Японские пт сау второй мировой. Японские танки. История японского танкостроения

В 1930-е гг. японские бронетанковые части получили возможность испытать свои силы в боевой обстановке – в Китае. В 1935 г. смешанная механизированная бригада действовала под Шанхаем, а в 1937 г. вместе с 3-м танковым полком – на севере Китайской республики. В Манчжурии тогда использовалось всего порядка 400 танков.

В боях с советскими частями на реке Халхин Гол в 1939 г. японцы задействовали группу средних танков «тип 89» под командованием полковника Йошимаро (две роты по 10 танков) из
состава 3-го танкового полка и группу легких танков «Тип 95» «Ха-Го» (три роты по 10 машин каждая) под командованием полковника Тамада из 4-го танкового полка. Танки поддерживали артиллерия, зенитная батарея, саперы, транспортные подразделения.

В ходе июльских боев выяснилось полное превосходство советской бронетехники над японской. Маневренные танки БТ-7 и бронеавтомобили БА-10 за счет более скорострельных орудий имели больше шансов выжить в прямом столкновении, нежели их противники из страны Восходящего солнца.

7 декабря 1941-го японцы приступили к вторжению на Филиппины и в Малайю. 10 декабря началась высадка передовых частей 14-й армии генерала Хомма на о. Лусон, а 22 - 24 декабря высадились главные силы армии. На Филиппинах японские танки впервые столкнулись с американскими — с ноября 1941 г. на Лусоне дислоцировалась танковая группа из 180 М3 «Стюарт» и 50 75-мм САУ Т12. Японцы высадили здесь подразделения 4-го и 7-го танковых полков и несколько танковых рот. Танки доставлялись к берегу на десантных баржах и сразу сходили с них на берег. С первых столкновений 22 и 31 декабря 1941 г. до последнего боя 7 апреля 1942-го основную роль здесь играли легкие «Ха-го», хотя средние «Чи-ха» также участвовали в боевых действиях. Обычно танки возглавляли атаки пехоты, иногда совершали быстрые броски к объектам, уже захваченным парашютистами для окончательного слома сопротивления противника.

Подразделения 7-го танкового полка захватили несколько легких «стюартов». Трофеями японцев стали и САУ Т12 (на шасси полугусеничных бронетранспортеров), которые в 1944 - 1945 гг. они использовали на Филиппинах против американцев. Отход американо-филиппинской группы войск к укреплениям на полуострове Батаан свел действия японцев к штурму полуострова и острова-крепости Коррехидор. В боях на Батаане «Чи-ха» действовали уже активнее, иногда применяя дымовые гранатометы. После захвата Батаана был сформирован десантный отряд для высадки на Коррехидор. Предыдущие бои показали малую эффективность 57-мм орудий «Чи-ха» в танковых боях с высокоподвижными, маневренными «стюартами», к тому же способными вести огонь с больших дистанций. Поэтому в состав отряда кроме роты «Чи-ха» включили два «Шинхото Чиха», доставленных ранее на Батаан и введенных в состав 7-го танкового полка. Любопытно отметить, что командир этой танковой роты майор Мацуока действовал на трофейном «Стюарте». Высадка 5 мая 1942 г. на Коррехидор стала боевым дебютом «Шинхото Чи-ха».

Японская 25-я армия генерал-лейтенанта Ямасита, вторгшаяся в Малайю и имевшая 211 танков в составе 1-го, 6-го и 14-го танковых полков, быстро продвигалась к о. Сингапур. Наступление на остров с севера, то есть со стороны суши, британцы считали невозможным, тем более с использованием танков. Японцы думали иначе. Пересеченная, покрытая джунглями местность действительно сильно затрудняла действия машин, двигаться им приходилось в основном колоннами по редким дорогам. В этих условиях танки использовали еще и как транспортное средство для перевозки имущества. В качестве маскировки экипажи применяли «юбки» из пальмовых листьев или другой растительности, укрепляя их на корпусах и башнях.

Потери танков были незначительны, чему немало способствовал недостаток противотанковых средств у противника и господство японской авиации в воздухе.

Операция началась 7 декабря, а уже 11-го 1-й танковый полк успешно атаковал линию обороны Джитра. По свидетельству англичан, появление японских средних танков 6-го танкового полка 7 января 1942 г. у Куала-Лумпуру в Силаногре «внесло неописуемое смятение». Японские танки форсировали реку и не только прорвали британскую оборону, но и захватили богатые трофеи, включая исправные бронеавтомобили и легкие БТР. Для поддержки частей, переправившихся 9 февраля на Сингапур, японцы провели танки через Джохорский пролив по железнодорожной дамбе. 15 февраля Сингапур был захвачен японскими войсками, и танки сыграли в этом большую роль.

В боях в Бирме (21 января - 20 мая 1942 г.) 15-я японская армия генерала Ида использовала танки 1-го, 2-го и 14-го танковых полков. 29 апреля они перерезали Бирманскую дорогу, а 30 апреля вступили в г. Лашио — важный узел коммуникаций. В Бирме японские танкисты участвовали в боях со «стюартами» британского 7-го гусарского полка. Кроме того, здесь действовали и Т-26 китайской 200-й механизированной дивизии, но в танковых боях с японцами они не участвовали.

После высадки 7 августа 1942 г. 1-й дивизии морской пехоты США на о. Гуадалканал (в группе Соломоновых островов) и продвижения ее в глубь острова японцы 16 октября высадили на остров десант Сумимоши, усиленный 1-й отдельной танковой ротой, которая была укомплектована ветеранами 4-й роты 2-го танкового полка. После ряда местных стычек 26 октября японцы попытались форсировать реку Матеника и атаковать позиции американской морской пехоты на противоположном берегу. Из 12 «Чи-ха», пытавшихся перейти реку вброд, большинство было потеряно от огня 37-мм противотанковых пушек. Собственно на этом танковые бои и закончились. Перебросить подкрепления из Рабаула японцы не успели и 1 - 7 февраля 1943 г. скрытно эвакуировались с Гуадалканала.

1943 год стал переломным — как Германия в Европе, так и Япония в Азии и на Тихом океане вынуждена была перейти к стратегической обороне. Японские гарнизоны на Марианских островах, входивших во внутренний пояс обороны Страны восходящего солнца и имевших стратегическое значение, были усилены подразделениями 9-го танкового полка полковника Хидеки Гото: 1-я и 2-я роты (29 танков «Ха-го» и «Чи-ха») находились на о. Гуам, 3-я, 5-я и 6-я — на о. Сайпан. Кроме того, на последнем дислоцировались «Ха-го» отдельной танковой роты десантного отряда, а на Гуаме — 24-й отдельной танковой роты (9 танков). Имелись здесь и плавающие «Ка-ми», а в системе ПТО использовались 47-мм пушки «Тип 1».

15 июня 1944 г. на Сайпан высадился американский десант в составе 2-й и 4-й дивизии морской пехоты с плавающими танками, 16 июня — 27-я пехотная дивизия. Японцы использовали свои танки для контратак совместно с пехотой, но понесли тяжелые потери от огня пехотных противотанковых средств и танков М4 «Шерман». 16 июня вице-адмирал Нагумо отдал приказ о проведении очередной контратаки. Под командой полковника Гото на остров вместе со 136-м пехотным полком направили 44 танка: «Ха-го», «Чи-ха», «Шинхото Чи-ха» из состава 9-го танкового полка и «Ка-ми» из десантной танковой роты. Танки скрытно высадились в тылу у закрепившейся на западном берегу американской морской пехоты, но на галечных пляжах Гарапан произвели много шума своими гусеницами. Морские пехотинцы успели вызвать взвод «шерманов» и несколько самоходных противотанковых установок МЗ. 11 танков японцы потеряли уже на пляже. Тем не менее в 2 часа утра 17 июня 40 японских танков с пехотой на броне (редкий для японцев тактический прием) пошли в атаку. Им пришлось двигаться по открытой местности. Часть танков достигла позиций морской пехоты, но при свете осветительных снарядов, выпущенных с кораблей, американцы подбили несколько танков огнем реактивных гранатометов «Базука» и 37-мм противотанковых пушек. Остальные, пытаясь обойти подбитые машины, застряли на топких местах и слабом грунте и оказались неподвижными мишенями. После контратаки американской морской пехоты с танками и САУ у японцев осталось только 12 танков — по 6 «Чи-ха» и «Ха-го». Часть из них погибла 24 июня в неравном бою с «шерманами» (роты «С» 2-го танкового батальона морской пехоты), остальные — чуть позже в столкновениях с М5А1 «Стюарт» армейских подразделений (по другим данным — от огня 37-мм противотанковых пушек). Сайпан был захвачен американцами только к 9 июля и стоил обеим сторонам тяжелых потерь.

Когда 21 июня 3-я дивизия морской пехоты и 77-я пехотная дивизия США высадились на Гуам, японские силы на острове включали 38 танков «Ха-го» и «Чи-ха», сосредоточенных у западного берега, куда и высаживались американцы. В первых столкновениях участвовали только «Ха-го», хотя «Чиха» принесли бы больше пользы — легкие танки быстро оказались подбиты. 11 «Чи-ха» 2-й роты 9-го полка, находившейся к началу высадки в составе 48-й отдельной смешанной бригады у Аганы, оттянули к Тараге на северном берегу. Их использовали для поддержки пехоты в ночных атаках. Удачную атаку провели, например, пять «Чи-ха» в ночь с 8 на 9 августа на позиции морских пехотинцев, чьи «базуки» оказались выведены из строя из-за дождя. Но уже на следующий день американские «шерманы» атаковали японский опорный пункт, подбили два танка и захватили семь — те либо были неисправны, либо не имели горючего. 10 августа сопротивление на Гуаме японцы прекратили.

Сайпан и Гуам стали местом наиболее интенсивного применения японских танков на Тихоокеанском ТВД. 16 июня на Сайпане они провели и свою последнюю массированную атаку. Бои здесь продемонстрировали и полное несоответствие «Чи-ха» требованиям времени — эти танки легко подбивались огнем американских «базук», танковых и противотанковых пушек, были случаи поражения этих машин огнем крупнокалиберных пулеметов и винтовочными гранатами.

На Филиппины в распоряжение 14-й армии (14-го фронта) средние танки «Чи-ха» и «Шинхото Чи-ха» прибыли из Маньчжурии в январе 1944 г. в составе частей 2-й танковой дивизии. Вскоре 11-й танковый полк был усилен «Шинхото Чи-ха», переименован в 27-й отдельный танковый полк и направлен на Окинаву. Таким образом, на о. Лусон остались три танковых полка (в каждом по одной роте легких и одной — две роты средних танков)— всего 220 танков, включая «Шинхото Чи-ха», а также САУ «Хо-ни» и «Хо-ро». На о.Лейте имелись легкие «Ха-го» и несколько устаревших средних «Тип 94» 7-й отдельной танковой роты. Этим силам предстояло встретиться более чем с 500 американскими танками и САУ.

20 октября 1944 г. четыре пехотные дивизии 6-й американской армии высадились на о. Лейте, а к 28 декабря бои там уже закончились. Средние «Тип 94» были потеряны при попытке отбить взлетные полосы. Здесь стоит отметить, что борьба за тихоокеанские острова являлась не столько попыткой взять контроль над ключевыми точками морских коммуникаций, сколько захватить аэродромы. После того как японские танки на о.Лейте не смогли провести ни одной более-менее удачной контратаки и оказались в большинстве своем подбиты, генерал Ямасита решил использовать их на Лусоне в качестве стационарных огневых точек, распределив по опорным пунктам пехотных подразделений и поставив задачу задержать продвижение американских частей. Танки окапывали и тщательно маскировали, для них готовили по нескольку запасных позиций. Для маскировки экипажи натягивали на корпус и башню проволочные сетки, на которые крепили ветки, листья, траву. Защищенность лобовой части башни увеличивалась за счет навешивания запасных траков, что в принципе было нехарактерно для японских танкистов. Подготовленные таким образом машины служили ядром опорных пунктов, отличавшихся друг от друга размерами и силами. Так, пункт у Урданета имел 9 боевых единиц, отряд Шигеми у Сан-Мануэль — 45 (7-й танковый полк, в основном «Шинхото Чи-ха»), отряд Ида у Муноз — 52 (6-й танковый полк).


Высадка 1-го и 14-го корпусов 6-й американской армии на Лусон началась 9 января 1945 г. 17 января произошел танковый бой у Линман-гансен — «шерманы» роты «С» 716-го американского танкового батальона подбили 4 «Шинхото Чи-ха» 7-го танкового полка японцев. 24 января та же американская танковая рота атаковала отряд Шигеми у Сан-Мануэль при поддержке 105-мм самоходных гаубиц М7.

анним утром 28 января 30 оставшихся в строю машин этого отряда в сопровождении пехоты пошли в контратаку, но в большинстве своем были подбиты огнем танков и САУ, причем сами американцы потеряли лишь три «шермана» и одну М7. 30 января прорывающаяся из окружения колонна из 8 «Чи-ха» и 30 автомобилей была расстреляна у Умунган.

Отряд Ида также вел бои в окружении с 1 февраля. Попытку прорыва пресек огонь американской артиллерии и легких танков — «стюартов». Все японские танки оказались подбиты. 10-му танковому полку также не повезло — 29 января его колонна попала под огонь самоходных установок М10 637-го американского противотанкового батальона, подбивших четыре «Шинхото Чи-ха». К 5 мая американцы уничтожили на Филиппинах 203 «Чи-ха» и «Шинхото Чи-ха», 19 «Ха-го», 2 «Хо-ро». 2-я танковая дивизия выполнила приказ, задержав продвижение американцев в глубь острова, но заплатила за это слишком большую цену — она просто перестала существовать.

После захвата Филиппин центр внимания американского командования переместился на острова Формоза, Окинава и Иводзима, которые могли служить авиационными базами для непосредственного нападения на японские острова. 19 февраля 1945 г. 5-й десантный американский корпус при поддержке 200 плавающих танков начал высадку на о.Иводзима. Здесь дислоцировался 27-й японский танковый полк, имевший 28 танков — в основном «Чи-ха» и «Шинхото Чиха». Командовавший ими подполковник Ниши намеревался использовать «Шинхото Чи-ха» в качестве кочующих противотанковых орудий, что в целом соответствовало обстановке и возможностям танков. Однако чаще они применялись на окопанных стационарных позициях. Не имея возможности отойти, эти танки вскоре поражались огнем артиллерии или «базук» 1-й отдельной танковой роты, американской морской пехоты. Впрочем, по крайней мере один опорный пункт, в котором находились три «Шинхото Чи-ха», оказал очень упорное сопротивление. Не случайно бои на маленьком острове шли до 26 марта. Вслед за этим американцы 1 апреля высадили четыре дивизии 3-го десантного и 24-го корпусов на западный берег Окинавы. Десантные силы включали более 800 танков и САУ, а также большое количество плавающих танков и БТР. Японская же 32-я армия располагала здесь только подразделениями уже упомянутого выше 27-го танкового полка, размещенными в северной части острова — всего 13 «Ха-го» и 14 «Шинхото Чи-ха».

Практически все эти машины были потеряны при попытке контратаки 5 мая. Бои на Окинаве шли до 21 июня, но в самых ожесточенных схватках танки участия уже не принимали.

После поражения 2-й танковой дивизии на Филиппинах японское командование не стало рисковать оставшимися частями и перебрасывать дополнительно танки на Окинаву (да и сама возможность этого в силу полного господства американцев на море была более чем сомнительна), хотя остров и считался этнически японской территорией. Так закончились боевые действия японских танковых сил на Тихом океане.

На континенте боевые действия развернулись в Бирме и Китае. В Бирме после нескольких «пробных» операций в 1943 г. союзники в начале следующего года перешли в наступление. К началу боев с британско-индийскими и американо-китайскими войсками танковые силы японцев составлял только 14-й танковый полк. Причем его 4-я рота была вооружена трофейными «стюартами», но после боев с британскими танками роту усилили «Шинхото Чи-ха». В таком составе это подразделение участвовало в боях с американцами у Мьитькина в первые дни августа 1944 г. В марте 1945-го последние японские танки в Бирме были потеряны в столкновениях с «шерманами» на дороге Мьитькина — Мандалай. К 6 мая союзники полностью отвоевали Бирму.

В Китае базировалась 3-я японская танковая дивизия, включавшая 5-ю (8-й и 12-й полки) и 6-ю (13-й и вновь сформированный 17-й полк) танковые бригады. В 1942 - 1943 гг. японцы использовали танки эпизодически в про-тивопартизанских операциях, в частных наступлениях на 8-ю Народно-освободительную армию Китая в Пограничном районе, против гоминьданов-ских войск в районе Ичана. 8-й полк в 1942 году был переброшен на о. Новая Британия.

В ходе осеннего наступления 1943 г. в Китае части 3-й танковой дивизии применялись для захвата аэродромов, с которых в это время начались налеты бомбардировщиков В-29 на промышленные объекты Маньчжурии и о. Кюсю. В 1944 г. 6-ю танковую бригаду вывели из состава дивизии и направили к монгольской границе, так что из собственно танковых частей 3-я дивизия сохранила лишь 12-й полк. В таком виде она была придана 12-й армии. После включения в ее состав еще двух мотопехотных полков дивизия превратилась скорее в механизированную или усиленную моторизованную, нежели танковую. Но именно в это время перед танковыми подразделениями начали ставить решительные задачи.

В апреле 1944-го началось наступление на гоминьдановские войска в направлении на Лоян, Синьань и вдоль железной дороги Ханькоу - Чанша - Хэнян - Кантон. Его задачей являлся захват магистрали, ведущей к корейскому побережью и в направлении на Ханой, последующий разгром китайских войск и соединение Северного, Центрального и Южного фронтов японских экспедиционных сил. В рамках этой «Операции № 1» действовала 12-я армия. 3-я танковая дивизия, следуя за пехотой вместе с 4-й кавалерийской бригадой, приняла участие в ряде боев. При этом танки, мотопехота и кавалерия вели маневренные действия, совершали охваты, дальние (до 60 км в сутки) обходные марши. При их активном участии 5 мая был захвачен Линьчжоу, 25 мая — Лойанг. К середине осени японцы заняли более 40 городов, включая Чанша, Хэнян, Гуйлинь, Шаочжоу, Наньин, аэродромы у Хэнян, Лючжоу, Гансяне. Этот успех во многом объяснялся слабостью ПТО противника. При штурме населенных пунктов танки использовались для обстрела ворот или проломов в стенах, окружавших большинство китайских городов, с дальности пулеметного огня. После входа пехоты в город часть танков действовала впереди нее, а другие направлялись в обход, чтобы отрезать противнику пути отхода. 3-я танковая дивизия и 4-я кавалерийская бригада приняли также участие в наступлении на американскую авиационную базу у р. Лаохахэ весной 1945 гг. В начавшейся 22 марта операции и захвате аэродромов 3-я танковая дивизия решала скорее вспомогательные задачи, но танкисты сыграли немаловажную роль в закреплении успеха и отражении китайских контратак (например, в апреле в Сычуани). После этого 3-ю дивизию с остальными силами оттянули к северу, к Бэйпину (будущий Пекин). Интересно, что после капитуляции Японии 3-я танковая дивизия не была полностью разоружена — американцы и гоминьдановцы использовали ее для защиты Бэйпина от захвата Народно-освободительной армией, пока в ноябре 1945 г. ее не сменила 109-я гоминьдановская дивизия.

Весьма характерно для тогдашней обстановки в Китае — разоружение японских войск здесь закончилось лишь в феврале 1946-го. К началу Маньчжурской наступательной операции советских войск 1945 г. Квантунская армия под командованием генерала Ямада, насчитывавшая более 1 млн. человек, включала 1-ю и 9-ю отдельные танковые бригады, базировавшиеся соответ ственно в районах городов Шахэ (к югу от Мукдена) и Телин (к северо-западу от Мукдена), 35-й танковый полк вместе с 39-й пехотной дивизией размещался у г. Сыпингай. 9-я бригада служила танковым резервом Квантунской армии. Эти районы находились в полосе 3-го Западно-Маньчжурского фронта. Японские танковые силы были значительно ослаблены потерями в осеннем наступлении 1944 г. в Китае и перебросками части подразделений и техники на Японские острова.

Всего Квантунская группировка вместе с 17-м Корейским фронтом к августу 1945 г. имела 1.215 танков. Советские войска насчитывали 1,7 млн. человек и 5,2 тыс. танков и САУ.

9 августа советские войска Забайкальского, 1-го Дальневосточного и часть сил 2-го Дальневосточного фронтов перешли в наступление. В боях с Красной Армией в августе — сентябре японские танки практически никак себя не проявили и были захвачены в основном в парках. Войскам Забайкальского и 1-го Дальневосточного фронтов, например, досталось, таким образом до 600 исправных японских танков.

«Чи-ха» и «Шинхото Чи-ха» 11-го танкового полка вместе с частями 91-й пехотной дивизии находились на островах Шумшу и Парамушир Курильской гряды, занятой войсками 5-го японского фронта. Они приняли участие в боях с советскими войсками 2-го Дальневосточного фронта, проводившими Курильскую десантную операцию. Кроме того, на Курилах японцы имели две отдельные танковые роты. Для противодействия советскому десанту (101-я стрелковая дивизия с батальоном морской пехоты) на о. Шумшу 18 - 20 августа 1945 г. японцы дополнительно перебросили танки с о. Парамушир. Артиллерийскую поддержку советского десанта обеспечивали корабли Тихоокеанского флота. Об ожесточенности боев свидетельствуют останки «Шинхото Чи-ха», и поныне ржавеющие на острове. Шумшу и Парамушир были очищены от японцев 23 августа, а все Курильские острова — к 1 сентября. 2 сентября Япония капитулировала.

Несколько слов о танках, предназначавшихся для обороны Японских островов. Весной 1945 г. Объединенная армия национальной обороны имела 2.970 танков в составе двух дивизий, шести бригад и нескольких отдельных рот. 1-я и 4-я танковые дивизии составляли мобильный резерв, расквартированный к северу от Токио, Американо-английский десант на о. Кюсю планировался на ноябрь 1945 г., на Хонсю — на весну 1946-го. Он должен был включать три бронетанковые дивизии, а также значительное число отдельных танковых батальонов. Наверняка превосходство вновь было бы на стороне американцев, но находившиеся в метрополии японские танковые части, полностью укомплектованные и хорошо оснащенные, по-видимому, оказали бы более серьезное сопротивление, чем в других местах. Впрочем, это чистые предположения — капитуляция предотвратила эти бои. Японские танки в целости были сданы американским оккупационным войскам. После капитуляции Японии «Чи-ха» и «Шинхото Чи-ха» продолжили свою боевую службу — в ходе Третьей гражданской войны в Китае (1945 - 1949 гг.).

Исправные машины, взятые у Квантунской армии, включая 350 «Чи-ха», советские войска передали Народно-освободительной армии. С другой стороны, значительное число японских танков, с содействия американцев, получили гоминьдановские войска Чан Кайши. Ограниченное количество боевых машин с обеих сторон обусловило их использование для непосредственной поддержки пехоты при атаке отдельных опорных пунктов. В Бэйпин (Пекин) 31 января 1949 г. и в Нанкин 23 апреля Народно-освободительная армия Китая вступала на японских танках — в том числе и на «Чи-ха».

В самой Японии сохранившиеся «Чи-ха» и «Чи-хе» оставались на вооружении до 60-х. Впрочем, в эти годы они играли скорее роль учебных машин, поскольку основу вооружения «корпуса безопасности», а затем «сил самообороны» Японии составляли тогда танки американского производства.

«Тип 95»

Дальнейшим развитием тематики легких танков стал «Тип 95» или «Ха-Го», созданный немного позже «Те-Ке». В целом, он был логическим продолжением предыдущих машин, однако не обошлось без серьезных изменений. Прежде всего изменили конструкцию ходовой части. На предыдущих машинах направляющее колесо также играло роль опорного катка и прижимало гусеницу к земле. На «Ха-Го» эта деталь была поднята над землей и гусеница приобрела более привычный для танков того времени вид. Конструкция бронированного корпуса осталась прежней – каркас и катаные листы. Большинство панелей имело толщину 12 миллиметров, из-за чего уровень защиты остался на прежнем уровне. Основой силовой установки танка «Тип 95» был шестицилиндровый двухтактный дизель мощностью 120 л.с. Такая мощность двигателя, несмотря на боевую массу в семь с половиной тонн, позволила сохранить и даже повысить скоростные качества и проходимость машины по сравнению с предыдущими. Максимальная скорость «Ха-Го» на шоссе равнялась 45 км/ч.

Главное оружие танка «Ха-Го» было аналогично вооружению «Типа 97». Это была 37-миллиметровая пушка «Тип 94». Систему подвеса пушки сделали довольно оригинальным способом. Орудие не закреплялось жестко и могло перемещаться как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях. Благодаря этому имелась возможность грубо наводить пушку поворотом башни и подстраивать наводку при помощи ее собственных механизмов поворота. Боекомплект пушки – 75 унитарных снарядов – размещался вдоль стенок боевого отделения. Дополнительным вооружением «Типа 95» сперва были два 6,5-мм пулемета «Тип 91». Позже, с переходом японской армии на новый патрон, их место заняли пулеметы «Тип 97» калибра 7,7 миллиметра. Один из пулеметов устанавливался в задней части башни, другой – в качающейся установке в переднем листе бронекорпуса. Кроме того, на левой части корпуса имелись амбразуры для стрельбы из личного оружия экипажа. Экипаж «Ха-Го», впервые в этой линейке легких танков, состоял из трех человек: механика водителя, техника-стрелка и командира наводчика. В обязанности техника-стрелка входил контроль над двигателем и ведение огня из переднего пулемета. Второй пулемет управлялся командиром. Он же заряжал пушку и стрелял из нее.

Первая опытная партия танков «Ха-Го» была собрана еще в 1935 году и сразу же пошла в войска на пробную эксплуатацию. В войне с Китаем, ввиду слабости армии последнего, новые японские танки особых успехов не достигли. Немного позже, во время боев у Халхин-Гола, японским военным наконец удалось проверить «Тип 95» в реальном бою с достойным противником. Эта проверка закончилась печально: почти все имевшиеся у Квантунской армии «Ха-Го» были уничтожены танками и артиллерией Красной Армии. Одним из результатов боев на Халхин-Голе стало признание японским командованием недостаточности 37-миллиметровых пушек. В ходе боев советские БТ-5, оснащенные 45-мм орудиями, успевали уничтожать японские танки еще до того, как те подходили на дистанцию уверенного поражения. Кроме того, в составе японских бронетанковых соединений было немало пулеметных танков, что явно не способствовало успеху в боях.

В дальнейшем танки «Ха-Го» столкнулись в бою с американской техникой и артиллерией. Ввиду значительной разницы в калибрах – американцы уже вовсю применяли танковые пушки калибра 75 миллиметров – японские бронемашины часто несли большие потери. К концу войны на Тихом океане легкие танки «Тип 95» часто переделывались в стационарные огневые точки, однако и их эффективность была невелика. Последние бои с участием «Типа 95» состоялись во время Третьей гражданской войны в Китае. Трофейные танки передавались китайским военным, причем СССР отправлял захваченную бронетехнику Народно-освободительной армии, а США – Гоминьдану. Несмотря на активное использование «Типа 95» после Второй Мировой войны, этот танк можно признать достаточно везучим. Из 2300 с лишним построенных танков до нашего времени в виде музейных экспонатов дожило полтора десятка. Еще несколько десятков танков в поврежденном состоянии являются местными достопримечательностями в некоторых азиатских странах.

На фото:«Ха-Го», захваченный американскими войсками на острове Ио

Доброе Мировое Зло (Миф)

Развитие бронетанковых сил в Японии
25 ноября 1936 года императорская Япония и гитлеровская Германия подписали "антикоминтерновский пакт". Год спустя, в 1937 году, к соглашению присоединилась фашистская Италия. Коалиция оси "Берлин-Рим-Токио" приступила к разделу сфер влияния. Япония, давно мечтавшая о власти над "Великой Восточной Азией", и уже успевшая к этому времени захватить Манчжурию, оказалась наиболее готовой из своих союзниц к широкомасштабным военным действиям. В 1937 году Япония начала вторжение к Китай. И не случайно именно в этом году в стране восходящего солнца был создан первый танк, которому прочили роль основного ударного средства японских сухопутных войск.

Лёгкий танк "Ха-го"
"Ха-го" стал самым массовым японским танком 30 - 40-х годов - всего до 1943 года было произведено 1300 машин. Малые и легкие танки вообще составили основу танкового парка Японии во второй мировой войне. Согласно взглядам японского военного руководства танки предназначались для сопровождения пехоты в бою в составе небольших подразделений. В наставлении 1935 года по подготовке танковых частей указывалось, что "основное назначение танков - бой в тесном взаимодействии с пехотой". Основными их задачами считались: борьба с огневыми точками и полевой артиллерией и проделывание проходов пехоте в заграждениях. Танки могли посылаться в "ближние рейды" за передний край обороны противника на глубину не более 600 м. При этом, нарушив его систему обороны, они должны были возвращаться к своей пехоте и поддерживать ее атаку. Наиболее маневренным видом боевых действий были "глубокие рейды" вместе с кавалерией, моторизованной пехотой на автомашинах, саперами и полевой артиллерией. В обороне танки использовались для проведения частых контратак (в основном ночью) или для ведения огня из засады. Борьба с танками противника допускалась только при крайней необходимости. Правда, к концу войны японские наставления уже рассматривали танки как наиболее эффективное противотанковое средство. Нередко легкие танки в обороне закапывали в землю.

Тип 97, он же "Чи-Ха" - средний танк Имперских Сухопутных Сил Японии.
Сегодняшний рассказ - о самом знаменитом японском танке Второй Мировой Войны. Самом знаменитом, и самом массовом в производстве.

"Чи-Ха" был одним из первых японских танков, разработанных группой инженеров Томио Хары. Собственно, эта машина была модификацией двух первых танков, принятых на вооружение - легких "тип 89 Чи-Ро" и "тип 95 Ха-Го". Учитывая первый опыт в танкостроении, со всеми его успехами и неудачами, японские инженеры принялись одновременно за разработку двух последующих моделей. Одна из них получила название "Чи-Ха", он же "средний третий", вторая - "Чи-Ни", он же "средний четвертый".

Причиной для одновременной разработки двух машин, являлось следующее: японская сухопутная армия разделилась тогда в отношении танков на два лагеря. Один - во главе с министерством обороны, генеральным штабом сухопутных сил и арсеналом Осаки. Они считали более целесообразным построить как можно быстрее и как можно больше легких танков, более простых и дешевых в производстве. Второй лагерь - арсенал города Сагами, многочисленные военные эксперты и офицеры с фронта. Они считали более лучшим построить меньшее количество танков, но более совершенных - полноценных
средних танков с хорошей броней, маневренностью и вооружением. Обе стороны так и не пришли к взаимному соглашению, поэтому инженерам был отдан приказ на разработку двух вариантов танка, которые бы устроили обе стороны. "Чи-ха" должен был отвечать запросам арсенала Сагами - то есть быть хорошо защищенным средним танком, а "Чи-Ни" - требованиям генерального штаба, и быть более легкой и дешевой машиной.

Средний танк "Тип 01 Чи-Хе"
Танк "Тип 01", он же "Чи-Хе", был построен на базе танка "тип 97 Чи-Ха" и, по сути, являлся его модификацией.

Учитвая боевой опыт танка "Чи-ха", японские конструкторы решили улучшить внушительный ряд узлов своих бронемашин. Причиной для этого послужили не слишком впечатляющие результаты японских танков "Чи-Ха" при встрече с американскими "М3". Новый танк, "Тип 01 Чи-Хе", он же "средний шестой", должен был получить более мощное орудие - самое слабое место всех предыдущих танков, также более мощный двигатель, и более толстую броню.

Итак, учитывая печальный опыт столкновений с американскими танками, японские инженеры были вынуждены ввести ряд существенных изменений в конструкцию своих бронемашин. На тот период самыми лучшими японскими танками считались "Тип 97 Чи-Ха" и его модификация "Синхото Чи-Ха". Однако, как обнаружилось, "Чи-Ха" имел на вооружении слишком слабое башенное орудие, не способное пробивать толстую броню "американцев" с большого расстояния. Также было решено, что "Чи-Ха" имел не слишком надежную защиту, как по толщине брони, так по углу наклона бронелистов.

Первым танком, получившим эти модификации, стал "Тип 01 Чи-Хе".
В сравнении со своим предшественником, танком "Чи-Ха", "Тип 01" вышел слегка длинее и чуть уже. Повышение толщины фронтальных бронелистов, равно как и более тупой угол их наклона, вызвал утяжеление танка на две с небольшим тонны. На новой машине уже не было выступающей вперед рубки и жалюзи на бортах.

Японские легкие танки

Одним из первых серийных японских танков был «тип 89», аналог британского «Виккерс» mk С, единственный образец которого Япония купила в 1927 году.

Первым японским легким танком был экспериментальный танк №2 «тип 89» массой 9800 кг и с экипажем из четырех человек. В башне, расположенной в передней части корпуса, были установлены 37-мм (по другим данным, 57-мм) пушка и два 6,5-мм пулемета. Прототип был построен в 1929 году, но вскоре стало ясно, что он больше подходит для решения задач, свойственных средним танкам. Первым серийным образцом стал легкий танк «тип 95». Его улучшенная версия «тип 98» (KE-NI) поступила на вооружение в 1942 году. Но к этому времени эпоха легких танков уже прошла. Единственным местом, где они могли еще себя проявить, был Китай Легкий танк «тип 2» (КЕ-ТО) был аналогичен танку «тип 98», вооружен 37-мм пушкой и только одним 7,7-мм пулеметом, а толщина брони составляла 6~1б мм. Начиная с 1944 года было построено несколько таких машин. На базе «тип 95» также были построены легкие танки «тип 3» (KE-RI) и «тип 4» (KE-NU)

На танке «тип 3» была установлена 57-мм пушка, а на «тип 4» - башня с пушкой от среднего танка «тип 97». «Тип 3» весил 7400 кг и показал себя непрактичным в связи с малым внутренним объемом башни, «тип 4» был очень громоздким и весил 8400 кг.

Легкий танк «тип 5» (КЕ-НО) был разработан в 1942 году и в ходе испытаний показал отличные результаты, но в серию пойти не успел. Это был танк с экипажем из четырех человек, весом 10 000 кг, толщиной брони 8-20 мм, вооруженный 47-мм пушкой и одним 7,7-мм пулеметом.

«Тип 95» был одним из лучших легких танков, разработанных японцами перед Второй мировой войной. Броневые листы корпуса крепились заклепками и болтами, а башня была клепано-сварной.

Легкий танк «тип 95»

Легкий танк «тип 95» был вооружен 37-мм пушкой и двумя 7,7-мм пулеметами - в корпусе и задней части башни.

Легкий танк «тип 95» был разработан в начале 30-х годов XX века по заказу японской армии. Первые два прототипа построила компания «Мицубиси хэви индастриз» в 1934 году. После успешных испытаний в Китае и Японии они пошли в серию и получили производственное обозначение HA-GO и войсковое KE-GO. К моменту завершения производства в 1943 году было построено боле 1100 машин, хотя, по некоторым данным, производство продолжалось до 1945 года.



Конструкция

Корпус и башня были клепаные с толщиной брони от 6 до 14 мм. В передней части корпуса справа располагался механик-водитель, слева от него - стрелок 6,5-мм курсового пулемета «тип 91» (угол горизонтальной наводки 70°), который позднее был заменен на 7,7-мм «тип 97». В башне, расположенной в средней части корпуса с небольшим сдвигом влево, была установлена 37-мм пушка «тип 94», которая могла вести огонь бронебойными и осколочно-фугасными снарядами. Позднее ее заменили пушкой «тип 98» такого же калибра, но с большей начальной скоростью полета снаряда. В задней части башни справа был установлен еще один пулемет. Боекомплект пушки составлял 119 снарядов, пулеметов - 2970 патронов.

К недостаткам этого танка можно было отнести то, что командир танка одновременно являлся заряжающим и наводчиком (это было характерно для многих танков того периода). 6-цилиндровый дизельный двигатель воздушного охлаждения фирмы «Мицубиси» располагался в силовом отделении в задней части корпуса, а трансмиссия с механической коробкой передач - в передней (четыре передачи переднего хода и одна заднего). В качестве механизма поворота использовались бортовые фрикционы и тормоза, подвеска по каждому борту состояла из четырех сдвоенных опорных катков на резиновом ходу, ведущего колеса переднего расположения и двух поддерживающих роликов. Боевое отделение было обшито изнутри асбестовым полотном для защиты экипажа при движении по пересеченной местности, а также от высоких температур в тропиках и субтропиках. В 1943 году несколько танков «тип 95» были оснащены 57-мм пушками и получили обозначение KE-RI, однако эта версия не получила дальнейшего развития, так как внутри башни стало слишком тесно.

Легкий танк «тип 95» был вооружен 37-мм пушкой и двумя 7,7-мм пулеметами - в корпусе и задней части башни. Другой модификацией стал танк KE-NU с башней от среднего танка «тип 97» CHI-HA. «тип 98» KE-NI стал развитием танка «тип 95», однако к моменту прекращения производства в 1943 году было построено лишь около 200 таких машин. На базе танка «тип-95» был создан плавающий танк «тип 2» KA-MI, который широко применялся на ранних этапах Второй мировой войны в зоне Тихого океана наряду с танкетками («тип 92», «тип 94», «тип 97»). В ходе боевых действий в Китае и в начале мировой войны танки «тип 95» действовали достаточно эффективно, но первые бои с американскими танками и противотанковыми орудиями показали, что они безнадежно устарели.

Справа. Танки «тип 95» преодолевают рисовые поля на учениях. Они успешно боролись с пехотой противника, лишенной непосредственной огневой поддержки, пока не встретились с американской армией и морской пехотой в 1943 году.

Внизу. Танк «тип 95» в Маньчжурии. Успешному продвижению японских войск способствовало то, что никто из их противников на ранних этапах войны не обладал значительными танковым силами или противотанковыми средствами.

Средний танк «тип 97»

«Тип 97» являлся, возможно, лучшим японским массовым танком, однако при всех своих преимуществах имел существенный недостаток - слабое артиллерийское вооружение.

В середине 30-х годов были сформулированы требования к среднему танку нового поколения, который должен был сменить устаревший танк «тип 89Б». Фирмой «Мицубиси» был построен один прототип, а на заводе в г. Осака - другой, по заказу Генерального штаба. Прототип фирмы «Мицубиси», более тяжелый и с более мощным двигателем, был выбран за основу и получил обозначение «тип 97» (CHI-HA). До 1942 года было построено примерно 3000 таких танков. Корпус и башня танка были клепаными и имели толщину брони 8-25 мм. В передней части корпуса справа располагался механик-водитель, слева от него - стрелок с 7,7-мм пулеметом «тип 97». Вращающаяся башня была расположена в средней части корпуса с небольшим сдвигом вправо и имела ручной привод. В башне установили

57-мм пушку (угол возвышения от -9° до +11) и 7,7-мм пулемет (в задней части). Боекомплект составлял 120 снарядов для пушки (80 осколочно-фугасных и 40 бронебойных) и 2350 патронов для пулеметов. 12-цилиндровый дизельный двигатель с воздушным охлаждением располагался в задней части корпуса, а трансмиссия с коробкой передач (четыре вперед и одна назад) - в передней. В качестве механизма поворота использовались бортовые фрикционы и тормоза, подвеска по каждому борту состояла из шести двойных об- резиненных опорных катков, ведущего колеса впереди, ленивца сзади и трех поддерживающих роликов. Четыре центральных опорных катка были соединены попарно и установлены на коленчатые рычаги с пружинными стальными амортизаторами.

Аналогичным образом крепились и крайние опорные катки. На момент поступления на вооружение танк «тип 97» соответствовал требованиям времени, за исключением пушки, имевшей малую начальную скорость полета снаряда. Общей чертой всех японских танков того периода был дизельный двигатель, который обеспечивал увеличенный запас хода и сокращал риск возгорания. В 1942 году был создан средний танк «тип 97» (SHINHOTO CHI-HA) с новой башней, оснащенной 47-мм пушкой «тип 97», которая обеспечивала более высокую начальную скорость полета и соответственно более высокие поражающие характери стики снаряда. Кроме того, снаряды от этой пушки подходили и к японским противотанковым орудиям. Ряд других боевых машин был построен с использованием шасси танка «тип 97»: машина разграждения с тралом, самоходные артиллерийские установки (в том числе «тип 38» HO-RO со 150-мм орудием), самоходные зенитные установки (с 20- и 75-мм орудиями), инженерный танк, БРЭМ и танковый мостоукладчик. Эти специальные машины выпускались небольшими сериями. На производственной линии танк «тип 97» сменили средние танки «тип 1» CHI-HE, а затем «Тип 3» CHI-NU (было построено 60 машин). Последними японскими средними танками периода Второй мировой войны стали «тип 4» и «тип 5», но несколько построенных образцов этих хорошо вооруженных машин не успели принять участие в боевых действиях.

Японские легкие и средние танки подходили для действий в условиях Азиатско- Тихоокеанском региона, пока они не столкнулись в 1942 году с более мощными по вооружению и броневой защите танками союзников.

За двадцать лет до начала войны с Китаем и последовавшего за этим наступления на всю Юго-Восточную Азию, Японская империя начала формирование своих бронетанковых войск. Опыт Первой Мировой войны показал перспективы танков и японцы приняли его к сведению. Создание японской танковой отрасли началось с тщательного изучения зарубежных машин. Для этого, начиная с 1919 года, Япония закупала у европейских стран небольшие партии танков различных моделей. В середине двадцатых наилучшими были признаны французский Renault FT-18 и английский Mk.A Whippet. В апреле 1925 года из этих бронемашин была сформирована первая японская танковая группа. В дальнейшем закупка зарубежных образцов продолжилась, но особо крупных размеров не имела. Японские конструкторы уже подготовили несколько собственных проектов.

Renault FT-17/18 (The 17 had an MG, the 18 had a 37mm gun)

Танки Mk.A Whippet Императорской армии Японии


В 1927 году Осакский арсенал явил миру первый японский танк собственной разработки. имела боевую массу 18 тонн и вооружалась 57-мм пушкой и двумя пулеметами. Вооружение монтировалось в двух самостоятельных башнях. Вполне очевидно, что первый опыт самостоятельного создания бронетехники не увенчался особым успехом. Танк «Чи-И» был, в целом, неплох. Но не обошлось без т.н. детских болезней, что было простительно для самой первой конструкции. Учтя опыт испытаний и пробной эксплуатации в войсках, через четыре года был создан еще один танк той же массы. «Тип 91» оснащался тремя башнями, в которых находились 70-миллиметровая и 37-миллиметровая пушки, а также пулеметы. Примечательно, что пулеметная башня, будучи предназначенной для обороны машины с тыла, располагалась за моторным отсеком. Другие две башни располагались в передней и средней части танка. Самое мощное орудие устанавливалось на крупной средней башне. Эту схему вооружения и компоновки японцы применили на следующем своем среднем танке. «Тип 95» появился в 1935 году и даже строился небольшой серией. Однако ряд конструктивных и эксплуатационных особенностей в итоге привел к отказу от многобашенных систем. Все дальнейшие японские бронемашины либо оснащались одной башней, либо обходились рубкой или бронещитком пулеметчика.

Первый японский средний танк, который именовался как 2587 ”Чи-и” (иногда его называли "средний танк №1")


«Специальный трактор»

После отказа от идеи танка с несколькими башнями японские военные и конструкторы начали развивать другое направление бронетехники, которое в итоге стало основой для целого семейства боевых машин. В 1935 году на вооружение японской армии был принят легкий/малый танк «Тип 94», также известный под названием «ТК» (сокращение от «Токубецу Кенинся» - дословно «Специальный трактор»). Изначально этот танк с боевой массой в три с половиной тонны - из-за этого в европейской классификации бронетехники он числится танкеткой - разрабатывался как специальное транспортное средство для перевозки грузов и сопровождения автоколонн. Тем не менее, со временем проект развился в полноценную легкую боевую машину. Конструкция и компоновка танка «Тип 94» впоследствии стала классической для японских бронемашин. Корпус «ТК» собирался на каркасе из уголков из катаных листов, максимальная толщина брони равнялась 12 миллиметрам верхней детали лба. Днище и крыша были в три раза тоньше. В передней части корпуса размещалось моторно-трансмиссионное отделение с бензиновым двигателем Mitsubishi «Тип 94» мощностью 35 лошадиных сил. Столь слабого мотора хватало на скорость всего в 40 км/ч по шоссе. Подвеска танка была сконструирована по схеме майора Т. Хары. Четыре опорных катка на гусеницу попарно крепились на концах балансира, который, в свою очередь, монтировался на корпусе. Амортизирующим элементом подвески была спиральная пружина, установленная вдоль корпуса и прикрытая цилиндрическим кожухом. С каждого борта ходовая часть оснащалась двумя такими блоками, при этом зафиксированные концы пружин находились в центре ходовой. Вооружение «Специального трактора» состояло из одного пулемета «Тип 91» калибра 6,5 миллиметра. Проект «Тип 94» в целом был удачным, хотя и имел ряд недостатков. Прежде всего, претензии вызывала слабая защита и недостаточное вооружение. Всего один пулемет винтовочного калибра был действенным оружием только против слабого противника.

«Тип 94» «ТК» захваченный американцами


«Тип 97»/«Те-Ке»

Техническое задание на следующую бронемашину подразумевало более высокие уровни защиты и огневой мощи. Поскольку конструкция «Типа 94» имела определенный потенциал в отношении развития, то новый «Тип 97», он же «Те-Ке», по факту стал его глубокой модернизацией. По этой причине подвеска и конструкция корпуса «Те-Ке» почти полностью была аналогична соответствующим агрегатам «Типа 94». В то же время, были и отличия. Боевая масса нового танка выросла до 4,75 тонны, что в сочетании с новым более мощным двигателем могло повлечь за собой серьезные изменения в балансировке. Во избежание слишком большой нагрузки на передние опорные катки двигатель OHV был размещен в корме танка. Двухтактный дизель развивал мощность до 60 л.с. При этом увеличение мощности мотора не повлекло за собой улучшения ходовых качеств. Скорость «Типа 97» осталась на уровне предыдущего танка «ТК». Перенос двигателя в корму потребовал изменения компоновки и формы передней части корпуса. Так, благодаря увеличению свободных объемов в носу танка, удалось сделать более эргономичное рабочее место механика-водителя с более удобной «рубкой», выступающей над лобовым и верхним листами корпуса. Уровень защиты «Типа 97» был немного выше, чем у «Типа 94». Теперь весь корпус собирался из 12-миллиметровых листов. Кроме того, верхняя часть бортов корпуса имела толщину в 16 миллиметров. Такая интересная особенность была обусловлена углами наклона листов. Поскольку лобовой располагался под большим углом к горизонтали, чем бортовые, разная толщина позволила обеспечить одинаковый уровень защиты со всех ракурсов. Экипаж танка «Тип 97» состоял из двух человек. Они не располагали какими-либо специальными наблюдательными приборами и пользовались только смотровыми щелями и прицелами. Рабочее место командира танка располагалось в боевом отделении, в башне. В его распоряжении имелась пушка калибра 37 мм и 7,7-мм пулемет. Орудие «Тип 94» с клиновым затвором заряжалось вручную. Боекомплект из 66 бронебойных и осколочных снарядов укладывался вдоль бортов, внутри корпуса танка. Пробиваемость бронебойного снаряда составляла около 35 миллиметров с дистанции 300 метров. Спаренный пулемет «Тип 97» имел боезапас более 1700 патронов.

Type 97 Te-Ke


Серийное производство танков «Тип 97» началось в 1938-39 годах. До его прекращения в 1942 году было собрано порядка шестисот боевых машин. Появившись в самом конце тридцатых годов, «Те-Ке» успел поучаствовать практически во всех военных конфликтах того времени, от боев в Манчжурии и до десантных операций 1944 года. В первое время промышленность не справлялась с выпуском требуемого количества танков, поэтому проходилось распределять их между частями с особой тщательностью. Применение «Типа 97» в боях шло с переменным успехом: слабое бронирование не обеспечивало защиты от немалой части огневых средств противника, а собственное вооружение не могло дать должной огневой мощи и дальности эффективного огня. В 1940 году была предпринята попытка установить на «Те-Ке» новую пушку со стволом большей длины и прежним калибром. Начальная скорость снаряда выросла на сто метров в секунду и достигла уровня в 670-680 м/с. Тем не менее, со временем выяснилась недостаточность и этого вооружения.

«Тип 95»

Дальнейшим развитием тематики легких танков стал «Тип 95» или «Ха-Го», созданный немного позже «Те-Ке». В целом, он был логическим продолжением предыдущих машин, однако не обошлось без серьезных изменений. Прежде всего изменили конструкцию ходовой части. На предыдущих машинах направляющее колесо также играло роль опорного катка и прижимало гусеницу к земле. На «Ха-Го» эта деталь была поднята над землей и гусеница приобрела более привычный для танков того времени вид. Конструкция бронированного корпуса осталась прежней - каркас и катаные листы. Большинство панелей имело толщину 12 миллиметров, из-за чего уровень защиты остался на прежнем уровне. Основой силовой установки танка «Тип 95» был шестицилиндровый двухтактный дизель мощностью 120 л.с. Такая мощность двигателя, несмотря на боевую массу в семь с половиной тонн, позволила сохранить и даже повысить скоростные качества и проходимость машины по сравнению с предыдущими. Максимальная скорость «Ха-Го» на шоссе равнялась 45 км/ч.

Главное оружие танка «Ха-Го» было аналогично вооружению «Типа 97». Это была 37-миллиметровая пушка «Тип 94». Систему подвеса пушки сделали довольно оригинальным способом. Орудие не закреплялось жестко и могло перемещаться как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях. Благодаря этому имелась возможность грубо наводить пушку поворотом башни и подстраивать наводку при помощи ее собственных механизмов поворота. Боекомплект пушки - 75 унитарных снарядов - размещался вдоль стенок боевого отделения. Дополнительным вооружением «Типа 95» сперва были два 6,5-мм пулемета «Тип 91». Позже, с переходом японской армии на новый патрон, их место заняли пулеметы «Тип 97» калибра 7,7 миллиметра. Один из пулеметов устанавливался в задней части башни, другой - в качающейся установке в переднем листе бронекорпуса. Кроме того, на левой части корпуса имелись амбразуры для стрельбы из личного оружия экипажа. Экипаж «Ха-Го», впервые в этой линейке легких танков, состоял из трех человек: механика водителя, техника-стрелка и командира наводчика. В обязанности техника-стрелка входил контроль над двигателем и ведение огня из переднего пулемета. Второй пулемет управлялся командиром. Он же заряжал пушку и стрелял из нее.

Первая опытная партия танков «Ха-Го» была собрана еще в 1935 году и сразу же пошла в войска на пробную эксплуатацию. В войне с Китаем, ввиду слабости армии последнего, новые японские танки особых успехов не достигли. Немного позже, во время боев у Халхин-Гола, японским военным наконец удалось проверить «Тип 95» в реальном бою с достойным противником. Эта проверка закончилась печально: почти все имевшиеся у Квантунской армии «Ха-Го» были уничтожены танками и артиллерией Красной Армии. Одним из результатов боев на Халхин-Голе стало признание японским командованием недостаточности 37-миллиметровых пушек. В ходе боев советские БТ-5, оснащенные 45-мм орудиями, успевали уничтожать японские танки еще до того, как те подходили на дистанцию уверенного поражения. Кроме того, в составе японских бронетанковых соединений было немало пулеметных танков, что явно не способствовало успеху в боях.

«Ха-Го», захваченный американскими войсками на острове Ио


В дальнейшем танки «Ха-Го» столкнулись в бою с американской техникой и артиллерией. Ввиду значительной разницы в калибрах - американцы уже вовсю применяли танковые пушки калибра 75 миллиметров - японские бронемашины часто несли большие потери. К концу войны на Тихом океане легкие танки «Тип 95» часто переделывались в стационарные огневые точки, однако и их эффективность была невелика. Последние бои с участием «Типа 95» состоялись во время Третьей гражданской войны в Китае. Трофейные танки передавались китайским военным, причем СССР отправлял захваченную бронетехнику Народно-освободительной армии, а США - Гоминьдану. Несмотря на активное использование «Типа 95» после Второй Мировой войны, этот танк можно признать достаточно везучим. Из 2300 с лишним построенных танков до нашего времени в виде музейных экспонатов дожило полтора десятка. Еще несколько десятков танков в поврежденном состоянии являются местными достопримечательностями в некоторых азиатских странах.

Средний «Чи-Ха»

Вскоре после начала испытаний танка «Ха-Го» фирма «Мицубиси» представила еще один проект, уходящий своими корнями в начало тридцатых годов. На этот раз старая добрая концепция «ТК» стала основой для нового среднего танка, получившего наименование «Тип 97» или «Чи-Ха». При этом стоит отметить, что «Чи-Ха» имел мало общих черт с «Те-Ке». Совпадение цифрового индекса разработки было обусловлено некоторыми бюрократическими моментами. Тем не менее, без заимствования идей дело не обошлось. Новый «Тип 97» имел такую же компоновку, как и предыдущие машины: мотор в корме, трансмиссия в передней части и боевое отделение между ними. Конструкция «Чи-Ха» выполнялась по каркасной системе. Максимальная толщина катаных листов корпуса в случае с «Типом 97» увеличилась до 27 миллиметров. Это обеспечило значительное повышение уровня защиты. Как позже показала практика, новая более толстая броня оказалась куда более стойкой к вооружению противника. К примеру, американские крупнокалиберные пулеметы Браунинг M2 уверенно поражали танки «Ха-Го» на дистанциях до 500 метров, но на броне «Чи-Ха» они оставляли только вмятины. Более солидное бронирование привело к повышению боевой массы танка до 15,8 тонны. Этот факт потребовал установить новый двигатель. На ранних стадиях проекта рассматривалось два мотора. Оба имели одинаковую мощность в 170 л.с., но были разработаны разными фирмами. В итоге был выбран дизель Mitsubishi, оказавшийся немногим более удобным в производстве. Да и возможность быстрой и удобной связи конструкторов-танкостроителей с инженерами-двигателистами сделала свое дело.


Учитывая текущие тенденции развития зарубежных танков, конструкторы «Мицубиси» решили оснастить новый «Тип 97» более мощным оружием, чем было у предыдущих танков. На поворотной башне была установлена 57-миллиметровая пушка «Тип 97». Как и на «Ха-Го», пушка могла качаться на цапфах не только в вертикальной плоскости, но и в горизонтальной, в пределах сектора шириной 20°. Примечательно, что тонкая наводка орудия по горизонтали производилась безо всяких механических средств - только физической силой наводчика. Вертикальная наводка осуществлялась в секторе от -9° до +21°. В стандартном боекомплекте пушки было 80 осколочно-фугасных и 40 бронебойных снарядов. Бронебойный боеприпас весом в 2,58 кг с километра пробивал до 12 миллиметров брони. На вдвое меньшей дистанции показатель пробиваемости повышался в полтора раза. Дополнительное вооружение «Чи-Ха» состояло из двух пулеметов «Тип 97». Один из них располагался в передней части корпуса, а другой предназначался для обороны от нападения сзади. Новое орудие заставило танкостроителей пойти на очередное увеличение экипажа. Теперь в него входило четыре человека: механик-водитель, стрелок, заряжающий и командир-наводчик.

В 1942 году на базе «Типа 97» был создан танк «Шинхото Чи-Ха», отличавшийся от оригинальной модели новой пушкой. 47-мм орудие «Тип 1» позволило увеличить боекомплект до 102 снарядов и одновременно с этим повысить бронепробиваемость. Ствол длиной в 48 калибров разгонял снаряд до таких скоростей, на которых он мог пробить до 68-70 миллиметров брони на дистанции до 500 метров. Обновленный танк оказался более эффективным против бронетехники и укреплений противника, в связи с чем было начато серийное производство. Кроме того, немалая часть из семисот с лишним изготовленных «Шинхото Чи-Ха» была переоборудована в ходе ремонта из простых танков «Тип 97».


Боевое применение «Чи-Ха», начатое в первые же месяцы войны на Тихоокеанском театре военных действий, до определенного времени показывало достаточную эффективность примененных решений. Однако со временем, когда в войну вступили США, уже имевшие в войсках такие танки, как M3 Lee, стало понятно, что все имеющиеся у Японии легкие и средние танки попросту не могут бороться с ними. Для надежного поражения американских танков требовались точные попадания в определенные их части. Именно это послужило причиной для создания новой башни с пушкой «Тип 1». Так или иначе, ни одна из модификаций «Типа 97» не могла на равных конкурировать с техникой противника, США или СССР. В том числе и в результате этого из примерно 2100 штук до нашего времени дожило только два целых танка «Чи-Ха». Еще дюжина сохранилась в поврежденном виде и тоже является музейными экспонатами.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: