"О чем рассказывают следы на снегу?". Исследовательская работа "следы на снегу" Прогулки и наблюдение за живыми объектами


Краткое содержание проекта. Проект для учащихся 2 класса « О чём говорят нам следы на снегу » охватывает следующие учебные темы: Дикие, домашние животные. Зимующие птицы. Признаки зимы. Охрана природы. Этапы выполнения действий по проекту. Применение полученных знаний на экскурсии, изготовление альбомов. На реализацию проекта потребуется 4 недели. Результаты познавательной работы учащихся оформляются учащимися в виде презентации.


Актуальность: Зима – подходящее время для тех, кто хочет понаблюдать за жизнью зверей в дикой природе: в лесу и в степи, в поле и на лугу. Потому что зимой в наших краях лежит снег и всякий, кто пробежит по снегу, оставит свой след, а по следам можно узнать многое. История жизни в лесу, написанная на снегу, детям недоступна. Но они могут увидеть следы знакомых животных, тех, что живут рядом и узнать об их жизни. Детская пытливость позволяет узнать, как устроена окружающая природа. Если ребёнок заинтересовался следами животных и птиц на снегу, то сможет узнавать, кто из них прошёл. Его умственное развитие прогрессирует, а сам он узнаёт много нового и интересного. Развитие ребёнка в ходе проектной деятельности наиболее продуктивна, потому что это происходит при участии активной заинтересованности. С помощью учебников, фото, видео материалов, экскурсий, учащиеся научатся распознавать следы животных на снегу в близлежащей к школе территории.


Цель: уточнить знания детей о жизни животных и птиц зимой; способствовать развитию умений выделять особенности внешнего вида следов животных и птиц. Планируемые результаты: -Предметные: различать и называть птиц и животных обитающих в лесах Свердловской области; определять, кому принадлежат следы, и делать выводы. Метапредметные: - познавательные –. уточнять признаки зимы в ходе экскурсии; различать следы животных и птиц зимой; выделять их особенности; осуществлять поиск и выделять необходимую информацию из текстов, рисунков. --коммуникативные – формулировать ответы на вопросы по плану; вовремя включаться в диалог с учителем и одноклассниками; -регулятивные – выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. -личностные: Воспитывать у детей любовь к Родине, родному краю









Основная образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция областей : «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Цель занятия: обобщение и расширение знания детей о диких животных.

Задачи занятия:

Образовательные: закреплять знания детей о жизни диких животных в зимний период времени, их повадках и отличительных признаках. Учить различать их следы.

Развивающие: развивать активный словарь детей, умение образовывать прилагательные во множественном числе от существительных (лиса – лисьи, медведь – медвежьи…). Способствовать развитию мелкой моторики, внимания, памяти.

Воспитательные: воспитывать любознательность, уважительное отношение к природе и ее тайнам. Способствовать осознанию особого отношения людей к диким животным.

Предварительная работа:

1. Разучивание загадок, по теме “Дикие животные”;

2. Дидактические игры “Четвертый лишний ”, “Дикие животные”;

3. Рассматривание иллюстраций (дикие животные, забота человека о диких животных);

4. Работа с дидактическим пособием «По следам мышонка Пика» стр.27;

5. Разучивание физминуток “ Как на горке снег», «Зайка»;

6. Чтение стихотворения Маршака «Снежная страна».

Материал к занятию:

Презентация: «Следы диких животных», фонограмма музыки «В мире животных», карточки со следами диких животных, дидактическое пособие «По следам мышонка Пика», бассейн с песком.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

(Звучит музыка «В мире животных»)

Слайд №1.
Воспитатель:
Ребята, мы продолжаем с вами знакомиться с удивительным миром вокруг нас. Ушла осень, а вслед за ней пришла зима. Белым ровным слоем покрыл землю снег. Поля и лесные поляны теперь словно чистые белые страницы какой-то огромной белой книги. И кто ни пройдет по ним, расписывается: «Здесь был такой-то».

Слайд №2.

Днем идет снег. Кончится – страницы чистые. Утром придешь – белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, черточек, точек, запятых. Только сложный узор различных следов на снегу говорит о том, что и зимой в лесу продолжается жизнь. Значит, точно тут были разные лесные жители, ходили, прыгали, что-то делали…

Слайд №3.

Но кто был? Что делал? А чтобы нам не ошибиться, чьи следы можно увидеть в лесу зимой я предлагаю поиграть в игру «Четвертый лишний»

Слайды№4.

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Лиса-кошка-собака- коза.
Медведь- кролик- лошадь- свинья.
Коза- овца- лошадь- лось.
Коза- кошка- свинья- заяц.
Белка-собака - коза-овца.
Свинья - корова-еж-лошадь.
Собака - кролик-волк-овца.

(Дети выбирают лишнее животное. Объясняют свой выбор).

Воспитатель: А теперь давайте вспомним, каких животных вы выбрали.

Слайд№5.

Дети: Лиса- медведь- лось- заяц - белка- еж- волк.

Воспитатель: Как, одним словом мы можем их назвать?

Дети: Это дикие животные.

Воспитатель: А почему этих животных называют дикими?

Слайды №6.

Дети: Они живут в лесу.

Воспитатель: Давайте, ребята, немножко отдохнем, и сделаем веселую зарядку.

Физминутка «Как на горке снег»

Как на горке снег, снег
(руки поднимают вверх)
И под горкой снег, снег
(приседают)
И под елкой снег, снег
(поднимают руки вверх, встают)
И под елкой снег, снег
(приседают)
А под елкой спит медведь
(изображают, как спит медведь)
Тихо, тихо не шуметь
(Грозят пальцем).

Воспитатель: Ну что ж, ребята, надо скорее разобрать непонятные знаки, прочесть таинственные буквы, и в этом нам поможет лесная белая книга, которую принес знакомый мышонок Пик.

«Это – снежная страница.

Вот прошла по ней лисица,

Заметая снег хвостом.

Тут вприпрыжку по странице

В ясный день гуляли птицы,

Оставляя след крестом…

(С. Маршак)

Воспитатель: А вот кто и чем в ней писал, вы узнаете, отгадав загадки.

За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало-

Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

Слайд №7.

Воспитатель: У лисы очень тонкий слух. Она даже слышит, как под глубоким снегом в своих норках пищат мыши. А еще у нее очень острый нюх.

Зимой можно увидеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.

Воспитатель: А вот и другой зверек пробежал по снегу.

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)

Слайд №8.

Белка ловко перескакивает с дерева на дерево. В этом ей помогает длинный пушистый хвост. Он служит ей и как планер, и как парашют.

На снегу белка оставляет четкий отпечаток лап. От передних след маленький: две точки, и обе рядом. На эти короткие передние лапки белка опирается, а задние выносит далеко вперед и чуть в стороны. От задних лапок след длинный, вытянутый, с отпечатком тонких пальчиков.

Передними лапками белка работает, как руками: срывает шишки, берет орешки, подтягивает ко рту веточки с почками. Шишки – любимый зимний корм белок.

Расскажите, как зимует белка?

Слайд №9.

Дети: К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. К зиме белочка делает съестные припасы.

Воспитатель: Можно ли увидеть следы медведя зимой в лесу? (ответы детей)

Да, Напрасно было бы искать зимой его следы. Ведь, он залегает в берлоге еще до снега. Для него было бы гораздо опасней, если бы он стал делать это позднее. Ведь по следам было бы легко отыскать его берлогу.

Физминутка «Зайка»

Зайка по лесу скакал,

(руки перед грудью)

Зайка корм себе искал.

(мелкие подскоки на двух ногах)

Вдруг, у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки, ушки.

(указательным и средним разведенными пальцами изображает ушки)

Шорох тихий раздается:

Кто-то по лесу крадется.

(пугливо оглядывается)

Зайка путает следы,

Убегает от беды.

Прыгнул вбок и обернулся,

(скачет, бежит по кругу и петляет, затем на двух ногах – большой прыжок в сторону)

И под кустиком свернулся,

Словно беленький клубок,

Чтоб найти никто не смог.

(свернулся в клубок)

Воспитатель: На снегу можно заметить следы самых разных животных. Но самое интересное скрыто от глаз: под снегом есть целые лабиринты с уютными закуточками, в которых прячутся от хищников и хранят свои съестные.

Конкурс следопытов «Чей след»

(Следы животных нарисованы на карточках. Дети по следу определяют, кому он принадлежит и показывают это животное в движении)..

Воспитатель: В книге зимы каждый лесной житель расписывается своим почерком, своими знаками. Люди читают и разбирают эти знаки глазами. А как же еще читать, как не глазами?

И уж какой у зверей нос «грамотный» - ни за что не ошибется!

Кто чем пишет?

Звери все больше лапами пишут. Кто всей пятерней, кто четырьмя лапами, а кто копытом. Но, оказывается, не всякий в лесу расписывается попросту, некоторые – с хитростью.

Легко и просто разобрать и запомнить белкин почерк:

У мышей почерк хоть очень мелкий, а тоже простой, разборчивый. Вылезая из-под снега, мышь часто делает петельку и тогда уж бежит прямо, куда ей надо, или возвращается к себе в норку. Получаются на снегу длинные строчки двоеточий – одно от другого на одинаковом расстоянии:

Птичий почерк, сороки, скажем, тоже легко разобрать. От трех передних пальцев крестики на снегу, сзади от четвертого пальца – тире (прямая черточка), слайд №10.

А вот разберись в волчьем да лисьем почерке! С непривычки сразу запутаешься. слайд№11.

Лисий след похож на след маленькой собаки. Волчий след похож на след большой собаки. Это – азбука.

Когда волк идет шагом он аккуратно ступает правой задней ногой в след передней левой ноги, а левой задней – в след правой передней. Поэтому следы его ложатся прямо, как по веревочке, строчкой – в одну линейку.

Кто из животных так же путает свои следы?

Зайчик очень умный и хитрый. Просто так под кустик не спрячется – сначала петлять по снегу начнет, чтобы свои следы запутать (слайд№12)

Воспитатель: Ребята, а вы хорошо запомнили следы лесных обитателей? И не перепутаете их никогда? Тогда давайте поможем мышонку Пику определить по следам на снегу, кто же разрушил его дом?

Работа с дидактическим пособием «По следам мышонка Пика» стр. 27

Развитие мелкой моторики. Работа с песком.

(Дети идут с педагогом к песочнице)

Воспитатель: Так как снег в нашей группе растает, мы будем оставлять следы на песке.

Посмотрите на меня, соедините три пальца вместе.

Раз-два-три - превратились в зайцев мы. Оставляют следы зайца.

Сделаем теперь кулачки.

Раз-два-три - а теперь медведи мы. Оставляют следы медведя.

А сейчас раздвинули широко указательный, средний и безымянный пальчики и тоже оставили след.

Молодцы! Чьи следы у вас получились.

Дети: (заячьи, медвежьи, птичьи)

Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше путешествие по зимнему лесу. Вам оно понравилось?

Спасибо вам, вы молодцы!

Елена Кваша

ПРОЕКТ по разделу

«Ознакомление с окружающим

ТЕМА «Следы на снегу»

Цель

:уточнить знания детей о жизни животных и птиц зимой.

Задачи:

Рассказать о жизни животных и птиц в зимний период.

Научить делать выводы, видеть взаимосвязь всего живого в природе.

Научить определять, кому принадлежат следы.

Расширить кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию.

Прививать наблюдательность, интерес к жизни животных и птиц, любовь к окружающей природе.

Воспитывать у детей любовь к Родине, родному краю

Участники проекта:

Дети подготовительной группы

Воспитатели группы

Родители.

Тип проекта:

Краткосрочный, групповой.

Вид проекта:

Образовательный.

Проблема:

На прогулке, после снегопада, дети видели много следов, знакомых и нет. Их очень заинтересовало, чьи же это следы. Решили спросить у родителей, посмотреть в книгах и узнать о следах животных и птиц больше, а так же о том, как они зимуют.

Гипотеза:

Дети больше узнают о жизни животных и птиц в зимний период, смогут определять, кому принадлежат следы.

Введение:

Человек и природа неотделимы. Мы живём в такое время, когда заботе об окружающей природе уделяется мало внимания. Человек так долго губил природу, что она начинает медленно умирать. Именно дети могут изменить такое положение дел, когда вырастут. Поэтому необходимо уделять экологическому воспитанию подрастающего поколения большое внимание. Всё, усвоенное в детстве, становится базовой основой последующей жизни. Если ребёнок с детства усвоит, что без нужды нельзя рубить деревья или убивать всех животных без разбора: и больших и маленьких, то он всю жизнь будет следовать этому правилу.

Если ребёнок заинтересовался следами животных и птиц на снегу, то сможет узнавать, кто из них прошёл. Его умственное развитие прогрессирует, а сам он узнаёт много нового и интересного.

Детская пытливость позволяет узнать, как устроена окружающая природа.

История жизни в лесу, написанная на снегу, детям недоступна. Но они могут увидеть следы знакомых животных, тех, что живут рядом и узнать об их жизни.

Развитие ребёнка в ходе исследовательской деятельности наиболее продуктивно, потому что это происходит при участии активной заинтересованности.

Примерные результаты:

Выставка рисунков «Следы животных и птиц», «Зимние пейзажи»

Формы работы:

1. Сбор, анализ и систематизация материалов о жизни животных и птиц в зимний период.

2. Познавательная деятельность по теме: «Жизнь животных зимой»

3. Папка-передвижка для родителей: «Развивайте познавательную активность детей»

4. Заучивание наизусть стихотворения.

5. Чтение и обсуждение художественной и познавательной литературы.

6. Отгадывание загадок о животных и птицах.

7. Проблемные ситуации.

8. Ситуативные разговоры и индивидуальные беседы.

9. Рассматривание альбомов о животных и птицах.

10. Рассматривание энциклопедий.

11. Просмотр мультфильмов.

12. Пополнение фонда иллюстративного и познавательного материала.

13. Дидактические игры.

14. Подвижные игры.

15. Раскрашивание раскрасок и силуэтных изображений.

16. Лепка, рисование.

17. Изготовление животных и птиц аппликативным способом.

18. Конструирование зверей и птиц из бумаги: игрушки из цилиндров.

19. Прогулки и наблюдения за живыми объектами.

Этапы проекта

1. Начальный этап.

Постановка цели и разработка содержания учебно-воспитательного процесса.

Работа с родителями: папка-передвижка «Развивайте познавательную активность ребёнка». Привлечь родителей к сбору материалов по теме.

2. Деятельный этап.

Совместная деятельность педагога с детьми.

Виды деятельности. Формы и методы работы.

Игровая деятельность.

1. Дидактические игры:

«Только на эту букву»

«Зоологическое лото»

«Найди лишнее»

«Чей домик»

«Птичья столовая»

«Времена года»

«Чьи следы»

Познавательное развитие.

1. Просмотр мультфильмов о животных и птицах:

«Маша и медведь»

«Мужик и медведь»

«Лиса и волк»

2. Познавательная деятельность по теме:

«Беседа о зиме»

«Беседа о том, кто как зимует»

«Беседа о зимующих и перелётных птицах»

«Экскурсия в зимний парк»

«Беседа о домашних животных»

3. Прогулки и наблюдение за живыми объектами.

На участке после снегопада.

За домашними животными зимой.

За зимующими птицами.

За вороной.

За голубями.

За синичкой.

За кошкой.

За собакой.

4. Проблемные ситуации:

Кто здесь проходил.

Могут ли звери не оставлять следов на снегу.

Чем опасна для зверей и птиц ледяная корочка на снегу (наст)

5. Рассматривание энциклопедий.

Дикие и домашние животные.

Животные и птицы наших лесов.

Жизнь леса.

Мир вокруг нас

6. Рассматривание альбомов:

Дикие звери.

Следы на снегу.

Речевое развитие.

1. Чтение и обсуждение художественной и познавательной литературы:

М. Шолохов «Первое зимнее утро»

А. Ливеровский «Зима»

В. Бианки «Страшная история под новый год»

Н. Сладков «Моды сезона»

Н. Сладков «Разговор медведя и сороки»

Э. Шим «Кабанчик и лисенок», «Солнышко за ушко»

Сказка «Лис и мышонок»

Сказка «Про зайца и белку»

В. Бианки «По следу», «Тетерева»

Л. Толстой «Зайцы»

2. Заучивание стихотворений:

А. Фет «Чудная картина»

С. Есенин «Зима»

И. Бунин «Первый снег»

С. Есенин «Пороша»(отрывок,

А. Пушкин «Идет волшебница - зима»

Ф. Тютчев «Чародейкою зимою»

3. Ситуативные разговоры и индивидуальные беседы:

Кто эти звери и птицы.

Чьи это следы.

Мамы и детёныши.

Кто чем питается.

Можно ли по следам узнать, бежит зверь или крадётся.

Продуктивная деятельность.

1. Лепка животных и птиц из пластилина.

2. Рисование «Зимний лес», «В гостях у Снежной королевы», «Следы на снегу», «Снегири»

3. Изготовление животных и птиц методом обрывной аппликации.

4. Раскрашивание раскрасок и силуэтных изображений (работа с трафаретом).

5. Конструирование зверей и птиц из бумаги: игрушки из цилиндров.

6. Составление альбома для рассматривания «Животные, птицы и их следы на снегу»

Физическое развитие.

1. Прогулки.

2. Игры для здоровья:

Шустрая синица

Птички в гнёздышках сидят.

Ёжик топал по дорожке.

3. Подвижные игры:

«Следы на снегу»

«Лиса и зайцы»

«Волк и зайцы»

«Совушка»

«Перелёт птиц»

«Охотники и звери»

4. Физкультурное занятие «Зимовье зверей»

Основы безопасности жизнедеятельности. Беседы:

«Взаимосвязь и взаимодействие в природе»

«Будем беречь и охранять природу»

«Контакты с животными»

Итоговое занятие-викторина

«Знатоки зимнего леса»

3. Подведение итогов

Альбом аппликаций «Животные и птицы»

Выставка рисунков «Зимний лес», «В гостях у Снежной королевы», «Следы животных и птиц»

Выставка игрушек из цилиндров.

Альбом для рассматривания «Животные, птицы и их следы на снегу»

Викторина «Знатоки зимнего леса»

Буду рада, если кому пригодится этот материал!








Управление образования администрации

городского округа город Выкса

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №4

Творческая работа

Номинация: «Экспериментально-исследовательская работа».

Секция: «Друзья природы»

Тема:«О чем рассказывают следы на снегу?»

Работу выполнил:

Воспитатель: В.В. Исаева

г.о. г. Выкса 2017 г

Введение……………………………………………………………… 3

Основная часть……………………………………………………… 3 - 5

Заключение…………………………………………………………… 5

Список литературы…………………………………………………… 6

Рецензия……………………………………………………………….

Введение.

Гуляя на прогулке в детском саду, Полина заметила на снегу много непонятных знаков: точек, черточек, запятых. Воспитательница сказала, что это следы животных и птиц. Полине захотелось разобраться в этих непонятных знаках, и она решила заняться их исследованием.

Цель : научиться различать следы на снегу.

Задачи:

1.Изучить литературу о следах животных и птиц.

2.Изучить следы, встречающиеся в нашей местности.

3.Выяснить, какую информацию о животном или птице могут содержать оставленные ими следы.

Основная часть:

Объект исследования: следы животных и птиц

Предмет исследования: информация о животных и птицах, полученная при изучении их следов на снегу.

Гипотеза: если я научусь различать следы на снегу, я больше узнаю о животных и птицах.

Методы:

1.Знакомство с природоведческой литературой по данной теме.

2.Рассматривание следов на снегу.

3.Исследовательская деятельность

Полина совместно с руководителем исследовательской работы обратились к детской энциклопедии «Следы животных и птиц», и вот что узнали: в нашей местности зимой из птиц можно встретить ворону, сороку, голубя, синицу, воробья и других птиц. Эти птицы привычны к холодам, так как перья хорошо защищают их тело.

После этого мы рассмотрели картинки, на которых изображены следы этих птиц. Узнали об особенностях, по которым можно понять какой птице принадлежит тот или иной след.

Каждый день в нашем городе можно увидеть домашних животных: кошек, собак.

Каждое животное оставляет свои следы, но следы некоторых животных, например, кошки и собаки очень похожи. Поэтому нужно быть очень внимательным, чтобы понять, чей след остался на снегу.

Взяв с собой фотоаппарат, мы отправились искать следы. Выйдя из детского сада, сразу увидели стаю воробьев. Они каждый день прилетают, чтобы поклевать семечки из кормушки, подвешенной на дереве. Под деревом было множество следов.Следы воробья легко отличить, так как он не шагает, а скачет. Пройдя дальше, мы встретили следы сороки, которая прилетает к детскому саду в поисках еды. Данный след определить легко: от трех передних пальцев – крестики на снегу, сзади от четвертого – прямая черточка.

МБОУ “Ребрихинская средняя

общеобразовательная школа»

Тема учебно-исследовательской работы: «Загадки на снегу»

ученица 1 Г класса

Руководитель: Филиппова Ю.Н.

с.Ребриха, 2017г.

Оглавление

Введение__________________________________________________________3

Основная часть____________________________________________________5

Заключение______________________________________________________13

Список источников_______________________________________________14

Приложения

Введение

Вначале этой зимы мы с моим дедушкой, он у меня охотник, ходили в лес. На только что выпавшем снегу я заметила непонятные для меня отпечатки, я спросила: «Что это?». А дедушка ответил, что это следы лесных жителей. Тогда я начала рассматривать их, и заметила, что они разные, мне захотелось узнать, кто же их оставил? Конечно, в тот день дедушка мне помог разгадать эту загадку, но мне очень захотелось самой научиться разбираться с такими таинственными «Загадками на снегу», поэтому, обсудив дома этот вопрос, мы с мамой решили изучить эту тему и создать данный проект.

Цель: изучить следы жизнедеятельности животных нашей местности, научиться их читать.

Задачи:

    Изучить литературу по теме.

    Выпустить информационный плакат, провести в классе опрос и викторину.

    Обработать результаты, сделать выводы.

    Создать альбом-помощник.

    Провести наблюдения за следами на снегу в нашей местности.

    Создать презентацию, выступить перед сверстниками, рассказать о проделанной работе, с целью заинтересовать их.

Методы:

    Наблюдение.

    Интервью.

    Опрос.

    Фотографирование.

    Изучение и обобщение.

    Экскурсия.

    Викторина.

Основная часть

Зима – подходящее время для тех, кто хочет понаблюдать за жизнью зверей в дикой природе: в лесу и в степи, в поле и на лугу. Потому что зимой в наших краях лежит снег и всякий, кто пробежит по снегу, оставит свой след, а по следам можно узнать многое.

Я обратилась к научной литературе о жизни животных и птиц, эта была энциклопедия Гудкова В.М. «Следы зверей и птиц», и вот, что я узнала.

Дикие животные ведут скрытный образ жизни. Благодаря хорошо развитому чутью, слуху и зрению звери и птицы замечают человека раньше, чем он их, и если они сразу не убегают или не улетают, то затаиваются, и поведение их становится нетипичным. Разгадать тайны жизни зверей наблюдателю помогают следы их жизнедеятельности. Под этим подразумевают не только отпечатки конечностей, но и все изменения, которые животные вносят в окружающую природу.
Чтобы правильно использовать обнаруженные следы, надо знать, кому они принадлежат, как давно они оставлены животным, куда животное направлялось, а также способы его передвижения. Как же научиться распознавать следы животных? Для определения свежести следа необходимо связывать воедино биологию животного, состояние погоды в данный момент и несколько часов тому назад и другие сведения.

Настоящий следопыт должен знать, что следы по своей природе могут быть разных видов:

    Следы передвижения – отпечатки лап и других частей тела (хвост, брюхо); сломанные кустарники, набитые тропы и т.п.;

    Следы кормовой деятельности – остатки и запасы пищи, следы поиска пищи, кормовые столики, обкусы и заломы растений, следы преследования и перетаскивания добычи и др.;

    Следы, связанные с устройством убежища – норы, логова, лёжки, ходы под снегом и пр.;

    Следы жизненных отправлений животных – экскременты, мочевые точки, следы линьки и ухаживания за волосяным покровом, трупы погибших животных;

    Информационные следы – следы передачи территориальной информацией, свидетельствующие о занятости участка – царапины и закусы на деревьях и земле, выделения мускусных желез, звуковые сигналы.

Таким образом, следы могут поведать нам не только о том, какие звери и где обитают, но и об их повадках, образе жизни.

Для определения свежести следа нужно тонкой веточкой разделить след. Если след легко делится, то он свежий, если не делится - старый, ему более суток.Вот как выглядят следы некоторых животных (Приложение 1).

При передвижении шагом или рысью звери переставляют конечности крестообразно: вперед выносится передняя правая и задняя левая лапы, затем другая пара. При медленном шаге передняя конечность зверя касается земли чуть раньше задней, а при передвижении рысью передняя и задняя конечности противоположных сторон опускаются на землю одновременно.

При медленном шаге отпечатки задней лапы остаются несколько позади и сбоку от отпечатка передней. При среднем шаге зверь ставит заднюю ногу в отпечаток передней. При крупной рыси отпечаток задней ноги может располагаться несколько впереди передней линии. Следовательно, по рисунку отпечатков можно судить, медленно или быстро передвигался зверь. Иноходь - движение, при котором животное перемещает одновременно обе правые или обе левые конечности.

Чтобы заниматься зимним наблюдением, нужно еще запастись терпением и не бояться холода. На морозе особенно мерзнут руки, когда приходится снимать варежки, чтобы записать свои наблюдения или зарисовать след. Правда, к холоду со временем можно привыкнуть. Ну и, кроме того, занятие это довольно-таки трудоемкое

Другое дело – мелкие зверьки, обитатели наших лесов: лесные полевки, мыши, землеройки. За одну экскурсию в лес можно вытропить следы нескольких зверьков. И узнать о них много интересного.

По следам можно узнать и многое другое. Например, если проводить наблюдения после недавнего снегопада, то довольно точно определяется время суток, когда зверьки выходили из своих убежищ и бегали по снегу. Отправившись на экскурсии в мороз или в оттепель, вы узнаете, как реагируют животные на погоду.

После изучения литературы, я с маминой помощью решила сделать альбом-помощник о следах и жизни некоторых животных и птицах обитающих в нашем районе. Я думаю, он поможет всем следопытам – и бывалым, и начинающим. (Приложение 2 )

Затем я в классе провела опрос среди ребят, с целью выяснить, часто ли они посещают лес зимой, умеют ли они читать следы на снегу? (Приложение 3)

Изучив много литературы, посмотрев телеканалы о жизни животных и птиц в зимний период, я решила провести викторину со сверстниками. Мы с мамой создали информационный плакат и разработали вопросы викторины.

(Приложение 4)

Далее, вместе со своим классным руководителем, мы показали презентацию – загадки про следы зверей, с целью расширить знания детей по теме «Следы животных». (Приложение 5 )

В течение нескольких дней на информационном стенде был вывешен плакат и вопросы викторины. Ребята с интересом изучали информацию, я рассказывала им все, что мне удалось узнать по этой теме, отвечала на их вопросы, так же они познакомились с моим альбомом-помощником, а затем мы с классным руководителем провели викторину. (Приложение 6 )

В викторине ребята должны были ответить на 8 вопросов. Был получен результат, представленный в таблице. (Приложение 7 )

По таблице видно, что информация, предоставленная на плакате, помогла большинству ребят справиться с первыми четырьмя вопросами викторины. А на оставшиеся четыре вопроса ребятам сложно было ответить, так как нужно было поработать с дополнительными источниками. Поэтому делаю вывод, мои одноклассники получили определенные знания из моего плаката, альбома-помощника и моих рассказов. Следовательно, проделанная мной работа принесла пользу ребятам.

Затем я провела повторный опрос, с целью, узнать, заинтересовался ли кто-то из ребят моим исследованием, и захотели ли они научиться читать следы на снегу. Результат представлен в таблице. (Приложение 8)

Из результатов викторины и таблицы я сделала вывод, что моё исследование дало положительный результат. Мои одноклассники заинтересовались тем, чтобы научиться читать следы на снегу, посещать зимний лес, изучать информацию о жизни животных и птиц зимой.

Изучив литературу по теме, получив некоторые знания, мне захотелось применить их на практике, провести наблюдения за следами на снегу. Я обратилась к своему дедушке. (Приложение 9)

Мой дедушка, Манохин Геннадий Сергеевич, охотник с детства. С 10 лет его старший брат стал водить его в лес и показывать заветные места. И с этого времени, уже 55 лет он познает чудеса нашей природы. Он знает каждый уголок нашего района, знает название каждого кустика, опушки, лесочка, такие как, например: Ракиты, Озёрки, Ремки, Сенькина бригада, Питухи, Дунай, Волчий лог, Цыганский лог, Троицк, Хутор. Он знает всех животных и птиц, которые обитают в наших краях.

Дед очень любит лес, и по возможности пытается помочь, как может: сеет на подкормку овёс, раскладывает соль в кормушки, сажает картофель кабанам.

С возрастом дед стал ходить в лес почти каждый день, просто посмотреть, подышать свежим воздухом. А сколько он знает интересных историй? Вот одна из них.

Однажды зимой, в очередной раз дед на лыжах пошёл в лес. Уйдя далеко от дома, к бору, он заметил следы волка, и не одного, там их была стая. Он не испугался, что они могут напасть на него и пошёл по следам за ними. Уже смеркалось, и вот в дали он увидел их. Стая крупных волков медленно ходило около околка, наверно в поиске пищи. И тут волки заметили моего деда. Дед испугался, но он не смел, повернуться и уйти, волк мог почувствовать страх и напасть. Дед стоял до последнего и, в конце концов, волки сдались, они развернулись и побежали прочь. Даже в наших местах может быть опасно одному ходить в лес.

Пообщавшись с дедом в очередной раз, я для себя узнала много нового и интересного, и он пообещал мне показать окрестности нашего района, и тут начался новый этап моего исследования.

1 день наблюдений.

Первое моё наблюдение за животными и птицами окружающими мой дом и за их следами. На улице морозный январский день, ярко светит солнце. Морозец пощипывает нос и кончики ушей. Выйдя из дома, сразу на моём пути, мне попались следы собаки и кошки. (Приложение 10)

По их расположению было видно, что собака забегала к нам в ограду в поисках пищи, но ничего не найдя убежала. А кошачьи следы показали, что она медленно, размеренно прогуливалась. (Приложение 11)

Подойдя к кустарникам вишни и смородины, я увидела множество следов каких-то птиц, которые клевали оставшиеся после лета плоды ягод. Рядом со следами лежали кусочки пищи. (Приложение 12)

Пройдя дальше в огород, где сугробы довольно глубокие, вдалеке по ровной глади мне виднелись чьи-то маленькие следы. Сначала я подумала, что это птички, но подойдя ближе поняла, что это совсем не птичьи следы, это наверно пробегала мышка. (Приложение 13)

На этом мой первый день наблюдений закончился, я думаю что успешно. Раньше на эти следы, я не обратила бы ни какого внимания, а теперь стала изучать, присматриваться, определять направление. Это очень для меня интересно.

2 день наблюдений.

На улице не очень тепло, но солнце светит очень ярко, слепит глаза. Сегодня мне удалось увидеть рыжую лисицу, хотя и далековато. Она пробегала в поле недалеко от дороги. (Приложение 14)

Очень интересно было то, что она находилась очень близко к жилью человека. Наблюдая за ней с дороги, я заметила, что она побежала в сторону свалки, может быть там она хочет найти себе пищу. Я крикнула ей в след, она повернулась, но не испугалась и не побежала прочь, а постояла, посмотрела и побежала дальше в ту же сторону.

Сегодня мне удалось увидеть и следы других животных. (Приложение 15)

Это была мышь – полёвка. Я решила пройти некоторое расстояние, в противоположную сторону от движения лисицы, радом со следом лисицы. Обычно она бежит лёгкой рысью, и следы её тянутся ровной цепочкой, а где кормилась там ямка в снегу. (Приложение 16)

Зверь охотился за мышами. Лисица, рыская по полю, прислушивается к шороху и писку из-под снега. Следы говорят, что лисица останавливалась. Прыгнула вперёд и раскидала лапами снег. На этот раз ей наверно не удалось поймать полевку, и её следы продвигаются дальше.

Возвращаясь поздно вечером, уже по темноте, на повороте в Ребриху, нам на удивление сидела на обочине лисица. Была ли это та же самая или другая, узнать не удалось. Медленно проезжая мио, я ещё раз убедилась, что лисы не боятся нас. Она продолжала сидеть и провожать нас взглядом.

День удался на славу. Первый раз в жизни я увидела живую лисицу.

3 день наблюдений.

Слабо шумит ветер. Снег сверкает белизной. Легко дышится морозным воздухом. (Приложение 17)

Возле домов в деревне птиц заметно прибавилось. Несмотря на тишину и холод в лесу, я вскоре убедилась, что в лесу можно увидеть много разных пернатых. Двигаясь по дороге, в сторону леса, мы увидели стайку рябчиков перебегавших дорогу. Так как снега в этом году было очень много, то с первого раза им не удавалась забраться на обочину. Наблюдать за этим было очень интересно.

Сегодня мне ещё удалось увидеть снегирей, один был с красной грудкой, а второй с серой, это наверно была пара. Они вместе перелетали с ветки на ветку, с дерева на дерево, не отставая друг от друга.

Воробьи и голуби окружают нас повсюду. Их можно увидеть около каждого дома.

Создавая этот проект, я с родителями и с дедушкой и бабушкой решили помочь птицам зимой и сделали им кормушки.

Заключение

Животные нашей местности, по-разному приспособлены к долгой и холодной зиме. У некоторых животных я увидела изменение окраски меха, шерсти. Шагая по следам животных, изучая их особенности, я сделала вывод, что зайцы, белки, лисицы, дятлы, тетерева, лоси круглый год ведут активную жизнь. Так выполняя эту работу, я пополнила свои знания о жизни животных, научилась проводить опросы и обрабатывать их, также теперь умею распознавать многих животных по следам, оставленным на снегу, но, конечно, еще не всех, а только некоторых, стала лучше ориентироваться в зимнем лесу. Мне самой очень понравилось разгадывать «Загадки на снегу». Теперь меня часто называют «маленьким следопытом», и мне это очень приятно. Возможно, мне это поможет в будущем, так как я мечтаю стать следователем. А пока думаю, что на этом мои исследования не закончатся. Летом я планирую заняться следами животных, оставленными на земле, и обязательно расскажу вам об этом.

Список источников

    Бианки В.В. Лесная газета. – М.: Правда, 1986.

    Биологические экскурсии: Кн. для учителя / И.В. Измайлов, В.Е. Михлин, Э.В. Шашков, Л.С. Шубкина. – М.: Просвещение, 1983.

    Гудков В.М. Следы зверей и птиц. Энциклопедический справочник – определитель. М. Вече. 2008.

    Динец В.Л., Ротшильд Е.В. Звери. – М.: ABF , 1998.

    Жизнь леса, Твоя первая энциклопедия, Москва, «Махаон», 2008.

    Ласуков Р.Ю. Звери и их следы: Карманный определитель. – М.: Рольф, 1999.

    Руковский Н.Н. По следам лесных зверей. – М.: Агропромиздат, 1988.

    Формозов А.Н. Спутник следопыта. – М.: МГУ, 1989.

    Фото из личного архива.

    http :// www . ebftour . ru / articles . htm ? id =770 .



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: