День памяти святых мучениц веры, надежды, любови и матери их софии

Во II веке, в царствование императора Адриана (117-138 гг.) в Риме жила благочестивая вдова София (имя София значит премудростьУ нее были три дочери, носившие имена главных христианских добродетелей: Вера, Надежда и Любовь. Будучи глубоко верующей христианкой, София воспитала дочерей в любви к Богу, уча не привязываться к земным благам. Слух о принадлежности к христианству этого семейства дошел до императора, и он пожелал лично увидеть трех сестер и воспитавшую их мать. Все четверо предстали перед императором и безбоязненно исповедали веру во Христа, воскресшего из мертвых и дающего вечную жизнь всем верующим в Него. Удивленный смелостью юных христианок, император отослал их к одной язычнице, которой приказал убедить их отречься от веры. Однако все доводы и красноречие языческой наставницы оказались напрасными, и пламенеющие верой сестры христианки не изменили своих убеждений. Тогда их снова привели к императору Адриану, и он стал настойчиво требовать, чтобы они принесли жертву язычески богам. Но девочки с негодованием отвергли его приказ.

«У нас есть Бог Небесный, — ответил они, — его детьми мы желаем остаться... Мы готовы пострадать и даже умереть ради дорогого нам Господа нашего Иисуса Христа».

Избранные святые

Тогда разгневанный Адриан велел предать детей различным пыткам. Палачи начали с Веры. Они на глазах у матери и сестер стали беспощадно бить ее, отрывая части от ее тела. Потом они положили ее на раскаленную железную решетку. Силой Божией огонь не причинил никакого вреда телу святой мученицы. Обезумевший от жестокости Адриан не вразумился чудом Божиим и велел бросить отроковицу в котел с кипящей смолой. Но по воле Господней котел охладился и не причинил исповеднице никакого вреда. Тогда ее присудили к усечению мечом.

«Я с радостью пойду к возлюбленному моему Господу Спасителю», — сказала святая Вера. Она мужественно преклонила свою голову под меч и так предала свой дух Богу.

Младшие сестры Надежда и Любовь, воодушевленные мужеством старшей сестры, претерпели подобные ей муки. Огонь не причинил им вреда, тогда им отсекли мечом голову. Святую Софию не подвергли телесным мучениям, но обрекли ее на еще более сильные душевные мучения от разлуки с замученными детьми. Страдалица погребла честные останки своих дочерей и два дня не отходила от их могилы. На третий день Господь послал ей тихую кончину и принял ее много-страдальную душу в небесные обители. Святая София, претерпев за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых. Пострадали они в 137 году. Старшей, Вере, тогда было 12 лет, второй, Надежде, — 10, а младшей, Любови, — лишь 9 лет.

Так три девочки и их мать показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению сил духа и мужества. Их святыми молитвами Господь да укрепит и нас в христианской вере и в добродетельной жизни.

Случилось все это в 137 году, могилы всех четырех мучениц находятся в эльзасской деревне Эшпо. Мощи были сюда привезены в 177 году епископом Ремигием, но во время Великой французской революции были утеряны. Где они находятся неизвестно и по сей день.

Почитание этих великих мучениц было широко распространено как на Западе, так и на Востоке. Имена святых трактуются в каждой стране по-своему. На латинском языке они звучат как Fides, Spes, Caritas et Sapientia, а на греческом - Пистис, Елпис, Агапи и София. Славяне же именуют их Верой, Надеждой, Любовью и Софией. Это достаточно символично, поскольку три известные добродетели рождаются от мудрости человеческой.

«О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы и доблестных дщерей мудрая мати София, к вам ныне притецем со усердною молитвою...» - молятся вместе с священником все паломники, прибывшие в деревню Эшпо. Память ума и сердца в лучшем смысле этого слова помогает им не только проявить уважение к подвигу Святых, но и пожелать здоровья всем названным в их честь.Источник: www.domsovetof.ru/publ/sovety/raznye_sovety/30_ sentjabrja_den_svjatykh_muchenic_

МОЛИТВА СВЯТЫМ МУЧЕНИЦАМ ВЕРЕ, НАДЕЖДЕ И ЛЮБОВИ, И МАТЕРИ ИХ СОФИИ

О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою; что бо паче возможет продстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте! Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте, нам во смиренных молениях наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас грешных и недостойных щедрот Его. Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже славу воссылаем, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне, присно и во веки веков. Аминь.

ВЕДИ МЕНЯ, ГОСПОДЬ

Сергей Сапоненко

Веди, Господь, меня дорогой,
угодной каждый миг Тебе,
дай веры и любви так много,
чтоб не остыть вовек в борьбе.

И сделай веру упованьем,
чтоб на Тебя всегда смотрел
и без намека на терзанье
покинуть мог земной предел.

Взрасти во мне любовь без меры,
чтоб согревал холодный мир,
творил добро для ближних смело,
а эгоизм навек забыл.

Что без Тебя я в жизни значу?
И пеплом вряд ли назовусь!
Пребудь со мной всегда, иначе
погибну я, о Иисус...

ДА НЕ ПОГАСНЕТ ИСКРА...
Лена Салео

Когда наш мир восходит на крови,
Людские распри множатся без меры,
Нам будет трудно выжить без Любви,
Убив Надежду и утратив Веру.

Когда бессилен беспристрастный ум
В своей попытке Вечное измерить,
Есть выход в лабиринте тяжких дум:
Лишь Сердце нас с тобой научит верить.

Когда болезнь застигнет на бегу,
И смерть рядится в белые одежды,
Она придет и скажет: «Помогу,
А ты запомни - я зовусь Надеждой…»

И перед сном целуя малыша,
Я горлицей склонюсь над изголовьем.
Шепну ему чуть слышно, чуть дыша:
«Дай тебе Боже встретиться с Любовью…»

Пока не вострубил последний глас,
И не закрылись в будущее двери -
Да не погаснет Искра Божья в нас!
Мы любим… Мы надеемся… Мы верим…

Вера, Надежда, Любовь
Дмитрий Калюжный

В сердцах людей писал Творец картину,
Он во плоти холста изобразил.
Открыл во тьме глаза слепому миру,
Любовь, Надежду, Веру подарил.

И созерцание Божьего шедевра,
Внезапно рвет порочной жизни круг.
Заглянет в пустоту души Надежда,
Неверие и черствость отойдут.

А Вера, даст великое терпенье,
Мирскую вычеркнет из жизни суету.
Дымком исчезнет призрачным сомнение,
Судьба найдет надежную тропу.

Зажжется сердце яркою звездою,
Лучи любви всю сущность озарят.
Не нужной пыльною трухой,
Ложь, зависть и предательство сгорят.

Художник Бог, Великий сердцеведец,
Он знает помыслы и ведает мечты.
И к душам жаждущих и алчущих наводит,
К Надежде, Вере и Любви мосты.

Не постыдит прекрасная Надежда,
Проложит Вера жизненный маршрут.
Тепло Любви пребудет в сердце вечно,
Три верных Друга не оставят, не уйдут.

Ежегодно 30 сентября по новому стилю православные христиане отмечают День памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Во 2 веке, в царствование императора Адриана (117-138) в Риме жила благочестивая вдова София (София значит премудрость). У нее были три дочери, Вера, Надежда и Любовь, носившие имена трех главных христианских добродетелей. Будучи глубоко верующей христианкой, София воспитала дочерей в любви к Богу, уча не привязываться к земным благам.

Слух о принадлежности этого семейства к христианству дошел до императора, и он пожелал лично увидеть трех сестер и воспитавшую их мать. Все четверо предстали перед императором и безбоязненно исповедали веру во Христа, воскресшего из мертвых и дающего вечную жизнь всем верующим в Него.

Вначале всех четверых пытались заставить отказаться от веры православной, затем юных дев по очереди подвергали страшным мучительным пыткам, и это невзирая на то, что девочкам было 9-12 лет. София же была вынуждена наблюдать за всем происходящим.

Трудно представить, что чувствовала женщина, глядя на то, как терзают ее дочерей. Но вопреки всем страданиям ни одна из дочерей не отреклась от веры в Господа. После матери разрешили похоронить тела ее девочек, проведя три дня над их могилами, она скончалась. Церковь причислила их к лику святых мучениц, мощи которых находятся в Эльзасе с 777 года.

В этот день поздравляют всех девушек, женщин, которые носят имена этих святых.

Что можно пожелать в этот день кроме терпения, стойкости, мужества? Конечно, надежды, веры и любви.

Три имени. Красивые, простые.
Слова, что помогают людям жить.
Когда-то нарекла детей София,
Ее мы и должны благодарить!

За то, что подарила Веру людям.
И что с Надеждою любой всегда живет.
И если есть Любовь, то счастье будет!
И в каждый дом пускай оно придет!

На Руси в этот день праздновали свои именины многие девушки и женщины, ведь эти четыре имени были очень популярны в народе. Поэтому со временем начали отмечать большой праздник - Вселенские бабьи именины .

С ним поздравляли всех женщин. Именины праздновали обычно три дня, прославляя материнскую мудрость и женские добродетели - веру, надежду и любовь.

В этот день каждой женщине полагалось поплакать о себе, о своих родных и близких.

После этого с чистым сердцем принимались за хозяйство, пекли именинные пироги и кренделя.

Как правило, праздник в память Веры, Надежды и Любови выдается ясным и теплым. Наши предки подмечали: если журавли полетят в этот день на юг, то на Покров уже будет мороз.

Всех именинниц с праздником!

Христианские мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София жили в Риме в начале II века. Православные люди в храмах служат молебны и литургии в память этих святых 30 сентября. (или именины) обладательниц этих имен должен отмечаться всегда особенно и достойно. В этот день лучше всего послужить в храме, причаститься святых Тайн и почитать Такая дата буквально обязывает вести себя благочестиво и целомудренно. Поздравления с днем ангела 30 сентября тоже должны нести духовный смысл, так как этот праздник - не очередная веселая пирушка. А все потому, что история жизни этих святых мучениц необыкновенно потрясающа в буквальном смысле.

Христианские мученицы

Итак, мы выснили, что 30 сентября - день ангела совсем еще юных дев Веры, Надежды, Любови и их матери Софии. Но для того, чтобы понять, чем заслужили великомученицы, окунемся в то жестокое для первых христиан время. Прошло сто лет с тех пор, как апостолы разошлись по всей земле, чтобы проповедовать учения об Иисусе Христе.

Изучая дальше подробно тему «30 сентября - день ангела христианских великомучениц», надо отметить, что в те времена самым сильным государством был Древний Рим, и его население поклонялось языческим богам. Но тут вдруг стали появляться христиане, и с каждым годом их становилось все больше и больше. Язычники страшно ненавидели их и проклинали. Христианам воспрещалось строить храмы и вести богослужения. И тогда они стали уединяться в горных пещерах или в каких-то отдаленных жилищах.

Один из римских правителей, принял закон, благодаря которому разрешалось привлекать христиан к суду и даже казнить. Тысячи последователей учения Христа были замучены пытками, истерзаны дикими животными, обезглавлены или распяты на крестах. И одним из дней, когда произошла одна из таких казней во имя религии, стало 30 сентября.

День ангела: Вера, Надежда, Любовь

В тяжелое для христиан время жила благочестивая женщина, которую звали София. Ее имя с греческого переводится как «премудрость». Она выросла в обеспеченной семье и могла впасть в любые искушения и соблазны, однако избрала для себя истинный путь и всегда ревностно проповедовала Христову веру. Даже когда Софья вышла замуж за язычника, она не предала свою веру и не стала язычницей, а любящий муж не стал противиться этому. Она родила ему трех девочек, которых назвали в честь самых почитаемых христианских добродетелей: Пистис (Вера), Элпис (Надежда) и Агапэ (Любовь). Она стала воспитывать их в полной любви к Господу и учила их не привязываться к земным благам. Молодые отроковицы росли в полном послушании и труде, они много молились и читали духовные книги.

Рим

Когда у Софии родилась третья девочка, ее супруг умер. Обладая немалыми средствами, София стала помогать бедным, а потом вместе с детьми переехала в Рим. Всю свою заботу и внимание она отдавала детям. Девочки были совсем еще юные, однако хорошо знали Библию, молились и помогали матери по дому.

Своей богомудренной матери повиновались во всем. А так как они были необыкновенно красивы от природы и благоразумны в воспитании, многие обращали внимание на детей.

Слух о необыкновенно мудрых и красивых девочках пополз по окрестности и дошел до претора Антиоха, который немедленно приказал привести их к нему. Они явились пред его очи и в открытую проповедовали свою веру во Христа. Тогда разозленный Антиох решил отправить их к императору Андриану (117-138 гг.), который захотел посмотреть на них и заставить отречься от их веры.

Испытания

София знала, что ждет их за неповиновение императору, и очень беспокоилась за своих детей, ведь старшей Вере исполнилось только 12 лет, Надежде - 10, а самой младшей Любови - 9. Она уже предчувствовала мученическую смерть своих детей и сильно переживала, устоят ли они в своем исповедничестве. Святые девы стали молиться Богу усердно и горячо, чтобы он послал им силы и терпение перед муками и самой смертью.

Все окружение императора изумилось спокойствию девиц, как будто бы они пришли на званое торжество, а не на суд.

По очереди император расспрашивал сестер и желал, чтобы они принесли жертву Артемиде, но дети были непреклонны. Андриан был удивлен их смелостью и решил отослать их к одной знатной красноречивой язычнице, чтобы та убедила их отречься от Христа.

Пытки

Однако все было напрасно: через несколько дней святые девы опять оказались у императора. Он разгневался пуще прежнего и приказал подвергнуть девочек пыткам. Их били, разрывая на части, жгли на раскаленной решетке и кидали в кипящую смолу, но Господь сохранил их дух несломленным. Сестры приняли смерть достойно. Тела для погребения отдали их матери, чтобы таким образом продлить ее душевные мучения. София похоронила своих детей, три дня не отходила от их могилы и там же вскоре предала свою душу Богу.

День ангела 30 сентября. Любовь великая и святость

Верующие христиане похоронили тело матери рядом с ее детьми. Пример этого семейства показал, насколько сильно люди могут быть укрепляемы благодатью Святого духа, что могут даже не бояться жутких телесных мучений.

Зная все эти подвиги христианских святых, начинаешь по-настоящему понимать, как важен не только для именинников, но и для каждого православного христианина день ангела 30 сентября. Надежда и вера на спасение должны всегда присутствовать в человеке.

Святые мощи матери Софии и ее трех дочерей сегодня находятся в Бенедиктинском аббатстве в Эльзасе (район Франции).

Именины Агафоклии, Нила, Зинона, Илии, Пелия, Патермуфия

30 сентября - день ангела не только Веры, Надежды, Любови и Софии. В этот день почитается имя святой христианской мученицы Агафоклии. Она была рабыней в доме злобной хозяйки язычницы Павлины, которая постоянно подвергала ее пыткам за исповедание христианской веры. Она заставляла ее ходить по острым камням босиком, а однажды даже проломила ей ребра молотком и отрезала язык. Но Агафоклия не отреклась от Христа. Тогда хозяйка начала морить ее голодом, но голуби стали приносить бедной женщине пищу. В итоге хозяйка жестоко убила Агафоклию железным ломом.

В этот день также почитаются святые мученики Нил, Пелий, епископы Египетские Зинон, Илия, Патермуфий и много других христиан (151 человек), которые были подвергнуты жестоким пыткам, обезглавлены, а некоторые сожжены за проповедь Евангелия при правителе Максимиане Галерии (305-311).

Пострадавших за веру во Христа было огромное количество, а 30 сентября стал днем символа великого мужества и силы, поэтому и нужна в этот момент молитва, которая не останется не услышанной этими великими мучениками.

День памяти Святого мученика Трифона - 14 февраля - совпадает с так называемым днем святого Валентина (всех влюбленных). О маркетинговых технологиях, противостоящих православной традиции, размышляет профессор Московской духовной академии, первый заместитель председателя Учебного комитета при Священном Синоде РПЦ, настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве митрофорный протоиерей Максим Козлов.

Отец Максим, сегодня даже в детских садах делают «валентинки». В чем, по вашему мнению, причина популярности этого «праздника»?

В советском прошлом было и нечто разумное, в частности, противостояние низкопоклонству перед Западом, которое в данном случае было бы уместно. В праздновании Валентинова дня нет ничего ни национального, ни религиозного, ни даже просто разумного.

В Русской Православной Церкви этот день весьма и весьма насыщен: с одной стороны - канун праздника Сретения Господня, который, если говорить о новациях, объявлен еще и Днем православной молодежи. Но главное, 14 февраля - это день памяти святого мученика Трифона, очень почитаемого церковными людьми, по крайней мере в Москве.

Я хорошо помню конец 70-х - 80-е гг. прошлого века, когда в этот день храм Знамения на Рижской, где находится чудотворная икона святого мученика Трифона, был местом паломничества всей православной Москвы - он не вмещал всех, кто собирался на богослужение. В этот день, как правило, литургию совершал приснопамятный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен.

Но и помимо 14 февраля, дважды в неделю, в храме служился молебен с акафистом мученику Трифону. На этом богослужении всегда было множество людей, приезжавших со своими нуждами. Они совершали если не подвиг, то определенное усилие - добирались со всех концов Москвы, отрывались от работы - с теплой верой в этого святого.

Причины такого почитания понятны: мученик Трифон воспринимается Русской Православной Церковью (начиная с чудесного явления сокольнику Трифону) как святой, помогающий в чрезвычайных жизненных обстоятельствах, когда уже нет никакой рациональной надежды на выход. Подобные чудеса эпохи царя Иоанна Грозного находили живой отклик в душе русского народа. В этой связи можно вспомнить и преподобномученика Корнилия Псково-Печерского, почитание которого тоже весьма распространилось в то время, и, конечно, святителя Филиппа.

Святому мученику Трифону за эти века молились тысячи людей, и сейчас многим известна его помощь. Мы можем со скепсисом относиться к спискам святых, помогающих в разных жизненных нуждах, но я знаю немало примеров, да и в моей жизни они тоже есть, когда мученик Трифон решал тот самый жилищный вопрос, который, как сказал писатель, испортил многих наших соотечественников; помогал в поиске работы, а также в других нуждах - как святой, как светлый ясный юноша, дивный пример угодника Божия.

Таким образом, речь идет не о заполнении пустого дня - происходит вытеснение своего, родного, духовного, исконного; предательство своего доброго в угоду не поймешь чего.

14 февраля Католическая Церковь празднует память раннехристианских святых Валентина Интерамнского и Валентина Римского, из скудных сведений о них известно, что это святые мученики, пострадавшие за веру. Откуда же взялась легенда о покровительстве влюбленным и, собственно, Валентинов день?

Католическая Церковь в лице своих иерархов неоднократно свидетельствовала, что не имеет никакого отношения к этому культу. Никогда в традициях западной католической церкви не было и не могло быть присвоения святому Валентину - епископу одного из итальянских городов и святому мученику - странной роли покровителя романтической влюбленности, а уж тем более беспорядочных сексуальных отношений.

Можно за что-то другое критиковать наших братьев-католиков, но подобного рода эксплуатацией собственного святого они никогда не занимались. Никаких своеобычных обрядов в связи с этим у католиков нет. У них есть другие непривычные для нас традиции, связанные, скажем, с Франциском Ассизским, молитвами за животных. К этим обычаям можно по-разному относиться, но никакого, повторю, условно говоря, чина освящения Валентина у католиков не существует.

Православная церковь также празднует память упомянутых святых, но в другой день.

Что касается происхождения праздника влюбленных, то в учебниках по маркетингу так называемый День святого Валентина (а лучше о нем говорить без слова «святой») приводится как один из первых примеров успеха коммерческой рекламы. На Западе существовала большая пауза между распродажами - рождественскими и пасхальными и предпасхальными, и идея этого праздника была раскручена исключительно ради стимуляции торговли. Так зачем же слепо руководствоваться коммерческим культом и идеей распродаж в нашей жизни? Поощрять уже китайских производителей и торговые сети в их погоне за коммерческой выгодой?

Отец Максим, но есть красивая легенда о том, что святой Валентин был казнен за венчание римских легионеров с их возлюбленными, несмотря на запрет императора.

Не знаю, как появилась эта легенда. В канонических житиях святых мучеников Валентина Интерамнского и Валентина Римского ничего подобного нет.

- И как бороться с такого рода вымыслами?

Бороться бессмысленно, мы никогда не сможем захватить коммерческое пространство, в котором действует большой бизнес. Но чем больше людей в нашей стране будут иметь хотя бы зачатки серьезного церковного мировоззрения, тем меньше будет зацепок у коммерческих культов.

Вы много лет были настоятелем храма святой мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова. Что происходило 14 февраля в храме? Что можно сказать о нравственности и целомудрии современных студентов?

Когда я служил в храме при МГУ, то не наблюдал потока студентов в этот день, которые бы взыскивали специальных молитвословий к святому Валентину. Что касается целомудрия, то позиция Церкви, выступающей против беспорядочных отношений, известна со времен проповеди апостолов. И кто ее хочет слышать, тот слышит, а кто не слышит - тот будет поступать сообразно своим желаниям. Я на этот счет не питаю особенных иллюзий. Даже если мы скажем об этом еще 10 раз, даже по первому каналу - эти люди не начнут жить тихо и благообразно во всяком благочестии. Но лишний раз засвидетельствовать, что Церковь ко дню «святого» Валентина не имеет никакого отношения, - полезно, чтобы, по крайней мере, не создавалась иллюзия возможности усидеть на двух стульях: утром помолиться святому мученику Трифону, а вечером пойти в загул по поводу Валентинова дня.

- А что вы говорите молодежи, которая считает, что близкие отношения до свадьбы - это нормально?

На мой взгляд, довольно бессмысленно что-либо говорить по этому поводу при общей нецерковности мировоззрения. Нельзя фрагментарно инкорпорировать христианскую нравственность. Какой смысл объяснять человеку, что плохо воровать, если он не верит в жизнь вечную и в воздаяние? Что неправильно, скажем, расталкивать людей ногами и идти по головам, если он убежден, что без этого карьеру не сделать? Точно так же бесперспективно внушать мысль о том, что хороши христианские добродетели, и не нужно грешить против седьмой заповеди, если человек живет по принципу «возьми от жизни все», в особенности пока ты молодой. Надо проповедовать Евангелие, жизнь вечную и веру во Христа Воскресшего, а уже из этого следует христианская нравственность. На мой взгляд, нравственность нельзя сделать центром христианской проповеди.

То есть остается только молиться, чтобы Господь просветил молодых людей, которые считают, что можно сожительствовать до брака?

Безусловно, молиться, чтобы Господь просветил того, кто добивается противного убеждениям христианина. Человек должен поверить во Христа Воскресшего и в жизнь вечную, а потом сам, постепенно, с помощью Церкви, утверждая Евангелие, сделать какие-то выводы для себя.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: