Матильда Кшесинская: романы с Романовыми. Впервые опубликованы откровенные дневники Николая II о Матильде Кшесинской А была ли матильда у николая второго

Алексей Кулегин

Заведующий редакционно-издательским отделом Государственного музея политической истории России, кандидат исторических наук, автор исследований «Дело об особняке. Как большевики «уплотняли» Матильду Кшесинскую» и «Примадонна для императора. Николай II и Матильда Кшесинская» и экспозиции «Матильда Кшесинская: фуэте судьбы», которая с 2015 года работает в Музее политической истории России.

Семья

Матильда Кшесинская вышла из театральной семьи. Ее отец Феликс Янович (в русской транскрипции - Иванович) был знаменитым балетным танцором, выступал в Варшавской опере. Они даже выходили вместе на сцену: есть фотография, где они танцуют мазурку в опере «Жизнь за царя». Феликс Янович прожил очень длинную жизнь и умер из-за несчастного случая: во время

Феликс Кшесинский с женой Юлией

одной из репетиций случайно провалился в открытый люк, и, видимо, сильный испуг и травма приблизили его кончину. Мама Кшесинской Юлия Доминская также была артисткой. Почти все ее дети пошли в балет: старшая сестра Матильды Юлия не стала такой же известной балериной, а вот брат Иосиф получил звание заслуженного артиста, которое сохранил и в советское время.

Знакомство с императорской семьей

В 1890 году Матильда очень успешно закончила Императорское театральное училище (сейчас - Академия русского балета имени А.Я.Вагановой. - Прим. А.К. ) в 17 лет. Выпускной вечер и стал поворотным событием в судьбе Кшесинской - там состоялась ее встреча с наследником-цесаревичем.

Николай II

По традиции царская семья почти в полном составе присутствовала на этом мероприятии. Балет считался привилегированным искусством - как и позднее, в советское время. Власти предержащие проявляли к нему интерес во всех смыслах - часто их интересовали не только выступления, но и сами балерины, с которыми у князей и великих князей было множество романов.

Итак, 23 марта 1890 года после экзаменов в училище приехала царская семья. После небольшого балетного фрагмента, в котором участвовала и Кшесинская (она танцевала па-де-де из «Тщетной предосторожности»), последовал ужин с воспитанницами. По версии Матильды, Александр III захотел с ней познакомиться - спросил, где тут Кшесинская. Ее представили, хотя обычно на переднем плане должна была находиться другая девушка - лучшая ученица выпуска. Тогда Александр якобы произнес знаменитые слова, предопределившие будущую судьбу Кшесинской: «Будьте красой и гордостью русского балета!». Скорее всего, это миф, придуманный позднее самой Кшесинской: она любила заниматься самопиаром и оставила после себя не совпадающие в некоторых деталях дневник и воспоминания.

Матильда Кшесинская

Император посадил Кшесинскую вместе с Николаем, который был старше Матильды на четыре года, и сказал что-то вроде: «Только слишком много не флиртуйте». Интересно, что изначально тот исторический ужин Кшесинская воспринимала как скучную, рутинную вещь. Ей было совершенно все равно, какие великие князья там будут, кто окажется рядом. Однако с Николаем у них быстро возникла непринужденная беседа. Уже при их расставании было понятно, что эта встреча неслучайна. Вернувшись в Аничков дворец, Николай оставил такую запись у себя в дневнике: «Поехали на спектакль в Театральное училище. Были небольшие пьесы и балет. Очень хорошо ужинал с воспитанницами» - больше ничего. Однако знакомство с Кшесинской он, конечно, запомнил. Спустя два года Николай напишет: «В 8 час. отправился в Театральное училище, где видел хороший спектакль драматических классов и балет. За ужином сидел с воспитанницами, как прежде, только очень недостает маленькой Кшесинской».

Роман

Кшесинскую зачислили в труппу Императорских театров, но ей, молодой дебютантке, поначалу не давали больших ролей. Летом 1890 года она выступала в деревянном Красносельском театре. Его построили для развлечения гвардейских офицеров, среди которых были все великие князья, включая Николая. За кулисами они с Матильдой как-то встречались, обменивались короткими фразами; в дневнике Николай писал: «Кшесинская 2-я мне, положительно, очень нравится»Кшесинской Первой, в свою очередь, называли сестру Матильды Юлию . Наедине они практически не виделись. В общем, невинная милая ситуация.

Затем произошло известное событие - кругосветное путешествие наследника на крейсере «Память Азова». Кшесинская очень переживала, что Николай ее забудет. Но этого не случилось, хотя путешествие длилось больше года. По возвращении молодые люди встречались в театре, а в марте 1892 года состоялось их первое приватное свидание. Так указано в мемуарах, хотя на самом деле Николай приехал на квартиру к ее родителям, а в комнате они были втроем с сестрой Кшесинской.


Первое - на французском - издание мемуаров Матильды Кшесинской вышло в Париже в 1960-м

О том, как это было, можно узнать из дневника Матильды. Вечером Кшесинская чувствовала себя неважно, в комнату зашла горничная и объявила, что приехал их знакомый, гусар Волков. Кшесинская приказала просить - оказалось, это был Николай. Они провели вместе больше двух часов, пили чай, разговаривали, смотрели фото; Николай даже выбрал какую-то карточку, затем сказал, что хотел бы ей писать, получил разрешение на ответные письма и впоследствии попросил Кшесинскую обращаться к нему на ты.

Кульминация их отношений наступила зимой 1892–1893 годов. Вероятнее всего, Николай и Матильда стали любовниками. Дневник Николая, очень закрытого и сдержанного человека, пестрит описаниями встреч: «Отправился к М.К., где ужинал по обыкновению и прекрасно провел время», «Отправился к М.К., провел чудесных три часа с ней», «Уехал только в 12 ½ прямо к М.К. Оставался очень долго и чрезвычайно хорошо провел время». Кшесинская же вела очень дамский дневник, где описывала свои переживания, чувства, слезы. У Николая никаких вольностей нет. Однако вот как он пишет про зимние события: «25 января 1893 года. Понедельник. Вечером полетел к моей М.К. и провел самый лучший с ней вечер до сих пор. Нахожусь под впечатлением ее - перо трясется в руке». Даже в описании куда более грозных событий такие сильные эмоции со стороны Николая практически незаметны. «27 января 1893 года. В 12 час. отправился к М.К., у которой оставался до 4 час. (имеется в виду, до четырех часов утра. - Прим. ред. ). Хорошо поболтали, и посмеялись, и повозились». Позднее они решили, что Кшесинская должна жить отдельно: встречаться у родителей было слишком неудобно - тем более что небольшая спальня девушек примыкала к кабинету отца. При поддержке Николая Кшесинская сняла дом на Английском проспекте, 18, - отныне они виделись там.

Кшесинская предварительно спросила разрешение у отца. Тогда переезд незамужней девушки от родителей считался неприличным, и Феликс Янович долго колебался. В итоге они поговорили: отец объяснил ей, что эти отношения бесперспективны, у романа нет будущего. Кшесинская ответила, что понимает все это, но безумно любит Ники и хочет хоть сколько-нибудь оставаться счастливой. Было принято такое решение - отец разрешил переезд, но только вместе со старшей сестрой.


Николай Романов начал вести дневник в 1882 году. Последняя запись сделана за 9 дней до расстрела - 30 июня 1918 года

Они начали жить в доме с очень интересной историей. Самым известным его хозяином был дядя императора Александра III, великий князь Константин Николаевич. Кроме того, что он был большим либералом (и за это его терпеть не мог Александр III), Константин де-факто был двоеженцем: свою законную супругу он оставил и жил там с балериной Анной Кузнецовой.

Обычно говорят, что переезд состоялся зимой. В дневнике Матильды нет точной даты, зато она есть у Николая. Он писал: «20 февраля (1893 года). В театр не поехал, зато отправился к М.К. и отлично вчетвером поужинали на новоселье. Они переехали в новое жилище, уютный домик-особняк в два этажа. Комнаты отделаны очень хорошо и просто, но надо еще дополнить кое-что. Очень приятно иметь отдельное хозяйство и быть независимым. Засиделись опять до четырех часов». Четвертый гость - барон Александр Зедделер, полковник, за которого позже вышла замуж Юлия. Кшесинская подробно описывала, как она занималась благоустройством: она вообще с удовольствием вела строительные дела.

Разрыв

Это была кульминация романа и в то же время начало конца. Все более четко вырисовывалась перспектива брака с Алисой Гессен-Дармштадтской, будущей Александрой Федоровной. Николай довольно интересно писал в дневнике: «Весьма странное явление, которое я в себе замечаю: я никогда не думал, что два одинаковых чувства, две любви одновременно совместились в душе. Теперь уже пошел четвертый год, что я люблю Аликс Г. и постоянно лелею мысль, если Бог даст на ней когда-нибудь жениться…» Проблема заключалась в том, что его родители не очень одобряли этот выбор. У них были другие планы - Мария Федоровна, скажем, рассчитывала на брак с французской принцессой; присматривалась и к другим вариантам.

Алиса Гессен-Дармштадтская - будущая императрица Александра Федоровна

Несколько раз Николай приезжал к Алисе, однако посвататься не получалось - чему очень радовалась Кшесинская. Она писала: я снова была рада, что ничего не состоялось, что Ники ко мне вернулся, что он такой счастливый. Был ли он таким уж счастливым или нет - большой вопрос. Алиса не хотела переходить в православие. Это было важным условием династического брака. Ее сестра Элла (Елизавета Федоровна)В 1918 большевики сбросили ее вместе с другими членами императорской фамилии в шахту недалеко от Алапаевска. В 1992 году РПЦ причислила Елизавету Федоровну к лику святых , ставшая женой московского губернатора Сергея АлександровичаБыл убит в 1905 году революционером Иваном Каляевым , тоже не сразу на это согласилась. Алиса долго колебалась, и только весной 1894 года состоялась помолвка. Еще до этого Николай разорвал отношения с Кшесинской.

У Матильды очень подробно описано их последнее свидание - у каких-то сараев на Волхонском шоссе. Она приехала из города в карете, он прибыл верхом из гвардейских лагерей. По ее версии, Николай сказал, что их любовь навсегда останется самым светлым моментом его молодости, и разрешил продолжать ей обращаться к нему на ты, обещал откликнуться на любую ее просьбу. Кшесинская очень переживала - это описано в мемуарах и немного в дневниках, но после расставания с Николаем дневники обрываются. Вероятно, она забросила их в расстроенных чувствах. По крайней мере, о существовании других подобных записей нам ничего не известно.

По воспоминаниям камердинера императора, Николай каждый вечер выпивал стакан молока и педантично записывал все, что с ним произошло за день. В какой-то момент он просто перестал упоминать Матильду. В начале 1893 года Николай почти каждый день писал что-то «о моей Мале», «о моей М.К.» или о том, что «полетел к маленькой М.». Потом упоминаний стало все меньше, и к 1894 году они исчезли совсем. Но нужно учитывать нюансы - его дневники могли читать посторонние люди, родители, камердинер.

Отношение к роману в императорской семье и в свете

Существует несколько версий о том, что царская семья думала о романе Николая с Матильдой. Есть мнение, что их первая встреча была хорошо подготовленным экспромтом. Якобы Александр III начал волноваться, что наследник стал вялым, инертным, что он уже вроде бы взрослый юноша, а романов все нет. По совету Константина Победоносцева - воспитателя Николая и главного идеолога Российской империи - Александр решил подыскать ему девушку - балерины в этом качестве, несомненно, подходили. В частности, Матильда - она обладала немного сомнительным, но все-таки дворянством, была молода, не испорчена громкими романами, возможно, даже оставалась девственницей.

Судя по дневнику Матильды, Николай намекал на близость, но никак не мог решиться. Их роман был платоническим как минимум два года, на чем Николай акцентирует особенное внимание. По версии Матильды, во время свидания в начале января 1893 года между ними происходит решительное объяснение на интимную тему, из которого Кшесинская понимает, что Николай боится быть у нее первым. Тем не менее Матильде удалось как-то побороть это стеснение. Свечку никто не держал: никаких документов, железно подтверждающих эротическую связь, нет. Лично я уверен, что между Николаем и Матильдой были интимные отношения. Согласитесь, «перо дрожит в руке» написано неспроста - тем более наследником престола, чей выбор на самом деле практически неограничен. В самом романе - платоническом или нет - никто не сомневается. Впрочем, историк Александр БохановАвтор многих книг о российских императорах - от Павла I до Николая II - и учебника по истории России XIX века. Монархист полагает, что интимной связи не было, иначе Матильда попыталась бы родить от Николая ребенка. Конечно, никакого ребенка не было, это миф. Ну, а в 1894 году роман совершенно точно прекратился. Можно считать Николая никудышным государственным деятелем, но своей семье он был верен: папина натура, а не дедушкина, у которого романов было море.

Александр III с женой - императрицей Марией Федоровной

Мария Федоровна точно знала о романе Николая. Ей об этом рассказала одна из фрейлин - до этого императрица пожаловалась, что ее сын часто не ночует дома. Влюбленные пытались маскировать свои встречи довольно смешным образом. Например, Николай говорил, что едет к великому князю Алексею Алексеевичу. Дело в том, что особняк на Английском проспекте примыкал садом к его дому: маршрут тот же, адрес другой. Или говорил, что едет куда-то и заезжал туда уже после Матильды. Известны слухи о романе, записанные владелицей великосветского салона Александрой Викторовной Богданович. Ее дневник издавался несколько раз: она вела его с 1870-х и до 1912 года. Вечером после приема гостей Богданович внимательнейшим образом заносила в свою тетрадь все новые сплетни. Также сохранились очерки балетного деятеля Дениса Лешкова. Он пишет, что слухи дошли до высочайших родителей. Мама рассердилась и поручила одному из своих флигель-адъютантов отправиться к Феликсу Яновичу (Матильда тогда еще жила с семьей), чтобы запретить тому под любым благовидным предлогом принимать дома цесаревича. Феликс Янович оказался в очень сложной ситуации. Выход был найден в духе романов Дюма, пишет Лешков: молодые люди виделись в карете, стоявшей в укромном переулке.

В знаменитый особняк на улице Куйбышева Кшесинская переехала зимой 1906 года. К тому моменту у нее, примы-балерины Мариинского театра, уже был сын Владимир, а сама она состояла в отношениях с двумя другими великими князьями - Сергеем МихайловичемДо революции считался отцом Владимира - потому с 1911 года ребенок носил отчество «Сергеевич» и Андреем ВладимировичемЖенился на Матильде Кшесинской в 1921 году и усыновил Владимира - тот изменил отчество на «Андреевич». К тому времени они жили во Франции . Дом на Английском проспекте Николай ей подарил, и мы даже знаем, сколько он стоил - примерно 150 тысяч рублей. Судя по документам, которые я нашел, Кшесинская пыталась его продать, - и как раз там указана эта цифра. Неизвестно, какие суммы Николай регулярно тратил на свой роман. Сама Кшесинская писала, что его подарки были хорошие, но не крупные.

Разумеется, в газетах о романе не упоминали - независимых средств информации тогда не было. Но для великосветского Петербурга связь с Кшесинской не была секретом: о ней упоминает не только Богданович, но и, например, Алексей Суворин, друг Чехова и издатель «Нового времени» - причем недвусмысленно и в довольно неприличных выражениях. По-моему, у Богданович указывается, что после разрыва обсуждались разные варианты того, что делать с Кшесинской. Градоначальник Виктор фон Валь предлагал то ли дать ей денег и куда-то отправить, то ли просто выслать из Петербурга.

После 1905 года в стране появляется оппозиционная печать с материалами очень разного уровня. Ну а настоящий шквал начинается в 1917 году. К примеру, в мартовском номере «Нового сатирикона» была опубликована карикатура «Жертва нового строя». На ней изображена лежащая Кшесинская, которая рассуждает: «Мои близкие отношения к старому правительству давались мне легко - оно состояло из одного человека. Но что я буду делать теперь, когда новое правительство - Совет рабочих и солдатских депутатов - состоит из двух тысяч человек?»

Матильда Кшесинская умерла 6 декабря 1971 года в Париже в возрасте 99 лет. В эмиграции она носила титул светлейший княгини, который присвоил ей великий князь Кирилл Владимирович, в 1924 году провозгласивший себя Императором Всероссийским.

К столетию Октябрьской революции, 25 октября 2017 года, на российские экраны выйдет, пожалуй, самый скандальный фильм последних лет – «Матильда» Алексея Учителя. Создатели картины уже нарекли ее «главным исторических блокбастером года».

Лента повествует о головокружительном романе одной из самых ярких пар в мировой истории: будущего императора Николая II и звезды Его Величества Императорских театров балерины Матильды Кшесинской.

Несмотря на то, что премьера еще не скоро, в сети уже появился первый трейлер «Матильды». Роскошные наряды, великолепные залы и откровенные сцены совсем не платонической любви с участием юной балерины и цесаревича Николая.

Именно эти кадры и вызвали бурю негодования у православных активистов «Царского креста». Верующие были возмущены тем, что Учитель порочит память святого (в 2000 году Николай II и его семья были признаны страстотерпцами).

Потом масла в огонь подлила депутат Наталья Поклонская , заявив, что даже «не будет мараться просмотром» ленты.

Наследники царского Дома Романовых конфликт своим вниманием не удостоили, зато потомки Матильды Кшесинской выходом провокационного фильма очень обеспокоились.

Фильм, наверно, будет неплохой, учитывая, что режиссер хороший, - поделился с «Комсомольской правдой» - Нижний Новгород » двоюродный правнук балерины Константин Севенард. - Но проблема в том, что фильм завершается коронацией Николая, и авторы утверждают, что на этом-то отношения Матильды и Николая заканчиваются. Но мы, родственники Матильды Феликсовны, располагаем совсем иной информацией. И мы хотим, чтобы к 100-летию драматических революционных событий, наконец, стала известна вся правда о Матильде Кшесинской и Николае II.

Экскурс в историю

Но начнем по порядку. В первый раз юный цесаревич Николай увидел Матильду на ее выпускном экзамене в Императорском театральном училище. Матильда – выразительная 18-летняя красавица с изумительно тонкой талией – в тот вечер была одета в нежный голубой костюм, украшенный ландышами. Тогда, 23 марта 1890 года все императорское семейство во главе с Александром III пожаловало в училище на итоговый спектакль.

Из всех выпускниц царь выделил Кшесинскую, блиставшую на сцене в «выразительном танце, исполненном лукавого кокетства».

Когда Кшесинскую представили государю, он протянул ей руку, произнеся судьбоносные для нее слова:

Будьте украшением и славою нашего балета.

После приема воспитанники училища и царская семья перешли в столовую. Александр III пригласил Кшесинскую сесть подле себя, а рядом с ней будто нарочно усадил своего сына Николая. Именно этот вечер стал поворотным в жизни обоих.


Я не помню, о чем мы говорили, но я сразу влюбилась в Наследника, - писала позже в своих дневниках Матильда. - Как сейчас, вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Когда я прощалась с Наследником, который просидел весь ужин рядом со мною, мы смотрели друг на друга уже не так, как при встрече: в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения, хоть мы и не отдавали себе в этом отчета.

По воспоминаниям самой Кшесинской, пылкие встречи любовников начались только два года спустя, в 1892 году.

Свое отношение к балерине сам Николай описывал достаточно просто:

Малютка Кшесинская положительно меня занимает…

Однако недолгому счастью влюбленных вскоре приходит конец: в 1894 году состоялась помолвка Николая II с немецкой принцессой Алисой Гессенской. Будущий последний император России обрывает роман с блистательной Кшесинской и погружается в семейную жизнь и государственные дела.

Убитая горем разлуки Матильда, впрочем, вскоре находит утешение в объятиях другого члена царской фамилии - Великого князя Сергея Михайловича, а позднее выходит замуж за Великого князя Андрея Владимировича. От него же рожает своего единственного ребенка – сына Владимира.

В ночь на 17 июля 1918 года Николая и всю его семью расстреляют в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге . После кровавой расправы в живых не осталось ни одного наследника последнего российского императора.

Во всяком случае, так гласит официальная версия.

Последняя дочка Николая II

Почти сразу после трагических событий лета 1918 года в разных уголках мира, как грибы после дождя, стали появляться «спасшиеся от расстрела» лже-дети Николая и Александры. Всего история знала 28 лже-Ольг, 33 лже-Татьян, 53 лже-Марий , 34 лже-Анастасий и 81 лже-Алексея. Кроме них, добиться признания и «вернуть свои права» пытались и никогда не существовавшие, якобы тайные дочери императорской четы.

Однако позднее среди историков робко зазвучали предположения о том, что у последнего императора и впрямь могли остаться наследники. Но не от его благоверной, а совсем от другой женщины. Поскольку царь не отличался разгульным характером и любвеобильностью, единственной «подозреваемой» стала Матильда Кшесинская. Любители докопаться до истины решили, что «последней дочкой императора» могла стать Целина Кшесинская, которую до сих пор считают племянницей прославленной балерины. Долгие годы этой версии не было ни единого подтверждения, пока…

… Накануне Нового года в Нижний Новгород прибыл потомок заслуженной артистки Его Величества Императорских театров Константин Севенард. По всем документам он правнук Иосифа Кшесинского – брата Матильды Феликсовны. Считается, что именно у Иосифа Кшесинского в 1911 году родилась дочь Целина. Девушка вышла замуж за Константина Севенарда и родила ему троих детей: Лидию, Юрия и Федора. Никто из них не сомневался в своем происхождении. Лишь в конце 80-х один из внуков Целины – Константин Севенард по воле судьбы приоткрыл завесу семейных тайн и легенд Матильды Кшесинской.


Как считают потомки Кшесинской, на этом фото Матильда пытается скрыть округлившийся животик.Фото:

И вот сейчас, в Нижнем Новгороде, в семейном фотоархиве потомков балерины, Константин Севенард обнаружил несколько крайне важных снимков. Именно они, по мнению Севенарда, и способны перевернуть сложившиеся представления о царской семье. Константин Юрьевич встретился с «Комсомолкой» и показал исторические снимки.

Эта фотография сделана в 1911 году. Как видите, на ней Матильда Феликсовна далеко не в балетной форме, - Константин Севенард указывает на заметно округлившийся животик балерины. - А вот, к примеру, другой снимок, сделанный позже в том же году. Здесь мы видим уже постройневшую Матильду. Смотрите, она стоит рядом с коляской и с нежностью смотрит на маленькую спящую Целину. Мы считаем, что эти снимки полностью доказывают тот факт, что Матильда Феликсовна летом 1911 родила дочь. Но от кого?


По уверениям потомков Кшесинской, этот снимок полностью доказывает, что летом 1911 года Кшесинская родила дочь.Фото: Из личного архива героя публикации

Горячая осень 1910-го

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно перенестись почти на 30 лет назад, в перестроечный Ленинград , где в 1987 году в бывшем особняке Матильды Кшесинской проводился генеральный ремонт.

Тогда строители нашли дневники Матильды Феликсовны, которые раньше не были известны публике, - начинает свой рассказ Константин Севенард. – Сам я эти дневники не видел, но люди, которым удалось их прочитать, рассказали мне то, что принципиально меняет взгляд на историю нашего государства.

Вы знаете, на протяжении своей карьеры в царской России прима-балерина Мариинского театра Матильда не однажды обращалась за помощью в разрешении театральных интриг к своему бывшему возлюбленному – Николаю II. Переписка между ними окончательно не прекращалась никогда. Николай вместе со своей супругой Александрой Федоровной (такое имя получила принцесса Алиса при принятии православия) даже посещал спектакли, в которых танцевала Кшесинская. Это все известные факты. Но мы никогда не догадывались, что Николай и Матильда после 1894 года встречались лично. А это было, причем, как минимум, дважды.

В первый раз Матильда Феликсовна и Николай встретились в октябре 1910 года. Причем, на встрече настоял сам император. Обстановка в России уже была крайне напряженная, а его положение становилось все более шатким. Более того, Николай II был человеком, который верил в мистические предсказания. По одному из таких предсказаний ему и всей его семье была предначертана мученическая смерть. Безусловно, император, как государственный деятель уже тогда задумывался о будущем своем и своей страны. После долгих раздумий он пришел к решению оставить после себя еще одного наследника, но вне царской семьи.


По мнению потомков Кшесинской, Целина - дочка Матильды и Николая II.Фото: Из личного архива героя публикации

Естественно, единственной женщиной, кроме императрицы Александры Федоровны, от которой царь хотел бы иметь наследника, была горячо любимая им Матильда. Октябрьская встреча закончилась их близостью. И, - о счастье!- Матильда Феликсовна забеременела. В июле 1911 года Матильда родила девочку. Но оставлять малышку у себя было непозволительно – пошли бы пересуды. И она отдала кроху на попечение своего брата Иосифа и его супруги.

Тайный брак в Царском Селе

Через 6 лет ситуация в стране достигла точки кипения. Неудачи в Первой мировой войне и, как следствие, недовольство жителей страны лично императором привело к массовым выступлениям петроградских рабочих и солдат петроградского гарнизона в феврале 1917 года. Февральская революция привела к свержению монархии. 2 марта Николай II отрекся от престола. Теперь уже бывшего императора Временное правительство арестовало в Царском Селе, где он вместе со всей семьей пробыл в заключении до августа того же года.

В апреле 1917 года Матильда добилась того, чтобы ее пустили к императорской семье в Царское Село якобы передать им подарки к Светлой Пасхе, - голос Константина Севенарда становится тверже. – Удалось ей это только благодаря тому, что князь Львов (председатель Временного правительства – прим. Авт.) был горячим поклонником балета и Матильды Феликсовны в частности. В тот день в царскосельской церкви был расторгнут брак Николая и Александры Федоровны. Почти сразу же в той же церкви Николая обвенчали с Кшесинской.

Опять же, в этой ситуации Николай руководствовался, прежде всего, государственными интересами. Весной 1917 года у императорской семьи все еще оставался шанс бежать за границу. Но для этого Николаю нужно было гарантировать, что после него не останется наследников, способных претендовать на престол. Развенчавшись с Алисой, он тем самым лишил их общих детей права престолонаследия.

А брак с Кшесинской был заключен для того, чтобы сделать наследницей ее и их общую дочь Целину (о которой Временное правительство не знало).

5 тысяч тонн золота Царской короны

- Существуют какие-либо документальные доказательства того, что вы сейчас рассказали? Я имею в виду, кроме неопубликованных дневников Матильды Феликсовны.

Конечно! – с уверенной улыбкой отвечает Константин Юрьевич. – Я лично видел оригиналы всех этих документов. И еще пару очень важных бумаг.

Дело было так. В 1989 году я вместе с однокурсниками отправился в Польшу на экскурсию в Гданьск .

После нее я решил доехать до Варшавы , посетить семейный склеп Красинских (по семейному преданию род Кшесинских ведет начало от польских графов Красинских – прим. авт.), - с блеском в глазах продолжает Константин Севенард. – На кладбище я быстро нашел склеп: у нас дома были его фотографии. Я зашел внутрь. В холодном помещении присел на массивную мраморную скамейку. Вдруг я понял, что плита сверху скамейки плохо закреплена. По наитию я приподнял эту плиту и увидел, что скамейка внутри полая. Сразу мелькнула мысль о том, что это хитроумный тайник. Я залез внутрь и нащупал несколько бумажек. Аккуратно, почти не дыша, достал их и ахнул. Прямо сверху лежал Указ Николая II, заверенный его личной подписью.

- Что это был за указ?

О престолонаследии. В нем Николай признавался, что никакого отречения не было. Кроме того, в нем он завещает наследование престола и имущества Светлейшей княгине Романовской-Красинской (этот титул принадлежал Кшесинской – прим. авт.) и ее прямым наследникам по мужской и женской линии.

Под указом лежал церковный документ о заключении союза между Николаем и Матильдой, датированный апрелем 1917 года. Под ним – признание дочери Целины.

Но на этом сюрпризы для меня не закончились. В самом низу лежали два сертификата Национального резервного банка Соединенных Штатов Америки на вклад 5 тысяч тонн золота под 6%.

- Что конкретно было сказано в этих сертификатах?

Они были составлены на двух языках: русском и английском. Один сертификат был на вклад 3200 тонн золота, другой на 1800 тонн. В сертификате было прописано, что это личный вклад Николая (не государственный!) сроком на 110 лет. После этого распоряжаться золотом могут только прямые потомки Николая. Сделан вклад был в 1913 году. Получается, в 2023 году заканчивается невозвратный период.

Также в сертификатах было прописано, что наследники Николая могут в любой момент снимать проценты в виде любой техники и вооружения, производимого в США . Кроме того, в документах были строго оговорены условия, при которых банк должен немедленно вернуть вклад с огромными процентами.

- Например?

Например, если США не вступит в войну с Японией , если Япония нападет на Россию.

- Вы забрали эти документы?

Забрать их из склепа я не мог: во-первых, потому что из-за времени и неправильных условий хранения многие бумаги буквально рассыпались при малейшем движении. Во-вторых, это доставило бы мне немало неприятностей. Фотоаппарата у меня, чтобы сделать хотя бы снимки, тоже не было.

По возвращении из Польши в Ленинград, я позвонил в Ленинградское управление КГБ и сообщил о находке. Также я попросил их снять копии с документов и отдать их мне, но эту просьбу мою так и не исполнили.

Вести из эмиграции

- Неужели ни разу за долгие годы Кшесинская не попыталась рассказать своим наследникам всю правду об их происхождении?

Матильда Феликсовна несколько раз пыталась связаться со своими потомками, но письма, приходящие от нее, сразу рвали. Видите ли, наши родители думали, что связь с такой персоной, как Кшесинская, наделает им кучу неприятностей. Но Матильда была настойчивой: в 1961 году, когда ей было уже 90 лет, она приплыла на пароходе в Одессу , чтобы лично увидеться с внуками. Но, представьте себе, в порту ей даже не позволили спуститься с парохода!

Но Кшесинская не сдалась: она решила оставить для потомков конверт с письмом и копиями всех документов. Его мне передали в том же 1989 году.

- Поразительное совпадение!

В то время я очень много разъезжал в составе разных студенческих делегаций. Почти сразу после поездки в Польшу мы отправились в Антверпен . В качестве переводчика нас там сопровождала баронесса Анна де Кастерле. Однажды мы с ней разговорились, и баронесса рассказала, что в юности посещала балетные классы Матильды Кшесинской в Париже . Когда Анна узнала, что я потомок Матильды Феликсовны, она убедила меня отправиться в Париж. Мол, там меня ждут важные новости.

Собрав денег, я поехал в Париж. Там, накануне отъезда я увиделся с князем Мещерским в его роскошном поместье на юго-западе столицы.

Князь передал мне конверт с письмом от Матильды и копиями всех тех документов, которые я уже, по воле судьбы, видел в Варшаве.

К сожалению, в начале 1990 года мою квартиру в Ленинграде ограбили. Из ценного не пропало практически ничего, кроме того самого конверта со всеми бумагами…

Генетическая экспертиза

- И что вы намерены делать сейчас? Насколько я понимаю, вы убеждены в том, что вы прямой наследник последнего российского императора. Но ведь это достаточно просто проверить.

Конечно, именно поэтому мой отец, Юрий Константинович Севенард – родной сын Целины Кшесинской – в ноябре сдал образец ДНК в Институт общей генетики им. Вавилова . Генетики сравнят его с образцом ДНК Николая II. И тогда, надеюсь, все встанет на свои места.

История, рассказанная правнуком Матильды Кшесинской, больше похожа на блестящий сценарий для очередного голливудского байопика. Здесь есть все: трагическая личность Николая II, тайный и такой запретный брак с блестящей балериной, незаконнорожденная наследница короны, тысячи тонн золота, вывезенного из страны, целый детектив с поиском секретных документов, спрятанные дневники, склепы и ограбления. Пожалуй, этого бы с лихвой хватило даже не на один фильм. И даже неважно, что в истории есть целый ряд нестыковок. Вот, например, почти невероятно представить, что документы практически мировой важности, были спрятаны в расхлябанную скамейку, где их легко мог найти случайный прохожий. Или вот еще: кажущиеся просто нереальными суммы, которые Николай якобы вывез из страны прямо накануне разрушительной Первой мировой. Почему в то самое время, когда Россия в буквальном смысле голодала, он спокойно хранил 5 тысяч тонн золота в США? К слову, весь золотой запас страны к началу войны составлял 1311 тонн золота и Российская империя по этому показателю занимала первое место в мире!

Как бы то ни было, время и генетическая экспертиза (если она состоится) все расставят на свои места. Но кто знает, быть может совсем скоро Россия все же услышит о потомках последнего царя Николая II и славы русского балета Матильды Кшесинской.

КОМПЕТЕНТНО

Федор Дроздов, кандидат исторических наук:

То, что у Николая были отношения с Матильдой Кшесинской – это факт. Но говорить об их связи после женитьбы Николая на Александре Федоровне сложно: даже если они и виделись, все это делалось максимально секретно.

Но, извините, я никогда не поверю в то, что Николай в Царском Селе завещал престол своей незаконнорожденной дочери, происхождение которой еще надо будет доказывать. Тем более что в Российской империи приоритетное право престолонаследия всегда было по мужской линии. Напомню также, что Николай отрекся от престола и за себя, и за своего сына Алексея.

Теперь что касается личного вклада Николая II в Национальный резервный банк США. Бесспорно, какие-то капиталы царской семьи за рубежом существуют. На них, кстати, и раньше претендовали лже-дети императора. Но невозможно представить себе такой колоссальный частный вклад. Пять тысяч тонн золота – это уже не частные, а государственные объемы!

Нереальности всей истории придает то, что важнейшие исторические документы были найдены на кладбище. Подобное может произойти разве что в каком-нибудь захватывающем фильме.

Тем не менее, потомки Кшесинской вполне могут проверить свое родство с Николаем II. Но я думаю, скорее всего, «наследники последнего императора» окажутся обычными мошенниками, которые просто захотели получить пиар.

x HTML-код

Потомки Матильды Кшесинской раскрыли "Комсомолке" тайны их семьи. Роман ИГНАТЬЕВ

В прошлом году, пожалуй, самым скандальным стал фильм “Матильда”, затронувший историю взаимоотношений цесаревича Николая и балерины Кшесинской. Копья вокруг этой картины ломались на протяжении всего 2017 года, но споры успокоились почти сразу после выхода “Матильды” на экраны кинотеатров. Но сегодня мы не будем вспоминать эту крайне спорную с исторической точки зрения картину, а постараемся представить настоящую историю взаимоотношений Николая и Матильды.

Матильда Феликсовна Кшесинская родилась в сугубо артистической семье: ее родители, брат и сестра служили балету. По этой дороге пошла и младшая (или, как писали на афишах, 2-я) Кшесинская. Она окончила Императорское балетное училище и поступила в труппу престижного Мариинского театра. Как раз на выпускном спектакле в марте 1890 года, на котором присутствовала вся царская семья, Николай и познакомился с Матильдой. Чуть позже, во время ужина Александр III усадил Кшесинскую между собой и застенчивым наследником, добавив при этом: “Смотрите только не флиртуйте слишком!”.

К слову сказать, во время этой первой встречи Николай ни разу не проявил особого внимания к юной балерине, а вот в ее душу голубоглазый цесаревич запал. Она начала искать встречи с ним: специально ходила подолгу в местах его прогулок, причем пару раз “случайные” встречи происходили.

Вообще, в это время сердце наследника было занято мыслями о той самой Аликс, будущей императрице Александре Федоровне, на которой он мечтал жениться. А голова и тело были полностью погружены в военную службу и сборы.


Летом 1890 года они вновь повстречались в Красном селе после начала театрального сезона. Дневниковая запись Николая от 17 июля 1890 года гласит: “Поехали в театр… Кшесинская мне, положительно, очень нравится”. С этого момента и начался их четырехлетний роман. Встречи стали происходить чаще, слова и чувства становились глубже: “30 июля. Были в театре… Разговаривал с маленькой Кшесинской через окно”. Однако военные маневры и дальнейшие поездки цесаревича сначала в кругосветное путешествие, а потом в Данию разлучили влюбленных до осени 1891 года.

Весь 1892 год их встречи продолжались. Николай навещал Матильду у нее дома, иногда засиживаясь там допоздна, забегал за сцену к ней во время антрактов, случались и объятия, и поцелуи, но чаще они просто разговаривали по душам и веселились. Интересно, что одновременно цесаревич не скрывал от Кшесинской своей любви к Алисе Гессенской и намерения жениться на ней. Запись в дневнике от 1 апреля 1892 года:

“Весьма странное явление, которое я в себе замечаю: я никогда не думал, что два одинаковых чувства, две любви одновременно совместимы в душе. Теперь уже пошел четвертый год, что я люблю Аликс Г. и постоянно лелею мысль, если Бог даст, когда-нибудь жениться на ней!.. А с лагеря 1890 г. по сие время я страстно полюбил (платонически) маленькую К. Удивительная вещь наше сердце! Вместе с тем я не перестаю думать об Аликс Г.”

В августе им вновь пришлось расстаться, а встретились они только зимой 1892 года, но все это время они переписывались. Новый этап в их романе начался 8 января 1893 года, когда между ними произошел “серьезный разговор”: Матильда и Николай беседовали о “более близком знакомстве”, на котором настаивала балерина и от которого не отказывался цесаревич. Истории неизвестно, случилось ли что-то между влюбленными, но вот что записано в дневнике Николая 25 января 1893 года:

“Вечером полетел к моей М. К. и провел самый лучший с нею вечер до сих пор. Находясь под впечатлением её - перо трясется в руках!”.


К слову сказать, в отношениях между Аликс и Ники в период с 8 по 25 января тоже чуть было не произошел коренной перелом: гессенская принцесса при встрече с русским наследником отказала ему в свадьбе. Причиной она называла будто бы нежелание поменять религию. Правда, вряд ли это было настоящей причиной для Аликс, которая не переставала любить Николая. Скорее всего, здесь имел место страх за будущее их общего сына, ведь к этому моменту в ее семье произошло несколько случаев смерти от гемофилии, которой впоследствии заболел их сын Алексей.

С этого момента встречи Малечки (как балерину называл цесаревич) и Николая стали регулярными, а их взаимоотношения оказались известны петербургскому обществу. Чуть ли не каждый день наследник бывал у Матильды и даже оставался ночевать у нее. Правда, постоянные командировки и отъезды не дали укорениться в Николае более глубокому чувству к Кшесинской: с конца 1893 года он стал охладевать к своей возлюбленной. Встречи становились редкими, дневниковые записи – более сдержанными. Матильда прекрасно понимала, кто был причиной этого. Но она же прекрасно знала, что в любом случае она выйти замуж за наследника никак не сможет, поэтому особо не сопротивлялась.

Мечты о женитьбе на Аликс все так же были живы и постоянно бередили душу наследника. И чудо произошло: почти отчаявшийся исполнить свою мечту Николай получил от Алисы Гессенской в апреле 1894 года согласие на брак. С этого момента Малечка пропала и из дневника, и из жизни Николая. Но напоследок наследник написал ей искреннее письмо, где сказал:

“Что бы со мною в жизни ни случилось, встреча с тобою останется навсегда самым светлым воспоминанием моей молодости”.

Матильда, безусловно любившая Николая, стойко и достойно воспримет это неизбежное событие. В своих воспоминаниях она будет с умилением писать об их романе. А вот как она отзывалась впоследствии о своей сопернице, Александре Федоровне:


“Мнения могут расходиться на счёт роли, сыгранной императрицей во время царствования, но я должна сказать, что в ней наследник нашёл себе жену, целиком воспринявшую русскую веру, принципы и устои царской власти, женщину больших душевных качеств и долга” .

Сердце Кшесинской недолго будет свободно. Вскоре у нее завяжется роман с другим Романовым – великим князем Сергеем Михайловичем, от которого у Матильды будет сын Владимир. Почти в это же время у нее завяжутся отношения с другим князем – Андреем Владимировичем, с которым роман перерастет в семейную жизнь: уже в эмиграции в 1921 году они поженятся. А с Николаем они будут встречаться теперь только на официальных мероприятиях.

Таким был этот недолгий роман между балериной и наследником российского престола (интересно, что у этой истории заранее был известен и прописан конец). Они, будучи молоды и полны жизни, любили друг друга, но оба понимали, что это всего лишь временные отношения, которым суждено когда-то окончиться.

А нам, живущим сейчас, нужно не исследовать постельные тайны жизни Матильды и Николая, а восхищаться тем, насколько уважительно они вели себя по отношению друг к другу, и учиться этому.

Ожесточенные дискуссии. TUT.BY сходил на фильм, сравнил авторскую версию Алексея Учителя с реальными историческими событиями, проанализированными в научной литературе, а также нашел прямые ошибки, которых вполне можно было избежать.

Уточним, что TUT.BY не намеревается осуждать режиссера за (не)сознательное отклонение от исторической правды. В конце концов, каждый художник имеет право на творческую интерпретацию событий. Другой вопрос, что многие зрители (автор строк — не исключение) склонны во многом доверять таким биографическим лентам. А правда, к сожалению, часто остается неизвестной.

Помолвка при жизни царя

Самая главная претензия историка к фильму «Матильда» — сознательное смещение акцентов. Согласно сюжету фильма, император Александр III одобряет выбор своего сына, который, говоря современным языком, встречается с балериной Матильдой Кшесинской. Но умирает, когда решение о кандидатуре невесты еще не принято. В результате после смерти отца молодой император оказывается перед нелегким выбором между своей невестой Аликс (будущей императрицей Александрой Федоровной) и Матильдой.

В реальности никакого любовного треугольника не было. О помолвке Николая и Аликс было публично объявлено еще при жизни Александра III. Невеста находилась с семьей своего суженого до смерти императора, свадьба состоялась менее чем через неделю после похорон. Отношения между балериной и наследником закончились перед помолвкой последнего. С того времени герои ни разу не общались наедине.

Решение о браке — краеугольный камень в сюжете картины, придуманный сценаристом. Если следовать исторической правде, то придуманный конфликт разваливается на глазах. Поэтому логичнее воспринимать «Матильду» как работу в жанре «альтернативная история». К примеру, в фильме Тарантино «Бесславные ублюдки» один из героев расстреливает Гитлера из автомата и вся верхушка рейха гибнет при взрыве и пожаре кинотеатра. И это никого не смущает.

Матильда — княгиня? Почему бы и нет!

Согласно сюжету фильма, Николай II до последнего не оставлял надежды жениться на Матильде. Для этого он решил доказать, что род Кшесинской имел княжеские корни. Балерина и великий князь Андрей Владимирович (друг молодого императора и будущий муж балерины) отправляются в библиотеку, где ищут сведения о древнем роде, к чьей родословной можно приписать Кшесинских. Увы, тут создатели фильма передают нам привет из ХХ века.

В то время будущий монарх мог заключить брак только с особой, равной ему по статусу. Поскольку европейских династий было совсем немного, выбор невест оказывался минимальным, а кровосмешение — неизбежным. Например, по линии своего отца Аликс являлась и четвероюродной теткой, и троюродной сестрой Николая. За десять лет до их брака Элла (в православии Елизавета Федоровна), старшая сестра Аликс, вышла замуж за Сергея Александровича, дядю Николая.

Но даже если бы Кшесинская была княгиней, она могла в лучшем случае рассчитывать на морганатический брак. Так, дедушка ее возлюбленного Александр II заключил подобный союз с Екатериной Долгоруковой, которая получила титул княгини Юрьевской. Да и то это случилось, когда император уже был давно на троне, а у него имелся наследник.

Что касается отречения от престола — кстати, в мемуарах балерина утверждала, что никогда не обращалась к наследнику с таким предложением, — то похожая история случилась в Англии, когда король Эдуард VIII отрекся от трона, чтобы жениться на любимой женщине (к тому же разведенной). Правда, это событие случилось в 1936 году. Так что за сорок лет до этого счастье Матильды с Николаем было невозможным.

Голой груди не было!

«Матильда» вряд ли порадует и любителя эротики. По словам кинокритика Анны Ефременко, там «даже спонтанный секс происходит по интуитивно понятной инструкции от IKEA». Но одна радость для любителя ню все-таки есть: в одном из эпизодов у Матильды оголяется грудь (это мелкая пакость со стороны конкурентки, которая дергает завязку сценического костюма на ее спине). Но смелая солистка не тушуется и танцует партию до конца. Тем более что потрясенный Николай обратил на нее внимание только после этого эпизода (теперь понятно, чем надо удивлять 22-летних наследников престола).

Разумеется, такой сцены в реальности не было. Скандал в балетном Петербурге произошел лишь в 1911 году. И случился не с женщиной, а с мужчиной. Во время постановки балета «Жизель» великий танцовщик Вацлав Нижинский вышел на сцену в обтягивающем трико (до этого исполнители этой партии надевали наверх шаровары). Александра Федоровна, сидевшая в царской ложе, засмеялась, но у остальных членов императорской семьи такая вольность вызвала смятение. В результате Нижинский был уволен из Мариинского театра.

Если читатель обратится к фотографиям спектаклей того времени (например, они опубликованы в книгах Веры Красовской, наиболее авторитетного специалиста по истории дореволюционного балета), то увидит, что лиф (верхняя часть костюма у танцовщиц) был более закрытый, а его ширина на плечах оказывалась намного толще, чем у современных артистов. Тогда в костюмах почти не использовались теперешние, почти невидимые шлейки. Поэтому если обтягивающее трико, как у Нижинского, на рубеже веков было возможно, то легкий стриптиз — никак.

Бал на крови

Во время коронации Николая II случилась Ходынка — массовая давка на Ходынском поле (теперь оно находится на территории современной Москвы). Не менее полумиллиона человек пришло туда на массовое гулянье в честь коронации. Многих привлекли слухи о подарках и раздаче ценных монет. В ходе давки погибли 1379 человек и были покалечены более 900. Если верить фильму, Николай прибыл на место трагедии, распорядился похоронить каждого убитого в отдельной могиле (а не в общей, как предлагали нерадивые подчиненные), выделить их родственникам из казны деньги, а потом стал на колени, раскаиваясь в неумышленном преступлении.

В реальности Ходынское поле очистили от следов трагедии… и продолжили празднование. К примеру, на этом же поле оркестр играл концерт. Вечером в Кремлевском дворце продолжились празднования, а во французском посольстве прошел бал. Монархисты доказывали, что Николай II не отменил бал, верный союзническим обязательствам. Но в любом случае репутация императора была серьезно испорчена.

После этой сцены даже странно, что Наталья Поклонская обвиняла режиссера фильма Алексея Учителя в осквернении памяти последнего российского императора. Скорее, в фильме есть идеализация его образа.

Император в коляске и Аликс на мотоцикле

В картине хватает и других неточностей. К примеру, крушение императорского поезда произошло за шесть лет до смерти императора Александра III, когда его сын даже не был знаком с Кшесинской. Но для фильма очень не хватало красивой картинки. Поэтому в кадре появляется и подвода с мужиком, которая не успела переехать пути, в результате чего в нее врезался поезд (в реальности никакого крестьянина не было. По одной версии, причиной оказалась слишком высокая скорость, по другой — гнилые шпалы). А императора после аварии мы видим в инвалидной коляске. Для того времени это было немыслимо: слухи о состоянии Александра III тотчас бы разлетелись по столице.

Или другой пример. Александра Федоровна привозит с собой немецкого доктора. Будущая свекровь выгоняет его из дворца. Доктор уже заводит мотоцикл, когда Аликс выходит из дворца, садится у него за спиной, и они выезжают вместе. Вы можете себе представить, чтобы в конце ХIХ века без пяти минут жена императора ездила по столице на мотоцикле за спиной малознакомого мужчины? Не побоюсь показаться категоричным — это невозможно.

Ради объективности добавлю: если бы «Матильда» оказалась удачным фильмом, ее художественные достоинства перекрыли бы многие из этих перечисленных недостатков. Но, судя по фильму, король, точнее император, оказался голым. Или все-таки только Матильда?

В 1890 году 18-летняя Матильда Кшесинская - еще никому неизвестная, но подающая больше надежды девочка, заканчивает Императорское театральное училище. По обычаю после выпускного показательного выступления Матильду и других выпускников представляют венценосной фамилии. Особенное благоволение к юному дарованию проявляет Александр III, с восторгом следящий за пируэтами и арабесками танцовщицы. Правда, Матильда была приходящей воспитанницей училища, а таким не полагалось присутствовать на праздничном банкете с членами царской семьи. Однако Александр, заметивший отсутствие хрупкой темноволосой девушки, приказал немедленно ввести ее в залу, где им и были произнесены судьбоносные слова: «Мадмуазель! Будьте украшением и славою нашего балета!»

За столом Матильду усадили рядом с цесаревичем Николаем, который, несмотря на свое положение и юный возраст (ему тогда было 22 года), не был замечен к тому времени ни в одной амурной истории, где он смог бы продемонстрировать свой пыл и темперамент. Пыл и темперамент - нет, а преданность и нежность - очень даже.

Мечты о женитьбе

В январе 1889 года по приглашению великого князя Сергея Александровича в Петербург прибывает принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская - внучка английской королевы Виктории. Остановившейся во дворце Белосельских-Белозерских девушке был представлен цесаревич Николай (Александр III приходился принцессе крестным отцом). За шесть недель, что будущая императрица России прибывала в Петербурге, она успела покорить кроткое сердце будущего императора и пробудить в нем неистовое желание связать себя с ней узами брака. Но когда до дошли слухи, что Николай хочет жениться на Алисе, он, приказал сыну забыть об этом желании. Дело в том, что Александр с супругой Марией Федоровной надеялись женить сына на дочери претендента на престол Франции Луи-Филиппа Луизе Генриетте, которую американская газета The Washington Post даже нарекла «воплощением женского здоровья и красоты, изящной спортсменкой и очаровательным полиглотом».

К моменту знакомства с Кшесинской Николай уже намеревался жениться на Алисе Гессен-Дармштадтской. Фото: Commons.wikimedia.org

Это уже потом, в 1894 году, когда здоровье императора стало резко ухудшаться, а Николай с несвойственной ему горячностью продолжал настаивать на своем, отношение изменилось - благо сестра Алисы Великая княгиня Елизавета Федоровна, способствовала не только сближению престолонаследника и принцессы, помогая в переписке влюбленных, но и скрытыми методами воздействовала на Александра. Вследствие всех этих причин весной 1894 года и появился манифест, в котором объявили о помолвке цесаревича и Алисы Гессен-Дармштадской. Но это было после.

«Малютка» Кшесинская и Никки

А в 1890 году, когда Николай мог только переписываться со своей Алисой, его неожиданно знакомят с Матильдой Кшесинской - по мнению некоторых историков, хитроумный Александр решил, что нужно отвлечь Николая от его любви и направить энергию в другое русло. Прожект императора удался: уже летом цесаревич пишет в дневнике: «Малютка Кшесинская положительно меня занимает…» - и регулярно посещает ее выступления.

Матильда Кшесинская влюбилась в будущего императора с первого взгляда. Фото: Commons.wikimedia.org

«Малютка» Кшесинская прекрасно понимала, в какую игру она вступает, но только едва ли могла осознать, насколько далеко продвинется в отношениях с членами царской фамилии. Когда в общении с Николаем наметился сдвиг, Матильда объявила отцу - известному польскому танцовщику, выступавшему на сцене Мариинского, - что стала возлюбленной Николая. Отец выслушал дочь и задал лишь один вопрос: осознает ли она, что роман с будущим императором ничем не кончится? На этот вопрос, который она и сама себе задавала, Матильда ответила, что желает испить чашу любви до дна.

Ровно два года длился роман темпераментной и яркой балерины и не привыкшего демонстрировать свои чувства будущего императора России. Кшесинская испытывала по-настоящему сильные чувства к Николаю и даже считала отношения с ним знаком судьбы: и он и она были «отмечены» цифрой два: он должен был стать Николаем Вторым, а ее на сцене назвали Кшесинская-2: в театре также работала старшая сестра Матильды Юлия. Когда их отношения только начались, Кшесинская восторженно писала в своем дневнике: «влюбилась в Наследника с первой нашей встречи. После летнего сезона в Красном селе, когда я могла встретиться и говорить с ним, мое чувство заполнило всю мою душу, и я только о нем и могла думать…»

Встречались возлюбленные чаще всего в доме семьи Кшесинских и особенно не таились: при дворе никакие секреты были невозможны, да и сам император прикрывал глаза на роман сына. Даже имел место случай, когда в дом нагрянул градоначальник, спешивший сообщить, что государь спешно требует сына к себе в Аничков дворец. Однако для соблюдения приличий для Кшесинской был куплен особняк на Английской набережной, где возлюбленные могли видеться уже безо всяких помех.

Конец истории

Отношения закончились в 1894 году. Матильда, готовая с самого начала к такому исходу, не билась в истерике, не плакала: сдержанно прощаясь с Николаем, она держит себя с достоинством, подобающим королеве, но никак не брошенной любовнице.

Известие о расставании балерина восприняла спокойно. Фото: Commons.wikimedia.org Невозможно утверждать, что это был преднамеренный расчет, однако поведение Кшесинской привело к положительному результату: Николай всегда с теплотой вспоминал свою подругу, а на прощание попросил ее обращаться к нему всегда на «ты», называть по-прежнему домашним прозвищем «Никки» и в случае беды всегда обращаться к нему. К помощи Николая Кшесинская позднее действительно прибегнет, однако исключительно в профессиональных целях, касающихся закулисных театральных интриг.

На этом месте их отношения были окончательно разорваны. Матильда продолжала танцевать и с особенным вдохновением парила над сценой, когда видела в царской ложе своего бывшего любовника. А Николай, надевший корону, целиком погрузился в государственные заботы, павшие на него по смерти Александра III, и в тихий омут семейной жизни с желанной Аликс, как он нежно называл - бывшую принцессу Алису Гессен-Дармштадтскую.

Когда только состоялась помолвка, Николай честно рассказал о своей связи с балериной, на что та ответила: «Что прошло, то прошло и никогда не вернется. Все мы в этом мире окружены соблазнами, а когда мы молоды, то не всегда можем бороться, чтобы устоять перед искушением… Я люблю тебя даже сильнее с тех пор, как ты рассказал мне эту историю. Твое доверие так глубоко трогает меня… Смогу ли я быть его достойной?..»

P.S.

Несколькими годами позже Николая ждали страшные потрясения и ужасный конец: Русско-японская война, Кровавое воскресенье, череда убийств высокопоставленных чиновников, Первая мировая война, народное недовольство, переросшее в революцию, унизительная ссылка его и всей семьи, и, наконец, расстрел в подвале Ипатьевского дома.

Матильда Кшесинская с сыном. Фото: Commons.wikimedia.org

Кшесинскую же ждала иная судьба - слава одной из самых богатых женщин Империи, любовная связь с Великим князем Сергеем Михайловичем, от которого она родит сына, эмиграция в Европу, роман с Великим князем Андреем Владимировичем, который даст ребенку свое отчество, и слава одной из лучших балерин своего времени и одной из самых привлекательных женщин эпохи, вскружившей голову самому императору Николаю.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: