Краткое описание природы. Красивые описания природы. Описание лета - Июнь

«Поля просторные, немые
Блестят, облитые росой…
Молчит и млеет лес высокий,
Зеленый, темный лес молчит»

Тайна величественной природы

Известный российский писатель Иван Сергеевич Тургенев, прославился как мастер пейзажа. В его творчестве описание картины природы неразрывно с жизнью героев, их настроением и внутренними переживаниями. Пейзажи автора не только наполнены красочным, реалистичным и подробным описанием, но и несут еще в себе психологическую и эмоциональную нагрузку. С помощью описания природы, автор открывает внутреннюю суть своего героя. Так в романе «Отцы и дети», Тургенев, используя пейзаж природы, показывает, как меняется настроение самого героя Аркадия, автор очень точно передает его внутренний мир. Природа в описании Тургенева очень красочна, автор представляет её настолько подробно, что картина буквально оживает. Слова, которые писатель подбирает, очень точно передают представленный пейзаж: «золотисто зеленело, … лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка».

Природа, представленная в произведениях Тургенева, очень разнообразна. В рассказе «Бежин луг», ярко представлен июльский пейзаж: «цвет небосклона, легкий, бледно лиловый», «в сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой», ночью «стальные отблески воды, изредка и смутно мерцая, обозначали её теченье». Писатель проникается описанием природы настолько сильно, что его пейзажи становятся настолько реальными, будто оживают. Красочность его картин можно сравнить с работой кисти художника. Но только с одним отличием - пейзажи Тургенева динамичны, они в постоянном движении. Очень красочно передает автор начало дождя в рассказе «Бирюк» из цикла «Записки охотника»: «Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями».

Тургенев понимал природу, преклонялся перед её величественностью и неукоснительностью установленных ею законов. Он отмечал бессилие человека перед силой природы, восхищался, даже с некоторым острахом, её могуществом. Природа выступает, как нечто вечное, непоколебимое, в противовес человеческому смертному существованию. Писатель пытается увидеть то общее связующее между природой и человеком, но спотыкается об её безмятежное молчание. Автор неоднократно отмечал независимость действия законов природы от человеческих стремлений, планов, амбиций и жизни человека вообще. Природа в произведениях Тургенева проста и открыта в своей реальности, но сложна и таинственна в проявлениях, часто враждебных человеку сил.

Его даже пугало безразличие природы, воплощенное в незыблемости законов, на которые человек не имел влияния. Всё в её власти, независимо от человеческого на то желания или согласия. Особенно ярко автор демонстрирует это проявление в стихотворной прозе «Природа». Здесь Тургенев обращается к матушке-природе с вопросом: «О чем дума твоя? Не о будущих ли судьбах человечества…» Однако, ответ его очень изумил, оказывается, она в это время заботится об улучшении жизни блохи. «Разум мне не закон» - железным холодным голосом отвечала она.

Бесконечные загадки природы и мироздания беспокоят автора и тревожат его воображение. Образ природы в произведениях Тургенева показан очень красочно и профессионально, с использованием богатой русской речи, придавая пейзажу неописуемую красоту, наполненную красками и запахами.

Цель: Познакомиться с особенностями построения текста – описания, а именно, описание природы. Научить излагать собственные мысли, чувства. Совершенствовать навыки монологической речи через художественное описание природы. Показать зависимость выбора каждого содержательного элемента, каждой микротемы и языковых средств от темы и основной мысли текста; формировать умение отбирать элементы содержания и языковые средства художественной выразительности раскрытия темы; развивать умение видеть прекрасное в обыденных картинах и описывать свои ощущения словами; Развитие у учеников эстетического восприятия мира, умения ценить прекрасное в искусстве, поэзии, прозе.

Оборудование: иллюстрации картин “Времена года”, музыкальная запись А.С. Грибоедова “Вальс” №2; П.И. Чайковский “Октябрь”, “Июнь”. “Толковый словарь” русского языка Ожегова, учебник.

Эпиграф: Чувство природы врождённое, и есть оно у каждого человека. (В. Песков )

Ход урока

Учитель: Природа всегда волновала писателей, поэтов, художников, композиторов, она вдохновляла их на новые творения. (Звучат стихи о природе А.С. Пушкина, С. А. Есенина). Объявление задачи урока: после сегодняшнего урока у вас должно родиться такое созвучье “слов живых”, чтобы каждая строка вашего сочинения “дышала святой прелестью”.

Оформление записи в тетради: число, тема

– Как вы думаете, какую роль играет описание природы в произведениях писателей, поэтов. (Ответы детей).

– Ребята, а хотите вы научиться описывать природу, чтобы она также волновала читателя.

Звучит вальс А.С. Грибоедова “Вальс” (№2).

– Итак, приходилось ли вам наблюдать, как осыпаются листья осенью? (ответы)

– Обращали ли вы внимание на то, как летит лист, оторвавшись от ветки? Чувствовали ли вы, идя по аллее, по лесу, саду лёгкость шуршащих листьев?

Обращение к эпиграфу. (Разбор, смысл)

А вот писатель может, глядя на природу охватить целое пространство или уголок, но выразить это словами, волшебными, чарующими. И на сегодняшнем уроке мы с вами попытаемся проникнуться теми же чувствами и желаниями, которые испытывал К. Паустовский, создавая произведение об осенней природе “Жёлтый свет”. Мы с вами должны определить тему и главную мысль текста. (Разбор текста, устное составление плана, запись в тетради опорных слов).

Таким образом, мы определили маленькие темы (микротемы), составляющие тему рассказа “Жёлтый свет”.

– Можно ли одну из частей опустить? (например, “Пожар в лесу”…). Нет. Значит, все части дополняют картину осени в природе, все они подчинены раскрытию темы: “Осень в природе”. А вы заметили, когда читали текст, будто оказались в этом лесу? (Ответы)

А это потому, что К. Паустовский так описал природу, подобрал такие слова, выражения. Например, не просто – а множество, обилие, видимо-невидимо, это и есть слова – украшения, раскраска. И эту красоту нам надо беречь, она беззащитна.

Показ сценки “Ромашка” Яковлева.

Но вернёмся к теме урока. С помощью слов можно доказать свое утверждение, передать цепочку последовательных событий, сформулировать представление о каком-то предмете, явлении.

– Какие три типа речи (письма) я назвала? (рассуждение, повествование, описание)

– Тип речи, с которым сегодня работаем? Где ответ на вопрос? (описание – в теме урока)

Запись в тетрадь: тип речи – описание

стиль речи – (Какие стили речи вы знаете? Каким стилем речи преимущественно пользуемся при описании?)

художественный

жанр – зарисовка.

Вспомните, какие стили текста вы знаете? (ответы). Из каких частей состоит рассказ

(1 – зачин; 2 – основная часть; 3 – концовка: – расшифровка частей). И при написании сочинения мы конечно должны придерживаться этого. Красота природы, сказка, в багрец и золото, одетые леса – такой словесный образ осени получился у большинства.

К словесному образу мы добавим звуковой.

Прослушиваем два отрывка из “Времен года” Чайковского (“Июнь” и “Октябрь”). Определяем, какому времени года соответствует какая музыка. Почему?

Физкультминутка “Цветок”

Спал цветок и вдруг проснулся (сели, постепенно встают) ,
Больше спать не захотел.
Отряхнулся, оглянулся (повороты вправо, влево) ,
Взвился вверх и полетел (машут руками).

Перед вами текст. Попрошу вас найти ошибки, т.е. расположить предложения последовательно (работа со словарём – определение значение слова “последовательно”).

И вот я в лесу. Зима. Лес стоит тёмной стеной. Небо над головой голубое – голубое.

Где-то в глубине леса стучит дятел. Деревья покрыты пушистым снежком, хорошо в лесу. На деревьях сидят клёсты. Снег переливается на солнце. (Работа с текстом).

Запись опорных слов. Запомним, прежде чем писать, надо очень хорошо изучить то, что будешь писать, надо приглядеться, вдуматься спросить себя, подобрать то единственное слово, как написал бы писатель. А, написав, мы должны ощущать природу всеми органами чувств (слухом, осязанием, зрением).

Самостоятельная работа

Задание: записать в тетрадь слова, словосочетания, предложения о природе за окном, которые отражают ваше внутреннее состояние, ваше восприятие, ваши ощущения этого времени года.(3–4 минуты). Чтение нескольких работ по желанию детей.

А теперь прочитайте все слова, которые вы написали в течение урока. Это и есть ваши опорные слова, которые вы можете использовать в своём сочинении. Естественно, вы должны озаглавить своё сочинение. Используйте стихотворные строки. Это и будет вашей домашним заданием.

Задание на дом

Написать сочинение-описание по общей теме. Это широкая тема. Сформулируйте возможные узкие темы для зарисовки.

Вспоминаем: что такое зарисовка (это картина, нарисованная словами).

Сильным ученикам (или всем желающим, тем, кто понял, как справиться с работой) предлагаю написать сочинение-зарисовку, остальным – сочинение-описание, сочинение-повествование с включением описания. На следующем уроке при анализе сочинений у нас будет прекрасный материал для определения типа речи и жанра письменной работы. Желаю вам успехов. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Если бы меня вдруг спросили, как правильно описывать природу в фиках, да еще в фэнтезийных, я бы недоуменно пожала плечами. А вот на вопрос, как ты описываешь ее, матушку, я бы ответила - вот так, как напишу ниже. Поэтому я не беру на себя важности рассмотрения всех возможных вариантов, отмечу лишь те, которыми пользуюсь я. Сразу надо взять в расчет, что среди нас мало Пришвиных с Паустовскими, не говоря уже про Тургеневых с их охотничьими записками, и все же у природы нет плохой погоды, а вот без природы фик явно что-то теряет. Давайте подумаем, почему: 1) Да потому что все мы дети природы и живем в ней, даже если за окном не проглядывает и деревца. Ведь природа это все: небо, солнце и вода, а с ними, родными, обязательно соприкасаются наши герои. 2) Потому что описание природы - это красиво, если подобрать правильные эпитеты и вообще уметь правильно взглянуть на окружающий нас мир. 3) Потому что словами мы пытаемся создать перед мысленным взором читателя картинку, а в этой картинке, как на фотографии, всегда есть задний план - и в большинстве случаев - это природа. 4) Потому что в фиках мы пытаемся раскрыть чувства героев, а сравнение с природой помогают нам лучше передать переживания. Вспомните только с уроков литературы бедного князя Болконского с его дубом! 5) И так далее и тому подобное… Каждый из нас может написать еще энное количество особо значимых лично для него пунктов. И это хорошо. Значит - описание природы действительно нужно. Теперь перейду к своему пониманию необходимости природы, а именно где и когда я включаю свои описания. Чтобы далеко не уходить от заявки, то сразу опишу необходимость описаний природы в фэнтези. В данном жанре мы знакомим читателя с вымышленным миром и, как ребенку, объясняем ему нашу фантазию по средствам сравнения с окружающей нас реальностью. Типа, вот у нас небо голубое, а у них фиолетово-розовое будто бы при закате. Картинка в мозгу кликнула - пассаж удался. Или же мы описываем мир, который очень похож на тот, в котором мы живем, тогда описаниями природы мы подтверждаем данный факт. Вообще природа в фэнтези необходима для погружения читателя в новый, неизвестный ему мир. Итак, отсюда сразу выводим пунктик описательного характера: 1) Описание природы создает картинку перед глазами, поэтому тут важно не растекаться мыслию по древу, а сразу найти тот дуб, который в картинке стоит на переднем плане. Тут иногда достаточно описать цвет неба, количество деревьев на заднем плане и состояние травы на данный момент. Не-пришвинский читатель от более подробного описания устает. Но искушенного читателя можно именно тут убить наповал богатством языка, который открывается в описательной части природы - паутинка дрожала словно тонкая шаль на плечах девушки… Или лучше как у Есенина - словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне… Откуда взялся розовый конь, спросите вы? Да, многие критики сначала считали, что просто для ритма и рифмы, то есть красивого словца, а оказалось, что белый конь на заре действительно розовый, но только наблюдательный глаз поэта поймал его и облек в слова. Посему для хороших описаний нужен не только богатый язык, но и наблюдательность - можно бродить по улицам и фоткать, а можно просто сохранять в альбом понравившиеся фотографии природы, найденные в интернете, и потом, как в школе, писать сочинение с картинки. Так, пора ставить точку, потому что о картинках можно говорить вечно. 2) Пункт второй мне очень близок - я пытаюсь природой усилить драматизм повествования, то есть в работу идут сравнения двух видов: - природа страдает или радуется вместе с героем. Типа, по Розенбауму, “загрустила дождями природа”. Тут опишем хмурое небо и хмурое лицо, стекающие по щекам дождинки вперемешку со слезами, и вот читатель плачет вместе с героем, ведь ему сочувствует сама природа. - природе наплевать, то есть герой рыдает, а на дворе смеются солнечные зайчики. Такое очень даже уместно, когда герои не поняты миром - ни людям, ни природе нет до них дела. И все же иногда контраст тоже показывает глубину переживаний. Типа, ему бы сейчас скакать с воробьями по весенним лужам, а у него нет даже сил поднять ногу, чтобы перешагнуть эту самую лужу. 3) Пункт - рефлексивный. Герой сидит и смотрит на природу, как тот самый князь Андрей. Вот я тоже покрылся коркой и устал от жизни - красивый сверху и трухлявый внутри. Отлично - вот и место действия и состояние героя. Ну как-то так. Быть может, не совсем, что хотел автор, но я попыталась написать драблл. Если кому-то понравится, я с удовольствием разовью каждый пункт. Пока это так, мозговая атака по теме заявки. Всем спасибо за прочтение! И хорошей погоды в ваших фиках!

От умения правильно излагать свои мысли во многом зависит то, как вас будут понимать окружающие. Именно по этой причине русский язык - это один из основных предметов школьной программы. Начинается он с чистописания в первом классе и преподается в течение всего периода обучения. Для многих достаточно проблематично научиться писать без ошибок - об этом говорит культура речи человека, то, как он выражается и разговаривает. Некоторые педагоги считают, что умение правильно говорить во многом определяет грамотность индивида и его умение выражать свои мысли. Именно по этой причине образовательная программа направлена скорее не на заучивание правил русского языка, а на развитие умения стилистически верно построить свои рассуждения. С этой целью в школе проводится большое количество работ, направленных на описание. Примеры их достаточно просты: или, скажем, о том, как ребенок провел каникулы.

Такие задания позволяют ученику развить умение правильно подбирать нужные слова и, как следствие, грамотно выражаться.

Что такое описание

Описанием называется любой отрывок текста или изречение, раскрывающее смысл увиденного или услышанного. По сути, то же описание природы сводится к речевому переносу увиденного на бумагу. Как правило, впервые с таким типом текста человек сталкивается в школе на уроках русского языка. Современные образовательные программы построены таким образом, что младшие школьники среднего звена, а именно пятый-шестой класс, пишут сочинения, в которых требуется сделать, например, описание цветов или человека. На самом деле в таком задании нет ничего сложного или необычного, однако у ребенка могут возникнуть определенные трудности по той причине, что он никогда прежде не описывал что-либо связным текстом.

Виды описания

Вообще, все описания можно условно разделить на две большие группы: живого и неживого. К первому типу следует отнести людей, животных, растения, природу, словом, все, что можно считать одушевленным. Второй тип также достаточно распространен: сюда относят описание города, времен года, вещей, техники. Несмотря на такое разделение, способы ведения повествования могут перекликаться, так как в сочинениях непременно должна присутствовать некоторая литературность изложения, предполагающая использование средств художественного выражения. Конечно, это приходит со временем, и первые сочинения вовсе не будут похожи на идеально написанные тексты. Но при должном уровне начитанности ребенка с течением времени он научится подходящими словами изображать все, что угодно, будь то описание природы или человека.

План описания

Несмотря на то что на уроках преподаватель обязан дать ученикам тот план, по которому следует производить описание, примеры подобных работ могут быть различными. Попытаемся рассмотреть некий универсальный способ написания таких сочинений. Во-первых, нужно выделить для себя основные моменты, на которых будет строиться структура работы, а именно вступление, основную часть, заключение или вывод.

Важно заметить, что в таких работах отсутствует. Это логично, потому что сложно его выделить, если задачей является, например, описание города. Каждая часть имеет свой размер. Вступление - небольшое, пара общих предложений, задающих тон всему сочинению. Основная часть - более развернутая, здесь будут основные моменты. Заключение - это общее впечатление от описанного объекта. Во вступлении следует сказать о том, как был создан объект - если это картина, то кем и когда была написана, если здание, то кто его архитектор. Об основной части будет сказано ниже, а в заключении пишут, как правило, о том, понравился или не понравился объект и почему.

Как выражать свои мысли

При написании подобной работы очень важным является то, как автор будет вести повествование. Одним из наиболее удачных приемов описания считается выбор самых ярких деталей и их подробный разбор. Существует еще один способ, заключающийся в общем обзоре всех имеющихся деталей. Здесь очень важно угадать, если это, например, Художник мог сделать определенный акцент, который нужно уловить. В таком случае описание будет ярким. Еще очень важным моментом является то, что необходимо точно подбирать выражения, дабы читатель работы смог явно себе представить описываемый объект. Конечно, такое мастерство присуще лишь талантливым писателям, но упорным трудом можно добиться неплохих результатов.

Описание в школе

Наиболее острым вопросом являются школьные описания, так как именно здесь обнаруживаются первые трудности. Вообще, в заданиях используют лишь некоторые виды работ, разобрав которые, можно успешно справиться с любой задачей. Тому, как это сделать, и будет посвящена вторая часть статьи. Как правило, задания по описанию базируются на различных картинах известных художников.

Наверняка художественное описание природы - это то, с чем в первую очередь сталкивается каждый ученик. Не нужно этого бояться, ведь существует определенный план, следуя которому, можно без особых трудностей справиться с задачей. Итак, имеется задание, требующее выполнить описание. Примеры рассмотрим ниже.

Описание пейзажа

Во-первых, необходимо в точности следовать плану, который был представлен выше. Нас интересует именно основная часть, так как она вызывает наибольшее количество вопросов. Существует такое правило: при описании любой картины следует двигаться в одном направлении. Что это значит? Все довольно просто. Если имеется пейзаж, то описывать объекты необходимо, например, сверху вниз или наоборот. Это позволит не забыть ни одной детали и составить целостное представление о картине. Далее при движении требуется выбирать любой объект и описывать его положение в общей композиции, не забывая использовать выражения, так как это сделает изложение более литературным.

Также немаловажным моментом считается то, как автор назвал свою картину. Из этого можно сделать вывод о том, на что следует обратить особое внимание. Если, например, он назвал картину «Лето», это значит, что следует обратить внимание на все атрибуты этого времени года и постараться найти их на полотне. В таком случае описание лета будет достаточно успешным. Например, описание подобной картины вкратце может выглядеть следующим образом: "На картине художника N перед нами предстает живописный пейзаж, запечатленный в знойную летнюю пору. Солнце находится в зените, поэтому можно сделать вывод о том, что сейчас полдень. Стоит спокойная погода, ветра нет, не двигаются. Яркие тона на поле подчеркивают, что сейчас июнь - самая сочная пора" и так далее.

Описание людей

Вторым по популярности заданием можно считать описание различных портретов. По сути, оно мало чем отличается от любого другого вида, но принцип здесь немного другой. Если требуется сделать пример можно рассмотреть в любом произведении классической литературы. Автор-профессионал легко «пробегается» по внешнему виду героя, рассматривая его одежду, лицо и останавливая внимание на каких-то отличительных чертах, что позволяет оживить повествование. Такой прием будет очень выигрышно смотреться в любой работе. Но необходимо иметь чувство меры, а именно - не зацикливать внимание на одной детали. Сама суть описания состоит в том, чтобы за минимально короткое время наиболее точно передать главные черты объекта.

Описание растений

Излюбленной темой многих художников является изображение растений, именно поэтому нередко приходится сталкиваться с проблемой их описания. Здесь следует обратить внимание на то, что, как правило, такие объекты небольшого размера, поэтому автор картины акцентирует внимание на деталях.

Описание цветов может служить ярким примером. Если картина - это натюрморт, то придется постараться, чтобы заметить все черты, которые передал художник. Капельки росы, сломанные тычинки или лепестки неправильной формы - все это те важные детали, которые передают настроение картины, и, следовательно, они должны быть отражены в описании. В общем и целом, кардинальных отличий нет. Единственное, на что следует обратить внимание, - это краски. Цвет растения может играть довольно значимую роль, поэтому необходимо обратиться к материалам, которые раскрывают значение цветовых символов.

Другие описания

Помимо пресловутых картин, еще одним типом заданий может явиться описание каникул. Наверное, каждый писал о том, как он провел их, непременно включая в свой рассказ описание лета. Здесь стоит обратить внимание на некоторые общие детали, которые ассоциируются с тем или иным временем года, тем, что легко представит себе любой. Тогда работа будет выглядеть очень выигрышно.

Заключение

Конечно, можно дать массу советов по поводу того, как нужно делать описание. Примеры не будут лишними, однако они могут оказаться При написании любых работ очень важен стиль. Его наличие в большинстве случаев может существенно помочь, даже если человек не владеет информацией. Заимствование чужих мыслей может привести к притуплению писательского таланта, который есть у каждого. А это, в свою очередь, чревато тем, что в старших классах или на экзаменах ученику будет трудно сконцентрироваться и правильно изложить свои мысли. Если ребенок самостоятельно способен выполнить описание того или иного объекта, значит, он не просто умеет правильно выражать свои мысли, но делает это уверенно и быстро. Бесспорно, этому нужно учиться, и здесь будет полезна лишь практика. Знать русский язык - это обязанность каждого гражданина России.

Лето – чудесное время года. Долгие солнечные дни сменяют короткие теплые ночи. Чаще всего стоит ясная погода, и бескрайнее синее небо простирается над головой. Деревья пышно убраны в яркие зеленые одежды. Под ними всюду густо растет трава, усеянная цветастыми огоньками летних цветов – маков, колокольчиков, клевера, пижмы, ромашки, ноготков… А над ними порхают бабочки и жужжат всякие мурашки.

Лето украшает сады и огороды. Спеют сочные вишни, за ними спешат абрикосы и персики. Большие красные ягоды клубники клонятся низко к земле. Постепенно

“загорают” в лучах летнего солнца еще недавно зеленые помидорчики. То тут, то там на арках завязываются огурцы. Цепкие колючие ветви ежевики сплошь усеяны сладкими темно-фиолетовыми, почти черными ягодами. И так повсюду – буйство цвета, праздник плодородия, приятное ощущение тепла и уюта.

У лета чудесный звонкий голос – это поют высоко в небе или скрытые в ветвях деревьев птицы – маэстро-соловей, утренний жаворонок, веселый болтун-воробей. А ближе к вечеру музыка лета меняется – вступает хор сверчков, который не смолкает до утра.

И даже дождь летом – теплый и ласковый. Под шатром низких

Туч воздух становится горячим. Прохладные капли дождя смывают пыль с дорог и листвы, благодаря чему после она заиграет еще более чистым изумрудным сиянием.

Лето – яркое, разноцветное… Июнь не похож на август, и у июля есть чем порадовать глаз. Высокое чистое небо, теплая прозрачная вода речек, спелые фрукты, насыщенные цвета вокруг… Нет на свете человека, который не любил бы лета!

(5 оценок, среднее: 4.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Лето – самый любимый мой сезон года. Не потому что начинаются самые длинные каникулы, а потому что тепло. Летом появляется...
  2. За волшебной тучкой спряталась ночь, и на землю спустилось розовое утро. Вот-вот должно взойти солнце. Его лучи уже загораются на...
  3. Вот и наступила весна. А с приходом весны вся природа вокруг преображается. Сначала увеличиваются дни, и понемногу поднимается температура на...


Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: