Характерные особенности интеллектуального поведения животных (критерии интеллектуального поведения). Формы поведения животных: инстинкты, навыки, интеллектуальное поведение Вывод о характерных особенностях интеллектуального поведения животных

Рядом с инстинктивными и простыми формами изменчивого поведения у животных существует еще одна форма поведения, которая представляет собой интерес. Животные обнаруживают некоторые формы подлинно разумного интеллектуального поведения.

Что же составляет основу для наиболее сложных форм индивидуального поведения животного, интеллектуального поведения? Основу интеллектуального поведения, по--видимому, составляет восприятие сложных отношений между предметами внешнего мира. Это и есть дальнейшее усложнение форм отражения, которое ведет к появлению более интересующих нас форм поведения.

Сначала животное отражало отдельные свойства, и эти свойства пускали вход заложенные от природы врожденные видовые механизмы. Затем животное начинало воспринимать целые образы предметов действительности и приспосабливаться к ним; возникли индивидуально -- изменчивые формы предметного поведения, которые могут быть проиллюстрированы в навыках.

Но есть третья, очень существенная форма отражения, которая очень слабо выявлена у низших животных и выявляется все больше и больше у высших животных. Это -- отражение не отдельных слов, не отдельных предметов и ситуаций, а сложных отношений между отдельными предметами. Она составляет основу интеллектуального поведения.

В пример можно привести анализ наиболее элементарных форм отражения, которые немецкий психолог Кёлер проводил с курами.

Перед курицей размещались два квадрата: один квадрат был светло-серый, а другой -- тёмно-серый. На оба квадрата были насыпаны зерна, но только на одном, более темном квадрате они лежали свободно, а на другом, более светлом, они были приклеены так, что курица, которая пыталась клевать эти зерна, не получала эффекта. Постепенно курица приучалась направляться к более светлому квадрату.

Возник вопрос: реагирует ли курица на абсолютный цвет квадрата, или же на относительно более светлый квадрат?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, Кёлер предъявил курице два других квадрата -- такой же темно-серый и еще более темный. Прежний, более темный квадрат становился в новой паре относительно более светлым. К какому же квадрату шла курица?

Оказывается, она сразу же направлялась к более светлому квадрату, который был отрицательным, и игнорировала квадрат, которого прежде не было. Следовательно, она реагировала не на абсолютный цвет квадрата, а на отношение между двумя квадратами. Для того, чтобы окончательно подтвердить свое предположение, Кёлер сделал третий опыт: он дал светло-серый квадрат, который в первом опыте был положительным, и рядом с ним еще более светлый квадрат, почти белый, которого раньше не было.

В этом контрольном опыте курица никогда не шла на светло-серый квадрат, и, наоборот, шла на белый, бывший ранее положительный квадрат, никогда не фигурировавший в ее прежнем опыте.

Таким образом, курица явно реагировала не на цвет, а на отношение между двумя цветами. Значит, уже на довольно раннем этапе развития существует восприятие не только свойств, но и их отношений, существует какой -- то элементарный тип анализа ситуации и выделяются признаки не конкретные, а признаки, соотносящие один предмет к другому, типа разницы потенциалов.

Этот пример - классический, он указывает на еще одно элементарное явление. Но можно привести другой пример восприятия отношений, который показывает эти же факты в значительно более интересных и сложных формах.

Следующий опыт принадлежит нашему советскому физиологу -- профессору кафедры нервной деятельности университета Л. В. Крушинскому и называется опытом с экстраполяционным Экстраполяционный рефлекс (англ. extrapolation reflex) - термин, введенный Л.В. Крушинским для обозначения элементарной единицы рассудочной деятельности. рефлексом.

В данном случае речь идет тоже о восприятии отношений, но уже не пространстве, а восприятии отношений во времени.

Аппарат, на котором демонстрируется указанный опыт, состоит из двух непрозрачных труб. В одну из них на глазах животного вводится на веревке приманка -- кусок мяса или пачка зерен для птицы. Эта приманка движется в закрытой трубе. Животное видит, как приманка входит в трубу, видит, как приманка выходит в свободное отверстие и снова скрывается во второй трубе. Как ведет себя животное в этом случае?

Как показали опыты, разные по уровню развития животные реагируют неодинаково. Те животные, которые стоят на более низком этапе развития (например, курицы) реагируют так: они бросаются на приманку, проходящую через просвет, и пытаются ее схватить, несмотря на то, что она прошла мимо, иначе говоря, реагируют лишь на непосредственное впечатление.

Отличие от них, животные, которые стоят на более высоком уровне, дают совершенно иную реакцию: они смотрят на приманку, проходящую через просвет, затем бегут к концу трубы и дожидаются, когда приманка появится у открытого конца.

Значит, все эти животные реагируют не на непосредственное впечатление, а производят экстраполяцию, то есть учитывают, где появится данный предмет, если он движется. Они предвосхищают движение предмета, и в этом предвосхищающем поведение состоит особенность высокоразвитых животных. интеллектуальный поведение животное отражение

Значит, наряду с реакцией, на непосредственное впечатление у высших позвоночных существует известный тип предвосхищающего поведения, то есть реакции с учетом отношений между тем, где предмет находится в данный момент и где он будет в последующем.

Это поведение уже является типом разумного поведения, которое резко отличается как от инстинктивного, так и обычных, более элементарных форм индивидуально -- изменчивого поведения.

Эти формы поведения и стали предметом изучения целого ряда психологов и физиологов. Больше всего в изучении этого поведения стал немецкий психолог Кёлер, о котором я уже упоминал выше; много сделал и американский психолог Черкс и грузинский психолог Бериташвили.

Очень много интересных фактов было добыто в этом отношении и советским физиологом Протопоповым.

Первая группа исследователей вот такого интеллектуального поведения -- это методика так называемого обходного пути. Она заключается в следующем: животное помещали в ящике, у которого одна стенка состоит из решетки. Перед решеткой располагается приманка. Приманка расположена так, что непосредственно животное не может его достать. Как ведут себя в этом случае животные, стоящие на ступенях эволюционной лестницы?

Пример, приведенный академиком Беритовым. Курица, помещенная в только что описанную загородку, воспринимает зерна и просто бьется о сетку, никак не может отвлечься от непосредственного образа приманки; корова в аналогичных условиях довольно вяло стоит, тыкается мордой в перегородку и не делает никаких попыток обойти загородку. А вот собака ведет себя совершенно иначе; она несколько раз пытается достать приманку непосредственно, а затем делает совершенно обратное -- бежит от приманки, огибает загородку и берет приманку. Точно так же поступает и обезьяна.

Сложное поведение, выступающее в последнем случае, разбивается на три фазы; первая фаза -- фаза первоначальных проб, попыток; если эти попытки удаются, животное тормозит свои непосредственные реакции. После этого начинается вторая фаза: животное начинает исследовать ситуацию, и, когда это исследование заканчивается, оно совершает последний акт -- бежит не к приманке, а от нее, и это, казалось бы, бессмысленное поведение получает свой смысл только потому, что в его результате животное достигает истинной цели.

Таким образом, если на первых этапах филогенетической лестницы поведение носит элементарный, непосредственный характер, если оно определяется непосредственным восприятием отдельного свойства, сигнала (блеск для комара, вибрация для паука) или комплексным отражением непосредственно -- воспринимаемого предмета (когда животное, например, в опыте отсроченных реакций, бежит к ящику, в котором скрыта приманка), то здесь поведение животного принимает уже сложный характер и начинает состоять из цикла последовательных взаимно подчиненных звеньев.

В таких случаях мы, несколько упрощая факты, говорим, что поведение животного приобретает многозначных характер; оно начинает с непосредственных попыток, включает ориентировочно -- исследовательскую деятельность и завершается рядом организованных, вспомогательных операций, в результате которых оно достигает цели.

Некоторые авторы с основанием говорят, что действие здесь разбивается здесь на три фазы: непосредственные пробы и ориентировка в окружающей среде, в этой первой фазе создается ориентировочная основа будущего действия и формируется общая схема тех путей, которые могут достичь цели; исполнительной операции, в течение которой животное осуществляет выработанную схему действия, и поэтому третья фаза, во время которой животное сличает достигнутый эффект с искомым намерением, и либо заканчивает действие (если оно согласуется с исходным намерением), либо продолжает его (если такой согласованности не наступает).

Недаром исследователи называют эту последнюю фазу фазой акцепции действия, и считают ее важнейшим звеном саморегулирующего поведения животных.

Начиная с самых элементарных форм интеллектуального поведения животного и кончая самыми сложными формами интеллектуального поведения человека, интеллектуальные акты всегда отличаются наличием такой ориентировочной основы действия, такой стратегии и тактики.

Обратимся к некоторым классическим опытам, в которых изучалось интеллектуальное поведение животных. Эти опыты были проделаны Кёлером, и получили известность как элементарнейшие опыты с употреблением орудий.

Употребление орудий есть всегда типичное интеллектуальное действие. Ведь для того, чтобы употребить орудие и обратиться, например, к молотку, с помощью которого человек отбивает кусок камня, которым он затем пользуется, он вынужден совершать акт, имеющий известную стратегию и распадающийся на ряд операций. Поэтому употребление орудий может быть типичным примером не только простого предметного действия, но и сложного интеллектуального акта. В силу этого, Кёлер и обратился к исследованию того, способны ли обезьяны к более сложной форме интеллектуального действия.

Первый простой опыт. Обезьяна в клетке, передняя стенка решетка, вне клетки расположена приманка, которую обезьяна никак не может достать рукой; сбоку лежит палка, которая расположена ближе, чем приманка. Может ли обезьяна воспользоваться палкой для того, чтобы достать приманку?

Опыты показали следующее: сначала обезьяна всячески пытается изловчиться, чтобы достать приманку рукой -- стратегии еще нет, есть прямые попытки достать приманку рукой; затем, когда эти попытки оказываются тщетными, она останавливается и наступает следующий этап: обезьяна оглядывает ситуацию, берет палку, подтягивает ее к себе и палкой достает приманку.

Второй опыт носит более сложный характер. Приманка находится еще дальше. С одной стороны лежит короткая палка, которой приманку ни как не достанешь, а с другой стороны, немного дальше -- длинная палка, которая годна для того, чтобы достать приманку.

Исследователь ставит перед собой вопрос: может ли обезьяна сначала взять короткую палку, а затем с помощью короткой палки достать длинную и с помощью длинной палки достать приманку?

Оказывается, что для обезьяны эта задача гораздо сложнее, но все же доступна. Обезьяна очень длительно делает непосредственные попытки достать приманку, истощается, затем оглядывает поле, и, как описывает Кёлер, берет первую палку, и ее помощью достает вторую, и второй палкой -- приманку.

Очевидно, в этот момент, говорит Кёлер, у обезьяны возникает схема будущего действия, схема решения и общая стратегия действия. Кёлер говорит даже, что обезьяна испытывает нечто вроде того, что испытываем мы, когда говорим «ага, поняли», и называет этот акта «ага -- переживем».

Третий опыт еще более сложный. Он построен так же, как и второй опыт, с той только разницей, что палка находится в разных полях зрения. Когда обезьяна глядит на одну палку, она не видит второй, когда глядит на вторую -- не видит первой. В этом случаи задача для обезьяны оказывается почти неразрешимой. Нужно, говорит Кёлер, чтобы обе палки и приманка были в одном поле зрения, чтобы их отношение могло быть наглядно воспринято. Только при этих условиях, если обезьяна наглядно воспринимает отношение всех трех предметов, у нее может появиться наглядная гипотеза решения и возникает соответствующая стратегия.

Последняя серия опытов Кёлера -- это тоже опыты с употреблением орудия, но эти опыты несколько иначе построены. Высоко на крючке подвешена приманка, обезьяна должна ее достать; на площади разбросаны ящики.

Решение заключается в том, чтобы взять ящик и поставить его на другой ящик, сконструировать башню и достать плод.

Поведение обезьяны носит приближенно такой характер: сначала бесконечное прыганье к приманке, попытка непосредственно, прямо достать ее. В таких попытках обезьяна обнаруживает удивительную виртуозность. После этого обезьяна утомляется, как описывает Кёлер, осматривает ситуации и затем вдруг обращается к ящикам.

Она берет ящик, ставит один ящик на другой, причем, интересно, что она ставит ящики иногда так, что зрительно составляют одно вертикальное целое, но не могут удержаться друг на друге. Затем обезьяна стремится влезть на ящики; иногда ей это удается благодаря ее ловкости, и тогда она достает высоко подвешенный плод. Следовательно, и в этом опыте обезьяна может употреблять известные орудия для того, чтобы достичь цели.

И здесь ее поведение разбивается на ряд последовательных звеньев: сначала беспомощные попытки и какая-то ориентировка в окружающей действительности, затем временный отход от непосредственного решения цели, торможение непосредственных попыток и обращение к орудиям -- к ящикам, и, наконец, исполнение той схемы, которая была найдена обезьяной.

Такой сложный характер действия, имеющего предварительно ориентировочную основу и распадающегося на ряд последовательных взаимоподчинённых операций, можно назвать структурой интеллектуального поведения.

Лекции по общей психологии Лурия Александр Романович

«Интеллектуальное» поведение животных

«Интеллектуальное» поведение животных

Описанные формы возникновения индивидуально изменчивого поведения не являются, однако, высшей границей эволюции поведения в животном мире.

У позвоночных, стоящих на вершине эволюционной лестницы, в частности у приматов, возникают новые формы индивидуально изменчивого поведения, которые с полным основанием могут быть обозначены как «интеллектуальное» поведение.

Особенность «интеллектуального» поведения животных заключается в том, что процесс ориентировки в условиях задачи не протекает в условиях двигательных проб, а начинает предшествовать им, выделяясь в особую форму предварительной ориентировочной деятельности, в процессе которой начинает вырабатываться схема (программа) дальнейшего решения задачи, в то время как движения становятся лишь исполнительным звеном в этой сложно построенной деятельности. Таким образом, на высших этапах эволюции начинают формироваться особенно сложные виды поведения, имеющего сложную расчлененную структуру, в которую входят:

Ориентировочно - исследовательская деятельность, приводящая к формированию схемы решения задачи;

Формирование пластически изменчивых программ движений, направленных на достижение цели;

Сличение выполненных действий с исходным намерением.

Характерным для такого строения сложной деятельности является ее саморегулирующийся характер:

Если действие приводит к нужному эффекту, оно прекращается;

Если оно не приводит к нужному эффекту, в мозг животного поступают сигналы о «рассогласованности» результатов действий с исходным намерением, и попытки решить задачу начинаются снова.

Такой механизм «акцептора действия» (П. К. Анохин), т. е. динамического контроля действия, является важнейшим составным звеном всякого индивидуально изменчивого поведения животного, но проявляется с отчетливостью в наиболее сложной фазе эволюции поведения - интеллектуальном поведении.

Два существенных явления, зачатки которых можно видеть уже на наиболее ранних ступенях эволюции позвоночных, предшествуют формированию этой наиболее высокой формы поведения животных. Первым из них является возникновение особой формы ориентировочной деятельности, названной советским исследователем Л. В. Крушинским «экстраполяционным рефлексом»; вторым является факт более усложнявшихся форм развития памяти у животных.

В наблюдениях, проведенных Л. В. Крушинским, установлено, что некоторые животные проявляют в своем поведении способность подчиняться не непосредственному восприятию предмета, но прослеживать его движения и ориентироваться на ожидаемое перемещение объекта. Известно, что собака, перебегающая улицу, не бежит прямо под движущуюся автомашину, а делает петлю, учитывая движение машины и даже развиваемую ею скорость. Этот рефлекс, «экстраполирующий» наблюдаемое движение и учитывающий перемещение, Л. В. Крушинский проследил в ряде экспериментов.

В этих экспериментах животное помещалось перед трубой, которая в середине имела разрыв. На глазах у животного к проволоке, проходящей через трубу, прикреплялась приманка, которая двигалась по трубе; она появлялась перед глазами животного в разрыве трубы и двигалась дальше, пока не появлялась в конце трубы. Животное помещалось перед разрывом трубы и наблюдало движение приманки.

Данные наблюдения показали, что животные, стоящие на более низкой ступени эволюции, и, в частности, животные, которым свойственно лишь собирать готовую пищу (например, курица), непосредственно реагировали на место, где появлялась приманка, и не отходили от него. В противовес этому животные, стоящие на более высокой ступени эволюции, и, в частности, животные, ведущие хищный образ жизни, прослеживающие добычу и преследующие ее (ворон, собака), следили за движением приманки и, «экстраполируя» ее движение (очевидно, направляя свое поведение движением глаз), обегали трубу и ожидали приманку в месте ее появления.

«Экстраполяционный рефлекс», который имеет особую форму - «предвосхищающего» поведения, является одним из важных источников для формирования наиболее высоких «интеллектуальных» видов индивидуально изменчивого поведения высших позвоночных.

Выше было отмечено, что вторым фактом, создающим существенные условия для формирования «интеллектуального» поведения высших позвоночных, является возрастающая сложность процесса восприятия и большая прочность памяти на последовательных ступенях эволюции животных.

Известно, что если низшие позвоночные реагируют лишь на определенные признаки воздействий, идущих, из внешней среды, то высшие позвоночные больше реагируют на целые комплексы знаков или на образы окружающих предметов. Эта реакция животных была детально изучена советским физиологом академиком И. С. Беритовым и составляет важнейшее условие для эволюции сложных форм поведения.

Одновременно с формированием образного восприятия на высших этапах эволюции позвоночных наблюдается возрастающая прочность образной памяти. Этот факт был детально прослежен в экспериментах с так называемыми «отсроченными реакциями» животных.

Эксперименты с отсроченными реакциями проводились многими американскими исследователями, советским психологом Н. Ю. Войтонисом и польским физиологом Ю. Конорским. Суть эксперимента заключалась в следующем. Животное помещалось перед герметически закрытым ящиком, в который на глазах животного клалась приманка.

Животное, привязанное к стойке, задерживалось па привязи в течение известного времени, после чего отпускалось. Если в памяти животного сохранялся след приманки, положенной в ящик, оно сразу же бежало к этому ящику, если этот след исчезал, животное к ящику не подбегало.

В более сложных экспериментах, которые ставили задачей проверить четкость сохранившегося у животного следа, положенная в ящик приманка незаметно подменялась другой. Если след первой приманки у животного сохранялся, то подбегая к ящику и находя другую приманку, - оно ее брало. Это было признаком того, что у животного сохранился избирательный образ той приманки, которую оно видело.

В других экспериментах животное помещалось между двумя ящиками, в один из которых на глазах у животного помещалась приманка. После истечения некоторого времени животное спускалось с привязи. Если след от приманки, положенный в один из ящиков, сохранялся, то животное бежало к этому ящику, если след не сохранялся, направленного движения у животного не было.

Эксперименты с отсроченными реакциями показали, что на последовательных ступенях эволюционного развития позвоночных длительность сохранения соответствующих образов возрастает (табл. 1.5).

Таблица 1.5 - Длительность сохранения следов однократно вызванной образной памяти у различных животных

Естественно, что длительное сохранение образов памяти увеличивается по мере усложнения мозговых структур и создает второе важное условие для возникновения высших «интеллектуальных» форм поведения животного.

Систематические исследования «интеллектуального» поведения высших животных (обезьян) были начаты в 20–х гг. прошлого века известным немецким психологом В. Кёлером. Для изучения этой формы поведения В. Кёлер ставил обезьян (шимпанзе) в условия, где непосредственное достижение цели было недоступно, и обезьяна должна была ориентироваться в сложных условиях, в которых дана цель, и либо использовать обходной путь, чтобы получить приманку, либо обратиться для этой цели к использованию специальных орудий.

Опишем три типичных ситуации, в которых В. Кёлер проводил свои исследования «интеллектуального» поведения обезьяны.

Первая ситуация требовала «обходного пути». Обезьяна помещалась в большую клетку, рядом с которой была положена приманка, находившаяся на таком расстоянии, что рука обезьяны не могла ее достать. Для достижения цели обезьяна должна была прекратить попытки непосредственно достигнуть цели и использовать обходной путь через дверь, расположенную в задней стене клетки.

Вторая ситуация была близка к только что описанной, т. е. обезьяна помещалась в закрытую клетку, которая на этот раз имела двери. Приманка располагалась также в отдалении, и обезьяна не могла достать ее рукой. Однако в отличие от первой ситуации перед клеткой на расстоянии вытянутой руки лежала палка. Обезьяна могла достать приманку, дотянувшись до палки, и при ее помощи достигнуть цели. В усложненных экспериментах приманка была расположена еще дальше, но в поле зрения обезьяны лежали палки: короткая - на расстоянии руки, и длинная - несколько дальше. Решение задачи заключалось в том, что обезьяна должна была осуществить более сложную программу поведения. Сначала дотянуться до ближайшей - короткой палки, затем с ее помощью достать длинную палку, расположенную дальше от нее, и уже с помощью этой палки достать приманку.

Наконец, в третьем варианте экспериментов приманка подвешивалась так, что обезьяна непосредственно не могла ее достать. Однако на этой же площадке были разбросаны ящики; обезьяна должна была подтащить ящики к приманке, поставить их один на другой и, взобравшись на эти ящики, достать приманку.

Исследования, проведенные В. Кёлером, позволили ему наблюдать следующую картину.

Сначала обезьяна безуспешно пыталась непосредственно достать приманку, тянулась к ней или прыгала. Эти безуспешные попытки могли продолжаться длительное время, пока обезьяна не истощалась и не бросала их.

Затем наступал второй период, который заключался в том, что обезьяна неподвижно сидела и лишь рассматривала ситуацию; ориентировка в ситуации переносилась здесь из развернутых двигательных проб в «зрительное поле» восприятия и осуществлялась с помощью соответствующих движений глаз.

После этого наступал решительный момент, который В. Кёлер описывал как неожиданное появление «переживания». Обезьяна либо сразу же направлялась к дверце, расположенной в задней стенке клетки и «обходным путем» доставала приманку, либо переставала непосредственно тянуться к приманке, подтягивала к себе палку и с ее помощью доставала, либо подтягивала одну палку, доставала ею вторую, более длинную и уже этой палкой доставала приманку; наконец, в последней ситуации обезьяна прекращала всякие попытки непосредственно достать приманку, оглядывалась вокруг, а затем сразу подтаскивала ящики, ставила их один на другой и, взобравшись на них, доставала приманку.

Характерным для всех этих экспериментов был тот факт, что решение задачи перемещалось из периода непосредственных проб в период предшествующего попытке наблюдения, и движения обезьяны становились лишь исполнительным актом для осуществления заранее выработанного «плана решения».

Именно это и дало основания В. Кёлеру рассматривать поведение обезьяны как пример «интеллектуального» поведения.

Если описание поведения обезьян в экспериментах В. Кёлера является исчерпывающим, то объяснение тех путей, которыми животное приходит к «интеллектуальному» решению задачи, представляет большие сложности, и этот процесс трактуется разными исследователями неодинаково.

Известный американский психолог Р. Йеркс, повторивший исследование В. Кёлера, считает возможным сблизить эти формы поведения обезьяны с человеческим интеллектом и антропоморфически рассматривает их как проявления «творческого озарения».

Австрийский психолог К. Бюлер привлекает для объяснения этого поведения прежний опыт животного и считает, что использование орудий обезьянами следует рассматривать как результат переноса прежнего опыта (обезьянам, живущим на деревьях, приходилось притягивать к себе плоды за ветки).

Сам В. Кёлер высказывает предположение, что в «интеллектуальном» поведении обезьян анализ ситуации перемещается из сферы движений в план восприятия, и обезьяна, рассматривая ситуацию, «сближает» входящие в нее предметы в «зрительном поле», замыкая их в известные «зрительные структуры». Последующее решение задачи есть, по мнению В. Кёлера, лишь осуществление «зрительных структур в реальных движениях». Подтверждение этой гипотезы В. Кёлер видит в том факте, что в случаях, когда палка и приманка (плод) или две палки, которые обезьяна должна последовательно достать, расположены так, что они не попадают в одно зрительное поле, задача становится неразрешимой для обезьяны.

Свою гипотезу В. Кёлер пытается подтвердить экспериментами, в которых обезьяна должна раньше приготовить орудие, которое она в дальнейшем использует, чтобы достать приманку, обезьяна должна вставить одну бамбуковую палку в другую, с тем чтобы, удлинив ее, достать плод. Эти действия оказываются для обезьяны гораздо труднее и могут быть выполнены только в случае, если концы обеих палок попадают в наглядное поле; такое совмещение обеих палок в одном зрительном поле, по мнению В. Кёлера, и может привести к нужному решению задачи.

Вопрос о механизмах, лежащих в основе возникновения «интеллектуального» поведения обезьяны, нельзя считать окончательно решенным, и если одни исследователи противопоставляют его более элементарным формам индивидуально изменчивого поведения животных, то другие (как например, И. П. Павлов, проводивший наблюдения над поведением обезьян) считают возможным не противопоставлять его более простым формам поведения и рассматривают «интеллектуальное» поведение обезьян как своего рода «ручное мышление», выполняемое в процессе проб и ошибок и приобретающее более богатый характер лишь в силу того, что руки обезьян, освободившиеся от функции ходьбы, начинают осуществлять наиболее сложные формы ориентировочной деятельности.

Из книги ЧАВО автора Протопопов Анатолий

Из книги Внушение и его роль в общественной жизни автора Бехтерев Владимир Михайлович

Из книги Перестаньте детей воспитывать [Помогите им расти] автора Некрасова Заряна

Тест Три животных Этот короткий и очень милый тест любят проводить для друзей на вечеринках и взрослые, и подростки. Он очень простой, но очень действенный, так что проведите его как игру - но он многое скажет о вас. Готовы?1. Назовите своё самое любимое животное. За какие

Из книги Общая психология автора Дмитриева Н Ю

39. Интеллектуальное тестирование Первая методика интеллектуального тестирования была создана в 1880 г. Дж. Кэттелом. Она еще не была специфической и измеряла как интеллектуальные, так и сенсомоторные функции (например, скорость реакции). В 1903 г. появился тест А. Бине. В нем

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

13. Понятие профессиональной адаптации. Адаптивное профессиональное поведение. Неадаптивное профессиональное поведение Под профессиональной адаптацией обычно понимают «вживание» сотрудника в новую для него рабочую обстановку, взаимоотношения в коллективе.

Из книги Лекции по общей психологии автора Лурия Александр Романович

Глава 1. Интеллектуальное поведение До сих пор мы останавливались на основных условиях сознательной деятельности человека - получении информации, выделении существенных элементов, запечатлении полученной информации в памяти.Сейчас мы перейдем к рассмотрению того, как

Из книги Психология установки автора Узнадзе Дмитрий Николаевич

II. Установка у животных

Из книги Анатомия человеческой деструктивности автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Успех или Позитивный образ мышления автора Богачев Филипп Олегович

Из книги Стой, кто ведет? [Биология поведения человека и других зверей] автора Жуков. Дмитрий Анатольевич

Из книги Строение и законы ума автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Ум животных Животный мир, как и мир растений и насекомых, выживает за счёт единства с окружающей Природой. Животный ум един с окружающим миром, поэтому всегда принимает вид, который обеспечит ему наилучшие условия для выживания.Например, тигр «решает», что для выживания

Из книги 7 мифов о любви. Путешествие из страны разума в страну вашей души автора Джордж Майк

Из книги Этот безумный, безумный мир глазами зоопсихологов автора Лабас Юлий Александрович

6.1. Территориально-агрессивное поведение у животных. Для чего оно им? В жизни большинства животных и людей очень важную роль играет охрана территории от «чужих». У кого ее только нет! И раки отшельники, и некоторые крабы, и сверчки, многие рыбы, рептилии и птицы и, уж

Из книги Правила жизни от Альберта Эйнштейна автора Перси Аллан

41 Интеллектуальное развитие должно начинаться с рождения и заканчиваться после смерти Согласно исследованию, проведенному Медицинским центром Горы Синай, стресс приводит к тому, что нейроны, отвечающие за обучение, заболевают и теряют способности к формированию

Из книги Приемный ребенок. Жизненный путь, помощь и поддерка автора Панюшева Татьяна

Из книги Книга Государя [Антология политической мысли] автора Светлов Роман Викторович

Разделы 14 и 15. Поведение находящегося в удалении [царевича] и поведение [царя] по отношению к удаленному [царскому сыну] Глава 18 Царевич, [даже] живущий в стесненных обстоятельствах, которому поручено не подходящее для него дело, должен [все же] повиноваться отцу, кроме

В начале XX в. В. Кёлер, исследуя поведение высших приматов (шимпанзе), показал, что человекообразные обезьяны способны находить новые способы поведения не только путем перебора, в том числе старых вариантов, или через подражание другим особям (научение), но и через установление связей объектов в поле своего действия и выявление нового значения объектов как вспомогательных средств поведения. Мы уже упоминали об этих исследованиях. Они просты и показательны.

Высоко у потолка комнаты подвешивается банан, и обезьяна сразу пытается его достать. Она многократно и безуспешно прыгает и, выражая свое недовольство отсутствием успеха, бросает мелкие предметы в банан. В комнате в разных местах лежат ящики или длинный тяжелый шест. Обезьяна, утомившись, может присесть на ящик, пройтись по ним. В какой-то момент раздражения она может бросить этот ящик от стены, но когда ящик случайно попадает в место, над котором висит банан, обезьяна замирает, смотрит на банан, потом на ящик, бежит к ящику и с него прыгает за бананом. Если попытка оказывается неуспешной, обезьяна приносит второй ящик, ставит ящики друг на друга и с них достает банан. В следующий раз в подобной ситуации обезьяна после нескольких неудачных прыжков за бананом бежит к ящикам и подносит их в место, где висит банан. Аналогично поведение с шестом. Вначале шест поднимается, чтобы сбить банан, но он тяжел и неудобен. И когда шест, поставленный вертикально, оказывается рядом с бананом, тут обезьяна, после недолгой остановки в своей активности, быстро лезет вверх по шесту, с него хватает приманку (банан) и, бросая шест, спрыгивает с добычей.

В. Кёлер назвал такое поведение "решением поведенческой задачи обходным путем", а способность обезьян к решению задач таким способом – "животным интеллектом". Это исследование позволило ряду ученых сформулировать общее представление об уровнях сложности поведения живых существ в виде схемы, о которой мы уже говорили в предыдущих главах. По их мнению, у всех живых существ есть врожденное неизменяемое поведение. У ряда более сложных видов живых существ существует способность к обучению и выработке новых умений (навыков), а есть виды, стоящие на эволюционной лестнице рядом с человеком, они обладают зачатками интеллекта (мышления). Получалась очень красивая схема эволюции поведения, но оказалось, что обучение, особенно в сфере ориентировки, наблюдается у множества видов. Болес того, выяснилось, что необученные матерью в детстве животные (млекопитающие) вырастают плохо приспособленными к самостоятельной жизни, т.е. обучение у них является обязательным. Так называемое интеллектуальное поведение (способность решать задачи па основе установления связей объектов в поле действия) оказалось нс привилегией только человекообразных обезьян, а широко распространенным среди разных видов животных. Ограничение было связано с тем, что интеллект животных оказался видоспецифичным, что вообще есть проявление экологического принципа отражения. Каждый вид хорошо решает задачи из своей экологии.

Например, рак-отшельник активно защищается от врагов актинией с ядовитыми щупальцами. Морская выдра, чтобы разбить раковину, достает со дна камень, кладет его на грудь и об него разбивает раковину (часто другим камнем). Некоторые птицы, чтобы разбить кость, бросают ее с высоты на камни. Собака, как и обезьяна, способна подтащить ящик под приманку и с ящика в прыжке достать ее. Птицы, чтобы овладеть приманкой, подвешенной на веревочке, подтягивают ее клювом и зажимают лапкой на жердочке. Описаны способы ловли рыбы дельфинами, свидетельствующие об их интеллекте. Один дельфин ходит кругами вокруг рыбы на мелководье и хвостом бьет по воде, поднимая со дна ил. Стараясь уйти из мутной воды, рыбы выпрыгивают из грязного круга, а дельфины, расположившись по окружности, ловят их в воздухе. В открытом море дельфины сбивают рыбу в плотный косяк и по очереди туда ныряют. Описаны и случаи кооперации дельфинов с рыбаками, когда дельфины дают сигналы людям, что здесь рыба, и затем подбирают ту, что не попала в сети.

Сообразительность животных проявляется и в отношениях с другими особями стаи. Описаны случаи, как обезьяна с низким ранговым местом в стае, чтобы получить доступ к пище, устраивает ссору с соседней стаей обезьян во время кормления, и когда своя стая бросается на ее защиту, то эта обезьяна бежит к корму. Очень часто обезьяны, нарушая установленный порядок поведения в стае, делают это не открыто, а так, чтобы вина за нарушение порядка падала на других особей.

Эти результаты исследований дали основание утверждать, что любое поведение есть решение задачи:

  • генетически заданное поведение – это решение, найденное в эволюции и исполняемое природными средствами;
  • навык – это решение, найденное в прошлом (в онтогенезе) в нестандартных условиях и применяемое в настоящий момент;
  • интеллектуальное поведение – это решение задачи "здесь и теперь", часто с использованием вспомогательных средств (объектов).

Любое поведение начинается с исследований среды и выделения объектов, имеющих биологический смысл, и объектов-ориентиров, ведущих к успеху поведения. В простых стандартных ситуациях эта исследовательская часть поведения может быть свернутой, а ответная деятельность сводится к набору фиксированных поведенческих реакций. Но при изменении привычных обстоятельств живые существа начинают поиск адекватного ответа и ориентиров, помогающих осуществлять новый способ деятельности. В искусственных ситуациях, созданных для животного людьми, животные часто не могут выделить связь объектов и находят решение задачи, пробуя разные способы и закрепляя успешные. В ситуациях, похожих на экологические условия жизни данного вида животных, они выделяют объективные связи объектов, прогнозируют изменение среды и находят решения, отвечающие объективным связям объектов в поле действия.

Интеллект в психологии — это способность психики человека , при помощи которой он может успешно решать задачи, возникающие в процессе жизнедеятельности, опираясь на опыт и знания, усваивать новые умения и навыки.

Благодаря интеллекту люди могут эффективно использовать все , включая восприятие, внимание, мышление, воображение. Именно интеллект во многом помог человечеству выживать на протяжении всего периода существования.

Основное понятие

Интеллект — качество психики, благодаря которому люди умеют адаптироваться к новым обстоятельствам и извлекать из них ценный опыт, принимать жизненные решения, используя ранее приобретенные способности и знания, успешно обучаться, работать в сферах, тесно связанных с умственным трудом, заниматься сложной, неоднородной деятельностью, требующей умения нестандартно мыслить.

Интеллект — это по сути комплекс различных умений, таких как способность работать с информацией, поступающей извне, отыскивать логические цепочки, качественно использовать логическое мышление и так далее.

Несмотря на то, что существуют животные с достаточно высокими интеллектуальными способностями (обезьяны, особенно шимпанзе и орангутаны, собаки, вороны, кошки, дельфины, свиньи, слоны), человек во многом их превосходит.

Интеллектуальное поведение свойственно и развитым животным, и людям, но обычно это определение применяется к .

Под интеллектуальным поведением подразумеваются действия существа, направленные на решение жизненной задачи, вплоть до придумывания новых методов, алгоритмов, основанных на анализе ситуации.

Они не связаны с инстинктами и изначально существующими способностями существа напрямую. Некоторая часть животных, выведя определенный алгоритм, сохраняет его в течение жизни и даже делится своими достижениями с потомством.

Чем выше интеллект животного, тем заметнее будут проявления интеллектуального поведения.

Зоологи активно исследуют интеллектуальные умения животных при помощи наблюдения и экспериментов .

Одно из наиболее примечательных свидетельств их интеллектуального поведения — использование орудий для решения задачи (которой обычно является получение недоступного напрямую лакомства): палок, камней.

Например, в известном эксперименте на воронах исследователи размещают два высоких и узких сосуда. Один наполовину заполняется водой, другой — песком. В каждом из сосудов лежит лакомство.

Ворона не может достать его. Через некоторое время она начинает кидать лежащие рядом камни в сосуд с водой, уровень воды поднимается, и она забирает лакомство.

Некоторые виды животных (такие как шимпанзе) даже были замечены за изготовлением орудий , подходящих для их задач.

Понятия «интеллект» и «мышление» тесно связаны. Интеллект часто обозначают как способность использовать мышление.

А мышление — это уже конкретное когнитивное умение, благодаря которому человек познает окружающий мир, анализирует его.

Но интеллект включает в себя не только способность использовать мышление, но и умение применять когнитивные способности в целом , ибо без памяти, внимания, восприятия его невозможно представить.

Сведения о коэффициенте

Вопреки распространенному мнению, измерить интеллект крайне сложно , поскольку, как упоминалось, он состоит из множества различных способностей.

И даже существующие тесты, созданные известными психологами, нельзя считать идеальным способом измерения: зачастую они измеряют лишь некоторые из компонентов интеллекта.

Их удобно применять для выявления людей с недостаточными интеллектуальными способностями, что помогает в диагностике некоторых заболеваний, но гениев с их помощью отыскать затруднительно, поскольку гениальность — также сложная структура, состоящая из множества компонентов.

Наиболее известными тестами , выявляющими коэффициент интеллекта, являются:

  • тест Ганса Айзенка;
  • тест Равена (Рейвена);
  • тест Векслера.

Тесты, показывающими уровень IQ, неоднократно критиковали разные исследователи, например математик Виктор Васильев, который отыскал в опроснике Айзенка ошибки.

Также замечено, что уровень IQ слабо коррелирует с вероятностью, что человек достигнет успеха в жизни и будет счастлив.

Тот тип интеллекта, который может быть измерен при помощи вышеупомянутых тестов, называется психометрическим . Его проявления достаточно просто выявить и зафиксировать.

Факты :

Большое значение имеет степень развитости эмоционального интеллекта (EQ). Людям с развитым EQ проще взаимодействовать с окружающими, адаптироваться в социуме и достигать успеха в работе.

Интеллектуализация в психологии

Интеллектуализация — одна из форм психологической защиты, при которой человек закрывается от своих чувственных ощущений и начинает воспринимать то, что чувствует, на интеллектуальном уровне. Это помогает уменьшать влияние эмоций на поведение и решения, действовать более разумно, правильно.

Но любые защитные механизмы психики негативно влияют на то, как индивид воспринимает реальность и себя . В данном случае интеллектуализация приводит к тому, что индивид перестает осознавать важность своего эмоционального состояния.

Люди, активно использующие подобную защиту, с трудом выражают эмоции , что усложняет взаимодействие с окружающими, особенно в случае тесных социальных взаимоотношений (любовь, дружба).

Считается неотъемлемой частью личности шизоидов (подразумевается и шизоидная акцентуация, и шизоидное расстройство личности).

Виды и типы

Эти разновидности начали выделять во многом ради доказательства неэффективности тестов IQ и самого подхода, предполагающего, что интеллект представляет собой нечто целостное, неделимое и может быть полноценно измерен.

Согласно классификации, предложенной Говардом Гарднером, существует восемь типов интеллекта:


Также выделяют данные типы интеллекта:

  1. Общий. Сочетание умений, позволяющих адаптироваться в окружающем мире, эффективно решать различные задачи, достигать успеха.
  2. Специальный. Подразумевает наличие особых способностей, необходимых для работы в узких областях знаний.

Структура

Джой Гилферд , известный американский психолог, вывел собственную модель структуры интеллекта, которая называется «кубической». Согласно его идеям, интеллект состоит из трех блоков:

  • операции (включает перечень основных интеллектуальных процессов);
  • содержание (включает категоризацию информации, которая интеллектуально перерабатывается, по содержанию);
  • результаты (перечень результатов, получившихся в процессе мыслительной деятельности).

«Кубической» его модель называется потому, что для ее описания проще всего использовать куб, каждая из сторон которого является одним из упомянутых блоков.

Поскольку теория Гилферда является гибкой и открытой , было определено уже порядка 150 составляющих, в той или иной мере связанных с интеллектуальной работой.

Теории

Главные теории интеллекта, существующие в психологии:


Также имеют значение исследования Жана Пиаже, известного психолога 20-го века, являющегося создателем теории .

Согласно его идеям, человек в своем интеллектуальном развитии проходит три стадии, постепенно совершенствуясь, усложняясь. Наивысшей мыслительной способностью он считает формально-логическое мышление.

Идеи Пиаже в основном относились к детскому и . Он вывел теорию детских интеллектуальных умений, и, согласно ей, дети мыслят не хуже взрослых, не примитивнее, а иначе. Их интеллект имеет индивидуальные особенности.

Также Жан Пиаже написал книгу «Психология интеллекта» , в которой подробно рассказывает о том, как работают интеллектуальные способности и мышление.

Психиатрия: расстройства интеллекта

Расстройства интеллекта — группа нарушений, при которых человек теряет способность связно мыслить, обучаться, работать с информацией и постепенно деградирует.

Также к ним относятся патологические состояния, при которых полный спектр интеллектуальных возможностей изначально не доступен (это касается врожденных отклонений).

Интеллектуальные расстройства делятся на:

  1. Врожденные. К ним относятся все генетические болезни, сопровождающиеся олигофренией разной степени тяжести (синдромы Дауна, Ангельмана и другие) и интеллектуальные нарушения, связанные с врожденными органическими повреждениями головного мозга.
  2. Приобретенные : синдром Альцгеймера, сосудистая деменция (которая развивается под влиянием болезней сосудов, таких как артериальная гипертензия, атеросклероз), болезнь Пика, болезнь Хантингтона, осложнения после инфекционных болезней, органические повреждения головного мозга, злокачественные и доброкачественные новообразования в мозговых тканях. Также нарушения интеллекта наблюдаются при некоторых психических болезнях, таких как .

Приобретенное слабоумие можно частично либо полностью компенсировать, если вовремя начать лечение.

Прогноз зависит от особенностей заболевания и его течения (к примеру, современная медицина не способна вылечить синдром Альцгеймера и болезнь Хантингтона, а тяжелые формы шизофрении плохо поддаются лечению).

Восстановить интеллект при выраженных врожденных патологиях невозможно. Если интеллектуальный уровень пациента позволяет, ему можно дать базовые навыки и умения, которые позволят обслуживать себя и иногда работать.

О том, что такое интеллект, вы моджете узнать из видео:

1. Наличие очень интенсивного побуждения.

2. Наличие факта эффективного удовлетворения этого побуждения, сопровождающегося импрессивным переживанием удовольствия.

Импринтинг необратим, т.е. устранить его из поведения невозможно.

Физиологически импринтинг связан с тем, что за влечение ответственны ядра серого вещества, вкрапленные в стволовую часть мозга. Некоторые ядра в стволе мозга не нагружены и никакого влечения не вызывают. Гипотеза: эти ядра принимают влечения в течение жизни (алкоголь, наркотики и др.).

- Навык как форма поведения. Структура навыка.

Наблюдения за жизнью животных показывают, что они не могут успешно приспособиться к изменившейся среде, опираясь только на врожденные формы поведения – безусловные рефлексы и инстинкты. Старые, врожденные формы дополняются новыми, приобретенными формами поведения – навыками.

Навыки в отличие от инстинктов – индивидуально приобретенная форма поведения животных. Навыки вырабатываются у животных как в естественных условиях жизни, так и в процессе их дрессировки человеком (Богословский Владимир Васильевич).

Навыком называют поведение, складывающееся при жизни и доведенное упражнением до автоматизма.

Навыки формируются у животных методом проб и ошибок . Многократное повторение какого-нибудь действия и получение положительного подкрепления при достижении результата приводят к постепенному формированию соответствующей реакции.

В эксперименте перед курицей была поставлена П-образная сетка, а за сеткой насыпано зерно. Курица совершила многократные попытки через сетку попасть к зерну. Таких проб было совершено много десятков, пока случайно курица не обогнула сетку и не достигла зерна. В повторных экспериментах количество ошибочных проб постепенно сокращалось, и у данной курицы вырабатывалась новая форма поведения.

Навык – изменяющаяся форма поведения животных, поэтому без соответствующего подкрепления он постепенно исчезает. Так, в аквариум, разделенный стеклянной перегородкой, в одну секцию была помещена щука, а в другую – маленькие рыбки. Щука сотни раз пыталась схватить рыбок, но ударялась о стекло. Прошло время и у щуки выработался навык: она перестала бросаться на рыбок. Этот навык сохранился и после того, как убрали стеклянную перегородку. Однако скоро навык исчез, и щука начала вести себя обычным образом.



Кроме того, изменение навыка проявляется в переносе . У обезьян был выработан навык открывать защелку ящика, где лежал банан, правой передней лапой. Эту лапу прибинтовали к туловищу, обезьяна открыла защелку левой передней лапой. Прибинтовали и ее. Обезьяна стала открывать защелку задней лапой. Когда и это оказалось невозможным – в ход пошли зубы. Перенос навыков в основном характерен для высокоорганизованных животных.

Навыки могут вырабатываться у животных как в естественных условиях их жизни, так и путем специального обучения, дрессировки. Опыт показывает, что способность к приобретению навыков наблюдается не только у высших, но и у низших животных. Сравнительно легко вырабатывается навык у таракана; его можно приучить брать пищу только с черных квадратов шахматной доски. Можно так выдрессировать пчелу, что она будет садиться на бумагу определенного цвета и т.д. Однако, чем организованнее и сложнее организм, чем более высоко развита нервная система животного, тем в большей степени у него развита способность к выработке навыков. Вспомним, как приручают и выучивают животных дрессировщики. (Дуров, Куклачев)

Существует теснейшая связь между навыками и инстинктами, которая выражается в том, что наиболее успешно вырабатываются навыки, соответствующие инстинктам. С другой стороны – навыки влияют на инстинкты, подчас тормозят их проявление. Хорошо дрессированная собака берем пищу только из рук хозяина. Здесь навык подавляет один из сильнейших инстинктов – пищевой.

В процессе эволюционного развития навыки, соответствующие условиям жизни многих поколений животных, постепенно закрепляются и превращаются в наследуемые формы поведения. Именно в этом и проявляется естественный отбор, обеспечивающий приспособление животных к существующим условиям их жизни.

Наиболее интенсивно психологические исследования навыков проводились американскими бихевиористами. Они считали предметом психологического исследования поведение , а поведение - совокупностью реакций.

Бихевиористы сформулировали законы формирования навыка :

1. состояние готовности;

2. эффект (пробы, приводящие к эффекту, впоследствии встречаются чаще, а неэффективные - реже);

3. упражнение (по мере упражнения действие совершенствуется и автоматизируется).

Характерные черты навыка:

1. Навыки приобретаются при жизни.

2. Действия выполняются автоматизировано.

3. Действие выполняется стереотипно.

Структура навыка:

1. Побуждение (В законе готовности бихевиористы обнаружили особое состояние, выполняющее функцию побуждения).

2. Пусковой стимул. (Он отыскивается в процессе упражнения).

3. Исполнительная программа (складывается в процессе упражнения и представляет собой цепь условных рефлексов).

В структуру рефлекса входит раздражитель и действие . Но такое состояние характерно лишь для определенного органа.

Павлов проводил опыты, где создавалось побуждение голода и целая цепь действий. По В.С.Ивашкину - это не рефлекс, а поведение. Рефлекс входит в структуру поведения.

Действия в инстинктивном поведении, импринтинге и навыке имеют общие инстанции:

· побуждение,

· ориентировка,

· операции, обеспечивающие необходимый эффект.

- Интеллектуальное поведение. Интеллект и его структура.

Интеллектуальное поведение – это высший тип поведения животных. Оно наблюдается у высших обезьян и дельфинов. Интеллектуальное поведение обеспечивает наиболее полное и точное приспособление животных к изменяющимся условиям окружающей среды. На основе многочисленных опытов И.П. Павлов пришел к выводу, что обезьянам доступно изменение сформировавшихся навыков, объединение их в новые комбинации в соответствие с изменением внешней обстановки. Этим животным доступно целостное отражение отдельных предметов, а также связей между ними, данных непосредственно во внешних признаках. Исследования, проводившиеся И.П.Павловым и его учениками, показывают, что обезьяны способны решать интеллектуальные задачи, которые требуют установления связей и отношений между предметами, комбинированных и целенаправленный действий.

Установление связей подтверждается многочисленными опытами. Высоко подвешивалась приманка, и обезьяна могла ее достать только палкой, которую нужно было составить из нескольких отрезков. Задача осложнялась тем, что у разных отрезков палки один из концов имел форму квадрата, треугольника или круга, а с другого конца было соответствующей формы углубление. Палку можно было составить лишь правильно подобрав отрезки. После многочисленных проб и ошибок обезьяна справлялась с этой задачей и составленной палкой сбивала приманку.

В другом эксперименте перед клеткой обезьяны ставилась кружка, в которой находился мандарин. В ручку кружки была продета лента. Концы ленты располагались так, что обезьяна не могла дотянуться до них лапой. Это можно было сделать с помощью палки, которая лежала перед клеткой. Но и до этой палки обезьяна тоже не могла дотянуться лапой. Это можно было сделать, используя короткую палочку, лежащую в клетке. Совершив много безрезультатных попыток непосредственно достать кружку с мандарином, схватить конец ленты, достать большую палку, обезьяна в конце концов совершила всю цепь необходимых действий: маленькой палочкой придвинула большую палку, с помощью этой палки, после очень большого количества проб и ошибок, за оба кона ленты (вначале обезьяна все время брала только один конец ленты, тянула за него, лента свободно выходила из ручки, а кружка оставалась на месте) подтянула к себе кружку и взяла мандарин.

Первый из этих опытов свидетельствует о том, что для интеллектуальной формы поведения характерно установление связи между различными формами предметов, а второй – о возможности устанавливать пространственные связи в наглядной ситуации.

Следует отметить еще одну важную особенность интеллектуального поведения высших животных, способность решать так называемые «двухфазные задачи». Суть этих задач заключается в том, что первая часть действий животного непосредственно не ведет к достижению желаемого результата, а только подготавливает необходимые условия. Это проиллюстрировано в только что приведенных примерах. Составление палки из отдельных отрезков прямо не направлено на обладание приманкой, а лишь подготавливает условия для этого. Когда во втором эксперименте обезьяна берет короткую палочку, чтобы достать длинную, это тоже лишь подготовка к решению основной задачи. Особенно отчетливо подготовительный этап заметен в следующем опыте. В длинную трубку была помещена конфета, достать которую лапой нельзя. Рядом лежала широкая щепка, довольно быстро обезьяна попробовала использовать ее, но щепка не проходила в трубку. Тогда обезьяна принялась обкусывать, обламывать ее. Только после этого конфету удалось вытолкнуть из трубки. В возможности совершать подготовительные действия зарождается прообраз изготовления орудий труда, что характерно только для человека.

При решении обезьянами «двухфазных задач» внешне кажется, что они тоже изготавливают орудия труда. Однако у животных не происходит закрепления функций орудия за палками и щепками, которыми они пользовались для решения задач. Одной из причин этого является то, что изготовление орудий труда человекам отделено по времени от использования этих орудий, т.е. первая, подготовительная, фаза становится автономной и независимой от фазы использования. У животных эти фазы следуют одна непосредственно за другой.

На Западе изучением интеллектуального поведения животных занимались бихевиористы. Келер сделал вывод, что проблемная ситуация есть мощное побуждение, и что решение проблемы осуществляется в психике обезьяны. Но интеллект обезьяны ограничен, она находит решение задачи только тогда, когда оба предмета находятся в ее поле зрения.

Итак, интеллектуальная форма поведения характеризуется тем, что она обеспечивает достаточно точное приспособление животных к изменяющимся условиям; при ней оказывается возможным не только отражение отдельных предметов, но и внешних связей между ними; эта форма поведения может включать в себя подготовительный этап, обеспечивающих успешное решение основной задачи.

Отсутствие второсигнальных речевых временных связей, при помощи которых оформляются мысли, лишает обезьян возможности предварительно обдумывать и планировать свои действия. Способность планирования, целенаправленного обдумывания своих действий появляется только у человека, владеющего речью.

Особенности интеллектуального поведения

1. Интеллектуальное поведение, как и навык, приобретается при жизни.

2. Программа поведения отыскивается в процессе внутренних проб.

Структура интеллектуального поведения

1. Побуждение (голод).

2. Ориентировка (банан)

3. Исполнительная программа (складывается в процессе внутренней работы).

Итак, интеллектуальное действие имеет трехкомпонентную структуру .

Психика также трехкомпонентна . Она включает в себя:

· мотивацию (побуждение), данную субъекту как переживание;

· ориентировку, данную в форме знания;

· исполнение, в форме совокупности операций.

Личность - тоже единство трех компонентов:

· что хочет,

· что знает,

· что умеет.

Эта трехкомпонентность психики нашла отражение в педагогике. Любой педагогический акт может быть результативным, если он соответствует этим трем компонентам .

Таким образом, различают три основные формы поведения животных: инстинкт, навык и интеллектуальную форму поведения. Сложные акты поведения, направленные на удовлетворение биологических потребностей и основанные на безусловных рефлексах, называются инстинктами. Индивидуально приобретенные и закрепленные в упражнениях способы поведения животных называются навыками. Интеллектуальное поведение - вершина психического развития животных.

Структура инстинктивного поведения.

Аппетентное Эвокатор Врождённая Автоматизм

состояние программа Стереотипность

(потребности) поведения Целесообразность

врождённая программа поведения.

Инстинктивное поведение
Достоинства Недостатки
1. Относительная неодинаковость протекания инстинкта обеспечивает выживание вида в случае резкого изменения условий существования. 1. Поведение лишено сознания цели (возникает в ответ на определённый внешний раздражитель или сочетание определённых раздражителей).
2. Инстинктивные действия теряют свою целесообразность, если изменяются стандартные условия
3. Врождённая форма поведения. 3. инстинктивные действия строго приурочены к определённым условиям.
4. Инстинктивные действия не обеспечивают отражения большого числа разнообразных раздражителей.
5. Ограничивает отражательные возможности животных.

Законы формирования навыка:

1) закон готовности – необходимо определённое состояние организма – аппетентное, чтобы выработать определённый навык;

2) закон упражнения – по мере упражнения действие совершенствуется и автоматизируется; лучше всего формируется та форма поведения, которая чаще повторяется;

3) закон эффекта – пробы, приводящие к успеху, впоследствии встречаются чаще, а неэффективные – реже, чаще повторяется та форма поведения, которая даёт целесообразный результат.

Структура навыка.

Аппетентное Эвокатор Приобретённая Автоматизм

состояние (изменившиеся программа Стереотипность

(потребности) условия среды) поведения Целесообразность

Отличие от других форм поведения:

приобретённая программа поведения.

Навык
Достоинства Недостатки
1.Обеспечивает адаптацию (неоднократно в течение жизни). 1. Образование требует времени.
2. Сохраняет организм от перенапряжения.

Интеллектуальное поведение –

способ решения, найденный без внешней активности, благодаря внутренним процессам психики.

Отличительные особенности интеллектуального поведения:

1) если на более низкой ступени развития операции формируются постепенно, методом проб и ошибок, то стадия интеллектуального поведения характеризуется сначала периодом полного неуспеха – множество попыток, из которых ни одна не является успешной, а затем, как бы внезапно, к животному приходит решение;

2) если повторить опыт, найденная операция, несмотря на то, что она была выполнена только один раз, будет воспроизводится относительно легко;

3) обезьяна легко применяет найденное решение задачи в других условиях, сходных с теми, в которых решение возникло впервые;

4) способность объединять в одном акте две последовательные самостоятельные операции, из которых первая – подготавливает осуществление второй (Маклаков Анатолий Геннадьевич).

Структура интеллектального поведения.

Аппетентное Эвокатор Способ Целесообразность

состояние (проблемная (отношение между

ситуация) предметами

окр. мира)

Отличие от других форм поведения:

способ (отношения между предметами окружающего мира).



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: