Икона «Павел, апостол. Икона «Пётр и Павел» и её значение

Имя: Апостол Павел (Савл)

Возраст: 60 лет

Дата смерти: 67 г.

Деятельность: христианский святой

Семейное положение: не был женат

Апостол Павел: биография

За время путешествия Павлом и Варнавой основаны христианские общины в городах Икония и Антиохия Писидийская, Афины и Коринф, Солунь и Верия и прочих поселениях. В городе Листра апостолы исцелили хромого. Жители, увидев чудо, провозгласили Павла и Варнаву богами и вознамерились принести им жертвы, но апостолам удалось избежать соблазна сравняться с Господом.


Наоборот, святые убедили народ, что они такие же простые смертные. Тогда же Павел получил верного ученика Тимофея, в Троаде к ним присоединился евангелист Лука. Святой обошел с проповедями Балканский полуостров и Кипр, где обратил в веру проконсула Сергия.

Легенда повествует, что проконсул служил богине Венере, но, будучи умным человеком, заинтересовался учением, которое исповедовал его гость. Однако местный иудей Вариисус, приближенный Сергия и считавшийся волшебником, всячески препятствовал этому. Павел остановил волхва, явив чудо – Вариисус ослеп. Пораженный проконсул принял крещение. Лука с этого момента в записях о путешествиях называл апостола Павлом.


Предполагается, что новообращенный христианин предложил апостолу защиту, что подразумевало взятие имени патрона. Однако придерживался мнения, что Савл стал зваться Павлом после принятия им крещения от Святого Анания. Свидетельством тому служит традиция иудеев отмечать сменой имени знаковые события в жизни.

Как следует из Святого Писания, апостол Павел сказал, что ему «вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных». Иными словами, Петр, выходец из Галилеи, которому с трудом давались иностранные языки, проповедовал среди евреев. Перед Павлом же стояла задача нести Слово Божие в иные народы, проживавшие в районе Средиземноморья и за его пределами.


Апостол Павел пишет "Послание к коринфянам"

Во Втором Послании к коринфянам апостол Павел охарактеризовал свое служение как деяние против нападок иудеев. В отличие от других апостолов, прежний опыт Святого Павла позволял свободно ориентироваться в толковании Торы, а потому его проповеди звучали убедительнее и ярче, поскольку он заранее предвидел, какие возражения выдвинут фарисеи. С долей вероятности утверждается, что Павлу присуще высокое самомнение как о человеке, лучше прочих разбирающемся в вопросах христианства, знающем «как надо».

Проповедуя среди простых людей, апостол зачастую использовал сравнения, полагая, что так проще донести мысли. Так, в Коринфе проводились спортивные соревнования, победитель которых получал лавровый венок.


В Послании к коринфянам Павел сравнил получение Божьей награды со спортивным ристалищем, на котором нетленный венок – венец вечной жизни. Но получит награду только тот, кто усмирит свои желания и гордыню, кто прилагает усилия и живет в самодисциплине, как победитель в спорте.

«Тесны врата, ведущие в жизнь, и немногие находят их…много званых, но мало избранных».

Святой Павел учил, что в человеке совмещены три составляющие – тело, дух и душа. Тело любого человека – это храм, в котором живет частичка Святого Духа. Дух человеческий – его нематериальная часть, соприкасающаяся с Высшим началом, символическое отражение Духа Божьего. Душа – главное жизненное начало, охватывающее человеческий ум, способности и сердце. При этом ум – это не привычное понимание интеллекта или разума, но и манера, склонность думать, чувство, мнение.


Павел пользовался понятиями «сердце» и «совесть». Первое в понимании апостола представляется центром внутренней жизни человека, где хранятся душевные переживания. Совесть же выступает внутренним судьей и законом, нравственным мерилом человеческих поступков.

Обращаясь к слушателям проповедей, святой призывал единоверцев оставить старый багаж знаний и жить по новым законам: не ставить во главу угла личные заботы, искренне любить, не мстить преследователям веры, «отвращаться от зла».

Смерть

По легенде, во время очередной поездки Павла в Иерусалим иудейское сообщество вознамерилось убить апостола. От расправы святого спасла власть Рима, но Павел попал в заточение, в котором провел два года. Местный прокуратор бездействовал, и Павел подал прошение об освобождении Кесарю.


Согласно требованиям судебной системы римского гражданина препроводили в Вечный город, где он жил некоторое время в относительной свободе, но под наблюдением. За это время апостол посетил Мальту, Эфес, Македонию, написал Послания к Филиппийцам, палестинским Евреям, к Тимофею и Титу, которых рукоположил в епископы.

Затем Павел вернулся в Рим и проповедовал при дворе , за что и был вновь заточен в тюрьму. Через 9 месяцев заключения апостолу отрубили голову. Считается, что монастырь Abbazia delle Tre Fontane стоит на месте казни святого. А на месте захоронения ученики Святого Павла оставили знак, и двести лет спустя император Константин возвел на этом месте папский собор San Paolo fuori le Mura.

Христианской церковью установлен день святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В православии праздник отмечается 12 июля, у католиков - 29 июня. В этот день не следует заниматься хозяйственными делами – с церковной службы надлежит вернуться в уже убранный дом. В молитвах святые Павел и Петр обычно упоминаются вместе, перед иконой Святого Павла принято просить о душевном и физическом исцелении, о даровании силы в богоугодном деле и обращении к Христу маловерующих.

Память

  • 1080 – Капитульный храм Святых Петра и Павла (Прага)
  • 1410 –
  • 1587-1592 – , «Апостолы Петр и Павел»
  • 1619 – , «Святой Павел»
  • 1629 – , «Апостол Павел в темнице»
  • 1708 – Собор Святого Павла (StPaul"s Cathedral, Лондон)
  • 1840 – Собор Святого Павла (Basilica di San Paolo fuori le Mura, Рим)
  • 1845 – Храм Святых Апостолов Петра и Павла (Москва)
  • 1875 – , «Апостол Павел объясняет догматы веры царю Агриппе»
  • 1887 – Церковь Святого Павла (Рига)

Житие апостола Павла.

Святой Павел, первоначально носивший еврейское имя Савл, принадлежал к колену Вениаминову и родился в киликийском городе Тарсе (в Малой Азии), который тогда славился своей греческой академией и образованностью своих жителей. Как уроженец этого города, происходивший от иудеев, вышедший из рабства у римских граждан, Павел имел права римского гражданина. В Тарсе Павел получил свое первое воспитание и, вероятно, там же познакомился с языческой культурой, ибо в его речах и посланиях ясно проглядывают следы знакомства с языческими писателями.

Икона Святых апостолов Петра и Павла в храме Живоначальной Троицы в Листах города Москвы.

Последующее образование он получил в Иерусалиме, в славившейся тогда раввинской академии у знаменитого учителя Гамалиила, который считался знатоком Закона и, несмотря на принадлежность к партии фарисеев, был человеком свободомыслящим и любителем греческой мудрости. Здесь же, по принятому у евреев обычаю, молодой Савл изучил искусство делать палатки, которое потом помогло ему зарабатывать средства на пропитание собственным трудом.

Храмовая икона свв. апп. Петра и Павла. Иосифо-Волоцкий монастырь в Теряево. Московская область.

Молодой Савл, видимо, готовился к должности раввина (религиоз-ного наставника), а потому сразу же после окончания своего воспитания и образования он проявил себя сильным ревнителем фарисейских преданий и гонителей веры Христовой. Может быть по назначению синедриона он стал свидетелем смерти первомученика Стефана, а затем получил власть официально преследовать христиан даже за пределами Палестины в Дамаске.

Андрей Рублев. Апостол Павел (из Звенигородского чина). Начало XV века.

Господь, усмотревший в нем «сосуд избранный Себе», на пути в Дамаск чудесным образом призвал его к апостольскому служению. Во время путешествия Савла осветил ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю. Из света раздался голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» На вопрос Савла: «Кто Ты?» - Господь ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Господь повелел Савлу идти в Дамаск, где ему будет указано, что делать дальше. Спутники Савла слышали голос Христа, но света не видели. Приведенный под руки в Дамаск, ослепший Савл был научен вере и на третий день крещен Ананией. В момент погружения в воду Савл прозрел. С этого времени он сделался ревностным проповедником прежде гонимого учения. На время он отправился в Аравию, а затем снова вернулся в Дамаск для проповеди о Христе.

Апостол Павел. Икона Высоцкого чина. Конец XIV в. Икона из Серпуховского Высоцкого монастыря.

Ярость иудеев, возмущенных его обращением ко Христу, заставила его бежать в Иерусалим, где он присоединился к обществу верующих и познакомился с апостолами. Из-за покушения эллинистов убить его, он отправился в свой родной г. Тарс. Отсюда около 43 года он был вызван Варнавой в Антиохию для проповеди, и потом путешествовал вместе с ним в Иерусалим, куда привел помощь нуждающимся.

Вскоре после возвращения из Иерусалима - по повелению Духа Святого - Савл вместе с Варнавой отправился в свое первое апостольское путешествие, продолжавшееся с 45 по 51 год. Апостолы прошли весь остров Кипр, и с этого времени Савл, который обратил к вере проконсула Сергия Павла, именуется уже Павлом. За это время миссионерского путешествия Павла и Варнавы были основаны христианские общины в малоазийскнх городах: Антиохии Писидийской, Иконии, Листре и Дервии. В 51 году святой Павел принял участие в Апостольском Соборе в Иерусалиме, где горячо восставал против необходимости для язычников, ставших христианами, соблюдать обряды Моисеева закона.

Вернувшись в Антиохию, апостол Павел в сопровождении Силы предпринял второе апостольское путешествие. Сначала он посетил ранее основанные им церкви в Малой Азии, а затем перешел в Македонию, где основал общины в Филиппах, Солуни и Верии. В Листре святой Павел приобрел любимого ученика своего Тимофея, а от Троады продолжал путешествие с присоединившимся к ним Евангелистом Лукой. Из Македонии святой Павел перешел в Грецию, где проповедовал в Афинах и Коринфе, задержавшись в последнем на полтора года. Отсюда он послал два послания к Солунянам. Второе путешествие длилось с 51 по 54 год. Потом святой Павел отправился в Иерусалим. посетив по пути Ефес и Кесарию, а из Иерусалима прибыл в Антиохию.

Апостол Павел. Икона из деисусного чина. Мастерская Троице-Сергиевого монастыря в Климентовской слободе. Первая половина XVII века.

После недолгого пребывания в Антиохии апостол Павел предпринял третье апостольское путешествие (56-58 гг.), посетив сначала, по обычаю своему, ранее основанные малоазийские церкви, а затем остановился в Ефесе, где в течение двух лет занимался ежедневно проповедью в училище Тиранна. Отсюда он написал свое послание к Галатам (по поводу усиления там партии иудействующих) и первое послание к Коринфянам (по поводу возникших там беспорядков и в ответ на письмо Коринфян к нему). Народное восстание, поднятое серебряных дел мастером Димитрием против Павла, заставило апостола оставить Ефес, и он отправился в Македонию, а затем в Иерусалим.

В Иерусалиме из-за возникшего против него народного мятежа апостол Павел был взят под стражу римскими властями и оказался в заточении, сначала при проконсуле Феликсе, а потом при сменившем его проконсуле Фесте. Это случилось в 59 году, а два года спустя апостол Павел, как римский гражданин, по его желанию был отправлен в Рим на суд кесаря. Потерпев кораблекрушение у о. Мальты, апостол только летом 62 года достиг Рима, где пользовался большим снисхождением римских властей и свободно проповедовал. Из Рима апостол Павел написал свои послания к Филиппийцам (с благодарностью за присланное ему с Епафродитом денежное пособие), к Колоссянам, к Ефесянам и к Филимону, жителю Колосс (по поводу бежавшего от него раба Онисима). Все эти три послания были написаны в 63 году и отправлены с Тихиком. Из Рима же вскоре написано и послание к палестинским евреям.

Дальнейшая судьба апостола Павла в точности не известна. Некоторые считают, что он оставался в Риме и по повелению Нерона был предан мученической смерти в 64 году. Но есть основания предполагать, что после двухлетнего заключения и защиты своего дела перед сенатом и императором апостол Павел был освобожден и снова путешествовал на Восток. Указания на это можно найти в его «пастырских посланиях» - к Тимофею и Титу. Пробыв долгое время на острове Крит, он оставил там своего ученика Тита для рукоположения пресвитеров по всем городам, что свидетельствует о рукоположении им Тита в епископы Критской церкви. Позже в своем послании к Титу апостол Павел наставляет его, как проходить обязанности епископа. Из этого же послания видно, что он предполагал провести ту зиму в Никополе, близ родного Тарса.

Весной 65 года он посетил остальные малоазийские церкви и в Милете оставил больного Трофима, из-за которого произошло возмущение против апостола в Иерусалиме, повлекшее за собой его первое заключение. Проходил ли апостол Павел через Ефес, неизвестно, так как он говорил, что пресвитеры ефесские уже не увидят его лица, но он по-видимому, в это время рукоположил Тимофея во епископа для Ефеса. Далее апостол прошел через Троаду и достиг Македонии. Там он услышал об усилении лжеучений в Ефесе и написал свое первое послание к Тимофею. Пробыв некоторое время в Коринфе и встретившись на пути с апостолом Петром, Павел вместе с ним продолжал путь через Далматию и Италию, дошел до Рима, где оставил апостола Петра, а сам уже в 66 году отправился далее на запад, дойдя, вероятно до Испании.

После возвращения в Рим он был снова заключен в темницу, в которой и находился до смерти. Есть предание, что после возвращения в Рим он проповедовал даже при дворе императора Нерона и обратил к вере во Христа его любимую наложницу. За это он был предан суду, и хотя милостью Божией избавлен был, по собственному выражению, от львиных челюстей, то есть от съедения зверями в цирке, однако был заключен в темницу.

После девятимесячного заключения он был усечен мечом, как римский гражданин, недалеко от Рима в 67 году после Р. X. в 12 год царствования Нерона.

Апостол Павел написал 14 посланий, представляющих собой систематизацию христианского учения. Эти послания, благодаря его широкому образованию и проницательности, отличаются большой самобытностью.

Апостол Павел, как и апостол Петр. много потрудился в распространении Христовой веры и справедливо почитается вместе с ним «столпом» Церкви Христовой и первоверховным апостолом. Они оба мученически скончались в Риме при императоре Нероне, и их память празднуется в один день.

Петра и Павла.
12 июля (29 июня ст. ст.) Петра и Павла. С праздником!
Славных и всехвальных первоверховных апостолов Пера и Павла.
Тропарь апостолов. Глас 4.
Апостолов первопрестольницы/ и вселенныя учителие,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати//и душам нашим велию милость.

Петр и Павел апостолы. Икона 11 век. Новгородский государственный объединенный
историко-архитектурный музей-заповедник.

Петр и Павел считаются величайшими проповедниками учения Христа и даже основателями самой христианской религии. Только эти два апостола имеют звание первоверховных — такого звания больше никто из всего сонма Святых не удостоен.
Церковью воспеваются «Петрова твердость и Павлов разум».

"По христианским воззрениям именно у апостола Петра находятся ключи от рая: он привратник у райских ворот. Его иногда так и называют: Петр-ключник, или Петр «золотые ключи».


Петр и Павел апостолы. Икона 14 век. Византийский музей, Афины.


Петр и Павел апостолы. Икона 14 век. Синай, Монастырь святой Екатерины


Апостолы Петр и Павел. Картина Эль-Греко (Доменико Теотокопули)
1590-92 гг. Эрмитаж. Икона итало-критской школы XVI века.


Петр и Павел апостолы. Икона 14 век. Монастырь Ватопед на Афоне.


Петр и Павел апостолы. Икона 17 век. Афон, монастырь Пантократор.


Петр и Павел апостолы. Икона 18 век. Государственный Исторический музей, Москва.
Интересной особенностью данной иконы является изображение апостолов Петра и Павла на фоне архитектурного комплекса Петропавловской крепости с собором в Санкт-Петербурге. В центре композиции на берегах реки изображены две сцены мученичексой смерти апостолов. Внизу, в барочном картуше помещен текст молитвы, посвященной апостолам.


Петр и Павел апостолы, икона 17 век. Пермская государственная художественная галерея.
Апостолы изображены в рост, слегка повернутыми друг к другу и обращенными в молении к Спасу Вседержителю, восседающему на Престоле в окружении архангелов в сегменте небесной сферы, которая расположена в центре под верхним полем. В руках апостола Петра ключ и свиток, в руках апостола Павла - Евангелие. Фон позолочен.
http://lib.pstgu.ru/icons/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=4&Itemid=6


Несмотря на то, что 12 июля — это день Петра и Павла, 12 июля на Руси обычно почитали лишь память апостола Петра, Святому же Павлу молитвы возносились на следующий день, «чтобы не обижался».

В этот день заканчивается Петров пост. Было принято ходить в гости и приносить с собой «обетные» («обетованные») угощения, среди которых обязательно должны были присутствовать блюда из рыбы. «Обетные» угощения обычно устраивались крестными родителями.

Ведь в первую очередь, Петров день считается праздником рыболовов, тех кто связан с рыбным промыслом, поскольку сам Петр в до апостольской своей жизни был обычным рыбаком, и именно во время ловли Петром рыбы и произошло его знакомство с Иисусом Христом, который призвал его от рыбацких трудов у «уловлению человеков». Рыбаки молились ему об удаче, просили подсказать: удастся ловля, будет буря, стоит забрасывать сети.

В Петров день было принято умываться водой из трех ключей. Также крестьяне выходили посмотреть, как будет всходить солнце: собирались ночью на холмах, разжигали костры и проводили время в ожидании рассвета в играх и песнях. Считалось, что на Петра Павла солнце «играет» в небе: то заблестит разными цветами, то засияет ясно, то поднимется, то опустится.

Крестьяне замечали: если на Петров день дождь, то весь сенокос будет мокрый. В то же время изменение погоды в течение одного дня, когда за дождем следует солнце, а затем снова дождь, обещала плодородие. Говорили: «На святого Петра дождь - урожай худой, два дождя - хороший, три - богатый».

А еще сегодня отмечается День фотографа. Точнее, не совсем так: День святой Вероники, покровительницы фотографов. По преданию, св. Вероника в числе прочих людей следовала за Иисусом Христом на Голгофу. Когда изнеможенный Спаситель упал, святая Вероника поднесла ему свой платок, отереть пот с лица. На ткани запечатлелся лик Спасителя. Когда была изобретена фотография папским декретом св. Вероника была объявлена покровительницей фотографии и фотографов."
Фото и текст из открытых источников.

В 2019 году, 12 июля православная церковь почитает память апостолов Петра и Павла. К этому празднику приурочен Петровский пост, который заканчивается накануне.

Уже в IV веке создавались фрески, изображавшие этих святых. Начиная с XI века на Руси появились византийские иконы с изображением святых Петра и Павла.

Икона апостолов Петра и Павла

Согласно иконографической традиции, в домонгольский период их изображали в полный рост, стоящими рядом. Апостол Павел держит закрытую книгу, а Петр – свернутый свиток – символ его апостольских текстов, длинный золотой посох и золотые ключи.

Позднее изображения стали поясными, как, например, на хранящемся в Третьяковской галерее знаменитом «Высоцком» чине. Встречаются и житийные изображения этих святых, братски обнявшихся и целующих друг друга. Образ апостолов Петра и Павла хранятся во множестве православных храмов.

Значение иконы Петра и Павла заключается в том, что они являют собой символы безграничной веры в истинность учения Христа. Истории их жизненного пути значительно различаются, но их служение Христу и принятие мученичества объединило апостолов.

О чем просят святых Петра и Павла?

Верующие обращаются к ним в сложных жизненных ситуациях, просят ниспослать удачу в различных начинаниях. Также перед святой иконой молятся об утверждении в вере и твердости ее, об исцелении от различных заболеваний.

Апостол Павел оказывает помощь в исцелении душевнобольных, при физических травмах. Рыбаки просят святого Петра об успехе в рыбной ловле.

Молитва первая в праздник Петра и Павла

«О преславнии апостоли Петре и Павле, души за Христа предавшии и кровию вашею пажить Его удобрившии! Услышите чад ваших молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О сильнии! Понесите немощи наша, не отлучайтеся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас, молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и Брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь».

Молитва вторая на День Петра и Павла

«О святии апостоли Петре и Павле, не отлучайтеся духом от нас, грешных раб Божиих (имена), да не разлучимся вконец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение во веки веков».

Молитва третья Петру и Павлу

«О верховнии Апостоле: Петре, веры Христовой твердый изобразителю, и Павле, сладковещательная ластовица учения Господня! Зрим вас, аки многотекущую реку сказаний Христовых словес, истекающую от истинных недр Божиих и всю глубину кладезя истин богооткровенных пред нами, жаждущими их, открывающую. Зрим вас, аки светила, с небесе токи теплоты любве божественныя нам уясняющия: ублажаем вас, приемших труды и поты, во еже всеяти учений божественных семена: целуем стопы ваша, обтекавшия вся концы земли, и в трепете греховнем зрим главы ваша, смиренно преклоненныя к пречистым стопам Господним: единаго крестным путем (повешением) и другаго мечным усечением. Умильно просим вас, святии Апостоли, сотворите и нас в буести греховней преклоненными пред Учителем нашим Господом, сотворите гордости нашей главы усекновение учением богооткровенным: глад душевный наш да утолит Господь брашном, указуемым с самаго неба, якоже Петру: - ты же, Павле, богонасыщенный Христовых словес, потщися и нас до третьяго небесе возвести твоими непрестанными о нас ко Господу молитвами, да и мы тамо прославим с лики ангельскими и апостольскими дивнаго во святых своих Отца всяческих и Его же послал в мир спасаяй и наставляяй к жизни вечной, Господа Иисуса Христа, и единосущнаго Им Святаго Духа. Аминь».

Молитва четвертая апостолам Петру и Павлу

«Святый верховный Апостоле Петре, каменю веры, на Христе, краеугольном камени, в Церковь исповеданием назданный! Моли, да и аз, умными помышлении и плотскими похотении всегда колеблемый, на тоемжде Христе, Камени живом, избранном, честном, верою наздан всегда совершаюся любовию в храм духовен, в священство свято, вознесити жертвы духовныя Богови Иисусу Христу. Святый верховный Апостоле Павле, сосуде избранный Христов, благодати и славы Божия преисполненне! Моли имущаго власть над тварию Творца, да мя, ныне сосуд погубленный, сотворит Себе сосуд в честь, освящен и благопотребен, на всякое благое уготован. Аминь».

«Говорю Вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся. Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное «поглощена смерть победою» (1Кор. 15:51–54). Эти прекрасные слова о наступлении Царствия Божия на земле, о грядущем времени для христианского человечества Духом Святым вложены в уста святого первоверховного апостола Павла.

Особенность явления апостола Павла среди прочих учеников Христовых в том, что он не был апостолом ни от 12-ти, ни от 70-ти и не встречался с Христом до Распятия, Воскресения и Вознесения Его, но он встретился с Христом, «восшедшим на небеса и сидящим одесную Отца» (Символ веры). Как пишет о святом апостоле Павле митрополит Антоний Сурожский: «… Он тоже свидетель о Христе, и свидетель чего-то чрезвычайно важного: того, что человек, который раньше не верил во Христа, Его ненавидел, преследовал, вдруг оказался лицом к лицу с Христом воскресшим». Кратчайший, шоковый путь от яростного гонителя до мудрейшего и преданнейшего служителя Его на миссионерском пути апостола – воистину неисповедимы пути и Промысл Господа Всемогущего…

Святой апостол Павел родился в V веке от Рождества Христова в городе Тарсе в провинции Киликия, исторической области, расположенной на юго-востоке Турции. Его родители, знатные и благочестивые иудеи из колена Вениаминова, вышли из римского рабства, стали свободными людьми, получили римское гражданство, а с ним все права и привилегии римских граждан, которые унаследовал и их сын Савл, названный так, очевидно, в честь библейского царя. Тарса была известна как город, по своему статусу центра образования и культуры равный Афинам и Александрии. Исследователи жития апостола Павла пишут, что в юности он, исходя из манеры изложения мысли, изящества, глубины, объемности формулировок, видимо, получил изрядное образование: был знаком с античной литературой, владел равно арамейским – языком фарисеев, латынью и греческим. Богословие Торы ему преподал известный раввин Гамалиил Великий, о чем сам апостол говорит в «Деяниях»: «Я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе» (Деян. 22; 3). Кстати, об учителе молодого фарисея Савла праведном Гамалииле известно, что он был весьма веротерпим к христианству, со временем принял Святое Крещение, и празднование его честного имени ныне совершается 2/15 августа – в день перенесения мощей.

О том, что Савл готовился стать раввином, известно и из текста в «Деяниях» (18:3): во время обучения у Гамалиила он также осваивал шитье палаток – равви не имели права брать деньги за их служение Богу, потому были вынуждены обучаться какому-либо ремеслу, чтобы иметь возможность прокормить себя.

Исходя из свидетельств, приведенных в «Деяниях», он находился в составе синедриона и был свидетелем гибели первомученика архидиакона Стефана (Деян. 7:54–59) в числе одобрявших казнь его, и даже охранял одежды тех, кто побивал Стефана камнями. Согласно «Деяниям», молодой Савл получил право на гонения христиан, которое рьяно исполнял (Деян. 8:3). Сам апостол, в чистоте и откровенности его покаяния, горячо сокрушаясь, говорит об этом уже на суде царя Агриппы во время первого его взятия под стражу: «Правда, и я думал, что мне должно много действовать против Иисуса Назорея. Это я и делал в Иерусалиме; получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы, и, когда убивали их, подавал на то голос. И по всем синагогам я многократно мучил их и принуждал хулить Иисуса, и, в чрезмерной против них ярости, преследовал даже в чужих городах» (Деян. 26: 9–11).

Встреча с воскресшим Христом фарисея Савла случилась на его пути в Дамаск, куда он следовал с письмом, испрошенным у первосвященника, чтобы взять под стражу и препроводить в Иерусалим для суда синедриона всех, кто исповедует в Дамаске Христово учение. Однако же по приближении к Дамаску на Савла средь бела дня пролился «с неба свет, превосходящий солнечное сияние», осиявший его и всех, кто был с ним. Видя такое знамение, Савл пал на землю, а голос обратился к нему со словами: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь!» Нам трудно представить, что было бы с нами, если бы мы услышали прямое обращение к нам Христа, и пережили ли бы такое потрясение? Неудивительно, что Савл пришел в состояние, в котором его привели, согласно Божию повелению с небес, в город, – три дня он не видел вокруг себя ничего, не ел и не пил, находясь в непрестанной молитве.

В то же время в Дамаске Анании, апостолу от 70-ти, находившемуся там, было другое видение: ему явился Господь и велел идти и найти в Иудином доме Тарсянина по имени Савл, и возложить на него руку, чтобы тот прозрел. Дурная слава Савла – гонителя христиан давно уже распространилась, и Анания сказал о том Господу, но «Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд» (Деян. 9:15). Анания пошел и сделал, как указал Господь, и Савл очнулся, и «вдруг он прозрел, и, встав, крестился, и, приняв пищи, укрепился» (Деян. 9:18–19). О Крещении Савла святитель Иоанн Златоуст говорит, что он сделался «из волка – агнцем, из терния – виноградом, из плевел – пшеницей, из врага – другом, из богохульника – богословом».

Однако укрепить доброе имя Савлу удалось не сразу, чтобы обрести его, ему предстояло пережить отторжение многими. Желая примкнуть к ученикам Христовым, он пришел в Иерусалим, но христиане сторонились его, не веря, что с человеком, подобным ему, могут так скоро произойти столь чрезвычайные перемены. Поддержку Савл нашел у апостола Варнавы, который знал все, что с ним произошло, как смело он проповедовал о Христе в Дамаске, как иудеи, возмущенные его Крещением, караулили его, пытаясь убить, и как его спасли другие ученики, спустив из окна в корзине по стене (Деян. 9:19–25). Варнава рассказал об этом другим апостолам, и апостольская братия отправила Павла через Кесарию в Тарсу.

В следующий раз на страницах «Деяний» мы встречаемся с Савлом, перед первым его миссионерским путешествием с весны 45-го по весну 49 года. Согласно «Деяниям», Савл вышел на служение с апостолом Варнавой из Антиохии и, придя на Кипр, обратил в веру Христову проконсула Сергия Павла, и отныне сам стал зваться Павлом. За это время Варнавой и Павлом были основаны многие общины – в Антиохии Писидийской, Иконии, Листре и Дервии. Святой апостол Павел принял участие в Апостольском Соборе в Иерусалиме, состоявшемся в 51 году, где апостол Петр произнес горячее слово против соблюдения язычниками Моисеева закона очищения через обрезание, утверждая, что и без того перелом в их душе и сознании достаточно велик. Он говорил, что им, как и крестившимся иудеям, было дано свидетельство о Боге, «который не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их» (Деян. 15:9). Апостолы же Варнава и Павел, к тому времени окончившие свое первое миссионерское путешествие, рассказали о чудесах, творимых Господом через них, когда они проповедовали среди язычников, что стало замечательным подтверждением речи апостола Петра на Соборе.

С 51 по 54 годы в сопровождении апостола Силы апостол Павел отправился в свое второе миссионерское путешествие. Пройдя вначале по церквам, основанным им ранее, он перешел в Македонию и там основал общины в Филиппах, Солуни (Фессалониках) и Верии. В Листре к нему присоединился его любимый ученик апостол Тимофей, к нему есть два замечательных послания, из которых видно, что к этому молодому апостолу апостол Павел питал истинно отеческие чувства, уча, предостерегая и благословляя его, неоднократно обращаясь к нему «сын мой», «возлюбленный сын».

Он проповедовал в Афинах и Коринфе, в третьем апостольском походе, длившемся с 56 по 58 годы, снова посетил церкви Малой Азии – апостол всегда проходил через все ранее основанные им общины в целях поддержания и укрепления веры и наблюдения за тем, как здесь соблюдаются Божии установления.

Первое заключение под стражу случилось с ним в Иерусалиме при иудейском царе Агриппе и римских проконсулах Феликсе, затем Фесте в 59 году. По его желанию святой апостол как римский гражданин был отправлен в Рим. По пути возле Мальты корабль потерпел крушение, время пути затянулось, и в Рим апостол прибыл лишь в 62 году. В Риме апостол Павел был в милости у тогдашних властей и потому мог проповедовать относительно свободно. Отсюда в 63 году он разослал с Тихиком Послания к Филиппийцам, к Колоссянам, к Ефесянам, а затем к евреям Палестины.

Далее описание жития святого апостола Павла, согласно «Деяниям», уже оканчивается, историки расходятся во мнениях о его дальнейшей судьбе. Одни полагают, что он был предан казни по указу Нерона. Другие утверждают, что это случилось позже, а тогда после двухлетнего заключения сенат и император освободили его из-под стражи, после чего апостол вновь отправился в путешествие на восток с учеником Титом, побывал на Крите, где оставил Тита для трудов в сане епископа Критской церкви с поручением рукополагать пресвитеров по всему острову. Это подтверждается наставлениями его в Послании к Титу о епископском служении.

Весной 65 года он вновь посетил другие города в Малой Азии, в Милете. Позже он рукоположил апостола Тимофея в сан апостола Ефесского, но сам, судя по всему, в Ефесе не бывал. Придя в Коринф, он задержался там на некоторое время, а далее встретился в пути с апостолом Петром, и вместе они прошли через Далматию и Италию в Рим, где Петр остался, а Павел в 66 году двинулся на запад, в Испанию.

В 67 году апостол Павел вернулся в Рим. Там он продолжил проповедь, но уже столь ревностно, что она коснулась и двора императора Нерона – в Христову веру была обращена любимая наложница Нерона. После обращения она отказалась от продолжения блудной жизни. Согласно Сказанию о нем святителя Иоанна Златоуста, это явилось поводом к его очередному заключению под стражу, осуждению и казни.

В отличие от распятого Петра, который не был гражданином Рима, Павел был обезглавлен, по преданию, примерно около 67 года от Рождества Христова на месте, которое носило название Салвианских источников на Остийской дороге. Честные останки его были погребены благочестивыми христианами близ Рима, и на этом месте был поставлен знак. Святитель Иоанн Златоуст в Сказании о житии святого апостола Павла писал, что к этому месту слетались ангелы и отвращались демоны, а многие и многие притекали сюда для поклонения. Позже святой равноапостольный царь Константин Великий, следуя совету святителя Сильвестра, Папы Римского, возвел здесь в 324 году небольшую церковь, которая была затем достроена императором Валентинианом. Церковь именуется Сан-Паоло-фуори-ле-Мура.

Учеными был проведен углеродный анализ останков, упокоенных в саркофаге под алтарем, и установлен их возраст – период между I и II веками от Рождества Христова. Вскрыть саркофаг не решились – столь древние останки могли разрушиться при соприкосновении с внешней средой, потому исследования велись методом зондирования. При этом были обнаружены частицы тонкого дорогого льна, цветом пурпурного, частицы голубой ткани, серебряных и золотых пластин. Под спудом алтаря христианского храма были захоронены мощи знатного римлянина и христианина, что, с учетом времени захоронения, позволило установить, что в саркофаге пребывают мощи святого апостола Павла, о чем и объявил Папа Бенедикт XVI.

Значение иконы
Чаще всего первоверховные апостолы Петр и Павел изображаются на иконе вместе, но есть и раздельные иконописные образы. Образ апостола Павла нам стал известен из самого подробного описания, данного Никифором Каллистом, церковным историком первой половины XIV века, монахом Софийского монастыря в Константинополе: «Павел был ростом мал, непрям и несколько согбен, лицо у него было чистое и являло признаки долгих лет, голова плешива, в глазах его усматривалось весьма много приятности, брови, поднятые вверх и как бы разбегающиеся, нос продолговат с приятною неравностью, борода густая и довольно длинная, по местам с сединою, так же как и голова». Из какого источника Никифор Каллист взял его, что послужило подлинником, неизвестно, но это описание стало вербальной основой для иконографии его образа. Впрочем, и Иоанн Златоуст утверждал, что апостол Павел ростом был мал, но в этом малом и на взгляд неприглядном человеке жила душа, исполненная вселенской мудрости и величия, которыми ее наделила встреча с Христом воскресшим.

«Избранный сосуд Христов, учитель языков, всемирный проповедник, самовидец небесных высот и райских доброт, предмет внимания и удивления Ангелов и человеков, великий подвижник и страдалец, язвы Господа своего на теле своем понесший, святый верховный апостол Павел, и вторично уже и кроме тела, до третьего неба взятый!» – так величает в Четьях-Минеях святого апостола Павла святитель Димитрий Ростовский: о последнем событии святой апостол Павел говорит сам, что он «был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 2–4).

«Не погрешит тот, кто назовет Павлову душу морем и небом: небом по чистоте, морем по глубине. В сем море нет драгоценных зерен, но есть вещи, драгоценнейшие всякого перла. Кто пожелает углубиться в сие море, тот найдет в нем все сокровища, кои сокрыты в Царстве Небесном» – свидетельствует о нем святитель Иоанн Златоуст. Помимо пройденных им пеших путей, протяженность которых немыслима, ибо тогда не было тех транспортных возможностей, которые есть в нашей современности, он оставил 14 Посланий, совокупная мудрость которых неизмерима.

Нам невозможно в полной мере представить себе немыслимый объем трудов, проделанных апостолами, и более всего – апостолом Павлом, все испытания и тяготы, переживаемые ими. Во Втором послании к Коринфянам апостол пишет: «От иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской. Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и в жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2 Кор. 11, 24–27).

Гонимые, голодающие, устающие от пыльных дорог, побиваемые и все равно несущие победное, спасительное Христово слово, они могут стать самым вдохновительным примером для нас, живущих уже в третьем тысячелетии от Рождества Христова. И это – прямое и безыскусное указание, как действует на земле Святой Дух через тех, кого избирает Своим сосудом избранным Господь Бог, о том говорит апостол: «Если должно мне хвалиться, буду хвалиться немощью своею. Бог и Отец Господа нашего, благословенный во веки веков, знает, что я не лгу» (2 Кор. 11, 30–31).

Сам апостол не раз обращает внимание всех, что его проповедь состоит «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (1 Кор. 2:4). Словом апостола Павла, силой, данной ему Духом Божиим, творились чудеса: был поражен слепотой Симон-волхв (Деян. 13, 11), воскрешен павший из окна третьего этажа юноша Евтих (Деян. 20, 9–12), люди исцелялись от прикосновения к вещам его, в том числе душевнобольные (Деян. 19:12).

Подробное описание его миссионерских походов изложено в «Деяниях», прочесть которые и изучить стоит всякому христианину: знания о житиях святых обогащают нас, укрепляют в вере беспримерно, и потому так замечательны и поучительны слова, сказанные о нем святителем Димитрием Ростовским: «Итак, не будем только лишь удивляться Павлу, но будем и подражать ему, дабы по отшествии из сей жизни нам удостоится узреть его и разделить с ним неизреченную славу, которая да будет уделом всех нас, по благодати и милости Иисуса Христа, Коему со Отцем и Святым Духом слава, честь и держава ныне, всегда и во веки веков. Аминь».

Апостол Павел предположительно жил в 5/15 – 64/68 г.г.

Павел не входил в число 12 непосредственных учеников Иисуса и в первой части своей жизни участвовал в преследовании христиан. Пережитый Павлом опыт встречи с воскресшим Иисусом Христом привёл к обращению и стал основанием для апостольской миссии. Павлом были созданы многочисленные христианские общины на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Послания Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета и являются одними из главных текстов христианского богословия.

Родился Павел в главном городе Киликии Тарсе от знатных родителей и пользовался правами римского гражданина. Сначала носил еврейское имя Савл, что означало «выпрошенный, вымоленный», и только после обращения к Христу стал называться Павлом.

По происхождению принадлежал к колену Вениаминову, а по воспитанию и вероисповеданию – к секте фарисейской. Воспитанный в Иерусалиме известным учителем Гамалиилом, Савл сделался ревнителем отечественного закона. В то время в Иерусалиме и в окрестных городах святые апостолы распространяли благовестие Христово, и у них часто происходили долгие споры с фарисеями.

Савл ревностно преследовал христиан, участвовал в избиении камнями святого первомученика Стефана (несмотря на родственные связи), возглавил гонения на апостолов и их последователей. Достал себе полномочия от иудейских первосвященников отправиться в Дамаск, где было много христиан, и привести их в оковах в Иерусалим на истязания.

«Когда Савл приближался уже к Дамаску, вдруг осиял его свет с неба (так внезапно, сильно и ослепительно, что он упал на землю), и в то же мгновение услышал голос, говоривший ему: "Савл, Савл! что ты гонишь меня?" Он же полный изумления, спросил: "Кто Ты, Господи?" Господь же сказал: "Я Иисус, Которого ты гонишь, трудно тебе идти против рожна"5. Савл в трепете и ужасе спросил: "Господи, что повелишь мне делать?" И Господь сказал: "Встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать"» (Деян.9:4-6) .

Савл сделался новым человеком, получив из уст Господа назначение и звание апостола. Вскоре принял крещение, стал Павлом, и немедленно начал проповедывать в синаногах об Иисусе. И все слышавшие удивлялись (этой перемене в мыслях «гонителя Церкви Христовой») и говорили: - Не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам? (Деян.9:21)

Получив от Господа указание о благовестии, апостол Павел стал проповедовать веру Христову среди иудеев и особенно среди язычников, странствуя из страны в страну и рассылая свои послания (14 посланий апостола Павла), которые писал в пути и которые до сих пор, по словам святителя Иоанна Златоустого, «ограждают Вселенскую Церковь подобно стене, построенной из адаманта».

Просвещая народы учением Христовым, апостол Павел предпринял длительные путешествия. Кроме неоднократного пребывания в Палестине, он побывал с проповедью о Христе в Финикии, Сирии, Каппадокии, Галатии, Ликаонии, Памфилии, Карии, Ликии, Фригии, Мисии, Лидии, Македонии, в Италии, на островах Кипр, Лесбос, Самофракия, Самос, Патмос, Родос, Мелит, Сицилия и в других землях.

Могущество проповеди его было столь велико, что иудеи не могли ничего противопоставить силе Павлова учения (Деян. 9, 22) ; язычники сами просили его проповедовать слово Божие и всем городом собирались слушать его (Деян. 13, 42-44) . Благовествование апостола Павла быстро распространялось повсюду и обезоруживало всех (Деян. 13, 49; 14, 1; 17, 4, 12; 18, 8) . Его проповеди доходили до сердец не только простых людей, но и людей ученых и знатных (Деян. 13, 12; 17, 34; 18, 8) . Сила слова апостола Павла сопровождалась чудесами: слово его исцеляло больных (Деян. 14, 10; 16, 18) , поразило слепотой волшебника (Деян. 13, 11) , воскресило мертвого (Деян. 20, 9-12) ; даже вещи святого апостола были чудодейственны - от прикосновения к ним совершались чудесные исцеления, а злые духи покидали одержимых (Деян. 19, 12) . За благодеяния и пламенную проповедь Господь удостоил Своего верного ученика «восхищения до третьего неба». По собственному признанию святого апостола Павла, он «был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 2-4) .

За распространение веры Христовой апостол Павел перенес много страданий и был обезглавлен в Риме при Нероне в 64 году (по другой версии - в 67-68 гг.).

Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первохристиан. В IV веке святым равноапостольным Константином Великим были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе.

В Русской Церкви почитание апостолов Петра и Павла получило начало после Крещения Руси. По церковному преданию, святой равноапостольный князь Владимир привез из Корсуни икону святых апостолов Петра и Павла, которая впоследствии была преподнесена в дар Новгородскому Софийскому собору. В Киевском Софийском соборе настенные росписи, изображающие апостолов Петра и Павла, относятся к XI-XII векам. Первый монастырь в честь святых апостолов Петра и Павла был воздвигнут в Новгороде на Синичей горе в 1185 году. Примерно в это же время началось строительство Петровского монастыря в Ростово. Петропавловский монастырь существовал в XIII веке в Брянске.

Имена апостолов Петра и Павла, получаемые при святом крещении, особенно распространены в России. Эти имена носили многие святые Древней Руси.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: