Конспект логопедического занятия на тему дикие животные. Конспект логопедического занятия (при ффнр) "дикие животные наших лесов". Занятие «Дикие животные»

Цели.

Коррекционно-образовательные

  1. Расширять и закреплять знания детей о диких животных, частях их тела, детёнышах и местах зимовки.
  2. Учить различать на слух падежные окончания существительных.
  3. Закреплять навык практического употребления в речи притяжательных и относительных прилагательных и существительных мужского и женского рода.

Коррекционно-развивающие

  1. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
  2. Развивать навыки словоизменения.
  3. Развивать мышление.

Коррекционно-воспитательные

  1. Воспитывать у детей чувства любви к диким животным и стремление сохранить окружающий мир.

Оборудование:

  1. Компьютер.
  2. Проектор.
  3. Магнитофон.
  4. Картинки с изображением пищи животных.
  5. Разрезные картинки.
  6. Пиктограмма.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Каждый день, всегда, везде:
На занятиях, в игре
Внятно, четко говорим,
Никогда мы не спешим.

2. Развитие артикуляционной моторики.

Для губ: лягушка, “колёсико”.

Для языка: “иголочка”, “вкусное варенье”.

Для щёк: хомячки – толстячки, хомячки – худышки.

3. Релаксация.

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Давайте сядем поудобнее.

Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Сном волшебным засыпаем,
В страну сказок улетаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Смотрим глазками опять.

Куда мы с вами попали? (В лес)

Давайте подышим ароматом леса. Вдох через нос, выдох через рот. (Ау)

Изо всех земных чудес
Всех милей нам русский лес.

5. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Сюрпризный момент “Посылка”

6. Загадки о диких животных.

Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ёж)

Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

Хвост пушистый, мех золотистый
В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса)

Сама мала, шубка пышна,
В дупле живёт, орешки грызёт. (Белка)

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимою спит в берлоге
От мороза, пряча нос. (Медведь)

Кто зимой холодной
В лесу бродит злой, голодный? (Волк)

7. Развитие мимики.

Будем мы сейчас играть и мимикой изображать.

8. Введение в тему.

Кто прислал нам эту посылку?

Как вы думаете, о ком мы сегодня будем беседовать? (О животных)

Как мы назовём их одним словом? (Дикие)

Почему их так называют?

9. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Беседа “Кто, где живет?”

Пальчиковая гимнастика.

Беседа “Кто кем был?” (Усвоение категории творительного падежа. Закрепление названий детёнышей животных)

10. Подвижная игра “Дикие животные” (музыкальное сопровождение).

11. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Ребята, а в посылке ещё что-то есть, посмотрите.

Игра “Собери животное” (Усвоение притяжательных прилагательных)

Игра “Чем бы мы угостили животных?”

12. Итог занятия. Пиктограмма.

13. Развитие общей моторики.

Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем мы играть.

Группе (ОНР) на тему:

«Обитатели наших лесов»

(по лексической теме «Дикие животные»)

Провела логопед:

МБДОУ № 24

Альметьевск, РТ

Задачи занятия

1. Расширение и активизация номинативного и глагольного словаря детей, закрепление в речи названий диких животных наших лесов, их детенышей, частей тела, жилищ.

2. Закрепление умений правильно употреблять предлоги «в», «с», «у», «от» при составлении предложений.

3. развитие мышления на материале описательных загадок.

4. Формирование умения образовывать притяжательные прилагательные от существительных.

5. Развитие зрительного и слухового восприятия тактильных ощущений.

6. Закрепление умения составлять рассказ по опорным картинкам.

7. Развитие общей и мелкой моторики пальцев рук.

Для занятия потребуются:

Панно «Лес»;

Фланелеграф;

Наборное полотно;

Силуэтные и предметные картинки с изображением диких животных;

Макет жилищ диких животных;

Дидактические игры: «Чей хвост, чья голова», «Лесная поляна», «Чудесный мешочек».

Вступительная часть

Раздается стук в дверь.

Логопед: Кто там?

Появляется почтальон Печкин с письмом.

Печкин: Это я, почтальон Печкин, принес вам письмо от кота Матроскина и Шарика.

Логопед: Спасибо тебе, Печкин!

Отгадывание загадок

На наборном полотне выложены силуэтные фотографии животных. Логопед предлагает детям расположиться на ковре и раскрывает конверт, в котором находятся загадки и отгадки в виде уже цветных изображений. Ребенок, отгадавший загадку, получает это изображение и выставляет его на наборное полотно, совмещая с соответствующим силуэтом.


Логопед: Хвост пушистою дугой,

Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать.

(Белка.)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Хвост пушистый – краса.

Кто же это? (Лиса.)

Хозяин лесной

Просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой

(Медведь.)

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц.)

Кто зимой холодной

В лесу ходит серый, злой,

голодный? (Волк.)

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (Ёжик.)

Составление предложений с предлогом «в»

Логопед: Какие это животные? (Лесные, дикие.) Где живут эти животные?(В лесу.) Правильно, все эти животные живут в лесу, но у каждого из них есть свой дом, как и у людей. Давайте сейчас поиграем.

Игра «Кто где живет»

На столах у детей предметные картинки. На столе логопеда – пособие с изображением жилищ животных.

Логопед: Где живет медведь» (В берлоге.) Где живет волк? (В логове.) Где живет белка? (В дупле.) Где живут лиса, ёж? (В норах.) Где живет заяц? (Под кустом.)

Отвечая на вопрос, ребенок должен взять картинку с изображением животного и поместить ее на изображение жилища, в котором оно живет. Логопед хвалит детей за правильные ответы.

Образование притяжательных прилагательных от существительных: дидактическая игра «Чей хвост, чья голова?»

На фланелеграфе за елочками спрятаны рисунки частей тела диких животных (хвосты, уши, лапы). На втором фланелеграфе – изображение диких животных, у которых этих частей не достает. Дети должны взять изображение частей части тела и присоединить его к рисунку животного, у которого она отсутствует. Выполняя задание, дети отвечают на вопросы.

Логопед: Чей это хвост у тебя? (Лисий хвост, беличий хвост.) Чье ухо у тебя? (Медвежье ухо, заячье ухо.) Молодцы, вы правильно назвали части тела животных.

Физминутка с элементами пальчиковой гимнастики

Дети выполняют движения под музыку и стихи, которые читает логопед.

Логопед: А теперь поиграем в «Теремок».

Дети открывают теремок: разводят руки в стороны.

Стоит в поле теремок, теремок,

Поднимают руки над головой.

Он не низок, не высок.

Приседают и поднимаются на мысочки.

На двери висит замок.

Пальцы рук складывают в замок.

Кто его открыть бы смог?

Делают движения запястьями вперед-назад.

Слева – зайка, справа – мишка –

Поворачивают голову.

Отодвиньте-ка задвижку!

Пробуют потянуть замок в стороны.

Слева – ёжик, справа – волк –

Делают повороты головой.

Нажимайте на замок!

Сжимают, разжимают запястья.

Зайка, мишка, ёжик, волк

Открывают теремок.

Разводят руки в стороны.

Составление предложений с предлогом «у»:

дидактическая игра «Помоги детенышам найти свою маму»

Дети должны запомнить названия животных и их детенышей.

Логопед: Животные со своими детенышами гуляли на лужайке, малыши заигрались и потерялись. Ребята, помогите детенышам найти своих мам и назовите их!

Лисенок (лисята) – у лисицы;

Зайчонок (зайчата) – у зайчихи;

Бельчонок (бельчата) – у белки;

Ежонок (ежата) – у ежихи;

Волчонок (волчата) – у волчицы;

Медвежонок (медвежата) – у медведицы.

Молодцы, помогли детенышам найти своих мам!

Составление рассказа по опорным картинкам на фланелеграфе

Логопед предлагает детям послушать рассказ «Охотник» и пересказать его по опорным картинкам, которые он вывешивает на фланелеграфе.

Логопед: Однажды охотник пошел в лес. Взял с собой ружье. Идет, идет, вдруг видит медвежью берлогу. В ней медведица с медвежатами спит. А рядом на дереве беличье дупло. Там живет белка с бельчатами. Идет охотник дальше. Увидел волчье логово. Там живет волчица с волчатами. Еще немного пошел и увидел лисью нору. В ней живет лисица с лисятами. Только у зайца нет жилища. Заячий дом – под кустом. Никого не потревожил охотник, потому что в руках у него было не охотничье ружьё, а фоторужьё. Это он делал снимки зверей на память.

Дети пересказывают рассказ по цепочке и целиком.

Развитие тактильных ощущений:

дидактическая игра «Подарки от зверей»

Логопед предлагает детям найти под елкой чудесный мешочек, в котором звери оставили подарки. Дети должны на ощупь отгадать, что лежит в мешочке, и сказать, от кого этот подарок. Например, орехи от белочки. В чудесном мешочке лежат орехи, морковь, капуста, бочонок меда, яблоки, ягоды.

В конце подводится итог занятия.

Березина Е.С., учитель-логопед.

Углублять знания детей о диких животных наших лесов, об их повадках и поведении.

Закреплять названия детенышей диких животных.

Побеседовать с детьми о внешнем виде диких животных, о месте их обитания.

Закреплять представление о том, чем питаются, как готовятся к зиме, как ведут себя в зимнее время года.

Учить словообразованию притяжательных прилагательных от существительных, обозначающих животных.

Развивать связную речь.

Учить составлять небольшой рассказ-описание о каком-либо животном по картине и опорным вопросам.

Развивать внимание, память, мышление.

Оборудование.

Предметные картинки с изображением животных, конверты, пиктограммы, животные без отдельных частей тела, пазл “Лиса”, мяч, символическое изображение предлога “В”, релаксационная музыка.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

Логопед: Здравствуйте, ребята!

Я рада всех вас видеть сегодня. Какое у вас настроение? (отличное, бодрое, праздничное, озорное, веселое, грустное)

Выставляются пиктограммы.

Логопед и дети рассматривают пиктограммы с изображением радостного, грустного, удивленного, сердитого выражения лица.

Мимическая гимнастика.

(по пиктограммам)

Артикуляционная гимнастика.

1) “Заборчик-трубочка”

2) “Вкусное варенье”

3) “Лошадки”

4) “Грибок”

Дыхательная гимнастика.

Упражнение “Бабочка села на носик”.

2. Актуализация полученных знаний.

1) Отгадывание загадок.

Всех зверей

Она хитрей

Шубка рыжая

Это что за шалунишка

Рвет с еловой ветки шишку,

Семена в ней выгрызает,

Шелуху на снег бросает.

Даже по железной крыше

Ходит тихо, тише мыши.

На охоту ночью выйдет

И как днем она все видит.

Часто спит, а после сна

Умывается она.

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.

Обобщение. Различение. Вывод.

2) Игра с мячом.

Логопед: Ребята, назовите одним словом:

Медведь, лиса, белка-это кто?

Волк, еж, лось-это кто?

Заяц, кабан, медведь-это кто?

Логопед: Я бросаю вам мяч, а вы называйте диких или домашних животных.

3) “Четвертый лишний”.

4) “Угадай по описанию”.

1)Косолапый, толстый, неуклюжий... (Медведь).

2)Маленький, белый, трусливый... (Заяц).

3)Хитрая, рыжая, красивая... (Лиса).

4)Ловкая, шустрая, проворная... (Белка).

5) Хищный, серый, опасный... (Волк).

6) Сильный, высокий, выносливый... (Лось).

3. Сообщение темы занятия.

Логопед: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости пришла Красная Шапочка (выставляется предметная картинка с ее изображением).

Красная Шапочка – это персонаж какой сказки?

Вместе с ней мы отправимся на прогулку в сказочный лес (выставляется картинка с изображением леса).

4. Упражнение в употреблении существительных в родительном падеже ед. числе.

Игра “Чего много в лесу”.

Логопед: Ребята, скажите чего много в лесу? Отвечаем полным предложением (В лесу много деревьев, грибов, ягод, кустов, травы, воздуха, растений, цветов).

Дыхательная гимнастика.

“Хорошо в лесу!” (Вдох носом, выдох ртом).

Игра “Кого повстречали в лесу?”.

Логопед: Ребята, кого мы повстречали в лесу?

(Дети отвечают по предметным картинкам с изображением диких животных, расположенных на доске).

Дети: Медведя, лису, белку, ежа, зайца, лося, кабана, волка.

Логопед: Назовите их одним словом?

Дети: Дикие животные.

5. Обогащение словарного запаса прилагательными.

Игра “Дикие животные - какие они?”.

Логопед: Давайте скажем несколько слов о диких животных. Какие они? (злые, сердитые, хищные, плотоядные, травоядные, опасные, пугливые, маленькие, большие, сильные и т.д.)

6. Упражнение в образовании и употреблении однокоренных существительных.

Игра “Угадай, кто чей детеныш?”.

Логопед: Детеныши диких животных потерялись. Давайте поможем им отыскать их мам.

(На панно рядом с дикими животными расположены детеныши других диких животных).

Дети: У медведя – медвежата.

У лисы – лисята.

7. Упражнение в употреблении существительных в творительном падеже ед. числе.

Игра “Кто с кем живет”.

Логопед: У каждого животного есть семья. Сейчас мы узнаем, с кем живут животные и чья это семья. С кем живет медведь?

Дети: Медведь живет с медведицей и медвежатами. Это медвежья семья.

Логопед: С кем живет еж?

Дети: Еж живет с ежихой и с ежатами. Это ежиная семья.

Логопед: С кем живет заяц?

Дети: Заяц живет с зайчихой и с зайчатами. Это заячья семья. И т.д.

8. Физкультминутка.

Простясь до завтра с детским садом,

Шагает дочка с мамой рядом,

Но вот заныла на пути –

Устала я шагать – идти!

Зачем шагать? – сказала мать. –

Попробуй зайцем поскакать.

Теперь попробуй покажи-ка

Как семенит к норе ежиха...

Как за птенцом крадется кошка?

Неслышно, вкрадчиво, сторожко...

А как ступает слон большой?

Трясутся стены дома,

Как бельчонок?

Но постой!

Вот мы уже и дома.

Логопед: Названия каких животных вы услышали в этом стихотворении?

Дети: Заяц, ежиха, кошка, бельчонок, слон.

Логопед: Какие животные лишние в этом ряду? И почему?

Дети: Бельчонок и слон. Бельчонок – детеныш дикого животного белки. А слон – животное жарких стран.

9. Упражнение в употреблении существительных в предложном падеже ед. числе.

Игра “У кого какое жилище?

Логопед: Вместе с Красной Шапочкой назовем жилища диких зверей.

Медведь спит... берлоге.

Белка живет... дупле.

Лиса спряталась... норе.

Логопед: Нам понятен смысл этих предложений? Какое маленькое слово мы пропустили?

Логопед: Правильно. Это слово указывает на то, что звери находятся внутри своего жилища.

Белка – где? – В дупле.

Медведь – где? – В берлоге.

Лиса – где? – В норе.

10. Игра на развитие внимания и памяти “Кто лучше слушает?”

Выставляется символ предлога В. На столах у детей лежит символ предлога В. Логопед называет разные предлоги: В, На, Из, Под и др.

Дети поднимают символ предлога В, если его услышат.

11. Упражнение в употреблении антонимов.

Игра в мяч “наоборот”.

(проводится на ковре)

большой – маленький

темный – светлый

трусливый – смелый

умный - глупый

сильный – слабый

злой – добрый

плотоядный – травоядный и др.

12. Упражнение в употреблении притяжательных прилагательных.

Игра “Чего нет у зверей?”

На столах у детей конверты. В них животные без каких-либо частей тела.

Логопед: Откройте свои конверты и составьте животное целиком.

У лисы нет носа. Это чей нос? (лисий)

У белки нет хвоста. Это чей хвост? (беличий) и т.д.

Игра “Кто чем питается?”

(Дети подходят к логопеду. На столе разложены предметные картинки с изображением продуктов, которыми питаются звери).

Логопед: Чем питается медведь?

Дети: Медведь питается медом. Это медвежья пища.

Логопед: Чем питается белка?

Дети: Белка питается орехами. Это беличья пища. И т.д.

Игра “Соберем лису по частям”.

Логопед: Ребята, посмотрите, какое чудо-животное: без головы, без лап, без хвоста. Давайте превратим его в существующее животное. Как вы думаете, чье это туловище?

Дети: Лисы.

Логопед: Как можно по другому сказать?

Дети: Лисье туловище.

(Дети приставляют лисе голову, хвост и лапы и называют: лисья голова, лисьи лапы, лисий хвост).

13. Подведение итогов.

Логопед: Ребята, наше увлекательное путешествие по сказочному лесу подходит к концу. Нам пора возвращаться в наш детский сад.

Что было вам интересно? Какие задания Красной Шапочки вам было интересно выполнять?

Давайте прощаться с Красной Шапочкой. Пожелаем ей счастливого пути и поблагодарим ее за увлекательную прогулку в лес.

Домашнее задание.

Логопед: Ребята, Красная Шапочка подготовила для вас небольшое задание. Вам нужно отыскать одежду, принадлежащую тому или иному животному, рассказать, чья это одежда и разукрасить ее в соответствующий цвет.

Сегодня я вами довольна. Все ребята получают положительные отметки.

1. Коррекционно – образовательные цели:

Закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде. Расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные» (животные, медведь, волк, лиса, белка, лось, шерсть, лапа, хвост, берлога, дупло, логово.)

Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами – онок, -ята,) .

Коррекционно- развивающие цели:

Развитие речевого слуха, зрительного внимания, пространственной ориентировки, мышления. Общей моторики, связной речи. Развитие творческого воображения и подражательности.

Коррекционно- воспитательные задачи:

Формирование навыков взаимопонимания, доброжелательности, сотрудничества, ответственности, инициативности.

Задачи:

  • расширение и активизация предметного словаря;
  • обогащение пассивного словаря детей;
  • развитие зрительного внимания, памяти, развитие слухового внимания, логического мышления.

Цель: Активировать внимание и память детей, развивать логическое мышление, расширять словарный запас у дошкольников, правильно использовать предлоги в предложениях.

Задачи: Закрепить в речи названия диких животных наших лесов. Их детенышей, частей тела, жилищ. Развивать мышление на материале описательных загадок. Воспитывать интерес к окружающему миру. Формировать реалистические представления о природе.

Оборудование: ноутбук, карточки с заданиями, карандаши, бубен, сундук

Ход занятия:

1. Организационный момент. Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона.

Ребята, сегодня я получила по почте красивый сундук с сюрпризом от веселых Смешариков. Но чтобы открыть сундук, нужно собрать 5 волшебных ключей. Каждый ключ- это правильно выполненное задание.

Вы хотите увидеть сюрприз? Готовы выполнить задания Смешариков? Тогда начинаем.

1,2, 3, 4, 5
Будем мы сейчас опять:
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать
Внятно, четко говорить, не вертеться, не шалить.

Первое задание от Копатыча. Копатыч любит загадывать загадки. (Слайд) А мы сейчас попробуем их отгадать.

1. Летом ходит без дороги или Кто в берлогу спать ложится-

Возле сосен и берез волк, медведь или лисица?

А зимою спит в берлоге.

От мороза пряча нос. (Медведь)

2. Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку (Заяц)

3. Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет.

А в деревне кур крадет (Лиса)

4. Трав копытами касаясь ходит по лесу красавец

Он рога несет легко, хоть раскинул широко (Лось)

5. Хожу в пушистой шубке или Это что за шалунишка

Живу в густом лесу Рвет с еловой ветки шишку.

В дупле на старом дубе семена в ней выгрызает

Орешки я грызу (Белка) шелуху на снег бросает

6. Все время он по лесу рыщет
Он в кустах добычу ищет
Он из кустов зубами щелк
Кто скажите это… (Волк)

(все отгадки изображены на слайдах)

Как одним словом можно назвать их всех? Какие это животные? (Дикие)

Где они живут? (в лесу) .

А теперь закончите предложение

Зимой заяц белый, а летом…

У зайца хвост короткий, а уши…

У белки задние лапы длинные, а передние…

Заяц пушистый, а еж-…

Белка маленькая, а лось-…

А сейчас послушаем сказку о веселой белочке. Слушайте внимательно и выполняйте артикуляционные упражнения вместе с белочкой.

Маленькая веселая белка Широко открыт рот, язык расслаблен

Спала в своем дупле «Лопатка»

Потом она проснулась Коснуться кончиком языка альвеол

Радостно улыбнулась «Улыбка»

Белка выглянула из дупла, быстро поглядела по сторонам «Часики»

Белка была аккуратная, она умылась Круговые движения языка по губам

Почистила зубки Круговые движения языка за сомкнутыми губами

Потом белка пошла гулять. Она прыгала по веткам вверх- вниз

(Движения языка вверх –вниз)

Язычком белка цокала «Цоканье»

Грибы собирала «Грибок»

После прогулки белочка вернулась в дупло и уснула крепким сном.

(Широко открыть рот, язык расслаблен.)

Молодцы все ответили правильно. И зарядку выполнили хорошо. Получаете первый ключ.

Второе задание для вас приготовил Крош. (Слайд)

(Дети называют)

Молодцы, с этим заданием тоже хорошо справились и Крош отдает вам свой ключ. (показ слайдов)

Следующее задание от Лосяша. (Слайд)

У всех животных есть свой дом в лесу, называется жилище.

Сейчас я раздам вам карточки и карандаши. Вы внимательно посмотрите на картинку и дорисуйте дорожку от животного до его жилища. (раздаются карточки с карандашами) А теперь вспомним как называются жилища у животных. (показ слайдов)

Молодцы ребята, получаете ключ.

Задание от Совуньи. (Слайд)

В давние давние времена жили звери, поживали. Но ни у кого в те времена не было хвостов. А без хвоста зверю ни красоты, ни радости. Однажды по лесу прошел слух: хвосты раздавать будут! Привезли много разных хвостов: больших и маленьких, толстых и тонких, длинных и коротких. Пушистых и гладких… И побежали звери со всех сторон. Понеслись, помчались во весь дух за хвостами.

Давайте мы сейчас поможем зверям найти свои хвосты. После соединения хвоста с животным спрашиваю чей хвост? (Дети выходят к столу и каждый выбирает себе карточку, потом необходимо соединить животного и хвост)

Молодцы, с заданием справились. Получайте ключ.

Давайте отдохнем немножко и поиграем в игру «Медведь, заяц, цапля»

(бубен)

Встаем в круг. Бубен стучит быстро, прыгаем как зайчики, бубен медленно ходим как мишки косолапые, бубен молчит- встаем на месте, подняв одну ногу.

Следующее задание от Ежика. (Слайд)

Нужно внимательно послушать рассказ, а потом мы с вами ответим на вопросы.

«Лисята» Е.Чарушин (сокращен.)

У охотника жили в комнате два маленьких лисёнка.

Это были шустрые и беспокойные зверьки.

Днём они спали под кроватью, а к ночи просыпались и поднимали возню - носились по всей комнате до самого утра.

Так разыграются лисята, так расшалятся, что бегают по моему приятелю, как по полу, пока тот не прикрикнет на них.

Как-то пришёл охотник со службы, а лисят нет. Стал он их искать...

Заглянул на шкаф - на шкафу нет. Под столом – нет, под креслом –нет,

И под кроватью нет.

И тут мой приятель даже испугался. Видит - охотничий сапог, что лежал в углу, шевельнулся, поднялся, свалился набок.

И вдруг поскакал по полу. Так и скачет, перевёртывается, подпрыгивает.

Что за чудо такое?

Подскочил сапог поближе.

Глядит охотник - из сапога хвост высовывается. Схватил он лисёнка за хвост и вытащил из сапога, встряхнул сапог - и другой выскочил.

Вот какие ловкачи! (при этом всем идет показ слайдов)

Вопросы по тексту. Отвечать нужно полным ответом.

Про кого говорится в этом рассказе? (Про лисят.)

Куда лисята однажды спрятались? (Залезли в сапог.)

Как охотник обнаружил лисят?

Чем заканчивается рассказ?

Молодцы. Ребята и с этим заданием вы тоже все справились.

Получите ещё один ключ от Ежика.

Ребята, вам понравились задания от Смешариков? Про кого мы сегодня с вами говорили? (про диких животных.)

Давайте посчитаем сколько же ключей мы собрали? (5) .

Вы замечательно справились со всеми заданиями, собрали все ключи, я думаю, что пора открыть наш сундук от Смешариков. (дети получают раскраски от Смешариков)

для старшей логопедической группы

Цель: обобщение, уточнение и активизация словаря по теме «Дикие животные».

Задачи:

1. Продолжать расширять и систематизировать знания по теме « Дикие животные », совершенствовать лексико – грамматический строй речи, совершенствовать синтаксическую сторону речи, учить понимать и употреблять предложно-падежные конструкции, обучать правильной посадке.

2. Развивать связную речь, речевой слух, все виды восприятия, творческое воображение, внимание, память, мышление, развивать мелкую и общую моторику, логическое мышление, умение обобщать.

3. Воспитывать активность, навыки сотрудничества и взаимодействия, инициативности, самостоятельности, желание трудиться, бережное отношение к предметам, усидчивость и аккуратность, бережное и заботливое отношения к природе, животным и птицам.

Дидактический материал: на листах формата А4 демонстрационные картинки (медведь, заяц, лиса, рысь, еж, барсук, олень, лось, волк, белка), раздаточные картинки (медведица с медвежонком, зайчиха с зайчонком, лисица с лисенком, рысь с рысенком, ежиха с ежонком, барсучиха с барсучонком, олениха с олененком, лосиха с лосенком, волчица с волчонком, белка с бельчонком), листы формата А5 с контуром медведя по количеству детей, конверты для них.

Оборудование: стульчики по количеству детей, магнитная доска, магниты, указка, стул, 1 стол, мячи по количеству детей.

План занятия

1. Организационный момент. Объявления темы занятия 2 мин.

2. Упражнение на дыхание 1 мин.

3. Обсуждение и рассматривание картинок (внешний вид, образ

жизни животных), пересказ текста «Лиса» 5 мин.

4. Игра с мячом «Слушая внимательно, а потом повтори» 3 мин.

5. Игра «Мама-детёныш» 3 мин.

6. Игра «Какой? Какая?» 3 мин.

7. Физкультминутка «На водопой» 3 мин.

8. Пальчиковая гимнастика «Ушки длинные у зайки» 2 мин.

9. Задание на дом, итог и оценка работы детей на занятии 3 мин.

25 мин.

Ход занятия

1. Логопед встречает детей, организует приветствие с ними, приглашает пройти и сесть на стулья.

Логопед: Ребята! Посмотрите на доску. Как мы можем назвать одним словом всех, кто здесь изображен?

Дети: Дикие животные.

2. Логопед: Да! Сегодня мы продолжим разговаривать с вами о диких животных. Но для начала давайте сделаем упражнение на дыхание. Встаньте все, руки опустите вниз. Делаем быстрый шумный вдох носом, затем медленный выдох ртом с поворотом головы влево, затем вправо.

Дети выполняют упражнение 5 раз. После чего садятся на свои места.

3. Логопед: А теперь давайте посмотрим на наши картинки. Давайте назовем всех животных, которых вы видите.

Дети: Заяц, рысь, барсук, медведь, еж, лось, олень, волк, лиса, белка (хоровые ответы).

Логопед: Молодцы! Почему диких животных называют «дикими».

Логопед: Верно! А как дикие животные готовятся к зиме?

Дети: Их шубка становится густой, пышной и теплой, чтобы они не замерзли.

Логопед: Да. А что еще делает заяц?

Дети: Он меняет серую шубку на белую, чтобы его не было видно на снегу.

Логопед: Правильно. А как готовятся медведь, еж и барсук?

Дети: Эти животные впадают в спячку до весны!

Логопед: Верно! А белка?

Дети: Она готовит запасы на зиму в своем дупле.

Логопед: А кто из этих животных рогатый и копытный?

Дети: Лось и олень!

Логопед: Да! А у кого тело покрыто не шерстью, а колючками?

Дети: У ежа.

Логопед: Правильно! А кого называют лесной кошкой?

Дети: Рысь!

Логопед: Верно! А теперь давайте-ка вспомним, кто из этих животных хищник?

Дети: Рысь, барсук, волк, лиса, медведь, еж.

Логопед: Верно, дети! А теперь послушайте меня внимательно. Я вам сейчас расскажу про лису, а вы запомните и расскажите потом мне. Лиса – дикое животное. Она живет в лесу. У лисы есть туловище и голова. На голове ушки и морда. На морде глаза, нос, пасть, усики. На туловище четыре ноги и пушистый длинный хвост. Лиса рыжая, хищная, хитрая. Она охотится. Лиса подкрадывается к добыче и хватает ее. А теперь вы мне так расскажите.

Дети пересказывают с помощью логопеда текст.

4. Логопед: Молодцы! А теперь давайте встанем и поиграем с мячами!

Мы с мячами поиграем,

Диких животных называем:

Барсук, лиса, зайчиха,

Медведь, олень, лосиха,

Белка, волк, еж и рысь-

Все слова нам удались!

Дети выполняют упражнение 2 раза. Садятся на стулья (где лежат конверты с картинками животного-мамы и ее детеныша).

5. Логопед: Ребята! Посмотрите, что у вас в конвертах (дети смотрят на свои картинки). А теперь вы должны назвать маму животного и ее детеныша, повесить на доску свою картинку.

Дети выполняют задание.

6. Логопед: Молодцы! А теперь давайте поговорим о том, какие дикие животные. Что мы можем сказать о лисе. Какая она?

Дети: Рыжая, хитрая, ловкая, хищная.

Логопед: Да! А о волке?

Дети: Серый, злой, голодный, хищный.

Логопед: Молодцы! А какая белочка?

Дети: Рыжая, проворная, шустрая.

Логопед: А медведь?

Дети: Косолапый, большой, коричневый.

Логопед: А Заяц?

Дети: Беленький, трусливый, быстрый.

Логопед: Молодцы! А олень и лось?

Дети: Рогатые, большие, копытные.

Логопед: Да! А еж?

Дети: Маленький, колючий.

Логопед: Верно! А что можем сказать про рысь?

Дети: Хищная, короткохвостая.

Логопед: Молодцы! А барсук?

Дети: Полосатый, хищный.

7. Логопед: Молодцы, ребята. А теперь пойдемте на ковер и немного разомнемся! Выполним физкультминутку «На водопой» (дети встают и идут на ковер).

Прохладным днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосенок,

За мамой-лисицей крался лисенок,

За мамой-ежихой катился ежонок,

За мамой-медведицей шел медвежонок,

За мамою-белкой скакали бельчата,

За мамой-зайчихой – косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат.

Все мамы и дети напиться хотят.

Дети выполняют задание вместе с логопедом 2 раза.

8. Логопед: Молодцы! А теперь мы с вами поиграем с пальчиками. Упражнение называется «Ушки длинные у зайки»

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет,

Веселит своих зайчат.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику вместе с логопедом 3 раза, проговаривают ее.

9. Логопед: Умницы! А теперь пойдемте сядем на свои стульчики (дети возвращаются на свои места). Давайте вспомним, что же мы сегодня изучали?

Дети: Диких животных.

Логопед: Да, диких животных. Так почему их называют «дикими»?

Дети: Потому что они живут в лесу, о них никто не заботится, они сами себе строят дома и добывают пищу.

Логопед: Верно! Ребята! Я вам сейчас раздам листики (логопед раздает листики с контуром медведя каждому ребенку). Кто на них изображен, как вы думаете?

Дети: Медведь!

Логопед: Верно! Это медведь. Обведите контур дома и раскрасьте его – это ваше домашнее задание. Во что играли, что вам больше всего понравилось?

Дети отвечают по очереди, делятся своими впечатлениями.

Логопед называет тех детей, кто был активнее и внимательнее, хвалит их.

Логопед: На сегодня наше занятие окончено, поставьте стульчики на свои места.

Список использованных источников:



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: