Избранные аллахом: сахабы и сподвижники пророка (с.а.с). Жизнь после принятия Ислама

§ 10. Сподвижники Пророка

Общие сведения о сподвижниках. Мусульмане верят в то, что лучшим поколением в общине Пророка Мухаммада является поколение его сподвижников. К ним относятся все мужчины и женщины, которые видели Пророка, будучи мусульманами, и не отвратились от веры вплоть до самой смерти. Это значит, что если современник Пророка видел его, но обратился в ислам только после его смерти, то он не считается сподвижником. Тот, кто принял ислам при жизни Пророка, но не сумел встретиться с ним, тоже не считается сподвижником.

Верующие любят сподвижников, молятся за них и стремятся походить на них во всех добрых начинаниях. Любовь к ним является частью веры, а неприязнь к ним считается проявлением лицемерия. Сподвижники были избраны Аллахом для оказания поддержки Его Посланнику и распространения света Его религии. Они были воспитаны под лучами пророческого света, прошли через многочисленные испытания и передали приобретённые от Пророка знания последующим поколениям. Благодаря своим выдающимся качествам и добродетелям они превзошли остальных людей и явили собой прекрасный пример для всех, кто стремится к благочестию и духовной чистоте.

Точных сведений относительно общей численности сподвижников нет. По словам выдающегося знатока хадисов Абу Зуры ар-Рази, после смерти Пророка их численность достигала 124 тысяч. По словам имама аш-Шафии, когда Пророк скончался, 30 тыс. мусульман проживали в Медине, и столько же - в остальных арабских племенах. По свидетельству Муаза бин Джабала, одного из участников похода на Табук, в том походе приняли участие свыше 30 тыс. мусульман.

Учёные единодушны в том, что одни сподвижники превосходили других по своим нравственным качествам и достоинствам, хотя все они заслуживали доверия и уважения. Обычно выделяют двенадцать категорий сподвижников, классифицируя их по времени обращения в ислам. Самыми авторитетными считаются те, кто обратился в ислам в первые годы призыва. К ним относятся, в частности, праведные халифы Абу Бакр, Усман и Али. Особым уважением пользуются сподвижники, принявшие участие в битве при Бадре, а также те, кто присягнул на верность под деревом в Худейбии. В последнюю, двенадцатую категорию входят те, которые видели Пророка во время покорения Мекки и прощального паломничества, будучи детьми.

Лишь немногие из сподвижников пересказывали хадисы со слов Пророка Мухаммада. По оценкам имама аз-Захаби, до нас дошли хадисы от полутора тысяч сподвижников. Имам Ахмад бин Ханбал, долго путешествовавший по мусульманскому миру в поисках знаний, собрал рассказы 987 сподвижников. Помимо них, имена ещё около трёхсот сподвижников упомянуты в шести наиболее авторитетных сборниках хадисов.

Сподвижники в Коране и Сунне. Превосходство сподвижников и их добродетели подтверждаются аятами Корана ихадисами Пророка. В Коране сообщается, что Всевышний Аллах «доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом» (сура 9 «Покаяние», аят 100). В 73-м и 74-м аятах суры 8 «Трофеи» подчёркивается, что мухаджиры и ансары любят друг друга и являются истинно верующими.

Щедрой похвалы в Коране удостоены сподвижники, присягнувшие на верность Пророку в Худейбии: «Аллах остался доволен верующими, когда они присягали тебе под деревом» (сура 48 «Победа», аят 18). По свидетельству Джабира бин Абдаллаха, тот день присягу принесли 1400 мусульман.

Великодушие, отзывчивость, праведность, доброта, снисходительность, самопожертвование, набожность и другие прекрасные качества сподвижников описаны в 8-м и 9-м аятах суры 59 «Сбор» и в 29-м аяте суры 48 «Победа». В 143-м аяте суры 2 «Корова» особо подчёркивается умеренность сподвижников, которая выражалась в приверженности справедливости и отказе от чрезмерности в делах религии.

Духовное богатство сподвижников, их готовность бороться за свободу и справедливость, а также их заслуги в распространении ислама нашли отражение во многих высказываниях Пророка. В одном из хадисов говорится: «Лучшим среди моих последователей является поколение, к которому я был послан, а потом - те, которые придут после них».

Пророк называл сподвижников хранителями его общины: «Звёзды - хранители неба, и когда исчезнут звёзды, с небом произойдёт то, что было обещано. Я - хранитель моих сподвижников, и когда я уйду, с ними произойдёт то, что было обещано. Мои сподвижники - хранители моей общины, и когда они уйдут, с ней произойдёт то, что было обещано».

Посланник Аллаха запретил плохо отзываться о сподвижниках, разъяснив, что никому из мусульман не удастся достичь той искренности и того благонравия, которым отличались его соратники:

«Не браните моих сподвижников, ибо если кто-либо из вас израсходует золото величиной с Ухуд, то это не сравнится с пригоршней того, что израсходовал кто-либо из них, или даже с её половинкой».

Члены семьи Пророка. Мусульмане любят и почитают ближайших родственников и домочадцев Пророка, которых принято называть ахль бейт ан-наби, что означает «обитатели дома Пророка». Кроме жён Пророка к ним относятся семьи его дядьёв аль-Аббаса бин Абд-аль-Мутталиба и аль-Хариса бин Абд-аль-Мутталиба, а также двоюродных братьев Али бин Абу Талиба, Джафара бин Абу Талиба и Акила бин Абу Талиба.

Любовь и доброе отношение к членам семьи Пророка является проявлением преданности и верности ему самому. Верующие возносят мольбы (дуа) об их благословении во время намазов и при упоминании имени Пророка, говоря: «О Боже, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как Ты благословил Ибрахима и семейство Ибрахима».

О благородстве и достоинствах членов семьи Пророка говорится во многих священных текстах. В 33-м аяте суры 33 «Союзники» сообщается, что Аллах очистил их от скверны грехов и пороков. В 6-м аяте той же суры жёны Пророка названы матерями правоверных. Это означало, что верующие должны любить и почитать их, как своих матерей, и что после смерти Пророка мусульманам было запрещено жениться на них.

В одной из проповедей, прочитанных Мухаммадом незадолго до смерти, говорится: «О люди, я - всего лишь человек, и близок тот срок, когда ко мне явится посланец от моего Господа, и я отвечу на его зов. Я оставляю вам две увесистые вещи. Первая из них - это Писание Аллаха, в котором верное руководство и свет. Держитесь же за него и следуйте ему. А ещё - это обитатели моего дома. Относитесь же к ним, помня об Аллахе! Относитесь к ним, помня об Аллахе! Относитесь к ним, помня об Аллахе!»

Родство с Пророком Мухаммадом считается великой честью, но мусульмане верят, что одного родства недостаточно, чтобы заслужить уважение. На потомках Пророка лежит большая ответственность, и они должны походить на него во всех делах, проявлять умеренность и быть достойными образцами для подражания. Если же человек относится к роду Пророка, но не обладает такими качествами, то родственные связи не приносят ему пользы. В известном хадисе сообщается, что Пророк сказал своей дочери Фатиме: «Проси из моего имущества, что пожелаешь, но я не смогу спасти вас от Аллаха!» В другом хадисе говорится: «Тому, кто отстал из-за своих деяний, не наверстать этого за счёт своего происхождения».

Праведные халифы. Лучшими среди мусульман после Пророка Мухаммада считаются четыре праведных халифа: Абу Бакр бин Абу Кухафа (632–634), Умар бин аль-Хаттаб (634–644), Усман бин Аффан (644–656) и Али бин Абу Талиб (656–661). К праведному халифату относится и семимесячный период правления аль-Хасана бин Али, который отказался от власти в пользу наместника Шама - Муавии бин Абу Суфьяна.

В арабском языке Слово халифа означает «преемник», «наместник». Эти правители совмещали светскую и духовную власть и неотступно руководствовались Шариатом Пророка, благодаря чему заслужили титул рашидун, означающий «праведный», «идущий верным путём». Мусульманские историки считают тридцатилетний период их правления самым ярким этапом в истории ислама, когда власть и закон были поставлены на службу всему народу.

Праведные халифы имели мало общего с царями или императорами. Они вели скромный образ жизни, не имели личной охраны, общались с простыми людьми на улицах и в мечетях. Каждый желающий мог обратиться к ним за помощью или советом, и двери их домов были открыты для всех мусульман, в особенности для тех, кто приезжал из провинций.

Предвидя, что его ближайшие преемники будут править мудро и справедливо, Пророк Мухаммад завещал верующим руководствоваться его Сунной и следовать путём праведных халифов. В одном из хадисов, переданных Ахмадом и ат-Тирмизи, говорится: «Халифат в моей общине продлится тридцать лет, после чего начнётся царствование». Опираясь на, это предание, учёные относят к праведным халифам и аль-Хасана бин Али, так как семимесячный период его правление дополняет продолжительность праведного халифата до тридцати лет.

По мнению большинства учёных, праведные халифы превосходили друг друга в той же последовательности, в которой они избирались правителями. Первым и лучшим среди них был Абу Бакр, потом - Умар бин аль-Хаттаб, потом - Усман бин Аффан, а потом - Али бин Абу Талиб. За свою верность и непоколебимую убеждённость в правоте Мухаммада Абу Бакр получил прозвище ас-Сыддик («правдивый», «подтверждающий правдивость»). За решимость и умение принимать правильные решения, отличая истину от лжи, Умар получил прозвище аль-Фарук («различающий»). Усман был поочерёдно женат на двух дочерях Пророка, за что получил прозвище Зу-н-нурейн («обладающий двумя светочами»). Али бин Абу Талиб был тем, кого, по свидетельству Пророка, любили Аллах и Его Посланник, и мусульмане называли его аль-Муртада («заслуживший довольство»). О достоинствах каждого из них говорится во многих теологических трактатах, авторы которых нередко ссылаются на хадисы самого Пророка.

Праведные халифы внесли огромный вклад в становление и развитие мусульманского государства. Были созданы административные институты, сделаны основные шаги по сохранению духовного наследия Пророка. В период правления Абу Бакра Коран был собран в единый свод, а в годы правления Усмана бин Аффана размножен в семи экземплярах. Умару бин аль-Хаттабу принадлежат заслуги создания судебной системы, введения нового летоисчисления, организации военных гарнизонов, расширения градостроительства и введения государственных реестров (диванов), в которых фиксировались имена военнослужащих и нуждающихся. По приказу Али бин Абу Талиба была осуществлена первая реформа арабской грамматики.

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Глава 522: Слова увещания, которые увещающий произносил у могилы, в то время как его сподвижники сидели вокруг него. 646 (1362). Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды,) когда мы присутствовали на похоронах в Баки‘ аль-Гаркад, к нам подошёл пророк, да

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

Глава 726: Сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не порицали друг друга за соблюдение или несоблюдение поста (в пути). 899 (1947). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мы часто находились в пути вместе с пророком, да

Из книги Толковая Библия. Том 6 автора Лопухин Александр

Глава 842: О том, как сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, делились (друг с другом) урожаем (зерна) и фиников. 1030 (2339). Передают со слов Рафи‘а бин Хадиджа бин Рафи‘а, да будет доволен им Аллах, что (однажды) его дядя Зухайр бин Рафи‘, да будет доволен им

Из книги Толковая Библия. Том 7 автора Лопухин Александр

Глава 1136: О том, что претерпели в Мекке от многобожников пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники. 1506 (3856). Сообщается, что ‘Урва бин аз-Зубайр, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: «(Однажды) я попросил ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-‘Аса, да

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

Глава 1346: О том, чем питались пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники. 1809 (5411). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разделил между своими сподвижниками финики, дав

Из книги Свами Вивекананда: вибрации высокой частоты. Рамана Махарши: через три смерти (сборник) автора Николаева Мария Владимировна

Глава 1515: О том, как жили пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники и как они отстранялись от этого мира. 2008 (6452). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, часто рассказывал (следующее): «Клянусь Аллахом, помимо Которого нет иного бога,

Из книги Основы истории религий [Учебник для 8-9 классов общеобразовательных школ] автора Гойтимиров Шамиль Ибнумасхудович

Глава 48. Прославление промышления Господня в людях чрез пророка Илию, пророка Елисея, пророка Исаию, благочестие и мудрость царя Езекии 1-15 Ср. 3 Цар. XVII-XIX; XXI; 4 Цар. I-X;

Из книги Исламский энциклопедический словарь автора Али-заде Айдын Ариф оглы

Толковая Библия Том 6 Книга пророка Иеремии 1. Имя и происхождение пророка Значение имени пророка Иеремии - Jrmijahu или, в сокращении, Jremjah установить трудно. Если производить его от глагола rama - бросать, то оно будет значить: Иегова отвергает. Но оно может быть производимо от

Из книги автора

Глава 15. 1–9. Новый отказ Иеговы на молитву пророка. 10–21. Душевные страдания пророка и ободрение его Богом 1-9 Господь не хочет простить Своему народу, потому что он не заслуживает этого. Народу остается принять все наказания, определенные ему праведным судом Божиим, и

Из книги автора

Глава 20. 1–6. Угроза судом Божиим Пасхору, оскорбившему пророка. 7–18. Жалоба пророка на тяжесть своего положения и утешение, какое подает ему Бог 1-6 Пасхор, надзиратель в храме, услышав предсказание Иеремии, ударил его и запер в колодки на целые сутки. За это Иеремия

Из книги автора

Глава III. Вступление пророка в служение. 1-3. Съедение свитка. 4-11. Успокоительное ободрение пророка к принятию призвания. 12-15. Удаление Божественного явления и перенесение пророка в Тел-Авив. 16-21. Новые разъяснения насчет пророческого призвания. 22-27. Внешнее состояние

Из книги автора

Глава 7. 1-6. Скорбь пророка о развращении избранного народа. 7-10. Суд. Божий и милость к народу. 11-17. Слава Израиля пред языческими народами. 18-20. Хвалебная песнь пророка Господу 1 Горе мне - описание нечестия в 1-6 понимается или как речь от лица пророка, скорбящего о развращении

Из книги автора

9. Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. (Лк. 7:26). Смысл слов Христа достаточно ясен. Спаситель опять спрашивает: но зачем же вы ходили (в пустыню)? Пророка смотреть? Здесь предполагается положительный ответ; да, пророка. Но лицо, которое народ

Из книги автора

Из книги автора

§ 48. Сподвижники Пророка и распространение Ислама за пределами

Из книги автора

XXIII. Сподвижники Пророка Мухаммада Ансары - помощники пророка Мухаммада, коренные жители МединыМухаджиры - мусульмане, которые спасаясь от жестоких гонений язычников, покинули родной город и переселились вначале в Эфиопию, а затем в МединуАсхаб - принявшие Ислам

Без сомнения, что лучшим поколением в общине Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) является поколение его сподвижников. К ним относятся все мужчины и женщины, которые видели Пророка (мир ему и благословение) будучи мусульманами, и не отвратились от веры вплоть до самой смерти. Это значит, что если современник Пророка видел его, но обратился в ислам только после его смерти, то он не считается сподвижником. Тот, кто принял ислам при жизни Пророка (мир ему и благословение) но не сумел встретиться с ним, тоже не считается сподвижником.

Верующие любят сподвижников, молятся за них и стремятся походить на них во всех добрых начинаниях. Любовь к ним является частью веры, а неприязнь к ним считается проявлением лицемерия. Сподвижники были избраны Аллахом для оказания поддержки Его Посланнику (мир ему и благословение) и распространения света Его религии. Они были воспитаны под лучами пророческого света, прошли через многочисленные испытания и передали приобретённые от Пророка знания последующим поколениям. Благодаря своим выдающимся качествам и добродетелям они превзошли остальных людей и явили собой прекрасный пример для всех, кто стремится к благочестию и духовной чистоте.

Точных сведений относительно общей численности сподвижников нет. По словам выдающегося знатока хадисов Абу Зуры ар-Рази, после смерти Пророка (с.а.с) их численность достигала 124 тысяч. По словам имама аш-Шафии, когда Пророк (мир ему и благословение) скончался, 30 тыс. мусульман проживали в Медине, и столько же - в остальных арабских племенах. По свидетельству Муаза бин Джабала, одного из участников похода на Табук, в том походе приняли участие свыше 30 тыс. мусульман.

Учёные единодушны в том, что одни сподвижники превосходили других по своим нравственным качествам и достоинствам, хотя все они заслуживали доверия и уважения. Обычно выделяют двенадцать категорий сподвижников, классифицируя их по времени обращения в ислам. Самыми авторитетными считаются те, кто обратился в ислам в первые годы призыва. К ним относятся, в частности, праведные халифы Абу Бакр, Омар, Усман и Али. Особым уважением пользуются сподвижники, принявшие участие в битве при Бадре, а также те, кто присягнул на верность под деревом в Худейбии. В последнюю, двенадцатую категорию входят и те, которые видели Пророка во время покорения Мекки и прощального паломничества, будучи детьми.

Эти правители совмещали светскую и духовную власть, неотступно руководствовались шариатом Пророка, благодаря чему заслужили титул «рашидун», означающий «идущие верным путем». Мусульманские историки считают 30-летний период их правления самым ярким этапом в истории ислама, когда власть и закон были поставлены на службу всему народу.

Предвидя то, что его ближайшие преемники будут править мудро и справедливо, Пророк Мухаммад завещал верующим руководствоваться его сунной и следовать путем праведных халифов. В одном из хадисов, переданных Ахмадом и ат-Тирмизи, говорится: «Халифат в моей общине продлится тридцать лет, после чего начнется царствование». Опираясь на это предание, некоторые ученые относят к праведным халифам и аль-Хасана ибн Али, так как шестимесячный период его правления дополняет 30 лет праведного халифата.

По мнению большинства ученых, праведные халифы превосходили друг друга в той же последовательности, в которой они избирались правителями. Первым и лучшим среди них был Абу Бакр, потом - Умар ибн аль-Хаттаб, потом - Усман ибн Аффан, а потом - Али ибн Абу Талиб. За свою верность и непоколебимую убежденность в правоте Мухаммада Абу Бакр получил прозвище ас-Сиддик («правдивый», «подтверждающий правдивость»). За решимость и умение принимать правильные решения, отличая истину от лжи, Умар получил прозвище аль-Фарук («различающий»). Усман был поочередно женат на двух дочерях Пророка, за что получил прозвище Зу-н-Нурайн («обладающий двумя светочами»). Али ибн Абу Талиб был тем, кого, по свидетельству Пророка, любили Аллах и Его Посланник, и мусульмане называли его аль-Муртада («заслуживший довольство»). О достоинствах каждого из них говорится во многих теологических трактатах, авторы которых нередко ссылаются на хадисы самого Пророка.

Праведные халифы внесли огромный вклад в становление и развитие мусульманского государства. Были созданы административные институты, сделаны основные шаги по сохранению духовного наследия Пророка. В период правления Абу Бакра Коран был собран в единый свод, а в годы правления Усмана ибн Аффана размножен в семи экземплярах.

И лишь немногие из сподвижников пересказывали хадисы со слов Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). По оценкам имама аз-Захаби, до нас дошли хадисы от полутора тысяч сподвижников. Имам Ахмад бин Ханбал, долго путешествовавший по мусульманскому миру в поисках знаний, собрал рассказы 987 сподвижников. Помимо них, имена ещё около трёхсот сподвижников упомянуты в шести наиболее авторитетных сборниках хадисов.

Гапур Гайсулаев

Сподвижники Пророка или Сахабы являются лучшими людьми Пророка Мухаммада(мир ему и благословение Всевышнего!).

Именно посредством сахабов Коран, а также факты из жизни пророка были переданы остальным мусульманам.

Кто такие Сахабы

Согласно мнению ученых Ислама, Сахабом являлся любой мусульманин – ребенок, мужчина или женщина, который хотя бы раз видел Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!), а слепой – если с ним говорил. Все они должны были до самой смерти следовать Исламу.

Сахабом не мог назваться тот, кто не был мусульманином при жизни Пророка Мухаммада, а стал им после. Не является сподвижником Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!) и тот, кто, будучи мусульманином, видел Пророка, но впоследствии отошел от веры, превратившись в муртада-отступника. Если после смерти Пророка Мухаммада этот отступник вновь становился мусульманином, то его можно было считать Сахабом снова.

Количество сахабов

Не известно точное количество всех сахабов, однако из письменных источников имеется информация, что их было 40-120 тысяч. В книгах, которые описывают биографии сахабов, содержится упоминание о 10-12 тысячах. По приказу саллаллаху алейхи ва саллям, посланника Аллаха, в первом году хиджры проведена перепись населения. Перепись в последующие годы не осуществлялась, в итоге точное число сахабов не известно.

Имеется множество книг о биографиях сахабов, самые известные среди них всего три, это:

  1. “Усдуль-габэ фи мэ’рифатис-сахаба”. В данной книге описываются биографии 3500 сахабов. Ее автором является Ибнуль-Эсир Аль-Джазари.
  2. “Аль-истиаб фи мэ’рифатис-сахаба”. В данной книге описываются биографии 3500 сахабов. Ее автором является Ибн Абдильбар Аль-Куртуби.
  3. “Аль-исабэ фи тэмьизис-сахабэ ”. В данной книге описываются биографии 12279 сахабов. Биографии в ней располагаются в алфавитном порядке. Данная книга является самой большой по содержанию из аналогичных книг.

Иерархия сподвижников

Ученые уверены, что одни сподвижники занимали более высокий статус относительно других по нравственным достоинствам и качествам, хотя все заслуживали уважения и доверия. Можно классифицировать двенадцать категорий сподвижников, выделяя их по моменту обращения в ислам. Наиболее авторитетными признаны те, кто в первые годы призыва обратился в ислам. К ним относятся праведные халифы Усман, Абу Бакр, Али и Омар. Особым уважением пользуются Сахабы, принявшие участие в боях при Бадре, включая тех, кто под деревом в Худейбии присягнул на верность. В последнюю категорию включаются и те, кто видел Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!) будучи детьми во время прощального паломничества и покорения Мекки.

Понравился материал? Будем благодарны за репосты!

После принятия ислама, Абу Хурайра перебрался в Медину и целых четыре года проживал в мечети Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Сподвижники, проживавшие в те годы в данной мечети, назывались как «асхаба суффы» (сахабы скамьи)

Мать хазрати Анаса ибн Малика (радыйАллаху анху) Умм Сулейм была решительной, умной, выдержанной и набожной женщиной. О том, что в предстоящей жизни она будет из тех, кто обретет место в раю ей передал радостную весть сам Пророк Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). (Аль Асаба)

Во время битвы при Ухуде Умм Сулейм снабжала водой сражающихся сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) и воинов, а также оказывала помощь раненым. Готовясь к войне при Хунейне, эта отважная женщина заказала кузнецам выковать себе специальный кинжал, чтобы поразить им противника.

В книгах хадисов описывается следующий поучительный пример из жизни Умм Сулейм: однажды, когда ее второй супруг Абу Талха был в отъезде и них скончался любимый ребенок, который долго болел. По возвращении из поездки мужа, для того, чтобы не огорчать его, Умм Сулейм встретила его приветливо. На вопрос мужа: «Как себя чувствует ребенок!» Она ответила: «Ребенок лежит спокойно, видимо, что все у него хорошо». А наутро женщина первой начала разговор и сказала: «О, Абу Талха! Если у какого-то человека будет «гарит» (дар, имущество, переданное на хранение) и однажды его владелец пожелает вернуть его себе, ведь не достойно не отдать его или выражать обиду к этому человеку?» На что Абу Талха ответил: «Нет, так делать нельзя, необходимо непременно возвратить это имущество его владельцу». Умм Сулейм сказала: «Аллах Та’аля даровал нам в свое время «гарит» и сегодня забрал его обратно – наш ребенок скончался». Когда эту историю поведали Пророку Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), он был потрясен и сотворил молитву о том, чтобы «Аллах Та’аля помог им пережить это горе и ниспослал им баракат-благо». Спустя некоторое время Умм Сулейм родила мальчика по имени Абдулла. Из него впоследствии вырос известный ученый-богослов. У него родилось десять детей, и все они посвятили себя наукам и стали крупными учеными.

Абу Хурайра (радыйАллаху анху)

Его полное имя — Абдуррахман ибн Сахр ад-Давси аль-Ямани, (араб. أبو هريرة‎‎; (599 - 676) - один из наиболее известный сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). При рождении ему дали языческое имя Абд аш-Шамс («Раб Солнца»).

Прославился среди сахаба тем, что передал наибольшее число хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). Хазрати Абу Хурайра родился на седьмой год по хиджре. В детстве он очень любил играть с котятами. Однажды он с котенком на плече шел по улице и навстречу ему попался Пророк Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). Он спросил мальчика: «Что это такое?» Ребенок ответил. Расулюллах (мир ему и благословение Всевышнего) назвал его «маленьким отцом котят» и с того момента все его стали величать именем «Абу Хурайра». Это имя пришлось ему по душе и на вопрос посторонних, как его зовут, он непременно отвечал «Абу Хурайра».

После принятия ислама, Абу Хурайра (да будет доволен им Аллаh) перебрался в Медину и целых четыре года проживал в мечети Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Сподвижники, проживавшие в те годы в данной мечети, назывались как «асхаба суффы» (сахабы скамьи). В те времена Абу Хурайра не имел возможности зарабатывать деньги, чтобы обеспечивать себя всем необходимым. Все свое время он проводил, слушая наставления Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) и являлся участником всех его меджлисов. Он много учился и не стеснялся задавать вопросы и искренне стремился к знаниям. Он был прилежным и внимательным учеником, слушал множество хадисов и старался их запомнить. Он не боялся расспрашивать у сахаба о всех событиях, связанных с Пророком Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). Помимо этого он мог говорить об этом с каждым встречным и вести научные беседы. Потому-то он обладал наибольшим количеством хадисов. Он не успокаивался пока не доходил да смысла сообщенного хадиса. Абу Хурайра любил уверенно повторять: «Мне известно все, о чем говорил Пророк Мухаммад в Медине!»

Имам Шафии сказал однажды: «Хазрати Абу Хурайра (радыйАллаху анху) отличается от остальных сахаба тем, что передал наибольшее количество хадисов».

Именно поэтому имя его наиболее часто упоминается в известных книгах хадисов, тафсирах, учебниках по Исламу и мусульманской морали. Абу Хурайра поведал общим числом пять тысяч триста восемьдесят четыре хадиса. Из этого количества 800 хадисов Абу Хурайра рассказал лично сподвижникам и таби’инам.

После кончины Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) Абу Хурайра всю свою жизнь посвятил распространению мусульманства и рассказам хадисов. Он придавал важное значение возложенной на него миссии. Вот как он говорил об этом: «Часто можно слышать о том, что Абу Хурайра рассказывает множество хадисов, которые не известны ни ансарам, ни мухаджирам. Если бы в Благородном Коране не было бы призыва распространять знания, я бы не промолвил ни единого слова. Тогда мухаджиры-переселенцы занимались бы торговлей на базаре, ансары-помощники разводили финиковые сады. Мне посчастливилось присутствовать на меджлисах Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) не ради того, чтобы насытить желудок, а чтобы запомнить все, о чем упоминалось там и что не смогли запомнить другие участники этих меджлисов» (Сахих Бухари).

«Однажды я пожаловался Пророку Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), — вспоминал Абу Хурайра, — что стал забывать свои знания. Он сказал: «Расстели перед собой свой халат!» Я расстелил, как он повелел. Мне показалось, что он положил что-то на него и сказал: «А теперь сверни халат». Я сделал все, как он просил. И вот с тех пор я перестал забывать» (Истигаб, Сахих Бухари).

Хазрати Абу Хурайра (да будет доволен им Аллаh) был очень умен, обладал цепкой памятью, и если бы он с молодых лет посвятил себя предпринимательству и накоплению богатств, то сколотил бы хорошее состояние. Однако прежде всего он посвятил себя укреплению в Исламе и накоплению знаний. Он жил впроголодь. По нескольку дней ему приходилось голодать, а для того чтобы преодолеть чувство голода, он прикладывал к животу камень и затягивал пояс… Абу Хурайра не любил показывать окружающим, что живет в нужде. Никогда не просил ни о чем. Он часто любил повторять: «У меня нет привычки просить о чем-нибудь посторонних, а что дают, я не отказываюсь брать». Для него самой большой потребностью являлись знания.

Как то раз Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) обратился к нему со словами: «О, Абу Хурайра! Возьми что тебе нужно из этих богатств!» На что Абу Хурайра сказал: «Ничего мне не нужно, кроме знаний! Я прошу, чтобы вы передали мне лишь знания» (Асаба).

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллаh) рассказывал, как однажды он был очень голоден, вот-вот его должны были покинуть все силы, даже в глазах у него потемнело. Навстречу ему попался Умар ибн Хаттаб, и Абу Хурайра попросил его растолковать один из аятов Священного Корана. Умар ибн Хаттаб пригласил Абу Хурайру к себе домой и ответил на его вопрос, однако хозяин не обратил внимание на состояние гостя, и тот, уходя из дома, буквально на крыльце потерял сознание. А когда он открыл глаза, то увидел у своего изголовья Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), который, увидев состояние Абу Хурайры, все понял и, взяв его руку, помог подняться. Привел к себе и почти насильно заставил выпить молока. Впоследствии об этом услышал сам Умар ибн Хаттаб и был весьма огорчен, что не придал значения состоянию, в котором находился его собеседник, и не накормил его чем-нибудь.

В годы правления халифа хазрати Умара Абу Хурайра был наместником в Бахрейне. А во времена халифа хазрати Усмана он был кадием в Благословенной Мекке. Когда же халифом стал хазрати Мугавия, был назначен наместником в Лучезарной Медине.
Islam-Today

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) глубоко осознал возложенную на него в пещере Хира священную миссию. Этот тяжелый и важный долг предполагал выполнение особых задач, связанных с проповедью истинного Единобожия. Конечно же Пророк понимал, что в обществе, в котором он жил, это будет не так легко сделать. Ведь в то время пророк Мухаммад был как бы по одну сторону, а мир - по другую. Он должен был проповедовать всем людям заповеди, полученные от Бога. Посланник Господа очень хорошо понимал, что необходимо сделать в первую очередь для исполнения своей пророческой миссии.

Сначала он рассказал обо всем случившемся находившейся рядом супруге Хадидже. Она без всякого колебания уверовала в его пророческую миссию и, протянув ему руку преданности, стала первой мусульманкой.

После этого пророк Мухаммад показал жене порядок совершения омовения и прочел с ней молитву в качестве имама, точно так, как научил его ангел Джабраил (Гавриил).

Это была первая совместная молитва, которую Пророк возглавил в качестве предстоятеля (имама) .

‘Али становится мусульманином

Принятие Хадиджей Ислама очень обрадовало и воодушевило Пророка. Отныне на земле появился человек, который подтвердил и признал его миссию.

Вторым человеком, которого Пророк призвал уверовать в Господа, был его двоюродный брат ‘Али. С 4–5-летнего возраста он неотлучно следовал за Пророком, и в результате его несравненного воспитания отличался от своих сверстников сообразительностью и высокой нравственностью.

Однажды ‘Али увидел Мухаммада и его супругу, читающими совместно молитву. Он удивленно наблюдал за ними, а по окончании молитвы спросил: «Что это значит?»

Пророк ответил: «О ‘Али! Это религия, которой доволен Господь и которая избрана Им. Я призываю тебя уверовать в Единственного Создателя и сторониться поклонения тем, кто не приносит ни вреда, ни пользы - ал-Лат и аль-‘Уззе» .

‘Али потупил свой милый детский взор и задумался на некоторое время. Затем произнес: «Я никогда не видел и не слышал такого и не могу что-либо сказать, не посоветовавшись с отцом Абу Талибом».

Однако посланник Господа пока еще не получил веления Всевышнего открыто объявить о своей миссии. Поэтому он предупредил: «Послушай, ‘Али! Если ты хочешь следовать сказанному мною, то выполняй заповеди Господа. Если же не хочешь, то храни в тайне увиденное и услышанное здесь. Никому ничего не рассказывай».

После этого предостережения ‘Али дал слово хранить все в тайне. Всю последующую ночь он провел в размышлениях. С утренней зарей в душе у него появилось просветление. Отправившись к Пророку, он сказал: «Всевышнему не требовалось согласия Абу Талиба, когда Он сотворил меня. Почему же я должен идти к Абу Талибу и спрашивать о том, поклоняться мне Создателю моему или нет?» После этих слов он принял Ислам. ‘Али было тогда десять лет.

Предусмотрительность всегда полезна, особенно в эпоху глобальных перемен в мировоззрении людей. Предупреждение, которое сделал Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) молодому ‘Али, является для нас примером последовательности и мудрости, которые играют важную роль в жизни.

После признания веры в Единство Господа Хадиджей и ‘Али за ними последовал и приемный сын Мухаммада Зейд ибн Хариса. Теперь они вместе совершали молитвы и время от времени поклонялись Господу у Каабы, что вызывало недовольство многобожников, не понимающих смысла непривычных для них ритуалов. Гонения и насмешки со стороны язычников вынудили пророка Мухаммада и его последователей уединяться для совершения молитв.

Абу Талиб одобряет выбор ‘Али

Родители ‘Али, заметив, что их сын во всем следует за Мухаммадом, забеспокоились. Мать мальчика, Фатима, с волнением сказала мужу: «Будь внимателен, не вышло бы чего плохого».

Однажды Абу Талиб последовал за сыном и Мухаммадом и стал свидетелем их молитвы в долине. Подойдя, он спросил у Пророка: «О племянник! Что это за вера?» Пророк ответил: «Дядя, ты стоишь во главе тех, кого я должен призывать к прямому пути, и ты, больше чем кто-либо, достоин этого! Откажись от поклонения идолам и уверуй в Единого Бога!»

Подумав, Абу Талиб сказал: «Я не могу отказаться от веры отцов. Ты же продолжай следовать религии, в которой пребываешь. Клянусь, что, пока буду жив, никто не посмеет тронуть тебя, нанести тебе вред, пока ты не завершишь то, что должен сделать».

Затем он обратился к сыну: «Сын мой, какую веру ты исповедуешь?» ‘Али ответил: «Отец, я уверовал в Единого Господа и в то, что Мухаммад - Его посланник. Я верую в переданное им от Господа, повиновался ему и совершал с ним молитвы».

Тогда Абу Талиб продолжил: «Сын мой, тебе желательно принять веру твоего двоюродного брата, который не призовет тебя к чему-то иному, кроме как к благому. Повинуйся ему!» Мухаммад и ‘Али очень обрадовались услышанному.

Дома Абу Талиба встретила с расспросами Фатима: «Где твой сын? Слуга наш видел его в долине вместе с молящимся Мухаммадом. Как ты смотришь на то, что твой сын поменял свою веру?» - «Замолчи! Бог свидетель, его двоюродному брату (Мухаммаду) как никому другому следует быть опорой и помощником нашего сына. Если бы мое тщеславие позволило мне оставить веру моего отца (‘Абдуль-Мутталиба), я бы тоже последовал вере Мухаммада. Ибо он чист, мягок и честен», - сказал Абу Талиб.

Ряды мусульман пополняются

С давних времен Абу Бакр был одним из самых близких друзей Мухаммада. Они часто встречались и проводили время в дружеских беседах. Самым важным и примечательным качеством Абу Бакра было то, что он не погряз в традициях джахилии, низкой нравственности и образе жизни людей периода невежества. Его сердце, душа и рассудок были чисты от многобожия. Это был прославленный торговец, имевший авторитет среди соплеменников. Именно он разрешал клановые споры, пользуясь отличным знанием родословных всех семей, их положительных и отрицательных качеств.

Пророка Мухаммада очень обрадовало принятие Ислама Абу Бакром. ‘Аиша по этому поводу передает: «Не было ничего, что бы так обрадовало Пророка, как принятие Ислама Абу Бакром».

Данное событие явилось подтверждением сна, который незадолго до этого увидел Абу Бакр. Ему приснилось, как полный месяц опустился в районе Мекки и, распавшись на мелкие части, оказался в жилище каждого из мекканцев, после чего все они собрались в его доме. О смысле этого вещего сна он спросил у ученых из людей Писания. Они сказали ему о том, что увиденный сон указывает на появление в ближайшее время в Мекке давно ожидаемого Пророка, а сам Абу Бакр займет одно из почетных мест возле посланника Божьего.

Абу Бакр не скрывал того, что стал мусульманином, поэтому принятие им Ислама сильно обеспокоило курайшитов. Они знали его как очень уважаемого, правдивого и надежного человека. Мягкость его и добродушие снискали ему всеобщую любовь.

Абу Бакр был первым мусульманином из числа свободных и уважаемых курайшитов. С его помощью эфиопский раб Билял также стал мусульманином.

После принятия Абу Бакром Ислама еще больше людей уверовали в Единого Бога и в свою очередь старались донести истину до своих родственников. Среди тех, кто стал мусульманином, были ‘Усман ибн ‘Аффан, Зубейр ибн ‘Аввам, ‘Абдурахман ибн ‘Авф, Са‘д ибн Абу Ваккас, Талха ибн ‘Убейдулла. Эти пять человек в последующем вошли в число тех десяти, которым еще при жизни было объявлено об их вечном пребывании в Раю.

Ряды мусульман пополнялись не только за счет мужчин, но и за счет женщин, среди которых были: Умму Фадль - супруга ‘Аббаса, дяди Пророка; Асма’ - дочь Абу Бакра; Фатима - сестра ‘Умара и др. Женщины были более восприимчивы к вере и с большим старанием распространяли ее.

Многобожники не оставались безучастными наблюдателями. Они использовали различные формы клеветы и оскорблений, чтобы поколебать убеждения тех, кто еще не окреп в истинной вере. Однако эти усилия не дали ожидаемых ими результатов. Сердца мусульман, наполненные верой, не знали страха, а их умы, увлеченные мыслями о Едином Боге, не ведали сомнений. Единственным страхом, который они испытывали, был страх перед Господом.

Билял - первый муаззин

Одним из первых страдальцев за веру был эфиопский раб Билял, сын Рабаха. Его обратил в Ислам, как уже упоминалось, Абу Бакр. Вера придала Билялу такую силу духа, что он безбоязненно, открыто объявил о принятии Единобожия своему хозяину Умейе ибн Халяфу, который был одним из злостных врагов мусульман. Хозяин подверг его жестоким мучениям: сутками не давал ему еды и питья, нанимал людей, которые водили Биляла целыми днями по улицам города, привязав за шею. Однако ничто не смогло сломить Биляла, не перестававшего повторять: «Бог Един!»

Однажды хозяин придумал для своего раба очередную пытку: продолжительное время проволочив Биляла по раскаленным песку и камням, Умейя ибн Халяф велел положить на грудь раба огромный камень. Он кричал: «Клянусь! Я буду мучить тебя до самой смерти, если ты не откажешься от Мухаммада и веры его и не начнешь поклоняться нашим богам - ал-Лат и аль-‘Уззе!» Билял мужественно переносил все истязания, не переставая повторять: «Я не буду поклоняться ни ал-Лат, ни аль-‘Уззе! Господь Един, Господь Един!» После таких слов его снова продолжали мучить до бессознательного состояния.

Во все эти трудные дни Биляла поддерживала его вера, которая стала ему непоколебимой опорой. Таким героическим поведением он бросал вызов своим угнетателям: «Вера - это свет и сила! Кто станет обладателем истинной веры, тот сможет встать против своих угнетателей и сможет донести истину до всех людей, даже если на другой стороне будет все человечество!»

Однажды, когда Умейя ибн Халяф публично издевался над Билялом, мимо проходил Абу Бакр. Увидев эти издевательства, он воскликнул: «Умейя! Неужели ты не боишься Бога?! Сколько ты еще можешь мучить этого несчастного?» - «Это ты изменил его убеждения! Если хочешь спасти, то выкупи его у меня, - ответил Умейя».

Абу Бакр предложил: «У меня есть раб твоей веры, намного сильнее и моложе Биляла. Я могу обменять его».

Абу Бакру стало стыдно за него: «Эх, какой же ты бесстыдник! Стоишь предо мною и слово за словом лжешь». На этот раз Умейя сказал: «Нет! Клянусь ал-Лат и аль-‘Уззой, если ты мне дашь то, что я потребовал, исполню обещанное мною». Отдав все, что требовал ненасытный Умейя, Абу Бакр освободил своего единоверца Биляла от тяжких мучений.

После этого случая Пророк спросил у Абу Бакра: «Билял тебе что-то должен?» Абу Бакр ответил: «Нет, о посланник Господа, я его освобождаю». Через некоторое время после этого Абу Бакр выкупил и освободил также мать Биляла, Хамаму.

После освобождения Билял стал первым муэдзином - человеком, исполняющим азан (призыв к молитве).

После смерти посланника Божьего, к которому Билял был очень привязан и всегда старался неотлучно быть рядом, он уже не смог оставаться в Медине и покинул ее. Абу Бакр, избранный халифом, попросил его остаться при нем в Медине. Билял ответил: «Если ты выкупил меня для себя, то, пожалуйста, я буду рядом с тобой. Если же ты освободил меня ради того, чтобы Господь был доволен тобою, не ограничивай меня в передвижении. Я хочу распространять Ислам по всему миру». Абу Бакр был вынужден уступить его желанию.

Так, свыше 1400 лет назад начиналась славная летопись Ислама, летопись того, как вера в Господа после периода невежества и язычества вновь утверждалась в сердцах людей. Это лишь некоторые эпизоды из жизни первых мусульман, людей уверовавших в Бога Единого, Который обращался к человечеству через Своих посланников, последним из которых был Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует).

Духовной опорой, позволявшей им мужественно переносить все трудности и испытания тернистого пути к Истине, была их непоколебимая вера в Единственного Бога. Их жизнь и духовные подвиги стали наглядным подтверждением того, что вера есть великая сила, а обладатели ее могут зажечь сердца миллионов людей.

Сегодня в мире насчитывается уже более полутора миллиарда мусульман…

В первый период исламского благовестия обязательной являлась двукратная молитва в два ракяата, в утреннее и вечернее время. Позже к этому прибавилась ночная молитва Тахаджуд. После Ми‘раджа - Вознесения Пророка к Господу - обязательной стала пятикратная молитва. Ночная молитва Тахаджуд стала для мусульман дополнительной, но для самого Пророка она оставалась обязательной.

Ал-Лат и аль-‘Узза - одни из главных богов арабского языческого пантеона.

Отец Пророка ‘Абдулла был родным братом Абу Талиба.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: