Кто такой пессимист и как ему помочь? Кто такие оптимисты и пессимисты? В чём отличие

pessimus - наихудший) - отрицательная оценка человеческой и всемирной жизни.

Весьма распространенную элементарную форму такой оценки мы находим в пессимизме сравнительно-историческом; от Гесиода и до наших дней каждая эпоха считала себя наихудшей. Очевидно, что люди субъективно особо чувствительны к бедствиям своего времени, и этот вид пессимизма - естественная и практически неизбежная иллюзия. Теоретически мы от нее освобождаемся тогда, когда узнаем факт её повторения в разные эпохи, в самых разных исторических условиях.

Пессимистическому взгляду на историю противопоставляется идея постоянного возрастания человеческого благополучия . Сознание, что в мире есть зло и что оно не упраздняется одним прогрессом социальных условий жизни, вызывает принципиальный вопрос об оценке мирового бытия, причём с крайним отрицательным ответом является пессимизм безусловный, выразившийся в буддийской религии и получивший новейшую философскую обработку в системах Шопенгауэра и Гартмана .

В.Соловьёв и Буддизм

Четыре благородные истины

1) Истина о страдании (дукха или дуккха, санскр. - болезнь и страдание): «Моё страдание есть результат моего неблагого мышления и плохой кармы». Мир полон страданий. Рождение - страдание, болезнь - страдание, смерть - страдание. Соединение с неприятным - страдание, разлучение с приятным - страдание. Даже нейтральные эмоциональные состояния не свободны от влияния причин и обстоятельств, которые человек не может контролировать. Человек вовлечён в процесс, предполагающий страдание.

2) Истина о происхождении и причинах страдания (карма или самудая - источник дуккхи): «Моё неблагое мышление и плохая карма есть причина моего страдания и условия страдания других». Причина страдания состоит в жажде (танха), которая приводит к круговороту рождения и смерти (сансаре). Источник страдания - привязанность и ненависть. Остальные пагубные эмоции, как правило, порождены ими. Их последствия приводят к страданию. Корень же привязанности и ненависти - в неведении, незнании истинной природы всех существ и неодушевлённых предметов. Это не просто следствие недостаточного знания, но ложное мировоззрение, измышление полной противоположности истине, ошибочное понимание реальности.

3) Истина о подлинном прекращении страдания и устранения его источников (истина о нирване или ниродха - прекращение дуккхи): «Моё счастье есть результат моего благого мышления и моей хорошей кармы». Состояние, в котором страданий нет, достижимо. Устранение загрязнений ума (привязанности, ненависти, зависти и нетерпимости) - это и есть истина о состоянии за пределами страдания и причин.

4) Истина о путях к прекращению страдания (марга или магга - путь, ведущий к прекращению дуккхи): «Моё благое мышление есть причина моего счастья и условие счастья других». Предложен так называемый срединный или Восьмеричный Путь достижения нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване.

Философ обращает внимание на ту конкретную точку отправления, которую указывает само буддийское предание.

Индийский царевич, отдавший свою первую молодость всевозможным житейским удовольствиям, на 30-м году, встретивши нищего, больного, калеку и мертвеца, задумывается о непрочности житейского благополучия и покидает свой гарем, чтобы в уединении размышлять о смысле жизни. Какова бы ни была степень исторической достоверности этого сказания, в нём ярко выражена та простая истина, что материальная жизнь даже при самых исключительно благоприятных условиях сама по себе неудовлетворительна. Все житейские блага непрочны, болезнь, старость и смерть - общий удел живых существ: такой Пессимизм существ, опирающихся на свое ограниченное существование, есть аксиома.

Однако уверенность в возможности обрести спасение от страданий заставляет царевича испытав сполна путь аскезы и отбросив его как заблуждение, обнаружить Срединный путь. Дхарма Будды в равной мере критикует как нигилизм (отрицание существования), так и этернализм (самостоятельность, независимость существования), определяя цепь взаимозависимого возникновения как единственный механизм формирования ограниченных миров существования (Сансары). Одно из наиболее детальных определений безграничности и беспредельности Нирваны дает Сутра Сердца Праджняпарамиты: "Нет невежества, нет избавленья от него, нет старости, нет смерти, также нет от них и избавленья. Нет страданий, нет и их возникновенья, прекращенья нет, пути нет, нет познанья, Также нет и достиженья, так как нечего достигнуть". Преодоление представлений о границах собственного существования приводит к осознанию пустоты всякого обозначения "себя" и таким образом преодолевается привязанность к возникновению и прекращению существования отдельных форм: "своего" тела, "своего" ума. Но эта точка зрения необоснованна,ибо страдание природа сансарического бытия,обусловленного заблуждениями. Нирвана это прекращение именно сансарического бытия. В случае сравнения с потухшей свечёй топливом являются заблуждения.Огонь это страдание. Что же до несуществования ничего,в буддийской онтологии отрицается бытиё не обусловленное причиной и следствием.Бытиё обуслувленное признаётся.

Шопенгауэр и Гартман

Новейшая форма абсолютного пессимизма (у Шопенгауэра и Гартмана) также не представляет никаких оснований для превращения зла в какой-то трансцендентный атрибут бытия. Зло и здесь сводится собственно к страданию, страдание же действительно существует лишь поскольку сознается - а сознание для философии П. есть не более как мозговое явление (Gehirnphänomen) и, следовательно, возможно только для организмов, обладающих нервной системой и страдающих при известной степени раздражения чувствительных нервов. Следовательно, страдания всякого существа ограничиваются пределами его данного телесного существования и совершенно прекращаются с разрушением организма в смерти.

Шопенгауэр и Гартман много говорят о «мировом страдании», но именно с их точки зрения это может быть только риторической фигурой, ибо мир, то есть его единое метафизическое начало - «воля», «бессознательное» и т. п. - не может страдать: для этого оно должно было бы по крайней мере обладать собственными чувствительными нервами и мозгом, чего ему не предоставлено. Универсальное страдать не может; страдает только индивидуальное в своём органическом воплощении, уничтожаемом смертью. Реально существующее страдание ограничивается только областью сознания - людьми и животными; все эти существа страдают, но каждое порознь, и страдания каждого с концом его жизни совершенно прекращаются.

Если Шопенгауэр прав, что нельзя ощущать, представлять, познавать «за пределами своей кожи», то столь же невозможно за этими пределами и страдать; поэтому и чужие страдания могут быть мучительны для каждого лишь через их отражение в пределах его « кожи», то есть через его организм, и с его смертью совершенно исчезают. Таким образом, безусловный Пессимизм ни в древней индийской, ни в новой германской своей форме не в состоянии отнять у смерти её значения окончательной избавительницы от бедствий жизни, и с этой точки зрения ничто логически не мешает каждому ускорять такое избавление через самоубийство.

Попытки Шопенгауэра и Гартмана отклонить этот вывод своей крайней слабостью подтверждают его неизбежность. Первый говорит, что самоубийство есть ошибка, потому что в нём истребляется не сущность зла (мировая воля), а только явление. Но никакой самоубийца и не ставит себе такой нелепой задачи, как истребление сущности вещей. В качестве страдающего явления он хочет избавиться от своей жизни как мучительного явления - и такой цели он несомненно достигает с точки зрения самого Шопенгауэра, который при всем своём пессимизме не может утверждать, чтобы мертвые страдали.

Гартман, вполне признавая, что последняя цель есть именно самоубийство, требует, чтобы отдельный человек в интересах человечества и вселенной воздерживался от личного самоубийства и посвящал свои силы на подготовление средств к тому всеобщему собирательному самоубийству, которым должен окончиться исторический и космический процесс. Это - высший нравственный долг, тогда как убивать себя, чтобы избавиться от собственных страданий, свойственно людям, стоящим на низшей, эвдемонистической ступени этики. Последнее, конечно, справедливо, но собственный принцип безусловного пессимизма логически исключает всякую другую этику.

Если все дело в том, чтобы уничтожить мучительное существование, то нет никакой возможности разумно доказать кому-нибудь, что он должен иметь в виду не свои собственные, действительно испытываемые мучения, а предполагаемые мучения того отдаленного потомства, которое будет способно на акт коллективного самоубийства; да и для тех будущих пессимистов теперешнее личное самоубийство данного субъекта может быть (в смысле Гартмана) полезно как пример для подражания, ибо ясно, что если каждый будет себя убивать, то общая цель будет достигнута. - На самом деле безусловный пессимизм как первоначально явился, так и до конца остается лишь плодом пресыщенной чувственности. В этом его истинное значение и его ограниченность. Справедливая оценка жизни материальной, которая, в отдельности взятая, есть только «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская», приводит размышляющий ум к истинному заключению, что «мир весь во зле лежит», чем и исчерпывается правда пессимизма.

Но когда человек, познавший до пресыщения неудовлетворительность плотской жизни и не одушевленный преобладающим интересом к чему-нибудь другому, лучшему, незаконным образом обобщает и расширяет отрицательный результат своего опыта, то вместо верного пессимистического отношения к односторонне-материальному направлению жизни получается ложное утверждение, что сама жизнь, сам мир и само бытие суть зло и мучение. В этом принципе безусловного пессимизма 1) не различается зло нравственное от страдания и бедствия, или зла физического, и 2) так смутно понятое зло принимается за подлинную первооснову всякого бытия, что не только ни на чём не основано, но и ведёт к явным нелепостям. Так, последовательно применяя эту точку зрения, пришлось бы признать болезнь за постоянное нормальное состояние, а здоровье - за случайную и непонятную аномалию; но в таком случае мы не замечали бы болезни и мучительно ощущали бы здоровье, как нарушение нормы; между тем, наоборот, здоровье нами обыкновенно не замечается именно как первичное, нормальное состояние, болезнь же мучительно сознается как привходящее, случайное отклонение от нормы. К подобным же нелепостям приводит безусловный пессимизм и в нравственной сфере.

Иногда пессимизмом называется всякое воззрение, которое признаёт реальность и важное значение зла в мире, но лишь как вторичного, обусловленного и преодолеваемого фактора человеческого и природного бытия. Такой относительный пессимизм содержится многими философскими и большинством религиозных систем; но его нельзя рассматривать вне общей связи того или другого миросозерцания, в которое он входит как один из составных элементов.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Пессимист – это человек, который всегда ожидает неприятности и не верит в удачу. Он в основном грустный, мрачный и задумчивый, не умеет радоваться мелочам, и недоверчив к окружающим. Но так ли уж плохо быть таким? Давайте рассмотрим подробнее плюсы и минусы пессимистичности, чтобы ответить на этот вопрос.

Причины возникновения пессимизма

Приобретенные

  • Ребёнок, независимо от того, хочет или нет, неосознанно впитывает стили поведения и взгляды на жизнь от взрослых. Они не только его взращивают, но и являются значимыми, даже если редко пересекаются с ним. Так вот, если в его окружении есть личность, которая смотрит на мир с недоверием и находится в ожидании неудачи, то он вполне может перенять такое отношение ко всему.
  • Травма. Человеку, несмотря на весь его оптимизм и веру в хорошее однажды могло просто не хватить сил, чтобы справиться с какой-то ситуацией. Например, умер близкий человек или предал. Тогда личность осознает своё бессилие, свою конечность (в смысле, что всё равно умрет когда-то), что мир устроен не справедливо и чудес не бывает.
  • Депрессия – это заболевание, которое оставляет отпечаток на мироощущении человека, окружающая действительность становится серой, теряя свои краски и прелести. Ему становится настолько невыносимо, что может появиться желание смерти, как единственный выход из этого состояния.
  • Кризис среднего возраста. Осознавая, что организм стареет, энергия идёт на спад, внешность меняется не в лучшую сторону, сколько всего в жизни не успел сделать и что близится старость, за которой следует смерть – сложно продолжать «порхать как бабочка». Человек в кризисе настолько погружен в своё состояние, что видит только то, что с ним связано, акцентируясь на плохом. Какой-то период времени потребуется на то, чтобы «ужиться» с новыми мыслями и знаниями, ассимилировать их и понять, как к ним относиться.
  • Синдром «опустевшего гнезда» также может надломить. Пара, которая большое количество лет ставила перед собой одну основную цель – позаботиться о детях, оставшись наедине, не совсем понимает, какой теперь смысл жизни обрести. Появляется целая куча свободного времени, а как им распорядится – не понятно. Ведь раньше было столько хлопот, а сейчас необходимо учиться обращать внимание на себя и свои интересы. А как это и что значит – ещё не известно, поэтому возникает ощущение, что жизнь закончилась.

Врожденные

  • Тип темперамента «меланхолик». В мы говорили о меланхоликах, которые всегда кажутся немного депрессивными, мрачными и печальными. Такой личность рождается, и, независимо от того, в каких условиях воспитывается, будет иметь пессимистичные наклонности.
  • Существует даже заболевание, которое называется дистимия. Человек с этим расстройством всегда угрюм, у него заниженная самооценка, интеллект, в принципе тоже не высок, а также он просто не способен радоваться и получать удовольствие.

Минусы

Здоровье

  • В связи со стабильным депрессивным настроением постепенно разрушается здоровье. К примеру, кортизол, гормон стресса, вырабатывается в больших количествах, а это совсем нехорошо сказывается на сердечно — сосудистой системе.
  • Постоянное ощущение несчастья, грусти и обречённости очень сложно выдержать, значительный кусок энергии уходит на эти чувства, поэтому часто можно наблюдать апатию и бессилие.

Достижение результатов


  1. Скептик не верит в чудеса и искренность, отчего может упустить массу возможностей, ожидая подвоха и обмана.
  2. Часто не способен решить задачу, в силу того, что она требует творческого, креативного подхода. Ведь для этого необходимо позволить себе пофантазировать, не с целью остановить себя или напугать, как это обычно происходит, а наоборот, расширить границы, чтобы взглянуть иначе на ситуацию.
  3. Могут быть довольно-таки ограниченными в чём-то, отрицая возможность воспользоваться более современными технологиями или методами, так как старое, даже если оно не работает, более понятно и знакомо, а от нового неизвестно чего можно ожидать.
  4. Реже побеждают, так как изначально не верят в себя, отчего не выкладываются на полную силу. Проводили даже эксперимент среди пловцов, который подтвердил эту информацию. Те, кто заранее обрекли себя на провал, особых результатов показать не смогли.
  5. У них отсутствуют мечты, ведь толку в них, если всё равно не сбудутся? А как можно радоваться жизни и оптимистично смотреть вперёд в будущее, будучи уверенным, что там ждёт что-то хорошее, если не позволять себе помечтать об этом?
  6. Чтобы порадоваться, необходимо совершить что-то нереальное, потому что, как мы уже говорили, мелкие успехи будут обесценены.

Окружение

  • Низкая самооценка, а потому, что не только не верят в себя, но и обесценивают, то хорошее, на что способны, свои достижения и успехи. К тому же подозрительно относятся к комплиментам, они не верят в искренность порывов, и считают, что за этим обязательно что-то последует, к примеру, просьба и т.д.
  • Малый круг общения. Люди тянутся к тем, с кем тепло, уютно, весело, с кем они развиваются и чувствуют себя лучше, кто способен дать и поддержать надежду, что всё будет хорошо. А те, кто со скептицизмом относятся абсолютно ко всему, даже если и порой правы – обречены, если не на одиночество, то, по крайней мере, ограниченный круг общения, который будет состоять или из таких же мрачных и недоверчивых людей, или очень близких любящих.
Если эти минусы для вас существенны, и вы хотите хоть немного измениться, чтобы наладить жизнь в лучшую сторону, то посмотрите , в которой указаны рекомендации, как стать более жизнерадостным и весёлым.

Плюсы


  1. В силу того, что угрюмые люди не ждут добра и вообще, чего-то хорошего, то, неожиданно получая, они больше его ценят.
  2. Адекватно реагируют, когда их критикуют, потому что знают свои промахи и ограничения. А это позволяет воспринимать критику не как попытку обидеть, а как руководство к действию, чтобы измениться и стать лучше.
  3. Реже остальных попадают в неприятные ситуации, как бы парадоксально это ни звучало. А знаете почему? Потому что осторожны и подозрительны, наобум, как оптимисты, надеясь на банальное чудо, действовать не будут.
  4. Существует шутка, что пессимист – это информированный оптимист. И действительно, они разочаровываются и проигрывают намного реже, а всё потому, что заранее предусматривают негативные варианты исхода событий, и готовятся к ним.
  5. Несмотря на проблемы со здоровьем из-за постоянного проживания хандры, какие-то опасные заболеванию замечаются намного реже. Потому что они их вовремя диагностируют, ожидая самого худшего, при первых же симптомах бегут к врачу за подтверждением. И тогда, даже если и возникло что-то серьёзное, на первых порах проще справиться и вылечиться. А вот человек который надеется на случай, безответственно относится к недомоганию, считая, что само пройдёт. Ведь с ним ничего ужасного и неприятного произойти не может.
  6. Опасаться того, что такая личность потеряет своё состояние по причине игры в азартные игры совсем не стоит. В удачу свою не верят, а смысл тогда рисковать?
  7. Привыкая видеть только плохое, они более стойкие к неурядицам и стрессам. Нарабатывают, такой себе, стрессовый иммунитет, и жизненные невзгоды тогда кажутся не такими уж неожиданными и несправедливыми.
  8. Не преувеличивают свои заслуги и не приукрашивают качества личности, а это значит, что не заносчивы и более человечны и отзывчивы.

Реализм

По поводу вопроса, это хорошо или плохо быть пессимистом, хочу сказать, что во всём должен быть баланс и гармония. Излишне надеяться, что проблемы сами разрешатся, что, не прикладывая усилий, можно получить что захочется – не вариант, как и заранее нагнетать обстановку.

Важно уметь замечать реальность, не искажая её ни в какую сторону. То есть, обращать внимание на опасности, соотносить свои возможности с тем, за что решили взяться, чтобы не разочароваться и не потерпеть фиаско.

Заключение

Если вы сомневаетесь, и не знаете, к какому типу себя отнести, то подписывайтесь на наши группы в соц. сетях, что бы не пропустить выхода теста на определение «пессимизма-оптимизма». Вдохновения вам и хорошего настроения!

Обновляю статью, тест вышел, .

Материал подготовила Журавина Алина.

Дела обстоят не так плохо, как вы себе представляете, все значительно хуже… И это не шутка, а действительность, которую нужно менять стабильно меланхолично настроенным людям. Почему? Давайте разбираться: пессимист - кто это? Реалист, к чьему мнению необходимо прислушиваться, или жалкий неудачник, ставящий словесные палки в колеса всем, кто осмелился на решительные действия?

Для начала определимся в понятии "пессимист". Кто это такой? Человек с характерными особенностями и качествами, которые выражаются в непременно негативных суждениях о событиях жизни. В русский язык это слово вошло благодаря латыни. Pessimus в переводе означает "наихудший".

Пессимизм - взгляд на жизнь под определенным, очень узким когда любое развитие событий разворачивается, по мнению такого человека, по самому мрачному сценарию.

Пессимисту свойственны нерешительность, боязнь сделать ошибку, отсюда - критичное отношение к действиям окружающих его людей, отрицательная точка зрения на окружающую обстановку. Эти особенности и обуславливают душевные процессы индивидуума, прямо отвечающие за поступки личности. Когда человек полагает, что неприятности для него - события из разряда "всегда", а удача - "никогда", трактуя их как постоянно действующие обстоятельства, он, несомненно, пессимист. Кто это будет отрицать, наверняка просто узнал себя в неприглядном портрете, однако не решается в этом признаться.

Неудачам пессимисты дают, по своему обычаю, какое-нибудь универсальное объяснение, в то время как незадача случилась совершенно в определенной области. Например, что-то вроде: "Я так и знал, всегда у меня все идет не так, иначе и быть не могло…".

Для ученых нет дилеммы: пессимист, кто это - реалист или неудачник. Это человек, который действительно чаще других имеет дело с неприятностями, но с неожиданной для пессимиста стороны.

Это, во-первых, депрессии, которые преследуют пессимиста не по воле рока, а по вине человека, живущего в постоянной тревоге. Во-вторых, негативисту, будь он гораздо труднее добиться успеха в любом предпринимаемом деле. Третья составляющая неудач пессимиста - следствие предыдущих факторов. Подорванная нервная система и слабое здоровье, причем, возможно, хуже, чем сам человек может полагать.

Оптимизм и пессимизм кардинально разным образом влияют на здоровье. Негативно настроенные люди на 70% больше подвержены возникновению инфаркта, чем оптимисты. А преждевременной кончине - на 60%. Ко всему прочему, бессменный пессимизм усугубляет любую, даже самую легкую стрессовую ситуацию, которой подвергаются все современники. И это небезобидным образом сказывается на самочувствии: в повышенном количестве в кровь выбрасываются и адреналин, что, в свою очередь, ведет к росту артериального давления и А это предпосылки к развитию инфаркта.

Даже бросить курить пессимисту гораздо труднее, чем оптимисту, что тоже не делает человека спокойнее и здоровее.

Людской пессимизм, как таковой, содействует поддерживанию реализма у окружающих. Но эта оборотная сторона медали, как и чаще всего более высокий интеллект пессимистической личности, не стоит цены, положенной за нее. Поэтому следует воспользоваться своим преимуществом относительно мыслительных способностей себе во благо - качественному оптимизму можно и нужно учиться в любом возрасте.

Пессимизм как качество личности – склонность проявлять мироощущение, проникнутое унынием, безнадежностью, неверием; выражать негативное, подозрительное, недоверчивое отношение к миру и людям.

Жили-были два брата-близнеца. Один был неисправимый оптимист, а другой – безнадежный пессимист. Родители решили уравновесить их восприятие мира. Одному на Рождество поставили под елочку роскошную игрушечную лошадку, а другому – положили кучку навоза. И вот настало утро. Пессимист находит свою лошадку и говорит: “Ну вот, опять ненастоящая…” Оптимист: “А у меня живая! Только убежала”.

Нобелевский лауреат Жорес Алферов сказал: «В России остались одни оптимисты, пессимисты уже давно уехали!» Опросы социологов подтверждают его слова: пессимизм по мере удаления на запад крепчает и, тем самым, теснит оптимизм. Больше всего оптимизма в Индии, Китае, Японии. Недалеко от них отстоит Россия.

Пессимизм живет по принципу, если какая-нибудь неприятность может случиться, она обязательно случается. Он ярый приверженец законов Мэрфи: «Из всех неприятностей произойдет именно та, ущерб от которой больше»; «Если четыре причины возможных неприятностей заранее устранены, то всегда найдется пятая; «Предоставленные сами себе, события имеют тенденцию развиваться от плохого к худшему; «Всякое решение плодит новые проблемы». Пессимист считает: всё, что хорошо начинается, кончается плохо. Все, что начинается плохо, кончается еще хуже.

Пессимизм – это видение мира, как нескончаемую череду неприятностей. Пессимист – это олицетворенное ожидание неприятностей. Он чрезмерно категорично, в негативном свете оценивает всё вокруг, по малейшему поводу включает свой могучий оправдательный механизм, давая универсальное объяснение своим просчетам и неудачам. Споткнувшись на решении какого-то несложного жизненного урока, он готов капитулировать по всем направлениям. Ким Кэтролл правильно подметила: «Пессимист видит проблему в каждой задаче. Оптимист – задачу в каждой проблеме».

Не секрет, что существует прямая связь между болезнями и качествами личности. Пессимизм ничего хорошего здоровью не сулит. Своего обладателя он награждает анемией, сахарным диабетом, гормональными сбоями, болезнями поджелудочной железы. В Дании проводилось обследование 730 пациентов с разными заболеваниями сердца. Эти наблюдения показали, что у пессимистов вероятность возникновения инфаркта на 70% выше, а вероятность преждевременной смерти - на 60%. К тому же хронический пессимизм усиливает стресс, что приводит к повышенной выработке определенных гормонов: адреналина и кортизола. Адреналин повышает артериальное давление, увеличивает вязкость крови - всё это создает условия для развития инфаркта. Кроме того, в ходе обследования, которому подвергались на протяжении тридцати пяти лет сто выпускников Гарварда, установлено, что пессимисты бросают курить реже, и чаще болеют.

Оскар Уайльд писал: «Между оптимистом и пессимистом есть забавное различие. Оптимист видит пончик, пессимист дырку!» Пессимизм любит приговаривать: «Не с моим счастьем». Вечно он самый невезучий, обиженный и обделенный. Лев Толстой писал: «Пессимизм - глупость дурного тона. Мне всегда хочется сказать пессимисту: если мир не по тебе, не щеголяй своим неудовольствием, покинь его и не мешай другим». Если жизнь подкинет пессимисту лимон, он никогда не догадается сделать из него лимонад. Неудовлетворенный собственной жизнью, пессимист видит во всем жирные минусы, а не плюсы. Для него всегда стакан наполовину пуст. Пессимист говорит: «Хуже быть вряд ли может!» Оптимист: «Может, может!» Любые жизненные перемены он воспринимает негативно, изначально видя в них реализацию самых худших своих предположений. Сильный человек, принимая вызовы судьбы, ищет в неприятной ситуации приобретения и новые возможности. Пессимизм сразу готовит калькулятор для подсчета убытков и потерь. Судьба переменчива, считает он – гадкие дни чередуются с окаянными. Анекдот в тему. Встречаются два приятеля. Первый — Как дела, как жизнь? Второй — Да плохо — жена ушла, с работы уволили, машину угнали. Первый – Ну, ничего, жизнь то полосатая, сейчас черная полоса, зато потом будет белая. Через месяц. Первый — Как жизнь, как дела? Второй — Да…а та полоса то, оказывается, была белая….

Вместе с тем, даже в этом порочном качестве личности присутствуют свои плюсы. Недаром говорят: «Пессимист — это хорошо информированный оптимист». Чтобы проявлять разумность и рассудительность, важно не терять контакт с реалиями жизни, чередуя оптимистичный и пессимистичный взгляд на ситуацию. Общая установка: «Быть готовым к худшему и быть настроенным на лучшее». Поэтому на стадии рассмотрения возможных неприятностей необходимо делать пессимистические прогнозы, а на стадии прогнозирования и планирования гипотетических сценариев — видеть оптимистические варианты.

Пессимизм, находящийся на одной шкале со своей противоположностью – оптимизмом, постепенно, с биологическим возрастом человека отвоевывает у другого полюса всё новые и новые территории. Человека в старости одолевают болезни, нарастает усталость и возрастная лень. Все эти факторы не добавляют оптимизма. К примеру, ранний А.П. Чехов – это весёлость и оптимизм, поздний – это печаль и пессимизм. Встретились два друга: - Старею. - Откуда такой пессимизм? - От женских вопросов. - Каких именно? - Раньше меня спрашивали: «Почему не женишься? » А теперь спрашивают: «Почему не женился? «

Джонатан Свифт — один из величайших пессимистов — высмеивателей человеческой натуры, «писатель-человеконенавистник», как называли его современники пишет в «детской» книжке «Приключения Гулливера»: «Я попросил показать мне Александра Великого во главе его армии, тотчас после битвы под Арбелой. Александр был приглашен в мою комнату. Я с трудом разбирал его речь, а он, со своей стороны, плохо понимал меня. Он поклялся мне, что не был отравлен, а умер от лихорадки благодаря неумеренному пьянству. Затем я увидел Ганнибала во время его перехода через Альпы, который объявил мне, что у него в лагере не было ни капли уксуса. Я также увидел Цезаря и Брута. При виде Брута я проникся глубоким благоговением: в каждой его черте нетрудно было увидеть самую совершенную добродетель, величайшее беспристрастие и твердость духа, преданнейшую любовь к родине и благожелательность к людям. С большим удовольствием я убедился, что эти оба человека находятся в отличных отношениях друг с другом, а Цезарь откровенно признался мне, что величайшие подвиги, совершенные им в течение жизни, далеко не могут сравниться со славой того, кто отнял у него жизнь». Далее: «Особенно сильное отвращение я почувствовал к новой истории. На самом деле, тщательно рассмотрев людей, которые в течение прошедшего столетия пользовались громкой славой, я понял, в каком заблуждении держат мир продажные писаки, приписывающие величайшие подвиги трусам, мудрые советы дуракам, искренность льстецам, римскую доблесть изменникам отечества, целомудрие содомитам, правдивость доносчикам. Я узнал, сколько невинных превосходных людей было приговорено к смерти или изгнанию, сколько подлецов возводилось на высокие должности, сколько великих поступков на самом деле являлись подлостью и преступлением».

У многих пессимизм ассоциируется с картинами Эдварда Мунка, проникнутыми трагическим ощущением бытия, настроением отчаяния и пессимизма. Названия его картин говорят сами за себя: «Отчаяние», «Страх», «Разрыв», «Меланхолия», «Ревность», «Больная девочка», «Смерть в комнате больного», «Вампир». На рисунке 1892 года «Отчаяние» Мунк сделал следующую запись: «Я гулял по дороге с двумя товарищами. Солнце садилось. Небо вдруг стало кроваво-красным, и я почувствовал взрыв меланхолии, грызущей боли под сердцем. Я остановился и прислонился к забору, смертельно усталый. Над сине-черным фьордом и городом лежали кровь и языки пламени. Мои друзья продолжали гулять, а я остался позади, трепеща от страха, и я услышал бесконечный крик, пронзающий природу». Впоследствии эти впечатления стали основой замысла полотна «Крик», которое Мунк написал в 1893 году, а потом повторил его несколько раз в гравюре. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном, гнетущем мире. Очертания фьорда лишь намечены извилистыми линиями — пронзительными полосами, желтого, красного и синего. Диагональ моста и зигзаги пейзажа придают всей композиции мощнейшую динамику. Лицо человека представляется безликой, застывшей маской, которая издает вопль. Трагической гримасе лица человека противопоставлены мирные фигуры двух мужчин. Эксперты увидели в картине Мунка всепоглощающий страх слабого человека, парализованного ландшафтом, линии и краски которого сдвинулись, чтобы удушить его.

Польский критик Ст. Пшибышевский писал о картине: «Крик»! Невозможно даже дать представление об этой картине, — все ее неслыханное могущество в колорите. Небо взбесилось от крика бедного сына Евы. Каждое страдание — это бездна затхлой крови, каждый протяженный вой страдания — клубы полос, неровных, грубо перемещенных, словно кипящие атомы рождающихся миров… И небо кричит, — вся природа сосредоточилась в страшном урагане крика, а впереди, на помосте, стоит человек и кричит, сжимая обеими руками голову, ибо от таких криков лопаются жилы и седеют волосы».

Петр Ковалев



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: