Православие и католичество общее и различное. Различия в таинстве Евхаристии. Чем отличаются католичество и православие

До 1054 г. христианская церковь была единой и неделимой. Раскол произошел из-за разногласий между Папой Римским Львом IX и патриархом Константинополя Михаилом Кируларием. Начался конфликт из-за закрытия последним нескольких латинских церквей в 1053 году. За это папские легаты отлучили Кирулария от Церкви. В ответ патриарх предал папских посланников анафеме. В 1965 г. взаимные проклятья были сняты. Однако раскол Церквей не преодолен до сих пор. Христианство подразделено на три основных направления: православие, католицизм и протестантизм.

Восточная Церковь

Отличие православия от католицизма, поскольку обе эти религии христианские, не слишком существенно. Однако некоторые расхождения в учении, исполнении таинств и т. д. все же имеются. О том, какие именно, поговорим чуть позже. Сначала же сделаем небольшой обзор основных направлений христианства.

Православие, называемое на Западе ортодоксальной религией, на настоящий момент исповедует около 200 млн человек. Ежедневно крещение принимает примерно 5 тыс. желающих. Распространение это направление христианства получило в основном в России, а также в некоторых странах СНГ и Восточной Европы.

Крещение Руси произошло в конце IX века по инициативе князя Владимира. Правитель огромного языческого государства изъявил желание жениться на дочери византийского императора Василия II, Анне. Но для этого ему нужно было принять христианство. Союз с Византией был крайне необходим для укрепления авторитета Руси. В конце лета 988 г. огромное количество киевлян окрестили в водах Днепра.

Католическая церковь

В результате раскола в 1054 г. в Западной Европе возникла отдельная конфессия. Представители Восточной Церкви назвали ее «католикос». В переводе с греческого это означает «всеобщая». Отличие православия от католицизма заключается не только в подходе этих двух Церквей к некоторым догматам христианства, но и в самой истории развития. Западная конфессия по сравнению с Восточной считается гораздо более жесткой и фанатичной.

Одной из важнейших вех в истории католицизма стали, к примеру, принесшие много горя простому населению крестовые походы. Первый из них был организован по призыву папы Урбана II в 1095 году. Последний - восьмой - окончился в 1270 году. Официальной целью всех крестовых походов было освобождение от неверных «святой земли» Палестины и «Гроба Господня». Фактической же - завоевание земель, принадлежавших мусульманам.

В 1229 году папой Георгием IX был издан указ об учреждении инквизиции - церковного суда по делам отступников от веры. Пытки и сожжение на костре - именно таким образом выражался крайний католический фанатизм в средние века. В общей сложности за время существования инквизиции было замучено более 500 тыс. человек.

Конечно, отличие католицизма от православия (кратко об этом будет рассказано в статье) - тема очень большая и глубокая. Однако по отношению Церкви к населению в общих чертах ее традиции и основную концепцию понять можно. Западная конфессия всегда считалась более динамичной, но при этом и агрессивной, в отличие от «спокойной» ортодоксальной.

В настоящее время католицизм является государственной религией в большинстве европейских и латиноамериканских стран. Более половины всех (1,2 млрд человек) современных христиан исповедуют именно эту религию.

Протестантизм

Отличие православия от католицизма заключается еще и в том, что первое на протяжении уже почти тысячелетия остается единым и неделимым. В Католической же Церкви в XIV в. произошел раскол. Связано это было с Реформацией - революционным движением, возникшим в то время в Европе. В 1526 году по требованию немецких лютеран Швейцарским рейхстагом был издан указ о праве свободного выбора религии гражданами. В 1529 г., однако, он был отменен. В результате от ряда городов и князей последовал протест. Отсюда и произошло слово «протестантизм». Это христианское направление подразделяется еще на две ветви: раннюю и позднюю.

На настоящий момент протестантизм распространен по большей мере в скандинавских странах: Канаде, США, Англии, Швейцарии, Нидерландах. В 1948 г. был создан Всемирный совет церквей. Общее количество протестантов составляет около 470 млн человек. Существует несколько конфессиий этого христианского направления: баптисты, англикане, лютеране, методисты, кальвинисты.

В наше время Всемирный совет протестантских церквей ведет активную миротворческую политику. Представители этой религии выступают за разрядку международной напряженности, поддерживают усилия государств в защиту мира и т. д.

Отличие православия от католицизма и протестантизма

Разумеется, за века раскола в традициях церквей возникли значительные расхождения. Основного принципа христианства - принятия Иисуса как Спасителя и Сына Божьего - они не затронули. Однако в отношении к тем или иным событиям Нового и Ветхого Заветов существуют зачастую даже и взаимоисключающие отличия. Не сходятся в некоторых случаях и методы проведения разного рода обрядов и таинств.

Основные отличия православия от католицизма и протестантизма

Православие

Католицизм

Протестантизм

Управление

Патриарх, Собор

Всемирный совет церквей, советы епископов

Организация

Епископы мало зависят от Патриарха, подчиняются в основном Собору

Существует жесткая иерархия с подчинением Папе, отсюда название «Вселенская Церковь»

Действует множество конфессий, создавших Всемирный совет церквей. Священное Писание ставится выше власти Папы

Дух Святой

Считается, что он исходит только от Отца

Существует догмат о том, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. В этом основное отличие православия от католицизма и протестантизма

Принимается утверждение о том, что человек сам ответственен за свои грехи, а Бог Отец - существо совершенно бесстрастное и отвлеченное

Считается, что Бог страдает из-за людских грехов

Догмат Спасения

Распятьем были искуплены все грехи человечества. Остался только первородный. То есть при совершении нового греха человек снова становится объектом гнева Бога

Человек был как бы «выкуплен» Христом через распятье. В результате Бог Отец сменил гнев на милость в отношении первородного греха. То есть человек свят святостью самого Христа

Иногда разрешаются

Запрещены

Разрешены, но относятся к ним неодобрительно

Непорочное зачатие Богородицы

Считается, что Богородица не избавлена от первородного греха, но святость ее признается

Проповедуется полная безгрешность Девы Марии. Католики считают, что зачата она была непорочно, как и сам Христос. В отношении первородного греха Богородицы, таким образом, также заключаются довольно-таки значительные отличия между православием и католицизмом

Взятие Богородицы на небо

Неофициально считается, что это событие, возможно, имело место, но в догматах оно не закреплено

Взятие Богородицы на небеса в физическом теле относится к догматам

Культ Девы Марии отрицается

Проводится только литургия

Может проводиться как месса, так и похожая на православную византийская литургия

Месса была отвергнута. Богослужения проводятся в скромных храмах или даже на стадионах, в концертных залах и т. д. Практикуются всего два обряда: крещение и причащение

Брак священнослужителей

Разрешен

Допускается только в византийском обряде

Разрешен

Вселенские Соборы

За основу приняты решения первых семи

Руководствуется решениями 21 (последний прошел в 1962-1965 гг.)

Признают решения всех Вселенских Соборов, если они не противоречат друг другу и Святому Писанию

Восьмиконечный с перекладинами внизу и вверху

Используется простой четырехконечный латинский крест

В богослужениях не используется. Носят на себе представители не всех конфессий

Используются в больших количествах и приравниваются к Священному Писанию. Создаются в строгом соответствии с церковными канонами

Считаются только украшением храма. Представляют собой обычные картины на религиозную тему

Не используются

Ветхий Завет

Признается как еврейский, так и греческий

Только греческий

Только еврейский канонический

Отпущение грехов

Обряд проводит священник

Не допускается

Наука и религия

На основании утверждения ученых догматы никогда не изменяются

Догматы могут быть скорректированы в соответствии с точкой зрения официальной науки

Христианский крест: различия

Разногласия в отношении нисхождения Святого Духа - основное отличие православия от католицизма. Таблица показывает и множество других, пусть не слишком значимых, но все же расхождений. Возникли они давно, и разрешать эти противоречия, по всей видимости, ни одна из церквей особого желания не изъявляет.

Имеются различия и в атрибутике разных направлений христианства. К примеру, крест у католиков имеет простую четырехугольную форму. У православных - восьмиконечную. Ортодоксальная Восточная Церковь считает, что распятье этого вида наиболее точно передает форму креста, описанного в Новом Завете. Помимо основной горизонтальной перекладины, в нем содержатся еще две. Верхняя олицетворяет табличку, прибитую к кресту и содержавшую надпись «Иисус назарянин, царь иудейский». Нижняя косая перекладина - подпорка для ног Христа - символизирует «мерило праведное».

Таблица отличий крестов

Изображение Спасителя на используемом в Таинствах распятье - это также то, что можно отнести к теме "отличие православия от католицизма". Крест западный немного не похож на восточный.

Как видите, в отношении креста также существует вполне заметное отличие православия от католицизма. Таблица показывает это наглядно.

Что касается протестантов, то они считают крест символом Папы, а поэтому практически его не используют.

Иконы в разных христианских направлениях

Итак, отличие православия от католицизма и протестантизма (таблица сравнений крестов это подтверждает) в отношении атрибутики довольно заметное. Еще большие расхождения в этих направлениях имеются в иконах. Отличаться могут правила изображения Христа, Божьей Матери, святых и т. д.

Ниже представлены основные расхождения.

Основным же отличием православной иконы от католической является то, что пишется она в строгом соответствии с установленными еще в Византии канонами. Западные же изображения святых, Христа и т. д., строго говоря, к иконе никакого отношения не имеют. Обычно такие картины отличаются очень широким сюжетом и написаны обычными, не церковными художниками.

Протестанты считают иконы языческим атрибутом и совершенно их не используют.

Монашество

В отношении ухода от мирской жизни и посвящения себя служению Богу также существует значительное отличие православия от католицизма и протестантизма. Сравнительная таблица, представленная выше, показывает только основные расхождения. Но существуют и другие отличия, также достаточно заметные.

Например, у нас в стране каждый монастырь практически автономен и подчиняется только собственному архиерею. У католиков в этом плане организация другая. Монастыри объединены в так называемые Ордены, у каждого из которых имеется свой глава и свой устав. Эти объединения могут быть разбросаны по всему миру, но тем не менее руководство у них всегда общее.

Протестанты же, в отличие от православных и католиков, монашество и вовсе отвергают. Один из вдохновителей этого учения - Лютер - даже женился именно на монахине.

Церковные Таинства

Имеется отличие православия от католицизма и в отношении правил проведения разного рода обрядов. В обеих этих Церквях принято 7 таинств. Различие имеется прежде всего в значении, придаваемом главным христианским обрядам. Католики считают, что таинства имеют силу независимо от того, настроен ли человек на них или нет. По мнению Православной Церкви, крещение, миропомазание и т. д. будут действенными исключительно для верующих, полностью к ним расположенных. Ортодоксальные священники даже часто сравнивают католические обряды с неким языческим магическим ритуалом, действующим вне зависимости от того, верит ли человек в Бога или нет.

Протестантская церковь практикует только два таинства: крещение и причащение. Все остальное представители этого направления считают наносным и отвергают.

Крещение

Это главное христианское таинство признают все церкви: православие, католицизм, протестантизм. Отличия имеются лишь в способах совершения обряда.

В католичестве младенцев принято окроплять или обливать. Согласно же догматам Православной Церкви, детей погружают в воду полностью. В последнее время наблюдался некоторый отход от этого правила. Однако сейчас РПЦ опять возвращается в этом обряде к древнейшим традициям, установленным византийскими священниками.

Отличие православия от католицизма (крестики, носимые на теле, как и большие, могут содержать изображение «ортодоксального» либо «западного» Христа) в отношении совершения этого таинства, таким образом, не слишком значимое, но оно все же имеется.

Протестанты обычно совершают обряд крещения также водой. Но в некоторых конфессиях она не используется. Главное отличие протестантского крещения от православного и католического в том, что проводится оно исключительно для взрослых людей.

Различия в таинстве Евхаристии

Главные отличия православия от католицизма нами рассмотрены. Это отношение к нисхождению Святого Духа и к непорочности рождения Девы Марии. Такие значительные расхождения появились за века раскола. Конечно же, имеются они и в проведении одного из основных христианских таинств - Евхаристии. Католические священники совершают причащение только хлебом, причем пресным. Называют этот церковный продукт облатками. В православии таинство Евхаристии проводится вином и обычным дрожжевым хлебом.

В протестантизме к причащению допускаются не только члены Церкви, но и любые желающие. Проводят Евхаристию представители этого направления христианства так же, как и православные, - вином и хлебом.

Современные отношения Церквей

Раскол христианства произошел почти тысячу лет назад. И за это время церквям разных направлений договориться об объединении так и не удалось. Разногласия в отношении толкования Святого Писания, атрибутики и обрядов, как видите, сохранились до сих пор и за века даже усилились.

Отношения двух основных конфессий, православной и католической, в наше время также довольно неоднозначны. До середины прошлого века между этими двумя церквями сохранялась серьезная напряженность. Ключевым понятием в отношениях было слово «ересь».

В последнее время эта ситуация немного изменилась. Если раньше Католическая Церковь считала православных христиан чуть ли не сборищем еретиков и схизматиков, то после II Ватиканского Собора признала ортодоксальные Таинства имеющими силу.

Православными священниками официально подобного же отношения к католицизму не закреплялось. Но вполне лояльное принятие западного христианства для нашей церкви всегда было традиционным. Однако, конечно же, некоторое напряжение между христианскими направлениями сохраняется до сих пор. К примеру, не слишком хорошо к католицизму относится наш российский богослов А. И. Осипов.

По его мнению, существует более чем заслуживающее внимания и серьезное отличие православия от католицизма. Осипов считает многих святых Западной Церкви едва ли не сумасшедшими. Также он предупреждает РПЦ о том, к примеру, что сотрудничество с католиками грозит православным полным подчинением. Однако и он неоднократно упоминал о том, что и среди западных христиан есть замечательные люди.

Таким образом, основное отличие православия от католицизма - это отношение к Троице. Восточная Церковь считает, что Святой Дух исходит только от Отца. Западная - и от Отца, и от Сына. Имеются между этими конфессиями и другие расхождения. Однако в любом случае обе церкви являются христианскими и принимают Иисуса как Спасителя человечества, пришествие которого, а следовательно, и Вечная жизнь для праведных неизбежны.

До 1054 г. христианская церковь была единой и неделимой. Раскол произошел из-за разногласий между Папой Римским Львом IX и патриархом Константинополя Михаилом Кируларием. Начался конфликт из-за закрытия последним нескольких латинских церквей в 1053 году. За это папские легаты отлучили Кирулария от Церкви. В ответ патриарх предал папских посланников анафеме. В 1965 г. взаимные проклятья были сняты. Однако раскол Церквей не преодолен до сих пор. Христианство подразделено на три основных направления: православие, католицизм и протестантизм.

Восточная Церковь

Отличие православия от католицизма, поскольку обе эти религии христианские, не слишком существенно. Однако некоторые расхождения в учении, исполнении таинств и т. д. все же имеются. О том, какие именно, поговорим чуть позже. Сначала же сделаем небольшой обзор основных направлений христианства.

Православие, называемое на Западе ортодоксальной религией, на настоящий момент исповедует около 200 млн человек. Ежедневно крещение принимает примерно 5 тыс. желающих. Распространение это направление христианства получило в основном в России, а также в некоторых странах СНГ и Восточной Европы.

Крещение Руси произошло в конце IX века по инициативе князя Владимира. Правитель огромного языческого государства изъявил желание жениться на дочери византийского императора Василия II, Анне. Но для этого ему нужно было принять христианство. Союз с Византией был крайне необходим для укрепления авторитета Руси. В конце лета 988 г. огромное количество киевлян окрестили в водах Днепра.

Католическая церковь

В результате раскола в 1054 г. в Западной Европе возникла отдельная конфессия. Представители Восточной Церкви назвали ее «католикос». В переводе с греческого это означает «всеобщая». Отличие православия от католицизма заключается не только в подходе этих двух Церквей к некоторым догматам христианства, но и в самой истории развития. Западная конфессия по сравнению с Восточной считается гораздо более жесткой и фанатичной.

Одной из важнейших вех в истории католицизма стали, к примеру, принесшие много горя простому населению крестовые походы. Первый из них был организован по призыву папы Урбана II в 1095 году. Последний - восьмой - окончился в 1270 году. Официальной целью всех крестовых походов было освобождение от неверных «святой земли» Палестины и «Гроба Господня». Фактической же - завоевание земель, принадлежавших мусульманам.

В 1229 году папой Георгием IX был издан указ об учреждении инквизиции - церковного суда по делам отступников от веры. Пытки и сожжение на костре - именно таким образом выражался крайний католический фанатизм в средние века. В общей сложности за время существования инквизиции было замучено более 500 тыс. человек.

Конечно, отличие католицизма от православия (кратко об этом будет рассказано в статье) - тема очень большая и глубокая. Однако по отношению Церкви к населению в общих чертах ее традиции и основную концепцию понять можно. Западная конфессия всегда считалась более динамичной, но при этом и агрессивной, в отличие от «спокойной» ортодоксальной.

В настоящее время католицизм является государственной религией в большинстве европейских и латиноамериканских стран. Более половины всех (1,2 млрд человек) современных христиан исповедуют именно эту религию.

Протестантизм

Отличие православия от католицизма заключается еще и в том, что первое на протяжении уже почти тысячелетия остается единым и неделимым. В Католической же Церкви в XIV в. произошел раскол. Связано это было с Реформацией - революционным движением, возникшим в то время в Европе. В 1526 году по требованию немецких лютеран Швейцарским рейхстагом был издан указ о праве свободного выбора религии гражданами. В 1529 г., однако, он был отменен. В результате от ряда городов и князей последовал протест. Отсюда и произошло слово «протестантизм». Это христианское направление подразделяется еще на две ветви: раннюю и позднюю.

На настоящий момент протестантизм распространен по большей мере в скандинавских странах: Канаде, США, Англии, Швейцарии, Нидерландах. В 1948 г. был создан Всемирный совет церквей. Общее количество протестантов составляет около 470 млн человек. Существует несколько конфессиий этого христианского направления: баптисты, англикане, лютеране, методисты, кальвинисты.

В наше время Всемирный совет протестантских церквей ведет активную миротворческую политику. Представители этой религии выступают за разрядку международной напряженности, поддерживают усилия государств в защиту мира и т. д.

Отличие православия от католицизма и протестантизма

Разумеется, за века раскола в традициях церквей возникли значительные расхождения. Основного принципа христианства - принятия Иисуса как Спасителя и Сына Божьего - они не затронули. Однако в отношении к тем или иным событиям Нового и Ветхого Заветов существуют зачастую даже и взаимоисключающие отличия. Не сходятся в некоторых случаях и методы проведения разного рода обрядов и таинств.

Основные отличия православия от католицизма и протестантизма

Православие

Католицизм

Протестантизм

Управление

Патриарх, Собор

Всемирный совет церквей, советы епископов

Организация

Епископы мало зависят от Патриарха, подчиняются в основном Собору

Существует жесткая иерархия с подчинением Папе, отсюда название «Вселенская Церковь»

Действует множество конфессий, создавших Всемирный совет церквей. Священное Писание ставится выше власти Папы

Дух Святой

Считается, что он исходит только от Отца

Существует догмат о том, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. В этом основное отличие православия от католицизма и протестантизма

Принимается утверждение о том, что человек сам ответственен за свои грехи, а Бог Отец - существо совершенно бесстрастное и отвлеченное

Считается, что Бог страдает из-за людских грехов

Догмат Спасения

Распятьем были искуплены все грехи человечества. Остался только первородный. То есть при совершении нового греха человек снова становится объектом гнева Бога

Человек был как бы «выкуплен» Христом через распятье. В результате Бог Отец сменил гнев на милость в отношении первородного греха. То есть человек свят святостью самого Христа

Иногда разрешаются

Запрещены

Разрешены, но относятся к ним неодобрительно

Непорочное зачатие Богородицы

Считается, что Богородица не избавлена от первородного греха, но святость ее признается

Проповедуется полная безгрешность Девы Марии. Католики считают, что зачата она была непорочно, как и сам Христос. В отношении первородного греха Богородицы, таким образом, также заключаются довольно-таки значительные отличия между православием и католицизмом

Взятие Богородицы на небо

Неофициально считается, что это событие, возможно, имело место, но в догматах оно не закреплено

Взятие Богородицы на небеса в физическом теле относится к догматам

Культ Девы Марии отрицается

Проводится только литургия

Может проводиться как месса, так и похожая на православную византийская литургия

Месса была отвергнута. Богослужения проводятся в скромных храмах или даже на стадионах, в концертных залах и т. д. Практикуются всего два обряда: крещение и причащение

Брак священнослужителей

Разрешен

Допускается только в византийском обряде

Разрешен

Вселенские Соборы

За основу приняты решения первых семи

Руководствуется решениями 21 (последний прошел в 1962-1965 гг.)

Признают решения всех Вселенских Соборов, если они не противоречат друг другу и Святому Писанию

Восьмиконечный с перекладинами внизу и вверху

Используется простой четырехконечный латинский крест

В богослужениях не используется. Носят на себе представители не всех конфессий

Используются в больших количествах и приравниваются к Священному Писанию. Создаются в строгом соответствии с церковными канонами

Считаются только украшением храма. Представляют собой обычные картины на религиозную тему

Не используются

Ветхий Завет

Признается как еврейский, так и греческий

Только греческий

Только еврейский канонический

Отпущение грехов

Обряд проводит священник

Не допускается

Наука и религия

На основании утверждения ученых догматы никогда не изменяются

Догматы могут быть скорректированы в соответствии с точкой зрения официальной науки

Христианский крест: различия

Разногласия в отношении нисхождения Святого Духа - основное отличие православия от католицизма. Таблица показывает и множество других, пусть не слишком значимых, но все же расхождений. Возникли они давно, и разрешать эти противоречия, по всей видимости, ни одна из церквей особого желания не изъявляет.

Имеются различия и в атрибутике разных направлений христианства. К примеру, крест у католиков имеет простую четырехугольную форму. У православных - восьмиконечную. Ортодоксальная Восточная Церковь считает, что распятье этого вида наиболее точно передает форму креста, описанного в Новом Завете. Помимо основной горизонтальной перекладины, в нем содержатся еще две. Верхняя олицетворяет табличку, прибитую к кресту и содержавшую надпись «Иисус назарянин, царь иудейский». Нижняя косая перекладина - подпорка для ног Христа - символизирует «мерило праведное».

Таблица отличий крестов

Изображение Спасителя на используемом в Таинствах распятье - это также то, что можно отнести к теме "отличие православия от католицизма". Крест западный немного не похож на восточный.

Как видите, в отношении креста также существует вполне заметное отличие православия от католицизма. Таблица показывает это наглядно.

Что касается протестантов, то они считают крест символом Папы, а поэтому практически его не используют.

Иконы в разных христианских направлениях

Итак, отличие православия от католицизма и протестантизма (таблица сравнений крестов это подтверждает) в отношении атрибутики довольно заметное. Еще большие расхождения в этих направлениях имеются в иконах. Отличаться могут правила изображения Христа, Божьей Матери, святых и т. д.

Ниже представлены основные расхождения.

Основным же отличием православной иконы от католической является то, что пишется она в строгом соответствии с установленными еще в Византии канонами. Западные же изображения святых, Христа и т. д., строго говоря, к иконе никакого отношения не имеют. Обычно такие картины отличаются очень широким сюжетом и написаны обычными, не церковными художниками.

Протестанты считают иконы языческим атрибутом и совершенно их не используют.

Монашество

В отношении ухода от мирской жизни и посвящения себя служению Богу также существует значительное отличие православия от католицизма и протестантизма. Сравнительная таблица, представленная выше, показывает только основные расхождения. Но существуют и другие отличия, также достаточно заметные.

Например, у нас в стране каждый монастырь практически автономен и подчиняется только собственному архиерею. У католиков в этом плане организация другая. Монастыри объединены в так называемые Ордены, у каждого из которых имеется свой глава и свой устав. Эти объединения могут быть разбросаны по всему миру, но тем не менее руководство у них всегда общее.

Протестанты же, в отличие от православных и католиков, монашество и вовсе отвергают. Один из вдохновителей этого учения - Лютер - даже женился именно на монахине.

Церковные Таинства

Имеется отличие православия от католицизма и в отношении правил проведения разного рода обрядов. В обеих этих Церквях принято 7 таинств. Различие имеется прежде всего в значении, придаваемом главным христианским обрядам. Католики считают, что таинства имеют силу независимо от того, настроен ли человек на них или нет. По мнению Православной Церкви, крещение, миропомазание и т. д. будут действенными исключительно для верующих, полностью к ним расположенных. Ортодоксальные священники даже часто сравнивают католические обряды с неким языческим магическим ритуалом, действующим вне зависимости от того, верит ли человек в Бога или нет.

Протестантская церковь практикует только два таинства: крещение и причащение. Все остальное представители этого направления считают наносным и отвергают.

Крещение

Это главное христианское таинство признают все церкви: православие, католицизм, протестантизм. Отличия имеются лишь в способах совершения обряда.

В католичестве младенцев принято окроплять или обливать. Согласно же догматам Православной Церкви, детей погружают в воду полностью. В последнее время наблюдался некоторый отход от этого правила. Однако сейчас РПЦ опять возвращается в этом обряде к древнейшим традициям, установленным византийскими священниками.

Отличие православия от католицизма (крестики, носимые на теле, как и большие, могут содержать изображение «ортодоксального» либо «западного» Христа) в отношении совершения этого таинства, таким образом, не слишком значимое, но оно все же имеется.

Протестанты обычно совершают обряд крещения также водой. Но в некоторых конфессиях она не используется. Главное отличие протестантского крещения от православного и католического в том, что проводится оно исключительно для взрослых людей.

Различия в таинстве Евхаристии

Главные отличия православия от католицизма нами рассмотрены. Это отношение к нисхождению Святого Духа и к непорочности рождения Девы Марии. Такие значительные расхождения появились за века раскола. Конечно же, имеются они и в проведении одного из основных христианских таинств - Евхаристии. Католические священники совершают причащение только хлебом, причем пресным. Называют этот церковный продукт облатками. В православии таинство Евхаристии проводится вином и обычным дрожжевым хлебом.

В протестантизме к причащению допускаются не только члены Церкви, но и любые желающие. Проводят Евхаристию представители этого направления христианства так же, как и православные, - вином и хлебом.

Современные отношения Церквей

Раскол христианства произошел почти тысячу лет назад. И за это время церквям разных направлений договориться об объединении так и не удалось. Разногласия в отношении толкования Святого Писания, атрибутики и обрядов, как видите, сохранились до сих пор и за века даже усилились.

Отношения двух основных конфессий, православной и католической, в наше время также довольно неоднозначны. До середины прошлого века между этими двумя церквями сохранялась серьезная напряженность. Ключевым понятием в отношениях было слово «ересь».

В последнее время эта ситуация немного изменилась. Если раньше Католическая Церковь считала православных христиан чуть ли не сборищем еретиков и схизматиков, то после II Ватиканского Собора признала ортодоксальные Таинства имеющими силу.

Православными священниками официально подобного же отношения к католицизму не закреплялось. Но вполне лояльное принятие западного христианства для нашей церкви всегда было традиционным. Однако, конечно же, некоторое напряжение между христианскими направлениями сохраняется до сих пор. К примеру, не слишком хорошо к католицизму относится наш российский богослов А. И. Осипов.

По его мнению, существует более чем заслуживающее внимания и серьезное отличие православия от католицизма. Осипов считает многих святых Западной Церкви едва ли не сумасшедшими. Также он предупреждает РПЦ о том, к примеру, что сотрудничество с католиками грозит православным полным подчинением. Однако и он неоднократно упоминал о том, что и среди западных христиан есть замечательные люди.

Таким образом, основное отличие православия от католицизма - это отношение к Троице. Восточная Церковь считает, что Святой Дух исходит только от Отца. Западная - и от Отца, и от Сына. Имеются между этими конфессиями и другие расхождения. Однако в любом случае обе церкви являются христианскими и принимают Иисуса как Спасителя человечества, пришествие которого, а следовательно, и Вечная жизнь для праведных неизбежны.

Познакомившись в Европе с традициями католической церкви и пообщавшись по возвращению с батюшкой, обнаружила, что между двумя направлениями христианства много общего, но есть и принципиальные отличия православия от католицизма, в числе прочего повлиявшие на раскол некогда единой христианской церкви.

В своей статье решила доступным языком рассказать об отличиях католической церкви от православной и их общих чертах.

Хотя церковники доказывают, что дело в «непримиримых религиозных расхождениях», учёные уверены, что это было, прежде всего, политическое решение. Напряжение между Константинополем и Римом заставило духовников искать повод выяснить отношения и способы разрешения возникшего конфликта.

Не заметить уже тогда закрепившиеся на Западе, где главенствовал Рим, особенности, отличные от принятых в Константинополе, было сложно, поэтому за это и зацепились: разное устройство в вопросах иерархии, аспекты вероучения, проведение таинств – использовалось всё.

Благодаря политической напряжённости была выявлена имеющаяся разница между двумя традициями, существующими в разных частях распавшейся Римской империи. Причиной сложившегося своеобразия стали различия в культуре, менталитете западной и восточной частей.

И, если существование одного сильного большого государства делало церковь единой, с его исчезновением связь между Римом и Константинополем ослабла, способствуя созданию и укоренению в западной части страны некоторых несвойственных Востоку традиций.

Разделение некогда единой христианской церкви по территориальному признаку произошло не в один момент. Восток и Запад шли к этому годами, устроив в 11 столетии кульминацию. В 1054 году во время Собора Патриарх Константинопольский был низложен посланниками Папы Римского.

В ответ он предал анафеме посланцев Папы. Главы остальных патриархатов разделили позицию Патриарха Михаила, и раскол углубился. Окончательный разрыв относят к временам 4-ого крестового похода, подвергшего разграблению Константинополь. Так, единая церковь христиан раскололась на католическую и православную.

Сейчас христианство объединяет три разных направления: православную и католическую церковь, протестантизм. Единой церкви, объединяющей протестантов, нет: деноминации исчисляются сотнями. Католическая церковь монолитна, руководит ею Папа Римский, которому подчиняются все верующие и епархии.

15 независимых и признающих друг друга церквей составляют актив православия. Оба направления представляют собой религиозные системы, включающие собственную иерархию и внутренние правила, вероучение и богослужение, культурные традиции.

Общие черты католицизма и православия

Последователи обеих церквей верят во Христа, считают Его примером для подражания, стараются следовать Его заповедям. Священное писание для них – Библия.

У основания традиций католицизма и православия находятся апостолы-ученики Христа, основавшие христианские центры в крупных мировых городах (на эти общины и опирался христианский мир). Благодаря им оба направления обладают таинствами, схожим вероучением, возносят одних и тех же святых, имеют одинаковый Символ веры.

Последователи обеих церквей веруют в силу Святой Троицы.

Взгляд на формирование семьи в обоих направлениях сходится. Заключение брака между мужчиной и женщиной происходит с благословения церкви, считаясь таинством. Однополые браки не признаются. Вступление в интимные отношения до бракосочетания недостойно христианина и считается грехом, а однополые – тяжким грехопадением.

Последователи обоих направлений соглашаются с тем, что и католическое, и православное направления церкви представляют христианство, пусть и по-разному. Различие для них значимо существенно и непримиримо, что более тысячи лет нет единства в способе богослужения и причащения Тела и Крови Христа, поэтому вместе они причащения не совершают.

Православные и католики: в чём разница

Результатом глубоких религиозных расхождений между Востоком и Западом явилась схизма, произошедшая в 1054 году. Представители обоих направлений заявляют о разительных различиях между ними в религиозном мировоззрении. О таких противоречиях пойдёт речь далее. Для простоты понимания составила специальную таблицу отличий.

Суть различия Католики Православные
1 Мнение относительно единства Церкви Считают необходимым наличие единой веры, таинств и главы Церкви (Папы, естественно) Считают необходимым единство веры и совершения таинств
2 Различное понимание Вселенской Церкви Принадлежность поместной к Вселенской Церкви подтверждается общением с римско-католической церковью Вселенская Церковь находит воплощение в поместных церквях под руководством епископа
3 Различная трактовка Символа Веры Святой Дух испускается Сыном и Отцом Святой Дух испускается Отцом или исходит от Отца через Сына
4 Таинство брака Заключение брачного союза между мужчиной и женщиной, благословляемого служителем церкви, происходит на всю жизнь без возможности развода Брак между мужчиной и женщиной, благословляемый церковью, заключается до окончания земного срока супругов (в некоторых ситуациях допускаются разводы)
5 Наличие промежуточного состояния душ после смерти Провозглашённый догмат о чистилище предполагает наличие после смерти физической оболочки промежуточного состояния душ, которым уготован рай, но они не могут пока взойти на Небеса Чистилище, как понятие, в православии не предусмотрено (есть мытарства), однако в молитвах за усопших идёт речь о душах, оставшихся в неопределённом состоянии и имеющих надежду обрести райскую жизнь после завершения Страшного Суда
6 Зачатие Богородицы Девы Марии В католичестве принят догмат о Непорочном зачатии Богородицы. Имеется в виду, что при рождении Матери Иисуса первородного греха совершено не было Почитают Деву Марию как святую, но считают, что рождение Матери Христа произошло с первородным грехом, как у любого другого человека
7 Наличие догмата о пребывании тела и души Девы Марии в Царствие Небесном Догматически закреплено Догматически не закреплено, хотя последователи православной церкви поддерживают это суждение
8 Главенство Папы Римского Согласно соответствующему догмату Папа Римский считается главой Церкви, имея непререкаемый авторитет по ключевым религиозным и управленческим вопросам Главенство Папы Римского не признаётся
9 Количество обрядов Используются несколько обрядов, включая византийский Главенствует единственный (византийский) обряд
10 Принятие высших церковных решений Руководствуется догматом, провозглашающим безошибочность Главы Церкви по вопросам веры и морали при условии утверждения решения, согласованного с епископами Убеждены в безошибочности исключительно Вселенских Соборов
11 Руководство в деятельности решениями Вселенских Соборов Руководствуется решениями 21 Вселенского Собора Поддерживает и руководствуется решениями, принятыми на 7 первых Вселенских Соборах

Подводим итоги

Несмотря на многовековой раскол между католической и православной церквями, преодоление которого в ближайшем будущем не предвидится, существует масса схожих моментов, свидетельствующих об общих истоках.

Различий немало, настолько существенных, что объединение двух направлений не представляется возможным. Однако вне зависимости от отличий, католики и православные верят в Иисуса Христа, несут по свету Его учение и ценности. Человеческие ошибки разделили христиан, но вера в Господа дарует единство, о котором молился Христос.

Слово "католицизм" означает - всеобщий, вселенский. И это действительно одно из крупнейших (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве. Особенно много верующих католиков в Италии, Испании, Португалии, Франции, Австрии, в Польше, Венгрии, в странах Латинской Америки, в США. Всего в мире сейчас насчитывают от 580 до 800 млн. приверженцев католицизма.

ИСТОКИ КАТОЛИЦИЗМА

Его истоки - в небольшой римской христианской общине, первым епископом которой, по преданию, был апостол Петр. Процесс обособления католицизма в христианстве начался еще в III-V вв., когда нарастали и углублялись экономические, политические, культурные различия между западной и восточной частями Римской империи, особенно после ее раздела на Западную Римскую и Восточную Римскую империи в 395 г.

Начало разделения христианской церкви на католическую и православную было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Около 867 г. произошел разрыв между папой Николаем I и константинопольским патриархом Фотием.

На VIII Вселенском соборе раскол принял необратимый характер после полемики между папой Львом IV и константинопольским патриархом Михаилом Келуарием (1054 г.) и был завершен, когда крестоносцы захватили Константинополь.

ОСНОВА КАТОЛИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ

Католицизм, как одно из направлений христианской религии, признает ее основные догмы и о б р я д ы, но имеет ряд особенностей в вероучении, в культе, в организации.

Основой католического вероучения, как и всего христианства, приняты Священное писание и Священное предание. Однако, в отличие от православной церкви, католическая считает Священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов, а кроме того - папские послания и постановления.

Организация католической церкви отличается строгой централизацией. Римский папа - глава этой церкви. Он определяет доктрины по вопросам веры и морали. Его власть выше власти Вселенских соборов.

Централизация католической церкви породила принцип догматического развития, выразившийся, в частности, в праве нетрадиционного толкования вероучения. Так, в Символе веры, признаваемом православной церковью, в догмате о Троице сказано, что Святой Дух исходит от Бога-Отца. Католический догмат провозглашает, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. Сформировалось и своеобразное учение о роли церкви в деле спасения. Считается, что основа спасения - вера и добрые дела. Церковь, по учению католицизма (в православии этого нет), обладает сокровищницей "сверхдолжных" дел - "запасом" добрых дел, сотворенных Иисусом Христом, Богоматерью, святыми, благочестивыми христианами. Церковь имеет право распоряжаться этой сокровищницей, уделять из нее часть тому, кто в этом нуждается, то есть - отпускать грехи, даровать прощение кающимся. Отсюда учение об индульгенцияхоб отпущении грехов за деньги или за какие-либо заслуги перед церковью. Отсюда - правила молитв за умерших и право папы сокращать срок пребывания души в чистилище.

Догмат о чистилище (место - промежуточное между раем и адом) есть только в католическом вероучении. Души грешников, на которых не лежат уж слишком большие - смертные - грехи, горят там в очищающем огне (возможно, что это символический образ мук совести и раскаяния), а потом получают доступ в рай. Срок пребывания души в чистилище может быть сокращен добрыми делами (молитвами, пожертвованиями в пользу церкви), которые совершают в память об умершем его родные и близкие на земле.

Учение о чистилище сложилось еще в 1 в. Православная и протестантская церкви учение о чистилище отвергают.

Кроме того, в отличие от православного вероучения, в католическом есть догматы о непогрешимости папы - принят на 1 Ватиканском соборе в 1870 г.: о непорочном зачатии Девы Марии - провозглашен в 1854 г. Особое внимание западной церкви к Богородице проявилось в том, что в 1950 г. папа Пий XII ввел догмат о телесном вознесении Девы Марии.

ТАИНСТВА В КАТОЛИЦИЗМЕ

Католическое вероучение, как и православное, признает семь таинств, но понимание этих таинств в некоторых деталях не совпадает. Причащение производится пресным хлебом (у православных - квасным). Для мирян допускается причащение как хлебом и вином, так и только хлебом. При совершении таинства крещения окропляют водой, а не погружают в купель. Миропомазание (конфирмация) проводится в возрасте семи-восьми лет, а не в младенчестве. При этом подросток получает еще одно имя, которое он выбирает себе сам, а вместе с именем - образ святого, поступкам и идеям которого он намерен сознательно следовать. Таким образом, совершение этого обряда должно служить укреплению в вере.

В православии обет безбрачия принимает лишь черное духовенство (монашество). У католиков безбрачие (целибат), установленное папой Григорием VII. обязательно для всего духовенства.

КАТОЛИЧЕСКИЙ ХРАМ

Центр культа - храм. Готический стиль в архитектуре. распространившийся в Европе в конце Средневековья, немало способствовал развитию и укреплению католической церкви. Огромное, несоизмеримое с ростом человека, пространство готического собора, его устремленные к небу своды, башни и башенки навевают мысли о вечности, о том, что церковь - царство не от мира сего и несет на себе печать царства небесного, И все это при огромной вместимости храма. В Соборе Парижской Богоматери. например, могут одновременно молиться до девяти тысяч человек.

Изобразительные средства и возможности католического искусства тоже имеют свои особенности. Строгий канон православной иконописи сводит до минимума возможности проявления творческой фантазии художника-иконописца. У западных художников всегда было меньше ограничений в изображении религиозного сюжета. Живопись, скульптура довольно натуралистичны.

Особая роль при католическом богослужении отводится музыке и пению. Мощное красивое звучание органа эмоционально усиливает действие слова в богослужении.

УБРАНСТВО КАТОЛИЧЕСКИХ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ

Каждодневная одежда католического священника - это длинная черная сутана со стоячим воротником. У епископа - сутана фиолетового цвета, у кардинала - пурпурного, у папы - белого. Как знак высшей духовной власти папа во время богослужения надевает митрупозолоченный головной убор, а как знак высшей земной власти - тиару. В основе тиары - митра, на которую как бы надеты три короны, символизирующие тройственность прав папы как судьи, законодателя и священнослужителя. Тиара сделана из драгоценных металлов и камней. Венчает ее крест. Надевали тиару папы только в исключительных случаях:

При коронации,

Во время больших церковных праздников.

Отличительная деталь папского одеяния - п а л л и и. Это широкая белая шерстяная лента с шестью нашитыми на нее крестами из черного сукна. Паллий надевают на шею, один конец спускается на грудь, а другой - перебрасывается через плечо на спину.

КАТОЛИЧЕСКИЕ ПОСТЫ И ПРАЗДНИКИ

Важные элементы культа - праздники, а также посты, регламентирующие бытовой уклад жизни прихожан.

Рождественский пост у католиков называется адвент. Он начинается в первое воскресенье после дня Святого Андрея - 30 ноября. Рождество Христово - наиболее торжественный праздник. Он отмечается тремя богослужениями:

В полночь, на заре и днем, что символизирует рождество Христа в лоне Отца, во чреве Богоматери и в душе верующего. В этот день в храмах выставляют ясли с фигуркой младенца Христа для поклонения. Отмечается Рождество Христово 25 декабря (до IV в. этот праздник был совмещен с Крещением и Богоявлением). Богоявление у католиков называется праздником Трех царей - в память о явлении Иисуса Христа язычникам и о поклонении Ему трех царей. В этот день в храмах совершаются благодарственные молебны: Иисусу Христу приносят в жертву как царю - золото, как Богу - кадило, как человеку - миро, благовонное масло. У католиков есть ряд специфических праздников:

Праздник Сердца Иисуса - символа надежды на спасение,

Праздник Сердца Марии - символа особой любви к Иисусу и спасения, праздник Непорочного Зачатия Девы Марии (8 декабря).

Один из главных богородичных праздников - Вознесение Богоматери - отмечается 15 августа (у православных - успение Пресвятой Богородицы).

Праздник Поминовения усопших (2 ноября) установлен в память об ушедших из жизни. Молитва за них, по католическому учению, уменьшает срок пребывания и страданий душ в чистилище. Таинство Евхаристии (причащение) католическая церковь называет праздником Тела Господня. Отмечают его в первый четверг после Троицы.

В 1054 году произошло одно из важнейших событий в истории Средневековья — Великая схизма, или раскол. И несмотря на то что еще в середине XX века Константинопольским патриархатом и Святым престолом были сняты взаимные анафемы, мир не объединился, и причиной тому стали как догматические различия между обеими конфессиями, так и политические противоречия, тесно связанные с Церковью на всем протяжении ее существования.

Такое положение вещей сохраняется даже при том, что большинство государств, где население исповедует христианство, и где оно пустило свои корни еще в античности, являются светскими и в них велика доля атеистов. Церковь и ее роль в истории стали частью национальной самоидентификации многих народов, несмотря на то, что представители этих народов часто не читали даже Писание.

Источники конфликта

Единая христианская церковь (в дальнейшем — ЕЦ) возникла в Римской империи в первых веках нашей эры. Она не была чем-то монолитным в ранний период своего существования. Проповеди апостолов, а затем апостольских мужей ложились на сознание человека античного Средиземноморья , а оно существенно отличалось от такового у людей Востока. Окончательно единая догматика ЕЦ выработалась в период апологетов, и на ее формирование помимо, собственно, Писания, оказала сильнейшее влияние греческая философия, а именно: Платон, Аристотель, Зенон.

Первыми богословами, выработавшими основы христианского вероучения, стали люди из различных уголков империи, часто имевшие за плечами личный духовный и философский опыт. И в их трудах при наличии общей основы мы можем увидеть некие акценты, которые в дальнейшем станут источниками противоречий. За эти противоречия и будут цепляться за власть имущие в государственных интересах, мало заботясь о духовной стороне вопроса.

Единство общей христианской догматики поддерживалось Вселенскими соборами, формирование клира как отдельного класса общества шло по принципу преемственности рукоположений от апостола Петра. Но предвестники будущего раскола уже явно просматривались хотя бы в таком деле, как прозелитизм. В период раннего Средневековья в орбиту Христианства стали входить новые народы, и тут куда большую роль играло то обстоятельство, от кого народ принимает Крещение, нежели сам факт такового. А это, в свою очередь, сильно отражалось на том, как сложатся отношения Церкви и новой паствы, ведь сообщество новообращенных не столько принимало вероучение, сколько входило в орбиту более сильной политической структуры.

Различие роли Церкви на востоке и на западе бывшей Римской империи было обусловлено разной судьбой этих частей. Западная часть империи пала под напором внутренних конфликтов и варварских набегов, и Церковь там фактически формировала общество. Государства образовывались, распадались, создавались вновь, а римский центр притяжения существовал. Фактически Церковь на западе встала над государством, что и обусловило ее дальнейшую роль в европейской политике вплоть до эпохи Реформации.

Византийская империя, напротив, имела свои корни в дохристианской эпохе, и Христианство стало частью культуры и самосознания населения этой территории, но не заменяло эту культуру целиком. Организация восточных церквей шла по другому принципу — поместности. Церковь организовывалась как бы снизу, это была община верующих — в противовес властной вертикали в Риме. Константинопольский патриарх имел первенство чести, но не законодательную власть (Константинополь не тряс угрозой отлучения от церкви как палкой для оказания влияния на неугодных монархов). Отношение с последней реализовывались по принципу симфонии.

Дальнейшее развитие христианского богословия на востоке и на западе так же шло различным путем. На западе получила распространение схоластика , пытавшаяся соединить веру и логику, что в конечном итоге привело к конфликту между верой и разумом в эпоху Ренессанса. На востоке эти понятия не смешивались никогда, что неплохо отражает русская пословица «на Бога надейся, да сам не плошай». С одной стороны, это давало большую свободу мысли, с другой — не давало практики научного спора.

Таким образом, политические и богословские противоречия и привели к расколу 1054 года. Как он проходил — большая тема, достойная отдельного изложения. А сейчас мы расскажем, чем же отличается современное православие и католичество друг от друга. Отличия будут рассмотрены в следующем порядке:

  1. Догматические;
  2. Обрядовые;
  3. Ментальные.

Принципиальные догматические отличия

Обычно о них мало говорят, что и неудивительно: простому верующему до этого, как правило, нет дела. Но такие отличия есть , и часть из них и стала поводом к расколу 1054 года. Перечислим их.

Воззрения на Святую Троицу

Камень преткновения между православными и католиками . Пресловутое filioque.

Католическая церковь считает, что Божественная благодать исходит не только от Отца, но и от Сына. Православие же исповедует исхождение Святого Духа только от Отца и бытие Трех Лиц в единой Божественной сущности.

Взгляды на непорочное зачатие Девы Марии

Католики полагают, что Богородица является плодом непорочного зачатия, то есть была свободна от первородного греха изначально (напомним, что первородным грехом считается неповиновение воле Бога, и последствия ослушания Адамом этой воли мы ощущаем на себе до сих пор (Быт. 3:19)).

Православные не признают этого догмата, так как в Писании нет указаний на подобное, а выводы католических богословов основаны лишь на гипотезе.

Взгляды на единство Церкви

Православные под единством понимают веру и таинства, католики же признают Папу наместником Бога на земле. Православие считает вполне самодостаточной каждую поместную церковь (ибо она есть модель Вселенской Церкви), католичество во главу угла ставит признание власти Папы над ней и всеми сторонами жизни человека. Папа в воззрениях католиков непогрешим.

Постановления Вселенских соборов

Православные признают 7 Вселенских соборов, а католики — 21, последний из которых состоялся в середине прошлого века.

Догмат о Чистилище

Присутствует у католиков. Чистилище представляет собой место, куда отправляются души умерших в единстве с Богом, но не расплатившиеся при жизни за грехи. Считается, что молиться за них должны живые люди. Православные не признают учения о чистилище, полагая, что судьба души человека находится в руках Божьих, но молиться за умерших можно и нужно. Окончательно данный догмат был утвержден только на Ферраро-Флорентийском соборе.

Различие во взглядах на догматы

Католическая церковь приняла созданную кардиналом Джоном Ньюменом теорию догматического развития, согласно которой Церковь должна четко словесно формулировать свои догматы. Необходимость в этом возникла для противодействия влиянию протестантских деноминаций. Проблема эта достаточно актуальна и широка: протестанты чтут букву Писания, причем часто — в ущерб его духу. Католические богословы поставили перед собой трудную задачу: сформулировать догматы с опорой на Писание так, чтобы исключить эти противоречия.

Православные же иерархи и богословы не считают нужным как-то четко излагать догматику вероучения и развивать ее. В представлении православных церквей буква не дает полного понимания веры и даже ограничивает это понимание. Церковное Предание является достаточно полным для христианина, а собственный духовный путь может быть у всякого верующего.

Внешние отличия

Это то, что бросается в глаза в первую очередь. Как ни странно, но именно они, несмотря на свою не принципиальность, становились источником не только малых конфликтов, но и больших потрясений. Характерно это было равно для православной и католической церквей, отличия внутри которых хотя бы касательно взглядов иерархов провоцировали возникновение ересей и новые расколы.

Обряд не являлся чем-то статичным никогда — ни в период раннего христианства, ни во время Великой схизмы, ни в период раздельного существования. Более того: иногда в обряде происходили кардинальные изменения, но к единству церкви они никак не приближали. Скорее, наоборот, каждое нововведение откалывала от той или иной церкви часть верующих.

Для иллюстрации можно взять церковный раскол в России XVII века — а ведь Никон стремился не расколоть русскую церковь, а, наоборот, объединить Вселенскую (честолюбие у него, конечно, зашкаливало).

Также неплохо вспомнить — при введении ordus novo (службы на национальных языках) в середине прошлого века часть католиков не приняла этого, считая, что мессу надо служить по Тридентскому обряду. В настоящее время католики пользуются следующими видами обрядов:

  • ordus novo, стандартная служба;
  • Тридентский обряд, по которому священник обязан вести мессу, если приход большинством голосов «за»;
  • Грекокатолический и армянокатолический обряды.

Вокруг темы обрядности существует много мифов. Один из них — это диктат латинского языка у католиков, и язык этот никто не понимает. Хотя латинский обряд был сменен национальным сравнительно недавно, многие не берут в расчет, например, тот факт, что униатские церкви, подчиненные Папе, сохраняли свой обряд. Также не учитывают и то, что католики тоже стали издавать национальные Библии (А куда было деваться? Протестанты зачастую этим и брали).

Другое заблуждение — это примат обряда над сознанием. Отчасти это объясняется тем, что сознание человека во многом осталось языческим: он путает обряд и таинство, и пользуется ими как своеобразной магией, в которой, как известно, следование инструкции играет определяющую роль .

Для того чтобы вы могли лучше увидеть обрядовые отличия православия от католицизма — таблица вам в помощь:

категория подкатегория православие католичество
таинства крещение полное погружение окропление
миропомазание сразу же после крещения в подростковом возрасте конфирмация
причащение в любое время, с 7 лет — после исповеди после 7-8 лет
исповедь у аналоя в специально отведенном помещении
венчание допускается три раза брак нерасторжим
храм ориентация алтарем на восток правило не соблюдается
алтарь огражден иконостасом не огражден, максимум — алтарная преграда
скамейки отсутствуют, молятся стоя с поклонами присутствуют, хотя в старину были маленькие скамеечки для стояния на коленях
литургия по расписанию можно на заказ
музыкальное сопровождение только хор может быть орган
крест отличие креста православного и католического схематичное натуралистическое
знамение троеперстие, сверху вниз, справа налево открытой ладонью, сверху вниз, слева направо
клир иерархия есть кардиналы
монастыри каждый с собственным уставом организованы в монашеские ордена
целибат для монашествующих и должностных лиц для всех выше диакона
посты евхаристический 6 часов 1 час
еженедельные среда и пятница пятница
календарные строгие менее строгие
календарь суббота дополняет воскресенье воскресенье заменило субботу
исчисление юлианское, новоюлианское григорианское
пасхалия александрийская григорианская

Помимо этого, существуют различия в почитании святых, порядке канонизации таковых, праздниках. Различно также и облачение священников, хотя и у православных, и у католиков крой последнего имеет общие корни.

Также при католическом богослужении большее значением имеет личность священника; формулы таинств он произносит от первого лица, а в православном богослужении — от третьего, так как таинство совершает не священник (в отличие от обряда), а Бог. Кстати, количество таинств и у католиков, и у православных одинаковое. К таинствам относятся:

  • Крещение;
  • Миропомазание;
  • Покаяние;
  • Евхаристия;
  • Венчание;
  • Рукоположение в сан;
  • Елеосвящение.

Католики и православные: в чем разница

Если говорить о Церкви, не как об организации, а как о сообществе верующих, то разница в менталитетах все-таки есть. Более того, как католическая, так и православная церкви сильно повлияли как на формирование цивилизационных моделей современных государств, так и на отношение представителей этих наций к жизни, ее целям, нравственности и другим аспектам своего бытия.

Причем сказывается это и сейчас, когда в мире растет число людей, не входящих ни в какие конфессии, а сама Церковь теряет свои позиции в регулировании разных сторон жизни человека.

Обычный посетитель храма редко задумывается над тем, почему он, к примеру, католик. Для него часто это дань традиции, формальность, привычка. Часто принадлежность к той или иной конфессии служит оправданием своей безответственности или способом набрать себе политические очки.

Так, бравировали своей принадлежностью к католичеству представители сицилийской мафии, что не мешало им получать доходы от наркоторговли и совершать преступления. У православных на подобное лицемерие есть даже поговорка: «или крестик снимите, или трусы оденьте».

Среди православных часто встречается такая модель поведения, которая характеризуется другой пословицей — «пока гром не грянет, мужик не перекрестится».

И все же, несмотря на такие различия как в догматах, так и в обряде между нами действительно больше общего, нежели различий. И диалог между нами необходим для сохранения мира и взаимопонимания. В конце концов, и православие, и католицизм - ветви одной Христианской веры. И помнить об этом стоит не только иерархам, но и простым верующим.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: