Открытый урок по акробатике конспект. План-конспект занятия по акробатике. Конспект урока по физической культуре
Разделы: Спорт в школе и здоровье детей
Класс: 3
Тема урока: Гимнастика с элементами акробатики.
Цели урока:
1. Овладение элементами акробатики, дальнейшее их совершенствование.
2. Формирование практических умений.
3. Повторение перекатов в группировке.
4. Дальнейшее обучение кувыркам вперёд и назад.
5. Повторение стойки на лопатках и моста из положения лёжа.
Задачи урока:
1. Образовательные:
1. Дальнейшее повторение и совершенствование элементов акробатики.
2. Отработать чёткость выполнения 2-3-х кувырков слитно в группировке.
2. Воспитательные:
1. Воспитывать аккуратность, артистичность, умение выполнять коллективные действия.
2. Воспитание чувства взаимопомощи и поддержки, терпимого отношения друг к другу.
3. Оздоровительные:
1. Формирование правильной осанки.
2. Развитие силы, гибкости, ловкости.
3. Прививать интерес к систематическим занятиям физкультурой.
Тип урока: учебно – тренировочный.
Место проведения: спортивный зал школы.
Инвентарь: гимнастические маты, гимнастические скамейки, конус, фишки, канат, навесные перекладины.
Дозировка |
Организация и методика |
||
I |
Подготовительная часть: |
12-14 мин. | Обратить внимание на внешний вид и на готовность к уроку. |
Вход в спортивный зал, построение в шеренгу, приветствие, расчёт по порядку. | 2мин. | ||
Тема и цель урока. | |||
· Ходьба по залу с заданиями на осанку,
с изменением положения рук:
|
1мин. | Следить за осанкой и соблюдать дистанцию. | |
· Бег на носках с изменением направления движения («змейка»). | 2 мин. | Дышать равномерно. Вдох носом, выдох свободный. | |
· Ходьба, восстановление дыхания. | Следить за равнением и дистанцией. | ||
Упражнения в движении: | 3-4 мин. | ||
а) упражнения для рук и плечевого пояса, | 6-8раз. | Руки через стороны вверх – вдох, наклон – руки вниз выдох. | |
б) наклоны к прямой ноге на каждый шаг (ногу ставить на пятку), | Отведение прямых рук и согнутых, руки на уровне груди. | ||
в) выпады поочередно левой и правой ногой с пружинящим покачиванием, | Сзади стоящая нога прямая, руки на колено впереди стоящей ноги. | ||
г) махи согнутой и прямой ногой на каждый шаг. | 10-12 раз. | Мах прямой ногой, опорную ногу в колене не сгибать. | |
Перестроение через середину зала в колонну по 3. |
Следить за равнением. | ||
Общеразвивающие упражнения на месте (ОРУ): | |||
И.п.ос. ноги на ширине плеч, руки на пояс наклоны головы вправо-влево-вперёд-назад. | 3-5 раз. | Следить за осанкой и дыханием. | |
Упражнение для плеч и.п.о.с. – ноги на ширине плеч, руки опущены вниз поднимание – опускание плеч. | 4-6 раз. | ||
И.п.о.с.- ноги на ширине плеч наклоны туловища вправо – влево – вперёд -назад | 4-6 раз. | ||
Приседания | М-20 раз, Д – 15 раз. 25 мин. | Глубокие приседания с прямой спиной, руки за головой. | |
2 |
Основная часть урока: |
||
Разойтись по станциям соответственно порядковому номеру. | |||
1 станция: подтягивания на низкой перекладине. | 10 мин. на станциях. 1,5 на каждую станцию |
Выполнять хватом сверху. М – 10 раз, Д – 8 раз. | |
2 станция : три вида отжиманий от гимнастических скамеек. | 1. сгибание рук в упоре на скамейке, 2. в упоре спиной к скамейке. 3. ноги на скамейке, руки в упоре на полу. |
||
3 станция : лазание по канату в три приёма. | |||
4 станция : продвижение в висе на руках по параллельным брусьям. | |||
5 станция: прыжки через скакалку. | |||
6 станция : лазание по пластунски. | |||
7 станция : упражнение на равновесие. | Согласовать движения рук и ног. | ||
8 станция : перекаты по матам. | Прямолинейные движения – перекаты со спины на живот. | ||
Подготовка двух гимнастических дорожек. | |||
Повторение специальных и подводящих упражнений акробатики. | 10 мин. | ||
И.п.- упор присев спиной к мату – перекат на спину в группировке, вернуться в и.п. | 6-8 раз. | Упражнение выполняется в плотной группировке. | |
И.п.- лёжа на спине – поднимание прямых ног с касанием пола за головой. | 5-6 раз. | Ноги в коленях не сгибать, обязательное касание носками ног пола. | |
Стойка на лопатках: а) махи прямыми ногами (ножницы) в стойке на лопатках б) «велосипед» в стойке на лопатках | 6-8 раз. | Носки оттянуты. | |
Выполнение «моста» из и.п. – лёжа на спине | 2-3 раза. | ||
Повторение кувырков вперёд и назад | 2-3 раза. | Следить за выходом из кувырка и группировкой. | |
Уборка места занятий. | |||
3 | Заключительная часть: | 3-5 мин. | |
Подведение итогов урока. | |||
Выход из зала. |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1.Построение
3.Сообщение задач урока 4.Повороты на месте
5.ОРУ в движении:
а) ходьба на носках, руки в стороны
б) ходьба на пятках, руки за спину;
в) 1-2 - два шага на носках, руки вперед;
3- 4 - два шага на пятках, руки в стороны
г) шаг пружинки, руки на пояс;
д) острый шаг, руки на пояс;
ж) бег змейкой
з) шаг вальса (руки на пояс или в стороны).
6. Перестроение уступом по расчету.
Освобожденные: книги ФК, игры: шашки,шахматы.
7. ОРУ без предметов
I упр . и.п. - о.с: 1 - стойка на носках, руки вперед 2 - и.п; 3 - стойка на носках, руки в стороны.
2 упр . и.п. - стойка ноги врозь, руки на пояс 1 - наклон головы вперед 2 - наклон головы назад; 3 - наклон головы вправо
4 - наклон головы влево.
3 упр . и.п. - о.с:
1 - наклон вперед прогнувшись, руки в
стороны; 2 - наклон, руки вперед; 3 - наклон с махом руками назад; 4 - и.п. 4 упр . и.п. - о.с: 1 - правая в сторону на носок, руки в ст ороны; 2 - 3 - два наклона вправо, руки вверх,4- 5 - левая в сторону на носок, руки в стороны 6 - 7 - два наклона влево, руки вверх; 8 - и.п.
5упр. и.п.- о.с., руки на пояс: 1-2 -два полуприседа; 3 - присед; 4 - и.п.
6 упр. и.п.- широкая стойка ноги врозь, руки на пояс: 1 - присед на правой, руки вперед; 2 - и.п;.3 - присед на левой, руки вперед;4 - и.п.
7 упр . и.п. - о.с. руки вперед:1 - правая назад на носок, левая рука вверх; 2 - и.п.;
3 - левая назад на носок, правая рука вверх; 4 - и.п; 5 - правая в сторону на носок, левая рука в сторону; 6 - и.п.;
7 - левая в сторону на носок, правая рука в
сторону;8 - и.п.
8 упр . и.п. - о.с, руки за голову:1 - мах правой в сторону, руки в стороны;2 - и. п.;
3 - мах левой в сторону, руки в стороны;
9 упр . и.п. - о.с.: 1 - прыжком стойка ноги врозь, правая рука к плечу;2 - прыжком о.с., левая рука к плечу;3 - прыжком стойка ноги врозь, правая рука вверх; 4 - прыжком о.с., левая рука вверх;5 - прыжком стойка ноги врозь, правая рука к
плечу; 6 - прыжком о.с., левая рука к плечу; 7 - прыжком стойка ноги врозь, правая рука вниз;8- о.с., левая рука вниз. 10 упр . Ходьба на месте
8.Перестроение в одну шеренгу 9.Перестроение по отделениям
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
АКРОБАТИКА
1.Совершенствование стойки на руках
2.Обучение перевороту в сторону ("колесо") Техника выполнения. Из основной стойки -стоя лицом к направлению движения - поднять левую ногу вперед, левую руку вперед, правую руку вверх. Энергичным наклоном влево выполнить выпад левой и, сильно оттолкнувшись ей, взмахнуть правой ногой и поочередно поставить на маты сначала левую, затем правую руки на расстояние ширины плеч. Войти в стойку на руках, ноги врозь, с поворотом налево. Опустить правую, затем левую ноги в сто- рону и встать в стойку - ноги врозь, руки в
Подводящие упражнения.1. В широкой стойке ноги врозь выполнить наклоны влево и вправо, руки вверх.
2. Стоя лицом к гимнастической стенке, опираясь руками на рейку на уровне груди, выполнить махи ногами в стороны: а) мах левой; б) и.п.; в) мах правой; г) и.п. 3. Выполнить стойку на руках: а) с поддержкой; б) самостоятельно у гимнастической стенки (держать 3 секунды)
4.Стойка на правой, левую ногу вперед, левую руку вперед, правую вверх (держать 3-5 секунд).
5. Выпад вправо наклонный, руки вверх; разгибая правую ногу, принять положение стойки -ноги врозь, руки в стороны.
6. Широкая стойка - ноги врозь на носках, руки вверх (держать 3. 5, 10 секунд)
Контрольные упражнения.
1. Выполнить стойку на руках, ноги врозь, у гимнастической стенки самостоятельно (держать 2 секунды).
2. Выйти в стойку на руках, ноги врозь с поворотом налево: а) с помощью, оказывая поддержку со стороны спины за бедра; б) самостоятельно у гимнастической стенки.
3. Из стойки на руках, ноги врозь выполнить стойку - ноги врозь, руки в стороны: а) с помощью, поддерживая под плечо и туловище, опустить на ноги в стойку, ноги врозь б) самостоятельно у гимнастической стенки.
4. Переворот в сторону с проводкой по движению по наклонной плоскости.
5. Переворот в сторону самостоятельно.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Построение группы.
2. Подведение итогов урока.
3. Задание на дом : юноши - из упора лежа сгибание и разгибание рук; девушки - из положения лежа на спине, руки за голову, ноги закреплены, поднимание туловища.
Методические рекомендацииТема: «Акробатика и физическое воспитание»
Тренер: Портнягина А.К.
2012 г.
Введение
2. Акробатические упражнения
2.1. Виды упражнений
2.2. Группы упражнений
Заключение
Список литературы
Введение
Физические упражнения, которые в дальнейшем стали называться акробатическими, возникли в глубокой древности.
Название «акробат» произошло от греческого слова «акробатес», что в переводе означает «подымающийся вверх», «подымающийся ввысь». От этого слова в дальнейшем образовалось понятие «акробатика». В наше время слова «акробатика», «акробат» зачастую употребляют в общем смысле, чтобы подчеркнуть высокую степень проявления ловкости и смелости.
Быстрое развитие акробатики и широкое её использование представителями других видов спорта объясняются следующим: акробатические упражнения являются эффективным средством воспитания и совершенствования физических и морально-волевых качеств, необходимых в быту, спорте и трудовой деятельности; акробатические упражнения необычны и зрелищны.
Профессиональное направление развивалось по пути все более узкой специализации. Происходило это потому, что артисты могли длительное время выступать с одним номером, разъезжая по различным городам и странам. Вместо универсальных, разносторонних артистов прошлого, появляются виртуозы в одном жанре и даже в одном трюке.
Выделяются относительно самостоятельные виды цирковой акробатики: акробатика на лошадях, силовая акробатика, вольтижная (плечевая) акробатика, «карийские игры» и прыжковая акробатика (со снарядами и без них). Эти основные виды культивируются в цирке и по сей день.
Второе направление в развитии акробатики – спортивное – связано с включением акробатических элементов в гимнастику и с возникновением кружков любителей акробатики (в особенности в России). С пола акробатические упражнения переносятся на снаряды.
1. Возникновение и развитие акробатики
1.1. История возникновения акробатики
Слово «акробат» произошло от греческого «акробатэс», что означает «хожу на цыпочках, лезу вверх». Акробатика, как вид физических упражнений, возникла в глубокой древности. Изображения на сохранившихся памятниках, сосудах, фресках и других изделиях свидетельствуют о том, что этот вид спорта был известен в Древнем Египте за 2300 лет до н. э.
Занимались акробатическими упражнениями и в Древней Греции. На Крите наряду с театрализованными процессиями, связанными с уборкой урожая и различными церемониями, проводились игры с быками, составной частью которых были акробатические упражнения.
Акробатические упражнения с быками в XIX в. встречались также у африканского племени фульбе в северной Нигерии (западная Африка), у племени мораван в южной Индии. Такие игры с быками русский профессор Ефименко видел даже в 1913 г. у басков в Пиринейских горах.
Подобные игры с быками, по-видимому, существовали в древности и у народов нашей страны: до сих пор в таджикской борьбе сохранилось название «бычий перекат».
В Древнем Риме акробатические упражнения демонстрировали странствующие артисты – «циркуляторы», которые наряду с этими упражнениями показывали и другие виды искусства: хождение по канату, дрессировку и т. п.
В 420 г. до н. э. была распространена пляска на вертящемся гончарном круге, сочетаемая с акробатическими упражнениями. Некоторые богатые римляне содержали при себе «акробатов и разного рода фокусников». Имеются сведения об акробатах, выполнявших различные упражнения на шесте, который держался на лбу. Упоминается об акробатах, которые выполняли сложные упражнения на гибкость.
В эпоху Возрождения в Италии Венецианская республика устраивала «конкурсы живой архитектуры», т. е. построения акробатических пирамид. Сенат присуждал приз той группе, которая построит наиболее высокую пирамиду. Известны случаи построения пирамид высотой около 9 метров.
Впервые технику акробатических упражнений попытался описать в специальном руководстве для акробатов-профессионалов Тюккаро. В конце XIX в. Стрели написал книгу «Акробатика и акробаты», в которой охарактеризовал различные жанры профессиональных артистов и описал технику ряда акробатических упражнений.
1.2. Развитие акробатики в России
На Руси акробатика развивалась самостоятельно. Она пользовалась большим успехом у широких масс населения и составляла обязательную часть увеселительных зрелищ. Древнерусские скоморохи были плясунами, фокусниками, жонглерами и акробатами. Вначале они выступали по одному, а затем объединялись по двое, по трое и группами.
В первой половине XVII в. в России уже были свои мастера-акробаты различных специальностей, которые обучали акробатическим упражнениям.
В конце XVIII в. в европейских стационарных столичных цирках появляются акробатические упражнения, которые быстро становятся неотъемлемой частью профессиональных цирковых представлений. А в XIX в. акробатические упражнения начинают включаться в буржуазные национальные системы гимнастики. Таким образом, наметились две линии в дальнейшем развитии акробатики: профессионально-цирковая и спортивно-любительская.
В 1900 г. в Петербурге появились самодеятельные акробатические кружки, а в 1901 г. состоялось первое выступление акробатов-любителей. Вплоть до империалистической войны 1914 г. такими выступлениями акробатов-любителей сопровождается большинство крупных спортивных вечеров.
Большую роль в популяризации этого вида спорта сыграли Всесоюзные физкультурные парады, которые проходили регулярно с 1936 года. Но лишь в 1938 году А.К. Бондарев, руководитель Всесоюзной секции, разработал первую классификационную программу и правила соревнований по акробатике. В 1939 году в Москве прошли первые Всесоюзные соревнования по акробатике, которые стали и первыми в мире.
С 1940 в соревнованиях по акробатике участвуют женщины. С 1951 проводятся юношеские соревнования. С 1967 Федерация спортивной акробатики СССР организует международные матчи по телевидению, с 1972 - международные соревнования на приз памяти лётчика-космонавта СССР, почётного президента федерации В. Н. Волкова.
В 1974 в Москве состоялся 1-й личный чемпионат мира (участвовали спортсмены Болгарии, Великобритании, Венгрии, Польши, СССР, США, ФРГ и Швейцарии). Чемпионами стали 13 советских спортсменов. В 1975 в Швейцарии проведены первые соревнования на Кубок мира по спортивной акробатике.
2. Акробатические упражнения
2.1. Виды упражнений
Акробатические упражнения являются одним из наиболее эффективных средств координационной подготовки. Среди них выделяются:
Перекаты - вращательные движения (напоминающие раскачивания на качелях) с последовательным касанием опоры различными частями тела без переворачивания через голову (например, перекаты на спине в группировке);
Кувырки - вращательные движения типа перекатов, но с переворачиванием через голову вперед или назад в группировке, согнувшись и прогнувшись из разных и.п. в различные конечные положения;
Перевороты без фазы полета - движения тела вперед, назад или в сторону с переворачиванием тела через голову (переворот в сторону - «колесо»);
Перевороты с фазой полета - прыжковые движения с переворачиванием тела вперед или назад через голову с отталкиванием руками и ногами (переворот с места и с разбега, рондат, фляк и др.)
Акробатические упражнения применяются в различных частях занятия в зависимости от поставленных задач. Чаще всего используются в разминке, так как способствуют подготовке суставов к выполнению сложных ТТД. При разучивании сложных кувырков и переворотов необходимо использовать дополнительные маты, обязательную помощь и страховку.
2.2. Группы упражнений
Акробатические упражнения делятся на три группы:
1. Акробатические прыжки - перекаты, кувырки, перевороты, сальто. В различных соединениях они выполняются на акробатической дорожке, на снарядах (батут, качели) и с трамплина.
2. Балансирования. К ним относятся упражнения в равновесии или уравновешивании: парные и групповые - стойки, стояния, седы, поддержки.
3. Бросковые упражнения, связанные с подбрасыванием и ловлей партнеров.
Далеко не все, кто присутствует на соревнованиях по гимнастике, представляют себе, как долог и сложен путь спортсмена от тренировочного зала до арены крупных соревнований, какой кропотливый и нелегкий труд стоит за краткими секундами выступлений на арене. Сотни, тысячи раз повторяются на тренировках одни и те же движения, одни и те же комбинации. Причем тренируются не только мышцы, но и воля, воспитывается у спортсменов умение свободно держаться и не робеть перед трудностями, публикой и судьями.
Непрерывное развитие науки, техники и производства предъявляет повышенные требования к подготовке специалистов высшей квалификации. Современные выпускники ВУЗов должны не только в совершенстве владеть своей профессией, но и обладать хорошим здоровьем, быть физически крепкими, готовыми к продуктивному труду и защите Родины. В нашей стране действует и совершенствуется стойкая система студенческого спорта, на которой в основном базируется спорт высших достижений.
2.2. Значение акробатических упражнений
Физическое воспитание специфично. Наряду с оздоровительными и прикладными целями оно решает также задачи подготовки высококвалифицированных спортсменов. Разнообразны увлечения студентов, но особой популярностью пользуются спортивные игры.
Волейбол увлекательная игра пользуется большой популярностью у людей различных возрастов и профессий. Она служит хорошим средством активного отдыха, способствует укреплению здоровья и разностороннему физическому развитию. Во время игры приходится наклоняться, приседать, прыгать, падать. Находясь в постоянном движении, игрок должен уметь в самых разнообразных положениях тела выполнять нацеленную передачу или точный удар по мячу. Для этого нужна сила, ловкость и хорошая ориентация в пространстве.
Высокий уровень развития современного волейбола как вида спорта делает его одним из эффективных средств, всестороннего физического развития. Известно, что современный волейбол предъявляет высокие требования к функциональному состоянию организма, к физическим качествам человека. Нагрузки у игроков весьма высоки. Так, при интенсивной игре сердце волейболиста сокращается до 200 и более ударов в минуту.
Разнообразие двигательных навыков и игровых действий, отличающихся не только по интенсивности усилий, но и по координационной структуре, способствуют развитию всех качеств человека: силы, выносливости, быстроты, ловкости в гармонических сочетаниях.
Способность волейболиста быстро ориентироваться в постоянно изменяющейся ситуации, выбирать из богатого арсенала разнообразных технических средств наиболее рациональные, быстро переходить от одних действий к другим приводит к достижению высокой подвижности нервных процессов.
Чтобы добиться мастерства, недостаточно играть только через сетку. Необходимо регулярные тренировки с мячом сочетать с занятиями другими видами спорта: легкой атлетикой, штангой, плаванием и, особенно, акробатикой.
Акробатическая подготовка сделает волейболиста подвижным и ловким, научит не бояться скорости перемещения, мягко приземляться в падениях и бросках, свободно ориентироваться и выполнять нужные движения на земле и в воздухе. Другими словами, занятия акробатикой позволят быстро овладеть техникой игры с мячом и в дальнейшем успешно ее совершенствовать.
Особенно возросло значение акробатической подготовки волейболиста на современном этапе развития этого вида спорта.
Акробатические упражнения помогут занимающимся овладеть простейшими видами движений, наиболее рациональными и быстрыми способами вставания, с элементами самостраховки. Выполняя их, волейболисты будут развивать основные физические качества, такие, как ловкость, сила, гибкость и подвижность в суставах, координация движений и способность ориентироваться в пространстве. Прочное усвоение подводящих и подготовительных упражнений позволит в дальнейшем быстро и правильно овладеть более сложными движениями.
Волейболистов необходимо обучать всем разновидностям само- страховки, а игровая ситуация и практический опыт подскажут им, какие падения и броски следует предпочесть.
Начинать изучение упражнений, следует только после прочного усвоения начального материала, строго учитывая индивидуальную физическую подготовленность каждого занимающегося.
Основная задача начального обучения – добиться мягкого приземления. Это достигается максимальным снижением общего центра тяжести занимающегося.
При совершенствовании падений и бросков после предварительного перемещения мягкость приземления обеспечивается использованием поступательного движения, которое гасится перекатом, кувырком или скольжением. Поэтому упражнения следует разучивать из статических исходных положений, а затем совершенствовать с разбега, постепенно увеличивая его длину и скорость.
В заключении необходимо напомнить, что ловкость, как и другие физические качества, развивается, совершенствуется и поддерживается в результате систематической тренировки.
Акробатическая подготовка должна прочно войти в учебно-тренировочный процесс волейболистов как одно из основных средств индивидуального физического совершенствования и повышения спортивного мастерства.
Значение акробатической подготовки в то же время не исчерпывается только совершенствованием физических качеств. Она в известной мере содействует морально-волевой и психологической подготовке спортсменов.
Заключение
Использование средств акробатики в подготовке высококвалифицированных спортсменов различных специализаций приобретает всё более широкий размах. Это объясняется тем, что установлена зависимость между акробатической подготовкой спортсменов и повышением спортивного мастерства в тех видах спорта, которые предъявляют повышенные требования к ловкости, смелости и решительности, ориентировке в пространстве, вестибулярной устойчивости и навыкам самостраховки.
Спортсмены акробаты отличаются правильной осанкой, рельефной и гармонично развитой мускулатурой. Действия их характеризуются высокой координированностью, смелостью, красотой движений; диапазон сложности и разнообразия акробатических упражнений чрезвычайно велик: простейшие из них доступны лицам различного возраста и подготовленности, а для освоения сложнейших не хватает, подчас, всего периода спортивной деятельности человека. Новизна и разнообразие упражнений гарантируют высокую заинтересованность занимающихся; навыки, приобретённые на занятиях акробатикой, отличаются большой пластичностью и могут быть использованы в самых неожиданных спортивных и жизненных ситуациях; разнообразие видов (прыжковая, парная, групповая) позволяет заниматься юношам и девушкам с различными физическими данными.
Спортивная акробатика - соревнования в выполнении комплексов специальных физических упражнений (прыжковых, силовых и др.), связанных с сохранением равновесия (балансирование) и вращением тела с опорой и без опоры.
Список литературы
- Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. - М.: Физкультура и спорт, 1987.- 208 с.
- Вайцеховски С.М. Книга тренера. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 278 с.
- Волков В.М. К проблеме развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. - 1993.- №5-6. - С.41.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Гл. ред. А.В. Запорожец. - Т.3. Проблемы развития психики / Под. ред. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 367 с.
- Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. - Мн.: Народная асвета, 1978. - 88 с.
- Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 200 с.
- Коренберг В.Б. Основы качественного биомеханического анализа. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 146 с.
- Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств // Теория и практика физической культуры. - 1996. - №7. - С. 2-5.
- Кузнецова З.И. Критические периоды развития двигательных качеств школьников // Физическая культура в школе. - 1975. - №1. - С. 7-9.
- Лях В.И. Двигательные способности // Физическая культура в школе. - 1996. - №2. - С.2.
- Озолин Н.Г. Молодому коллеге. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 288 с.
- Теория и методика физического воспитания: Учеб. для институтов физ. культуры / Под общ. ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. - Т.1. Общие основы теории и методики физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 304 с. 12
Предварительный просмотр:
План – конспект по спортивной акробатике (10-11 лет)
Тема: акробатика – гибкость, координация, двигательная активность.
Цель: Привести в систему, знания учащихся по акробатике через повторение и обобщение учебного материала.
Задачи:
- Развитие общеучебных умений и навыков (гибкости, координации движений, двигательной активности).
- Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.
- Воспитывать у учащихся ответственность за результат своего труда.
Форма занятия – групповая, дифференцированная.
Занятия репродуктивный – быстрый, с оздоровительной направленностью, с применением современных педагогических технологий.
Тренер-преподаватель по спортивной акробатике:
Группа начальной подготовки – 1 года обучения
Комментарий урока | Действия ученика | Развитие личностных качеств |
Подготовительная часть (12 мин) | ||
|
| Умение слышать и слушать. Логическое мышление. |
|
| Логическое мышление. Умение выделять главное по целеполаганию. Демонстрируют свой уровень обученности. |
На носках, на пятках, с перекатом с пятки на носок, на внутренней, наружной стороне стопы, с выпадами. Медленный бег с изменением направления (в процессе работы выполнить прыжки (приставные) боком влево, вправо. Бег – спиной вперед, «змейкой» - малой, большой, с изменением скорости. После беговой разминки – восстановление дыхания. |
| Умение владеть строевыми упражнениями. Развивать двигательную активность, прыгучесть. Воспитывать правильную осанку при выполнении строевых упражнений. |
|
| Умение снимать напряжение и восстанавливать дыхание. |
«Совершенно верно: здоровье – это самое большое богатство человека, любовь к жизни, труду, огромное желание радоваться самому, радовать близких, родных, друзей. Молодцы!» |
| Образное мышление, умение слушать и слышать. Умение выражать свою мысль. |
Перестроение для выполнения комплекса общеразвивающих упражнений (7 упражнений).
Нарушение осанки. Заболевание органов дыхания. Улучшение осанки, улучшение функции дыхания.
Нарушение осанки. Улучшение осанки.
Плоскостопие. Укрепление мышц туловища и конечностей.
Общеукрепляющее воздействие на весь организм.
Общеукрепляющее действие на организм, формирование правильной осанки.
Общеукрепляющее действие на организм.
Плоскостопие. Укрепление мышц туловища и конечностей. Скажите, ребята, какую пользу приносит разминка? Совершенно верно! Есть такая пословица – кто зарядкой занимается, тот здоровья набирается
|
Ученики выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Учащиеся кратко отвечают о пользе разминки:
Учащиеся перестраиваются по отделениям. Готовятся к практической деятельности. | Самостоятельность. Внимание. Активность. Внимание, воспитание правильной осанки, при выполнении комплекса упражнений. Развитие мышц нижней части туловища. . Самостоятельность. Координация. Развитие гибкости. Умение владеть своим телом. . Самостоятельность поведения, четко, быстро. Умение излагать свою мысль. Организованность, самостоятельность. |
Основная часть 28 минут | ||
Тренер предлагает учащимся выполнить акробатические упражнения: (разные варианты динамических упражнений – перекаты, кувырки (вперёд, назад), перевороты; разные варианты статических упражнений (равновесия, стойки, «мосты», «шпагаты»). Тренер предлагает учащимся ответить на вопрос: «Чтобы стать хорошим гимнастом, какие качества нужно развивать?» | Учащиеся выполняют данное задание, во время снятия напряжения готовятся ответить на вопрос учителя. Чтобы стать хорошим акробатом, нужно развивать:
| Умение выражать и излагать свою мысль. Демонстрировать свой уровень обученности. |
| Учащиеся в парах обсуждают задание, уточняют, чем будет заниматься каждая пара (группа), как пройдёт взаимоконтроль, на что обратить внимание. Ответы учащихся:
Учащиеся активно работают и ведут контроль. | Самостоятельность, прагматичность мышления. Организованность, самостоятельность. Учащиеся демонстрируют свой уровень обученности. Взаимоконтроль при выполнении работы по карточкам. |
Тренер-преподаватель помогает провести игру. После окончания игры учитель предлагает снять напряжение через упражнение «Лети, пёрышко» Каждый подкидывает пёрышко над головой и начинает дуть. Мы выполнили упражнение на осанку, т.е. зарядку для тела, а теперь выполним зарядку для мозга. Задание следующее. Назвать быстро, гимнастические снаряды. Молодцы! Совершенно верно! Чтобы быть здоровым, надо… | Каждому второму игроку взять по резиновому мячу, по сигналу передать мяч впереди стоящему, но обратить внимание на следующее: при направлении мяча вправо, смотреть влево для приёма мяча. Варианты игры разные (направлять мяч сверху, снизу, за спиной). В случае потери мяча, игра начинается заново. Учащиеся выполняют упражнения на осанку и отвечают на вопрос тренера. (Брусья, мостик, перекладина и. т.д.). Делать зарядку, закаляться, правильно питаться, соблюдать режим дня. | Организованность. Умение провести игру. Концентрация внимания. Ловкость, внимание, координация. Учащиеся демонстрируют свой уровень обученности. |
| Учащиеся обсуждают задание, затем переходят к практической деятельности – выполняют комбинацию, соблюдая очередность. Ответственные в группах проводят коррекцию ошибок, выставляют за акробатическую комбинацию оценку и выявляют лучшего. | Творческая самостоятельность. Организаторские способности. Взаимопомощь, умение работать в группах. Соревновательная деятельность. |
Тренер говорит: «Ребята все мы знаем такой стих: «Без дыханья жизни нет, Без дыханья меркнет свет. Дышат птицы и цветы, Дышит он, и я, и мы…» Давайте поговорим, так ли это? Проведем опыт. Преподаватель предлагает учащимся глубоко вздохнуть, затем закрыть ладошкой рот и нос. – «Что вы сейчас чувствуете? Почему не смогли долго быть без воздуха? Да, ребята, я дополню…. Без дыханья меркнет свет…» | Учащиеся выполняют упражнение, воздуха не хватает и они отводят руку, хватая ртом воздух… И отвечают на вопрос учителя:
| Прагматичность мышления. Учащиеся демонстрируют свой уровень обученности. |
Заключительная часть 5 минут | ||
На занятии мы повторили и обобщили материал по теме акробатика; научились применять знания и практические умения в акробатической комбинации и значит, подготовились к контрольному занятию. Вели диалог о здоровье Были ли у вас затруднения в выполнении заданий? Как вы думаете, чем они вызваны? Как их преодолеть? | Учащиеся слушают тренера, высказываются о затруднениях, как их преодолеть. Ответы учащихся:
| Умение слушать, делать выводы. Умение обобщать, излагать свою мысль. Сознательное мышление. |
Тренер заканчивает тренировку: Дорогие друзья! Будьте умными, если сможете, Будьте добрыми, если хотите, Но, здоровыми будьте всегда! Цените, любите, уважайте друг друга! Спасибо! До встречи на следующем занятии! | Учащиеся слушают тренера, сознательно понимают, какое домашнее задание предлагает тренер-преподаватель. Учащиеся благодарят тренера за тренировку, выражают свое отношение к занятию своими искрящимися глазами, улыбкой! | Творчество, самостоятельность Сознательное мышление. Рефлексивное мышление. |
Выводы и предложения по занятию:
Дата и подпись тренера: «____» _________________20__ г. __________________________/Портнягина А.К.
Предварительный просмотр:
ТМКОУ ДОД «ДЮСШ по национальным видам спорта имени А.Г. Кизима»
ДОКЛАД
Тема: «Психологическая совместимость в групповой акробатике (на примере троек)»
Портнягина Анастасия Кирилловна
тренер-преподаватель по спортивной акробатике
Дудинка, 2012 год
Психологическая совместимость в групповой акробатике (на примере троек)
Актуальность данной проблемы определяется высокой значимостью психологического обеспечения учебно-тренировочного процесса спортсменов парно-групповых видов акробатики, что обуславливает поиск путей, средств и методов, направленных на повышение срабатываемости их совместной деятельности и взаимоотношений, что, в конечном счете, будет способствовать повышению спортивного мастерства акробатов.
Практика показывает, что большинство составов парно-групповых видов спортивной акробатики формируются без учета индивидуально-психологических особенностей спортсменов, что достаточно часто, приводит к негативным взаимоотношениям, повышению эмоциональной напряженности, конфликтным ситуациям, частой сменяемости партнеров или полной раскомплектации состава. В этой связи, одной из важнейших задач психологического обеспечения акробатов-групповиков, является учет индивидуально-психологических особенностей будущих партнеров при комплектовании составов. Реализация этой задачи затрудняется в виду отсутствия научно обоснованной методики комплектования составов парно-групповой спортивной акробатики на основе учета индивидуально-психологических особенностей спортсменов.
Групповая совместимость характеризуется как социально-психологический показатель сплоченности группы, отражающий возможность бесконфликтного общения и согласованности действий ее участников в условиях совместной деятельности. Критериям межличностной совместимости является высокая непосредственная удовлетворенность результатом и, главное, процессом взаимодействия, когда каждый из партнеров оказался на высоте требований другого, и не потребовались специальные усилия на установление взаимопонимания. Феноменом, противоположным совместимости, является несовместимость людей, то есть когда их потребности не находят удовлетворения во взаимодействии и поведение в целом взаимно исключаются друг друга. Этот процесс взаимодействия нередко сопровождается состоянием субъективной неудовлетворенности партнеров, психологической напряженностью, неуравновешенностью в поступках, конфликтными ситуациями. Исследования, проведенные психологами позволили различить явления «совместимости» и «срабатываемости». Эффект совместимости чаще всего возникает в условиях личных отношений, а эффект срабатываемости является результатом деловых отношений и связан с деятельностью (учебной, спортивной, трудовой).
Срабатываемостью называют единство взаимодействий членов группы в условиях конкретной совместной деятельности. Признаками срабатываемости группы является оптимальный ритм работы, достаточно высокая продуктивность, точности и согласованность взаимодействий, надежности совместной работы в трудных условиях и т.д. Между совместимостью и срабатываемостью могут быть различные соотношения. Оптимальным сочетанием считается тогда, когда совместимость и срабатываемость максимальны. Для выработки оптимальных приемов отбора и комплектации групп необходима система прогноза срабатываемости и совместимости партнеров совместной деятельности. Знания в этой области помогут в спортивно-педагогической практике активно формировать межличностные отношения, регулировать социально-психологический климат в коллективе.
Отношения между партнёрами должны строиться по принципу взаимной ответственности. В процессе развития тройка обретает различные новые групповые свойства и качества. Женская групповая акробатика не существует без общения, межличностных влияний и взаимодействия спортсменов друг с другом. Каким должно быть общение и как им управлять, чтобы оно помогло более успешно действовать, достигать высоких результатов? Чтобы ответить на эти вопросы, необходима систематическая экспериментальная разработка проблем общения и взаимоотношений в женских группах.
Перед началом комплектования составов рекомендуется изучить склонность к коллективным видам деятельности, то есть выявить тип социального поведения, уровень самоконтроля, уверенности в себе, эмоциональной стабильности. При комплектовании женских троек очень важно учесть тревожность спортсменов, так как именно она является фактором успешного выступления на соревнованиях.
Спортсмены с высоким уровнем тревожности добросовестны, старательны на тренировках, а спортсмены с низким уровнем тревожности избегают длительных и монотонных тренировок. В соревнованиях низкого ранга спортсмена с высокой тревожностью способны показывать высокие спортивные результаты, однако в ответственных напряженных и неожиданных стартах выступают ниже своих возможностей.
Спортсмены с низким уровнем тревожности менее старательны и работоспособны на тренировках, неровно и неустойчиво выступают в соревнованиях низкого ранга, но на наиболее значимых и ответственных соревнованиях демонстрируют свои лучшие результаты.
Психологическая совместимость – схожесть людей по вниманию, мышлению, памяти, интеллекту, эмоциональной уравновешенности и беспокойству, тревоге, а также целому ряду психических качеств. Психологический уровень совместимости предполагает взаимодействие характеров, мотивов поведения. В условиях спортивной деятельности между членами команды обнаруживается сразу или формируется после длительных совместных действий и общения. Природа возникновения совместимости в каждом из этих случаев различна. Быстрое обнаружение совместности по ряду социальных, психологических и психологических и психофизиологических качеств у нескольких членов команды свидетельствуют о наличии у них одинаковых врожденных или приобретенных, воспитанных качеств. Малознакомые или впервые появившиеся в одну команду спортсмены после непродолжительной совместной деятельности обнаруживают, что между ними есть в чем-то сходство, что у них есть качества, вызывающие одностороннюю или взаимную симпатию.
В практической работе тренеру ежедневно приходится решать задачи по улучшению взаимодействия спортсменов и их совместимости. При этом важно руководствоваться следующими факторами, обеспечивающими слаженность действий и взаимопонимание партнеров: критериями функциональной совместности в спортивной деятельности, характером межличностных отношений, психофизиологической и социально-психологической совместимостью. Функциональная совместимость определяется скоростью процессов мышления, восприятия и действий. Большие различия в качественных и количественных показателях этих процессов лишают спортсменов возможности достичь успеха в совместных действиях, поскольку, например, один партнер будет опережать другого.
Психологическая совместимость предполагает соответствие спортсменов по уровню физического развития, степени подготовленности, проявлению характера, темперамента и способностей. При такого рода совместимости успех деятельности определяется не столько индивидуальным вкладом спортсменов, имеющих более высокий уровень мастерства, сколько качеством взаимодействия и взаимосодействия.
Женская тройка – это спортивный коллектив, то есть организованная группа, в которой члены объединены общими ценностями, целями и задачами деятельности, значимыми для групп в целом и для каждого ее члена в отдельности, где межличностные отношения опосредуются общественно ценными и личностно значимым содержанием совместной деятельности.
Женская тройка является одной из разновидностей контактной группы, то есть малой спортивной группой и поэтому обладает всеми признаками, характеризующими практически любую группу такого рода: в ней возникают разнообразные социально-психологические явления (групповое настроение, коллективные волевые усилия, суждения). Спортсменки, из которых состоит тройка, постоянно испытывают воздействие со стороны других ее членов и поэтому ведут себя и действуют иначе, чем предоставленные сами себе. Спортивная команда влияет на интеллект, эмоциональную и волевую активность спортсменов, на их взгляды, убеждения, поступки, поведение.
Для нормального функционирования женской тройки имеет значение оптимальная согласованность личных и групповых устремлений. Нельзя требовать от членов тройки полного отказа от своих индивидуальных желаний, но в тех случаях, когда встает вопрос о существовании группы как целого, личные, а тех случаях, когда встает вопрос о существовании группы как целого, личные, а тем более эгоистические, устремления должны быть подчинены коллективным требованиям, общим для всех партнеров.
Наиболее важным психологическими признаками женской тройки должны быть единые цели и задачи, высокая способность к самоуправлению, самоорганизации, оптимальные показатели сплоченности или разобщённости и психологического климата, коллективный характер внутригрупповой приемлемости, уровень авторитетности формальных лидеров, их взаимоотношения с неформальными лидерами, психологический микроклимат в тройке в целом, а также отношение спортсменов к предстоящим соревнованиям и взаимоотношения между спортсменами и тренерами.
Вывод:
- Срабатываемые акробатические составы характеризуются стабильным выполнение групповых элементов, быстрым освоением пирамид и вальтижа, хорошим уровнем срабатываемости с партнером.
- Низкосрабатываемые акробатические составы характеризуются нестабильным выполнением парно-групповых элементов, их длительным освоением, низкой срабатываемостью. В данных составах наблюдается недостаточно благоприятная психологическая атмосфера, низкая сплоченность состава, удовлетворительная совместимость с партнерами, ухудшение эмоционального состояния спортсменов в процессе совместной деятельности.
Предварительный просмотр:
Методическое обеспечение
по спортивной акробатике для воспитанников 7-10 лет
программу составила Портнягина Анастасия Кирилловна - тренер-преподаватель по спортивной акробатике ДЮСШ им. А.Г. Кизима
Спортивная акробатика – одно из основных средств физической культуры. Занятия ею способствуют наиболее успешному решению задач физического развития человека и совершенствованию его двигательных способностей. Акробатические упражнения позволяют развивать и совершенствовать такие двигательные качества, как ловкость, быстроту, координацию движений и сил. Они с успехом используются для специальной подготовки на занятиях различными видами спорта.
Спортивная акробатика – это вид спорта, который даёт нагрузку на все мышечные группы. В спортивной акробатике можно выступать как индивидуально, так и в групповых упражнениях.
Мастерское владение телом и хорошее развитие мускулатуры вот основа акробатических упражнений. Элементы акробатики, такие как вращения тела, сохранение равновесия в необычных, разнообразных условиях опоры, используются во многих видах спорта. Акробатические упражнения составляют сложную и наиболее важную часть современных вольных упражнений спортивной гимнастики.
Соревнования по спортивной акробатике проводятся по 5 дисциплинам:
Женские пары
Мужские пары
Смешанные пары
Женские тройки
Мужские четверки
Упражнения, выполняемые в спортивной акробатике, делятся на 3 вида:
- упражнения балансового характера (статика);
- упражнения вольтижного характера (броски);
- комбинированные упражнения (сочетание баланса и вольтижа).
Для ребенка рекомендуется начинать занятия как можно раньше (оптимальный возраст для начала тренировок в группе начальной подготовки составляет 6-7 лет). Если начинать занятия по акробатике позже, то достичь отличной гибкости и растяжки юному акробату будет сложнее, и его спортивная карьера начнется значительно позже сверстников. Современные требования для десятилетних спортсменов заставляют браться за освоение программы для кандидатов в мастера спорта.
Важнейшей составляющей успеха в достижении высокого спортивного результата в спортивной акробатике является подбор партнеров (верхнего и нижнего) по возрастным, антропометрическим, физическим данным, по складу характера. Разница в возрасте между партнерами не должна превышать 6 лет.
Потребность ребенка в активных движениях полностью удовлетворяются занятиями спортивной акробатикой и помогают сформировать из него физически полноценного человека.
Даже если в результате занятий спортивной акробатикой ваш ребенок не станет чемпионом, то результатом упражнений будет ни с чем не сравнимое ощущение владения собственным телом.
Занятия спортивной акробатикой, как и занятия любым видом спорта и физической культуры, должны проводиться систематически и методически. Только такие занятия могут дать положительные результаты. Урок - эта общепринятая и наилучшая форма проведения занятий - должен строиться и проводиться по определенному плану.
На занятиях тренер-преподаватель должен строить свой урок, учитывая общую цель занятий. Урок, конечно, не может быть стандартным, одинаковым для любого коллектива занимающихся, но схема его должна явиться общим ориентиром, допускающим частные отклонения и изменения.
Например, в коллективе самодеятельности тренер преследует цель обучить занимающихся элементарным акробатическим упражнениям. По освоении их он подготавливает «номер», составляя его на основе этих упражнений. Это одно. В спортивной школе тренер-преподаватель ставит своей целью воспитать из занимающихся настоящих мастеров этого вида спорта, которые в дальнейшем будут участвовать на различного рода соревнованиях. Это другое.
Но основная задача тренера - воспитать здорового, сильного, ловкого, волевого, закаленного человека. Сама техника акробатики невозможна без освоения и развития в себе этих качеств.
При занятиях спортивной акробатикой тренер-преподаватель обязан требовать от учеников строжайшей дисциплины. Невнимательное отношение к занятиям может привести к ушибам и травмам. Преподаватель должен внимательно следить за исполнением упражнений и сразу же устранять каждую, даже незначительную ошибку. Не замеченную и не устраненную вовремя ошибку в дальнейшем исправить намного труднее. Преподаватель должен развить в ученике смелость и настойчивость.
Количество занимающихся в группе спортсменов различно. Оно зависит от этапа подготовки. Акробатические элементы приходится неоднократно повторять с каждым воспитанником, что занимает много времени. В чрезмерно большой группе медленнее усваиваются упражнения, и ученики теряют интерес к занятиям. Поэтому чем выше класс спортсменов, тем меньше их количество в группе, поскольку они требуют повышенного внимания со стороны тренера.
ПЛАН-КОНСПЕКТ ПРОГРАММЫ ТРЕНИРОВКИ
Общее построение, отмечаю присутствующих в журнале учета, инструктаж по технике безопасности;
Общая беговая разминка (цель: разогрев и приведение в рабочий тонус большинства групп мышц).
Бег по залу (5 кругов);
Идем на носках, руками тянемся наверх (вытягиваем позвоночник);
Идем с пятки на носок, делая пружинящие движения, руками тянемся наверх;
- Прыжки на двух ногах;
- Прыжки на правой (левой) ноге;
- Приставные подскоки (правым (левым) плечом);
- Прыжки в группировке (ноги максимально подтягиваем к животу);
- Прыжки в группировке спиной вперед;
- Подскоки с ноги на ногу (руками делаем вращательные движения назад);
- Полный присед, руки за головой, спина прямая – «гусиный шаг» (идем, далее прыжки);
- Время беговой разминки: 7-10 минут. Пульс (норма): до беговой разминки 60-70 ударов/мин., после 110-130 ударов/мин.
Общая разминка (на месте). Цель: более тщательная разминка и разогрев всех групп мышц, подготовка спортсмена к выполнению акробатических элементов, связанных с гибкостью, растяжкой, равновесием. Во время основной разминки придерживаемся принципа «сверху вниз», т.е. начало разминаем шею, потом руки, затем туловище и т.д.). Это необходимо начинающим спортсменам для лучшего запоминания разминки, для последовательной проработки основных групп мышц, ведь хорошая разминка позволяет свести к минимуму получение микротравм при выполнении акробатических элементов.
Разминаем шею;
Разминаем руки: плечевой пояс, локти, кисти;
Прыжки наверх, пируэты (влево, вправо)
Разминаем туловище;
Махи ногами на месте
Разминаем колени (вращения, приседания);
Разминаем стопы (стоя на ногах);
Разминаем стопы (сидя);
Общая разминка длится (5-7 мин).
Выполнение индивидуальной работы (баланс)
Характерные индивидуальные элементы (см. табл. 1):
Таблица 1
Индивидуальные элементы со статическим удержанием должны выполняться без поддержки. Такие элементы должны быть выдержаны 2 секунды (требование к выступающим на соревнованиях) и от 3 до 5 секунд и более в тренировочном процессе.
Контроль за выполнением задания осуществляет тренер-преподаватель. В процессе выполнения элементов выявляются и затем устраняются ошибки.
Разучивание новых элементов осуществляется только под контролем (или страховкой) тренера-преподавателя.
Прыжки на акробатической дорожке включают в себя кувырки и их разновидности (вперед, назад, углом, через стойку на руках, углом и т.д.), колесо, перевороты, подъем разгибом, полет-кувырок, переднее сальто в группировке, рондат, фляг и т.д. Спортсмены каждой учебно-тренировочной группы выполняют акробатические элементы, соответствующие их уровню подготовки.
В конце тренировки выполняется ОФП (отжимания от пола, упражнения на пресс (спину), подтягивания, приседания, комплексные упражнения (например, связка «бег-отжимания» или «пресс-спина-отжимания»). Крайне важно включать в программу ОФП акробатические элементы, такие как, стойка на руках у стенки (например, 5 подходов по 10 сек., потом время и количество подходов можно постепенно увеличивать), спичаги в стойку на руках (вначале делаются у стенки, потом без неё), из положения «упор сидя» выход в стойку на руках (вначале делаются у стенки, потом без неё) и т.д.
В конце тренировки проводится общая оценка всей тренировки (тренер-преподаватель выявляет положительные (отрицательные) стороны, делает замечания и дает свои рекомендации по устранению ошибок).
Список литературы
- С.В. Кожевников. Акробатика. – М.: Искусство, 1984
- Свод правил по спортивной акробатике 2009-2012 гг. | 2 | 3 | 4 | 5 | 6
- Гавердовский Ю.К. Техника гимнастических упражнений. – М.: Терра-Спорт, 2002.
- Коркин В.П. Акробатика для спортсменов. – М.: Физкультура и спорт 1974.
- Коркин В.П. Акробатика. – М.: Физкультура и спорт 1983.
- Спортивная акробатика: Учебник для институтов физкультуры / Под ред. В.П. Коркина – М.: Физкультура и спорт, 1981
- Соколов Е.Г. Акробатическая подготовка студентов. – М.: Физкультура и спорт, 1988.
- Озолин Н.Г. Молодому коллеге. - М.: Физкультура и спорт, 1988.
- Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств // Теория и практика физической культуры. - 1996.
- Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1970.
Конспект урока по физической культуре
для учащихся 5-х классов.
Тема урока : Акробатика. «Комбинация из изученных ранее акробатических упражнений
(кувырок вперед, серия кувырков вперед)».
Основные задачи:
Закрепить навыки в технике кувырка вперед, серии кувырков вперед и совершенствовать учащихся в технике их выполнения.
Способствовать развитию гибкости, силовых качеств и координационных способностей, применительно к акробатическим упражнениям.
Способствовать воспитанию сознательной дисциплинированности и настойчивости в достижении цели.
Содействовать формированию знаний о технике кувырков вперед, расширить знания учащихся о значении акробатических упражнений для развития гибкости.
Место проведения : спортивный зал МБОУ СОШ №14.
Время проведения : 10.00 – 10.40
Инвентарь и оборудование:
1.гимнастические маты (поролоновые)
2.гимнастическая стенка.
Конспект урока составил : Демин Анатолий Николаевич
Части занятия, продолжительность | Частные задачи | дозировка | Методические Указания. |
|
Вводно – подготовительная часть. - 12-14 минут | Организовать учащихся к началу урока | 1 .Построение в одну шеренгу. Рапорт. Приветствие. | До начала урока подготовить инвентарь, проверить готовность учащихся: наличие спортивной формы; выявление больных и освобожденных. |
|
Настроить учащихся на активную работу и на достижение конкретных результатов. | 2 . Сообщение задач урока. | Лопатки сведены, акцентировать внимание на сохранение правильной осанки при всех видах передвижений, выполнение строевых упражнений, в исходных и конечных положениях, в ОРУ. Напомнить правила техники безопасности. |
||
Организовать учащихся для выполнения упражнений в ходьбе и беге. | 3. Перестроение в 1-ну колонну, поворотом на месте, ходьба в обход по залу с размыканием на дистанцию в два шага. | Выполнять перестроение: «Направо!», передвижение: «В обход по залу «Налево!» по команде и под счет учителя. |
||
Подготовить организм к нагрузке, содействовать «общему» разогреванию | 4. Бег в медленном темпе, в чередовании с ходьбой на носках и пятках, ходьба в полу и полном приседе в сочетании с различным положением рук. | каждым из способов передвижений | Обратить внимание на сохранение дистанции. Следить за осанкой. Дыхание не задерживать. По сигналу учителя выполнять смену способов передвижений. |
|
Организовать учащихся к выполнению ОРУ. | 5. Ходьба в заданном темпе, перестроение из одной колонны в три одновременным поворотом налево в движении. | Перестроения выполнять по команде учителя и под счет. Ориентировать учеников на сохранение заданной дистанции и интервала в два шага. |
1. Рапорт. Приветствие. Чёткая постановка задач занятия.
2. Группа равняйсь! Смирно! Направо! За направляющим, в обход налево, шагом марш! Дистанция 2 шага.
3. Руки вверх ставь! На носках марш!
Без задания.
4. Руки на пояс ставь! На пятках марш!
Без задания.
5. Спортивной ходьбой марш!
6. Бегом марш!
Дистанция 2 беговых шага.
7. С высоким подниманием бедра марш!
Без задания.
8. С захлёстыванием голени марш!
Без задания.
9. Шаг галопа правым (левым) боком марш!
Без задания.
10. Правым (левым) боком скрестным шагом марш!
Без задания.
11. Прыжками в шаге марш!
Без задания.
12. С высоким подниманием бедра правым (левым) боком марш!
Без задания.
13. С взмахами прямых рук вперёд (назад) марш!
Без задания.
14. С взмахами прямых ног вперёд (назад, в стороны) марш!
Без задания.
15. Спиной вперёд марш!
Без задания.
16. С ускорением марш!
Без задания.
17. Спортивной ходьбой марш!
18. Шагом марш!
Восстанавливаем дыхание.
Дистанция 2 шага.
19. Налево в колонну по 3 марш!
Интервал-дистанция в колоннах и шеренгах 3 шага.
20. Группа, на месте стой! Раз! Два!
21. Пол оборота направо! Раз! Два!
1. И.п. – средняя стойка, ноги врозь, стоя лицом друг к другу, руки на плечах у партнёра. На счёт 1,2,3 – наклон вперёд. На счёт 4 – и.п.
2. И.п. – средняя стойка, ноги врозь, стоя спиной друг к другу, взявшись за руки через стороны.
На 1,2 – первый партнёр сводит руки вперёд, второй отводит руки назад. На 3,4 – второй сводит руки вперёд, а первый отводит назад.
3. И.п. – первый партнёр, средняя стойка, ноги врозь, правая рука на поясе, левая вверху. Второй партнёр – правой рукой поддерживает партнёра за лопатку, левой рукой держит левую руку партнёра. На счёт 1,2,3 – второй подтягивает руку партнёра на себя. На счёт 4 – смена рук.
4. И.п. – средняя стойка, ноги врозь, стоя спиной друг к другу, взявшись за руки вверху. На счёт 1 – выпад левой ноги вперёд, на счёт 2 – и.п. На счёт 3 – выпад правой ноги вперёд, на счёт 4 – и.п.
5. И.п. – средняя стойка, ноги врозь, стоя спиной друг к другу, взявшись за руки через стороны. На счёт 1 – выпад в левую сторону, на счёт 2-3 – пружинистые движения, на счёт 4 – и.п.
6. И.п. – первый партнёр – сед, ноги врозь, второй придерживает его за лопатки. На счёт 1 – первый начинает выполнять наклон к левой ноге, второй его подталкивает. На счёт 2 – наклон вперёд, на счёт 3 – наклон к правой ноге, на 4 – и.п.
7. И.п. – первый партнёр принимает положение барьерного шага, второй – придерживает первого за лопатки. На счёт 1,2,3 – первый выполняет наклон вперёд, второй его подталкивает. На 4 – и.п.
8. И.п. – основная стойка, стоя лицом друг к другу, руки на плечах партнёра. На счёт 1,2,3 – прыжок, на счёт 4 – прыжок с поворотом на 360 градусов.
1) Совершенствовать технику мост из положения лёжа на спине.
Ноги согнуты и разведены на ширину плеч, руки поставлены ладонями на пол у плеч. Из этого положения, разгибая руки и ноги и наклоняя голову назад, нужно прогнуться и зафиксировать мост.
2) Совершенствовать технику2 – 3 кувырка вперёд слитно.
Выполняется так же, как кувырок вперёд, только слитно.
3) Совершенствовать технику стойка на лопатках прогнувшись.
1. Осваивается постепенное и медленное разгибание ног в вертикальное положение, причём вначале ученики разгибают только одну ногу, а затем обе.
2. Стойка выполняется с прямыми ногами из седа и, наконец, из основной стойки перекатом назад с прямыми ногами, опора руками вначале о пол, затем под спину.
Игра «Угадай имя по звуку».
Водящий с завязанными глазами находится в центре, остальные игроки движутся по кругу. Водящего поворачивают вокруг своей оси несколько раз, после чего он указывает палкой на кого-либо и говорит: «Подай голос, я угадаю твоё имя». В этот момент все останавливаются, а игрок, на которого пал выбор, подаёт голос, изменяя его. Если водящий узнал избранника, они меняются местами, если не узнал, то несёт «наказание» (поёт, танцует, читает стихи и т.п.).
Подведение итогов занятия.
Объявление оценок.
Домашнее задание.