Подводный дрон. Подводный дрон для любителей нестандартной рыбалки. В США задумались о высокоточном оружии России

Дронами называют беспилотные устройства, управляемые дистанционно – это может быть летающий, плавающий или любой другой робот, контролируемый на расстоянии. Так например, подобные машины широко применяются гражданскими и военными саперами. Подводные же дроны в основном используются ученными и спасателями для изучения морских глубин.

Обычный человек тоже может обзавестись схожей «игрушкой» – самым распространённым товаром, обильно присутствующим на рынке, можно назвать разного рода мультикоптеры. Как правило, изделия снабжаются видеокамерами или другими сенсорами, помогающими контролировать выполняемые задачи.

Виды дронов

Подводные дроны не так распространены, как воздушные или наземные, однако, на момент 2015 года, технология активно развивается частными и военными компаниями, так-как в отличие от слабого и живого человека, механизм способен переносить более тяжелые нагрузки, а при поломке, его всегда можно отремонтировать, данную отрасль можно считать очень перспективной. Разумеется, современные модели далеки от совершенства, а их стоимость баснословно велика, впрочем, как и у любой новинки, появляющейся на рынке. Однако, уже сейчас есть достаточно эффективные изделия, позволяющие выполнять ряд сложных задач.

Все дистанционно управляемые подводные модели техники можно разделить на 3 большие категории:

  • военные дроны — служат для обезвреживания морских мин, патрулирования территории стоянки военных кораблей, для следовательских и спасательных целей при затоплении кораблей и иных объектов, представляющих ценность для военных
  • исследовательские — применяются научными экспедициями для исследования морских глубин, пещер, и иных геологических подводных образований, так же применяется для взятия образцов грунта и наблюдение за подводной биосферой.
  • промышленные данный вид дронов используется в основном для обслуживания подводных элементов сооружений и коммуникаций.

Гражданский подводный дрон Trident

На данный момент, компания OpenROV активно продвигает свой вариант подводного дрона – именно его стоит выделить, как наиболее продвинутое изделие, доступное обычным людям. Устройство получило гордое название «Trident» (Трезубец). Трезубец считается самым быстрым роботом, он развивает скорость, сравнимую со скоростью 8 кратного олимпийского чемпиона по плаванию, Майкла Фелпса – да, именно такие характеристики привели сами разработчики устройства.

Еще одна отличительная черта модели – это высокая маневренность, позволяющая останавливать и разворачивать ее в считаные секунды. Подобные качества могут пригодиться в экстремальных ситуациях, например, при необходимости быстро обнаружить утонувшего человека или увернуться от столкновения. Дэвид Ланг и Эрик Стэкпол, изобрётшие предмет обсуждения, проводили успешный эксперимент по подключению контроллера от игровой приставки PlayStation 4, выводя потоковое видео на монитор и ВР очки от Google.

Что касается глубины погружения, то она превышает стометровую отметку, допустимую для обычного человека. Создатели уже провели исследования нескольких глубоководных областей, в частности, проект родился, как желание двух друзей проверить правдивость древней легенды, которая гласила, что в 1800 году, в Калифорнии, группа коренных американцев спрятала энное количество золота на большой глубине. Данное событие получило резонанс в СМИ, и было освящено в USA Today.

На сегодняшний день, есть беспроводные и проводные варианты. Одна из отличительных черт проекта – это отрытый исходный код. По сути, любой инженер может использовать чертежи, находящиеся на сайте, чтобы собрать себе свой собственный Трезубец, из-за чего, развитие технологии стало трудно отслеживаемым процессом, так-как неизвестно, какое количество модификаций существует в мире. Для остальных, продукт продается здесь же, по цене в 849$.

Практическое применение подводных дронов

На вооружении армии США уже давно используются разного рода беспилотные машины. Как правило, подводные варианты призваны проводить разведку местности, обнаруживать вражеские подводные лодки, либо работать с минами. Однако, в гражданской среде, устройства имеют куда больший потенциал для применения. Роботы в значительной степени способны облегчить научно-исследовательские проекты, связанные с изучением труднодоступных областей океана, небольших пещер, в которые человеку попросту не пройти. Десятки исследователей применили на практике изделие от OpenROV – на официальном сайте компании даже имеется раздел, посвященный проведенным работам, с отметками областей на карте.

Еще одна перспективная отрасль – это обучение. В одном из интервью, Дэвид Ланг, основатель компании OpenROV, заявил, что с нетерпением ждет день, когда любой школьник сможет посмотреть на содержимое океана не выходя из классной комнаты. Естествознание, биология, история – это лишь малая часть наук, в которые внесут вклад подобные технологии.

Ремонт и обслуживание техники, находящейся под глубинами. Как правило, это кабели и транспортные трубы. Добраться до них довольно сложно и дорого. В экстремальных ситуациях, использование управляемого робота – это идеальный вариант для выявления неполадок и повреждений.

Подводные дроны в военной промышленности

В 2014 году, ВМС США провели более 20 тестирований беспилотных боевых субмарин. По заявлениям министерства обороны, практически все испытания были провалены по вине несовершенства изделий, произведенных компанией Lockheed Martin, являющейся одним из крупнейших американских подрядчиков. Основная задача трутней была в безопасном подрыве мин, однако, в процессе испытаний постоянно встречались неполадки в системе дистанционного управления. В тоже время, как заявил Джо Догерти, являющийся пресс-секретарем Lockheed, на данный момент их систему можно считать самой совершенной в мире, вдобавок отметил, что при тестировании дронов, представители ВМС превышали допустимые ограничения для устройства.

Правительство США собиралось выделить 864 млн. долларов на закупку подводных беспилотных боевых машин, но череда неудач, тянущаяся с 2010 года ставит под вопрос дальнейшее финансирование программы и существование дронов в том виде, в коем они есть сейчас.

Промышленные подводные роботы

Прокладка оптоволоконных сетей на дне океана, по которым проходит 90% интернет-траффика в мире, осуществляется с помощью специальных механизмов. По сути, это автономные роботы, выполняющие заранее заложенные в них задачи. Частично, они контролируются операторами с кораблей, однако, большая часть работы делается по программе, вложенной заранее. Подобные устройства нельзя назвать полноценными беспилотниками, так-как по сути, это просто машина, вроде тех, что занимаются сборкой автомобилей или телевизоров на заводах. Взглянув под другим углом, их можно смело назвать отцами современных подводных дронов, этакими родоначальниками движения, вдохновителями.

Такие машины оснащены которые имеют 6 степеней свободы и заканчиваются либо захватами, либо насадкой для конкретной операции, такой как сварочный электрод или отрезные ножницы. Самый пожалуй знаменитый и успешно используемый робот — это робот sawfish (рыба пила). Задача робота срубать деревья, которые были когда то затоплены. Срезает он их цепной пилой (длина ее 1,5 метра) Перед тем как срезать, робот вкручивает в ствол дерева на расстоянии 15см от среза воздушный баллон, который и выносит дерево на поверхность. Управляемый аппарат оператором через кабель с поверхности водоема, через кабель (длиной 200 метров) же поступает питание для всех систем.

Проблемы и недостатки подводных дронов

По заявлению профессора George A. Bekey, специализирующегося в компьютерных науках, электротехнике и биомедицинской инженерии, в отличии от наземных и воздушных беспилотников, у их подводных собратьев огромные проблемы с обеспечением стабильной связи. Это связано с присутствием воды вокруг устройства, сильно искажающей сигнал. Вдобавок, на момент 2012 года, у ВМС США не было приемлемого источника питания, способного эффективно работать на протяжении длительного времени. Именно в 2012 году, военно-морской флот делает упор на разработку техники, способной выполнять более одной задачи за раз, но как уже было написано выше, проекты сталкиваются все с теми же, навигационными проблемами.

Выводы

Глядя на современные достижения в роботостроении, становиться понятно, что подводные дроны далеки от своих наземных и воздушных собратьев. В тоже время, можно с уверенностью сказать, что при нынешней скорости развития технологий, человечество ждет множество достижений в данной области. На пути к совершенству и эффективности всегда возникает много сложностей, но обернувшись на историю, становиться ясно, что непреодолимых преград нет, и всегда находятся люди, способные сломать стереотипы и сделать верный шаг по направлению к успеху.

Каковы будут возможности беспилотных машин через 10 лет? Уже сейчас активно разрабатываются способы использования дронов для ремонта техники и добычи ценных ресурсов, и хоть пока без человека не обойтись, возможно, нашим потомкам не придется рисковать собственной жизнью, работая в опасных условиях.

Еще в 2015 году курирование подводных беспилотных систем было закреплено за помощником заместителя министра военно-морских сил США. В октябре 2016 года американский флот участвовал в международных учениях Unmanned Warrior у берегов Шотландии. Во время маневров автономные подводные лодки работали во взаимодействии с беспилотниками в воздухе, обмениваясь разведданными, а затем транслируя их соединениям сухопутных войск, рассказывает The Washington Post.

«Департамент военно-морских исследований США (Office of Naval Research, ONR), который занимается разработкой передовых технологий в сфере беспилотных подводных аппаратов, планирует размещение «магистральной сети Эйзенхауэра» на морском дне во всех районах Мирового океана», — рассказывал руководитель этого ведомства контр-адмирал Матиас Винтер на конференции, организованной .

По словам адмирала, конечной целью должно «быть крупномасштабное развертывание беспилотных подводных аппаратов».

«Мы хотим, чтобы подобные аппараты выходили в море на задание один раз и затем действовали в глубинах морей в течение десятилетий», — добавил Матиас Винтер.

Пока этот масштабный проект «Сети Эйзенхауэра» находится на стадии обсуждаемой концепции. В ВМС США предлагают создать в исторически обозримый срок на дне морей и океанов систему подводных станций технического обслуживания. Для нее уже есть и официальное название: система передового базирования для перезарядки, связи и обслуживания подводных беспилотных аппаратов.

«Это будут точки, где можно будет получить топливо для беспилотных подводных механизмов или зарядить аппараты, получить или передать необходимую информацию, а также хранить данные», — объяснил журналистам руководитель отдела департамента военно-морских исследований Франк Херр.

Уже сейчас Пентагон испытывает подводные аппараты, которые могут за один выход в море действовать в течение многих недель или даже месяцев.

По его мнению,

пока Россия и Китай вкладывают огромные средства в масштабное строительство подводных лодок самых разных классов, Пентагон стремится захватить лидерство в беспилотных подводных технологиях.

«Пентагон осознает, что Соединенным Штатам в силу своего геостратегического положения просто жизненно необходимо вести подводную войну и осуществлять противолодочную оборону намного лучше, чем это делает какая-либо другая страна мира», — констатировал в беседе с The Washington Post научный сотрудник Центра стратегических и бюджетных оценок Брайан Кларк.

По словам Кларка, конечная цель состоит в том, чтобы ВМС США имели беспилотные подводные аппараты (UUV, unmanned underwater vehicles), развертываемые при помощи обычных (обитаемых) подводных лодок, а в перспективе — с больших автономных подводных лодок. Кларк сравнил подобное развертывание подводных дронов с ситуацией, когда реактивные истребители взлетают с авианосцев.

Китай и другие страны разместили на дне морей гидроакустические противолодочные системы, предназначенные для обнаружения и опознавания подводных лодок.

Однако подобные системы, по мнению Кларка, способны обнаруживать большие обитаемые субмарины, но против сравнительно небольших необитаемых подводных аппаратов они малоэффективны.

«Тенденция к роботизации всех видов вооруженных сил и родов войск будет только нарастать, причем с ускорением. Вывод человека с поля боя — это фундаментальный тренд, и необходимо прилагать все усилия для того, чтобы Российская армия не пропустила эту революцию», — констатирует Макиенко.

Россия обладает беспилотной подводной лодкой, способной нести крупнейший из существующих ядерных зарядов, утверждается в докладе Пентагона. О существовании субмарины-дрона с ядерным оружием слухи ходили уже давно, но просочившаяся в прессу информация из чернового варианта доклада Пентагона о ядерных арсеналах мира (Nuclear Posture Review) подтвердила этот факт. Доклад Пентагона предупреждает о решимости России продолжать наращивать свой ядерный потенциал на фоне его сокращения в США.

Подводный необитаемый аппарат способен нести заряд мощностью до 100 мегатонн. По данным «Ньюсуик» (), это самый мощный из ныне существующих ядерных зарядов. В черновом варианте доклада, впервые опубликованном «Хаффингтон пост» (), содержатся графические изображения средств доставки ядерных вооружений, разрабатывавшихся в США, России, Северной Корее и Китае с 2010 года.

В докладе говорится, что в то время как Россия «первоначально последовала примеру Америки» и сократила свои стратегические ядерные силы, при этом она сохранила многие из своих нестратегических ядерных вооружений, которые сейчас модернизируются. Также сообщается, что «помимо модернизации наследия ядерных систем эпохи СССР, Россия разрабатывает и разворачивает новые ядерные боеголовки и пусковые установки».

«Эти усилия включают в себя многократную модернизацию каждого элемента российской ядерной триады: стратегических бомбардировщиков, ракет морского базирования и ракет наземного базирования. Россия также разрабатывает как минимум две новые системы межконтинентальных вооружений: гиперзвуковой планирующий летательный аппарат и новую межконтинентальную ядерную автономную торпеду», — говорится в документе.

В прошлом месяце НАТО предупредила, что у нее есть «серьезная озабоченность» в отношении новой российской управляемой ракеты, которая якобы позволяет Москве в кратчайшие сроки нанести ядерный удар по Европе. По словам представителей НАТО, ее появление может нарушать Договор о ракетах средней дальности 1987 года. Москва опровергла заявления НАТО и США.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Действительно ли ядерный подводный дрон - реликт советской эпохи, как считают в Америке

Пентагон официально признал, что в России разрабатывается оружие сдерживания принципиально нового типа, которое существенно превышает возможности традиционных межконтинентальных ядерных ракет как по мощности, так и по скрытности подготовки нанесения удара. Речь идет о ядерной торпеде, имеющей дальность 10000 км и мощность заряда до 100 мегатонн.

Об этом сообщил журнал Defense News, сославшись на предварительный проект нового «Обзора ядерной политики» - документа, определяющего роль ядерного оружия в стратегии национальной безопасности США. В настоящий момент он готовится для президента Дональда Трампа. В обзоре размещена диаграмма, которая иллюстрирует разработку межконтинентальной беспилотной ядерной торпеды «Статус-6», получившей в США название Kanyon.

В реальность существования данной разработки американская разведка убедилась еще в ноябре 2016 года, когда при участии подводной лодки специального назначения Б-90 «Саров» были проведены испытания «Статуса-6».

Вполне понятно, что на эту новость бурно откликнулись американские СМИ. Подавляющее их большинство к перспективе появления в России принципиально нового ядерного оружия отнеслось более чем серьезно. И это вполне понятно и объяснимо.

Правда, прозвучали и «оптимистические» заявления. Так, старший научный сотрудник американского Центра Джеймса Мартина по нераспространению ядерного оружия Николай Соков на страницах The National Interest выразил сомнение относительно эффективности «Статуса-6», назвав его «реликтом советской эпохи».

«Эта концепция очень старая, берет свое начало с дней, когда межконтинентальные баллистические ракеты и баллистические ракеты подводных лодок были немногочисленны, ненадежны и уязвимы, - сказал Соков. - В наши дни трудно увидеть большую ценность в 100-мегатонном медленном транспортном средстве».

С этим невозможно было бы не согласиться, если считать «Статус-6» торпедой. Да, действительно, если запустить ее в час «Ч», то к берегам Америки она придет, когда все уже будет закончено. Однако функционально это оружие является миной.

«Статус-6» заблаговременно отправляют в автономное плавание. И он, обладая определенным искусственным интеллектом, подходит к материку на необходимое для эффективного срабатывания расстояние. После чего переходит в режим ожидания, который может продолжаться сколько угодно долго. В час «Ч» «Статус-6» сработает практически мгновенно - с задержкой на прохождение радиосигнала от Европы до Америки.

Об этом оружии стало известно в ноябре 2015 года, когда во время совещания в Сочи по вопросам развития оборонной промышленности, которое проводил президент Владимир Путин, два федеральных телеканала как бы по ошибке показали слайд с грифом «Совершенно секретно». В нем содержалась концепция океанской многоцелевой ударной системы «Статус-6». «Засветили» и разработчика - ЦКБ «Рубин», и назначение разрабатываемой системы. Назначение таково: «поражение важных объектов экономики противника в районе побережья и нанесение гарантированного неприемлемого ущерба территории страны путем создания зон обширного радиоактивного заражения, непригодных для осуществления в этих зонах военной, хозяйственно-экономической и иной деятельности в течение длительного времени».

Надо сказать, что Николай Соков, заявивший о «древности» концепции «Статуса-6», совершенно прав. В начале 60-х годов в Советском Союзе разрабатывалась торпеда Т-15, которая имела такое же назначение. Разместить в корпусе, имевшем длину 24 метра, 100-мегатонный боезаряд не составляло большого труда. Куда сложнее было добиться большой дальности хода, поскольку в то время не существовало компактных ядерных реакторов для силовой установки. А двигатели на других источниках энергии могли обеспечить торпеде с массой в 40 тонн хода не более, чем на 50 километров.

Через полвека проблема с компактным реактором была решена, в связи с чем российские конструкторы вспомнили о «древней» концепции. При этом значительный технологический прорыв произошел не только в атомной энергетике, но и в электронных компонентах, и в системах управления, и в материалах. «Статус-6» - это уже совсем иная разработка, общего у него с Т-15 лишь концепция да мощность ядерного заряда.

О «Статусе-6» известно достаточно много, чтобы оценить его реальные возможности сдерживать попытку использования против России оружия массового поражения. Его вероятные характеристики стали результатом расшифровки слайда Минобороны, попавшего на телеэкраны. Эксперты, как отечественные, так и зарубежные, провели анализ данного оружия, учитывающий научно-технический и технологический потенциал оборонно-промышленного комплекса России.

Большинство экспертов сошлось во мнении относительно того, что реактор может иметь мощность 8 МВт. Он имеет жидкометаллический теплоноситель, благодаря чему удается существенно снизить шумы, то есть повысить скрытность торпеды. Сочетание столь мощной силовой системы с водометным движителем позволяет развивать скорость в диапазоне от 100 км/ч до 185 км/ч.

При анализе прочности корпуса торпеды было установлено, что ее рабочая глубина может достигать 1000 метров. И это еще больше увеличивает ее скрытность, поскольку подводные лодки НАТО работают на глубине в 200−300 метров. Ее крайне сложно обнаружить даже на максимальном ходу. Однако скорость «Статуса-6» может варьироваться в зависимости от ситуации. Поскольку, как сказано выше, автономное выполнение боевой задачи возложено на компьютерную систему, делающую торпеду подводным роботом, то «умная электроника» принимает оптимальные решения относительно того, как преодолевать зоны противолодочной обороны. И в частности глобальную систему SOSUS, которая контролирует побережье США. «Статус-6» гораздо труднее обнаружить, чем самую малошумную в мире подводную лодку «Варшавянка». Согласно проведенным расчетам, при скорости перспективной торпеды в 50 км/ч ее невозможно «разглядеть» на расстоянии менее 3 километров.

Вполне понятно, что для того, чтобы совершать пространственные и скоростные маневры при преодолении зон противолодочной обороны, «Статус-6» должен обладать «органами чувств», то есть эффективным сонаром.

Однако даже в случае обнаружения и торпедной атаки на «Статус-6» его перехват практически невозможен. Самая быстроходная торпеда США Mark 54 имеет скорость 74 км/ч, то есть по минимальным прикидкам меньше на 26 км/ч. Самая глубоководная европейская торпеда с грозным именем MU90 Hard Kill, пущенная вдогон, на максимальной скорости в 90 км/ч способна пройти не более 10 км.

Вполне понятно, что оружие сдерживания в случае его применения должно причинять максимальный вред противнику, решившемуся перевести конфликт в ядерную фазу. Исходя из этих соображений, боезаряд «Статуса-6» должен иметь кобальтовую секцию, что должно приводить к максимальному радиоактивному загрязнению громадных территорий. Подсчитано, что при использовании боеголовки такой мощности, как у перспективной российской торпеды, и с такими особенностями, при скорости ветра в 25 км/ч долговременному заражению будет подвержен прямоугольник размерами 1700×300 км.

В заключение необходимо сказать, что беспилотный подводный робот является многоцелевым оружием. Он может использоваться и для решения других задач. Например, с неядерной боеголовкой он способен уничтожать крупнейшие корабли противника, к которым в первую очередь относятся авианосцы. Или проводить разведывательные операции и возвращаться на базовую подводную лодку с собранной информацией. При его участии также можно нарушать военно-морские коммуникации противника.



Оцените новость
Новости партнеров:

Судостроительная компания Huntington Ingalls и аэрокосмический гигант Boeing объявили о том, что объединяют свои усилия по созданию подводного дрона Echo Voyager. Цель – как можно быстрее наладить поставки подводных беспилотных систем военно-морским силам США.

Работа над пятидесятитонным Echo Voyager ведется с 2014 года в сотрудничестве с DARPA, а на днях стало известно, что Boeing приступила к испытаниям этого дрона уже не в тестовом бассейне, а в открытом океане. Echo Voyager - это пока самый большой разрабатываемый подводный дрон и относится к классу XLUUV (extra large unmanned undersea vehicle). Пока идут краткосрочные погружения на небольшие глубины, но планируется на следующем этапе отправить дрон на большую глубину на длительный срок. По словам создателей, он сможет находиться месяцами в автономном плавании, самостоятельно возвращаться на базу, всплывать на поверхность и передавать информацию. Сам дрон состоит из модулей, что позволяет снаряжать его под разные задачи определенной начинкой.

Подводные дроны рассматриваются как одно из приоритетных направлений развития военно-морских сил. Потенциальные противники США, то есть Китай и Россия, совершенствуют свои вооруженные силы и американское господство на поверхности воды становится не столь очевидным и гарантированным.

Другая проблема - это все более совершенные системы слежения за крупными подводными лодками. Американцы предполагают, что тот же Китай строит так называемую «великую подводную стену» - систему датчиков, которые в режиме реального времени отслеживают подводные и надводные цели.

Третий фактор - это цена содержания крупных подводных лодок с многочисленным экипажем на борту. Автономные дроны, дешевые и без людей, выглядят привлекательной заменой уже в ближайшем будущем.

Поэтому в Пентагоне возникла идея - уйти под воду и воспользоваться технологическим преимуществом там, создавая небольшие и менее шумные чем подводные лодки дроны. В идеале рассматривается создание «материнских» подводных дронов, которые бы несли под водой целые рои более мелких беспилотников самого разного назначения.

В прошлом году контр-адмирал Матиас Винтер (Mathias Winter) заявил: «Департамент военно-морских исследований США (Office of Naval Research, ONR), который занимается разработкой передовых технологий в сфере беспилотных подводных аппаратов, планирует размещение «магистральной сети Эйзенхауэра» на морском дне во всех районах Мирового океана... Мы хотим, чтобы беспилотники выходили в море на задание один раз и затем действовали в глубинах морей в течение десятилетий».

Речь идет о создании подводных баз или технических станций, где подводные дроны могли бы самостоятельно заряжаться или проходить техобслуживание, передавать и хранить собранную информацию.

По данным The Washington Post, в Пентагоне планировали выделить около 3 млрд долларов на разработку подводных беспилотников на ближайшие несколько лет.

Помимо Boeing над подводными дронами работает и General Dynamics, которая в прошлом году приобрела компанию робототехническую компанию Bluefin Robotics. Дрон Bluefin-21 от этого разработчика может запускать свои подводные микро-дроны Sand Sharks и даже через трубу «выстреливать» небольшой летательный дрон для съемки с воздуха и передачи информации.

Lockheed Martin также смогла запустить летательный дрон со своего подводного беспилотника, хотя для этого подводному дрону пришлось всплыть на поверхность. В планах почти всех занимающихся этой темой компаний - создание роя надводных, подводных, летательных беспилотников, которые могут работать в связке друг с другом.

К 2020 году в планах у Пентагона появление и первой подводной группировки беспилотников. В DARPA задумываются о создании под водой хранилищ «спящих» дронов, которые могут находиться на дне годами и активироваться в случае начала военных действий.

Есть и еще один проект - создание подводного аналога системы GPS, чтобы подводные дроны могли ориентироваться в глубинах мирового океана и при этом не всплывать на поверхность. Над акустической системой такого рода работают такие компании и организации как DARPA, BAE Systems, Raytheon BBN и Draper Laboratory. Параллельно в DARPA изучают возможность установки на подводные дроны съемных небольших антенн для передачи электромагнитных сигналов в водной среде. Испытания новых антенн начнутся этим летом.

Если пока подводные дроны используются в основном для пассивного для сбора информации, то в будущем на них будут возлагаться транспортно-логистические функции, а позже - и ударные.

Даже в ООН уже озаботились развитием морских беспилотных систем. Отмечается, что так как под водой связь с беспилотниками является одной из главных проблем, то подводные системы становятся все более и более автономными, и недалек тот день, когда они будут выполнять не только разведывательные или логистические функции, но и применять оружие. Именно в море, по мнению докладчиков ООН, можно ожидать первое появление автономных «роботов-убийц», так как операции под водой не привлекают столько внимания общественности, СМИ и правозащитников, как удары беспилотных систем с воздуха.

Илья Плеханов



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: