенская Давидова Пустынь одна из самых отлично отреставрированных и отлично восстановленных обителей.

Да, действительно, на её территории есть некрополь, где нашли упокоение наши современники.

И, действительно, у них роскошные памятники. И, возможно, их профессиональная деятельность далека от идеальной.

Антона Малевского — называли алюминиевым королём России и считали лидером Измайловской преступной группировки. Геннадий Недосека — бывший руководитель администрации Чеховского района с «неоднозначной» репутацией.

И какой из этого вывод? Неужели только один?

Давайте подумаем. Может быть, этим людям было некуда потратить свои «непонятного происхождения капиталы»? Они же легко могли вложить их в сеть казино, острова, яхты, супермашины, драгкамни и драгметалл, дачи и квартиры. Но вложили они их почему-то в совершенно развалившийся монастырь. Точнее в руины и безглавые остатки церквей. Значит, что-то ими двигало? Что-то было в душе, чтобы сделать именно этот шаг и в этом направлении, а не в обратном? Значит, пытались люди всё-таки сделать что-то не просто хорошее, а очень хорошее и светлое. И сделали. И что «поимели с этого»? Между прочим, в расцвете лет — один погиб с парашютом, другой в автоаварии — и находятся теперь здесь, в восстановленном ими монастыре, только глубоко.

А люди, проходящие мимо, отворачиваются, перекашиваются и плюются — фи, это грязные деньги, фи, знаем-знаем, чем они там себе занимались, фи, это недостойно даже нашего простого спасибо.

А что так усиленно фикать-то? Эти люди перед Богом уже ответили, и за всё плохое, и за всё хорошее. Один Бог нас может судить. И одному Богу известно, в какую ты можешь попасть ситуацию и на что ты окажешься в ней способен.

И почему фиканье этих людей заканчивается сразу за этой монастырской оградой? Заметим, что массы, массы русских олигархов и бизнесменов, политиков и чиновников (бандитов ведь уже в нашей стране давным-давно нету! J) вкладывали, вкладывают и будут вкладывать свои «честно заработанные» и в сети казино, острова и яхты…. И их вообще не волнуют и не колышут никакие разваливающиеся монастыри, которых по всей России несметное количество. Да гори оно огнём проблемы монастырские, когда на авторынок выкинули новую модель Буггати и подходит очередь на заказанную модную крокодиловую сумочку.

Люди сейчас, какие то, прямолинейно обработанные. Такое впечатление, что своя голова способна выдавать только вложенные извне масс-медиями шаблоны. Общегражданским долгом каждый считает суровое порицание. Прощение, понимание, сочувствие — это к «этому» не относится, конечно же. Очень удобная позиция, кстати. На фоне «плохих» лишний раз выделиться своей честностью, порядочностью и непричастностью. Мы выше всей этой грязи, да! И фикать, здесь гораздо удобнее — всего-то два раза. Можно и по всей России, конечно, заметить массу несправедливого, но там можно фикать годы с утра до вечера, да ещё и в ответ получить, не, это неудобно.

Мне кажется, что именно этот монастырь — Вознесенская Давидова пустынь — есть лакмусовая бумажка для наших душ. Вот что у нас внутри запрятано, здесь активно проявляется.

Когда мы вошли через ворота в высокой Колокольне — мы ахнули. У Давидовой пустыни — необычайно красивая территория. Все церкви и постройки находятся в идеальном состоянии. Есть круглый пруд. А от входа до центрального созвездия церквей ведёт длинная дорожка с аккуратно высаженными рядами золотыми подсолнухами. Так приятно! Людей мало, в отличие, от Талежа. Увидели телевизионную группу.

Но обо всём по порядку.

Все церкви и постройки здесь — разноцветные.

Колокольня со Звонницей (сер.19в.)— вход. На ней установлены часы с боем, каждый час воспроизводящие мелодию одного из церковных песнопений. На Звоннице — 7 колоколов (подарены прихожанами в 1996 г.).

Впереди , в центре находятся 3 церкви. Они пристроены друг к другу.

Оранжевая — Знаменская церковь — дорога выводит прямо к ней — классика (кон.19в.), у неё одна маленькая темная маковка.

Жёлтая — Никольская церковь — слева — ампир (нач.19в.), у неё большой тёмный полукруглый купол.

Белая — Вознесенский собор — справа — старинная русская (16-17вв.), пять тёмных маковок, одна со звездами.

За этими церквями — Некрополь . Здесь находится памятник-бюст герою Отечественной войны 1812 г. генералу Дмитрию Сергеевичу Дохтурову

Слева от Колокольни :

Ярко-жёлтый длинный 2-х этажный корпус белой красивой лепниной — Игуменский корпус .

Розовая — Успенская церковь — классика (сер.18в.), одна большая тёмная глава-луковица и четыре очень маленьких луковичек.

Ярко-жёлтый — храм во имя всех Святых — классика (нач.20в.), одна темная миниатюрная маковка с золотым узором. Здесь же — Трапезная .

Справа от Колокольни :

Круглый пруд — со скамейками, есть подмостки, очень тихое место, видны спинки рыб. Это место, откуда все делают панорамные снимки монастырского ансамбля, и ещё все снимают поголовно! — отражение церквей или Колокольни в зеркале пруда.

Справа по стене от Колокольни — красно-оранжевая Часовня над родником .

Справа и за центральными церквями — белые Братские корпуса .

Монастырь был основан в 1515 году преподобным Давидом Серпуховским.

Интересно, что в местном говоре и в древних летописях название монастыря звучало как ДавЫ дова пустынь, с твёрдым русским «ы».

Давыд или Давид (в миру Даниил из княжеского рода Вяземских) — ученик Пафнутия Боровского. В Боровском монастыре он пробудет — 40 лет. Там же — он встретит духовного друга Иосифа Волоцкого. И Давыд будет одним из 7-х монахов, которые поддержат Иосифа в разгоревшемся конфликте по поводу «строгости монашеского общежития». Именно отсюда из Боровска выйдут два устремления русского монашества: быть бедным физически, но духовно богатым (нестяжатели) и быть богатым в обоих случаях (иосифляне).

Очень важно понимание, что «иосифлянство» — это не «разложение монашества», а твердое желание видеть монастыри процветающими или «опорой царя, и одновременно отличаться строгим уставом и широкой благотворительностью». Мне очень запомнилась одна фраза, которую я где-то услышала: «благодаря иосифлянам наши русские монастыри такие торжественные и красивые». Только не надо сразу думать, что Иосиф Волоцкий — автор идеи «о праве церкви владеть недвижимым имуществом» ел икру ложками и носил соболиную шубу. Это же примитивное прямолинейное мышление. Сила истинного русского монаха — в духе. Сам Иосиф ходил с деревянным неокрашенным посохом, в схимнической темной одежде, нитяной мантии, питался очень скудно. Но монастырь у него — был на загляденье.

С такими же идеями пришел сюда на эту землю и монах Давыд из Боровска.

Он выбрал замечательное сильное место — высокий берег реки Лопасни.

Вместе с четырьмя иноками-помощниками построил деревянные — две церкви, кельи, трапезную.

Самый древний и соответственно самый первый каменный храм в монастыре — белый Вознесенский собор (Вознесения Христова) . Он датирован — нач.16 века. Его перестраивали позднее, но фрагменты древней кладки остались до сих пор. Очень красивый храм, но внутрь мы не попали — было закрыто (здесь церкви открываются только во время проведения утренних и вечерних служб). Но из случайно долетевшего разговора телевизионщиков, бегающих с аппаратурой, мы поняли, что им собираются открыть эту церковь, чтобы они увидели чудесную икону Богородицы «Знамение».

Монастырь возводился медленно, даже очень медленно. В Смутное время был дочиста разорен литовцами. Мы считаем монастырь «иосифлянским», а значит «богатым», но в кон.18в. при Екатерине II он признан второсортным или заштатным, а в кон.19в. «пришёл в такой упадок, что в храмах нельзя было не только молиться, но и заходить внутрь было опасно: кладка расшаталась, древние фрески и штукатурка облетали, кровля прогнила».

Все храмы были закрыты, но мы каким-то чудом попали в центральную оранжевую Знаменскую церковь (в честь Знамения Пресвятой Богородицы) — именно с этой иконой пришёл сюда преп. Давыд из Боровска, а потом именно в этой церкви он нашёл упокоение, и в 1997 здесь были обретены его святые мощи.

Церковь открыл для нескольких человек-паломников подошедший батюшка. И внутри храма он водил людей, показывал им святыни и подробно рассказывал обо всём. Мы тоже, пользуясь случаем, зашли, и сначала я стеснялась подходить близко и слушать, а потом почувствовала — что он рассказывает для всех и эти люди не были его личными знакомыми, как сначала показалось.

Честно говоря, ни в одном русском храме — я не видела столько святынь.

Слева у алтаря под красивой резной сенью находится рака с мощами преп. Давида. Он пришёл сюда примерно в возрасте 60 лет, а ушёл в мир иной — примерно в 74 года. А потом стал появляться во снах разным людям, исцелять, помогать им, совершать чудеса — приглашал в гости к себе в Пустынь, спрашивая: «Что ко мне не побываешь?».

Слева у входа — головка Вифлеемского младенца (из 14 000 избиенных от Ирода). (Когда я подошла, батюшка даже открыл мне верхнюю стеклянную крышечку).

Справа от входа (всё, что я запомнила) — частички мощей Сергия Радонежского и его родителей, Кирилла Белозерского и тоже с родителями. Батюшка очень подробно рассказывал к каким мощам и с какой просьбой нужно прикладываться.

Как жаль, что я не запоминала — думала, вот приеду, почитаю, поищу и всё узнаю. Но оказалось — ошибалась. Вот всё, что удалось найти:

«Огромное количество святынь, привезенных из Греции и стран Ближнего Востока, привлекает в обитель паломников».

«Сейчас в монастыре находится частица мощей преп. Моисея Угрина в числе более ста пятидесяти частиц мощей святых угодников Божиих.

«Тут находятся частички мощей святых Николая Угодника, Евстафия Плакиды, Германа Аляскинского, Дмитрия, Авраамия и Исайи Ростовских, Ферапонта Лужецкого, Моисея Угрина. Есть даже ковчег с мощами святых Вифлеемских младенцев, частица подлинного Гвоздя Распятия Господня, частицы хитона Господня и ризы Пресвятой Богородицы».

Удивительное мистическое совпадение: Моисей Угрин (Венгр) — боярин, служивший князю Борису (сыну Владимира Красное Солнышко) и свидетель его убийства, а боярин Талец был участником (раскаявшимся) этого злодеяния. Мощи одного — в Давидовой пустыни, имя другого — у Талежа.

Давидова пустынь — это похоже чистилище душ.

В сер.30-х гг. монахам было приказано покинуть монастырь. «Кто смог — ушел к родственникам и знакомым в близлежащие деревни, а оставшихся в одну ночь увезли на грузовиках в неизвестном направлении. Через две недели собрали и тех, кто ушел, и также ночью увезли». На колокольне развевалось красное знамя. В храмах разместили клуб, столовую, спортивный зал, гаражи и склады.

В 1937 г. архимандрит Валентин, который ушёл жить в поселок — был убит «неизвестными».

В нач.90-х настоятелем Давидовой пустыни стал отец Герман, который пришёл для восстановления монастыря. Он рассказывал:

«Когда мы пришли в монастырь, то столкнулись с множеством проблем: в монастыре жили семнадцать семей, на территории монастыря находились сельскохозяйственный техникум, столовая, сельская администрация. Нас встретили не очень дружелюбно, особенно коллектив техникума (Чеховского механико-технологического). Директор техникума не хотел отдавать храмы. Зимой мы жили втроем в двух комнатах в угловой башне…».

«Когда мы стали обустраиваться, оформлять интерьер храма, то заказали два ковчега под частицы мощей. Их выполнили, сообщили мне стоимость, я собрал всю монастырскую казну и отдал за эти ковчеги, а на обратном пути думаю: «Господи, отдал ведь все деньги, на что завтра хлеб покупать будем, не знаю». Это было, помнится, в пятницу, а в субботу у нас служба: за Литургией молится благочестивая православная чета, которая после службы подает мне конверт: «Батюшка, это вам на восстановление обители». В воскресенье еще одна благочестивая чета молится за Литургией и после службы также подает мне конверт с пожертвованием. Я открываю эти два конверта, считаю пожертвованные деньги — и копейка в копейку выходит та сумма, которую я отвез за ковчеги. И я подумал: «Если бы я не пороптал, Господь бы больше послал, но поскольку пороптал, Господь, конечно, монастырь не оставил без копейки — все, что я потратил, Господь вернул…».

В 1995 г. — настоятель Герман был жестоко убит в своей келье «неизвестными, вскрывшими монастырский сейф».

В Давидовой пустыни есть Валентинов родник (в честь архимандрита Валентина), который находится «под монастырем, возле моста через реку».

Здесь сохранилась липовая Святая роща , посаженная преп. Давидом. По преданию он сажал деревья чудным образом — кверху корнями, чтобы показать силу Божию — и они все принимались

Сайт монастыря Давидова пустынь: http://davidova-pustin.ru/index. php .

Мы зашли в церковную лавку и там монах за прилавком излучал благожелательность и всем говорил приятные слова. Про батюшку, открывшего церковь, я уже писала.

Хотелось бы завершить рассказ о Давидовой пустыни словами Чехова. Но нужных не нашла.

В таких ситуациях меня всегда выручает мой любимый Гоголь.

«Церковь наша должна святиться в нас, а не в словах наших».

http://www.pamsik.ru — здесь размещены полные версии рассказов и фото, при использовании наших текстов гиперссылка на сайт и указание имени автора обязательны.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: