Основные формы политического поведения. Политическое поведение – формы, способы и аспекты Главным последствием такого политического поведения

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Санкт-Петербургский университет управления и экономики"

ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

Контрольная работа

по дисциплине "ПОЛИТОЛОГИЯ"

На тему "Политическое поведение личности".

Санкт - Петербург 2014

Введение

1. Политическое поведение

4. Политическая социализация

Заключение

Приложение

Введение

Одной из важнейших характеристик политических процессов является политическое поведение и участие людей в политической жизни. Отдельные личности и группы вовлекаются в политический процесс, взаимодействуют с политической средой и выполняют разнообразные роли. Взаимодействие личностей и их интересов определяет содержание политического процесса. Поэтому политика в системе ценностных ориентаций личности занимает одно из ведущих мест.

Участие личности в политике предполагает наличие у нее определенных политических знаний, опыта и культуры. Они помогают ей, как политическому субъекту, эффективно исполнять политические функции. Политические знания нужны каждому человеку, независимо от его профессии. От того, какая политическая культура людей, каковы взаимоотношения личности, общества и государства, зависит качество принимаемых политических решений, учет интересов населения и их участие в политической жизни.

"Политическое поведение личности проявляется в организованных и стихийных формах. Организованные формы связаны с участием в партиях, группах интересов, движениях и т.п., где есть четкая система распределения ролей, функций, иерархических отношений. Стихийные формы представлены незапланированными (или необдуманными, иррациональными) поступками - массовыми выступлениями, бунтами, восстаниями, митингами протеста и т.п.".

1. Политическое поведение

"Политическое поведение (political behaviour) - форма участия личности, социальной общности людей в осуществлении политической власти, защите своих политических интересов. Выделяют два основных типа политического поведения: политическое действие и политическое бездействие".

К политическому действию можно отнести участие в политических демонстрациях, выборах, референдумах и митингах. Политическое бездействие - это неучастие в политической деятельности, например отказ от участия в выборах.

Активное участие личности в политической жизни общества имеет многоплановое значение.

Во-первых, через такое участие создаются условия для творческого самовыражения личности, что в свою очередь составляет необходимую предпосылку наиболее эффективного решения общественных задач. Но вне демократии, доверия и гласности становятся невозможны ни творчество, ни осознанная активность, ни заинтересованное участие.

Во-вторых, всеобщее развитие человека, как субъекта политики, является:

важным условием связи политических институтов с гражданским обществом;

контролем за деятельностью политико-управленческих структур со стороны народа;

средством противодействия бюрократическим извращениям в деятельно аппарате управления, отделений функций управления от общества.

В-третьих, через развитие демократии общество удовлетворяет потребность своих членов участвовать в управлении делами государства.

"Политическое поведение бывает индивидуальным, групповым и массовым. Индивидуальное политическое поведение - это поступки индивида, имеющие общественно-политическое значение (практическое действие или публичное высказывание, которое выражает мнение о политиках и политике). Групповое политическое поведение связано с деятельностью политических организаций или стихийно сложившейся политически активной группы индивидов. Самыми массовыми формами политического поведения являются выборы, референдумы, митинги, демонстрации. В групповом, а еще больше в массовом политическом поведении наблюдается подражание, эмоциональное заражение, сопереживание, подчинение индивидуального поведения групповым нормам".

Показателями политической деятельности являются критерии, включающие объективные и субъективные характеристики участия личности.

Объективные Субъективныечленство в различных организациях; фактическое участие в общественной деятельности, например, в работе выборных органов местного самоуправления, в массово-политических мероприятиях, в обсуждениях, подготовке и принятии управленческих решений, а также в обращениях в различные государственные ведомства; время, затрачиваемое на общественно-политическую работу и участие в выборах депутатов и руководителей различного уровня.отношение к политической деятельности, установка на личное участие в ней, оценка результатов этой деятельности, а также отношение к институтам власти и политическим партиям; отношение к политикам; оценка курса, проводимого государственными деятелями; отношение к конкретным решениям практических проблем и событиям общественной жизни.

Политическое поведение личности может реализовываться в различных формах: участие в политических движениях, партиях и группах. Оно может осуществляться индивидуально, путем непосредственного политического участия, например, при голосовании на выборах.

По характеру участия в политике выделяются следующие типы личности:

рядовой субъект политической жизни. К этому типу относятся люди, специально не занимающиеся политикой и не исполняющие каких-либо должностей в политических организациях и объединениях;

представитель какой-либо политической группы. Здесь роль человека оказывается изначально заданной, и он обязан ее выполнять уже в силу своего статуса, принадлежности к определенной организации, устав и нормы которой предписывают ему определенный способ политического поведения;

политический лидер - человек, осуществляющий властные функции, способный воздействовать на других с целью реализации чьих-либо политических интересов.

2. Факторы политического поведения личности

На политическое поведение личности и на степень ее активности влияют различные факторы, но прежде всего - социально-экономические условия жизнедеятельности человека. Стремление к власти может рассматриваться индивидами как способ самореализации, способ завоевания почета, наград и привилегий.

Политическое поведение личности зависит от:

Политического режима;

Традиций в обществе;

Конкретной политической ситуации;

Пола человека;

Возраста;

Психологических особенностей личности: темперамента, силы воли, эмоций;

Материального и социального положения человека, его профессионального статуса;

Идеологических ценностей;

Политических традиций и партийных предпочтений в семье;

Чувства гражданского долга и политической культуры гражданина;

Способности государства к принудительному вовлечению граждан в политику;

Национальности;

Места жительства.

В зависимости от политического поведения участники политики подразделяются на следующие категории:

лидеры, возглавляющие политическое движение, своим авторитетом, влиянием способствующие его сплочению и достижению намеченных целей;

активисты - посредники между лидерами и последователями. Они организуют участников движения, постоянно снабжая лидеров информацией о достигнутых результатах и трудностях, вносят существенные коррективы в стратегию и тактику поведения масс;

последователи. Их поведение характеризуется разной степенью активности и участия в организациях, они поддерживают цели, выдвинутые лидерами, считают их соответствующими своим интересам, которые они представляют достаточно четко, что и стимулирует их участие в политической деятельности;

лидеры мнения, не влияя на поведение участников с точки зрения его организации, своей интеллектуальной деятельностью, прежде всего в публицистике, создают "поля эмоционального и интеллектуального напряжения вокруг тех или иных проблем, делают их объектом всеобщего внимания; к ним обращаются за советом, но не за директивой для действия.

политическое поведение массовое личность

Формы политического поведения:

ОРТОДОКСАЛЬНОЕНЕ ОРТОРДОКСАЛЬНОЕдействие, направленное на поддержание существующих порядковполитическая активность, призванная изменить политическую системуявка на выборы, митинги, демонстрации в поддержку политических субъектов, участие в политикезабастовки, демонстрации, захват зданий, заложников, насилие, убийство по политическим мотивам, войны, экстремизм и терроризм

Политическое поведение деформируется в толпе. В толпе проявляются нетерпимость, импульсивность, раздражительность, податливость внушению, склонность к иллюзиям, односторонность чувств и изменчивость.

3. Массовое политическое поведение

Массовое политическое поведение представляет собой реакцию на ситуации и проблемы общественной жизни, политику государства множества людей, разных по своей социальной принадлежности, но объединенных общими настроениями, представлениями и стремлением использовать политические институты для достижения определенных целей.

В большинстве политических процессов люди участвуют, соединенные в организованные группы и во временные образования, представляя собой толпу на улице, участников митинга, демонстрацию, аудиторию передачи или зрителей политической передачи. Находясь в подобном состоянии, они приобретают определенные черты массы:

статистичностъ - люди, собранные в массу не представляют собой целостного образования, отличного от составляющих его элементов;

стохастичностъ, вероятность - здесь случайность, неупорядоченность отношений, границы массы размыты, состав неустойчив;

ситуативностъ - ее характер полностью определяется местом, временем, поводом образования, видом деятельности или общения, которым она занята;

аморфность - отсутствие внутренней организации, структуры;

анонимность - члены массы не открываются друг перед другом никакими индивидуальными личностными качествами.

При оценке и прогнозировании характера потенциального поведения массы надо принимать во внимание наличие основных типов:

·Публика . Формируется на основе интеллектуального взаимодействия. Ее составляют, например, читатели одной газеты, слушатели передачи, люди, увлеченные одним занятием или видом досуга. У публики отсутствует специальная организация, она состоит из представителей различных социальных групп, повод ее образования случаен, но практически всегда формируется на более или менее устойчивой, рациональной основе, которой является общая информация или общий интерес.

·Толпа . Возникает вследствие физического взаимодействия поддерживающих между собой непосредственный контакт людей, когда они приходят на митинг или ожидают поезда. Массовое общение, влияет на поведение и деятельность участников толпы. Данное свойство общения сознательно используется организаторами, зачинщиками и подстрекателями эксцессов, владеющими техникой воздействия.

Формы массового поведенияМассовая истерияСостояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха. Примерами массовой истерии могут служить средневековая "охота на ведьм", послевоенная "холодная война", процессы над "врагами народа" в эпоху сталинизма, массовая нетерпимость к представителям другой национальности. Слухи Совокупность сведений, которые возникают из анонимных источников и распространяются по неформальным каналам. ПаникаЭто такая форма массового поведения, при котором люди, столкнувшись с опасностью, проявляют нескоординированные действия, часто мешая и травмируя друг друга. Она случается в экстремальных условиях: пожар, землетрясение, наводнение и другое. Массовая истерия в некоторых случаях выливается в панику, а иногда - в погромы. ПогромКоллективный акт насилия, который предпринимает неконтролируемая и эмоционально возбужденная толпа против собственности или личности. Погром представляет собой кратковременный всплеск насилия, подогреваемый не убеждениями, а страстями. БунтРяд стихийных форм коллективного протеста: мятеж, волнение, смута, восстание. Причиной возникновения служит массовое недовольство чем-либо или кем-либо. Бунт означает неподчинение властям.

4. Политическая социализация

Политическая социализация - это процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентации и освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества.

В результате процесса политической социализации индивиды и группы приобщаются к нормам и традициям определенной политической системы, формирование навыков политического участия, информирование о целях и методах проводимой политики. Политическая социализация происходит во многих сферах жизни: в семье, группе ровесников, школе, политической организации. Ее инструментами являются непосредственное воспитательное воздействие, воздействие политической пропаганды и собственный политический опыт.

"Политическая социализация выполняет ряд важнейших функций:

) определяет политические цели и ценности, к которым стремится и которые хочет постичь индивид через политическое участие;

) формирует представления о приемлемых способах политического поведения, об уместности тех или иных действий в конкретной ситуации;

) определяет отношение индивида к окружающей среде и политической системе;

) вырабатывает определенное отношение к политической символике;

) формирует способности к познанию окружающего мира;

) формирует убеждения и отношения, являющиеся "кодом" политической жизни".

ФАКТОРЫОБЩЕСТВЕННЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ политический экономический социальный духовный административно-управленческий биопсихические особенности социальный опыт социальный статус

В процессе политической социализации можно выделить пять этапов, которые различаются между собой особенностями формирования и развития сознания человека:

1 этап политической социализации приходится на дошкольные годы. В современном обществе ребенок в возрасте 3-4 лет приобретает первые сведения о политике. Основным институтом политической социализации на этом этапе, как правило, является семья. В процессе семейного общения ребенок делает первые шаги в изучении политической культуры общества. Семьи имеют свои политические традиции (позитивное или негативное отношение к существующему политическому порядку, приверженность к той или иной политической силе), которые передаются ребенку.

2 этап политической социализации попадает на школьные годы. Через школу ребенок начинает вовлекаться в государственную систему политического воспитания. Посредством изучения специальных дисциплин (истории страны) формируется определенная система знаний о политике.

3 этап политической социализации начинается после окончания школы и продолжается с 25 до 30 лет. На этом этапе приоритетное влияние на формирование политического сознания и поведения молодых людей оказывают различные формальные и неформальные молодежные объединения. На тех, кто после окончания школы продолжает учебу, большое влияние оказывают традиции высшего учебного заведения. Молодежь более чем другие возрастные группы бывает недовольна существующей политической системой, которая, как им кажется, ущемляет их права и ограничивает свободу.

4 этап политической социализации связан с нахождением человеком устойчивого места в жизни. Он определяется с кругом занятий, профессией, постоянной работой, обзаводится семьей. У него остается меньше времени для занятия политикой. И если круг деловых и профессиональных интересов человека прямо не связан с политической сферой, а условия жизни его вполне удовлетворяют, то политическая активность индивида падает, а его роль в политической системе чаще всего сводится к роли избирателя. В зрелом возрасте политическое поведение человека становится более спокойным, а политические взгляды более стабильными.

5 этап политической социализации приходится на пожилой возраст. Закончив трудовую деятельность, человек уходит на пенсию, освобождается от массы текущих дел. У него появляется много свободного времени. Политические взгляды пожилых людей в большинстве случаев консервативны. Их политическая активность направлена на сохранение традиционного порядка и противодействие всякого рода новациям.

Заключение

Большое влияние на политическое поведение оказывает общественно-политический строй. Наиболее благоприятные условия для политической активности создаются в демократическом обществе. Здесь для личности предоставлены широкие возможности для проявления политической воли.

Значительное влияние на политическое поведение личности оказывает степень развития политической культуры в обществе, прежде всего идеология, ценности, политические традиции и обычаи. Они могут, как способствовать развитию политической активности личности, так и сдерживать его.

Люди, для того чтобы выражать свои интересы посредством политического поведения, должны иметь хотя бы самые общие представления о политическом мире и механизмах его функционирования.

Политический экстремизм играет в политике деструктивную роль. Политические экстремисты, экстремистские организации нередко делают ставку на молодежь, рассчитывая на ее неопытность и активность. Четкое понимание опасности политического экстремизма не позволит нам стать орудием в руках деятелей и организаций, добивающихся своих целей незаконными методами.

Политическое поведение не должно выходить за грани, обозначенные политическими, правовыми, а также моральными нормами.

Список используемой литературы

1. Артемов, Г.П. Политическая социология: учебное пособие/ Г.П. Артемов. - М.: Логос, 2002. - 280 с.

2. Исаев, Б.А. Политология: Хрестоматия / Б.А. Исаев, А.С. Тургаев, А.Е. Хренов. - СПб.: Питер, 2006. - 464с.

3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ [Электронный ресурс] // Центральная научная библиотека. - Режим доступа: #"justify">4. Политология: Личность и политика [Электронный ресурс] // Большая библиотека. - Режим доступа:

<#"center">Приложение

Словарь основных понятий

1. Индивид (от лат. individuum - неделимое) - человек как отдельная личность в среде других людей.

2. Экстремизм (от лат. extremus - крайний) - приверженность крайним взглядам и мерам.

3. Терроризм (лат. terror - страх, ужас) - особая форма политического насилия, характеризующаяся жестокостью, целенаправленностью и кажущейся эффективностью.

4. Биопсихические особенности - характерологические черты, особенности, которые мы получаем от рождения.

5. Социальный статус (лат. status - положение) - соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы.

6. Политический процесс - осуществление политики в общественном пространстве и историческом времени.

7. Конформизм означает отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, признанный авторитет, традиция и объективный взгляд).

Выделение типов политического поведения и участия помогает нам понять, каким образом может реализовываться политическое поведение личности. Основываясь на анализе существующих образцов политического поведения людей, мы можем предсказывать будущие реакции общества на шаги, которые планирует осуществить власть.

Для более точного и достоверного прогноза нам необходимо определить критерии, по которым мы и будем выделять типологию политического поведения и участия.

Для начала рассмотрим отказ граждан принимать участие в политической жизни общества. Это тоже форма участия человека в политике и определяется она как пассивное политическое поведение. Иногда его еще характеризуют словом «апатия», но это не совсем точно, так как в понятии «апатия» присутствует элемент разочарования, который всегда эмоционально окрашен и приводит к полному безразличию человека ко всему, что происходит вокруг. Таким образом, апатия является результатом происходившего процесса, а пассивное политическое поведение характеризуется как сам процесс. Кроме того, понятие пассивности семантически нейтрально, в то время как апатия – это результат пережитых отрицательных эмоций.

Причины пассивного политического поведения могут быть различны: а) низкий уровень культурного или социального развития; б) авторитарная политическая система, которая не заинтересована в ином политическом поведении; в) разочарование (или несогласие) в политических институтах и целях, которые они перед собой ставят; г) неприятие конкретного политического режима; д) политический бойкот как вариант активной политической позиции.

Более распространенным является вербальное политическое поведение, суть которого заключается в обсуждении политики, политических ситуаций, поступков политических лидеров на уровне бытового общения (в транспорте, в очереди, на кухне с друзьями и т.д.). Это интерес к политике на уровне разговора, который вовсе не предполагает, что человек, высказывающий мнение (даже самое радикальное), согласится реализовать его действием.

Следующий уровень – электоральное поведение, которое характеризуется делегированием полномочий. Избирая кого-либо, человек делегирует ему свои полномочия. Тем самым он оказывает влияние на ход политического процесса. Поэтому участие или игнорирование выборов, голосование «за» или «против» трактуются как формы политического поведения.

Еще один уровень – активное политическое поведение, предполагающее участие человека в деятельности политических партий, организаций, групп поддержки кандидатов на выборах различного уровня, лоббировании своих или чьих-то интересов.

На этом же уровне находится так называемое институциональное поведение. К этому уровню прежде всего относятся администраторы-политики, которые не занимаются публичной политикой, но оказывают непосредственное влияние на процесс принятия политических решений (например, менеджеры, министры и другие чиновники в правительстве).

Последний уровень – прямое действие или неортодоксальное политическое поведение. Все остальные уровни, таким образом, попадают под определение «ортодоксальное политическое поведение», т.е. включенное в политическую систему, разрешенное ею. Прямое действие при этом включает в себя все виды политического поведения, которые выходят за рамки разрешенного в данной политической системе (забастовки, демонстрации, революции и т.д.).

Кроме типологии политического поведения, выделяют и его формы, которые помогают понять, что и как движет человеком в его поступках в политике. Поняв, почему тот или иной человек участвует в политике, мы задаемся вопросом, как, в каких формах он это делает.

Политический опыт свидетельствует об огромном разнообразии форм политического поведения – от привычных и традиционных (повсеместно распространенных) до необычных и даже шокирующих. Каждый человек как бы сам подбирает себе роль в гигантской «политической пьесе». Какие же политические роли (обычно выражающие формы политического поведения) чаще всего встречаются в политической жизни общества? Их всегда несколько.

1. Пассивный потребитель политической информации. Его роль в политике сводится к простейшей реакции (позитивной, негативной, равнодушной) на происходящие политические события, явления, процессы. Эта роль не предполагает заметной политической активности, особых ритуалов и усилий. Так, пассивный потребитель может получать политическую информацию произвольно (через постоянно работающее радио, случайные разговоры в общественном транспорте и т.д.). В целом достаточно трудно представить себе современного человека, который бы был абсолютно закрыт для проникновения какой-либо политической информации.

2. Избиратель. Эта политическая роль исполняется не только в дни выборов или референдумов. Она предполагает некоторую политическую активность как до выборов (поиском ответа на вопрос, за кого или за что голосовать), так во время и после них (анализируя то, кто же все‑таки победил). Исполняя политическую роль избирателя, человек, как правило, ходит на выборы и для того, чтобы сделать свой политический выбор, интересуется политической информацией. В странах так называемых стабильных демократий большинство населения играет именно такую политическую роль. Так, по некоторым сведениям, в Великобритании до 62% населения ограничивает свое участие в политике походами на избирательные участки.

3. Групповой активист. Эта роль сводится к активному отстаиванию интересов какой-либо группы. Групповой активист лучше других членов группы понимает, осознает и формулирует ее интересы. Такие люди могут выступать «заводилами» забастовок, различного рода пикетов, стихийных митингов и демонстраций. Они не заняты политикой профессионально, но она играет в их жизни заметную роль. Групповые активисты часто стоят у истоков различного рода общественных движений, но позже, на этапе, когда нужна систематическая организационная работа, они обычно отходят в сторону.

4. Члены партий. Эта политическая роль фиксирует в высшей степени осознанное и разумное отношение к политике. Вступая в политическую партию, человек избирает не только способ проведения своего досуга, но и заявляет о своей политической позиции. Выбор этот не так-то прост, поскольку политическая партия создается на базе определенной системы ценностей, предъявляет свое видение мира в целом и проблем данного общества в частности. Следовательно, выбор политической партии требует от человека и определенных знаний, и осознания своих политических интересов, активности, убежденности.

5. Партийный функционер. Эта роль может быть не только политической, но даже и политизированной. Исполняющий ее человек так или иначе стремится сделать себе политическую карьеру. Он большую часть своего времени посвящает делам своей партии. Он берет на себя те или иные специальные функции – написание программных документов или организационную работу, пропаганду идей партии или вербовку новых членов. Данная политическая роль может исполняться не только на общественных началах, но и профессионально. В условиях демократии партийные функционеры очень часто баллотируются на выборах в представительные органы власти и в случае победы совмещают свою роль с ролью депутата. Роль партийного функционера требует от человека постоянного интереса к политике, высокой степени информированности. О нем часто говорят, что он «варится в политике». И это справедливо: политика становится для него постоянным фоном его жизни.

6. Профессионал. Данная политическая роль предполагает профессиональное исполнение функций в различных политических институтах и прежде всего в государственных органах. Это может быть профессиональная деятельность в государственном аппарате, в выборных государственных органах, руководящих партийных структурах. Пользуясь терминологией М. Вебера, мы можем вести речь о политиках «по профессии». Они, кроме своей увлеченности участием в политике, имеют и материальное вознаграждение в виде заработной платы. В выборе такой политической роли почти нет места случайностям. В ее основе лежит, как правило, абсолютно рациональный выбор. Ведь речь идет о профессии, которую не назовешь массово популярной и легко доступной. Для ее обретения нужно немалое упорство, честолюбие, осознанное стремление, да к тому же и специальное образование.

Помимо перечисленных существует еще целый ряд форм политического поведения. Мы здесь охарактеризовали лишь те, которые наиболее часто встречаются в политической жизни общества. Но не будем забывать и о том, что бывают формы, связанные с применением насилия, предполагающие вооруженную борьбу. Современный английский исследователь А. Марш предложил называть их политическими преступлениями. К ним он отнес саботаж, партизанские действия, захват заложников, убийства по политическим мотивам, войны, похищения, революции. Как видим, А. Марш трактует понятие «преступление» в широком смысле. Для него это не только то, что не укладывается в рамки юридических кодексов, но и то, что выходит за рамки нормальной политической жизни, нарушает, а иногда и разрушает ее. Современная политическая практика, к сожалению, еще полна подобных примеров. Не будем также забывать, что опасность совершения политических преступлений особенно возрастает в условиях политической нестабильности и социокультурного кризиса общества. На этом фоне люди склонны к радикальным «хирургическим» методам, стремясь сразу и навсегда решить все наболевшие проблемы. Но то, что хорошо в медицине, не всегда подходит к политике. Более того, такие действия могут обернуться большой бедой. Они не только не способствуют решению проблем, но и заводят общество в еще более глухой тупик. Вот почему так важно знать типологию и формы политического поведения и политического участия граждан в жизни общества.

Тест по обществознанию Политическое поведение для 11 класса с ответами. Тест включает две части. Задания с выбором ответа (10 заданий) и задания с кратким ответом (3 задания).

Задания с выбором ответа

1. Проявление негативного отношения к политической системе в целом либо к её отдельным элементам, ценностям, политическим решениям в открыто демонстративной форме - это

1) экстремизм
2) политический протест
3) электоральное поведение
4) групповое политическое поведение

2. Поведение, соответствующее законам, требованиям политической морали, называется

1) нормативным
2) патологическим
3) отклоняющимся
4) экстремальным

3. К открытым формам политического поведения относится(-ятся)

1) митинг
2) демонстрации
3) референдум
4) все перечисленные

4. Определение: «Поступки и действия субъекта политики, характеризующие его взаимодействие с социальной средой, с различными общественно-политическим и силами» относится к понятию

1) аффективное политическое поведение
2) экстремальное политическое поведение
3) политическое поведение
4) отклоняющееся политическое поведение

5. Верны ли следующие суждения о политическом поведении?

А. Решающее значение в политическом поведении имеет наличие осознанных политических интересов личности.
Б. Решающее значение в политическом поведении имеет наличие ценностей личности.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения об индивидуальном политическом поведении?

А. Политическое поведение отдельного человека имеет смысл только потому, что множество других людей одновременно с ним готовы делать и делают то же самое.
Б. Политическое поведение отдельного человека способно повлиять на положение дел в обществе в условиях отсутствия организационного и даже идейного сотрудничества.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения о мотивах политического действия людей?

А. Мотивы политического действия людей определяются социальными факторами.
Б. Мотивы политического действия людей определяются индивидуальным психологическим складом личности.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

8. Выступая на стихийном митинге, лидер оппозиции призывал своих сторонников к захвату жизненно важных центров государственной власти и управления. Это пример

1) традиционных форм политического поведения
2) деструктивного политического поведения
3) конструктивного политического поведения
4) электорального поведения

9. Гражданин Д. утверждал: «Я не знаю всех обстоятельств, которые привели наше правительство к решению заключить этот международный договор, но меня тревожит, что соблюдение всех его пунктов может привести к ущемлению наших национальных интересов». Этот пример иллюстрирует такой компонент политического поведения, как

1) мнения
2) ценности
3) убеждения
4) отношения

10. Гражданин Л. не разделяет политические ценности большинства своих соотечественников. Он относится с высокой степенью недоверия к политическим лидерам и институтам и считает, что не может оказать влияние на политику. Поэтому гражданин Л. не участвует в политической жизни. Этот пример иллюстрирует позицию

1) активиста
2) компетентного наблюдателя
3) абсентеиста
4) компетентного критика

Задания с кратким ответом

1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они за исключением одного, связаны с понятием «экстремистское политическое поведение».

Правовой нигилизм, правовая норма, массовые беспорядки, захват заложников, нетерпимость.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

3. Найдите в приведённом списке формы регулирования политического поведения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) распространение правдивой политической информации
2) отказ лидера партии от взаимодействия с другими политическим и партиями, близкими по идеологической направленности
3) стремление к организованности со стороны субъектов политики
4) стимулирование стихийных деструктивных проявлений в политической жизни
5) политическое образование
6) игнорирование общественного мнения

Ответы на тест по обществознанию Политическое поведение для 11 класса
Задания с выбором ответа
1-2
2-1
3-4
4-3
5-3
6-3
7-3
8-2
9-1
10-3
Задания с кратким ответом
1. Отклоняющиеся
2. Правовая норма
3. 135

Развитие внутриполитической системы, дипломатических отношений между государствами увеличивает роль каждого человека, его поведения при решении политический вопросов. Узнаем, что под политическим поведением понимает наука, и какими свойствами она наделяет политическую личность.

Понятие

Политическое поведение - это система сознательных и бессознательных действий человека, являющегося субъектом политики.

Это могут быть:

  • действия отдельных людей и массовые выступления;
  • стихийные и организованные действия.

Наука выделяет различные способы политического поведения. Это может быть взаимодействие с другими людьми, государственными органами, политическими партиями. Кроме того, отношения со всеми перечисленными участниками политики могут строиться по-разному: на основе взаимопонимания и поддержки, либо соперничества, борьбы.

То, какое поведение выберет тот или иной участник, зависит от его политических интересов и личных ценностей. Мотивы разных групп населения в момент их включения в политическую жизнь могут быть совершенно разными.

Историческим примером противоборства разных политических интересов может послужить Гражданская война в России начала 20 века, когда население страны разделилось на группы по тому, как оно видело будущее страны. Часть людей выступала за построение социалистического государства, кто-то был сторонником монархии. Все они готовы были вооруженным путем отстаивать свои интересы.

Формы политического поведения

Существует большое количество различных форм политического поведения. Для того чтобы нагляднее представить все их многообразие, приведем классификацию, отражающую разные аспекты политического поведения.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Особое внимание уделим двум формам политического поведения:

  • стихийное политическое поведение;

Является одним из самых опасных, так как оно часто приводит к негативным последствиям. Его признаками является: неуправляемость, различные формы агрессии, большая роль случайного лидера.

  • электоральное политическое поведение;

Это легитимная (признанная государством и обществом) форма политического поведения, смысл которого заключается в участии в выборах, референдумах, выражении своего мнения в вопросе назначения кандидатов на государственные посты. Выбор этот всегда основан на сознании человека, его взглядах. Но в некоторых странах существует проблема неучастия граждан в выборах. Причинами этого могут быть низкий уровень политической культуры людей, отсутствие веры в честность процедуры выборов и др.

Общество и государство не могут оставлять без внимания политическое поведение людей, так как от этого во многом зависит стабильность и развитие политической системы, от которых зависит безопасность людей. В частности, нормы государственного регулирования запрещают такие виды воздействия на политику, как террор, вооруженные столкновения.

Другим проявлением государственного регулирования политического поведения является стремление к организации (объединение в официальные группы - партии, чтобы люди могли легально высказывать свое мнение), распространение демократических идей, политического образования, особое внимание к качествам политических лидеров.

Что мы узнали?

Политическое поведение - это совокупность поступков человека в сфере политики. Участниками политической жизни являются все граждане демократических государств, партии и государственные органы. Все они в той или иной мере влияют на политическое развитие страны. Поведение может иметь индивидуальный или массовый, организованный или стихийный характер. Государство стремится регулировать политическое поведение людей, чтобы не допустить проявления агрессивных, экстремистских действий, обеспечить стабильное развитие.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 463.

Политическое поведение это совокупность реакций социальных субъектов (социальных общностей, групп, личностей и т.п.) на деятельность политической системы.

Степень вовлеченности граждан в политику зависит от политического режима в государстве, традиций, духовного климата в обществе, конкретной ситуации и, в первую очередь, – от пола и возраста. Политическое поведение также детерминировано психологическими особенностями личности – темпераментом, волей, эмоциями. Среди факторов, влияющих на политическое поведение, следует выделить также материальное и социальное положение человека, профессиональный статус, идеологические ценности. Кроме того, существенное влияние оказывают политические традиции в семье, партийные предпочтения, развитое чувство гражданского долга, предполагаемая важность любого политического события.

Политическое поведение охватывает все проявления человеческой активности в сфере политики.

В политическом поведении принято выделять:

· формы рациональных политических действий;

· формы бессознательного политического поведения.

Разграничительным критерием при этом оказывается принцип: поведение, неконтролируемое сознанием, не является подлинным психическим действием, а его характер определяется иными психическими свойствами субъекта и особенностями конкретной социально-политической ситуации. Из-за сложности и многообразия анализируемого феномена систематизировать политическое поведение можно лишь по различным критериям. Так, политическое поведение можно характеризовать с учетом следующих оснований:

· по субъектам поведения – индивид, социальная группа, класс, нация, политическое движение, масса, толпа и т.д.;

· по склонностям и психическим состояниям – поведение импульсивное, инстинктивное, эмоциональное, чувственное и по настроению;

· по ситуационному контексту поведения – ситуации стабильные, кризисные, революционные, военные;

· по организационным формам и нормам поведения – организационные, институциональные, неформальные;

· по характеру отклоняющегося поведения – произвольное, случайное, неожиданное, неизбежное, стихийное;

· по продолжительности поведения – единичный акт, явление или развивающийся процесс;

· по остроте проявления поведения – борьба, протест, гнев, ненависть, бунт.

Политическое участие предполагает различные цели, которые в самом общем виде могут быть сформулированы следующим образом:

· воздействие на правительство;

· повышение уровня благосостояния граждан;

· развитие своего региона;

· решение экологических проблем;

Формы политического участия – устойчивые образцы поведения, совокупность которых составляют политическую культуру – принято разделять на две группы:

1) формы активного участия (реакция на импульсы, исходящие от политической системы, ее институтов или их представителей; электоральное поведение; участие в деятельности политических партий и общественных организаций; выполнение политических функций в рамках институтов, входящих в политическую систему или направленные против нее; участие в прямых политических действиях – собрания, референдумы и т.д.; активная деятельность в неформальных политических движениях, направленных против существующей системы)

2) пассивные , или иммобильные формы участия (неучастие в политической деятельности по причине неразвитости культуры; политический индифферентизм как результат заорганизованности политической системы; политическая апатия как форма неприятия политической системы; политический бойкот как выражение враждебности к политической системе и ее институтам)

Электоральное поведение – проявление политических ориентаций и предпочтений граждан во время выборов.

Бессознательное политическое поведение – проявление политической активности, при котором поведенческие акты субъектов носят неосознанный или не вполне мотивированный характер.

Бессознательная активность проявляется главным образом в форме аффективного, патологического и рутинного поведения.

Аффективное поведение проявляется в форме исключительно бурно протекающей реакции субъекта на сильный внешний раздражитель, при которой полностью или частично вытесняется его сознательный контроль за своими действиями.

Патологическое поведение вытекает из нарушения способности сохранять индивидом психологическое постоянство, равновесие.

Рутинное политическое поведение представляет собой автоматические, стереотипные и зачастую символические действия, имеющие политическое значение.

Таким образом, можно резюмировать, что условиями политического участия, не подрывающего стабильность политической системы, являются: высокая степень институционализации, которая позволяет ввести политическую активность в рамки норм, процедур и законов; низкая степень социальной фрустрации масс; интенсивная вертикальная и горизонтальная мобильность; активизация экономического развития.

Протестные формы поведения. Политический терроризм.

Политический протест – это проявление негативного отношения к политической системе в целом, ее отдельным элементам, нормам, ценностям, принятым решениям, в открыто ориентированной форме.

К протестным формам поведения относятся, митинги, демонстрации, шествия, забастовки, пикетирования, массовые и групповые насильственные акции.

«Взрывы» протестных форм поведения с большей вероятностью происходят в период перехода от экономического подъема к глубокой депрессии, когда люди начинают сравнивать свое новое положение с предыдущим.

К насильственным типам политического участия и поведения относится терроризм. Под терроризмом понимается оппозиционная деятельность экстремистских организаций или отдельных личностей, целью которых являются систематическое или единичное применение насилия (или его угрозы) для запугивания правительства и населения. Характерной чертой терроризма является проведение насильственных акций, которые способны вызвать шок в обществе, получить широкий резонанс, повлиять на ход политических событий или принятие решений.

Существуют различные виды политического терроризма.

По идеологической ориентации выделяют правый (неофашистский, правоавторитарный) и левый (революционный, анархистский) терроризм.

По целям различают: культуротворческий (возбуждающий общественное сознание с помощью правовых акций), рациональный (является средством политического участия) и идеологический (воздействует на всю политическую систему и ее нормы) терроризм.

По исторической направленности терроризм делится на: анархо-идеологический, стремящийся нарушить традиционную политическую систему, историческую преемственность; национал-сепаратистский, стремящийся восстановить былое величие и единство нации.

В отдельный вид выделяют религиозный терроризм – война против «неверных» (группы исламско-фундаметалистского толка).

Методы терроризма : убийства политических деятелей, похищение, угрозы, шантаж, взрывы в общественных местах, захват зданий и организаций, заложников, провоцирование вооруженных столкновений и т.п.

Основу террористических организаций составляют лица от 20 до 30 лет. Значительное место здесь занимает студенчество (особенно гуманитарных специальностей).

Для террористов характерны: принципиально завышенные притязания, неадаптированность к реальности, обвинение других в собственных неудачах, эмоциональная неразвитость, повышенная агрессивность, стремление к стрессам, фанатизм.

Какими бы целями не оправдывали терроризм, он является одним из тяжелейших политических преступлений. Поэтому проблема борьбы с терроризмом международным сообществом признается одной из приоритетных.

Тема 13. Политические идеологии.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: