Конспект занятия развитие речи звуковой анализ слова. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей старшей логопедической группы. Упражнение «назови слово по его частям»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Юлдузский детский сад» Чистопольского района Республики Татарстан

Конспект занятия

«Развитие фонематического слуха:

Звуковой анализ слова.»

Подготовительная группа

Подготовила воспитатель:

Тухватуллина Вера Петровна

Февраль 2011 год

Цель: Совершенствовать у детей умение составлять предложение, анализировать словесный состав, определять количество слов и их последовательность; закрепить выделять звуки в словах, познакомить со схемой звукового состава слова «Ау»; учить произносить слово с интонационным выделением всех звуков; определять последовательность звуков и их количество, делить слова на части; воспитывать интерес к живой речи, к слову и к звуку.

Оборудование: Полоски вырезанные из картона, декорация на поляне: (искусственные елки, домики животных, игрушки животных (лиса, медведь)), картина с изображением медведя, мел, доска.

Ход занятия

Загадка: зимой спит, летом – ульи ворошит.

Кто это?

Медведь.

Дети, а теперь посмотрите внимательно на эту картину и скажите, кто на ней изображен.

Медведи.

Правильно медведи. А давайте попробуем составить предложения об этих животных.

(Дети составляют предложения о медведях, затем выбираем одно предложение для анализа).

Например: Медведи живут дружно.

Дети, у вас на столе лежат полоски, это слова и мы сейчас их будем откладывать. Какое первое слово?

Медведи.

Правильно медведи, отложите одну полоску. Какое второе слово?

Живут.

Правильно. Отложите еще одну полоску. Какое третье слово?

Дружно.

Отложите еще одну полоску. А сейчас скажите сколько слов в предложении?

Три слова.

Ребята, а сейчас послушайте моё предложение: «Медведи очень умные животные». Давайте разберем его. Отложите на столе столько игрушек сколько слов в этом предложении. Регина сколько ты отложила игрушек?

Четыре.

Почему?

Потому что в предложении четыре слова.

А какое первое слово?

Медведи.

А сейчас скажите, какое второе слово?

Очень.

Какое третье слово?

Умные.

И какое четвертое слово?

Животные.

Дети, сейчас мы с вами закрепили умение составлять предложения, делить их на слова. Дети, а сейчас скажите из чего же состоят слова?

Из звуков.

Правильно. А давайте вспомним сказку: «Маша и медведи». Пошла Маша в лес с подружками и заблудилась. Как Маша звала подружек?

А-у.

Юля, вот ты будешь Машей, скажи, как ты звала подружек?

А-у.

А теперь все вместе скажем.

А-у.

Дети, когда произносим слово «Ау», какие звуки слышатся?

А-у.

А какой звук Маша произнесла вначале?

Звук А.

Вот сейчас я нарисую домик для звука «А»….А какой звук следовал за ним?

Звук У.

Вот сейчас я нарисую домик и для звука «У»….(получается схема ………).(Отмечаем что звуки идут один за другим аааууу произносим по схеме водя указкой).

Дети, мы с вами закрепили умение еще и выделять звуки в словах, познакомились со схемой звукового состава слова «Ау».

Ребята, а еще слова можно произносить по частям. Послушайте, как подружки в лесу звали Машу, когда она заблудилась.Они громко ей кричали: Ма-ша, Ма-ша! Повторите, как они звали девочку?

(Дети прикладывают ладони к губам и почти на распев произносят слова, деля их на части).

Ребята, вы произнесли слово «Маша» по частям Ма-ша, Ма-ша! Как вы думаете, какая первая часть?

Ма.

А какая следует за ней?

Ша.

А сейчас ребята, все подложим ладошки к подбородку, сколько раз подбородок коснется ладошки, столько частей в слове.

(Дети подкладывают ладошки к подбородку, произносят –Ма-ша).

Две части.

Ребята, а сейчас посмотрите на эту поляну и назовите растения или животных, которые состоят из двух частей.

(Дети называют слова, некоторые из них анализируются).

Дети, а вот на поляне стоит дом, давайте разберем это слово по частям.

(Дети также подкладывают ладошки к подбородку и произносят слово «дом»).

Одна часть.

А скажите слово «дом» короткое или длинное?

Короткое.

Почему?

Потому что в слове «дом» всего одна часть.

А теперь послушайте еще одно слово «дерево».Давайте произнесем все вместе это слово по частям.Де-ре-во. Какая часть слышится в начале?

Де.

Какая следует за ней?

Ре.

И какая последняя часть?

Во.

Сколько в слове частей?

(Дети подкладывают ладошки к подбородку и произносят слово «дерево» по частям).

Три части.

Ребята, а слово «дерево» длинное или короткое?

Длинное.

Почему?

Потому что в слове «дерево» три части.

Ребята, а слово еще можно измерить по длине не только частями, но и шагами.Все встали, я произнесу слово, а вы должны сделать столько шагов, сколько частей в этом слове. («Мёд»-Дети делают один шаг, «мед-ведь»-два шага, «По-ля-на»-три шага и т.д.).Ребята посмотрите рядом с медведем жили еще звери. Посмотрите на этот дом с одним окном, здесь живёт братец Лис.А кто же живет в доме с двумя окнами –это сестра братца Лиса.

Ли-са.

Правильно Лиса.(Водя указкой от одного окна к другому произносим слово «Лиса»).

А теперь скажите, кто же живет в доме с тремя окнами, это их мама.

Ли-си-ца.

(Также водя указкой от одного окна к другому, от другого к третьему произносим слово «Лисица»).

Дети, сегодня еще мы с вами научились делить слова на части. Познакомились со схемой слогового состава слова.

Используемый материал: «Игры и игровые упражнения для развития речи»

Г.С. Швайко. Город Москва 3-й проезд Марьиной

Рощи, 41; издательство «Просвещение» 1988 года.

«Ознакомление дошкольника со

Звучащим словом» (Раздел усвоения слогового

Состава слова) Г.А. Тумакова . Г. Москва 3-й

Проезд Марьиной рощи, 41.Издательство

«Просвещение» 1991 год.


АНО ДО «Планета детства «Лада»»

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи у детей дошкольного возраста

Тема: «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА СВЁКЛА»

Клетнова Ольга Сергеевна

Тольятти, 2017

    Цель занятия: Развитие фонематического слуха у детей.

    Задачи:

    Образовательные: учить проведению звукового анализа, развивать умения подбирать слова к заданной модели, овладение действием изменения слов.

    Развивающие: закрепить умение различать и сопоставлять твердые и мягкие звуки, развивать коммуникативные навыки, развивать зрительное и слуховое внимание, развивать умение называть слова с заданным звуком, развивать умение синтезировать отдельные звуки в слово, развивать умение дифференцировать звуки по их качественной характеристике.

    Воспитательные: воспитывать в детях желание помочь товарищу, воспитывать культуру общения, умение выслушать мнение других детей, воспитывать самоконтроль, воспитывать интерес к занятию.

    Тип занятия: интегрированное.

    Форма занятия: занятие проводится в игровой форме.

    Продолжительность: 35 минут.

    Участники: Воспитатель, дети.

    Возраст обучающихся: Подготовительная группа (6-7 лет).

    Оборудование и материалы: доска, указка, мяч, картинка с изображением свеклы, фишки красного, синего, зеленого, черного цветов - все гласные буквы, фишки – игрушки, синий, красный или зеленый круги со звуками, медали.

    Предварительная подготовка: Чтение русской-народной сказки «Репка», беседа «Что такое школа?», дидактическая игра «Живые звуки».

    Методы и приемы работы с детьми: дидактические игры, демонстрация материала, беседа, разговор, совместные действия воспитателя и ребенка, словесные методы (подсказывание, просьба произнести, вопросы), выполнение поручений.

    Структура занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

Организационный момент

Дидактическая игра «Найди пару»

2 минуты

Мотивационно-ориентированный, побудительный этап (проблема)

Ответы детей на вопросы воспитателя

2 минуты

Практический этап

Задание № 1: Отгадывание загадок.

Задание № 2: По очереди определять звук.

Задание № 3:

Задание № 4:

Игра «Живые звуки»

3 минуты

13 минут

3 мин

9 минут

Заключительный этап

3 минуты

    Ход занятия:

    Организационный момент:

Дидактическая игра «Найди пару»: В-ль: Ребята встаньте в полукруг, а я буду бросать мяч по очереди и называть твердый согласный звук, а вы ловите мяч и называете ему пару, то есть мягкий согласный и бросаете мяч обратно.

Ребенок ловит мяч, называя пару звука.

    Мотивационно-ориентированный, побудительный этап (проблема):

В-ль: Ребята, послушайте пословицу: «Не учась и лаптя не сплетешь.».

Как вы думаете, какое значение имеет эта пословица?

Дети: высказывают свои мнения (кто учится, тот знает как нужно плести лапти…)

В-ль: Молодцы ребята, правильно, кто учится, тот все знает и умеет, а кто не учится, тот ничего не будет уметь делать.

В-ль: Ребята, а как вы думаете, где детей учат?

Дети: В школе.

В-ль: Как вы думаете, чем занимаются дети в школе?

Дети: отвечают на вопрос (учатся, получают знания, играют на переменах, получают 5 или 2…)

В-ль: А чем занимаемся мы в детском саду?

Дети: отвечают на вопрос (играем, учимся, спим, гуляем, готовимся к школе…)

В-ль: Молодцы, мы готовимся стать первоклассниками.

    Практический этап:

Дети стоят полукругом перед воспитателем.

Задание № 1: Отгадывание загадок -

В-ль: Ребята послушайте, пожалуйста, загадку

Кто любит борщ и винегрет,

Грустит, когда её в нём нет.

На грядке под землёй растёт –

В народе ей всегда почёт.

В ней сладости больше, чем в апельсинах.

А сколько полезных в ней витаминов!

Любит за это её весь народ –

Вкусный бордовый тот корнеплод.

Дети: отгадывают

В-ль: Молодцы ребята, верно, это СВЁКЛА Воспитатель показывает картинку с изображением овоща

В-ль: Сегодня мы будем выполнять звуковой анализ этого слова. Присаживайтесь на свои места

Задание № 2.

В-ль: Ребята давайте по очереди будем определять звук:

Имя одного из детей, назови первый звук в слове «свёкла»?

Назови, какой это звук?

Какой фишкой мы обозначаем согласный звук в схеме?

Имя одного из детей, назови второй звук в слове «свёкла»?

Назови, какой это звук.

Какой фишкой мы обозначаем мягкий согласный звук в схеме?

Имя одного из детей, какой следующий звук в слове «свёкла»?

Какой он?

Какой фишкой мы обозначаем гласный звук в схеме?

Имя одного из детей, назови следующий звук в слове свёкла?

Какой он?

Имя одного из детей, назови последний звук в слове «свёкла»?

Имя одного из детей, сколько всего звуков в слове «свёкла»?

Ребята, вы согласны с ним/ней?

Имя одного из детей, сколько согласных звуков? Сколько гласных звуков?

Ребята, сколько слогов в слове «свёкла»?

Дети: 2

Ребята, как нам узнать, где мы поставим ударение? На какой звук?

Дети: ответы (на 1 гласный О)

Верно, молодцы. Ударение у нас стоит на звуке [о]. А теперь чтобы узнать с каким звуком мы будем дальше играть надо:

В слове свёкла:

Имя одного из детей, убери ударный гласный,

Имя одного из детей, теперь убери первый согласный,

Имя одного из детей, убери мягкий согласный,

Имя одного из детей, последний гласный.

Имя одного из детей, убери предпоследний твердый согласный.

Ребята, какой звук остался?

Молодцы! [к].

Задание № 3.

Игра «Назови слова со звуком «КЬ» «К»»

В-ль: Давайте мы с вами пройдем на ковер. Назовите, пожалуйста, слова со звуком КЬ (за каждое правильно названное слово выдается фишка-игрушка).

В-ль: Ребята можно я начну: МЕЛ К И.

В-ль: Назовите слова со звуком К например: кот

Дети: (ответы детей)

В-ль: Молодцы, все верно….

Задание № 4

Игра «Живые звуки»

В-ль: Ребята, а давайте мы с вами поиграем в игру «Живые звуки», но чтобы нам было интереснее играть мы ее усложним.

Ребенок 1, ты превращаешься в первый звук слова «Самолет»

Ребенок 2, ты становишься первым звуком слова Вёдра

Ребенок 3, ты ударный звук О

Ребенок 4, ты второй звук слова оКно

Ребенок 5, ты первый звук слова Лук

Ребенок 6, ты первая гласная буква с которой мы и познакомились в этом году «А»

Дети выстраиваются в шеренгу. В руках у них круги соответствующие их звуку (синий, красный или зеленый)дети-звуки называют каждый свой звук. Остальные догадываются, какое слово получилось.

    Заключительный этап:

В-ль: Молодцы, ребята!

Ребята, скажите, с каким словом мы сегодня познакомились?

Что вам больше всего понравилось в нашем занятии?

Какое задание было для вас самым сложным?

Молодцы! С заданиями справились отлично, мне кажется в школе вам за это задание поставили бы оценку 5.

Давайте мы с вами обменяем фишки – игрушки на «медали».

    Литература.

    Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н.Е. Верекасы, Москва, 2016.

    Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3–7 лет Н. С. Варенцова.Москва, 2002.

    Планы занятий по программе «Развитие» для подготовительной группы детского сада./ научные руководители: Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко.: УЦ им.Л.А.Венгера «Развитие».- Москва, 2000.

    Примерные конспекты по развитию речи. Ушакова О.С. Самара

    Сборник конспектов по развитию речи. Шандрина Л.Г. Тольятти, 2002.

    http://www.gramota.ru/slovari.

Занятие №13

Р/м: пеналы.

Ход занятия.

Дети: Это птица аист.

Дети: 4.

Осн. часть.

Добывание новых знаний.

Дети: Звук (а).

Дети: Это гласный звук.

Аист.

Аиист?

Дети Звук (и).

Дети: Это гласный звук.

Дети: Во вторую.

аисст?

Дети: Звук (с).

Дети: Это звук согласный.

Дети: В третью.

аистт?

Дети: (т)

Дети: В четвёртую.

Дети: 4.

Дети: Два гласных звука.

Логопед: Сколько согласных?

Дети: Два согласных звука.

2. Физминутка:

На опушке дом стоит.

За дверями стол стоит.

Вокруг дома есть забор.

Тук, тук дверь открой.

Проходите я не злой.

аист

Дети: В первую клеточку.

Дети: Во вторую.

Дети: В третью.

Дети: В четвёртую.

Дети: Это слово аист.

Логопед: Молодцы ребята.

Дети: (с), (т).

Логопед: Молодцы, ребята.

3. .

Дети: Роза, дом, сани.

Дети: Два слога.

Дети: Два звука.

Дети: В первом слоге.

Дети: Во втором слоге.

Синее море перед нами,

Летают майки над волнами.

Заключительная часть.




Дети: Роза.

Дети: Играть в игру «Звук заблудился»

Рефлексия.

Предварительный просмотр:

Занятие №13

Звуковой анализ слова «Аист».

Цель: формировать у детей звуковой анализ слова;

Задачи: закреплять знания о гласных звуках; познакомить со слогообразовательной ролью гласных звуков; продолжать называть слова с заданным звуком;

Д/м: картина – схема слова аист, фишки, мяч, указка.

Р/м: пеналы.

Ход занятия.

Упражнение. Д/и «Отгадай, какой звук».

Цель: Умение выделять звук и слог.

Способ достижения: логопед называет звуки в вперемешку твёрдые и мягкие согласные звуки. Дети, поднимают на твёрдый согласный звук синий квадратик, на мягкие звуки зелёный.

Логопед: Ребята, какие звуки я вам называла?

Дети: твёрдые и мягкие согласные

Логопед: Молодцы ребята. Ребята, а сейчас посмотрите на картинку, что на ней изображено?

Дети: Это птица аист.

Логопед: Правильно аист. Посмотрите внимательно на клеточки под рисунком. «Как вы думаете, что обозначают эти клеточки?».

Дети: Эти клеточки обозначают звуки.

Логопед: Молодцы, правильно. Сколько клеточек под картинкой?

Дети: 4.

Логопед: Ребята, как вы думаете, чем мы с вами сегодня будем заниматься на занятии.

Дети: Мы будем находить место звуков в слове (аист).

Осн. часть.

Добывание новых знаний.

Звуковой анализ слова (аист). Цель: Формировать звуковой анализ слова (аист).

Способ достижения: Логопед: нарисованы четыре клеточки, потому - что в слове четыре звука? Дети несколько раз произносят слово (аист).

Логопед произносит слово (аист) с интонационным выделением первого звука ааист и одновременно ведёт указкой под схемой, задерживая ее под первой клеточкой. Просит детей произнести слово вместе с ним.

Логопед: Ребята, какой первый звук в слове ааист ?

Дети: Звук (а).

Логопед: Молодцы правильно. Звук (а) я обозначу, красным квадратиком. Почему красным квадратиком?

Дети: Это гласный звук.

Логопед: Молодцы правильно. В какую клеточку нужно его поставить?

Дети: В первую, потому – что это первый звук в слове аист.

Логопед: Послушайте, какой второй звук в слове аиист?

Дети Звук (и).

Логопед: Звук (и) я обозначу красным квадратиком. Почему?

Дети: Это гласный звук.

Логопед: В какую клеточку нужно его поставить?

Дети: Во вторую.

Логопед: Послушайте, какой третий звук в слове аисст?

Дети: Звук (с).

Логопед: Молодцы правильно. Звук (з) я обозначу, синим квадратиком. Почему?

Дети: Это звук согласный.

Логопед: В какую клеточку нужно его поставить.

Дети: В третью.

Логопед: Молодцы правильно. Послушайте, какой четвёртый звук в слове аистт?

Дети: (т)

Логопед: Молодцы правильно, звук (т) я обозначу красным квадратиком. В какую клеточку нужно его поставить?

Дети: В четвёртую.

Логопед: Сколько всего звуков в слове (аист)?

Дети: 4.

Логопед: Правильно. Сколько гласных звуков?

Дети: Два гласных звука.

Логопед: Сколько согласных?

Дети: Два согласных звука.

Логопед: Молодцы. Мы с вами, какое сейчас задание выполняли?

Дети: Определяли место звуков в слове (аист).

2. Физминутка:

На опушке дом стоит.

За дверями стол стоит.

Вокруг дома есть забор.

Тук, тук дверь открой.

Проходите я не злой.

Игра с заданиями: Цель: Определить место звуков в слове роза.

Способ достижения: Логопед вызывает трех детей и объясняет, что будут в игре «звуками» слова (аист): первый ребёнок будет звуком (а), второй ребёнок будет звуком (и), третий ребёнок будет звуком (с), четвёртый ребёнок будет звуком (т). Каждому ребёнку логопед раздаёт фишки – квадратики. Дети строят слово аист , становясь с фишками в руках перед доской в соответствующем порядке. Логопед читает слово. Затем отходит в сторону и подзывает к себе играющих: «Подойдет первый звук слова, подойдет второй звук слова, третий звук, четвёртый звук». «Постройте слово аист». Дети «звуки» подходят по очереди и встают по порядку, поднимают свои фишки вверх. Дети – «звуки» по заданию логопеда ставят свои фишки в схему.

Логопед: «Звук (а), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь?

Дети: В первую клеточку.

Логопед: «Звук (и), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь фишку?

Дети: Во вторую.

Логопед: «Звук (с), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь фишку?

Дети: В третью.

Логопед: «Звук (т), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь фишку?

Дети: В четвёртую.

Логопед: Молодцы ребята. Наша игра закончилась, какие задания мы выполняли в этой игре?

Дети: Составляли слово из звуков.

Логопед: Какое это было слово?

Дети: Это слово аист.

Логопед: Молодцы ребята.

Логопед: Ребята, уберите фишки со схем: «Уберите звук (а), звук (и). Какой звук остался?».

Дети: (с), (т).

Логопед: Молодцы, ребята.

3. Актуализация ранее приобретённых знаний .

Логопед: Ребята, на прошлом занятии мы с вами делили слова на слоги? Кто вспомнит эти слова.

Дети: Роза, дом, сани.

Упражнение «Делим слова на слоги»: Цель: Уметь делить слова на части, определять количество слогов.

Способ достижения: Дидактическая игра.

Логопед: Ребята, сколько слогов в слове (роза)?

Дети: Два слога.

Логопед: Сколько гласных звуков в этом слове?

Дети: Два звука.

Логопед: В каком слоге первый гласный звук?

Дети: В первом слоге.

Логопед: В каком слоге второй гласный звук?

Дети: Во втором слоге.

Логопед: Молодцы, в словах столько слогов, сколько гласных звуков. Молодцы с заданием справились.

Игра «Звук заблудился». Цель: Определить какой звук заблудился.

Способ достижения: Чтение стихотворения.

Синее море перед нами,

Летают майки над волнами.

Логопед: Ребята, назовите, какой звук заблудился?

Дети: Заблудился звук (ч), вместо слова майки, нужно говорить чайки.

Логопед: Молодцы ребята правильно.

Самостоятельная деятельность детей. Цель: Упражнения на закрепление.

Способ достижения: работа в тетрадях.

«От слова к звуку», с.12. Нахождение места звука в словах (аист).

Заключительная часть.

Логопед: Что нового вы узнали на занятии?
Дети: Узнали, что звуки можно долго тянуть, что эти звуки гласные.
Логопед: Какое слово мы сегодня с вами анализировали?
Дети: Роза.

Логопед: Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии?

Дети: Играть в игру «Звук заблудился»

Рефлексия.

Логопед: Ребята, сложите звуки (а, и) из палочек.

Логопед: Вы очень хорошо занимались сегодня. Молодцы! Похлопайте себе.


Задачи: учить дошкольников определять наличие заданного звука и его место в слове; упражнять в делении слов на слоги; продолжать учить детей различать и правильно использовать термины «звук», «буква», «слог», «слово»; ; учить читать слоги; закрепить умение прописывать печатные буквы; закреплять знания о словоразличительной роли звука; развивать фонематическое восприятие, слуховой контроль за речью; : слуховое и зрительное восприятие, память, внимание; мыслительные операции - анализ, синтез, обобщение; воспитывать выдержку, .

Оборудование: «звуковой домик»; карточки с изображением звуков; карточки с изображением «лисы» для звукового анализа; карточки с заданиями (3 вида); игрушки и предметы: мяч, машина, магнитофон, гном, ёжик, собака, заяц, мышка; «портрет» Незнайки в рамке; простые карандаши; индивидуальные наборы с фишками для звукового анализа слов.

Ход занятия по обучению грамоте детей с ОПФР

Воспитатель (В.). Ребята, сегодня мы будем играть со словами. А поиграем мы в игру «Эхо». Я буду произносить слова, а вы повторять за мной только первый звук: кит, кот, санки, иголка, азбука, лак, ножницы.

Молодцы! А теперь я буду произносить слова, а вы повторяйте за мной только последний звук: кит, кот, санки, иголка, азбука, лак, ножницы.

Входит Незнайка.

Незнайка. А я тоже хочу! Можно мне с вами?

В. У нас, Незнайка, игры необычные, а умные, со словами. А ты знаешь, что такое звуки и буквы?

Незнайка. Знаю! Звуки бывают, когда на трубе играешь. Они такие громкие! А буквы - это, наверное, булочки такие большие и вкусные.

В. А вот и неправильно. Кто только тебя этому научил?

Незнайка. Меня никто не учил. Я хочу научиться, вот и пришёл к вам.

В. Ребята, давайте расскажем Незнайке всё, что мы знаем о звуках. Какие они бывают? (Гласные и согласные.) Какие мы знаем гласные звуки? (А, о, у, ы, и, э…). Почему они так называются? (Показывают символы гласных звуков.) Какими бывают согласные звуки? (Глухие и звонкие.)

Почему они так называются? Повторите за мной такие звуки: [п, ф, т, к, с, ш]. Какие это звуки? (Показывают символы.) Повторите за мной такие звуки: [б, в, д, г, з, ж]. Какие это звуки? (Показывают символы.) А какие еще бывают согласные звуки? (Мягкие и твёрдые.) Давайте поиграем в игру «Назови пару». Я буду называть твёрдый звук, а вы мне называйте парный мягкий звук (игра проводится с мячом).

Незнайка играет в эту игру вместе с детьми и даёт неправильные ответы, дети исправляют его.

Незнайка. Нехорошая это игра. Давайте поиграем с картинками, которые я принёс.

В. Покажи, пожалуйста, свои картинки. Очень интересное задание: названия каких предметов начинаются с одного звука. Необходимо соединить эти картинки линиями.

Дети и Незнайка выполняют задание.

В. Ребята, давайте проверим, как Незнайка справился с этим заданием (проверяют работу Незнайки и исправляют ошибки).

В. Молодцы! А сейчас отгадайте загадку.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пышный хвост - краса.

Кто это? (Лиса.)

Правильно. А давайте покажем Незнайке, как мы умеем разбирать слово по звукам.

(Проводится звуковой анализ слова «лиса».)

Воспитатель предлагает произнести это слово так, чтобы все хорошо услышали первый звук. Затем спрашивает, какой это звук (согласный, мягкий) и какой фишкой можно его обозначить (зеленой). Аналогично проводится анализ остальных звуков. Схема слова выкладывается на доске и одновременно идёт работа за столами.

Незнайка. Спасибо, научили. Я теперь и сам могу поделить слово на звуки. Смотрите. Рука. Ру-ка. Правильно?

Дети. Нет, не правильно. Ты поделил слово на слоги.

В. Незнайка, представь себе, что слово - это дом для звуков, а слоги - это комнаты в этом доме. Самым главным звуком в слоге является… (дети заканчивают - «гласный»). Именно он создаёт слог. Мы с ребятами тебе покажем, как дружат звуки и как получаются слоги. Давайте поиграем с живыми звуками.

Распределение ролей: дети становятся звуками - [б, а,о, у, ы, и]. Ребёнок (звук б) по очереди ставит гласные звуки на лепестки цветка, произнося слоги, которые получаются (ба, бу, бо, бы, би).

Незнайка. Ой, как интересно! А можно я попробую? Можно мне быть звуком [м]?

Незнайка. Вспомнил! У меня ещё есть картинки! Но я не знаю, что с ними делать.

В. Покажи ребятам, может, мы вместе разберёмся? Незнайка достаёт карточки с изображениями арбуза, барабана, жука, ведра, бабочки, груши, а под ними расположены в ряд кружочки. Нужно выполнить следующее задание: назвать, что изображено, и закрасить столько кружочков, сколько слогов в этом слове.

В. Молодец, Незнайка. А теперь, ребята, и ты, Незнайка, послушайте стихотворение и будьте очень внимательны, в некоторых словах звуки заблудились. Догадайтесь, какие звуки нужно вернуть на их законное место, назовите слова, которые, по вашему мнению, должны быть в стихотворении.

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нём!

Но едва туда вошла

Буква-озорница,

Очень странные дела

Начали твориться…

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался дом (сом)!

Я рубашку сшила шишке (мишке),

Я сошью ему штанишки.

В. Хорошо, ребята, вы правильно вернули звуки на их места. Незнайка. Ну вот, я уже научился читать. Вижу картинку и читаю слово.

В. А если нет картинки, как ты прочитаешь? Ребята, подскажите Незнайке, что нужно знать, чтобы уметь читать. (Буквы.) Мы уже знаем много букв. Поэтому давайте вспомним задание: необходимо вставить в схему пропущенную букву.

Незнайка (сидит опечаленный). Понял я, что надо всё-таки в школу идти. Я пойду учиться.

В. Подожди, Незнайка, дети хотят подарить тебе на память игрушку, но стачала надо её угадать: в названии этой игрушки есть звук [м]. (Дети помогают выбрать игрушки, в названии которых есть звук [м]: магнитофон, машина, гном, мышка.) Название этой игрушки состоит из трёх слогов. Незнайка. Машина.

В. Молодец, Незнайка. Вы, ребята, тоже молодцы, научили Незнайку делить слова на слоги.

Незнайка. Спасибо, ребята, теперь я знаю, что такое звук и что такое слог. Даже некоторые буквы запомнил. А вы все молодцы.

Шумова Фарида
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова»

Цель занятия :Продолжать обучению звукового анализа слов ; учить различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки .

Образовательные задачи :

1. Развивать фонематическое восприятие, слуховой контроль над речью.

2. Учить проведению звукового анализа слова . Знакомство со звуковым анализом слова ПАУК .

3. Закреплять умение различать гласные и согласные звуки

4. Продолжать учить называть слова с заданным звуком .

5. Способствовать сохранению правильной осанки и положительному эмоциональному настрою детей.

Развивающие задачи :

Развивать логическое мышление, творческое воображение, зрительную память, мелкую моторику

Развивать связную, выразительную речь детей

Развивать умение отвечать полным предложением.

Воспитательные задачи :

Воспитывать уважение ко взрослым, друг к другу

Воспитывать такие чувства, как : взаимопомощь, взаимовыручка

Воспитывать любовь к природе.

Создание среды для организации и проведения ОД :

Телефон с СМС сообщением

Проектор, аудиозаписи,компьютер;

Фишки, обозначающие звуки

Мяч, снежинка

Шапочки звуковичков

Посылка

Приемы руководства деятельностью детей в ОД :

1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей : создание проблемной ситуации; игровая ситуация.

2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД : беседа, вопросы к детям, создание развивающей среды, анализ и выводы .

3. Приемы организации практической деятельности детей : художественное слово ; физкультминутка «Зима» , звуковой анализ слова

4. Приемы поддержания интереса у детей : ситуация выбора, планирование, музыкальное сопровождение, чередование видов детской деятельности, показ слайдов.

5. Приемы оценки и самооценки : анализ деятельности , поощрение, взаимопомощь детей.

Предварительная работа :

Беседа «Что такое посылка»

Знакомство с дедом Грамотеем

Разучивание физминутки «Зима»

Виды детской деятельности в ОД :

Коммуникативная.

Трудовая.

Продуктивная.

Музыкальная

Физическая

Ожидаемые результаты :

Умения детей действовать самостоятельно;

Проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;

Воспитание нравственных качеств;

Активизация словарного запаса ;

Формирование умения выполнять звуковой анализ слова

Критерии оценки деятельности детей на занятии

1. Активно участвует в продуктивной деятельности.

2. Проявляет самостоятельность.

3. Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам.

4. Сопереживает.

5. Эмоционально реагирует.

6. Соподчиняет мотивы.

7. Проявляет волевое усилие.

8. Аргументирует самооценку.

9. Ребенок вступает в обсуждение.

Ход ОД:

1. Организационный момент.

Дети заходят в зал.

(Звук СМС сообщения )

Воспитатель : Пришло СМС сообщение от деда Грамотея из страны АБВГДейка . «Дорогие ребята старшей группы № 2 , хочу выслать вам посылку, но не знаю вашего адреса. Позвоните по телефону 907010 и назовите свой адрес. До свидания. Дед Грамотей из страны АБВГДейка »

Ребята, хотите получить посылку?

Тогда давайте позвоним и сообщим свой адрес (адрес сада)

Я включаю громкую связь, а вы хором говорите свой адрес (г. Оренбург, пр. Гагарина 12 в, детский сад № 87)

2. Основная часть.

Ребята, пока посылка в пути, давайте поиграем. А поиграем мы с вами в игру «Слова наоборот » (с мячом)

Зима-лето

Друг-враг

Весёлый-грустный

Добрый-злой

Длинный-короткий

Красивый-безобразный

Чистый-грязный

Высокий-низкий

Бежать-стоять

Кричать –молчать

Радоваться-огорчаться

(дети садятся на, лицом к экрану)

Звучат звуки зимы

Воспитатель : Что за звуки мы слышим ? (слайд № 2)

Дети : Это зима

Вос-ль : Правильно! на экране пейзаж зимы

Какими словами мы можем сказать о зиме? Какая она? (передаём снежинку и называем описательные слова )

Дети : снежная, холодная, суровая, морозная…

ГОЛОС с экрана : (слайд № 3) Здравствуйте, ребята! Посылку Дед Грамотей выслал , но она попала в мои снежные владения. Наверное её я оставлю себе. Хотя… Я верну её вам, если вы выполните мои задания.

(на экране появляется одна снежинка – 1 задание. Слайд № 4)

1. Артикуляция звуков : ЗИМА хочет поиграть с вами в дразнилки. А вы хотите поиграть?

Дети : Да! (Слайд № 5, № 6)

Вос-ль : Я буду показывать звуки , а вы их будете озвучивать все вместе хором.

Ветер со снежинками играет - У-У-У-У

Ветки с дерева срывает - И-И-И-И

Снежинки по ветру летят- О-О-О-О

Прямо под ноги ребят - А-А-А-А

А,О,У, И – это что за звуки ? (подходим к столу)

Дети : Гласные.

Вос-ль : Почему их так называют?

Дети : Они легко, тянутся, поются.

Вос-ль : Каким цветом мы обозначаем гласные звуки ?

Дети : Красным.

(правильный ответ на слайде 7)

Восп : Сколько гласных звуков вы знаете ?

Вос-ль : А звуки , которые нельзя спеть, как называются?

Дети : Согласные.

Вос-ль : Какие согласные бывают?

Дети : Твёрдые и мягкие.

Восп : Согласные твёрдые звуки каким цветом обозначаем?

Дети : Синим

(слайд 8)

Воспитатель : Согласные мягкие каким цветом обозначаем?

Дети : Зелёным

(Слайд 9)

Ребята, кто понял почему Зима нам задаёт вопросы о звуках ?

(Да, потомучто у зимы много разных звуков : то как зверь она завоет, то заплачет как дитя… Вот она и захотела побольше узнать о звуках )

(Слайд № 10 – второе задание)

2. Игра «Угадай какой звук (за столом сидя)

Воспитатель называет звуки , а дети показывают нужные фишки

Воспитатель :

(Слайд № 10--11 –третье задание)

3. Игра «Старший и младший братья » (с мячом) (Встаём полукругом) (Слайд № 12, № 13)

Посмотрите на экран : Звуки взялись за руки . Почему они так дружны? Может быть они родственники?

Воспитатель называет твёрдые согласные, а дети называют мягкие согласные»

ФИЗМИНУТКА : «Зима»

Мы зимой в снежки играем, мы играем.

(имитация лепки снежков)

По сугробам мы шагаем, мы шагаем.

(шагаем, высоко поднимая колени)

И на лыжах мы бежим, мы бежим.

(пружинистые движения на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)

На коньках по льду скользим, мы скользим.

(плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)

И снегурку лепим мы, лепим мы.

(соответствующие движения)

Гостью-зиму любим мы, любим мы.

(развести руки в поклоне и поставить на пояс)

4. Назвать слова , начинащиеся со звука «с» (Слайд № 15)

(Садимся за столы)

5. Звуковой анализ слова ПАУК . (Слайд № 17-23, № 22 по щелчку)

Воспитатель : Посмотрите какие узоры вырисовывает мороз зимой на окнах. Что напоминают нам узоры на окнах.

Воспитатель : На что похож следующий узор? (на паутину)

Воспитатель : А кто плетёт паутину? (паук)

Следующее задание ЗИМЫ выполнить звуковой анализ слова «ПАУК»

Сколько звуков в том слове ?

Разделим на слоги слово паук . Сколько слогов в этом слове ? (2)

1 звук (П) какой? (согл, твёрдый)

(синий)

Назовите 2 звук . Какой он? (а) (гласный)

Какого цвета фишку поставим? (красного)

Назовите следующий звук . Какой он? (у) (гласный)

Какого цвета фишку поставим? (красного)

Назовите следующий звук . Какой он? (к) (согл, твёрдый)

Сколько всего звуков в том слове ? (4)

Сколько гласных звуков ?

Сколько согласных звуков ?

Обратите внимание в слове ПАУК стоят подряд два гласных звука . Мы впервые сегодня выполнили звуковой анализ слова ПАУК

6. Игра «Живые звуки » (Слайд № 24)

7. Отгадайте загадку и выполнить звуковой анализ слова «ЗИМА»

Я тепла не потерплю :

Закручу метели,

Все поляны побелю,

Разукрашу ели

Замету снежком дома

Потомучто я … (зима) (Слайд №25, 26)

Проводится звуковой анализ слова самостоятельно .

Ребята, ЗИМА нас просит составить предложение со словом ЗИМА .

.Воспитатель : -Ребята, вы любите зиму?

Давайте мы подарим стих Зимушке (стих)

Мы в снежки сражаться будем

Мы с горы кататься любим

И поэтому нам очень

Очень нравится ЗИМА!

Заключительная часть :

Воспитатель : –Вы выполнили все задания Зимушки.

(На экране появляется ЗИМА)

ЗИМА : (Слайд № 27) - Спасибо за стихотворение. Ну что ж, ребята, выполнили вы мои задания. И я много узнала о звуках . Я рада, что познакомилась с такими интересными ребятами, как вы. Посылка, адресованная вам уже наверное прибыла. До Новых встреч!

Воспитатель : Она не прощается с нами, а говорит нам «До свидания» Мы с ней будем встречаться каждый день.

ВОСПИТАТЕЛЬ : - Пока посылку нам несут…

ИТОГ : Воспитатель : Встали в кружок и вспомним :

Кто прислал нам СМС сообщение?

Что нам выслал Дед Грамотей ?

Мы сразу получили посылку? Почему?

Справились мы с заданиями ЗИМЫ?

Вы – умнички, говорили уверенно, правильно, полными предложениями

(Заносят посылку) . Эмоции детей.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: