Финно угорская группа уральской языковой семьи. Финно-угорская семья языков. Финно-угорские народы: внешность

ФИННО-УГОРСКИЕ ЯЗЫКИ, одна из двух ветвей уральской семьи языков (наряду с самодийской). На финно-угорских языках говорят в некоторых частях восточной Европы и на севере Азии. Они подразделяются на две большие группы: финско-пермскую и угорскую. К угорским языкам относятся: венгерский , мансийский (вогульский) и хантыйский (остяцкий); каждый из них состоит из нескольких диалектов. Финно-пермские языки подразделяются на две группы: пермскую, включающую язык коми-зырянский, коми-пермяцкий и удмуртский (вотяцкий), и финно-волжскую, включающую четыре подгруппы: прибалтийско-финскую, марийскую, мордовскую и саамский язык . Прибалтийско-финская подгруппа включает финский (суоми), эстонский и еще несколько малых языков.

Из приблизительно 24 млн. говорящих на финно-угорских языках около половины говорят на венгерском; это жители Венгрии и прилегающих к ней областей. Возникновение венгерской письменности датируется 13 в., первый письменный памятник, Halotti Beszéd (Надгробная речь ), представляет собой ценный лингвистический источник. Финский язык – главный представитель финской подгруппы языков – используется в Финляндии , Швеции , Эстонии и России ; его письменная традиция начинается с перевода Библии Михаилом Агриколой в 1542. На мансийском (вогульском) и хантыйском (остяцком) говорят в районе реки Обь, ок. 5 тыс. на мансийском и ок. 25 тыс. – на хантыйском. На языке коми и на удмуртском говорят на северо-востоке европейской части России, а также несколько южнее, между реками Вяткой и Камой. На коми говорят ок. 356 тыс. человек, на удмуртском – ок. 546 тыс. Марийцы (численность которых ок. 540 тыс.) делятся на две группы, живущие на правом и на левом берегу верхнего течения Волги. Южнее марийцев живут мордовцы (мордва), численность которых – ок. 1,2 млн. чел. В северных районах Норвегии , Швеции, Финляндии и России, в особенности на Кольском полуострове, живут лапландцы (саамы), говорящие на саамском языке, отношения которого с родственными языками представляют собой одну из загадок финно-угорских языков.

Делались попытки установить родство уральской семьи языков с другими языковыми семьями – алтайской, юкагирской, индоевропейской и даже с японским и с дравидийскими языками . Так, было обнаружено некоторое структурное сходство между алтайскими языками (в первую очередь тюркскими), с одной стороны, и финно-угорскими – с другой. В частности, отмечалось наличие гармонии гласных как в тюркских, так и в некоторых – хотя и не во всех – финно-угорских языках. Изучение финно-угорских языков имеет большое значение не только для лингвистики, но также для фольклористики и сравнительного литературоведения. Согласно ностратической гипотезе, разрабатываемой российскими учеными (В.М.Иллич-Свитыч, В.А.Дыбо, С.А.Старостин и др.) начиная с середины 1960-х годов, уральская семья языков является частью так называемой ностратической макросемьи, – куда входят также индоевропейские, афразийские, картвельские, дравидийские и алтайские языки.

финно-угорские языки программирования, финно-угорские языки мира
ветвь Ареал:

Венгрия, Норвегия, Россия, Финляндия, Швеция, Эстония и др.

Языки Евразии

Уральская семья

Состав

угорская подветвь, финно-пермская подветвь

Коды языковой группы ГОСТ 7.75–97: ISO 639-2: ISO 639-5: См. также: Проект:Лингвистика

Фи́нно-уго́рские языки́ (встречается также вариант у́гро-фи́нские) - группа родственных языков, образующих ветвь в составе уральской языковой семьи. Распространены в Венгрии, Норвегии, России, Финляндии, Швеции, Эстонии и других странах.

В древности носители финно-угорских языков образовали несколько археологических культур на севере Европы - ямочной керамики и ямочно-гребенчатой керамики.

  • 1 История изучения
  • 2 Особенности
  • 3 Классификация
  • 4 См. также
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

История изучения

Уральские народы впервые упоминаются в «Германии» древнеримского историка Публия Корнелия Тацита, где сказано о народе фенни (обычно этот народ идентифицируют как древних саамов) и о двух предположительно финно-угорских племенах, живших в отдалённых регионах Скандинавии.

Георг Шернъельм

В конце XV века европейские исследователи отметили сходство названий «Хунгария» и «Югрия» (область, находившаяся к востоку от Урала). Они предположили связь, но не нашли лингвистических доказательств. 1671 году шведский учёный Георг Шернъельм (1598-1672) описал сходство саамского (лапландского), финского и эстонского языков, а также отметил несколько похожих слов в финском и венгерском. это же время немецкий учёный Мартин Фогель попытался найти связь между финским, саамским (лапландским) и венгерским языками. Таким образом, эти два исследователя были первыми, кто указал на то, что позднее стали называть финно-угорской языковой семьёй.

Иоганн Георг фон Экхарт

В 1717 году шведский профессор Улоф Рудбек младший (1660-1740) предложил около 100 этимологических связей между финским и венгерским языками, из которых около 40 и в настоящее время считаются верными (Коллиндер, 1965). этом же году немецкий учёный Иоганн Георг фон Экхарт (работа которого была опубликована в Collectanea Etymologica Лейбница) впервые предположил связь с самодийскими языками.

Улоф Рудбек младший

Все языки, составляющие финно-угорскую семью, были известны уже к 1770 году, то есть за 20 лет до появления индоевропеистики. Тем не менее результаты исследований не сразу получили признание. частности, среди венгерской интеллигенции была распространена теория о связи венгров с тюркскими племенами, что было охарактеризовано Рюленом в 1987 году как следствие «дикого и неудержимого романтизма эпохи». И всё же, несмотря на враждебное отношение, венгерский иезуит Янош Шайнович в 1770 году предположил связь между венгерским и лапландским (саамским) языками. 1799 году венгр Шамуэль Дярмати опубликовал результаты наиболее полного на тот момент исследования финно-угорских языков.

К началу XIX века финно-угорские языки были изучены лучше, чем индоевропейские. Но развитие сравнительной лингвистики индоевропейских языков привлекло такое внимание, что изучение финно-угорских языков отошло на второй план. Венгрия была единственным в то время европейским регионом (входившим в состав Австрийской империи Габсбургов), который мог бы иметь повышенный интерес к изучению финно-угорской семьи (так как Финляндия и Эстония были тогда частью Российской империи) из-за сепаратистских настроений в обществе. Однако политическая обстановка не способствовала развитию сравнительной лингвистики. Некоторый прогресс произошёл с выходом работы немецкого лингвиста Йозефа Буденца, который на протяжении 20 лет был ведущим специалистом Венгрии по финно-угорским языкам. конце XIX века вклад в изучение внёс венгерский лингвист Игнац Халас, опубликовавший в 1890-х годах значительный сравнительный материал по финно-угорским и самодийским языкам. Его работа стала основой для широкого признания родства между этими языками.

В 1990-е годы лингвисты Калеви Виик, Янош Пустай и Аго Кюннап, а также историк Кюёсти Юлку объявили о «прорыве в современном изучении уральских языков», датировав прото-финский язык 10 000 годом до н. э. Но эта теория практически не получила поддержки в научном сообществе.

Особенности

Все финно-угорские языки имеют общие особенности и общий базовый словарный запас. Эти особенности берут начало в гипотетическом прафинно-угорском языке. Было предложено около 200 основных слов этого языка, в том числе корней слов для таких понятий, как названия родственных отношений, частей тела, основных числительных. Этот общий словарный запас включает, по Лайлу Кэмпбеллу, не менее 55 слов, относящихся к рыбалке, 33 - к охоте, 12 - к оленям, 17 - к растениям, 31 - к технологии, 26 - к строительству, 11 - к одежде, 18 - к климату, 4 - к обществу, 11 - к религии, 3 - к торговле.

Большинство финно-угорских языков относится к агглютинативным, общими особенностями которых является изменение слов с помощью добавления суффиксов (вместо предлогов) и синтаксическая координация суффиксов. Кроме того, в финно-угорских языках отсутствует категория рода. Поэтому существует только одно местоимение со значением «он», «она» и «оно», например, hän в финском, tämä в водском, tema в эстонском, ő в венгерском, ciйӧ в языке коми, тудо в марийском языке, со в удмуртском языке.

Во многих финно-угорских языках притяжательные прилагательные и местоимения, такие, как «мой» или «твой», употребляются редко. Обладание выражается склонением. тех языках, которые развивались в сторону флективных, для выражения обладания используется личное местоимение в родительном падеже. Например, «моя собака» на эстонском mu koer, на разговорном финском mun koira, на северносаамском mu beana (дословно «собака меня») или beatnagan (дословно «собака-моя»), на языке коми - менам пон (моя собака) или менам понмӧй.

В других языках для этого используются суффиксы, иногда вместе с местоимением в родительном падеже: «моя собака» на финском minun koirani (дословно «меня собака-моя»), от слова koira - собака. Также в марийском языке мыйын пием, от слова пий - собака. венгерском языке местоимения в именительном падеже могут добавляться к слову с притяжательным суффиксом. Например, «собака» - kutya, «моя собака» - az én kutyám (дословно «(это) я собака-моя», az - определённый артикль) или просто a kutyám (дословно «(это) собака-моя»). Тем не менее, в венгерском существуют и самостоятельные притяжательные местоимения: enyém (мой), tiéd (твой), и т. д. Они также могут склоняться, например, enyém (им. п.), enyémet (вин. п.), enyémnek (дат. п.), и т. д. Эти местоимения употребляются в роли именного сказуемого: неправильно было бы сказать enyém kutya, но на вопрос Kié ez a kutya? («Чья это собака?») можно ответить Ez a kutya az enyém («Эта собака - моя») или просто Az enyém («Моя»).

Классификация

В составе финно-угорских языков обычно выделяют следующие группы и языки:

  • Угорская подветвь
    • венгерский язык
    • обско-угорская группа в Западной Сибири
      • хантыйский язык (обско-остяцкий)
      • мансийский язык (вогульский), каждый из которых делится на большое количество наречий (возможно отдельных языков).
  • Финно-пермская подветвь
    • пермская группа
      • удмуртский язык
      • язык коми с тремя литературными вариантами:
        • коми-зырянский язык
        • коми-пермяцкий язык
        • коми-язьвинский язык
    • финно-волжская группа
      • марийская подгруппа
        • горно-марийский язык (западный)
        • лугово-восточный марийский язык
      • мордовская подгруппа
        • мокша-мордовский язык (мокшанский)
        • эрзя-мордовский язык (эрзянский)
      • финно-волжские языки, точное место которых в классификации неясно:
        • муромский язык †
        • мерянский язык †
        • мещерский язык †
      • прибалтийско-финская подгруппа (финская)
        • Северная подветвь
          • финский язык
            • квенский язык
            • меянкиели
        • Восточная подветвь
          • ижорский язык
          • карельский язык
          • вепсский язык
        • Южная подветвь
          • водский язык
          • северноэстонский язык (собственно эстонский)
          • южноэстонский язык
            • выруский диалект
          • ливский язык - северо-западная Латвия (Курземе)
      • саамская подгруппа
        • Западносаамский кластер
          • южносаамский язык - Норвегия и Швеция
          • уме-саамский язык (ууме) - Норвегия и Швеция
          • луле-саамский язык (лууле) - Норвегия и Швеция
          • пите-саамский язык (пите) - Норвегия и Швеция
          • северносаамский язык - Норвегия, Швеция и Финляндия
        • Восточносаамский кластер
          • бабинский саамский язык (аккала) † - Россия
          • кеми-саамский язык † - саамы центральной Финляндии
          • инари-саамский язык - Финляндия
          • йоканьгско-саамский язык (терско-саамский) - Россия
          • кильдинский саамский язык - Россия
          • колтта-саамский язык (сколт, включая нотозерский диалект в России)

До сих пор окончательно не выяснено происхождение ныне исчезнувшего биармийского языка, на котором разговаривала народность биармов, ранее проживавших в устье Северной Двины и на восточном побережье Белого моря, и который, несомненно, относился к финским языкам. Одни лингвисты, основываясь на сведениях из норвежских саг о том, что «язык биармов похож на язык лесных финнов», считают его языком прибалто-финской группы, другие, основываясь на схожести названий «Биармия» и «Пермь», считают биармийский язык языком пермской группы, либо вообще отождествляют летописных биармов с ныне существующими коми-пермяками.

См. также

  • Списки Сводеша для финно-угорских языков
  • Wiktionary:ru:Приложение:Числительные в финно-угорских языках
  • Печера
  • Финно-угорские народы

Литература

  • Основы финно-угорского языкознания: Вопросы происхождения и развития финно-угорских языков. - М.: Наука, 1974. - 484 с.
  • Историко-типологические исследования по финно-угорским языкам / Отв. ред. Б. А. Серебренников. - М.: Наука, 1978.
  • Китиков А. Е. Пословицы и поговорки финно-угорских народов. - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2004. - 336 с. - 2400 экз. - ISBN 5-7590-0910-9.

Ссылки

  • Уральские языки - статья из Большой советской энциклопедии
  • Электронные коллекции на финно-угорских языках
  • Финно-Угорская Интернет-библиотека
  • Цифровое обеспечение финно-угорских языков

финно-угорские языки индии, финно-угорские языки мира, финно-угорские языки пламени, финно-угорские языки программирования

И другими, успеха не имели, хотя некоторые учёные считают, что отдельные сходные черты системного характера указывают на существование ностратического праязыка (см. Нострати­че­ские языки), генетически объединяющего уральские (финно-угорские и самодийские), индо­евро­пей­ские, алтайские , дравидий­ские, юкагирский и другие языки.

Ф.‑у. я. распространены на территории, крайними границами которой являются бассейн Оби на востоке, северная часть Норвегии на севере, территория Венгрии на западе и северная часть Югославии на юге. Топонимика и гидронимика свидетельствуют о более обширных областях распро­стра­не­ния отдельных финно-угорских народов в прошлом: карелы жили на территориях, достигавших Северной Двины, куда доходили и отдельные поселения коми; следы поселений мордвы, отражённых в топонимике, есть в Горьковской, Пензенской и Рязанской областях; более обширной была территория, занимаемая обско-угорскими народами и саамами.

В результате исследований Э. Н. Сетяля, Й. Синнеи, Э. Беке, Д. Р. Фокоша-Фукса, М. Жираи, В. Штейница, Л. Кеттунена, Б. Коллиндера, Э. Итконена, Д. В. Бубриха, В. И. Лыткина и других были определены основные контуры фонетического и граммати­че­ско­го строя финно-угорского праязыка. В состав гласных первого слога входили фонемы : палатальные (переднерядные) a, e, ü, i, велярные (заднерядные) a, o, u. Возможно, что существовал и велярный гласный e̮. Среди перечисленных гласных среднего и верхнего подъёма были долгие гласные ē, ī, ō, ū (предполо­жи­тель­но e̮). За пределами первого слога могли быть только краткие гласные - три нелабиализованных гласных: α, ä, е (возможно, также e̮). Существовала гармония гласных (см. Сингармонизм). Описан состав согласных : č̣, č′ (ć), δ, δ′, j, k, l, l′, m, n̥, ń, ŋ, p, r, s, ś, š, t, w. Звонкие согласные, а также δ и ŋ в начале слова не встречались. В финно-угроведении существует две теории о составе первоначальной системы гласных. По мнению Штейница, гласные разделялись на 2 группы: гласные полного образования - a, ɔ (открытое o̮), o, u, i̮, ä, e, i; редуцированные гласные - ŏ, ĕ, ö, предполо­жи­тель­но (ä). Учёные финской школы (Итконен), напротив, считают, что гласные финно-угорского праязыка были долгими и краткими. Прафинно-угорский вокализм был, по их мнению, тождествен прибалтийско-финскому вокализму.

Степень близости между языками, входящими в одну группу, неодинакова. Саамский язык с его многочисленными диалектами тяготеет к прибалтийско-финским языкам, хотя и не включается в эту ветвь. Различие между языками волжской ветви довольно велико. Венгерский язык сильно отличается от родственных ему обско-угорских языков. Исключено понимание между говорящими на удмуртском языке и коми-языке. Некоторые диалекты хантыйского языка соотносятся между собой скорее как родственные языки, а не как диалекты.

Ф.‑у. я. обнаруживают много черт, свидетельствующих об общности их происхождения: общие пласты лексики , материальное родство словоизменительных и словообразовательных формативов , наличие притяжательных суффиксов, значительное количество суффиксов, выражающих многократность или мгновенность совершения действия, и т. д. Вместе с тем некоторые современные Ф.‑у. я. отличаются большим своеобразием. Народу с ярко выраженными агглютинирующими языками (пермские, мордовские языки, марийский), существуют языки с сильно развитыми элементами флексии , особенно саамский язык и в известной степени прибалтийско-финские, встречаются различные типы ударения - разноместное и на первом, последнем и предпоследнем слогах. Есть языки, отличающиеся богатством гласных и дифтонгов , например финский; в других языках много различных типов согласных и мало дифтонгов, например в пермских. Общее количество падежей колеблется от 3 (хантыйский язык) до 20 и более (венгерский язык). Типологически различны системы прошедших времен. В финском и эстонском языках система прошедших времён однотипна с системой прошедших времён в латышском языке (некоторые учёные неправомерно считают, что с соответствующей системой в германских языках), тогда как в марийском и пермских языках она напоминает татарскую и чувашскую систему. В мордовских языках развита сложная система наклонений, в других языках представлено главным образом условное наклонение. Отрицание при глаголе в ряде Ф.‑у. я. выражается формами специально отрицательного глагола, но есть языки, где отрицание при глаголе выражается отрицательными частицами (угорские и эстонский языки).

Большие различия наблюдаются в синтаксисе. В прибалтийско-финских, саамском, венгерском, мордовском и коми-зырянском языках сильно влияние индоевропейских языков - шведского , немецкого и русского , особенно в способах построения сложно­под­чи­нён­ных придаточных предло­же­ний, тогда как в обско-угорских и отчасти в удмуртском и марийском языках сохраняются некоторые архаичные черты, типологически сближающие синтаксис этих языков с синтаксисом тюркских языков .

  • Языки народов СССР, т. 3, М., 1966;
  • Основы финно-угорского языкознания, в. 1-3, М., 1974-76;
  • Хайду П., Уральские языки и народы, пер. с венг., М., 1985;
  • Collinder B., Comparative grammar of the Uralic languages, Stockh., 1960;
  • Haidú P., Finnugor népék és nyelvek, Budapest, 1962;
  • Décsy Gy ., Einführung in die finnisch-ugrische Sprachwissenschaft, Wiesbaden, 1965.

Б. А. Серебренников.

Коми язык входит в ф и н н о - у г о р с к у ю языковую семью, а с наиболее близким ему удмуртским языком обра- зует пермскую группу финно-угорских языков. Всего в финно-угорскую семью входит 16 языков, которые в глубокой древности развились из единого языка-основы: венгерский, мансийский, хантыйский (у г о р с к а я группа языков); коми, удмуртский (п е р м с к а я группа); марийский, мордовские языки — эрзя и мокша: п р и б а л т и й с к о - ф и н с к и е языки — финский, карельский, ижорский, вепсский, водский, эстонский, ливский языки. Особое место в финно-угорской семье языков занимает саамский язык, который очень отличается от остальных родственных языков.

Финно-угорские языки и самодийские языки образуют у р а л ь с к у ю семью языков. К с а м о д и й с к и м языкам относят ненецкий, энецкий, нганасанский, селькупский, камасинский языки. Народы, говорящие на самодийских языках, проживают в Западной Сибири, кроме ненцев, проживающих также на севере Европы.

Вопрос о п р а р о д и н е древних финно-угров давно интересует учёных. Древнюю прародину искали и в районе Алтая, на верховьях Оби, Иртыша и Енисея, и на берегах Северного Ледовитого океана. Современные учёные на основе изучения лексики флоры финно-угорских языков пришли к выводу, что прародина финно-угров располагалась в районе Волго-Камья по обе стороны уральских гор. Затем финно-угорские племена и языки разделились, обособились, и предки нынешних финно-угорских народов покинули древнюю прародину. Первые летописные упоминания о финно-угорских народах уже застают эти народы на местах их нынешнего проживания.

Венгры более чем тысячелетие назад переселились на территорию, окружённую Карпатами. Самоназвание венгров модьор известно с V в. н. э. Письменность на венгерском языке появилась в конце XII в., у венгров имеется богатая литература. Общее число венгров около 17 млн. человек. Кроме Венгрии, они живут в Чехословакии, Румынии, Австрии, Украине, Югославии.

Манси (вогулы) проживают в Ханты-Мансийском округе Тюменской области. В русских летописях они вместе с хантами именовались югра. Манси пользуются письменностью на русской графической основе, имеют свои школы. Общее количество манси свыше 7000 человек, однако лишь половина из них считает мансийский родным языком.

Ханты (остяки) живут на полуострове Ямал, нижней и средней Оби. Письменность на хантыйском языке появилась в 30-х годах нашего века, однако диалекты хантыйского языка настолько различны, что между представителями разных диалектов общение часто затруднено. В хантыйский и мансийский языки проникло множество лексических заимствований из коми языка. Общее число хантов 21 000 человек. Традиционное занятие обских угров — оленеводство, охота, рыболовство.

Удмурты наименее продвинулись с территории финно-угорской прародины; они живут на нижнем течении рек Камы и Вятки, кроме Удмуртской республики, проживают в Татарстане, Башкортостане, Марий Эл, Вятской области. Удмуртов в 1989 г. было 713 696 человек, письменность возникла в XVIII в. Столица Удмуртии — г. Ижевск.

Марийцы обитают на территории волжского левобережья. В республике Марий Эл живёт около половины марийцев, остальные проживают в Башкортостане, Татарстане и Удмуртии. Письменность на марийском языке возникла в XVIII в., есть два варианта литературного языка — луговой и горный, они имеют основное различие в фонетике. Общее количество марийцев 621 961 человек (1989 г.). Столица Марий Эл — г. Йошкар-Ола.

Среди финно-угорских народов по численности 3 место занимает мордва . Их более 1 200 тыс. человек, но мордва проживает очень широко и раздробленно. Их более компакт- ные группы можно найти в бассейнах рек Мокши и Суры (Мордовия), в Пензенской, Самарской, Оренбургской, Ульяновской, Нижегородской областях. Есть два близкородствен- ных мордовских языка эрзя и мокша, однако носители этих языков между собой объясняются на русском языке. Письменность на мордовских языках появилась в XIX в. Столица Мордовии — г. Саранск.

Прибалтийско-финские языки и народы настолько близки, что говорящие на этих языках могут изъясняться между собой без переводчика. Среди языков прибалтийско-финской группы наиболее распространённый — финский , на нём говорят около 5 млн. человек, самоназвание финнов суоми . Кроме Финляндии, финны проживают и в Ленинградской области России. Письменность возникла в XVI в., с 1870 г. начинается период современного финского языка. На финском языке звучит эпос "Калевала", создана богатая оригинальная литература. В России проживает около 77 тыс. финнов.

Эстонцы проживают на восточном побережье Балтийского моря, численность эстонцев в 1989 г. была 1 027 255 человек. Письменность существует с XVI в., до XIX в. развивались два литературных языка: южно- и североэстонскцй. В XIX в. эти литературные языки сблизились на основе среднеэстонских диалектов.

Карелы живут в Карелии и Тверской области России. Карелов насчитывается 138 429 человек (1989 г.), родным языком владеет чуть больше половины. Карельский язык состоит из многих диалектов. В Карелии карелы изучают и пользуются финским литературным языком. Самые древние памятники карельской письменности относятся к XIII в., на финно-угорских языках по древности это вторая письменность (после венгерской).

Ижорский язык бесписьменный, на нём говорит около 1 500 человек. Ижорцы живут на юго-восточном побережье финского залива, на р. Ижоре, притоке Невы. Хотя сами себя ижорцы называют карелами, в науке принято выделять самостоятельный ижорский язык.

Вепсы проживают на территории трёх административно-территориальных единиц: Вологодской, Ленинградской областях России, Карелии. В 30-х годах вепсов насчитывалось около 30 000 человек, в 1970 г. 8 300 человек. Из-за сильного влияния русского языка, вепсский язык заметно отличается от других прибалтийско-финских языков.

Водский язык находится на грани исчезновения, т. к. говорящих на этом языке осталось не более 30 человек. Водь живет в нескольких деревнях, расположенных между северо-восточной частью Эстонии и Ленинградской областью. Водский язык бесписьменный.

Ливы проживают в нескольких приморских рыбацких деревнях на севере Латвии. Их число в ходе истории из-за опустошений во время II мировой войны резко сократилось. Сейчас количество говорящих на ливском языке всего около 150 человек. Письменность развивается с XIX в., однако в настоящее время ливы переходят на латышский язык.

Саамский язык образует отдельную группу финно-угорских языков, т. к. имеется много специфических черт в его грамматике и словарном составе. Саамы живут в северных районах Норвегии, Швеции, Финляндии и на Кольском полуострове в России. Их всего около 40 тыс. человек, в том числе около 2000 в Россия. Саамский язык имеет много общего с прибалтийско-финскими языками. Саамская письменность развивается на основе разных диалектов на латинской и русской графических системах.

Современные финно-угорские языки настолько отошли друг от друга, что на первый взгляд кажутся совсем не связанными друг с другом. Однако более глубокое изучение зву- кового состава, грамматики и лексики показывает, что в этих языках имеется много общих черт, которые доказывают былое единое происхождение финно-угорских языков от одного древнего праязыка.

О ПОНЯТИИ "КОМИ ЯЗЫК"

Традиционно под коми языком понимают все три коми наречия: коми-зырянский, коми-пермяцкий и кожи-язьвинский. Многие зарубежные финно-угроведы не выделяют от- дельно коми-зырянский и коми-пермяцкий языки. Однако в советской этнографии разграничивают два этноса — коми-зыряне и коми-пермяки, и в языкознании, соответственно, два языка. Коми-зыряне и коми-пермяки между собой свободно общаются на своих языках, не прибегая к русскому. Таким образом, коми-зырянский и коми-пермяцкий литературные языки очень близки.

Эта близость хорошо видна при сравнении следующих двух предложений:

1) Коми-зырянский литературный язык — Руч видзодлiс гогорбок и ыджыд коз вылысь аддзис урос, кодi тов кежло дасьтiс тшак .

2) Коми-пермяцкий литературный язык — Руч видзотiс гогор и ыджыт коз йылiсь казялiс урокос, кода тов кежо заптiс тшаккез .

"Лиса посмотрела вокруг и на вершине высокой ели увидела белочку, которая на зиму запасала грибы" .

Изучение коми-зырянского литературного языка в принципе даёт возможность читать всё написанное на коми-пермяцкой литературном языке, а также свободно общаться с коми-пермяками.

МЕСТОЖИТЕЛЬСТВО И ЧИСЛЕННОСТЬ КОМИ

Особой этнографический группой коми являются коми-язьвинцы язык которых сильно отличается от современных коми-зырянских и коми-пермяцких диалектов. Коми-язьвинцы проживают в Красновишерском районе Пермской области по среднему и верхнему течению р. Язьвы, левого притока р. Вишеры, впадающей в Каму. Общее их количество около 4000 человек, однако в настоящее время идёт быстрое обрусение коми-язьвинцев.

В Афанасьевском районе Кировской области живут так называемые "зюзьдинские" коми, диалект которых стоит как бы между коми-зырянским и коми-пермяцким наречиями. В 50-е годы зюзьдинцев насчитывалось свыше 5000 человек, однако затем их численность стала уменьшаться.

Коми-зыряне проживают в Республике Коми в бассейнах рек Лузы, Вычегды и её притоков Сысолы, Выми, в бассейнах рек Ижмы и Печоры, впадающей в Белое море р. Мезени и её притоке Вашке. Соответственно, по рекам и подразделяются этнографические группы коми — лузские коми, сысольские, вычегодские, вымские, удорские, ижемские, верхнепечорские коми и т. д. Около 10% коми-зырян проживает вне республики: в Ненецком автономном округе Архангельской области, на севере Тюменской области, во многих сёлах нижней Оби и по её притокам, на Кольском полуострове в Мурманской области в Омской, Новосибирской и других областях Сибири.

Коми-пермяки живут в отрыве от коми-зырян, южнее, в Пермской области, в районе Верхней Камы, на притоках её Косе, Иньве. Столица Коми-Пермяцкой автономной области — г. Кудымкар.

Общая численность коми населения (коми-зырян и коми-пермяков), по данным переписей населения, постоянно увеличивалась: 1897 г. — 254 000; 1970 г. — 475 000; 1926 г. — 364 000; 1979 г. — 478 000; 1959 г. — 431 000; 1989 г. — 497 081.

Демографы заметили тенденцию резкого сокращения прироста коми населения в последние десятилетия. Если за 1959—1970 гг. прирост составил 44000 человек, то за 1970—1979 гг. — всего 3 000 человек. На 1979 р. в СССР насчитывалось 326 700 коми-зырян и 150 768 коми-пермяков. В Коми ССР проживало 280 797 человек коми-зырян, что составило 25,3% населения республики.

В 1989 г, среди населения Коми ССР коми составили 23%. По данным переписи населения 1989 г., в СССР проживало 345 007 коми-зырян и 152 074 коми-пермяков. Однако количество лиц, владеющих коми языком, уменьшается. Так, в 1970 г. коми язык назвали родным 82,7% коми-зырян и 85,8% коми-пермяков. В 1979 году коми язык назвали родным уже 76,2% коми-зырян и 77,1% коми-пермяков. За 10 лет коми языковой коллектив уменьшился на 33 000 человек. Сокращение числа говорящих на коми языке продолжается. По данным переписи населения 1989 г., среди всех коми в СССР родным языком назвали коми язык 70%, т. е. ныне каждый третий коми уже не владеет материнским языком.

Из книги "КОМИ КЫВ: Самоучитель коми языка" Е А Цыпанов 1992 г (Сыктывкар, Коми книжное издательство)

В книге рассказывается о языках, народах, миграционных движениях финно-угорских народов. О том, как возникает финно-угорская общность, формируются верования, обычаи, обряды. Привлекаются различные исторические и этнографические источники. Приведены краткие грамматики некоторых финно-угорских языков.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Финно-угорские народы. Языки, народы, миграции, обычаи (Андрей Тихомиров) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Составитель Андрей Тихомиров


ISBN 978-5-4490-9797-2

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Финно-угорские языки

Финно-угорские языки (или угро-финские языки) – группа языков, находящаяся в ближайшем родстве с самодийскими языками и образующая вместе с последними крупную генетическую уральскую языковую семью.

Финно-угорские языки делятся на следующие ветви: венгерская, представленная венгерским языком; обско-угорская, состоящая из мансийского и хантыйского языков, распространенных в северной части бассейна реки Оби; прибалтийско-финская с языками: финским, эстонским, ливским, водским, вепсским, ижорским и карельским; саамская, представленная саамским языком, на котором говорят саами (лопари), живущие на Кольском полуострове, в северной части Финляндии, Швеции и Норвегии; мордовская с двумя основными диалектами – эрзянским и мокшанским; марийская, состоящая из лугово-восточного и горного диалектов; пермская, включающая удмуртский язык и коми язык с коми-зырянским, коми-пермяцким и коми-язьвинским диалектами.

Самодийские языки, семья (по другим классификациям, группа) языков в составе генетической общности уральских языков. Включает языки: ненецкий, энецкий, нганасанский, селькупский, практически исчезнувший камасинский, вымершие маторский (моторский), карагасский и тайгийский. Самодийцы, устар. – самоеды, (летописное – самоядь) (от самэемне, на саамском языке – земля саами), 1) Старое русское название саами и других народов Севера России и Сибири. 2) Устарелое название всех самодийских народов.

Кроме того, выделяется так называемая уральская раса, которая занимает промежуточное положение между монголоидной и европеоидной расами. Характерны прямые тёмные волосы, темные глаза, иногда плоское лицо, сильно развитый эпикантус (узкий нос с вогнутой спинкой). Распространена ныне в западной Сибири (ханты, манси, северные алтайцы и др.).

Сий Энико, Курс венгерского языка, Издание второе. Танкёньвкиадо, Будапешт, 1981, с. 10. Szíj Enikő, Magyar nyelvkönyv, Második kiadás, Tankönyvkiadó, Budapest, 1981, oldal 9

Венгерский язык находится в ближайшем генетическое родство с обско-угорскими языками, составляя угорскую группу финно-угорских. Венгры, жившие некогда поблизости с хантыйцами и мансийцами, заняли современную территорию только в 9 в. Все остальные финно-угорские языки составляют финскую группу или прибалтийско-финско-пермскую группу.

Венгерский, финский и эстонский языки являются развитыми литературными языками, я на них имеется старая письменность. Мордовский, марийский, удмуртский, коми, хантыйский и мансийский как литературные языки сформировались лишь в 20-30 гг. 20 века.

Во 2-й половине 14 в. на коми языке была создана древнепермская письменность, пришедшая в упадок в 18 в. Древнепермская письменность – письменность, созданная в 14 в. миссионером Стефаном Пермским на основе одного из древних диалектов языка коми. Составлена была специальная азбука по образцу греческой и славяно-русской, сделаны переводы некоторых богослужебных книг. Ныне вышла из употребления. В настоящее время от неё сохранились небольшие памятники в виде надписей на иконах и в рукописных книгах, списков азбук и т. п. Ценным источником для изучения древнепермской письменности является список литургии (т. н. Евгениево-Лепёхинские тексты), переписанный в 17 в. русским алфавитом с древнепермского, представляющий собой связный текст размером около 600 слов. Эта письменность в 14-17 вв. пользовалась известной популярностью и среди русских московских писцов, которые употребляли её в качестве тайнописи.

Древнепермская письменность

Самыми древними памятниками письменности являются венгерские (13 в.), коми (14 в.),

финские (15-16 вв.).

Общими для современных финно-угорских языков являются унаследованные от финно-угорского языка-основы некоторые аффиксы спряжения, склонения и словообразования, а также несколько сот общих корней. В финно-угорской лексике по отдельным языкам наблюдаются закономерные звуковые соответствия. Однако современные финно-угорские языки, вследствие продолжительного обособленного развития, далеко разошлись друг от

друга как по своему грамматическому строю, так и по составу лексики; по звуковым особенностям они также сильно различаются. Из общих грамматических особенностей можно отметить следующие: агглютинативный грамматический строй, употребление послелогов (вместо предлогов индоевропейских языков), отсутствие префиксов (исключение составляет венгерский язык), неизменяемость прилагательных в положении перед определяемым словом (исключение составляют прибалтийско-финские языки). В большинстве финно-угорских языках наблюдается гармония гласных. На словарный состав отдельных языков оказывали влияние различные языки соседних народов, в результате чего состав иноязычных заимствований неодинаков в разных языках; так, например, в венгерском языке много тюркских и славянских слов, а в финском языке много балтийских, германских, шведских и древних русских заимствований.

Современные финны (суомалайсет) говорят на финском языке, относящемся к западной, прибалтийско-финской группе финно-угорских языков. В антропологическом отношении они принадлежат к балтийскому типу европеоидной расы.

Архипова Н. П. и Ястребов Е. В. в книге «Как были открыты Уральские горы», Челябинск, 2-е изд., Южно-Уральское книжное издательство, 1982, с. 146-149, рассказывают о путешествии венгерского лингвиста и географа Антала Регули на Северный Урал в 40-е гг. 19 века: «Еще в студенческие годы Регули задумывался о происхождении венгерского языка и венгерского народа. Почему в его стране говорят на языке, столь непохожем на языки соседних стран? Где истоки венгерского языка, откуда пришли в Юго-Восточную Европу предки современных венгров? Регули слышал, что венгры родом якобы с Урала. Однако это надо было доказать. Посетив Северную Финляндию, он был поражен родством между финским и саамским (лапландским) языками, с одной стороны, и венгерским – с другой. Чтобы продолжить изучение финно-угорских языков и этнических связей, Регули решил отправиться в Россию. Венгерская академия наук выделила ему 200 форинтов (что было равно 200 золотых рублей) для проведения научных исследований. В 1841 г. он прибыл в Петербург, где быстро овладевает русским языком, продолжает совершенствовать свои знания языков северных народов.

Регули понял: чтобы выяснить положение венгерского языка в системе языков финно-угорской группы, его происхождение, следует проникнуть в центральные и восточные районы Европейской России, на Урал и в Зауралье. Там жил загадочный народ манси (вогулы), тогда мало известный в Европе. 9 октября 1843 года путешественник выехал на Урал через Москву. 27 октября он прибыл в Казань. По пути Регули собирает материал о языке и быте марийцев (черемисов), удмуртов (вотяков) и чувашей. 14 ноября 1843 г. Регули прибывает в Пермь, откуда начались его странствия по неизведанным землям. Выехав из Соликамска 20 ноября 1843 г., Регули перевалил водораздел Уральских гор, достиг верховьев реки Туры, откуда и направился вдоль восточного склона хребта на север к верховьям реки Лозьвы. Прожив около трех месяцев среди манси, он выезжает в Верхотурье, затем в Ирбит и далее на реки Тавду и Тобол. Весной 1844 г. по водному пути, местами верхом или пешком рядом с навьюченной лошадью Регули направляется вверх по реке Конде, затем вверх по реке Пелыму. Следуя вдоль восточного склона Урала по реке Северной Сосьве, он достигает верховьев реки Ляпина и его притока Хулги на Приполярном Урале. По ходу своего маршрута Регули собирает ценнейший материал об укладе жизни, быта и языке манси и хантов. Записанные им сказки и песни раскрывают духовный мир этих своеобразных северных народов. Странствуя по малонаселенной местности, почти неизвестной географам, Регули составляет схематические карты с указанием наименований гор, рек и населенных мест. 29 сентября 1844 года, достигнув Северного полярного круга, Регули прибыл в Обдорск (ныне Салехард) – тогда небольшой поселок, состоявший всего лишь из 40 домов. К тому времени Обь уже замерзла, и Регули на оленях по тундре направляется к северной оконечности Уральских гор, достигнув 21 октября 1844 г. побережья Карского моря и пролива Югорский Шар. Это была самая северная точка (69°45» с. ш.) его путешествия. В ноябре он прибывает в бассейн реки Усы, в область, населенную коми (зырянами), продолжает здесь свои исследования. Оттуда, перевалив через Уральские горы, Регули выходит к гор. Березово, но не задерживается здесь, а по Северной Сосьве направляется вверх до устья Кемпажа. Следуя далее по Северной Сосьве, он достигает истоков этой реки (у 62° с. ш.), населенных манси, и лишь после этого вновь выходит к гор. Березово. Здесь Регули зимует, приводя в порядок свои дневники. Поездка Регули по Уралу и Зауралью проходила в очень трудных условиях: не хватало снаряжения, не было нужных приборов. Венгерский ученый передвигался на лодке по бурным рекам, верхом на лошади по горным кручам, в нартах, запряженных оленями или собаками, а часто пешком. Обычно его сопровождали проводники – манси, ханты или ненцы. Пытливому исследователю всегда были близки чувства и мысли простых людей, он выделял и высоко ценил благородные черты их поведения и нравов. Вопреки господствовавшим в то время представлениям о «дикарях», Регули утверждал: «В жизни малокультурных народов имеются такие черты, которые заслуживают всеобщего признания. В их общественном бытии наблюдаются такие явления, которые указывают на сострадание и отсутствие недоброжелательности». Из Березово Регули посылает информацию о своих иссле-дованиях^Венгерской академии наук и в Петербург. В письме к К. М. Бэру он сообщает, что установил несомненную связь между языком манси и венгерским языком. В составленном Регули мансийско-венгерском словаре имелось 2600 мансийских слов».

Маршруты А. Регули (составила Н. П. Архипова): 1 – первая часть; 2 – вторая часть; северные границы: 3 – земледелия; 4 – леса, установленные Регули

Привезенный с Урала ценнейший материал Регули обрабатывал в течение всей последующей жизни. Он же подготовил основной труд «Вогульская страна и ее обитатели», опубликованный в 1864 г. на венгерском языке в Будапеште уже после смерти автора. Регули придавал большое значение исследованию названии местности, по-современному топонимика, что позволяет судить о расселении народов в прошлом. Свои представления о происхождении и истории такого расселения он строил также на основе сравнительного анализа языков, с учетом этнографических данных. Регули установил генетическую связь финно-угорских языков, к которым относятся языки венгров, финнов, манси, хантов, коми и марийцев. Его особенно поразили черты сходства между мансийским и венгерским языками. Он пришел к выводу, что венгры произошли от предков, давным-давно живших на Северном Урале и в Зауралье, на территории, теперь населенной манси. Эти утверждения Регули в основе своей принимаются современными лингвистами. По их представлениям, прародина угров находилась на лесистой территории в бассейне Камы и несколько южнее. В первой половине первого тысячелетия до нашей эры из угорской общности выделились племена, ставшие впоследствии предками венгров. Остальные угры еще долго оставались на этой территории, а в XII – XV веках часть племен переселилась за Урал. В целом, путешествие Регули по Уралу и Приуралью продолжалось около полутора лет (прибытие в Соликамск – ноябрь 1843 г., отъезд из Березово – март 1845 г.). Протяженность его пути составила 5,5 тыс. км. Ранее ни один ученый не проводил здесь столь длительных и обстоятельных исследований, не исходил столь обширную территорию. Путешествие Регули по малоизведанной территории пробудило интерес к изучению природы и населения Северного Урала и способствовало развитию исследованию финно-угорских народов.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: