Техника выполнения кувырка в сторону. Тема: Методика обучения учащихся технике кувырка вперёд. Техника выполнения кувырка вперёд

Один из самых простых акробатических и спортивных элементов, которые доступны для самостоятельного изучения и по силам большинству людей - кувырок , тем не менее, весьма важная ступень для развития в боевых искусствах. Правильно сделанный кувырок в разных ситуациях способен практически полностью погасить инерцию от падения (а значит, и снизить травматизм), неожиданно разорвать дистанцию с противником, даже вырваться из захвата или болевого приема. А про важность кувырков в синоби-ири , например, или при маскировке - типичных навыках ниндзя - и вообще можно не говорить.

Принципиально по форме совершения в тайхэн-дзюцу можно выделить два варианта перемещения по земле с вращением тела:

  • Перекат , при выполнении которого тело вращается вдоль оси, образованной позвоночником
  • Кувырок , с вращением поперёк.

Непонятно, что значит вдоль или поперек? Сейчас разберем процесс кувырка и переката по пунктам.

Как делать перекат

В детстве все хоть раз, но делали перекат, катаясь и резвясь по траве или песку. Во взрослой же жизни этот элемент будет полезен в тех случаях, когда требуется быстро откатиться в сторону и залечь, либо уже из позиции лежа или сидя переместиться на один-два метра вбок. Все перекаты делаются влево или вправо, для того, чтобы перекатиться вперед, Вам нужно будет развернуть корпус на 90 вбок по отношению к той, стороне, куды Вы планируется переместиться. Итак, база для отработки перекатов:

  1. Исходное положение - спокойная стойка, плечи развернуты, ноги слегка присогнуты, руки опущены или слегка разведены в стороны.
  2. Присаживаетесь на ту ногу, в сторону которой планируете перекат (не получается? тогда упражнения на растяжку Вам в помощь!).
  3. Опускаете на землю колено "перекатной ноги" и одновременно кладёте ладони на землю чуть выше и по обе стороны от него. Расстояние между ладонями должно равняться примерно ширине Ваших плеч.
  4. Опускаете корпус к самому колену, фактически, ложитесь на него и толкаетесь другой ногой.
  5. В процессе переката, когда Ваша спина будет полностью на земле (а она должна быть на земле), подтягиваете вторую ногу к груди. В этот момент Вы должны находиться в позе эмбриона - ноги поджаты, руки согнуты в локтях и тоже прижаты.
  6. Перекатившись, выставляете "перекатную" ногу чуть в сторону (чтобы легче было подняться), а опорной становится другая нога.
  7. Поднимаетесь.

Кажется, что сложно? Ничего страшного, перекат практически подсознательно умеют делать все люди - может, не совсем по описанному выше рецепту, но это не основное. Главное, попрактикуйтесь его делать так, чтобы перекат получался у Вас быстро, чётко, без шума и на любой поверхности.

Как делать кувырок

Кувырки входят в стандартную программу обучения физической культуре в школах. Но эти "академические" элементы сослужат Вам плохую службу, если Вы попробуете провести их точно в том же виде, что делали в школе на матах, но на асфальте или паркете. Более подходящий для БИ вариант предлагается ниже.

Внимание, рассмотрен будет вариант кувырка через левое плечо. Для кувырка через правое, поменяйте все боковые стороны на противоположные.

  1. Исходное положение - левосторонняя стойка, левая нога чуть впереди, левое плечо впереди, руки где угодно.
  2. Аккуратно опускаете левое колено на землю, садитесь на левую пятку (то есть сейчас Вы должны касаться земли пальцами левой ноги, левым коленом и правой ступнёй). Внимание, Ваш кувырок будет направлен туда, куда смотрит Ваше левое колено, поэтому, не изгибайтесь сверх нужного. Этот пункт важен для первоначальной отработки, потом вы сможете его пропустить, если захотите.
  3. Кладете правую кисть на землю на расстоянии около 15 см вправо-вперед от левого колена. Правая рука слегка согнута
  4. Поворачиваете голову направо и прижимаете её к правому плечу.
  5. КАК МОЖНО НИЖЕ опускаетесь к земле, просунув левую руку в арку, образованную вашим левым коленом и правой рукой. В идеале вы должны положить левое плечо на пол. Именно плечо, голово должна либо держаться в воздухе, либо лежать на правой кисти.
  6. Толчком левой ноги "запускаете" себя в кувырок. Если Вы все сдалали правильно, и достаточно сильно оттолкнулись, то по поверхности пола Вы должны прокатиться следующими точками: левое плечо (мышцы, а не плечевая кость), середина спины (мышечная подушка слева и справа от позвоночника), правая сторона таза. Траектория соприкосновения - диагональ вашей спины.
  7. В процессе кувырка поджимаете левую ногу, не давая ей тормозить Ваш кувырок и радостно трепыхаться в воздухе, и по завершению садитесь на ней. Правая нога слегка отставлена вперед и фиксирует Ваше тело от дальнейшей инерции.
  8. Поднимаетесь.

Кувырок назад выполняется в обратной последовательности. Как делать кувырок вбок, Вы поймете уже после десятого-двадцатого повторения обычного. Если процесс всё ещё остался непонятен, то видео с Ёсси Шериффом должно немного прояснить ситуацию.

Научилившись более-менее правильно двигаться на мате/матрасе/ковре немедленно переходите к упражнениям на твердой поверхности. Так у Вас будет гораздо меньше неожиданных сюрпризов при возникновении необходимости совершить перекат или кувырок в жизненно важной ситуации (не убиться, например, при прыжке из едущего автомобиля или поезда - очень полезный навык).

Освоив перекаты и кувырки с опорой обеими руками, отработайте эти элементы с использованием только одной руки. Для этого хорошо подойдет дорогой мобильный телефон, зажатый второй рукой. Не хочется разбить? Вот и выполняйте правильно:) А кувырки с оружием в руке (учебным мечом , кунаем , хаппо ...) уже возвездут Вас на более высокую ступень самоуважения.

Перекат и кувырок с одной рукой делается без проблем на асфальте и бетоне? Тогда приступайте к кувыркам вообще без использования рук. Смягчайте падение правильной подстановкой мышц за плечами, и очень скоро Вы убедитесь, что кувырки без рук делаются даже проще чем классические с опорой! Руки, по большей части даже мешают сделать правильный и быстрый элемент. Возьмите в руки палку и поробуйте кувыркнуться через неё. Встаньте в стойку с двуручным мечом и поработайте. У Вас все получится.

Важные моменты:

  • Учитесь выполнять все элементы не отрывая взгляда от цели перед собой, или делая это только на кратчайший промежуток времени. Выберите мишень, покружитесь вокруг неё, не отводя глаз, чередуя бесшумное перемещения, кувырки и перекаты.
  • Попробуйте поработать элементы кувырков и перекатов, спрыгивая с небольшой (сантиметров 10-20) высоты, и постепенно поднимая планку. Метров полутора в конченом итоге будет достаточно.
  • Не гремите костями, научитесь правильно страховать свое падение, производя как можно меньше шума.
  • Ударились головой? Что-то делаете неправильно.
  • Ударились локтями? Точно что-то неправильно.
  • Полностью выпрямленных суставов в БИ (и тем более в ниндзюцу) практически не бывает.
  • Никогда не работайте акробатику в одиночку. Никогда.

Самое главное в работе тайхэн-дзюцу - регулярная тренировка. Синяки проходят за пару-тройку дней, а полученный навык остается с Вами до конца жизни, страхуя и защищая Вас лучше всяких служб безопасности.

  1. Встаньте на гимнастический мат и убедитесь, что вам хватает места. Можно так же потренироваться на траве на открытом воздухе. Найдите ровное место без объектов, которые могут вам помешать. Вы так же можете поэкспериментировать на наклонно поверхности, чтобы сила тяжести помогала вам двигаться во время кувырка.
  2. Займите начальную позицию. Сведите ноги вместе, согните их в коленях и немного присядьте. Поставьте руки на землю перед собой и немного согните локти. Ваши руки должны быть, по крайней мере, на ширине плеч. Это начальная позиция для кувырка. В альтернативном варианте вы можете стоять прямо, вытянув руки над головой. «Нырните» вперед и согните коленки, чтобы оказаться в позиции перед началом самого переворота.
  3. Наклоните голову между рук. Убедитесь, что ваш подбородок прижат к груди. Во время кувырка, не опирайтесь на шею - ваш вес должен прийтись на лопатки. Прижатие подбородка к груди снизит риск повредить шею.
  4. Сделайте кувырок. Прокатитесь лопатками по полу так, чтобы ваше тело подалось вперед, и бедра прошли над головой. Продолжайте прокатываться на спине, держа ее согнутой, и держа руки в указанной позиции.
  5. Не заваливайтесь на сторону- прокатитесь ровно по линии позвоночника. Иначе, вы упадете на бок. Убедитесь, что ваш подбородок прижат, а спина изогнута. Если вы ее выпрямите, то не закончите кувырок.
  6. Выпрямите ноги и оттяните ступни во время кувырка. Согните их только под конец, когда нужно вставать на ноги. Это стандартные позиции кувырка для новичков.
  7. Однако, некоторые гимнасты предпочитают прижимать ноги к животу. Если это поможет вам, попробуйте сделать и так.
  8. Чтобы встать без помощи рук, в конце кувырка полностью поставьте ступни на пол и разогните ноги, не касаясь руками пола. Выпрямите руки над головой, когда встанете на ноги
Советы по выполнению:
  • Прижимайте голову к груди. Это придаст телу шарообразную форму.
  • Научитесь делать кувырок правильно с первых раз. Впоследствии будет тяжелее исправить ошибки, так как они войдут в привычку.
  • Когда вы научитесь делать кувырок, многие остальные трюки будут даваться вам намного легче.
  • Подтягивайте колени к груди, когда начинаете прокатываться на спине. Это даст вам ускорение для легкого выхода на ноги.
  • После освоения кувырка вперед можете переходить к кувырку назад.
Ошибки:
  • Отталкивание из положения упора присев выполнено одной ногой. Голова «гвоздит», т.е. обучаемый втыкаться головой в ковёр. Кувырок осуществлялся не в группировке, а с опорой на руки.
  • разведение ног во время переката на спине.
Помощь при разучивании:

Стоя сбоку на одном колене, одной рукой помочь обучаемому наклонить голову к груди, накладывая эту руку на его затылок, а другой рукой помочь выполнить толчок ногами, удерживая рукой сзади за середину бедра. При слабом отталкивании подтолкнуть обучаемого под бедро снизу.

Все люди любят и стараются сделать элементарные акробатические упражнения, одним из которых является кувырок. Техника выполнения кувырка вперед, а также назад - не такая уж и сложная, как это кажется на первый взгляд.

Базовый элемент акробатики могут выполнить все, но самое главное - делать это правильно. Ведь многие люди просто перекатываются через голову и думают, что не делают никаких ошибок, хотя на самом деле в большинстве случаев выполнение кувырков вперед и назад без хорошего знания теории может привести не только к легким растяжениям, но даже к серьезным травмам.

Кувырок

Кувырок является базовым упражнением в гимнастике. Техника выполнения кувырка вперед или назад на самом деле простая, хотя и требует особого внимания. Базовый элемент такого типа рекомендуется выполнять не только людям, профессионально занимающимся гимнастикой или любым другим видом спорта, но и даже тем, кто довольно редко прибегает к каким-либо физическим упражнениям.

Кувырок помогает совершенствовать собственные акробатические навыки для того, чтобы в будущем выполнять более серьезные трюки, например, сальто вперед и назад.

Подготовка к выполнению

Кувырки вперед и назад, техника выполнения которых предоставлена ниже, являются упражнениями, во время выполнения которых человек осуществляет переворот всего туловища через голову. Все это делается на горизонтальной поверхности. Чтобы правильно исполнить элемент, необходимо четко усвоить основные аспекты, благодаря которым кувырок можно будет сделать правильно и безопасно.

В период обучения требуется уделять особое внимание группировке тела. Это означает, что нужно как можно плотнее прижаться коленями к грудному отделу, при этом округляя позвоночник и сгибая шею, опускать голову вниз, прижимая к коленям. Для этого существуют разминочные упражнения для рук, ног и шеи, которые обязательно необходимо делать перед кувырком.

Как кувыркаться назад

Способов группировки существует несколько: лежа, сидя, а также из положения полуприсев. Перед выполнением кувырка обязательно требуется отточить навыки группировки, чтобы избежать травм. Основное упражнение будет легко выполняться только при хорошо разработанной группировке, а также идеально подобранной скорости толчка при выполнении.

Кувыркаться необходимо на мате. Для кувырка назад исходное положение следующее: в упоре присев на край мата, повернувшись к нему спиной. Далее кувырок выполняется в несколько этапов:

  1. Группировка. Спина округляется, подбородок максимально плотно прижимается к груди, руки обхватывают голени.
  2. Толчок и перекат. Оттолкнувшись ногами, делается перекат на спину.
  3. Переворот. Размыкая ноги и вытягивая их за голову, делается переворот, возвращаясь в исходное положение.

Зная, как кувыркаться назад, уже не так уж сложно будет выполнить упражнение "кувырок вперед". Техника выполнения этого элемента предоставлена ниже. Оба кувырка нуждаются во внимании, и выполнять их рекомендуется поочередно. Это положительно повлияет на позвоночник и значительно улучшит осанку.

Техника выполнения кувырка вперед

Данное упражнение выполняется практически аналогично предыдущему. Его также можно сделать за несколько этапов:

  1. Группировка. Сидя с округленной спиной, руки ставятся на пол, голова наклоняется между рук.
  2. Толчок. Наклоняясь вперед и все еще упираясь руками в пол, ноги отталкиваются от земли.
  3. Кувырок. Делается переворот, без заваливания на бок. Перенося вес, вернуться в исходное положение.
  4. Подъем. После осуществления кувырка ступни четко упираются в пол, ноги разгибаются, а руки выпрямляются над головой.

Для более опытных спортсменов не составит труда сделать сразу 3 кувырка вперед. Техника выполнения этого упражнения достаточно проста. Сделав один кувырок, необходимо четко приземлиться на ступни, а затем сразу же выполнить другой, снова четко стать на ступни, после чего сделать третий.

Длинный кувырок вперед: техника выполнения

Особенностью данной разновидности кувырка вперед является наличие полетного элемента, который осуществляется после отталкивания от поверхности ногами. Когда сделан прыжок, необходимо в безопорном положении согнуть тело в области тазобедренных суставов, а сразу же после прикосновения ладонями к опоре сделать обычный кувырок вперед.

Обучение проходит в такой последовательности:

  • сперва необходимо правильно научиться выполнять обычный кувырок вперед, как описано в технике выполнения, предоставленной выше;
  • затем из того же исходного положения нужно выполнить длинный кувырок, при этом возвращаясь в положение сидя;
  • из полуприседа, отведя обе руки назад, делается кувырок прыжком, который завершается упором присев;
  • последним идет кувырок, выполняющийся после трех шагов разбега, который вновь переходит в упор присев.

Основные ошибки:

  1. Чересчур высокая или слишком низкая траектория, которая должна быть в полетной фазе.
  2. Расположение рук под собственным телом, а также резкое сгибание локтей.

Помимо техники выполнения также необходимо знать меры предосторожности, чтобы не заработать травму во время первой же тренировки. В этом помогут советы профессионалов:

  1. Чтобы не нанести ущерб шее, голову всегда необходимо прижимать к груди.
  2. Не стоит кувыркаться в юбке, так как она мешает правильному выполнению.
  3. Чтобы не стать обладателем множества синяков и мелких ран, следует выполнять упражнение на мягкой поверхности.
  4. Тренироваться нужно в комфортной и эластичной одежде.
  5. Новичкам лучше всего осуществлять первые попытки на батуте, чтобы отработать скорость.

Предупреждения

В первую очередь следует отметить, что сама техника выполнения кувырка вперед и назад не получится правильной, если есть или пить перед тренировкой. Из-за употребления пищи или жидкости во время переворачивания тела будет ощущаться сильный дискомфорт, что часто приводит к тошноте, рвоте и более серьезным последствиям.

Помимо этого, следует сказать, что чрезмерное количество повторений делать запрещается. Это может привести к плохому самочувствию, так как новичков и более опытных людей попросту "укачивает".

На прошлом уроке вы познакомились с ударным элементом и узнали, как его можно использовать в комбинациях. Настало время научиться крутить сальтухи и продолжать прогрессировать в создании личного трикерского стиля.

Сальто - это продвинутый акробатический элемент, который представляет собой переворот в воздухе через голову с приземлением на ноги. Этот элемент достаточно простой технически, но потребует от вас хорошей физической подготовки и координации. К началу знакомства с сальто спортсмену нужно уверенно подтягиваться, отжиматься, высоко прыгать и наработать элементы из

Не пренебрегайте разминкой. Основная нагрузка при освоении сальто идет на голеностопы, колени, тазобедренный сустав, спину и шею, поэтому хорошо разогрейте мышцы и суставы.

Если вы готовы по всем пунктам, тогда дерзайте!

1. Сальто вперед

Сальто вперед - это вращательное движение на 360 градусов и более вперед через голову с приземлением на ноги. Осваиваем переднее сальто с разбега.

1.1. Подводящие упражнения

Переднее сальто, в отличие от заднего, сложнее физически и технически в исполнении, но выполнять его не так страшно, потому что движение осуществляется вперед, а оно более естественно для человека. Чтобы научиться этому движению, вам нужно уметь делать , и , так как в этих элементах тоже присутствует вращение вперед через голову.

Помочь в освоении сальто вперед помогут подводящие упражнения, которые фактически являются составляющими этого элемента.

Для тренировки удобнее всего использовать высокую стопку матов.

  • Вальсет

С элементом вы уже знакомы, он помогал в изучении , и . В случае с сальто он представляет собой «напрыжку» с разбега на две ноги.

Оттолкнитесь одной ногой от пола и подпрыгните вверх, помогайте себе руками.

Приземляйтесь на две ноги на маты, при этом ноги должны быть впереди центра тяжести, руки направлены вверх.

Тренируйтесь до тех пор, пока ваш вальсет не станет невысоким, длинным и интенсивным.

  • Прыжок в кувырок

Отойдите на несколько метров от стопки матов и разбегитесь.

Опустите руки на стопку матов, сгруппируйтесь и запрыгните на нее кувырком.

  • Прыжок в кувырок без рук

Отойдите на несколько метров от стопки матов и разбегитесь.

Перед препятствием оттолкнитесь одной ногой от пола и подпрыгните вверх, руки максимально поднимите вверх: это позволит поднять ваш центр тяжести и увеличить прыжок.

Подбородок прижмите к себе, сгруппируйтесь и запрыгивайте на стопку матов.

Приземляйтесь на верхнюю часть спины и выполняйте кувырок.

Постепенно уменьшайте стопку матов, при этом высоту прыжка и вращения оставляйте наработанной. Это позволит вам после кувырка приземляться на спину, далее - на таз, далее - на корточки.

Распространенные ошибки

1. Преждевременная постановка рук на мат при отработке прыжка в кувырок.

Такая ошибка не позволит вам набрать хорошую высоту.

Руки необходимо перед прыжком максимально поднять вверх, тем самым поднять центр тяжести.

2. Смещение центра тяжести во время вылета в кувырок .

Такая ошибка не позволит набранную скорость перевести в «выпрыг», и вы улетите далеко вперед, элемент не получится.

Выпрыгивать после вальсета необходимо из положения «лодочка», т. е. голеностопы впереди, пресс напряжен, руки подняты наверх и наклонены немного вперед. Такая техника позволит правильно распределить вес и выполнить высокий, красивый элемент.

3. Слабая группировка в кувырке.

Такая ошибка не позволит вам докрутить кувырок до сальто.

Колени нужно хорошо прижимать к плечам сразу после вылета.

1.2. Выполняем сальто вперед

Когда все составляющие сальто вперед у вас уверенно получаются, вы сделали работу над ошибками, тогда можно все навыки объединять. Продолжайте тренироваться на стопке матов. Когда чувствуете контроль движений, постепенно уменьшайте ее.

Разбегитесь и сделайте длинный и мощный вальсет.

Максимально высоко поднимите центр тяжести и выполните вылет наверх.

Выполните кувырок в воздухе, при этом плотно сгруппируйтесь, прижав колени к плечам.

Раскрывайтесь и приземляйтесь на две ноги, при этом ноги должны быть немного согнуты в коленях для амортизации.

1.3. Альтернативное обучение

Если у вас нет большой стопки матов, это не значит, что вам не осилить сальто вперед. Для тренировки можно использовать другое место, на которое не страшно упасть, - песок, опилки, снег или другие мягкие варианты.

Отработайте упражнение «прыжок в кувырок». Задача - делать его как можно выше, а длина пролета должна равняться высоте, тогда приземление будет мягким. Это позволит понять механику движения.

Когда все станет получаться и вы поборете страх, добавляйте группировку к кувырку и выполняйте сальто.

2. Сальто назад

Сальто назад - фактически это кувырок назад во время прыжка.

2.1. Подводящие упражнения

Освоение этого элемента вызывает сложности из-за страха прыгать назад, хотя ничего сложного нет, он даже легче, чем сальто вперед. Во-первых, прыжок наверх предполагает удобное положение для начала вращения. Во-вторых, выполняя заднее сальто, прокрутив 270 градусов, вы уже видите пол и можете поставить ноги или руки, если чувствуете, что недокручиваете кувырок. Методика освоения аналогичная.

  • Прыжок в кувырок

Встаньте спиной к стопке матов, сделайте мощный замах руками наверх, таким образом вы поднимете центр тяжести.

Оттолкнитесь двумя ногами и запрыгните на маты.

Приземляйтесь на верхнюю часть спины, сгруппируйтесь, прижмите подбородок к корпусу и выполните кувырок назад.

Постепенно уменьшайте стопку матов, при этом высоту прыжка и вращения оставляйте наработанной. Это позволит вам после кувырка приземляться на колени, далее - на корточки.

Распространенная ошибка

1. Руки тянутся к ногам, и вылет осуществляется «бомбочкой».

Такая ошибка не позволит выполнить вращение.

Движение необходимо начинать от коленей: именно они дают импульс к скручиванию.

  • Сальто назад с небольшой высоты

Попробуйте отталкиваться в сальто назад с небольшой возвышенности: это позволит дольше находиться в воздухе и научиться выставлять ноги в пол после вращения.

  • Страховка в сальто назад

Страхующий поможет при изучении заднего сальто.

Страховать нужно поддержкой и толчком спортсмена под поясницу и под бедро.

Страхующий должен стоять максимально близко к спортсмену, потому что на вытянутых руках будет сложно удержать вес.

Страхующий должен твердо стоять на ногах и ни в коем случае не опускаться на колени, потому что спортсмен при тренировке может отлететь назад или вперед и нанести травму обоим.

2.2. Выполняем сальто назад

Когда все составляющие сальто назад у вас уверенно получаются, вы не боитесь прыгать без страхующего, тогда можно все навыки объединять. Продолжайте тренироваться на стопке матов. Когда чувствуете контроль движений, постепенно уменьшайте ее.

Сделайте мощный замах руками наверх, таким образом вы поднимете центр тяжести, оттолкнитесь от пола.

Сгруппируйтесь и перекиньте колени через плечи.

Когда увидите пол, раскрывайтесь и приземляйтесь на две ноги, при этом ноги должны быть немного согнуты в коленях для амортизации.

2.3. Альтернативное обучение

Если у вас нет большой стопки матов и страхующего, это не значит, что вам не осилить сальто назад. Можно потренироваться не выходя из дома, подстелив что-то мягкое на пол. Делать это упражнение будет не страшно, потому что вы будете видеть пол и сможете предотвратить болезненное падение в случае ошибки.

Немного присядьте, ладонь поставьте в пол за спиной.

Опираясь на руку, попробуйте перекинуть колени через плечи.

Затем усложняйте задачу. Ставьте руку в пол во время приседа и так же перекидывайте колени через плечи.

Добавьте прыжок, делайте замах рукой назад, ставьте ее в пол и перекидывайте колени через плечи.

Постепенно усложняйте. Ставьте в пол при перекидывании ног локоть.

  • Отработайте «напрыжку» с разбега на две ноги на стопку матов. Это . Он должен быть самой быстрой частью разбега при изучении сальто вперед.
  • Потренируйтесь делать прыжок в кувырок на стопку матов. Перед прыжком руки максимально поднимайте вверх и хорошо толкайтесь ногами.
  • В кувырке ноги плотно прижимайте к плечам, а подбородок - к корпусу.
  • Попробуйте выполнить прыжок в кувырок без рук.
  • Постепенно уменьшайте стопку матов, при этом высоту прыжка и вращения оставляйте наработанной.
  • Попробуйте отталкиваться в сальто с небольшой возвышенности: это позволит дольше находиться в воздухе и научиться выставлять ноги в пол после вращения.
  • Попросите товарища вас подстраховать при отработке заднего сальто. Страховать нужно поддержкой и толчком спортсмена под поясницу и под бедро.
  • Сальто вперед представляет собой: разбег, длинный и мощный вальсет, вылет наверх, кувырок в воздухе, приземление на две ноги.
  • Сальто назад представляет собой: вылет наверх после прыжка, кувырок в воздухе назад, приземление на две ноги.
  • А на следующем уроке Макс научит делать флеш-гейнер, или маховое сальто назад. Это действительно продвинутый уровень. До встречи!

    В видео использована музыка: Mononome–"Fools Rush In".

    Данная методическая разработка включает в себя рекомендации по изучению и обучению техники кувырков вперед, назад.

    Образовательные:

    обучить технике кувырков вперед, назад.

    развивать координационные способности обучающихся

    развивать гибкость обучающихся.

    Воспитательные:

    формировать о обучающихся трудолюбие, стремление к достижению поставленной цели, интерес к занятиям физическими упражнениями.

    Местом для проведения занятий по гимнастике является спортивный зал с мягким покрытием. В качестве оборудования могут применяться маты гимнастические.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

    "Ногинский колледж"

    Методическая разработка

    по дисциплине: Физическая культура

    Тема: Гимнастика. Техника обучения кувырков вперед, назад.

    Выполнила преподаватель физической культуры

    Морозова Елена Сергеевна

    Ногинск 2018

    Введение.............................................................................................................3

    Основная часть..................................................................................................4

    Заключение.......................................................................................................14

    Список литературы..........................................................................................15

    Введение.

    Данная методическая разработка включает в себя рекомендации по изучению и обучению техники кувырков вперед, назад.

    Образовательные:

    обучить технике кувырков вперед, назад.

    Оздоровительные и развивающие:

    развивать координационные способности обучающихся

    развивать гибкость обучающихся.

    Воспитательные:

    формировать о обучающихся трудолюбие, стремление к достижению поставленной цели, интерес к занятиям физическими упражнениями.

    Местом для проведения занятий по гимнастике является спортивный зал с мягким покрытием. В качестве оборудования могут применяться маты гимнастические.

    Основная часть.

    Вводная часть занятия.

    Обычно урок гимнастики начинается с общего построения . В начале урока лучше строиться по длинной стороне зала, на расстоянии 1-2 м от стены, спиной к окнам, в шеренгу по росту. С этого организационного момента должен начинаться каждый урок гимнастики. После сообщения задач урока следует приступить к изучению строевых упражнений, а также заданий в ходьбе и беге.

    Наиболее эффективные средства активизации функций организма - ускоренная ходьба, бег в равномерном темпе, ритмичные прыжки, танцевальные упражнения и игры.

    Особенно важно обратить внимание на необходимость управления бегом. Возглавлять колонну должен обучающийся, умеющий сохранять заданный темп. Заслуживает внимания подбор приемов управления обучающимися при выполнении упражнений: учителя пользуются подсчетом, хлопками, самостоятельным подсчетом учащихся (вслух или про себя), под музыку. С этой же целью можно использовать различные ограничители на углах зала, стрелки, воротца и т. п. При любом способе управления учитель должен иметь возможность делать замечания, исправлять ошибки, подбадривать. При проведении этих упражнений немаловажное значение имеет состояние обучающихся. Так, например, если ученики пришли на урок в несколько возбужденном состоянии (после контрольной работы или очень эмоционального урока), не следует начинать занятия с обучения новым элементам строя и обычной ходьбы. В таком случае лучше применить игры и игровые задания, которые отвлекут учащихся от переживаний, предшествовавших уроку, активизируют их внимание.

    Таковыми могут быть задания следующего типа:

    1. «Смирно!». Ученики выполняют команду учителя только в том случае, если перед ней предварительно сказано слово «класс». Например, «Нале-во!». Если перед командой обращения нет, то выполнять команду не следует. Тот, кто ошибся, должен сделать шаг вперед. Подавать не более 6-8 команд, затем подвести результаты.
    2. «Будь внимательным». По команде «Раз!» все ученики принимают упор присев, по команде «Два!» - о. с, по команде «Три!» - делают хлопок сзади, по команде «Четыре!» - поднимают руки вперед. Команды чередовать.
    3. И. п. - построение в одну шеренгу, 1-2 - приставной шаг левой вперед, 3-4 - поворот направо, 5-6 - приставной шаг правой в сторону, 7-8 - поворот налево.
    4. И. п. - построение в одну шеренгу, расчет на первый, второй. Первые номера: 1-3 - три шага вперед, 4 - приставить ногу. Вторые номера: 1 - упор присев, 2 - упор стоя, 3 - упор -присев, 4 - встать, 5-8 - первые - то, что выполняли вторые, вторые - то, что выполняли первые. Повторить 2 раза.

    Эту же цель преследуют задания, выполняемые во время движения в обход:

    1)И.п. - о.с.8 шагов вперед, 8 прыжков на месте ноги врозь с хлопками над головой. Повторить 2-4 раза.

    1. 8 шагов бега с продвижением вперед, 8 шагов бега на месте, по сигналу «Гоп!» - остановиться, по хлопку - продолжить бег.
    2. Два такта мазурки с продвижением вперед, два такта на месте, прыжки (ноги врозь, скрестно, врозь, вместе). Повторить 2-4 раза.

    Если обучающиеся пришли на урок спокойными и сосредоточенными, можно сразу изучать новые элементы строя и перестроения.

    Подготовительную часть урока обычно завершает выполнение комплекса общеразвивающих упражнений. Для выполнения общеразвивающих упражнений в разомкнутом строю впереди должны стоять меньшего роста. Учитель при демонстрации упражнений использует зеркальный показ. В комплекс общеразвивающих упражнений могут быть включены определенные подводящие упражнения для освоения или закрепления упражнений основной части урока. Такими могут быть различные формы группировок, равновесия, отработка навыков приземления и т. п. Вместо общеразвивающих упражнений в подготовительную часть урока можно включать сравнительно несложные вольные упражнения, выполняемые на 32 или на 64 счета. Основной задачей таких упражнений является развитие координационных способностей и двигательной памяти учащихся, овладение ими школой движений. Для этой цели могут использоваться вольные упражнения для юных гимнастов из старых классификационных программ по спортивной гимнастике или вольные упражнения, составленные самим учителем, например:

    И. п. - о. с. 1 - левую руку в сторону, 2 - правую руку в сторону; 3 - руки вверх скрестно (ладонями вперед); 4 - о. с; 5 - наклон вперед прогнувшись руки в стороны; 6 - о. с; 7 - присед, руки вперед; 8 - о. с, руки в стороны; 9 - мах левой вперед, хлопок руками под ногой; 10 - о. с; 11 - мах правой вперед, хлопок руками под ногой; 12 - о. с; 13 - прыжком ноги врозь, руки вперед; 14 - прыжком о. с; 15 - прыжком ноги врозь, дугами наружу руки вверх, хлопок над головой; 16 - прыжком в и. п. Упражнение выполнить 2 раза.

    Немаловажным фактором для проведения подготовительной части урока гимнастики являются сохранение интереса и предъявление требовательности к ним. Один из приемов повышения интереса к занятиям - использование разнообразных (нешаблонных) упражнений, способов их проведения, методов организации учащихся на уроке. Эффективность занятий значительно повышается, если упражнения выполняются с музыкальным сопровождением. Важную роль в поддержке интереса учащихся к занятиям играют проверка и оценка выполняемых упражнений. Так, в подготовительной части урока можно оценить умение выполнять элементы строя, вольных и общеразвивающих упражнений, знание отдельных команд и терминологии. Проверка и оценка успеваемости по строевым упражнениям проводятся только в тех случаях, когда обучающийся может действовать индивидуально, например, при выполнении поворотов на месте, команд «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», сдаче рапорта и т. п. Общеразвивающие и вольные упражнения могут быть оценены в целом за комплекс, когда он изучен и освоен. Для проверки можно вызывать 3-5 учеников, которые выполняют эти упражнения на оценку. После выполнения каждому ученику сообщаются оценки.

    По ходу урока учитель должен постоянно следить за действиями обучающихся, вносить в них необходимые корректировки, добиваясь максимального приближения качества выполнения упражнений к уровню, возможному при данных условиях и уровне подготовленности. Проявление высокой требовательности учителя к обучающимся повышает его авторитет, а через него и авторитет предмета. Чтобы требовательность к ученикам приносила желаемые результаты, она должна быть постоянной, выполнимой, тактичной, щадящей самолюбие учащихся. Необходимо уметь устанавливать такие взаимоотношения с учениками, которые давали бы возможность учителю в любой момент мобилизовать внимание детей. Тогда можно и нужно время от времени давать учащимся кратковременную (в пределах допустимого) свободу поведения на уроках. Особую требовательность необходимо проявлять при обучении учащихся младших классов элементам строя, основным положениям рук и ног при выполнении общеразвивающих упражнений, умению четко приземляться, осанке, т. е. тем элементам, которые составляют школу движений, школу гимнастики.

    Основная часть занятия.

    Техника кувырка вперед

    Кувырки - вращательные движения тела с последовательным касанием опоры (спиной и ногами) и переворачиванием через голову. Они выполняются вперед и назад. Кувырки вперед могут осуществляться и с полетом после толчка ногами.

    Эти упражнения необходимы для тренировки вестибулярного аппарата, развития ловкости, ориентировки в пространстве, с целью самостраховки при падениях.

    Кувырок вперед из упора присев в группировке. Упражнение выполняется из упора присев. Опираясь руками впереди ступней на полшага, слегка разогнув ноги, начать толчок. Перенести тяжесть тела на руки, одновременно согнуть их, наклонить голову вперед и, до конца разгибая ноги, закончить толчок стопами. Перевернувшись, перекатиться вперед через голову в положении плотной группировки, коснувшись пола сначала затылком, затем шеей, лопатками, спиной и тазом. Перекатываясь на спине, сразу после касания стопами пола отпустить ноги и, посылая руки вперед, встать (рис. 1).

    Основные элементы техники:

    1) толчок ногами в заданном направлении и достаточной силы, обеспечивающий поступательное и вращательное движение;

    2) группировка, помогающая быстрому переворачиванию и переходу занимающегося в конечное положение.

    Правильная группировка помогает быстрее овладеть техникой кувырка. При изучении группировки из различных исходных положений учащиеся получают предварительное представление о разнообразных положениях тела при кувырке. Это позволит перейти непосредственно к подводящим упражнениям.

    Подготовительные и подводящие упражнения к кувырку вперед:

    1) в упоре присев сгибание рук и наклоны головы до касания затылком пола;

    2) перекаты вперед и назад в группировке лежа на спине;

    3) из седа в группировке перекат назад и обратно вперед, отталкиваясь руками у головы.

    Овладев подводящими упражнениями, переходят к изучению кувырка вперед из упора присев с опорой руками впереди ног на расстоянии полшага (такое исходное положение способствует правильному выполнению толчка ногами).

    При обучении кувырку вперед могут встречаться основные и второстепенные ошибки.

    Основные ошибки:

    1) медленное переворачивание и задержка в завершающей фазе кувырка. Причина - слабый толчок ногами или его отсутствие;

    2) толчок ногами вверх, a не вперед, в результате - удар спиной о пол. Это происходит, когда руки при опоре расположены близко к ногам, голова преждевременно наклонена вперед или во время разгибания ног вес тела не передается на руки;

    3) опора головой о пол. Это случается, когда голова не наклонена вперед или руки при опоре расположены слишком близко к ногам;

    4) неправильная группировка: а) слишком поздняя - захват за ноги выполнен при завершении переката; б) неполная - недостаточно согнуты ноги и колени не подтянуты к груди; в) отсутствует захват руками за ноги;

    5) неправильное завершение кувырка (преждевременное вставание до прихода в присед), вследствие этого - потеря равновесия назад;

    6) опора руками сзади при завершении кувырка (при вставании).

    Второстепенные ошибки:

    1) неправильное положение кистей при опоре (пальцы развернуты кнаружи или внутрь);

    2) кисти расположены не на ширине плеч (слишком узко или широко) или не на одной линии (одна кисть впереди другой);

    3) неправильный захват голеней при группировке (за голеностопные суставы или за колени).

    МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.


    При изучении кувырка вперед нужно повторить группировку и перекаты в группировке лежа на спине с переходом в сед и присед в группировке.

    При выполнении кувырка вперед нужно делать толчок ногами, что содействует движению вперед до полного вращения и дает возможность встать на ноги.

    Часто при изучении кувырка вперед учащиеся ставят руки близко, как при упоре присев. В таком положении голова оказывается впереди рук, а при выполнении кувырка вес тела приходится на голову.

    При опускании на лопатки затылок должен касаться пола на линии кистей. Такое положение рук очень важно при быстром выполнении кувырка, в противном случае не исключена возможность удара головой о пол.

    Для того чтобы избежать получения травмы, в момент переворота через голову необходимо уметь контролировать свое тело в упоре на руках и переносить его (центр массы тела) через точку опоры (руки). Исходя из этого, предлагается определенная последовательность этапов обучения кувырку вперед.

    ВНИМАНИЕ! После общей разминки перед разучиванием кувырка вперед необходимо выполнить несколько специальных упражнений для мышц шеи и спины: наклоны головы (вперед, в сторону); повороты головы; вращения головой; исходное положение - руки за головой, надавливая на затылок, максимально наклонить голову вперед; исходное положение - то же, полуприсед с касанием лбом коленей.

    На начальном этапе обучения необходимо дать учащимся представление о кувырке вперед. Они должны познакомиться с гимнастической терминологией (группировка, упор присев, упор стоя согнувшись, перекаты и т. д.).

    На этом этапе большое значение имеет метод показа и объяснения. Показ упражнения должен быть безошибочным. Учитель обращает внимание учащихся на составные части упражнения с таким расчетом, чтобы во время его выполнения они знали, на что нужно обратить внимание. Обучающийся должен знать, что:

    1. выполняя толчок ногами, необходимо полностью их выпрямить;
    2. подавая плечи вперед, следует наклонить голову на грудь;
    3. переворачиваясь через голову, необходимо сгруппироваться, захватывая руками середину голеней.

    Обычно упражнение делят на несколько составных частей, к каждой из которых подбирают подготовительные (позволяющие развить необходимые мышечные группы) и подводящие (максимально доступные, позволяющие ознакомиться со структурой изучаемого упражнения) упражнения. Отрабатывается каждая из частей, а затем отдельные части соединяются в единое целое.

    На этапе углубленного обучения целесообразно разделить упражнение на две части: 1) переворот через голову; 2) перекат в группировке в упор присев из положения лежа на спине. Начать изучение следует с более легкой второй части (перекат в группировке в упор присев из положения лежа на спине), параллельно отрабатывая отдельные элементы кувырка вперед.

    Последовательность обучения:

    1. Перекаты в группировке лежа на спине.

    2. Перекаты из положения группировки сидя на краю мата . В положении группировки сидя на краю гимнастического мата (рис. 2), ноги максимально согнуты (стопы несколько разведены), кисти захватывают ноги за голени ниже колен и притягивают их к плечам, локти прижаты к туловищу, левая рука захватывает только левую ногу, правая рука - правую, колени слегка разведены, голова максимально наклонена вперед и находится между коленей. Это необходимо, чтобы придать туловищу более «округлое» положение и избежать удара лицом о свои колени во время выполнения кувырка.

    рис 2

    При перекате назад следует слегка отвести плечи назад (ослабить группировку), а в момент касания лопатками пола опять плотно сжать группировку. Для переката вперед нужно слегка разогнуть ноги в коленном и тазобедренном суставах и потянуться пятками вперед-вверх. Как только тело начало перекатываться на спину, резко прижать к туловищу ноги, стараясь коснуться пятками пола.

    3. Перекаты в группировке из положения упора присев : присед колени вместе, опора руками на ширине плеч на уровне коленей, плечи над кистями, голова прямо, смотреть перед собой.

    Перекаты в группировке из положения упора присев могут выполнять на:

    а) полу (облегченный вариант, при котором разный уровень опоры позволяет учащимся легче выполнить заключительную часть переката). Исходное положение - упор присев на полу, пятки слегка касаются края мата, перекат на спину; перекат в упор присев на полу;

    б) гимнастическом мате.

    Во время выполнения перекатов важно обращать внимание учащихся на необходимость постоянно контролировать скорость переката на лопатки и не допускать случайного переворачивания через голову.

    После того как учащиеся овладеют выполнением заключительной части кувырка, можно переходить к изучению первой, наиболее травмоопасной, части - перевороту через голову.

    4. Обучение перевороту через голову . Учителю необходимо разъяснить учащимся, что:

    а) кувырок выполняется с обязательной опорой на руки; голова может касаться опоры затылком, но не опираться на нее;

    б) для того чтобы перевернуться через голову, нужно перенести тело (центр массы тела) через точку опоры.

    Исходя из этого учащиеся должны научиться удерживать свое тело на согнутых руках и перемещать его через точку опоры.

    Первое, что необходимо прочувствовать учащимся, - движение спины за счет разгибания ног. Для этого выполняют следующее подводящее упражнение: начинать движение с разгибания ног из упора присев в упор стоя согнувшись, перенести массу тела на руки, смотреть на кончики пальцев рук, округлить спину (рис. 3).

    рис 3

    Прочувствовать положение упора на согнутых руках поможет второе упражнение: из упора стоя согнувшись - сгибание и разгибание рук (рис. 4).

    рис 4

    Третье упражнение позволит скоординировать движение рук и ног: из упора присев (руки примерно в 1 м от ног) - упор стоя согнувшись с согнутыми руками (рис. 5).

    рис5

    Упражнение выполняют на четыре счета: счет 1 - разогнуть ноги, поднять спину - счет 2 - согнуть руки - счет 3 - разогнуть руки - счет 4 - вернуться в исходное положение.

    То же упражнение, но выполняется на два счета: раз - разгибая ноги, поднять спину и одновременно с этим согнуть руки; два - вернуться в исходное положение.

    Необходимо стараться выполнять данное упражнение максимально слитно.

    5. Кувырок вперед в целом . При выполнении данного упражнения необходима страховка. Страхующий находится сбоку от занимающегося, одной рукой поддерживает его под плечо, помогая контролировать упор на согнутых руках, другой рукой - под колени, помогая перевернуть тело через точку опоры (стрелками обозначены места поддержки) (рис. 6).

    рис 6

    Разучивание новых гимнастических упражнений всегда связано с повышенной опасностью получения различных травм, поэтому учитель обязан не только строго соблюдать правила безопасности, но и подобрать такие подготовительные и подводящие упражнения, которые максимально снижали бы риск травмы и одновременно с этим позволяли успешно освоить изучаемое упражнение.

    Реализация данной методики по выполнению кувырка вперед позволяет учащимся в дальнейшем легче освоить длинный кувырок вперед и кувырок прыжком.

    Техника кувырка назад

    Кувырок назад в группировке из упора присев (рис. 7). Из упора присев, оттолкнувшись руками от пола, садясь на пол ближе к пяткам, сгруппироваться, подтянуть колени к плечам, голову наклонить вперед и начать перекат назад. Перекатываясь на спину, лопатки и на шею, быстро поставить руки на уровне головы ладонями на пол (пальцами к плечам) и, опираясь на них, перевернуться через голову, прийти в упор присев. Во время кувырка ноги не разгибать.

    рис7

    Основные элементы техники:

    1) активный перекат назад в группировке, получаемый за счет толчка руками и потери равновесия назад, обеспечивающий вращательное движение тела назад;

    2) опора руками, способствующая правильному завершению кувырка (в положение упора присев).

    При обучении этому элементу важно правильно и качественно произвести объяснение техники выполняемого упражнения. Необходимо, чтобы ученики последовательно усвоили следующие положения: руки ставятся на мат в момент касания его затылком, разгибание ног выполняется до касания носками мата, разгибание рук должно облегчить переворачивание через голову, голова наклонена на грудь.

    Подготовительные и подводящие упражнения к кувырку назад:

    1) в стойке на лопатках опускание прямых ног до касания пола;

    2) выпрямление рук из упора присев на руках и головe;

    3) перекаты вперед и назад:

    • из упора присев выполнить перекат назад с опорой руками на уровне головы (пальцы к плечам); при обратном движении сгруппироваться и перекатом вперед вернуться в упор присев;
    • из упора присев выполнить перекат назад с опорой руками за головой, прямыми ногами коснуться мата за головой;
    • используя гимнастический мостик, накрытый гимнастическим матом, из упора присев выполнить кувырок назад в группировке в упор присев.

    При обучении могут встретиться следующие основные ошибки :

    1) трудность в переворачивании через голову - происходит при неправильной опоре руками и при разгибании ног в тазобедренных и коленных суставах во время переворачивания через голову;

    2) болезненные ощущения мышц шеи, что бывает при отсутствии активной опоры на руки во время переворачивания через голову.

    В дальнейшем кувырки назад нужно изучать из различных исходных положений:

    1) из седа выполнить кувырок назад в стойку на коленях и в упор присев. Предварительно нужно сделать наклон вперед;

    2) из основной стойки быстро принять упор присев и выполнить кувырок назад;

    3) кувырок назад с шага назад;

    4) из стойки лицом к мату прыжком выполнить поворот кругом в присед и кувырок назад.

    Заключительная часть занятия

    Каждый урок должен заканчиваться организованно. Поэтому, убрав снаряды, учащиеся выстраиваются на одной из границ зала в одну шеренгу.

    Для заключительной части урока целесообразно подбирать такие упражнения, которые снимают воздействия физической нагрузки, приводят организм в спокойное состояние и в то же время вырабатывают умение ориентироваться в пространстве и времени. Для этой цели можно рекомендовать ряд упражнений отвлекающего характера.

    Например, 4 шага - строевым, 4 шага - обычным; по сигналу учителя «раз» все идут с поднятыми в стороны руками; по сигналу «два» - ходьба, руки на поясе; по сигналу «три» - обычным шагом; по сигналу «четыре» - основная стойка.

    Заключение.

    Формирование физической культуры личности будущего профессионала;

    Развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;

    Формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;

    Овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта знаний специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта.

    Список литературы

    1. Гавердовский, Ю.К. Техника гимнастических упражнений: Попул. учеб. пособие. - М.: Тера - Спорт, 2002. - 512 с.

    2. Гимнастика: Учеб. для студентов вузов / Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. - М.: Академия, 2001. - 448 с.

    3. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте/ Ю.Д. Жедезняк, П.К. Петров - М.: Академия, 2001. - 264 с.

    4. Петров П.К. ПЗО Методика преподавания гимнастики в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 448 с.




    Есть вопросы?

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: