Овладение искусством критики. Виды критики. Понятие о критике и ее виды

    Воронежский государственный технический университет

    Кафедра связей с общественностью и педагогики.

    Контрольная работа.

    По курсу: «Конфликтология».

    Тема: «Критика ее виды и формы».

    Выполнила:

№ группы СО-082, № зачетки 508831

    Проверил:

Воронеж 2011

Введение 3

1. Формы и виды критики 4

2. Грамотная критика 8

3. Критика в конфликтных ситуациях 11

4. Замена критики 13

    Заключение 16

Введение.

Сейчас, в наше бурное, конфликтное время без умения постоять за себя, выйти победителем из конфликтной ситуации, спора человеку просто невозможно выстоять, выжить в этом мире. В последние годы стало очевидно, что каждый, кто стремится не только выжить, но и преуспеть в этом мире, должен и в теории, и на практике постичь такую нелегкую, но нужную науку конфликтологию. С точки зрения теоретического знания конфликтология как наука находится лишь в самом начале своего развития. Поэтому пока она выступает как искусство спора, ведения переговоров и разрешения конфликтов, пишет В. И. Андреев. Конфликтология как зарождающаяся наука прежде всего опирается на синтез социально-психолого- педагогического знания о закономерностях, принципах, правилах разрешения конфликтов, а также методах их предвосхищения, с тем чтобы лица, в них участвующие, имели наименьшие потери и для себя и для окружающих.

Читая некоторую психологическую литературу можно сформировать мнение, что деловая межличностная коммуникация всегда протекает гладко и без каких-либо проблем. Однако далеко не всегда сразу же удается найти полное взаимопонимание с партнером, приходится отстаивать свою и выслушивать его точку зрения. Бывает, что выяснение отношений происходит довольно болезненно, по крайней мере для одной из сторон. Главное не допустить перерастание нормального спора по деловым вопросам в межличностную конфронтацию.

1. Формы и виды критики.

Критика (от греческого kritike - искусство разбирать, судить) – это обсуждение чего-либо с целью дать оценку; Отрицательное суждение о чем-либо, указание недостатков.

Критика может звучать в самой разной форме. Это может быть развернутое указание на недостатки, собственно критика. Замечание - короткая критика. Обвинение - тоже формы критики, когда в большей степени звучит возложение вины за обнаруженные недостатки. Недовольство - эмоциональное выражение критики, выражение негативных чувств в связи с обнаруженными недостатками. Претензия - это критика с требованием. Возражения тоже можно считать критикой: критикой высказываний.

Критика в жизни возникает, когда человек не понимает по-хорошему, когда не можем придумать, как заинтересовать или приучить. В критику невольно впадают, когда плохое настроение, негативные чувства к партнеру. А когда не сердимся, а больше любим - находим возможность поговорить по хорошему, поразмышлять вместе с ним, без явной критики.

Критика по форме бывает:

  1. Деструктивная и конструктивная

Деструктивная критика - высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и/или грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Деструктивная критика разбивает ваши тезисы и аргументы, показывает ваши недостатки и слабости, обнаруживает ваши ошибки и недочеты.

Разрушительность такой критики - в том, что она затрудняет человеку возможность «сохранить лицо», отвлекает его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, снижает у него веру в себя. Деструктивная критика почти всегда безполезна и как правило вредна.

Исключение: если критикуемый эмоционально неуязвим и конструктив легко придумает сам, то критические замечания даже деструктивного плана все равно будут полезны.

Конструктивная критика - критика, в которой говорится не что плохо, а что и как сделать лучше. Что добавить или изменить, чтобы получить требуемый результат. Куда прете? - деструктив. Пройдите левее, пожалуйста! - конструктив.

Конструктивность критики - необходимый элемент психологической грамотности .

Конструктивная критика всегда эффективнее деструктивной, но делать ее такой трудно. Например сказать ребенку: «Драться нельзя! Нельзя давать сдачи!» - несложно, сложнее будет ответить на последующий вопрос: «А как поступать, когда тебя бьют? Когда отнимают у тебя твои игрушки, а пожаловаться некому?»

  1. Прямая и косвенная.

Прямая критика о недостатках говорит прямо.

Косвенная - описывается похожий случай или чужие аналогичные недочеты, из чего критикуемый легко догадывается о недочетах своих. Но прямо вы ему ничего не говорили.

Косвенная критика труднее, но лучше бережет самолюбие.

Чем меньше опасность эмоциональных защит, тем проще и прямее можно говорить, что вы думаете о происшедшем. В случае серьезных ошибок или личностной неустойчивости критика должна быть максимально щадящей: косвенной, скрытой, поддерживающей.

  1. Открытая и скрытая.

    Скрытая - неизвестен.

  1. Поддерживающая и разгромная.

Эти формы критики касаются личности, но поддерживающая укрепляет самооценку , поднимает репутацию (напр. ты талантливый. У тебя получается. Мне вообще в тебе нравится. Ты очень надежный человек), а разгромная – наоборот, переходит на личности, использует обвинения, тяготеет к публичности.

Поддерживающая критика полезна практически всегда. Если личностно критичная ситуация - просто необходима.

  1. Общего плана и конкретная.

Критика общего плана говорит в общем. Конкретная - детально, конкретно. Не просто, что не работает, а когда и в какой степени, из-за каких причин. И не просто как сделать лучше, а как это сделать конкретно: куда пойти, к кому обратиться.

Как правило, конкретность полезна и ценна почти всегда. И чем ее больше, тем лучше.

Если же говорить точнее, необходимость конкретики и детализации зависит от уровня компетентности. Если критикуемый не знает, как исправить, как сделать лучше - конкретные подсказки очень ценны. Если же специалист в курсе, ему достаточно подсказать, что ошибка допущена или где-то что-то неисправно.

  1. Мотивирующая и останавливающая.

Останавливающая - ставящая запреты делать недопустимое.

Мотивирующая критика - создающая желание делать. Вариант мотивирующей - воодушевляющая критика .

Воодушевляющая критика - не обидна, а мотивирует. Вызывает не желание защититься и ударить в ответ, а благодарность за внимание и желание измениться (или поправить сделанное).

Например. У руководителя есть любимый, талантливый сотрудник. Этот сотрудник принес эскиз дизайна, руководитель смотрит и реагирует: «Возмутительно! Это нарисовал мой лучший, самый талантливый сотрудник! Да, мы видим хорошую, качественную работу - в целом. Но, во-первых, вот тут и тут сделано неряшливо, как будто второпях, а во-вторых - где же изюминка? Так нарисуют многие профессионалы, но ты то - не многие! Когда переделаешь?»

    Виды критики.

Кроме того, критика отличается по тому, на что она направлена: на ситуацию, на личность, на высказывания человека или на его действия. Критика ситуации - это недовольство . Критика высказывания - это возражение .

    2. Грамотная критика.

Критика - опасна. Обычная критика вызывает обиды и протесты, провоцирует конфликты, портит отношения, а тот, кого критикуют, лучше не становится. Грамотная критика экологична для партнера, сохраняет отношения и конструктивна - помогает решать вопросы более эффективно.

Что бы критиковать грамотно, нужно учитывать следующее:

  1. Контакт.

Критика уместна, если у вас есть возможность контакта . Нет возможности контакта - критика бессмысленна. Например партнер кричит на вас в истерике, вам это не нравится, но в данной ситуации критика с вашей стороны неуместна - она услышана не будет.

  1. Личностные особенности того, кого критикуют.

Легче с людьми воспитанными , знакомыми с форматом поведения, обязательным для определенного круга ситуаций (это деловой, дружеский, шуточный, личный, официальный формат, формат гражданский и армейский) .

Аккуратнее следует быть с обидчивыми и невротиками . Если ошибка невелика, а человек личностно устойчив , критические замечания в его адрес можно формулировать прямо и открыто, хотя требование конструктивности остается в любом случае. В случае серьезных ошибок или личностной неустойчивости критика должна быть максимально щадящей: косвенной, скрытой, поддерживающей.

Основные факторы, влияющие на грамотный выбор формы критики:

  • наличие личностно критичной ситуации (эмоциональная неусточивость личности и значимость предмета критики),
  • компетентность критикуемого.
  1. Ваш статус.

Например высокостатусной личности и руководителю позволено больше.

  1. Отношения между вами, в первую очередь доверие к вам.

Чем больше у вас есть кредит доверия, тем больше вы можете себе позволить в критике: критику более частую, открытую и жесткую. Если отношения у вас не близкие и доверия вы не завоевали, вы можете позволить себе только редкие критические замечания и только в самой аккуратной форме.

  1. Интересы дела.

Критиковать надо не тогда, когда захочется, и не так, как рвется с души, а чтобы получить нужный результат. Следует ориентироваться на:

Описание работы

Сейчас, в наше бурное, конфликтное время без умения постоять за себя, выйти победителем из конфликтной ситуации, спора человеку просто невозможно выстоять, выжить в этом мире. В последние годы стало очевидно, что каждый, кто стремится не только выжить, но и преуспеть в этом мире, должен и в теории, и на практике постичь такую нелегкую, но нужную науку конфликтологию. С точки зрения теоретического знания конфликтология как наука находится лишь в самом начале своего развития

Критика имеет разные имена. Развернутое указание на недостатки — это собственно критика. Замечание — короткая критика. Обвинение — тоже форма критики, когда в большей степени звучит возложение вины за обнаруженные недостатки. Недовольство — эмоциональное выражение критики ситуации, выражение негативных чувств в связи с обнаруженными недостатками. Претензия — это критика с требованием. Возражения тоже можно считать критикой: критикой высказываний.

Данная статья посвящена преимущественно собственно критике, то есть критике самого человека либо его действий, однако общие положения по поводу критики вообще справедливы и для возражений: как их делать можно, а как стоит едва ли.

Критика по своей сути бывает справедливая и нет, по форме грамотная и обычная (к сожалению — неграмотная). Также, критика отличается по тому, на что она направлена: на ситуацию, на личность, на высказывания человека или на его действия. Критика может быть открытая и скрытая, в глаза и за спиной, справедливая и нет, деструктивная и конструктивная. Критика бывает поддерживающая и разгромная, общего плана и конкретная, мотивирующая и останавливающая. Встречается даже критика восхищенная… Какая вас больше воодушевляет?

Формы критики подробнее

Критика по форме может звучать очень разнообразно.

  • Развернутая и короткая

Развернутое указание на недостатки — собственно критика. Короткая критика — замечание.

  • Общего плана и конкретная

Критика общего плана говорит «в общем». Конкретная — детально, конкретно. Не просто «что не работает», а «когда и в какой степени». Из-за каких причин. И не просто «как сделать лучше», а «как это сделать конкретно»: куда пойти, к кому обратиться. Смотри Критика общего плана и конкретная.

  • Направленная на личность или на действия человека

Согласитесь, это очень разные формулировки: «ты плохой» или «это был неудачный поступок», «твое высказывание некорректно» или «ты сволочь». Критика, направленная на личность, звучит как обвинения. См.>

  • Прямая и косвенная

Прямая — о недостатках говорится прямо. Косвенная — описывается похожий случай или чужие аналогичные недочеты, из чего критикуемый легко догадывается о недочетах своих. Но прямо вы ему ничего не говорили. Подробнее смотри Критика Прямая и косвенная

  • Открытая и скрытая
  • Поддерживающая и разгромная

Эти формы критики касаются личности, но поддерживающая самооценку укрепляет, репутацию поднимает, а разгромная — наоборот. Смотри Критика поддерживающая и разгромная

  • Деструктивная и конструктивная

Деструктивная критика говорит, что плохо, конструктивная — как сделать лучше. Куда прете? — деструктив. Пройдите левее, пожалуйста! — конструктив. Подробнее смотри Критика деструктивная и конструктивная

  • Мотивирующая и останавливающая

Мотивирующая — создающая желание делать. Останавливающая — ставящая запреты делать недопустимое. Смотри Критика мотивирующая и останавливающая.

    Критика - это высказывания, в которых один человек осуждает другого, говорит о том, что так делать нельзя, делает замечания.

    Критика может быть на пользу, когда она конструктивна, обычно такая критика встречается в сфере образования или бизнеса. Начальник подчиненному сообщил об ошибках подчиненного - польза для бизнеса есть. Учитель исправил ошибки ученика - польза для образованности ученика есть. Или же родитель сказал своему ребенку, что делать так нельзя, - польза в воспитательном процессе есть. Конструктивная критика в меру - необходима для воспитания и развития человека.

    Но также критика бывает от разных плохих чувств в душе критикующего. Как правило, это гордыня или зависть. Такая критика часто бесполезна или даже вредна для того, кого критикуют, а у критикующего и вовсе вызывает настолько негативные эмоции, которые с точки зрения психосоматики могут приводить к смертельно опасным болезням. Критиковать своих подруг, мужей, коллег, жен - это все неправильно, хотя, не спорю, возможны исключения.

    Критика - это когда человеку напоминают о его личных недостатках, или какое то творческое исполнение,работу

    вс это используется для улучшения качества того объекта, который подвергается этой самой критике, некоторые критику воспринимают болезненно, или не воспринимают вообще, ассоциируя е с придирками, нападками к собственной личности, но не всегда это так происходит, потому, что иногда, или намного полезнее воспринимать критику как

    философское рассуждение,замечание и пытаться стать или сделать что-то лучше, люди которые правильно и спокойно воспринимают критику, более точно и быстро способны совершенствовать сво поведение или же свою деятельность, главное,чтобы критика была целесообразной.Как пишут в характеристиках: на замечания начальства,реагирует правильно. Вот примерно так и нужно совершенствовать сво сознание, конечно нужно отличать добрые дела от худых, иначе так можно правильно реагировать на критику не совсем благополучных людей в плане психики.

    Не буду копировать где то искать ответ на этот вопрос в общем как я понимаю что такое критика?

    Критика бывает положительная и отрицательная бывает с завистью с целью задеть человека.

    Положительная критика это когда человек критикует тебя с целью помочь объяснить тебе, твои недостатки, ошибки.

    Отрицательная критика это когда тебя специально критикуют что бы понизить твою самооценку, унизить тебя перед окружающими.

    Есть выражение что ты всю критику воспринимаешь в штыки? Человек который не умеет адекватно воспринимать критику чаще всего ему трудно жуть.

    Критика - это высказывания о Вас, Ваших действиях, Ваших поступках других людей (отвечаю личными выражениями и высказываниями, поэтому возможно немного ошибусь). Критика бывает разной - положительной и отрицательной. Положительная критика может быть и просто лестной, когда в процессе критикования проскакивают выражения, завышающие самооценку. Чаще всего критика отрицательная поскольку в этом и есть смысл осуждения и обсуждения (да и согласитесь - это всегда интереснее), но следует отметить, что отрицательная критика не всегда уместна и иногда лжива, т.к. людям свойственно завидовать или в целях заработка (например у журналистов или в качестве пиара), иногда человека можно опорочить, чтобы на его фоне выглядеть наиболее выгодно (например различного вида кастинги и др.). Также критика бывает обоснованной и необоснованной. При обоснованной критике говорят о правдивых фактах, к такой критике следует прислушаться, необоснованную критику следует фильтровать, поскольку опять же она применяется, чтобы опорочить человека.

    В наше время критики не бывает лишь там, где нет общества, а поскольку мы существа общественные, то

    подвергаемся критики постоянно. Просто одни люди относятся к критике спокойно, другим порой она наносит глубокие раны, преследующие человека долгие годы. Критика бывает разной, она бывает хорошей и плохой.Но есть такой сорт людей которые критикуют других с поводом и без.Вот таких я людей не уважаю.А особенно тогда,когда у самого целый вагон недостатков,а он кого то критикуют.В таких случаях лучше занялся самокритикой,было бы полезно.

    Критика всегда неприятна.

    Потому что критикуют нас, любимых. А мы по умолчанию, для самих себя, конечно, безгрешны, идеальны.

    Даже если мы и признаем, что у нас есть недостатки, но как-то не совсем уверенно. Ну, может быть, я и не прав... Или, да, я неправ! (А в душе - да ничего подобного, прав я!)

    Нет приятной критики - она всегда неприятна. В лучше случае - восприятие нейтральное или безразличное (когда игнор критикана).

    Но есть варианты критики:

    • или оскорбить, или помочь;
    • корректная или некорректная;
    • конструктивная или неконструктивная;
    • желательная и нежелательная для объекта критики.

    Случай, когда критика весьма желательна, - это когда сам, на полном серьезе, просишь покритиковать себя в чем-то.

    Я написала статью для некоего издания. Редакция и комментаторы там весьма придирчивые, если что не так - затравят насмешками.

    Стремясь подстелить себе соломки, я направляю свой опус своей подруге, которой, хлебом не корми, дай покритиковать кого-то (и часто по делу). Прошу прочесть и дать правдивую оценке - где ляпы, неинтересно, затянутости, етс. Она пишет свои фе, я исправляю шедевр, печатаю и собираю аплодисменты.)) Вот такая критика мне нужна, вот за это спасибо!

    Признаться, всегда прислушиваюсь к конструктивной критике, даже если она и неприятна, даже если в первый момент чувствую себя оскорбленной. Но потом понимаю - человек прав! Спасибо ему! И нужно что-то менять в себе.

    Критика - это обсуждение и оценка всех достоинств и недостатков какого-либо труда, произведения, действия. Различают критику объективную и необъективную. Их отличия заключаются в том, что при необъективной критике, происходит специальное унижение всех ваших действий. Высказываются только отрицательные моменты. А ещ чаще необъективная критика происходит когда критикующий сам не обладает достаточного количества нужной информации, но уже сделал свой вывод (то есть поторопился в суждениях). Иногда, просто нужно засудить, показать что ты такой плохой.

    Критика - это когда человек сам творить не умеет, но очень любит давать советы другим и обсуждать сделанное другими.

    Всегда проще обсудить и осудить или одобрить чужие идеи, произведения искусства и науки, рецепты блюд и так далее. А вот придумать что-то новое, написать шедевр, спасти Человечество от надвигающейся экологической катастрофы - под силу не каждому.

    Поэтому так мало гениев и так много посредственностей. Но, с другой стороны, именно благодаря последним человечество ещ не вымерло на этой замечательной планете. Даже трудно вообразить, что было бы на Земле, если бы на ней жили одни гении.

    Так что, да здравствуют критики, какими бы они ни были!

Критика - форма контроля и оценки дейст­вий, которые не соответствуют требованиям, предъявляемым коллективом к каждой личности.

Выделяют два вида критики: деловую и мора­лизующую.

Деловая критика - направлена на выявление ошибок в работе. Она вскрывает их причины и указывает на конкретные пути выхода из создав­шегося щепетильного положения.

Морализующая критика - это обвинительная речь, направленная против провинившегося.

Аргументы для критики должны быть всегда обоснованными фактами. Необоснованная крити­ка обычно легко парализуется обоснованной контркритикой.

Правильно воспринять критику обычно меша­ет задетое чувство собственного достоинства, т.е. наше "я".

По форме критика может быть щадящей или наказывающей.

Щадящую критику применяют тогда, когда ошибки не носят систематического характера и не вызваны халатностью или недобросовестностью работника.

Если нарушение, опоздание или брак допуска­ются регулярно, то применяют наказывающую критику. При такой критике уровень самоуваже­ния и уважения личности падает. Критикуя, необ­ходимо не только наказывать и указывать на отри­цательные факты, но и тщательно анализировать причины их возникновения.

Следует напомнить, что преследование за кри­тику запрещается законом.

Классификация критики

Глубокий и всесторонний анализ конфликтной ситуации содержит в себе элементы критики, которую оригинально классифицировал Ю.Краковский .

По его мнению, критика может быть:

1) подбадривающая ("Ничего. В следующий раз сделаете лучше. А сейчас не получилось".);

2) критика-упрек ("Ну что же вы, я так на вас рассчитывал!");

3) критика-надежда ("Надеюсь, что в следую­щий раз вы это задание сделаете лучше".);

4) критика-аналогия ("Раньше я допускал точ­но такую же ошибку".);

5) критика-похвала ("Работа сделана хорошо, но только не учтен данный конкретный слу­чай".);

6) безразличная похвала ("В нашем коллективе есть люди, которые не справились со своими служебными обязанностями, не будем называть их фамилии".);

7) критика-озабоченность ("Я очень озабочен сложившимся положением дел, особенно у таких товарищей, как...".);

8) критика-сопереживание ("Я хорошо вас по­нимаю, вхожу в ваше положение, но...".);

9) критика-сожаление ("Я очень сожалею, но должен отметить, что работа выполнена некачест­венно...".);

10) критика-ирония ("Работа, что надо. Только как мы будем теперь в глаза друг другу смот­реть?..");

11) критика-удивление ("Как? Неужели вы не смогли сделать эту работу?");

12) критика-намек ("Я знал одного человека, который поступил точно так же, как вы. Однако ему потом было очень плохо".);

13) критика-смягчение ("Наверное, в том, что произошло, виноваты не только вы...".);

14) критика-укоризна ("Что же вы сделали так неаккуратно?");

15) критика-замечание ("Вы сделали не так, в следующий раз обязательно посоветуйтесь".);

16) критика-предупреждение ("Если вы еще раз повторите эту ошибку, она может стать стереотипом служебного поведения".);

17) критика-требование ("Работу придется пе­ределать".);

18) критика-вызов ("Если вы допустили столь­ко ошибок, сами и решайте, как выходить из по­ложения".);

19) конструктивная ("Работа выполнена не­верно. Что собираетесь сейчас предпринять?");

20) критика-опасение ("Я очень опасаюсь, что в следующий раз работа будет выполнена на том же уровне".).

Критические замечания должны высказывать­ся в этичной форме, чтобы они были приняты ад­ресатом, остались в его памяти, положительно влияя на его личную и служебную профессиональ­ную деятельность.

Самокритика - критика недостатков собст­венной работы, вскрытие своих ошибок. Внутрен­ний регулятор самокритики - чувство ответствен­ности.

Стиль критики следует менять в зависимости от темы разговора и уровня самокритики партне­ра. Выбирая меры воздействия, всегда старайтесь понять, почему личность совершила проступок. Самокритика часто реализуется в самоиронии. Из­вестна народная мудрость: "Самоирония спасает от стрессов, ирония - от дураков".

Критика – это логическая операция, направленная на разрушение ранее состоявшееся процесса аргументации.

По форме:

    Явная – указание на явные недостатки, направленная на разрушение аргументации.

    Неявная – скептическая оценка позиции пропонента без конкретного анализа недостатков.

По направленности аргументационного процесса:

    деструктивная – критика, направленная на опровержение тезиса, аргументов и демонстрации.

(Приёмы)

Критика тезиса-установление ложности тезиса

1.тезис пропонента(Т)-2.следствие из тезиса(С1,С2)-3.опровержение следствий фактами(С1,С2)-4.строится умозаключение(от отрицания следствия к отрицанию основания(ТС1,С2,С1С2)-5.тезсс опровергнут(Т)

Критика аргумента – ложность аргумента

Критика демонстрации – отсутствие логической связи между тезисом и аргументами.

    Конструктивная – обоснование оппонентом собственного тезиса с целью альтернативного утверждения пропонента.

1. Т(тезис пропонента)-2.А(тезис оппонента)-3.оппонент доказывает А.-4. Разделительно-категорическое умозаключение

    Смешанная – конструктивная + деструктивная.

Пропонент – выдвигающий тезис

Оппонент – не согласный с позицией

48.Правила и ошибки по отношению к тезису

Тезис является центральным пунктом рассуждения, раскрытию и обоснованию которого подчинен весь процесс аргументации.

Логичное рассуждение предполагает соблюдение двух правил в отношении тезиса: определенность тезиса и неизменность тезиса.

(1) Определенность тезиса

Правило определенности означает, что тезис должен быть сформулирован ясно и четко.

Четкое определение тезиса наряду с выявлением смысла употребляемых терминов включает также анализ суждения, в форме которого выставляется тезис. Если он представлен как простое суждение, то надо точно выявить субъект и предикат суждения, что не

всегда является очевидным. Требуется также уяснить качество суждения: содержится в нем утверждение или нечто отрицается.

Важное значение имеет количественная характеристика суж-f, дения: формулируется оно как общее суждение (А или Е) или как] частное (I или О). При этом надо выяснить, является оно неопреде-1 ленным («некоторые, а может быть, и все») или определенным («только некоторые») частным суждением.

(2) Неизменность тезиса

Правило неизменности тезиса запрещает видоизменять или отступать от первоначально сформулированного положения в процессе данного рассуждения.

Требование логической точности, определенности и неизменности тезиса достаточно просты и, как правило, выполняются при наличии элементарных навыков логической культуры. Однако в практике встречаются отступления от этих правил.

Первое из них - потеря тезиса.

Подмена тезиса. Общее название ошибки по отношению к тезису - подмена тезиса, которая бывает полной или частичной.

(1) Полная подмена тезиса проявляется в том, что, выдвинув определенное положение, пропонент в итоге фактически обосновывает нечто другое, близкое или сходное с тезисом положение и тем самым подменяет основную идею другой.

(2) Частичная подмена тезиса выражается в том, что в ход, выступления пропонент пытается видоизменить собственный тезис сужая или смягчая свое первоначально слишком общее, npeyaeJ ченное либо излишне резкое утверждение.

2. Правила и ошибки по отношению к аргументам

Логическая состоятельность и доказательное значение рассужде- , ния во многом зависят от качества исходного фактического и теоре-"| тического материала - убеждающей силы аргументов.

Решение стратегической задачи аргументации определяется выполнением следующих требований, или правил в отношении доводов:

(1) Требование достоверности, т.е. истинности и доказанности аргументов определяется тем, что они выступают логическими основаниями, опираясь на которые выводят тезис. Сколь бы вероятными ни были доводы, из них может следовать лишь правдоподобный, но не достоверный тезис. Сложение вероятностей в посылках приводит лишь к увеличению степени вероятности заключения, но не гарантирует получения достоверного результата.

(2) Автономное обоснование аргументов означает: поскольку доводы должны быть истинными, то, прежде чем обосновывать тезис, следует проверить сами аргументы.

(3) Требование непротиворечивости аргументов вытекает из логической идеи, согласно которой из противоречия формально следует все что угодно - и тезис пропонента, и антитезис оппонента.

(4) Требование достаточности аргументов связано с логической мерой - в своей совокупности доводы должны быть такими, чтобы из них по правилам логики в необходимости следовал доказываемый тезис.

При поспешном, не всегда продуманном анализе фактического материала встречается использование и такого аргумента, который не только не подтверждает, а наоборот, противоречит тезису выступающего. В этом случае говорят, что пропонент использовал «самоубийственный довод».

3. Правила и ошибки демонстрации

Логическая связь аргументов с тезисом протекает в форме таких умозаключений, как дедукция, индукция и аналогия.

1) Дедуктивный способ аргументации предполагает соблюдение ряда методологических и логических требований. К важнейшим из них относятся следующие.

1 (1) Точное определение или описание в большей посылке, выполняющей роль довода, исходного теоретического или эмпирического1 положения. Это дает возможность убедительно продемонстриро-1 вать научные позиции или практические соображения, которыми I руководствуются при оценке конкретного события. |

(2) Точное и достоверное описание конкретного события, которое дано в меньшей посылке.

Это требование диктуется методологическим принципом конкретности истины. В противном случае дедуктивное рассуждение будет двусмысленным и далеким от истины.

(3) Дедуктивная аргументация приводит к достоверному обоснованию тезиса при соблюдении структурных правил этой формы вывода, относящихся к терминам, количеству, качеству и логическим связям между посылками умозаключения. Это прежде всего правила категорических, условных, разделительных и смешанных форм силлогизмов, которые изложены в главе о дедуктивных умозаключениях.

2) Индуктивный способ аргументации применяется, как правило, в тех случаях, когда в качестве доводов используются фактические данные.

3) Аргументация в форме аналогии применяется в случае уподобления единичных событий и явлений. При обращении к аналогии надо соблюдать следующие правила этого вида умозаключения.

Во-первых, аналогия состоятельна лишь тогда, когда два явления сходны между собой не в любых, а лишь в существенных признаках.

Во-вторых, при уподоблении двух явлений или событий следует учитывать различия между ними.

Ошибки в демонстрации связаны с отсутствием логической связи между аргументами и тезисом.

Ошибка мнимого следования имеет место и в тех случаях, когда для обоснования тезиса приводят логически не связанные с обсуждаемым тезисом аргументы. Среди множества такого рода уловок назовем следующие.

Аргумент к силе- вместо логического обоснования тезиса прибегают к внелогическому принуждению - физическому, экономическому, административному, морально-политическому и другим видам воздействия.

Аргумент к невежеству - использование неосведомленности или непосвященности оппонента или слушателей и навязывание им мнений, которые не находят объективного подтверждения либо противоречат науке.

Аргумент к выгоде - вместо логического обоснования тезиса агитируют за его принятие потому, что так выгодно в морально-политическом или экономическом отношении.

Аргумент к здравому смыслу используется часто как апелляция к обыденному сознанию вместо реального обоснования. Хотя известно, что понятие здравого смысла весьма относительное, нередко оно оказывается обманчивым, если речь идет не о вещах домашнего обихода.

Аргумент к состраданию проявляется в тех случаях, когда вместо реальной оценки конкретного поступка взывают к жалости, человеколюбию, состраданию. К этому аргументу прибегают обычно в тех случаях, когда речь идет о возможном осуждении или наказании лица за совершенные проступки.

Аргумент к верности - вместо обоснования тезиса как истинного склоняют к его принятию в силу верности, привязанности, почтения и т.п.

Соблюдение логических правил по отношению к тезису, демонстрации и аргументам обеспечивает выполнение стратегической задачи рационального рассуждения, которая выступает ведущим фактором убедительности процесса аргументации в научной и практической областях знаний.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: