Поклонялись а затем забыли. Прохождение Истины Assassin's Creed II

Его народ, обещая, что в противном случае Бог накажет Египет. Фараон не послушался, и на Египет были обрушены 10 бедствий, причём каждый раз после нового отказа фараона отпустить евреев следовало очередное бедствие:

  1. Наказание кровью
  2. Казнь лягушками
  3. Нашествие кровососущих насекомых (мошки, пухоеды, вши, клопы)
  4. Наказание пёсьими мухами
  5. Мор скота
  6. Язвы и нарывы
  7. Гром, молнии и огненный град
  8. Нашествие саранчи
  9. Необычная темнота (тьма египетская)
  10. Смерть первенцев

Наказание кровью

«И поднял жезл и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской».
- Исх.7:20,21

Вся вода в Ниле, других водоемах и емкостях превратилась в кровь, но оставалась прозрачной для иудеев (и даже та, которая была у иудеев, превращалась в кровь, если египтяне пытались ее отобрать). Пить египтяне могли только ту воду, за которую они платили деньги евреям.

Джеймс Тиссо (1836–1902) , Public Domain

Тогда, согласно преданию, колдуны фараона купили у евреев воду и стали колдовать над ней, им удалось-таки превратить ее в кровь, и фараон решил, что наказание кровью - не наказание Господне, а всего лишь колдовство, и не отпустил евреев.

Казнь лягушками

«И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: простри руку твою с жезлом твоим на реки, на потоки и на озера и выведи жаб на землю Египетскую. Аарон простер руку свою на воды Египетские; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую».
-Исх.8:5,6

Как было обещано фараону: «они выйдут и войдут в дом твой, и в спальню твою, и на постель твою, и в домы рабов твоих и народа твоего, и в печи твои, и в квашни твои» (Исх.8:3). Жабы наполнили всю землю египетскую.


Вторая казнь Египетская — жабы. Иллюстрация из иллюстрированной библейской энциклопедии архимандрита Никифора (1891 год) Г.Н. Петров , Public Domain

Египетские колдуны снова принялись колдовать, и им удалось сделать так, что лягушек стало еще больше, однако они сказали фараону, что не знают такого колдовства, которое позволило бы убрать лягушек. Тогда фараон сказал Моисею, что поверит, что Египет наказал Бог, и отпустит его народ, если Бог уберет всех лягушек. После исчезновения лягушек фараон решил отказаться от своего обещания.

Нашествие мошек

В качестве третьего наказания на Египет обрушилось полчище мошек, которые нападали на египтян, облепляли их, лезли в глаза, нос, уши.

«…Аарон простер руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской. Старались также и волхвы чарами своими произвести мошек, но не могли. И были мошки на людях и на скоте. И сказали волхвы фараону: это перст Божий. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил Господь».
-Исх.8:17-19

На этот раз колдуны не смогли помочь фараону и сказали, что не знают такого колдовства, и что, должно быть, это все и впрямь наказание Господне, и следует отпустить евреев. Однако фараон и на этот раз оказался непреклонен.

И тогда Бог обрушил на Египет четвертую казнь:

Наказание песьими мухами

«И сказал Господь Моисею: завтра встань рано и явись пред лице фараона. Вот, он пойдет к воде, и ты скажи ему: так говорит Господь: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение. а если не отпустишь народа Моего, то вот, Я пошлю на тебя и на рабов твоих, и на народ твой, и в домы твои песьих мух, и наполнятся домы Египтян песьими мухами и самая земля, на которой они живут; и отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет песьих мух, дабы ты знал, что Я Господь среди земли; Я сделаю разделение между народом Моим и между народом твоим. Завтра будет сие знамение. Так и сделал Господь: налетело множество песьих мух в дом фараонов, и в домы рабов его, и на всю землю Египетскую: погибала земля от песьих мух».
-Исх.8:20-25

Тучи этих мух покрыли людей и наполнили дома египтян. «По словам Филона, насекомое, послужившее орудием четвертой казни, совмещало свойства мух и собак, отличалось лютостью и неотвязчивостью. Издали, как стрела, неслось оно на человека или животное и, стремительно нападая, впивалось жалом в тело и как бы прилипало к нему» (Толковая Библия Лопухина). Скорее всего, под пёсьими мухами подразумеваются оводы, не дававшие покоя египтянам и стадам их животных.

Главный урок этой казни заключался в том, что Бог открыто явил фараону и всем египтянам различие между ними и иудеями. Пёсьи мухи были везде, кроме области Гесем, в которой жили евреи; они были во всех домах, кроме домов израильтян: стихи 22-23 «…отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет песьих мух, дабы ты знал, что Я Господь среди земли; Я сделаю разделение между народом Моим и между народом твоим».

Такое разделение между двумя народами и областями их обитания в Египте показало фараону, что Бог Израиля является Господом, наславшим египетские казни, и что именно Он есть Бог над Египтом, превосходя по силе и могуществу всех египетских божеств и идолов. Позвал тогда фараон к себе Моисея и вновь пообещал отпустить иудеев, а после исчезновения диких зверей, вновь нарушил свое обещание.

И постигла Египет пятая казнь:


Доре (1832–1883) , Public Domain

Мор скота

У всех египтян вымер скот, находившийся в поле, напасть не коснулась лишь евреев. И понял тогда фараон, что Бог заботится о евреях, но заупрямился и евреев все же не отпустил (Исх.9:3-7).

Язвы и нарывы

После этого Господь повелел Моисею и Аарону взять по пригоршне печной сажи и подбросить ее высоко вверх перед фараоном. Так они и сделали, и покрылись тела египтян и животных их страшными язвами и нарывами.

И испугался фараон, что всю оставшуюся жизнь будет мучиться и чесаться из-за язв и нарывов и решил отпустить-таки евреев. Но Бог укрепил сердце его и дал ему смелость поступать согласно своим убеждениям, ибо хотел, чтобы отпустил фараон евреев не из страха, но из осознания того, что ни один земной царь не может спорить с Богом. И вновь не отпустил иудеев фараон (Исх.9:8-11).

Тогда Бог поразил Египет в седьмой раз:

Гром, молнии и огненный град

Началась буря, загремел гром, засверкали молнии и на Египет обрушился огненный град.

«и Господь произвёл гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на землю Египетскую; и был град и огонь между градом, весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения ее. И побил град по всей земле Египетской все, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал»
-Исх.9:23-25

Увидели египтяне, что в каждой градине горит пламя и ужаснулись, так как поняли, что это гнев Того, Кто может менять природу вещей.


John Martin (1789–1854) , Public Domain

Повинился тогда фараон перед Моисеем и Аароном, попросил их помолиться Богу, чтобы град прекратился, обещав, что отпустит евреев. Помолился Моисей Богу, и град прекратился. Но вновь не сдержал своего обещания фараон.

И постигла Египет казнь восьмая:

Нашествие саранчи

Подул сильный ветер, а за ветром налетели на Египет полчища саранчи, сожрав всю зелень вплоть до последней травинки на земле египетской.
И вновь просил фараон Моисея вымолить пощаду у Бога, и вновь обещал отпустить евреев. Воззвал Моисей к Богу, и подул ветер в другую сторону, и унес он всю саранчу. Но вновь укрепил Бог сердце фараона, и снова тот не отпустил сынов Израилевых.
И началась девятая казнь: Исх.10, 13-15

Необычная темнота

«Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их»
-Исх.10:22-23

Темнота, павшая на Египет была необычной, она была густая и плотная, так что ее можно было даже потрогать; а свечи и факелы не могли рассеять темноту. Лишь у евреев было светло, а египтяне же вынуждены были передвигаться наощупь. Однако вскоре темнота стала сгущаться, сковывая движения египтян, и вот уже те не могли даже пошевелиться.

И позвал фараон Моисея, и сказал ему, что отпускает евреев, только скот свой те должны оставить. Однако Моисей сказал фараону, что не оставят евреи свой скот. Тогда фараон велел Моисею уйти и не приходить больше, пообещав, что если тот придет, то будет казнен. И сказал тогда Моисей, что не придет он больше, но что постигнет Египет казнь, страшнее всех предыдущих вместе взятых, ибо погибнут в Египте все сыновья первенцы.


Доре (1832–1883) , Public Domain

Казнь первенцев

И не миновала Египет обещанная Моисеем кара, и последовала в полночь повсеместная смерть первенцев.

«В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота»
-Исх.12:29

После того, как в Египте за одну ночь умерли все первенцы (за исключением еврейских), фараон сдался и разрешил евреям покинуть Египет, так начался Исход.

Фотогалерея





Полезная информация

Десять казней египетских

Историчность сюжета

Критика

В истории Египта, достаточно подробно документированной многочисленными иероглифическими текстами, не упоминаются ни «казни египетские» в той форме, как они описаны в Библии, ни какие-либо другие события, которые можно было бы с этими казнями ассоциировать. Хотя в истории Древнего Египта было много трагических событий (например, нашествие гиксосов и восстания, приводившие страну в полный хаос), ни одно из этих событий не может быть прямо сопоставлено с описанием «казней египетских».

Более того, неизвестно, при каком фараоне и даже в эпоху какой династии произошел исход евреев из Египта. Если казни египетские имели место, то по всей вероятности это событие было локальным и настолько малозначительным, что не вызвало интереса у египетского общества и не было отражено ни в каких письменных памятниках, кроме Библии.

В описании есть также неувязки: так, если пятая казнь уничтожила весь египетский скот, то неизвестно, первородье от какого скота было уничтожено в ходе десятой (Исх.11:5), а также какими животными было запряжено шестьсот колесниц, которые входили в состав армии фараона, которая начала преследовать евреев (14:7) (при море был уничтожен скот в поле, хотя «поле» может быть и страной согласно исходному тексту, в то же время в исходном тексте нет слова «весь»).

Ответ на критику

Впрочем, отсутствие письменных свидетельств о десяти казнях египетских часто объясняют тем, что, как сказано в папирусе Ипувера, все писцы Египта были убиты, а их записи развеялись по ветру. Некоторые исследователи полагают, что события казней египетских были столь свежи в памяти египтян, что те не считали нужным записывать их историю и предавать огласке унижение египетского народа и выход евреев из-под подчинения фараону.

Следует учесть и то, что Египет постоянно балансировал на грани гражданской войны с гиксосами. Как описано в Библии, после смерти фараона новый фараон заставил евреев строить новую столицу Раамсес в паре километров от столицы Аварис, издревле управляемой гиксосами. Убивший надсмотрщика Моисей, видимо, работал на этой стройке (ибо, вернувшись, он начал Исход евреев именно из Раамсеса). Учитывая, что евреев-мужчин ушло 600 тысяч - втрое больше населения Авариса того времени - можно предполагать, что это и были «азиаты», за которыми погнал войско фараон и которые описаны в папирусе Ипувера (упоминающем также «покрасневшее море», «отравленную воду» и «мор»).

Часть исследователей ссылается на папирус Ипувера, находя в нём множество совпадений с описанными в Библии событиями. На этом основании делается вывод о том, что «казни египетские» происходили, возможно, во время правления фараона Рамсеса II и его сына Мернептаха.

Научные исследования

Ведутся попытки научно обосновать 10 Казней египетских. Группа европейских учёных с директором Департамента здравоохранения Нью-Йорка (англ.)русск. эпидемиологом Джоном Марром (нем.)русск. научно обосновали и связали в логичную последовательность «10 Казней египетских», в частности:

  • Покраснение воды - это известное явление «красные приливы» - цветение водорослей Physteria, испускающих токсины и поглощающих кислород, что вызывает смерть рыбы и массовое бегство жаб. (По версии амфибиолога д-ра Ричарда Васасюка, использованное в Библии слово может означать любой вид бесхвостых земноводных, по его версии это был вид жаб «bufo»; каждая жаба мечет миллион икринок, которые перестала пожирать умершая рыба, что вызвало взрыв популяции жаб.)
  • Умирающие жабы и гниющая рыба вызывает прилёт мух - переносчиков инфекции, мушка была точно опознана по признакам как culicoides (англ.)русск.. (В древности не было классификации мух, поэтому учёные привлекли к исследованию директора Музея энтомологии Миссисипи Ричарда Брауна, Эндрю Шпильмана, и директора отдела по исследованию болезней животных Министерства сельского хозяйства США Роджера Бриза.)
  • Инфекционная мошка вызывает последующие казни - падёж скота и язвы, опознанные как признаки инфекции сап, передающейся мухами на расстояние 1,5 км.
  • Гром, молнии и огненный град - намекает на вулканическую теорию. Библия прямо описывает столб дыма и огня вдалеке, до которого Моисей вёл евреев 11 дней, падающие с неба обломки, трясущаяся под ногами гора. (Исх.9:23-25, Исх.13:21-22, Исх.19:18, Исх.24:15-16, Втор.1:33)
  • 3 дня без Солнца - это песчаная буря, продолжавшаяся не обычные 1-2 дня, а 3 дня. Причиной затяжной бури могло быть уничтожение саранчой посевов и флоры (ветра не сдерживались листвой) или возможное извержение вулкана, вызвавшего климатические аномалии и вулканическую зиму.
  • Гибель первенцев объясняется токсинами грибка Stachybotrys atra (англ.)русск., расплодившегося только в верхнем слое зерновых запасов, попавшего туда из воды или экскрементов саранчи, и ферментацией его в очень сильный яд - микотоксин. Заражение могло быть в результате соединения ряда культурных факторов: По египетской традиции первым в семье питались старшие сыновья, получая двойную порцию; так же питается и скот - к кормушке первым пробивается самое сильное старшее животное. Первенцы и отравились первыми, получив двойную порцию из верхних заражённых запасов зерна. Евреи не пострадали от этой казни, ибо селились вдали от крупных египетских городов и имели независимые пищевые запасы. К тому же они были пастухами, а не земледельцами, и значительную долю их рациона составляло не зерно как у египтян, а мясо и молоко.

Обосновывается вулканическая теория Исхода, что Казни - это явления, сопутствующие взрыву вулканов (в частности, покраснение воды).

Казни в культуре и искусстве

Музыка

  • История Исхода легла в основу первой части оратории Г. Ф. Генделя «Израиль в Египте» (Exodus).
  • Группа Metallica написала песню «Creeping Death» где прямо упоминаются некоторые из казней.
  • Группа Akroma полностью посвятила описанию десяти египетских казней альбом Seth, вышедший в 2009 году.
  • Группа из Израиля Amaseffer посвятила всему Исходу евреев альбом 2008 года Exodus - Slaves For Life
  • В песне Louis Armstrong «Go Down Moses» упоминается угроза смерти первенцев.

Кинематограф

  • Жатва - сюжет фильма построен на локальном проявлении 10 казней египетских в маленьком американском городке, всё население которого представляет собой сатанистскую секту.
  • Принц Египта - мультфильм-экранизация событий Исхода.
  • Мумия (США, 1999 год). Сюжет фильма: золотоискатели в поисках сокровищ фараона потревожили многовековой покой гробницы, и мумия встаёт из могилы, принеся с собой 10 бедствий Египта.
  • Обмани меня («Теория Лжи») 2 сезон 19 серия, упоминается о 10 египетских казнях Лайтманом, после телефонных звонков маньяка
  • Сверхъестественное (телесериал) (Supernatural) 6 сезон 3 серия, казни египетские насылались на нерадивых полицейских маленьким мальчиком, а также на посланника Рафаила Бальтазаром при помощи посоха Моисея.
  • Сотворение мира - экранизация Ветхого Завета.
  • Хэйвен (Haven) 2 сезон 1 серия, на городок обрушиваются казни египетские.
  • Десять заповедей (фильм)

В российский прокат выходт фильм "Исход: цари и боги"

В начале января 2015 г. в российский кинопрокат выходит очередной фильм-экранизация известных библейских сюжетов. На этот раз объектом внимания в фильме «Исход: цари и боги » становиться Моисей, в священном Коране именуемый как пророк Муса (а.с.). С этой личностью связан исход еврейского народа из Египта и предшествующие ему события в самом Египте именуемые 10 казнью египетскими .

Согласно Ветхому завету это:

  1. Наказание кровью.
  2. Казнь лягушками.
  3. Нашествие кровососущих насекомых (мошки, вши, клопы).
  4. Наказание пёсьими мухами.
  5. Мор скота.
  6. Язвы и нарывы.
  7. Гром, молнии и огненный град.
  8. Нашествие саранчи.
  9. Необычная темнота (тьма египетская).
  10. Смерть первенцев.

В Коране по поводу этих событий говорится о девяти знамениях ниспосланных Аллахом египетскому народу и его правителю фараону в знак того, что пророк Муса (а.с.) - это посланник Божий и в качестве наказания за нежелание правителя Египта отпустить евреев на землю обетованную.

«Мы даровали Мусе (Моисею) девять ясных знамений. Спроси сынов Исраила (Израиля) о том, как Муса (Моисей) пришел к ним, и Фараон сказал ему: «О Муса (Моисей)! Воистину, я полагаю, что ты околдован» (Сура 17:101 ). В числе этих знамений упоминаются различные события. Это, во-первых, знамения истинности пророческой миссии Мусы (а.с.), их было две: белая рука пророка, светящаяся как молоко и посох посланника, который превратился в змею (Сура 28:31-32 ).

Во-вторых, это непосредственно сами казни египетские (наказание Египту на нежелание отпускать народ Израильский на свободу). Если в Пятикнижии Ветхого Завета они достаточно подробно описаны, то в Коране о них говорится вкратце. Это говорит о том, что в этом, вопросе Всевышний дает нам четко понять, что особых разночтений с Библией нет. А последнее знамение – это расступление моря перед еврейским народом, по сухому дну которого они и прошлись спасаясь от египетского войска, и внезапное затопление, который и погубил армию фараона вместе с ним самим.

Самих же казни египетские занимают 6 из девяти вышеперечисленных божьих знамений.

«Аллах наслал на них ещё большие бедствия: потоп («тафа»), который покрыл водой их селения, и саранчу, которая опустошила их землю. Аллах наслал на них также насекомых, нанесших большой вред плодам, растениям и животным. Он наслал на них жаб, быстро распространившихся повсюду и не дававших людям жить спокойно. Аллах наслал на них болезни в виде кровоточащих ран на теле и кровь, которая загрязняется и не поддаётся очищению, и кровь, которая вызывает паралич, и кровь в моче, и подобные им разные болезни. Даже вода, которую они использовали в повседневной жизни, превратилась в кровь. Аллах наслал на них эти бедствия как явные знамения, но они не были обеспокоены этим, сердца их окаменели, совесть пропала, и они отклонились от веры и от возвращения к Истине Аллаха. Они возгордились и стали неверными грешниками» (Сура 7: 133 ).

То есть это потоп, нашествие саранчи, нашествие насекомых (вшей), нашествие жаб, и наказание кровью (превращение всей воды, и даже молока в кровь). Но по мнению многих толкователей есть основание полагать, что в Коране недостающие казни вполне могут быть зашифрованы под общим наименованием первого наказания – «тафа» , который в буквальном переводе означает «всеобъемлющее бедствие ».

Такое малопонятное выражение многие переводчики Корана предпочитают для удобства переводить как "потоп", а между тем под это наименование можно отнести и те казни египетские, которые не упоминаются напрямую в Коране (тьма египетская, Гром, молнии и огненный град, смерть первенцев, мор скота). На это в частности указывает следующие строки из священного Корана: «Мы наказали Фараона и его народ засухой и недородом, уменьшением плодов и тяжкими годами, - может быть, они одумаются и уразумеют свою слабость и слабость своего жестокого властителя перед мощью Аллаха. И тогда они, может быть, опомнятся и не будут несправедливыми к сынам Исраила, и примут призыв Мусы - мир ему! - к вере в Аллаха» (Сура 7:130 ).

И недавние исследования ученых, говорят о том, что казни египетские имели место на самом деле, что подтверждается целым рядом доказательств. Причем немецкие биологи и климатологи вывели о том, что первопричиной большинства бедствий стала именно засуха, как раз то, о чем нам и говорит священный Коран, в выше приведенном нам аяте. Следы резкой перемены климата исследователи обнаружили при изучении сталагмитов в пещерах в дельте Нила. По мнению ученых, после засухи, из-за которой Нил обмелел и замедлил течение, в грязной, медленно текущей воде размножились водоросли Oscillatoria rubescens, из-за чего река окрасилась в красный цвет.

Из-за этого погибли рыбы, которые поедали икринки жаб и лягушек, контролируя таким образом их численность. В результате чего численность земноводных превысила все разумные пределы и они в огромном количестве вышли на сушу. Их смерть в свою очередь привела к катастрофическому размножению личинок кровососущих насекомых. Это, в свою очередь, привело к быстрому распространению инфекционных заболеваний, из-за чего резко возросла смертность и животных, и людей. Даже тьма египетская – продолжительная ночь длиною в трое суток, объясняется извержением вулкана Санторин, из-за которого в атмосфере сконцентрировались тяжелые вещества и пепел закрывший Солнце.

То есть здесь мы снова находим научные доказательства истинности божественных откровений в священном Коране, а последовательность этих событий, где первым бедствием называется именно засуха, подтверждается в том числе и научными исследованиями.

Ильнар Гарифуллин

Интересная статья? Сделайте, пожалуйста, репост!

«...стоило бы написать отдельную статью о взгляде современных ученых на рационально-естественноприродные причины... десяти казней... Скажем так: это - дело будущего...»
моё обещание, которое я сейчас выполню

"тематическая" страница из Моравской Агады, 1737 г.
В одной из своих раздач веселых картинок я обещал написать отдельную статью об поистине уникальном явлении Б-жественной силы и Справедливости - о знаменитых десяти казнях египетских!
При этом я никоим образом не хочу пересказывать Пасхальную Агаду: кто грамотен - сам прочитает, тем более, что эта самая Агада переведена на все я зыки мира, включая русский.
В данной статье речь пойдет о том, что в Торе содержится очень много исторически достоверных фактов. Это - тоже факт и о нем писали не раз. Однако до сих пор в Книгу Книг заглядывали в основном историки и археологи, вроде меня (да еще еретики и агностики, чтобы опровергнуть все, что там написано, но сейчас речь не о них). Но недавно за Тору всерьез взялись медики и микробиологи.
Эпидемиологи из университета штата Коннектикут (США) убеждены, что ими найдены вполне научное объяснения знаменитых десяти казней, обрушенных Богом на древний Египет за отказ фараона отпустить рабов-евреев на волю.
Ученые долго не решались познакомить публику со своими исследованиями, но напасти, свалившиеся на человечество в последнее время, изменили их решение. Судите сами: неизвестно откуда появился африканский вирус Эбола, в Британии коровы заболели бешенством, из недр Китая выполз призрак «новой чумы» – атипичной пневмонии, американская пшеница подхватила коварный грибок (о проблеме СПИДа в свете вышесказанного разговор вообще не идет!)... «Все это, - полагает профессор Мар, проведший вместе с коллегами данное исследование, - как две капли воды похоже на библейские десять казней египетских. Ибо и то и другое – одного и того же, естественного, но отнюдь не божественного происхождения».
В книге «Исход», считают ученые, события изложены точно и абсолютно последовательно. Надо только их правильно интерпретировать, поставив себя, современного человека, вооруженного современными же знаниями, на место полудиких бывших кочевников-израильтян и не слишком далеко ушедших вперед цивилизованных египтян.
Итак, первая казнь: по Б-жьему велению, Аарон поднимает жезл брата своего, Моисея, и ударяет им по воде Нила. Вода в реке превращается в кровь. «И рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и египтяне не могли пить воду из реки, и была кровь на всей земле Египетской». На фараона, интуитивно чувствовавшего подвох, эта казнь не произвела впечатления, поэтому требования Моисея остались без ответа. Тогда Б-г наслал на египтян вторую казнь – вся река воскишела жабами, которые стали входить в дома, в постели, в печи, и в квашню.
Естественно, ведь обе казни (точнее, напасти) напрямую связаны друг с другом, ибо вторая вытекает из первой, считают исследователи. И обе легко объяснимы вполне естественной причиной: кровь в реке – это микроводоросли (так называемая «красная ряска»), действительно очень опасные, так как они высасывают из воды кислород и выделяют, в качестве продукта обмена веществ, яд, убивающий все живое. Рыбам деваться некуда – они погибли и «воссмердели» (попросту протухли, а уж как воняет тухлая рыба...).
Кстати, о крокодилах, широко распространенных в Ниле, в Торе нет ни слова, значит, они смогли уйти из зараженной красной ряской воды и найти другое пристанище. Ведь и для фараона нашли вскоре чистую воду. Это был, разумеется, не колодец, как написано в Торе, а водоем, возможно озеро, не зараженное внезапно появившимися водорослями. Туда вполне могли мигрировать и крокодилы.
А вот жабам не повезло. В поисках чистой воды, без которой им тоже погибель, они вылезли из уютного и богатого пищей ила, в котором раньше жили, и распространились по окрестностям. Вряд ли они уж так увеличились числом, просто египтяне раньше на них внимания не обращали и не знали их истинного количества (откуда в Древнем Египте взяться натуралистам, тем более ученым-экологам!?)
Обманув евреев во второй раз, фараон, якобы, накликал на свою страну новую казнь – Б-г наслал на Египет мириады мошек. «Этого следовало ожидать, так как вовсе не фараон в этом виноват, - говорят исследователи. – Мошки размножились среди разлагающихся жабьих трупов...». Причем, в Торе есть одна деталь, по которой можно точно определить, что это были за мошки. Когда опять-таки Аарон ударил жезлом в твердь земную, поднявшаяся пыль превратилась в мошек. А значит речь более чем ясно идет о куликоидах. Это необычайно агрессивные маленькие комарики, откладывающие свои яйца в пыли, а их личинки питаются минеральными остатками разлагающихся организмов. Так что ни о каких мошках и тем более вшах речь не идет.
Так как фараон продолжал упорствовать, в Египет пришла новая казнь: моровая язва, погубившая весь скот. Доктор Мар основательно покопался в справочниках на предмет поисков тех болезней, которые могут разноситься комариками-куликоидами. И нашел целых две: африканскую лошадиную болезнь и «синий язык» - тяжелое вирусное заболевание, поражающее кровеносную систему овец и крупного рогато скота. От них и погиб египетский скот, а израильский, напротив, уцелел, так как пасся в «стране Гошен», в 150 км. от земель фараона, так что комарикам на своих крошечных крыльях было просто невозможно преодолеть такое расстояние.
Фараон, однако, все еще упрямился, поэтому на его государство напала шестая казнь – воспаление с нарывами, похожее на обильный фурункулез, но все же таковым не являющееся, так как оно поразило оставшийся скот, а потом перекинулось на людей. «Это был самый обыкновенный, всем известный сап, - не без основания полагают исследователи. – Эту инфекцию можно заполучить и от мух, переносчиков микробов, и от грязной, не продезинфицированной (тем более в Древнем Египте) пищи и воды. Впервые сап был описан Аристотелем в 330 г. до н.э., который, в частности, предупреждал о смертельной опасности для человека поедать мясо больного сапом животного. Болезнь была известна и ранее на Ближнем Востоке и в странах североафриканского Средиземноморья».
Седьмая казнь с предыдущими, правда, не связана, но и в ней нет ничего сверхъестественного. Град, побивший посевы, выпадает и поныне, и не только в Египте. Причем, в Торе приведена интересная подробность – град побил только ранние, успевшие вырасти колосьями. Поздние же, только-только проклевывающиеся из земли, он не затронул.
Итак, законы природы и здесь не нарушены, как и в следующей – девятой казни. Саранча по сей день налетает на южные земли Египта, принося колоссальные убытки землевладельцам. Более того, именно град мог вызвать нашествие саранчи! Как известно, дождей в Египте не бывает, поэтому столь резкое и внезапное изменение климата, породившее град, вызвало непредусмотренную миграцию саранчи, спасавшейся из неблагоприятных районов Египта в места с более привычным климатом. Причиной же града могла стать любая погодная аномалия над водами Средиземного моря, правда, достаточно редкая.
Девятая казнь – густая тьма, длившаяся три дня по всей земле египетской, ученые объясняют грандиозным извержением вулкана где-то поблизости, скажем, на острове Санторин в Эгейском море. Такое извержение действительно имело место 3500 лет тому назад и засыпало пеплом все восточное средиземноморье. Однако, сам Мар предполагает иное объяснение – сверхсильная песчаная буря. Именно такая тьма – по настоящему, скорее рыжая, чем черная, – упоминается в относящихся к тем временам древних папирусах. Кстати, это вполне укладывается в гипотезу о внезапном изменении климата в небе над Египтом. Надо ли говорить, что «тьма», какого бы они ни была цвета, распространилась по всей стране, а не только у египтян, на чем настаивает Тора.
И, наконец, осталось объяснить только десятую казнь – гибель всех детей-первенцев, от сына фараона до сына рабыни – и всего первородного скота. Исследователи берутся и за эту задачу. Они вспоминают внезапную смерть восемнадцати детей в Кливленде несколько лет назад. Причинной смерти стал черный грибок, появившийся в подвале их домов. Аналогичное происшествие вполне могло произойти и в Древнем Египте. Судите сами: изголодавшиеся за три дня тьмы люди пробрались к амбарам, а грибок, распространившийся за это время во тьме, их там уже поджидал. Поразил он в первую очередь, наиболее слабых – младенцев и детей, причем, конечно, не только первородных. Так что вся эта история с прохождение духа смерти по Египту, с мечением кровью косяков дверей и прочее – позднейшая легенда, молва, фольклор, переродившиеся в традицию, – считают исследователи.
Однако может ли столько бед обрушиться на одно государство в течение относительно короткого промежутка времени? Старинное русское слово «поветрие» прямо указывает на связь между стихийными бедствиями и эпидемиями. Именно ветры переносят микробов и, как следствие, источники заразы, из одного места в другое. Тому есть исторические подтверждения. Скажем, в V в. до н.э. в Африке свирепствовали моры, сопровождаемые землетрясениями, наводнениями и засухами. «Все силы мира объединились тогда против человека», - писал античный историк Фогедит. Особенно тяжелым был 427 г. до н.э., когда в Эгейском море ожили вулканы, вызвавшие ценами и затопившие все побережье Эллады...
Ученые все чаще объясняют Тору и события, описанные в ней, с научной точки зрения. И это хорошо. Вот только может не стоит с помощью науки объяснять вещи сверхъестественные? Ведь есть нечто, что не подвластно человеческому разуму: как возник этот мир, в чем смысл жизни (да и есть ли он вообще), бесконечна ли Вселенная?
Может быть, к этой категории относятся и десять казней египетских?



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: